Ткачи работают на станках, которые бывают как ручными, так и механическими и автоматизированными. На станках можно ткать ковры, гобелены, полотно, ленты, тесьму. Для каждого типа изделия и типа переплетения требуется особый станок.
Современное текстильное производство держится на автоматизированных станках. Один ткач обслуживает сразу несколько станков: готовит их к работе, меняет челноки с пряжей, регулирует её натяжение, устраняет обрывы. Когда полотно готово, снимает его со станка.
Опытный ткач может по звуку определить неисправность в работе станка, на ощупь и на глаз оценить качество нити. Рабочий день такого ткача проходит в постоянной ходьбе между станками.
Работа за ручным или механическим станком с ножным приводом, напротив, требует кропотливого труда и означает долгое сидение на одном месте.
Такие станки до сих пор используются для кустарного производства. Например, для создания ковров ручной работы. Для изготовления высокохудожественных, орнаментальных и сюжетных ковров используют вертикальные и горизонтальные ручные станки. На раму натягиваются нити основы, между ними пропускаются нити утка.
В кустарном производстве ткачи могут придерживаться определённых традиционных орнаментов или работать по эскизу художника, по собственному рисунку.
Историческая справка
Люди научились ткать ещё до появления пряжи, в каменном веке, переплетая волокна растений, лианы, полоски кожи и пр. В древней в греческой и римской литературе, литературе Китая, Индии, Передней Азии и Египта есть подтверждения, что ткачество существовало в те времена.
Самым старым из известных образцов ткани считается льняная ткань, изготовленная около 6500 лет до н. э. Её обнаружили при археологических раскопках у турецкого посёлка Чатал Хюиюк.
На первых ткацких устройствах основа ткани располагалась вертикально и подвязывалась к горизонтальным ветвям деревьев. У земли нити закреплялись камнями или колышками. Уток сплетался с основой руками.
Уже в V тысячелетии до н. э. применялись ручные ткацкие станки, которые со временем усложнялись и совершенствовались.
В 1733 г. англичанин Дж. Кей изобрёл ткацкий станок с летающим челноком («челноком-самолётом»), который удвоил производительность ткачества. Это было началом промышленной революции в текстильной промышленности. Домашнее прядение уступило место фабричному.
В 1786 г. английский священник Э. Картрайт изобрел полностью механизированный ткацкий станок, в котором соединил все основные операции ручного ткачества. С его появлением ткачи стали обслуживать несколько станков одновременно. В 1789 на своей фабрике в 20 станков он начал использовать паровую машину.
Сегодня в текстильном производстве работают автоматические станки.
|
|||||||||||
Рабочее место
Ткачи, обслуживающие автоматизированные станки, работают на текстильных фабриках. Мастера ручного ткачества работают индивидуально или в небольших мастерских по изготовлению гобеленов, ковров и т.п.
Важные качества
Ткачу необходимо хорошее зрение, глазомер, ловкость пальцев. При работе с автоматизированными станками нужен хороший слух, т.к. по звуку можно определить характер работы станка. Требуется физическая выносливость.
Здоровье. Ткацкий цех - очень шумное место. Это может плохо сказаться на слухе.
Заболевания органов дыхания, сердечнососудистой системы, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, аллергии, проблемы со слухом и зрением являются противопоказанием для такой работы.
Оплата труда
Зарплата на 04.06.2019
Россия 15000—45000 ₽
Москва 25000—40000 ₽
Знания и навыки
Необходимы навыки работы на станках, знать устройство станков, свойства используемых волокон, получаемых тканей, уметь устранить мелкие поломки в процессе работы.
Где учат
Для работы ткачихой на фабрике достаточно начального профессионального образования (НПО), которое можно получить в профессиональном училище.
Следующая ступень образования - среднее профессиональное (СПО) - позволяет получить специальность «Технология текстильных изделий» (квалификация «Техник»). Освоить его можно в колледже или техникуме.
Ткацкое производство(ткачество) Ткачество, как и прядение, возникло в эпоху неолита и широко распространилось при первобытнообщинном строе. Ручной ткацкий станок с вертикальным расположением основы появился примерно за 56 тыс. лет до н. э. Изобретение ткацкого станка Ф. Энгельс считал одним из важнейших достижений человека на первой ступени его развития. В феодальный период совершенствуется конструкция ткацкого станка, создаются приспособления для подготовки пряжи к ткачеству.
