Химия и пластмассы

Как создать цветочную композицию. Расчет количества цветов в композиции Сколько цветов должно быть в цветочной композиции

Золотое сечение: геометрический метод, при помощи которого можно определить правильные пропорции произведения искусства. В основе метода лежит деление длинны таким образом, чтобы больший отрезок так относился к меньшему, как сумма отрезков (т. е. вся длина) к большему. Пропорциональность достигается путем уменьшения или увеличения частей одинаковой формы, но различной величины. Формула для определения зтой закономерности именуется золотым сечением. Предметы, соотношение частей которых соответствуют этой формуле, производят наиболее приятное зрительное впечатление.

Пропорциональность - соразмерность элементов, согласованная система частей и целого, придающая предмету гармоничную завершенность.

В искусстве с древних времен основой пропорциональных соотношений считается так называемое золотое сечение. Под ним понимают деление линии на две неравные части, при котором меньшая часть так относится к большей части, как большая к целому. Это соотношение наиболее гармонично. Математически его можно обозначить как a:b=b:c. В цифрах его выражают так: 2:3=3:5; 3:5=5:8; 5:8=8:13.

В цветочной аранжировке применяют чаще всего соотношение 3:5=5:8. Это означает, что, например, при размещении цветов в вазе на высоту вазы должно приходиться три части, на высоту цветов над вазой - пять частей и высота всей композиции составит восемь частей. Примерно так же должны соотноситься части в букете, который держат в руках. При создании композиции в плоской вазе используют те же соотношения отдельных частей, но вместо высоты берут обычно диаметр вазы.

Соблюдать правильные пропорции необходимо и при составлении цветочных корзин, композиций в различных контейнерах из горшечных растений и даже бутоньерок. Правильное соотношение отдельных частей и целого, цветов и аранжировочной зелени придает всей работе гармоничную завершенность. Это один из основных секретов успеха.

Опытные мастера на глаз могут находить правильные соотношения частей. Начинающим же полезно потренироваться, используя вазы и другие емкости различной высоты и формы.

Основы составления букетов

Составление букетов - это большое искусство со своими строгими правилами, позволяющими наиболее полно раскрыть природную красоту каждого цветка и создать прекрасное сочетание красок и форм. Форма букетов в различные времена значительно изменялась и во многом зависела от моды. Композиции из цветов и в наше время продолжают развиваться и совершенствоваться. Специальных правил и строгих норм для составления букета нет, здесь требуется известный навык и художественный вкус составителя.

Букет составляют из одного или двух видов цветов, не считая зелени для аранжировки, которой может и не быть в букете. Цветы и зелень в букете располагают свободно, иначе пропадает красота форм и окраски. Рыхлые букеты всегда более привлекательны, чем плотные. Головки цветов не должны располагаться в одной плоскости. Цветы разной высоты выглядят живее, свободнее и естественнее. Крупные округлые цветы не должны быть обращены один к другому или вниз, а тем более не должны свисать. Нельзя допускать, чтобы вертикально располагающиеся стебли перекрещивались между собой, а головки цветов исчезали в декоративной зелени.

Приступая к составлению букета, сначала надо подобрать гармонирующую с ним вазу. В качестве вазы можно использовать любую посуду, лишь бы она составляла гармоническое единство с цветами. Для большего декоративного эффекта цвет вазы, в которую помещают цветы, должен сочетаться с их тональностью или быть нейтральным: черным, белым или серым. Вазы для цветов не должны быть вычурной формы, яркой окраски и иметь различные украшения. Цветы должны гармонировать с вазой не только по цвету, но и по фактуре. Розы, каллы, гвоздики хорошо смотрятся в хрустальной или стеклянной вазе. Букеты из цинний, ноготков, полевых цветов лучше помещать в керамические вазы. Форма букета должна соответствовать форме вазы. Высокие букеты из дельфиниума, гладиолусов, крупноцветных хризантем лучше ставить в высокую вазу с узким длинным горлышком. Букет из астр, левкоев будет больше выигрывать в низких широких вазах.

Правильно найденная композиция букета с вазой, в которой цветы должны располагаться в определенном порядке, тоже имеет значение для восприятия глаза. Внизу, как правило, располагают крупные яркие цветы, вверху - те, что поменьше, нежнее. Чтобы составить приятную для восприятия композицию при числе цветов менее 12, следует брать нечетное число цветов, а вазу с цветами выдержать в определенных пропорциях (по "золотому" сечению). По возможности следует придерживаться таких соотношений:

высота букета: высота вазы - 5:3

ширина букета: ширина вазы - 5:3

общая высота: высота вазы - 8:5

При постановке цветов в плоскую вазу самый высокий цветок должен вдвое превышать длину или диаметр вазы. В любом букете должна быть фокусная точка, на которой отдыхает глаз. Это могут быть более крупные цветы или большее количество мелких цветов, или цветы более светлых тонов. Фокусная точка не должна быть большой, иначе она закроет всю композицию. Для придания букету легкости и воздушности можно использовать растения с изящной ажурной зеленью или мелкими цветами (аспарагус плюмозус, гипсофила летняя, папоротники и т. д.). Декоративную зелень добавляют к букетам также, если цветы не имеют собственной зелени, или она слишком неэффектна.

Одним из основных элементов составления букета является окраска подобранных растений, создающая гармонию красок. Если в букете преобладают цветы одной окраски различной интенсивности, то он составлен по принципу монохроматической гармонии. Если при составлении букетов используют цветы, различные по тональности, противоположных цветов, их называют букетами гармонического контраста. В данном случае одна окраска как бы усиливает другую. При использовании трех и более окрасок, равно отстоящих друг от друга в спектре, букет будет представлять собой многоцветную гармонию (например, желтая, синяя, красная).

