Спецтехника

Что находят иностранцы в православии. Возрастающая роль русской православной церкви

» Анны Даниловой.

Поиск идентичности, начавшийся после крушения коммунизма, по-прежнему остается центральным вопросом для русских. Сегодня только Православная Церковь, выстоявшая на протяжении долгой истории страны, объединяет русских с «ближним зарубежьем». Именно государство нуждается сегодня в Церкви больше, чем Церковь в государстве.

Чаще всего потому, что их до глубины души поражает торжественность и великолепие русской . Они очень ценят то, что православные священники не потворствуют человеческой слабости и не льстят индивидуумам, привыкшим к послаблениям. Их по-настоящему манит многовековая духовная традиция, неизбежно консервативная и негибкая, но именно потому сильная.

Она являет собой разительный контраст с «гибкостью» западного христианства, постоянно адаптирующегося к переменчивым обстоятельствам, что привело его в состояние «социального гетто». Русская вера, как и русская революция и как сама Россия, никогда не опускала планку до индивидуума.

В двадцатом веке, после распада Советского Союза, Русская Церковь была восстановлена и возрождена из руин, среди которых оставались только бабушки и некоторые эксцентричные ревнители, она стала самым сильным институтом на территории бывшего Советского Союза.

Ни одной другой инстанции не пришлось восставать из таких руин. И ни в одной стране не найдем мы такого подъема веры, как в современной России.

Недавно в Россию впервые после 1920 на несколько ней была принесена одна из самых чтимых икон – Курская Коренная — икона Русского Зарубежья. После революции 1917 года ее вывезли из России и она стала главной святыней Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ, Церковь русских эмигрантов).

После многих лет усиленной работы Московского Патриархата при активном участии соотечественников в мае 2007 года единство Русской Церкви было восстановлено.

С тех пор русские святыни приносились к зарубежной пастве, а верующие России, в свою очередь, смогли увидеть великую святыню зарубежья.

Люди стоят по 2-3 часа в очереди, благоговейно крестятся, встают на колени, целуют икону и уходят.

Бог знает, зачем это нужно им в наше время, когда кажется, что все подчинено одному закону: «время – деньги».

Церковь в последнее время не ищет союза с государством, скорее, государство пытается всячески продемонстрировать свою лояльность Церкви, и ищет ее совета.

Оказалось, что после распада Советского Союза, только лишь в Церкви еще есть какие-то идеи, есть понимание того, что происходило и есть видение будущего.

Россия пребывает в поиске своей индивидуальности, ей предстоит восстановить ключевые ориентиры, утраченные в период Советской власти. А Церковь, не призывающая к тому, чтобы полностью восстанавливать прошлое, опирается на национальные ценности, стержневые для многовековой истории русских – христиан, мусульман или последователей других религий.

Когда Патриарх Кирилл обращается к верующим, он часто говорит о Святой Руси, и это не просто историческая отсылка. Сегодня только церковь соединяет народы России, Украины, Беларуси, Молдовы и других стран, несмотря на конфликты и ссоры, то единственное, что объединяет сегодня народы в единое и неразрывное целое – ощущение причастности к единому духовному пространству русской православной цивилизации.

Активные действия Патриарха на постсоветской сцене – это не ностальгия по великой Власти – это приверженность сущности Православия, которое не имеет национальности и границ.

Во время последнего визита Патриарха Кирилла на Украину в восточной части страны, которую не считают уже сферой доминирующего влияния Русской Православной Церкви, его встретили десятки тысяч верующих.

Выступления Святейшего Патриарха, транслируемые на украинском телевидении, посмотрели примерно 30% телезрителей Украины – беспрецедентная цифра. Очевидно, что для большинства верующих Украины московский Патриарх – духовный лидер, которого они считают главой своей Церкви.

В то же время Русская Церковь принципиально отказалась принять в свою юрисдикцию территории Абхазии и Южной Осетии, признанные Россией независимыми территориями. Стало абсолютно ясно: тот факт, что Россия признала эти территории независимыми, не значит, что они перестали быть каноническими территориями Грузинской Православной церкви.

Государству трудно не брать в расчет результаты опросов общественного мнения, включая опросы, проведенные американской организацией Gallup, показывающие, что примерно две трети населения поддерживают идею религиозного образования в школах и введение института капелланов в армии.

