Пассажирский автотранспорт

Изучаем букву а конспект занятия. Урок чтения УМК "Начальная школа XXI века"

Оборудование: звучащие игрушки: гармошка, барабан, свисток, бубен, дудочка. Игрушки: кукла, собачка. Плоскостной театр: лиса колобок. Шапочки птички. Предметные картинки: аист, ананас, собака, банан, мак, луна, пила.

Ход занятия

1. Оргмомент. Игра «Угадай, на чём играю». Развитие слухового внимания.

Педагог знакомит детей с музыкальными инструментами. Показывает, как они звучат. Убирает инструменты за ширму. Сыграв на одном из них, просит детей отгадать, на чём он играл. (Игра повторяется 5-7 раз.)

2. Уточнение движений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звука «А». Добиваться умения спокойно открывать рот и держать его в таком положении несколько секунд.

Игра «Кормление птенцов». Дети надевают на головы шапочки-птенчики, садятся вокруг педагога.

Педагог. «Вы - мои птенчики. Я принесла вам червячков и буду вас кормить». Дети открывают рты, удерживая его в таком положении до 4-6 секунд. Время удержания постепенно увеличивается. Язычок лежит внизу, кончик языка упирается в нижние зубы. Горлышко гудит а-а-а. Педагог предлагает детям побегать «,полетать» по группе, а затем повторить упражнение.

3. Произношение звукоподражаний. Используется плоскостной театр.

Это лиса, а это кто?

Это колобок.

Что сделала лиса?

Ам, ам и съела колобка.

Лису увидела собачка, залаяла на неё: ав, ав, ав.

Лиса испугалась и убежала.

Услышала Ляля, как лает собачка, громко заплакала: а-а-а-а.

Пришла мама и успокоила Лялю. Она тихо пропела ей.

Ааа-а,ааа-а,ааа-а.

Как плакала Ляля?

Как баюкала её мама?

Дети без крика и надрыва произносят: ааа-ааа-ааа.

Педагог предлагает уложить Лялю спать. Дети укладывают куклу в кроватку и баюкают её.

4. Знакомство с термином «звук» и символом звука «а». педагог объясняет, что «а» -звук его можно петь и тянуть, поэтому его называют гласным. Когда мы произносим звук «а» ротик широко открыт и губки рисуют большой круг. Педагог показывает артикуляцию звука «а» и его символ.

5. Различение звука «а» среди других звуков. Дети должны поднять символ, услышав звук «а».

6. Физминутка. Игра на развитие слухового внимания «Солнце и дождик». Под редкие удары бубна дети спокойно ходят по группе, греются на солнышке. На частые удары убегают от дождя.

7. Чёткое проговаривание слов с ударным гласным звуком «а». Называются слова и выставляются картинки: аист, ананас, собака, банан, мак, астра, луна.

8. Учить находить слова со звуком «а».

Игра «магазин игрушек». Перед детьми выставляются игрушки.

Покупаются игрушки только со звуком «а».

9. Назвать игрушки купленные детьми во множественном числе.

Итог занятия.

С каким звуком познакомились?

Как он называется?

Покажите символ звука «а». Назовите слова со звуком «а». Оценка работы детей.

Бандурина Т.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

г. Нижневартовск детский сад №80 «Светлячок»

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе

Звук и буква А

Воспитатель:

Перевозчикова Альбина Акрамовна

г.Нижневартовск

Задачи.

Коррекционно-обучающие:

  • познакомить с буквой и звуком «А» и их отличительными признаками;
  • учить давать характеристику гласному звуку;
  • выделять звук голосом, определять место звука в слове;
  • писать печатную букву «А».

Коррекционно-развивающие:

  • способствовать развитию звуко-буквенного анализа и фонематического слуха через игры «Сигнальщики», «Кто внимательный», «Четвертый лишний», «Где спрятался звук»;
  • развивать зрительное восприятие через зрительную гимнастику и игру «Найди и обведи все буквы «А»;
  • память и речь через полные ответы на вопросы по стихотворению и запоминание слов со звуками «А», которые встретятся в тексте;
  • внимание и логическое мышление через дидактические игры;
  • моторику через написание и обводку буквы «А», и физминутку.

Коррекционно-воспитывающие:

  • воспитывать усидчивость и аккуратность при выполнении заданий.

Словарь. Звук, буква, речевой, неречевой, гласный.

Оборудование.

Раздаточный материал:

  • игра Сигнальщики – карточки
  • красный карандаш;
  • карточка – напиши букву
  • карточка – найди и обведи все буквы «А» карточка – обведи картинки, в словах которых есть звук «А»
  • игра «Где спрятался звук» красный квадрат.

Интеграция образовательных областей.

Методические приемы

Ход занятия.

Организационный момент.

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое!

Здравствуйте, мои друзья!

Всех вас рада видеть я!

Характеристика звуков.

Ребята, сегодня с вами отправиться с ним в страну звуков и букв. В стране букв и звуков есть школа, в которой каждый кто захочет может научиться читать и писать. В мире много разных звуков, шумит дождь, дятел стучит по дереву своим клювом, в листьях пыхтит ежик, звонит телефон, говорят люди. Все звуки можно разделить на речевые и неречевые. К неречевым звукам относятся звуки окружающего мира, а звуки, которые мы слышим, когда говорит человек, называется речевыми.

Сигнальщики.

Медведь с ежиком хотят проверить запомнили ли вы какие бывают звуки и предлагают поиграть в игру сигнальщики. Если вы слышите речевой звук, вы поднимаете карточку с изображением феи, а если звук не речевой, вы поднимаете карточку с изображением ежика. Во время игры педагог интересуется, почему ребята подымают именно эту карточку.

