Деревообработка и заготовка

Годовой отчет по здоровьесбережению. Анализ здоровьесберегающей среды школы

Работа по здоровьесберегающему направлению в начальных классах

Современная школа готовит детей к жизни, а значит должна обеспечить выпускнику высокий уровень реального здоровья, вооружить его необходимым багажом знаний, умений и навыков, необходимых для ведения здорового образа жизни, и воспитать у него культуру здоровья. В связи с этим возникает проблема разработки и проведения мероприятий по здоровьесбережению и профилактике заболеваний на уроках и во внеурочное время.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

Мы, педагоги, должны научить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье. На здоровье школьника влияют две группы факторов: не поддающиеся нашему управлению (экология, традиции ЗОЖ в семье, качественная и своевременная медицинская помощь и т. д.) и управляемые факторы (организация оздоровительно-профилактических мероприятий, направленных на восстановление физического, психического и социального здоровья детей).

Быть здоровым – это естественное желание человека. Каждый взрослый мечтает быть здоровым. Дети, к сожалению, не думают об этом. Мы обязаны помочь им осознать, что нет ничего прекраснее здоровья. Здоровый и духовно развитый человек счастлив: он отлично себя чувствует, получает удовлетворение от своей работы, стремится к самосовершенствованию. Такого человека мы и должны “создать” и воспитать, начиная с самого раннего детства.

Внеурочные занятия - одна из эффективных форм организации свободного времени обучающихся и увеличения их двигательной активности.

Педагоги школы всегда помнят, что маленькому человеку особенно важны и нужны положительные эмоции, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение. Ученик, погружённый в атмосферу радости, вырастет более устойчивым ко многим неожиданным ситуациям и будет менее подвержен стрессам и разочарованиям. Именно поэтому малышам необходима внеурочная деятельность, насыщенная праздниками, развлечениями, играми. Использование оздоровительных мероприятий позволяет снижать утомляемость, повышать эмоциональный настрой и работоспособность, а это в свою очередь способствует сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Физкультурно-оздоровительные секции, направленные на физическое развитие занимающихся: закаливание, тренировку силы, выносливости, быстроты, гибкости и других качеств есть и в нашей школе. Это секции по спортивной ходьбе (посещают 3 третьеклассника и …. четвероклассника) и тяжелой атлетике посещают 2 третьеклассника и …. четвероклассника)

С внедрением в образовательный процесс ФГОС появилась возможность организовать на базе школы внеурочную деятельность, направленную на оздоровление и физическое развитие детей. Учащиеся 1- 4 классов с удовольствием посещают интересные, разнообразные занятия здоровьесберегающего направления.

Название кружка

Класс

Кол-во учеников

Руководитель

«Уроки здоровья»

Назарова С.А.

«Улыбка»

Назарова С.А.

« Подвижные игры»

Поколева Н.В.

«Расти здоровым»

Поколева Н.В.

«Планета здоровья»

Соколова В.А.

«Здоровейка»

Машина Т.В.

В нашей школе сложилась система просветительской работы с учениками, включающая в себя проведение уроков здоровья, тематических бесед, часов интересного общения, практических занятий, конкурсов рисунков. Тематика бесед на классных часах разнообразна: «Как вырасти здоровым», «Мы за здоровый образ жизни», «Забота о коже», «Правильное питание школьника», «Как сделать сон полезным», «Правила поведение в школе», «Вредные привычки», «Почему мы болеем?», «Слагаемые здоровья», «Соблюдение режима дня» «Наркомании мы скажем - нет!» и др. Ребята получают необходимую информацию о здоровом образе жизни, об отрицательном отношении к вредным привычкам, о влиянии питания на организм. На классных часах учащиеся изучают полезные свойства овощей и фруктов, говорят о пользе гигиены, зарядки, закаливания и спорта. Часто такие беседы, мастер - классы, практические занятия проводят медицинские работники – родители учеников, что гораздо эффективнее влияет на подрастающую личность.

В начальных классах запланированы и проводятся родительские собрания с целью пропаганды здорового образа жизни, режима учебы и отдыха, организации горячего питания. Много внимания уделяется адаптации первоклассников к школе.

На своих уроках учителя начальных классов проводят физкультминутки, учитывая специфику урока, зачастую с музыкальным сопровождением, с элементами самомассажа, которые приводят к улучшению эмоционального состояния, к изменению отношения к себе и своему здоровью. После физкультминуток дети становятся более активными, их внимание активизируется, появляется интерес к дальнейшему усвоению знаний, ребята работают быстрее, с хорошим настроением.

У каждого учителя есть паспорт здоровья учеников класса, где указаны группа здоровья, заболевания, рост, вес учащегося. Воспитатели ГПД часто проводят соревнования «Веселые старты», в которых принимают участие почти все ученики начальных классов. Ошкина М.П. работает над темой самообразования « Здоровьесберегающий элемент в воспитании учащихся ГПД».

Проблема здоровьесбережения в работе учителей и воспитателей ГПД рассматривается целостно. Они постоянно следят за необходимой освещенностью классного кабинета, своевременным проветриванием.

В начальных классах много цветов. Выращивание растений целесообразно, связано с задачами сохранения и укрепления здоровья. Растения - наши молчаливые друзья и помощники, чудесные целители и врачеватели. Они дарят детям ничем не заменимый кислород, поглощают вредные газы и вещества, задерживают пыль, уменьшают воздействие уличного шума. В классе растения создают необходимый психоэмоциональный комфорт, являясь чуткими хранителями безопасности и покоя. Этим решается и другая не менее важная задача - воспитательная. Выращивание растений, уход за ними выполняют сами дети. Привлекаясь к уходу за цветами, дети приучаются бережно относиться к ним, значит, и ко всему живому, получая, тем самым, основы экологического воспитания.

