Финансы, экономика

Худ культура китая. Особенности китайской национальной культуры

За всю свою длинную историю Китай сменил несколько названий. Когда-то давно Китай назывался «Поднебесная», «Срединная страна», «Цветущее Ся». Но от смены названия китайцы оставались все теми же людьми, что и раньше. Сейчас Китай представляет собой одну из самых влиятельных стран в мире. Ежегодно десятки миллионов туристов посещают Китай, чтобы лично увидеть эту уникальную страну. В Китае будет интересно любому путешественнику – там есть огромное количество достопримечательностей, горнолыжные и пляжные курорты, красивая природа, приветливые жители и очень вкусная кухня.

География Китая

Китай расположен в Восточной Азии. На севере Китай граничит с Монголией, на северо-востоке – с Северной Кореей и Россией, на северо-западе – с Казахстаном, на юго-западе – с Индией, Бутаном, Пакистаном и Непалом, на западе – с Таджикистаном, Киргизией и Афганистаном, а на юге – с Вьетнамом, Лаосом и Мьянмой (Бирма). Общая площадь этой страны, включая и острова, составляет – 9 596 960 кв. км., а общая длина государственной границы – более 22 тыс. км.

Берега Китая омываются тремя морями – Восточно-Китайским, Южно-Китайским, а также Желтым. Самый большой остров, входящий в состав Китая, - Тайвань.

От Пекина до Шанхая находится Великая китайская равнина. На севере Китая есть целый пояс гор. На востоке и юге Китая – небольшие горы и равнины. Самая высокая вершина на территории Китая – гора Джомолунгма, чья высота достигает 8 848 метров.

По территории Китая протекает более 8 тысяч рек. Самые большие из них - Янцзы, Хуанхэ, Амур, Чжуцзян и Меконг.

Столица

Столица Китая – Пекин, в котором сейчас проживают около 17,5 млн. человек. Археологи утверждают, что город на месте современного Пекина существовал уже в V в. до н.э.

Официальный язык Китая

Официальный язык в Китае – китайский, относящийся к китайской ветви сино-тибетской языковой семьи.

Религия

Доминирующие религии в Китае – буддизм, даосизм и конфуцианство. Кроме того, в Китае проживает много мусульман и христиан.

Государственное устройство Китая

Согласно действующей Конституции, Китай – это Народная республика. Ее глава – Президент, который традиционно также является Генеральным секретарем Коммунистической партии Китая.

Китайский Парламент – Всекитайское собрание народных представителей (2 979 депутатов, которые избираются на 5 лет региональными собраниями народных представителей).

Климат и погода

Климат в Китае очень разнообразен, что обусловлено его очень большой территорией и географическим положением. В основном в Китае преобладает сухой сезон и сезон муссонов. В Китае есть 5 климатических (температурных) зон. Среднегодовая температура воздуха - +11,8С. Самая высокая средняя температура воздуха наблюдается в июне и июле (+31С), а самая низкая – в январе (-10С). Среднегодовое количество осадков – 619 мм.

Море в Китае

Берега Китая омываются тремя морями – Восточно-Китайским, Южно-Китайским, а также Желтым. Общая протяженность береговой линии – почти 14, 5 тыс. км. Самый большой остров, входящий в состав Китая, - Тайвань.

Реки и озера

По территории Китая протекает более 8 тысяч рек. Самые большие из них - Янцзы, Хуанхэ, Амур, Чжуцзян и Меконг. Что же касается китайских озер, то среди них следует, прежде всего, назвать озера Цинхай, Синкай, Поянху, Дунтинху и Тайху.

История Китая

История Китая уходит в глубину тысячелетий. Археологи утверждают, что человек разумный на территории Китая появился примерно 18 тыс. лет назад. Первая китайская династия называлась Сяю. Ее представители управляли Китаем примерно с 2205 г до н. э. до 1766 до н. э.

В истории Китая насчитывается 17 династий. Кроме того, в 907-959 годах была т.н. эпоха Пяти династий.

Последний китайский император (из династии Цин) отрекся от престола в 1912 году (вернее, отреклась императрица Лунъюй от имени своего малолетнего сына-императора) после Синьхайской революции.

Именно после Синьхайской революции провозгласили Китайскую республику (в 1912 году). В 1949 году была образована Китайская Народная Республика, существующая и сейчас.

Культура

Культура Китая настолько уникальна и разнообразна, что о ней нужно писать диссертации. Основа китайской культуры – это конфуцианство и буддизм.

Туристам в Китае мы рекомендуем побывать на традиционных местных фестивалях, которые проводятся практически без перерыва. Самые популярные китайские фестивали – «Фестиваль фонарей», «Личунь», «Новый Год», «Праздник лодок-драконов», «Праздник Урожая», «День Поминовения» (фестиваль Цинмин), «Праздник середины осени», «Зимнее солнцестояние», «Маленький Новый Год».

Очень интересны в Китае свадебные традиции. Каждая невеста в Китае должна уметь плакать. Обычно китайская невеста начинает плакать за 1 месяц до свадьбы (но не позже, чем за 2-3 недели до свадьбы). Если девушка хорошо плачет перед замужеством – это является признаком ее добродетели.

Девушки учатся правильно плакать для свадьбы уже с 12-летнего возраста. Матери некоторых девочек даже приглашают специальных учителей, чтобы они научили будущую невесту правильно плакать. Когда китайским девушкам исполняется 15 лет, они ходят в гости к друг другу, чтобы выяснить, кто из них лучше плачет, и обменяться опытом по этому важному вопросу.

Когда китайские девушки плачут о своем браке, они при этом часто поют песни о своей «несчастливой жизни». Истоки этих традиций уходят в эпоху феодализма, когда китайских девушек выдавали замуж против их желания.

Кухня Китая

Как таковой единой китайской кухни не существует – есть китайские провинциальные кухни. Основной продукт питания в Китае – рис. Способов приготовления риса китайцы придумали очень много. В рис добавляют фасоль, мясо, овощи, яйца и др. продукты. Рис обычно китайцы едят с солеными огурцами, побегами бамбука, солеными утиными яйцами и тофу.

Также в китайской кухне очень популярна лапша. Первое упоминание о лапше в Китае относится к правлению династии Хань, а во времена династии Сун лапша становится очень популярной среди китайцев. Китайская лапша может быть тонкой и толстой, но обязательно длинной. Дело в том, что у китайцев длинная лапша символизирует долголетие человеческой жизни.

На данный момент в Китае существуют сотни блюд из лапши, в каждой провинции свои способы ее приготовления.

Китайцы очень любят овощи, которые являются, наравне с рисом и лапшой, основными продуктами питания в Китае. Отметим, что китайцы предпочитают не сырые, а вареные овощи. Кроме того, китайцы любят солить овощи.

Возможно, что в Китае ежегодно употребляют больше яиц, чем в других странах мира. Самое экзотическое китайское блюдо из яиц – соленые утиные яйца. Свежие утиные яйца замачивают на 1 месяц в соленом рассоле, в результате получается очень вкусный продукт.

Большое значение в китайской кулинарной традиции придается рыбе. Дело в том, что для китайцев рыба считается символом изобилия и процветания. Во время праздников рыба является основным блюдом на семейном столе. Одно из самых популярных рыбных блюд у китайцев - тушеная рыба с коричневым соусом. Рыба обязательно должна быть на столе китайцев во время празднования местного Нового Года, т.к. она принесет процветание в наступающем году.

Еще одно популярное блюдо в Китае – тофу (соевый творог). Его готовят из соевого молока. В тофу мало жира, но много кальция, белка и железа. Чаще всего тофу подают вместе со специями и маринадами.

В китайской кухне заметное место отводится мясу. Китайцы едят свинину, говядину,баранину, мясо птицы, утки, а также голубей. Чаще всего китайцы едят свинину. Самое известное мясное китайское блюдо – «Утка по-пекински». Причем «Утку по-пекински» нужно кушать специальным образом – ее разрезают обязательно на 120 тонких кусочков, каждый из которых состоит из мяса и кожи.

Важная часть китайской кухни – суп. При приготовлении супов китайцы используют мясо, овощи, лапшу, фрукты, рыбу и морепродукты, яйца, грибы и фрукты.

  1. «Утка по-пекински», Пекин
  2. Рисовая лапша, Гуйлинь
  3. Суп «Bun», Шанхай
  4. Hotpot (тушеное мясо с овощами), Чэнду
  5. Пельмени, Сиань
  6. «Дим Сам» (небольшие пельмени разных форм и с разной начинкой), Гонконг.

Самый популярный безалкогольный напиток у китайцев – зеленый чай, который они пьют уже на протяжении 4 тысяч лет. Долгое время чай в Китае использовался как лекарственная трава. Как повседневный напиток чай в Китае начал использоваться во времена династии Тан. Именно из Китая чай попал в Японию, где затем развилась знаменитая японская чайная церемония. Однако, китайская церемония может поспорить с ней в сложности и символизме.

Традиционные алкогольные напитки в Китае – рисовое пиво и водка, которая настаивается на самых разных ингредиентах.

