Конвейеры и транспортеры

Караул, эмоциональная экзальтация! Спасайся, кто может! Экзальтированный тип личности: особенности, причины, диагностика и лечение.

АФФЕКТИВНО-ЭКЗАЛЬТИРОВАННЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ

Аффективно-экзальтированный темперамент, когда он по степени выраженности приближается к психопатии, можно было бы назвать темпераментом тревоги и счастья. Это название подчеркивает его близкую связь с психозом тревоги и счастья, который сопровождается резкими колебаниями настроения. Описываемый темперамент может действительно оказаться ослабленной формой этого заболевания, но такая взаимосвязь не обязательна. В случаях, когда наблюдается чистая аффективная экзальтация, тем более не может быть и речи о патологии.

Аффективно-экзальтированные люди реагируют на жизнь более бурно, чем остальные. Темп нарастания реакций, их внешние проявления отличаются большой интенсивностью. Аффективно-экзальтированные личности одинаково легко приходят в восторг от радостных событий и в отчаяние от печальных. От «страстного ликования до смертельной тоски», говоря словами поэта, у них один шаг. Экзальтация в незначительной мере связана с грубыми, эгоистическими стимулами, гораздо чаще она мотивируется тонкими, альтруистическими побуждениями. Привязанность к близким, друзьям, радость за них, за их удачи могут быть чрезвычайно сильными. Наблюдаются восторженные порывы, не связанные с сугубо личными отношениями. Любовь к музыке, искусству, природе, увлечение спортом, переживания религиозного порядка, поиски мировоззрения – все это способно захватить экзальтированного человека до глубины души.

Другой полюс его реакций – крайняя впечатлительность по поводу печальных фактов. Жалость, сострадание к несчастным людям, к больным животным способна довести такого человека до отчаяния. По поводу легко поправимой неудачи, легкого разочарования, которое другим назавтра уже было бы забыто, экзальтированный человек может испытывать искреннее и глубокое горе. Какую-нибудь рядовую неприятность друга он ощущает болезненнее, чем сам пострадавший. Страх у людей с таким темпераментом обладает, по-видимому, свойством резкого нарастания, поскольку уже при незначительном страхе, охватывающем экзальтированную натуру, заметны физиологические проявления (дрожь, холодный пот), а отсюда и усиление психических реакций.

Тот факт, что экзальтированность связана с тонкими и очень человечными эмоциями, объясняет, почему этим темпераментом особенно часто обладают артистические натуры – художники, поэты. Артистическая одаренность представляет собой нечто в корне иное, чем научные способности в определенной области, например в математике. В чем заключается причина данного явления?

Во-первых, я полагаю, что сама по себе одаренность еще не обеспечивает возможности создания произведения искусства. Такое произведение рождается лишь тогда, когда творец способен к высокому накалу эмоциональных переживаний. Если человек обладает глубоким умом и практическим здравым смыслом, то ничто не помешает ему развивать свои математические, технические или организационные способности. Но при подобной разумной практической установке данное лицо не пишет стихов и не сочиняет музыку, хотя его природных данных хватило бы на это.

Во-вторых, эмоции сами по себе позволяют создавать верное суждение о возникающем произведении, давать ему верную оценку. Уровень науки измеряется ее прикладным значением, ценность же художественного произведения познается лишь по эмоциональному воздействию. Из этого следует, что неотъемлемым свойством поэта или художника прежде всего должна быть эмоциональная возбудимость. Вторым стимулирующим моментом для артистической натуры может быть наличие демонстративных черт характера. Наконец, с третьим моментом мы столкнемся, рассматривая интровертированность.

Конфликты артистических натур с жизнью часто происходят из-за слишком большой чувствительности, «проза» жизни, ее подчас грубые требования им не по плечу.

Например, избыток чувств у Гельдерлина стимулировал его поэтическое творчество, но одновременно не давал приспособиться к повседневным жизненным требованиям. Возможно, его постоянная эмотивная возбудимость носила болезненный характер, так как во второй половине жизни у него развилось тяжелое психическое заболевание (моя работа на данную тему издана в 1964 г.).

Гельдерлин всю жизнь больше страдал, чем испытывал порывы восторженной радости, но это было связано с большими жизненными трудностями, которые ему пришлось испытать из-за чрезмерной чувствительности. К началу душевного заболевания эта исключительная эмотивная возбудимость еще возросла. В письме к В.Ланге он пишет: «Поверь мне, дорогой! Я боролся до смертельного изнеможения, чтобы сохранить высшую жизнь, в вере и в созерцании, о, да! Я боролся, страдая невыразимо, и полагаю, что мучения мои превышают все, когда-либо испытанное человеком». В подобных жизненных гиперболах мы не только узнаем Гельдерлина, но одновременно получаем представление о силе импульсов, которыми возбудимость питала его поэтическое вдохновение.

Выдающийся немецкий лирик приведен мною как пример. Подобным же образом, хотя, возможно, и не в такой степени, эмотивная возбудимость является базой создания художественных произведений у многих артистических натур. Добавим к этому закономерное стремление художника отразить в своем творчестве то, что его так сильно и глубоко захватывает.

Негативный «полюс» аффективно-экзальтированного темперамента можно наблюдать на следующем примере.

