Двигатели

Лексическая тема зимующие птицы в старшей группе. Конспект занятия зимующие птицы

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: совершенствование навыков звуко-буквенного анализа, математических представлений, развитие общей и мелкой моторики.

  • расширение и активизация словаря по лексической теме: “Зимующие птицы”;
  • совершенствование грамматического строя речи, согласование числительных с существительными, употребление предлогов;
  • развитие зрительного и слухового внимания, мелкой и общей моторики;
  • развитие мышления, памяти и творческого воображения;
  • продолжать учить детей отражать свои представления о природе нетрадиционными изобразительными техниками.

Материалы и оборудование: искусственные деревья, конверты с заданиями, геометрические фигуры, магнитная доска, аудиозапись с голосами птиц, снегири (из ткани с шариком внутри), дидактическое пособие для составления звуковой схемы, крупы, зерна, клубок с нитками, иллюстрации с зимующими птицами, ватман формата А3, клей ПВА, кисточки, салфетки, простые карандаши по количеству детей, раскраски с изображением зимующих птиц.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Доброе утро! - птицы запели -
Добрые люди встают с постели;
Прячется вся темнота по углам,
С олнце взошло и идет по делам!

Какое сейчас время года? Какой месяц? Какой сегодня день недели?

II. Основная часть.

Логопед: Сегодня я хочу пригласить вас на прогулку в лес. В лесу тишина. Деревья в белых шапках склонили головы, ели и сосны загрустили им очень одиноко, скоро зима.

Дети проходят в лес.

Скажите, пожалуйста, кого мы можем встретить в лесу? (животных, птиц).

А еще кого?

Конверт №1 “Собрать картинку”

Логопед: Ребята, здесь нам предлагается собрать картинку. Если вы соберете картинку, она вам поможет узнать, кого вы встретите в лесу.

Дети собирают картинку Лесовичка.

Кто это догадались? Это Лесовик - хозяин леса, друг всех животных и птиц. А вы хотите его увидеть и познакомиться с ним?

Чтобы увидеть его, нужно отправиться по лесной тропинке за волшебным клубком и выполнять задания дедушки Лесовика.

Конверт №2 “Собрать птицу”

Дефектолог: Что это? (Фигуры). Как они называются? (Геометрические)

Можно собрать птицу из геометрических фигур?

Вспомните, какие части тела есть у птицы? На какие геометрические фигуры похожи? (Выкладывают силуэт птицы на магнитной доске)

Вот и выполнили задание, отправляемся по лесной тропинке за волшебным клубочком дальше.

Конверт №3 “Правила поведения в лесу”

Логопед: Как нужно вести себя в лесу, как разговаривать?

Внимательно прислушайтесь к лесным звукам, что они говорят?

Ребята, вот они к нам прилетели, сидят на ветках дерева. А все ли голоса птиц мы услышали? Какие это птицы? (Зимующие)

А какие остались? (Перелетные). Мы должны их отправить в теплые края.

“Опишите птицу”

Снегирь - красногрудый, чернокрылый; ворона - важная, горластая; сорока - белобокая, длиннохвостая, непоседа; голубь - сизокрылый; воробей - веселый, шустрый, маленький.

“Деление слов на слоги”

Мы с вами вспомнили названия птиц, давайте поделим их на слоги.

Дефектолог “Загадывание загадки”

Скачет шустрая птица, ей на месте не сидится,
Прыг да скок, завертелась, как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки- на плетень!
“Тири-тири-тири-тень!” (Синица)

Звуко-буквенный анализ слова “синица”

Пособие для составления звуковой схемы слова (доска с разноцветными крышками).

Конверт №4 “Согрей птицу”

Сугроб с птицами.

Дефектолог: Посмотрите, а кто там сидит? Да ведь это же птицы. Вы догадались, что это за птицы? (Снегири)

А почему они не улетают, наверное, замерзли, Давайте мы их отогреем. Чем же их мы сможем отогреть?

Правильно, теплом своих рук. (Дети катают шарик по контуру птицы)

Чем покрыто тело птицы? (Перьями). Какого они цвета?

“Счет птиц”

Дефектолог: Давайте посчитаем птиц. (Один снегирь, два снегиря, т.д.)

Домик Лесовика.

Дефектолог: Куда привел нас волшебный клубочек?

Выход Лесовик (педагог дополнительного образования).

Это я - седой старик,
Называюсь Лесовик.
Этот лес я сторожу,
За порядком здесь слежу.

