Тракторы

Докучные сказки. Докучные сказки Составить докучные сказки

Многообразен русский фольклор, и докучные сказки - одна из его граней. Есть версия, что докучные сказки плели сказочники, которым надоедали просьбами рассказать еще одну сказочку. И они завершали свои сказания веселыми отговорками.

Докучные - это сказки, в которых многократно повторяется один и тот же фрагмент текста.

Докучной сказкой можно переключить внимание ребенка. Так делала наша мама, когда мы с братом чем-то досаждали, а она не могла нас успокоить.

- А давай я расскажу тебе сказочку про белого бычка.
- Нет, не хочу!
- Ты не хочешь - и я не хочу. Рассказать тебе сказочку про белого бычка?
- Ну, расскажи.
- Тебе расскажи - и мне расскажи. Рассказать тебе сказочку про белого бычка?..

Докучная сказка - это сказка-обманка. Наши литераторы предложили классификацию докучных сказок.

Неоправданно короткие докучные сказки

Имеется начало, сказочный (или не очень сказочный) зачин, и неожиданно быстрая концовка.

Жили-были два гуся. Вот и сказка вся.

Неоправданно незаконченные докучные сказки


Тут объяснения не нужны: у сказки незавершенное окончание.

Был себе царь Додон. Застроил он костяной дом, Набрал со всего царства костей, Стали мочить - перемочили, Стали сушить - кости пересохли, Опять намочили...
- Ну что же дальше было?
- А когда намокнут, тогда доскажу.


Неоправданно повторяющиеся докучные сказки

Купи слона!
- Зачем мне слон?
- Все спрашивают «зачем он мне», а ты возьми и купи слона.
- Отстань!
- Отстану, только вначале ты купи слона.

Псевдобесконечные докучные сказки

У попа была собака, Он ее любил, Она съела кусок мяса, Он ее убил, В землю закопал. И надпись написал, что… У попа была собака…

Сюда же входит сказка про белого бычка, которая «наращивает» сюжет, исходя из ответов.

Предлагаем вам небольшую коллекцию докучных сказок

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

Рассказать ли тебе сказочку про белого гуся?
- Расскажи.
- Вот она и вся.

Рассказать ли тебе докучную сказочку?
- Расскажи.
- Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
- Не надо.
- Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку?

Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец, тут и сказке конец.


— Мы с тобой шли?
— Шли.
— Кожух нашли?
— Нашли.
— И где он?
— Что?
— Кожух.
— Какой?
— Как это какой? Мы с тобой шли?

Жили-были баран да овца. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?

Шел я как-то через мост, глядь - ворона сохнет, взял ворону я за хвост, положил ее под мост, пусть ворона мокнет.
Я опять пришел на мост, глядь - ворона мокнет, взял ворону я за хвост, положил ее на мост, пусть ворона сохнет…

В бане был? - Был. -Тело мыл? - Мыл. - А где мочала? Начинай сначала…

Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки...
- Ну, вот поманил, а не рассказываешь!
- Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!

Летел гусь, сел на дорогу — упал в воду. Мок-мок, кис-кис — вымок, выкис, вылез — сел на дорогу и опять пал в воду. Мок-мок, кис-кис, выкис, вылез и т.д.

Слушайте, послушайте! Расскажу вам сказочку - хорошую-прехорошую, длинную-предлинную, интересную-преинтересную!
Жил-был журавль. Задумал он жениться на прекрасной на девице, на цапле. Пошел свататься. Вот идет он по болоту - ноги вязнут. Станет ноги из болота вытаскивать - хвост увязнет; хвост вытащит - ноги увязнут; ноги вытащит - хвост увязнет; хвост вытащит - ноги увязнут; ноги вытащит - хвост увязнет…
Хороша ли моя сказочка?

Пришел медведь к броду,
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис,
Вымок, выкис, вылез, высох.
Встал на колоду - Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок....


