Промышленное оборудование

Бой в баренцевом море. Читать онлайн "новогодний бой" Новогодний бой

Annotation

Аннотация издательства: В течение Второй мировой войны британскому флоту пришлось провести великое множество разнообразных операций. Одними из самых важных для Британии были конвойные битвы. При проводке одного из полярных конвоев - JW-51B - английские моряки одержали одну из самых блестящих побед в истории британского флота. Результаты Новогоднего боя оказались фантастическими: четыре слабых эсминца сумели защитить конвой, атакованный линкором, тяжелым крейсером и шестью гораздо более сильными эсминцами.

Глава 1. «Зеленый маршрут»

Глава 2. Главнокомандующий

Глава 3. «Поле судьбы»

Глава 4. Вопреки поражениям

Глава 5. Проблема

Глава 6. Беспокойное время

Глава 7. «Лично командиру»

Глава 8. Сочельник, 1942 год

Глава 9. Якорь панер

Глава 10. Гонка начинается

Глава 11. Большие кучи металлолома

Глава 12. Действовать осторожно

Глава 13. Боевая тревога

Глава 14. «Хиппер» атакует

Глава 15. «Онслоу» поврежден

Глава 16. Последняя радиограмма

Глава 17. Появляется «Лютцов»

Глава 18. Пли… Пли… Пли!

Глава 19. Появляется «Лютцов»

Глава 20. «Акейтес» сражается за жизнь

Глава 21. Жены ждут

Глава 22. Томительная ночь

Глава 23. Шербрук, кавалер Креста Виктории

Глава 24. Бескровная победа

Глава 25. Жатва Гитлера

Приложения

Приложение 1. Список судов конвоя JW-51B и их грузов

Приложение 3. Корабли британского флота

Приложение 4. Корабли германского флота

Список фотографий

Поуп Д.

Новогодний бой

Глава 1. «Зеленый маршрут»

Во вторник 22 декабря 1942 года, в 14.15 шпили на полубаках 14 торговых судов, собранных в заливе Лох Ю на северо-западном берегу Шотландии, заскрипели и залязгали, выбирая якорные цепи. Эти корабли многое повидали, их серые борта пестрели ржаво-красными пятнами. Они глубоко сидели в воде, так как трюмы были полны различными военными грузами. Прямые форштевни, тупые очертания носа, плоские борта придавали им какой-то неуклюжий, тяжеловесный вид. Особенно это бросалось в глаза на фоне стремительных линий стоящих неподалеку эсминцев. Однако конструкторы заботились только об одном - чтобы в трюмы вошло как можно больше груза. В военное время скорость судна становилась важнейшей характеристикой. Зато в мирное время она означала только повышенный расход топлива и лишние затраты. Поэтому самые быстрые из этих 14 транспортов могли развить не более 11 узлов, а большинство давало только 9. По крайней мере, такие цифры сообщили их шкиперы. Но, будучи людьми опытными и осторожными, они прекрасно знали, что в случае необходимости старший механик всегда сумеет выжать из машин еще пару узлов.

4 корабля несли Красный Флаг британского торгового флота, 9 - Звезды и Полосы, а 1 - красно-голубой флаг Панамы. На фалах каждого судна болтались 2 флажка, означавших его номер в конвое. Когда-то яркие цвета флагов были приглушены проливным дождем. Промокшие, они уныло обвисли, но все-таки упрямо пытались встрепенуться, когда над заливом пролетал порыв холодного ветра.

Вскоре моторы шпилей прекратили свои астматические вздохи. Якоря были выбраны, и машинные телеграфы на мостиках отзвенели, пробуждая к жизни винты. Одно за другим, в заранее предписанном порядке, суда проходили ворота бонового заграждения длинной колонной, которая протянулась более чем на 2 мили. Вскоре конвой уже шел в проливе Норт Минч. Эту полоску воды прикрывала от ярости атлантических штормов цепочка скалистых островков, названных Внешними Гебридами.

Так начинался путь длиной более 2000 миль. Конвой направлялся в северную Россию, чтобы помочь неблагодарному и подозрительному союзнику. Большая часть пути пролегала за Полярным кругом. Курс конвоя был назван «Зеленым маршрутом» и проходил через несколько точек на карте, обозначенных в алфавитном порядке от «А» до «Н». Эта линия находилась прямо на пути зимних штормов, которые прилетали из бескрайней Атлантики, бушевали в морях вокруг Шотландии и Исландии, прорывались в Гренландское море, уже значительно ослабевшие, чтобы умереть, растратив свою энергию, в высоких широтах между Шпицбергеном и Норвегией.

Путь следования этих атмосферных возмущений очень часто совпадал с линией курса конвоев, направляющихся в Россию. Миновав Исландию, многие шторма медленно ползли на северо-восток, настолько медленно, что очень часто конвои двигались вместе с ними, внутри них. И тогда высокие волны и плохая погода сопровождали транспорты почти на всем пути.

День за днем ветер уныло свистел в снастях, выматывая душу, оглушая и притупляя чувства. Ледяные брызги летели над палубами, застывая на стволах орудий и надстройках. Ужасный холод пронизывал тело, пока руки и ноги не превращались в безжизненные деревяшки. Настроение людей подтачивал угнетающий беспросветный мрак полярной ночи.

Эти страшные зимние шторма гнали такую высокую волну, что даже огромные крейсера с их мощными машинами, способные развить 32 узла, с трудом держали 8 узлов. Зато транспорты эта волна вынуждала покидать строй, ложиться в дрейф, менять курс. Волны были способны за несколько часов разбросать конвой по огромной площади, как ветерок разносит клочки бумаги.

В тот момент, когда корабли шли через пролив Норт Минч, эти шторма еще не начали бушевать, хотя барометр уже катился вниз. Ртутный столбик терял миллиметр за миллиметром, и одновременно с этим пенные гребешки на волнах становились все пышнее и пышнее.

Возглавлял колонну транспортов «Эмпайр Арчер», построенный 2 года назад в Данди. Его машинное отделение и труба были смещены в корму, поэтому судно больше напоминало танкер, чем сухогруз, каким являлось. На этом судне находился коммодор конвоя, поэтому, кроме шкипера, офицеров и команды, на нем разместились капитан 1 ранга Мелхыоиш, отставной офицер Королевского Индийского Флота, и его штаб.