Достопримечательности Китая

Согласно официальной информации, в Китае сейчас существует несколько десятков тысяч историко-культурных, археологических и этнографических памятников. Многие из них внесены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО (Храм и гробница Конфуция, Храм Неба в Пекине, пещерные храмы Юньган и др.). В десятку лучших китайских достопримечательностей, на наш взгляд, могут войти следующие:


  1. Конфуцианский храм Фуцзы в Нанкине
  2. Храм неба в Пекине
  3. Тибетские монастыри
  4. Буддистские пещеры Юнган
  5. Монастырь Шаолинь на горе Суншань
  6. Пагода Лингу Та в Нанкине

Города и курорты

Самые большие китайские города – Чунцин, Гуанчжоу, Шанхай, Тяньцзинь, и, конечно же, Пекин.

Благодаря своему географическому положению, в Китае есть отличные условия для пляжного отдыха. Самые популярные пляжные курорты – Циньхуандао, Бэйдайхэ, Далянь, остров Хайнань (и город Санья на этом острове). Кстати, туристический сезон в Санье продолжается весь год. Впрочем, весь остров Хайнань представляет собой круглогодичный пляжный курорт, температура моря на котором составляет от +26С до +29С. Даже в январе на острове Хайнань средняя температура воздуха равняется +22С. Пляжи на острове Хайнань состоят из белого мелкого песка.

Большинство китайских пляжных курортов имеют центры традиционной китайской медицины, где туристы, при желании, могут поправить свое здоровье. Так, даже на острове Хайнань есть термальные источники.

Вообще, многие отели в Китае предлагают своим посетителям спа-услуги. Мастерство китайских спа-специалистов, в том числе и массажистов, высоко котируются во многих странах мира. В традиционные китайские спа-программы входит массаж горячими камнями, «аромамассаж», отбеливание, массаж «Туи-на», обёртывание, массаж «Mandara», массаж «Mandarin». Обязательный атрибут спа в Китае – травяной чай.

В Китае также есть несколько десятков горнолыжных центров, правда, иностранных туристов там мало. В основном эти горнолыжные курорты рассчитаны на местных жителей. Однако, любознательному путешественнику и любителю горных лыж будет полезно побывать на китайских горнолыжных курортах. В последние годы на китайских горнолыжных курортах можно встретить все больше туристов из России, Австралии, Таиланда, Малазии и Сингапура. Так, российские туристы чаще всего ездят кататься на лыжах в Китае в провинцию Хэйлунцзян (это северо-восток страны). Туристы из Австралии и Таиланда предпочитают горнолыжный курорт Пекин-Наншань.

Лыжный сезон на горнолыжных курортах Китая продолжается с середины декабря по конец марта.

Сувениры/покупки

Из Китая в качестве сувениров туристы обычно привозят шелк, зеленый чай, фарфор, изделия народного творчества (вышивку, керамику, гравюры и т.д.), нефрит, китайские картины, пергаменты с образцами китайской каллиграфии, вина и алкогольные напитки, традиционные китайские лекарственные средства народной медицины (из трав, корневища и т.д.), в тем числе и женьшень.

Часы работы учреждений

Культура Китая - одна из самых старейших и загадочных культур в мире. Именно Китай стал родиной таких философских учений как даосизм и конфуцианство. Конфуцианское мировоззрение на протяжении столетий оставалось официальной идеологией Китая.

Влияние на культуру Китая оказали и многочисленные соседи, например, из Индии в Китай попал буддизм.

Китайская культура долгое время была эталоном для подражания среди соседних государств. Япония, Корея, Вьетнам и многие другие государства переняли китайские традиции и обычаи.

Китайская живопись и поэзия наполнены глубоким смыслом. Живописные полотна китайских мастеров поражают техникой исполнения и красками.

Китайцы трудолюбивы и упорны, исполнительны и находчивы. Китай стал местом великих открытий, именно в Китае были изобретены компас и порох. Китайские путешественники открыли «Великий шелковый путь», достигли берегов Африки, плавали в Индию, Тайланд, Японию.

Одним из ярчайших символов Китая стала каллиграфия. Это ярчайшее проявление культуры Китая зародилось еще в древности и стало уникальным направлением в искусстве. По своей наполненности китайская каллиграфия сопоставима с живописью и музыкой, передавая через написание иероглифов гармонию и ритм Востока. В древнем Китае каллиграфию называли «первой среди художеств», ведь настоящий Мастер каллиграфии вкладывал в свое творение частичку своей души и все свое мастерство.

Для того чтобы воспринимать каллиграфию как искусство, очень важно умение чувствовать, видеть и, конечно, сопереживать. Все иероглифы, используемые в каллиграфии, имеют глубокий философский подтекст. Большое влияние каллиграфия оказала на китайскую поэзию.

Особое значение имеют смысл написанного и манера письма, линии, их направленность и динамичность.

Боевые искусства в Китае

Боевые искусства Китая занимают важное место в китайской культуре. Традиционные единоборства в современном Китае стали отличной заменой гимнастике, а наиболее знаменитые вошли в разряд китайских культурных ценностей.

Наибольшую известность среди китайских боевых искусств приобрело ушу. Ушу - это собирательное название боевых искусств, распространенных в Китае.

Зародилось ушу в монастыре Шаолинь. По легенде отцом-основателем ушу стал индийский монах Бодхихарма, просидевший в пещере 9 лет и использовавший особый комплекс занятий, состоявший из молчаливого созерцания и физических упражнений.

Современное ушу стало видом единоборств, на основе которого появились различные виды гимнастики и физических упражнений. На основе ушу разработаны различные виды спортивных единоборств, ставшие популярными не только в Китае, но и за рубежом.

Танец льва и танец дракона

Танец льва и танец дракона - традиционные китайские танцы. Исполняются они во время фестивалей и праздников, ключевым из которых является Китайский Новый год.

Танец льва - видео

Танец дракона - видео

Мао Цзэдун и культура Китая

Большое влияние на культуру Китая оказал приход к власти коммунистического правительства. Были проведены многие важные реформы, например, реформа языка, что позволило еще больше сплотить китайский народ.

Весомый вклад в построение нового общества в Китае внес Мао Цзэдун - политический лидер Китая, привнесший дух единства, осознания себя нацией. Несмотря на определенные просчеты и ошибки, допущенные в период правления Мао Цзэдуна, он и по сей день остается почитаемым в Китае человеком.

В музеях Китая, на улицах, в небольших магазинчиках вы сможете увидеть китайские национальные костюмы, которые продолжают пользоваться популярностью среди населения.

Национальные особенности Китая

Китайцы - один из самых сложных для понимания народов, который строго чтит свои традиции, обычаи, обряды. Однако если соблюдать основные правила поведения, можно почувствовать, что жизнь в Китае гораздо приятнее и легче, чем во многих других странах мира.

Жителей Китая характеризуют такие качества как трудолюбие, терпение, патриотизм, вежливость, идеальное знание этикета.

Выражаются в поведении и поступках его жителей. Для китайцев характерна учтивость и вежливость, они не слишком проявляют эмоции и умеют сдержанно реагировать на события.

При встрече с китайцем достаточно легкого рукопожатия и кивка. Однако китайцы отнюдь не замкнуты, а весьма общительны и удовольствием вступят в диалог.

Считается, что скромность - одно из ключевых качеств жителя Китая. Им очень приятна похвала, однако отреагировать на нее китайцы могут сдержанно и даже сухо.

Национальные особенности Китая также выражаются в местной кухне. В каждом из китайских провинций есть свои особенные блюда, однако главным продуктом в Китае традиционно служит рис. Любая трапеза обязательно начинается с чашечки зеленого чая.

КУЛЬТУРА И БЫТ НАСЕЛЕНИЯ Китая в XVI-XIX вв.

полнила Татарко Галина

Введение

Культура и быт населения Китая в XVI – XIX веках

II. Философия. Развитие общественной мысли

III. Литература

IV. Искусство

Заключение

Список литературы

Введение

Характеризуя культуру страны, в частности, культуру Китая, нельзя не коснуться и политического, экономического и социального положения на данный момент.

Сильная централизованная государственная власть в Китае имела древние и прочные традиции. Ее важнейшей опорой было право верховной собственности на землю. Государство, осуществляющее жесткий контроль над обществом (как и во всех восточных деспотиях), издавна взяло на себя функцию управления экономикой. «Земледелие, торговля и управление – три основные функции государства» - так реформатор-легист Шан Ян (390 – 338 гг. до н.э.) сформулировал концепцию, которой правительство руководствовалось в своей деятельности на протяжении практически всей истории Китая.

В XIV – XVII вв. государственное производство охватывало изготовление фарфора, судостроение, добычу угля, литейный промысел и др. Центральная власть регулировала рыночные цены, а иногда даже ссудный процент, борясь с ростовщичеством. Государственная торговля не всегда выдерживала конкуркнцию с частной, но правительство компенсировало это тем, что облагало купцов большими налогами, закупало у них товары по твердым ценам, установленным казной. Кроме того, оно разрешало заниматься торговлей чиновникам, освобождая их от налогов и превращая таким образом в силу, противостоящую частной торговле.

И только в XVI – XVIIвв. в Китае произошел некоторый сдвиг: расширилось крупное землевладение, стали создаваться мануфактуры с использованием наемного труда (в том числе и рассеянные). Хотя государство по-прежнему имело монополию на добычу и обработку полезных ископаемых, в отдаленных горных районах тайно возникали частные предприятия по добыче угля и серебра. Цинское правительство закрывало глаза на рост частного землевладения. Возможно, потому, что интенсификация сельского хозяйства давала возможность даже в этих

условиях получать большую сумму налогов.

