Вездеходы и снегоболотоходы

Как жить по евангелию. Зачем читать Евангелие каждый день

Многие знают, что в Библии есть четыре книги, которые называются «Евангели-ем». Некоторым известно, что слово «евангелие» произошло от греческого слова, означающего «благая весть». При этом немногие могут объяснить, в чем именно заключается «благость» этой вести или каким образом евангелие меняет жизнь людей в лучшую сторону. Что такое евангелие? Как бы вы ответили на этот важный вопрос?

«Мне, наименьшему из всех святых, дана благодать сия -
благовествовать язычникам неисследимое
богатство Христово».

Еф.3:8

Прошло уже более двадцати лет, как я впервые услышал ясное изложение еванге-лия и по данной мне благодати уверовал в Иисуса Христа. С тех пор, слушая про-поведи, читая книги и статьи, учась в семинарии, трудясь в церкви, проповедуя и общаясь с разными людьми, я стремился глубже познать евангелие. Сейчас мне ясно, что чем больше человек познает евангелие, тем больше он убеждается в спра-ведливости двух утверждений:

  1. Евангелие, так же как и Бог, о Котором оно повествует, в конечном итоге неисследимо (Еф.3:8; Ис.40:28). Человек не может до конца уразуметь глубину Божьей любви и мудрости, открываемую в евангелии (Еф.3:19).
  2. Суть евангелия проста и доступна даже для понимания детей. Евангелие можно выразить в простых словах (1Кор.15:1-5).

Когда упоминается проповедь евангелия в Новом Завете неизбежно повторяются или же подразумеваются одни и те же истины, которые в совокупности составляют суть благой вести. Суть или сущность чего-либо - это то основное, неотъемлемое и неизменное качество, без которого предмет не может существовать и без которого предмет невозможно понять. Это эссенция или «выжимка», которая содержит все главное и ничего второстепенного. Суть евангелия остается неизменной во все вре-мена, хоть каждое поколение вынуждено расставлять свои акценты в зависимости от особенности мышления людей, которым возвещается благая весть. Данная ста-тья - моя попытка помочь своим современникам лучше познать евангелие, с мо-литвой о том, чтобы это знание стало для них спасительным.

1. Главная проблема: Наша греховность в свете Божьей святости

«Он спасет людей Своих от грехов их ».
Мтф.1:21

Евангелие провозглашает и предлагает человеку Божье решение проблемы челове-ческого бытия. Поэтому перед тем, как излагать суть евангелия, необходимо хоро-шо понимать, о какой проблеме идет речь. На основании Священного Писания мож-но твердо утверждать, что главная проблема человека имеет отношение к двум несовместимым реалиям: Божья святость и человеческая греховность. Иными сло-вами данная проблема имеет две основные стороны: первая имеет отношение к со-вершенной природе Бога, вторая - к искаженной природе человека.

1.1. Совершенная природа Бога

«Свят, свят, свят Господь Саваоф!
Вся земля полна славы Его!
»
Ис.6:3

Бог по своей природе свят, праведен и справедлив. Закон Божий является не выра-жением каких-то произвольных решений Бога, которые Он мог бы изменить в лю-бое время, но отражением Его благой и совершенной сути - Его природы, которая не может быть изменена. Например, требование быть святым основано на том фак-те, что Бог свят (Лев.11:44-45; 19:2; 20:7; 20:26; 1Птр.1:15-16), как и заповедь лю-бить, дается в свете того, что «Бог есть любовь» (1Ин.4:7-8). По Своей природе Бог ненавидит все моральное зло и стремится исправить или наказать каждую неспра-вед-ливость. Люди, сотворенные по образу и подобию Божию, даже в своем гре-хов-ном состоянии, инстинктивно знают, что Бог должен поступать справедливо. Это приводит нас ко второй составляющей.

1.2. Искаженная природа человека

«Вся праведность наша - как запачканная одежда;
и все мы поблекли, как лист,
и беззакония наши, как ветер, уносят нас».

Ис.64:6

Бог создал человека по Своему образу и подобию (Быт.1:27). Изначально человек был безгрешным. Грехопадение повлекло за собой бесчисленные страдания для миллионов людей и соделало всех потомков Адама грешными перед Богом (Рим. 5:12) и достойными Его праведного воздаяния (Рим.6:23). Необходимо понимать, что в грехопадении исказилась сама природа человека (Еф.2:3), так что человек в своем падшем состоянии стремится ко греху (Иак.1:13-15). Если до грехопадения Адам согрешил через свободное решение своей воли, то после грехопадения он делал грех по зову искаженной грехом природы. Мы, как потомки грешного Ада-ма, грешим, потому что этого требует наша падшая природа (Рим.7:14-20).

Проблема с нами не в том, что мы недостаточно сильно хотим делать добро, а в том, что даже «праведность наша» пред Богом выглядит как нечто отвратительное. Подобно тому, как вредоносно все, что вырастает в зараженной радиацией зоне, так и все, что исходит из грешного сердца человека (Быт.6:5; Иер.17:9; Мтф.15:18-19), заражено ядом греха. Даже самые лучшие наши дела негодны перед Богом.

Ужас грехопадения в том, что мы уже не можем изменить свою греховную природу. Через воспитание, образование и закон мы, с разной степенью успеха, можем держать свои греховные желания под контролем, но изменить свою природу мы неспособ-ны (Иер.13:23). Благость евангелия в том, что, хоть люди не в состоянии спасти себя от греха, Бог усмотрел для людей Спасителя (Мтф.1:21).

Осложняющий фактор

Сложность в том, что сегодня библейские понятия перестали оказывать сущест-венное влияние на мышление людей. Большинство людей не мыслят категориями греха и святости. Греховная природа омрачила их разум (Еф.4:18), постмодернист-ская философия дала каждому возможность безосновательно отвергать любые утверждения, соответственно, мало кто чувствует острую потребность в спасении, а еван-гелие воспринимается не как благая весть, но как некая сказка, не имеющая практического применения для современного человека. Однако, как больной ра-ком человек не исцелится от того, что вообразит, что такой болезни не существу-ет, так и грешнику не станет лучше, если он будет отвергать губительную реальность греха в своей жизни. Проблема человеческого бытия не исчезла.

«Не здоровые имеют нужду во враче, но больные;
Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию».
Мрк.2:17

Если говорить упрощенно, евангелие существует не для хороших людей, а для плохих. Евангелие воспринимается как хорошая весть только теми, кто осознает свою нужду во спасении от греха. Большинство людей сегодня, не отрицая своей греховности, не считают грех главной проблемой человека. Все чаще и чаще раз-говор о грехе и о вечном наказании, в лучшем случае, вызывает улыбку подозрения в отсталости во взглядах или религиозном фанатизме.

Люди начинают видеть грех как свою главную проблему только когда «сталкиваются» с Божьей святостью (напр. Ис.6:1-5). Пока люди сравнивают себя друг с другом, такие оправдания как «я никого не убивал» могут казаться вполне удовлетворительными. Когда же под воздействием Духа Святого свет Божьего Слова начинает освещать дела (Ин.3:19-20), слова (Мтф.12:36) и мысли людей (Евр.4:12-13), когда люди начинают сравнивать себя с требованиями святого Бога, тогда их сердце охватывает страх от сознания своей вины перед Богом и праведности грядущего наказания (Евр.10:26-27). Даже со-весть человека незнающего Священного Писания обвиняет его (Рим.1:15), но толь-ко совесть, очищенная в горниле Божьего откровения и просвещенная Духом Святым, обрушивает всю силу праведного осуждения за все, что не соответствует воле Творца.