Знакомство со звуком «А».

Сегодня мы с вами познакомимся с речевым звуком «А». Посмотрите, когда я произношу звук «А», мои губы в спокойном состоянии, рот широко открывается, язычок лежит во рту спокойно, горлышко «работает» (для контроля за работой голосовых связок дети кладут руку на горлышко). Я могу петь этот звук, моему голосу ничего не мешает. Звуки, которые мы можем петь, называют гласными звуками. Гласные звуки мы обозначаем красным квадратом.

Дыхательное упражнение

Давайте все вместе глубоко вдохнем через нос, а выдыхая произнесем звук «А» широко открыв рот, сначала тихо, А…, затем громко, А…. Повторить 4-5 раза

Какие звуки называют гласными?

Звуки, которые мы можем петь, как называются?

Каким цветом мы обозначаем гласные звуки?

Составление предложений по опорным картинкам.

Устали, давайте немного отдохнем и вспомним, какое сейчас время года?

Дети: Осень.

Педагог: А почему вы так думаете?

Дети: На улице холодно, птицы собираются в стаи, листья желтеют, день становится короче.

Пальчиковая гимнастика «Улетают, улетели» Е. Благинина

Педагог: Давайте мы с вами поиграем в игру «Улетают, улетели».

Скоро белые метели Вращают кисти рук

Снег подымут от земли. Опускают кисть руки и подымают

шевеля пальчиками

Улетели журавли! остальными машут, как крыльями

Не слыхать кукушки в роще, Ладони ставят за ухо и

поворачивают голову в стороны

И скворечник опустел. Кончики пальцев соединяют

Изображая крышу дома

Аист крыльями полощет – Большие пальцы соединяют

Улетает, улетел. остальными машут, как крыльями

Лист качается узорный Ладони соединяют и наклонят их

в стороны

В синей луже на воде. Ладони присоединяют ребром

друг к другу, ладошками вверх

Ходят грач с грачихой черные Указательный с средний пальцы

В огороде, по гряде. шагают по столу

Осыпаясь, пожелтели Пальцы в разные стороны,

большие пальцы крест на крест

Солнца редкие лучи Пальцы соединяются и

опускаются

Улетают, улетели, Большие пальцы соединяют

Улетели и грачи. остальными машут, как крыльями

О каких птицах говорится в стихотворении?

Дети: В стихотворении говорится о граче, скворце, кукушке, журавле и аисте.

Педагог: Название какой птицы начинается со звука «А»?

Дети: Аист начинается со звука «А».

Кто внимательный

Аист хочет с вами поиграть в игру «Кто внимательный». Послушайте внимательно стихотворение и запомните все слова со звуком «А», которые вы услышите.

Аист азбуку учил,

И пятерку получил.

И сегодня без подсказки,

Сам себе читает сказки.

Какие слова со звуком «А» вы услышали и запомнили? При необходимости педагог читает стихотворение второй раз.

Давайте вспомним, о ком говорилось в стихотворении?

Что делал аист?

Что получил аист?

Чему научился аист?

Физминутка «Аист»

Дети вместе с педагогом шагают, высоко поднимая ноги, руки на поясе.

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

Аист бодро отвечает:

Топай правой ногой,

Топай левой ногой,

Снова – правой ногой,

Снова – левой ногой,

Потом – правой ногой,

Потом – левой ногой,

Вот тогда придешь домой.

Интерактивная игра «Четвертый лишний»

Ребята, аист предлагает поиграть в игру «Четвертый лишний», но чтобы правильно найти ответ, помните, что мы находимся в стране букв и звуков.

Подумайте, какая картинка лишняя, если здесь нарисованы: арбуз, зонт, автобус, апельсин.

Дети: Лишняя картинка зонт, потому что арбуз, автобус и апельсин начинаются со звука «А», а зонт, со звука «З».

Педагог: На этой карточке нарисованы: ананас, часы, волк, бабочка.

Дети: Лишняя картинка волк, потому что в словах ананас, часы, бабочка есть звук «А», а в слове волк, его нет.

Самостоятельная работа «Найди и обведи».

Аист приготовил для вас еще одно задание. Обведите на карточках картинки, в словах которых есть звук «А» \. Дети выполняют задание самостоятельно, после чего идет проверка на экране.

Где спрятался звук?

Ребята сорока тоже хочет с вами поиграть, она очень любит играть в игру «Где спрятался звук?». Если в слово начинается со звука «А», то она берет красный квадратик в клюв. Аааааарбуз

Если звук «А» находится в середине слова, то квадратик сорока берет крылышком. Баааааант.

А если слово заканчивается звуком «А», то она держит его на хвостике. Кошкааааа.

Самостоятельная работа детей с проверкой на экране. Карточки для игры

На что похожа буква «А».

У всех речевых звуков есть символическое обозначение БУКВА. Звуки мы слышим, и произносим, а буквы мы видим и пишем. А сейчас садитесь поудобнее, я познакомлю вас с буквой «А».

А шагает по дорожке,

Широко расставив ножки.

Буква может убежать,

Надо ножки ей связать.

А вдруг в горку превратилась

И тихонько покатилась.

Как запомнить букву эту?

А похожа на ракету.

Отправляется в полет,

Да и нас с собой зовет.

Показ написания буквы «А»

Посмотрите, как пишется буква «А». Буква «А» начинают писать с нижнего левого угла, поднимаются вверх к середине квадрата, а затем опускаются в правый нижний угол. После этого в середине квадрата соединяют линией две наклонные палочки.

Напиши букву «А»

Ребята, а сейчас попробуйте сами написать букву «А» по клеточкам

Зрительная гимнастика «Веселая буква».

