Нефтегазовая промышленность

Берсерк - кто он? Берсерки: кто они? Берсерк значение слова.

Берсерки

Бе́рсерк (бе́рсеркер ) - воин , посвятивший себя богу Одину , перед битвой приводивший себя в ярость.

В сражении отличался большой силой, быстрой реакцией, нечувствительностью к боли, безумием. Не признавали щит и кольчугу, сражаясь в одних рубахах, или обнаженными по пояс. Сыновья конунга Канута - берсерки - плавали на отдельном драккаре, так как сами викинги их боялись.

Этимология

Слово берсерк образовано от старонорвежского berserkr, что означает либо «медвежья шкура» либо «без рубашки» (корень ber- может означать как «медведь» , так и «голый» ; -serkr означает «шкура» , «рубашка» ). Берсерки впервые упомянуты скальдом Торбьёрном Хорнклови в стихотворении о победе Харальда Прекрасноволосого в битве при Хаврсфьорде, которая происходила предположительно в г.

Лишь подобные воины могли продолжить традицию берсерков.

В литературе берсерки часто появляются парами, неоднократно их сразу двенадцать. Они считались личной охраной древнескандинавских конунгов. Это указывает на элитарный характер этой касты воинов. Непреложная верность своему властителю встречается в нескольких местах старых саг. В одной из саг у короля датчан Хрольфа Краке было 12 берсерков, которые были личной его охраной: Бёдвар Бьярки, Хьялти Хохгемут, Цвитсерк Кюн, Вёрт, Весети, Байгуд и братья Свипдаг.

Но берсерки не могли быть только у конунга Харальда Прекрасноволосого. Тацит упоминает особенную касту воинов, которую он называет «Harier » и которые несут все признаки берсерков, это было 800 лет до битвы при Боксфьорде:

В играх

Смотри также

Ссылки

  • В. А. Косарев. Гнев Геракла (сопоставление мифа о бешенстве Геракла и боевого неистовства берсерков)

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Берсеркер
  • Берсеркеры

Смотреть что такое "Берсерки" в других словарях:

    Берсеркер

    Берсеркеры - Берсерк (берсеркер) воин, посвятивший себя богу Одину, перед битвой приводивший себя в ярость. В сражении отличался большой силой, быстрой реакцией, нечувствительностью к боли, безумием. Не признавали щит и кольчугу, сражаясь в одних рубахах,… … Википедия

Ему слово: «А можно про войнов берсерков? Интересно успел или нет:)»

Успели, можно. Интересная тема древних легенд, давайте узнаем побольше …

История человечества полна легенд и мифов. Каждая эпоха вписывает в этот покрытый пылью времен том новую страницу. Многие из них канули в Лету, так и не дожив до наших дней. Но есть предания, над которыми не властны века. Рассказы о воинах, обладающих нечеловеческими способностями – невосприимчивых к физической боли и не ведающих страха перед лицом смерти – из этого числа. Упоминания о сверхсолдатах можно отыскать едва ли не у каждого народа. Но особняком в этом ряду стоят берсерки – герои скандинавских саг и эпосов, само имя которых стало нарицательным. И вот ведь какая интересная штука легенды. Порой правда и вымысел в них так переплетаются, что отделить одно от другого едва ли возможно.

На протяжении нескольких столетий самым жутким кошмаром Европы являлись викинги. Когда на горизонте показывались змееглавые ладьи брутальных пришельцев, население окрестных земель, охваченное леденящим ужасом, искало спасения в лесах. Размах опустошительных походов норманнов поражает воображение даже сегодня, спустя почти тысячу лет. На востоке они проложили знаменитый путь «из варяг в греки», дали начало княжеской династии Рюриковичей и более двух веков принимали активное участие в жизни Киевской Руси и Византии. На западе викинги, еще с VIII в. заселив Исландию и юг Гренландии, держали в постоянном страхе ирландские и шотландские берега.

А с IX в. перенесли границы своих набегов не только далеко на юг – до Средиземного моря, но также и в глубь европейских земель, разорив Лондон (787 г.), Бордо (840 г.), Париж (885 г.) и Орлеан (895 г.). Рыжебородые чужеземцы захватывали целые вотчины, иной раз не уступавшие по размерам владениям многих монархов: на северо-западе Франции они основали герцогство Нормандию, а в Италии – Сицилийское королевство, откуда совершали походы в Палестину задолго до крестоносцев. Терроризируя население европейских городов, воинственные скандинавы даже удостоились чести быть упомянутыми в молитвах: «Боже, избавь нас от норманнов!». Но были среди северных варваров воины, перед которыми викинги и сами испытывали мистический трепет. Они прекрасно знали, что попасться под горячую руку соплеменнику-берсерку было смерти подобно, а потому всегда старались держаться от этих братьев по оружию подальше.

С ОДИНОМ В ПОЛЕ ВОИНЫ

Древние скандинавские саги донесли до нас легенды о непобедимых воинах, которые, обуреваемые боевой яростью, с одним мечом или топором врывались в ряды врагов, сокрушая все на своем пути. Современные ученые не сомневаются в их реальности, но многое из истории берсерков и сегодня остается неразгаданной тайной

Следуя установившейся традиции, будем называть их берсеркерами (хотя более точный термин — бьорсьорк, то есть “медведеподобный”). Наряду с воином-медведем существовал также ульфхеднер — “волкоголовый”, воин-волк. Вероятно, это были разные ипостаси одного и того же явления: многие из тех, кого называют берсеркерами, носили прозвище “Волк” (ульф), “Волчья шкура”, “Волчья пасть” и т.д. Впрочем, и имя “Медведь” (бьорн) встречается не реже.

СЧИТАЕТСЯ, что впервые берсерки упоминаются в драпе (длинном стихотворении) скальда Торбьёрна Хорнклови – древнескандинавском литературном памятнике. Речь там идет о победе короля Харальда Прекрасноволосого, основателя Королевства Норвегия, в сражении при Хаврсфьорде, произошедшем предположительно в 872 г. «Берсерки, облаченные в медвежьи шкуры, рычали, потрясали мечами, кусали в ярости край своего щита и бросались на своих врагов. Они были одержимы и не чувствовали боли, даже если их поражало копьё. Когда битва была выиграна, воины падали без сил и погружались в глубокий сон» – так очевидец и участник тех событий описывал вступление в бой легендарных воинов.

Больше всего упоминаний о берсерках в сагах IX-XI веков, когда викинги (норманны) на своих быстроходных кораблях-дракарах наводили ужас на народы Европы. Казалось, что перед ними ни что не может устоять. Под ударами викингов уже в VIII-IX веках пали такие крупные города как Лондон, Бордо, Париж, Орлеан. Что уж говорить о небольших городках и деревнях, их норманны опустошали в считанные часы. Зачастую на захваченных территориях ими создавались собственные государства, например, герцогство Нормандия и Сицилийское королевство.

Кто же были эти бойцы? Берсерками или берсеркерами называли викингов, с ранних лет посвятивших себя служению Одину – верховному скандинавскому божеству, владыке чудесного чертога Вальхаллы, куда после смерти на вечное пиршество якобы отправлялись души воинов, героически павших на поле брани и заслуживших благоволение небес. Перед битвой берсерки вводили себя в особого рода боевой транс, благодаря чему отличались огромной силой, выносливостью, быстрой реакцией, нечувствительностью к боли и повышенной агрессивностью. Кстати, этимология слова «берсерк» до сих пор вызывает в научных кругах споры. Скорее всего, оно образовано от старонорвежского «berserkr», что переводится либо как «медвежья шкура», либо «без рубашки» (корень ber может означать как «медведь», так и «голый», а serkr – «шкура», «рубашка»). Сторонники первого толкования указывают на прямую связь берсерков, носивших одежду из медвежьих шкур, с культом этого тотемного животного. «Голорубашечники» же делают акцент на том факте, что в бой берсерки ходили без кольчуг, обнаженными по пояс.

Бронзовая пластинка VIII века. Торслунда, о. Эланд , Швеция

Отрывочные сведения о берсерках также можно почерпнуть из «Младшей Эдды» – сборника древнеисландских мифических сказаний, принадлежащих перу Снорри Стурлусона. В «Саге об Инглингах» говорится следующее: «Мужи Одина бросались в бой без кольчуги, а ярились, словно бешеные псы или волки. В ожидании схватки от нетерпения и ярости, клокотавших в них, грызли зубами свои щиты и руки до крови. Они были сильны, словно медведи или быки. Со звериным рыком разили они врага, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда…». Древнескандинавский поэт утверждал, будто «Один умел делать так, что в битве его враги слепли или глохли, или их охватывал страх, или их мечи становились не острее, чем палки». Связь берсерков с культом главного бога скандинавского пантеона имеет и другие подтверждения. Даже перевод многочисленных имен Одина указывает на его безумную и яростную природу: Вотан («одержимый»), Игг («страшный»), Херьян («воинствующий»), Хникар («сеятель раздоров»), Бельверк («злодей»). Под стать своему небесному покровителю были и прозвища берсерков, дававших «властелину гнева» обет бесстрашия. Например, Гарольд Безжалостный, ввязывавшийся в бой раньше других, или разбитый в 1171 г. под Дублином норманнский вождь Иоанн, имевший прозвище Wode, то есть «Безумец».