Только те люди, которые оценивают себя в свете Божьих требований, начинают осознавать абсолютную безвыходность и безнадежность своего грехов-но-го состояния, а вместе с этим и свою нужду во Спасителе. Только те, кто понима-ют, что главная заповедь состоит из требования всегда любить Бога всем своим существом (Втор.6:5; Мтф.22:36-38; Мрк.12:28-30), понимают, что, даже никого не убив, они все равно нарушили и продолжают нарушать главную заповедь, соответственно являясь главными грешниками. Начните читать Священное Писание и взвешивать свою жизнь в свете Божьего Слова; самоуверенное чувство невиновности перед Богом исчезнет как утренний туман с восходом солнца, а серд-це наполнит чувство вины и страх перед Святым Богом.

2. Единственное решение: Спасение по вере в смерть и воскресение Иисуса Христа

«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного,
дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную».
Иоан.3:16

Как Божья природа побуждает Его наказывать людей за их грехи, так та же приро-да побуждает Его спасать людей от грехов их. Зная всю глубину бед-ственного состояния человека, Бог смог найти действенное решение. Божье дело спасения человека очень многогранно, однако и здесь можно выде-лить две основные стороны:

2.1. Через искупление Бог решает проблему справедливости.

Везде, где Слово Божие говорит нам о спасении людей от греха, упоминаются или подразумеваются два основных события, происшедших с Иисусом Христом: 1) за-местительная смерть и 2) победоносное воскресение. Апостол Павел изложил ее в одном предложении из 23 слов: «... Христос умер за грехи наши, по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию, и что явился...» (1Кор.15:1-5; и см. Лук.24:46; Деян.17:3; Рим.4:25; 10:9).

Заместительная смерть Христа

«Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили,
но чтобы послужить и отдать душу Свою
для искупления многих ».

Мтф.20:28

Тема искупления красной нитью пронизывает и объединяет Ветхий и Новый Завет (Иов.19:25; Быт.22:11-18; Ис.41:14; 43:1; 63:16; Неем.1:10; Мрк.10:45; Гал.3:13; 1Кор. 1:30; 1Тим.2:6; Евр.9:12,15; 1Птр.1:18-19; Откр.5:9). Искупление грешников Бог со-вершил посредством заместительной смерти Иисуса Христа. Ключевым аспектом смерти Иисуса Христа является ее заместительный характер. Христос умер не за Свои грехи (Он - безгрешен, см. 1Ин.3:5), а за наши грехи, т.е. понес наказание вместо нас (Ис.53:5-6,10-11; Гал.1:4; 3:13; Рим.4:25; 1Птр.2:24; 3:18; 1Ин.2:2; Откр. 1:5), удовлетворяя требование Божьей справедливости и предоставляя Ему возможность быть праведным и оправдывать грешников.

«Получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе, которого Бог предложил в жертву умилостивления в крови Его через веру, для показания правды Его в прощении грехов , соделанных прежде, во время долготерпения Божия, к показанию правды Его в настоящее время, да явится Он праведным и оправдывающим верующего в Иисуса ».
Рим.3:24-26

Для одних учение о заместительной смерти Христа звучит либо как глупость, для других в «слове о кресте» лежит вся надежда их спасения (1Кор.1:18-24). Не будьте в числе тех, кто высмеивает или отвергает это учение. Без заместительной жертвы Христа нет евангелия, нет спасения.

Победоносное воскресение Христа

«Который... воскрес для оправдания нашего ».
Рим.4:25

Христос воскрес телесно в третий день после Своей смерти и в доказательство на протяжении 40 дней являлся Своим ученикам (Деян.1:3; 1Кор.15:4-7). Человек не может оправдаться перед Богом исполнением дел закона (Рим.3:20; Гал.2:16; 3:11; 5:4), потому что закон был дан не как средство оправдания, а как средство обличе-ния и направления человека ко Христу (Рим.3:20; 7:7-8; Гал.3:24). Верующий в воскресшего Иисуса оправдывается Им (Деян.13:39; Рим.3:24). Оправдать значит провозгласить невиновным. На основании заместительной жертвы и воскресения Христа, Бог оправдывает всякого верующего в Иисуса (Рим.3:26; 5:1,9; 8:30,33). Воскресший Господь сейчас находится одесную Бога и продолжает оправдывать верующих в Него, ходатайствуя за них перед Отцом (Ис.53:11; Рим.8:34; 1Ин.2:2; Иер.23:6).

2.2. Через возрождение Бог решает проблему греховности.

«Истинно, истинно говорю тебе,
если кто не родится свыше,
не может увидеть Царствия Божия».
Иоан.3:3

Проблему человеческой греховности Бог решает посредством нового духовного рождения человека, называемое «рождением свыше», «рождением от Духа» или «возрождением». В процессе возрождения Бог изменяет греховную природу чело-века, так что человек становится вновь живым для Бога (Еф.2:5) (см. О возрожде­нии).

«Тем, которые приняли Его, верующим во имя Его,
дал власть быть чадами Божиими,
которые ни от крови, ни от хотения плоти,
ни от хотения мужа, но от Бога родились».
Иоан.1:12-13

Возрождение берет свое действенное начало в искупительном подвиге Христа (1Птр.1:3; Рим.6:4). Оно тесно связано с действием Духа Святого через Слово Бо-жие (1Птр.1:23; Иоан.1:12-13; 3:5-6). Именно рождение свыше радикальным обра-зом меняет духовную природу человека и делает ее абсолютно новой во Христе (2Кор. 5:17; Кол.3:10). В результате человек утрачивает способность жить во грехе и своей новой природой побуждается к вере и покаянию, святости и любви (1Ин.1:7; 3:1-3,9; 4:7; 5:1,18; Рим.6:2-7). Как состояние греха является естественным для чело-века невозрожденного, так состояние святости естественно для возрожденных людей. Покаяние во грехе и стремление к святости для возрожденного человека явля-ются духовной необходимостью, вызванной новой духовной жизнью во Христе.

3. Ваш выбор: Что с этим делать?

Объяснив главную проблему человека и предусмотренное Богом решение, остается показать как евангелие из теории становится практикой нашей жизни.

«Если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и
сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых,
то спасешься».

Рим.10:9

Согласно Писанию евангелие производит свое спасительное действие только когда человек кается в своих грехах и верует во Христа (Мр.1:15; Рим.1:16). Покаяние во грехах состоит из личного понимания, признания и отвержения греха в своей жиз-ни. Вера в смерть и воскресение Христа указывает на личное понимание и приня-тие Божьего спасения и примирения с Богом. Как покаяние, так и вера являются дарами Божьей благодати и сопровождают возрождение от Духа Святого (2Тим.2:25; Еф.2:6-8).

Верить, чтобы жить или не верить, чтобы не жить -
Вот, в чем вопрос!
Адаптация Шекспира

Евангелие приходит к нам не просто как выбор (2Кор.5:20), но как повеление (Деян.17:30). Не верить в евангелие значит противиться Богу и отвергать Его благую волю, верить в евангелие значит покориться Богу и принять Его любовь во Христе.

Евангелие, как Вы видите, это весть, которая состоит из конкретных утверждений и обещаний основанных на исторических событиях. Осознаете ли Вы себя грешным человеком перед Богом? Вкусили ли Вы, что грех дает людям не только временное удовольствие, но и страшные страдания, боль, сожаление, страх? Христос призывает Вас к Себе (Мтф.11:28), и я «от имени Христова» прошу Вас: «примиритесь с Богом» (2Кор.5:20).

Что дальше?