Буржуазные отношения отстаивали свое право на существование, но, как правило, проигрывали в неравной борьбе с государственной властью, а потому остались неоформленными.

В XVII XVIII вв. Китай представлял собой могущественную державу с хорошо налаженной экономикой, сильной армией и достаточно большими внутренними потенциями, что и позволило ему сохранить независимость в отношениях с Европой. Слабость традиционного конфуцианского Китая проявилась позднее, в XIX в., когда Запад стал все более активизировать свою колониальную политику.

китай культура литература искусство

Культура и быт населения Китая в XVI XIX веках

Для минского периода истории Китая характерно развитие культуры, обогащенной новыми достижениями.

Дальнейшее развитие получила литература; главным образом издавались обширные исторические труды, появились новые энциклопедии, по своей полноте превосходившие любые издания этого рода в других странах.

Обогатилось и китайское искусство, в осбенности архитектура. Значительный шаг в своем развитии сделали лакирование и производство тончайшего фарфора.

Общественная мысль и наука развивались, несмотря на то, что они были ограничены и скованы рамками средневековой конфуцианской схоластики.

В Европе произведения китайской культуры получили широкую известность в XVII и особенно в XVIII вв.

Миссионеры католических орденов и члены русской православной миссии изучали китайскую культуру, собирая сведения о сельском хозяйстве, ремесле, искусстве, быте населения, переводили труды китайских ученых, писали обо всем узнанном ими в Европу. Они сами писали труды о Китае и печатали их едва ли не на всех европейских языках. Книги о Китае вызывали неизменный интерес. Недаром в работах Вольтера и в трудах французских просветителей встречается так много рассуждений об этом великом народе.

В России М. В. Ломоносов немало внимания уделял достижениям китайской культуры и выражал желание видеть историю Китая, написанную на русском языке.

Уже в XVIII в. передовые лица в Европе высоко оценивали вклад китайского народа в сокровищницу мировой культуры.

Конец XVIII и первые десятилетия XIX в. по традиции считаются временем упадка китайской культуры, связанной с феодализмом.

В литературе и искусстве по-прежнему господствовали старые жанры:

регламентированные стихи, традиционный пейзаж и т.д. Даже повествовательная проза, которая была в Китае издревле «простонародным» видом литературы, постепенно потеряла черты критической, социальной напрвленности, столь ярко представленные в романах XVIII в. «Сон в красном тереме» и «Неофициальная история конфуцианства», и приобрели авантюрный, развлекательный характер.

Событием в культурной жизни конца XVIII – начала XIX в. явилась публикация двух сборников китайских народных песен. Однако, в этот же период в культуре Китая наметились скрытые или, на первый взгляд, не слишком значительные процессы, связанные с революционным движением и развитием буржуазных отношений.

Переломным моментом стала середина XIX в. – эпоха тайпинского восстания, прогрессивные идеи которого оказали огромное воздействие на общественное сознание китайского народа.

I . Наука

В XVI – XVIIвв. интерес в Китае к технике, естественным и математическим наукам заметно повысился. В эпоху минского периода появляется усовершенствованное водоподъемное колесо для орошения полей, более широко, чем раньше, применяются кузнечные мехи при плавке металла. Развивается кораблестроение. Ярким показателем этого явились экспедиции еще XV в., в одну из которых было одновременно отправлено 62 крупных морских корабля, на борту которых находилось около 28 тыс. человек и значительный груз. Все эти корабли, отличавшиеся большой грузоподъемностью, были построены в Китае.

В XVIв. появился многотомный труд по фармакологии – «Трактат о деревьях и растениях» (автор Ли Ши-чжэнь). Это сочинение содержало описание не только лечебных трав, но и минералов, а также животного мира. Большой популярностью пользовался труд по медицине ученого Чжан Чжун-цзина.

В XVII в. была издана большая хозяйственная энциклопедия, составленная прославленным Сюй Гуан-ци. Она освещала развитие земледелия и сельскохозяйственной техники не только в Китае, но частично и в Европе. В 30-х гг. был написан труд, представлявший собой своеобразную энциклопедию, освещавшую развитие ремесел в Китае в различные времена.

Особенное развитие получила филологическая история. Китайское языкознание основное внимание уделяло изучению живых северных диалектов китайского языка. Крупнейшим ученым-энциклопедистом XVII в., в частности филологом, был Гу Янь-у, которому принадлежит «Пятикнижие по фонетике» - классическое произведение по исторической и современной фонетике, а также другие труды по истории, экономике, философии, филологии и т.д. Гу Янь-у был не только ученым, но и историческим деятелем, патриотом, принимавшим активное участие в борьбе с маньчжурами.

Продолжала развиваться официальная историография: издавались династические истории, составлялись продолжения летописи «Всеобщее зерцало, помогающее управлению», начатой еще в XI в.

В Минской империи развивались и другие жанры исторической литературы, например произведения, описывавшие факты не в хронологическом, а в событийном порядке (так называемое «Описание событий от начала до конца»), составление которых было начато еще в XI – XII вв. Издавались и географические труды, в которых приводились данные по административному делению в различные периоды, географические и экономические сведения по отдельным провинциям, уездам и городам, а также краткая история их образования. Важным географическим сочинением является труд Ку Янь-у под названием «Книга о недостатках и пользе областей и уделов в Поднебесной». Это сочинение дает не только географичекую характеристику страны, но также освещает социально-экономическое положение Китая. К историческим трудам относились и

различные своды и сборники.

В XVII – XVIIIвв. филология, главным образом, занималась критикой древних письменных памятников, установлением их подлинности. Однако, задачи были не только научными: критикуя древние памятники, ученые стремились подорвать основы сунской философии, опиравшейся на эти памятники. Так, например, Ян Шо-цзюй (1636 – 1704), один из создателей этого напрвления в филологии, утверждал, что «Шу-цзин», древняя «Книга истории», одна из амых важных книг конфуцианского канона, высоко ценимая сунскими правителями, возникла в IV – III вв. до н.э., т. е. представляет позднейшую подделку под якобы древний текст. Ху Вэй (1633 – 1714) в свою очередь объявил, что «И-цзин» - философия природы у сунцев, целиком исходит из даоских источников. В дальнейщем главными представителями филологической науки в Китае были Хуэй Чун (1697 – 1758) и Дай Чжэнь (1723 – 1777). Первый отвергал подлинность всех древних памятников, кроме тех, которые возникли во время Ханьской империи. На этой почве выросла целая школа, поставившая своей целью изучение источников времен Хань.

Борьба оппозиционных течений развернулась и на почве изучения истории. Маньчжурские правители, подражая китайским династиям, образовали особый комитет для составления истории предшествовавшей династии Мин. Политической целью такой империи был показ исторической неизбежности падения прежней династии и замены ее новой.

Паралельно появились «частные» истории Минской династии, опровергавшие маньчжурскую трактовку истории, на что власти ответили решительными мерами: обрушились репрессии, казни, ссылки на оппозиционных филологов и историков. Так продолжалось в XVII – XVIIIвв. Неугодные правительству книги изымались. Они были внесены в разряд «запрещенных книг».

С 1772 г. был предпринят сбор всех печатны книг, когда-либо изданных в Китае. Сбор продолжался 20 лет. Таким путем была образована

огромная библиотека из 172 626 томов, размещенная в книгохранилищах в Пекине и других городах. Для разбора и обработки собранного материала было привлечено 360 человек. Все книги были разделены на четыре категории, отчего вся библиотека получила название «Сы ку цюаньшу», т. е. «Полное собрание книг четырех хранилищ». Через несколько лет 3457 названий были выпущены в новом издании, а остальные 6766 изданий были описаны в подробно аннотированном каталоге. Большую ценность представляют составленные еще в правление Канси толковый словарь «Канси цзыдянь» и сборник цитат и выражений «Пэйвань юньфу».

Однако это мероприятие имело и свою оборотную сторону. По сути дела это была грандиозная операция по изъятию книг, могущих служить опорой для всяких «опасных мыслей», и не менее грандиозная операция по фальсификации текстов. В вышедших новых изданиях были изъяты все нежелательные места, менялись даже названия книг.

II . Философия. Развитие общественной мысли

Наиболее известным китайским философом начала XVI в. был Ван Ян-мин (или Ван Шоу-жень, 1472 – 1528). Ван Ян-мин утверждал, что реальный мир не существует вне нашего сознания, что весь мир, все вещи – порождение духа или сердца. «Нет вещей вне ума, и нет ума вне вещей, - говорил Ван Ян-мин, - ничего не существует вне нашего разума»; «Сердце, сознание есть корень и источник всего». По Ван Ян-мину критерием истины является субъективное сознание, человек обладает врожденным знанием, интуицией, которая помогает познать истину. Идеализм и интуитивизм Ван Ян-мина имели своих многочисленных последователей не только в Китае, но и в Японии, где это учение с XVII в. стало одним из главных философских течений.

Философские взгляды Ван Ян-мина и его последователей в свое время принесли известную пользу делу борьбы с неоконфуцианской философией, сложившейся в эпоху Сун и превращенной ее позднейшими представителями

в схоластику.