Таким образом, система внеурочной занятости детей, складывающаяся в нашем образовательном учреждении, направлена на то, чтобы школьная жизнь стала для них интересной, полезной. Всё это используется для формирования здорового образа жизни учащихся. В марте на заседании методического объединения учителей начальных классов и воспитателей ГПД запланирована работа педагогической мастерской на тему « Формирование ценностного отношения учащихся к здоровью и здоровому образу жизни через ряд здоровьесберегающих технологий во внеурочной деятельности»

З доровье – это одна из важнейших ценностей человека, залог его благополучия и долголетия. Будьте здоровы!


В соответствии с планом работы в 2013-2014 учебном году в школе проводилась комплексная экспертиза системы работы образовательного учреждения по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Исследование проводилось с целью выявления эффективности работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся. В исследовании приняли участие: директор школы, заместители директора, психолог, медицинский работник, учителя физкультуры, классные руководители, обучающиеся 4б, 8а, 10в классов в количестве 78 человек.

Все полученные в ходе опросов и анкетирования данные или значения, автоматически обрабатывались на основе программы Microsoft Excel и вносились в сводную таблицу. В таблице №1 представлены сводные результаты по исследуемым показателям.

Таблица №1.

Исследуемые показатели

Полученные результаты

Оценка здоровьесберегающего потенциала ОУ

Высокий здоровьесберегающий потенциал

Оценка здороровьесберегающей деятельности ОУ

Средний уровень здоровьесберегающей деятельности

Оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности ОУ (количественная оценка)

Средняя эффективность здоровьесберегающей деятельности

Качественная оценка эффективности здоровьесберегающей деятельности ОУ

ОУ организует здоровьесберегающую деятельность, в которой отсутствуют системность и последовательность

Медицинская профилактика и динамическое наблюдение за состоянием здоровья

Организация медицинской профилактики и наблюдения за состоянием здоровья детей в школе проводится эффективно

Организация физкультурно-оздоровительной работы в ОУ

Организация физкультурно-оздоровительной работы в школе не вызывает особой тревоги

Просветительско-воспитательная работа с учащимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни

Организация просветительско-воспитательной работы с учащимися в школе не вызывает особой тревоги

Система работы школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся получила следующее экспертное заключение: «Условия обучения учащихся соответствуют среднему уровню, типичному для большинства школ Республики Коми. Вместе с тем высокий здоровьесберегающий потенциал педагогическим коллективом школы в полной мере не используется. Активизация здоровьесберегающей деятельности позволит вывести систему здоровьесбережения школы на более высокий уровень».

Дополнительно к исследованию были собраны и обработаны данные по изменению функционального состояния и текущей заболеваемости учащихся трёх классов. Так же, были изучены результаты анкетирования по выявлению напряжённости у учащихся начальных классов в период адаптации и по выявлению напряжённости у учащихся средних и старших классов. (Приложение №3).

Экспертное заключение и все полученные во время исследования данные были обсуждены на Педагогическом совете школы в октябре 2009 года. Педагогическим советом было принято решение: активизировать здоровьесберегающую деятельность в школе и вывести её на более высокий уровень.

Перед педагогическим коллективом школы была поставлена цель: создать такие условия обучения, в которых учащийся ведёт здоровый образ жизни, каждому обучающемуся даётся реальная возможность получить полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам.

Основными задачами на пути достижения указанной выше цели являются формирование и оптимизация:

  • 1. Уровня образовательной нагрузки каждого учащегося.
  • 2. Системы оздоровительных и профилактических мероприятий.
  • 3. Системы физкультурно-спортивных мероприятий.
  • 4. Системы внеклассных и внеурочных мероприятий.
  • 5. Системы психологической помощи учащимся.
  • 6. Благоприятного морально-психологического климата в ученических и педагогическом коллективах.

Все проанализированные нами факторы, оказывающие прямое влияние на здоровье обучающихся, разделили на три группы:

  • 1. Эндогенные факторы, то есть неизбежные (генетическая обусловленность, неблагоприятные социальные и экологические условия) - с ними необходимо считаться, нет способов их изменить.
  • 2. Корректируемые (интенсификация и нерациональная организация учебного процесса) - действие которых можно в некоторых случаях, корректировать.
  • 3. Устранимые (школьные факторы риска) - негативное влияние которых можно снизить, нейтрализовать, исключить.

Все факторы, относящиеся к корректируемым и устранимым, учитывались нами при организации образовательного процесса, именно на них были направлены наибольшие усилия педагогических работников.

Для создания здоровьесберегающей среды каждый из субъектов здоровьесберегающей деятельности должен выполнять свои функции, воздействуя на устранимые факторы. Естественно, возможности и характер воздействия субъектов различен и только их совместная деятельность может обеспечить реальный успех системы здоровьесберегающих мероприятий.

В педагогическом коллективе школы созрело понимание, что для обеспечения здоровья учащихся в условиях общеобразовательного учреждения, педагогу необходимо:

  • · иметь представление о здоровьесберегающих технологиях,
  • · понимать, от каких факторов необходимо оберегать учащихся,
  • · как грамотно спланировать и организовать свою работу в сотрудничестве с коллегами и родителями,
  • · как объективно и точно оценить происходящие в здоровье учащихся изменения.

Обучать без вреда для здоровья – это не задача школы, а обязательное условие её работы!
Это слова Никиты Константиновича Смирнова, заведующего кафедрой психолого-педагогических технологий охраны и укрепления здоровья Академии повышения квалификации работников образования.
Идея здоровьесбережения учащихся в образовании является основной задачей национального проекта «Образование», президентской инициативы «Наша новая школа», Федеральных государственных образовательных стандартов.