Клаус Э. , 1928 г. рожд. Мать – экзальтированная женщина, для которой характерно, с одной стороны, чувство восторженности, с другой – подверженность печальным переживаниям. В детстве Клаус боялся темноты. В темноте ему постоянно казалось, что кто-то стоит за спиной, – он оглядывался и быстро убегал, сердце его бешено колотилось. Это был молчаливый, замкнутый человек, не любивший выступать публично: при этом он терял голос и сильно потел. Клаус Э. не выносил, когда при нем били животных, испытывал при этом «щемящую тоску», но, так как его «душило волнение», не мог произнести ни звука в защиту бедного четвероногого. Его захватывают различные торжественные мероприятия: «Когда исполняются торжественные гимны, я прямо боюсь заплакать, все от растроганности...» Нечто подобное Клаус испытывает и во время посещений театра. Однако сам играть он не может и никогда не мог, у него начинается «сценическая лихорадка» и точно «ком в горле стоит». Он очень любит музыку, нежную, лирическую, подобную «Грезам» Шумана, но и хор из «Летучего голландца» ему нравится. В 25 лет он поступил в вуз, с увлечением занимался 2 года, после чего наступил срыв. Клаус Э. заболел. Мать послала ему значительную сумму на покупку продуктов, но он, поддавшись на уговоры товарищей, растратил все эти деньги на спиртное и устроил пирушку. «Бог мой, да я ведь из самых дружеских чувств, надо же помогать друг другу!» Этот случай послужил началом. Теперь после всяких мелких неудач, часто вызывающих у Клауса сильное угнетение, он все чаще выпивает. По этому поводу к нам и обратилась его мать.

Можно сказать, что в характере данного обследуемого преобладает «готовность к отчаянию». Уже ребенком он часто находился во власти грустных и тревожных переживаний. Позже он все чаще стал приходить в отчаяние, когда не мог чего-нибудь добиться, часто им овладевал страх. То, что эти колебания были связаны с типичным темпераментом тревоги и счастья, подтверждается умилением Клауса при всяких торжественных мероприятиях: в данном случае это состояние символизирует чувство счастья, а слезы его в этот момент – это слезы счастья.

Поэты и художники часто отличаются экзальтированным темпераментом, о чем свидетельствуют приводимые ниже примеры.

Мартин Р. , 1901 г. рожд., поэт-лирик. В 62-летнем возрасте, когда он явился на прием ко мне, он больше занимался переводами стихов с иностранных языков. Р. отличался музыкальными способностями, и стихи свои он скорее воспринимал «как песни». Некоторое время он занимался рекламными плакатами. На всей его жизни лежит отпечаток бурных эмоциональных переживаний и волнений. Р. с детства был увлекающейся натурой, в школе он принимал активное участие в общественной работе. Однажды дело чуть не дошло до школьной забастовки, организованной Р. как протест против одного тщеславного и нетерпимого учителя. Позже увлечения в основном касались музыки, поэзии и красивых женщин. Свою нынешнюю жену Р. патетически обрисовал как «чудо-женщину». Для Р. характерны постоянные колебания между воодушевлением и крайним пессимизмом при пустяковых неудачах. В последнем случае у него появлялись и суицидальные мысли. На встречу с нами Р. пришел угнетенный: почечная колика навела его на мысль о том, что у него рак.

Р. – типичный лирик. В данном случае интересно то, что порывы отчаяния связаны с мыслями о самоубийстве.

Перехожу к характеристике личности художницы, описанной ранее Торсторф.

Аделе Г. , 1901 г. рожд., мать имбецильного ребенка, который именно вследствие своего заболевания стал ее любимцем. Она самоотверженно ухаживает за ним.

Г. живет ради больного сына и ради искусства. Она увлекается «всем прекрасным». При первом своем визите (ей было тогда 63 года) она заявила мечтательно: «Писать картины – величайшая для меня радость. Я не могу не писать их!» Красота природы служила как бы настроем, и ее начинало тянуть к кисти: «Я пишу лишь мотивы, вызывающие внутреннюю радость. У меня потребность излить в красках ощущение счастья, которое дает мне природа. Когда я иду по лугу или по лесу, то чувствую несказанное счастье. И думаю: „Вот это прекрасно, это ты напиши!“ Счастья без живописи для меня не существует!» Когда ее спросили, почему она так старается, ведь она никогда своих картин не выставляет, она ответила: «Я не ставлю себе этой цели. С меня достаточно сознания, что я могу нарисовать это...» Интересно и такое ее высказывание: «Когда я вижу цветок, мне хочется проникнуть в его сущность. Вот, например, календула – сколько радости излучают эти лепестки благодаря их желтому сиянию!». Или вот еще: «Трудно нарисовать человеческое лицо. Все хочешь угадать за внешними очертаниями выражение самой души».

Способностью испытывать огромное воодушевление объясняется тот факт, что Г. отдавалась живописи, творчеству с большим вдохновением. Второй полюс представлен у нее трогательной заботой о сыне, глубоким состраданием к этому слабоумному ребенку.

Следующий пример, ранее описанный Зайге.

Мартин Ц. , 25 лет, с детства был музыкален, охотно пел. По окончании средней школы стал учеником слесаря. Во время одной радиопередачи у него неожиданно были обнаружены певческие данные. Он стал брать уроки пения, а затем начал выступать с эстрадным оркестром. Поет он на радио и телевидении в развлекательных программах, но мечтает участвовать в ревю и в мюзиклах, так как его интересует не только пение, но и артистическое оформление. Уже и сейчас Ц. пытается сопровождать пение выразительной мимикой, жестами.