Ткачество в народной культуре До века ткачество являлось одним из самых распространенных домашних занятий в традиционных культурах народов России и соседних территорий. Использовалось, главным образом, в изготовлении льняного и конопляного холста для нательной одежды, сукна для верхней одежды, а также поясов и отделочной тесьмы. Традиции народного узорного ткачества поддерживаются в наши дни многочисленными энтузиастами и профессиональными художниками, в том числе на предприятиях народных художественных промыслов.
О ткацком станке История создания ткацкого станка уходит в глубокую древность. Прежде чем научиться ткать, люди научились плести из веток и камыша простые циновки. И лишь освоив технику плетения, они задумались о возможности переплетать нити. В 1550 году до нашей эры изобрели вертикальный ткацкий станок. Ткач пропускал уток с привязанной ниткой через основу так, чтобы одна висящая нить была по одну сторону утка, а следующая по другую. Таким образом, сверху поперечной нити оказывались нечетные нити основы, а снизу четные или наоборот. Такой способ полностью повторял технику плетения и занимал очень много сил и времени
Ткачи работают на станках, которые бывают как ручными, так и механическими и автоматизированными. На станках можно ткать ковры, гобелены, полотно, ленты, тесьму. Для каждого типа изделия и типа переплетения требуется особый станок.
Современное текстильное производство держится на автоматизированных станках. Один ткач обслуживает сразу несколько станков: готовит их к работе, меняет челноки с пряжей, регулирует её натяжение, устраняет обрывы. Когда полотно готово, снимает его со станка.
Опытный ткач может по звуку определить неисправность в работе станка, на ощупь и на глаз оценить качество нити. Рабочий день такого ткача проходит в постоянной ходьбе между станками.
Работа за ручным или механическим станком с ножным приводом, напротив, требует кропотливого труда и означает долгое сидение на одном месте.
Такие станки до сих пор используются для кустарного производства. Например, для создания ковров ручной работы. Для изготовления высокохудожественных, орнаментальных и сюжетных ковров используют вертикальные и горизонтальные ручные станки. На раму натягиваются нити основы, между ними пропускаются нити утка.
В кустарном производстве ткачи могут придерживаться определённых традиционных орнаментов или работать по эскизу художника, по собственному рисунку.
Историческая справка
Люди научились ткать ещё до появления пряжи, в каменном веке, переплетая волокна растений, лианы, полоски кожи и пр. В древней в греческой и римской литературе, литературе Китая, Индии, Передней Азии и Египта есть подтверждения, что ткачество существовало в те времена.
Самым старым из известных образцов ткани считается льняная ткань, изготовленная около 6500 лет до н. э. Её обнаружили при археологических раскопках у турецкого посёлка Чатал Хюиюк.
На первых ткацких устройствах основа ткани располагалась вертикально и подвязывалась к горизонтальным ветвям деревьев. У земли нити закреплялись камнями или колышками. Уток сплетался с основой руками.
Уже в V тысячелетии до н. э. применялись ручные ткацкие станки, которые со временем усложнялись и совершенствовались.
В 1733 г. англичанин Дж. Кей изобрёл ткацкий станок с летающим челноком («челноком-самолётом»), который удвоил производительность ткачества. Это было началом промышленной революции в текстильной промышленности. Домашнее прядение уступило место фабричному.
В 1786 г. английский священник Э. Картрайт изобрел полностью механизированный ткацкий станок, в котором соединил все основные операции ручного ткачества. С его появлением ткачи стали обслуживать несколько станков одновременно. В 1789 на своей фабрике в 20 станков он начал использовать паровую машину.
Сегодня в текстильном производстве работают автоматические станки.
|
|||||||||||
Рабочее место
Ткачи, обслуживающие автоматизированные станки, работают на текстильных фабриках. Мастера ручного ткачества работают индивидуально или в небольших мастерских по изготовлению гобеленов, ковров и т.п.
Важные качества
Ткачу необходимо хорошее зрение, глазомер, ловкость пальцев. При работе с автоматизированными станками нужен хороший слух, т.к. по звуку можно определить характер работы станка. Требуется физическая выносливость.
Здоровье. Ткацкий цех - очень шумное место. Это может плохо сказаться на слухе.
Заболевания органов дыхания, сердечнососудистой системы, опорно-двигательного аппарата, нервной системы, аллергии, проблемы со слухом и зрением являются противопоказанием для такой работы.
