Пассажирский автотранспорт

Интеллектуальная карта - лучший помощник в любом деле. IMind Map — настоящие интеллект-карты

Наш мозг мыслит нелинейно, иногда огромный поток информации сбивает его с толку, и сложно что-либо запомнить. Тони Бьюзен — известный писатель, психолог и эксперт в области проблем, связанных с обучением, придумал занимательную штуку, которая помогает спланировать дела, истребить хаос в мыслях, помочь выучить нудный параграф по истории и много других полезных вещей. Она называется интеллект-карта, или Mind map. В переводе последнее означает «карта ума».

Почему это работает?

Информация, поданная текстом-простыней с добавлением таблиц и графиков пугает своим объемом. Это тяжелая нагрузка, и мы сразу понимаем, что запомнить ее — адский труд. Мысли пролетают в голове человека постоянно, но их ход неравномерен. Иногда они сбиваются и натыкаются друг на друга. Интеллект-карта же дает возможность структурировать данные, привести мысли в порядок. Выделяйте главное и от него поэтапно расписывайте (рисуйте) детали.

Строить карту начинайте с мозгового штурма. Берите лист бумаги и карандаш и зарисовывайте все, что придет в голову. Единственное, что важно, здесь «танцевать» нужно от главного, которое должно «обрасти» деталями. Сейчас вы работаете в черновике и можете не бояться, что пока в ваших записях мало логики. Позже вы перенесете это на другой лист, где информация будет более структурирована. В будущем это поможет вам в запоминании и воспроизведении данных.

Создание собственной интеллект-карты

Лучше всего концепция создания карт ума изложена в книге «Научите себя думать». Это издание уже вошло в рейтинг 1000 великих книг нашего века.

Работа с визуальным потоком:

  • Возьмите ручки или карандаши трех разных цветов. Нарисуйте главную идею, которой посвящена карта.
  • В середине не должно быть много деталей. Если графических элементов получилось более пяти, то лучше перерисовать карту. Большое количество лучше разбить на логические группы.
  • Оставляйте место между изображениями, не старайтесь как можно больше заполнить лист. Пространство — это свежий воздух для вашего мозга. Схемы и переходы будут легче читаться, если размещать их не слишком плотно.
  • Изображения на карте не должны быть плоскими. Старайтесь придать им объем, используйте разные шрифты.

Игра в ассоциации:

  • Создавайте карту по принципу «от сложного к простому». Такая иерархия позволит не забыть о главном и не утонуть в большом количестве деталей.
  • Для иллюстрации причинно-следственных связей вам понадобятся стрелки и переходы.

Как делать карту понятной:

  • Изображения не должны быть сложными.
  • Над стрелками располагайте ключевые слова. Линии не должны быть слишком длинными. Старайтесь, чтобы длина стрелки была равна размеру написанного слова.
  • Большой объем текстовой информации — ваш враг! Вспомните символы, используйте, понятную только вам кодировку, сокращайте слова. Больше рисуйте, чем пишите.
  • Стрелки, расположенные по центру, соединяйте с другими. Все что находится на карте, должно быть взаимосвязано. Ни один элемент не должен выбиваться из толпы - таким образом вы не упустите важных деталей. Ключевые стрелки прорисовывайте более насыщенными цветами.
  • Возможно вам потребуется включение временной шкалы. Тогда прошлое изображайте слева, а будущее — справа.
  • Значимую информацию заключайте в рамки и блоки.

Для того чтобы понять принцип создания интеллект-карты, достаточно представить себе дерево. Есть ствол и корни — это главная идея. Дальше идут толстые ветки, потом более тонкие.

Использование mind mapping в процессе учебы

Как использовать технологии интеллектуальных карт в обучении? Ведь понятно, что это отличный способ сделать нудный параграф 3Д-схемой!

В образовательном процессе интеллект-карты станут отличным подспорьем.