Ребята буква «А» хочет снами поиграть, кувыркаться и перемещаться, прямо как акробат в цирке. Давайте внимательно последим глазками за нашей буквой. Дети наблюдают за появлением буквы и её перемещением на экране, тем самым выполняя зрительную гимнастику. Пока мы наблюдали за буквой, наши глазки не отдыхали, а выполняли зрительную гимнастику. Теперь им надо отдохнуть, поморгайте глазками (3 сек), закройте (5 сек). Выполняют упражнение 3 раза.

Найди и обведи все буквы «А»

А сейчас возьмите красный карандаш и обведите все буквы «А», которые вы видите на листочке. После выполнения задания дети проверяю себя на экране.

Итог занятия.

О каком звуке и букве мы сегодня говорили. Что показывает нам мишка? Давайте вспомним, букву мы …, а звук … Звук «А» это какой звук? Каким цветом мы его обозначаем? Молодцы вы сегодня справились со всеми заданиями, многое узнали, а что вам особенно запомнилось?

Ну вот и пришла пора возвращаться, в следующий раз мы еще отправимся в страну букв и звуков за новыми знаниями, а сейчас до свидания.


Программное содержание:

— познакомить со звуком и буквой А;

— развивать артикуляционную и пальчиковую моторику. Развивать фонематические процессы: различение звукоподражаний и бытовых шумов, выделение изолированного звука А среди других, выделение звука в начале слова. Развивать конструктивный праксис, зрительное восприятие;

— воспитывать познавательный интерес через игровые моменты.

ОБОРУДОВАНИИЕ: ноутбук, компьютерная игра «Учимся говорить правильно» из серии «Скоро в школу»; символы гласных звуков, фотоальбом; картинка-сюрприз; индивидуальные зеркала; сюжетные картины для звука А; предметные картинки, названия которых начинаются на звук А и другие звуки; буква А; «Волшебные» квадраты по числу детей.

ЛИТЕРАТУРНЫЙ РЯД: стихотворение о букве А.

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент.

— Ребята, кто из вас любит играть в компьютерные игры. Сегодня я принесла Вам интересную игру, в нее могут играть только очень внимательные ребята. Кто из вас внимательный?

(Дети вместе в логопедом садятся перед компьютером. Игра на дифференциацию звукоподражаний, бытовых шумов и звуков природы. Дети участвуют в игре по очереди).

II. Сообщение темы занятия.

— Ребята, сейчас вы внимательно слушали и угадывали звуки, которые можно услышать на улице, звуки, которые издают предметы и животные. А вот сейчас к нам в гости придет звук, который не могут издавать предметы и животные, его может произносить только человек. Встречайте, ребята, к нас пришел звук А. Он очень любит петь и при этом очень широко открывает рот.

(Выставляется символ звука А).

— Ребята, звук А очень хочет с Вами познакомиться и подружиться. Он пришел к нам не с пустыми руками, а принес с собой сюрприз — картинку, но не хочет ее просто так отдавать, а хочет с Вами поиграть. Звук А приготовил для Вас интересные задания и за каждое выполненное задание он будет давать Вам по одной части картинки. А когда вы выполните все задания, сможете собрать картинку.

III. Знакомство с символом звука А.

— Друзья обычно показывают друг другу альбомы с фотографиями. Вот и звук А принес нам свой альбом, давайте его посмотрим: здесь фотографии звука А и его друзей. Давайте найдем фотографии звука А.

(Совместное рассматривание альбома с детьми)

— Молодцы, Вы нашли все фотографии звука А. За это вы получаете одну часть сюрприза – картинки.

IV. Сопряженная гимнастика.

— А сейчас звук А хочет научить нас петь так же как он, для этого нужно потренировать ниши губы, а помогут нам наши пальчики. Мы выполним упражнение «Птенчики в гнезде».

А) «Гнездо»;

Б) «Птенчики».

V. Характеристика звука А перед зеркалом.

(У каждого ребенка индивидуальное зеркало).

— Сейчас мы научимся также широко открывать рот так же, как звук А: рот широко открыт, похож на круг, язык спокойно лежит внизу за нижними зубками, песенка тянется, преград не встречает, гласная.

— Молодцы, ребята, здорово у Вас получается петь, как звук А. За это вы получаете еще одну часть картинки.

VI. Звукоподражания.

— Звук А очень важный, нам без него никуда: — Что просит сказать врач, когда смотрит горлышко? (Аааа), — Как мама укачивает малыша? (Аааа)

VII. Развитие фонематического слуха.

А) выделение звука из ряда других: «Похлопаем звуку А»:

— А сейчас звук А хочет для нас спеть, а мы, когда услышим его песенку, будем ему хлопать, а если Вы услышите другие звуки, то хлопать не надо.

— Молодцы, за то, что Вы были такими внимательными слушателями звук А дарит Вам еще одну часть картинки.

Б) выделение звука из начала слова: «Подарим звуку А открытки»:

— А теперь мы сделаем подарок для звука А. Мы подарим ему открытки. Нужно выбрать только те, на которых нарисованы предметы, название которых начинается на звук А.

— Звуку А очень понравились Ваши открытки, за это он дарит Вам еще одну часть картинки.

VIII. Знакомство с буквой А.

А) анализ внешнего вида буквы:

— А откуда же к нам пришел звук А? У него есть домик, он там живет, и домик этот называется – буква А. Вот он.

(На доску выставляется буква А. Дети высказывают свои мнения, на что поход домик у звука А. Затем взрослый знакомит всех со стихотворением):

«А» шалашик, посмотри,

И скамеечка внутри.

Б) конструирование буквы А из «Волшебного квадрата»:

— А давайте построим для звука А домики – Буквы А. Строить мы будем из треугольников и полосок такую же букву А, как на открытке.

