Ж/Д транспорт

Человек который много читает и много знает. Классный час "Кто много читает – тот много знает"

Наталья Ральникова
Совместный проект «Кто много читает, тот много знает»

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

Структурные компоненты проекта

Сроки реализации проекта

Творческий, познавательно - исследовательский

«Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо вести его в мир книги» В. А. Сухомлинский.

Тесное сотрудничество с социальными партнерами, родителями помогает дошкольникам понять значимость, полезность и необходимость в заинтересованности к чтению книг; служит важной предпосылкой для формирования системы нравственных убеждений и взглядов на окружающий мир.

Цели и задачи проекта

Цель проекта :

Способствовать формированию устойчивого интереса старших дошкольников к книге, художественной литературе, через создание единой системы работы между ДОУ, библиотекой и семьей.

Задачи проекта :

Подготовить детей к восприятию того, что книга – источник знаний;

Повысить эффективность работы по приобщению старших дошкольников к книге через взаимодействие всех участников образовательного процесса : педагогов, работников библиотеки, родителей;

Воспитывать бережное отношение дошкольников к книге, как результату труда людей многих профессий ;

Сформировать у детей интерес к посещению библиотеки;

Увеличить степень участия родителей в формировании интереса и потребности детей в чтении книг.

Формы реализации

Реализация основывается на следующих принципах :

Принципы комплексности и многоаспектности изучения проблем семьи, влияющие на развитие ребенка;

Принцип сотрудничества между родителями, ДОУ и библиотекой;

Принцип гуманного и деликатного отношения к членам семьи и к самому ребенку;

Принцип личной заинтересованности родителей и их активности;

Принцип развивающего образования;

Принцип практической применимости.

1 этап - подготовительный или организационный :

Отбор участников проекта , подбор методической, справочной литературы по теме;

Заключение договора с городской библиотекой № 4; библиотекой на базе СОШ № 9.

Помощь родителей в оснащении Центра Книги и пополнение предметно – развивающей среды группы детской художественной литературой.

Создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства, которое обеспечит условия для успешного развития ребенка при целенаправленном использовании развивающих техно- логий, в первую очередь игровых, с учетом ведущего вида деятельности детей дошкольного возраста.

Определение целей, задач проекта , определение поэтапной модели и плана действий над проектом : работа с педагогами, воспитанниками, родителями, партнерами.

Разработка планов по реализации проекта с социальными партнерами

2 этап - практический :

Сотрудничество с родителями, организациями дополнительного образования, социальными партнерами.

Организация комплексной работы по реализации задач проекта :

Беседы с детьми; экскурсии в библиотеку, книжный магазин, типографию; видеоэкскурсии, презентации; конкурсы рисунков, поделок; игры – драматизации, дидактические, сюжетно – ролевые, подвижные, интерактивные, речевые игры; викторины; КВН; досуг посвященный произведениям детских писателей – юбиляров; участие в городских мероприятиях посвященных книге; тематические вечера организованные сотрудниками библиотеки, творческие встречи с детским писателем г. Братска, совместная выставка детских работ по прочитанным произведениям , коллективное и индивидуальное изготовление книжки – малышки; придумывание собственной сказки, создание в ДОУ мини – музея авторской книги.

3 этап – итоговый :

Анализ решения поставленных задач и полученных результатов.

Творческие отчеты и представление опытов работы всеми участниками проекта в виде презентаций , мастер-классов, портфолио, фотоматериалов, и т. д.

В ходе реализации проекта поэтапно выполняются все пункты плана, результаты анализируются

Реализация проекта через :

Непосредственно образовательную деятельность;

-совместную деятельность педагогов, детей, социальных партнеров, родителей;

Работу педагогов с родителями;

Создание предметно-развивающей среды;

- совместную и самостоятельную деятельность детей и родителей.