Изложенные здесь истины относятся к начаткам учения Христова (Евр.6:1-2). Человеку, вступившему на путь веры в Иисуса Христа, предстоит всю жизнь воз-растать в познании Бога. Если Вы понимаете и сердцем принимаете благую весть, то Вам необходимо найти церковь, в которой проповедуется Слово Божие, чтобы пребывая в общении с другими людьми, разделяющими веру в Господа, Вы могли возрастать в познании и исполнении Его благой воли. В церкви вы сможете, согласно учению Христа, запечатлеть вашу веру в Него через водное крещение, свидетельствовать о ней через Причастие, и служить Тому, кто умер, чтобы дать нам жизнь и жизнь с избытком (Иоан.10:10).

Пастор, доктор богословия

Просто евангелие: факты

Что необходимо знать о евангелии? Для того, чтобы лучше усвоить суть благой вес-ти, изложенную в статье «Просто евангелие: суть», позвольте предложить вашему вниманию пять простых, но чрезвычайно важных фактов о евангелии.

1. Евангелие: только одно

«Я не стыжусь благовествования Христова,
потому что оно есть сила Божия
ко спасению всякому верующему».
Рим.1:16

Существует только одно истинное, спасающее и вечное евангелие, которое возве-щал Иисус Христос во время Своего земного служения, которое по воскресении Господь повелел Своим ученикам проповедовать по всему миру, которое последо-ва-тели Христа провозглашали при содействии Духа Святого, которое Дух Божий через избранных авторов запечатлил на страницах Священного Писания для всех последующих поколений, которое верные Писанию служители провозглашают и сегодня.

Только неповрежденное евангелие обладает силой ко спасению, потому что только оно верно излагает истину о спасении во Христе. С самого начала распространения благой вести были люди, которые желали исказить евангелие. Поэтому апостол Павел, призванный Богом проповедовать евангелие Христово язычникам, преду-преж-дал: «Если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал.1:8). Перед тем как принять ка-кое-либо объяснение евангелия, необходимо абсолютно удостовериться, что оно соответствует евангельской вести, изложенной на страницах Священного Писа-ния.

Сегодня многие христианские конфессии говорят, что проповедуют истинное евангелие, однако только Библия является единственным богодухновенным и непогрешимым источником познания евангелия, и только знание основанное на Слове Божием дает человеку твердую уверенность в том, что он обладает истинным евангелием. Я привожу избранные библейские цитаты в надежде, что вы будете проверять каждое утверждение на соответствие тексту Священного Писания, чтобы укрепляться в вере и, что в вас пробудится желание читать и изучать Библию, чтобы глубже познавать Божью истину, которая сильна преобразить вашу жизнь.

Бог совершен и евангелие, которое Он даровал людям, в равной степени совер-шенно. Любые попытки изменить евангелие путем убавления или прибавления лишают его спасительной силы и являются богохульными, потому что основыва-ют-ся на неверии в Божью силу спасти людей согласно евангельскому учению изло-женному в богодухновенном писании. Истинно верующий человек признает, что евангелие является Божьей спасающей силой, принимает его всем сердем и не смеет его искажать.

2. Евангелие: только во Христе

«Един Бог, един и посредник между Богом и человеками,
человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех».
1Тим.2:5-6

Сам Господь свидетельствовал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не при-хо-дит к Отцу, как только через Меня» (Иоан.14:6). Апостол Петр проповедовал: «Нет другого имени под небом, данного человекам, которым надлежало бы нам спастись» (Деян.4:12). Апостол Павел утверждал, что Христос - наш единственный Посредник (1Тим.2:5-6). Апостол Иоанн писал: «Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1Ин.5:12).

Фраза «только во Христе» подразумевает с одной стороны, что без Христа спасение невозможно, с другой - что Христос является абсолютно достаточным средством нашего спасения. Обладающий Христом обладает спасением, и помимо Христа че-ловеку больше ничего не требуется для спасения. Иисус Христос является «альфой и омегой» благой вести. Евангелие, которое не приводит человека к Иисусу Христу, которое не делает Христа единственной надеждой нашего спасения, является не силой Божией ко спасению, а орудием диавола к погибели нашей души.

Почему только во Христе есть спасение?

Это очень емкий вопрос, на который существует множество библейских доводов, но, если говорить просто, необходимо отметить, что 1) только Иисус мог нас спасти и 2) только Иисус совершил наше спасение.

  • Только Иисус, будучи Богом (Иоан.1:1-3; Флп.2:6; Евр.1:5-9) и человеком (Лук. 24:39; Иоан.1:14; Флп.2:7; Евр.2:14; 1Ин.4:2), является единственным Посред-ником между Богом и людьми (1Тим.2:5-6; Евр.2:16-18; 3:1; 1Ин.2:1).
  • Только Иисус, будучи безгрешным (Ин.8:29; 14:30; Деян.3:14; 2Кор.5:21; Евр. 4:15; 7:26-28; 1Птр.1:19; 2:22; 1Ин.3:5) смог принести совершенную жертву за грешных людей. Он умер не за Свои грехи, а за грехи наши (Ис.53:4-6; Рим. 4:25; 1Кор.15:3; Гал.1:4; 1Птр.3:18).
  • Только Иисус воскрес из мертвых для оправдания верующих в Него (Мтф.28:7; Лук.24:6; Деян.2:24; Рим.4:25; 6:4; 8:34; 14:9; 1Кор.15:4,20; 1Фес.4:14; 1Птр.1:3; Откр.1:5).
  • Только Иисус вознесся во славе и, восседая одесную Отца, ходатайствует за из-бранных (Рим.8:34; Евр.7:25; 9:15; 1Ин.2:1-2).
  • Только Иисус вернется на землю для окончательного избавления верующих в Него (Мтф.24:27,37,39; 1Кор.15:23; Флп.3:20; 1Фес.4:15; Тит.2:13; 2Птр.3:4-10; 1Ин.2:28; Откр.22:17).

Этот перечень можно продолжить, но надеюсь и перечисленного достаточно, чтобы обоснованно утверждать, что спасение людей и Христос неразрывны. Слово Божие называет Иисуса Христа Спасителем не потому, что Он дает людям шанс спасти самих себя, а потому что Он действительно спасает людей Своих от грехов их (Мтф. 1:21). Иисус Христос - единственный Спаситель людей (Лук.2:11; Иоан.4:42; Деян. 5:31; 13:23; Еф.5:23; 1Тим.4:10; 2Тим.1:10; Тит.1:4; 1Ин.4:14).

3. Евангелие: только для грешников

«Верно и всякого принятия достойно слово, что Христос Иисус
пришел в мир спасти грешников, из которых я первый».
1Тим.1:15

Человек, который не осознает или не признает своей греховности, который не рас-каивается в своих грехах, не может быть спасен евангелием Иисуса Христа, но не потому что Бог бессилен спасать, а потому что такой человек не может взыскать Бога как Спасителя, отвергая свою нужду в спасении (1Ин.1:8-10). Иисус учил: «Не здоровые имеют нужду во враче, но больные; Я пришел призвать не правед-ников, а грешников к покаянию» (Лук.5:31-32).

Эта фраза также уточняет от чего Бог спасает человека, а именно от греха (Мтф. 1:21). Главная проблема человека - не его окружение, не нехватка образования, а греховная природа унаследованная от падшего Адама (Рим.5:12; Еф.2:3), которая выражается в нашей непреклонной страсти ко греху (Иоан.1:19; Иак.1:13-15), не-способности жить свято перед Богом (Рим.8:5-8; Еф.2:1-3) и противлению Божьей воле (Иоан.3:19-20; Рим.1:18). Слово Божие говорит, что «нет праведного ни одно-го» (Рим.3:10), и «нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл.7:20, см. Рим.3:10-12). «Вся праведность наша - как запач-кан-ная одежда» (Ис.64:6). «Все согрешили» (Рим.3:23), и «все мы много согре-ша-ем» (Иак.3:2).

