Спецтехника

Кто такой сатин в пьесе на дне. Образ и характеристика сатина в пьесе на дне горького сочинение

Свою пьесу «На дне» Максим Горький написал в 1902 году. В этом произведении перед читателем предстает как бы «обнаженный» человек. Он лишен всех внешних наслоений (культурных, классовых, профессиональных), приобретаемых в человеческом обществе. Исследованием поведения «голого» человека, поставленного перед необходимостью жить и действовать в крайне тяжелых для него обстоятельствах, и является пьеса «На дне».
Само «дно» - это место, как бы находящееся вне мира людей. Ночлежка напоминает ад: «Подвал, похожий на пещеру. Потолок - тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой». Ночлежка находится ниже уровня земли. Герои пьесы - будто бы уже умершие люди. Это подчеркивается вначале произведения репликой Сатина: «Дважды убить нельзя».

В горьковском «аду» Сатин играет очень важную роль. Неслучайно уже и то, что его имя созвучно имени «Сатана». Первые звуки, которые издает на сцене этот персонаж, - рычание. Сатин говорит о себе, что в прошлом был образованным человеком, работал телеграфистом. С самого начала пьесы из его уст звучат такие слова, как «макробиотика», «Сарданапал» и т.д.
Этот герой отличается от остальных обитателей «дна». О себе он говорит: «Надоели мне, брат, человеческие слова… все наши слова – надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…», «Я был образованным человеком…», «Я много книг читал…».
Так что же с ним случилось? Как он стал обитателем ночлежки? «Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел… а после тюрьмы – нет ходу!» Мы узнаем, что Сатин сидел в тюрьме за убийство, он убил обидчика своей родной сестры. А потом горячо любимая сестра умерла.

По собственной воле опустившись на самое дно жизни, Сатин прожигает свои способности и возможности. Этот герой способствует окончательной гибели некоторых персонажей. Сатин полушутливо подговаривает Ваську Пепла убить Костылева, а затем во многом провоцирует это убийство. Он сам бил Костылева, призывал, накаляя страсти: «Бей его… Лупи их!..».
Сатин равнодушен к людям, он проповедует презрение к нравственным ценностям. Усиленная работа – единственная возможность для ночлежников честным путем добыть себе пропитание. Сатин отвергает работу. Он - карточный шулер, на это и живет. Свое разлагающее влияние на сожителей Сатин прикрывает высокими фразами: «Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?.. Человек – выше! Человек – выше сытости!..».
О своем моральном облике этот персонаж говорит следующее: «Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть… честь-совесть богатым нужна, да!». Видимо, не зря Горький сделал своего героя шулером. Своими фразами Сатин помогает ночлежникам оправдать собственную аморальность.

Сам Сатин – человек сильный, имеющий хоть какое-то образование. Он мог бы если и не выбраться со дна, то хотя бы зарабатывать себе на жизнь честным трудом. Он пренебрегает этой возможностью, сознательно выбирая преступную деятельность. Сатин проповедует философию «свободного человека», доводя ее до крайности. В его случае это уже человек, свободный от всего. Поэтому этот герой утверждает «дно» как норму существования, единственно достойную настоящего человека.

Очень интересно, что именно этому персонажу достается роль проповедника. Именно он произносит известнейший монолог о Человеке: «Существует только человек, все же остальное – дело его рук и мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!»; «Что такое человек?.. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном!»; «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…»; «Ложь – религия рабов и хозяев…»; «Правда – бог свободного человека!»; «человек – вот правда!». Монологи Сатина отделяются от его образа. Необычно то, что правду воспевает не кто иной, как шулер, человек, живущий ложью. На это сам герой отвечает: «Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди… говорят, как шулера?».

Сатин во многом выражает авторскую позицию. Сам Горький писал о том, что, кроме данного персонажа, в пьесе сказать все это просто некому. Важно заметить, что образ Сатина схож с рядом героев ранних произведений Горького. Эти герои презрительно отворачивались от человеческого общества с его серостью, грязью, мелкой суетой. Превыше всего они ставили собственную свободу, в том числе, и свободу от морали. Сатин похож на них, но он не только сам добровольно опускается на дно жизни, но и мешает другим персонажам сбросить с себя оковы нищеты и морального разложения. Он растлевает ночлежников, препятствует их попыткам уйти со «дна». Сатин действительно во многих моментах похож на Сатану. Так, через образ этого персонажа Горький как бы сводит счеты со своими прежними героями.

