Виды металлов и их классификация

Карлейль цитаты. Томас Карлейль: биография, сочинения

Томас Карлейль (1795–1881) – английский публицист, историк, философ и сатирик, которого были очень популярны в викторианской Англии.

Всё, что есть во вселенной, – это бесконечные спряжения глагола «делать».

Во Франции долго царил деспотизм, ограничиваемый эпиграммами.

Все обездоленные должны уяснить себе только одно: быть обездоленным глупо.

Всюду, постоянно должен человек «расплачиваться ценой жизни», он должен, как солдат, исполнять свое дело за счет своей жизни.

Всякий труд благороден, и благороден один лишь труд.

Всякое величие бессознательно - в противном случае оно стоит малого или не стоит ничего.

Гениальность - это прежде всего выдающаяся способность быть за все в ответе.

Гении - наши настоящие люди, наши , вожди тупоумной толпы, следующей за ними, точно повинуясь велениям судьбы. Они обладали редкой способностью не только «догадываться» и «думать», но знать и верить. По натуре они склонны были жить, не полагаясь на слухи, а основываясь на определенных воззрениях. В то время как другие, ослепленные одной наружной стороной вещей, бесцельно носились по великой ярмарке жизни, они рассматривали сущность вещей и шли вперед как люди, имеющие перед глазами путеводную звезду и ступающие по надежным тропам.

Главный орган человеческого тела, незыблемая основа, на которой держится душа, - это кошелек.

Глупость и хорошее пищеварение - незаменимые качества для борьбы с лишениями.

Двое-трое - это уже Общество. Один станет Богом, другой - дьяволом, один будет вещать с кафедры, другой - болтаться под перекладиной.

Если бы Иисус Христос явился сегодня, никто бы не стал его распинать. Его бы пригласили к обеду, выслушали и от души посмеялись.

Если вы желаете удержать человека от какого-нибудь поступка, заставьте его разговориться на эту тему: чем больше люди говорят, тем меньше у них склонности делать.

Если сами мы холопы, то для нас не может быть героев.

Если человек знает меру, он знает все.

Жизнь - короткое, очень короткое время между двумя вечностями…

Жизнь великого человека не веселый танец, а битва и поход, борьба с властелинами и целыми царствами.

Заблуждения мудреца положительно более поучительны, чем истины глупца, ибо парит в возвышенных областях, откуда все далеко видно, глупый же топчется по низменным проторенным дорогам.

Здоровый человек - самое драгоценное произведение природы.

Здоровье - великое дело как для того, кто им пользуется, так и для других.

Идеал в тебе самом. Препятствия к достижению его - в тебе же. Твое положение есть тот материал, из которого ты должен осуществить этот идеал.

Из всех прав самое неопровержимое - это право умного (силой ли, уговорами ли) вести за собой дурака.

Из всех проявлений человеческого творчества самое удивительное и достойное внимания - это . В книгах живут думы прошедших времен; внятно и отчетливо раздаются голоса людей, прах которых давно разлетелся, как сон. Все, что человечество совершило, передумало, все, чего оно достигло, - все это сохранилось, как бы волшебством, на страницах книг.

Искреннюю радость доставляет человеку возможность восхищаться кем-нибудь; ничто так не возвышает его - хотя бы на короткое время - над всеми мелочными условиями, как искреннее восхищение.

История - это квинтэссенция сплетни.

История мира - это биография великих людей.

Книга - чистейшая сущность человеческой души.

Как бы часто нам ни внушали, что более близкое и подробное ознакомление с людьми и вещами уменьшит наше восхищение или что только темное и наполовину незнакомое может казаться возвышенным, мы все-таки не должны этому безусловно верить. И здесь, как и во многом другом, не знание, а лишь малое знание заставляет , и на место восхищения узнанным предметом ставит восхищение самим узнавшим.

Любая реформа, кроме моральной, бесполезна.

Людям следует быть скромнее.

Метафизика - это попытка ума подняться над умом.

Можно обожать нечто, хотя бы оно было весьма незначительно; но невозможно обожать чистейшее, ноющее ничтожество.

Молчание глубоко, как Вечность; разговоры мелки, как Время.

Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.

На нашем лучезарном небосклоне всегда сыщется темное пятно - и это наша собственная тень.

Наличные - не единственная связь человека с человеком.

Насколько человек побеждает страх, настолько он - человек.

Настоящее - это суммарно взятое .

Наше предназначение не в том, чтобы пытаться ясно разглядеть то, что удалено от нас и скрыто в тумане, но в том, чтобы трудиться над тем, что у нас под .

Нет более печального доказательства ничтожности человека, чем неверие в великих людей.

