Экскаваторы

Как пройти камеральную проверку ФСС? Что проверяют в первую очередь? Как пройти выездную проверка ФСС? Документы, сроки и штрафы Проверки проводимые фонд социального страхования.

К ВАМ ПРИШЛА ПРОВЕРКА

налоговый консультант, член Палаты налоговых консультантов

Проверка возмещен ия пособий ФСС

Работодатель вправе получить из бюджета ФСС денежные средства на покрытие своих расходов, связанных с выплатой пособия по временной нетрудоспособности сотрудника. Но в случае если страховые взносы уплачены им в меньшем размере в силу закона, это может послужить основанием для проверки со стороны ФСС.

Вопросы возмещения ФСС страхователю выплаченного им застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности (ВН) регулируются законодательством РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В число этих нормативных актов входят Закон № 255-ФЗ , Закон № 165-ФЗ (основы ОСС), Закон № 212-ФЗ (страховые взносы), а также иные федеральные законы и нормативно-правовые акты (ч. 1 ст. 1.1 Закона № 255-ФЗ).

При этом страхователи могут испытывать трудности в толковании норм вышеуказанных федеральных законов, т.к. некоторые процедурные вопросы регулируются одновременно Законом № 255-ФЗ и Законом № 212-ФЗ , а также нормативными актами Правительства РФ и ФСС РФ, иногда дополняя друг друга, иногда создавая разночтения.

ПЕРВОИСТОЧНИК

Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем для финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета ФСС РФ, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Ниже приведен порядок и условия возмещения страхователю выплаченного пособия по ВН работников (см. схему 1 на стр. 68).

Порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета ФСС РФ регулируется ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ , при этом следует учитывать следующее:

  • если начисленных взносов недостаточно для выплаты обес-печения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации;
  • территориальный орган страховщика выделяет необходимые средства на выплату обеспечения в течение 10 календарных дней с даты представления страхователем всех необходимых документов, за исключением случаев проведения проверки правильности и обоснованности расходов на выплату страхового обеспечения;
  • проверка может быть камеральной или выездной и проводится в порядке, установленном ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ . В этом случае решение о выделении средств страхователю принимается по результатам проверки;
  • перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования;
  • в случае недостаточности денежных средств на счетах страхователя в кредитных организациях для удовлетворения всех предъявленных к счетам требований территориальный орган ФСС принимает решение об отказе в выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения. Эта новелла введена Федеральным законом от 23.07.2013 № 243-ФЗ , действует с 04.08.2013, автору неизвестны случаи отказа в выделении страхователю возмещения по этому основанию;
  • в случае отказа в выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган ФСС выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня его вынесения;
  • решение об отказе в выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано в вышестоящий орган страховщика или в суд.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Сокращенный перечень документов, которые должны быть представлены работодателем в ТО ФСС РФ для принятия им решения о выделении необходимых средств на выплату страхового обеспечения (т. н. больничных), утвержден приказом Минздравсоцразвития РФ от 04.12.2009 № 951н только для определенных категорий плательщиков страховых взносов (см. пп.пп. 2–4 ч. 2 ст. 57, пп.пп. 8–12 ч. 1 ст. 58 и(или) ст. 58.1 Закона № 212-ФЗ).

Другими словами, прежде всего необходимо, чтобы у страхователя были основания для исчисления, начисления и выплаты самого пособия по ВН:

  • известен и исчислен страховой стаж работника;
  • исчислен средний заработок в целях выплаты страхового обеспечения.

Далее страхователь определяет, что именно ему необходимо от ФСС: принятие расходов к зачету в счет уплаты страховых взносов или возмещение понесенных расходов. Рассматриваются порядок и условия возмещения понесенных расходов на выплату страхового обеспечения.

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Право ФСС РФ проводить проверки подтверждается п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона № 165-ФЗ , ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ , ст. 4.7 Закона № 255-ФЗ, ч. 1 ст. 3 Закона № 212-ФЗ , п. 2 ч. 1 ст. 29 Закона № 212-ФЗ, ст. 33 Закона № 212-ФЗ. Обязанность ФСС РФ проводить проверки подтверждается пп.пп. 4–6 ч. 2 ст. 11 Закона № 165-ФЗ.

Следующий этап: подача обращения в ТО ФСС РФ. При этом спорными могут быть вопросы, касающиеся перечня и объема документов, которые истребуются органом контроля.

Далее следует проверка правильности и полноты уплаты страховых взносов и правильности расходов страхователя на выплату пособия по ВН (камеральная или выездная), по результатам которой может быть принято положительное решение либо вынесен отказ (см. схему 2).

По общему правилу выделение (выплата, перечисление, возмещение) хозяйствующим субъектам бюджетных денежных средств без проведения проверки подтверждающих документов не производится.

Камеральная проверка

Камеральная проверка правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством за определенный период в связи с обращением страхователя проводится ТО ФСС в соответствии с требованиями постановления ФСС РФ от 21.05.2008 № 110 (далее по тексту – Указания № 110), которые отличаются от требований ст. 34 Закона № 212-ФЗ .

ПОЛЕЗНО ЗНАТЬ

Если решение, принятое территориальным отделением ФСС, не устраивает страхователя, то он вправе его обжаловать.

Противоречия в данном случае нет, т.к. Закон № 255-ФЗ и Закон № 212-ФЗ регулируют общие вопросы проведения проверок, в то время как Указания № 110 регламентируют в том числе порядок и условия возмещения расходов страхователя на выплату страхового обеспечения. При обжаловании действий (бездействия) должностных лиц, результатов камеральной проверки нужно помнить, что аргументы следует располагать «сверху вниз», т.е. от Закона № 255-ФЗ к постановлению ФСС.