Берсерки вовсе не случайно являлись привилегированной частью воинского сословия, своего рода «спецназом» викингов. И таковыми их делало вовсе не стихийное буйство или жертвенное сумасбродство на ристалище. Просто они всегда открывали бой, проводя показательный, и в большинстве случаев победный поединок на виду у всего войска. В одной из глав «Германии» древнеримский писатель Тацит писал про берсерков: «Как только они достигали зрелого возраста, им позволялось отращивать волосы и бороду, и только после убийства первого врага они могли их укладывать… Трусы и прочие ходили с распущенными волосами. Кроме того, самые смелые носили железное кольцо, и лишь смерть врага освобождала их от его ношения. Их задачей было предварять каждую битву; они всегда образовывали переднюю линию». Отряд берсерков одним своим видом заставлял врагов трепетать. Штурмуя города в качестве боевого авангарда, они оставляли за собой лишь горы трупов поверженных врагов. А следом за берсерками наступала хорошо вооружённая, защищённая доспехами пехота, довершавшая разгром. Если верить литературным памятникам, то древнескандинавские конунги часто использовали берсерков в качестве личной охраны, что лишний раз подтверждает их воинскую элитарность. В одной из саг говорится, что у датского короля Хрольфа Краке в телохранителях ходило сразу 12 берсерков.

ИЗ ДОСЬЕ. «Берсерк – это механизм, взорванный свирепой страстью, адреналином, идейной установкой, дыхательными приемами, звукоколебательными вибрациями и механической программой действия. Он не сражается за что-то, а лишь для того, чтобы победить. Берсерк вовсе не должен доказывать, что выживет. Он обязан многократно окупить свою жизнь. Берсерк не только идет умирать, он идет получать яростное удовольствие от этого процесса. Кстати, именно поэтому он чаще всего остается в живых».

«ЕСТЬ УПОЕНИЕ В БОЮ…»

ВСЕ ДО ЕДИНОГО свидетельства изображают берсерков как свирепых бойцов, которые сражались с дикой, прямо-таки магической страстью. Так в чем же секрет ярости берсерков, а также их нечувствительности к ранениям и боли: было ли это следствием наркотического опьянения, наследственного заболевания или специальной психофизической подготовки?

В настоящее время имеется несколько версий, объясняющих это явление. Первая – одержимость «звериным духом». Этнографы подтверждают, что нечто подобное отмечалось у многих народов. В моменты, когда «дух» овладевает человеком, тот не чувствует ни боли, ни усталости. Но лишь это состояние оканчивается, как одержимый практически моментально засыпает, его словно выключают. Вообще, оборотничество как воинская практика было широко распространено в античности и средневековье. Следы «превращения в зверя», разумеется, не в буквальном, а в ритуальном и психоповеденческом смысле, можно отыскать в современных военных лексиконах и геральдической символике. Обычай присваивать спецподразделениям имена хищных животных для того, чтобы подчеркнуть их элитарность, тоже берет начало в глубоком прошлом. У древних германцев зверю подражали, он играл роль наставника при инициации, когда юноша, вступая в ряды взрослых воинов, демонстрировал свои боевые умения, ловкость, мужество и храбрость. Победа человека над тотемным животным, считавшимся предком и покровителем данного племени, означала передачу воину самых ценных звериных качеств. Считалось, что в итоге зверь не умирал, а воплощался в одолевшем его герое. Современная психология давно уже выявила механизмы, посредством которых человек «вживается» в образ того существа, чью роль он исполняет в данный момент. Берсерки, рычавшие и надевавшие на себя медвежьи шкуры, как бы на самом деле становились медведями. Конечно, звериный маскарад отнюдь не был ноу-хау норманнов.

Известный мюнхенский этнолог профессор Ханс-Иоахим Папрот уверен, что культ медведя появился намного раньше и был распространен более широко. «Уже на рисунках каменного века, например в пещере Труа-Фрере в Южной Франции, мы находим изображения танцоров в медвежьих шкурах. А шведские и норвежские лапландцы отмечали ежегодный медвежий праздник вплоть до прошлого столетия», – говорит ученый. Австрийский германист профессор Отто Хёфлер считает, что в зверином переодевании был заложен глубокий смысл. «Оно понималось как превращение не только зрителями, но и самим переодевающимся. Если танцор или воин облачался в медвежью шкуру, то сила дикого животного, конечно, в переносном смысле, переходила в него. Он действовал и чувствовал себя как медведь. Отголоски этого культа можно увидеть и сегодня, например в медвежьих шапках английских королевских гвардейцев, охраняющих лондонский Тауэр», – заявляет он. А в датском фольклоре до сих пор бытует уверенность, что всякий, кто наденет железный ошейник, может превратиться в медведя-оборотня.

Современной науке известно, что нервная система человека может продуцировать вещества, по своему составу и действию близкие к наркотикам. Воздействуют они непосредственно на «центры наслаждения» мозга. Можно предположить, что берсерки являлись как бы заложниками собственной ярости. Они были вынуждены искать опасные ситуации, позволяющие вступить в схватку, а то и вовсе провоцировать их. В одной из скандинавских саг говорится о человеке, имевшем 12 сыновей. Все они были берсерками: «У них стало обычаем, находясь среди своих и почувствовав припадок ярости, сходить с корабля на берег и кидаться там большими камнями, выворачивать с корнем деревья, иначе в своей ярости они покалечили бы или убили родных и друзей». Фраза «есть упоение в бою» обретала буквальный смысл. Позднее викинги большей частью всё же ухитрялись контролировать такие приступы. Иногда они даже входили в состояние, которое на Востоке называют «просветлённым сознанием». Овладевшие этим искусством становились поистине феноменальными воинами.

Во время атаки берсеркер как бы “становился” соответствующим зверем. При этом он отбрасывал оборонительное оружие (или поступал с ним не по предназначению: например, вгрызался в свой шит зубами, повергая противника в шок), а в некоторых случаях — и наступательное; все скандинавские викинги умели сражаться руками, но берсеркеры явно выделялись даже на их уровне.

Многие военизированные прослойки считали позорным безоружный бой. У викингов этот постулат приобрел следующую форму: стыдно не уметь сражаться с оружием, но в умении вести безоружный бой ничего постыдного нет. Любопытно, что в качестве подсобного (а иногда и основного — если он сражался без меча) оружия берсеркер применял камни, подхваченную с земли палку или припасенную заранее дубину.

Частично это связано с нарочитым вхождением в образ: зверю не подобает пользоваться оружием (камень и палка — естественное, природное оружие). Но, вероятно, в этом также проявляется архаизм, следование древним школам единоборства. Меч в Скандинавию проник довольно поздно, и даже после широкого распространения он был некоторое время не в чести у берсеркеров, предпочитавших палицу и секиру, которыми они наносили круговые удары от плеча, без подключения кисти. Техника достаточно примитивная, зато степень овладения ею была очень высока.

На колонне Траяна в Риме мы видим “ударный отряд” таких воинов-зверей (еще не берсеркеров). Они включены в состав римской армии и отчасти вынуждены следовать обычаям, но лишь немногие имеют шлемы (и никто — панцири), кое-кто облачен в звериную шкуру, иные — полуобнажены и сжимают вместо меча дубину… Надо думать, это не снижало их боеспособность, иначе император Траян, в чью охрану они входили, сумел бы настоять на перевооружении.

Обычно именно берсерки начинали каждый бой, одним своим видом наводя ужас на врагов. Если верить сагам, они не использовали доспехи, предпочитая им медвежью шкуру. В некоторых случаях упоминается щит, края которого они в бешенстве грызли перед боем. Основным оружием берсерков были боевой топор и меч, которыми они владели в совершенстве. Одно из первых дошедших до нас упоминаний о непобедимых воинах оставил скальд Торбьёрн Хорнклови, сочинивший в конце IX века сагу о победе в сражении при Хаврсфьорде короля Харальда Прекрасноволосого, создателя Норвежского королевства. Велика вероятность, что его описание документально: «Берсерки, облаченные в медвежьи шкуры, рычали, потрясали мечами, кусали в ярости край своего щита и бросались на своих врагов. Они были одержимы и не чувствовали боли, даже если их поражало копье. Когда битва была выиграна, воины падали без сил и погружались в глубокий сон». Похожие описания действий берсерков в бою можно найти и у других авторов.