Он отвечал за суда конвоя JW-51B, но не за его эскорт. В сейфе «Эмпайр Арчера» были заперты приказы конвою, предусматривавшие все и вся. По крайней мере, так думали те, кто эти приказы составлял. Курс конвоя. Действия в случае атаки подводных лодок, бомбардировщиков и рейдеров. Диспозиция судов в ордере конвоя. Значение различных условных сигналов. Действия судов, отставших от конвоя. А также масса других инструкций, которые должны были обеспечить безопасность конвоя.

В трюмах «Эмпайр Арчера» находилось множество военных грузов. Кроме 4376 тонн генерального груза, на судно погрузили 141 грузовик, 18 танков и 21 истребитель. Если транспорт благополучно прибудет в Россию, в течение 3 месяцев вся эта техника попадет на фронт.

Коммодор и его штаб были ветеранами, хотя в Россию они направлялись впервые. Большинство из них находилось в отпусках и было страшно разочаровано, когда получило телеграфный вызов перед самым Рождеством. Например, среди таких был Л. Ф. Мэттьюз, старшина сигнальщиков. Его предыдущий поход был первым вместе с Мелхьюишем. Этой парочке предстояло плавать вместе до конца войны. Они посетили Индию, Нью-Йорк, Сицилию, совершили 8 походов к плацдармам в Нормандии.

Однако поход к берегам Северной Африки оказался для них неудачным. После высадки войск в Бужи их корабль, трехтрубный лайнер компании «Пи энд О» «Наркунда», был атакован и потоплен вражескими бомбардировщиками. Мэттьюз и остальные моряки наслаждались отпуском для «утопленников», когда пришла телеграмма. 17 декабря он уже мчался в ночном поезде в Ливерпуль. Рано утром, грязный и усталый, он прибыл в штаб и доложил, что готов к продолжению службы. Целых 2 дня он провел за сверкой и исправлением шифровальных книг, необходимых для следующего похода. 20 декабря вместе с капитаном 1 ранга Мелхьюишем и остальными членами штаба Мэттьюз сел на ночной поезд в Лох Ю.

«Нам выдали теплые шинели и толстые перчатки, поэтому мы поняли, что нам предстоит прекрасный круиз в Россию в разгар зимы, Я находился в Ливерпуле, когда туда прибыли моряки конвоя PQ-17, поэтому я прекрасно представлял, что нас может ждать», - писал Мэттьюз.

22 декабря в 13.00, почти за 2 часа до того как конвой должен был сняться с якоря, капитан 1 ранга Мелхьюиш и его штаб прибыли на борт «Эмпайр Арчера» и встретились с его шкипером Могэном.

За кормой «Эмпайр Арчера» шел транспорт «Далдорх», зарегистрированный в Глазго. В его трюмах находились 264 грузовика и 1744 тонны генерального груза. Третьим в колонне шел новый танкер «Эмпайр Эмералд», построенный в Тизе год назад и зарегистрированный в Миддлсборо. Его экипаж получал особую доплату за риск, и это было вполне заслужено, так как морякам предстояло весь путь проделать на 7400 тоннах авиабензина и 2580 тоннах нефти. Одна мина, одна торпеда или бомба - и в считанные секунды танкер превратится в груду пылающих и взрывающихся обломков. Если же он затонет без взрывов, эта невинно выглядящая нефть растечется по поверхности толстым слоем. Она будет мешать людям, пытающимся спастись вплавь, и может убить их так же верно, как яд.

Четвертым кораблем был тоже британский танкер «Понтфилд», построенный в Швеции в 1940 году, через год после вторжения Гитлера в Польшу. Его корпус был сварным...

Итог

победа Великобритании

Стороны Командующие Силы сторон Потери

Бой в Баренцевом море или Новогодний бой состоялся 31 декабря между британскими кораблями, входившими в состав боевого охранения арктического конвоя JW-51B и немецкими рейдерами . Легким кораблям эскорта удалось сорвать атаку превосходящих сил немецкого флота , в том числе тяжёлых крейсеров «Hipper » («Адмирал Хиппер ») и «Lützow » . Исход столкновения едва не привел к расформированию надводных сил немецкого ВМФ. Командующий флотом адмирал Редер через месяц подал в отставку .

Предыстория

Поставки в СССР арктическими конвоями начались в сентябре 1941 года . В начале конвои отправлялись каждые два месяца и имели обозначения PQ (туда) и QP (обратно). Первое время конвои доходили почти без потерь: к весне был потерян лишь один грузовой корабль из 103 . Немецкое командование быстро оценило значение поставок для войны на Восточном фронте и бросило на борьбу с конвоями основные силы военного флота : в январе 1942 года в Норвегию на базу Тронхейм был переведен линкор «Tirpitz » , в марте - тяжелый крейсер «Admiral Scheer » . На базах вдоль арктического побережья были размещены дополнительные силы авиации и подводных лодок. В результате принятых немцами мер потери союзников резко возросли: в июле 1942 года был практически полностью разгромлен конвой «PQ-17 »; следующий конвой «PQ-18 » (в сентябре 1942 года) также понес тяжелые потери. После этого британское правительство решило прекратить поставки в светлое время года.

С наступлением полярной ночи была начата новая серия конвоев с индексами JW (туда) и RA (обратно). Конвой «JW-51B » был вторым в новой серии . В состав конвоя входило 14 торговых судов, груз которых составлял: 202 танка, 2 046 прочих транспортных средств, 87 истребителей, 33 бомбардировщика, 11 500 тонн горючего, 12 650 тонн авиационного топлива, и свыше 54 000 тонн прочих припасов. В эскорт входили британские эсминцы HMS Achates (англ.) русск. , HMS Orwell (англ.) русск. , HMS Oribi (англ.) русск. , HMS Onslow (англ.) русск. , русск.; два - HMS Rhododendron и HMS Hyderabad ; тральщик HMS Bramble (англ.) русск. ; и вооружённые траулеры Vizalma и Northern Gem . Конвой следовал под общим командованием капитана 1 ранга Роберта Сент-Винсент Шербрука, командира 17-й флотилии эсминцев, державшего флаг на HMS Onslow .