  • Фактически это презентация, нарисованная от руки. Объемный материал так легче представить перед аудиторией. С помощью стрелок и графических изображений легче донести до слушателей свою идею. Разобраться в большом количестве элементов. В изучении истории интеллектуальные карты могут стать настоящей палочкой-выручалочкой. Очень просто запутаться в огромном количестве дат, исторических событий, лиц, которые сыграли ключевые роли в развитии страны. В истории России интеллектуальные карты могут быть задействованы при изучении правящих династий.
  • Вы можете использовать mind map при подготовке очень объемных и сложных работ: курсовых, дипломных или просто рефератов. Здесь карта будет служить своеобразным графическим оглавлением.
  • Установите цель и следите за скоростью приближения к ней. Правильно распределяйте нагрузку.
  • У каждого из нас бывают случаи, когда после прочтения страницы книги в голове ничего не осталось или все перепуталось. Для таких случаев отлично подойдет использование карты ума.
  • Если вы работаете над творческим проектом, то можно применить принцип инкубации. Скорее всего, вы слышали, что лучшие идеи иногда приходят во сне. Если есть возможность, то отложите решение проблемы на завтрашнее утро. Если нет, то отвлекитесь на что-либо другое на несколько часов. Ваш мозг обязательно выдаст вам самое креативное решение.

Интеллектуальные карты в ДОУ

А как насчет самых маленьких? Ведь mind mapping должен однозначно привлечь ребенка своей яркостью и живостью образов.

Впервые использовать технологию интеллектуальных карт в развитии малышей предложил кандидат психологических наук Акименко. Он предложил применять их в области развитии речи дошкольников.

Четырехлетних детей можно включить в процесс игры с интеллектуальными картами. Детям понравится участие в создании карты. При этом процесс не должен стать нудным. Малышам должно быть весело, иначе они быстро заскучают. Для начала выбирайте самые простые понятия, с которыми ребенок давно знаком.

Пример интеллектуальной карты: предложите нарисовать ферму. В центре поместите жилье для животных, специальные машины для их обслуживания. По краям - самих жителей фермы.

Второй пример интеллектуальной карты. Можно учить с детишками времена года, описывать разные характеристики явлений и предметов. Это учит ребенка видеть причинно-следственные связи. Карта — отличный тренажер для развития логики.

Как работать с mind map родителям

Еще один пример, как должна выглядеть интеллектуальная карта для ребенка. После любого значимого в жизни малыша события - поездки на дачу или море, а также посещения родственников, вы можете создать с крохой mind map. Простой способ нужен для ознакомления крохи с ее основами.

В центре опишите или нарисуйте событие. По краям располагайте детали, приятные воспоминания, навыки, которые приобрел малыш. Для работы используйте маленькие фото, вырезки из журналов, детских рисунков, газет. Сохраняйте билеты, ищите небольшие природные материалы, которые можно использовать в работе.

При работе с интеллект-картами для дошкольников посредством ассоциаций малыши учатся более широко выражать свои мысли, развивается фантазия, пополняется словарный запас.

Ребенок учится основе анализа с помощью простых логических операций. Разбирается, как сравнивать предметы, делать самостоятельные выводы, классифицировать. Можно придумать множество игр с интеллектуальными картами.

Педагог Ушинский в своих трудах говорил об этом. Он говорил, что если целенаправленно учить маленького ребенка пяти разным понятиям, то вы не скоро добьетесь результата, но если эти понятия связать со знакомыми крохе картинками, то он очень быстро поразит вас результатом. Интеллектуальные карты для дошкольников эффективны при подготовке к дальнейшему обучению.

Принципы рисования карт

Не забывайте, что в процессе создания карты лист должен всегда располагаться горизонтально. Посередине изобразите идею или проблему. Первые, самые толстые ветки — под-идеи. Здесь должны быть ключевые понятия, ассоциации для быстрого запоминания. Не бойтесь использовать вещи, которые понятны только вам! Ведь наш мозг в ассоциативном мышлении абсолютно индивидуален!

От первого уровня пойдет второй. Если нужно, то нарисуйте и третий ярус.