Однако политические взгляды Ван Ян-мина отражали интересы класса феодалов, напуганного мощным крестьянским движением того времени. Ван Ян-мин защищал политику обуздания крестьянства, укрепления позиций феодалов, возглавлял карательные экспедиции против крестьян. Им были выдвинуты предложения о введении «Закона о десятидворках», «Закона о старостах десятидворок» и т.д., которые регламентировали быт и поведение крестьян в общественной и частной жизни. Предложения Ван Ян-мина имели целью создать такие условия, при которых была бы исключена всякая возможность протеста против феодальной эксплуатации.

Острая борьба между феодалами и зависимыми крестьянами, обострение противоречий внутри господствующего класса нашли свое отражение и в области идеологии: в XVI – XVIIвв. развивалась прогрессивная мысль, боровшаяся с неоконфуцианской схоластикой. Ее развитию способствовало появление новых общественных сил, связанных с ростом городов, товарно-денежных отношений и зарождением мануфактуры.

Представители наиболее прогрессивных течений были выходцами из трудовых народных слоев, а также из среды зажиточных горожан. К первым следует отнести современника Ван Ян-мина – Ван Синь-чжая (1483 – 1541), его последователей Янь Шань-нуна, Лян Жу-юаня (он же Хэ Синь-инь) и др., подвергавшихся преследованиям со стороны властей. Их философские взгляды не отличались резко от идеализма и интуитивизма Ван Ян-мина. По своим этическим взглядам Ван Синь-чжай приближался к древнекитайскому философу Мо Ди (V – IV вв. до н. э.) с его учением о «всеобщей любви». Ван Синь-чжай и его последователи выдвигали утопическую в тех условиях идею создания такого общества, в котором не было бы богатых и бедных, все были бы равны. К этой же группе прогрессивных мыслителей надо отнести и Ли Чжи (или Ли Чжо-у, 1527 – 1602). Он, как и другие прогрессивные деятели его времени, упомянутые выше, подвергался преследованиям со стороны Минской династии. Его учение объявили еретическим, так как оно было

направлено против господствовавшей идеологии конфуцианства. Ли Чжи выступал против того, чтобы безоговорочно признавать истиной все то, что утверждал Конфуций, он заявлял: «Мы не можем правду или неправду Конфуция считать правдой или неправдой». Сочинения Ли Чжи неоднократно подвергались сожжению, а сам он был замучен.

Традиционализм, который был свойственен для всей китайской культуры XVII – XVIIIвв., в области философии выразился в стремлении уложить мысль в привычные схемы, оперировать давно сложившимися понятиями, опираться на старые письменные памятники. Но поскольку интересы маньчжурских правителей и феодальной знати столкнулись на этой почве с чаяниями китайских ученых, мечтавших о свержении власти чужеземцев и о восстановлении национальной власти, постольку традиционная философия стала отражать две противоположные тенденции: одну, направленную на охрану режима, установившегося при маньчжурах, и другую, стремившуюся к свержению этого режима.

Маньчжурские правители быстро оценили пользу, которую можно было извлечь из конфуцианской философии Сунского времени, особенно на учения Чжу Си (1130 – 1200), в котором эта философия получила законченное выражение. Это учение было использовано маньчжурами в целях укрепления феодального строя. Сунская философия стала официальной доктриной режима.

Император Канси опубликовал «Шэн юй» («Священный эдикт») – свод положений, определяющих государственную идеологию: этот эдикт в распространенном виде был повторен от имени императора Цяньлуна. В нем были заиксированы феодальные начала общественных отношений, политической системы, верховной власти. Среди оппозиционной части китайского общества образовалось течение, ярко враждебное сунской школе. В начале правления Цинской династии Хуан Цзун-си, один из крупнейших мыслителей Китая XVII в., принимавший активное участие в борьбе с маньчжурскими завоевателями, даже ездивший в Японию с целью призвать японцев выступить против маньчжуров, подверг критике важнейший тезис сунской политической теории – о неограниченной власти правителя. Хуан Цзун-си говорил, что взаимоотношения правителя и народа не абсолютны, а условны, что «права и обязанности правителя определяются интересами народа».

Другие мыслители боролись с сунской философией, упрекая ее в абстрактности, в отходе от практики. Тезис о необходимости философии исходить из жизненной практики стал основным для многих оппозиционных направлений общественной мысли XVII – XVIII вв. Одним из первых, кто провозгласил этот тезис, был упоминавшийся ученый Гу Янь-у, который призывал черпать знания из двух источников: из действительности и из литературных материалов.

III . Литература

В период минской династии наиболее важным явлением в области литературы было продолжавшееся развитие научной литературы на живом, народном языке – рассказов, драм и роианов. Наиболее яркие образы новеллы даны в сборнике «Удивительные истории нашего времени в древности», появившемся в 30 – 40-х гг. XVII в.

Драматургия обогатилась новым жанром – местной провинциальной или «южной» пьесой, отличавшейся простотой изложения и доступностью языка. К таким произведениям относятся «Лунная беседка», «Сказания о белом зайце» - пьесы XIV в., исполняемые и в настоящее время в Китае. Из драматических произведений XVI в. большой интерес представляет пьса Сянь-цзу (1550 – 1617) – «Пионовая беседка», в которой был брошен вызов моральным устоям. Многие драматурги являлись и исполнителями роли героев своих пьес. Хотя профессия актера считалась унизительной, театральное искусство приобрело широкую популярность благодаря существованию многочисленных домашних театров.

Первые романы – «Троецарствие», «Речные заводи», написанные на разговорном языке, относятся к XIV в., но в дальнейшем они появлялись все в новых и новых переработках.

Кроме исторического романа, в период Минской династии появились фантастический и бытовой романы. «Путешествие на Запад» - фантастический роман У Чэн-эня (1500 – 1582) – построен на преданиях о путешествии в Индию известного буддийского паломника VII в. н. э. Сюань Цзана. Известный бытовой романист конца XVI в. – Ван Ши-чжэнь (1526 – 1593), минский ученый, дослужившийся до поста главы палаты наказаний, что примерно соответствует должности министра юстиции в настоящее время.

В XVII – XVIII вв. контроль маньчжурского правительства практически не распространялся на область художественной литературы, которая, в свою очередь, развивалась в больших городах. Ее корни восходят к устному народному творчеству рассказчиков, к представлениям уличных комедиантов. Еще в XIII – XVIвв. устный сказ и уличные представления привели к созданию романа и драмы. В период Минской империи драма получила большое развитие: усложнился сюжет, увеличилось число вводимых в действие персонажей; представление стало разбиваться на несколько актов (иногда до 10). В XVII – XVIIIвв. именно эта драма и получила дальнейшее развитие. Появилось много замечательных пьес, например, пьеса Кун Шан-жана (1643г.) «Веер с цветком персика» («Тао хуашань»).

Продолжал развиваться и роман. В XVIIIв. возникли два романа, которые принадлежат к числу наиболее значительных произведений всей литературы феодального Китая: «Сон в красном тереме» и «Неофициальная история конфуцианцев».

В драме и романе Цинского времени видны новые общественные силы, развитие которых задерживалось реакционным режимом маньчжурского господства, чувствуется протест против нравов и морали класса феодалов. «Сон в красном тереме» - роман из жизни знатного маньчжурского семейства. В романе противопоставляется свободное чувство с его чисто человеческими законами принудительным нормам феодальной морали, принижавшим нравственный уровень человеческой личности.

«Неофициальная история конфуцианцев» - широкое полотно социальной сатиры, направленной на самое косное в обществе того времени – бюрократию. Сатира касается при этом механизма, создающего бюрократию: системы правительственных экзаменов как орудия подбора чиновников, превращавшей людей в манекены. В конце Цинского периода этот роман сыграл большую роль в антиправительственной пропаганде.

От крупнейшего литературного произведения начала XIX в. – романа Ли Жу-чжэня «Цветы в зеркале» (1820 г.) до первых стихов поэта Хуан Цзунь-сяня (1848 – 1905), посвященных тайпинскому восстанию, лежит более чем сорокалетняя полоса исканий. Значение ее в развитии культуры велико: в эти годы начали проявляться новые черты, которые в более совершенной художественной форме определились в китайской литературе только в самом конце XIX в.

Среди таких новых черт наибольшую важность имело возрождение политической, социальной поэзии. Оно связано с именами выдающихся политических деятелей: Линь Цзэ-сюя, Хун Сю-цюаня, Ши Да-кая. Многие из них были активными участниками тайпинского движения. Их поэтическое творчество явилось попыткой вывести поэзию на широкую политическую арену, дать ей право голоса в общественной жизни.

Поэзия, культивируемая в консервативных слоях китайского общества середины XIX в., была представлена тунчэнской школой и школой сунского стиля. Главенствующее положение сначала занимала первая из них; вторая сложилась несколько позже, в процессе борьбы с тунчэнской, и постепенно вытеснила ее, заняв прочное место в литературе верхов. Главный эстетический принцип обеих групп состоял в подражании древним образцам (тунчэнская подражала поэзии эпохи Кан; школа сунского стиля – поэтам эпохи Сун) и в пренебрежении к общественной жизни страны. Столпом тунчэнской школы был ярый реакционер, палач тайпинского восстания Цзэн Го-фань. В борьбе с эстетическими воззрениями тунчэнской школы впоследствии (в конце 90-х гг. XIX в.) формируется «школа новой поэзии», представленная поэтами-патриотами.