Кроме того, прикрытие обеспечивали два лёгких крейсера, HMS Sheffield и HMS Jamaica , прикрывавших до этого переход конвоя JW-51A . Этими кораблями - «Соединением R» командовал контр-адмирал Роберт Л. Барнетт, державший флаг на HMS Sheffield . Они вышли из Кольского залива 27 декабря и должны были встретить конвой в самой опасной точке маршрута.

Немецкие силы состояли из двух тяжёлых крейсеров «Hipper », «Lützow » и шести эскадренных миноносцев типа 1934 : «Friedrich Eckholdt » (англ.) русск. , «Richard Beitzen » , ««Theodor Riedel » », «Z-29 », «Z-30 » и «Z-31 ». Эти суда были дислоцированы в Альтен-фьорде, Норвегия, и находились под общем командованием вице-адмирала Оскара Кумметца на «Hipper ».

План Regenbogen

Германский морской штаб разработал план атаки конвоя под кодовым названием Regenbogen («Радуга») . План состоял в использовании карманного линкора «Lützow » и тяжелого крейсера «Hipper » в сопровождении шести эсминцев. После ночного выхода с базы в Альта-фьорд силы должны были разделиться на две группы, так чтобы к наступлению утра «Lützow » оказался бы в 75 милях к югу от «Hipper ». Затем обе группы поворачивали на восток вдоль предполагаемого курса конвоя, при этом эсминцы сопровождения каждой группы расходились таким образом, чтобы вся группа занимала по ширине около 15 миль . После обнаружения конвоя первый удар наносила северная группа во главе с «Hipper », что должно было отвлечь силы прикрытия к северу, а конвой стал бы уходить в южном направлении, попадая под огонь «Lützow ». Предполагалось, что «Hipper » легко разделается с гораздо более слабыми силами непосредственного прикрытия конвоя, в то время как «Lützow » получит возможность уничтожить грузовые суда.

Немцам, однако, не было известно о присутствии в Баренцевом море крейсеров HMS Sheffield и HMS Jamaica , прибывших туда ранее в составе эскорта предыдущего конвоя «JW51-A ». Командовал крейсерами контрадмирал R. L. Burnett - ветеран арктических конвоев. Крейсера Барнетта патрулировали участок к северу от Кольского полуострова , как раз на пути следования «JW51-B ».

Погодные условия

Ход боя

Вначале события развивались в соответствии с немецким планом. 30 декабря конвой был обнаружен немецкой подлодкой U-354 (лейт. Herschleb). Адмирал Рёдер взял общее командование операцией на себя и приказал группе перехвата немедленно выходить в море. Утром 31 декабря северная часть группы, - «Hipper » и три эсминца, - настигла конвой.

В 08:30 корвет HMS Hyderabad , шедший по правому борту конвоя, заметил на горизонте два эсминца . Капитан корвета решил, что эсминцы советские и не предпринял никаких действий. Через 10 минут те же корабли были замечены с эсминца HMS Obdurate . На этот раз английский капитан доложил о встрече адмиралу Шербруку и пошел навстречу незнакомцам. В 09:15 Obdurate просигналил неизвестным эсминцам запрос, но не получил ответа. Это не вызвало подозрений, поскольку англичане по-прежнему считали, что встретили советский патруль. Однако в этот момент немецкие эсминцы открыли огонь и англичане немедленно стали перестраиваться в боевой порядок, заранее разработанный Шербруком: Onslow , Obdurate , Obedient и Orwell пошли навстречу противнику, а Achates , находившийся между нападавшми и конвоем, начал ставить дымзавесу . Примерно через полчаса Шербрук заметил крупный корабль, идущий курсом прямо на него. Через некоторое время неизвестный корабль начал поворот и Шербрук немедленно узнал по силуэту «Hipper ».

В 09:30 сигнал о встрече с противником был послан Барнету и Соединение R форсированным ходом пошло к месту боя. Тем временем «Hipper » открыл прицельный огонь по Achates , хорошо заметному на фоне светлой дымовой завесы. Эсминец получил тяжелые повреждения: погибло 40 человек команды, включая капитана (A.H.T. Jones), но в этот момент «Hipper » перенес огонь на Onslow и Orwell . Эсминцы начали маневрировать, скрываясь за порывами снежного шквала и дымом. Плохая видимость затрудняла действия немецких наводчиков, а эффективность радаров наведения оказалась недостаточной. Поврежденный Achates тем временем продолжал ставить завесу. Однако к 12:54 его крен достиг 60 градусов и 80 оставшихся в живых моряков эсминца были сняты подошедшим траулером. В 13:14 HMS Achates перевернулся и затонул.

К этому времени у Шербрука сложилось мнение, что Кумметц избегает боя. Вместо решительного сближения «Hipper » маневрировал, скрываясь за дымом и снежными зарядами . Тем не менее, в ответ на действия немцев англичане поступили так, как предполагал немецкий план: за дымовой завесой конвой стал уходить на юго-восток, где его уже поджидал «Lützow ». В свою очередь, Orwell и Onslow направились в сторону «Hipper », постоянно имитируя торпедные атаки и мешая крейсеру приблизиться к конвою. Остальные корабли охранения ушли вместе с конвоем. Тем временем «Hipper » и два британских эсминца вели перестрелку, которая не дала результатов из-за плохой видимости и обледенения орудий. Маневрируя, Onslow удалось уклониться от 5 залпов главного калибра «Hipper », однако в 10:20 203-мм снаряд задел трубу эсминца. Взрывом была также снесена антенна радара, а осколки осыпали мостик, где в этот момент находился командующий эскортом Шербрук. Один из осколков попал Шербруку в лицо, разбив скуловую кость и выбив левый глаз . Кроме Шербрука, на Onslow пострадало еще 47 человк. Командования флотилией принял кап.-лейтенант Кинлох (Lt. Commander D. C. Kinloch) на эсминце Obedient . Немецкий адмирал не догадывался о тяжелом положении на Onslow , поскольку его внимание отвлек Obedient , нахально завязавший перестрелку. Короткая перестрелка не дала результатов ни одной стороне. К тому же Кумметц постоянно помнил, что у эсминца имелось 9 торпед, а бронирование «Hipper » было явно недостаточным.