Обследуемый характеризует себя как человека весьма темпераментного. Он быстро воодушевляется и в такие минуты чувствует себя «сверхсчастливым». Но так же быстро он может впасть в глубокую меланхолию или в состояние тревоги; в такие моменты он близок к отчаянию. К уравновешенному состоянию он возвращается пол влиянием жены. В общем у Ц. преобладает повышенное настроение, он считает себя оптимистом, от радости готов иногда «на столе танцевать». Ц. нетрудно погрузиться в настроение, которого требует эстрадный номер, и тогда его исполнение получается очень убедительным. Он честолюбив, но справедлив, не злопамятен и не умеет постоять за себя.

Однажды Ц., очень встревоженный, прибежал к зубному врачу, который незадолго до этого поставил ему две коронки. Боли не было, но коронки «безумно мешают»; он не сможет ни петь, ни выступать. Ц. уже видел себя безработным. Врач успокоил Ц., за что тот благодарил его в весьма высокопарном стиле. Через несколько дней певец сообщил, что у него все в порядке.

Глубокая восторженность, связанная у Ц. с профессией эстрадного певца, объясняется его возбудимостью, склонностью к экзальтации. Случай с коронками свидетельствует о лабильности его психики со склонностью к чрезмерной тревоге.

Из книги Акцентуированные личности автора Леонгард Карл

АФФЕКТИВНО-ЛАБИЛЬНЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ Аффективно-лабильные, или (при ярко выраженных проявлениях) циклотимические, личности – это люди, для которых характерна смена гипертимических и дистимических состояний. На передний план выступает то один, то другой из этих двух

Из книги Общая психология автора Первушина Ольга Николаевна

АФФЕКТИВНО-ЛАБИЛЬНЫЕ ЛИЧНОСТИ Некоторые люди обладают особым психологическим складом, который характеризуется изменчивостью настроения без внешнего повода. Такие люди то весьма деятельны и болтливы, то медлительны и скупы на слова. Изменчивость (лабильность)

Из книги Как узнать и изменить свою судьбу автора Литвак Михаил Ефимович

ТЕМПЕРАМЕНТ Темперамент – биологический фундамент, на котором формируется личность. Он отражает динамические аспекты поведения, преимущественно врожденного характера.В. С. Мерлин считает свойствами темперамента индивидуальные особенности, которые1) регулируют

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

3. Темперамент Темперамент - постоянные и устойчивые, индивидуально-неповторимые природные свойства личности, определяющие динамику психической деятельности независимо от ее содержания. Сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик - основные типы темперамента. Каковы

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

ТЕМПЕРАМЕНТ Темперамент (лат. temperamentum – надлежащее соотношение частей, соразмерность) – это индивидуальное свойство психики, которое определяет динамику деятельности человека, темп психических процессов. Отличительные признаки темперамента – это, во-первых,

Из книги Психология развития [Методы исследования] автора Миллер Скотт

1. Темперамент 1. История представлений о темпераменте.2. Типы темпераментов. Свойства темпераментов.3. Индивидуальный стиль деятельности.4. Темперамент и проблемы воспитания.1. Темперамент представляет собой сочетание свойств, определяющих динамику функционирования

Из книги Психология и психоанализ характера автора Райгородский Даниил Яковлевич

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Аффективно-лабильный темперамент Аффективно-лабильные, или (при ярко выраженных проявлениях) циклотимические, личности - это люди, для которых характерна смена гипертимических и дистимических состояний. На передний план выступает то один, то другой из этих двух

Из книги Основи загальної психології-2. Том II автора Полозенко О В

Аффективно-экзальтированный темперамент Аффективно-экзальтированный темперамент, когда он по степени выраженности приближается к психопатии, можно было бы назвать темпераментом тревоги и счастья. Это название подчеркивает его близкую связь с психозом тревоги и

Из книги Человек для себя автора Фромм Эрих Зелигманн

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

6.1 ТЕМПЕРАМЕНТ 1. Поняття про темперамент.2. Фізіологічні основи темпераменту.3. Психологічна характеристика темпераменту.4. Головні властивості темпераменту.5. Темперамент і особистість.6. Вплив темпераменту на діяльність

Из книги Как вырастить сына. Книга для здравомыслящих родителей автора Сурженко Леонид Анатольевич

Из книги Семейное воспитание ребенка и его значение автора Лесгафт Пётр Францевич

§77. Темперамент Ещё со времён древности принято различать четыре основных темперамента: холерический, сангвинический, меланхолический и флегматический. Темпераментом называются индивидуальные особенности человека, выражающиеся: 1) в эмоциональной возбудимости

Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

Из книги автора

ТЕМПЕРАМЕНТ Темпераментом можно назвать степень действий и чувствований, проявляемых отдельным лицом, и распределение этого проявления по времени, т. е. силу и быстроту проявлений действий и чувствовании, а также силу и быстроту развития желаний отдельного лица. Можно

Из книги автора

6.1. Темперамент Понятие темперамента. Поведение человека зависит не только от социальных условий, но и от особенностей его природной организации. Среди индивидуальных особенностей, характеризующих поведение человека, его деятельность и общение, особое место

Под экзальтированностью некоторыми ошибочно понимается вычурность в одежде, какой-то особый внешний шик в человеке, выделяющий его из окружающей серой массы. В то время как экзальтированность – это черта характера, темперамент, а отсюда – манера поведения и в определенной степени стиль жизни человека.