Уникальная сила евангелия в том, что Бог силен спасать кающихся грешников, которые не в состоянии спасти себя. Проблема в том, что хоть люди все находятся в состоянии духовной «мертвости» (Еф.2:1), далеко не все осознают свою беспо-мощность перед Богом, полагая, что своими добрыми делами смогут сами иску-пить свою вину. Однако Библия уверяет нас, что «самоискупление» невозможно.

4. Евангелие: только по благодати

«Если по благодати, то не по делам:
иначе благодать не была бы уже благодатью».
Рим.11:6

Смысл этой фразы в том, что спасение невозможно заработать своими делами (2Тим.1:9). До сих пор многие думают, что когда они предстанут перед Богом после смерти, Он возложит их добрые дела на одну чашу весов, на другую чашу - злые, и, в зависимости от того какая чаша перевесит, Бог либо позволит человеку войти в рай, либо бросит его гореть в аду. Было время, когда апостолы тоже думали, что должны заслужить свое спасение делами закона, но «узнав, что человек оправ-дывается не делами закона, а только верою в Иисуса Христа, и мы уверовали во Христа Иисуса, чтобы оправдаться верою во Хрис-та, а не делами закона; ибо де-ла-ми закона не оправдается никакая плоть» (Гал.2:16; ср. Пс.142:2). Закон был дан людям не как средство для оправдания перед Богом, а как инструмент позна-ния своей греховности (Рим.3:20) и направления нас ко Христу (Гал.3:21-24). Цель Библии в том, чтобы привести нас ко Христу и сделать нас подобными Ему (Иоан. 5:39; Рим.8:28-29; 2Тим.3:15-17; 1Ин.3:2). Знаете ли вы, что суждение о том, пой-дет человек в рай или ад, происходит уже на земле? «Верующий в Него (Иисуса) не судится, а неверующий уже осужден, потому что не уверовал во имя Едино-род-ного Сына Божия» (Иоан.3:18, 36).

Каждый человек, кающийся в своих грехах и верующий в Иисуса Христа, получает «оправдание даром, по благодати» (Рим.3:24; Еф.1:7). Апостолы признавали, «что человек оправдывается верою, независимо от дел закона» (Рим.3:28), «ибо благо-датью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар: не от дел, чтобы никто не хвалился» (Еф.2:8-9). Бог так поступает не только в Новом Завете, но и в Ветхом Завете, примером чего служит Авраам, который «поверил Господу, и Он вменил ему это в праведность» (Быт.15:6; Рим.4:3-8; Гал.3:6). Нет другого способа обрести спасение, кроме как по Божьей благодати во Христе (Рим.4:24-25).

5. Евангелие: только по вере

«Человек оправдывается не делами закона,
а только верою в Иисуса Христа».
Гал.2:16

Евангелие действует спасительно только если человек верует в Иисуса Христа, потому что «без веры угодить Богу невозможно» (Евр.11:6). Только простая вера в Божье Слово может восстановить несправедливость, которая была совершена людьми во время грехопадения в Едемском саду. Ведь Сатане люди поверили на слово, без доказательств, не имея более никаких оснований для неверия Богу (Быт. 3:1-6). Поэтому как через неверие человек впал в грех, так только верой человек может быть избавлен от греха (Гал.2:16; Рим.3:21-24; Рим.4:5; Еф.2:8-9). Как неверием Богу, человек не прославил Бога, так только верой в Иисуса Христа человек свидетельствует, что Бог истинен (1Ин.5:10).

Для одних спасение по вере кажется слишком простым, для других - слишком глу-пым (1Кор.1:18-23). Для тех же, кто смирил себя перед Словом Божиим, спасение по вере является единственным возможным и праведным путем примирения с Бо-гом. Готовы ли Вы отвергнуть все свои попытки оправдаться перед Богом своими делами и религиозными обрядами? Можете ли Вы поверить Божьему слову и дове-риться Ему, что Он спасет вас по вере в Иисуса Христа и, что веры во Христа доста-точ-но? Ведь в конечном итоге спасает нас не сама вера, а Христос спасает нас через веру (1Птр.1:5).

А как же добрые дела?

Для тех, кто переживает о том, что спасение по вере может привести к тому, что люди начнут произвольно грешить, пренебрегая деланием добрых дел, позвольте кратко объяснить, что, хоть спасение и оправдание человек получает независимо от дел закона (Рим.3:28), верующие люди обязательно будут делать добро, потому что:

  1. Бог призывает и поощряет верующих в Него делать добро всем людям (Мтф. 5:16; Лук.6:33-36; Рим.13:3; 1Кор.9:17; 2Кор.13:7; Гал.6:9-10; 2Фес.3:13; 1Тим. 6:18; 2Тим.3:17; Тит.2:7; 3:1,8,14; Евр.10:24; 13:21; Иак.4:17; 1Птр.2:12-15; 3:11; 1Ин.3:8);
  2. верующие во Христа покаялись в своих грехах, т.е. отвергли греховный об-раз жизни, «распяли плоть со страстями и похотями» (Гал.5:24) и «умерли для греха» (Рим.6:1);
  3. Бог делает верующих во Христа неспособ-ными жить во грехе, т.е. неспособ-ными смириться с присутствием греха в своей жизни, они всегда будут стремиться к освящению (Рим.6:1-4,11-14; 1Ин.3:9; 5:14);
  4. Бог дает верующим во Христа внутреннее желание делать добрые дела, по-этому их не нужно принуждать их к этому страхом или угрозами (Иер.31:31; 2Кор.9:8; 13:7; Флп.1:18; Еф.2:10; Тит.2:14);
  5. только вера, которая творит добрые дела признается Богом как вера живая и спасающая (Иак.2:14-26). Добрые дела в Библии никогда не являются сред-ством обретения спасения, но всегда признаются необходимым признаком спасительной веры (Мтф.7:16-20; Иоан.5:29; Рим.2:7; 1Ин.2:9-11; 2:18-19; 3:6-10; 3:14; 3Ин.1:11);
  6. добрые дела являются истинно добрыми если делаются нами без принужде-ния (Флм.1:14). Бог не дразнит нас обещанием спасения, заставляя делать добрые дела под страхом вечного осуждения. Он Сам спасает нас от греха, что выражается в том, что Он избавляет нас от стремления делать грех и дает нам новое стремление всегда делать только добро.

Да даст вам Господь покой и мир в уповании на Христа, «ибо если устами твоими будешь исповедывать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскре-сил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а ус-тами исповедуют ко спасению. ... Всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим.10:9-13).

Пастор, доктор богословия

Мы все знаем, что Евангелие, точнее, Четвероевангелие, — главная книга в жизни каждого христианина: все остальное, включая другие тексты Нового Завета, следует из Евангелия и без него теряет всякий смысл; и Ветхий Завет также читается в свете грядущей евангельской Вести.

Но что с того, что мы это знаем? Не является ли наше знание чисто теоретическим? Как присутствует Евангелие в нашем сердце, в нашем сознании, в жизни? Можем ли мы с уверенностью сказать, что оно нас изменило или изменяет? Хочется ли нам его читать? Переживаем ли мы евангельские события как имеющие к нам самое непосредственное отношение, чувствуем ли, что все слова, все притчи Спасителя обращены именно к нам?

Почему многие из нас, прочитав все четыре Евангелия один раз и достаточно давно, не считают нужным к ним возвращаться? И почему у тех, кто приучил себя читать Благую Весть ежедневно, возникает подчас вопрос: вот, читаю каждый день, все уже вроде хорошо помню, ну а дальше-то что?