Дальнейшее развитие проекта

Вовлечение в проектную деятельность детей параллельной возрастной группы;

Разработка мультимедийных презентаций и фотовыставок по созданию продуктов детской деятельности;

Разработка информационных буклетов для родителей;

Дальнейшее тесное сотрудничество с библиотеками, детскими писателями, типографией, издательским Домом.

Продукты/ результаты проекта (что будет создано, в результате его реализации) Изготовление совместно с родителями блокнотов, читательских билетов , конструирование книжек – малышек; изготовление папок – передвижек для детей, родителей, библиотек; атрибуты для сюжетно – ролевых игр; карточек для дидактических игр, атрибутов для театрализованной деятельности, создание в ДОУ мини – музея книги, совместное оформление выставки рисунков по темам, лепка собственной книжечки и ее роспись, гастроли в детском саду с показом театрализованных представлений, презентации, фотовыставки.

Пояснительная записка

Одна из задач воспитания и развития дошкольников в детском саду – это приобщение их к миру книг, бережному отношению к книге, чтению художественной литературы.

Одним из подходов к построению модели ДОУ, дающего возможность воспитывать человека с активной жизненной позицией, культурного, компетентного, творческого, является проектная деятельность по теме : «Кто много читает , тот много знает » . Совместная партнерская работа ДОУ с библиотекой, позволяет максимально приблизить к ребенку и его родителям возможность получить не только базовое дошкольное образование, но и развитие его индивидуальных способностей, проявление творческого потенциала, укрепление здоровья.

«Люди перестают мыслить, когда они перестают читать » . Эти слова сказаны великим французским мыслителем Дани Дидро.

Детское чтение – педагогически направляемый процесс приобщения дошкольников к художественной литературе, целью которого является воспитание любви к книге, умения правильно и глубоко понимать прочитанное , что в конечном итоге приводит к развитию общей культуры ребенка.

На начальном этапе, мы стали помогать родителям стать волонтерами книжной культуры. Ее претворение в практику, потребовало от нас, воспитателей, творческого подхода.

Семья – основа формирования личности ребенка, где каждый из нас приобретает различные умения, в том числе и навыки читательской культуры . Именно родители выступают первыми и главными посредниками между книгой и маленьким человеком. Большую роль в этом процессе играет совместная партнерская работа ДОУ, библиотеки и семьи. Главный смысл работы в том, чтобы с детских лет и на всю жизнь выработать у растущего человека внутреннюю потребность в чтении книг. Совместные чтения рождают близость взглядов на жизнь, помогают сохранить связь поколений.

Проблема приобщения старших дошкольников к чтению является на сегодняшний день актуальной. Один из главных путей воспитания духовной культуры личности ребенка – дошкольника – это активное приобщение к чтению, интерес к которому, к сожалению, стремительно снизился. Современные дети живут и развиваются в окружении огромного количества источников информации : телевидение, компьютер с его возможностями, Интернет. Поэтому, мы, взрослые, окружающие ребенка, должны сделать все возможное для того, чтобы общение с книгой стало необходимой частью жизни наших детей.

Общение с книгой – важное условие развития фантазии малышей, формирует нравственные принципы и культурные ценности. Ни один художественный и мультипликационный фильм не заменит тесного контакта с книгой. Книги всегда привлекают внимание детей, особенно, если она оформлена красочными иллюстрациями с изображением природы, животных, детей, персонажей сказок. Дети учатся правилам пользования книгой : не рвать и не мять страницы, не пачкать, брать только чистыми руками, после рассматривания, ставить на место. Мы всегда закрепляем правила пользования книгой, объясняя детям, что мягкие и испачканные страницы трудно читать , а порванные, вообще невозможно прочесть и, поэтому, мы не сможем узнать, о чем хотел нам рассказать автор. Учим рассматривать книги, сидя за столом.

Обсудили пополнение предметно – развивающей среды группы сказками, художественной литературой по тематическим неделям, книгами – юбилярами, авторами – юбилярами.

Познакомили с методами и приемами приобщения детей к художественной литературе. В ходе совместной деятельности оборудовали Центр Книги и пополнили его яркими и красочными книжками.