По общему правилу для начала проведения камеральной проверки специального решения руководителя органа контроля не требуется. Камеральная проверка при выделении средств страхователям проводится в обязательном порядке (абз. 2 п. 3 Указаний № 110) в течение 10 рабочих дней со дня представления всех необходимых документов (п. 6 Указаний № 110).

Основанием для проведения камеральной проверки является поступление от страхователя заявления о возмещении расходов по выплате застрахованному лицу (лицам) пособия по временной нетрудоспособности (название заявления может быть иным, рекомендованный образец смотрите на сайте ТО ФСС своего региона). Одновременно с заявлением страхователь представляет расчет по форме-4 ФСС за соответствующий период и копию листка нетрудоспособности с произведенным расчетом пособия. Другие подтверждающие документы представляются на основании требования органа контроля в установленный срок (см. схему 4 на стр. 72).

ВАЖНО В РАБОТЕ

Возмещение пособия по ВН в восьми субъектах РФ в период с 01.01.2012 по 31.12.2013 производилось в соответствии с постановлением Правительства РФ от 21.04.2011 № 294 в рамках так называемого пилотного проекта:
с 01 января 2012 г. по 31 декабря 2013 г. – Карачаево-Черкесская Республика и Нижегородская область;
с 01 июля 2012 г. по 31 декабря 2013 г. – Астраханская, Курганская, Новгородская, Новосибирская, Тамбовская области и Хабаровский край.

В соответствии с п. 9 Указаний № 110 при проведении камеральной проверки в случае выделения страхователю средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию проверке наряду с отчетностью или промежуточной расчетной ведомостью по средствам ФСС, копиями платежных документов, подтверждающими уплату соответствующих платежей в ФСС, также подлежат заверенные надлежащим образом копии документов, подтверждающих обоснованность и правильность расходования средств на цели обязательного социального страхования (листки нетрудоспособности, справки о заработной плате и др.).

В соответствии с п. 11 Указаний № 10 если камеральной проверкой выявлены ошибки в заполнении отчетности, противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, об этом не позднее трех рабочих дней сообщается страхователю с требованием внести в течение пяти дней соответствующие исправления в отчетность. Данное требование основано на ч. 3 ст. 34 Закона № 212-ФЗ .

Если страхователь не внес соответствующие исправления в установленный срок при наличии оснований считать, что им допущены правонарушения, за которые законодательством РФ предусмотрена ответственность, такие случаи рекомендуются для включения компании в план документальных выездных проверок.

По результатам камеральной проверки, проведенной при обращении страхователя за выделением средств на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию, при представлении всех запрашиваемых документов и отсутствии нарушений законодательства РФ в части расходования средств Фонд ФСС выделяет средства на осуществление (возмещение) этих расходов в установленном порядке (п. 36 Указаний № 110).

Истребование и представление документов

Вопрос о том, может ли страхователь при проведении камеральной проверки правильности расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности ссылаться на п. 3 приказа Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 № 951н (ред. от 13.06.2013) «Об утверждении перечня документов…», считается спорным.

О том, что перечень документов должен обязательно существовать, гласит п. 3 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ .

ВАЖНО В РАБОТЕ

Конкретные формы и методы камеральной проверки отчетности и иных документов, представленных страхователем, ее объем определяются отделениями Фонда исходя из имеющихся у них возможностей обеспечения автоматизированной обработки информации, знаний и опыта работников отделений (филиалов отделений) Фонда (абз. 15 п. 8 Указаний № 110). Это означает, что территориальный орган ФСС вправе самостоятельно определять порядок и условия проведения камеральной проверки. Следовательно, заимствованный опыт не может быть использован страхователем в своей работе в полном объеме.

Приказ Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 № 951н издан в соответствии с ч. 3 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ . В то же время п. 3 приказа указывает на то, что данный перечень применяется определенными категориями страхователей (см. пп.пп. 2–4 ч. 2 ст. 57, пп.пп. 8–12 ч. 1 ст. 58 и(или) ст. 58.1 Закона № 212-ФЗ). Поэтому орган контроля при проведении камеральной проверки кроме заявления, формы-4 ФСС и копии листка нетрудоспособности вправе затребовать и проверить другие документы. Для того чтобы определить перечень этих документов, нужно обратиться к законодательству РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством:

  • в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 11 Закона № 165-ФЗ страховщики имеют право проверять документы по учету и перечислению взносов, а также документы, связанные с выплатой страхового обеспечения, в соответствии с Законом № 212-ФЗ и(или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
  • в соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 12 Закона № 165-ФЗ страхователи обязаны вести учет начислений взносов и представлять страховщику в установленные федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования сроки отчетность по установленной форме;
  • в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 12 Закона № 165-ФЗ страхователи обязаны предъявлять страховщику для проверки документы по учету и перечислению взносов, расходованию средств обязательного социального страхования в случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
  • в соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона № 212-ФЗ должностное лицо, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы;
  • в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ страховщик имеет право требовать и получать от страхователей необходимые документы и объяснения по вопросам, возникающим в ходе проверок;
  • в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ страховщик имеет право запрашивать у страхователей документы, связанные с начислением и уплатой взносов в ФСС, расходами на выплату страхового обеспечения застрахованным, в том числе при выделении средств на указанные расходы сверх начисленных страховых взносов;
  • в соответствии с п. 2.1 ч. 1 ст. 4.2 Закона № 255-ФЗ страховщик имеет право запрашивать у страхователя сведения об остатках и недостаточности денежных средств на счетах в кредитных организациях для удовлетворения предъявленных к счетам требований в случае обращения страхователя в территориальный орган страховщика, в соответствии с ч. 2 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ (новелла, пункт введен Законом от 23.07.2013 № 243-ФЗ);
  • в соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 4.1 Закона № 255-ФЗ страхователи обязаны предъявлять для проверки в территориальные органы ФСС документы, связанные с начислением, уплатой взносов и расходами на выплату страхового обес-печения застрахованным лицам.