Нет между людьми закона более нравственного, чем закон власти и подчинения.

Никто не знает, как поступит Толпа, тем более - она сама.

Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания.

Новая точка зрения всегда оказывается в меньшинстве…

Опыт - самый лучший учитель, только плата за обучение слишком велика.

Первая обязанность человека - преодолеть страх. Пока у человека трясутся поджилки, его действия останутся рабскими.

Писатель - тот же священнослужитель.

Поклонение героям должно выразиться в том, что сами мы будем героически настроены.

Правильно во всех отношениях сказано: всякого человека судят по вере его. И по неверию.

При каждом споре, в тот момент, когда мы начинаем сердиться, мы перестаем бороться за истину и вступаем в спор уже
за самих себя.

Природа не терпит лжи.

Речь - удел человека; молчание - удел Бога; но и зверя, и смерти… А потому мы должны постигнуть оба .

С помощью цифр доказать можно все что угодно.

Самая большая вина - не сознавать свою вину.

Самое неприятное чувство - это чувство собственного бессилия.

Самое страшное неверие -- это неверие в себя.

Самый несчастный из людей тот, для кого в мире не оказалось работы.

Сентиментальные люди - самые бессмысленные из смертных…

Сколько есть в народе людей, которые вообще могут видеть незримую справедливость неба и знают, что она всесильна на земле, - столько людей стоит между народом и его падением.

Столько, и не больше. Всемогущая небесная сила посылает нам все новых и новых людей, имеющих сердце из плоти, не из камня, а тяжелое несчастье, и так уже довольно тяжелое, окажется людей!

Слепой может объехать весь мир и ничего не заметить.

Счастлив тот народ, чьи анналы отсутствуют в исторических книгам.

Тот, кто ничего не совершил, ничего не знает.

Три главные составные части современной цивилизации: Порох, Печать и Протестантизм.

Тяготы способны перенести сотни людей, благополучие - лишь единицы.

Хорошо написанная жизнь - почти такая же редкость, как хорошо прожитая.

Человек не должен жаловаться на времена; из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, чтобы улучшить его.

Человек не может быть неисправимо плохим, если он хотя бы раз от души смеялся.

Человек только и живет надеждой; надежда, по сути, его единственная собственность.

Экономика - наука зловещая…

Я думаю, что уважение к героям, в различные эпохи проявляющееся различным способом, является душой общественных между людьми и что способ выражения этого уважения служит истинным масштабом нормальности или ненормальности господствующих на свете отношений.

Я и не претендую на постижение Вселенной - она во много раз больше, чем я…

Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидов.

  • Глупость и хорошее пищеварение - незаменимые качества для борьбы с лишениями.
  • Двое-трое - это уже Общество. Один станет Богом, другой - дьяволом, один будет вещать с кафедры, другой - болтаться под перекладиной.
  • Если бы Иисус Христос явился сегодня, никто бы не стал его распинать. Его бы пригласили к обеду, выслушали и от души посмеялись.
  • Если вы желаете удержать человека от какого-нибудь поступка, заставьте его разговориться на эту тему: чем больше люди говорят, тем меньше у них склонности делать.
  • Если человек знает меру, он знает все.
  • Здоровье - великое дело как для того, кто им пользуется, так и для других.
  • Золотой дождь размывает все границы.
  • Идеал в тебе самом. Препятствия к достижению его - в тебе же. Твое положение есть тот материал, из которого ты должен осуществить этот идеал.
  • Из всех прав самое неопровержимое - это право умного (силой ли, уговорами ли) вести за собой дурака.
  • История мира - это биография великих людей.
  • История - это квинтэссенция сплетни.
  • Книга - чистейшая сущность человеческой души.
  • Любая реформа, кроме моральной, бесполезна.
  • Людям следует быть скромнее.
  • Молчание глубоко, как Вечность; разговоры мелки, как Время.
  • Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие.
  • Наличные - не единственная связь человека с человеком.
  • На нашем лучезарном небосклоне всегда сыщется темное пятно - и это наша собственная тень.
  • Насколько человек побеждает страх, настолько он - человек.
  • Настоящее - это суммарно взятое прошлое.
  • Наше предназначение не в том, чтобы пытаться ясно разглядеть то, что удалено от нас и скрыто в тумане, но в том, чтобы трудиться над тем, что у нас под рукой.
  • Не будь рабом слов.
  • Нет более печального доказательства ничтожности человека, чем неверие в великих людей.
  • Нет между людьми закона более нравственного, чем закон власти и подчинения.
  • Никто не знает, как поступит толпа, тем более - она сама.
  • Ничто так не научает, как сознание своей ошибки. Это одно из главных средств самовоспитания.
  • Новая точка зрения всегда оказывается в меньшинстве…
  • Опыт, во всяком случае, берет большую плату за учение, но учит он лучше всех учителей.
  • Первая обязанность человека - преодолеть страх. Пока у человека трясутся поджилки, его действия останутся рабскими.
  • Поклонение героям должно выражаться в том, что сами мы будем героически настроены.
  • Писатель - тот же священнослужитель.
  • Правильно во всех отношениях сказано: всякого человека судят по вере его. И по неверию.
  • Природа не терпит лжи.
  • Речь - удел человека; молчание - удел Бога, но и зверя, и смерти. А потому мы должны постигнуть оба искусства.
  • Самая большая вина - не сознавать свою вину.
  • Самое неприятное чувство - это чувство собственного бессилия.
  • Самое страшное неверие - это неверие в себя.
  • Самый несчастный человек - это тот, для кого в мире не нашлось работы.
  • Сентиментальные люди - самые бессмысленные из смертных.
  • Слепой может объехать весь мир и ничего не заметить.
  • С помощью цифр доказать можно все что угодно.
  • Счастлив тот народ, чьи анналы отсутствуют в исторических книгах.
  • Тяготы способны перенести сотни людей, благополучие - лишь единицы.
  • Человек не должен жаловаться на времена; из этого ничего не выходит. Время дурное: ну что ж, на то и человек, чтобы улучшить его.
  • Человек не может быть неисправимо плохим, если он хотя бы раз от души смеялся.
  • Человек только и живет надеждой; надежда, по сути, его единственная собственность.
  • Экономика - наука зловещая…
  • Я и не претендую на постижение вселенной - она во много раз больше, чем я.
  • Я не верю в коллективную мудрость невежественных индивидуумов.