Безусловно, образ Сатина чрезвычайно важен. Монологи Сатина несут в себе зерно истины, но все они противоречат образу жизни этого героя. Важность этого персонажа подчеркивается еще и тем, что именно ему принадлежит последняя страшная фраза - реакция на смерть Актера: «Испортил песню… дурак!».

В пьесе “На дне” Максим Горький описывает жизнь обитателей ночлежки - опустившихся, упавших на социальное дно людей. Незатейливая, на первый взгляд, история на деле является социально-философской драмой. В произведении поднимается множество проблем: смысла жизни, поисков правды, веры и безверия, унизительного положения человека в обществе и многие другие.

Один из босяков - Сатин - арестант, убийца и шулер. Константин Сатин был телеграфистом в молодости, попал в ночлежку после того, как вышел из тюрьмы. Был осужден за убийство, но, по его словам, он вступился за честь сестры. На момент повествования ему приблизительно 40 лет, он дерзок и умен. Сатин верно расценивает других героев: “тупы, как кирпичи”, пытается отстоять достоинство других людей, открыть им глаза на их же возможности.

В жизненной позиции Сатина присутствуют отголоски гуманизма, и раскрываются они в его монологе о человеке: “Всё - в человеке, всё для человека!”. Герой спорит со странником Лукой об “утешительной” лжи и осуждает любое её проявление. Константин считает неприемлемой “ложь во благо”, ибо человек имеет право знать правду, какой бы она ни была.

Сатин по своей воле опускается на дно жизни, презирает нравственные ценности и отвергает работу: “Человек - выше сытости!..”. Он восклицает: “Честь-совесть богатым нужна, да!”, тем самым помогая ночлежникам оправдывать свою аморальность. Монологи Сатина не соответствуют его образу, но сам герой произносит: ”Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди...говорят как шулера?”. Слова Сатина зачастую передают позицию самого Горького, и его образ несомненно очень важен в пьесе. Также, Сатин произносит последнюю страшную реплику в произведении - реакцию на смерть Актера: “Испортил песню...дурак!”.

На стыке столетий всегда ожидаются какие-то перемены. Они происходят не только в жизни обычных людей, но и в искусстве, литературе. Рубеж девятнадцатого и двадцатого веков становится для России и для народа по-настоящему переломным моментом.

Новым явлением для русской литературы становится писатель Максим Горький. Он является основателем советской социалистической литературы. Но еще за долгое время до появления Советского союза писатель обращается к острым темам своего времени. Так появляется его знаменитая пьеса “На дне”, получившая большое признание и впоследствии поставленная режиссёром Станиславским во МХАТе.

Сочинение про Сатина

Произведение “На дне ” Горького повествует нам трагичную историю, которая основывается на почти каждой третьей историю жизни обычного человека того времени. Произведение раскрывает удивительные образы, которые в свою очередь, раскрывают само произведение.

Повнимательнее следует рассмотреть образ Сатина. Сатин – мужчин средних лет, с очень твёрдыми атеистическими убеждениями, с которыми он жил всю жизнь и продолжает жить дальше. Автор описывает его как человека рассудительного, старающегося быть оптимистичным, но давно разочаровавшегося в жизни, которая для него потеряла все краски и контрасты. Он привык полагаться только на себя, не возлагая свои проблемы на окружающих, из-за чего мало кто из его сожителей знаком с ним по-настоящему.

Он также привык презирать людей, которые стараются обмануть окружающих для их блага, он презирает саму идею лжи во благо, также при этом, презирая религию и всех её последователей, аргументируя это тем, что нет смысла надеяться на какие-то несуществующие силы, существование которых и доказать невозможно. Именно по данной причине он и не согласен с Лукой.

В эпизоде конфликта с проповедником Лукой автор показывает нам, что Сатин готов отстаивать свои интересы и убеждения, так как он не раз становился свидетелем того, что хорошие люди страдали из-за дезинформации. И тогда он пообещал себе говорить только правду, и только то, что он думает.