HMS Sheffield и HMS Jamaica появились на поле боя неожиданно для немцев. Первым открыл огонь Sheffield и через несколько залпов начал попадать в «Hipper ». Кумметц начал маневрировать и поставил дымзавесу, но «Hipper » продолжал получать попадания . Принимая во внимания указания Гитлера не подвергать корабль чрезмерному риску, Кумметц решил уходить и отдал приказ своим эсминцам начать отход (11:33 ). Немецкие эсминцы «Friedrich Eckholdt » и «Richard Beitzen » в сумерках приняли Sheffield и Jamaica , которые они не ожидали здесь встретить, за «Hipper » и «Lützow » и сделали попытку пристороиться к ним. Прежде чем немецкие капитаны поняли свою ошибку, англичане открыли по ним огонь. «Friedrich Eckholdt », шедший первым, получил попадание в центр корпуса и затонул менее, чем за две минуты. «Richard Beitzen » ускользнул без повреждений. Эти события отвлекли британские крейсера и они потеряли контакт с «Hipper », который полным ходом уходил на восток в предполагаемом направлении «Lützow ».

Тем временем «Lützow» перехватил уходивший на юго-восток караван грузовых судов, при этом первый из них был на расстоянии 3 миль от рейдера, а последний - 7 миль. «Lützow » выпустил 87 280-мм снарядов и 75 150-мм, но ни разу не попал . После этого капитан «Lützow » принял решение о возвращении на базу в Альта-фьорд.

Британские эсминцы собрали конвой и продолжили путь в Мурманск. Напряженность сохранялась, поскольку неповрежденным остался лишь один эсминец, в то время как имелись опасения, что где-то поблизости может находиться германский крейсер «Nürnberg » . Тревога спала лишь после сообщения Би-Би-Си о том, что все немецкие корабли вернулись на свои базы .

Итоги

В ходе боя были потоплены два британских корабля охранения - эсминец HMS «Акейтес » и тральщик HMS «Bramble », а немецкий флот потерял эскадренный миноносец «Z-16 » «Friedrich Eckholdt », уничтоженный сосредоточенным огнём лёгких крейсеров . Кроме того, «Hipper » получил тяжелые повреждения и едва добрался до Каа-фиорда.

Конвой благополучно прибыл в Кольский залив , не потеряв ни одного транспорта.

Последствия

Узнав о том, что более слабые британские силы отогнали 2 тяжёлых крейсера с кораблями сопровождения, Гитлер пришёл в ярость и принял решение расформировать надводный военно-морской флот и отправить корабли на металл, а их орудия использовать для береговой обороны, сконцентрировавшись на операциях подводных лодок. Верховный командующий ВМФ Германии адмирал Эрих Редер был смещён со своего поста. Однако сменивший его Карл Дёниц , несмотря на свою приверженность доктрине подводной войны, уговорил Гитлера сохранить крупные надводные корабли и держать их на северных коммуникациях.

Поставки в СССР арктическими конвоями начались в сентябре 1941 года .

Руководство немецкого флота было полностью удовлетворено результатами атак конвоев PQ-17 в июне и PQ-18 в сентябре 42 года. С тех пор немцы постоянно держали несколько подводных лодок на вероятных маршрутах конвоев за Полярным кругом. Они ждали, пока следующий конвой отправится в Россию, но ждать пришлось долго. Тысячи часов экипажи лодок провели под ударами ледяных полярных штормов в почти полном мраке. Весь октябрь, потом ноябрь и декабрь от них поступали однообразные донесения: ничего. Ничего не обнаружено. Так было до последних дней 1942 года.

РВМ уже было готово к появлению следующего конвоя и давно имело план действий. Была подготовлена операция «Regenbogen» (Радуга). Из немецких документов становится ясно, что противник заметил конвой JW-51A, хотя тот не был атакован. Как только было получено донесение Хершлеба о замеченном JW-51B, немцы назвали его PQ-20. Этот номер конвой имел бы в старой системе обозначений. В этом случае под номером PQ-19 шел бы JW-51A.

В эскорт входили британские эсминцы HMS Achates, HMS Orwell, HMS Oribi, HMS Onslow, HMS Obedient, и HMS Obdurate; два корвета класса Flower — HMS Rhododendron и HMS Hyderabad; тральщик HMS Bramble; и вооружённые траулеры Vizalma и Northern Gem. Конвой следовал под общим командованием капитана 1 ранга Роберта Сент-Винсент Шербрука, командира 17-й флотилии эсминцев, державшего флаг на HMS Onslow.

Кроме того, прикрытие обеспечивали два лёгких крейсера, Sheffield и Jamaica, прикрывавших до этого переход конвоя JW-51A. Этими кораблями — «Соединением R» командовал контр-адмирал Роберт Л. Барнетт, державший флаг на HMS Sheffield. Они вышли из Кольского залива 27 декабря и должны были встретить конвой в самой опасной точке маршрута.

Немецкие силы состояли из двух тяжёлых крейсеров Адмирал Хиппер , Лютцов (Дойчланд) и шести эсминцев: «Фридрих Экольд», «Рихард Байтцен», «Теодор Ридель», «Z-29», «Z-30» и «Z-31». Эти суда были дислоцированы в Альтен-фьорде, Норвегия, и находились под общем командованием вице-адмирала Оскара Кумметца на Адмирал Хиппер.

КРТ Адмирал Хиппер. Краткие ТТХ:

ВДМ-18тыс.т.

АГК-4х2х203мм.

ПВО-6х1х40мм Бофорс

20х1х20ммЭрликон.

Скорость хода-32.5.узла.

Нёс 3 ГСМ. и ТА 4х3х533мм.

Описывать Дойчланды нет смысла. Широко известные карманные линкоры. В интернете полно материала.

Карманные линкоры, суперкрейсера-как их только не называли.