Гораздо меньшее значение имели прозаические произведения середины XIX в. Причины этого коренятся отчасти в строгости правительственной цензуры (стихи в отличие от прозы часто распространялись устно), а также в том, что в бурную революционную эпоху крупные писатели были поглощены общественной борьбой. Существенный интерес представляет автобиография одного из вождей тайпинского восстания Ли Сю-чэна, написанная им в нанкинской тюрьме перед казнью.

На китайской литературе середины XIXв. еще не успело сказаться европейское влияние: первые переводы западных произведений на китайский язык появились лишь в конце XIX в.

Середина XIX в. ознаменована и возникновением в Китае периодической печати современного типа. Первые периодические издания были основаны западными миссионерами. Вскоре от этих изданий отпочковалась национальная китайская пресса, сумевшая приобрести острую патриотическую направленность. В ее создании принимали участие деятели патриотического движения: Линь Цзю-сюй, издавший в Кантоне журнал «Кантонские записки», младший брат вождя тайпинов Хун Жэнь-гань, журналист Ван Тао и другие. Особую роль сыграла деятельность Ван Тао – пропагандиста научных и политических знаний, обличителя китайского феодального общества. За свою связь с тайпинами он был объявлен вне закона. Вынужденный бежать в Гонконг, он там сотрудничал в газете «Новейшие события», а в 1872 г. вместе с У Тинфаном и Чэнь Ай-тином основал «Ежедневную газету на китайском языке», пользовавшуюся большой популярностью в Южном Китае. Появление периодической прессы в Китае имело существенное значение как для роста освободительного движения, так и для развития художественной литературы.

IV . Искусство

Период XVI – XVIIвв. наиболее богато представлен архитектурными памятниками. До нашего времени сохранились пагоды, гробницы, дворцы, храмы, триумфальные ворота, различного рода общественные здания и, наконец, жилые дома этого периода. С XVI в. изменяется архитектурный стиль: на смену прежней строгости и монументальности приходит тонкое изящество. Оно проявляется в широком распространении орнамента лепных карнизов, в появлении разных баллюстрад мраморных мостов, в развитии архитектурного ансамбля. Китацское здание, как правило, - одноэтажный четырехугольный павильон, разделенный колоннами; оно отличалось оригинальной крышей, высокой, изогнутой по углам и опирающейся на столбы. Крыша, покрытая блестящей цветной черепицей, белизна террас и яркая роспись деревянных частей придавали зданию необычайную красочность и нарядность.

Яркими образцами архитектурного ансамбля, характерного для минского периода, являются «запретный город» (или «Город императорских дворцов») в северной части Пекина. Этот ансамбль состоит из нескольких храмов, построенных в период XV – XVII вв.

Живопись XVI – XVII вв. не сделала большого шага вперед – в ней сохранялись прежние традиции. Работы известных художников этого времени (Люй Цзи, Бянь Вэнь-цзин и др.), хотя и отличались значительным мастерством, представляли собой подражание старым образцам. Широкое применение получила гравюра для иллюстрации книг. Цветные гравюры на дереве впервые в мире появились в Минской империи.

Большое развитие в XVI – XVIIвв. получило прикладное искусство: производство фарфора, выделка шелковых тканей и изделий из лака. Новым в фарфоровом производстве явились введение подглазурной росписи синим кобальтом, красной глазури и переход со второй половины XV в. от одноцветной к многоцветной росписи фарфора.

В минский период в Китай проникают произведения европейского искусства, но влияние последнего на китайское искусство было тогда незначительным. С другой стороны, в XVII в. китайское искусство проникает в Европу, влияние его сказывается в орнаментации; в дальнейшем подражание китайскому стилю принимает более широкие размеры.

Маньчжурские правители проводили обширное строительство, что способствовало развитию архитектуры. Представление об этой архитектуре дают пекинские дворцы, как в пределах бывшего «Запрещенного города», так и загородные, а также знаменитые императорские мавзолеи в Мукдене (ныне Шэньян) – колыбели Цинской династии. Восстанавливались и перестраивались городские стены с монументальными воротами воротами в них. Всюду возводились правительственные здания, строились конфуцианские мавзолеи, буддийские и даоские храмы. Шло обширное строительство и жилых зданий – дворцов маньчжурской и китайской знати, высших сановников, богатых купцов, тесно связанное с разбивкой садов и парков.

При всем размахе строительства архитектура оставалась в основном неизменной, продолжавшей традиции Минской империи. Китайские архитекторы в период Цинской династии с чрезвычайной полнотой развили то, что в постройках XV – XVIвв. только начало проступать: грандиозность размеров, редкие декоративности. Изогнутые линии, всевозможные завитки получили преобладание над прямыми линиями и спокойными поверхностями при сохранении общей геометрической стройности основной схемы постройки. Архитектура Китая XVII – XVIII вв. представляет как бы тип киайского барокко, т.е. стиль, характерный для эпохи позднего феодализма.

Устройство и украшение дворцов, правительственных зданий и богатых домов усилили спрос на изделия прикладного искусства, в связи с чем последнее получило значительное развитие. О замечательном искусстве художественного литья повествуют сохранившиеся до нашего времени в пекинских дворцах, а также попавшие в музеи Европы и Америки бронзовые фигуры львов, черепах, цапель, драконов, фениксов. Среди подобных предметов особое место занимает находящийся во дворце Ваньшоушань «Бронзовый дворец» - сооружение, воспроизводящее постройку дворцового типа.

Весьма характерно для этой эпохи тщательное изучение сохранившихся образцов древнего литейного искусства. Это привело даже к выделению особой отрасли литейного искусства: отливке изделий, воспроихводивших образцы чжоуской и ханьской бронзы.

Развитие искусства резьбы по камню, кости, особенно слоновой, было вызвано усилением спроса, но значительную роль здесь сыграло и облегчение доступа к новому материалу, в частности к белой яшме, доставлявшейся из вновь присоедененного Восточного Туркестана. В искусстве резьбы китайские мастера достигли подлинной виртуозности и художественного совершенства. Резьбой украшались различные предметы домашнего обихода – столики, ширмы, курильницы, вазы для цветов, музыкальные инструменты; из яшмы и кости вырезались фигурки людей, птиц, животных. Столь же большое развитие получили изделия, покрытые лаком.

Особую отрасль художественного ремесла составляли вышивки. Больше всего славились вышивки из провинции Хунань. Производство вышивок, как и парчи, поощрялось большим спросом со стороны богатой части населения, а также заграницы.

Наиболее развитый вид приняло производство фарфора. Провительственное предприятие в Цзиндэчжэне (в провинции Цзянси) было технически хорошо оснащено, производство велось на основе далеко зашедшей дифференциации труда. В нем было занято несколько тысяч наемных рабочих, полцчавших заработную плату гораздо более высокую, чем на других подобных предприятиях. В сущности почти все трудоспособное население городка было связано с этим производством. По описаниям того времени пламя, вырывавшееся из более 3 тыс. печей, было видно издалека, создавая впечатление огромного зарева. Подобные же предприятия, только меньших размеров, существовали и в других местах. Одни изних принадлежали правительству, другие частных лицам.

Спрос на фарфор был огромный, причем не только внутри страны. Китайский фарфор стал вывозиться в соседние страны Азии, особенно туда, где, как например в Индо-Китае, было большое китайское население; во все возрастающем количестве фарфоровые изделия стали проникать и в Европу, где они становились лучшим украшением дворцов.

Желая усовершенствовать свое мастерство, китайские мастера не искали новых путей, а возвращались к старым, уже забытым приемам. Об этом свидетельствует появление описаний различных ремесел и производств в древности и в средние века. Китайское прикладное искусство как бы мобилизовало весь свой многовековой опыт, с огромным размахом развило его, покорило своей высокой художественностью Запад, дошло до максимума того, чего могло достигнуть прикладное искусство в условиях феодального типа производства.

По такому же пути пошла в маньчжурский период и живопись. Она продолжала развивать традиции, сложившиеся еще во времена Минской империи. Продолжали культивироваться традиционные жанры: декоративный жанр «цветов и птиц», пейзаж «гор и воды». К ним присоединилось искусство портрета. Маньчжурские правители сохранили («Сад живописи») – придворную Академию живописи, однако сами богдыханы не особенно придерживались традиции и охотно привлекали художников из среды европейских миссионеров. Некоторые из них, например итальянец Джузеппе Кастильоне и австриец Игнатий Зикерпарт, стали придворными живописцами. Они работали в своеобразной манере, сочетавший приемы живописи европейской и традиционной китайской. Иногда европейские художники работали вместе с китайскими. Такова картина, изображающая всадника и рядом стоящего человека: фигуры людей и лошадь на ней принадлежат Кастильоне, весь фон – китайскому художнику.

Некоторые новые явления наблюдались в пейзаже, в жанре «гор и воды». Сама манера стала более индивидуальной, более свободной, но в ее существе перемены не произошло.

Демократизация, свойственная концу XVIII – началу XIX вв., коснулась и искусства.