Социологи трактуют понятие «экзальтация», как, возбужденное, восторженное состояние, болезненную оживленность. Существует такое выражение: «впасть в экзальтацию». Подобное состояние присуще художественным натурам, живущим на эмоциях. Они крайне впечатлительны. Любовь к природе, искусству, мировоззренческие поиски могут захватить экзальтированную личность до глубины души. Они глубоко переживают неудачи родных и близких им людей, просто знакомых, в то время, когда самим потерпевшим трагедия не видится такой уж масштабной. Сострадание к животному, одинокому и несчастному на их взгляд, может также довести таких людей до отчаяния. Экзальтированная дамочка в порыве сострадания способна подобрать на улице и унести домой «брошенного» котенка, а на следующий день, после того, как он «сделал лужу» в ее туфлю, внутренне мучаясь и прячась от чужих глаз, отнесет его обратно.

Также под понятием «экзальтация» понимается кратковременный период повышенной возбудимости нервной и мышечной тканей, сменяющийся затем фазой несколько сниженной возбудимости. Смена настроения, восторженности и разочарования – свойственны людям этого типа. Они словоохотливы, часто спорят, но редко скатываются до открытых конфликтов.

Массовая экзальтация

Состояние экзальтации может одновременно охватывать большие группы людей в виде стихийного возбуждения на определенные события – пожар, землетрясение, другие природные, а также социальные явления. Восторженное, крайне возбужденное состояние масс может быть вызвано искусственно. Например, явление массовой экзальтации проявляется на концертах поп-звезд, во время и после крупных спортивных соревнований.

Экзальтация в астрологии

Термин «экзальтация» используют и астрологи. У них он означает положение планеты в определенной части ее траектории, пути. Планета в экзальтации – значит планета не дома, не в своей обители. Она в «гостях» и в то же время на работе. Ее воздействие на знак Зодиака иное. Считается, что если в обители планета действует на интуитивно-инстинктивном уровне, то в экзальтации – на эмоционально-чувственном.

Ну, во-первых, следует определиться, что такое экзальтированность . Или скажем по-другому - что такое экзальтация , что это за состояние? Некоторые люди думают, что это особый шик и вычурность в одежде. Но данные качества, скорее, относятся более к выбору стиля одежды, нежели к человеческим свойствам характера. Поскольку экзальтированность это именно черта характера и манера поведения, а возможно, и стиль жизни.

И каким образом будет звучать определение этой черты характера человека?

Надо полагать, так: экзальтированность есть склонность человека к безмерным и неуемным переживаниям и проявлению бурных необоснованных эмоций относительно рядовых и даже малозначащих явлений и ситуаций.

Скажем, идет некая женщина по улице. На ней, скорее всего, шляпка из итальянской соломки и зонтик, несмотря на безоблачную погоду. Идет она себе и вдруг видит... нет, не безногого нищего в разбитой коляске, а крохотного котенка , который тыкается в ноги прохожих и растерянно пищит. Такое случается, и довольно часто, однако женщина в шляпке из итальянской соломки всплескивает руками, останавливается и громогласно начинает котенка «жалеть». Ах, какой, дескать, маленький пушистый комочек, как ему нелегко без мамы, наверное, он потерялся, и все в таком духе. Слезливое умиление котенком переходит в неописуемый восторг, после чего женщина забирает его и приносит домой. И это, в общем, хорошо. Для котенка.

Женщина носится с ним несколько дней, забыв про собственного мужа (хотя, вряд ли таковой у нее имеется) и детей . Она даже шьет ему жилетку, дабы его не «просквозило». Еще через день, когда котенок справит нужду в ее домашние тапочки, восторг, а вместе с ним и умиление неожиданно проходят, и котенок выносится под покровом ночи во двор и оставляется там, несмотря на его возмущенное попискивание. И это - плохо.

Что еще служит признаком экзальтированности?

Это когда человек пребывает в состоянии восторга и крайнего возбуждения постоянно...

Ах, какой красавец! Настоящий мачо ! - громко восклицает молодая особа, провожая взглядом красивого статного мужчину. А ведь она идет под руку с парнем, который после таких возгласов и поведения своей возлюбленной, уже не знает, как себя вести: то ли сделать ей укоряющее замечание, то ли послать ее к черту и быстрее уносить от нее ноги.

Очень часто экзальтированность человека проявляется тогда, когда он влюблен.

Клава, родная , как же я люблю тебя! - восторженно повторяет кавалер своей избраннице, причем, всюду: в кафе, по телефону, в постели, за завтраком.

Так происходит каждый день. Ежечасно, если не сказать, ежеминутно. В конце концов, Клава просто сбегает от своего кавалера, и через пару недель у него появляется новая возлюбленная, которой он еще восторженнее и более неустанно повторяет:

Зина, милая, если б ты знала, как я люблю тебя...

Хорошего, признаться, в этом мало.

Еще экзальтированность, это эмоциональное выражение чувств...

- Николай , дружище, как я рад тебя видеть! - радостно подпрыгиваете вы и хлопаете по плечу своего сослуживца, которого не далее, как вчера, видели до вечера на работе.

Хорошо это или плохо ? А пес его знает...

А еще что такое экзальтированность?

Это когда вы пребываете в состоянии полнейшего счастья или неизбывной безысходности. Тоже, в общем-то, без особых на то причин. К примеру, проходя по улице , вы обнимаете всех встречных поперечных, и с сияющим от счастья лицом целуете их в уста. Вы приглашаете незнакомых людей в свой дом, угощаете их, развлекаете , веселите. И неважно, что потом вы недосчитываетесь посуды и стульев. Вы по-прежнему счастливы.

Совсем иным, но тоже подпадающим под признак экзальтированности, является пребывание в состоянии совершеннейшей безысходности.