— У Вас получились замечательные буквы А. Вот Вам еще одна часть картинки.

В) узнавание буквы А на сюжетной картине:

— Звуку А очень понравилось с вами играть, но ему пора возвращаться домой, и вот его последнее задание: нужно проводить нашего нового друга до дома – найти все его домики – буквы А на этой картинке.

(Дети встают со своих мест, подходят к сюжетной картине и каждый находит по одной букве).

— Молодцы, ребята, Вы справились со всеми заданиями и у Вас все части картинки – сюрприза, давайте ее соберем. Давайте поблагодарим нашего гостя и проводим его.

IX. Итог занятия.

(Итог занятия проводится на основе собранной картинки, на которой изображена буква а и аист)

— Какой звук к нам сегодня приходил в гости?

— Как называется домик звука А?

— Какой веселый стишок мы сегодня узнали про букву А?

— А почему на этой картинке наш новый друг нарисовал аиста?



И мы стараемся делать всё возможное, чтобы так оно и было. Но все детки разные — каждый обладает своим темпераментом и отличительными чертами характера, наделён от рождения свойственными только ему способностями и, соответственно, развитие каждого малыша проходит по своему уникальному пути.

Сегодня я хотела бы затронуть очень важную тему знакомства ребёнка с буквами — ведь как без них научиться читать. Некоторым деткам процесс изучения и запоминания алфавита даётся очень легко, и они плавно и также без особых усилий переходят непосредственно к чтению. Но так происходит не у всех малышей. Бывает, что ребёнок никак не может запомнить буковки, да и просто не проявляет желания этим заниматься. Примерно так было у нас.

Наша история

На мой взгляд, мы с сынишкой довольно поздно приступили к знакомству с алфавитом — примерно с 4,5 лет. А всё потому, что долгое время у меня никак не получалось заинтересовать своего малыша буквами. Скорее всего, причины этого скрывались в его непоседливом нраве и склонности к подвижному образу жизни.

Нам всегда довольно тяжело давались игры и занятия на развитие , которые требовали усидчивости, пусть и не очень продолжительной. Даже будучи маленьким, он всегда отдавал предпочтение , освоению спортивных комплексов и беговым занятиям. Думаю, многие мамы мальчиков, да и некоторых девочек тоже, сталкиваются с такими трудностями.

Мне зачастую приходилось буквально на ходу придумывать развивающие моменты и между делом, незаметно вплетать их в любимые занятия сына. Поэтому пока сынишка был маленький, буквы никак не вклеивались в нашу познавательную среду. Хотя я всё равно не оставляла попытки заинтересовать своего непоседливого малыша буквами родного алфавита.

Звуковой плакат «Говорящая азбука»

Наши «буквенные» дела немного сдвинулись вперёд, когда в подарок на своё 3-летие сынишка получил звуковой плакат «Говорящая азбука». Думаю, что сейчас такая азбука есть у многих малышей. Сынок сначала заинтересовался новой интересной вещицей, но вскоре перестал обращать на неё внимание. Возможно, ещё не пришло время, а, может быть, он просто тогда не до конца понял смысл этого «говорящего» предмета. После этого мы решили пока убрать азбуку-плакат с видного места, но оставили её в зоне доступа ребёнка.

Через какое-то время сынишка сам начал периодически её доставать, включать и играть с ней. Причём любил он это делать один, без нашего участия. И с тех пор как-то само собой процесс пошёл.

Вскоре после «Говорящей азбуки» у нас появился набор деревянных букв «Алфавит». Замечательный набор! Как много раз он нас выручал в занятих и играх. Мы составляли из них слова, использовали в игровых квестах, обводили их и вырезали, а потом украшали буковки-заготовки различными творческими техниками, да ещё много других занятных идей осуществили с их помощью.

Появился у нас этот набор также в раннем возрасте, но, в отличие от «Говорящей азбуки», сынок довольно часто открывал коробочку с буквами, рассматривал их и изучал на ощупь, искал такие же буквы на плакате с алфавитом. И в этом случае также больше предпочитал самостоятельно с ними заниматься. Лишь иногда приглашал меня поиграть вместе с ним — и мы составляли разные простые известные ему слова. Первое выложенное нами слово, конечно, было имя сынишки.

Имеются у нас и кубики с буквами, но играть с ними по назначению сынишке почему-то не особо нравилось — он больше возводил из них разные постройки. Хотя, на мой взгляд, буквенные кубики — отличная возможность в простых игровых ситуациях познакомить малыша с алфавитом с самого раннего возраста.

Наш набор кубиков «Буквы» выглядит вот так:

Кубики деревянные, очень гладкие, с закруглёнными углами, с яркими цветными буквами — вполне достойный выбор для игр и занятий с малышами.

Книги — помощники

Считаю, что одним из значимых толчков к активному освоению сыном алфавита, стало появление у нас замечательной книги Георгия Юдина «Букварёнок» (Лабиринт , Озон ). В книге есть всё, что может привлечь внимание ребёнка:

  • крупные отчётливые буквы;
  • интересные ассоциации;
  • примеры звукоподражаний;
  • коротенькие смешные и занятные рассказы, связанные с каждой буквой;
  • краткая история изобретений и появления разнообразных предметов, преподнесённая доступным языком.

Нам эту книгу дали на время — и мы очень быстро и с большим удовольствием её прочитали. Изначально мы договорились знакомиться с тремя буковками в день, чтобы новая информация хорошенько усвоилась, и сынишка каждый день с нетерпением ждал момента, когда мы снова откроем книгу.