Сегодня в Церкви больше людей, чем в больших корпорациях.

Верно, большинство верующих – это небогатые люди, нередко и просто бедные.

Русская церковь глубоко чтит красоту церковной архитектуры и величие службы. Именно поэтому чаще можно увидеть прекрасные, как на картинке, храмы среди лачуг, чем маленькие невзрачные храмы среди вилл новых русских.

Кризис истощил мировые богатства: вчерашние мешки денег не умеют жить скромно, и живут в страхе перед тюрьмой, разрухой и нищетой.

Церковь имеет бесценный опыт: она видела не только роскошь, золотые украшения и парчу епископских облачений, но и траншеи, казни, мученичество и полное разрушение. Из этого уничтожения Церковь воскресла еще более могущественной.

Так зачем Церкви искать милости у государства, если оно само пребывает в состоянии беспорядка?

Некоторые цитаты:

Архиепископ Илларион (Алфеев), председатель Отдела Внешних церковных связей.

«Церковь абсолютно свободна во всех вопросах внутренней организации: выборе Патриарха, епископов – это то, что называется невмешательством. Со своей стороны, мы не вмешиваемся в политику. Это не значит, что Церковь не высказывается по различным вопросам политического и общественного характера. Мы исследуем не только богословские и моральные темы, но и историю и современные события.

Из речи на заседании Валдайского дискуссионного клуба:

«– Главный вопрос, который остается сегодня нерешенным, – это вопрос церковной собственности. Дело в том, что сейчас у Церкви как будто очень много собственности, но на самом деле зачастую церковным имуществом она не владеет. Даже те храмы, которые были восстановлены из руин благодаря усилиям Русской Православной Церкви, сегодня принадлежат не ей, а государству. Церковь не является хозяином своих храмов. До сих пор Церковь существует исключительно на частные пожертвования верующих – но этого недостаточно для того, чтобы Церковь могла развернуть на постоянной основе широкую благотворительную или социальную деятельность.»

Люди без капли русской крови, без каких-либо исторических
связей с нашей страной — настоящие англичане, американцы,
французы — обрели веру в Русской православной церкви.

Николай Рерих "И мы несем свет"

Алатырская аномалия

До столицы Чувашии двести километров, до ближайшей железнодорожной станции — девяносто. По очень плохой дороге. На окраине деревянные домики, ближе к центру этажность повышается. Алатырь для человека пришлого — типичная наша глухомань. А в жизни городок превращается в международный центр православия!

В покосившемся бревенчатом бараке раньше располагалось психиатрическое отделение местной больницы. На одной из дверей надпись "палата N 5" (шестого номера нет). Теперь здание принадлежит приходу церкви Иверской иконы Божией Матери. Настоятелем тут француз, игумен Василий (Паскье).

В трапезной девочка Маша делает уроки, а за соседним столом Джон Стифф из Чикаго (он только недавно закончил университет) и его девушка, студентка Лайла Умхау, рассказывают, как приняли православие и почему оказались так далеко от Америки и благ цивилизации.

Здесь живет Руфь, англичанка, школьная учительница. Сейчас уехала в отпуск. Она работала с моими родителями, — говорит Джон. — Я приехал по ее совету, хотел больше узнать о православии. Месяц назад крестился.

Руфь была сотрудницей протестантской организации. В Россию приехала проповедовать свою веру, а в результате стала православной. "В Алатырь она перебралась из Чебоксар, потому что на французском ей исповедоваться легче, чем на русском. А я же француз", — объясняет игумен Василий.

Родители Джона тоже протестантские миссионеры. С 1991 живут в Москве, но продолжают дружить с Руфью, и от сына не отреклись. "Но разговоры были серьезные", — заметил Джон.

А вот с Лайлой у него религиозных разногласий нет. Мисс Умхау крестилась в один день с Джоном, но в Америке, в церкви Антиохийского патриархата (одна из православных церквей, резиденция патриарха находится в Дамаске).