Все, это конец . Аллес. Кирдык, - повторяете вы, постукивая лбом о бетонную стену. А всего-то и случилось, что утерян листок бумаги с парой телефонных номеров. Которые, как окажется потом, вам никогда и не понадобятся.

Это разве хорошо? Это паршиво! Вот и получается, что экзальтированность, есть набор человеческих качеств, ничего хорошего собой не представляющих. Более того, эти качества, дай им полную волю, могут привести их обладателя в одну из психиатрических клиник, число которых в нашей стране, как и их пациентов, неуклонно растет и ширится.

Эмоции – неотъемлемая часть жизни любого человека. Люди радуются определённым событиям, грустят по некоторым поводам, смеются, плачут, злятся и всё это проявление особых механизмов в психике, которые отвечают за душевный подъём и спад.

Но бывает, что эмоции у некоторой категории людей носят настолько сильный и яркий характер, что это считается отклонением от нормы и в психологии называется экзальтированностью или аффективно-экзальтированным поведением. Что означает это понятие?

Характеристика

Экзальтированность – это проявление интенсивных реакций на тот или иной внешний раздражитель. Психика у такого типа личности находится в крайне возбуждённом состоянии, причём сама причина подобного душевного подъёма обычно несоразмерна бурной реакции на неё.

Стоит понимать, что каждому человеку свойственно ярко выражать свои эмоции, например, заплакать от счастья в связи с каким-то важным событием. Но такое поведение проявляется эпизодически.

Если же бурная реакция становится частью личности, то есть прочно закреплённой моделью поведения, свойством характера, связанным с ярким выражением эмоций, то речь идёт об акцентуации. Подобная крайность была впервые рассмотрена немецким психиатром Карлом Леонгардом. Он описал значение понятия экзальтированности, назвав её «темпераментом тревоги и счастья».

Человек с наличием подобной акцентуации способен страстно радоваться чему-то и через секунду смертельно тосковать , причём резкую перемену настроения может вызвать всего лишь пролитый на брюки чай или плохие новости по телевизору. Это значит, что от радости до горя (и наоборот) у экзальтированного типа личности крайне маленькое эмоциональное расстояние, поэтому смена настроения происходит резкими скачками. Иными словами, это своеобразный культ эмоций.


Симптомы и диагностика

Интересно, что подобной акцентуацией обладают примерно пятнадцать процентов всех людей. При этом мужчину с таким типом темперамента можно встретить гораздо реже, чем женщину. Это и логично, ведь женщина, по сути, склонна к большему проявлению сильных эмоций.

Признаки или симптомы, которые отличают поведение экзальтированного человека от остальных:

  • Главной особенностью считаются резкие эмоциональные скачки от радости к грусти и наоборот. Такой человек всегда рыдает над трогательным фильмом или книгой.
  • Экзальтированный тип личности обычно много и громко говорит, заразительно смеётся.
  • Часто он заводит животных и искренне умиляется, глядя на них, испытывая к ним самые нежные чувства.
  • Такой человек дружелюбно относится к другим, он всегда готов прийти на помощь, чужие проблемы трогают его до глубины души, в нём сильно альтруистическое начало.
  • Но в то же время находятся люди, к которым подобный психотип испытывает крайнюю неприязнь, даже ненависть.
  • К отрицательным особенностям относятся склонность к преувеличениям, необоснованная паника и драматизация той или иной ситуации, высокая тревожность.
  • Такая категория людей, как правило, часто влюбляется, при этом ярко проявляет свои чувства. Экзальтированные личности настоящие романтики, их чувства искренни, а вот их проявление зачастую может быть назойливым и даже неуместным.
  • Эмоциональное состояние у этих людей отражается на физическом самочувствии, аппетите, сне и способности к труду. В подавленном настроении они не могут работать, могут бросить начатое дело на полпути, при этом больше к нему не вернувшись. Например, девушка с подобной акцентуацией, влюбившись в парня, может ночами напролёт страдать бессонницей и почти не есть.


  • Способность восприятия себя и других тоже зависит от расположения духа. Один и тот же человек может казаться милым и приятным, а через минуту он уже будет скучный и отталкивающий. То же самое касается и воспоминаний. Иногда экзальтированные личности видят прошлое в ярких тонах, а иногда вспоминают только свои провалы и неудачи. О будущем они рассуждают то мрачно, то радостно.
  • Такие люди склонны принимать участие в том или ином массовом мероприятии, иногда даже находятся на первом плане, при этом специально не стремясь быть в центре внимания.
  • Стоит отметить, что свою излишнюю эмоциональность эти типы личности никогда не используют с целью манипуляций другими людьми. Если это слёзы, то они не ради получения какой-то выгоды для себя, это искреннее проявление эмоций.
  • В целом такие люди всегда доброжелательны, очень привязаны к своей семье и друзьям.


Даже если у человека наблюдаются подобные признаки, по ним нельзя точно сформировать вывод о его экзальтированности. Для максимально корректной диагностики существует специальный опросник по Шмишеку, который основан на теоретических положениях психиатра Карла Леонгарда. Это своего рода тестирование, в котором около ста вопросов, предполагающих односложные ответы «да» и «нет». Конечная полученная цифра выявляет тип акцентуации, и она необязательно в итоге оказывается экзальтированной. Такой тест существует в детском и взрослом варианте.

Если в результате диагностики человек получает максимальные цифры, то это тревожный знак, который свидетельствует о неумении контролировать свои эмоции.