  1. Не забывайте, что это творческий процесс, дайте мозгу расслабиться и выдать самую креативную информацию. Вы ведь замечали, что часто запоминается самая глуповатая и бессмысленная реклама? Возможно, для запоминания вам помогут самые нелепые на первый взгляд ассоциации.
  2. Если вы хотите с помощью интеллект-карты обозначить работу сотрудников над общим проектом, то выбирайте для каждого отдельного лица свой цвет. Хорошо работают желтый, красный, оранжевый. Более низкая скорость восприятия у голубого, коричневого, зеленого.
  3. На втором уровне не должно быть более 5-7 веток.
  4. Это творческий процесс, не пытайтесь в работе создать стандарт.
  5. Как уже говорилось выше, запоминаются утрированные примеры. Не бойтесь рисовать «веселые картинки».
  6. Не увлекайтесь сервисами, которых сейчас очень много в Сети. Лучше рисовать карту от руки, это стимулирует мышление.
  7. Образы на бумаге должны быть подкреплены эмоциями, это всегда лучше откладывается в памяти.
  8. Используйте систему иерархии. Все важное должно быть в центре, далее детали. Если нужно, то задайте веткам определенные номера.
  9. Слова записывайте в одну линию и строго по горизонтали. Постарайтесь все же использовать больше изображений, чем текста.
  10. Перед тем как начать использовать в своей деятельности такой способ структурирования информации, вы можете создать свой набор кодов. Например, лампочка может означать важное. Молния то, что нужно выполнить очень быстро.
  11. Важность ветки подчеркивайте более крупным шрифтом.
  12. Стрелки первого, второго, третьего уровней обводите в отдельные блоки. Между ними должна быть связь.

Использование на практике

С помощью карты можно собрать данные о предмете, который требует изучения. Информацию проще рассортировать на определенные блоки:

  • недостатки;
  • особенности;
  • свойства.

Практическое применение: нудный реферат замените красочной презентацией - и вы получите аплодисменты от слушателей.

Лайфхак для студентов. Нудную лекцию можете записать на диктофон, а в процессе прослушивания того, что рассказывает профессор, рисуйте! Так вы усвоите в три раза больше информации и точно не уснете на лекции.

В каких сферах еще можно применить

Они нужны везде, где нужно увеличить скорость мыслительного процесса, оптимизировать его и разбить на блоки, большой объем информации, дабы не утонуть в этом море.

  1. Проведение разнообразных мероприятий: свадеб, юбилеев.
  2. Создание структуры нового дела. Например, при создании бизнес-плана.
  3. Создание капсульного гардероба. Нарисуйте, как вы видите свой образ на бумаге. Перетрясите свой гардероб и отметьте вещи, которые есть и которые необходимо приобрести. Так вы убережете себя от лишних трат.
  4. Генеральная уборка в квартире перед приездом свекрови. Разбейте территорию жилища на блоки. Помните, что начинать убирать нужно сверху вниз. Сначала сметаете пыль с антресолей, потом моете полы. Чтобы ничего не упустить, нарисуйте карту.
  5. Планирование задач на день.
  6. С помощью карт будет легче подготовиться к экзаменам. Разбейте весь материал на блоки и двигайтесь. Трудный для запоминания материал проще откладывается в памяти, если придумать для него символы.
  7. Карты хороши для помощников руководителей, которым нужно организовать в течение дня множество встреч, совершить уйму звонков, напечатать гору бумаг.

Недостаток интеллект-карт

Если она создается для принятия решений, то у людей, которые по своей природе логики, может случиться ступор на одном из моментов. Создатель концепции предлагает записывать во время мозгового штурма все идеи, которые приходят в голову, даже если они иррациональны. Для этого нужно использовать интуицию. Что делать людям, которые постоянно анализируют и не могут расслабиться? Есть решение: записывайте все варианты, какими бы странными они ни казались, а в ветвь следующего уровня вписывайте последствия всех решений. Так людям с логическим типом мышления будет проще видеть полную картину.

Сервисы для интеллект-карт

Рисунки от руки в такой работе предпочтительнее, но есть люди, которым претит мысль об этом. Для них разработано множество программ для создания графических изображений на компьютере. Они имеют отличие в интерфейсе, дизайне, у некоторых есть возможность подключить To-do List. Есть платные и бесплатные версии.