Наиболее просто составить букет из одного вида растений и одной окраски цветов различных оттенков от более темного к более светлому. Букет, собранный из цветов различных сортов и окрасок, сложен и требует большего навыка при его составлении. При составлении букета необходимо учитывать, что красный цвет имеет интенсивное тональное воздействие и всегда рельефно выделяется. Он хорош как самостоятельный, а также в небольшом количестве в сочетании с белым и бледно-розовым тонами. Оранжевый и желтый цвет считается самым теплым и означает жизнь, свет, радость. Присутствие синих окрасок приглушает их теплоту. Синие окраски относятся к самым холодным тонам. Синий и голубой цвет хорошо сочетаются со всеми оттенками желтого, оранжевого, нежным оттенком розового цвета, а также белым. Белая окраска в колоритной композиции действует нейтрально. Белый цвет гармонирует со всеми остальными и хорош как самостоятельный. Зеленый цвет, находящийся в шкале окрасок по середине, действует на наш глаз наиболее благоприятно. Зеленые листья различных оттенков сочетаются со всеми красками, улучшают цветочные композиции.

Окраска цветов символична, поэтому букеты делают с учетом значения цветов и колера в каждой стране. Например, белые цветы выражают чистоту, нежность, поэтому к свадьбе обычно дарят белые цветы: гвоздики, розы, каллы. Символичное значение красного цвета - жизнь, любовь, свобода. Красные гвоздики в XIX веке во Франции стали символом борьбы и революции. Такими они вошли и в наш век.

Форма букета зависит также от вида цветов и его назначения. По форме букеты могут быть разными, но все они должны повторять то естественное положение, в котором они находились в природе. По размерам букеты рекомендуется делать от 5 - 10 до 50 см в диаметре. Миниатюрный букетик диаметром 5 - 7 см называется бутоньеркой и предназначается чаще для прикалывания к платью, волосам, шляпкам и лацканом пиджаков. Бутоньерку делают из некрупных цветов и бутонов, обычно одного вида, например, фиалок, миниатюрных роз, веточек левкоев, и прикрепляют к ажурному листу зелени, например аквилегии, дельфиниума или папоротника.

Букеты также бывают круглые и односторонние, удлиненные, маленькие, большие. Круглые букеты составляют так, чтобы цветы можно было видеть со всех сторон. Ими оформляют помещения для приема гостей и других торжественных церемоний. Перед тем, как собрать круглый букет, цветы группируют по размерам и линиям стеблей. Прямой и самый длинный стебель ставят в центре, а более короткие и изогнутые по краям. Цветы разворачивают так, чтобы они смотрели вперед, стебли не пересекались, а аранжировочная зелень располагалась внутри и вокруг букета.

Односторонние букеты составляют из цветов с различной длиной стеблей так, чтобы была заполнена лишь наружная сторона букета. При этом длинные стебли устанавливают сзади, более короткие - впереди. Центр букета заполняют цветами более яркой окраски, а аранжировочная зелень обрамляет их или может ниспадать. Односторонние букеты в вазах могут быть небольшими настенными или большими юбилейными, праздничными. Например, это может быть букет для невесты.

Букеты и композиции для мужчин должны быть лаконичны и в то же время очень активны по цвету и форме. Желательно в таких букетах акцентировать внимание на выразительности растений, а не на их количестве. Особую выразительность букету может придать каркас, с его помощью букету можно придать как самую невообразимую дерзкую форму, так и подчеркнуть естественную роскошность или нежность цветов.

При помощи каркаса возможно создать букет совершенно необычной формы, что не всегда удается реализовать в обычном букете. Все зависит от вашей фантазии. Каркас может быть изготовлен из мягкой толстой проволоки, сплетен из лозы, собран из прутьев. К изготовлению каркаса нужно отнестись очень ответственно, следите, чтобы он был уравновешенный и не заваливался в сторону. Для надежной фиксации делают проволочную ножку, которую обязательно крепят как минимум в трех местах, после чего ее можно обернуть зелеными листьями растений или декорировать специальным материалом. Все конструктивные элементы должны быть прочно соединены между собой тонкой проволокой. Каркас может быть технической частью букета, но с успехом может быть выставлен на показ, и подчеркнуть хрупкость цветов. Изящно переплетенные стебли или ветки деревьев очень декоративны и прекрасно дополнят букет.

Цветы имеют магическое свойство повышать настроение, поэтому праздничная атмосфера вам гарантирована. Аранжировка цветов доставит вам истинное наслаждение, изменит повседневную жизнь с её заботами и проблемами и, конечно, привнесёт в ваш дом гармонию и красоту.

ПРОПОРЦИИ

Цветочная композиция состоит из нескольких непосредственно видимых элементов – сосуда, растительного материала и, возможно, подставки и аксессуаров. Соблюдение пропорций означает, что размер каждого из этих элементов таков, что в целом композиция производит приятное впечатление – проще говоря, композиция выглядит соразмерной. Для судьи на выставке термины «пропорциональность» и «соразмерность» означают разные вещи, но в общем различие между ними не так велико, чтобы придавать ему значения.

Важна в основном для пейзажных, небольших и миниатюрных композиций, которые можно испортить слишком крупным цветком или непропорционально большим аксессуаром. Несоразмерной может быть композиция в любом стиле, если нарушено соотношение между размером сосуда и высотой растений. В течение веков идеальные пропорции находили по правилу «золотого сечения». Оно удовлетворит любого судью на выставке и пригодится для незамысловатых «домашних» композициий, однако при составление линейных или других смелых композиций ему зачастую не следуют.