То есть подобное поведение прочно укрепилось за данным человеком, и, возможно, он даже не осознаёт свою проблему. По итогам тестирования специалисты могут дать рекомендации по корректированию интенсивности выражения эмоций.

Причины возникновения

Экзальтированность – это не плохое или опасное состояние. Оно даже считается нормой в детстве. Нет такого ребёнка, который бы в два - четыре года громко не плакал или даже не закатывал настоящих истерик родителям. При этом для маленьких детей характерно и преувеличенно радостное настроение с безудержным смехом и интенсивной жестикуляцией.

Подростки тоже склонны к экзальтированному поведению из-за гормональных изменений в организме. Им трудно контролировать свои эмоции, их настроение непостоянно, они становятся максималистами, не признавая золотой середины в выражении чувств.


Следующие этапы проявления акцентуаций могут встречаться и во взрослом возрасте, например, у влюблённого человека или молодого родителя, когда внешние раздражители оказывают сильное воздействие на эмоциональный фон. Умение контролировать свою возбудимость называется зрелостью. Но люди могут остаться вечными детьми, что говорит уже об экзальтированности, как о неотъемлемой черте характера. Факторы, которые способствуют её прочному укреплению в психике человека:

  • Экзальтированность в большей мере возникает из-за генетической предрасположенности. Родитель, обладающий той или иной акцентуированной чертой характера, скорее всего, передаст её своему ребёнку.
  • Помимо наследственности, подобный тип личности формирует и неправильное воспитание (например, излишняя опека или, наоборот, отсутствие внимания родителей).
  • Причиной может служить неправильная самооценка (она может быть слишком завышена или, наоборот, занижена, что считается комплексом неполноценности).
  • Экзальтированным человек становится из-за невозможности удовлетворения своих базовых потребностей (это касается межличностного общения, построения отношений, ощущения безопасности и т. д.).


  • У некоторых людей с акцентуациями просто отсутствуют понятия моральной и культурной нормы.
  • Ещё одна причина – наличие частных конфликтных ситуаций у подростков со своими сверстниками. Подобная проблема может сформировать акцентуацию и «перенести» её во взрослую жизнь.
  • Если с детства часто обращать внимание на самочувствие и ту или иную хроническую болезнь, то можно также впоследствии стать обладателем экзальтированного темперамента.
  • Экзальтированность зависит от профессиональных факторов. Например, врачи, военные, представители творческих профессий более склонны к ярким проявлениям эмоций.


Реализация в профессии

Люди с экзальтациями чаще всего предпочитают творческие профессии. Не зря многие представители писательской или художественной сферы и во взрослом возрасте не утратили свой детский нрав. Некоторых гениев считали «большими детьми» из-за их резких перепадов настроения и неустойчивого эмоционального фона. Многие картины писались в состоянии аффекта. То же самое касается и создания художественных произведений.

Таким образом, экзальтированные личности нередко обладают художественным или писательским талантом.


Они стараются реализовать себя в творческой сфере, потому что не лишены хорошего вкуса и чуткости. У таких людей получаются очень трогательные произведения и глубокие картины. Актёрская стезя – ещё одна сфера для человека с акцентуациями. Способность к яркому выражению эмоций там ценится превыше всего. Таким типам личности хорошо удаётся играть в кино или в театре, потому что их воздействие на зрителя с помощью переживаний колоссально.

Помимо творческих профессий, люди с акцентуациями выбирают работу воспитателей. Их сочувствие и доброта помогают найти подход к любому маленькому ребёнку. Но не каждый человек, обладающий подобным темпераментом, может реализоваться в творческой профессии (при отсутствии таланта). Тогда выход эмоциям поможет дать работа, например, организатора праздников.


Взаимоотношения с другими психотипами

Экзальтированные личности чаще всего имеют проблемы при взаимодействии с социумом. Особенно несладко приходится близким людям. Если кто-то в семье имеет подобный темперамент, то жизнь с таким человеком напоминает местонахождение рядом со спящим вулканом. Нельзя предугадать, какое эмоциональное воздействие на экзальтированного члена семьи окажет та или иная ситуация.

Общество же в большей степени старается избегать таких людей, отсюда:

  • происходят частые конфликтные ситуации;
  • человеку с подобной акцентуацией на работе не дают важных заданий, обычно он не занимает высоких должностей и ему сложно продвинуться вверх по карьерной лестнице;


  • близких друзей у личности с таким темпераментом обычно тоже не бывает из-за недоверия, ведь человеку с таким взрывным и непредсказуемым эмоциональным фоном сложно доверять.

Чаще всего эти личности, выходя из-под опеки родителей и других родственников, не справляются с жизненными задачами, даже с бытовыми проблемами, поэтому некоторые из таких людей просто спиваются или даже оказываются без крыши над головой. Обычно эти психотипы одиноки. Среди известных актёров и других творческих личностей есть много примеров с подобной судьбой. Многие из них, несмотря на свой талант и популярность, умирали нищими и одинокими.

Некоторые экзальтированные типы личности могут на протяжении жизни считать своё поведение вполне естественным и нормальным.


Но если вовремя понять и осознать проблему, то с помощью определённых методик можно в некоторой степени обуздать свой характер, стабилизировав эмоциональный фон.

Лечение

Лечение подобной акцентуации основано на коррекции усиленной черты характера, которая мешает человеку взаимодействовать в социуме. Полностью темперамент поменять нельзя, но можно избавиться от негативных проявлений. Для этого существуют специальные методики по работе над собой. Этим занимаются психологи. Курс лечения зависит от степени выраженности акцентуации, может составлять три месяца или даже годы.