Например, в саге об Инглингах: «Мужи Одина бросались в бой без кольчуги, а ярились, словно бешеные псы или волки. В ожидании схватки от нетерпения и ярости, клокотавших в них, грызли зубами свои щиты и руки до крови. Они были сильны, словно медведи или быки. Со звериным рыком разили они врага, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда…». Обратили внимание, в этот раз упоминается, что они были воинами Одина – верховного божества скандинавов, к которому после гибели в бою отправляются души великих воинов, чтобы пировать с такими же, как и они, храбрецами и наслаждаться любовью небесных дев. Видимо, берсерки были представителями особой группы (касты) профессиональных воинов, которых готовили к боям с детских лет, посвящая не только в тонкости воинского мастерства, но и обучая искусству входить в боевой транс, обострявший все чувства бойца и позволявший проявляться скрытым возможностям человеческого организма. Естественно, что в бою одолеть таких бойцов было необычайно трудно. У страха же, как говорится, глаза велики, поэтому и появлялись в сагах подобные строки: «Один умел делать так, что в битве его враги слепли или глохли, или их охватывал страх, или их мечи становились не острее, чем палки».

Традиционно, берсерки составляли передовой отряд, начинавший бой. Долго сражаться они не могли (боевой транс не может продолжаться долго), проломив ряды врагов и заложив основу общей победы, они оставляли поле боя обычным воинам, которые завершали разгром противника. Видимо, доведение себя до состояния транса не обходилось без приема определенных психотропных средств, позволявшим берсеркам как бы «превращаться» в мощных и непобедимых медведей. Оборотничество известно у многих народов, когда в результате болезни или приема специальных препаратов человек отождествлял себя со зверем и даже копировал отдельные черты его поведения. В сагах не зря делается акцент на неуязвимость берсерков. В бою ими руководило не столь сознание, как подсознание, позволявшее «включать» не свойственные человеку в обыденной жизни качества – обостренную реакцию, расширенное периферическое зрение, нечувствительность к боли, а возможно, и какие-то экстрасенсорные способности. В бою берсерк буквально чувствовал летящие в него стрелы и копья, предвидел, откуда последуют удары мечей и топоров, а значит, мог отбить удар, прикрыться от него щитом или уклониться. Это были поистине универсальные воины, но такие нужны только на период боев.

Норманны воевали часто, а значит, и перевоплощаться берсеркам приходилось не редко. Видимо, упоение боем становилось для них чем-то похожим на наркотическую зависимость, а возможно, практически таковой и было. Следовательно, к мирной жизни берсерки были в принципе не приспособлены, становясь опасными для общества, так как им нужны были опасности и острые ощущения. А если нет войны, то всегда можно спровоцировать драку или же заняться грабежом. Как только пресытившись захватами чужих земель норманны стали переходить к оседлой спокойной жизни, берсерки оказались лишними. Это четко проявилось в сагах, в них с конца XI века берсерки из былых героев превращаются в грабителей и злодеев, которым объявляется беспощадная война. Любопытно, что убивать берсерков рекомендовалось деревянными кольями, так как против железа «они неуязвимы». В начале XII века в скандинавских странах даже принимались специальные законы, направленные на борьбу с берсерками, которых изгоняли или безжалостно уничтожали. Кто-то из бывших неуязвимых воинов смог влиться в новую жизнь, считалось, что для этого их обязательно надо крестить, тогда вера в Христа избавит их от боевого безумства. Остальные же, возможно, что они составляли большинство бывшей воинской элиты, вынуждены были бежать в другие земли или были просто перебиты.

МУХОМОРНОЕ БЕЗУМИЕ

ПРЕДПРИНИМАЛИСЬ и другие попытки объяснения нечеловеческой ярости берсерков. В 1784 г. С. Эдман, ссылаясь на обычаи некоторых восточносибирских племен, высказал догадку, что и берсерки одурманивали себя настоем из мухоморов. Народы Крайнего Севера – тунгусы, ламуты или камчадалы – вплоть до недавнего времени в практике камланий (гаданий) использовали порошок из высушенных мухоморов, слизывая который с ладони, шаманы впадали в транс. Поведение берсерков в бою действительно напоминает состояние опьянения мускарином – ядом мухомора: одурманенность, вспышки ярости, нечувствительность к боли и холоду, а затем невероятное утомление и глубокий сон, о котором писали, что «викинги падают на землю от усталости, а не от ран». Именно такую картину бесстрастно зафиксировала сага о сражении под норвежским городом Ставангер в 872 г., когда берсерки после победы повалились на берег и более суток проспали мертвым сном. Действие мускарина, как и любого другого галлюциногена, основано на изменении скорости импульсов нервных окончаний, что вызывает чувство эйфории. А чрезмерная его доза может привести к летальному исходу. Но здесь интересно другое: состояние, вызванное ядом у одного индивида, вскоре распространяется на всех окружающих. Некоторые историки считают, что берсерки знали об этой методике, и потому мухоморный допинг употребляли лишь предводители отрядов или избранные. Однако достоверных доказательств «грибной» теории всё же не существует. Отдельные этнографы до сих пор предполагают, что берсерки принадлежали к определённым сакральным союзам или семьям, в которых знания о таинственных свойствах растений передавались из поколения в поколение. Но в древнескандинавских сагах вообще нет упоминаний о психотропных средствах. А потому дискуссия на тему «берсерки и мухоморы» – пустая трата времени, какой бы привлекательной эта версия ни казалась.

Теперь ещё об одном полумифическом свойстве берсерков – неуязвимости. Самые разные источники в один голос утверждают, что воин-зверь фактически не мог быть сражен в бою. От метательного и ударного оружия берсерков берегла своеобразная «мудрость безумия». Расторможенное сознание включало крайнюю быстроту реакции, обостряло периферическое зрение и, вероятно, обеспечивало некоторые экстрасенсорные навыки. Берсерк видел, а то и предугадывал любой удар, успевая отбить его или отскочить с линии атаки. Вера в неуязвимость берсерков пережила героический век и нашла отражение в скандинавском фольклоре. Берсерки XI и XII вв. умело воспользовались имиджем, оставшимся в наследство от предков. Да и сами по мере сил и возможностей дорабатывали свой образ. Например, всячески подогревая слухи, будто могут одним взглядом притупить любой меч. Саги, с их любовью ко всему сверхъестественному, легко впитывали столь красочные подробности.

Медики также внесли в разгадку тайны неистовых воинов свою посильную лепту. «Легендарная сила берсерков не имела ничего общего ни с духами, ни с наркотиками, ни с магическими ритуалами, а была лишь болезнью, передававшейся по наследству», – считает профессор Джессе Л. Байок. Они – обычные психопаты, терявшие контроль над собой при малейшей попытке им перечить. Со временем берсерки научились разыгрывать хорошо отрепетированный спектакль, одним из элементов которого стало кусание щита. Общеизвестно, что изнеможение, наступающее после приступа ярости, характерно для людей с психическими отклонениями. Истерики легко переступают грань, отделяющую притворство от реальности, и усвоенный прием становится симптомом настоящей болезни. Причем психозы, охватывавшие средневековое общество, часто носили эпидемический характер: достаточно вспомнить пляску святого Витта или движение флагеллантов. В качестве яркого примера Джессе Л. Байок приводит необузданного в гневе, жестокого и жадного викинга, а по совместительству известного исландского поэта Эгиля, жившего в X в. Так вот, если верить «Саге об Эгиле», он обладал всеми чертами берсерка, перенявшего свой дикий нрав от предков. Причем голова у него была такая массивная, что ее и после смерти нельзя было расколоть топором. Анализ текста древнескандинавского литературного памятника также позволил Байоку сделать вывод, что семья Эгиля страдала от синдрома Пагета – наследственной болезни, при которой происходит неконтролируемое увеличение кости. Человеческие кости обновляют себя постепенно и обычно происходит это за 8 лет. Однако болезнь настолько повышает темп разрушения и новообразования костей, что они становятся значительно больше и уродливее, чем прежде. Особенно заметны последствия синдрома Пагета на голове, где кости становятся более толстыми. По статистике в Англии сегодня этому недугу подвержены от 3 до 5 процентов мужчин старше 40 лет. Подтвердить или же опровергнуть экзотическую гипотезу ввиду исторической отдаленности весьма затруднительно.

ГЕРОИ ИЛИ ЗЛОДЕИ?

С ДЕТСТВА мы усвоили непреложный закон сказок и мифов: все действующие в них персонажи делятся на «хороших» и «плохих». Полутонов здесь, за редким исключением, не бывает – такова специфика жанра. К какой же категории можно отнести берсерков?

Как бы странно это ни звучало, но неистовые воины скорее всего были для своих современников антигероями. Если в ранних сагах берсерки изображались как отборные воины, телохранители короля, то в более поздних родовых сказаниях они – мародеры и насильники. В «Круге земном», сборнике историй, составленном Снорри Стурлусоном в XIII в., имеется множество подобных свидетельств. Большинство эпизодов стереотипно по содержанию и композиции. Незадолго до Рождества некто огромного роста и наделенный необычайной силой, часто в сопровождении одиннадцати человек, заявляется незваным гостем на ферму с намерением забрать все ценное и принудить женщин к сожительству. Если фермер дома, он либо болен, либо немощен и не может дать отпор злодеям. Но чаще он находится за много миль от дома, в далекой провинции Норвегии. Главарь пришельцев – берсерк, готовый доказать в поединке свое право распоряжаться чужим хозяйством. Желающих сразиться с силачом, поднаторевшим в таких поединках (а все его предыдущие противники мертвы), не находится. Но как раз в это время на ферме случайно оказывается мужественный исландец, который либо принимает вызов, либо побеждает лиходеев хитростью. Результат всегда один и тот же: берсерки убиты, включая тех, кто надеялся спастись бегством. Когда неприятности позади, возвращается хозяин и щедро одаряет спасителя, а тот слагает в память о случившемся вису – скальдическое стихотворение из восьми строк – благодаря которому его подвиг становится широко известен.