С конца XVIIIв. салонные пьесы постепенно уступают место пьесам, основанным на народной музыкальной драме, культивируемой в провинции Аньхой. К середине XIX в. новые пьесы получают наименование «столичной драмы» и становятся основным элементом китайского национального театра.

На развитие живописи и в особенности прикладного искусства, тесно связанного с кустарным и ремесленным производством, уже в середине века сказывается европейское влияние. Народные мастера, не имевшие сил конкурировать с иностранными товарами внутри страны, вынуждены были работать на вывоз, подстраиваясь под вкусы и требования иностранцев. Искусная резьба на слоновой кости, являвшаяся в течение веков одним из распространенных видов художественного ваяния, вырождается в массовое изготовление безделушек. Подражание, повторение лишь внешних сторон древних образцов наводят восторженную поддержку иностранных «ценителей». Сочетаясь с коммерческим интересом и желанием угодить вкусам богатых иностранцев, это эпигонство приносит с собою в натютморт огрубление красок, подмену подлинной жизни бездарной и бездушной красивостью, обостренное внимание к цветовой символике.

Под воздействием иностранной торговли постепенно хиреет фафоровое производство. В середине XIX в. наиболее распространенным видом рисунка на фарфоре оставалась синяя подглазурная роспись, однако ее сюжеты (изображение гор с водопадами, цветов, птиц) уже почти не заимствовались художниками из природы, а сознательно списывались со старых образцов. Подражание вошло в обычай до такой степени, что на изделиях даже не обозначалось время производства; в коммерческих целях на них часто ставилась старая марка.

Единственным видом изобразительных искусств, который продолжал поступательное развитие, была народная картинка – цветная гравюра. В середине XIX в. в лубок постепенно начали проникать социальные мотивы.


Заключение

Китайская культура всех времён развивалась в условиях различных противоречий внутри страны, установления господства и закабаления Китая капиталистическими государствами. Но даже в таких условиях культура получает дальнейшее развитие.

Сохранившиеся материальные и литературные источники позволяют проследить процесс развития китайских религиозно-философских взглядов, возникновение социально-политических систем. Видно, как развиваются градостроительство, архитектура, пластическое искусство; создаются сокровищницы поэзии и прозы; возникают значительные произведения изобразительного искусства, в том числе и портретная живопись; образуется общенациональная форма театра, а позднее и музыкальная драма. А красота китайского фарфора, вышивок, расписных эмалей, резных изделий из камня, дерева, слоновой кости по своему изяществу и художественной ценности претендуют на одно из ведущих мест среди подобных изделий в мире. Значительными были и естественно - научные достижения в области образования, астрономии, магнетизма, медицины, книгопечатания и т.д. Достигнуты успехи в экономическом развитии, расширении внешних сношений.

Культура Китая оказала большое влияние сначала на развитие культуры многочисленных соседних народов, населявших обширные территории позднейших Монголии, Тибета, Индо-Китая, Кореи и Японии. Позднее на большое число ведущих держав средневекового мира. Значительную лепту китайская культура внесла и в развитие мировой культуры. Её самобытность, высокая художественная и нравственная ценность говорят о творческой одарённсти и глубоких корнях китайского народа.


Список литературы

1. Всемирная история. Т. IV, V, VI. Под редакцией Н. А. Смирнова. - М: Социально-экономическая литература, 1959 г.

2. Советская историческая энциклопедия. Т. VI. Под редакцией Е. М. Жукова. - М: Советская энциклопедия, 1965 г.

3. К. Н. Гоголев. Мировая художественная литература. - М., 1997 г.

4. В. М. Хачатурян. История мировых цивилизаций с древнейших времен до конца XX в. Пособие для общеобразоват. учреждений. – М.:Дрофа, 2004 г.

5. Л. С. Васильев. История религий Востока. – М., 1983 г.

Культура Китая – одна из самых древних и самобытных в мире.

Культура

Культура Китая оказала влияние на развитие культур соседних народов, населявших территории теперешних Монголии, Тибета, Индокитая, Кореи и Японии. Китай является родиной одной из самых древних цивилизаций мира, а возможно, и единственной, где физический тип населения не менялся в течение тысячелетий. Художественная культура Китая насчитывает 5 000 лет.

Китайская философия

В рамках этой культуры были созданы такие значимые во всемирном масштабе явления, как конфуцианство и даосизм.

Статуя Конфуция в Пекине
Конфуциа́нство - этико-философское учение, разработанное Конфуцием (551-479 до н. э.) и вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран. Конфуцианство иногда рассматривается как философия, иногда – как религия. Центральными проблемами конфуцианства являются вопросы об упорядочении отношений правителей и подданных, моральных качествах, которыми должен обладать правитель и подчинённый и т. д.
Даоси́зм – учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии. Его основателем был Лао Цзы (настоящее имя Ли Эр (Ли Боян, Лао Дань), древнекитайский философ.

По преданию, он родился в 604 г. до н.э. В центре доктрины даосизма – учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао многозначно, это бесконечное движение. Дао – своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао. В даосизме взаимодействуют два противоположных начала: инь и ян, которые перетекают одно в другое и не могут существовать друг без друга. Инь – отрицательное, пассивное, женское начало; ян – положительное, активное, мужское.

Даосский храм в Ухане
Каждый человек, чтобы стать счастливым, должен встать на этот путь, попытаться познать Дао и слиться с ним. Согласно учению даосизма, человек-микрокосм вечен так же, как и универсум-макрокосм. Физическая смерть означает только то, что дух отделяется от человека и растворяется в макрокосме. Задача человека в своей жизни добиться, чтобы произошло слияние его души с мировым порядком Дао. Каким образом можно достичь такого слияния? Ответ на этот вопрос содержится в учении Дао.

Моизм - древнекитайская философская школа, программным направлением которой было усовершенствования общества через знание. Основал философскую школу древнекитайский мыслитель Мо-цзы. После его смерти моизм распался на три течения.

В V-III вв. до н. э. моизм составлял серьёзную конкуренцию конфуцианству в качестве господствующей идеологии Китая. Мо-цзы считал конфуцианские обряды и церемонии бессмысленной растратой казённых средств и призывал к личной покорности воле небес. Конфуций проводил различие между любовью к семье и родителям и любовью к иным ближним, а Мо-цзы призывал одинаково любить всех без различия.

Энергия «ци»

Китайская философская концепция космической ци, или энергии (силы), пронизывающей Вселенную. Китайцы верят в то, что ци породила космос и Землю и два начала: «отрицательный» и «положительный» принципы инь и ян, породившие в свою очередь всё остальное («тьму вещей»). Каждое физическое изменение, происходящее в мире, китайцы считают результатом действия ци.

Фэншуй

Фэншуй (дословно «ветер и вода»), или геомантия – даосская практика символического освоения пространства. Считается, что с помощью фэншуй можно выбрать «наилучшее» место для строительства дома или захоронения, «верную» разбивку участка; специалист фэншуй может прогнозировать события.

Цель фэншуй – поиск благоприятных потоков энергии ци и их использование на благо человека.

Здание в Гонконге с применённым в архитектуре принципом фэншуй

Каллиграфия

Традиционные и упрощённые иероглифы
Каллиграфия считается в Китае художественной формой искусства и приравнивается к живописи и поэзии как метод самовыражения.

Китайский фарфор

История развития фарфора в Китае насчитывает тысячелетие. Точная дата возникновения неизвестна. Некоторые относят возникновения фарфора в Китае к династии Хань (206 -221 гг. н.э.).
Керамика в Китае известна издревле, но только в бронзовом веке (1500-400 гг. до н. э.) китайцы научились получать особенно прочные клеи и делать печи для высокотемпературного обжига. Это позволило им изготавливать более прочную, глазурованную глиняную посуду. Настоящий фарфор появился только в эпоху Суй. Он ровный и полированный, при ударе по фарфоровому изделию оно звучит. Тонкий фарфор кажется прозрачным.

Великая Китайская стена

Она тянется на 8851,8 км через весь Северный Китай. 6260 км стены состоят из кирпичной кладки, 2232,5 км – из естественного горного массива. Около 360 км являются заполненными водой рвами.
Сооружение стены началось в IV-III вв. до н. э., когда отдельные китайские государства создавали оборонительные сооружения от набегов кочевых народов Центральной Азии.
После объединения Китая под властью династии Цинь в 221 г. до н. э. император Ши Хуанди приказал соединить ряд оборонительных линий в единую стену. В настоящее время в западной части Великая стена сохраняет первоначальную форму, в восточной части сильно разрушена и местами представляет только земляной вал.
Стена имеет ширину у основания около 9 м и на вершине около 6 м, высота стены – 10 м. Примерно через каждые 200 м на ней находятся четырёхугольные сторожевые башни, а с внешней стороны – высокие оборонительные зубцы с отверстиями-амбразурами. Верхняя плоскость стены замощена плитами и раньше была широкой защищенной дорогой, по которой могли передвигаться воинские части и обозы. В настоящее время некоторые участки этой плоскости заасфальтированы и используются как автомобильные дороги. Стена проходит по гористым местам, повторяя изгибы рельефа и органично вписываясь в окружающий пейзаж.

Камнерезные ремёсла Китая

Это разновидность ювелирного дела Китая, связанного с обработкой поделочных камней различного происхождения и окраски. В качестве сырья ремесленники Китая использовали кораллы, мрамор, жадеит, мыльный камень (талькохлорит), розовый кварцит (прозрачные сорта), нефрит.