Даже при соблюдении пропорций композиция может не сочетаться с фоном или обстановкой, в которой она находится. Этого можно избежать, если заранее продумать некоторые важные вещи. Первостепенное значение имеет стиль комнаты – очевидно, что абстрактная аранжировка не подойдет к комнате в деревенском стиле. Также важно учитывать размеры комнаты – в просторной прихожей с высокими потолками небольшая композиция будет выглядеть комична.

Имеет значение фактура стен: пестрые обои – плохой фон для одностороннего букета, так же как белая или кремового цвета стена – для аранжировки, в которой много бледных цветов. Цветочные композиции не должны мешать – например, композиция на обеденном столе не должна загораживать собеседников, композиция в прихожей не должна мешать проходу и т.п. В условиях выставки термин «фон» имеет другое значение: он обозначает непосредственно окружение аранжировки, которое нужно оформить так, чтобы аранжировка выглядела наиболее эффективно.

ТЕКСТУРА

Растения имеют разную текстуру – глянцевитую, бархатистую, пушистую, матовую, с колючками и т.д. Блестящий цветок выглядит более ярким рядом с матовой зеленью, блестящие листья в композиции при сильном освещении заставляют ее всю искриться. Разные текстуры растений позволяют избежать однообразия, хотя применительно к аранжировкам в массивном и линейно-массивном стиле это последнее из требований, которым призвана отвечать удачная композиция.

УРАВНОВЕШЕННОСТЬ

Равновесие аранжировки имеет первостепенное значение – несбалансированная ассиметричная композиция может легко опрокинуться. По этой причине важно иметь надежный крепеж, сосуд должен быть достаточно тяжелым, чтобы выдержать вес растительного материала. Чем менее симметрична композиция, тем тяжелее должен быть сосуд – при необходимости в него добавляют песок, гравий и т.п.

Визуальная сбалансированность – нечто иное, чем физическое равновесие, и заключается в требовании, чтобы композиция выглядела устойчивой, даже если она явно смещена относительно оси симметрии. Существуют разные приемы зрительно утяжелить более легкую сторону аранжировки – известно, что темные цветы выглядят более тяжелыми, нежели светлые, круглые – более тяжелыми, чем трубчатые. До сих пор мы обсуждали баланс сторон, но есть также баланс верха-низа. Крупные цветы в середине или внизу аранжировки создают впечатление уравновешенности – при неправильном размещении цветов композиции цветов композиция может выглядеть несбалансированной, что видно на рисунках внизу.

ДИНАМИЧНОСТЬ

Для того чтобы композиция приобрела динамичность, используют приемы и материалы, заставляющие глаз перемещаться от одной части букета к другой. Такое перемещение возможно благодаря присутствию в композиции ритма. Без ритма (как, например, в букете распустившихся роз в вазе) аранжировка выглядит однообразной и статичной.

Для большей части традиционных многосторонних композиций ничего особенного для этого не требуется, однако для многих линейно-массивных композиций фронтального обзора и для большинства аранжировок в свободном стиле важен другой принцип построения – доминирование. Он заключается в том, что одна или несколько частей в композиции на какое-то время привлекают к себе внимание – такое место называют фокусной точкой, центром внимания, доминантой.

Фокусную точку обычно создают, включая в композицию небольшую группу эффектных цветов – мы называем их основным растительным материалом. Есть и другие способы создания фокусной точки – необычная форма сосуда, листья необычной формы или окраски, изысканный фон для выставочного экспоната т.п. Золотое правило в этом, как и в других случаях, - не переусердствовать, чтобы фокусная точка не отвлекала внимание от других частей композиции. Поэтому в обычной линейно-массивной композиции рекомендуют не использовать в качестве фокусной точки крупный одиночный цветок, особенно ярко-окрашеный или белый.

Аранжировки

Умение составлять композиции зависит главным образом от вкуса, знания декоративных качеств цветов, навыка и разработанной техники по составлению аранжировок.

По составу цветов аранжировки могут быть однотонными - из цветков одного вида, сорта. Так, всегда хороши белые композиции. Их можно составлять с зеленью и без нее, например белая гвоздика со спаржей, белые тюльпаны с однолетней гипсофилой.

Сложные аранжировки подбирают из гармонирующих или контрастных двух или нескольких тонов из растений с одинаковой или разной формой цветка, например, из гладиолусов, георгин, астр белых, палевых и розовых тонов.

При составлении сложных аранжировок очень важен правильный подбор и сочетание цветов. Белый цвет, являясь нейтральным, хорошо сочетается со всеми другими цветами, оттеняя их; может быть помещен среди негармонирующих расцветок: например, между фиолетовым и красным, синим и фиолетовым цветами.

Черно-бурый и черно-фиолетовый цвета скорее оригинальны, чем красивы. Эти мрачные тона встречаются у георгин и гиацинтов, реже у тюльпанов. Оба тона вьопгрывают в контрасте с белыми, розовыми, желтыми колерами.

Зеленый цвет - цвет листьев. Он имеет различные оттенки, сочетаемые со всеми красками, и служит фоном. Лучшим материалом для фона являются листья пионов (с куста срезают не более 2-3 листьев во избежание ослабления растений), стебли спаржи многолетней, кохии гипсофилы, василистника, золотарника, астры европейской, декоративных трав.

Красный цвет наиболее привлекательный и активный, широко распространен, хорош как сам по себе, так и в сочетании с белым и желтым тонами. Встречается много оттенков красного цвета, приближающихся к пурпурным и фиолетовым тонам. Красные антуриумы, гладиолусы, розы, гвоздики, львиный зев, астры, георгины, астильбы широко используются в аранжировках. Красный цвет ассоциируется с жизнью, любовью, революцией, свободой, огнем, праздником.