Слайд 4

Одной из главных задач Программы развития ГБОУ ООШ с.Заволжье является:
создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и формирования принципов здорового образа жизни.
А именно:
- сохранение100% числа учащихся, охваченных горячим питанием;
- продолжение внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих технологий;
- обеспечение взаимодействия с семьей по вопросам воспитания и образования детей, сохранения их здоровья и реализации комплекса мер по социальной защите детства.

Слайд 5

В ГБОУ ООШ с.Заволжье с 2012-2013 уч. года реализуется программа по здоровьесбережению

«Здоровый ребенок – счастливый ребенок». Срок реализации программы: три года.

Слайд 6

В вопросах медицины Администрация школы взаимодействует с администрацией ЦРБ с. Приволжье и ФАПом с/п Заволжье. В сотрудничестве с данными учреждениями реализуется программа мониторинга физического здоровья и развития учащихся (ежегодные медосмотры); совместно с фельдшером ФАПа с.Заволжье Лактаевой Г.М. проводятся открытые мероприятия, консультации, классные часы. Детям и родителям раздаются памятки на тему здорового образа жизни и питания.

Слайд 7

Фото Дня ГО с Антоновой Н.Г. и Лактаевой Г.М.

Слайд 8

ГБОУ ООШ с.Заволжье взаимодействует с центром «Семья» по обеспечению детей санаторно-курортным лечением. Ежегодно социальные педагоги и психологи проводят диагностическую работу и тренинги по выявлению и профилактике психологических проблем учащихся.

Слайд 9

Фото с психологами центра «Семья»

Слайд 10

Ежегодно, в начале учебного года разрабатывается

Циклограмма работы по здоровьесбережению, которая включает в себя:

  • составление расписания уроков и занятий внеурочной деятельности;
  • составление графиков дежурства учителей по школе и учащихся по классам;
  • составление расписания работы кружков, секций и подвижных перемен;
  • проведение ежегодного мониторинга состояния здоровья и антропометрических данных учащихся.
  • разработку и реализацию планов внеклассных мероприятий по здоровьесбережению и физкультурно-оздоровительной работе с привлечением родителей и сельской общественности;
  • проведение ежегодного анкетирования учащихся на предмет их отношения к своему здоровью и здоровому образу жизни (с последующим анализом и сравнением с результатами предыдущего года);
  • административные совещания и педагогические советы, в которые включены вопросы по здоровьесбережению:

Охрана труда и техника безопасности;

Питание и питьевой режим учащихся;

Использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе и др..

Слайд 11

Формирование здорового образа жизни должно проходить непрерывно и целенаправленно. Особенно актуальна эта проблема для начальной школы, что связано с кардинальными изменениями в привычном укладе жизни ребенка, освоением им новой социальной роли «ученик».
Младший школьный возраст характеризуется ростом физической выносливости, работоспособности, но этот рост весьма относительный, потому что для этого возраста нормальна повышенная утомляемость, эмоциональная чувствительность и ранимость.
Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что вправе поставить вопрос: “Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение”. Еще А.Шопенгауэр говорил: “Здоровье до того перевешивает все остальные блага, что здоровый нищий – счастливее больного короля”.

Слайд 12

Согласно официальному определению Всемирной организации здравоохранения, здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов.
При поступлении детей в первый класс, каждый учитель начальных классов обязательно проводят мониторинг состояния здоровья первоклассников.
В последствии, так же классные руководители ежегодно следят за изменением состояния здоровья учащихся.

Эти сведения важны для каждого учителя, т.к. он выстраивает индивидуальную траекторию работы с учеником, предъявляет требования, адекватные состоянию здоровья ребенка.
После исследования состояния здоровья учащихся ГБОУ ООШ с.Заволжье за последние 5 лет мы получили следующие результаты…

Слайд 13

Год

исследования

Количество учащихся

Группы здоровья

Освобождены

Основная

Подготовительная

Кол-во

Кол-во

Кол-во

2008-2009

2010-2011

2011-2012

2012-2013

2013-2014

Слайд 14

По словам профессора Никиты Константиновича Смирнова, “Здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся ”.

Принципом «Не навреди» в своей работе руководствуются и педагоги нашей школы.

Слайд 15

В учебно-воспитательном процессе нашего ОУ используются три основные группы здоровьесберегающих технологий:

  1. технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса;
  2. технологии оптимальной организации учебного процесса и физической активности школьников;
  3. разнообразные психолого-педагогические технологии, используемые на уроках и во внеурочной деятельности педагогами и педагогами дополнительного образования.

Слайд 16

Гигиенически оптимальные условия образовательного процесса

Слайд 17 (каб. биологии)

Технологии, обеспечивающие гигиенически оптимальные условия образовательного процесса, прежде всего, предполагают соблюдение требований СанПиНов.

Во всех кабинетах школы грамотно подобрана цветовая гамма, которая способствует нормализации эмоционального состояния. Почти во всех кабинетах высота парт соответствует росту учащихся.

Проведена цветовая маркировка мебели.

В классах соблюдается воздушно-тепловой режим.

Слайд 18 (каб. Антоновой Н.Г.)

Организован питьевой режим – в каждом классе есть кулер или помпа.
Все учителя следят за освещением и своевременно подают заявки на замену ламп.

Слайд 19 (фото аптечки в спортзале)

В классах химии, физики, технологии и спортзале собраны аптечки первой медицинской помощи.

Слайд 20 (фото)

Воспитание эстетического вкуса.