Обратите внимание на сервис MindMeister. Его можно совместить с планировщиком Meistertask. Сервис бесплатный, но есть PRO-пакеты, которые дают большой спектр разных услуг. Ваши данные будут находиться на облаке, и вы можете не беспокоиться, что важная информация исчезнет или потеряется. Используя пароль, можно зайти и работать над картами с любого компьютера и любой точки земного шара. Интерфейс сервиса жизнерадостный, настраивает на позитив. Разработчики предлагают много красочных шаблонов.

Для создания интеллект-карт не нужны особые художественные навыки. Специалисты все же рекомендуют создавать их самостоятельно, рисуя изображение от руки. Создание интеллектуальных карт в программах может быть, так как многие привыкли держать информацию на цифровых носителях. Для некоторых людей смартфон или планшет стал верным другом и второй памятью. Что же, творить самостоятельно или использовать программы и шаблоны, уже нарисованные дизайнерами, решать вам.

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Сегодня для проведения семинара мне понадобятся помощники. Я прошу подняться на сцену 8 человек. Конечно, мне хотелось бы, чтобы среди них были учителя английского языка.

Перед вами лежат листы бумаги. Сейчас я назову слово, а вы, пожалуйста, изобразите первое, что придет на ум. И вы, уважаемые участники в зале, мысленно представьте образ, а потом сравним полученный результат.

Итак, слово “вода”. Изобразите то, что первое пришло на ум.

Посмотрим на результат. Поверните, пожалуйста, свои листы к актовому залу. Участники в зале, поднимите руку те, кто представил себе подобный образ.

СЛАЙД с изображениями.

Да, большинство из нас думает стандартно, шаблонами. Нам так привычнее, удобней, на все есть готовый ответ. К этому придут и наши дети, если мы с вами не поможем им. А пока они думают так:

11

Сократ сказал: “

I cannot teach anybody anything . I can only make them think”. Вот и мы с вами попытаемся сегодня применить эту истину к себе. Заставим себя думать по-другому, сделаем первый шаг на пути к новому мышлению, постараемся взглянуть на привычные вещи с другой стороны. В этом нам поможет сегодня “Метод интеллект-карт”, созданный американским учёным и бизнесменом Тони Бьюзеном. По-английски он называется "mind maps".

Буквально слово "mind" означает "ум", а слово "maps" - "карты". В итоге получаются "карты ума". В переводах книг Т. Бьюзена чаще всего используется термин "интеллект-карты", хотя по способу построения карты отражают процесс ассоциативного мышления, поэтому их уместнее было бы называть картами ассоциаций.
Метод интеллект-карт является практическим приложением теории радиантного мышления. От слова

Radiant – испускающий свет, лучи (лучистый).

Центральную идею этой теории лучше всего представить словами её автора: " Каждый бит информации, поступающей в мозг, ? каждое ощущение, воспоминание или мысль – может быть представлен в виде центрального сферического объекта, от которого расходятся десятки, сотни, тысячи и миллионы лучей. Каждый луч представляет собой ассоциацию, и каждая ассоциация, в свою очередь, располагает практически бесконечным множеством связей с другими ассоциациями. И это то, что мы называем памятью, т. е. базой данных или архивом. В результате использования этой многоканальной системы обработки и хранения информации мозг в любой момент времени содержит "информационные карты", сложности которых позавидовали бы лучшиекартографы всех времён, будь они в состоянии эти карты увидеть".

Перед вами изображения нейрона мозга и интеллект-карты.

Тони Бьюзен провел параллель между организацией мышления посредством интеллект-карт и устройством человеческого мозга: во– первых, сам нейрон выглядит как мини-интеллект-карта, во вторых, мысли на физическом уровне отображаются как деревья “биохомических” импульсов.

Интеллект-карты "представляют собой внешнюю "фотографию" сложных взаимоотношений наших мыслей в конкретный момент времени". Она отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области, которую мы рассматриваем.

Цели создания карт могут быть самые различные: запоминание сложного материала, передача информации, прояснение для себя какого-то вопроса. Их можно использовать в большом количестве разнообразных ситуаций: в профессиональной деятельности, в обучении, для индивидуального планирования и т. д.