Германский морской штаб разработал план атаки конвоя под кодовым названием Regenbogen («Радуга»). План состоял в использовании карманного линкора Lützow и тяжелого крейсера Адмирал Хиппер в сопровождении шести эсминцев. После ночного выхода с базы в Альта-фьорд силы должны были разделиться на две группы, так чтобы к наступлению утра Lützow оказался бы в 75 милях к югу от Адмирал Хиппер. Затем обе группы поворачивали на восток вдоль предполагаемого курса конвоя, при этом эсминцы сопровождения каждой группы расходились таким образом, чтобы вся группа занимала по ширине около 15 миль. После обнаружения конвоя первый удар наносила северная группа во главе с Адмирал Хиппер, что должно было отвлечь силы прикрытия к северу, а конвой стал бы уходить в южном направлении, попадая под огонь Lützow"а. Предполагалось, что Адмирал Хиппер легко разделается с гораздо более слабыми силами непосредственного прикрытия конвоя, в то время как Lützow получит возможность уничтожить грузовые суда.

Немцам, однако, не было известно о присутствии в Баренцевом море крейсеров Sheffield и Jamaica, прибывших туда ранее в составе эскорта предыдущего конвоя JW51-A. Командовал крейсерами контрадмирал Роберт Барнетт (R. L. Burnett) - ветеран арктических конвоев. Крейсера Барнетта патрулировали участок к северу от Кольского полуострова, как раз на пути следования JW51-B.

КРЛ Бермуда. КРЛ Ямайка-систер-шип. Британская серия лёгких крейсеров Краун-колони.

КРЛ Шефилд. В общем то серия Краун-колони и тип Саутгемптон вполне себе идентичны, хотя систер-шипами их не назовёшь

АГК-4х3х152мм.

Скорость хода-32 узла.

Конвой шел в условиях полярной ночи: видимость составляла примерно 7 миль в северном направлении и 10 миль в южном. Небо, как правило, было покрыто низкой облачностью. Температура воздуха нередко опускалась до -15 по Цельсию и ниже. Из-за частых штормов надстройки кораблей были покрыты толстым слоем льда: вес льда на небольших судах охранения достигал 150 тонн, что грозило потерей остойчивости. Обледенение мешало действию орудий а также приборов наблюдения и связи.

Вначале события развивались в соответствии с немецким планом. 30 декабря конвой был обнаружен немецкой подлодкой U-354. Адмирал Рёдер взял общее командование операцией на себя и приказал группе перехвата немедленно выходить в море. Утром 31 декабря северная часть группы, — Адмирал Хиппер и три эсминца, — настигла конвой.

В 08-30 корвет Hyderabad, шедший по правому борту конвоя, заметил на горизонте два эсминца. Капитан корвета решил, что эсминцы советские и не предпринял никаких действий. Через 10 минут те же корабли были замечены с эсминца Obdurate. На этот раз английский капитан доложил о встрече адмиралу Шербруку и пошел навстречу незнакомцам. В 09-15 Obdurate просигналил неизвестным эсминцам запрос, но не получил ответа. Это не вызвало подозрений, поскольку англичане по-прежнему считали, что встретили советский патруль. Однако в этот момент немецкие эсминцы открыли огонь и англичане немедленно стали перестраиваться в боевой порядок, заранее разработанный Шербруком: Onslow, Obdurate, Obedient и Orwell пошли навстречу противнику, а Achates, находившийся между нападавшими и конвоем, начал ставить дымзавесу. Примерно через полчаса Шербрук заметил крупный корабль, идущий курсом прямо на него. Через некоторое время неизвестный корабль начал поворот и Шербрук немедленно узнал по силуэту Адмирал Хиппер.

В 09-30 сигнал о встрече с противником был послан Барнету и группа R форсированным ходом пошла к месту боя. Тем временем Адмирал Хиппер открыл прицельный огонь по Achates, хорошо заметному на фоне светлой дымовой завесы. Эсминец получил тяжелые повреждения: погибло 40 человек команды, включая капитана (A.H.T. Jones), но в этот момент Адмирал Хиппер перенес огонь на Onslow и Orwell. Эсминцы начали маневрировать, скрываясь за порывами снежного шквала и дымом. Плохая видимость затрудняла действия немецких наводчиков, а эффективность радаров наведения оказалась недостаточной. Поврежденный Achates тем временем продолжал ставить завесу. Однако 12-54 его крен достиг 60 градусов и 80 оставшихся в живых моряков эсминца были сняты подошедшим траулером. В 13-14 Achates перевернулся и затонул.

К этому времени у Шербрука сложилось мнение, что Кумметц избегает боя. Вместо решительного сближения Адмирал Хиппер маневрировал, скрываясь за дымом и снежными зарядами. Тем не менее, в ответ на действия немцев англичане поступили так, как предполагал немецкий план: за дымовой завесой конвой стал уходить на юго-восток, где его уже поджидал Lützow. В свою очередь, Orwell и Onslow направились в сторону Адмирал Хиппер, постоянно имитируя торпедные атаки и мешая крейсеру приблизиться к конвою. Остальные корабли охранения ушли вместе с конвоем. Тем временем Адмирал Хиппер и два британских эсминца вели перестрелку, которая не дала результатов из-за плохой видимости и обледенения орудий. Маневрируя, Onslow удалось уклониться от 5 залпов главного калибра Адмирал Хиппер, однако в 10-20 203-мм снаряд задел трубу эсминца. Взрывом была также снесена антенна радара а осколки осыпали мостик, где в этот момент находился командующий эскортом Шербрук. Один из осколков попал Шербруку в лицо, разбив скуловую кость и выбив левый глаз. Кроме Шербрука, на Onslow пострадало еще 47 человк. Командования флотилией принял кап.-лейтенант Кинлох на эсминце Obedient. Немецкий адмирал не догадывался о тяжелом положении на Onslow, поскольку его внимание отвлек Obedient, нахально завязавший перестрелку. Короткая перестрелка не дала результатов ни одной стороне. К тому же Кумметц постоянно помнил, что у эсминца имелось 9 торпед, а бронирование Адмирал Хиппер было явно недостаточным.

Sheffield и Jamaica появились на поле боя неожиданно для немцев. Первым открыл огонь Sheffield и через несколько залпов начал попадать в Адмирал Хиппер. Кумметц начал маневрировать и поставил дымзавесу, но Адмирал Хиппер продолжал получать попадания. Принимая во внимания указания Гитлера не подвергать корабль чрезмерному риску, Кумметц решил уходить и отдал приказ своим эсминцам начать отход. Немецкие эсминцы Friedrich Eckholdt и Richard Beitzen в сумерках приняли Sheffield и Jamaica, которые они не ожидали здесь встретить, за Адмирал Хиппер и Lützow и сделали попытку пристроиться к ним. Прежде чем немецкие капитаны поняли свою ошибку, англичане открыли по ним огонь. Friedrich Eckholdt, шедший первым, получил попадание в центр корпуса и затонул менее, чем за две минуты. Richard Beitzen ускользнул без повреждений. Эти события отвлекли британские крейсера и они потеряли контакт с Адмирал Хиппер, который полным ходом уходил на восток в предполагаемом направлениииe Lützow’а.