В Алатыре Джон поет на клиросе, безвозмездно учит школьников английскому и игре на гитаре и намерен так провести год. Небольшую сумму он скопил в Чикаго, а расходов в России не много. Комнату ему бесплатно выделила одна из прихожанок. А питается в приходской трапезной. Тоже бесплатно. Провинциальная жизнь Джону нравится: "Бабушки продают свежее молоко, пирожки... Я всю жизнь жил в больших городах, а здесь никто не торопится". Даже отключения горячей воды его не раздражают: "Ну да. Надо греть в кувшине на печи... Нет, не печь... Плита, газовая плита".

Протестантские церкви стали слишком удобным местом. Они — как приятное шоу, — объясняет Джон. — А люди ищут более серьезного, более требовательного. Православие же очень сурово. Сейчас многие в Америке выбирают между православием и католичеством.

Для Джона и Лайлы православие оказалось ближе — оба в университете изучали русскую литературу.

А еще протестанты отходят от христианских традиций. Теперь женщина может стать пастором, — добавляет Джон, пытаясь объяснить свое решение.

Странный он, господин Стифф. В Америке не очень-то выскажешься против равноправия женщин. К тому же в присутствии своей девушки! Может, он и к правам геев относится скептически?

Геи — это грех. И на Западе так тоже многие думают, — отвечает Джон. — Но свобода важна. Истину могут найти только свободные...

Церковь выступает за запрет гей-парадов.

Как член Церкви, я обязан подчиняться. У нас, в США, люди религиозно свободны, идут куда хотят. Получается безнравственное общество. В России же есть религиозный авторитет, но я боюсь его усиления. Я учусь, я еще ищу свое место в Церкви. Но принимать все, не думая, опасно.

Очевидно, привитый с детства американский взгляд на права человека, на его свободу, на политическую корректность не вполне совпадает с позицией Русской православной церкви. А Джон Стифф пытается совместить одно с другим: истины давно затвержденные и новые.

Лайла говорит по-русски хуже, чем Джон. Но пытается помочь ему ответить на мои вопросы:

В любой религии много политики, много человеческого, — рассуждает она, — но в протестантизме, если не нравятся взгляды людей, вы просто создаете свою церковь. А в православии остаются и борются с тем самым нехорошим, с человеческим, с греховным, в том числе и в политике.

Кому мсье, а нам — батюшка

Пятидесятилетний игумен Василий (Паскье), крестивший Джона, встретил меня с лопатой в руках. Он помогал своим прихожанам чистить снег. В тот день его выпало очень много. Впрочем, к физическому труду отцу Василию не привыкать. Еще подростком работал он на ферме, окончил сельскохозяйственный техникум. А в 22 года стал монахом католического монастыря в Иерусалиме.

То, что батюшка — человек любопытный, мне стало ясно во время обеда. Отец Василий рассказывал, как, еще будучи католиком, однажды отправился в Иерусалиме на иудейский праздник Симха-Тора (День дарования Торы):

Я крест спрятал в нагрудный карман (показывает, как он это сделал. — "Известия"), волосы под шапку убрал, чтобы "хвост" виден не был. Они все в черном, я — в черном. Смотрю, как они танцуют со свитком Торы. Красиво. Свиток передают друг другу. И тут мне передали. А я и не знаю, как танцевать. Тут-то они поняли, что я не раввин... Закричали!

А зачем вы туда пошли, батюшка?

Так ведь интересно! Я ходил познакомиться и к еврейскому каллиграфу, который пишет на пергаменте Тору.

Но православие интересовало отца Василия гораздо больше, чем иудаизм. Он регулярно посещал службы и встречался с православными священнослужителями, несмотря на недовольство монастырского начальства. И в конце концов почувствовал себя православным. Как? Выбор объясняет: "Просто понял, что мое место в православной церкви. Мне это стало ясно. Как волхвы поняли, что должны пойти и поклониться младенцу Иисусу? Поняли, что такова воля Бога. Он ведет человека". В 1993 году отец Василий покинул монастырь, вернулся во Францию, а уж оттуда отправился в Россию. В 1994-м был отправлен настоятелем храма в чувашскую деревню, а через два года его перевели в Алатырь. Как и большинство приходских священников, получил полуразрушенный храм. За 12 лет восстановил. И с гордостью показывает мне:

Полы мраморные. Хотели делать паркет, но я подумал: много людей приходят, потом мыть тяжело. Сам ездил на карьер, выбирал, чтобы дешевле вышло.

А потолки расписывать будете?