Оплата труда
Зарплата на 04.06.2019
Россия 15000—45000 ₽
Москва 25000—40000 ₽
Знания и навыки
Необходимы навыки работы на станках, знать устройство станков, свойства используемых волокон, получаемых тканей, уметь устранить мелкие поломки в процессе работы.
Где учат
Для работы ткачихой на фабрике достаточно начального профессионального образования (НПО), которое можно получить в профессиональном училище.
Следующая ступень образования - среднее профессиональное (СПО) - позволяет получить специальность «Технология текстильных изделий» (квалификация «Техник»). Освоить его можно в колледже или техникуме.
Наталья Лещинская
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей возрастной группе на тему «Знакомство с ремеслом ткачихи»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
в старшей возрастной группе на тему :
«Знакомство с ремеслом ткачихи »
Цель : воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры.
Задачи :
Образовательные :
Обобщить и систематизировать знания детей о предметах и утвари русской избы;
Углубить понимание необходимости беречь народные традиции;
Освоить навыки переплетения 2-х нитей, создать узор соблюдая последовательность;
Обогатить и активизировать словарь детей при помощи слов : ткачиха , ткач , ткацкий станок, ткет, гончар, гончарный круг…
Упражнять в связной речи, точном использовании слов.
Развивающие :
Развивать речетворчество детей, путем создания слов к слову ТКАЧИХА ;
Развивать память, внимание, мышление;
Развивать мелкую моторику рук.
Воспитательные :
Воспитывать любовь и уважение к народным традициям, истокам русской культуры, через народные ремесла ;
Воспитывать уважение к труду других людей;
Воспитывать аккуратность, старательность .
Предварительная работа : знакомство с ремеслом гончара , придумывание с детьми карточек-схем характеризующих работу гончара, работа с глиной на гончарном круге, лепка из глины (неваляшка, снеговик, чашка с блюдцем, птичка) и раскрашивание полученных изделий.
Здравствуйте, гости дорогие, себя покажите, на меня посмотрите.
Я спешу сказать вам – здравствуйте!
Чтоб пожелать здоровья доброго.
Я спешу сказать вам – благости!
Чтоб пожелать вам счастья нового.
Я спешу сказать вам радости!
Удач, успехов и везенья!
Чтоб пожелать всем
Прекраснейшего настроения.
Давайте поздороваемся друг с другом и пожелаем здоровья игрой «Здравствуйте» .
Ребята, вы пришли ко мне в гости, в мою избу.
Скажите, а как называется комната, в которой я вас встречаю? (горница)
Правильно, это горница. Самая красивая и нарядная комната. Давайте вместе рассмотрим убранство и предметы, которые находятся в горнице. (печка, …сундук)
Ребята, скажите, а для чего в старину использовали сундуки? (ответы)
Да, в сундуках в старину хранили вещи и предметы, как мы сейчас все это храним в шкафах. А в моем сундуке спрятались от вас загадки, а отгадки находятся в горнице.
Первая загадка : На топтале был,
На кружале был,
На пожаре был,
Домой пришел –
Семью кормил. (глиняный горшок)
Скажите, а кто изготавливает глиняную посуду? (гончар)
Появляется гончар на экране мультимедиа. (аудиозапись) «Да, ребята, вы правильно сказали. Это я, гончар изготавливаю глиняную (керамическую) посуду. И вы приходили ко мне в гости, в мою мастерскую, где я вам показывал и рассказывал как сложно и интересно работать с глиной и какие красивые изделия получаются.»
Ребята, покажите и расскажите мне пожалуйста, как гончар работает с глиной. Что за чем и какие действия он выполняет. А мастер-гончар проверит вас. (презентация)
Скажите, что сначала делает гончар? (Сначала гончар берет глину.) Проверим правильно или нет.
Хорошо, а что потом делает гончар? (Потом гончар топчет глину, чтобы она была мягкая и пластичная.) Проверим.
Что после этого делает гончар? (После этого, гончар из глин делает комочки) Проверим.
Что гончар делает с этими комочками? (Комочки гончар кладет на гончарный круг и лепит горшочек или другое изделие. Обязательно во время работы мочит руки, чтобы они лучше скользили по глине.) Проверим правильно или нет.
Слепил гончар горшочек, что он делает с ним дальше? (Дальше гончар сушит горшочек.) Проверим.
После того как горшочек высох, что гончар делает? (гончар ставит горшочек в печь, чтобы обжечь его.) Проверим правильность.
Вот гончар обжог горшочек, что с ним делает дальше? (Дальше горшочек можно расписать и в нем можно готовить.) Проверим.