Знакомство с буквами русского алфавита в компании «Букварёнка» происходит весело, легко, задорно и с большим интересом. Считаю, что каждый малыш обязательно должен подержать в руках и полистать странички этого великолепного издания.

А ещё одновременно с «Букварёнком» мы регулярно и, самое главное, с удовольствием начали просматривать азбуку, по которой изучала буквы я в детстве и которая отлично сохранилась с тех времён.

Постепенно мы подключили к занятиям ещё одну очень занимательную книгу-альбом «Домашняя азбука» (авторы В. Букатов, М. Ганькина, Т. Ярыгина). Это практическое руководство для занятий с детками 4-7 лет, или, как обозначено на обложке, — «Весёлый учебник для родителей и маленьких детей».

Действительно, в книге множество игровых заданий и занятий на развитие мелкой моторики, мышления. Присутствует постоянное вплетение познавательного материала в бытовую среду, а также поэтапное закрепление полученных знаний в играх и заданиях рубрики «Переменка». Скажу больше, эта книга — просто сокровищница увлекательных идей для лёгкого изучения алфавита.

В конце книги есть большой разъяснительный раздел «Как работать с азбукой». А после изучения всего алфавита авторы предлагают провести домашний праздник «Моя азбука» и дают не только подробный план подготовки к нему, но и даже сценарий самого праздника. Мы с сынишкой такой праздник ещё не устраивали, но, думаю, всё ещё впереди.

Настольные игры и карточки

В нашей игровой коллекции есть несколько настольных игр, направленных на изучение алфавита. Каждая из них по-своему интересна и помогает малышу освоить буквы. Расскажу кратко об этих играх.

Набор мягких букв «Алфавит» — универсальная и очень занятная игра-трафарет из пористой резины. Появился у нас этот набор давно, сразу очень полюбился моему сынишке, и по-прежнему он иногда обращается к нему. Играть с такой азбукой можно по-разному — вот некоторые варианты игр:


Каждый раз можно придумывать новые игровые ситуации с набором мягких букв. Думаю, что подобный алфавит можно попробовать сделать в домашних условиях из пористой резины для творчества или из плотных хозяйственных губчатых салфеток, вырезав заранее нанесённые контуры букв канцелярским ножом.

Развивающая игра «Буквы» для детей от 3 до 7 лет — состоит из 8 блоков с буквами и 40 карточек-пазлов с изображением различных животных и предметов.

Правилами предусмотрено несколько вариантов игр разного уровня сложности:

  • подбирать и прикреплять нужные картинки к каждому блоку;
  • «Загадалка» — отгадать только по описанию, не глядя, выбранную картинку;
  • «Цепочка» — на умение находить общие признаки и свойства предметов;
  • «Прятки» — на развитие зрительной памяти.

Обучающая игра «Эрудит. Дружные буквы» (от 3 лет). В составе игры — 9 огромных игровых полей, а также комплект из 88 фишек с буквами и 33 пустых фишек.

Приступая к игре, малыш попадает в страну Буковка и постепенно знакомится с жителями этой яркой страны — Буквами. Для каждого игрового поля предусмотрено несколько разнообразных вариантов игр, также можно вместе с малышом придумывать свои сюжеты.

Надоел бардак в детской? Устали без конца собирать игрушки за ребенком?

Все девять полей очень большие и яркие — отличный способ заинтересовать и увлечь малыша познавательной игрой.

Развивающие карточки «Смурфики. Буквы и слоги» (от 3 лет) — это 33 яркие карточки с буквами и заданиями. Занимаясь с ними, малыш, помимо изучения алфавита, учится составлять слоги и простые слова.

На двух отдельных карточках приведены семь разнообразных и доступных вариантов игр (находилки, словоделка, придумывалка, «Наугад», «Кто больше», «Попал!»). Эти карточки мы обычно брали с собой в разные поездки на транспорте или в поликлинику — с их помощью весело и с пользой проводили время в периоды длительных ожиданий.

Садовая азбука-плакат

Прошедшее лето почти полностью мы провели на даче. И по нашему приезду туда мне пришла идея, как простым и познавательным способом закрепить полученные недавно азбучные знания. Из оставшегося на даче рулона от обоев мы сделали длинный плакат, крупными буквами написали сверху название «Садовая азбука» и повесили его на веранде на стену.

Я заранее подготовилась, выписав себе все садовые , имеющиеся у нас в цветнике, на огороде и вокруг дачного участка — чтобы ничего не упустить и сделать нашу садовую азбуку максимально полной и насыщенной. Скажу сразу, что окружащих нас в саду растений нашлось практически на каждую букву, а на некоторые буквы даже по несколько видов. Единственная сложность была с буквой «ю» — мы на эту букву нашли вьюнок и в подписи на плакате просто подчеркнули эту букву в слове.

Затем постепенно мы начали заполнять плакат: каждый день обозначали на нём новую букву, двигаясь в алфавитном порядке, и сразу выходили в сад искать растения, цветы, кустарники, деревья, ягоды, фрукты или овощи, название которых начинается на эту букву. Найдя нужное нам растение, мы аккуратно отрывали от него небольшую веточку, листок или цветочек, и приклеивали (на клей ПВА или на скотч) эту часть растения на плакат рядом с соответствующей буквой. Рядом с растением я подписывала его название, и мы прочитывали его вместе несколько раз.

Наши занятия по садовой летней азбуке, к моей великой радости, очень увлекали сынишку. Он не только в совершенно непринуждённых условиях постоянно повторял буквы и приобретал так необходимые ему навыки чтения, а также между делом знакомился с новыми видами растений и узнавал о них много интересного. Постепенно веточки и цветочки на плакате в жарких и немного притенённых условиях подсыхали и приобретали вид своего рода гербария — выглядит это вполне привлекательно. Жаль только, показать сейчас нашу «Садовую азбуку» не смогу — она осталась на даче, а сфотографировать её так и не успели.