Слайд 21 (фото ген. уборки)
В классах чисто, в конце каждой недели силами учащихся и классных руководителей организуется генеральная уборка.

Слайд 22 (фото умывающихся детей)

Здоровый образ жизни включает в себя рациональное питание, личную гигиену. Перед столовой учащиеся всей школы обязательно моют руки.

Слайд 23

Большое значение имеет организация урока .
Педагоги нашей школы строят свои уроки в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ, во избежание усталости учащихся.

Слайд 24

Технологии оптимальной организации учебного процесса предполагают:
соблюдение гигиенических требований к расписанию, общему объёму учебной нагрузки, домашних заданий.
Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением «ступенчатого» режима, без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий.

Объем домашних заданий во 2-4 классах (по всем предметам) не превышает их выполнение (в астрономических часах): во 2 - 3 классах - 1,5 ч, в 4 - 5 классах - 2 ч, в 6 - 8 классах - 2,5 ч, в 9 классе - до 3,5 ч.

Расписание уроков составляют с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.

В середине учебного дня в те дни, когда нет в расписании урока физкультуры в 1 классе организована динамическая пауза продолжительностью 40 минут.

Слайд 25 (фото)

Динамическая пауза Ватрушкиной Т.А.

Слайд 26

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности педагоги стараются составить расписание так, чтобы четверг или пятница были облегченными учебными днями.

Продолжительность перемен между уроками составляет не менее 10 минут.

Ранней осенью и поздней весной организованы подвижные перемены на открытом воздухе. В холодное время года подвижные перемены проводятся в спортзале и спортивных холлах.

Слайд 27 (с/зал и бег. дорожка)

Слайд 28 (теннисные столы)

Слайд 29 (шашечные столы)

Слайд 30
Несомненно, стиль общения наших педагогов с учащимися влияет на состояние здоровья школьников.
Наличие внешней мотивации: похвала, поддержка, соревновательный момент и т.п. создает благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд положительных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, определяет позитивное воздействие школы на здоровье. Кроме того, внешняя мотивация стимулирует внутреннюю мотивацию: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
Урок – должен быть зоной психологического комфорта.

Слайд 31

С этой целью в начале урока педагоги используют методы эмоциональной раскачки.

Упражнение «Комплименты».
Дети по очереди говорят друг другу добрые слова, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.
Игра «Вам - сообщение».
По кругу передается сообщение, например «Я рад тебя, видеть». «Ты сегодня хорошо выглядишь» и т.д.
Игра «Подарок».
Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».
Методика «Утренний сбор».
Дети делятся со своими одноклассниками планами на сегодняшний день, поздравляют с днями рождения и т.п.

Слайд 32
Число видов учебной деятельности, используемых учителем: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, списывание, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия и т. д. должно быть 4-7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомляемости школьников. Вместе с тем необходимо помнить, что частая смена одной деятельности на другую требует от учащихся дополнительных адаптационных усилий. Это также способствует росту утомляемости.

Слайд 33
Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности - 7-10 минут.
Число используемых видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа и др. - не менее 3 за урок.
Чередование видов преподавания - не позже чем через 10-15 минут.
Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.
На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя, степени его авторитаризма.
В течение учебного года не менее трёх меняется расположение посадочных мест для каждого ученика. Трижды меняется и зрительное поле ученика, а это профилактика сохранения зрения.

Слайд 34
Одной из наиболее злободневных проблем образовательного процесса является утомляемость учащихся. Им приходится сидеть на одном месте, ограничивая себя в движении, сидеть в наклонной позе, а это может привести к нарушению осанки, ослаблению зрения, поэтому рациональная организация учебной деятельности, проведение физкультминуток, которые включают физические и дыхательные упражнения, пальчиковая гимнастика, упражнения для сохранения зрения на уроке способствует сохранению здоровья.
Обычно в течение урока проводится 2-3 физкультминутки.
Время начала физкультминутки определяет учитель, ориентируясь на состояние, когда у значительной части учащихся начинает проявляться утомление.

Слайд 35 (фото Каштановой Т.Н.)

Учитель русского языка и литературы Каштанова Т.Н. (5-9 кл.) в своей практике успешно использует
упражнения для снятия общего или локального утомления; упражнения для улучшения мозгового кровообращения; точечный массаж.

Слайд 36 (фото Савельевой Л.К.)

Детям начальных классов очень нравятся упражнения для кистей рук (пальчиковая гимнастика);
упражнения для мобилизации внимания.

Слайд 37 (фото)

На уроках физкультуры учащиеся периодически выполняют упражнения, корректирующие осанку.

В 2011 году, в соответствии с требованиями ФГОС, в учебный план начальных классов введен третий (двигательный час) физической культуры, который, если позволяют погодные условия, проводится на свежем воздухе.

Слайд 38 (кабинеты Савельевой Л.К. и Савельевой В.П.)

Новый Стандарт определяет требования и к тому, как школа выстраивает свою образовательную деятельность и создаёт материально-технические, информационные условия его реализации. Предъявляет требования к созданию высокого уровня информационно-образовательной среды.
Кабинет информатики начальной школы оснащен современным оборудованием: ноутбуками, интерактивной доской и мультимедийным проектором. Составлено расписание работы данного класса для учащихся и педагогов, работающих по ФГОС нового поколения, а именно в 1-3 и 5 классах.

Кабинет информатики для 4 и 6-9 классов оснащен ноутбуками и моноблоком.

В школе есть кабинет медиатеки, оснащенный электронными носителями с учебными и развивающими программами. На спонсорские деньги школа приобрела еще один мультимедийный проектор и фотоаппарат.
Возможности мультимедийного проектора, интерактивной доски, ноутбуков и моноблока поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.