- Рассказать тебе сказочку про сову?
- Расскажи!
- Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Летела сова -
Веселая голова.
Вот она летела, летела,
На березку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На березку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше?

Жил-был Яшка,
У него была красная рубашка,
На поясе пряжка,
На голове шапка,
На шее тряпка,
В руках - лыка связка.
Хороша ли моя сказка?

Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?

Я скажи, ты скажи. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?

Не хочу!

Я не хочу, ты не хочешь. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?

Отстань!

Я отстань, ты отстань. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?

Вот пристал!

Ты говоришь «вот пристал», я говорю «вот пристал». Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?

Молчание…

Ты молчишь, и я молчу. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка?

И продолжается эта докучная игра про белого бычка до тех пор, пока не замолчит совсем или не убежит прочь тот, кому ее сказывают.

Про журавля

Слушайте, послушайте! Расскажу вам сказочку – хорошую-прехорошую, длинную-предлинную, интересную-преинтересную!

Жил-был журавль. Задумал он жениться на прекрасной на девице, на цапле. Пошел свататься. Вот идет он по болоту – ноги вязнут. Станет ноги из болота вытаскивать – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут; ноги вытащит – хвост увязнет; хвост вытащит – ноги увязнут; ноги вытащит – хвост увязнет…

Хороша ли моя сказочка?

Кутырь да Мутырь

Жили-были Кутырь да Мутырь,

Накосили они стожок сенца,

Поставили посередь польца,

Пришли баран да овца,

Они съели стожок сенца.

Не сказать ли сказочку с конца?..

Сам себе сказывай, а я не хочу!

«Мы с тобой шли»?

Мы с тобой шли?

Кожух нашли?

Я тебе его дал?

Ты его взял?

А где же он?

Да такой! Мы с тобой шли?

Кожух нашли?

И опять все сначала – до тех пор, пока не надоест.

Про Яшку

Жил-был Яшка,

У него была красная рубашка,

На поясе пряжка,

На голове шапка,

На шее тряпка,

В руках – лыка связка.

Хороша ли моя сказка?

Про сову

Рассказать тебе сказочку про сову?

Расскажи!

Хорошо! Слушай, да не перебивай!

Летела сова –

Веселая голова.

Вот она летела, летела,

На березку села,

Хвостиком повертела,

По сторонам поглядела,

Песенку спела

И опять полетела.

Вот она летела, летела,

На березку села,

Хвостиком повертела,

По сторонам поглядела,

Песенку спела

Про сороку и рака

Стоит над рекой дуб. На том дубу сидит сорока – в реку смотрит. А рак вылез из воды и лезет.

Вот он лезет да ползет, лезет да ползет, а сорока смотрит.

Вот она смотрит, а рак лезет да ползет.

Вот он лезет да ползет, ползет да ползет. А сорока смотрит.

Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак лезет да ползет…

И так без конца!

Пусть ворона мокнет!

Шел я как-то через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост –

Пусть ворона сохнет!

Шел опять я через мост,

Глядь – ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост –

Пусть ворона мокнет!

Снова шел я через мост,

Глядь – ворона мокнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее на мост –

Пусть ворона сохнет!

Я опять пришел на мост,

Глядь – ворона сохнет.

Взял ворону я за хвост,

Положил ее под мост –

Пусть ворона мокнет!

Я пришел на тот же мост,

Глядь – ворона мокнет…

И опять все сначала…

Про царя

Жил-был царь,

У царя был двор,

На дворе был кол,

На колу – мочало,

Его ветром качало.

Не начать ли сказочку сначала?

Для того чтобы придумать самую лучшую докучную сказку для 3 классу нужно знать что это такое.

Докучная сказка - это сказка - обманка, в которой повторяется один и тот же текст несколько раз, пока ребенку не надоест.

Зачем создавали докучные сказки?

Для того, чтобы отвлечь очень быстро ребенка от шалостей или переключить его внимания тогда, когда у родителей не очень много времени.