Вопросы о чтении Евангелия, о его присутствии в нашей жизни мы задали главному редактору журнала игумену Нектарию (Морозову).

— Начнем с вопроса: а есть ли вообще проблема? Наблюдаете ли Вы, общаясь с прихожанами, с верующими людьми, нехватку интереса, иначе говоря, внимания к Евангелию?.. Много ли Вы встречаете людей, действительно хорошо знающих Новый Завет, читающих его регулярно, сверяющих по нему жизнь?

— Проблема есть, и очень большая. Христиан, которые регулярно читают Евангелие, читают его толкования, для которых оно в полном смысле этого слова становится основой их жизни, катастрофически мало. Для нашего времени весьма характерна ситуация, описанная в житии преподобного Исаака Сирина, который был епископом Ниневийским. К нему пришли два человека и попросили, чтобы он рассудил их в каком-то конфликте. Выслушав их, преподобный Исаак начал: «В Евангелии говорится о том, что…» И один из конфликтующих сразу его перебил: «Да что ты нам опять про это Евангелие говоришь!». «Что же я могу сказать людям, — спросил тогда преподобный Исаак, — для которых не существует Евангелия?».

И сегодня к священнику часто подходят с какими-то вопросами или просьбами люди, не живущие еще церковной жизнью, однако же крещеные, приходящие время от времени в храм и считающие себя православными. Но на вопрос, читали ли они Евангелие, люди эти в большинстве случаев отвечают: «Нет». Более того, и из постоянных прихожан, из тех, кто регулярно подходит к исповеди, к аналою, на котором, напомню, лежат Евангелие и крест, — далеко не каждый читал Евангелие. А что касается тех, кто его читал, — многие прочитали его один-два раза и не считают необходимым перечитывать постоянно, читать каждый день; не пользуются толкованиями на Евангелие, а в результате не понимают многих мест из него. И это, безусловно, огромная беда нашей церковной жизни. Поэтому мне представляется, что в наших приходских школах для взрослых сегодня нужно в первую очередь изучать Священное Писание. Люди должны знать, что это — основа христианской жизни. Совершенно однозначно: если ты не знаешь Евангелия, ты не христианин, ты являешь собой некое недоразумение. Как можно быть христианином и не знать, чему учил Христос… и, по сути, не представлять себе, Кто такой Христос, ведь узнаем мы о Нем в первую очередь из Евангелия. Как говорили святые отцы, Христос сокровен в евангельских заповедях. Если человек этих заповедей не знает, если он убежден, что это Христос первым сказал: «Не убий» — значит, он находится на уровне Синайского законодательства, ветхозаветного Закона. И здесь нужно вспомнить слова Спасителя: ...если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то вы не войдете в Царство Небесное. Вы слышали, что сказано древним: не убивай, кто же убьет, подлежит суду. А Я говорю вам, что всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду… (Мф.5, 20-22).

— В чем же причина этой беды — отсутствия живого интереса к Евангелию в людях, которых неверующими не назовешь?

— Современный человек теплохладен. Он пытается пользоваться христианством, пользоваться Церковью, но совершенно не считает при этом, что он должен что-то в самом себе, в своей жизни менять. Впрочем, такие понятия, как «должен» или «не должен», здесь не совсем подходят. Ведь когда человек приходит к Богу, к Его Церкви, это всегда выбор сердца. И если человек сердцем этот выбор совершает, его жизнь изменяется. Если она не изменилась, значит, выбора не было. Не выбирал христианства человек. Хотя и принял, может быть, внешнюю форму, определенный образ.

— Человек, выбравший Христа сердцем, не может относиться к Его Благой Вести, к Евангелию, теплохладно. Но с чего нам следует начинать его изучение, что делать, чтобы погружаться в него все глубже и глубже?

— Евангелие изучается прежде всего жизнью по Евангелию, то есть нужно стараться жить по нему, связывать его с той жизнью, которой мы все живем. Прочитал какой-то эпизод из Евангелия — посмотрись в него как в зеркало: а у тебя в жизни так или как-то иначе? Господь говорит то-то и то-то, а находят ли Его слова хоть какое-то отражение в твоей жизни? Меняет ли твою жизнь Евангелие? Если человек способен, читая Евангелие, узнать себя в первом из сыновей, которых отец поочередно просил поработать в винограднике (см.: Мф. 21, 28-31), то это уже хорошо, ведь первый сын, поначалу отказав отцу, чуть позже раскаялся в своем непослушании и пошел в виноградник. Если человек совершает противные Евангелию поступки, попирает свою христианскую совесть, но каждый раз, обличаемый ею, раскаивается и возвращается к Отцу — это уже огромное счастье. Человека, который руководствуется Евангелием настолько, что никогда не совершает противных ему поступков, представить себе трудно, но людей, подобных первому из сыновей, кающихся и возвращающихся к должному, мы встречаем в Церкви каждый день. По сути, мы все, прибегающие к покаянию и старающиеся хотя бы что-то изменить в себе к лучшему, таковы.

— Не соглашусь с утверждением, что любую другую книгу достаточно прочитать один раз. Ведь, если человек какую-то книгу прочел и полюбил, если она заняла какое-то место в его жизни, он непременно будет перечитывать ее в течение своей жизни неоднократно. Наверное, любой человек, который любит читать, с этим согласится: мы читаем хорошие книги не для того, чтобы, прочитав однажды, вскоре забыть. Мы читаем для того, чтобы опыт автора, образы героев вошли в нашу жизнь, изменили ее, обогатили. И в гораздо большей степени, чем к любой другой книге, это относится к Евангелию. Мы читаем его для того, чтобы оно вошло в нашу жизнь, наполнило наше сердце, чтобы мы все лучше и лучше слышали то, что хочет нам сказать его Автор. Ведь, когда мы молимся, мы беседуем с Богом, а когда мы читаем Евангелие, Бог беседует с нами.

А поскольку мы непостоянны, поскольку наше душевное состояние все время меняется, и меняется в самых разных направлениях, то Евангелие как беседа Бога с нами оказывается необходимым вновь и вновь. Когда родители воспитывают ребенка, им недостаточно побеседовать с ним один раз: им регулярно приходится с ним разговаривать, что-то ему объяснять, в чем-то увещевать. Читая Евангелие, мы даем Богу возможность вновь и вновь беседовать с нами, увещевать и наставлять нас. Взяв в руки Евангелие, мы свидетельствуем: у нас есть желание Его слушать. И действительно, слово Божие каждый раз действует на нас по-разному, по-разному перед нами раскрывается, потому что мы не одни и те же.

Когда человек замерзает, ему необходимо оказаться рядом с источником тепла. Евангелие — это то, что отогревает человеческую душу, уставшую от холода, от жестокости этого мира. Душу, которая сама от этого грубеет, становится жестче, холоднее и нуждается в том, чтобы ее отогревали, причем нуждается постоянно. Почему преподобный Серафим Саровский всегда носил Евангелие в котомке за плечами и за неделю полностью его прочитывал? Потому что, по его выражению, ум человека должен плавать в Священном Писании. А преподобный Нил Сорский учил: человек должен знать Евангелие настолько, чтоб всякий раз, что бы ни случилось, у него в сознании возникли соответствующее место, фраза из Евангелия, соответствующая евангельская заповедь; чтобы он руководствовался не движением ветхого человека в себе, а словом Божиим. Один из способов борьбы со страстями в том и состоит: в каждой жизненной ситуации задавать себе вопрос, чего бы хотел от тебя сейчас Господь. И постараться это исполнить. Но для этого нужно хорошо знать, что Он говорил.

Человек так устроен: ум сообщает сердцу то, чем он напитан, в чем он, по выражению преподобного Серафима, плавает. Сердце начинает меняться под воздействием ума. Вот для чего человеку нужно хорошее знание Евангелия и постоянное к нему возвращение.