Оранжевый и желтый цвета - самые яркие, броские и теплые кол еры золотой осени. Растений с оранжевыми и желтыми цветами много. Эти цвета вызывают радость, олицетворяют солнце, тепло. Это бархатцы, ноготки, гелениумы, гайлярдии, кореопсисы, рудбекии и многие другие. Их тона великолепны в сочетании с голубым, синим, лиловым или фиолетовым цветами. Особенно хороши в сочетании оранжевый и синий колеры, например, мелколепестник красивый с инулей железистой.

Синий цвет - наиболее спокоен, хорош рядом с белым розовым, розово-желтым и огненно-оранжевым тонами.

Фиолетовый цвет - самый мрачный, глухой, осветляется белым, неплохо гармонирует с оранжевым и желтым, но применяется редко, хотя, например, аранжировки из аконита фиолетового в сочетании со стеблями спаржи бывают удачными.

Промежуточные (не основные) тона, такие, как розовый, лиловый, голубой, сиреневый, перламутровый, палевый, могут быть использованы с белым цветом или в контрасте: розовый с голубым, желтый с сиреневым.

Подбор растений должен быть продуман не только по окраске, форме цветка или соцветия, но и по назначению - для какой цели декоративные растения предназначены.

Наиболее распространенными формами аранжировок из цветов являются букеты и свободные композиции. В букетах цветы должны располагаться легко, свободно, с естественным изяществом. Букеты могут быть односторонними и круглыми, однотонными и раз-ноколерными. По размерам рекомендуется делать букеты от 5-10 до 50 см в диаметре.

Миниатюрный букетик диаметром 5-7 см называется бутоньеркой. Он имеет одностороннее строение и предназначается чаще всего для прикалывания к платью, пальто, волосам. Делают бутоньерки из мелких соцветий или цветков: из садовых ландышей, душистого горошка, фиалок, маргариток, пролесок, многолетних гвоздик; для фона или отделки используют зелень спаржи, гипсо-филы, агростиса туманного, папоротника.

Небольшой букет диаметром 20-25 см может быть как односторонним, так и двухсторонним, однотонным и разноколерным. Цветы для таких букетов берут более изысканные: гвоздику с зеленью, тюльпаны, нарциссы, астры однолетние, белые лилии, пионы в полуроспуске в сочетании с гипсофилой многолетней, левкои и т. п.

Наиболее распространены букеты среднего размера, диаметром 30-35 см. Такие букеты предназначаются для украшения комнат или для подарка.

Наконец, для оформления коллективных торжеств можно делать большие букеты (односторонние или круглые) диаметром 50 см и больше. Составляют их из наиболее ценных и красивых цветов, используя иногда в качестве фона или отделки стебли и листья папоротника, спаржи, гипсофилы и т. п. В центре такого букета помещают колосовидные соцветия или крупные цветки. Круглый букет можно окаймлять мелкими цветками или цветочками спаржи. Укладку цветов в букет производят так, чтобы они лежали рыхло, воздушно, но не рассыпались.

Для букетов пригодны высокие, средние и низкие вазы, а также чаши и блюдца различных форм, сделанные из стекла, фарфора, пластмассы, глины. Посуда для срезанных цветов должна быть красивой, строгой - без крикливых рисунков и узоров. В черной вазе, например, красиво выделяются ноготки, в темно-синей - розовая годеция, в белой - пионы, в хрустальной - садовые ландыши. Для ярких цветов лучше брать вазы скромных тусклых тонов, для цветов неяркой окраски - вазы наиболее броских тонов.

Для декорирования комнат можно рекомендовать не готовые, собранные и оформленные букеты, а свободные композиции из срезанных цветов: 2-5 цветков и 1-2 ветки зелени - получается законченное цветочное оформление, например 2-3 цветка калл с веткой сосны или 2-3 гвоздики и побеги аспарагуса перистого; лист сансевьеры с 3-4 листьями бегонии эритрофилла; 3-5 тюльпанов и 1-2 ветки вербы с пушистыми соцветиями.

Для аранжировок пригодны цветы и с длинными, и с короткими цветоножками. Для свободного расположения цветов в плоских, широких и низких вазах, чашах, блюдцах, наполненных водой, питательным раствором или влажным мхом или синтетическим субстратом, имеется ряд несложных приспособлений в виде круглых или эллипсовидных держателей, сделанных из нержавеющей стали, керамики с отверстиями или из проволоки, бамбука, пластмассы. Применяются также и конусовидные трубки разных диаметров, вставляемые в вазы; уцобны различной формы ячеистые пластинки и сетки, круглые или овальные наколки - свинцовые, цементные, керамические с тонкими иглами. Наколки опускают в воду на дно вазы, а на иглы накалывают цветоножки цветка - получается эффектная аранжировка из небольшого количества цветов.

Композициям на наколках или держателях можно придавать самую различную форму, высоту. Цветы могут быть расположены на разных уровнях, сближены или удалены.

При составлении аранжировок используется так называемый принцип золотого сечения, когда какой-то отрезок делится на две части таким образом, что большая его часть относится к меньшей так, как весь отрезок к большей части. Приближенно это соотношение равно 5:3, точнее 8: 5. Подобное соотношение для глаз человека кажется наиболее красивым. Что касается форм аранжировок (букетов, бутоньерок), то они зачастую зависят от формы цветка, соцветия, их цвета, размера и т. п. Так, букеты круглой формы обычно создают из растений, имеющих округлые формы соцветий, например, астр, ноготков, гайлардии, бархатцев и т. п. Овальные букеты составляются из соцветий удлиненной формы, например шпажника, шпорника, ирисов, наперстянки. Красивы букеты треугольной формы; они подходят для украшения низеньких столиков и праздничного стола. Вертикальное построение букета в виде узкой, прямой, вертикальной линии возможно из цимицифуги, эремурусов, кларкии, люпина и др. Интересны и асимметричные формы аранжировок в виде месяца или извилистой линии из разных растений, которые имеются под рукой.