Поэтому докучные сказки такие необычные:)

Итак, приступим к написанию докучной сказки и рассмотрим задание.

Определи слова, которыми начнёшь и закончишь свою сказку.

Начать докучную сказку можно по-разному. Например:

1) Рассказать тебе докучную сказочку?

2) Послушайте, прислушайтесь! Расскажем вам докучную сказочку добрую - предобрую, интересную-преинтересную, долгую-предолгую!

3) Жили- были, ели-пили

А закончить докучную сказку можно словами:

1) Тут и сказочке конец, а кто слушал - молодец!

2) Хороша ли моя сказочка?

3) Не сказать ли сказочку сначала?

Подумай, о ком ты будешь, рассказывать: о сове, о раке, о дятле, о медведе.

Мне нравиться персонаж сказки - сова, поэтому моя первая докучная сказочка будет о ней.

Вторая докучная сказочка о лесе, кустах и деревьях будет из моего детства. Когда-то эту докучную сказку мне рассказывала мама.

Реши, что могло произойти с героями сказки.

1 докучная сказка - Думаю, что сова проснется днем в лесу и захочет полететь в город, а там будет биться об оконное стекло.

2 докучная сказка - Герои сказки будет идти в лес и бесконечно видеть кусты и деревья.

Попробуй сочинить свою докучную сказку. Помни, что в ней должна быть неожиданная концовка.

Докучная сказочка о сове для 3 класса

Послушайте, прислушайтесь!

Расскажем вам докучную сказочку злую - презлую, долгую - предолгую, интересную-преинтересную!

Жила сова в лесу на дереве в дупле.

Стало ей скучно и решила она полететь в город.

Видит сова большой дом и красивое прозрачное дупло и давай туда.

Думает сова - вот какой красивый у меня дом будет.

Летит сова, летит и радуется на своем совином языке - Угу!, Угу! Угу!

А ведь не знает сова, что в большом доме окна застеклены прозрачным стеклом.

Подлетела к нему и кааааак врежется в окно головой.

Ого! - подумала сова и упала с сотрясением мозга.

Встала сова, отряхнулась и давай опять в дом лететь.

Летит и кричит по-совиному - Угу! Угу! Угу!

Долетела до стекла и опять бабах лбом о стекло - Ого!

И опять упала с сотрясением мозга.

Не сдается сова и опять летит в стеклянное дупло поселиться - Угу! Угу! Угу!

И опять ударяется в окно.

Совсем стало плохо с головой у совы.

Ого! Какое дупло странное - подумала она и улетела в лес.

Тут и сказочке конец, а кто слушал - молодец!

Докучная сказка о путешествии в лес для 3 класс

Рассказать тебе докучную сказочку о том, как дети в лес ходили?

Послушай эту длинную-предлинную, интересную и преинтересную сказочку.

Идут дети в поход к лесу и видят в поле дерево, а за деревом видят дерево, а за деревом куст.

А потом представляешь? За кустом снова дерево, а за деревом дерево и за деревом куст.

Хороша ли моя сказочка? Не сказать ли сказочку сначала?

Докучные сказки – это небольшие по объему произведения, выстроенные особенным образом: либо без конца (в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста), либо с внезапно быстрым концом. Яркий образец первого типа «Сказка про белого бычка» или «У попа была собака», а второго типа – известное нам с детства стихотворение «Села муха на варенье».

Под термином «докучная сказка» принято объединять шутки-балагурки сказочного характера, которыми сказочники развлекают детей или стараются вызвать у них чрезмерный интерес к сказкам. Докучная сказка предлагается вместо сказки.

Докучные сказки занимали особое место в детском фольклоре. Приготовящимся к слушанию длинной и увлекательной сказки ребятишкам рассказчица вдруг произносит:

Жили-были два гуся,
Вот и сказка вся!

Поднимается крик недовольства...