Тем временем Lützow перехватил уходивший на юго-восток караван грузовых судов, при этом первый из них был на расстоянии 3 миль от рейдера, а последний — 7 миль. Lützow выпустил 87 280-мм снарядов и 75 150-мм, но ни разу не попал. После этого капитан Lützow’а принял решение о возвращении на базу в Альта-фьорд.!!!

Британские эсминцы собрали конвой и продолжили путь в Мурманск. Напряженность сохранялась, поскольку неповрежденным остался лишь один эсминец, в то время как имелись опасения, что где-то поблизости может находиться германский крейсер Nürnberg. Тревога спала лишь после сообщения Би-Би-Си о том, что все немецкие корабли вернулись на свои базы.

Схема новогоднего боя.

В ходе боя были потоплены два британских корабля охранения — эсминец «Акейтес» и тральщик «Брембл», а немецкий флот потерял эскадренный миноносец Z-16 «Фридрих Экольдт», уничтоженный сосредоточенным огнём лёгких крейсеров. Кроме того, Адмирал Хиппер получил тяжелые повреждения и едва добрался до Каа-фиорда.

Конвой благополучно прибыл в Кольский залив, не потеряв ни одного транспорта.

Узнав о том, что более слабые британские силы отогнали 2 тяжёлых крейсера с кораблями сопровождения, Гитлер пришёл в ярость и принял решение расформировать надводный военно-морской флот и отправить корабли на металл, а их орудия использовать для береговой обороны, сконцентрировавшись на операциях подводных лодок. Верховный командующий ВМФ Германии адмирал Эрих Редер был смещён со своего поста. Однако сменивший его Карл Дёниц, несмотря на свою приверженность доктрине подводной войны, уговорил Гитлера сохранить крупные надводные корабли и держать их на северных коммуникациях.

Глава 8. Сочельник, 1942 год

Когда в 11.30 на следующий день, в среду, прибыл помятый «Акейтес», все корабли океанского эскорта Шербрука собрались в фиорде. Еще до того как соединение вышло в море на рандеву с конвоем - тот сейчас с трудом продвигался сквозь шторм на север - оно потеряло один эсминец. Начало было не слишком обнадеживающим. Однако Шербрук приказал всем командирам прибыть на борт «Онслоу» и получить приказы. До этого он лишь один раз встречался с ними.

Если попытаться рассказать истории всех 6 эсминцев, то получится интригующая повесть о том, как Королевский Флот использует свои легкие силы так, чтобы выжать из них все возможное и даже больше. Мы возьмем в качестве примера «Акейтес», для которого этот поход стал последним. Он вошел в состав флота в апреле, завершив долгий ремонт на верфи «Суон Хантер» на Тайне. Там эсминцу была приделана новая носовая часть, после того как в прошлом году он подорвался на мине в исландских водах. «Акейтес» был передан Специальному эскортному соединению Клайда. Это была небольшая резервная группа кораблей, которая по мере надобности передавалась для усиления эскортных групп, сопровождавших атлантические конвои.

А теперь «Акейтес» был вынужден покинуть гостеприимные берега Гурока на реке Клайд, где он ранее базировался, чтобы последние бурные месяцы своей жизни провести на севере. Первой настоящей работой для него стало сопровождение в северную Россию конвоя PQ-16. Непрерывные воздушные атаки против конвоя на протяжении всей последней недели мая стали настоящим испытанием для офицеров и матросов эсминца. После короткого отдыха в Мурманске он сопровождал обратный конвой, который совершил переход без всяких приключений. Потом «Акейтес» отправился в недолгий отпуск для чистки котлов и снова двинулся в Россию, на этот раз с конвоем PQ-18. Ему предстояла новая тяжелая битва с немецкими подводными лодками и самолетами Люфтваффе. Этот поход был памятен несколькими неудачными охотами за подводными лодками и просто отвратительными гидроакустическими условиями, которые крайне осложнили работу операторов асдика. А пребывание в Архангельске было отмечено подвигами команды на берегу. Несколько ночей эсминцам приходилось отправлять моряков на берег, чтобы тушить деревянные дома, загоревшиеся после налетов немецкой авиации.

Незадолго до выхода в море вместе с конвоем PQ-18 на «Акейтес» был назначен новый командир - капитан-лейтенант Э. Г.Т. Джонс. Сначала он привел «Акейтес» домой, в Клайд (приятное путешествие со скоростью 18 узлов), а потом направился на юг, в Гибралтар. Там находилось самое большое скопище эскортных кораблей, которое когда-либо привелось видеть команде. После недели совещаний и подготовки «Акейтес» вышел в море, сопровождая целую армаду транспортов, которая, словно по волшебству, возникла из пустынных далей Атлантики. Они направились к берегам Северной Африки, где начиналась крупнейшая десантная операция.

Следующие 10 дней «Акейтес» занимался обстрелом побережья и противолодочным патрулированием. Когда он сопровождал несколько кораблей обратно в Гибралтар, была обнаружена немецкая подводная лодка. После нескольких атак ее вроде бы удалось потопить.

Не столь удачным оказался обратный переход в Англию. В Бискайском заливе начался шторм, и подводная лодка сумела торпедировать и потопить войсковой транспорт «Уорвик Кастл». К счастью, у него на борту в это время не было солдат. Один из офицеров «Акейтеса» вспоминал: «Нам впервые пришлось выполнять тяжелую работу - подбирать спасшихся. Мы поднимали ослабевших, перепуганных людей на наши стальные палубы, воскрешали захлебнувшихся, хоронили мертвых и размещали живых в наших переполненных кубриках».