Д ля внутреннего озеленения жилых комнат и общественных помещений рекомендуются не только аранжировки из срезанных цветов (рис. 125), но и цветущие декоративные растения, такие, как бегония всегдацветущая, астры, бархатцы, алиссум и др., которые продаются весной и летом в цветочных магазинах. В настоящее время комнатное цветоводство располагает разнообразным ассортиментом растений с декоративными листьями и побегами, которые с успехом также можно использовать для аранжировок (см. приложение). Например, очень хорошо смотрятся в вазах листья бегоний, изящные воздушные побеги аспарагусов, стройные стебли циперусов с коронкой листьев или длинные линейные листья офиопогонов. Ремневидные темно-зеленые листья кливий, поставленные в вазу, очень красивы сами по себе и особенно в сочетании с побегами циперусов. Для ваз пригодны узколинейные зеленые и пестролистные листья рейнекий. Красивы орнаментальные блестящие листья монстер, калл, многих видов бегоний, у которых, пожалуй, самая богатая палитра раскраски, разнообразные формы и величина, опушенность, длина

Пропорции аранжировок: 1 - букет круглой формы; 2 - овальная форма букета; 3. 4, 5- аранжировки треугольной формы; 6- лунообразная форма букета; 7 - букеты вертикальной формы

Приспособления и наколки для укрепления срезанных цветов

Прелестны побеги пеперомий и марант, особенно маранты Керховена с нежными, некрупными листьями, имеющими парные, резко заметные, темно-зеленые пятна вдоль главной жилки. Хороши для разных аранжировок облиственные стебли зебрин и традесканций зеленолистных и пестролистных форм. Красивы пурпуровые побеги сеткреазий. У хлорофитумов, бильбергий и саксифраг можно использовать как молодые отводки, так и развитые розетки листьев.

Цвет в ландшафтной композиции – важнейший элемент ее построения и восприятия.

И.Ньютон пришел к выводу, что цвет спектра можно рассматривать в виде круга, где между цветами существует множество последовательных переходов.

Рис. 14. Цветовой круг

Основные цвета – красный, желтый и синий. Их нельзя получить путем смешивания других цветов.

Составные – зеленый, оранжевый, фиолетовый. Каждый из этих цветов является смесью двух основных цветов.

Третичные цвета – расположены между основными и составными.

Теплые цвета находятся справа от желтого и фиолетового, холодные – слева. Чистые желтый и фиолетовый не являются ни теплыми, ни холодными.

Хроматическими называются цвета спектра (условное разделение, т.к. резких цветовых градаций в спектре нет). Ахроматические цвета – белый, черный, серый, которые характеризуются светлотой или ощущением яркости – в процентах от яркости белого цвета. Белый цвет вносит свет и оживление, создает эффект объемности в растительных композициях, черный – уменьшает объемность, усиливает теплые тона.

Дополнительными называются цвета, расположенные на одном диаметре цветового круга (друг напротив друга). При сопоставлении такие цвета дают наибольший контраст, усиливают друг друга (например, красный – зеленый, синий – оранжевый, желтый – фиолетовый).

Цветовая композиция создается на основе контраста, либо нюанса. Наибольший контраст дают взаимо дополнительные цвета, а в трехцветной композиции – находящиеся на равных расстояниях в цветовом круге. Контраст может быть цветовой – сочетание разных тонов при равных яркостях – и яркостный – сочетание различных яркостей, равных по цветности.

Нюансная композиция строится на цветах, близких по цветовому тону и насыщенности. Нюанс – сочетания в пределах одного цвета, различаемые по светлоте. Контраст возбуждает внимание, а нюанс успокаивает, требует больше времени на восприятие.

Ахроматические цвета гармонируют со всеми цветами, увеличивая их насыщенность, разделяя в композиции плохо сочетаемые цвета.



Существует три основные характеристики цвета:

1) цветовой тон – качественная характеристика цвета, волновой состав отраженного потока

2) светлота (яркость) – количественная характеристика цвета, количество отраженной энергии

3) насыщенность (интенсивность) – степень цветности, соотношение чистого спектрального цвета с ахроматическим. Чистота цвета зависит от степени «разбавления» цвета ахроматическим. Насыщенность снижается при добавлении небольшого количества дополняющего цвета, при сочетании нескольких цветов.

Цвет воспринимается человеком разносторонне, с участием всех чувств. Цвет способен создать впечатление легкости или тяжести предмета, тепла или холода, вызвать чувства веселья или печали. Теплые цвета (красный, оранжевый) действуют возбуждающе, холодные (синий, голубой) – успокаивающе. Зеленый обеспечивает равновесие. На психологическом и физиологическом воздействии цвета основана цветотерапия, которая использовалась еще в средние века.

Восприятие цвета зависит от соотношения цвета и фона, от особенностей освещения, от расстояния и воздушной перспективы. Связь явлений освещенности и цвета отражается в понятии цвето – световой среды ландшафта – совокупности климатических и погодных условий, светоотражающих свойств покрытий (трава, песок, вода, камень) и строений, цвета листвы растений. Цвета нейтрализуются при ярком свете, в тени, в отбрасываемой тени, на большом расстоянии. Цвет объекта меняется при различном освещении. Например, зеленое дерево при солнечном освещении – желто-зеленое, а в пасмурную погоду – сине-зеленое. При электрическом освещении красные цвета кажутся более насыщенными, а синие – наоборот. Днем максимально воспринимаются красные цвета, в сумерках – сине-голубые.

Любой цвет на фоне контрастного воспринимается более насыщенным, поэтому сочетание контрастных цветов позволяет повысить насыщенность рисунков. Насыщенность цветов уменьшается при сочетании нескольких цветов – тем больше, чем ближе цвета расположены в цветовом круге. Контраст усиливается с увеличением различий в светлоте и насыщенности используемых цветов.