Самодельные буквы и простые игры

А сейчас хотела бы упомянуть ещё несколько простых в реализации идей для наглядного знакомства с буквами и их запоминания, которые я между делом подключала к нашим игровым занятиям в разные периоды. Думаю, что многие из них вам известны и уже применялись в занятиях, но всё равно лучше расскажу.

Буквы из солёного теста или пластилина — лепим, подсушиваем и играем.

Буквы из продуктов (из фасоли, бобов, разного вида макарон) — отличный вариант развивающих и обучающих занятий на кухне.

Буквы из подручных материалов — в наших домах находится масса бытовых безопасных предметов, которые могут использоваться в развивающих занятиях с детками, в том числе и в изучении алфавита.

Это могут быть деревянные палочки и брусочки, пуговицы, декоративные камушки, морские или речные камни, крышки от пластиковых бутылок, прищепки, ракушки и т.п.

Выкладываем этими предметами буквы и заодно развиваем мелкую моторику.

Уличная азбука — на прогулке между делом напишите несколько букв или какое-то слово на снегу, на песке, на земле и попросите малыша повторить за вами. Также буквы и слова можно выкладывать из веточек, камушков и опавших листиков.

— из любых использованных картонных упаковок и коробок с крупными надписями вырезаем буквы и составляем из них различные слоги и слова:

— на отдельных альбомных листах пишем объёмные буквы и просим малыша из имеющихся подобрать картинки, изображения на которых начинаются на эти буквы, и приклеить их рядом с нужной буквой. На фотографиях — странички из нашей самодельной азбуки, сделанной в 3 с небольшим годика сына:

Игра «Отгадай букву» — пишем рукой по одной букве в воздухе или на спине малыша и просим её отгадать. Периодически меняйтесь ролями — пусть ребёнок показывает, а взрослый отгадывает. Также буквы можно изображать с помощью тела. Эти весёлые занятия обычно очень нравятся деткам.

— взрослый на альбомном листе пишет крупные объёмные буквы и предлагает малышу пройти карандашом по буквенному лабиринту. Проводить линии можно по-разному, проявляя фантазию: каждый раз обводя новый контур или, не отрывая карандаша от бумаги, делать контуры по спирали. Буквенные заготовки можно использовать неоднократно, проводя дорожки разными цветами. Это хорошее занятие для подготовки руки к письму. Потом буквы можно вырезать по контуру (заодно малыш потренируется ) и использовать в других интересных играх и занятиях.

Чтение

Вот так, постепенно используя все перечисленные способы, буквы мы с сынишкой всё-таки освоили, хоть и поздно и не без труда. Сейчас у нас другой период — активного обучения чтению. И предпочитает сынок заниматься совсем не по очень популярному сейчас букварю Н.С. Жуковой (Лабиринт , Озон ), по которому у него проходят занятия в детском саду. Дома он всегда выбирает тот самый советский букварь — сохранившееся наследие прошлых поколений. Сынишке перешли от мамы с папой целых два букваря, немного отличающихся друг от друга. И каждый раз он сам выбирает — какой букварь мы будем читать, мамин или папин. Сынок очень трепетно относится к этим книгам. Кто знает, может, вполне реальная связь поколений сделает своё дело — и наш ребёнок совсем скоро будет читать уже сам.

Урок 11 ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ А, а

Цели : познакомить учащихся с гласным звуком [а]; учить акцентированному произнесению гласных звуков, зафиксированных в звуковых моделях слов; развивать фонематический слух; воспитывать культуру учебного труда.

Ход урока

I. Организационный момент.

Важнее нет науки!

Совсем не знает скуки.

II. Введение в тему урока.

- Что надо говорить, когда доктор осматривает горло? (А-а-а.)

- Обратите внимание на форму открытого рта.

- А вы заметили, что звук [а] можно пропеть и что ветерок (воздух), выходящий при этом изо рта, незаметен.

- Отгадайте загадки:

Он большой, как мяч футбольный,

Если спелый - все довольны,

Так приятен он на вкус!

И зовут его… (арбуз).

- Произнесите первый звук в слове «арбуз».

Солнце жжет мою макушку,

Хочет сделать погремушку. (Мак.)

- Произнесите второй звук в слове «мак».

Осень в сад к нам пришла,

Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы снуют

И, галдя, его клюют. (Рябина.)

- Произнесите последний звук в слове «рябина».

III. Объявление темы и постановка целей урока.

- Сегодня на уроке познакомимся со звуком [а] и буквой А, а .

IV. Работа по теме урока.

1. Звуковой анализ слов «Анюта», «луна» и др.

- Постройте схему слова.

- «Прочитайте» слово «Анюта», ведя указку по схеме звукового состава слова.

- «Прочитайте» слово Ааанюта так, чтобы отчетливо был слышен первый звук.

- Назовите первый звук в слове.

- Какой это звук, гласный или согласный? Почему? Обозначьте соответствующей фишкой.

- «Прочитайте» слово Аньньюта так, чтобы отчетливо был слышен второй звук.

- Назовите второй звук.

- Объясните, какой фишкой нужно обозначить этот звук.

- «Прочитайте» слово Анюююта так, чтобы отчетливо был слышен третий звук.

- Назовите третий звук.

- Объясните, какой это звук и как его обозначить.

- «Прочитайте» слово Анюттта так, чтобы отчетливо был слышен четвертый звук.

- Назовите четвертый звук.

-

- Назовите мягкую пару звука [т].

- Назовите пятый звук этого слова. Расскажите, какой это звук.

- Объясните, как его нужно обозначить.