Хорошо избрать себе определенное правило чтения Евангелия. Ведь правило — это то, что позволяет нам упорядочить, выстроить свою христианскую жизнь. Обычно такой нормой считается одна глава из Евангелия в день и две главы из Деяний или Посланий апостольских. И так постоянно, чтобы весь Новый Завет прочитывался по кругу. Если не получается это правило исполнять всегда, то надо стараться все равно не проживать без Евангелия ни дня. Даже если человек очень устал, он может два-три стиха перед сном прочитать, чтобы с этим уснуть и с этим проснуться.

— Нам очень много всякого приходится переживать: и обиды, и конфликты, и потрясения, и потери, и болезни. И нельзя не заметить, что помощи, утешения, подсказки выхода из тяжелого состояния мы в большинстве случаев ищем не в Евангелии, а в иной (хорошо, если православной!) литературе. Евангелие часто представляется нам чем-то слишком общим, отдаленным от наших душевных состояний, от наших личных ран и психологических проблем.

— Дело вот в чем: если человек читает Евангелие как нечто отстраненное, если он уже заранее убежден, что в его жизни со всеми ее эмоциональными перипетиями Евангелию нет места, что между ним и Евангелием есть некая дистанция, то это огромная ошибка. Потому что все, происходящее в новозаветной истории, в жизни Христа Спасителя, в судьбах Его учеников, носит глубоко человеческий, личностный характер. Величие происходящего не мешает ему быть очень узнаваемым. Все ведь узнается, все знакомо: и поведение людей, и их характеры, и отношение их друг к другу. Вы говорите о наших скорбях, но ведь в Евангелии можно найти о них все, что нам нужно.

Да, безусловно, огромное утешение человеку могут доставить слова старца Паисия Святогорца или творения Исаака Сирина и книги многих других духовных авторов. Но можно ли забыть, что все это — ручьи, текущие из единого вечного Источника? И если мы не будем к этому Первоисточнику прибегать, то все они в какой-то момент утратят для нас свою значимость, свою силу. Потому что сила и значение всего того, о чем эти духовные писатели пишут, черпается ими именно из Евангелия. Наставления святых отцов, подвижников благочестия — это раскрытие Евангелия, приближение его к нашим возможностям понимания.

И все же воздействие Евангелия на душу человека намного сильнее, чем воздействие последовавшей за ним духовной литературы: глубже, чем воздействие книги любого святого, любого подвижника.

— Жизнь непроста, трудна, и это очень сложно — соотносить свои ситуации, свои реакции и поступки со словом Божиим, применять это слово к каждому случаю своей жизни…

— Есть один ключ, очень простой, но люди о его существовании почему-то забывают: когда человек начинает по Евангелию жить, когда оно становится законом его жизни, тогда он начинает его совершенно по-другому понимать; именно тогда оно для него открывается. У игумена Никона (Воробьева) есть такой замечательный образ: «Ты хочешь знать о христианстве, хочешь знать о нашей вере больше? Зачем? Зачем знать о всех поворотах дороги тому, кто даже не ступил на нее? Сделай шаг — и тебе что-то откроется; пройди какое-то расстояние — тебе откроется больше, пройди еще — и еще больше откроется». Евангелие открывается для человека тогда, когда он по нему живет. А вот когда он по нему не живет, тогда оно закрывается и становится скучным, холодным, отдаленным от нашей жизни и вообще каким-то историческим памятником.

Когда мы читаем Евангелие, мы слышим голос Христа. И стараемся жить в соответствии с услышанным. И это опять-таки не должно рассматриваться в категориях именно долга, должного. Почему мы вообще становимся христианами, зачем, из-за чего?.. Апостолы видели и слышали Его, они понимали, что никто из людей еще не говорил так, как Он. И их сердца наполнялись не только уважением, почтением, интересом, нет, но, прежде всего — любовью к этому Человеку. Они понимали, что дороже Его вот с этих пор у них никого нет, поэтому оставляли все и шли за Ним. Но апостолы знали при этом и то, что по-настоящему с Ним они будут, только если будут жить так, как Он учит, следовать Его слову.

А почему современный человек становится христианином: потому что это выгодно, хорошо в глазах окружающих? Нет, конечно. Человек становится христианином лишь тогда, когда он в какой-то доступной для него степени увидел Христа и пошел за Ним. А дальше, для того чтобы идти за Христом, нужно стараться стать таким, каким Он хочет видеть Своего ученика. Это естественный процесс, если этого не происходит, то человек христианином не является.

— Когда Евангелие присутствует в нашей жизни…

— Прерву Вас. Это не Евангелие присутствует в нас, это мы присутствуем в нем. Евангелие — это книга не только о земных годах жизни Иисуса Христа, о Его учении и совершенных Им чудесах, Крестной смерти и Воскресении. Евангелие — это книга обо всех нас. Мы все в нем присутствуем. Это не оно в нашей жизни присутствует, это мы в нем присутствуем, надо просто это понять. Мы должны не принять Евангелие в нашу жизнь, а понять, что оно и есть наша жизнь. Только так.

— Конечно, мы призваны переживать факт Боговоплощения, факт земных трудов, Крестной жертвы Спасителя, Его победы над смертью как главное обстоятельство нашей жизни. Но мы во власти иных наших жизненных обстоятельств, изо дня в день формирующих наше состояние…

— Так вот для этого мы и читаем Евангелие! Чтобы напомнить себе о самом важном событии — не в жизни человечества только, нет, а в жизни каждого из нас. Это событие произошло на Голгофе. Почувствовать, что это событие главное для нас, — действительно одна из целей чтения Евангелия.

Но мы забываем не только об этом событии — мы забываем о вещах, которые, казалось бы, никак невозможно забыть. Никто ведь не может ответить на вопрос: почему человек живет? Почему моя личность существует? Это просто данность, о которой мы чаще всего не задумываемся. Но, если мы зададим себе этот вопрос, мы увидим, что единственно возможный на него ответ таков: воля Божия. Именно она поддерживает нас в нашем бытии. Каждое мгновение мы этой волей в бытии сохраняемы. Поэтому живем, существуем, действуем. Если человек об этом помнит, он и обо всем остальном помнит тоже. И ни на какую дистанцию Евангелие от него не отдаляется. Оно для него постоянно актуально.

— Иной человек говорит: «Я читаю и Евангелие, и Послания апостолов, и Откровение Иоанна Богослова регулярно, но помню все равно плохо. Жизнь такая, работа такая: огромный поток информации, невозможно все в голове удержать».

— Человек ведь так устроен: он помнит то, что им востребовано, нужно ему. Семинарист или молодой священник может досконально изучить богослужебный устав, Типикон. И многое из него забыть, потому что в современной богослужебной практике Типикон не применяется в полной мере. Но то, что применяется в современной богослужебной жизни, он будет помнить. И точно так же человек не забудет Евангелие, если он будет жить по нему, понимая неразрывную связь евангельского слова и своей жизни: если это будет составлять для него единое целое. Просто в разные моменты он сам по отношению к слову Божию будет занимать разные положения. Он будет похож то на одного сына из вышеприведенной притчи, то на другого, то на блудного сына из другой притчи (см.: Лк. 15, 11-32), то на разумную деву, то на деву юродивую (см.: Мф. 25, 1-13), то на первых из работников в винограднике, то на последних (см.: Мф. 20, 12-16)… Очень много примеров еще можно было бы привести: мы постоянно оказываемся кем-то из Евангелия. Только вот апостолом Иоанном Богословом, стоящим у Креста, мы бываем очень редко.