Докучные сказочки начинаются обыкновенно предварительным обманом ребенка. Рассказчик скажет желающему слушать сказку: «Слушай, я расскажу тебе сказку хоро-о-о-шую, д-о-о-лгую». Ребенок, думая, что в самом деле ему хотят рассказать сказку хорошую и долгую, навостряет свои уши и весь превращается в слух, а между тем обманывается: рассказчик начинает рассказывать сказку докучную.

Примеры докучных сказок

Жили-были два павлина,
Вот и сказки половина.
Жили-были два гуся,
Вот и сказка вся.

Встал медведь на колоду –
Бултых в воду!
Уж он в воде мок, мок,
Уж он в воде кис, кис,
Вымок, выкис,
Вылез, высох.
Встал медведь на колоду…

Был себе царь Додон.
Застроил он костяной дом.
Набрал со всего царства костей,
Стали мочить – перемочили,
Стали сушить – кости пересохли.
Опять намочили,
А когда намокнут –
Тогда доскажу.

Рассказать тебе сказочку про сову?
- Расскажи!
- Хорошо! Слушай, да не перебивай!
Летела сова.
Веселая голова.
Вот она летела, летела,
На березку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела,
На березку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше?

В некотором царстве,
В некотором государстве
Жил-был царь,
У царя был сад,
В саду был пруд,
В пруду был рак;
Кто слушал –
Тот дурак.

Жили-были два брата журавля.
Скосили стожок сенца;
Положили середи кольца...
Не начать ли опять с конца?

В некотором царстве,
В некотором государстве
Жил-был царь бо-га-а-а-тый:
У него был двор,
На дворе стоял кол,
На колу-то висела мочала.
Не сказать ли с начала?

Задумал журавль жениться,
Идти семь верст болотом.
А задумал жениться
На прекрасной на девице, на цапле.
Ноги-то станет из болота вытаскивать – хвост завязнет.
Хвост вытащит – ноги завязнут.
Ноги-то станет из болота вытаскивать – хвост завязнет,
Хвост вытащит – ноги завязнут...

В одном болоте жила-была лягушка
По имени по отчеству квакушка.
Вздумала лягушка вспрыгнуть на мост,
Присела да и........
Завязила в тину хвост: дергала, дергала, дергала, дергала – выдернула хвост.
Да завязила нос: дергала, дергала –
Выдернула нос,
Да завязила хвост: дергала, дергала, дергала, дергала – выдернула хвост.
Да завязила нос и т. д.

В некотором царстве,
В некотором государстве
Жила-была ворона,
И вздумала она лететь
В тридевятое царство,
В тридесятое государство.
Полетела,
Летела, летела, летела –
Да села,
Сидела, сидела, сидела –
Да полетела;
Летела, летела, летела –
Да села;
Сидела, сидела, сидела, сидела –
Да полетела...

Жила-была бабка
Да у самой речки.
Захотелось бабке
Искупаться в речке.
И купила бабка
Мыло и мочало.
Эта песня хороша,
Начинай сначала.

Чистили картошку,
Ударили Антошку.
Антошка побежал,
Председателю сказал.
Председатель прибежал:
В чем дело, в чем дело?
Чистили картошку,
Ударили Антошку....

Жили-были два братца,
Два братца – кулик да журавль.
Накосили они стожок сенца,
Поставили среди польца.
Не сказать ли сказку опять с конца?

Шел я как-то через мост,
Глядь – ворона мокнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее на мост –
Пусть ворона сохнет!
Шел опять я через мост,
Глядь – ворона сохнет.
Взял ворону я за хвост,
Положил ее под мост –
Пусть ворона мокнет!

Жил-был Яшка,
У него была красная рубашка,
На поясе пряжка,
На голове шапка,
На шее тряпка,
В руках – лыка связка.
Хороша ли моя сказка?