Китайское изделие из нефрита, изображающее бытовые сцены и пейзаж

Музыка

Китайская музыка обладает специфическим звучанием. Это объяснятся тем, что у инструментов не 7 привычных нот, а 5 или 13. Китайские инструменты делятся на 4 типа: ударные, духовые, струнные и смычковые. Самый распространённый инструмент – баньху . Это пятиструнный инструмент, на котором играют с помощью смычка длиной в человеческую руку. Звучание баньху можно сравнить со скрипкой.

Среди щипково-молотковых инструментов популярны гучжен и янцинь (семейство цитры). Играют на них с помощью специальных молоточков. Существует и второй способ: с помощью щипков пальцами.

Архитектура

Традиционная архитектура Китая имеет ряд присущих только ей особенностей, а архитектурный декор способствует узнаваемости китайских зданий во всем мире.

Малая пагода диких гусей
Большинство строений в древнем Китае строилось из дерева. В первую очередь в землю вбивали деревянные столбы, которые вверху соединялись балками. Затем возводилась кровля, покрываемая затем черепицей. Проёмы между столбами заполнялись кирпичами, глиной, бамбуком или другим материалом, т.е. стены не несли функции несущей конструкции. Дерево обладает определённой гибкостью и упругостью, поэтому по сравнению с каменными, деревянные сооружения более стойки к землетрясениям.

Пекинская опера («Опера Востока»)

Она возникла в конце XVIII в., очетает в себе музыку, вокальные исполнения, пантомимы, танцы и акробатику. Пекинская опера воплотила в себе специфику древнекитайского театра.

Кунг-фу

Китайские боевые искусства.

Китайские изобретения

Трудно даже просто перечислить всё, что изобрели в Китае. Четыре великих изобретения древнего Китая: бумага, книгопечатание, порох и компас. Именно эти открытия способствовали тому, что многие направления культуры и искусств стали достоянием широких масс. Изобретения древнего Китая сделали возможными и дальние путешествия, что позволило открывать новые земли.

Печатные книги, фарфор, шёлк, зеркала, зонтики и бумажные змеи, ножницы, колокол, водяная мельница, седло, пушка, бумажные деньги, барабан, весло, вилка, кинжал-топор (гэ), лак, лапша, пароварка, сброженный напиток, ручной арбалет, бомба из чугуна, буровая скважина, вагранка, вентилятор, вертикальный кормовой руль, ветрогенератор, веялка, визитная карточка, висячий мост на стальных цепях, высокоалкогольное пиво, газовый баллон, настольная игра го, двухструйный огнемёт...

Китайский огнемёт
... джонка, доменная печь, домино, зубная щётка, игральные карты, кокс как топливо, каменный арочный мост с открытыми перемычками, рыболовная катушка, карданов подвес...

Карданов подвес
... тушь, кукольный театр, морская и наземная мины, многоступенчатая ракета, огненное копьё, отвал плуга, палочки для еды...

Палочки для еды
... рельефная карта, ременная передача, ресторанное меню, конская сбруя, свисток, сейсмометр...
Реконструкция сейсмометра Чжан Хэна, использующего чувствительный к толчкам земли маятник. Размещённый в 133 г. в Лояне, он фиксировал землетрясения за 400-500 км
... рядовая сеялка, сталеплавильный процесс, стремя, тачка, туалетная бумага, фейерверк, химическое оружие, хомут, цепная передача, чугун, шлюз... И это ещё не всё! Впервые именно в Китае начали использовать в пищу соль, культивировать сою, чай, диагностировать и лечить сахарный диабет, применять лечебное голодание. Китайцы разработали технологию производства фарфора за тысячу лет до европейцев. В этой стране изобрели акупунктуру – традиционную китайскую медицинскую практику введения игл в конкретные точки тела в лечебных целях и для облегчения боли.
Расскажем об истории одного изобретения – бумаги.

Изобретение бумаги

Фрагменты упаковочной бумаги из пеньки, датированные периодом правления У-ди (141-87 гг. до н. э.)
Самый ранний известный фрагмент бумаги с надписью на нём был обнаружен в развалинах китайский башни Цахартай в Алашани, где армия династии Хань покинула свои позиции в 110 г. н. э. после нападения хунну. В III в. бумага стала широко применяться для письма, заменяя более дорогие полоски из бамбука, скрученные в свитки, свитки и полоски из шёлка и деревянные таблички. В процессе производства бумаги, разработанного в 105 г. Цай Лунем, кипящая смесь из коры тутового дерева, пеньки, старых тканей и старых рыболовных сетей превращается в пульпу, растирается до пастообразного состояния и затем смешивается с водой. Сито из тростника в деревянной раме опускают в смесь, вытаскивают и встряхивают. Образовавшиеся листы бумаги сушат, а затем отбеливают под воздействием солнечных лучей.
Литературное наследие Китая огромно, но, к сожалению, его сложное к переводу содержание делает многое из этого недоступным для западных читателей.

Современная культура Китая

Когда говорят о культуре Китая, то имеют в виду в основном древний Китай. О современной культуре этой страны пишут мало, чаще рассказ сводится к особенностям быта, обычаям и кухне.

В современной архитектуре Китая строго придерживаются традиций, сложившихся на протяжении всего исторического развития. Это касается и архитектурного облика современного китайского города. Однако постепенно, с середины XIX в., китайская архитектура начинает приобретать другие черты, европейские.
Экономическое развитие Китая изменило и облик страны: на улицах городов появились иностранные банки и коммерческие организации, развлекательные учреждения и сооружения сервиса, посольства и гостиницы. Подобные постройки требовали чёткости форм и использования современных материалов, поэтому традиции китайской архитектуры были не всегда приемлемы для новых зданий. Постепенно уникальные здания древней китайской архитектуры уходят на второй план.

Но китайские архитекторы стараются умело сочетать европейский стиль с китайской культурой, создавая уникальные здания.
Китайцы бережно сохраняют свою уникальную культуру. Например, правительство не позволило, чтобы оперный театр был выше зданий, построенных в Запретном городе. Но китайцы не отбрасывают и новшества, например, строят метро. И в общем культура современного Китая постоянно обогащается новыми направлениями во всех областях культуры.

Современная живопись

В области жанровой живописи из множества художников хотелось бы выделить творчество Li Zijian (р. 1954) .

Художник получил высшее образование на факультете живописи Гуанчжоуской Академии Прекрасных Искусств в 1982 г. и в 1988 г. переехал в Лос-Анжелес. Несмотря на то, что он уже около 22 лет проживает в США, основная тема его картин – жизнь родного Китая, местные обычаи, люди и быт.

«Культура моего родного Хунаня оказала глубокое влияние на меня. Простенькие и ветхие постройки, природа, реки и люди в моем родном городе – всё это бесконечный источник моего вдохновения в работе», - говорит Li Zijian. Глядя на картины художника, невозможно удержаться от доброй улыбки. Трогает его умение увидеть важное в самом обыденном, любовь к людям и окружающему миру.

А вот современная китайская акварель – художник Zhao Kailin.

Объекты всемирного наследия ЮНЕСКО в Китае

В списке объектов всемирного наследия ЮНЕ́СКО в КНР значится 41 наименование.
29 объектов включены в список по культурным критериям, 8 объектов – по природным, 4 – по смешанным.
16 объектов (гора Тайшань, Великая Китайская Стена, дворцы императоров династий Мин и Цин в Пекине и Шэньяне, пещеры Могао, гробница первого императора династии Цинь, комплекс древних строений в горах Уданшань, храм и гробница Конфуция и имение семьи Кун в городе Цюйфу, исторический ансамбль дворца Потала в городе Лхаса, классические сады в городе Сучжоу, Летний дворец и императорский парк в Пекине, Храм Неба: императорский жертвенный алтарь в Пекине, наскальные рельефы в Дацзу, столичные города и пещерные храмы Лунмэнь, гробницы императоров династий Мин и Цин, пещерные храмы Юньган, гробницы древнего царства Когурё) признаны шедеврами человеческого созидательного гения.
10 объектов (горы Тайшань и Хуаншань, пейзажные достопримечательные зоны Цзючжайгоу, Хуанлун и Улинъюань, горы Уишань, национальный парк «Три параллельные реки» (провинция Юньнань), карстовые отложения в Южном Китае, национальный парк горы Саньциншань, Данься) признаны природными феноменами или пространствами исключительной природной красоты и эстетической важности.
Естественно, рассказать обо всех объектах в рамках одной статьи невозможно. Заинтересовавшиеся читатели могут обратиться к другим источникам. Мы расскажем лишь о некоторых из них.

Гора Тайшань

Гора высотой 1545 м в китайской провинции Шаньдун. Гора Тайшань имеет большое культурное и историческое значение и входит в число пяти священных гор даосизма. Она считалась местом обитания даосских святых и бессмертных. В Китае гора Тайшань ассоциируется с восходом солнца, рождением, обновлением. Храм на вершине горы – цель многочисленных паломников на протяжении 3000 лет. Сейчас на гору можно подняться на подъёмнике.

Национальный парк Цзючжайгоу («Долина девяти деревень»)

Заповедник на севере провинции Сычуань в центральном Китае. Он известен своими многоуровневыми водопадами и цветными озёрами.