Для развития интереса у старших дошкольников к художественным произведениям, предлагаем вниманию детей и их родителям различные дидактические игры : «Из какой сказки герой?» , «В какой сказке я живу?» , «Кто это сказал?» , «Сложи сказку» , «Что сначала, что потом?» и т. д. Детям нравится обыгрывать понравившиеся эпизоды и сюжеты прочитанных произведений .

В старшем дошкольном возрасте, с учетом возрастных особенностей детей, программой воспитания предусмотрено продолжать развивать у воспитанников интерес к чтению художественной литературы, и тогда в Центре Книги появляются книги – юбиляры, с портретами детских писателей и поэтов – юбиляров. Знакомим дошкольников с детскими поэтами и писателями города Братска, т. к. региональный компонент содержания дошкольного образования определяет систему воспитательно – образовательной деятельности в дошкольном учреждении по формированию у воспитанников знаний о родном крае, поэтах, писателях, художниках, замечательных людях нашего города и его литературной жизни. Совместно с работниками городской библиотеки № 4, с которыми у нас длительное партнерское сотрудничество; делаем подборку произведений, проводим конкурсы, викторины, поэтические часы, творческие встречи с интересными людьми, презентации, экскурсии, видеопросмотры…

Один раз в месяц, по традиции, у нас, «Книжкин день» . Дети приводят в порядок книжные полки, сортируют художественную литературу, производят мелкий ремонт и реставрацию пострадавших книг.

Нас учат с самого юного возраста, что если очень много читать — это путь к успеху и самореализации. Представьте самого умного, усердного человека, которого вы знаете, и скорее всего, вы найдете его в библиотеке, изучая различные тексты в течение нескольких часов подряд. Успешные люди заядлые читатели. И все они имеют следующие общие черты.

1. Они имеют усиленное внимание

Успешные люди способны концентрироваться на одной задаче в течение длительного периода времени. Любой, кто читал «Атлант расправил плечи», может сказать, что чтение не быстрый процесс. Это также не единичный процесс. Читатели делают перерывы, естественно, но самый заядлый читатель просто не прекратит читать книгу дольше, чем на день после того, как они уже погрузились в нее. Успешные люди чувствуют то же самое в любой задаче, которую они намеревались сделать.

2. Они ставят цели

Наряду с вниманием, читатели сами устанавливают для себя цели, когда им читать хорошую книгу. То ли с изложением читать определенное количество страниц, прежде чем перейти к другой деятельности, или принять решение, читать до определенной концепции в их сознании, читатели активно пытаются добиться чего-нибудь всякий раз, когда они открывают книгу. Успешные люди ставят перед собой цели на каждый момент их жизни, и продолжают работать в направлении цели, пока они не превзойдут ее.

3.Они проводят время с умом

У них есть 20 минут, прежде чем они должны быть где-то, но вместо того, чтобы видеть “только 20 минут” как недостаток времени, чтобы что-нибудь сделать, они видят в этих 20 минутах, время, потраченное на чтение. Успешные люди рассматривают свое время как невероятно ценную вещь, могут использовать все возможности, и должны узнать что-то новое, или добиться достижения цели. Читатели понимают, что если тратить 5 минут каждый день в течение года в пустую, это составляет более 24 часов времени, которые могли бы быть потрачены на чтение.

4. Они имеют перспективу

Успешные люди способны видеть все углы вопроса, потому что они прочитали множество литературы с различных точек зрения. У Билла Клинтона было два любимых романа — Ральф Эллисон “Человек-невидимка” и Майя Энджелоу “Я знаю, почему птица в клетке поет”. Знания, полученные от чтения этих романов, безусловно, сформировали свою точку зрения в решении расовых отношений как политика. Будучи заядлым читателем, позволяет поставить себя на чужое место, только на мгновение, но когда этот момент закончится, вы помните опыт на всю оставшуюся жизнь.