Таким образом, учитывая вышеуказанные нормы права и абз. 15 п. 8 Указаний, должностные лица ФСС вправе затребовать у страхователя любые документы, которые, по их мнению, им необходимы для проверки и принятия решения.

Однако это не так. Затребовать можно не любые документы страхователя, а только те, которые подтверждают расходы в отношении застрахованных работников. Таковыми документами являются:

  • листок нетрудоспособности, оформленный надлежащим образом;
  • трудовая книжка установленного образца либо трудовые договоры, подтверждающие страховой стаж;
  • справка-расчет по заработной плате (название документа может быть другим), подтверждающая правильность исчисления пособия по ВН.

Иногда претензии можно снять за считанные минуты, обратившись в вышестоящий орган контроля по телефону за разъяснениями. Вопросы должны быть простыми: например, вопрос «Может ли быть принята справка давностью 3 месяца?» – подразумевается ответ либо «да», либо «нет». Но такой вариант невозможен, если требуется разъяснение по тексту конкретного документа касательно правильности его оформления (например, листка нетрудоспособности).

В случае неразрешенных противоречий между страхователем и органом контроля можно использовать судебную практику, например постановление ФАС ДВО от 30.07.2013 № Ф03-2963/13 , в котором суд дал оценку перечню документов, запрошенных у страхователя для проведения камеральной проверки, и разъяснил, какие документы имеют отношение к предмету проверки, а какие – нет.

Выездные и камеральные проверки

Исполнительные органы Фонда социального страхования Российской Федерации осуществляют контроль за соблюдением страхователями законо­дательства по обязательному социальному страхованию и обязательному со­циальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профес­сиональных заболеваний в части правильности исчисления, полноты и свое­временности уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации, а также расходования этих средств страхователями.

Также законодательством предусмотрен контроль исполнительными органами Фонда за выполнением банками обязанностей по предоставлению сведений об открытии (закрытии) страхователями счетов или изменении рек­визитов счета.

Контроль проводится посредством выездных и камеральных проверок.

Камеральные проверки

Камеральная проверка проводится по месту нахождения исполнитель­ного органа Фонда на основе представленной страхователями отчетности и других документов о деятельности страхователя.

Камеральная проверка проводится уполномоченными должностными лицами исполнительного органа Фонда без какого-либо специального реше­ния руководителя исполнительного органа Фонда в период трех месяцев со дня представления страхователем отчетности.

Если камеральной проверкой выявлены ошибки в отчетности и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных доку­ментах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных страхова­телем, сведениям, содержащимися в документах, имеющихся у исполнитель­ного органа Фонда, и полученным в ходе контроля, об этом сообщается стра­хователю с требованием представить в течение 5 дней необходимые поясне­ния или внести соответствующие исправления.

На этом основании страхователь имеет право дополнительно предста­вить в исполнительный орган Фонда выписки из регистров бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, вне­сенных в отчетность.

Должностное лицо, проводившее камеральную проверку, обязано рас­смотреть представленные страхователем пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений страхователя исполнительный орган Фонда установит факт со­вершения правонарушения, предусмотренного законодательством, должно­стное лицо, проводившее камеральную проверку, обязано составить акт ка­меральной проверки. При отсутствии правонарушений акт камеральной про­верки не составляется и о результатах камеральной проверки страхователю не сообщается.

Выездные проверки

Выездные проверки страхователей проводятся на основании ежеквар­тально разрабатываемых планов проверок. Кроме того проверки могут про­водится на основании ежегодно разрабатываемых планов совместных прове­рок с Пенсионным Фондом Российской Федерации.

Выездная проверка страхователя проводится на территории (в помеще­нии) страхователя на основании решения руководителя исполнительного ор­гана Фонда. В случае, если у страхователя отсутствует возможность предос­тавить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения исполнительного органа Фонда.

Решение о проведении выездной проверки выносится по месту нахож­дения страхователя. Выездная проверка обособленного подразделения юри­дического лица проводится по месту нахождения обособленного подразделе­ния.

В рамках выездной проверки может быть проверен период, не превы­шающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в ко­тором вынесено решение о проведении выездной проверки.

Выездная проверка страхователя проводится исполнительным органом Фонда не чаще, чем один раз в три года и не может продолжаться более двух месяцев. При проведении выездной проверки обособленного подразделения, срок проверки не может превышать один месяц.

Выездная проверка, осуществляемая в связи с реорганизацией или лик­видацией страхователя может проводиться независимо от времени проведе­ния предыдущей проверки, при этом проверяется период не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки.

Срок проведения выездной проверки по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материн­ством исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Оформление результатов выездных и камеральных проверок

В случае выявления нарушений в ходе проведения камеральной про­верки не позднее чем в течение рабочих 10 дней после дня истечения срока для проведения камеральной проверки должностными лицами исполнитель­ного органа Фонда, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки.

По результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня со­ставления справки о проведенной выездной проверке должностными лицами исполнительного органа Фонда, проводившими проверку, должен быть со­ставлен акт проверки.