Вполне естественно, что за подобные «акции» берсерков, мягко говоря, недолюбливали. Сохранились достоверные исторические свидетельства, что в 1012 г. ярл Эйрик Хаконарсон объявил берсерков на территории Норвегии вне закона, и они, видимо, стали искать счастья в других краях, в том числе и в Исландии. Скорее всего берсерки-мародеры – это банды бездомных, оставшихся не у дел воинов. Они были рождены для сражений: великолепно владели оружием, подготовлены психологически, знали, как запугать врага рычанием, агрессивным поведением и защититься от рубящих ударов плотной медвежьей шкурой. Но когда берсерки стали не нужны, их постигла участь любой забытой армии – моральная деградация.

Конец эпохи норманнских походов, христианизация и становление раннефеодальной государственности в скандинавских землях привели в конце концов к полному переосмыслению образа берсерка. Уже с XI в. это слово приобретает исключительно негативный оттенок. Причем берсеркам под влиянием церкви приписывают ярко выраженные демонические черты. В «Саге о Ватисдоле» рассказывается, что в связи с прибытием в Исландию епископа Фридрека там огласили войну «одержимым». Описание их дано вполне в традиционном духе: берсерки творят насилие и произвол, гневливость их не знает границ, они лают и рычат, вгрызаясь в край своего щита, ходят по раскаленным углям босыми ногами и даже не пытаются контролировать свое поведение. По совету новоприбывшего священнослужителя одержимых злыми духами отпугивали огнем, забивали насмерть деревянными кольями, ибо считалось, что «железо не уязвляет берсерков», а тела сбрасывали в овраг без погребения. В других текстах отмечалось, что окрещенный берсерк навсегда утрачивал способность перевоплощаться. Преследуемые и травимые со всех сторон, оказавшиеся в новых общественных условиях опасными изгоями и преступниками, привыкшими жить лишь набегами и разбоем, берсерки стали настоящим бедствием. Они врывались в поселения, убивали местных жителей, устраивали засады на путников. И право древней Скандинавии поставило кровожадных безумцев вне закона, вменив в обязанность каждому жителю уничтожать берсерков. Изданный в Исландии закон 1123 г. гласил: «Замеченный в бешенстве берсерк будет заключен 3 годами ссылки». С тех пор воины в медвежьих шкурах бесследно исчезли, а вместе с ними канула в Лету седая языческая древность.

НИКОМУ неизвестно, где и когда погиб последний берсерк: история ревностно оберегает эту тайну. О былой славе яростных викингов сегодня напоминают разве что героические сказания да замшелые рунические камни, рассеянные по склонам скандинавских холмов…

На ИНФОГЛАЗЕ статья получилась чуть полнее, так что особо интересующимся можно дочитать там - http://infoglaz.ru/?p=24429

источники

Роман ШКУРЛАТОВ http://bratishka.ru/archiv/2007/10/2007_10_17.php http://slavs.org.ua/berserki
http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-29472/

Напомню вам кто такие и, а так же насколько интересна Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

«Берсерки рычали, битва кипела, облаченные в волчьи шкуры выли и потрясали мечами», - так Торбьерн Хорнклови, скальд норвежского конунга Харальда Прекрасноволосого, в 872 году впервые упомянул берсерков. Другой не менее известный исландский поэт Снорри Стурлусон описывал, как «мужи Одина шли в бой без кольчуг, и были они дики, подобно волкам. Они кусали свои щиты и были сильны, как медведи или быки. Они убивали врагов, а их самих не брали ни огонь, ни меч; это была ярость свирепых воинов».

Откуда же появились воины, не уступающие свирепостью диким зверям, и только ли скандинавам был известен секрет их воинского духа?

РОЖДЕННЫЕ В МЕДВЕЖЬИХ РУБАШКАХ

Известное многим любителям фэнтези слово «берсерк» образовано от старонорвежского Ьerserkr. При дословном переводе сия лингвистическая единица может обретать несколько значений. Первое - это «медвежья шкура», а второе - «без рубашки». Такая неоднозначность поясняется, прежде, всего, тем, что корень ber означает одновременно и «медведь», и «голый», а serkr переводится как «шкура» и «рубашка».

Но не будем уходить далеко в тайны лингвистики.

Сложный ряд ассоциаций, связанных с этим словом, включает в себя безумие в бою, налитые кровью глаза, нечеловеческую силу и воспоминания о викингах. Именно у этого далекого от мирной жизни народа много веков назад появились воины, которые наводили ужас на войска противника и внушали опасения даже своим сородичам. Это были бойцы, посвятившие себя Одину, верховному богу скандинавов. Берсерки с презрением относились к мешавшим в бою щитам и кольчугам и сражались в одних лишь рубахах или вообще обнаженными по пояс. В сражении они отличались большой силой, быстрой реакцией и нечувствительностью к боли. Берсерк, потерявший в бою ногу, мог продолжать сражаться, опершись обрубком конечности о камень.

ГОЛЫМИ РУКАМИ

Историки поздней античности сообщали о том, что атаке звероподобных воинов не всегда мог противостоять даже сомкнутый дисциплинированный строй солдат. Не случайно они входили в состав охраны римского императора Траяна, который знал Толк в воинской подготовке, так как сам прославился огромной физической силой и невероятной выносливостью.

Северные летописцы тех лет часто описывали случаи, когда потерявшие оружие берсерки начинали рвать врагов голыми руками, как неистово сражались, получив смертельные раны, как благодаря нечеловечески быстрой реакции уклонялись от ударов. Современные же исследователи пытаются найти разгадку этим способностям, перебирая одно объяснение за другим.

ВСЕ ДЕЛО В МУХОМОРАХ?

Чем же можно объяснить уникальные качества, которые отличали воинов-берсерков? В чем причина так называемой ярости берсерка, чему обязаны своей репутацией скандинавские воители в шкурах?

Возможно, все дело в грибах. Точнее - в мухоморах. А еще точнее - в мускарине, яде, которой содержится в этом красивом, но ядовитом грибе. Химическая субстанция под названием мускарин вызывает у человека состояние, похожее на опьянение, а также приступы бешенства, галлюцинации.

Выходя из этого состояния, человек испытывает сильную усталость. Действие яда продолжается около 20 часов, после чего приходит глубокий сон, в который берсерки часто погружались после боя.

Профессор психиатрии Ханскарл Лейнер из немецкого городка Геттингена утверждал, что мухомор использовался племенами, живущими на субарктических и арктических пространствах, для «экстатических практик». Однако точных доказательств тому, что сила берсерков появлялась благодаря наркотическому опьянению, нет.

БОЛЕЗНЬ ПАГЕТА

Представители медицины, задумавшиеся над феноменом, известном в медицине как синдром берсерка, видят ответ на него в болезни Пагета. Профессор Д.Л. Байок, занимавшийся этим вопросом, пишет: «Обычно человеческий скелет полностью обновляется за восемь лет. Однако болезнь Пагета повышает темп разрушения и восстановления, что уродливо меняет структуру костей, и те становятся значительно толще, чем прежде. Особенно заметны последствия синдрома Пагета на черепе, кости его становятся более толстыми».

И действительно, воины, «рожденные в медвежьих рубашках», отличались отменной крепостью своего костяка.

В одной из саг исландского поэта Эгиля, где он описывает самого себя, говорится, что он человек вспыльчивый, злой и непобедимый в бою. Столь же неприятными для нашего современника, но полезными для мужчин тех лет качествами обладали отец и дед поэта. Согласно некоторым историческим документам, кости Эгиля были настолько крепкими, что после смерти его голову не смогли расколоть даже топором. История, правда, умалчивает, кому так досадил несчастный поэт, что его тело не пощадили и после кончины, но факт остается фактом - череп убиенного был феноменально крепким. Можно предположить, что род Эгиля страдал от болезни Пагета.

Наконец, уникальные возможности берсерков объясняют внутренними резервами человеческого организма, которые обычные люди использовать не умеют. Сторонники этой гипотезы считают, что берсерки могли концентрировать энергию. Среди их доводов - неуязвимость берсерков. А если уж кому и посчастливилось покалечить озверевшего воина, то раны он не замечал и на волне своего гнева держался до окончания битвы, активно отправляя врагов в царство мертвых.