- На экзальтированного поклонника, которому только и надо, что под окном

кумира ночи напролёт стоять, он, извини уж, не похож. - А почему «извини»?
- Ну, мало ли. Вдруг ты в кои-то веки решил обзавестись поклонником. Причём

непременно экзальтированным. А я отнимаю у тебя последнюю надежду.

Макс Фрай. Ключ из жёлтого металла

Экзальтированность (Экзальтированный) как качество личности – склонность проявлять повышенное настроение с чрезмерной воодушевленностью, неумеренной и безудержной восторженностью по поводу самых простых вещей и событий, избыточно бурной эмоциональной реакцией, переоценкой своих качеств, внешности, способностей и возможностей.

Однажды в жаркий летний день сосед позвал Ходжу в гости. Подали в большом кувшине сладкий сироп. Хозяин дал Ходже чайную ложку, а себе взял целый половник и начал черпать сироп из кувшина. Сколько Ходжа не старался, но угнаться за ним не мог. А хозяин всякий раз, как зачерпнёт, впадает в состояние экзальтации, восклицая от восторга: - Ох, умираю! Я этого не перенесу! Пища Богов! Умереть и не жить!

В конце концов, Насреддин швырнул чайную ложку и выхватил у хозяина половник: - Сосед! Дай и мне хоть раз умереть!

Экзальтированность – возбуждённая восторженность, воодушевленная оживлённость. Экзальтированность постоянно находится в возбужденном состоянии и непрекращающейся восторженности. Когда к ней случайно забегает соседка одолжить соль, она кричит: — Боже, какой счастье, что вы заглянули ко мне на огонек. Я Вас обожаю, и давно мечтала познакомиться с таким прекрасным и замечательным человеком.

То есть малозначащий факт вызывает у экзальтированности бурный эмоциональный всплеск и безграничные переживания. Если бы у соседки в руках был котенок, экзальтированность, наверняка, испытала бы ощущение полного счастья и чувство эмоциональной переполненности. Но, если бы соседка, сославшись на занятость, отказалась бы войти, ее настроение перевернулось бы на сто восемьдесят градусов, сменившись отчаянием и полным унынием.

Перепады настроения от страстного ликования до смертельной угнетенности и тоски – почерк экзальтированности. Малейшая неудача, легкое разочарование для обычного человека может стать искренним и глубоким горем для экзальтированности. У неё всегда включены кнопки «Слезы счастья» и «Готовность к отчаянию».

Жил один богатый коллекционер древних статуй, которых у него было великое множество. Они стояли по аллеям его красивого парка. Знакомые направили к богачу одного молодого студента с рекомендацией от местного Исторического общества, чтобы тот мог ознакомиться с удивительной коллекцией.

Управляющий доложил хозяину о прибытии гостя, встретил его и повел по дорожкам парка к дому. Охваченный любопытством, студент останавливался возле каждой статуи, восторженно вздыхал, впадал в уныние и отчаяние, что таких статуй нет в его обществе, затем опять, как в лихорадке, дрожал от радости и восторга около очередной статуи и глотал слёзы горести от понимания, что их никогда у него не будет. В конце концов управляющий не выдержал: - Господин, вас, собственно, кому представить: статуям или их владельцу?

Экзальтированность видит или приукрашенный, нарядный мир, или ярко выраженный черный цвет действительности. Имея тягу к прекрасному, экзальтированность обладает хорошим вкусом: из нее получаются хорошие артистические натуры, художники, дизайнеры, оформители. Любовь к высокому искусству, природе, религиозные переживания, увлечение спортом, мировоззренческие искания способны всецело, до глубины души поглотить внимание экзальтированного человека. Безудержно мечтательная и фантазийная экзальтированность использует в своем речевом общении повышенные тона, красочные обороты, витиеватые описания. Экзальтированным людям близко сострадание, искренность и альтруизм. В то же время, они склонны к паникерству, влюбчивости и словоохотливости.

Бурно выражая свои чувства, экзальтированность может через неделю смертельно надоесть любому самому терпеливому партнеру. Кому понравятся ежеминутные вскрики: — Нет! Ты не представляешь, как я тебя люблю! Я тебя обожаю!? И это произносится везде – за обедом, на улице, в автомобиле. Даже туалет и ванная не спасает от посягательств экзальтированности. Неудивительно, что партнеры с завидным постоянством сбегают от нее, набив оскомину от таких необузданных проявлений любви.

Экзальтированность – это переменное состояние: либо в невероятном счастье, либо в безысходном горе. Готовая сейчас обнять весь мир, через минуту, вся в слезах она трагическим голосом возвещает: — Всё пропало!

Как выясняется, по ошибке стерся телефон подруги на мобильнике. Позже она вспоминает, что он есть в записной книжке и его знают другие ее знакомые. Экзальтированность на сто процентов уверена в изысканности своих вкусов, манер, уникальности мировоззрения. Она всегда права, все остальные недоумки.

Ф.М. Достоевский создал незабываемые образы экзальтированных женщин в романах «Идиот» — Настасью Филипповну и «Братья Карамазовы» — Катерину Ивановну. Катя никогда не любила своего жениха, над ней властвовала мысль — спасти его. Поэтому она и стала его невестой. Вообразив себя спасительницей, она произносит: «- А коли так, то он еще не погиб! Он только в отчаянии, но я еще могу спасти его… Я хочу его спасти навеки! Пусть он забудет меня как свою невесту! И вот он боится предо мной за честь свою!? Ведь вам же, Алексей Федорович, он не побоялся открыться? Отчего я до сих пор не заслужила того же? — Последние слова она произнесла в слезах; слезы брызнули из ее глаз».