Акт проверки в течение пяти рабочих дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным спо­собом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем). В случае, если лицо, в отношении кото­рого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указан­ный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения ор­ганизации (обособленного подразделения) или месту жительства физическо­го лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом да­той вручения этого акта считается шестой рабочий день, считая с даты от­правки заказного письма.

Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномочен­ный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 рабочих дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указан­ному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом страхова­тель вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в исполнительный органа Фонда документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.

Акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были вы­явлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) исполнительного органа Фонда, проводившего проверку, и решение по ним должно быть при­нято в течение 10 рабочих дней со дня истечения срока предоставления стра­хователем возражений. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.

Страхователь в обязательном порядке извещается исполнительным ор­ганом Фонда о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участво­вать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении ко­торого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), изве­щенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки.

По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (за­меститель руководителя) исполнительного органа Фонда выносит решение:

1) о привлечении к ответственности за совершение правонарушения;

2) об отказе в привлечении к ответственности за совершение правона­рушения.

Решение о привлечении к ответственности за совершение правонару­шения или решение об отказе в привлечении к ответственности за соверше­ние правонарушения вступает в силу по истечении 10 рабочих дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение.

Копия решения о привлечении к ответственности за совершение пра­вонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за со­вершение правонарушения в течение пяти рабочих дней после дня его выне­сения вручается лицу, в отношении которого вынесено соответствующее ре­шение (его уполномоченному представителю), под расписку или передается иным способом, свидетельствующим о дате получения плательщиком стра­ховых взносов соответствующего решения. Если указанными способами вру­чить указанное решение невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести рабочих дней со дня направления заказного письма.

На основании вступившего в силу решения лицу, в отношении которо­го вынесено решение о привлечении к ответственности за совершение право­нарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за со­вершение правонарушения, страхователю направляется требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней, а также штрафа в случае привлече­ния этого лица к ответственности за совершение правонарушения.

А.А. Сутягин , налоговый консультант

Процедура выездной проверки ФСС России

Фонд социального страхования вправе проверить деятельность любого работодателя. О правах ревизоров из ФСС России и объеме проверочных мероприятий мы расскажем в статье.

Для того чтобы подготовиться к визиту специалистов ФСС России, мы советуем бухгалтерам ознакомиться с Методическими указа ниями по проведению выездных проверок страхователей, утвержденными постановлением ФСС России от 07.04.2008 № 81 (далее - Методические указания) .

Этот документ предназначен для работников фонда. Однако информация, которая содержится в нем, может быть полезна и бухгалтеру.

Порядку назначения выездных проверок, оформлению акта и принятию мер по результатам проверок посвящен раздел I Методических указаний.

Условия назначения и проведения проверки

Проверки страхователей специалисты ФСС России проводят по плану, который составляется ежеквартально. Основные цели контрольного мероприятия следующие (п. 1 Методических указаний):

Проверка расходования средств на обязательное социальное страхование;

Проверка начисления и уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности.

Одновременно с проверками по обязательному социальному страхованию могут проводиться и проверки по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 2 Методических указаний).

Условия назначения проверки

Случаи, когда бухгалтеру следует ожидать выездную проверку ФСС России, приведены на схеме 1.

Периодичность проведения проверок

Пункт 2 Методических указаний, утвержденных постановлением ФСС России от 17.03.2004 № 24, предписывал специалистам фонда проводить документальные выездные проверки страхователей не реже одного раза в три года. В действующих Методических указаниях такого требования нет. Теперь визит контролеров в организацию зависит от плана, который формируется с учетом обстоятельств, перечисленных выше.

Схема 1. Когда выездной проверки не избежать

* Выездная проверка может быть назначена, если в ходе камеральной проверки инспекторы обнаружили нарушение порядка начисления и уплаты страховых взносов, расходования средств ФСС России или ошибки в заполнении расчетной ведомости (по форме 4-ФСС РФ). Об этом говорится в пунктах 8 и 11 Методических указаний по проведению камеральных проверок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.05.2008 № 110.

Сроки проведения проверки

Срок проведения проверки определяет руководитель отделения ФСС России. При этом он учитывает (п. 2 Методических указаний):

Объем документов, которые следует проверить;

Численность сотрудников организации;

Местонахождение организации.

Если компания не имеет филиалов и представительств, то проверять ее будут не более одного месяца. Проверка каждого филиала или представительства увеличивает срок ревизии, но не более чем на месяц.

Однако по решению управляющего отделением ФСС России срок ревизии может быть продлен еще на месяц, а в исключительных случаях - на два месяца (п. 7 Методических указаний). Одно из возможных оснований увеличения срока проверки указано в пункте 10 Методических указаний. Так, если компания не может в установленный десятидневный срок представить документы, которые запросили специалисты ФСС России, руководитель фонда вправе продлить срок представления документов или отказать в его продлении, о чем составляется отдельный документ (приложение 7 к Методическим указаниям).

Причины, по которым проверка может быть приостановлена

В каких случаях проверка может быть приостановлена, Методические указания не уточняют. По аналогии со статьей 89 Налогового кодекса можно предположить, что приостановка проверки допустима, например, в случае необходимости:

Получения от иных лиц документов, содержащих информацию о страхователе;

Проведения экспертизы;

Перевода документов на русский язык.

Заметим, что срок, на который ревизия может быть приостановлена, в Методических указаниях также не приводится.

Обратите внимание: руководитель отделения ФСС России вправе приостановить проведение проверки.