5. Они задумчивы

Помимо обретения зрения, читатели задумываются о том, что они прочитали. Пока перспектива позволяет человеку видеть с другой стороны баррикад, то быть задумчивым даст возможность понять, как можно быть продуктивными с новой точки зрения. Успешные люди видят в чтении глубокое воздействие, между книгой и человеческим умом, и как книги могут изменить жизнь человека.

6. Они обладают невероятным навыком письма и говорения

Неудивительно, что величайшие ораторы в истории человечества, все были восторженными по поводу прочитанного. Успешные люди черпают вдохновение от их ролевых моделей, и могут использовать это вдохновение в дальнейшем.

7. Они имеют увеличенный объем памяти

Читатели понимают, насколько мощным является мозг на самом деле. Он может вместить практически неограниченную емкость информации. Чем больше вы читаете и узнаете, тем легче это становится, тем легче сохранить информацию. Гомер Симпсон считает, что учиться чему-то новому, подтолкнет уйти чему-то старому. Это не так. Они просто продолжают учиться, и совершают невероятные просторы знаний в памяти, иногда даже не подозревая об этом.

8. Они остаются бодрыми

Великие читатели также видят мозг как мышцы, над которыми нужно работать. Ежедневные походы в тренажерный зал держат ваши руки и ноги в форме, чтение держит вам ум острым и может легко сохранять знания. Успешные люди усовершенствуют свой ум ежедневно через чтение и другие методы, такие, как кроссворды и головоломки. Успешные люди обычно создают трудности для преодоления, что в свою очередь улучшает их ум — способность решать все более крупные проблемы каждый день.

9. Они хорошо образованные и информированные

Преуспевающие люди поднимаются на вершину, потому что находясь на земле, они тратили свое время на обучение. Когда они берут в руки книгу, они не стараются быстрее прочитать ее, они стараются взять что-то для себя от нее. Чтение школьных учебников, это шанс расширить свои знания еще дальше. Даже при чтении выдуманных романов, успешные люди берут с собой жизненные уроки, которые они несут с собой навсегда.

10. Они читают, чтобы расслабиться

Даже самые успешные люди должны отгородиться от внешнего мира каждый раз в то время, когда читают. Но это не значит, что они напрочь отключают свой разум. Нет ничего плохого в чтении “дрянного журнала” или комикса, чтобы расслабиться. Просто читая о чем-нибудь, будет более полезным, чем просмотр телевизора или вечер пятницы в баре. Опять же, успешные люди ценят каждую минуту своего времени, и даже в свои самые свободные минуты они по-прежнему стремятся себя улучшить. И нет лучшего способа, чтобы расслабиться, при этом сохраняя себя в хорошем настроении, чем с хорошей книгой.

Во все времена знающие люди понимали (так происходит и в настоящее время), что кто много читает, тот знает много... И это невероятно полезно для работы мозга - сам процесс способствует развитию внимательности и умения концентрироваться.

А еще чтение полезно для познания чего-то нового и важного для жизни, для творческого труда, а также всего, связанного с профессиональной деятельностью.

как всегда проницательна…

Давным-давно была придумана и сложена народом такая четко и просто говорящая, прекрасно свидетельствующая о важности и полезности чтения для любого человека. И для ребенка, и для подростка, и для взрослого! А звучит она так: «Кто много читает - тот много знает». Пословица, сложенная народом поистине мудра. Потому что нет ничего ценнее знания - настоящего, живого, порою даже жизнь спасающего и от всяких проблем оберегающего…

Как раньше, так и сейчас, чтение является драгоценной привычкой человека. И очень жаль, что таковой обладают далеко не все люди - возможно треть, в лучшем случае половина жителей земного шара. Но ведь только тот много знает, кто много читает.

Знание - свет

Исследователями и психологами, изучающими жизни отдельно взятого человека, круга людей, даже поколения и нации, в целом, хорошо отмечено, что многие проблемы порождены именно отсутствием знания.