Основные схемы организации цветов в композиции:

1) Монохромная цветовая схема – используют один цвет и его светлые, средние и темные оттенки. Схема создает настроение простоты и ясности.

2) Смежная цветовая схема – основана на использовании смежных цветов, расположенных рядом на цветовом круге. Цвета гармонируют из-за наличия у них общего цвета (например, красный, красно-оранжевый, оранжевый). Используют обычно три – пять цветов. Схема создает впечатление простоты, эмоциональная окраска композиции зависит от используемых цветов. Иногда в смежную цветовую схему включают цвет с противоположной стороны цветового круга для усиления другого цвета.

3) Дополняющая цветовая схема – основана на использовании дополнительных цветов, которые действуют как усилители и обусловливают драматичность восприятия схемы. Теплые и холодные цвета (например, синий – красный) также дополняют друг друга, но в меньшей степени.

4) Тройная цветовая схема – используют любые три цвета, при соединении которых на цветовом круге образуется равносторонний треугольник (например, красный – желтый – синий). Схема создает веселое, жизнерадостное настроение.

Условием создания красочных, гармоничных цветовых решений является соблюдение пропорций цвета каждого компонента в общей композиции. Это позволяет усилить и выявить доминирующий цвет, составляющий основу композиции и ослабить яркие тона.

Важнейшим средством создания гармоничных цветовых композиций является ритм – повторное использование одного цвета при различных размерах и формах объектов.

При создании перспективы следует учитывать, что теплые тона зрительно сокращают расстояние, холодные – увеличивают. Чистые тона в отдалении нейтрализуются в голубой дымке, при этом синие и голубые тона не изменяют цвет. Для создания глубины пространства на переднем плане используют желтые, оранжевые и красные оттенки, на дальнем – голубые и фиолетовые тона (темнолиственные породы, синие и голубые пятна цветников). Если сад слишком длинный и узкий, можно использовать яркие цвета на дальнем плане, мягкие тона – на переднем.

При проектировании цветовых композиций необходимо учитывать цвет зданий, ограды, мощения и даже интерьера, которые должны включаться в общую цветовую гамму ландшафтной композиции, а не разбивать ее. Учитывают также сезонные и возрастные изменения цвета.

Контрольные вопросы

1. Перечислите основные и составные цвета спектра.

2. Какие цвета спектра являются теплыми, а какие – холодными?

3. Назовите ахроматические цвета и дайте их характеристику.

4. Какие цвета называют дополнительными?

5. Как строятся контрастная и нюансная цветовые композиции?

6. Охарактеризуйте основные схемы организации цветов в композиции.

Задание 1. Разработать цветовое решение композиции абстрактных геометрических форм. Указать используемую цветовую схему и приемы композиции.

Задание 2. Разработать цветовое решение миксбордера с использованием контраста и нюанса, в теплой и холодной гамме.

Рис. 15. Схемы миксбордеров

Пояснения к выполнению задания. Выбранная цветовая схема должна быть четкой и хорошо просматриваться. Для правильного колористического решения миксбордера необходимо знать структуру смешанного бордюра, которая включает: 1) фокусное растение или несколько доминирующих растений, 2) дополняющие растения и 3) заполняющие растения, создающие фон. Фокусное растение является центром композиции и отличается яркой окраской, определяющей тональность всего миксбордера. Можно использовать несколько доминирующих растений, расположенных точечно и связывающих бордюр в единое целое. Дополняющие растения не должны конкурировать с доминирующими по яркости окраски. Заполняющие растения, окрашенные обычно в нейтральные тона – серые, серебристые, зеленые - используют для создания фона и заполнения свободных пространств.

При проектировании миксбордера используют повторение и ритм – как отдельных, фокусных растений, так и групп. Объединение растений в группы становится важнейшим элементом композиции, а повторяемость создает эффект целостности цветника. При этом растения могут располагаться отдельными куртинами с четкими границами или же контуры различных цветов могут иметь размытые очертания, что создается смешением и взаимопроникновением отдельных видов растений.

В миксбордере выделяют передний, средний план и фон. Центр миксбордера должен иметь наиболее яркую окраску. Используют также законы воздушной перспективы – растения с красной окраской цветков размещают на переднем плане, синего – на дальнем. Цвета должны располагаться в порядке светового спектра – от красного к желтому и от зеленого к синему при движении от переднего плана к дальнему.

Контрастные сочетания разделяют нейтральными тонами – зелеными, серебристыми. Белый цвет используют для подчеркивания оттенка.

На схемах миксбордеров (рис. 15) отдельные контуры соответствуют одному виду растений, их закрашивают в цвет цветков (или листьев у декоративно-лиственных растений).

Выбирая цветы, каждый человек задумывается о том, сколько цветов должно быть в букете. Ведь помимо вида и оттенка растений, в букете играет большую роль и их количество. С помощью специальных разработок учёным удалось выяснить, что уже в 5 — 6 веках до нашей эры соблюдалась определенная числовая символика. Этот факт говорит о том, что числа имеют давно проверенное значение, поэтому к количеству цветов для подарка нужно подходить серьёзно.

Чётные и нечётные числа

По древним славянским традициям чётное количество цветов в букете имеет значение траура и заряжает букет отрицательной энергетикой.

Именно поэтому парное количество приносят на похороны, к могилам или памятникам. А вот у жителей Восточных, Европейских стран и США существует совершенно другая точка зрения по этому поводу. Чётное число у них – символ везения, счастья и любви.

Самым счастливым числом в букете у немцев считается восемь, несмотря на то, что оно чётное.