Гончар : (аудиозапись) «Молодцы ребята, внимательными были и все правильно выполнили. Ну а мне пора идти дальше работать. До свидания»
Ребята, а в моем сундуке есть еще загадки, слушайте внимательно.
1. Это что за простачок
Лег у двери на бочок,
На дороге на пороге
Останавливает ноги? (половик)
2. Говорит дорожка –
Два вышитых конца :
– Помойся хоть немножко, чернила смой с лица!
Иначе ты в полдня
Испачкаешь меня. (полотенце)
Ребята, как вы думаете, кто изготавливает полотенца и половики?)
Это полотенце ткала ткачиха . Сегодня мы познакомимся с профессией ткачиха . Сядем рядком и поговорим ладком. Презинтация…
Приглашаю вас на ткацкую фабрику. * В большом, светлом помещении стоят ткацкие станки. На ткацких станках работает ткачиха . * Работа ткачихи не простая . На ткацком станке из нитей ткачиха изготавливает ткань . * Ткань яркая, разноцветная. Помогает ткачихе в работе челночек . * На ткацкий станок ткачиха натягивает нити . * Челночен бегает между ними и тянет за собой нить. Посмотрите как (видео) Вот так кропотливо, ряд за рядом ткачиха выполняет свою работу. Ткет ткань. Из ткани шьют одежду, полотенца, многое другое. * Ткань с ткацкой фабрики поступает в магазин и на швейную фабрику.
Ребята, я предлагаю вам попробовать самим поткать, как ткачиха . И приглашаю вас в ткацкую светелку.
Перед вами картон - станки на них уже натянута нить. Посмотрите внимательно, я покажу вам, как ниточка побежит между нитями, а потом попробуете сами.
Берем ниточку за один конец и аккуратно продеваем ее между нитями. Поочередно над ниткой побежала наша ниточка, опустилась под нитку, опять над ниткой и под ниткой.
А теперь давайте попробуем вместе со мной поткать. Возьмите ниточку за конец правой рукой. Наша ниточка побежит между нитями справа налево. Сначала над ниткой, потом под ниткой. …
Умницы, старались , аккуратно выполняли работу. Мы с вами и дальше продолжим учиться ткать, но сейчас вы, наверное, устали и я предлагаю вам поиграть в игру кружева.
Давайте встанем в круг. Каждый из вас – ниточка и наши ниточки будут в парах, найдите себе пару. Мы с вами будем ткать кружева, а поможет нам в этом челночек и ткач . А какая пара будет челночком и ткачом , мы узнаем считалкой.
Три, четыре, пять!
Хватит спать!
Солнышко давно уж встало,
Нам пора идти играть!
Челночек убегает от ткача , а ткач его догоняет , но не забывайте, что надо оббежать каждую ниточку.
Готовы? Тогда : раз, два, три – беги… (1-2 раза)
Молодцы, хорошо поиграли.
А кажите мне, пожалуйста, о каких профессиях мы сегодня с вами говорили (гончар и ткачиха )
С какой новой профессией мы с вами познакомились . (ткачиха )
Женщину этой профессии называют ткачихой , а как называют мужчину? (ткач )
На каком станке работает ткачиха ? (ткацкий станок)
Что ткачиха делает на ткацком станке? (ткет)
Какой предмет помогает ткачихе ткать ? (челночок)
Ткачиха на ткацком станке ткет что? (что ткачиха ткет на ткацком станке) (ткань, половики, пояса, полотенца)
Вы правы, полотенца тоже ткали, а на самом красивом полотенце гостям подавали хлеб с солью.
Ребята, заигралась я с вами и чуть не забыла, что испекла хлеб.
Хлеб-соль подавали гостям, радуясь, что они пришли. Такова старинная традиция русского народа.
Предлагаю вам попробовать хлеб, но сначала надо помыть руки, а потом сядем за столы и угостимся хлебом.
С момента своего возникновения ткань играет огромную роль в быту каждого человека. Именно по этой причине производство данного материала всегда будет важным и необходимым направлением деятельности. И с момента своего возникновение ткацкое ремесло претерпело значительные изменения: были разработаны различные техники, создано специальное оборудование. Единственным, что осталось неизменным, так это мастер по производству тканей – ткач.