Томас Карлейль (4 декабря 1795 - 5 февраля 1881) - шотландский писатель, публицист, историк и философ, популяризатор и один из основателей особенного стиля художественной и философской исторической литературы - «Культа героев». Очень популярный стилист Оказал большое влияние на юридическую мысль.

Семья

Родился в семье кальвинистов Джеймса Карлейля и его второй жены Джанет Айткен, являлся старшим из девяти детей (на фото мать Томаса). Отец был каменщиком, впоследствии мелким фермером. Его уважали за стойкость и независимость. Суровый внешне, он обладал доброй душой. Семейные связи Карлейль были необычайно сильными, и Томас относился к своему отцу с большим почтением, что отражено в его мемуарах. Он всегда питал самые нежные чувства к своей матери и был прекрасным братом.

Учеба

Родители не располагали большими средствами, поэтому семилетний Карлейль был отправлен учиться в церковно-приходскую школу. Когда ему исполнилось десять лет, его перевели в среднюю школу Аннана. Его склонность к дракам привела к проблемам со многими учениками школы, но вскоре он проявил сильный интерес к учебе, что побудило отца обучить его богослужению. В 1809 поступил в университет в Эдинбурге. Он мало интересовался учебой, кроме курса по математике сэра Джона Лэсли, который впоследствии стал его хорошим другом.

Также он много читал. Однако, самое большое влияние на него оказала литература, а творчество его современников. Несколько парней, находящихся с ним в одном положении, видели в нем интеллектуального лидера, и их переписка отражает общие литературные вкусы. В 1814 Карлейль, все еще готовящийся стать священником, получил степень магистра математики в школе Аннана, это позволило ему скопить немного денег. В 1816 он был назначен преподавателем в школу в Кирклэнде.

Духовный кризис

В 1818 Карлейль решил отказаться от духовной карьеры. Он не объяснил никому подробностей произошедших в нем трансформаций, однако очевидным было его стремление отказаться от догматических взглядов духовных наставников, всегда им глубоко уважаемых. Некоторое время атеизм казался единственным выходом, однако он был ему глубоко противен. Все это привело Карлейля к духовному кризису, который ему удалось преодолеть только после написания «SartorResartus. Жизнь и мысли господина Тейфельсдрека» в июне 1821. Он изгнал дух отрицания, и с тех пор характер его страданий был изменен навсегда. Это было уже не «нытье», а «негодование и мрачное неповиновение». В 1819 году он начал изучать немецкий, что привело его к новым интересным знакомствам. Он много интересовался немецкой литературой. Больше всего ему нравились произведения Гете. В них он видел возможность отбросить устаревшие догмы, не погружаясь в материализм. Они познакомились и долго переписывались. Гете положительно отзывался о переводах его книг.