Проверяемые периоды

Проверять правильность расходования средств соцстраха работники фонда могут только за последние три календарных года хозяйственной деятельности организации (предпринимателя), которые предшествовали году вынесения решения о проведении проверки. Так, если специалисты Фонда социального страхования РФ придут к вам с проверкой в текущем году, то в проверяемый период войдут 2005, 2006 и 2007 годы (п. 6 Методических указаний).

Если же причиной выездного мероприятия послужили рекомендации по результатам камеральной проверки, инспекторы вправе дополнительно проверить и законченный отчетный период текущего года: I квартал, полугодие или 9 месяцев (п. 6 Методических указаний).

ФСС России может проводить повторные проверки. При этом ревизией будет охвачен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки повторно (п. 8 Методических указаний). То же самое можно сказать и о внеплановой ревизии.

Причины, по которым ФСС России может назначить повторную (или внеплановую) проверку, приведены на схеме 2 на с. 59.

Документы, подтверждающие расходы на социальное Страхование .

Осуществляя проверку, ревизоры вправе требовать от страхователей представления необходимых документов, получать объяснения и сверять данные учета и отчетности (п. 1 Методических указаний).

Инспекторов ФСС России будут интересовать правильность назначения и выплаты пособий и оплаты путевок, финансируемых за счет средств фонда (п. 44, 93 и 109 Методических указаний).

Напомним, что организация должна хранить документы, связанные с расходами на цели обязательного социального страхования, не менее пяти лет (п. 36 Методических указаний).

Схема 2. Причины проведения специалистами ФСС России повторной или внеплановой ревизии страхователя

* Формы бланков решений о назначении повторной проверки приведены соответственно в приложениях 4 и 5 к Методическим указаниям.

** Если в уточненной расчетной ведомости по средствам фонда данные будут указаны в меньшем (или большем) размере, чем в предыдущей ведомости.

В ходе проверки инспекторам могут понадобиться дополнительные документы. Если страхователь откажется их передать, ревизоры оформят требование в письменном виде на специальном бланке (его форма приведена в приложении 6 к Методическим указаниям). На сбор указанных в требовании документов организации будет дано десять дней (п. 10 Методических указаний).

О невозможности представить документы вовремя страхователи должны уведомить проверяющих, направив в отделение фонда письмо с указанием причин и даты передачи таких документов ревизорам.

Как было сказано ранее, руководитель отделения ФСС России вправе продлить сроки представления документов или отказать в этом. Бланк, на котором оформляется соответствующее решение, содержится в приложении 7 к Методическим указаниям. Заметим, на принятие решения руководителю отделения ФСС России дается два рабочих дня после получения уведомления (п. 10 Методических указаний).

Процедура проведения выездной проверки

Проведению выездной проверки предшествует подготовительный этап. Длится он обычно не больше двух дней. В течение этого времени сотрудники ФСС России собирают и анализируют информацию о структуре расходов и выделенных страхователю ассигнованиях на оздоровление и санаторно-курортное лечение.

При анализе инспекторами ФСС России структуры расходов во внимание принимаются:

1) расходы по обязательному социальному страхованию, произведенные страхователем в проверяемом периоде:

По данным расчетных ведомостей по средствам Фонда социального страхования Российской Федерации (форма 4-ФСС РФ3);

Отчетов по страховым взносам, добровольно уплачиваемым в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей (форма 4а ФСС РФ );

2) суммы, выделенные страхователю отделением (филиалом отделения) фонда на осуществление (возмещение) расходов по обязательному социальному страхованию.

Основные этапы выездной проверки, осуществляемой ревизорами из ФСС России, представлены на схеме 3 на с. 61. Более подробно о том, как проходят выездные проверки по обязательному социальному страхованию, мы расскажем ниже.

Ревизоры у дверей

Сотрудники ФСС России, пришедшие с проверкой, должны иметь при себе служебное удостоверение и решение о проведении контрольного мероприятия, подписанное руководителем отделения (филиала) фонда (п. 5 Методических указаний). В решении должны быть указаны конкретные сотрудники, которые вправе проводить проверку.

Ревизоры обязаны ознакомить с решением руководителя или представителя организации, который имеет соответствующие полномочия, под роспись. Бланк решения о проведении проверки приведен в приложении 1 к Методическим указаниям. Его образец смотрите на с. 62.

Вы вправе не пускать в офис инспекторов фонда, которые не предъявили указанные выше документы либо имеют при себе неправильно оформленное решение.

Схема 3. Основные этапы выездной проверки, осуществляемой инспекторами ФСС России

Оформление результатов проверки

В последний день проверки инспектор обязан составить и передать страхователю справку о проведенной ревизии, указав в ней предмет проверки и сроки ее проведения (п. 11 Методических указаний).

Бланк справки приведен в приложении 8 к Методическим указаниям. Его образец приведен на с. 65.

Итоговым документом проведенной проверки является акт. Он может быть составлен или в ходе проверки, или не позднее двух месяцев после оформления справки. А вот срок и порядок вручения акта страхователю законодательством не установлены.

Порядок составления акта. Как оформляется акт, подробно описано в пунктах 12-19 Методических указаний. Этот документ должен иметь сквозную нумерацию страниц, помарки и подчистки в нем не допускаются, все исправления ревизоры должны удостоверить своими подписями.

В структуре акта предусмотрено три части.

В вводной части акта указывают данные организации (название, ИНН, КПП, ОГРН и т. д.), проверяемый период, перечень проверенных (и непредставленных) документов, метод проведения проверки (сплошной, выборочный) и т. д.