Избегать ран берсеркам помогало расторможенное сознание, благодаря которому значительно возрастала скорость реакции. Оставаться же невредимыми после удара они могли, применяя метод, напоминающий восточную «железную рубашку», при котором крепкие кости и развитые мускулы, защищенные и усиленные с помощью концентрации внутренней энергии, давали потрясающий результат, делая тело воина практически неуязвимым для клинка.

ТРАНС ПРОТИВ ОРУЖИЯ

А есть ли в культуре других народов упоминания о воинах, отличающихся беспримерной храбростью и нечувствительностью к боли? Оказывается, есть. Например, у зулусов, африканского народа численностью около десяти миллионов человек, обитающего в основном в Южно-Африканской Республике, существует техника воинственной пляски, называемая гийей. Она содержит комплекс боевых приемов.

Этот своеобразный танец прекрасно описал Г. Р. Хаггард, автор полуфантастических романов, который значительную часть жизни провел среди зулусов: «Начались пляски… Воины напоминали больших, свирепых птиц, бросающихся на добычу. Вытянув ассегаи (копья. - Прим. ред.) и подняв щиты, они словно летали взад и вперед, сопровождая каждое движение таким резким шипением, какое могли бы издавать тысячи змей… Затем каждый воин поочередно делал прыжок вперед; пробежав несколько шагов, он как бы бросался в атаку, взвивался на пять футов в воздух, кидался на землю, вскакивал, просовывал голову между ног - словом, пребывал одновременно всюду и везде».

Весьма напоминают берсеркерство такие элементы боевого искусства балийцев (народ в Индонезии, живущий на острове Бали. - Прим. ред.), как амок и пупутан. Как танцевальный вид транса, пупутан требовал длительного времени для вхождения. Дальше его нужно было только поддерживать ритмом шагов, барабанным боем и выкриками. Последний пример массового пупутана балийцы продемонстрировали голландцам в 1906–1908 годах. Но это не спасло остров от завоевания. Как ни крути, а огнестрельное оружие значительно упростило дело истребления собратьев по планете, даже введенных в боевой транс.

Амок же напоминал скорее буйное помешательство. В таком состоянии сражающийся не замечал даже смертельных ран. Правда, выход из этого состояния не предусматривался. Вступивший в «смертельную пляску» воин был обречен на смерть от морального и физического истощения.

Мирча Элиаде, «Ритуалы и символы инициации», глава V — «Героические и шаманские инициации». Английское издание 1965 года1. Перевод с английского Д.Громова

Становление берсерка

В знаменитом отрывке «Саги об Инглингах» так представляются товарищи Одина:

Они шли без щитов и были безумны как псы или волки, и грызли собственные щиты, и были сильны как медведи или быки; они убивали людей, и ни огонь, ни сталь не могли ничего сделать с ними; и это было то, что называют неистовством берсерка.

Эта мифологическая картина может быть с уверенностью истолкована как описание реального мужского общества — имеются в виду знаменитые Monnerbunde древнегерманской цивилизации. Буквально слово берсерк означает «воин в шкуре (serkr) медведя»2. Иначе говоря, эти воины магически идентифицировались с медведем; более того, предполагалось, что иногда они могли превращаться в волков или медведей3. Человек становился берсерком в результате инициации, включавшей в себя особые воинские испытания. Так, Тацит сообщает, что у хаттов кандидат не стриг волосы и бороду до тех пор, пока не убивал врага. У тайфалов юноша должен был убить кабана или волка; у герулов он должен был сражаться безоружным. В процессе этих испытаний кандидат сопоставлялся с дикими животными; он становился наводящим ужас воином в той мере, в какой вел себя, как хищный зверь. Проходящий инициацию кандидат трансформировал себя в сверхчеловека настолько, насколько удавалось вобрать в себя магико-религиозную4 силу, присущую хищнику.

В скандинавской «Саге о Вёльсунгах» сохранились сведения об испытаниях, типичных для инициаций берсерков. Король Сиггейр вероломно захватил владения своих девяти шуринов, Вёльсунгов. Прикованные к брусу, все они были съедены волчицей, уцелел лишь Сигмунд, спасшийся благодаря хитрости сестры своей Сигни. Скрываясь в хижине в глубине леса, куда Сигни приносит ему пищу, он ожидает часа расплаты. Когда два сына Сигни достигли десятилетнего возраста, она послала их к Сигмунду на испытание. Сигмунд находит, что они трусы, и по его совету Сигни убивает их. В результате кровосмесительных отношений со своим братом Сигни рождает третьего сына, Синфьотли. Когда ему исполняется десять лет, мать подвергает его первому испытанию: она пришивает рубашку к его рукам, протыкая кожу. Сыновья Сиггейра, подвергшиеся тому же испытанию, кричали от боли, но Синфьотли был невозмутим. Когда рубашка снята, мать сдирает кожу и спрашивает, чувствовал ли он что-нибудь. Мальчик отвечает, кто Вёльсунгов не беспокоят подобные пустяки. Тогда мать посылает его к Сигмунду, который подвергает мальчика тем же испытаниям, которых не выдержали когда-то сыновья Сиггейра: он приказывает сделать хлеб, в мешке с мукой при этом находится еще и змея. Когда Сигмунд ночью приходит домой, он обнаруживает свежеиспеченный хлеб и спрашивает Синфьотли, не нашёл ли он в мешке чего-либо особого. Мальчик ответил, что, помнится, он видел что-то, но, к сожалению, не обратил на это внимания и замесил в тесто. После этого доказательства мужества Сигмунд берет мальчика с собой в лес. Однажды они нашли две волчьих шкуры, висящих на стене хижины. Два сына короля были превращены в волков и могли выходить из волчьих шкур только каждый десятый день. Сигмунд и Синфьотли надели шкуры, но не смогли их снять. Они выли как волки и понимали волчий язык. Тогда они разделились и договорились, что не будут звать друг друга на помощь, разве что придется иметь дело более, чем с семью противниками сразу. Однажды Синфьотли был призван на помощь и убил всех людей, напавших на Сигмунда. В другой раз Синфьотли сам был атакован одиннадцатью врагами и убил их, не обращаясь за помощью к Сигмунду. Тогда Сигмунд несётся к нему и кусает за горло, однако вскоре сам же и исцеляет нанесенную им рану. В конце концов оба они возвращаются в свой дом и дожидаются момента, когда смогут сбросить свои волчьи шкуры. Приходит время, и они бросают шкуры в огонь. На этом инициация Синфьотли заканчивается и он может мстить убийцам Вёльсунгов.

Инициатические темы здесь очевидны: испытание мужества, сопротивление физическому страданию, вызванному превращением в волка. Но компилятор «Саги о Вёльсунгах» уже не понимал исходного их значения. В саге Сигмунд и Синфьотли лишь случайно находят кожи и не знают, как снять их.

Трансформация в волка — то есть ритуал надевания волчьей шкуры — составляла важнейший момент инициации в мужское тайное общество. Надевая шкуру, инициируемый перенимал поведение волка; другими словами, он становился воином-зверем, непреодолимым и неуязвимым. «Волками» называли членов индоевропейских военных обществ.

Сценарий героических инициаций прослеживается и в других сагах. Так, например, в «Саге о Греттире» герой спускается в могильный холм, который содержит драгоценное сокровище и борется последовательно с призраком, с двенадцатью берсерками и с медведем. В «Саге о Хрольфе Краки», Бодвар убивает крылатое чудовище и затем инициирует своего юного товарища Хоттри, давая ему съесть кусочек сердца чудовища.

К сожалению, здесь нет возможности подробно рассмотреть социологию, мифологию и ритуалы германских мужских союзов, которые были так блестяще изучены Лилией Вэйзер5, Отто Хоффером6 и Жоржем Демюзилем7; или других индоевропейских мужских обществ — таких, например, как mairya индоиранцев, которые составили предмет интереснейших работ Стига Викандера8 и Дж.Уиденгрена9. Я лишь упомяну, что характер индоевропейских отрядов (банд) воинов во многом схож с характером тайных братств примитивных народов. В обоих случаях члены группы10 терроризируют женщин и тех, кто не участвует в инициатических действиях, и в том или ином виде осуществляют «право грабежа», которое, в измененной форме, все еще можно встретить в популярных традициях Европы и Кавказа. Грабеж и особенно кража рогатого скота, ставит членов воинской банды на один уровень с хищными зверями. В германском Wutende Heer или в подобных ритуальных организациях, лай собак (вой волков) является частью неописуемого шума, в котором присутствуют все виды странных звуков — например, звонки и трубы. Эти звуки играют важную ритуальную роль; они помогают членам группы подготовиться ко вхождению в состояние бешеного экстаза. Во многих примитивных культурах звук трещоток, как верят, является голосом Сверхъестественных Существ; следовательно это — знак их присутствия среди инициируемых. В германских или японских мужские тайных союзах странные звуки, подобно маскам, свидетельствуют о присутствии Предков, о возвращении душ мертвых. Встречаясь с мертвыми, возвращающимися на землю (особенно в период зимнего солнцестояния), инициируемые приобретают важнейший опыт. Зима также — сезон, когда инициируемые превращаются в волков. Другими словами, в течение зимы члены банды способны преобразовать свое обычное состояние и достигнуть сверхчеловеческого существования через общение с Предками или приближая свое поведение к поведению хищного зверя, что является магией.