Игумен Василий хитро глянул, протянул открытые ладони ко мне: "Пожертвуйте, распишем". И, стерев улыбку с лица, вздохнул: "Дорого. Но будем".

Задавать иностранцам вопрос о непростом российском быте — традиция. Вот и я не удержался. Что ответит монах? Разумеется, он напомнил и о терпении и воле Божьей. Но этим не ограничился: "Работать надо. Нет воды — вырой колодец. Будет вода. Поставь насос, проведи трубу. Будет вода в доме". Игумен так и сделал. Во дворе храма выкопан колодец. А трубу проложили после конфликта с местными жителями. В городе произошла авария, и жители близлежащих домов пошли с ведрами к отцу Василию. Но напоить всех страждущих игумен не мог: "Все бы вычерпали, а мне на следующий день бетон лить, нужна вода. Я колодец закрыл. Они замок сломали, ведро уронили и еще ругались: "Вода не ваша, вам ее Бог дал". Теперь из колодца просто так не зачерпнешь. Впрочем, ссоры все равно случаются. В городе семь храмов, но не во всех позаботились на Крещение запастись водой. И те, кому не хватило, толпой пришли к отцу Василию: "Они даже меня к нашим бочкам не пускали! Толкали!".

Отец Василий прочно осел в России, даже стал российским гражданином. Выступает за запрет абортов даже по медицинским показаниям: "Разве врачи — пророки? Разве они знают волю Божью?" Либералов на дух не переносит, называет не иначе как уродами.

- "Единая Россия" лучше?

Одному начальнику из этой партии я сказал недавно: "Я за вас голосовал, но смотрите — не загордитесь, еще много чего делать надо".

Из Оксфорда — в Андреевский монастырь

Отец Христофор Хилл — англичанин. Окончил Оксфорд, магистр русского богословия. Родился в Манчестере, и все его предки оттуда.

Вы часом не лорд?

Нет, отец — водитель грузовика, и все остальные в роду были рабочими.

А как же Оксфорд?

В Великобритании высшее образование бесплатное.

Но, говорят, на Западе гуманитарное образование — роскошь для богатых. Нужно иметь профессию, которая точно прокормит.

Люди с гуманитарным образованием находят работу в других отраслях. В банках. Я работал в библиотеке. А мог бы стать переводчиком.

Отец Христофор служит в Москве, в храмах при бывшем Андреевском монастыре и в Первом московском хосписе. Русскую культуру изучал с детства, а в Москве впервые побывал в 1977 году, еще школьником.

Конечно, интерес к русской культуре не всегда ведет к православию, — говорит отец Христофор. — Но я всегда верил в Бога, был крещен в англиканской церкви, хотя она и не была частью моей жизни. А когда я стал посещать православные богослужения, меня поразило чувство сближения земного и небесного. Мне кажется, такие же чувства испытали послы князя Владимира (того, что Русь крестил), когда побывали на богослужении в Константинополе.

Православным мистер Хилл стал еще у себя на родине в 80-х годах прошлого века. Этому очень способствовал митрополит Антоний Сурожский: "Он был очень популярен в Англии, к нему стремились многие люди. Он не навязывал православие. Он проповедовал Христа, но исходя из русского православия".

Переход в православие не вызвал гнева родителей, родни, друзей?

У нас выбор веры — частное дело.

В 1992 году будущий священник приехал в Россию. Ни царившая тогда разруха, ни разгул криминала его не смущали: "Я стараюсь думать позитивно. А организованные преступные группировки разбирались между собой, до меня им дела не было". Полгода проучился в Московской духовной академии, но заканчивать ее не стал. Оксфордского богословского образования хватало. "А лучший способ получить знания о богослужении — это стать алтарником. Я был алтарником (алтарник наблюдает за возжжением свечей, лампад в алтаре и перед иконостасом, готовит облачения священников, помогает священнику при совершении таинств и треб. — "Известия")". Когда на подворье Американской православной церкви в Москве потребовался священник (а он должен был быть клириком Московского патриархата), господин Хилл оказался лучшей кандидатурой. Рукополагал его сам Патриарх Алексий II.

С тех пор прошло уже почти 16 лет. Отец Христофор женился на русской женщине. У него трое детей.

В Англию не тянет?