В США чаще всего друг другу дарят вместе 12 цветов. Жители Токио спокойно отнесутся, если выдать им по 2 цветочка, главное, чтобы не 4 – эта цифра у них считается символом смерти.

У японцев, вообще, есть свой язык растений, и каждое их число имеет своё значение. Например, одна роза – это знак внимания, три – уважение, пять – любовь, семь – страсть и обожание, девять – преклонение. Букет из 9 цветочков японцы презентуют своим кумирам, а из 7 – любимым женщинам. В нашей стране тоже можно дарить чётное количество растений, если их более 15 штук в одном комплекте.

Язык цветов

Мало кто знает, что язык цветов определяет количество бутонов в букете. Этот язык нужно знать и учитывать тому, кто делает подарок, чтобы в дальнейшем не пожалеть о своих действиях. Вдруг для получателя имеет значение количество цветов в букете.

Один цветочек для любимой девушки будет означать, что она единственная, и другой такой не найти никогда. Три стебля говорят об уважении. Пятёрка – это знак любви, проявление инициативы в отношениях. Когда мужчине сложно признаваться в любви на словах, он может применить язык цветов, просто подарив букетик из 5 розочек.

Букет из 7 стеблей покупают обычно на свадьбу, в обычные дни не принято дарить такое количество цветов. Для укрепления партнёрских либо дружеских отношений подходит число 9. Когда человеку хотят сделать приятный сюрприз без повода, ему берут 10 стеблей. А вот число 11, в переводе на язык цветов, имеет значение крепкой настоящей дружбы.

В случае ссоры или непонимания оптимистично настроенный человек подарит букет из 12 бутонов, показывая, что ему не безразличны эти отношения, и он верит в лучшее. Связку из 13 цветов можно подарить, но лишь той личности, которая вам неприятна, в остальных случаях лучше выбрать другую цифру. Букет с пятнадцатью цветочками преподносится близкому, любимому и глубокоуважаемому человеку.

О чем говорят цифры

Исключение из правила, которое запрещает презентовать чётное количество цветков – это розы, их может быть даже две.

Существует отдельный язык этих красивых растений, определяющий значение для каждого их числа:

Как правильно подарить девушке розы

Конечно, каждая женщина мечтает хоть раз в жизни получить от любимого большое количество роз, которые даже будет трудно сосчитать.

Но не всегда композиция из сотни элитных растений имеет большее значение в плане любви к своей избраннице, чем одна красивая красная розочка, особенно если её преподать правильно.

Не стоит кутать цветок в обёртку, а также добавлять к нему лишние веточки и растения, это лишь удешевит его вид.

Намного лучше будет смотреться роза, украшенная бархатной или атласной ленточкой. Иногда можно упаковать её в прозрачную обёртку, но только без лишнего блеска. То же самое можно сказать и о букете из трёх бутонов. Если в комплекте более 7 цветочков, тогда их необходимо оформить в упаковку и связать лентами, чтобы букет имел красивый вид и не рассыпался.

Количество и вид

Чтобы правильно подобрать количество цветов в букете, следует учитывать не только язык растений, но и их вид. Необычные, оригинальные растения типа газании и орхидеи дарят обычно в небольшом количестве. Заказывая лилии, каллы или хризантемы лучше посоветоваться с флористом о способе их оформления.

Цветок с оригинальной яркой расцветкой хорошо смотрится, даже если он один.

Иногда для выражения какой-то мысли или сильных чувств достаточно одного растения, это совершенно нормально. Но некоторые девушки могут подумать, что ей попался кавалер, скупой на деньги, поэтому лучше преподнести такой скромный букет каким-нибудь необычайным способом.

Более простые, но не менее красивые и ароматные растения, такие как тюльпаны, нарциссы, гиацинты, герберы, дарят по несколько штук. Желательно, чтобы их в композиции было хотя бы пять. Если цветочков в одном комплекте меньше семи, их можно вручить без обёртки.

Свадебный букет

Готовясь к важному событию, жених с невестой всегда переживают по поводу количества цветов в свадебном букете невесты. Тут нужно учитывать, что виновница торжества будет ходить с атрибутом целый день, и чем больше будет этот свадебный атрибут, тем тяжелее его носить.

На протяжении веков составление букетов оставалось популярным искусством, и многие люди считают способность создавать гармоничные цветочные композиции бесценным навыком. Хотя в каждой стране есть свои особенности составления букетов, во многих культурах ценится цветочный символизм, при котором каждый цветок или элемент композиции имеет свое значение. Но даже если вы не обладаете глубокими познаниями во флористике, вы все равно можете научиться создавать прекрасные цветочные композиции, если воспользуетесь несколькими простыми советами. Просто читайте дальше и у вас все получится.

Шаги

Часть 1

Планирование цветочной композиции

    Выберите цветы по сезону. Выбирая цветы по сезону, вы сэкономите деньги, а ваша композиция будет соответствовать времени года. Это особенно важно, если вы составляете букет для особого мероприятия, к примеру, свадьбы, годовщины или вечеринки по случаю дня рождения.

    Выберите сосуд. Выбор сосуда для составления букета зависит от желаемого стиля композиции. Для составления букета можно использовать практически любой сосуд, если только он сочетается с высотой, весом и внешним видом используемых цветов.