Боевое испытание обычно представляло собой отдельный бой, который строился таким образом, чтобы в инициируемом пробудилась «ярость берсерка». Здесь задействовалась не только воинская доблесть; обучение невоенным навыкам кандидаты проходили по одиночке. Для овладения воинским неистовством молодежи не достаточно было просто приобрести храбрость, физическую силу, выносливость; такое овладение становилось результатом магико-религиозного опыта, который радикально изменял сам способ существования человека. Молодой воин должен преобразовать свою человеческую сущность припадком агрессии и ярости, которые сопоставляли его с бушующим хищником. Тогда юноша становился «разогретым» до экстремальной степени, он наполнялся таинственной, нечеловеческой и непреодолимой силой, которая поднималась из предельных глубин его существа и проявлялась в ярости и воинской мощи. Древние немцы назвали эту священную силу wut, у Адама Бременского она переведена как «ярость»; это в своем роде демоническое безумие, которое заполняет противника ужасом и парализует его. Ирландский ferg (дословно — «гнев»), menos Гомера являются почти точными эквивалентами этого же самого ужасающего священного опыта, специфического для героических боев. Ж.Вендрие11 и Мария-Луиза Сьёстедт12 показали, что некоторые определения, употребляемые по отношению к Герою, в староирландском оказываются прямо связаны со значениями «страсть, возбуждение, набухание». Как пишет мисс Сьустедт, «Герой — человек в ярости, одержимый бурной и жгучей энергией».

Инициация Кухулина

Сага об инициировании юного героя Кухулина превосходно иллюстрирует это извержение «шумной и жгучей энергии». Согласно староирландской саге Tain Bo Cualnge13, Кухулин, племянник Конхобара, короля уладов, однажды подслушал, как его учитель, друид Катба, сказал: «Маленький мальчик, который возьмет оружие в этот день, будет великолепен и знаменит делами оружия… но век его будет недолгим и мимолетным». Кухулин выпросил у своего дяди оружие и колесницу и отправился к замку трех сыновей Нехты, худших врагов уладов. Несмотря на физическую мощь и неукротимость трех этих героев, мальчик победил их и отрезал им головы. Однако при этом мальчик пришел в такое воинское неистовство, что друид вынужден был предупредить короля, что Кухулин, вернувшись, может перебить всех воинов в городе. Процитируем дальнейший текст саги14:

И вот что они задумали: выслать навстречу Кухулину в поле трижды пятьдесят обнаженных женщин во главе со Скандлах, чтобы показали они ему свою наготу и срам. Вскоре вышли за ворота все юные девушки и показали мальчику свою наготу и срам. Скрыл от них мальчик свое лицо и оборотился к колеснице, дабы не видеть наготу женщин. Тогда отняли его от колесницы и погрузили в три чана с ледяной водой, чтоб погасить его гнев. Словно ореховая скорлупа разлетелись доски и обручи первого чана, во втором же вспенилась вода на несколько локтей в высоту, а воду из третьего чана стерпел бы не всякий. Изошел тут из мальчика гнев (ferg), и тогда облачили его в одежды.

Несмотря на свою фантастичность, сага о Кухулине представляет собой превосходный материал для исследования индоевропейских воинских инициаций. Как убедительно показал Ж.Дюмезиль, сражение мальчика с тремя МакНехтами является древним индоевропейским сюжетом — сюжетом о борьбе с тремя противниками или с трехголовым чудовищем. Но особенно интересным для нашего исследования представляется гнев (ferg) Кухулина, его ярость берсерка. Демюзиль сравнил инициационный жар Кухулина и его последующее «укрощение» женской наготой и холодной воды, с определенными моментами в инициациях у каннибалов куакиутл. Так же, как и в случае Кухулина, лихорадочное и смертоносное безумие молодого куакиутл во время инициации «укрощается» женщиной, танцующей перед ним голой с трупом в руках, а также путем погружения его головы в чан с соленой водой. И жар каннибала, и гнев молодого воина, проявляющийся в чрезвычайной высокой температуре, является отнюдь не чем-то обычным и естественным, но — именно так! — сакральным, магико-религиозным опытом.

Символика магического жара

Резонно предположить, что мы видим здесь магико-религиозный опыт, истоки которого чрезвычайно архаичны. Для людей примитивного общества магико-религиозная сила представляется как «горение» и обозначается терминами, связанными с высокой температурой, горением, жаром. Именно по этой причине многие шаманы и знахари пьют соленую или приправленную специями воду и едят благовонные растения — они предполагают увеличить таким образом свой внутренний жар. То, что данный волшебный жар реально существует, доказано большой сопротивляемостью холоду, наблюдаемой у арктических и сибирских шаманов, а также у гималайских отшельников. Кроме того, шаманы обучаются как «повелители огня» — например, они глотают горящие угли, касаются раскаленного железа, ходят по огню. Подобные феномены и взгляды зарегистрированы и среди более цивилизованных народов. На санскрите итоговый смысл аскетического развития называется tapas, причем исходное значение этого слова — именно «жар», высокая температура. «Разогреваясь» посредством аскетизма, Праджапати создавал Вселенную. В Дхаммападе говорится, что Будда «горит», и тантрические тексты утверждают, что пробуждение кундалини проявляется горением. В современной Индии мусульмане полагают, что человек в связи с Богом становится «пылающим жаром». Любой, кто совершает чудеса, называется «кипящим». Говоря вообще, любой, совершающий некие действия с использованием магико-религиозной силы считается «горящим», а сами такие действия устойчиво ассоциируются с «горением». Эта священная сила, результатом действия которой является и повышение температуры шамана, и «жар» воина, может быть преобразована и дифференцирована специальными усилиями для придания ей различной окраски. Индийское слово Kratu вначале обозначало «энергию, специфическую для горячего воина, в частности, для Индры», затем оно приобрело смысл «победной, героической силы, страсти, храбрости, любви к бою», а еще позднее, при расширении смыслового значения, стало означать «силу набожного человека, которая позволяет ему следовать за предписаниями rta15 и достигать счастья». «Ярости» и «жара», вызванных мощным, чрезмерным проявлением священной силы, боится большинство человечества. Термин shanti, который на санскрите означает спокойствие, мир души, свободу от страстей и страдания, восходит к архаическому корню, первоначально имевшему значение гашения огня, ярости, лихорадки, короче говоря, — высокой температуры, вызванной демоническими силами.

Мы имеем, таким образом фундаментальный магико-религиозный опыт, повсеместно зарегистрированный в архаичных пластах культуры: помимо прочего, доступ к сакральному проявляется потрясающим увеличением температуры. Ввиду ограниченности места, мы не можем подробно рассмотреть здесь этот важный вопрос и показать, например, теснейшую связь между кузнецами, шаманами и воинами, основанную на общей мистике огня и связанных с ней технологиях. Я должен добавить только, что власть над огнем находит свое выражение в равной мере во «внутреннем жаре» и в нечувствительности к жару горячих углей. С точки зрения истории религии, все эти примеры показывают, что шаман, кузнец, или воин теряют свою человеческую сущность и обретают — каждый в собственном смысле — сущность более высокую. Этими более высокими состояниями могут быть состояние Бога, состояние духа, или состояние животного. Соответствующие инициации, разными путями ведут посвящаемого к одной и той же цели — к смерти в человеческом состоянии и к последующему возрождению в новом, сверхчеловеческом качестве. Естественно, в воинских посвящениях инициатическая смерть менее заметна, чем в посвящениях шаманских, так как основное испытание молодого воина состоит конкретно в победе над противником. Но он достигает победы, только обретая «жар» и достигая неистовой ярости — а эти признаки можно понимать как конец человеческого состояния.

Тот, кто ярко проявляет свою волшебный жар, демонстрирует, что принадлежит миру сверхчеловеческому…

Примечания:

1. M.Eliade. Rites and Symbols of Initiation. N.Y., 1965.

2. От древней северной основы Ber, представляющей собой сакральное имя медведя. — Прим. А.Платова.

3. Здесь Элиаде смешивает два разных так называемых «звериных культа» — медвежий и волчий. Воины-волки назывались в древней Скандинавии иначе, чем воины-медведи (собственно Berserkr) — Ulfhednar. — Прим. А.Платова.

4. Магико-религиозный — специфический термин Элиаде, употребляемый им по отношению к ряду феноменов (магико-религиозная сила, магико-религиозный опыт и т.д.). Вводя и широко используя данное прилагательное, Элиаде лишний раз подчеркивает связь этих двух компонент архаической Традиции — магии и религии, — подобно тому, как невозможно обособить магическую и религиозную компоненты в шаманизме современных «примитивных» народов. — Прим. А.Платова.