Уданшань

Небольшой горный хребет в провинции Хубэй. Горы Уданшань знамениты своими даосскими монастырями и храмами, здесь был даосский университет, в котором исследовалась медицина, фармакология, системы питания, медитация и боевые искусства. Ещё во время Восточной Династии Хань (25-220) гора стала пользоваться особым вниманием императора. Во время династии Тан (618-907) здесь был открыт первый храм – Храм Пяти Драконов.
В XV в. император Юнлэ созвал 300 тысяч солдат и оборудовал гору, построив многочисленные храмовые комплексы. Тогда было построено 9 храмов, 9 монастырей, 36 скитов и 72 кумирни, множество беседок, мостиков и многоярусных башен, образующих 33 архитектурных ансамбля. Строительство в горах продолжалось 12 лет с 1412 г.

Древний город Пинъяо

Центральная улица города

Это единственный средневековый город Китая, полностью сохранивший свой исторический архитектурный облик.

Храм Неба

Храмово-монастырский комплекс в центральном Пекине, включающий единственный храм круглой формы в городе – Храм Урожая (это главный храм комплекса, часто называемый Храмом Неба). Площадь комплекса составляет 267 га.
Комплекс построен в 1420 г. во время правления династии Мин. Изначально назывался Храмом Неба и Земли, но после строительства в 1530 г. отдельного Храма Земли стал выполнять функцию поклонения Небу.

Три параллельных реки

Национальный парк, расположенный в Сино-Тибетских горах на северо-западе провинции Юньнань.
На территории парка располагаются верховья трёх крупнейших рек Азии: Янцзы, Меконга и Салуина, которые протекают в ущельях до 3 000 м глубиной. На данном участке реки текут почти параллельно с севера на юг. После поворота Янцзы на север, она протекает по знаменитому ущелью Прыгающего тигра.
Три параллельных реки являются богатейшим с точки зрения биологического разнообразия районом Китая и всего умеренного пояса Земли. Из-за сложного и многообразного климата в районе «трёхречья» обитают много видов растений и животных: в нём произрастает свыше 6 000 видов (около 20 %) всех редких и ценных растений Китая. Также здесь обитают более 25 % всех видов фауны КНР.

Тулоу

В китайской архитектуре жилой комплекс крепостного типа, распространённый в провинциях Фуцзянь и Гуандун, квадратной или круглой формы. Первые тулоу были построены представителями народности хакка, которые во время междоусобных войн мигрировали с севера в южные районы Китая ещё при династии Тан. Столкнувшись с враждебным отношением к себе со стороны местного населения, мигранты вынуждены были строить замкнутые жилые сооружения крепостного типа.
Тулоу круглой формы имеют диаметр 50-90 м, толщина наружных стен – от 1 до 2,5 м, имеют узкие бойницы на верхних ярусах и минимальное количество мощных входных ворот. Внутри крепости располагались жилые помещения, колодец, держались большие запасы продовольствия.

Другие достопримечательности Китая

Пик Виктория (Гонконг)

Высочайшая точка острова Гонконг. Своё название гора получила в честь королевы Виктории. Другое название – Маунт-Остин. Пик Виктория представляет собой возвышенность с несколькими вершинами (наибольшая высота – 554 м над уровнем моря). На горе находятся здания, парки, кафе, смотровые площадки, популярные среди туристов, так как с них открывается живописный вид на Гонконг.
Попасть на вершину можно пешком, по автодороге, на фуникулёре.

Пекинский национальный стадион

Его ещё называют «Птичье гнездо». Это многофункциональный спортивный комплекс, созданный для проведения летних Олимпийских игр 2008 г. в Пекине. На этом стадионе, помимо проведения спортивных состязаний, состоялись церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр 2008 г. Строительство стадиона начато в декабре 2003 г. и закончено в марте 2008 г. Его вместимость – 91 000 чел.

Гонконгский Диснейленд

Открыт в 2005 г. При строительстве парка корпорация Disney старалась учесть особенности китайской культуры, обычаи и традиции, в том числе соблюдение правил фэншуй.
Территория Диснейленда разделена на четыре тематических части: Мэйн Стрит США, Мир приключений, Фантастический мир и Мир Будущего.
Мэйн Стрит США выполнен в архитектурном стиле времен Дикого Запада. Здесь можно увидеть старинные автомобили, ажурные вывески и виллы, внутри которых находятся магазины и рестораны.

В Мире приключений вокруг огромного дерева, где живет Тарзан, протекает река, по которой можно совершить небольшой круиз. Во время путешествия там встречаются бегемоты, гейзеры, пещеры-лабиринты.
В Фантастическом мире живут любимые герои мультфильмов. Здесь же находится 3D кинотеатр, где можно посмотреть трехмерные фильмы.
В Мире будущего есть американские горки и картинг.

Шанхайский музей

Музей древнекитайского искусства. Основан в 1952 г. В музее собрано около 120 тыс. единиц хранения. Наиболее ценными являются коллекции изделий из бронзы, керамики, каллиграфия, мебель, нефритовые статуэтки, старинные монеты, картины, печати и скульптуры. Постоянно действуют 11 галерей и 3 специальных выставочных залов.

Статуэтка верблюда из коллекций музея
Музей хранит предметы национального значения, в том числе один из трех существующих образцов «прозрачных» бронзовых зеркал династии Хань.

Культура Древнего Китая является не только одной из самых древних в истории человечества, но и одной из самых уникальных и самобытных. На протяжении пяти тысяч лет она развивалась по собственному пути, вдали от других цивилизаций. Результатом столь продолжительного непрерывного процесса стало богатое культурное наследие, которое представляет большую ценность для мировой культуры.

Развитие культуры Древнего Китая

Культура Древнего Китая имеет богатое прошлое, и началом ее становления считается III век до н. э. Для нее характерно богатство духовных ценностей, а также удивительная стойкость. Несмотря на бесконечные войны, мятежи и разрушения, эта цивилизация смогла сохранить свои идеалы и главные ценности.

Поскольку китайская цивилизация существовала в полной изоляции вплоть до середины I тыс. до н. э., ее культура приобрела ряд уникальных черт, которые впоследствии только укрепили свои позиции.

К особенностям культуры Древнего Китая следует отнести:

  • Прагматизм. Наибольшее значение имеют ценности реальной земной жизни.
  • Большая приверженность традициям.
  • Обожествление и поэтизация природы. Центральным божеством выступало Небо, в большом почете находились горы и воды, которым китайцы поклонялись с древнейших времен.

Рис. 1. Природа в искусстве Древнего Китая.

Поклонение силам природы нашло свое отражение в искусстве Древнего Китая. Так в стране возникло и нашло широкое распространение пейзажное направление в живописи, архитектуре, литературе. Только для китайской культуры характерно столь глубокое эстетическое проникновение в мир природы.

Письменность и литература

Письменность Древнего Китая можно смело назвать уникальной. В отличие от алфавитной системы, каждый знак - иероглиф - имеет собственное значение, и число иероглифов достигает несколько десятков тысяч. Кроме того, древнекитайская письменность является самой древней, за исключением наскальных рисунков.

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

Первоначально тексты писались на деревянных дощечках тонкими бамбуковыми палочками. На смену им пришли мягкие кисти и шелковая ткань, а затем и бумага - важнейшее изобретение Древнего Китая. С этого момента письменность перешла на новый этап развития.

Рис. 2. Древнекитайская письменность.

Художественная литература была в большом почете, и наибольшую ценность представляли исторические и философские труды. Настоящей сокровищницей древнекитайской поэзии стал сборник «Шицзин», включающий 305 поэтических произведений.

Архитектура и живопись

Отличительной особенностью архитектуры в Древнем Китае является сложность строений. В то время как многие древние народы возводили бесхитростные одноэтажные строения, китайцы уже в I тыс. до н. э. умели строить двух- и трехэтажные здания, требовавшие определенных математических знаний. Крыши покрывали черепицей. Каждое строение украшалось деревянными и металлическими дощечками с символами процветания, здоровья и богатства.

Многие древние архитектурные строения имели общую черту - приподнятые уголки крыши, благодаря чему кровля визуально выглядела прогнутой вниз.

Большое внимание в Древнем Китае уделялось строительству монастырей, тщательно вырубленных в скалах, и многоярусных башен - пагод. Самой знаменитой является семиэтажная пагода Диких гусей, высота которой достигает 60 метров.

Рис. 3. Монастыри, вырубленные в скалах.

Вся живопись Древнего Китая, равно как и другие виды искусства, пронизана восхищением красотой природы и гармонией Вселенной, она наполнена созерцанием и символизмом.

В китайской живописи большой популярностью пользовались жанры «цветы-птицы», «люди», «горы-воды», которые на протяжении многих лет не теряли своей актуальности. Каждый изображенный предмет нес в себе определенный смысл. Например, сосна символизировала долголетие, бамбук - стойкость, а аист - одиночество.

Что мы узнали?

При изучении темы «Культура Древнего Китая» мы узнали, какие факторы повлияли на развитие самобытной и уникальной древнекитайской культуры. Узнав кратко о культуре Древнего Китая, мы определили характерные черты архитектуры, письменности, живописи, литературы.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 332.