Как не звучит, но многие семьи распадаются не из-за того, что «любовь ушла» или «не сошлись характерами». Происходит это чаще от того, что мужчина и женщина просто не знают особенностей характеров противоположного пола и не учитывают исходящих из этого потребностей своего партнера. И, как следствие, не знают, не умеют правильно выстроить отношения друг с другом. Наладить контакт им сложно. А ведь об этом так много информации! Кто много читает, тот много знает...

Вечная тема...

То же обстоит и в отношениях родителей и детей. Просто есть сознательные родители, которые читают литературу по психологии и детскому воспитанию, то есть подходят к процессу воспитания нового человека серьезно и ответственно. А есть те, которые сваливают всю ответственность на самих детей (мол, «такой характер», «что с него взять» и т. д.) или даже на правительство (нет финансов развивать и обучать ребенка).

Выходит полный абсурд. А ведь все просто и достаточно дешево: возьмите в библиотеке соответствующую литературу и просто изучите ее внимательно. Вариантов - море.

А потому хочется снова напомнить: кто много читает, тот много знает, широко мыслит и никогда не скучает! И его внутренний мир намного богаче, чем у того, кто отказывается развить в себе привычку к чтению.

, Внеклассная работа

Цель:

  • повторить изученные произведения;
  • воспитывать интерес к литературным произведениям;
  • прививать любовь к чтению и бережное отношение к книгам;
  • развивать устную речь, внимание, память.

Ход классного часа

Класс разбит на 2 команды. В каждой команде есть капитан, каждая команда имеет свое название «Незнайка» и «Буратино».

Стулья расставлены полукругом. Каждой команде задается вопрос по очереди, если команда не может ответить на вопрос, то право ответа переходит другой команде. За каждый правильный ответ команда получает эмблему. В конце викторины у какой команды будет больше эмблем, та команда и победит.

Оборудование для викторины: сказочные персонажи Незнайка и Буратино; «черный ящик», грамзаписи для музыкальных пауз, ширма, две куклы с книжками, волшебная палочка, иллюстрации для сказок «Двенадцать месяцев», «По щучьему велению», «Сказка о царе Салтане», «Дюймовочка», «Где обедал воробей», «Бременские музыканты», «Муха-цокотуха».

Предметы для черного ящика: швейная игла, мочалка.

Ведущая классного часа одета в костюм Мальвины.

Заход учеников в класс под музыку.

Здравствуйте ребята! Я к вам пришла из сказки, чтобы кое-что проверить.

Сейчас я вам покажу небольшую сценку, а вы должны будете отгадать о чем мы с вами будем говорить. (захожу за ширму и показываю сценку.

Две книжки.

Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
- Ну, как твои делишки? –
Одна спросила у другой.
- Ох, милая, мне стыдно перед классом,
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложки… Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты
И голубей…
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?
Твои мне не знакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки,
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу, -
О них и говорить то неприлично…
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на «отлично».
- Ну, мой на тройках едет еле-еле
И даже двойку получил на той неделе…

Правильно. Сегодня мы с вами поговорим о книгах и наш девиз сегодня будет «Кто много читает, тот много знает». Ведь книги нам рассказывают о многом: о нашей стране, о мире, в котором мы живем, о прошлом и будущем нашей страны и людей.

И сегодня я проверю, какие вы читатели и все ли сказки знаете.

Я вас сейчас разделю на команды. (1-й полукруг – команда «Незнайки», 2-й полукруг команда «Буратино»). Каждая команда будет отвечать на мои задания по очереди, если команда не может ответить на мой вопрос, то право ответа переходит другой команде. За каждый правильный ответ команда получает эмблемку. И у какой команды больше наберется эмблем, та команда и победит.

Звучит музыка.

  1. Внимание – «черный ящик». Назовите этот предмет. С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. (игла)
  2. В какой сказке девочка идет в лес зимой за цветами? (в сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».)
  3. Из какой сказки эти слова? (включается запись)

Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые –
Все скорлупки золотые.