Существуют также определенные правила создания интеллект-карт, разработанные Тони Бьюзеном, которые подробно описаны в его книге “

How to Mind Map ”. С основными правилами я вас сегодня познакомлю.

Правила создания интеллект-карт:

  • Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д.
  • Основная идея, проблема или слово располагается в центре.
  • Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки. Каждая главная ветвь имеет свой цвет.
  • Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т.д. порядка соединяются с главными ветвями.
  • Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева).
  • Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово.
  • Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове.
  • Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.

Сегодня мы с вами попытаемся создать интеллект-карты по системе Тони Бьюзена. Я приглашаю своих помощников к доске (разделить учителей, поднявшихся на сцену на 2 группы, в центре доски расположить символ воды, подписать словом “

water ”, заранее цветными маркерами нарисовать ветви, отходящие от слова).

Пожалуйста, запишите все слова, возникающие у вас в мозгу, связанные со словом “вода”, не забудьте, что вместо слова вы можете использовать рисунки или символы.

Наши карты готовы, они совершенно разные, у каждой группы возникли свои ассоциации со словом “вода”.

Пример созданной учителями интеллект-карты:

11

Вы можете задать мне вопрос: “А как же использовать интеллект-карты на уроках?”. Я не ставила перед вами сейчас определенной цели. Но если бы вами было выполнено задание по определенной теме, то стало бы понятно, что перед вами лежит план– схема вашего рассказа. Например, составьте интеллект-карту по теме: “Круговорот воды в природе” или “Роль воды в жизни на земле”. Но даже с теми интеллект – картами, которые создали вы можно работать. Задание учителям английского языка: “Составьте рассказ по теме “Вода”.

Спасибо за прекрасные эссе.

Почему я считаю возможным использование интеллект-карт на уроках английского языка? Мыслительную карту можно описать как ассоциативную сеть, состоящую из образов и слов. А ведь именно слово является главной единицей любого языка. Основным, на мой взгляд, при изучении иностранного языка, английского в частности, является наличие хорошего словарного запаса, то есть знание и владение большим количеством слов по разным темам.

Учащийся сам вспоминает или находит слово, что активизирует процессы памяти и мышления.

Представляя каждое слово в виде картинки, он использует сложный букет навыков, характерных как для левого, так и для правого полушария мозга. Использование картинок и образов облегчает перевод, понимание и запоминание значения слова.

Любая вещь, представляющаяся необычной, красочной или забавной, намного легче запоминается и быстрее всплывает в уме, чем вещи банальные и скучные (для этого используются разные цвета и рисунки). Именно на этом и основывается чудодейственная сила умственных карт.

Таким образом, в создании мыслительных карт задействованы воображение, творческое и критическое мышление, и все виды памяти: зрительная, слуховая, механическая, что и позволяет запоминать слова.

Я использую интеллект-карты на своих уроках для:

1) работы с лексическим материалом:

  • введение новой лексики
  • закрепление новой лексики
  • контроль лексики.

2) работы с грамматическим материалом.

Можно составлять мыслительные карты по изученному грамматическому материалу с целью его усвоения и запоминания.(простейшие интеллект-карты по грамматическому материалу можно встретить в учебнике

Happy English . ru )

3) работы с текстовым материалом.

Составление планов пересказов текстов в виде мыслительных карт и т. д.

4) обучения устному монологическому высказыванию при помощи вербальных опор.

Мыслительная карта выступает в качестве вербальной опоры высказывания. Эффективно использовать карты при подготовке к экзамену, так как на запоминание и повторение информации тратится меньше времени, её воспроизведение становится более осмысленным.

5) При подготовке к ЕГЭ в части С.

6) представления результатов проектной деятельности.

Можно изобразить в виде мыслительной карты весь процесс создания проекта, либо только результаты проекта, новые идеи и т. д. А затем во время представления проекта поясняется всё то, что изображено на карте.

В современном мире с большим потоком информации, применение интеллект-карт в обучении школьников может дать огромные положительные результаты, поскольку дети учатся выбирать, структурировать и запоминать ключевую информацию, а также воспроизводить её в последующем. Мыслительные карты помогают развивать креативное и критическое мышление, память и внимание школьников, а также сделать процессы обучения и учения интереснее, занимательнее и плодотворнее.