История возникновения профессии ткача
Уже достоверно известно, что первые ремесленники в области создания тканей трудились уже во время Древнего Египта и Древней Греции. А самым популярным материалом был лен. При этом первые станки для ткачества появились примерно в тот же период времени. На момент своего возникновения и вплоть до XVIII века они были исключительно ручными.
Поворотным моментом в области создания тканей можно считать 1733 год, когда был изобретен ткацкий станок с летающим челноком. Его появление позволило превратить производство тканей в самостоятельную отрасль промышленности. Следующей ступенью развития стали механизированные станки, а потом и полностью автоматическое оборудование с электронным программированием.
Но необходимо отметить, что и ручные, и механические станки до сих пор активно используются. Правда, не на крупных производствах, а в небольших, частных мастерских.
Ткачи и ткачихи: кого больше?
Современный ткач по большей части лишь контролирует работу станков. При это стоит также упомянуть, что если раньше ткачами были в основном мужчины, то сейчас это преимущественно женская профессия. Поэтому достаточно часто в официальных документах или объявлениях о найме работников можно встретить женскую форму профессии – ткачиха.
Обязанности ткача
За все время существования данного ремесла основные обязанности ткача остались неизменными. В перечень его обязанностей входит:
производство тканей различного плетения;
отслеживание работоспособности станка, настройка его работы;
проверка качества продукции, отбраковка.
При этом стоит отметить, что на автоматизированном производстве один специалист работает сразу с несколькими станками.
Для того, чтобы выполнять обозначенные перед ним задачи ткач должен знать:
установленные стандарты качества на производимые изделия и используемые материалы;
устройство и принципы работы станков;
правила отбраковки изделий;
особенности и характеристики используемых материалов и производимых тканей.
Требования к профессии ткач
Получение допуска к самостоятельной работе для специалиста возможно только после прохождения серии инструктажей по безопасной организации труда и регламенту трудовой деятельности, принятой на производстве.
Кроме того, ткачиха должна пройти медицинское обследование и предоставить справку об отсутствии противопоказаний к работе. К примеру, наличие заболеваний опорно-двигательного аппарата или нарушение работы зрения могут стать причинами для отказа в трудоустройстве.
Работа со станками, как и много веков назад, требует от специалиста выносливости, острого зрения и ловкости.
Место работы и условия труда ткача
Конечно, основным местом трудоустройство современного ткача являются крупные предприятия текстильной промышленности. Но это не единственное место работы для специалиста. Навыки и умения ткача необходимы и в небольших мастерских, которые занимаются изготовлением ковров, либо уникальной продукции. Правда, необходимо отметить, что главный принцип подобных предприятий – авторский, уникальный дизайн и ручной труд. Иными словами, небольшие компании чаще всего используют либо механизированные, либо ручные станки.
Также ткач, обладая достаточными навыки и амбициозностью, может открыть и собственное дело.
Наиболее часто представители данной профессии работают по стандартной рабочей неделе с двумя выходными днями. Исключения составляют случаи, когда мастерские получают срочные или сложные заказы, поэтому специалистам приходится работать сверхурочно.
Где выучиться профессии ткач?
Выучиться данной специальности возможно в профильных техникумах и колледжах. При этом есть вариант получить как базовые знания в области, получив начальное профессиональное образование, так и углубленные познания, при поступлении в среднее специальное образовательное учреждение.
Чаще всего необходимое направление носит название «Технология текстильных изделий». Продолжительность обучения составляет около двух лет в очной форме. А в образовательную программу включена производственная практика.
Разряды ткачей по ЕТКС
Всего у специальности принято выделять пять уровней квалификации.
Ткач 2 разряда
Работает на ручных ткацких станках и может заниматься созданием декоративных изделий и простых ковров.
Ткач 3 разряда
Умеет работать на всех типах станков: ручных, механических, автоматических.
Ткач 4 разряда
Может создавать декоративные изделия на ручных станках, металлические и синтетические сетки на металлоткацких станках.
Ткач 5 разряда
Владеет техниками комбинированного ткачества.
Ткач 6 разряда
Имеет навыки для создания уникальных сюжетно-тематических изделий.
Уровень заработной платы профессии ткач
В зависимости от места работы и профессиональных навыков заработок ткачихи может варьироваться от 25 000 до 40 000 рублей в месяц.
Плюсы и минусы профессии ткач
В число положительных моментов профессии необходимо включить следующее:
востребованность и актуальность;
возможность работать как на крупной производстве, так и в небольших компаниях;
перспективы профессионального развития.
К минусам следует отнести:
- сложные условия работы.