(А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)

  1. Внимание – «черный ящик»! (звучит музыка). Здесь находится вещь, которую съел крокодил из сказки. Назови автора и название сказки. (Крокодил проглотил мочалку в сказке К. Чуковского «Мойдодыр»).
  2. Каким очень необычным видом транспорта воспользовался герой русской народной сказки, чтобы попасть к царю во дворец? Как звали этого героя и что это за сказка? (Емеля поехал на печке в сказке «По щучьему велению».)
  3. «Я пришла из сказки Андерсена. Мое имя означает меру длины, равную всего 2,5 см. Как меня зовут?» (Дюймовочка).
  4. Кто написал эти слова? (включается запись).

Пообедал я сперва
За решеткою у льва,
Подкрепился у лисицы,
У моржа попил водицы.

(С.Я. Маршак «Где обедал воробей»)

  1. А сейчас каждой команде нужно найти четырех героев одного произведения, назвать это произведение. (на доске)

а) Колобок, волк, Муха-цокотуха, медведь, бабушка-пчела, девочка, комар, Василиса, стойкий оловянный солдатик, кузнечик. (К. Чуковский «Муха-цокотуха»)

б) Осел, лиса, Емеля, петух, Ванечка, Собака, Чип и Дейл, Кот, Машенька, дядя Степа. («Бременские музыканты»)

Включается запись урагана.

  1. Ой, ребята, ураган нам все пословицы перепутал. Давайте найдем вторую часть пословицы. (пословицы лежат на столах). Чья команда правильно и быстро составит пословицы, та и получит эмблему.

Книга поможет в труде, выручит и в беде.
С книгой жить – век не тужить.
Глаза страшатся, а руки делают.
Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Подведение итогов. Итак, о чем же мы с вами сегодня беседовали?

Молодцы ребята!

Пока команды считают свои эмблемы я расскажу вам стихотворение Н. Найдёновой.

Мой друг.

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоем,
И наш разговор потихоньку ведем…
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про злобных врагов и смешных чудаков,
Про тайны Земли и движенья планет –
С тобой ничего непонятного нет,
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу.

Награждение команд грамотами и раздача книг.

Спасибо вам ребята за участие. Вы сегодня очень достойно соревновались. Я, надеюсь, что вы теперь всех будете учить как обращаться с книгой…..

До новых встреч!

Волшебной палочкой дотрагиваюсь до каждого и ученик уходит.