Описательная часть акта должна содержать изложение выявленных и документально подтвержденных нарушений либо указание на отсутствие таковых.

В итоговой части приводят:

Сведения о расходах, не принятых к зачету, и предложения внести исправления в и уточнения в расчетную ведомость (по форме 4-ФСС РФ) - для плательщиков ЕСН;

Суммы, полученные от фонда и необоснованно израсходованные, и предложения внести исправления в бухгалтерский учет и перечислить указанные средства на фонда - для спецрежимников;

Суммы расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов на обязательное социальное страхование работников на случай временной нетрудоспособности, и предложения внести исправления в бухгалтерский учет и уточнения в расчетную ведомость (по форме 4а ФСС РФ) - для спецрежимников, уплачивающих взносы в ФСС России добровольно.

К акту проверки должны быть приложены:

Копия решения о проведении проверки;

Документы со сведениями и расчетами, на которых основываются выводы проверяющих (если сведения и расчеты не приведены в тексте акта). Приложения подписываются инспекторами и руководителем проверяемой организации;

Другие документы, которые подтверждают факты нарушений.

Форма акта приведена в приложении 9 Методических указаний.

Процедура подписания акта. Акт проверки (в двух экземплярах) подписывают проверяющие и руководитель организации (индивидуальный предприниматель). Если у последнего есть возражения или замечания по акту, он должен сделать оговорку об этом перед своей подписью (п. 20 Методических указаний).

Если руководитель организации откажется подписывать акт, соответствующую запись («от подписи отказался») проверяющие сделают на последней странице этого документа (п. 21 Методических указаний).

Один экземпляр акта вручается руководителю компании, а если он уклоняется от его получения, акт направляется страхователю по почте заказным письмом. Документ считается врученным страхователю на шестой день после отправления письма (п. 22 Методических указаний).

Со дня получения акта страхователю даются 15 рабочих дней для того, чтобы представить в отделение ФСС России письменные возражения или объяснения мотивов отказа подписать акт и документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность доводов (п. 20 и 23 Методических указаний).

Еще десять дней даны руководителю отделения ФСС России для вынесения решения о привлечении либо непривлечении страхователя к ответственности. Соответствующее решение должно быть оформлено протоколом (п. 24 Методических указаний). Форма протокола приведена в приложении 11 к Методическим указаниям.

РЕЗЮМЕ

Методические указания внесли изменения в некоторые положения прежнего документа. Так, изменились критерии отбора компаний, продолжительность проверок, поводы для повторной ревизии, сроки для различных процедурных мероприятий. В таблице на с. 67 мы сравнили старые и новые правила проверок.

Сравнительная таблица. Что изменилось в порядке проведения проверок ФСС России

Нормативный акт

Методические указания, утвержденные постановлением ФСС России от 17.03.2004 № 24 (утратили силу 8 июля 2008 года)

Методические указания, утвержденные постановлением ФСС России от 07.04.2008 № 81 (действуют с 9 июля 2008 года)

Основание(соответствующий пункт Методических указаний)

Основные моменты

Организация произвела значительные расходы за счет средств социального страхованияОрганизация получила значительные суммы от ФСС России на осуществление (возмещение) расходов за счет средств фондаПо результатам камеральной проверки

Критерии отбора компаний

Не реже одного раза в три года

Зависит от того, включены организация или предприниматель (в соответствии с критериями отбора) в план проверок или нет

Периодичность проведения выездной проверки

Три календарных года деятельности страхователя, непосредственно предшествовавших году проведения проверки

Три календарных года деятельности страхователя, предшествовавших году, в котором вынесено решение о проведении проверки

Проверяемый период

Не более двух месяцев. Если у компании есть филиалы, продолжительность ревизии увеличивается на один месяц на проверку каждого из них

Один месяц (со дня предъявления решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке) Продолжительность проверки филиалов осталась прежнейУ руководителя отделения фонда есть также возможность продлить ревизию до двух месяцев, а в исключительных случаях - до трех либо приостановить ее

Продолжи-тельность проверки

При реорганизации или ликвидации организации (обособленного подразделения) и в порядке контроля вышестоящего органа за деятельностью филиала, проводившего проверку компании

Те жеДополнительный повод для повторной проверки: компания подала уточненную расчетную ведомость по форме 4-ФСС РФ (или отчет по форме 4а-ФСС РФ) за период, который ФСС России уже проверял

Поводы для повторной ревизии

На представление запрашиваемых ревизорами документов страхователю дано пять днейДокументы должны быть представлены в виде заверенных должным образом копий

Срок предъявления документов - десять днейПо просьбе организации (предпринимателя) он может быть увеличен*Помимо заверенных копий ревизоры вправе ознакомиться и с подлинниками документов

Сроки для различных процедурных мероприятий

Справку о проведенной проверке инспекторы должны составить по ее окончании (конкретный день не определен)

Справку о проведенной проверке инспекторы должны составить в ее последний день

На то, чтобы представить письменные возражения по акту проверки (если они есть), организации (предпринимателю) отводится две недели со дня его получения

Срок для представления письменных возражений - 15 рабочих дней

Срок для вынесения решения по проверке - 14 дней по окончании двухнедельного срока, отведенного компании на то, чтобы она направила возражения по акту

Срок для вынесения решения по результатам проверки сокращен с 14 до 10 дней

* В течение двух рабочих дней со дня получения уведомления руководитель отделения ФСС России выносит решение о продлении срока представления документов или отказе в этом.