Экзальтированность заставляет ее позвать к себе домой Грушеньку — соперницу в отношениях с Митей, чтобы сделать ее своей союзницей в деле спасения Мити. Она в восторге от Грушеньки: «Грушенька, ангел, дайте мне вашу ручку, посмотрите на эту пухленькую, маленькую, прелестную ручку, Алексей Федорович; видите ли вы ее, она мне счастье принесла и воскресила меня, и я вот целовать ее сейчас буду, и сверху, и в ладошку, вот, вот и вот!.. — И она три раза как бы в упоении поцеловала действительно прелестную, слишком, может быть, пухлую ручку Грушеньки». Однако Катерине Ивановне пришлось испытать душевные муки разочарования. Грушенька не соглашается спасать Митю и заявляет: «- Так и оставайтесь с тем на память, что вы-то у меня ручку целовали, а я-то у вас совсем нет. Так я и Мите сейчас перескажу, как вы мне поцеловали ручку, а я-то у вас совсем нет. А уж как он будет смеяться!» Настроение Катерины Ивановны делает резкий разворот. Теперь Грушенька становится «беспутной женщиной» и «созданием, всегда готовым к услугам». Далее «с Катериной Ивановной сделался припадок. Она рыдала, спазмы душили ее. Все около нее суетились».

Отдельный разговор о ее поведении во время суда. Сначала она защищает Митю, доходя до самоунижения. В своих свидетельских показаниях она рассказывает, как однажды, спасая отца, пришла просить у Мити денег: «Тут было что-то беспримерное, так что даже и от такой самовластной и презрительно-гордой девушки, как она, почти невозможно было ожидать такого высокооткровенного показания, такой жертвы, такого самозаклания. И для чего, для кого? Чтобы спасти своего изменника и обидчика, чтобы послужить хоть чем-нибудь, хоть малым, к спасению его, произведя в его пользу хорошее впечатление».

Но через несколько минут она слушает свидетельские показания брата Мити, Ивана, которого любит больше, чем своего жениха. Иван обвиняет себя в подстрекательстве к отцеубийству. И вот тут-то разбушевавшиеся чувства заставляют Катерину Ивановну занять абсолютно противоположную позицию. Потрясенная жалостью к Ивану, а может быть, и объятая страхом, что его признания будут приняты всерьез, она почувствовала жестокую ненависть к Мите, считая его ответственным за душевное заболевание брата. Она кричит: «Я пробовала победить его (Митю) моей любовью, любовью без конца, даже измену его хотела снести, но он ничего, ничего не понял. Да разве он может что-нибудь понять! Это изверг!»

Достоевский продолжает: «О, разумеется, так говорить и так признаваться можно только какой-нибудь раз в жизни — в предсмертную минуту, например, всходя на эшафот. Но Катя именно была в своем характере и в своей минуте. Это была та же самая стремительная Катя, которая кинулась тогда к молодому развратнику, чтобы спасти отца; та же самая Катя, которая давеча, пред всею этою публикой, гордая и целомудренная, принесла себя и девичий стыд свой в жертву, рассказав про «благородный поступок Мити», чтобы только лишь сколько-нибудь смягчить ожидавшую его участь. И вот теперь точно так же она тоже принесла себя в жертву, но уже за другого, и может быть только лишь теперь, только в эту минуту, впервые почувствовав и осмыслив вполне, как дорог ей этот другой человек».

Дойдя до предела эмоционального возбуждения после своего свидетельского показания против Мити, Катерина Ивановна впадает в истерический припадок: «Минута же мщения слетела неожиданно, и все так долго и больно скоплявшееся в груди обиженной женщины разом, и опять таки неожиданно, вырвалось наружу. Она предала Митю, но предала и себя! И разумеется, только что успела высказаться, напряжение порвалось, и стыд подавил ее. Опять началась истерика, она упала, рыдая и выкрикивая. Ее увели».

Другой пример экзальтированности. Николай Ростов – герой романа Льва Толстого «Война и мир» с восторгом и воодушевлением принял весть о войне. Мечты о славе, храбрости, женской восторженности буквально усадили его в седло и погнали на войну. Увидев войну воочию, его экзальтированность перешла в другую крайность: «И разгоряченная, чужая физиономия этого человека, который со штыком на перевес, сдерживая дыхание, легко подбегал к нему, испугала Ростова. Он схватил пистолет и, вместо того чтобы стрелять из него, бросил им в француза и побежал к кустам, что было силы. Не с тем чувством сомнения и борьбы, с которым он ходил на Энский мост, бежал он, а с чувством зайца, убегающего от собак. Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом».

С хвостом годов юношеская экзальтированность Ростова поутихла, свой долг – защищать Родину, он рассматривает прагматично: «Николай Ростов без всякой цели самопожертвования, а случайно, так как война застала его на службе, принимал близкое и продолжительное участие в защите отечества и потому без отчаяния и мрачных умозаключений смотрел на то, что совершалось только в России. Если бы у него спросили, что он думает о теперешнем положении России, то он бы сказал, что ему думать нечего, что на то есть Кутузов и другие». Словом, с возрастом экзальтированность Николая Ростова прошла, как «с белых яблонь дым».

Петр Ковалев 2013