5. L.Weiser. Altgermanische Junglingsweihen und Mдnnerbьnde. Baden, 1927.

6. O.Hцffer. Kultische geheimbьnde der Germanen. F.-am-M., 1934. текст

7. G.Dumйzil. Mythes et dieux des Germains. P., 1939.

8. S.Wikander. Der arische Mдnnerbund. Lund, 1938.

9. G.Windengren. Hochgottglaube im alten Iran. Uppsala, 1938.

10. Здесь Элиаде имеет в виду особые отряды юношей, проходящих воинскую инициацию. В таких отрядах, тоящих, фактически, вне бытового закона, юноши проводили некоторое время, сражаясь, грабя и совершая прочие воинские подвиги. (См., напр.: В.Г.Балушок. Инициации древних славян // Этнографическое обозрение, №4, 1993. Также: А.Р.Чочиев. Нарты-арии и арийская идеология. М., 1996.). — Прим. А.Платова.

11. J.Vendryйs. Les dйveloppement de la racine nei en celtique//Revue celtique, XLVI, 1929.

12. M.-L.Sjostedt. Dieux et hйros des Celtes. P., 1941.

13. «Похищение Быка из Куальнге». — Прим. А.Платова.

14. Русский перевод цит. по изданию: Похищение Быка из Куальнге. Подг. Т.А.Михайлова, С.В.Шкунаев. М., 1985.

15. Rta (Rita) — Мировой Закон, Колесо Мирового Порядка. — Прим. А.Платова.

Только шкура медвежья лежала на стане, не сочтёт враг сегодня потерь. Окровавленный молот держал он в руке и кричал будто бешеный зверь. Он один без брони и без страха в глазах в бой бросался как Одина сын. Восседает в Вальхалле теперь этот воин с отцом небесных дружин.

Кратко о Берсерках

  1. Берсерки или Берсеркеры — скандинавские и германские воины, посвятившие свою жизнь битвам.
  2. Главная особенность берсерков — умение входить в боевой транс перед боем.
  3. Боевой транс — это особое психо-физическое состояние, при котором берсеркер не чувствовал страха, усталости и боли.
  4. Три основных перевода с древнескандинавского berserkr:
    1. медвежья рубаха
    2. медвежья шкура
    3. без рубахи
  5. После окончания эпохи викингов и христианизации Скандинавии, берсерков объявили вне закона. Из за их дикого поведения в мирное время. Большую их часть поубивали в стычках. Оставшихся держали в оковах до конца их дней.
  6. Исторической информации о берсерках очень мало. Но существует огромное количество домыслов и предположений с которыми я тебя и познакомлю.

Предположения о берсерках

  1. Берсерки посвящали себя богу . Чем больше викинг убивал врагов, тем ближе он сидел к Всеотцу в .
  2. На воспитание берсеркам отдавали детей сирот и потеряшек. Жили берсерки в далёких от поселений лагерях. Где тренировались и воспитывали учеников в мирное время.
  3. Вступительный обряд берсерка — это бой один на один с диким медведем. После победы, воин снимал с животного шкуру и когти. Из которых и делал себе одежду.
  4. Существовали не только воины-медведи, но и воины-волки, их называли .
  5. Берсерки — крупные и хорошо сложенные мужчины. Часто их тела были покрыты руническими . Длинные волосы и борода — символы принадлежности к животному миру. Единства с природой. Поверх голого тела берсерк носил медвежью или волчью шкуру, голова которой была его капюшоном.
  6. Чтобы легче войти в состояние транса, берсерки пили отвар из мухоморов. И под воздействием галлюциногенных грибов, доводили себя до нужного состояния ритуальным танцем и поклонением Одину.
  7. Берсерки не могли контролировать себя во время боевого безумия. Поэтому среди них часто случались нападения на дружественных воинов и мирных жителей.
  8. Берсерки жили в стороне от общества, потому что люди боялись их непредсказуемого поведения. В набегах, берсерки плыли на отдельном корабле.
  9. Берсеркеры сражались без одежды или в медвежьих шкурах. Предпочитали биться без оружия или использовали проверенные временем топоры и дубины, не доверяя новомодным мечам.
  10. В мирное время берсерки развлекались бесконечными грабежами и насилием в своих же землях. Благодаря этому воины-медведи и стали главными злодеями с скандинавских сказках и ночных страшилках.

Здоровья тебе, дорогой друг. Рад видеть тебя здесь. Меня зовут Гаврилов Кирилл и это не просто приветствие для галочки. Мне действительно очень приятно когда читают мои записи и интересуются моей деятельностью. Я увлекаюсь историей, мифологией и культурой средневековой Скандинавии. А это мой северный дневник . Который я наполняю записями на интересные мне темы.

Сейчас я расскажу тебе о берсерках или берсеркерах. Давно хотел сделать подробную запись — помочь интересующимся людям разобраться в этой теме. Викинги берсерки очень интересное и насыщенное явление. Дополненное всевозможными догадками и многочисленными мифами.

Скажу заранее. Исторической информации о викингах берсерках — крайне немного. С ней я познакомлю тебя в начале. А затем, я расскажу тебе о многих не доказанных теориях и предположениях. Спорами, о которых постоянно занимаются историки, эксперты и люди себя таковыми считающие.

Берсерки в современной культуре

Викинги берсерки — персонажи известные, их узнают даже те, кто вообще никак не знаком с историей и культурой средневековой Скандинавии. Образ сурового бесстрашного берсеркера, размахивающего окровавленным топором, стал визитной карточкой эпохи викингов.

Они фигурируют в древних сагах, о них снимают документальные фильмы, пишут книги, количество фантастических и околоисторических произведений и статей в интернете на эту тему просто невозможно сосчитать.

Берсерки являются частыми персонажами компьютерных игр и огромного количества артов, картин, эскизов и рисунков. Образ берсерка часто перенимают люди, занимающиеся единоборствами и силовыми видами спорта.

Berserker в исполнении Американского художника Brenoch Adams

Описание Берсерка

Начнём с поверхностной информации, которую можно найти в любой подобной статье. Берсерк или Берсеркер — «berserkr» . С древнескандинавского языка существуют три основных варианта перевода.

  1. медвежья рубаха
  2. медвежья шкура
  3. без рубахи

Все они вполне подходят. Если верить некоторым источникам, эти воины сражались без доспехов. Использовали лишь медвежьи шкуры поверх голого тела.

Берсерк — это особый воин посвятивший всю свою жизнь служению верховному языческому богу войны . Берсеркеры известны своей способностью — входить в боевой транс перед сражением.

  • Боевой транс — особое психофизическое состояние при котором берсерка одолевала невыносимая жажда крови, сильная ярость и нечувствительность к боли.

Некоторые исследователи считают, что достигалось это при помощи специально приготовленных отваров из галлюциногенных грибов, взывания к богам и особого ритуала, состоящего из предбоевого танца и молитвы. Также скандинавские берсерки известны тем, что перед боем грызли край своего щита чтобы разбудить звериную ярость.

Берсерк в исполнении нидерландского художника Cristi Balanescu

Самые узнаваемые воины древности. Смерть в бою, по пояс в крови врагов — высшая награда для берсерка. У них не было ни семьи, ни детей, они жили отдельно от людей. В набегах они плыли на отдельном корабле. Враги разбегались в страхе от одного только вида, а союзники обходили стороной и боялись даже взглянуть в их сторону. Полумифические воины, люди в зверином облике — берсерки.

Упоминания о берсерках

Сейчас я расскажу тебе об исторических упоминаниях, связанных с берсерками. В скандинавских и не только, письменных источниках.

«Сага об Инглингах » в данном отрывке берсерки описываются как воины , что как я считаю, очень интересно. Потому что Один являлся либо один либо со своими спутниками и .

  • Один [верховный бог] мог сделать так, что в бою его недруги становились слепыми или глухими или наполнялись ужасом, а их оружие ранило не больше, чем хворостинки, и его воины бросались в бой без кольчуги, ярились, как бешеные собаки или волки, кусали свои щиты, и были сильными, как медведи или быки. Они убивали людей, и ни огонь, ни железо не причиняли им вреда. Такие воины назывались берсерками.

«Песнь о Харальде » норвежского скальда Торбьёрна Хорнклови. Знаменитый отрывок, в котором упоминаются берсеркеры. Некоторые исследователи считают его первым упоминанием об этих воинах.

  • Бойцы были свалены
    кучею с копьями,
    щитами белыми,
    мечами вальскими.
    Ревели берсерки,
    кончалась битва,
    ульвхедины выли,
    потрясая железом.

«О происхождении и местоположении германцев » римского писателя Тацита. К этому отрывку мы еще вернемся, когда я буду рассматривать внешний вид берсерков. Тацит так описывает внешний вид воинов берсеркеров:

  • Как только они достигали зрелого возраста, им позволялось отращивать волосы и бороду, и только после убийства первого врага они могли их укладывать… Трусы и прочие ходили с распущенными волосами. Кроме того, самые смелые носили железное кольцо, и лишь смерть врага освобождала их от его ношения. Их задачей было предварять каждую битву; они всегда образовывали переднюю линию.