Слайд 39
При этом обязательно соблюдение требований к использованию ТСО.
Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках можно увидеть на этой таблице.

Классы

Непрерывная длительность (мин.), не более

Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Просмотр телепередач

Просмотр динамических изображений на учебных досках и экранах отраженного свечения

Работа с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатурой

Прослушивание аудиозаписи

Прослушивание аудиозаписи в наушниках

Слайд 40, 41
Новые образовательные стандарты помимо учебных занятий включают в себя и внеурочную деятельность.

Она предполагает занятость учащихся по интересам во второй половине дня.
Работа внеурочной деятельности организована по нескольким направлениям, одно из которых – спортивно-оздоровительное.

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

на 2013-2014 учебный год для 1, 2 и 3 классов

(начальное образование, ФГОС второго поколения)

Учебные предметы

Кол-во часов

по классам

Вариативная часть

(внеурочная деятельность)

Спортивно-оздоровительное направление

Кружок «Здоровячок» (Динамическая пауза)

Кружок «Мы - славяне»

Кружок «Искорка»

Социальное направление

Кружок «Экологические капельки»

Кружок «Юные инспектора дорожного движения»

Кружок «Умелые руки»

Общекультурное направление

Кружок «Песенка»

Кружок «Родничок»

Кружок «Информика»

Кружок «Почемучки»

Итого:

УЧЕБНЫЙ ПЛАН

на 2013-2014 учебный год для 5 класса

(основное общее образование, ФГОС второго поколения)

Предметные области

Учебные

предметы

Количество

часов в неделю

Вариативная часть

Общеинтеллектуальное направление

Кружок «Занимательная география»

Духовно-нравственное направление

Кружок «Мы - славяне»

Социальное направление

Кружок «Юный натуралист»

Общекультурное направление

Кружок «Домисолька»

Слайд 42
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения.
Основной целью новых стандартов является личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время учёбы в школе.

Слайд 43
Психологические тренинги снижают тревожность и психологическое напряжение учащихся, улучшают адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов.
Этот прием также позволяет решить одновременно обеспечивают психологическую разгрузку учащихся и дают им сведения развивающего и воспитательного плана.

Слайд 44, 45

Участие педагогов и родителей в общешкольных мероприятиях, а так же сотрудничество с социумом способствует сближению и улучшению психологического микроклимата в школьном и сельском сообществе.

Слайд 46

В систему работы школы включены внеклассные мероприятий, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни.
Среди них можно выделить общешкольные мероприятия по здоровьесбережению:
о правильном питании «Здоровый ребенок в здоровой семье» и антинаркотический урок «Имею право знать».
Слайд 47

В нашей школе ведется большая внеклассная физкультурно-оздоровительная работа, которая включает массовые мероприятия для учащихся, родителей, праздники, походы.

Слайд 48

На слайде вам представлен план спортивно-оздоровительной работы на 2013-201 4 уч. год.

Слайд 49

Ежедневно дежурными учениками школы проводится утренняя зарядка.

Слайд 50

Осенний легкоатлетический кросс.

Слайд 51

Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье соответствует основному принципу государственной политики РФ в области образования.

Слайд 52

Спортсмены нашей школы приняли участие в акции памяти детей Беслана «Мы помним». В сентябре в спортзале нашей школы прошли дружеские матчи по баскетболу.

Слайд 53, 54

Игра «Зарница», летняя и зимняя, стала традиционной и любимой игрой всех учащихся нашей школы.

Слайд 55

Слайд 56

Ежегодно 9 мая лучшие учащиеся нашей школы несут Почетный караул на митинге возле Памятника погибшему солдату.

Слайд 57 (расписание секции)

На протяжении многих лет на базе нашей школы от СП ДДТ ГБОУ СОШ №2 с. Приволжье действует секция баскетбола, в которой ежегодно занимаются 30 учеников нашей школы (все, кроме 1 уч-ся класса).

Слайд 58 (Вывод)
Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствуют грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого ребёнка, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.

Слайд 59

Коллеги, еще раз хотелось бы обратить ваше внимание на состояния здоровья учащихся
ГБОУ ООШ с. Заволжье. По итогам исследования было выявлено, что оно имеет положительную динамику.

Это свидетельствует о большой работе по здоровьесбережению, проводимой в нашей школе.
Слайд 60

Советы учителю, помогающие избежать личностной деформации и получать больше радостей от жизни (по Н.К. Смирнову)
Смотрите на вещи оптимистично. Стремитесь побороть страх. Найдите время побыть наедине с собой. Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого. Не делайте вид, что вам нравится то, что вам неприятно. Не оказывайте давление на своих детей. Не говорите: «Я этого не могу сделать». Используйте возможность выступить с речью. Помните: маленькие радости в ваших руках. Не забывайте, что вы красивы.

Слайд 61

«Здоровье не всё, но всё без здоровья – ничто». Сократ

Динара Дускалиева
Аналитический отчет «Здоровьесберегающие технологии в практике работы воспитателя ДОО»

Здоровье-сберегающие технологии .

Воспитатель МДОУ детский сад «Колокольчик» п. Первомайский

Дускалиева Динара Куатовна

Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает все большую актуальность.

Сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения является одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами нашего дошкольного учреждения. В образовательных программах нашего дошкольного учреждения имеются разделы, посвященные изучению организма человека, обеспечению безопасности его жизнедеятельности. Не исключая этих подходов, мы считаем, что главное - помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни , научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье .

Основными задачами моей работы с детьми являются :

Воспитание у детей потребности в здоровье .