— Иногда люди спрашивают: зачем Евангелие читается в храме? Даже такие рассуждения приходится слышать: раньше, мол, люди были неграмотные, а теперь-то зачем? И не секрет, что мы не всегда внимательно его в храме слушаем. Иногда относимся к этому чтению как к чему-то, что просто «положено». Положено все отстоять, перед тем как причаститься, — вот и Евангелие тоже…

— Зачем читается Евангелие в храме? Этот вопрос можно было бы распространить на все, что в храме происходит. Зачем в храме звучат те или иные песнопения, молитвословия, читается Псалтирь? Это духовная трапеза, которая предлагается нашей душе. И Евангелие, слово Божие, занимает, безусловно, самое важное место в этой трапезе. Это то, что Господь нам хочет сказать сейчас. А насколько мы готовы это услышать — другой вопрос. Если мы относимся к этому только как к элементу богослужения, это очень плохо. Потому что это не просто элемент богослужения. Это Голос Божий, обращенный к человеку во время богослужения.

— Часто приходится слышать, что у православных, дескать, вообще не принято Священное Писание читать и хорошо знать, то ли дело баптисты…

— Да, многие сектанты трудятся над Священным Писанием и, в частности, Евангелием, они зачастую заучивают его наизусть, но это ведь еще далеко не все, что нам необходимо. Члены всевозможных сект воспринимают Евангелие с точки зрения буквы, но не духа. Они уже заранее подгоняют его под ту или иную свою концепцию, под то, что хотят вложить в головы своих адептов лидеры секты. Поэтому от такого изучения, от сектантского знания священных текстов наизусть духовной пользы нет. Если тот или иной сектант начинает наконец читать Евангелие вдумчиво, он понимает: в секте его обманывают. Поэтому сектантские учителя стараются подать ему Писание под удобным для себя углом, чтобы он не догадался о его истинном смысле, не усомнился в том, что влагаемое в его уши абсолютно верно.

— Какими толкованиями на Евангелия Вы посоветовали бы пользоваться?

— За основу лучше всего взять толкование Феофилакта Болгарского на все четыре Евангелия, поскольку это всеобъемлющий труд. Затем можно обращаться к разным авторам. Безусловно, много может дать толкование святителя Иоанна Златоуста, хотя он не столько истолковывает каждое евангельское слово, сколько использует его как повод для назидания. Также здесь необходимо назвать преподобного Ефрема Сирина, Евфимия Зигабена, священномученика Василия Кинешемского. Толкования отдельных моментов Евангелия, отдельных его эпизодов есть вообще у многих святых отцов, и эти толкования нередко оказываются более интересными и глубокими, чем толкования в книгах, целиком посвященных Четвероевангелию.

Беседовала Марина Бирюкова

Журнал «Православие и современность» № 34 (50)

Мало меняется в нашей жизни от того, что мы читаем Евангелие. Почему? Что мы пропускаем в этой главной для христианина книге, что мы понимаем неверно? Может быть, мы читаем не «то» Евангелие, может быть нужен другой, «наш» перевод? На страницах нового номера об этом размышляют протоиерей Геннадий Фаст, преподаватель кафедры библеистики Московской Духовной Академии протоиерей Георгий Климов, член библейской группы Синодальной библейско-богословской комиссии и завкафедрой церковно-практических дисциплин МДАиС Владислав Цыпин.

Поиск высоких смыслов, или дословное понимание текста; обращение за разъяснениями к авторитетам Церкви, или психологическое осмысление? Это далеко не полный перечень способов прочтения Священного Писания в т.н. Евангельских группах. «Разум и чувства, или зачем читать Евангелие в группе?» - эта статья открывает главную тему номера. Наш корреспондент, побывав в нескольких Евангельских группах, действующих в Москве, делится своими наблюдениями и дает совет, как организовать группу чтения Евангелия у себя на приходе. Настоятель Градо-Абаканского собора святых Константина и Елены протоиерей Геннадий Фаст комментирует статью, объясняя, зачем читать Евангелие вместе с малознакомыми людьми.

Евангелие переводится как «благая, радостная весть». «Настигнуты ли мы радостью?» -подборка рассказов самых разных людей о том, как, когда, и зачем они читают Евангелие и изменила ли Радостная весть Христа их жизнь?

Как читать Евангелие на Литургии: лицом к Алтарю, или лицом к народу? Этот вопрос вновь актуален. Почему читать лицом к народу не возбраняется, вы узнаете из статьи «Как складывался чин чтения Евангелия на Литургии» заведующего кафедрой церковно-практических дисциплин Санкт-Петербургской Духовной Академии, доктора богословия протоиерея Владимира Хулапа.

Перевод древних текстов сложное дело: сохранение древних смыслов отдаляет от нас текст оригинала, а «осовременивание» уничтожает его смысл. Недавно вышел новый перевод текстов Ветхого и Нового Заветов. Это послужило поводом для разбора ошибок и интересных выводов. По мнению Михаила Селезнева, члена библейской богословской комиссии, автора перевода Ветхого завета, обязательно должно существовать одновременно несколько переводов. Только так можно получить точное представление об оригинале.

Независимо от того, как понимать Евангелие, символически или буквально, любое его прочтение может стать полезным для духовной жизни. Действительно ли, это так? Про три ступени чтения Евангельского текста рассказывает преподаватель кафедры библеистики МДАиС протоиерей Георгий Климов в статье «Чтение Евангелия как таинство».

Рубрику «Жизнь в Церкви» открывает фоторепортаж из Тувы. Корреспондент «НС» Екатерина Степанова побывала в республике, в которой только год назад образовалась самостоятельная епархия. О подвиге православных миссионеров и трудностях миссии в Туве читайте и смотрите фоторепортаж «Православная Тува: храм-юрта и горловое пение».

Антиклерикализм - эта тема сейчас на слуху, но отнюдь не нова. О том, как сто лет назад пытались сделать из Поместного собора «церковный парламент», как газеты защищали афонских имяславцев лишь потому, что они противостояли Синоду и как возникла идея «религиозной революции», читайте в статье Федора Гайды «Современный епископат потерял всякое доверие»: из опыта русского антиклерикализма»»

80 % россиян называют себя православными, но регулярно исповедуются только 8%. Как относятся к православию остальные? Они понимают православие только как традицию и не против того, чтобы эта традиция стала и государственной идеологией. Статья «Нецерковное дело?» о том, нуждается ли Церковь в «подпорках» государства.

Сомнение и отчаяние лечатся настоящей любовью. Рассказ Лилии Егоровой «Как я нашла духовного отца», о такой любви. Это личный опыт того, как духовный отец может стать родным человеком на всю жизнь.

Когда-то сюда ссылали преступников. Сегодня на этом острове главное - монастырь. Именно в этом скорбном месте апостол Иоанн надиктовал своему ученику Прохору самукю таинственную книгу Нового Завета - «Апокалипсис». О паломничестве на остров Патмос читайте в статье «Остров откровения».

Рубрика «Ближний круг» отвечает на вопрос, как быть с ребенком, который начал огрызаться? Особенно если родители не из тех, кто все время гладит по головке свое дитя? Отвечают семейный психолог, мать десятерых детей Екатерина Бурмистрова и священник Георгий Ореханов.

Обмануть человека и просто, и сложно. Оказывается, когда мы обманываем, то не только вредим своей душе. Наши физические реакции приходят в состояние стресса, по которому специалисту легко будет вычислить лжеца. Читайте в рубрике «Ближний круг» интервью «Разоблачение лжи» с руководителем Международной академии лжи, психологом, экспертом по вопросам безопасности Евгением Спирицей.