Чучело-мяучело на трубе сидело,
Чучело-мяучело песенку запело.
Чучело-мяучело с пастью красной-красной,
Всех оно замучило песенкой ужасной.
Всем кругом от чучела горестно и тошно,
Потому что песенка у него про то, что
Чучело-мяучело на трубе сидело...

Жили-были два братца, два братца - кулик да журавль. Накосили они стожок сенцá, поставили среди польцá. Не сказать ли сказку опять с конца?

Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?

Сказать ли тебе сказку про белого бычка?
- Скажи.
- Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?
- Скажи.
- Ты скажи, да я скажи, да чего у нас будет, да докуль это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

Рассказать ли тебе докучную сказочку?
- Расскажи.
- Ты говоришь: расскажи, я говорю: расскажи; рассказать ли тебе докучную сказочку?
- Не надо.
- Ты говоришь: не надо, я говорю: не надо; рассказать ли тебе докучную сказочку? - и т. д.

Жил-был старичок. Поехал на мельницу намолоть муки…
- Ну, вот поманил, а не рассказываешь!
- Кабы доехал, рассказал, а он, может, неделю проедет!

Летел гусь, сел на дорогу - упал в воду. Мок-мок, кис-кис - вымок, выкис, вылез - сел на дорогу и опять пал в воду. Мок-мок, кис-кис, выкис, вылез и т. д.

Короткие докучные сказки для детей

Жил-был царь Ватута,
И вся сказка тута.

Жил-был царь Додон,
Замарал себе ладонь.

Села муха на варенье -
Вот и всё стихотворенье.

Хочешь сказку про лису?
Она в лесу.

Протекает речка,
Через речку мост,
На мосту овечка,
У овечки хвост,
На хвосте мочало,
Рассказать сначала?...

Докучная сказка создавалась как пародия на настоящую волшебную сказку. В ней смысл, протяженность и связанность доводились до абсурда, многократно повторяясь и превращаясь в дурную бесконечность.

Докучные сказки рассказывают, чтобы избавиться от назойливых слушателей

Сказка зацикливалась на каком-то коротком фрагменте текста, фразе или присказке. При этом остальной текст обманки минимизировался до полной потери смысла и играл вспомогательную роль. Такую сказку можно было рассказывать до бесконечности, пока процесс не становился скучным (докучливым) для слушателя и повествователя.

К докукам относится сказка-поговорка о белом бычке, стишок «Купи слона» и всем известная сказка-песня «У попа была собака…».

Современные сказки-докуки для детей имеют ту же структуру. Многие из них содержат рифму и ритм, но встречаются и в прозе. Они похожи на длинную цепь, скрепленную повторяющиеся фразой или вопросом. В некоторых обманках, присутствует обращение к слушателю, вопрос, на который он обязан ответить. После этого повествование закручивается вновь.

Сюжета у таких сказок нет. Каждый новый виток повествования вызывает у слушателя все большее недоумение и досаду. Особенно часто такими докуками любят отделываться от надоедливых детишек.

Как придумать сказку-докуку для ребенка 3 класса?

Сегодня изучение сказок-докук входит в обязательную программу для третьеклассников. Ученики не только читают всем известные веселые стишки без смысла, но и придумывают их сами. Конечно, не без помощи родителей.

Как сочинить стишок-обманку? Нет ничего проще. Необходимо взять за основу любое действие и зациклиться на нем. Главное — проявить максимум фантазии.

Последовательность сочинения:

  1. Сказка, как правило, начинается с обмана слушателя и обещания рассказать ему интересную историю.
  2. Затем идет краткое описание главного героя — жил-был такой-то, пошел туда-то, сделал то-то.
  3. Любое действие героя многократно повторяется, при этом окончание сказки становится ее началом.

Чтобы не утомить ребенка и облегчить запоминание стишка, не следует придумывать сложное и длинное произведение. Пусть это будет небольшая сказочка о понятных вещах с веселой концовкой. Малышу это понравится.