Формирование целостного понимания здорового образа жизни .

Создание правильных представлений о здоровом образе жизни .

Обучение детей чувствованию и ощущению здорового образа жизни как неотъемлемой части существования.

Использование в процессе приобщения детей к здоровому образу жизни приемов интеграции разных видов деятельности.

Организация включения в систему работы новых специалистов по проведению оздоровительных и лечебно-профилактических мероприятий.

Успешное решение поставленных задач возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физкультурно-оздоровительной работы : рациональный режим, питание, закаливание и движение (утренняя гимнастика, развивающие упражнения, спортивные игры и праздники, физкультурные занятия).

Описание разработанной методики , основные особенности подхода по сбережению здоровья детей , использование инновационных методик :

В нашей группе созданы педагогические условия здоровье -сберегающего процесса воспитания и развития детей , основными из которых являются : организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культурного творчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа осуществляется комплексно, в течение всего дня и с участием воспитателя . Являясь участниками этого общего процесса, уделяем особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни , применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровье -сберегающего процесса в своей возрастной группе.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья :

Ритмопластика проводится 1 раз в неделю в форме кружковой работы . Во время занятий у детей развивается музыкальный слух, чувство ритма, гибкость и пластичность, формируется правильная осанка. Обращается внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и её соразмерность возрастным показателям ребёнка.

Динамические паузы проводятся во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей. Во время их проведения включаются элементы гимнастики для глаз, дыхательной, пальчиковой гимнастики и других в зависимости от вида занятия.

Подвижные и спортивные игры проводятся ежедневно как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате- малой, со средней степенью подвижности. Игры подбираются в соответствии с возрастом ребёнка, местом и временем её проведения.

Релаксация. Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Наша задача состоит не в том, чтобы подавлять или искоренять эмоции, а в том, чтобы научить детей ощущать свои эмоции, управлять своим поведением, слышать своё тело. С этой целью в работе используем специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей определяется интенсивность технологии . Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов) , звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Пальчиковая гимнастика проводится индивидуально, либо с подгруппой детей ежедневно. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Полезна всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени.

Гимнастика для глаз проводится ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию статического напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения используется наглядный материал, показ педагога.

Дыхательная гимнастика проводится в различных формах физкультурно- оздоровительной работы . У детей активизируется кислородный обмен во всех тканях организма, что способствует нормализации и оптимизации его работы в целом .

Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна 5-10 мин. В её комплекс входят упражнения на кроватках на пробуждение, упражнения на коррекцию плоскостопия, воспитания правильной осанки , обширное умывание. Для профилактических целей каждым родителем был изготовлен коврик- дорожка с пуговицами. Дети с удовольствием ходят по нему после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

Здоровье -сберегающие образовательные технологии в нашей группе -это в первую очередь технология воспитания валеологической культуры или культуры здоровья малышей . Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека , накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи. Иными словами, нам важно достичь такого результата, чтобы наши дети, переступая порог «взрослой жизни» , не только имели высокий потенциал здоровья , позволяющий вести здоровый образ жизни , но и имели багаж знаний, позволяющий им делать это правильно. Технологии обучения здоровому образу жизни :

Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением. Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделю по 20 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ (традиционные, сюжетно- игровые, интегрированные оздоровительные ). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета. А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

Серия игровых занятий «Азбука здоровья » .Занятия проводятся 1 раз в неделю в форме кружковой работы . Нами разработана система валеологического воспитания дошкольников и формирования представлений детей о здоровом образе жизни . Внедрение разработанных занятий с применением нетрадиционных методов и приёмов позволило повысить интерес ребёнка к получению валеологических знаний, увлечь игровым сюжетом и необычным содержанием. У детей легко формируется понятие о том, что каждый человек должен сам заботиться о себе и своём здоровье . Расширяется представление о том, как нужно заботиться о сохранении здоровья .

Самомассаж. Самомассаж - это массаж, выполняемый самим ребёнком. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов , улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики . Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний. Он благоприятствует психоэмоциональной устойчивости к физическому здоровью , повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм. Самомассаж проводится в игровой форме ежедневно в виде пятиминутного занятия или в виде динамической паузы на занятиях. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха реабилитационной, коррекционной и развивающей работы .

Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья » ). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более раскованно, чем на физкультурном занятии, и это позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой : это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память. На участке детского сада имеется спортивное оборудование, которое позволяет обеспечить максимальную двигательную активность детей на прогулке.

Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает, вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности, покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При использовании музыки помним об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Использую в качестве вспомогательного средства как часть других технологий , для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Широко использую музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изодеятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т. д.) Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания. Также музыку используем перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающим детям успокоиться и расслабиться. Когда дети лягут в постель, включаем спокойную, тихую, мелодичную, мягкую музыку и прошу их закрыть глаза и представить себя в лесу, на берегу моря, в саду или в любом другом месте, которое вызывает у них положительные эмоции. Обращаем внимание детей на то, как расслабляется и отдыхает каждая часть их тела.