Тянет, но не навсегда, а повидать родителей, друзей. Пройтись по улицам, на которых играл в детстве.

Так у вас британский паспорт? Биометрический, с чипами? Что вы думаете о дискуссии среди православных на эту тему?

Паспорт у меня британский. На свободу выбора между добром и злом ни паспорта, ни чипы не влияют.

Американец поулыбается, а русский поможет

Вы случайно не родственник президенту? — спросил я у диакона Василия Буша.

Нет, — смеется отец Василий. — Меня часто об этом спрашивают. Я однажды заглянул в справочник города Сан-Хосе — насчитал 20 Бушей. Это распространенная фамилия, хотя и не такая, как Смит.

Уильям Джон Буш родился в Калифорнии в 1969 году. Отец служил на военном флоте, и пять лет семья жила в Японии. Отец Василий, между прочим, наполовину японец (его мама японка), а с православием его познакомили китайцы: "Они были верующие и хорошо знали выдающегося проповедника отца Серафима Роуза. Русский язык я начал учить еще в Калифорнии". В 21 год он крестился.

В 1992 году Буш отправился в Японию преподавать английский язык. И там произошло более тесное знакомство с русским православием — в Японской автономной православной церкви. (В 1870 году ее основал русский, святитель Николай (Касаткин).) Иерархи Японской церкви благословили Уильяма учиться в Московской семинарии. Собирался стать священником в Японии.

Романтические годы учебы отец Василий вспоминает с удовольствием:

Я жил в крепостной стене XVI века, покрытой плесенью. Мылся в русской бане — лучший способ избавиться от шлаков!

Одноклассники не удивлялись вашему происхождению?

Они выражали братскую любовь. Знаете, чем отличается русский от американца? Русский может быть грубым, но никогда не бросит в беде. А вот американец всегда будет улыбаться, но помогать не станет. А мне одноклассники деньги на свадьбу одалживали.

Жена отца Василия — русская. Как и многие семинаристы, познакомился с ней в Троице-Сергиевой лавре. "Можем с ней общаться на русском, а можем и на японском — она профессиональный японист, окончила МГУ", — рассказывает батюшка.

Сейчас диакон Василий Буш в Европе, в Вене. Служит в Свято-Никольском соборе под началом епископа Иллариона. Работает в университете, изучает церковный взгляд на этику в политике. Священником в Японии так не стал — пока учился, ушли в мир иной архиереи, пославшие когда-то молодого человека в Россию, а новым он оказался не нужен. "Думаю, потому что я лишь наполовину японец", — считает отец Василий. В Россию его тоже не тянет:

Я все-таки калифорниец, человек Запада, и мне лучше жить на Западе.




Пернштейн пишет, что люди здесь ревностно ходят к богослужениям и долго остаются в церквах на молитвах: на заутренях, обеднях и всенощных.

Крижанич Юрий (ок. 1618-1683) - хорватский писатель, жил в России в 1661-1676 гг.

Князь Димитрий, главнейший из моих провожатых, не иначе садился за обед, как по отслушании литургии.

Богослужение их вдвое продолжительнее нашего и совершается с таким благоговением, что трудно выразить словами.

Кобенцель Иоанн - австрийский дипломат, посол императора Максимилиана II, ХVI в.

Всюду яркое освещение, всюду прекрасное пение - чудные голоса, глубокое религиозное чувство. На всех лицах отражение глубокой, мечтательной, смиренной и сосредоточенной набожности.

Палеолог Морис (1859-1944) - французский посол в России в 1914-1917 гг.

Слушая чтение некоторых глав из Библии, русские стоят с обнаженными головами перед своими иконами. Вообще никто, ни даже сам Великий Князь, не смеет находиться в церкви с покрытой головою, кроме лишь священника.

Всякую литургию совершают только в своих храмах. И потому в военных походах вместо храмов они употребляют некоторые небольшие палатки, сделанные для этой цели.

На исповеди каждый грешник должен откровенно признаваться во всех своих грехах, не скрывать от священника даже и злых помыслов.

Варкоч Николай -австрийский дипломат, ХVI в., трижды приезжал в Москву

Таинство Причащения у них совершается под обоими видами и с большей торжественностью, чем у нас.