Жизнь бывает интересней, чем авантюрный роман. Феодора Никитична прожила 83 года. Ее рассказ начинается, как сказка, или как притча: «была моя мама труженица всех мер. И православная христианка. Окончили они с папой по три класса, и было у них нас семеро…» Читайте увлекательную историю «Федорино счастье» о жизни и простой старосты храма.

Наводнение в Краснодарском крае и другие чрезвычайные ситуации показали, что пора определять юридический статус волонтерской деятельности. Как? На Украине недавно был принят закон, по которому волонтером может считаться только тот, кто официально оформил договор о волонтерской деятельности. И это только начало истории... Об опыте Украины и Европы размышляет Антон Меснянко в статье «Волонтер дикий и волонтер прирученный».

В Москве есть необычный магазин, куда обычные люди приносят тысячи вещей, чтобы потом другие обычные люди купили их за пожертвование. «Мало - это намного больше, чем ничего» гласит надпись на прозрачном ящике для пожертвований в «Лавке радостей». Так же называется и фоторепортаж о странном магазине без ценников.

Что сегодня делают люди в библиотеках? Образ пыльного хранилища давно устарел. Сейчас библиотека это пространство, в котором аккумулируются новые идеи и способы познания. «Есть ли жизнь в библиотеках?» - читайте статью Петра Мазаева и Юлии Камаевой и рейтинг пяти лучших библиотек Москвы в рубрике «Культура».

Как дети переживали революцию? «Я не умею врать, а пишу, что правда», - это признание 12-летней девочки из Ярославской губернии могло бы быть распространено на множество детских воспоминаний, написанных в изгнании. Прочитать их можно в статье «Боженька! Помилуй Россию, помилуй меня!».

Так же в номере:

Как современному школьнику выбрать будущую специальность среди тысячи мерчандайзеров, логистов и дистрибьюторов?

Давать или не давать деньги врачу?

Что означает серьга в ухе Младенца Христа на иконе?

Правда ли, что телевидение умерло?

"Свежий номер журнала всегда на сайте.

Ника Кравчук

Зачем читать Евангелие каждый день?

Евангелие — это священная книга христиан, благая весть о приходе в мир Спасителя. Из нее мы узнаем, как Христос жил на земле и какие заповеди оставил человечеству. Отрывки из Священного Писания читают во время богослужений. Но этого бывает слишком мало, чтобы понять и жить по заповедям. Возникает вопрос: как читать Евангелие дома и зачем это делать?

Каждый раз открываешь как первый

Церковь учит, что человек может спастись благодаря исполнению евангельских заповедей. А разве можно исполнить то, чего не знаешь? Из этого следует, что первый шаг навстречу к Богу — это молитва и чтение Евангелия.

Это совершенно уникальная книга. Скептик скажет: подумаешь, четыре повествования от разных авторов, притом что у троих по-разному изложены практически одни и те же сюжеты — что в этом нового и уникального? Особенность Евангелия в том, что каждый раз его открываешь иначе. Многие христиане неоднократно читали его, но каждый раз обращали внимание на что-то новое.

Рассказывает православная христианка «со стажем», по образованию радиофизик: «Мне говорят друзья-сокурсники: и что ты там в своей религии нашла? Ты же умный человек, физик по образованию. А я и отвечаю: понимаете, в нашей отрасли я уже достигла «потолка», а читая Евангелие, каждый раз открываю для себя что-то новое. Иногда сидишь и понимаешь: 20 лет ежедневно держу в руках эту книгу. Но такое чувство, что этого фрагмента я еще ни разу не читала. Здесь открывается такая глубина, что дна не достигнешь даже за всю жизнь».

Если человек регулярно читает Евангелие, думает над прочитанным, то он просто не может не измениться.

Как читать Евангелие дома?

Нет конкретных правил, но есть только отдельные рекомендации, что указывают на почтенное отношение ко святыни. Евангелие — это благая весть о Боге-Слове. Со священных страниц человек как бы беседует с Богом. Поэтому желательно иметь конкретный настрой, выбросить из головы отвлекающие мысли. Можно прочитать специальную молитву перед чтением Священного Писания либо обратиться к Богу, чтобы от чтения вы получили духовную пользу, а не наоборот — согрешили невнимательностью, рассеянностью и суетливостью.

В знак благоговейного отношения принято читать Евангелие стоя. Но если человек устал за день, не имеет возможности стоять, постоянно думает о том, как бы облокотиться, то лучше ему будет сразу сесть.

Хорошо, если имеется возможность уединиться, один-на-один пообщаться с Богом, когда никто и ничто тебя не отвлекает. Но не всегда так получается.

Как часто и какими объемами нужно читать Евангелие?

Желательно делать это каждый день. Если имеете твердое намерение, попросите благословение у духовника.

Оптимально открывать для себя Священное Писание двумя способами:

  1. по главе в день;
  2. смотреть в церковном календаре, какой отрывок читают сегодня на богослужении, и прочитывать его.

Первый способ более затратный по времени, зато отсекается возможность непонимания контекста евангельской истории. Второй полезен тем, что если читать вечером те фрагменты, которые будут звучать на Литургии, то во время пребывания в храме человек будет внимательно слушать чтение Евангелия.

Зачем пользоваться дополнительными объяснениями?

Чтобы не возникло ложного понимания, желательно знать исторический контекст и пользоваться толкованиями. Посмотрите на протестантов. Они каждый день знакомятся со священными текстами, но каждый привык по-своему понимать суть написанного. Отсюда и появляются разные ереси и расколы. Поэтому человеку лучше не «разводить самодеятельность», а воспользоваться проверенным веками опытом церкви.

  • Иоанна Златоуста;
  • блаженного Феофилакта Болгарского;
  • епископа Михаила (Лузина);
  • архиепископа Аверкия (Таушева);
  • профессора Александра Лопухина.

Новоначальные могут столкнуться с тем, что мысли Иоанна Златоуста или Феофилакта Болгарского им покажутся не совсем доступными. Поэтому вначале можно читать Закон Божий Серафима Слободского и тексты трех последних толкователей. Также часто задают вопросы по поводу того, на каком языке лучше читать Евангелие. Если церковнославянский вам кажется слишком трудным, читайте на родном языке. Со временем можно изучать язык церкви и параллельно читать разные переводы.

Что делать тогда, когда не понимаешь и читать очень трудно?

Надо не останавливаться. Понимание приходит не сразу, а как результат прилагаемых усилий. Также необходимо молиться, чтобы сам Бог Слова открыл нам свою благую весть.

Почему читается трудно? Потому что бесы пытаются разными способами отвлечь вас от Священного Писания. Они боятся, что вы примете его и будете жить по заповедям.

В «Отечнике» Игнатия Брянчанинова есть рассказ о неком ученике, который уже длительное время читал Евангелие, но ничего не понимал. Однажды он пришел к учителю за советом: как быть? Нужно ли читать, если ничего не понимаешь и не усваиваешь?

На что учитель ответил: если бросить грязное белье в ручей, то даже без стирки оно очистится (на него подействует проточная вода). Если забрасывать в нашу голову Божественное Слово, то Оно также будет очищать наши мысли, просветлять восприятие.

Поэтому ответ однозначен: надо читать и очищать себя. Также важно осознавать, какую Книгу держишь в руках. Некоторые верующие по благословению читают Евангелие дома и молятся. Есть те, кто просит о своих родных и друзьях, каждый день читают по главе, делая это за конкретного человека.

Есть даже свидетельства тех, кто делал это на протяжении длительного периода (40 дней, полгода, год), а потом удивлялся, когда совсем далекие от веры люди приходили к Богу. Так что чтение Евангелия можно назвать и своеобразной молитвой.


Забирай себе, расскажи друзьям!

Читайте также на нашем сайте:

Показать еще