По-моему, создание интеллект-карт будет эффективным и интересным методом обучения на любом уроке.

Например:

  • темы на уроках истории содержат много материла: различные исторические факты, даты, сведения об исторических личностях, что является сложным для усвоения и запоминания учащимися. Но с помощью мыслительных карт можно запомнить и классифицировать большое количество информации. Например, по теме “Великая Отечественная война” можно нарисовать карту, где ветвями первого порядка будут являться основные сражения, Сталин, Блокада Ленинграда, Гитлер и т.д.;
  • на уроках литературы можно составлять карты о писателях, которые могут включать в себя их основные произведения, ассоциации к ним, строки из стихотворений, крылатые выражения, биографию писателей и т.д.;
  • на уроках биологии можно составлять карты по темам: “Птицы”, “Растения”, “Животные”, “Системы организма человека” и т.д.

Учащиеся могут

, как сами составлять интеллект-карту, так и с помощью учителя. Учителю лучше заранее самому составить свою интеллект-карту, чтобы не забыть те или иные важные моменты при изучении темы. Карту можно составить как в ручную, так и с помощью компьютерных программ, которых большое количество и среди них вы можете найти бесплатную версию.

Сегодня я покажу вам, как легко можно составить интеллект-карту с помощью программы

iMindMap . Получаются красочные карты, и вы с легкостью можете их сохранить для уроков или вставить в презентацию по новой теме.

Пример составления интеллект-карты по теме

My friend ” с помощью программы
iMindMap .

11

11

Более подробную информацию о радиантном мышлении, Методе интеллект-карт и способах их применения вы можете прочитать в Книгах Тони Бьюзена.

Творите сами и вместе с детьми!!!

Интеллект карта – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизированной, визуальной (графической) форме.

Mind-maps (термин может переводиться как «интеллект карты», «карты ума», «карты мыслей», «карты мышления», «ментальные карты», «карты памяти» или «карты разума») – информация, изображаемая в графическом виде на большом листе бумаги. Она отражает связи (смысловые, причинно-следственные, ассоциативные и т.д.) между понятиями, частями и составляющими рассматриваемой области. Это понятнее, чем привычное изложение мыслей словами в письменном виде. Ведь словесное описание порождает массу лишней информации, заставляет наш мозг работать в несвойственной ему манере. В итоге это приводит к потере времени, к снижению концентрации и к быстрой утомляемости.

Хотя первые примеры создания интеллект карт можно встретить в научных трудах, созданных еще столетия назад, широкое их применение началось во второй половине двадцатого века благодаря английскому психологу Тони Бьюзену. Бьюзен систематизировал использование ментальных карт, разработал правила и принципы их конструкции и приложил массу усилий для популяризации и распространения этой технологии. Из 82 книг написанных Бьюзеном и посвященных этой тематики самой известной является - «Научите себя думать» - она входит в перечень 1000 величайших книг тысячелетия.

Эффективность интеллект карт объясняется тем, что мыслительные процессы проходят похожим образом. Мозг человека состоит из нейронов, которые соприкасаются между собой отростками – дендритами. Различные образы стимулируют различные группы нейронов и связи между ними. Можно представить интеллект карты как фотографию сложных и витиеватых взаимоотношений наших мыслей, которые дают нашему мозгу возможность упорядочить и детализировать объекты и явления. При использовании ментальных карт мы как бы пытаемся нарисовать свое мышление.

Цель создания карты мыслей – навести порядок в голове, получить целостную картину и отыскать новые ассоциации. Тони Бьюзен считает, что интеллект карты помогают лучше управлять мыслительными процессами и дают большую свободу мысли.

