Строительные материалы

Гигиенические требования к микроклимату детских учреждений. Правильная посадка за партой


У родителей, которые отправляют свое чадо в первый класс, есть немало поводов для беспокойства. Как малыш будет чувствовать себя в новом коллективе? Легко ли ему будет даваться материал? В этом круговороте мыслей мамы и папы часто забывают о еще одном важном моменте - правильной положении ученика за партой.

Осанка школьника зависит от того, как первоклассник сидит на уроках. Привычка горбиться и сутулиться приобретается за считанные дни, тогда как отучить ребенка от нее действительно сложно. Вот почему с первых дней в новом амплуа ученика малыш должен понять, как сидеть за партой правильно.

Позвоночник ребенка младшего школьного возраста еще на стадии укрепления и формирования. Если у малыша красивая ровная осанка, это говорит о том, что позвоночник развивается без нарушений. Данные статистики показывают, что дети с искривленным позвоночником страдают от заболеваний пищеварительной, дыхательной и центральной нервной систем. Как же избежать этой проблемы и предупредить нарушения осанки у ребенка?

Правильное положение школьника за партой

Привычка сутулиться за партой опасна для здоровья. Кроме искривления позвоночника, страдает внимательность и успеваемость школьника в целом. Правильное положение за партой выглядит так:

  • локти малыша полностью лежат на столе, а не свисают вниз
  • спина выпрямлена, в ней не чувствуется напряжения. Она должна прикасаться к спинке стула
  • стопы полностью касаются пола или стоят на специальной подставке-опоре
  • стул для школьника должен иметь специальный выступ для поясницы
  • в согнутом положении колени образовывают прямой угол
  • также угол 90° должен быть между линиями спины и бедер
  • шею ребенок должен держать ровно, не вытягивая вперед и не наклоняя голову


Каким должно быть рабочее место школьника

Чтобы позвоночник ребенка развивался правильно, нужно создать благоприятные условия для ученика не только в школе, но и дома. Один из важнейших пунктов - выбрать письменный стол в соответствии с ростом малыша. Оптимальное решение -

Инструкция

Сядьте ровно, чтобы нагрузка равномерно распределилась между ягодицами. Они должны всей поверхностью располагаться на стуле, нельзя сидеть на краешке или опираясь на одну сторону тела. Чтобы найти максимально удобное положение, нужно немного покачаться, поерзать на стуле.

При сидении угол между корпусом и бедрами должен быть прямым, как и угол между бедрами и коленями (он может быть чуть больше, чем 90 градусов). Если ваш стул не соответствует этим параметрам, это серьезная причина задуматься о покупке нового. Офисные стулья, как правило, имеют регулируемую высоту. Стопы должны стоять на полу. Ноги лучше немного вытягивать вперед, но не следует поджимать их под себя. Неправильно сидеть нога на ногу.

Спинка стула должна быть удобной, чтобы вы могли на нее опираться. Важно, какова ее форма. У правильной спинки на уровне середины позвоночника имеется некоторая выпуклость, что способствует прямому положению спины. Если стул мягкий и вы в него «проваливаетесь», это только вредит спине.

Во время письма или работы за компьютером человек нередко немного наклоняется вперед. Наклон может быть очень легким, и как только вы заканчиваете дело, полезно выпрямляться. Сильно наклоняясь и подворачивая под себя ноги, вы заметно увеличиваете нагрузку на поясницу, что может привести к болям в ней. Отклоняясь назад во время работы, вы напрягаете мышцы шеи.

Если ваша работа за столом связана с тем, чтобы печатать на клавиатуре, то обратите внимание на положение локтей. Они должны, так же как и колени, располагаться под углом в 90 градусов по отношению в поверхности стола и клавиатуры, которую надо поставить так, чтобы руки вытягивались вперед. Неправильно положение рук приводит к тому, что начинают болеть суставы в кистях и запястьях.

Видео по теме

Обратите внимание

Если проводить время за столом в неправильной позе, то это чревато различными последствиями. Кровь застаивается в нижней части тела, это приводит к отекам ног. Мышечный корсет позвоночника становится вялым, что влечет за собой хронические болезни. Межпозвоночные диски смещаются, так как в сидячем положении они испытывают повышенную нагрузку. Сложные отделы позвоночника, фактически, вообще не участвуют в работе, это чревато потерей их подвижности.