- Прочитайте все слово. Что оно обозначает? (Это имя девочки.)

- Сколько в слове звуков?

- Определите, сколько в слове Анюта звуков [а]? (Два.)

- Какие они по счету? (Первый и пятый.)

- После какого согласного звука стоит второй звук [а]? (После твердого согласного.)

- Запомните правило : после твердых согласных звук [а] записывается буквой а .

- Чем отличаются первая и последняя буквы? (Заглавная и маленькая буквы А, а .)

- Буква А - заглавная - пишется только в начале предложения или слов, которые обозначают имена людей, фамилии, клички животных, названия городов, стран, рек.

- Какие вы знаете слова на букву А ? (Ответы детей.)

Аналогично проводится работа с другими словами.

- Выделите последний звук во втором слове, охарактеризуйте его.

2. Определение звука [а] в словах. Работа по учебнику.

Учитель просит детей рассмотреть образцы печатной буквы А, а .

- Из каких элементов состоят буквы?

БУКВА НА ДОРОГЕ

А - автобус. Четко, кратко.

Здесь - и выход, и посадка. А. Шuбаев

Всем известно, буква А - буква очень славная.

Да к тому же буква А в алфавите главная.

Обожают этот звук и Андрей, и Аллочка,

Палка так и палка так, и в середине палочка.

Э. Успенский

3. Составление предложений с данными словами.

4. Выбор слов со звуком [а] в начале, середине и на конце слова (по схемам). Работа по учебнику.

- Назовите слова, которые начинаются со звука [а].

- Назовите слова, в которых звук [а] находится в середине слова.

- Назовите слова, в которых звук [а] находится на конце слова.

- Объясните, почему слово «карта» было названо дважды.

- Определите, в каком слове спряталось слово «кран». (Экран.)

- Расскажите, как расположены рисунки. (В столбики.)

- Назовите каждый рисунок, который расположен в левом столбце (правом столбце, на верхней строке, средней строке, нижней строке).

- Найдите слово в слове «шарф». (Шар.)

5. Дифференцированная работа по печатной тетради «Я учусь писать и читать».

- Рассмотрите буквы, написанные в самой верхней части, и назовите их по порядку. (Заглавная печатная буква А, строчная печатная буква а, заглавная письменная буква А, строчная письменная буква а .)

- Закрасьте части рисунка, в которые вписана буква а .

- Какой буквой обозначается звук [а] после твердых согласных? (Буквой а .)

Звукобуквенный анализ названий картинок .

- Посмотрите на условное обозначение перед заданием. Что вы видите? (Фишки, букву.)

- Это значит, что нужно выполнить звукобуквенный анализ.

- Как правильно назвать первую картинку - шарик или шар? (В схеме звукового состава слова представлены как три клеточки, значит, картинку можно назвать только словом «шар».)

- Приготовьте цветные карандаши и ручку. После того как дадим звуковую характеристику звуку, будем закрашивать его клеточку соответствующим цветом. В клеточку, под которой нарисовано перо, впишем нужную букву.

- Обозначьте звук [а] буквой, вписав ее в нужные клеточки.

- После какого звука стоит звук [а]? (После твердого согласного.)

- Повторите правило обозначения звука [а], стоящего после твердого согласного. (После твердых согласных звук [ а ] записывается буквой а .)

6. Разгадывание кроссворда.

- Назовите слова со звуком [а].

- Что нарисовано на картинке? (Арфа.)

- Объясните, что обозначает слово «арфа». (Арфа - щипковый музыкальный инструмент в виде большой треугольной рамы с натянутыми на ней струнами.)

- Произнесите слово «арфа» медленно, интонируя каждый звук и соотнося последовательно с соответствующими квадратами звукобуквенной схемы слова. (А…р…ф…а…)

- Произнесите слово с акцентированным выделением (пропеванием) только гласного звука [а].

- На каком месте в слове находится звук [а]?

- Покажите с помощью фишек качественную характеристику звуку.

Учитель каждый этап работы демонстрирует на доске.

Аналогичная работа проводится со схемами и картинками других слов в кроссворде.

Вывод : буква а обозначает гласный звук [а].

V. Итог урока. Игра на внимание.

Учитель читает стихотворение С. Маршака.

Вот мраморная а рка

Ведет в а ллею парка.

Идет аллея до ворот,

А у ворот а втобус ждет…

Да вот фруктовый магазин!

Здесь припасли для нас

А нтоновку и а пельсин,

А рбуз и а нанас.

Вот а брикос, а вот а йва…

Какие вкусные слова -

И все на букву… («А»).

- Назовите слова на букву а.

- Что нового узнали на уроке?

Урок 17
ПИСЬМО ЗАГЛАВНОЙ И СТРОЧНОЙ БУКВЫ
А , а

Цели : учить писать заглавную и строчную буквы А, а ; познакомить с использованием на письме заглавной буквы; развивать моторику, фонематический слух; воспитывать аккуратность.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Сегодня мы отправимся в путешествие по стране письма, где вы научитесь красиво и правильно писать буквы.

Ребятам объявляется,

Что поезд отправляется,

Немедля отправляется

От станции Москва

До первой буквы - А .

С. Маршак

II. Актуализация опорных знаний.

- На уроке обучения грамоте вы познакомились с буквой А . Что вы про неё узнали?

Буква А , буква А -

Алфавита голова. В. Степанов

- Подумайте, какие знания и умения вам понадобятся, чтобы научиться красиво писать буквы. (Ответы детей.)

- Буква А не хочет, чтобы мы путешествовали на поезде. Как вы это объясните? (В слове «поезд» нет ни звука [а], ни буквы а .)

- Нам предлагается другой транспорт. Вот его буквенная схема:

У кого есть варианты?