Личная жизнь

После длительного ухаживания, в 1826 Томас Карлейль женился на Джейн Бэйли Уэлш. Она была из намного более обеспеченной семьи, и ему понадобилось несколько лет, чтобы заработать достаточно и получить согласие на брак. Они прожили вместе сорок лет, до самой смерти Джейн. Первые годы после женитьбы жили в деревне, но в 1834 переехали в Лондон. Леди Уэлш была бездетной, что позднее приводило к ссорам и ревности. Свидетельством того является их переписка. Жизнь их была сложной также из-за психологических проблем Карлейля. Обладая большой эмоциональностью и хрупкой психикой, он часто страдал от мук депрессии, его мучала бессонница, а громкое пение птиц в саду его соседа сводило его с ума. Приступы ярости резко сменялись взрывами преувеличенного юмора. Его спасало только погружение с головой в работу. Для этого одиночество и покой были необходимы, и в их доме была оборудована специальная звукоизолированная комната. В итоге его жена часто вынуждена была заниматься всеми домашними делами в одиночку, часто чувствовала себя брошенной.

Литературные труды

В середине 1830-х Карлейл опубликовал «SartorResartus. Жизнь и мысли господина Тейфельсдрека» в журнале Фрейзера. Несмотря на глубину философской мысли, впечатляющую обоснованность его выводов, эта книга не имела достаточного успеха. В 1837 был напечатан его труд «О французской революции», который и принес ему настоящий успех. С 1837 по 1840 он прочитал несколько лекций, из которых только одна («Культ героя») была опубликована. Все они принесли ему финансовый успех, и в возрасте сорока пяти лет ему удалось стать материально независимым. У него было много учеников и последователей. С 1865 стал ректором университета в Эдинбурге.

Взгляды на устройство общества

Революционным и преисполненным горечью настроениям эпохи Байрона Томас Карлейль, биография которого представлена в статье, противопоставил Евангелие. Высказывался за общественные реформы. В борьбе против механического взгляда на мир, почитания большинства и утилитаризма выступал за жизнь, наполненную смыслом, развитие наивысших, сверхиндивидуальных ценностей человека. Нивелированной силе демократических тенденций Томас Карлейль противопоставил культ героев. Считал, что в обществе и государстве должны править только те, у которых есть побеждающее стремление к власти. Успех воли, ведущей к могуществу, приводил в качестве довода идеализма, основанного на постоянном стремлении к личным высшим целям, и в этом слабость и опасность его науки, являющейся смесью шотландского пуританизма и немецкого идеализма.

В политике он сыграл большую роль как теоретик империализма, отстаивающий идею исторической миссии английского народа охватить весь мир. Из публицистики следует отметить, прежде всего, философско-исторические размышления «Герои, почитание героев и героическое в истории», «О французской революции», «SartorResartus. Жизнь и мысли господина Тейфельсдрека» и другие.

Философские взгляды на жизнь

Под воздействием очарования немецким романтизмом, покинул кальвинизм. Его увлечение романтической философией выразилось в переводе книги Гете «Годы науки Вильгельма Мейстера» и труде «Жизнь Шиллера». Из романтизма он черпал, прежде всего, глубоко развитый индивидуализм (байронизм).

В центре произведений Карлейля - герой, выдающаяся личность, превозмогающая себя силой жизненной активности, прежде всего, моральной. В подчеркивании преимущества моральных качеств героя над интеллектуальными видно влияние пуританизма. Вопреки этому, Карлейль также слепо принял антропологию Ницше.

Конец бытия

Томас Карлейль, фото которого представлены в статье, умер 5 февраля 1881 в Лондоне. После официальной церемонии прощания, его останки были переданы в Шотландию, где он был похоронен на одном кладбище со своими родителями.

Томас Карлейль: афоризмы и цитаты

К самым известным его афоризмам относят следующие:

  1. Каждая выдающаяся работа на первый взгляд кажется невозможной.
  2. Любовь - это не то же, что помешательство, но у них много общего.
  3. Без давления не будет алмазов.
  4. Человек, который желает работать, но не может найти работу - это, возможно, самая грустная ситуация, преподнесенная нам судьбой.
  5. Изоляция - итог убожества человека.
  6. Мое богатство - не то, что у меня есть, а то, что я делаю.
  7. В каждом явлении начало всегда является наиболее запоминающимся моментом.
  8. Эгоизм - источник и результат всех ошибок и страданий.
  9. Ни один великий человек не живет зря. История мира - это только биографии великих людей.
  10. Выносливость - это концентрированное терпение.

Томас Карлейль, цитаты которого полны мудрости и глубины, оставил после себя яркий след в истории философской мысли.