После автор раскрывает нам его с противоположной стороны. Хоть практически всегда своей резкой и твёрдой правдой он огорчает людей, однако он также может ею поддержать. В одном из эпизодов он произносит пламенную речь, в которой говорит о том, что только труд и упорство спасёт человека, а не какие-то там обещания спасения души и рая. Он заставляет своих слушателей обратиться к голосу разума. Он даже не порицает Луку за его ложь, так как он понимает его ситуацию, и принимает её. Через данный эпизод и образ автор старается передать нам своё мнение, что у него получается отлично, так как образ был продуман идеально, и он также идеально доносит свою мысль до читателя.

Вариант 3

Пьеса Максима Горького «На дне» значительно отличалась от литературных произведений того времени. В пьесе показан не просто нижний слой общества. Главные герои пьесы – это люди, которых даже к этому слою нельзя отнести. М. Горький перед написанием пьесы общался и изучал людей, которые потеряли не только материальное благополучие, но и человечность. Все образы раскрыты приближенно к реальным людям и их историям. Жизненные судьбы героев могут вызвать сострадание, а место их обитания – шокировать. На дне можно встретить мечтательницу Настю, Анну, которая доживает свои последние дни, скептика Сатина и работника Луку. Все герои отличаются, но их общей чертой остается – пассивность и принятие всех жизненных обстоятельств.

Сатин – главный герой пьесы, это человек, который спустился на дно. Его жизнь не всегда была такой. Он был образованным человеком, много читал, работал в театре. Но попал в тюрьму за убийство насильника своей сестры. Теперь он всё своё свободное время пьянствует и занимается карточным мошенничеством. Он всегда хмурый и озлобленный на весь мир. От прежней жизни осталось лишь умение красиво выражаться и вставлять умные слова. Сатин значительно отличался от других жителей ночлежки. Кажется, что он абсолютно случайно здесь оказался и ему не хватает внутреннего стержня кардинально изменить свою жизнь. В душе он добрый и веселый человек, любил свою сестру, но жизненные обстоятельства изменили его внешний облик. Сатин – скептик и знает, что его уже не ждёт другое будущее. Ему удобно быть пассивным и ничего не ждать от жизни.

Монологи Сатина захватывают, он говорит об истине, добре и человеке. Сам Горький пишет, что больше нет героя в пьесе, который смог бы это сказать. Образ Сатина играет важную роль, он выражает позицию автора. И словно дополняет других персонажей ранних произведений. Созвучность с Сатаной – не случайна. Сатин не позволяет и другим героям скинуть оковы бедности и начать новую жизнь. Он свободный человек и таким чувствует себя только на дне общества, ведь призирает труд и социальные оковы. Сатин – это яркая личность, даже в тех условиях, в которые попал, он выделяется и имеет собственную жизненную позицию, умеет анализировать и делать выводы. Это и стало причиной новой жизненной позиции – скептицизма. Поэтому он есть основным антагонистом Луки, который хочет положительно повлиять на других жителей ночлежки.

  • Сочинение Уместна ли жестокость на войне?

    Рассматривая историю человечества, можно утверждать, что войны – неотъемлемая часть взаимоотношений людей. С их помощью люди часто решают свои конфликты, которые могут возникать между государствами

  • Образ и характеристика Дмитрия Нехлюдова в повести Юность Толстого

    Одним из основных персонажей произведения является лучший друг ключевого героя Дмитрий Нехлюдов.

  • Образ и характеристика Дьяка в повести Ночь перед Рождеством Гоголя сочинение

    Одним из персонажей произведения Гоголя Ночь перед рождеством, является Осип Никифорович, сельский священнослужитель. Автором описывается внешность Осипа Никифоровича, как довольно неказистая и особо ничем не выдающаяся

  • Сатин Константин

    НА ДНЕ Картины
    Пьеса (1902, опубл. 1903)

    Сатин Константин — один из обитателей ночлежки, бывший телеграфист. По его собственным словам, в юности он играл на сцене, хорошо плясал и был веселым человеком; но, убив человека, обманувшего его сестру, попал в тюрьму и совершенно изменился. С. — карточный шулер и пьяница, в речи которого иногда проявляются остатки прежней «интеллигентности», хотя и в гротескной форме. Актеру С. говорит, что Лука «наврал» насчет бесплатной лечебницы. Клещу, мужу Анны, который продал все инструменты, чтобы похоронить жену, С. советует «ничего не делать» и «просто обременять землю»: «Подумай — ты не станешь работать, я — не стану... еще сотни... тысячи... все! — понимаешь? Все бросают работать!» С. в шутку советует Пеплу убить Костылева и жениться на Василисе. Когда убийство действительно совершается, С. успокаивает Пепла, вызываясь быть свидетелем защиты. Несмотря на ироническое отношение к Луке, после его исчезновения С. говорит, что тот не был шарлатаном: «Человек — вот правда! Он это понимал <...> Он врал... но — это из жалости к вам». Хотя С. заявляет, что «ложь — религия рабов и хозяев», но, по его словам, Лука подействовал на него, «как кислота на старую грязную монету»; С. произносит абстрактно-«революционный» монолог о человеке как о высшей ценности: «Все — в человеке, все для человека. Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Че-ло-век! Это — великолепно! Это звучит... гордо! Че-ло-век! Надо уважать человека! Не жалеть, не унижать его жалостью... <...> Человек — выше сытости!» С. принадлежит последняя реплика в пьесе; на слова Бубнова о том, что Актер повесился, он отвечает: «Испортил песню... дурак!»

    Все характеристики по алфавиту:

    - - - - - - - - - - - - - - - -

    7 февраля 2014

    В пьесе «На дне» Горький хотел описать реальную жизнь людей, спустившихся на самую нижнюю ступень общества. Для этого писатель посещал приюты, ночлежки, общался с потерянными личностями. Все его персонажи списаны с реальных людей, которых Горький встречал во время путешествий по России. В Москве на то время существовал Хитров рынок, являвшийся скопищем нищих, воров, проституток и убийц. Он и стал прототипом ночлежки. В пьесе под одной крышей встречаются люди с разными характерами и взглядами на жизнь: доверчивый Актер, мечтательная Настя, смертельно больная Анна, работящий Клещ, сострадательный Лука, скептически настроенный Сатин. Горький «На дне» написал, чтобы показать жизнь низов, их безнадежность.

    Ошибки прошлого и никакого будущего

    Раньше Сатин был очень веселым и общительным парнем, играл на сцене, любил танцевать, смешить людей. У умного и начитанного человека могло сложиться прекрасное будущее, но судьба распорядилась по-другому. Защищая сестру, Сатин убил человека, за что сел в тюрьму, перечеркнувшую всю его жизнь, ведь с судимостью он никому не нужен. Герой не считает себя живым, он просто существует в ночлежке Костылева. Спился, пристрастился к картам, потерял интерес к жизни - вот так и оказался на дне Сатин.

    Характеристика Константина показывает, насколько он апатичен и пассивен в жизни. Главный его девиз - «Ничего не делай». Этот герой не просто был сброшен к низам, он сам сюда пришел, своими руками погубил жизнь. Спрятаться ото всех, скрыться в подвале, играть в карты, пропивать деньги намного удобнее и проще, нежели пытаться пробить себе дорогу в мир нормальных людей, но Константин сам пожелал остаться на дне. Характеристика Сатина показывает, что это персонаж с особой философией «свободного человека», для него правда важнее всего.

    Противостояние горькой правды и сладкой лжи

    Константин Сатин является антагонистом Луки, странника, жалеющего всех обитателей ночлежки и выдумывающего для каждого свою правду. Новый житель вселяет в других веру в лучшее будущее, хотя сам и не верит в то, что жизнь можно как-то изменить. Лука обещает Актеру дать адрес бесплатной больницы для алкоголиков, успокаивает умирающую Анну, поддерживает иллюзии Насти. Он жалеет людей, оказавшихся по какой-то причине на дне. Сатин, характеристика которого выдает в нем здравомыслящего человека, называет все "миражом". Кажется, он один понимает безысходность такой жизни и не верит сладким речам странника.

    Правда делает человека свободным

    Из речей героя и его поступков можно сделать вывод, что совершенно случайно оказался на дне Сатин. Характеристика показывает, какой он добрый в душе, ведь он любил свою сестру, первым побежал защищать Наташу. Герой не приемлет лжи, считая, что она унижает достоинство человека, делает его рабом. Константин говорит правильные речи, но так сложно быть сильным, смелым и независимым, ведь намного проще встретить Луку и поддаться соблазну придумать себе иллюзорный мир. Человеческие слабости и то, к чему они могут привести, рассмотрены в пьесе Горького «На дне». Сатин (характеристика говорит о нем как об умном, но скептически смотрящем на мир человеке) не строит для себя иллюзорный мир, он и рад бы поверить Луке, но надежды на лучшее будущее у него нет.


    Источник: fb.ru

    Актуально

    Разное
    Разное

    В пьесе «На дне» Горький хотел описать реальную жизнь людей, спустившихся на самую нижнюю ступень общества. Для этого писатель посещал приюты, ночлежки, общался с потерянными личностями. Все его персонажи списаны с реальных людей, которых Горький встречал во время путешествий по России. В Москве на то время существовал Хитров рынок, являвшийся скопищем нищих, воров, проституток и убийц. Он и стал прототипом ночлежки. В пьесе под одной крышей встречаются люди с разными характерами и взглядами на жизнь: доверчивый Актер, мечтательная Настя, смертельно больная Анна, работящий Клещ, сострадательный Лука, скептически настроенный Сатин. Горький «На дне» написал, чтобы показать жизнь низов, их безнадежность.

    Ошибки прошлого и никакого будущего

    Раньше Сатин был очень веселым и общительным парнем, играл на сцене, любил танцевать, смешить людей. У умного и начитанного человека могло сложиться прекрасное будущее, но судьба распорядилась по-другому. Защищая сестру, Сатин убил человека, за что сел в тюрьму, перечеркнувшую всю его жизнь, ведь с судимостью он никому не нужен. Герой не считает себя живым, он просто существует в ночлежке Костылева. Спился, пристрастился к картам, потерял интерес к жизни - вот так и оказался на дне Сатин.

    Характеристика Константина показывает, насколько он апатичен и пассивен в жизни. Главный его девиз - «Ничего не делай». Этот герой не просто был сброшен к низам, он сам сюда пришел, своими руками погубил жизнь. Спрятаться ото всех, скрыться в подвале, играть в карты, пропивать деньги намного удобнее и проще, нежели пытаться пробить себе дорогу в мир нормальных людей, но Константин сам пожелал остаться на дне. Характеристика Сатина показывает, что это персонаж с особой философией «свободного человека», для него правда важнее всего.

    Противостояние горькой правды и сладкой лжи

    Константин Сатин является антагонистом Луки, странника, жалеющего всех обитателей ночлежки и выдумывающего для каждого свою правду. Новый житель вселяет в других веру в лучшее будущее, хотя сам и не верит в то, что жизнь можно как-то изменить. Лука обещает Актеру дать адрес бесплатной больницы для алкоголиков, успокаивает умирающую Анну, поддерживает иллюзии Насти. Он жалеет людей, оказавшихся по какой-то причине на дне. Сатин, характеристика которого выдает в нем здравомыслящего человека, называет все "миражом". Кажется, он один понимает безысходность такой жизни и не верит сладким речам странника.

    Правда делает человека свободным

    Из речей героя и его поступков можно сделать вывод, что совершенно случайно оказался на дне Сатин. Характеристика показывает, какой он добрый в душе, ведь он любил свою сестру, первым побежал защищать Наташу. Герой не приемлет лжи, считая, что она унижает делает его рабом. Константин говорит правильные речи, но так сложно быть сильным, смелым и независимым, ведь намного проще встретить Луку и поддаться соблазну придумать себе иллюзорный мир. Человеческие слабости и то, к чему они могут привести, рассмотрены в пьесе Горького «На дне». Сатин (характеристика говорит о нем как об умном, но скептически смотрящем на мир человеке) не строит для себя иллюзорный мир, он и рад бы поверить Луке, но надежды на лучшее будущее у него нет.