Тема. "Кто много читает – тот много знает"
Цель:
Пробудить желание у детей к чтению и бережному отношению к книгам.
Задачи:
-развивать устную речь, внимание, память;
-прививать любовь к чтению и бережное отношение к книгам.
-воспитывать интерес к литературным произведениям.
Ход занятия.
Организационный момент.
Повернулись, улыбнулись,
Подтянулись, ровно встали,
Ручки все свои подняли,
А теперь их опустили
И места свои заняли.
Подготовка к восприятию.
Загадка.
Не куст, а с листочками,
Не рубаха, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
(Книга)
Чтение стихотворения.
МОЙ ДРУГ
Хорошая книга, мой спутник, мой друг,
С тобой интересным бывает досуг.
Мы время отлично проводим вдвоем,
И наш разговор потихоньку ведем…
Ты мне говоришь про дела смельчаков,
Про злобных врагов и смешных чудаков,
Про тайны Земли и движенья планет –
С тобой ничего непонятного нет,
Ты учишь правдивым и доблестным быть,
Природу, людей понимать и любить.
Тобой дорожу я, тебя берегу,
Без книги хорошей я жить не могу.
Н. Найденова
В этом году, ребята, все обучающиеся Донецкой Народной Республики будут отмечать год ЧИТАЮЩЕГО ребенка. Вам надо хорошо научиться читать, чтобы быть грамотными и умными детьми. Послушайте рассказ о том, как появляется книга на свет.
3.Рассказ воспитателя.Все эти книжки родились в дремучем лесу. Сначала была маленькая сосенка, потом она стала сосной, шли годы, верхушки сосны тянулись к солнцу. Но вот однажды в лесную чащу пришли лесорубы и спилили это могучее дерево. На помощь лесорубам спешит трактор, в тайге его называют лесным вездеходом. Лесорубы обрубают ветви, вяжут, крепко стягивают стволы железными канатами – тросами. Вздрогнет, запыхтит лесной вездеход и потянет тяжелую ношу к реке.
Река – самая просторная дорога для леса. Точно огромные рыбины плывут по ней бревна вниз по течению. Кажется, будто вся река загружена лесами. Порой бревна сталкиваются, цепляются друг за друга, образуют заторы. А чтобы заторов не было, за движением леса зорко следят сплавщики. Сильные, храбрые, умелые люди. Они подплывают к лесному затору в моторных лодках и длинными баграми с острыми наконечниками расталкивают, разгоняют сцепившиеся бревна. И вот стволы вновь продолжают свой путь по глубокой широкой дороге. Голубая дорога приведет стволы на комбинат. Из них будут делать бумагу. Вот стволы переходят из цеха в цех. Деревья там распиливают и измельчают в опилки. Дальше – варят, чтобы получить волокнистую массу, похожую на жидкое тесто. Машины разливают и раскатывают бумажное тесто, потом из полос получается бумага. Бесконечной лентой выползает бумага из машины и сматывается в огромные бумажные рулоны.
- А как же из рулонов книгу надо сделать?
- Книгу надо писать. Кто будет писать книгу?
Писатели должны много знать, чтобы писать интересную книгу. А чтобы книжка была очень красочной, необходимо поработать еще профессионалам.
- Кому?
Давным-давно, в прежние времена книга писалась от руки. Была редкостью и ценилась очень дорого. Так люди задумались: «Ведь книгу хотят прочесть многие. Как помочь размножить книгу?»
Теперь книгу не переписывают от руки, а печатают в типографии. У вас есть учебники. Все одинаковые. Сделаны они в типографии.
Типография – книжная фабрика. Как на любой фабрике, здесь много цехов. В одном цехе подготавливают бумагу, в другом – краски, в каждом цехе – машины. Теперь книгу делают при помощи машин. В печатную машину подается чистая белая бумага, а выходит с текстами и картинками. Далее необходимо сложить листы в тетрадь – сфальцевать, как говорят в типографии, правильно подобрать их, странички должны идти одна за другой. Еще долгий путь пройдет книга, пока не окажется у машины, которая делает на нее обложку.
Потом книги попадают в книжный магазин, в библиотеку.
Вот такой путь проходит книга, чтобы из дерева превратиться в книгу. Это очень большой труд людей, и мы должны уважать этот труд, беречь книгу. Но, к сожалению, не все берегут книги.
Послушайте разговор двух книг.
1-я книжка - Твердов С.
2-я книжка - Раева К.
Две книжки.
Однажды встретились две книжки,
Разговорились меж собой.
- Ну, как твои делишки? –