Полезный совет

Природа человека такова, что ему положено целый день бегать, ходить и пытаться раздобыть пропитание. Сидеть в течение 8 часов на одном месте – это не самое естественное занятие для вашего тела. Поэтому не стоит ограничиваться правильной посадкой: старайтесь время от времени вставать и делать упражнения. Каждый день полезно совершать небольшую прогулку, хотя бы получасовую.

Здоровый позвоночник - это не только прекрасное самочувствие, но и подтянутая фигура и показатель уверенности в себе. Необходимо держать спину как сидя за столом, так и при ходьбе.

Инструкция

Что такое правильная осанка? Человек, у которого прямой и здоровый позвоночник, ходит с развернутыми и опущенными плечами, не вытягивает вперед шею и не тянет за собой ноги. Чтобы проверить свою осанку, нужно встать вплотную к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами и пятками, а между поясницей и стеной просунуть ладонь. При перемещении от вертикальной поверхности спина должна остаться в неизменном положении.

Как во время еды, так и во время работы спина испытывает определенную нагрузку. Если сидеть в неправильной позе долго, позвоночник начинает искривляться, суставы , появляется остеохондроз и сколиоз. Только если следить за осанкой и подогнать стол и стул под параметры своего роста, можно избежать этих проблем.

Если ваш рост находится в пределах 170-180 см, то вам нужен стол высотой 0,8 м, а стул высотой 0,5 м с шириной сидения от 0,4 м. Чтобы определить, как сидеть за столом, нужно задвинуть сиденье стула под стол на 5-7 см. Теперь можно садиться.

Итак, сядьте на стул, согнув ноги под углом 100 градусов. Предплечья нужно расположить на столе, а локти на подлокотниках. Интервал между животом и краем столешницы должен составлять примерно 5 см. Также требуется следить, чтобы сохранялась правильная осанка без опоры на спинку стула. Периодически нужно делать перерыв в работе, разминаться, а затем снова вставать к стене, проверяя, как вы держите спину. Постепенно выработается мышечная память, а с позвоночника снимется лишняя нагрузка.

Как держать спину сидя за компьютером? Положение перед монитором должно быть идентичным ползе за письменным столом. То есть необходимо сидеть прямо, не касаясь спиной и поясницей спинки стула, локти должны быть не на весу, а голову нельзя запрокидывать. Для этого экран компьютера или ноутбука нужно повернуть так, чтобы он располагался на уровне глаз или немного ниже. Размер шрифта и яркость подсветки необходимо отрегулировать таким образом, чтобы не приходилось щуриться или вытягивать шею при попытке прочесть строчки или разглядеть картинку.

Подросткам и детям, которые много времени проводят за письменным столом, требуется подставка для ног. Запретите своему ребенку опираться на локти, чтобы плечи не поднимались и не увеличивалась нагрузка на шею и плечевой пояс.

Посадка за партой

Наилучшие физиологические и гигиенические условия для работы учащегося за партой: нормальное зрительное восприятие, свободное дыхание, нормальное кровообращение - создаются при выработке у школьников прямой посадки. Ученик должен глубоко сидеть на скамье, ровно держать корпус и голову, лишь немного наклонять ее вперед. При этом расстояние от глаз до книги пли тетради сохраняется в 35 см. Между туловищем и краем парты остается свободное пространство в 3-4 см (грудь и живот не сдавлены). Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, ступни опираются на пол или подножку, предплечья свободно лежат на столе. Правильная посадка может быть только в том случае, если школьник сидит за партой правильной конструкции, основные размеры которой соответствуют пропорциям его тела. Парты неправильной конструкции, не соответствующие росто-возрастным размерам детей, неизбежно вынуждают учащихся сидеть неправильно: изгибаясь, низко наклоняя голову к тетради и книгам. При такой посадке дети быстро утомляются. Правильной позы у учащихся во время занятий добиваются с первых дней посещения школы

Правильный подбор парт. Учащиеся каждого класса распределяются не менее чем по 3-4 ростовым группам. Поэтому в каждом классе в соответствии с наличным количеством ростовых групп необходимо ставить в основном парты 3 различных номеров. Для учащихся 3-х, 5-х, 6-х и 7-х классов нередко требуется 4 различных номера парт в силу большой разницы их в росте.

Если в 1-4-х классах ставить (при разбивке детей на группы роста с различием в 10 см) парты № 8 и 9, то можно обеспечить правильную позу в соответствии с длиной тела 78% учащихся. Если же принять разбивку Детей по группам роста с разницей в 15 см, то два номера мебели (соответственно усредненная высота стола и скамейки), поставленные в классах, позволяют правильно рассадить 85% детей.