Если дети не отгадают слово сразу, можно отгадывать его по буквам, обыгрывая слова-ответы:

1. Дерево с душистыми цветами. (ак А ция. Назовите третий звук и букву.)

2. Летний месяц. В густ, второй звук.)

3. Магазин, в котором продают лекарства. (ап Т ека, третий звук и его твёрдая пара.)

4. Южный фрукт. (абрик О с, последний гласный звук.)

5. Драгоценный камень. (ал М аз, третий звук.)

6. Короткий смешной рассказ. (анекд О т, последний гласный звук.)

7. Большая океаническая птица. (аль Б атрос, первый согласный твёрдый звук.)

8. Объявление о спектакле. (аф И ша, гласный звук, но не [а].)

9. Крупная хищная морская рыба. (аку Л а, второй согласный звук и его мягкая пара.)

10. Спортсмен-горовосходитель. (ал Ь пинист, что делает звук [л’] мягким.)

- На чём же отправимся в путь? (На автомобиле.)

III. Сообщение темы урока.

С буквой А вы не шутите,

У неё серьёзный вид.

Эта буква, вы учтите,

Открывает алфавит!

Т. Синицына

- Наш чудо-автомобиль доставил нас к букве А . Давайте учиться писать заглавную и строчную букву.

IV. Изучение нового материала.

1. Работа в прописи.

- Рассмотрите образец заглавной буквы А . Расскажите о направлении движения руки при написании буквы А . (Буква А состоит из трех элементов. Первый элемент начинаем писать от середины широкой вспомогательной строки. Ведем линию наклонно вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки, ведем вниз, слегка отклоняя вправо. Доводим черту до нижней линии рабочей строки, закругляем влево и чуть поднимаемся над нижней линией рабочей строки.

Второй элемент начинаем писать от той точки, что и первый. Ведем черту вниз, пересекаем верхнюю линию рабочей строки; чуть не дойдя до нижней линии, закругляем вправо и доводим до нижней линии рабочей строки; поднимаемся вверх до середины рабочей строки.

Пишем третий элемент - горизонтальную черту.)

Я тетрадочку открою и как надо положу.

Я от вас, друзья, не скрою: ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь, за работу я возьмусь.

- Напишите элементы заглавной буквы А в воздухе.

- Обведите элементы заглавной буквы А по пунктирным линиям. Напишите самостоятельно.

- Сравните образец и написанные вами буквы. Что не получилось? Что надо сделать по-другому?

- Напишите строчку заглавных букв А , стараясь, чтобы они были похожи на образец. (Выполнение задания.)

- Зачем нужна заглавная буква А ? (Имена людей пишутся с большой буквы.)

- Кстати, имена есть не только у людей. Названия городов, рек тоже пишутся с большой буквы.

- Давайте выйдем из автомобиля.

Мы шагаем, мы шагаем, руки выше поднимаем,
Голову не опускаем, дышим ровно, глубоко.
Мы походим на носочках, а потом на пяточках.

Пойдем мягко, как лисята, и как мишка косолапый,
И как заинька-трусишка, и как серый волк-волчишко.

Вот свернулся еж в клубок, потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся - ежик сладко потянулся.

2. Работа в прописи. С трочная буква а .

Звукобуквенный анализ слова «Ангара», построение схемы .

- Замените гласные звуки буквами. Что заметили? (В слове Ангара три буквы а , первая заглавная, остальные строчные.)

- Рассмотрите образец строчной буквы а . Между какими линиями рабочей строки она располагается? Сравните заглавную и строчную письменные буквы. Одинаково или по-разному они пишутся?

- Расскажите о направлении движения руки при написании буквы а .

(Буква состоит из двух элементов: овала и наклонной палочки с закруглением внизу. Начинаем писать букву а чуть ниже верхней линии рабочей строки. Ведем вверх, закругляя чуть вправо, и доводим до верхней линии рабочей строки. Затем ведем округлую линию вниз до нижней линии рабочей строки, поднимаемся вверх вправо до начала письма. Затем пишем второй элемент - наклонную палочку с закруглением внизу. Второй элемент начинаем писать от верхней линии рабочей строки. Ведем вниз, чуть не дойдя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии, ведем линию вверх вправо до середины рабочей строки.)

Письмо строчной буквы а в воздухе .

- Пропишите обратным концом ручки, точно соблюдая направление движения.

Письмо по пунктирным линиям строчной буквы а .

- Допишите строчку самостоятельно. Сравните с образцом. Что надо сделать, чтобы буквы получились ещё красивее?

- Восстановите недописанные элементы строчной буквы а .

3. Работа по теме урока.

Много слов на букву А :

Ананас, арбуз, автобус

И простое слово ах ,

Абажур и аэробус .

Т. Синицына

- Какие ещё слова на букву А вы можете назвать?

- Как работает А в середине слова? Рассмотрите схемы под рисунками. Какой звук объединяет эти слова? Какой буквой он обозначается? Почему? (Перед звуком а стоит твёрдый согласный звук.)

- Впишите букву а в слова. Какую букву - строчную или заглавную - вы использовали? Почему?

Самостоятельное выполнение работы.

- Заглавная буква А тоже приготовила вам задание. Надо придумать предложения к данным картинкам и записать их. Напоминаю, что начало предложения пишется с большой буквы, в конце ставятся точка, вопросительный или восклицательный знак.

Задание выполняется на свободной строчке прописи.

V. Итог урока.

- Буква А довольна вашей работой. А вы?

- Что получилось? Над чем надо ещё поработать? Понравилось вам в гостях у буквы А ?

- Да, но вернемся домой, ведь в гостях хорошо, а дома лучше