Документ применяется с 9 июля 2008 года. С этой же даты утрачивают силу Методические указания, утвержденные постановлением ФСС России от 17.03.2004 № 24. - Примеч. ред.

Подробнее о документах, которые потребуются для проверки, читайте в статье «Что проверяют сотрудники ФСС России» - Примеч. ред.

В данной статье будут рассмотрены основные вопросы, которые потребуют к себе особого внимания бухгалтера при проверке ФСС. Стоит отметить, что порядок проведения камеральных проверок установлен ст.34 ФЗ от 24.07.2009г. № 212-ФЗ.

18.08.2014
Российский налоговый портал

Проверкой кого занимается ФСС?

Специалистами ФСС РФ ведется контроль над правильностью исчисления и своевременностью уплаты соответствующих страховых взносов за 3 года (календарные), которые предшествуют году, когда было вынесено решение относительно проведения выездных проверок.

В обязательном порядке проверка ожидает тех, кто попадает хотя бы под один из перечисленных критериев:

  1. В форме 4-ФСС (4а-ФСС) организацией показываются немалые расходы, ориентированные на цели соцстраха.
  2. Организация в систематическом порядке получает из ФСС достаточно крупные суммы, с целью финансирования соответствующих расходов.
  3. При проверке взносов от профзаболеваний и несчастных случаев на производстве проверяющими были обнаружены ошибки, а также некоторые несовпадения в формах 4-ФСС, 4а-ФСС, при этом организация не исправила их по требованию органов.

Как проходит камеральная проверка?

Основные правила проведения камеральных проверок страхователей очень похожи с порядком проведения налоговых камеральных проверок, установленным ст.88 НК РФ.

Так, камеральную проверку проводят в территориальном отделении ФСС, другими словами, по месту, где находится проверяющий орган. Чтобы провести камералку совершенно необязательно иметь на руках специальное решение руководителя отделения ФСС (это оговорено ст.34 Закона №212).

Проведение проверки может быть основано на факте подачи отчетности по страховым взносам (форма 4 ФСС). Сроки проведения проверки - 3 месяца с того дня, когда плательщик представил расчеты. В качестве предмета проверки буде выступать непосредственно форма 4 ФСС, сюда также относятся документы относительно деятельности плательщика страховых взносов, которые имеются у фонда, об этом гласит ст.34 Закона №212.

Что касается камеральных проверок по уплате страховых взносов на обязательное соцстрахование при временной нетрудоспособности, а также по причине материнства ФСС РФ, их особенность заключается в следующем. На момент их проведения фонд имеет право на одновременное проведение камеральной проверки относительно правильности расходов на выплаты, целью которых является обязательное страховое обеспечение по определенному виду страхования. По этой причине проверяющие могут потребовать представить плательщика документы, которые подтверждают соответствующие виды расходов.

Проверкой чего занимается ФСС?

При проверках инспектора обычно интересуются расходованием средств на такие категории, как социальное страхование, начисления и уплаты страховых взносов, расходы на оплату путевок для санитарно-курортного лечения сотрудников организации/фирмы, а также их детей.

Сотрудниками ФСС во время проверок сличаются даты, анализируется порядок расчета всевозможных показателей, проверяются подписи.

Особый акцент при проверке делается на следующее:

  1. Правильно ли указаны даты отсутствия работника на рабочем месте по табелю и листкам нетрудоспособности, выданным лечебными учреждениями.
  2. Правильно ли проведен расчет страхового стажа.
  3. Чьей подписью заверена правильность расчет страхового стажа в больничных листах.

Безусловно, случайная ошибка может привести к немаленьким проблемам. Для того чтобы избежать этого следует перед проведением расчетов по больничным листам тщательно проверить их, правильно ли они заполнены.

Обязательно в листках нетрудоспособности инспекторы проверяют:

  • подпись, штамп, печать;
  • допущенные исправления;
  • указание места работы;
  • вид нетрудоспособности;
  • указание фамилий, инициалов работников;
  • продление больничных листов.

Проверяя конкретный больничный лист, специалисты ФСС могут проверять и другие вопросы относительно специального оформления листков нетрудоспособности.

Результаты проверки

Если никаких правонарушений не было выявлено, то о результатах камеральной проверки сотрудниками ФСС РФ страховать не будет оповещен. Здесь акт проверки составлен не будет, а, соответственно, о ее результатах плательщик проинформирован не будет.

Если в расчетах были допущены ошибки, некоторые несоответствия или противоречия, то контролерами ФСС РФ будет направлено требование к плательщику, согласно которому необходимо будет представить пояснения относительно той или иной ошибки в течение 5 дней.

Что касается поведения работодателя во время оформления акта проверки, то ему необходимо обратить особое внимание на итоговую часть акта камеральной проверки, а именно правильно ли она составлена. В нее должно входить следующее:

  1. Выводы относительно взыскания с плательщика суммы по неуплаченным страховым взносам, пени за их неуплату либо несвоевременную уплату.
  2. Предложения относительно внесения требующихся исправлений в документы бухучета, а также другие предложения относительно устранения выявленных нарушений законодательства о страховых платежах.

Если выводы и нарушения не удовлетворяют плательщика, то в течение 15 дней он имеет право отправить свои возражения в письменном виде в территориальный орган фонда, которым проводилась проверка. Дополнительно к пакету документов о возражении можно приложить соответствующие документы, обосновывающие свои возражения.

С проверкой из ФСС столкнуться может любая организация. Проводят их как выездные, так и камеральные. Какие документы при этом запрашивают? В статье рассмотрим что проверяет ФСС при выездной проверке в 2019 году, а также что грозит работодателю в случае невыполнения требований ФСС.