Правильное рассаживание учащихся

С переходом на кабинетную систему обучения особенно остро встает проблема правильного рассаживания учащихся.

Учебные кабинеты для 5-10-х классов целесообразно оборудовать столами и стульями №10 и 11. В этом случае правильно смогут сидеть 66-72% учащихся. Если же принять распределение учащихся 5-10-х классов по группам роста с интервалом в 15 см, то, изготовляя два номера мебели (соответственно усредненная высота столов и стульев №9-10 и 11 -12), возможно будет обеспечить соответствие размеров мебели длине тела 85% учащихся.

Систематически каждые 5-10 лет санитарно-эпидемиологические станции (краевые, областные, районные, городские) с помощью медицинских работников, обслуживающих школы, должны разрабатывать в соответствии с данными измерения роста учащихся (в обуви) местные таблицы номеров мебели (в %), необходимых для оборудования разных типов школ.

При двухсменной работе школы в одних и тех же комнатах размещают (в первую и вторую смену) параллельные или смежные по годам обучения классы.

Измерение роста учащихся производится обычным ростомером или специально приготовленной деревянной рейкой длиной 2 м с делениями, нанесенными через каждые 10 см, начиная со 110 см. Произведя измерение с помощью такой рейки, можно сразу видеть, на какую парту следует посадить школьника. Школьники, не снимая ботинок, становятся около прибора. Для определения требуемого номера парты могут служить и данные роста учащихся, имеющиеся у школьного врача. В этом случае, однако, к каждому показателю роста необходимо прибавить 2 см на обувь. Диктуется это тем, что при исследовании физического развития рост учащихся определяется без обуви. Учитель, руководствуясь полученными данными роста, рассаживает учащихся на парты требуемого номера.

Расстановка парт в классе. Парты меньших номеров ставят ближе к классной доске, а парты больших номеров - дальше. Для детей с ослабленным зрением или пониженным слухом парты ставят первыми. В случаях необходимости постановки парт большого номера ближе к классной доске их ставят только в первом или третьем продольном ряду.

Между рядами парт, а также между партами и стенами соблюдаются установленные разрывы, которые указаны в обязательных санитарных правилах рассаживания школьников и расстановки парт в классах. Расстояния эти следующие: между внутренней стеной в классе и первым рядом парт 50-60 см, а между рядами парт 70-75 см, между третьим рядом парт и наружной стеной 60-70 см, между первыми партами и классной доской 2,5-2,75 м.

Не менее 2 раз за учебный год учащихся, сидящих в первом и третьем ряду, меняют местами, не нарушая соответствия номера парт их росту. Допустим, в первую половину года учащиеся сидели в третьем ряду, тогда во вторую половину года их нужно посадить за парты соответствующих номеров в первом ряду. Это мероприятие исключает появление у учащихся привычки к постоянному наклону туловища и головы вправо или влево, в сторону классной доски (списывание) или наглядных пособий, карт и схем, размещенных над классной доской.

Сутулая спина – это бич школьников. Долгие часы, проведенные за партой в школе, за рабочим столом дома, плохое освещение рабочих поверхностей, вынуждающее чуть ли не ложиться на стол, отсутствие достаточной двигательной активности, откладывают свой неизгладимый след на детских спинах. Неужели нельзя ничего сделать, чтобы сохранить осанку красивой?

Повод для беспокойства

Физиологи убеждены, правильная осанка не передается по наследству, ее нужно заработать, вернее выработать. Чтобы ребенок ходил, стоял и сидел красиво, чтобы у него возникла естественная потребность все это делать правильно, родителям надо приложить немалые усилия. Однако игра стоит свеч, ведь правильная осанка не только делает человека красивым, но и более устойчивым: вертикальное расположение туловища не требует чрезмерного напряжения мышц. К тому же, физические нагрузки при ходьбе, беге и прыжках гораздо легче переносятся, потому что позвоночник лучше амортизирует.

Выпрямленное туловище, под­нятая голова, расправленные плечи – пользу правильной осанки трудно недооценить. В отличие от нее, сутулая или, того хуже, кривая спина не только некрасива, она даже вредна, ведь препятствует нормальному функционированию внутренних орга­нов, затрудняет дыхание и ухудшает кровообращение. Человек с неправильной осанкой быстрее устает как при физической, так и при умственной деятельности. Стоит ли говорить, что близорукость и остеохондроз - тоже частые спутники искривленного позвоночника.