    Используйте дополнительные цвета. Выбор цвета очень важен при составлении цветочных композиций, но если дело касается комбинации цветов, строго определенных правил здесь не существует. Все зависит от желаемого стиля и настроения вашей композиции. Вот несколько моментов, которые следует учесть:

    • Добавьте дополнительные цвета в вашу композицию, чтобы разнообразить ее и придать ей живости. Попробуйте смешать красные и оранжевые цветы с ярко-зелеными стеблями для свежести. Можно также смешать розовые и пурпурные цветы с белыми цветами перекати-поле для более мягкого эффекта.
    • Попробуйте смешать несколько разновидностей цветов одного цвета или различных оттенков одного и того же цвета. Добавьте немного глубины, выложив по внешнему краю ветви зеленых листьев.
    • Также можно попробовать создать композицию из одной разновидности цветов в различных цветовых комбинациях, к примеру, взять оранжевые, белые и желтые маргаритки герберы или розовые и пурпурные тюльпаны.
  1. Добавьте немного текстуры. Цветочные композиции не обязательно должны состоять из одних цветов. Вы может добавить немного текстуры, к примеру, зеленые или сухие ветви или другие сезонные элементы.

    • Попробуйте добавить высокую траву, стебли ягод, вербу, кукурузные стебли, щавель или листья ириса.
    • Чтобы композиция больше соответствовала сезону, добавьте сосновые шишки, тыкву, побеги остролиста, кисточки ягод или другие фруктовые и овощные растения.
  2. Выберите место для законченной композиции. Еще одним важным аспектом является цель составления букета и его месторасположение. Продумайте цветовую гамму и общее настроение комнаты, в которой вы собираетесь поставить цветочную композицию, и выберите наиболее подходящий дизайн. Также следует учесть площадь доступного пространства.

    Часть 2

    Подготовка цветов и материалов
    1. Подготовьте необходимые материалы. Прежде чем приступать непосредственно к составлению букета, очень важно иметь необходимые материалы под рукой – это значительно упростит процесс. В зависимости от типа цветочной композиции, вам понадобится следующее:

      • Чистый сосуд для цветов – это может быть ваза, миска или корзина (или любая другая емкость) в зависимости от количества и размера цветов.
      • Флористический пенопласт или губка, для закрепления цветов в сосудах с широким горлом.
      • Тесьма для скрепления цветов между собой, особенно при использовании высоких узких ваз.
      • Острый нож или секатор для обрезания цветочных стеблей.
      • Немного фиксирующей жидкости (обычно продается вместе со свежими цветами).
      • Чистая и просторная рабочая поверхность, покрытая газетой.
      • Набор цветов и зеленых ветвей.
    2. Подрежьте стволы цветов и оборвите листья. Прежде чем составлять цветочную композицию, важно подрезать стволы, тогда цветы будут лучше впитывать влагу и дольше оставаться свежими. Обрежьте стволы по диагонали на 2,5 см от основания с помощью острого ножа или садовых ножниц. Не рекомендуется использовать кухонные ножницы, так как это может повредить стволы цветов, и они не будут получать достаточно влаги.

    3. Подготовьте сосуд. Следующим этапом будет подготовка вазы, миски, коробки или любой другой емкости для цветочной композиции. Сосуд должен быть аккуратным и чистым, без осадка или грязи.

      • Если вы используете флористическую губку (которая прекрасно подходит для закрепления цветов и насыщения их влагой), следует предварительно замочить ее в фиксирующей жидкости на 15 минут, а затем обрезать края острым ножом по форме емкости для цветочной композиции. Поместите влажную обрезанную губку в сосуд и примотайте ее флористической тесьмой.
      • Если вы используете флористический пенопласт или целлофановую сетку (которые прекрасно подходят для тяжелых цветов и цветов с древесным основанием), поместите его/ее в емкость и закрепите тесьмой или клеем для цветов.
      • Вы также можете переплести древесные основания зеленых стеблей на дне сосуда. Это послужит естественной сеткой для фиксации цветов.
    4. Налейте воду. На данном этапе нужно налить в сосуд воду, если вы используете цветочную сетку или пенопласт или не используете ничего из этого. Если же вы используете флористическую губку, добавлять воду не нужно.

      Часть 3

      Составление композиции

      Начните с больших доминирующих цветов. При составлении композиции начинать следует с самых больших и ярких цветов.

      • Вместо использования разных видов цветов одновременно, лучше всего работать с одной разновидностью, а затем переходить к другой. В этом случае вы сможете использовать различные комбинации цветов по форме и цвету для получения более равномерной и сбалансированной композиции.
      • Работайте по кругу, расставляя цветы по внешнему краю сосуда. Использование влажной губки упростит этот процесс. Если губки у вас нет, проделайте отверстия острым предметом, чтобы в них можно было вставить стволы цветов – но старайтесь не делать отверстия шире диаметра стволов, иначе цветы будут шататься.
      • Поворачивайте цветочную композицию в процессе работы, чтобы она выглядела равномерной со всех сторон, для чего вам отлично подойдет вращающийся поднос для закусок!
    5. Расставляйте цветы кругами по очереди. По окончании работы с первым кругом цветов переходите к следующему, используя различные вариации цветов.

      • Второй круг из цветов должен находиться внутри первого. Попробуйте создать эффект купола, поместив цветы с более длинными стволами в самую середину. Законченная композиция будет напоминать поляну цветов на холме.
      • Продолжайте расставлять разные виды цветов по очереди, отталкиваясь от их размера и предполагаемого количества цветов в композиции.
    6. Используйте нечетное количество цветов для каждого круга. Одно из основных правил при составлении букета - это использование нечетного количество цветов каждого вида.

      • Например, можно расположить 7 роз по внешнему кругу, 5 белых роз по внутреннему, и 3 побега перекати-поле между ними.
      • Такой метод помогает достичь большей органичности и целостности композиции.
    7. Обратите внимание на высоту и ширину. Высота и ширина вашей композиции является еще одним фактором, который следует учитывать при создании композиции.

      • Как правило, если дело касается высоты композиции, то она должна быть в один раз или половину выше вазы или любой другой емкости.
      • Нет строго определенных правил насчет ширины композиции, но она должна соответствовать высоте.
      • Поворачивайте композицию по мере работы, тогда высота и ширина будут одинаковыми с обеих сторон.