Одна спросила у другой.
- Ох, милая, мне стыдно перед классом,
Хозяин мой обложки вырвал с мясом!
Да что обложки… Оборвал листы!
Из них он делает кораблики, плоты
И голубей…
Боюсь, листы пойдут на змей,
Тогда лететь мне в облака!
А у тебя целы бока?
Твои мне не знакомы муки,
Не помню я такого дня,
Чтобы, не вымыв чисто руки,
Сел ученик читать меня!
А посмотри-ка на мои листочки,
На них чернильной не увидишь точки.
Про кляксы я молчу, -
О них и говорить то неприлично…
Зато и я его учу
Не как-нибудь, а на «отлично».
- Ну, мой на тройках едет еле-еле
И даже двойку получил на той неделе…
- Я думаю, что с сегодняшнего дня вы еще бережнее будете относиться к книгам.
- А читать вы любите?
- Сегодня мы с вами поговорим о книгах и наш девиз сегодня будет «Кто много читает, тот много знает». Ведь книги нам рассказывают о многом: о нашей стране, о мире, в котором мы живем, о прошлом и будущем нашей страны и людей.
III.Конкурсная программа.
(Ребята набирают жетоны, а в конце занятия, называется победитель)
1.Игра «Отгадай загадку. Назови имя героя. »1) Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золочёной карете
Поехать на сказочный бал.
(«Золушка». Ш. Перро.)2) С букварём шагает в школу
Деревянный мальчуган.
Попадает вместо школы
В полотняный балаган.
(«Золотой ключик, или Приключения Буратино». А Толстой.)3) Появилась девочка
В чашечке цветка
И была та девочка
Чуть побольше ноготка.
(«Дюймовочка». Г. – Х. Андерсен.)4) Кто – то за кого – то
Ухватился крепко:
Ох, никак не вытянуть!
Ох, засела крепко!
(«Репка». Русская народная сказка.)5) Сидит в корзинке девочка у мишки за спиной.
Он сам, того не ведая, несёт её домой.
Ну, отгадал загадку? Тогда скорей ответь
Названье этой сказки…
(«Маша и медведь». Русская народная сказка.)6) Девочка хорошая по лесу идёт,
Но не знает девочка,
Что опасность её ждёт.
За кустами светится
Пара злющих глаз,
Кто – то страшный встретится
Девочке сейчас.
(«Красная Шапочка». Ш. Перро.)7) В этой книжке именины,
Много было там гостей.
А на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть её не погубил,
Но коварному злодею
Кто – то голову срубил.
(«Муха – цокотуха». К. Чуковский.)Ответь на вопросы
1)Назовите этот предмет. С помощью этого предмета можно смастерить самые замечательные вещи, а можно даже убить страшного героя русских сказок. Что это за предмет и какого героя можно убить?(Игла, Кощей Бессмертный)
2). В какой сказке девочка идет в лес зимой за цветами? (В сказке С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев».)
3). Из какой сказки эти слова?
Белка песенки поет,
Да орешки все грызет,
А орешки не простые –
Все скорлупки золотые.
(А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане»)
4). Каким очень необычным видом транспорта воспользовался герой русской народной сказки, чтобы попасть к царю во дворец? Как звали этого героя и что это за сказка? (Емеля поехал на печке в сказке «По щучьему велению».)
Сказочные задачки
Посадила мама в печь
Пироги с капустой.
Для Наташи, Коли, Вовы
Пироги уже готовы.
Да ещё один пирог
Кот под лавку уволок.
Да ещё из печки пять
Маме нужно вынимать.
Если можешь, помоги
Сосчитай-ка пироги. (9 штук)
-В снег упал Сережа,
Зина и Антоша,
А за ними Лена,
Катенька и Гена,
А потом ещё Игнат.
Сколько на снегу ребят? (7).
Конкурс: «Пословицы»
(Ребятам нужно собрать пословицы. Кто больше соберёт.)-- Хорошая книга – лучший друг.
-- Кто много читает, тот много знает.
-- Прочёл новую книгу – встретился с другом.
-- С книгой жить – век не тужить.
-- Книга в счастье украшает, а в несчастье утешает.
-- Книга – твой друг, без неё, как без рук.
-- Книга поможет в труде, выручит и в беде.
-- Книга – окно в мир, почаще заглядывай в неё.
-- Книга подобна воде – дорогу пробьёт везде.
-- Книгу читаешь – как на крыльях летаешь.
Итог занятия.
- Народная мудрость гласит, что «умный не тот, кто много говорит, а тот, кто много знает». Много знает всегда тот, кто много читает.
Спасибо вам ребята за участие. Вы сегодня очень достойно соревновались. Я, надеюсь, что вы ещё больше будете читать, и всех будете учить, как правильно обращаться с книгой.