Берсерк в медвежей шкуре. Глаза горят огнём, в работе видна ярость берсеркера. К сожалению, не смог найти автора.

Предположения и домыслы о берсерках

С историческими источниками мы познакомилимь. А теперь я расскажу о не менее интересных вещах. Теориях и домыслах о воинах берсеркерах. Их служения Одину, социальным положением в обществе, военным укладом, внешним видом и жизнью.

По поводу нижеописанных теорий, до сих пор не утихают споры и распри среди знатоков скандинавской истории и мифологии. Но их мы обойдем стороной и просто ознакомимся с интересной информацией.

  • Вся информация, изложенная далее не имеет исторических подтверждений и является догадками, домыслами и теориями историков, экспертов или людей таковыми себя считающими.

Берсеркеры — служители Одина

Как я рассказывал ранее, берсерки являлись воителями посвятившими свою жизнь верховному скандинавскому богу войны . Для викингов берсерков служением считалась не только смерть на поле боя, но и убийство врагов.

Убийство для берсеркеров было настолько обыденным делом что со временем они превращались в бездушных животных для убийства, которые уничтожали все на своем пути и умирали без страха. Сражались до последнего вздоха. Их выпускали на поле боя словно звериную стаю.

Йордлинг Андор — арт для карточной игры «Берсерк» художник — Curious

Тренировки берсерков

На воспитание берсеркам отдавали потерявшихся детей, сирот и прочих беспризорников. Некоторые семьи добровольно отдавали сыновей берсеркерам. Есть мнение, что существовали специальные лагеря, находящиеся вдали от человеческого общества, где жили и тренировались берсерки в мирное время.

Также существует предположение — вступительным обрядом было сражение один на один с диким медведем. Побеждая зверя в бою, новобранец обретал право стать берсерком. Снимал с медведя шкуру которую и использовал в качестве одежды. Вырывал клыки и когти из которых изготавливал ожерелье.

Всё время берсеркеры уделяли тренировкам, которые были очень разнообразные и жестокие. Многие дети просто умирали во время испытаний, это позволяло остаться только самым сильным и умелым. Тренировки посвящались как развитию общей физической силы, скорости и выносливости так и развитию, и контролю боевого безумия, знаменитого неистовства берсерков.

Ярость берсерка

Главной особенностью воинов берсерков являлась их способность входить в боевой транс перед боем. Часто это состояние называют «ярость берсеркера» или «неистовство». Воины специально накручивали, возбуждали себя перед боем, зверели и приводили себя в бешенство. Перед боем берсерки грызли края своих щитов, вели себя как дикие звери.

Тотемным животным берсеркеров в большинстве случаев являлся медведь или волк. Есть мнения, что тотемных животных было намного больше. О волкоголовых ульфхеднарах или ульфхевдинах я расскажу тебе в небольшом дополнении к этой записи:

Одевая медвежью шкуру, перенимая повадки, рыча и двигаясь как зверь, берсерк представлял, что превращается в своё тотемное животное. Становиться животным во всех смыслах. Он не испытывает страха, он не боится смерти, он дикий разъяренный зверь, которому нужно только одно — убивать все что стоит у него на пути.

Среди берсерков часто происходили нападения на своих собратьев и других дружественных воинов, так как берсеркеры не могли контролировать свою ярость. По некоторым источникам не последнюю роль, для вхождения в состояние ярости, играли отвары из галлюциногенных грибов.

Викинг Ролло на обложке комикса «Викинги»

Отвар из мухоморов

Что-же вот и настало время познакомиться поближе со всем известной теорией применения викингами-берсерками отваров из галлюциногенных грибов.

По теории некоторых историков, вхождение в боевой транс, происходило при помощи отваров из грибов мухоморов.

  1. Сушеные грибы мелко нарезались и измельчались до состояния порошка
  2. Высыпались в подогретую воду или алкогольный напиток
  3. После приготовления викинги употребляли наркотический отвар перед боем и усиливали свое вхождение в боевую ярость.

В пятидесятых годах, якобы проводилось исследование на эту тему. Которое показало что люди после принятие подобных отваров, полностью теряли боеспособность и серьезно страдали из за побочных эффектов.

Поэтому существует догадка, что сам отвар пил только один берсерк. Принимал на себя все побочные эффекты. Остальные викинги пили его мочу, получали действующее вещество, минуя при этом побочные эффекты. Повторяться это могло по нескольку раз.

Социальная жизнь викингов

Вся жизнь берсерка была посвящена бесконечным битвам, сражениям и жестоким тренировкам. Как правило, берсерки не имели семьи. В невоенном обществе они были изгоями из за своего дикого поведения и жили где-нибудь на окраине — вдали от общества.

Тот факт что они жили вне общества только усиливал их фанатичность в тренировках и отстраненность от людей. Есть упоминания о том, что даже бойцы дружественной армии обходили берсерков стороной и старались держаться подальше. Чтобы не нарваться на неприятности.

  • Ингвар, возьми двух ребят и сходи за оружием. Не идите вдоль берега — там стоит лагерь конунговых медведей. Обойдите лесом. Обычно они не отходят от своего драккара. Но если встретишь по пути хотя бы одного из этих полоумных — опусти взгляд и обойди. Слышишь, Ингвар, обойди. Не хватало нам еще со своими драться.

Во время походов берсеркеры плыли на отдельном чтобы не избежать внутренних конфликтов.

  • У меня в дневнике есть запись где я подробно рассказываю о — кораблях викингов

Великолепнейшая работа словацкого художника Michal Ivan

Берсерки и битвы

Есть предположения, что во время сражения, берсерки первыми начинали битву. Выкладывались в первых стычках, а затем отходили, оставляя испуганных и разрозненных врагов союзным воинам. Наравне с предыдущим предположением существует и обратное. Берсерки вступали в сражение только в самые тяжелые моменты. Сражались до своей смерти или окончания боя, не отступая.

Часто берсерки играли роль личных телохранителей знатных властителей, таких как , постоянно следовали за хозяином, служили постоянной охраной и жили в его доме.

Внешний вид берсерка

Как я рассказывал в начале — берсеркеры, возможно, не использовали доспехи. Они шли в бой с голым торсом или голые целиком используя в качестве одежды медвежьи шкуры.

Вооружались берсерки в основном топорами, или дубинами. Работали широкими размашистыми ударами. Мечи были редкостью среди викингов и доставались только лучшим воинам. Берсерки отрицали использованием мечей. Склонялись в пользу проверенных временем боевых топоров, секир и молотов.

Также существует предположение что берсеркеры и вовсе не признавали оружие. Сражались исключительно тем, что найдут под ногами. Использовали камни, палки и тому подобные предметы. Или попросту кидались на врага с голыми руками.

Вот так описывает внешний вид викингов берсеркеров римский писатель Тацит:

  • Как только они достигали зрелого возраста, им позволялось отращивать волосы и бороду, и только после убийства первого врага они могли их укладывать… Трусы и прочие ходили с распущенными волосами. Кроме того, самые смелые носили железное кольцо, и лишь смерть врага освобождала их от его ношения.

Так как железное кольцо описывается наряду с волосами и бородами, возможно предположить, что железное кольцо носилось в бороде или заплетенных волосах. Как это изобразили художники, создавая арты для For Honor. Хотя это могло быть и обыкновенное кольцо на пальце или шее.

Викинг — Хольдор. Концепт-арт для компьютерной игры For Honor за авторством . На изображениях видны стальные или железные кольца заплетенные в косу и бороду.

Исчезновение берсерков

Как считают многие историки, исчезновение берсерков было связано с принятием христианства в скандинавских странах. К концу эпохи викингов, потребность в озверевших неуправляемых берсерках ослабла.

Их бешенство доставляло множество проблем мирному населению. А их языческие ритуалы посвящения и вхождения в боевой транс, вызывали ужас и непонимание со стороны многих новоиспеченных христиан. Берсерков стали считать — демонами, творениями дьявола.

В относительно мирное время, в поисках битвы, берсеркеры занимались убийствами и грабежом. Из-за этого и были объявлены вне закона в XI веке. Новых последователей культа Одина не находилось, а все старые берсерки были либо перебиты в бесконечных стычках и потасовках. Либо закрыты за решетку и провели остаток жизни под стражей за жестокие убийства, нападения и зверские изнасилования.

  • Повторюсь еще раз, настоящей исторической информации на данную тему крайне мало. Почти весь материал о викингах берсеркерах является сборником из огромного количества чьих-то теорий, предположений и догадок.

В которых не могут разобраться ни сами историки, ни уж тем более самоназванные эксперты. Все обсуждения на тему викингов берсерков, часто заканчиваются бесконечными спорами.

А на этом у меня все. Большое спасибо за то, что дочитал запись до конца. Надеюсь я смог рассказать тебе что-нибудь новое и интересное - это очень важно для меня. Если понравилось - заглядывай ко мне почаще.

Чтобы всегда быть в курсе новых записей и событий, вступай в наше сообщество