Интеллект карты сегодня составляют предприниматели, преподаватели, ученые, дизайнеры, инженеры и люди многих других специальностей. И это понятно, ведь создание интеллект карт помогает к решению любой проблемы подойти более осмысленно, разложив ее по полочкам. Тем более что применение интеллект карт возможно в различных сферах нашей жизни. На западе, среди успешных людей, интеллект карты уже давно получили популярность. Вот пример интеллект карты миллиардера Ричарда Брэнсона :

Область применения интеллект карт

Ментальные карты можно использовать для планирования собственной жизни

Довольно-таки часто в большом объеме информации мы не видим картины в целом, а составление плана в виде ментальной карты помогает вернуть целостное видение ситуации. Можно планировать проекты, начиная с организации какого-либо праздника и заканчивая проектом открытия собственного дела . Можно составлять планы на жизнь, год, месяц, неделю, день, расставляя дела по приоритетам и затрагивая всевозможные аспекты жизни. Планирование бюджета с помощью интеллект карт помогает расставить приоритеты по важности трат, легко отслеживать его выполнение и вносить коррективы.

Интеллект карты помогают принять правильное решение

В процессе принятия решений , в случае дилеммы - «ехать – не ехать», «покупать – не покупать», «менять работу – не менять»… интеллект-карты помогают более взвешенно подойти к этим вопросам:

  • Карты ума позволяют на одном листе собрать всю необходимую информацию, относящуюся к решению проблемы, и окинуть ее одним взглядом.
  • Карты ума не дают упустить из виду все минусы и плюсы того или иного решения.
  • Карты ума активизируют ассоциативное мышление, которое позволяет увидеть важные факторы, упущенные при традиционном анализе.
  • Плюс ко всему использование в ментальных картах образов и цветов активизирует интуицию, а это так же может оказать влияние на правильность принимаемых решений.

Составление интеллект карт поможет вам подготовиться к презентации и убедить аудиторию

Как идет подготовка к презентации? Человек читает статьи и книги, … делает из них выписки… Чтобы не запутаться в многообразии собранного материала – полезно структурировать его в виде интеллект карт. По ходу выступления интеллект карты, простым вычеркиванием или добавлением веточки, позволяют сократить или расширить выступление. Грамотно составленная карта ума, помогает не сбиться и не потерять основную мысль, при этом удерживая общую картину речи.

Преимущества интеллект карты перед текстовым планом очевидны: десять ключевых слов запомнить намного проще, чем десять страниц текста; оратора вооруженного ментальной картой презентации сбить с мысли вопросами или чем-то еще практически невозможно; интеллект карту можно представить как наглядный пример (слайды, плакаты), так слушатели лучше запомнят основную идею и меньше будут отвлекаться, глядя по сторонам; в завершении презентации распечатанные экземпляры ментальных карт можно использовать как раздаточный материал.

Очень выгодно и полезно использовать карты ума для обучения

При конспектировании лекций, написании курсовых работ (рефератов, дипломов, диссертаций), анализе, понимании и запоминании больших объемов информации использование ментальных карт просто необходимо. Информация, изложенная в форме привычных конспектов (кипа исписанных листов, друг от друга внешне ничем не отличающихся) ведет к большим временным потерям. На запись, а в дальнейшем на поиск и прочтение необходимой информации уходит много времени. А вот составление интеллект карт помимо того, что способствует лучшему усвоению и запоминанию текста, еще и влечет за собой развитие творческого и креативного мышления , являясь своеобразной зарядкой для ума. В предыдущей статье «Для тела – аэробика, а для ума – нейробика », уже говорилось, что привычные и однообразные дела приводят к невозможности сконцентрироваться на новом материале, к снижению умственных способностей и ухудшению памяти. А что для студента конспектирование лекций? Однообразное и скучное занятие.

Помню когда писал дипломную работу, из-за не очень хорошей детализации структуры, порой возникали моменты непонимания дальнейших действий. Наверняка в такое тупиковое положение часто попадают люди пишущие тексты без предварительной наброски плана. Интеллект карта помогает вырваться из творческого тупика, она как скелет, на который наращивается весь остальной текст.

Интеллект карта , по которой Тони Бьюзен написал книгу - «Научите себя думать»:

Интеллект-карта – хороший инструмент для увеличения эффективности мозгового штурма

Для работы в команде Тони Бьюзен предлагает использовать коллективные интеллект карты. Когда нужно сгенерировать идею или разработать творческий проект, принять групповое решение и смоделировать совместное управление проектами, ну или для того, чтобы проанализировать результаты деятельности – используйте метод составления коллективных интеллект карт.