Надо заметить, что исправлять осанку никогда не поздно. Частично выровнять спину (по крайней мере, в одежде не будет заметно) можно и в 15-16 лет. Однако для этого надо будет приложить немало усилий, потратить уйму времени на консультации врачей. Вот почему проблему легче предупредить, чем бороться с последствиями. Большую часть своего времени ребенок проводит за партой и от этого никуда не деться. Поэтому следует как можно лучше проанализировать все недостатки рабочего места школьника, ведь даже в школе можно подобрать стул и стол согласно возрасту и росту малыша. Угол между голенью и бедром (ступни ровно стоят на полу) сидящего ребенка должен быть прямым, если же он острый – следует подобрать стул побольше, если тупой – соответственно поменьше. Правильно подобрать можно и стол.

Если ребенок сидит прямо, а руки его свободно свисают, то локоть должен находиться на 5-6 см ниже крышки стола. Расстояние от рабочей плоскости до глаз ребенка должно быть в пределах 30-35 см. Если стул стоит правильно, то у малыша не будет необходимости наклоняться вперед или прогибаться назад. Расстояние между краем стола и туловищем должно быть в ширину ладони. Но не только от рабочего места зависит осанка ребенка, немаловажно и освещение этого самого места. Ясно, что недостаток света будет провоцировать ребенка «писать носом». Если же кроха и так плохо видит, то опасность искривления позвоночника возрастает в разы. Но не только в школе, а и дома нужно правильно подбирать мебель для ученика.

Следует помнить и о левостороннем освещении рабочего стола. Чтобы нагрузка на позвоночник была оптимальной, нужно отдыхать 15 минут через каждые 45 минут. А также необходимо учитывать, что физическая активность не только дает разгрузку при умственных напряжениях, но и с помощью правильно подобранных упражнениях можно достаточно развить мышечный каркас спины, а, следовательно, укрепить позвоночник.

Формирование правильной осанки у школьников – одна из первоочередных задач родителей и учителей. Правильно сидеть за столом ребенку нужно для того, чтобы избежать нарушений развития позвоночника, мышц спины и внутренних органов. Согласно медицинской статистике, среди детей с различными типами искривлений позвоночника чаще встречаются заболевания дыхательной системы (пневмонии, астмы, бронхиты), пищеварительного тракта (гастриты, холецистит, колики, запоры) и ЦНС (нарушения внимания и расстройства памяти).

В данной статье мы поговорим о профилактике нарушений осанки у школьников и о том, как правильно должен сидеть ребенок.

Как правильно сидеть школьнику за партой?

Правильная осанка за партой не только предотвращает развитие искривлений позвоночника, но и повышает работоспособность, а также положительно сказывается на качестве умственной деятельности и внимательности.


Как правильно сидеть за столом школьнику:

  • колени под столом должны быть согнуты под прямым углом;
  • линия спины и бедер также должны образовывать прямой угол;
  • локтевые суставы должны полностью лежать на столе;
  • стопы ног должны полностью стоять на полу (или специальной подставке);
  • на спинке стула должен быть специальный выступ (опора для поясницы);
  • спина должна быть ровной, не напряженной;
  • высота стола должна соответствовать росту ребенка. Таким образом, школьнику не придется сутулиться или слишком высоко поднимать локти;
  • не стоит склонять вперед голову или сгибать при сидении спину. Шея должна быть прямой, а спина прикасаться к спинке стула.

Как правильно выбрать стол?

Правильная осанка во многом зависит от правильно организованного и от качества письменного стола и стула. В течение жизни, по мере роста ребенка, мебель должна «расти» вместе с ним. Для этого можно либо регулярно покупать новые столы и стулья, либо же изначально выбрать модели с возможностью регулировки высоты, угла наклона и прочих характеристик.

Важно также помнить, что слишком яркая или светлая мебель отражает много световых лучей, а слишком темная поверхность письменного стола поглощает свет. И то, и другое приводит к быстрой утомляемости глаз ребенка. Лучше всего выбирать нейтральные цвета столешницы (пастельные или оттенки натурального дерева).

Профилактика нарушений осанки у детей

Отличной профилактикой нарушений осанки является спорт. Регулярные умеренные физические нагрузки помогают поддерживать тонус мышц спины и живота, что значительно снижает риск искривлений позвоночника. Конечно же, наиболее важным элементом формирования правильной осанки является сознательный контроль над правильностью положения тела при сидячей работе. Не только сами дети, но и родители постоянно должны контролировать правильность осанки, стараясь всегда сидеть прямо, не сутулясь и не сгибаясь.