Ченслер Ричард († 1556) - английский мореплаватель и дипломат

Затем ввели нас в деревянную церковь в честь Успения Владычицы. В ней мы отстояли обедню и вышли только около времени солнечного заката, еще ничего не евши: это у них наибольший почет…

Когда уселись за стол и начали есть, пробило шесть часов дня, так что до вечера оставалось меньше часа. Обрати внимание на то, какие мучения претерпели мы в прошлую ночь и сегодня: целых 24 часа стояли на ногах без пищи!

После раздачи (Даров) священник опустился на колени на верхней ступени лестницы, ведущей к главному алтарю, поднял руки к небу и запел молитву. Присутствующие повторяли ее, стоя на коленях и приникнув лицом к земле. Я никогда не видел, чтобы молились с таким жаром.

Ложье Цезарь - итальянский военнослужащий, офицер королевской гвардии, участник похода Наполеона I в 1812 г.

Церковных поучений, которыми у нас обыкновенно утверждают народ в благочестии, у русских нет, но только перечитывают расположенные по порядку Евангелия, к ним, однако, иногда присоединяют беседы древних и жития святых. Впрочем, если кто из епископов знаменит ученостью и святостью жизни, они позволяют ему произносить к народу проповеди на память, что для остальных священников считают опасным.

Принц Даниил (1546-1608) - австрийский дипломат

Народ не только получает эстетические эмоции от богослужения, но и приобретает религиозные убеждения благодаря Евангелию, читаемому в церкви, а также почерпая их из житий святых и легенд.

Вильямс

Особое уважение воздается Кресту Господа нашего Христа. Куда ни посмотришь, везде: на перекрестках дорог, над дверями и крышами храмов - видны многочисленные его изображения. Увидя их издали, склонив голову, они крестятся, если же оказываются поблизости от него, из почтения сходят с коней. И более всего благочестие народа характеризует то, что, начиная всякое дело, они осеняют себя крестом. Строители стен, возводившие крепость, начинали работу не раньше, чем, повернувшись к крестам, воздвигнутым на храмах, чтили их должным образом.

Если они (приезжие) будут носить кресты на шее - а в Московии все носят их под рубашкой, - нужно остерегаться, чтобы они не свисали с груди на живот. Московиты считают самым большим позором, если святой крест свисает ниже пояса. Если они увидят, что четки со вделанными в них крестами свисают до пояса, то, по их мнению, это величайшее оскорбление святыни, так как они прикреплены на позорном месте.

Поссевино Антонио (1534-1611) - итальянский дипломат, посол папы Григория ХII

Когда Бутурлин взял Люблин и избивал его жителей, (они) просили его не убивать их, за что обещали вознаградить его великим сокровищем для царя, именно: крестом из древа Честного Креста, который и отдали ему.

Сегодня это сокровище было доставлено царю, который ему сильно обрадовался. Звонили в колокола, не переставая, так что тряслась земля. Царь сошел в собор в короне и в царском одеянии, со всеми государственными сановниками, явились и все горожане в лучших платьях. Патриарх облачился, и было совершено молебствие в благодарность Богу, даровавшему то сокровище. Затем стали подходить ко кресту, поклонялись ему и прикладывались со всяким благоговением и почтением.

Павел Алеппский, сирийский священнослужитель, ХVII в.

Если кто согласится (поцеловать крест в подтверждение своих слов), то его сейчас ведут в храм, и, поцеловав крест, он выигрывает свое дело. Это лобзание креста московиты именуют «крестным целованием» и ценят так же, как клятву. Отсюда они называют бунтовщиков, клятвопреступников и нарушителей договоров крестопреступниками.

Корб Иоанн (ок. 1670 - ок. 1741) - австрийский дипломат, секретарь австрийского посла Гвариента

Русское жизнеописание и религиозность отличается значительной цельностью: в основе его лежит страсть к абсолютным ценностям и преображению мира; иконы русские свидетельствуют о преодолении земного бытия.

Онаш

Икона для русского человека - это связь, соединяющая народ, это нечто равносильное знамени, это язык, понятный каждому, который делает то, что все могут понять друг друга и сойтись о одной общей мысли. Иконы находятся повсюду в России: во дворцах и избах, в гостинице и палатке солдата. На чужбине они напоминают Родину и, еще раз повторяем, служат символом патриотизма, а потому так же не могут быть изменяемы, как нельзя изменить герб.