Индивидуальные ментальные карты становятся частью коллективных карт мыслей, являясь достигнутым внутри группы графическим воплощением консенсуса.

По словам Бьюзена этот метод отличается от обычного мозгового штурма, когда руководитель группы, записывает предлагаемые сотрудниками ключевые идеи - «На деле это сильно мешает работе, потому что каждое озвученное перед коллективом предложение ведет к использованию привычных шаблонов, опосредованности потоков мыслей в мозгу участников, движущихся к тому же часто в одном и том же направлении ».

Правила составления ментальных карт

Фрагмент из книги Тони Бьюзена «Супермышление», в котором автор описывает технологию создания интеллект-карт:

Используйте эмфазу

Ассоциируйте

  • Используйте стрелки, когда необходимо показать связи между элементами ментальных карт.
  • Используйте цвета.
  • Используйте кодирование информации.

Стремитесь к ясности в выражении мыслей

  • Придерживайтесь принципа: по одному ключевому слову на каждую линию.
  • Используйте печатные буквы.
  • Размещайте ключевые слова над соответствующими линиями.
  • Следите за тем, чтобы длина линии примерно равнялась длине соответствующего ключевого слова.
  • Соединяйте линии с другими линиями и следите за тем, чтобы главные ветви карты соединялись с центральным образом.
  • Делайте главные линии плавными и более жирными.
  • Отграничивайте блоки важной информации с помощью линий.
  • Следите за тем, чтобы ваши рисунки (образы) были предельно ясными.
  • Держите бумагу горизонтально перед собой, предпочтительно в положении «ландшафт».
  • Старайтесь все слова располагать горизонтально.

P.S. В интернете существует большое количество как онлайн сервисов для разработки карт ума, так и приложений под различные платформы.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

В основе создания интеллект-карт лежит процесс радиантного мышления. Суть его заключается в следующем: берется какая-то определенная основная тема, а затем от нее, как лучи от солнца или ветви от ствола дерева, строятся различные идеи, так или иначе связанные с основной темой. Устанавливаются также связи между различными ветвями. Каждая новая идея (ветвь) становится исходной точкой для продолжения этого процесса, то есть вновь от нее отходят связанные с ней идеи. В принципе, этот процесс может быть бесконечным. Вот некоторые простые правила, которые описывают такой процесс мышления.

Итак, мы решили нарисовать интеллект-карту. Последовательность наших действий такова:

1.Берем лист бумаги формата А4 или А3 и цветные карандаши, ручки или фломастеры.

2. Кладем лист горизонтально и в его центре картинкой или одним-двумя словами обозначаем основное понятие или анализируемую проблему (бизнес-план, отдых летом, здоровый образ жизни, кредит в банке, план выступления, содержание статьи, повестка дня и т.д.) Обводим это понятие в рамку или в кружок.

3.От центрального объекта рисуем в разные стороны ветви – основные связанные с ним понятия, свойства, ассоциации, аспекты. Ветви рисуем цветными. Подписываем каждую одним-двумя словами, разборчиво, желательно даже печатными буквами. Рисуя интеллект-карту, применяем, как можно больше цветов и как можно чаще используем рисунки.

4.От каждой ветви рисуем несколько более тонких веточек – развитие ассоциаций, уточнение понятий, детализация свойств, конкретизация направлений.

5.Смысловые блоки отделяем линиями, обводим в рамку (не забываем про цвета).

6.Связи между элементами интеллект-карты показываем стрелками (тоже разного цвета и толщины).

Итак, резюмируем: вы начинаете с основной темы, задаете наиболее важные общие идеи, относящиеся к ней, и располагаете их как ветви вокруг нее, а затем развиваете эти темы в под-ветви (ветви 2, 3 и т.д. порядков), на которых помещаете ваши идеи или ключевые слова.

Для создания интеллект-карт можно воспользоваться программой Free Mind , входящей в состав репозитория AltLinux. Подробнее о программе можно прочитать на странице .

Примеры интеллект-карт: