Электрика

Кого из сыновей обнимали отцы в детстве. Неприязнь между отцом и сыном

И Н С Т Р У К Ц И Я

Различные профессии требуют различных способностей.

Настоящая методика определяет некоторые из них: Речевое и числовое мышление, пространственное представление, кратковременное запоминание и другие.

Методика состоит из 9 групп заданий, каждое из которых, в свою очередь, составлено из нескольких задач, равных по трудности. Перед началом каждой группы заданий дается описание представленных в ней задач и на примерах показывается, как эти задачи должны решаться. Для решения каждой группы задания отводится определенное время.

не беспокойтесь, если за отведенное время вы не успеете решить все задачи данной группы.

Все задачи решайте в предъявленной очередности. не задерживайтесь слишком долго при решении каждой задачи. Все ваши ответы вносите в бланк ответов.

В данной брошюре вы не должны делать каких-либо отметок и подписей.

А теперь запишите на бланке ответов свою фамилию, возраст и другие данные.


ОПИСАНИЕ И ПРИМЕРЫ ЗАДАЧ ПЕРВОЙ ГРУППЫ

Задачи этой группы составлены из фраз, в которых отсутствует одно слово. Вы должны выбрать из пяти возможных слов то, которое данную фразу правильно дополняет.

Приведем пример записи правильного решения на бланке ответов.

Пример 01:

Кролик больше похож на...

а) кошку, б) белку, в) зайца, г) лису, д) ежа.

Правильный ответ: в) зайца, поэтому в бланке ответов для примера 01 перечеркнута буква “в”.

Другой пример:

Противоположностью надежды является...

а) печаль, б) отчаяние, в) нужда, г) любовь, д) ненависть.

В этом случае в бланке ответов должна бы быть вычеркнута буква “о”, потому что правильным ответом в этом примере является слово “отчаяние”.

В вашем бланке ответов перечеркивайте каждый раз за соответствующим номером задачи ту букву, которая обозначает правильное решение. На каждую задачу можно обозначать только одно решение. Если ошибетесь, то подчеркните ошибочно обозначенную букву еще раз так, чтобы получился крест, а одной чертой перечеркните правильную букву. Помните, что писать Вы можете только на бланке ответов.

Пожалуйста, не переворачивайте лист,

Пока не получите на это указаний!


С У Б Т Е С Т 1

Задачи 1 - 20

1. Человек, который скептически относится к прогрессу, является...

а) либералом, б) анархистом, в) радикалом, г) консерватором, д) демократом.

2. Сознательное присвоение чужой идеи и выдавание ее за свою называется...

а) макетом, б) пародией, в) компиляцией, г) плагиатом, д) издевкой.

3. Сторублевая купюра имеет... см длины

а) 10 б) 15 в) 19 г) 13 д) 18

4. Соглашение путем взаимной уступки при столкновении каких-либо интересов - это...

а) договор, б) обязательство, в) утверждение, г) постановление, д) компромисс.

5. Дядя... старше своего племянника

а) редко, б) чаще всего, в) всегда, г) никогда, д) иногда

6. Крамской - это...

а) поэт, б) художник, в) ученый, г) врач, д) композитор.

7. Конь всегда имеет...

а) узду, б) подковы, в) сбрую, г) копыта, д) гриву.

8. Утверждение, что “чужая душа - потемки”...

а) неправильно, б) верно отчасти, в) научно доказано, г) сомнительно, д) гипотетично.

9. Отец... опытнее своих сыновей

а) всегда, б) обычно, в) немного, г) изредка, д) принципиально.

10. Из указанных городов самый южный...

а) Саратов, б) Харьков, в) Новороссийск, г) Самара, д) Ростов-на-Дону.

11. ... не предохраняет от несчастных случаев

а) задняя фара, б) защитные очки, в) аптечка, г) предупреждающий сигнал, д) железнодорожный шлагбаум.

12. Столкновение между спорящими несогласными сторонами это - ...

а) ссора, б) конфликт, в) нарушение, г) вражда, д) противоречие.

13. Наивысшую калорийность (питательность) имеет при равном количестве...

а) рыба, б) мясо, в) жир, д) овощи.

14. Аллегория - это...

а) намеренное преувеличение, б) сочетание реального и фантастического, в) игра слов, в) иносказание, д) легкая комедия.

15. Высказывание, в котором не уверены полностью, называется...

а) парадоксальным, б) поспешным, в) двусмысленным, г) ошибочным, д) гипотетическим.

16. Влияние человека на его окружающих в большей степени зависит от его...

а) силы, б) умения убеждать, в) положения, г) репутации, д) мудрости.

17. Рокотов - это...

а) поэт, б) композитор, в) художник, г) ученый, д) изобретатель.

18. Расстояние между Москвой и Санкт-Петербургом... км.

а) 500 б) 1050 в) 630 д) 100

19. При равном весе... имеет большее содержание белка

а) молоко, б) яблоко, в) сыр, г) картофель, д) рыба.

20. Если мы знаем процент проигрышных лотерейных билетов, то мы можем высчитать:

а) число выигрышей, б) доход государства, в) возможность выигрыша, г) число участников, д) размеры выигрыша.

Проверьте правильность решения задач

Объяснение и примеры выполнения заданий группы 01

(вопросы 1–20)

Задания 1–20 состоят из предложений, в каждом из которых не хватает по одному слову. Вы должны их дополнить. Для этого необходимо выбрать одно из пяти предлагаемых слов и вписать в бланк его букву.

Предлагаем пример практического решения подобного задания. Кролик больше всего похож на?…

а) кошку; b) белку; с) зайца; d) лису; е) ежа.

В этом задании заяц (с) является правильным решением.

Следующий пример:

Противоположностью надежды является?…

а) печаль; b) отчаяние; с) нужда; d) любовь; е) ненависть.

В этом случае отчаяние (b) является правильным решением.

Итак, начали!

1. Для езды на автомобиле необходима прежде всего?…

а) ловкость; b) осторожность; с) выдержка; d) сила; е) внимательность.

2. Важнейшей частью телевизора является?…

а) транзистор; b) переключатель; с) антенна; d) кинескоп; е) регулятор контрастности.

3. Тренер – тот, кто?…

а) плавает; b) обучает упражнениям; с) прыгает; d) побеждает; е) занимается гимнастикой.

4. Славы при жизни чаще всего удостаивается?…

а) художник; b) скульптор; с) поэт; d) артист; е) композитор.

5. Противоположностью возбужденности является?…

а) разочарование; b) отчаяние; с) угнетенность; d) удовлетворенность; е) уныние.

6. В течение длительного времени труднее всего обойтись без?…

а) питья; b) еды; с) ходьбы; d) разговора; е) сна.

7. Ртуть является?…

а) металлом; b) минералом; с) раствором; d) химическим соединением; е) сплавом.

8. Наибольшее число жителей насчитывает город?…

а) Чикаго; b) Осака; с) Лондон; d) Париж; е) Рим.

9. Яд всегда?…

а) смертоносен; b) болезнетворен; с) опасен; d) коварен; е) вреден.

10. Отцы опытнее своих сыновей?…

а) всегда; b) обычно; с) значительно; d) редко; е) как правило.

11. У осла есть всегда?…

а) хлев; b) подковы; с) сбруя; d) копыта; е) грива.

а) стихийно; b) необдуманно; с) путанно; d) боязливо; е) неуверенно.

13. Этикетка – это в большинстве случаев?…

а) отличительный знак; b) указание; с) надпись; d) реклама; е) название.

14. Во время сдачи устного экзамена необходимо наличие?…

а) способностей; b) программы; с) знаний; d) вопросника; е) экзаменатора.

15. Доля территории нашей страны в общей поверхности земной суши составляла около?…

а) 16,5 %; b) 0,6 %; с) 1,4 %; d) 2,8 %; е) 0,2 %.

16. Зная процентное соотношение пустых билетов в лотерее к общему числу билетов, можно подсчитать?…

а) шансы на выигрыш; b) число участников; с) размер выигрышей; d) число выигрышных билетов; е) лотерейный налог.

17. Наибольшую площадь имеет территория?…

а) Кубы; b) Мадагаскара; с) Ирландии; d) Исландии; е) Цейлона.

18. Тому, кто работает, необходим(о)?…

а) честолюбие; b) задание; с) начальник; d) инструмент; е) интеллект.

19. В отношениях с людьми нужно быть?…

а) осторожным; b) изворотливым; с) сдержанным; d) общительным; е) веселым.

20. Наибольшее число калорий при равном количестве содержит?…

а) рыба; b) жир; с) мясо; d) сыр; е) овощи.


Объяснение и примеры выполнения заданий группы 02

(вопросы 21–40)

Из пяти предлагаемых слов четыре имеют определенную смысловую общность. Найдите пятое, чем-то отличающееся от них.

Например:

а) стол; b) стул; с) птица; d) шкаф; е) кровать.

а, b, d, е – это мебель, с – нет. Поэтому правильный ответ (с).

Подождите сигнала!

21. а) ложное умозаключение; b) обман; с) мошенничество; d) подлог; е) подделка.

22. а) надменный; b) испорченный; с) злой; d) подвижный; е) бесцеремонный.

23. а) превращать; b) измерять; с) изгибать; d) переделывать; е) преобразовывать.

25. а) институт; b) группа; с) общество; d) союз; е) партия.

26. а) веревка; b) канат; с) нитки; d) шнур; е) волокно.

27. а) расстроенный; b) обеспокоенный; с) обозленный; d) испуганный; е) приговоренный.

28. а) окончание; b) решение; с) приговор; d) проект; е) заключение.

29. а) степь; b) саванна; с) Сахара; d) тундра; е) поле.

30. а) развитие; b) увеличение; с) прогресс; d) созревание; е) рост.

31. а) примерный; b) образцовый; с) отличный; d) возвышающийся; е) отборный.

32. а) швырять; b) отдавать; с) ловить; d) поливать; е) бросать.

33. а) компас; b) часы; с) дорожный указатель; d) Полярная звезда; е) курс.

34. а) обновлять; b) конструировать; с) контролировать; d) исправлять; е) ремонтировать.

35. а) очки; b) лупа; с) бинокль; d) стекло; е) микроскоп.

36. а) мост; b) граница; с) супружество; d) дорожка; е) содружество.

37. а) сверлить; b) строгать; с) шлифовать; d) полировать; е) зачищать.

38. а) солнечный; b) облачный; с) дождливый; d) светлый; е) ветреный.

39. а) дипломатично; b) обдуманно; с) тактично; d) внимательно; е) искусно.

40. а) подтверждение; b) решение; с) планирование; d) оценка; е) суждение.


Объяснение и примеры выполнения заданий группы 03

(вопросы 41–60)

Вам даны три слова. Между первым и вторым словом существует определенная взаимосвязь. Между третьим и одним из пяти приводимых для выбора слов существует аналогичная взаимосвязь. Это слово вы и должны выбрать.

Например:

Лес: деревья = луг:?

а) травы; b) сено; с) корм; d) зелень; е) пастбище.

Слово травы (а), несомненно, является правильным ответом.

Другой пример:

Темный: светлый = мокрый:?

а) дождь; b) день; с) влажный; d) ветер; е) сухой.

Поскольку слово темный является антонимом слова светлый, необходимо найти антоним слова мокрый, поэтому слово сухой (е) – правильный ответ.

Подождите сигнала!

41. Маленький: большой = короткий:?

а) длинный; b) просторный; с) широкий; d) пространный; е) узкий.

42. Осторожность: уверенность = риск:?

а) несчастный случай; b) опасность; с) скорость; d) потеря; е) аукцион.

43. Дышать: легкие = потеть:?

а) солнце; b) напряжение; с) поры; d) пот; е) температура.

44. Вестибюль: сени = дом:?

а) лифт; b) двор; с) крыша; d) палатка; е) стена.

45. Доверие: эксперт = неуверенность:?

а) опыт; b) ошибки; с) новичок; d) любитель; е) бюрократ.

46. Грамм: вес = час:?

а) минута; b) перерыв; с) часы; d) дни; е) время.

47. Молоко: объем = соль:?

а) минерал; b) пряность; с) кухня; d) кристалл; е) масса.

48. Человек: мозг = город:?

а) центр; b) органы управления; с) рынок; d) здание горсовета; е) мэр.

49. Вода: эрозия = возраст:?

а) жизнь; b) здоровье; с) молодость; d) морщины; е) сила.

50. Альбом: фото = газета:?

а) бумага; b) новость; с) статья; d) заголовки; е) объявления.

51. Мужественный: избалованный = великодушный:?

а) щедрый; b) расточительный; с) жадный; d) эгоистичный; е) мелочный.

52. Хронический: обостренный = постоянно:?

а) всегда; b) часто; с) временно; d) продолжительно; е) длительно.

53. Атеист: религия = миротворец:?

а) война; b) гуманизм; с) мир; d) жизнь; е) церковь.

54. Машина: растение = автомобиль:?

а) дуб; b) самолет; с) птица; d) машина; е); ежик.

55. Нерв: проводник = зрачок:?

а) излучение; b) глаз; с) зрение; d) свет; е) светофильтр.

56. Дом: лестница = река:?

а) берег; b) мост; с) шлюз; d) вода; е) паром.

57. Коллекция: скопление = книга:?

58. Радость: успех = усталость:?

а) сон; b) отдых; с) муза; d) работа; е) перерыв.

59. Лед: железо = вода:?

а) дождь; b) ртуть; с) металл; d) провод; е) ржаветь.

60. Диета: вес = медикамент:?

а) здоровье; b) аптека; с) боль; d) лечение; е) рецепт.


Объяснение и примеры выполнения заданий группы 04

(вопросы 61–80)

Вам даны шесть слов. Из них вы должны выбрать два, которые объединяются одним общим понятием высшей категории.

Например:

а) нож; b) масло; с) газета; d) хлеб; е) сигара; f) браслет.

Хлеб (d), масло (b) – это правильное решение, поскольку они объединяются общим понятием «продукты питания».

Следующий пример:

а) трава; b) рожь; с) пирог; d) мука; е) пшеница; f) дерево.

В этом примере правильное решение – рожь (b), пшеница (е), поскольку они объединяются общим понятием «хлеб».

Стремитесь отыскивать всегда наиболее существенные общие черты. Ответ записывайте через запятую.

Подождите сигнала!

61. а) квартира; b) улица; с) сад; d) бюро; е) жилище; f) кафе.

62. а) корень; b) дуб; с) роза; d) лес; е) листва; f) тюльпан.

63. а) дельфин; b) корабль; с) кит; d) море; е) водоросль; f) медуза.

64. а) мастерская; b) стадион; с) магазин; d) ресторан; е) школа; f) ателье.

65. а) автомобиль; b) финиш; с) асфальт; d) старт; е) шины; f) шоссе.

66. а) губная помада; b) золото; с) часы; d) сережки; е) браслет; f) маятник.

67. а) электрический; b) жидкий; с) горючий; d) газообразный; e) пенистый; f) стабильный.

68. а) гребля; b) футбол; с) хоккей; d) метание копья; е) борьба; f) верховая езда.

69. а) аэропорт; b) чемодан; с) стюардесса; d) самолет; е) проездной билет; f) железнодорожный вагон.

70. а) крышка; b) пиво; с) кружка; d) закусочная; е) похмелье; f) молоко.

71. а) простой; b) простодушный; с) одинокий; d) несложный; e) приятный; f) молчаливый.

72. а) платежная ведомость; b) лотерейный билет; с) вексель; d) облигация; е) квитанция; f) сберегательная книжка.

73. а) свеча; b) елка; с) люстра; d) гостиная; е) выключатель; f) шкаф.

74. а) дальность видимости; b) снимок; с) бумага; d) полевой бинокль; е) объектив; f) фотоаппарат.

75. а) чулок; b) карманные часы; с) шапка; d) зима; е) автомобиль; f) лед.

76. а) банка; b) петля для пуговицы; с) узел; d) пробка; е) крышка; f) колесо.

77. а) специалист; b) фехтовальщик; с) лейтенант; d) практикант; e) секретарша; f) альпинист.

78. а) сожалеть; b) щипать; с) строить; d) мерзнуть; е) сочинять музыку; f) оставаться.

79. а) силосная башня; b) дом; с) зал; d) мастерская; е) корабль; f) сейф.

80. а) диабет; b) цинга; с) полиомиелит; d) рахит; е) температура; f) рак.


Объяснение и примеры выполнения заданий группы 05

(вопросы 81–100)

Сейчас вам предложат математические задачи примерно следующего типа. Один карандаш стоит 25 коп. Сколько стоят три карандаша? Ответ – 75 коп.

Указывать только число.

Подождите сигнала!

81. У меня было 40 руб. Я истратил 15. Сколько денег осталось?

82. Сколько километров проедет велосипедист за 4 ч, если он проезжает в час 12 км?

83. В сосуде А 25 л, в сосуде В – 35 л. Сколько литров нужно перелить из сосуда В в сосуд А, чтобы в обоих было равное количество жидкости?

84. Запаса продуктов хватит для 16 человек на 24 дня. На сколько дней хватит этого запаса для 8 человек?

85. Для ремонта улицы 3 рабочим необходимо 6 дней. За сколько дней будет закончена работа, если будут заняты 9 рабочих?

86. Если 3,5 м материи стоят 70 руб., то сколько стоят 1,5 м?

87. Резинка длиной 20 см растягивается до 25 см. На какую длину растянется резинка в 60 см?

88. Бегун пробегает 1,4 м за 1/4 с. Сколько он может пробежать за 5 с?

89. Для получения сплава взяли 2 части меди и одну часть цинка. Сколько граммов цинка нужно для получения 39 г этого сплава?

90. Для детской игры нужны красные и зеленые шарики: 1/3 из них – зеленые и 12 – красные. Сколько всего шариков нужно для игры?

91. Двум сестрам вместе 39 лет. Одна из них на 7 лет младше другой. Сколько лет младшей сестре?

92. Два идущих навстречу поезда встретились в 8 ч. На каком расстоянии друг от друга они будут находиться в 8 ч 20 мин, если один движется со скоростью 75 км/ч, а другой со скоростью 120 км/ч?

93. Нужно увеличить на 1/ 4 прямоугольник со сторонами 12 и 4 см. Какова площадь (в см2) увеличенного прямоугольника?

94. Из 50 деталей 4 % имеют размеры больше заданных, 12 % – меньше заданных. Сколько деталей имеют заданный размер?

95. 52 монеты следует разделить на две части так, чтобы одна часть была в 3 раза больше второй. Сколько монет будет в меньшей части?

96. Я располагаю суммой в 1 руб. 20 коп. из 17 монет с нарицательной стоимостью в 5 коп. и 10 коп. Сколько у меня 10-копеечных монет?

97. По старым расценкам за 5 гаек рабочий получал 12 руб., по новым – он получает 12 руб. за 4 гайки. На сколько процентов повысили расценки?

98. Из молока получают 3 % масла. Сколько литров молока понадобится для получения 1,5 кг масла?

99. Кубик, сторона которого равна 3 см, весит 54 г. Сколько граммов весит кубик из того же материала, если его сторона равна 2 см?

100. 10 % мальчиков и 15 % девочек одной школы получили хорошие отметки. Сколько процентов детей получили хорошие отметки, если в школе 60 % девочек?


Объяснение и примеры выполнения заданий группы 06

(вопросы 101–120)

Вам предлагаются ряды чисел, построенные с соблюдением определенных закономерностей. Уяснив закономерность, необходимо продолжить каждый из рядов одним последующим числом.

Например:

2 4 6 8 10 12 14…

В этом ряду каждое последующее число больше предыдущего на 2, поэтому ответ – 16.

Следующий пример:

9 7 10 8 11 9 12…

В этом ряду числа попеременно уменьшаются на 2, затем увеличиваются на 3. Следующее число будет 10. Его и надо занести в бланк ответов.

Этот же пример можно решить и по-другому: рассматривая этот ряд чисел как две разные последовательности (9–10–11–12 и 7–8–9 -…), чередующиеся между собой. Все равно ответ – 10.

101. 2 5 8 11 14 17 20…

102. 1 3 6 8 16 18 36…

103. 55 57 60 20 10 12 15…

104. 18 16 19 15 20 14 21…

105. 33 30 15 45 42 21 63…

106. 25 27 30 15 5 7 10…

107. 11 15 18 9 13 16 8…

108. 5 646 7 57…

109. 8 117 14 17 13 26…

110. 35 39 42 2125 28 14…

111. 9 12 16 20 25 30 36…

112. 57 60 30 34 17 22 11…

113. 23 6 11 18 27 38…

114. 7 5 10 7 21 17 68…

115. 11 8 242796 18…

116. 15 19 22 11 15 18 9…

117.13 15 13 14 19 25 18…

118. 15 6 18 10 30 23 69…

119. 8 11 16 23 32 43 56…

120. 9 6 18 21 7 4 12…


Объяснение и примеры выполнения заданий группы 07

(вопросы 121–140)

Суть каждого задания заключается в составлении геометрической фигуры, разрезанной на несколько частей. Вы должны узнать, какая из изображенных фигур (а, b, с, d, e) получится, если умозрительно сложить предложенные отдельные элементы (рис. 14.9). Необходимо следить за тем, чтобы все сложенные элементы совпадали с очертанием фигуры и стыковались между собой. Букву, соответствующую избранной вами фигуре, необходимо вычеркнуть в соответствующей строке листа ответов.

Если сложить предложенные элементы в задании 07, то получится геометрическая фигура «а». Поэтому на листе ответов вы должны вычеркнуть в примере 07 букву «а». Отдельные элементы следующего примера образуют фигуру «е»; в третьем примере – фигуру «b», в четвертом – фигуру «d» (рис. 14.10).


Рис. 14.9. Пример выполнения задания 07


Рис. 14.10. Бланк заданий группы 07 (вопросы 121–140)


Не забудьте, что нельзя чертить.


Объяснение и примеры выполнения заданий группы 08

(вопросы 141–160)

Вам даны кубики а, b, с, d, e с нанесенными на их стороны значками, из шести сторон кубиков видны три.

Каждое из заданий 141–160 показывает один из кубиков в измененном положении. Вы должны узнать, о каком из кубиков идет речь, несмотря на то что он может быть перевернут в горизонтальной или вертикальной плоскости или обеих плоскостях сразу. При этом, естественно, на кубике может появиться и новый значок.

Следует также учесть, что кубики а, b, с, d, e являются разными кубиками. На них нанесены одинаковые знаки, но они расположены в различном порядке (рис. 14.12).

Этот пример показывает кубик а в измененном положении, поэтому на листе ответов в строке 08 вычеркнута буква а. Во втором примере речь идет о кубике е , в третьем – о кубике b . Четвертый пример показывает кубик с , пятый – кубик d (рис. 14.11).


Рис. 14.11. Пример выполнения задания 08


Рис. 14.12. Бланк заданий группы 08 (вопросы 141–160)


Подождите, пожалуйста, сигнала перевернуть страницу и приступайте к работе!


Бланк к тесту Амтхауэра

Ф. И. О. __________________________________________________

Дата _____________________



Ключи к тесту Амтхауэра



Каждое правильное решение, совпадающее с приведенным выше ключом, оценивается в 1 балл.

Нормативные шкалы по тесту Амтхауэра, полученные в психологическом исследовании школьников старших классов (n=362, 13–14 лет, Ленинград, 1989) см. в [Практикум по возрастной психологии, 2002].

Отцы бывают разные и не всегда они обладают идеальными чертами. Часто их ошибки в воспитании способны испортить жизнь детям. Существует семь основных типов неидеальных отцов. Психологи сформировали их на основе самых распространенных ошибок в воспитании, а также их причин и следствий. Из каждого типа можно выделить основные положительные черты, на основе которых сформировать собственный идеал настоящего отца. Знание особенностей каждого типа поможет избежать ошибок и стать таким папой, которым ребенок будет гордиться.

Кто такие папы-тираны?

Такие папы общаются с ребенком строго и как с равным, они воспринимают детей как маленьких взрослых, поэтому не можуг найти с ними общего языка. Они искренне недоумевают, как сущий пустяк способен довести ребенка до слез (например, лопнувший воздушный шарик ) или, наоборот, стать причиной его бурных восторгов (например, обнаруженное в дереве дупло ), и поэтому они в состоянии разделить печаль и радость своего ребенка. Внутренний мир сына или дочери для такого родителя не представляет интереса. Такие отцы гордые, имеют твердый характер и действуют по принципу «я всегда прав» , не признавая никаких противоречий. Воспитание в «исполнении» авторитарного отца сводится к неусыпному контролю поведения ребенка, нотациям, вразумлениям и жестким требованиям: «Не ходи!», «Не трогай!», «Поставь на место!» и т.д. В результате – искалеченная психика у ребенка, загубленное детство и будущее. Некоторые отцы-«тираны» не только морально угнетают детей, держат их в постоянном страхе и напряжении, но и поднимают свой авторитет в форме физического насилия. Дети таких отцов чувствуют себя одиноко и страдают.

Тираны на каждом шагу критикуют, придираются, кричат на детей и считают это поведение правильной воспитательной мерой. Психика ребенка в такой обстановке может сломаться. Он, принимая близко к сердцу обиды и колкости отца, становится неуверенным в себе и может в будущем устанавливать такие же порядки в своей семье. Такие отцы не дают своим детям ни любви, ни спокойствия, ни понимания, ни уравновешенности.

Безразличные отцы – черствые и отстраненные, не проявляющие нежности и ласки

Безразличные отцы крайне презрительно относится к «телячьим нежностям», поэтому никогда не обнимают, не целуют, не ласкаеют ни детей, ни жену в их присутствии. Тактильная «черствость» отца особенно пагубна для девочек. Так, неудовлетворенная в детстве потребность в телесном контакте с отцом приводит к тому, что взрослая дочь испытывает затруднения в проявлении сексуальности и часто оказывается в постели с едва знакомыми мужчинами. Такие папы не демонстрируют эмоциональной привязанности к детям, а показывают только раздражение и пренебрежение. Их любовь абстрактна и выражается в материальном эквиваленте. Они не имеют связи с ребенком, не заинтересованы в его жизни. Они всегда заняты и не участвуют в воспитании. Все попытки установить с ними какие-либо связи пресекаются.

Ребенок, имеющий эмоционально отстраненного отца, хуже адаптируется в жизни и склонен к развитию зависимостей. Дочки таких отцов тяжело устанавливают отношения с партнерами. Они часто находят таких же черствых мужчин. Сыновья становятся плохими отцами. Они просто не знают, как должен вести себя отец и какие обязанности выполнять. Дети испытывают сложности в построении отношений с друзьями и коллегами. Результатом в семье с безразличным отцом и эмоционально активной матерью может стать ребенок, которого все называют «мамина радость» и который постоянно тянет деньги с отца.

Папа-«подкаблучник» — мягкий и слабый, не способный на ответственные решения и поступки

Несмотря на доброту и покладистость, они не пользуются авторитетом у своих детей. Сын или дочь лишены психологической опеки и чувства опоры. Они видят робость отца и его неспособность решить жизненные проблемы.

При таких папах дети часто становятся лидерами для самих себя. В подростковом возрасте они могут стать «неуправляемыми», всем видом демонстрируя свою самостоятельность, попасть под влияние плохих компаний. В старшем возрасте дочь, воспитанная таким папой, часто выбирает в свои спутники такого же мягкого неудачника по жизни, а сын может вырасти тоже «подкаблучником».

Папа, страдающий различными зависимостями (алкоголь, наркотики, азартные игры) — это несчастье семьи

Семья, в которой отец страдает алкоголизмом, наркоманией или зависим от азартных игр, — это неблагополучная и морально ущемленная семья. В ней постоянны конфликты, скандалы, переживания. Дети растут в атмосфере страха и тревоги, стыда и отчаяния.


Основными факторами, которые влияют на формирование детей в семье с отцом – алкоголиком или наркоманом, являются:

  • Секрет семьи – зависимость отца держится в тайне и не обсуждается. Дети привыкают ко лжи и уверткам, стыдятся папу;
  • Страх, тревога и непредсказуемость – отсутствие постоянства в поведении отца, ссоры и конфликты;
  • Отсутствие нежности и теплоты во взаимоотношениях – дети становятся скрытными и остро чувствуют свою незащищенность;
  • Отсутствие внимания – папа поглощен своими проблемами, мать занята мыслями о том, как излечить мужа от зависимости, а дети предоставлены сами себе. Часто они начинают думать, что сами являются причиной бед в семье. Это способствует формированию заниженной самооценки и хронической неудовлетворенности жизнью.

Взрослые дочери зависимых родителей выбирают в жизни таких же партнеров, страдающих зависимостями. Исследования показывают, что дети алкоголиков имеют высокий риск заболевания алкоголизмом . Так, по статистике около 80% сыновей, имеющих зависимых от спиртного родителей, и до 25% дочерей страдают в будущем от алкоголизма.

Мамам на заметку!


Девочки привет) вот не думала, что и меня коснется проблема растяжек, а еще буду писать про это))) Но деваться некуда, поэтому пишу тут: Как я избавилась от растяжек после родов? Очень буду рада, если и вам мой способ поможет...

Пока ребенок мал, он обожает своего папу, зависимого от азартных игр, любит с ним играть и дурачиться. В тридцать лет у него больше азарта, чем у маленького сына. Дети-подростки в определенный момент перестают уважать зависимого отца. Он не является для них авторитетом.

Что ждет, если папа – трудоголик?

Трудоголики – это финансово состоятельные главы семейства, которые заняты своей работой, бизнесом или карьерой. Они редко бывают дома и уделяют внимание только финансовому благополучию семьи. В семье с трудоголиком – полное изобилие. Он работает даже дома, не уделяя внимание детям и эмоционально не участвуя в их жизни.

Стандартный вечер с папой-трудягой можно описать так. Он поздно возвращается домой и сразу садиться за компьютер работать. Сын, заглядывая в комнату, протягивает рисунок и говорит: «Я нарисовал слона». Папа мельком бросает взгляд на бумагу и отворачивается к компьютеру. Сын уходит и у него не возникает больше желания зайти. Он понимает, что он и его достижения – не важное дело. Он приходит к выводу, что любовь папы можно заслужить чем-то существенным и грандиозным: побегом из дома, прыжком с парашюта или способностью заработать много денег. Такой сын постоянно будет помнить о своей незначительности, даже если многого сумеет в жизни достигнуть. Ничто и никогда не сможет заменить ему внимания и отцовской любви.

В период взросления такие дети имеют проблемы с поведением — это агрессия, неспособность контролировать свои чувства и эмоции, непослушание.

Нужен ли приходящий (воскресный) папа?

По статистике около 40% разведенных отцов общаются со своими детьми, а одна четвертая часть – видятся с ними регулярно раз в неделю. Таких отцов называют воскресными папами. Что может дать воскресный папа и нужен ли он? Это непростой вопрос, на который существует множество точек зрения.

Семья может распасться, но мать и отец остаются родителями и папа имеет полное право принимать участие в судьбе своего ребенка. Психологи советуют цивилизованно расторгать браки. Многие пары, расставшись и создав новые семьи, дружат ради детей и воспитывают их вместе.

Если отцу безразлична судьба ребенка, то такие воскресные папы точно не нужны. Лучше его отпустить. Ведь отец – это не просто биологическое родство, это постоянная забота, внимание и любовь.

Многие воскресные папы относятся к своим детям, как к игрушке, с которой можно сфотографироваться, погулять, покрасоваться. Встречи не регулярны, папа может надолго исчезнуть. Общение с такими отцами не принесет ребенку пользы и не сделает его счастливым.

Психологи считают, что воспитание сына без отца неправильно формирует эталоны мужского поведения. Девочка, которая растет без отца, тоже может иметь проблемы в будущей семейной жизни.

Как относиться к отцам, которых не устраивает пол ребенка?

Далеко не каждый отец радуется полу будущего ребенка. Такие отцы наносят существенную травму психике и нормальному развитию малыша. Отец, ожидающий рождения мальчика, при появлении дочери чувствует, что его обманули и может начать воспитывать ее, как сына. Это негативно сказывается в дальнейшей семейной жизни девочки.

Роль отца в воспитании сыновей и дочерей ничуть не проще, а порой даже сложнее и ответственнее, чем роль матери. Семейный и детский психолог Людмила Овсяник ранее объяснила читателям портала , каким должен быть глава семейства, чтобы . В продолжение темы – разговор о причинах и последствиях отцовских ошибок в воспитании детей.

1. Авторитарный отец воспринимает детей как маленьких взрослых, поэтому не может найти с ними общего языка. Так, он искренне недоумевает, как сущий пустяк способен довести маленького человека до слез (например, лопнувший воздушный шарик) или, наоборот, стать причиной его бурных восторгов (например, обнаруженное в дереве дупло), и поэтому не в состоянии разделить печаль и радость своего ребенка. Внутренний мир сына или дочери для такого родителя не представляет интереса.

Воспитание в «исполнении» авторитарного отца сводится к неусыпному контролю поведения ребенка, нотациям, вразумлениям и жестким требованиям: «Не ходи!», «Не трогай!», «Поставь на место!» и т.д. Идеальный родитель в его представлении – это агрессивный моралист, который на протяжении всей жизни учит уму-разуму свое бестолковое дитя, используя исключительно метод кнута. Угодить такому отцу невозможно: он легко находит, к чему придраться, а успехи и достижения ребенка оставляет без внимания, тем самым обесценивая их.

Чрезмерно опасаясь утратить свой родительский авторитет, такой взрослый постоянно внушает ребенку: «Ты должен (должна) меня слушаться по той простой причине, что я твой отец!». В редких случаях авторитарный отец способен признать, что он был неправ, несправедлив по отношению к ребенку, но мысли извиниться перед сыном или дочерью у него не возникает никогда.

У дочери авторитарного отца, которая не понимает своих желаний и потребностей и поэтому не умеет считаться с ними, велики шансы создать семью с мужчиной, склонным к физическому и психологическому насилию – домашним тираном. А сын, скорее всего, вырастет чрезмерно педантичным и исполнительным, ему будет недоставать творческой смелости и гибкости мышления. Еще одна проблема сыновей властных отцов – неумение выражать свои эмоции, чреватое психосоматическими болезнями.

2. Отстраненный отец крайне презрительно относится к «телячьим нежностям», поэтому никогда не обнимает, не целует, не ласкает ни детей, ни жену в их присутствии. Тактильная «черствость» отца особенно пагубна для девочек. Так, неудовлетворенная в детстве потребность в телесном контакте с отцом приводит к тому, что взрослая дочь испытывает затруднения в проявлении сексуальности и часто оказывается в постели с едва знакомыми мужчинами.

Отчужденность между отцом и сыном зарождается в период беременности, если взрослый воспринимает еще не появившегося на свет мальчика как соперника или переживает чувство обиды. Такой отец эмоционально недоступен для ребенка, закрыт, придирчив, враждебен, иногда даже жесток, и эта манера поведения, увы, наследуется сыном.

3. Мягкий отец из-за низкой самооценки не уверен в себе и не способен на решительные действия. Ему трудно отстаивать свои интересы, поэтому он часто жертвует ими, без «боя» соглашаясь на невыгодные для себя уступки. Считает, что худой мир лучше доброй ссоры и избегает конфликтов. Мягкий отец обычно неприспособлен в быту: даже вбить гвоздь в стену для него мудреная задача.

Если властная мать постоянно унижает супруга, держит под пятой, не считается с его мнением и интересами, она тем самым обесценивает образ мужчины в глазах детей, объясняет психолог Людмила Овсяник. В детстве дети могут стесняться своего доброго, тонкого родителя и лишь со временем, повзрослев, начинают ценить его по достоинству. Выросшую дочь мягкого отца привлекают феминные мужчины, т.е. использующие женскую модель поведения. В спутники жизни она выбирает тех мужчин, кого общество считает неудачниками. Сын с ранних лет уподобляется отцу и вырастает с убеждением, что «женщина всегда права».

4. Зависимый от алкоголя, наркотиков, азартных игр отец полностью поглощает внимание матери, которая, как правило, страдает от невротических расстройств и часто бывает раздраженной и агрессивной. В такой семье детям остро недостает родительской любви, они чувствуют себя нежеланными и ненужными. Будучи вынужденными выбирать, на чьей они стороне – зависимого отца или созависимой матери, дети нередко поддерживают непутевого родителя, потому что с ним спокойнее и комфортнее.

Начав самостоятельную жизнь, дочь отца-алкоголика, или наркомана, или игромана подсознательно будет искать зависимых партнеров. Сын может пристраститься к алкоголю или наркотикам в подростковом возрасте. Если этого не произойдет, он все равно едва ли создаст счастливую семью и станет эффективным родителем: дети алкоголиков и наркоманов убеждены, что физическое, психологическое и эмоциональное насилие по отношению к близким – естественно и нормально, иначе и быть не может.

5. Отец-трудоголик имеет глубокие проблемы в эмоциональной сфере личности: работа заменяет ему любовь, привязанность, развлечения и другие виды родственных коммуникаций. Бесконечные и безоглядные трудовые подвиги – такой же способ бегства от реальности, как алкоголь и наркотики.

Дети трудоголика горько страдают от эмоциональной недоступности и недостатка внимания родителя. Простые и естественные желания сыновей и дочерей поиграть с отцом после трудового дня, развлечься в его компании в выходной, даже поговорить о чем-то обыденном удовлетворяются в исключительных случаях. Рано или поздно дети приходят к заключению, что они попросту недостойны своего отца – не добились его любви, не оправдали возложенных на них надежд. Редкое внимание и ласку отца они начинают воспринимать как незаслуженное счастье.

Боязнь быть отвергнутыми и брошенными, зарожденная в детстве, не исчезает в зрелом возрасте. Так, дочери отцов-трудоголиков испытывают болезненную привязанность к своим избранникам, терпят всяческие унижения с их стороны (оскорбления, измены, побои) и находят оправдания самым жестоким поступкам своих партнеров. Если отец откупается от близких дорогими подарками, а его отсутствие дочери объясняют тем, что «папа зарабатывает деньги», в будущем она будет воспринимать представителей сильного пола исключительно как источник благосостояния. Построить доверительные отношения с мужчинами ей будет очень непросто.

Сыновья трудоголиков, в свою очередь, долго ищут свое предназначение и часто вырастают «непутевыми».

6. Воскресный папа должен помнить: отношение ребенка к самому себе и окружающим во многом зависит от того, какой образ приходящего отца – позитивный или негативный – будет создан матерью. Так, если женщина серьезно травмирована ситуацией развода и переживает глубокие обиды на бывшего мужа, высока вероятность того, что у дочери сформируется негативистское отношение к мужчинам, предупреждает психолог Людмила Овсяник. Сын может вырасти недостаточно эмоциональным, столкнуться с проблемой сексуальной ориентации. Поэтому ради благополучия детей бывшим супругам следует сохранять теплые отношения, говорить друг о друге только хорошее и обязательно согласовывать методы и приемы воспитания.

7. Разочарованный полом ребенка отец может нанести урон психическому развитию маленького человека. Психологи и психотерапевты убеждены: принципиально важно, чтобы родители уже в первые минуты жизни ребенка безусловно любили и принимали его таким, какой он есть, просто по праву рождения.

Чаще всего мужчины чувствуют себя обманутыми в ожиданиях, когда рождается девочка. Если отец начинает отвергать ребенка как девочку и относиться как к мальчику, поощряя мужскую модель поведения, дочери трудно понять, какова ее гендерная роль, она мучается вопросом: «Кем и какой я должна быть?» и не находит ответа. Такая растерянность опасна, ведь осознание своего пола – важная часть самопринятия и самоуважения. Также у дочери могут возникнуть проблемы с сексуальной ориентацией.

Отцы, обнимайте своих сыновей;

Если этого не сделаете вы,

то однажды это сделает другой мужчина.

А. Дин Бёрд, доктор философии, психолог

«Если я как отец чему-то и научился, - сказал клиент, которого мы назовем Гордон, - так это тому, что все дети разные». Он опустился в кресло в моем кабинете, и в его взгляде читалась печальная покорность.

Успешный финансовый аналитик, Гордон был отцом четырех сыновей. «Когда мы с Глорией поженились, то дождаться не могли, когда же у нас будет настоящая большая семья, - рассказывал он, - У меня были не лучшие отношения с отцом, поэтому я очень хотел семейного тепла».

У этой пары один за другим родилось три мальчика, каждый из которых обожал своего папу. А затем появился «Джимми».

Глория, сидящая на стуле напротив мужа, взглянула на меня с грустью и тревогой. «К тому моменту как я была беременна Джимми, - тихо промолвила она, - я ужасно хотела девочку. Джимми должен был стать нашим последним ребенком. Когда он родился, я была разочарована до слез».

Вероятно, Джимми и его мать бессознательно сделали все, чтобы справиться с этим разочарованием, поскольку к восьми годам Джимми стал лучшим маминым другом. Заботливый и мягкий мальчик, проявляющий способности к игре на фортепиано, Джимми был из тех детей, что легко настраиваются на волну другого человека и с полуслова понимают его мысли и чувства. К тому возрасту он мог читать материнские настроения как книгу, но не имел ни одного друга своих лет. Он уже демонстрировал многие признаки предгомосексуального поведения. С недавнего времени Глорию стали беспокоить растущая социальная изоляция и депрессия мальчика. Старшие мальчики, напротив, были всем довольны и хорошо адаптировались.

Гендерные проблемы Джимми впервые стали заметны несколькими годами раньше, когда он начал примерять бабушкины серьги и пробовать ее косметику. Особенной притягательностью в глазах мальчика обладали золотые и серебряные заколки Глории, и он стал отлично разбираться в женской одежде, - все это еще до того, как он пошел в школу. В тот момент ему было всего четыре года.

«Я обращался с Джимми точно так же, как и с остальными сыновьями, - сказал Гордон, - и понимаю, что это не сработало, потому что он всегда воспринимал мои замечания неверно. Он выходил из комнаты и пару дней отказывался со мной разговаривать».

Став постарше, Джимми начал выказывать и многие другие тревожные симптомы: незрелость, слишком пылкое воображение, которое заменяло ему реальное общение, и высокомерное презрение к спортивным старшим братьям и их друзьям, которых те приводили в гости. Гордон вспоминал, что остальные сыновья всегда выскакивали встретить его, когда он приходил с работы, но не Джимми, который всегда держался так, будто отец для него пустое место.

В настоящий момент наибольшую тревогу вызывало неумеренное фантазирование Джимми. Он жил в придуманном мире, часами просиживая в своей комнате и рисуя персонажей мультфильмов. Глория наблюдала и другую нездоровую тенденцию - каждый раз, испытывая разочарование, Джимми принимался копировать особенности женского поведения. Когда кто-нибудь из друзей брата приходил к ним в гости, дразнил или высмеивал его, он начинал вести себя преувеличенно женственно.

В итоге Глория и Гордон решили что-то предпринять, чтобы помочь сыну. И они воплощали свое решение столь активно, что после первого месяца семейного вмешательства один из старших мальчиков, Тони, начал жаловаться, что о нем совсем позабыли. Для меня это было знаком того, что родители усердно следовали моим рекомендациям. В этот момент я предложил Глории и Гордону объяснить Тони, что вся семья должна объединиться и помочь Джимми, который «забывает, как быть мальчиком». После этого, несмотря на резкий старт, Тони тоже начал помогать брату.

Гордон сознавал, что младший сын уже давно начал отдаляться от него. «Детство Джимми совпало с трудным периодом в моей жизни. Наш брак трещал по швам, на работе - большие неприятности. Мне кажется, я просто не хотел забивать себе голову еще и тем, как найти общий язык с этим ребенком, ведь у него совсем непростой характер: он дулся и топал прочь в свою комнату всякий раз, когда я говорил что-то, что он воспринимал как критику».

Другие мальчики, напротив, всегда рвались поиграть с отцом и искали его внимания. «Я просто позволил Джимми хотеть не быть со мной, - признал Гордон. - Должен сознаться, я рассуждал тогда так: что ж, раз ему не хочется со мной общаться, это его проблемы».

«В таком случае, - объяснил я, - мы будем делать прямо противоположное тому, что делали раньше. Это означает, что вам, Гордон, нужно постараться привлечь к себе Джимми. А вам, Глория, потребуется научиться “отходить в сторону”. Вся семья должна действовать сообща, напоминая Джимми, что быть мальчиком - это здорово».

Моя стратегия лечения Джимми предполагала, что Гордон будет подбадривать сына, уделять ему особое внимание, брать мальчика с собой по делам, вовлекать его в контактные физические игры. Я стараюсь подсказать отцам многочисленные возможности для этого, - например, во время заправки автомобиля позволить сыну держать насос. Эти маленькие шаги важны для формирования связи мальчика с миром мужчин, что является фундаментом крепких отношений отца и сына.

Иногда Гордон звал Джимми помочь в работе по саду или приготовлении шашлыка. Гордон взял за правило быть дома во время еженедельных уроков Джимми по фортепиано и ходить на все его выступления. Он брал мальчика на спортивные выходы с его старшими братьями, надеясь перебороть привычку Джимми к изоляции и его неприязнь к братьям.

Вначале Джимми явно противился инициативам отца. Например, он недвусмысленно отверг приглашение поехать с отцом в офис. Но, по мере того, как его отношения с отцом становились более теплыми, Джимми начал вести себя более по-мальчишески и в школе его стали меньше дразнить. Я одобрил решение родителей Джимми записать его в секцию, где предполагалось командное участие, но при этом не было соревновательности и преобладали мальчики. Мать Джимми, Глория, специально попросила вожатого, юношу-студента, уделять Джимми больше мужского внимания, в котором тот нуждался.

Такие мальчики, как Джимми, должны понять, что родители поддерживают и подбадривают их, а не просто осуждают или критикуют. Например, однажды, когда Джимми был восемь, он взял мягкую игрушку, панду, с собой в школу. Глория заглянула на детскую площадку в обеденное время и увидела, что ее сын играет в полном одиночестве с пандой и беседует с ней. На следующий день, с подачи Глории, Гордон поговорил с сыном и сказал: «Джимми, мальчики твоего возраста не берут в школу мягкие игрушки. Но я принес тебе кое-что взамен». Он вручил Джимми «Game Boy», карманную компьютерную игру, которую мальчик взял с собой на следующий день. К его удивлению, одноклассники обступили его с просьбами дать им поиграть, и, конечно, Джимми был принят в компанию, ведь игрушка была его.

В результате последовательных действий родителей поведение Джимми, не соответствующее его полу, постепенно уменьшалось. Это касалось не только женственности, но и изоляции от сверстников, общей незрелости, страхов и неприязни к мальчикам. Гордон сказал мне: «Когда Джимми игнорирует меня и ведет себя так, словно я ему не нужен, должен признать: это удар по моему эго и я испытываю желание развернуться и уйти. Намного легче плыть по течению и принять статус-кво. Но затем я вспоминаю, что отношение Джимми ко мне - лишь защита. На самом деле, за маской безразличия и презрения скрывается желание общаться со мной. Так что я отбрасываю свои чувства и продолжаю пробиваться к нему. Я выпустил инициативу из рук, когда Джимми был младше, но теперь не позволю сыну так легко от меня отделаться».

Непростая задача утверждения мужественности

Как мы видели, детская гендерная дисфория в действительности является бегством от вызова, связанного с возмужанием. Согласно данным многих исследований гендерное расстройство также связано с другими проблемами, которые (как в случае Джимми) включают отвержение мальчиком отца, социальную изоляцию и компенсацию через фантазию. Успешная терапия помогает мальчику найти путь в мире, который естественно разделен на мужчин и женщин. С помощью двух самых важных взрослых в его жизни, матери и отца, мальчик с расстройством полоролевой идентичности может отказаться от тайных андрогинных фантазий и обнаружить, что лучше жить в мире с четкими границами пола.

Как родитель, вы должны убедиться, что ваше в­­­­мешательство - с помощью терапевта или самостоятельное - является ненавязчивым и действительно поддерживающим, и при этом оно явно. Препятствуя нежелательному кросс-гендерному поведению, родители должны быть уверены в том, что ребенок чувствует, что его признают как уникальную личность. Не следует ожидать, что ваш ребенок станет типичным мальчиком или девочкой с типичными для своего пола интересами. Некоторые особенности могут присутствовать, и они вполне нормальны. Но в то же самое время «здоровая андрогинность» может базироваться только на прочном фундаменте уверенности в собственном поле.

Важно всегда выслушивать ребенка с неизменным уважением. Не принуждайте его участвовать в том, что он ненавидит. Не заставляйте его соответствовать роли, которая пугает его. Не стыдите за женственность. Процесс изменений происходит постепенно, через ряд шагов, которые сопровождаются любящей поддержкой. Попытки пристыдить могут дать отрицательный эффект.

Алекс, гомосексуал, проходивший у меня терапию, так рассказывает об этом:

Однажды, когда мне было пять лет, я получил в подарок набор парфюмерии, множество небольших флаконов с различными духами в коробке с ячейками. Мне они казались потрясающими, и я повсюду таскал их с собой. Я не забыл прихватить их, и когда мы с папой пошли в гости к родственникам. Полагаю, я был от них в восторге, потому что решился показать их своей тетке Маргарите. Она же смерила меня взглядом и сказала что-то вроде: «Зачем тебе духи? Ты что - девчонка?» Ну, я расплакался. Она, должно быть, почувствовала себя виноватой, потому что бросилась успокаивать меня.

Не знаю почему, но я все еще помню этот случай. Это увлечение духами быстро прошло, но из-за этого я переживал смешанные чувства.

Если ваш сын еще совсем маленький, полезно лишний раз указать ему на факты его собственной биологии, особенно, что он обладает членом, и это здоровое и нормальное явление, часть его. Отец должен быть активно вовлечен в этот образовательный процесс. Многие отцы обнаруживают, что хороший повод для таких бесед предоставляет совместное мытье с сыновьями. Отцы должны подчеркнуть, что анатомия делает мальчика «таким же, как все мальчики». Указание на то, что он имеет мужские гениталии (которые маленький предгомосексуальный мальчик, скорее всего, подсознательно стремится отрицать) успешно развеет любые фантазии женственного или андрогинного характера. Мужское тело - реальность, бесспорная часть его, доказывающая его мужественность и недвусмысленно отличающая его от мамы. Это символ его сходства с папой.

Душ с отцом

Совместный душ с папой - хорошее средство усилить идентификацию мальчика с отцом и мужественностью отца, так же как с его собственной мужской анатомией.

Доктор Джордж Рекерс, выдающийся специалист по детскому РГИ, дает детальные рекомендации, как сделать такой опыт позитивным: «Отцы не должны реагировать резко или отрицательно, если сын, находясь в душе с отцом, задает вопросы о поле или сексуальной анатомии. На любые подобные вопросы нужно отвечать положительно, с естественной заинтересованностью, подавать информацию соответственно уровню развития сына, подбадривая и впредь в любое время обращаться с такими важными вопросами» .

Отцам следует также усвоить: вполне нормально, если сын рассматривает половые органы отца или спонтанно дотрагивается до них. В подобных случаях отец должен избегать смущения или шока, не реагировать негативно, резко или как-то наказывать сына. Вместо этого отец должен сказать мальчику, что он будет выглядеть так же, когда станет подростком.

Если сын коснется гениталий отца, чаще всего, его любопытство будет удовлетворено, и он прекратит эти прикосновения. Сын вряд ли будет трогать его часто, если вообще к этому вернется. Но даже если сын настойчиво продолжает касаться пениса отца (что маловероятно), доктор Рекерс советует отцу переключить внимание сына, сказав, например: «А теперь возьми мочалку и хорошенько вымой за ушами, смотри, чтобы они были чистыми», - не высказывая напрямую запрета.

Если сын неоднократно касается гениталий отца каждый раз, когда они принимают вместе душ, доктор Рекерс советует отцу сказать: «Я не возражаю, чтобы ты смотрел на мой пенис, я ведь твой папа. Зная, на что похож пенис взрослого человека, то можешь представить, как твое тело будет выглядеть в будущем. Но теперь, когда ты его потрогал, я должен предупредить тебя. Мы, мужчины, не трогаем пенисы друг друга, за исключением нескольких случаев. Например, когда доктор осматривает пациента; или родители купают малыша; когда нужно проверить, нуждается ли мальчик в медицинской помощи, если он жалуется на боль или зуд в гениталиях». Кроме того, отец должен объяснить, что трогать собственный пенис можно, только если этого не видят другие.

Доктор Рекерс описывает трагический случай, который травмировал маленького мальчика и спровоцировал кросс-гендерное поведение. Отец вышел из душа, а маленький сын, движимый любопытством и очарованный его видом, коснулся пениса отца. Отец немедленно отшлепал мальчика, резко накричал на него и назвал «извращенцем». С того времени мальчик стал проявлять кросс-гендерное поведение. Принимая ванну, он заталкивал пенис между ног, чтобы быть похожим на девочку, и говорил матери, что ему жаль, что у него есть член.

Однако, если опыт совместного душа отца и сына проведен тактично, говорит Рекерс, «мальчик будет более подготовлен к совместному душу с другими мужчинами в раздевалке в школе, а потом и в студенческом общежитии».

Помимо совместного душа с маленькими сыновьями, я также советую отцам регулярно вступать в агрессивный физический контакт с мальчиками. Отцы могут также помочь, поощряя агрессивное поведение и физические выражения агрессии. Это помогает противостоять робкой роли «пай-мальчика», которую часто играет мальчик с гендерными проблемами. Борьба, возня, «поколачивание папы» - через все это мальчик открывает свою физическую силу и вступает в контакт с этим пугающим и таинственным мужчиной.

Важность прикосновений

Мои взрослые гомосексуальные клиенты, все без исключения, описывают болезненное отсутствие - почти боль, - от отсутствия физического контакта с отцом. Ричард Уайлер описывает, как это лишение прикосновений приводит к постоянному чувству депривации :

Для человека западной культуры предельно ясно: настоящие мужчины не касаются друг друга. К сожалению, это табу часто переносится на отцов и сыновей, даже совсем маленьких, на братьев и близких друзей. Мужчины в нашей культуре боятся показаться гомосексуальными или «превратиться» в гомосексуалистов, обнимая другого мужчину или прикасаясь к нему.

Но это порождает как раз то, чего все боятся: многие мальчишки, оказавшись лишенными физического контакта, растут, мечтая об объятиях. Если потребность в объятиях и прикосновениях не восполнена в детстве, она не уходит лишь потому, что мальчик превращается в мужчину. Она была настолько важной и так долго отрицалась, что некоторые из нас искали секса с мужчиной, хотя на самом деле, нам были нужны всего лишь объятия. Мы просто не представляли, как еще получить несексуальное прикосновение, которого так жаждали.

Без этого нормального контакта молодой человек оказывается уязвимым перед неприемлемыми или насильственными отношениями.

Уайлер продолжает:

Не удивительно, что многие из нас с раннего детства были вовлечены в дисфункциональные или нездоровые отношения. Стоило нам найти что-то, похожее на любовь и одобрение, как мы цеплялись за это, не думая о последствиях.

Иногда другие мужчины использовали нас для сексуального удовольствия или мы использовали их, чтобы почувствовать себя близкими и любимыми.

Помните историю олимпийского пловца Грэга Луганиса, рассказанную в третьей главе? Он был одиноким мальчиком, которого не понимали и дразнили одноклассники и который был отчужден от отца. Неудивительно, что Луганис оказался эмоционально уязвим перед вниманием старшего мужчины, которого он встретил на пляже. Он «тянулся к близости и объятиям больше, чем к сексу». Он «изголодался по любви».

Одна из важных задач, стоящая перед родителями, состоит в том, чтобы поощрять ребенка на естественное выражение своих подлинных мыслей и чувств. Поскольку, как мы увидели, мальчик с проблемами часто боится взросления и ответственности, сопряженной с мужской ролью, поощряйте его говорить о своих тревогах и делиться своими представлениями о половой роли.

Приведем пример. «Шон» был женоподобным семилетним мальчиком, и его отец принял решение: «Мы не будем говорить о проблеме Шона; мы просто будем любить его и одобрять». Такой подход хорош для начала, но этого недостаточно. Родители должны изыскать возможности разъяснить ему различия между мужественностью и женственностью. Такие вопросы, как: «Кем ты хочешь стать, когда вырастешь?», «На кого ты бы хотел быть похожим, когда вырастешь?» - удобный повод для исправления искаженных в фантазии представлений, для оказания поддержки.

Вам, родителям, необходимо постепенно заменять игрушки, игры и предметы одежды, которые питают кросс-гендерные фантазии вашего сына. Некоторые матери говорят мне, что они тайком выбрасывают определенные вещи. Понимая их огорчение и потребность действовать второпях, я предлагаю более открытый подход. Вы можете уговорить мальчика участвовать в передаче этих вещей с его разрешения знакомым маленьким девочкам. Некоторые родители даже устраивают ритуал избавления от женских игрушек, упаковывая их, чтобы потом отдать девочке по соседству или двоюродной сестре. «Прощальная церемония» может быть полезна, если ребенок еще совсем маленький. Возьмите коробку, сложите туда куклы, запечатайте ее и скажите «До свидания!», одновременно признавая, как трудно мальчику отдать эти игрушки. Объясните ему: «Теперь папа отнесет их маленькой девочке по соседству, у которой нет ни одной куклы Барби».

Важно, чтобы ваш ребенок мог прочувствовать и выразить печаль и утрату. Возможно, труднее всего будет сочувственно выслушать его страдания и довести избавление от этих вещей до конца.

«Прощальная церемония» может быть трудной, но не должна быть травмирующей. И ваше решение провести ее должно быть не импульсивным, а хорошо продуманным. Готов ли мальчик отдать эти вещи? Возможно, для этого он нуждается лишь в небольшом толчке? Или церемония заставит его почувствовать себя преданным и разгневанным? Если так, то время для столь драматических шагов еще не наступило.

Насколько активным будет вмешательство, зависит от реакции вашего ребенка. Если он становится замкнутым, угнетенным, сердитым, расстроенным или нервным, то это знак, что вы слишком форсируете события. Одна пара энтузиастов надеялась «исправить» мальчика за одну неделю. В результате ребенок стал беспокойным и нервным. Драматические, отрицательные перемены в настроении мальчика показали, что ему не дали времени приспособиться к новым ожиданиям родителей.

Некоторые родители впадают в противоположную крайность: они медлят даже с наиболее очевидными и здравыми изменениями. По большей части, подобные колебания вызваны путаницей современных культурных установок, и, как уже говорилось, противоречивыми советами педиатров. Такие родители ждут разрешения специалиста, прежде чем сказать мальчику мягко, но четко: «Бобби, больше никаких девчоночьих вещей. Ты уже слишком взрослый, чтобы вести себя как девочка». Они говорят, что боятся обсуждать проблемы с сыном, чтобы не ранить его чувства.

Однако самым эффективным оказывается вмешательство, когда родители действуют сообща, доводя до сознания ребенка нежное, но совместное и неизменное сообщение: «Ты не такой, ты - мальчик». Этот стиль терапии предполагает нежность, заботу, любовь и исключает внезапность; однако при этом все ясно и однозначно. Очень важно, чтобы родители были едины и последовательны, потому что только такой подход приносит самые эффективные и устойчивые результаты.

Одна мать очень хорошо это сформулировала: «Преодоление женственного поведения похоже на выращивание роз. Это требует не столько усилий, сколько постоянного внимания». Первый шаг к выздоровлению - признать наличие у ребенка проблем и принять решение вместе их преодолевать. Второй шаг ставит ребенка перед фактом, что родители намерены ему помочь и что меняться необходимо. Как только ребенок понимает, что оба родителя объединились и больше не намерены попускать кросс-гендерное поведение, он начнет приспосабливаться. Некоторый дискомфорт от таких требований, часто неожиданных, вполне предсказуем.

Стадии процесса

По опыту своей работы с мальчиками с гендерным расстройством и их родителями, могу сказать, что можно выделить четыре стадии развития изменений: (1) сопротивление, (2) внешнее послушание, (3) скрытое сопротивление, и (4) союз родителей и ребенка.

Если ваш сын проявляет очевидное кросс-гендерное поведение, эти стадии послужат общей схемой, помогающей вам искать пути к выздоровлению. Конечно, как и все схемы, объясняющие сложное явление, эти стадии иногда перекрывают друг друга; ребенок может вернуться на предыдущую стадию прежде, чем он перейдет к следующей. Однако эти этапы могут служить в качестве общих указаний.

Стадия 1: Сопротивление. Сталкиваясь с новыми ограничениями, ребенок может выражать гнев, обиду и бунт. Он осознает, что мама с папой больше не позволят ему женского поведения и фантазий, которые прежде дарили радость и покой. Как только он понимает, что не сможет наслаждаться выдуманным образом себя, он может отвернуться от вас и эмоционально. Гендерно несответствующие мальчики особо чувствительны к критике и требованиям. Постарайтесь быть не слишком критичны и требовательны.

Вы можете говорить сыну примерно следующее: «Знаешь, тебе повезло, что ты мальчик». Подчеркивайте, - даже преувеличивайте, - различия между девочками и мальчиками. Подкрепляйте его пробуждающуюся мужскую идентичность, задавая такие вопросы, как: «На какой девочке ты собираешься жениться, когда станешь большим?», «Каким папой ты будешь, когда вырастешь?» Будьте изобретательны в поиске возможностей подчеркнуть гендерные различия.

Стадия 2: Внешнее послушание. В большинстве случаев родители вскоре замечают, что сын идет им навстречу, - по крайней мере, так кажется на первый взгляд. Часто перемены настолько разительны, что они спрашивают себя: «Он и впрямь изменился или просто пытается заслужить похвалу?» Желая угодить вам, ребенок может просто имитировать изменение в соответствии с вашими пожеланиями. Фактически первые изменения чаще представляют собой простое поведенческое приспособление без подлинного внутреннего преобразования. Но, по прошествии долгого времени, если вы с ним достаточно эмоционально близки, это поведение станет частью его самовосприятия. Поскольку вы, родители, являетесь самыми важными людьми в его мире, он должен будет неохотно, но неизбежно расставаться со своими кросс-гендерными фантазиями.

Стадия 3: Скрытое сопротивление. Вы можете быть восхищены тем, как быстро ваш сын реагирует на ваше вмешательство. Однако существует вероятность возвращения тайного женственного поведения, которое быстро разочарует вас и заставит думать, что все усилия бесполезны. Чтобы избавить родителей от расстройства и уныния, я советую им заранее ожидать таких моментов и не удивляться этому.

Вот образец такого двойственного отношения. Кажется, что ваш пятилетний сын меняется, но однажды он снова хватается за куклу или даже начинает сосать большой палец. Вы говорите: «Милый, разве мы не говорили об этом?» «А?» - отзывается он. «Сынок, - отвечаете вы мягко, но решительно, - мы же уже говорили о том, что такое быть мальчиком, и о том, что взрослые мальчики не играют с куклами. Так что пойди, убери куклу, и давай найдем тебе другую игрушку». Вы должны быть готовы к тому, что мальчик будет делать два шага вперед и шаг назад. Родителям стоит помнить, что ничто во вселенной не двигается по кратчайшей прямой, в том числе и выздоровление сына.

Вы заметите, что чаще всего ваш сын возвращается к феминному поведению после ударов по самолюбию. Один отец замечает: «Когда мой сын плохо себя чувствует, то ведет себя женственно». Когда ребенок чувствует себя счастливым и жизнерадостным, встречает одобрение других людей, то будет избегать регресса. Также мы должны быть готовы к регрессивному поведению, когда мальчик утомлен, болеет, переживает стресс, какое-то разочарование или отвержение. Женственность - самоуспокоительная реакция на стресс.

После такого регресса, родители выражают беспокойство, что сын «просто угождает нам» или «старается порадовать нас, потому что он знает, что это важно для нас». Они хотят знать, действительно ли их сын внутренне меняется. Укоренение в поле - это много больше, чем изменение поведения , оно требует сдвига в восприятии.

Семья должна трезво оценить мужские образцы для подражания мальчика. Если отец остается отрицательной моделью, - особенно, если относится к матери мальчика пренебрежительно или оскорбляет ее, - у ребенка может бессознательно сформироваться восприятие, что отождествление с мужским полом опасно. В таком случае мальчик нуждается в броне феминного поведения для защиты и никакие поведенческие изменения не могут быть усвоены. Мы должны понимать, насколько трудна для мальчика эта борьба. В нем происходит внутренний конфликт. Как сказал один мальчик, «внутри меня две половинки, которые воюют друг с другом».

Стадия 4: рабочий союз. Нет ничего приятнее для родителей, чем увидеть, что сын идет навстречу. Когда сын смотрел по телевизору мультфильм с женскими персонажами, мать «Арона», маленького мальчика с гендерным расстройством, получила редкую возможность понаблюдать за его внутренним конфликтом:

Я видела, что Арону хотелось слиться с этой героиней. Прежде он танцевал бы по комнате как балерина.

Рядом лежали фигурки от игрушечного набора и несколько машинок. Я видела, что он пробовал оторвать взгляд от телевизора и собрать одну из фигур. Он пробовал удержаться от искушения вообразить себя этой героиней. Мое сердце обливалось кровью, потому что я прекрасно понимала его чувства.

В фазе сотрудничества, он не только будет идти вам навстречу, но и говорить о своей внутренней борьбе. Одна пара сообщила, что их маленький мальчик поверял им: «Так трудно расти». Помните, что для детей рост создает конфликт, потому что это означает встречать вызов быть мальчиком. И остановка в развитии сохраняет привлекательность, потому что обеспечивает комфорт женской или андрогинной роли и очень тесных отношений с матерью, помогает укрыться от требований мужского мира. Другой мальчик сказал с очевидным расстройством: «я пробую забыть о них», имея в виду коллекцию кукол Барби, которые он отдал. Его мать сказала мне: «Теперь он хочет измениться, хотя я вижу, что у него это отнимает много сил».

Поскольку родители сильно сопереживают ребенку, им часто трудно самостоятельно систематически проводить в жизнь необходимые изменения. При малейшей возможности я настоятельно рекомендую найти хорошего психотерапевта для помощи.

Профессиональный психотерапевт, разделяющий ваши ценности и цели, во-первых, подскажет дальнейшие шаги, а во-вторых, укажет на те пробелы, которые вы можете допускать как люди и как родители. Так, психотерапевт может заметить, что ваше общение с ребенком не дет необходимого эффекта. Он может увидеть, что ваш сын никогда не говорит о своих усилиях и конфликтах, а только внешне выполняет ваши просьбы. Он может указать, как мать и отец передают различные, а, возможно, даже противоречивые и запутывающие сообщения о поле.

Для коррекции детского гендерного расстройства очень важно единство родителей. Самые устойчивые изменения возможны при постоянной заинтересованности обоих родителей. Если этим занимается только один родитель, шансы на положительный результат гораздо ниже. Помните, нет такой вещи, как «нейтральный» член родительской команды. Незаинтересованный родитель воспринимается ребенком как негласное разрешение остаться женственным и как отрицание позиции другого родителя. Традиционная психоаналитическая терапия предгомосексуального состояния фокусировалась на работе с ребенком, наблюдаемым одним психотерапевтом. Родители не участвовали в сессиях, которые проводились с ребенком от двух до пяти раз в неделю на протяжении многих лет. Такой терапевтический метод был очень дорог, а уровень успеха оставлял желать лучшего. Эффективнее, если психотерапевт на регулярной основе работает с родителями, а не с ребенком. После нескольких еженедельных сессий врач должен встречаться с родителями только для необходимых консультаций и контроля за успехами мальчика (примерно раз в месяц). Обычно встреча с ребенком требуется психотерапевту только для начальной диагностики и затем периодически во время лечения. Я часто обнаруживал, что моя профессиональная поддержка и совет только подкрепляют интуитивное знание родителей. Сердце подсказывает им, что с ребенком не все в порядке, но они нуждаются в разрешении вмешаться. Большинство матерей хорошо знает, что отец мальчика должен был быть более вовлечен в процесс и что его отстраненность увеличивает трудности их сына.

Но, как мы уже говорили в предыдущей главе, родители часто теряются перед противоречивыми сообщениями СМИ и специалистов по детскому развитию. Такие родители нуждаются в информированном враче, который поддержит их цели, а не идею, что пол несуществен. Врач должен подготовить ребенка к жизни в гендерном мире, помогая снизить вероятность гомосексуального развития.

Безусловная любовь

Одна из самых важных обязанностей терапевта - помочь родителям выражать неодобрение феминным поведением , не ругая ребенка . Врач помогает родителям учиться доносить до мальчика, что феминное поведение недопустимо, и нежно, но твердо противостоять такому поведению. Но в то же время мальчик не должен воспринимать родительские требования как критику в свой адрес или как отвержение.

Работая с проблемами сына (или дочери), вы можете услышать, что здоровый человек не ограничен узкой версией пола. Вам скажут, что личность должна включать как мужские, так и женские черты. Это популярное представление идет, в частности, от работ аналитика Карла Густава Юнга, современника Фрейда. Юнг полагал, что взросление требует интеграции черт противоположного пола. Действительно, в утверждении, что в процессе роста мы объединяем противоположные сексуальные эмоциональные особенности, есть доля истины. Но это может быть достигнуто только после прочного отождествления себя со своим биологическим полом. Такая интеграция никогда не должна ставить под угрозу достижение необходимой гендерной идентичности.

Распространенное ложное истолкование этого принципа видно в родительском умилении гендерными отклонениями своих детей. Некоторые «продвинутые» матери говорят, что их восхищает вид сына в платье или с куклой на руках, и что они не видят никакой проблемы в категорическом отказе дочери носить платье. Но это - серьезная ошибка. Глупо поощрять сына усваивать женские качества прежде, чем он освоился с мужской идентичностью или поддерживать отказ дочери от женских вещей.

Оценка успешности

Успешная терапия гендерного расстройства должна снизить кросс-гендерное поведение и укрепить здоровую идентичность, улучшить отношения с ровесниками, и, в конечном счете, снизить уровень стресса в жизни ребенка. Цель терапии состоит в том, чтобы уменьшить ощущение мальчика, что он отличается от других мальчиков и в чем-то хуже них. Это увеличивает шансы на развитие нормальной гетеросексуальной ориентации. Для проверки ваших достижений обратите внимание на следующие показатели успеха:

1. Уменьшение женственности. Родители наблюдают отход от поведения, послужившего причиной беспокойства. Мы должны видеть меньше потворства девичьих занятиям и повадкам.

2. Рост уверенности в себе. Родители видят, что сын чувствует себя увереннее и гордится тем, что справился с трудной задачей. Родители замечают, что их ребенок более уверен в себе.

3. Большая зрелость. Родители описывают ребенка как более счастливого, более уверенного в себе и более естественного. Одна мать, подбирая слова, объясняла это так: «Он кажется более... настоящим». Мальчик становится менее застенчивым, смущающимся и сосредоточенным на себе. Он будет демонстрировать лучшую способность к эмоциональному контакту и адекватную реакцию на других людей.

4. Снижение тревожности или депрессии. Исследователи обнаружили связь между детской феминностью и повышенным уровнем беспокойства или депрессии . По мере разрешения конфликта гендерной идентичности родители отмечают, что сын менее возбужден и неуверен, меньше переживает о мелочах. Все большее ощущение сходства с другими мальчиками уменьшает признаки беспокойства и депрессии.

5. Рост популярности среди мальчиков. По наблюдениям, мальчики, проявляющие в своем поведении черты «настоящего мальчишки», более популярны, а те, кто менее мужественен, - менее. (У девочек связь между поведением и популярностью менее выражена). У мужественных мальчиков чаще, чему у феминных, складываются хорошие дружеские отношения с ребятами. Мальчики, страдающие проблемами гендерной идентичности, часто становятся жертвами чрезвычайной жестокости со стороны ровесников своего пола. Феминные мальчики, насколько позволяет судить мой клинический опыт, также чаще становятся жертвами сексуальных домогательств со стороны педофилов, которые знают, что отверженный сверстниками мальчик лишен внимания и поэтому представляет собой легкую добычу.

6. Снижение поведенческих проблем. Большинство предгомосексуальных мальчиков - послушные «пай-мальчики», лишь незначительное количество ребят ведут себя непослушно. В любом случае, при усвоении ребенком адекватного гендерного поведения родители ребенка, преподаватели и другие взрослые отмечают, что он стал более социален. Они замечают уменьшение истерик, эмоциональных вспышек и замкнутости.

7. Улучшение отношений с отцом. Родители сообщают, что сын тянется к отцу, хочет быть рядом с ним и радуется его обществу.

8. «Он рад, что он мальчик». Родители чувствуют, что их сын горд тем, что он мальчик - делать то же, что все мальчишки, и делать хорошо. Это приносит ему чувство удовлетворения оттого, что он один из парней. Доктор Джордж Рекерс описывает результаты лечения более чем пятидесяти детей с РГИ, у которых были достигнуты стойкие перемены в гендерной идентичности. Рекерс убежден, что профилактическая терапия помогает предотвратить формирование трансвестизма, транссексуальности, и некоторых форм гомосексуальности .

Доктора Цукер и Брэдли также полагают, что терапия РГИ может быть успешной:

По нашему опыту, значительное число детей и их семей достигают больших изменений. Мы имеем в виду те случаи, когда проблемы РГИ были решены полностью, и ничто в детском поведении или фантазиях не дает повода предлагать, что вопросы гендерной идентичности все еще составляют проблему...

Учитывая все факторы, мы придерживаемся позиции, что клиницист должен быть настроен оптимистично, а не отрицать возможность помочь детям достичь уверенности в их гендерной идентичности .

Другие исследователи, которые сообщают об успехе работы с феминными мальчиками, говорят, что эффективная терапия помогает детям понять причины их кросс-гендерного поведения и укрепляет признаки развития мужественности. Их подход, как и наш, предполагает наличие терапевта, одного с ребенком пола, который будет требовать помощи отца ребенка. Они также привлекают к терапии семью ребенка и группу сверстников.

Предыдущая беседа Следующая беседа
Ваши отзывы