Сказка-терапия используется для психотерапевтической и развивающей работы . Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. В работе чаще используем авторские сказки, т. к. в них есть много поучительного. Сказки не только читаем, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев. Дети также сами сочиняют сказки, ведь придуманная сказка ребёнком, открывающая суть проблемы- основа сказка-терапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность , а используемая в комплексе здоровье -сберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни . Семья и детский сад в хронологическом ряду связаны формой преемственности, что облегчает непрерывность воспитания и обучения детей . Важнейшим условием преемственности является установление доверительного делового контакта между семьёй и детским садом, в ходе которого корректируется воспитательная позиция родителей и педагогов. С уверенностью можно сказать, что ни одна, даже самая лучшая физкультурно-оздоровительная программа не сможет дать полноценных результатов, если она не реализуется в содружестве с семьёй. Нами организован семейный клуб «Здоровячек » . Цель работы клуба : повышение психолого- педагогической компетентности родителей, в том числе в вопросах укрепления здоровья детей , включение их в процесс активного взаимодействия с ДОУ. В процессе организации единого здоровье -сберегающего пространства ДОУ и семьи, используем разнообразные формы работы : открытые занятия с детьми для родителей; педагогические беседы с родителями - общие и групповые родительские собрания; консультации; занятия с участием родителей; выставки детских работ , изготовленных вместе с родителями; Дни открытых дверей; участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов; совместное создание предметно – развивающей среды; работа с родительским комитетом группы, анкетирование.

Наглядные стенды знакомят родителей с жизнью группы, с Конвенцией о правах ребенка, с возрастными физиологическими особенностями детей. Широко используется информация в родительских уголках, в папках-передвижках («Развитие ребёнка и его здоровье » , «Игры с движениями» «Движение - основа здоровья » , «Формирование правильной осанки и профилактика её нарушений» , «Зимние игры с ребенком» и т. д.).

Таким образом, проводимая нами физкультурно-оздоровительная работа позволяет привлечь родителей к совместным усилиям по оздоровлению детского организма в течение всего пребывания в дошкольном учреждении.

Применение в работе здоровье -сберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательного образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников , а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни .

Термин «здоровьесбережение» стал в современной педагогической литературе общепринятым и даже модным.

Понятие «школьные болезни» было введен немецким врачом Р.Вирховым в 1870 г. уже тогда для «устранения главнейших причин школьных болезней» предлагалось использовать в образовательных учреждениях игры, танцы, гимнастику и все виды изобразительного искусства. Тем самым на место «пассивно-воспринимающего обучения» должно было прийти обучение «наблюдательно-изобразительное». «Словесная школа» заменялась «школой действия».

Основы концепции здоровьесбережения в России были заложены еще в 1904 г., когда съезд Российских врачей обратил внимание на ряд «вредных влияний со стороны школы на состояние здоровья и физическое развитие обучающихся. Причем, несмотря на многочисленные попытки модернизировать школу на разных этапах истории нашего государства основы этой концепции практически не менялись, а, значит, поставленные задачи по сохранению здоровья подрастающего поколения не были выполнены.

В отечественной практике сохранения здоровья детского коллектива одним из первых примеров (если не самым первым) можно считать опыт работы Павлышской средней школы под руководством ее директора, выдающегося советского педагога А.В. Сухомлинского.

Вплоть до 1980-х гг. здоровьесбережение в образовательных учреждениях строилось на основе «трехкомпонентной» модели:

В учебном курсе внимание обучающихся акцентировалось на принципах здоровья и изменении поведения с ориентацией на здоровье.

Школьная медицинская служба осуществляла профилактику, раннюю диагностику и устранение возникающих проблем со здоровьем у детей.

Здоровая среда в процессе обучения связывалась с гигиенической и позитивной психологической атмосферой, с безопасностью и рациональным питанием детей.

Нашей основной задачей является не только формирование у обучающихся системы знаний учебных дисциплин, но и содействие социализации выпускников средней общеобразовательной школы в сложных и динамично меняющихся условиях современной действительности. Личностно-ориентированная педагогика направлена на развитие у каждого обучающегося качеств, необходимых для его успешной самореализации. Проблемная экология, социальная напряженность, размывание нравственных ценностей части социума усложняют традиционные задачи школы. Несмотря на то, что здоровье подрастающего поколения всегда было в центре внимания школы и общественности, сегодня как никогда здоровьесбережение становится актуальным.

Цель: Развивать потребность к здоровому образу жизни, формировать положительную мотивацию у детей к сохранению своего здоровья и пропагандировать здоровый образа жизни.

Задачи:

Сохранение состояния здоровья обучающихся в период пребывания в школе;

Достижение оптимально- допустимого уровня здоровья обучающихся;

Создание условий для формирования здорового образа жизни.

Основные мероприятия по решению задач:

Физкультурно-оздоровительная работа.

Педагогический коллектив школы уделяет большое внимание укреплению и сохранению здоровья обучающихся, строго следит за соблюдением норм СанПинов, обеспечивает режим проветривания учебных классов, следит за двигательной активностью детей, уделяют внимание детям с ослабленным здоровьем. В системе работы школы проводятся: Дни Здоровья, недели профилактики, соревнования по различным видам спорта. Кроме регулярных уроков физической культуры обучающихся школы могут развиваться физически на занятиях в спортивных секциях. Школьники активно участвуют в спортивной жизни микрорайона, района и области.

Реализация программы «Школьное молоко».

Для сохранения состояния здоровья обучающихся в период пребывания в школе действует программа «Школьное молоко».

Воспитательная работа с обучающимися и родителями, направлена на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. В течение всего учебного года в школе проходят различные мероприятия:

Конкурсы плакатов и рисунков "Мы за здоровый образ жизни, посвященный Международному дню пострадавших от СПИДа»"(7 – 10 классы);

Конкурс статей "Я не курю – и мне это нравится" (8 – 9 классы);

Конкурс бюллетеней «Курение и заболеваемость» (6 – 7 классы);

Конкурсы поделок: «Школьное молоко» (1 – 5 классы);

«Золото осени» (1 – 10 классы);

«Эксклюзивная елочка» (1 – 10 классы);

Фотоконкурс «учитель, учитель, учитель» (9 – 10 классы);

Фотовыставка «Спорт глазами друзей» (1 – 10 классы);

Помимо спортивных секций ребята занимаются:

Вышивка крестом,

Бисероплетение

Краеведение

Русские шашки

Компьютерный мир

Занятость в кружках из года в год увеличивается. Лучшие детские работы отправляются на районные и городские выставки.