Что проверяет ФСС

Можно выделить несколько основных моментов, существующих в деятельности практически любой компании, которые могут заинтересовать ФСС:

  • Начисление и уплата взносов (правильность начисления, своевременна ли уплата);
  • Порядок траты денег, которые страхователь начислил по таким страховым случаям, как декретный, больничный или отпуск по уходу за ребенком;
  • Путевки;
  • Порядок траты денег, перечисленных при получении сотрудником травмы.

Таким образом, проверяющие из ФСС следят за тем, чтобы перечисляемые выплаты по страховому обеспечению были обоснованными, а взносы рассчитаны верно и перечислены вовремя.

Для дополнительного контроля отправляемых отчетов в ФСС, компании могут проверить их при помощи специальной проверки ФСС. Она проверяет правильно ли работодатель заполнил расчет, определил базу, а также сумму начислений и выплат. Такая проверка осуществляется исходя из контрольных соотношений и выполняется бесплатно.

Какие проверки проводит ФСС

Различают несколько видов проверок ФСС (Закон №255-ФЗ):

  • Камеральная – при такой проверке производят сверку выплат по страховому обеспечению исходя из заявлений по возмещениям, либо информации из налоговой;
  • Внеплановая выездная – проводится если в соцстрах поступила жалоба от застрахованного лица, предполагающего, что начисление страхового обеспечения ему произвели неправильно;
  • Плановая выездная – такая проверка проводится вместе с налоговой с целью определения правильности выплат по страховому обеспечению;
  • Проверка, необходимая для определения правильности расчетов, а также своевременности и полноты уплаты взносы, подлежащие к уплате до 2017 года.

Основная цель всех проверочных мероприятий заключается в контроле за соблюдением компаниями норм законодательства РФ. Камеральная проверка проводится при получении каждого отчета от компании. Если по итогам «камералки» будут выявлены нарушения или вынесено решение, ФСС направит в адрес проверяемого акт проверки. Если «камералка» проходит успешно, то никаких актов компаниям не направляют.

Важно! Узнать о предстоящих плановых проверках ФСС можно на их официальном сайте по региональному отделению.

Что проверяет ФСС при выездной проверке в 2019 году

Как уже отмечалось выше, выездная проверка может быть как плановой, так и внеплановой. Для проверки соблюдают ли плательщики взносов требования законодательства, ФСС составляет план на год. Причинами для плановых проверок становятся: запросы средств на выплату пособий, жалобы от работников, а также процессы ликвидации и реорганизации компании.

Важно! Основное, что интересует проверяющих из ФСС, это то, каким образом происходят траты переведенных сумм, порядок начисления и уплаты взносов в случае больничных или декретных выплат.

Выездная плановая проверка ФСС

Проводится выездная плановая проверка не чаще раза в три года (№255-ФЗ). За исключением следующих случаев:

  • В ФСС поступила жалоба от работника на своего работодателя;
  • При «камералке» были найдены ошибки в начислении или уплате взносов, либо в расходовании средств ФСС.

Проверка больничных листов

Проверка больничных листов сотрудниками ФСС осуществляется с особой тщательностью, так как они являются единственным подтверждением того, что работнику необходимо выплатить пособие. Проверяют листы как при камеральной, так и при выездной проверке. Что именно проверяет ФСС в больничных:

  • Соответствует ли бланк больничного Госстандарту и не является ли подделкой;
  • Наличие печати и подписи врача на больничном (они должны быть четкими и разборчивыми);
  • Правильность заполнения (как о работнике так и об организации все сведения должны быть четко заполненными). Если в больничном есть ошибки, то они должны быть заверены требуемым способом.

Важно! ФСС проверяет не только правильность заполнения больничного работодателем, но то, как его заполнило медучреждение. Не допускаются ошибки в ФИО работника или наименовании работодателя.

Какие документы потребует ФСС при проверке

Первое, что проверяется сотрудниками ФСС – это отчеты 4-ФСС и 4а-ФСС. Организация в обязательном порядке должна хранить эти отчеты не менее 5 лет, так как на основании предыдущих периодов рассчитываются будущие пособия.

Помимо этого, проверяющий может запрашивать и иные документы. Первоначально документы запрашиваются в устной форме, а если сразу они предоставлены не будут, то направляется письменный запрос, исполнить который проверяемый обязан в 10-дневный срок. Если вдруг проверяемая компания в 10 дней не укладывается, она вправе попросить его продлить. Для этого в ФСС направляют письмо, в котором указывается просьба о продлении срока, а также обоснование его продления. В ответ ФСС направит решение, в котором срок может быть продлен, либо откажет в его продлении.

Результаты выездной проверки

По итогам проведения выездной проверки ФСС составляет акт. Первоначально, до акта проверки, в последний день проверки проверяющий из ФСС составляет справку, где указывается предмет проверки, а также сроки проведения.

Важно! Акт по результатам проверки составляется в течение 2 месяцев после выдачи такой справки. После составления акта, в течение 5 дней его передают проверяемой компании.

Ответственность работодателя

Штрафы, которые могут быть назначены ФСС предусмотрены в законе №125-ФЗ и в КоАП РФ. За просрочку в предоставлении расчета по взносам штраф взимается в размере 5% от страховых взносов за три месяца последних в расчетном периоде. При этом должен соблюдаться как максимальный, так и минимальный лимит – соответственно, не более, чем 30% от указанной суммы, но не менее 1000 рублей.

Рассмотрим административную ответственность для работодателя в случае нарушения требований законодательства РФ относительно предоставления определенных документов.