Икона Владычицы пишется ими в различных безчисленных видах. И каждое изображение носит свое особое название. Казанская, Владимирская, Смоленская, Неопалимая Купина и иные разных видов со своими особыми именами. Точно так же и изображения Господа Христа и иконы святого Николая бывают разные. Что касается икон Рождества, Пасхи, Страстей Господа и Его чудес, а также изображение Троицы, то ум человеческий не в силах постигнуть их сущности и оценить их превосходное исполнение. Я приобрел у них много икон, но мы могли покупать у них иконы только с большим трудом, ибо все у них дорого и ценно, а иконы в особенности.

Павел Алеппский, сирийский священнослужитель, ХVII в.

Ни один из монахов и священников не отправляет канонические часы иначе, как имея перед собой образ, и к нему всякий раз прикасается с великим благоговением. Если кто выносит образ на люди, то высоко поднимает его в руках, и все проходящие усердно чтут его, обнажая голову, знаменуясь крестом и кланяясь. Евангельские книги они полагают только в почетных местах, как священную вещь, и не прикасаются к ним руками, если прежде не осенят крестом и не выкажут почтения, обнажая и склоняя голову, затем только берут их в руки с величайшим благоговением.

Русские в храмах имеют много изображений святых, которым молятся, делают приношения и возжигают фимиам; но прежде нежели икону поставят в церкви, ее окропляют святой водой.

Адам Климент - английский писатель, ХVI в.

Образа почитают, тогда как от статуй отвращаются, о которых думают, что это идолы. У них существует такое убеждение, что если кто не имеет у себя собственной иконы, тот не может должным образом исправлять своих молитв. Поэтому, куда ни отправляются они, постоянно носят их с собою.

Принц Даниил (1546-1608) - австрийский дипломат

Они считают недопустимым класть святые иконы вместе с другими мирскими вещами или одеждой, чистить и вытирать их, поплевав на них.

Поссевино Антонио (1534-1611) - итальянский дипломат, посол папы Григория ХII

Они никогда не оставляют икон на попечении людей, которые не их религии, опасаясь, что с ними не будут обращаться должным образом.

Олеарий Адам (ок. 1599-1671) - немецкий ученый и путешественник

Все стены церквей украшены изображениями святых. Первые места в храмах занимают образы Пресвятой Девы и святого Николая.

Патриарх покадил книгу Священного Писания в переплете, украшенном золотом и драгоценными каменьями, отдал ту же честь иконам, к которым русские питают великое благоговение.

Лизек Адольф - австрийский дипломат, секретарь посольства ХVII в.

Некоторые из стоящих кругом восклицали: «Господи, помилуй!» Другие по отеческому обычаю касались лбом земли и плакали. Вообще, народ провожал проносимые вокруг иконы, являя разнообразные знаки благоговения и поклонения.

Герберштейн Сигизмунд (1486-1566) - австрийский дипломат, императорский посол в России в 1516-1517 и в 1525-1526 гг.

Солдаты, не найдя в домах, чем бы могли воспользоваться, взяли с собою иконы, но русские побежали за ними и за дорогую цену выкупили эти иконы.

Олеарий Адам (ок. 1599-1671) - немецкий ученый и путешественни

Когда иконы становятся старыми, они их не выбрасывают и не сжигают, но или опускают их в текущую воду, давая им плыть, куда угодно, или же на кладбище или в древесном саду закапывают глубоко в землю, причем стараются не допустить каких-либо нечистот в этом месте.

Олеарий Адам (ок. 1599-1671) - немецкий ученый и путешественник

В этой церкви несчетное число редкостей, сокровищ, подсвечников и икон, серебряно-вызолоченных, ибо все жители этой страны имеют большую веру к святому (Антонию Римлянину) и очень его почитают, благолепно украшают его иконы и празднуют несколько раз в году. Приложившись к его святым мощам, мы вышли за церковь, где находится тот самый камень, на котором святой прибыл из Рима. При виде его приходишь в трепет и, стоя перед ним, проливаешь слезы.

Павел Алеппский, сирийский священнослужитель, ХVII в.