Подготовка к здоровому образу жизни ребенка на основе здоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлением в деятельности каждого образовательного учреждения, особенно для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому важной проблемой является отношение к индивидуальному здоровью и воспитание культуры здоровья в процессе индивидуального развития личности.

Методами приобщения к здоровому образу жизни являются исследования путейповышения резервов здоровья человека, которые включают в себя поиск средств, методов и технологий формирования мотивации на здоровье. Это выражается на уроках ОБЖ, оздоровительных физкультминутках.

Занятия по темам:

- «Безопасность при пожаре», 2 – 5 классы

- «Не курил бы с детства дядя, был бы весел и здоров», 3 – 5 классы

Интеллектуальная игра «ЗОЖ», 3–6 классы

Методические разработки, творческие работы обучающихся активно используются учителями при проведении классных часов и других мероприятий, целью которых является формирование у детей привычки к здоровому образу жизни.

В этом учебном году для обучающихся проводились:

Конкурс рисунков «Я за здоровый образ жизни» (2 – 7 классы);

Интеллектуальная игра «Здоровый образ жизни и мы» (5 – 7 классы);

Игровая программа о здоровом питании «Сохраняй здоровье смолоду» (1 – 5 классы);

«Режим дня школьника» (1 – 7 классы);

Игровая программа «Слабое звено» (1 – 5 классы).

Для учителей предметников и классных руководителей были проведены круглые столы на темы:

«Профилактика гриппа»;

«Профилактика зрения»;

«Профилактика сколиоза»

Для родителей: выходы в классы на родительские собрания с темой «Мифы и реальность об алкоголе».

В целях профилактики основ безопасности жизнедеятельности был создан кабинет ОБЖ. В этом кабинете проводятся уроки ОБЖ, занятия и мероприятия по основам безопасности жизнедеятельности.

Профилактика и динамические наблюдения за состоянием здоровья.

Определяя это направление работы, мы исходим их того, что школа – не медицинское учреждение и подменять собой функции врачей не может и не имеет права. Однако необходимо установить тесное взаимодействие с медицинскими работниками школы, исключить ситуацию, когда школьная медицинская служба – сама по себе, учителя - сами по себе. Каждый учитель, работающий с детьми, должен быть хорошо информирован о состоянии здоровья обучающихся, и использовать эту информацию при организации индивидуальной и деффиренцированной работы с обучающимися. Для этого, обучающиеся, их родители, медицинский работник школы участвуют в проведении мониторинга, в ходе которого выявляются:

Общее состояние здоровье, наличие хронических заболеваний;

Текущая заболеваемость, в том числе скрытая (ребенок не обращается к врачу, а 2-3 дня находится дома под наблюдением родителей);

Режим дня, бытовые условия; внешкольная занятость дополнительными занятиями.

Характеристика системы психолого – социального сопровождения.

Морально-психологическая ситуация жизни ребенка как в школе (при взаимодействии с учителями и сверстниками), так и дома – это работа не была бы возможна без школьной психологической службы. Систематически проводятся индивидуальные занятия обучающихся с психологом и групповые тренинги с обучающимися и их родителями. В школе работает психолог и социальный педагог. Они проводят занятия в клубе «Семь-Я» с обучающимися среднего звена (категория трудных детей с девиантным поведением).

Современная социально-экономическая ситуация создает условия для попадания детей и подростков в «зону риска». Количество детей и подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации не сокращается. Как правило, эти дети безнадзорны в семье, представлены самим себе. Их увлекает полная свобода действий, безнаказанность. Социальному педагогу необходимо знать причины, механизмы возникновения такого поведения подростка и обеспечивать условия для процесса социальной реабилитации, а именно:

Создать педагогически целесообразную среду, учитывающую особенности развития ребенка;

Способствовать становлению ребенка как субъекта социальной жизни, адекватно воспринимающего возможности, нормы, ценности среды.

В целях профилактики ПАВ, правонарушений, сохранения и укрепления здоровья, обучающихся в школе были проведены следующие мероприятия:

Участие в акции «Здоровое поколение» (8,9,10 классы) презентация стенда, посвященного Международному дню памяти погибших от СПИДа;

Презентация стенда, посвященная Международному дню отказа от курения;

Проведение видеоуроков «Территория безопасности» (7-10 классы);

Конкурс статей «Я не курю и мне это нравится» (8, 9 классы);

Конкурс бюллетеней «Курение и заболеваемость» (6, 7 классы);

Выставка в библиотеке «Нет наркотикам»;

Ознакомление педагогов с методическими материалами интернет-сайта ФСКН РФ;

Подготовлены памятки классным руководителям 5-10 классов «Осторожно – наркотики!» для проведения классных часов и родительских собраний.

Устойчивыми видами работы по профилактике правонарушений и безнадзорности являются:

Посещение обучающихся на дому, рейды в семьи, составление актов обследования условий жизни семьи;

Индивидуальные беседы с обучающимися и родителями;

Ежедневный контроль посещаемости, оперативное выявление причин пропусков уроков.

В летний период все желающие, обучающиеся начальной и средней школы могли, поправить здоровье и отдохнуть в оздоровительных лагерях Азовского и Черного морей. Ребят здесь ждала интересная культурная и экскурсионная программы. Особенно популярны спортивные соревнования, веселые старты и подвижные игры.