В конце ноября, когда были подготовлены первые планы проводки JW-51A и JW-51B, «Акейтес» находился в Гуроке на давно заслуженном отдыхе. Затем пришел приказ, и в сочельник 1942 года эсминец оказался в Сейдис-фиорде. Ему предстоял последний поход, который и прославил этот корабль.

Капитан-лейтенант Джонс был одним из самых молодых командиров эсминцев. Его помощником был 24-летний уроженец островов Джерси лейтенант Лофтус Пейтон-Джонес. Его отец, известный яхтсмен, командовал эсминцем в годы Первой Мировой войны. Следующим в цепи командования шел лейтенант Добровольческого Резерва Эрик Марледд, кавалер Креста за выдающиеся заслуги с пряжкой. (Он получил пряжку за потопление подводной лодки в Средиземном море.) Блестящий выпускник колледжа Магдалены в Оксфорде был известен своей скромностью и жизнерадостностью. Однако при этом он обладал исключительной храбростью.

Штурманом на «Акейтесе» служил молодой суб-лейтенант Резерва ВМФ Кеннет Хайфилд, который только что закончил учиться на кораблях компании «Пи энд О». Врачом являлся хирург лейтенант Джеймс МакФарлейн. Его помнили как прекрасного товарища, всегда готового поддержать любую затею кают-компании. Таким же бодрым и веселым был и старший механик лейтенант Питер Райт, который провел в море больше времени, чем кто-либо из офицеров эсминца. Самым неопытным был уроженец Северного Лондона суб-лейтенант Ф. Р. Барретт, однако он компенсировал нехватку знаний повышенным усердием.

Все эти офицеры, за исключением Пейтон-Джонеса, вскоре погибли. Из членов кают-компании, кроме него, остались живы также торпедист мистер Э. У. Смит и сублейтенант Э. Дж. Дэвидсон.

Однако в этот сочельник, зная, что вместе с остальными эсминцами им предстоит еще до полуночи выйти в море, офицеры решали животрепещущий вопрос: устроить рождественский вечер, пока они стоят здесь, или дождаться прибытия в Мурманск? Они пришли к выводу, что следует праздновать по-настоящему, ни на что не отвлекаясь. Тем более, что в Гуроке они погрузили в холодильник великолепных индеек. В конце концов было решено отпраздновать Рождество после прибытия в Мурманск.

Самым старшим после Шербрука командиром эсминца был капитан 2 ранга Дж. Э.Г. МакБиф, командир «Ориби». Далее шел командир «Обидиента» капитан-лейтенант Дэвид Кинлох. Капитан-лейтенант К. Э.Л. Склатер, который командовал «Обдьюрейтом», оказался единственным, кто знал Шербрука, так как служил вместе с ним несколько месяцев во Фритауне, командуя шлюпом «Уайлд Свои».

«Обдьюрейт», как и «Обидиент», был построен на верфи «Денни» в Думбартоне и вошел в строй всего несколько недель назад. Он был направлен в Скапа Флоу, чтобы команда эсминца сумела притереться друг к другу. Погода была настолько плохой, что не удалось провести даже учебные стрельбы. Эсминцы пришлось вместе с крейсером «Аргонот» отправит на Шпицберген, чтобы доставить туда припасы, а потом вывезти из Мурманска личный состав Королевских ВВС. Предстоящий поход был первой конвойной операцией эсминцев. Вдобавок из 3 старших лейтенантов Склатера двое заболели.

В состав флотилии также входил эсминец «Оруэлл», который был построен на верфи «Торникрофт» в Саутгемптоне в сентябре этого года. Его первые дни лучше всего опишет оператор радара Деннис Г. Макнесс:

«Когда мы приняли «Оруэлл» в Саутгемптоне, только один из шести операторов радара ранее служил на кораблях. Да и он лишь короткое время пробыл на крейсере. Я сомневаюсь, что кто-то из них ранее хотя бы видел эсминец. Уж совершенно точно, никто не представлял, что значит жить на таком корабле достаточно долго. Но во время тренировок мы слышали от инструкторов (вместе с рассказами о далекой Китайской станции и какими-то косыми взглядами) примерно следующее: «Эсминцы - это то, что надо. Не меняйте их ни на что другое. Меньше дисциплины, меньше толпы…»

Поэтому, когда я получил направление, то был рад, что окажусь в том раю, который расписывали инструкторы. После путешествия на поезде с несколькими пересадками нас построили на причале у борта «Оруэлла». Крикливый маленький человек метался взад и вперед, выплевывая приказы со скоростью пулемета. Поэтому нам предстоящая служба впервые показалась не столь приятной. Несколько старослужащих проворчали: «Это помощник артиллериста». Мы не смогли вспомнить никаких предупреждений инструкторов относительно этой персоны, и надеялись, что все это закончится.

Внезапно с воплем: «Связисты на борт!» он остановился перед нашей командой. Мы вежливо ответили, что все мы - персонал радиолокационных станций. Тут же выяснилось, что его словарный запас очень богат. Наконец он сдвинул фуражку на затылок с несколько озадаченным выражением лица и умчался, выкрикивая приказы матросам, которые разгружали вещевые мешки и койки.

Видя, что нам предоставлен шанс улизнуть, мы поднялись на борт и, наконец, нашли кубрик связистов. Там находилась разномастная компания сигнальщиков, шифровальщиков, радистов, санитар, писарь, коки и мы, операторы радара. Всего 25 человек, из которых лишь 4 бывали в море.

Прежде всего мы решили обзавестись надежным замком. Нам говорили, что это просто совершенно необходимо - так же, как найти постоянное место для своей подвесной койки. Как прав был этот советчик! В первую же ночь мы услышали жалобные стенания тех нескольких неудачников, кто так и не сумел устроиться. Замок оказался очень полезным в будущем. Было почти невозможно сохранить свои вещи в целости и порядке (например, форму первого срока), когда она засунута внутрь вещевого мешка, а сам мешок катается по всему кубрику, выброшенный с места либо твоими товарищами, либо качкой.

Наконец мы устроились и начали осматриваться. Кубрик сверкал чистотой и пах свежей краской. Кроме обеденных столов, имелась вся необходимая посуда, вилки и ложки. Этому месту предстояло надолго стать нашим домом. Корабль казался устойчивым, как скала, так как был пришвартован к причалу. И будущее выглядело не таким уж скверным.