Царь, взяв нашего учителя за правую руку, подвел его к раке святого (Саввы Сторожевского), открыл ее и показал ему тело, и он приложился к нему; при этом царь с удивлением говорил: «Посмотри, какой прекрасный цвет этого черепа: истинно он желт и тверд» и продолжал: «Когда я вынул мощи святого из земли, чтобы положить их в эту раку, я заметил, что потерялся один коренной зуб, и я не переставал искать его, пока не нашел. В то время у меня болели зубы, я их потер им, и они тотчас исцелились».

Павел Алеппский, сирийский священнослужитель, ХVII в.

«Русские духом» — проект, нуждающийся в помощи. Вашей помощи. Это документальное кино о четырех иностранцах, которые давно приехали в Россию и приняли здесь православие. Они – русские духом. И они не ждут, что кто-то придет и устроит их жизнь, наладит быт, создаст комфортные условия для развития, поможет им – они сами помогают другим, создают уникальные проекты, протягивают руку помощи тем, кому она нужна.

Съемки уже идут, но смогут продолжиться лишь в том случае, если будет собрано достаточное количество средств. TSR удалось пообщаться с режиссером фильма «Русские духом» Алексеем Шамраевым и узнать все более подробно.

Фредерика де Грааф — психолог и самый известный волонтер Первого московского хосписа. Она имеет более чем двадцатилетний опыт общения и помощи людям, которые находятся на пороге смерти. Фредерика помогает не только им, но и их близким. Она знает, как важно быть с человеком в такой период его жизни и самое главное, она знает, как оказать психологическую поддержку пациенту, чтобы он меньше страдал от боли.

«Про Фредерику Грааф я узнал от друга из Амстердама, который ходит в православный храм, туда же ходит и Фредерика, когда бывает в Голландии. Потом начал читать её интервью, смотреть, купил её книгу. Мы встречались с Фредерикой два раза, один раз лично, и она отказалась сниматься из скромности и нежелания, чтобы говорили о ней. А совсем недавно я был на её семинаре, посвященном тому, как быть волонтером в хосписе и там Фредерика подписала книгу и согласилась, говорить только о работе. Лично для меня — очень дорого и ценно, то чем она занимается».

Томас Диц – немец, выросший в католической семье. Сегодня он — православный священник Фома Диц. Уже больше десяти лет живет в нашей стране со своей супругой, воспитывает пятерых детей и помогает людям.

Англичанин Джон Кописки переехал в Россию более 25 лет назад. Однажды он отправился в путешествие «Лондон – Петушки» и после трех дней в России понял, что не хочет возвращаться обратно на родину. Здесь он начал новую жизнь: женился на русской женщине, стал многодетным отцом и построил дом в Петушинском районе. Весь капитал, который он заработал в крупной угледобывающей компании, он вложил в русскую землю: реконструировал ферму в совхозе «Клязьминский», восстановил коровники и закупил 300 коров. Ферму он назвал «Богдарня». У нее, кстати, есть свой сайт .

Бельгийцу Жан-Франсуа Тири говорили, что в России он продержится не более двух недель и с ужасом отсюда убежит. Но прошло уже 20 лет, как Жан-Франсуа живет в нашей стране, издает христианскую литературу, а еще он создал уникальную площадку – культурный центр «Покровские ворота».

«У Жана Франсуа Тири в его культурном центре «Покровские ворота» проходили две премьеры моих фильмов из цикла «Успешные сироты на ринге жизни» и абсолютно бесплатно, у него на площадке много интересных проектов проходит, связанных с христианством: образовательных и культурных. В нём меня поразила его миссия, открытость и искренность».

Алексей Шамраев начал снимать фильм в мае этого года.

«Мы начали в мае еще снимать за свои с женой деньги. Оператор Святослав Медведев согласился снимать бесплатно, вот и вся команда собственно. За то время, что я снимаю, в моем арсенале цикл фильмов про успешных выпускников детских домов, последний фильм для компании «Мегафон»- «Играй как Скворцов». Про футболиста — выпускника детского дома».

«Фильм планируем показывать на спутниковых каналах и возить по фестивалям. Но сейчас проект приостановлен в связи с занятостью Фредерики Грааф. Съемки будем продолжать после Нового года».

Проект запущен на платформе Boomstarter. До его завершения осталось 46 дней, а собрано всего 3 170 из 250 000 рублей. Дать фильму шанс выйти на экранах можно .