В то время радиолокация считалась чем-то вроде колдовства, поэтому мы оказались вне корабельной команды. Двое или трое попали в офицерские вестовые и были обязаны прибирать каюты. Но за это они вознаграждали себя, закусывая в офицерском буфете во время ночных вахт. Остальные привлекались только к обычным приборкам.

Выспаться стало настоящей проблемой. Почти все мы имели подвесные койки, но опять-таки оказались неудачники, которые не смогли пристроиться как следует. Они спали на рундуках, на столах и даже под ними. Койки были развешаны повсюду, в основном на трубопроводах, которые шли под потолками. Некоторые висели достаточно высоко, чтобы под ними можно было подвесить еще одну.

Наконец мы покинули тихую, мирную верфь и направились в Скапа Флоу, чтобы после ряда тренировок стать «боеготовыми».

Пока мы знакомились с нашими обязанностями на корабле, мы знакомились и друг с другом, приучаясь работать вместе. Только теперь мы узнали, как это плохо, когда пищу не подают готовой, а тебя самого забирают на камбуз. Но вскоре мы научились готовить, хотя пудинги и печенье всегда оставляли желать лучшего. Мы даже научились теперь по несколько недель жевать бесконечную картошку.

Вот так, ни о чем не подозревая, мы отправились в наш первый поход. Слухи бродили самые разные - от Гибралтара до Южной Африки. Но оказалось, что это наш первый русский конвой».

Мы еще вернемся к Макнессу позднее. Тем временем 5 командиров прибыли на борт «Онслоу», чтобы встретиться с Шербруком и получить приказы. Все они, за исключением Склатера, впервые увидели своего командира, и их впечатления оказались такими же, как у офицеров штаба. Разговоры не слишком затянулись, и вскоре они покинули «Онслоу». Позднее они отправились друг к другу в гости обедать. Найджел Остин обедал вместе со своим старым другом Дэвидом Кинлохом, которого знал еще с довоенных времен, когда они оба служили инструкторами в Портсмуте. Каждый капитан вовремя вернулся на свой корабль, шлюпки были подняты, и эсминцы приготовились к походу. Все они заправились топливом под завязку с танкера «Скоттиш Америкен». На какое-то время в фиорде все затихло.

Из книги Фау-2. Сверхоружие Третьего рейха. 1930–1945 автора Дорнбергер Вальтер

Глава 1 3 октября 1942 года – «Ракета пошла!» Приказ был отдан. Я положил микрофон, который через пульт связи доносил мои слова до испытательного стенда номер 7, стартовой команды и измерительного центра. Я стоял на его плоской крыше. Был полдень, и над всей Северной Германией

Из книги Подводная война. Хроника морских сражений. 1939-1945 автора Пиллар Леон

Глава 7 Подводные лодки в Средиземном море (1940-1942)

Из книги Разведка особого назначения. История оперативного разведывательного центра английского адмиралтейства 1939-1945 автора Бизли Патрик

Глава седьмая ЯНВАРЬ-ИЮЛЬ 1942 г. ОПЕРАЦИЯ «ПАУКЕНШЛАГ» И ЕЕ ТЩАТЕЛЬНАЯ МАСКИРОВКА Деница всегда очень сильно раздражал запрет Гитлера вести боевые действия в американской «нейтральной зоне». Но спустя два дня после Пёрл-Харбора он получил уведомление, что запрет

Из книги Асы союзников автора Спик Майк

Глава 4. Мальтийские соколы. Июнь 1940 г. - ноябрь 1942 г Одно из наиболее ожесточенных воздушных сражений Второй мировой войны развернулось в небе над Мальтой - крохотным островом в Средиземном море, расположенном между Сицилией и Северной Африкой. Географическое

Из книги Флаг Святого Георгия: Английский флот во Второй мировой войне автора Роскилл Стефен Уэнтворт

Глава X. Наивысшая точка успехов Оси. 1 января - 31 июля 1942 «С помощью господства на море и его непоколебимой силы при своей постоянной ненависти к духу агрессии она (Англия) выгоняла противника на поле боя на континенте, где его ждало окончательное поражение». А. Т. Мэхен,

Из книги Охота на «Тирпитц» автора Фрере-Кук Э.

Глава XI. Господство на море восстановлено. 1 августа - 31 октября 1942 «Англичанин никогда не сдается. Отброшенный назад и разбитый, он всегда возобновляет бой, стремясь отомстить, пока в нем теплится жизнь». Джованни Мочениго, посол венецианского дожа во Франции, в письме

Из книги Флот двух океанов автора Морисон Сэмюэль Элиот

Глава XIII. Японцы вынуждены перейти к обороне. 1 августа 1942 - 31 мая 1943 «Господство на море является необходимой основой безопасности, а уж будет инструмент этого контроля плавать, нырять или летать - суть детали». Адмирал сэр Герберт Ричмонд, «Государственный деятель и

Из книги Взять Берлин в 1941 году. Что дальше. Сталин после Грозы автора Винтер Дмитрий Францович

Глава XIV. Победа эскортных сил. 1 ноября 1942 - 31 мая 1943 «Разгром подводных лодок - это прелюдия к любым эффективным наступательным операциям». Выступление Черчилля на совещании министров Короны, 11 февраля 1943 Сначала внимание читателя было приковано к Битве за Атлантику, а

Из книги автора

Из книги автора

Глава 35 Так что же произошло в 1942 г.? Начало XX в. ознаменовалось появлением еще одного феномена - подводных НЛО. Как же они себя вели? И что вообще это было? Многое помогла бы прояснить статистика их появления.Так вот, за первые три десятилетия XX в. они появлялись всего

Из книги автора

Глава 15 Арктические конвои 1942 г. Когда Советская Россия была атакована Гитлером, единственным способом, каким мы и американцы могли помочь ей, были поставки вооружения и материалов. Они поставлялись в больших масштабах из американской и английской продукции и из

Из книги автора

Глава 9 Великий поворот. 1942 год: Сталинград и Эль-Аламейн Жестокие неудачи армий Гитлера в России зимой 1941/42 года и увольнение ряда фельдмаршалов и генералов из высших эшелонов вновь возродили надежды у антинацистских заговорщиков.Им не удавалось привлечь к заговору