Лесовик: Вы хотели меня видеть? Я тоже ждал с вами встречи, наблюдал, как вы выполняли задания. Смышленые оказались.

Что еще нужно сделать, чтобы птицы не замерзли и перезимовали?

Правильно накормить моих пернатых друзей. А что едят, вы знаете? (Крупа, зерна, сухие ягоды)

Вот у меня мешочек с семенами, только надо их перебрать они лежат с прошлого года, все перепутались. Поможете мне?

“Выбрать корм для птиц”

Молодцы, помогли, выбрали. Пойду, разбросаю их по лесу, пусть птицы собирают. (Снегом заметет, птицы корм не найдут, надо в кормушку их насыпать)

Ох, правда, у меня ведь по всему лесу кормушки висят. Ладно, насыплю в кормушки, из остальной крупы нарисуем картину.

“Рисование зимующих птиц”

Нетрадиционной техникой: “Обсыпание разноцветной манной крупой”, объемные образы птиц.

Лесовик благодарит за красивую картину, правильно выполненные задания, дарит раскраски “Зимующие птицы”.

Дефектолог: Ребята, где мы сегодня побывали? Кого в лесу встретили? Что вам больше всего понравилось?



Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы З Н А Т Ь:

    обобщающее понятие «зимующие птицы»;

    з имующими называют птиц, которые не улетают осенью в теплые края, а остаются у нас зимовать;

    названия основных зимующих птиц (воробей, ворона, голубь, дятел, снегирь, синица, сова);

    части тела птиц (голова, клюв, глаза, шея, тело, лапы, хвост) и чем они покрыты (перьями);

    чем питаются птицы зимой (семечки и семена, зерна, ягоды, остатки пищи).

Расширение словарного запаса детей:

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ : голубь, сорока, ворона, воробей, синица, снегирь, сова, дятел, клест; птица, кормушка, стая, лес, гнездо, дерево, корм, ягоды; зимовка, крылья, клюв, лапы, коготки, хвост, перья

ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ: дикие, зимующие, быстрые, проворные, веселые, дружные, заботливые, красногрудый (снегирь)…

ГЛАГОЛЫ: высиживать, вылупляться, кормить, летать, перелетать, возвращаться, вить, зимовать, выводить, клевать, каркать, чирикать, нахохлиться, мастерить.

Д Е Т И Д О Л Ж Н Ы У М Е Т Ь:

ОБРАЗОВЫВАТЬ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ С УМЕНЬШИТЕЛЬНО -ЛАСКАТЕЛЬНЫМИ СУФФИКСАМИ «НАЗОВИ ЛАСКОВО»:
Птица - птичка
Синица - синичка
Снегирь – снегирёк
Сова – совушка
Воробей – воробушек
Крыло – крылышки
Гнездо – гнёздышко
Хвост – хвостик и т.д.

ПОДБИРАТЬ ПРИЗНАКИ: Снегирь – пушистый, красногрудый…
Воробей – маленький, серый, весёлый….
Перья – мягкие, разноцветные….

ПОДБИРАТЬ ДЕЙСТВИЯ: Птицы летают, прыгают, чирикают, вьют, зимуют, высиживают…
Кормушки делают, мастерят…

ОБРАЗОВЫВАТЬ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ:
Клюв воробья – воробьиный клюв
Хвост вороны – вороний хвост
Крыло совы – совиной крыло и т.д.

УПОТРЕБЛЯТЬ ПРЕДЛОГИ «НАД», «ПОД», «В», «ИЗ»:

Птицы летают над годовой.
Снегирь сидит
под деревом.
В кормушку синица прилетела.
Синица вылетела
из кормушки.

ВМ Е С Т Е С Р Е Б Е Н К О М:

    во время прогулки обратите внимание на птиц зимой, какие они? какие у птиц повадки? что птицы употребляют в пищу? и т.д.;

ОТГАДЫВАЙТЕ ЗАГАДКИ О ЗИМУЮЩИХ ПТИЦАХ:

Зимой на ветках яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, ведь это...
(снегири)

Кто красуется на ветке в желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка, а зовут её …(синичка)

Чик-чирик! К зернышку - прыг! Клюй, не робей.
Кто это? (Воробей)

ПОЧИТАЙТЕ О ПТИЦАХ:

А.Барто «Воробей», «Скачет шустрая синица»
В.Звягина «Воробей»
А.Яшин «Покормите птиц зимой»
А.Чепуров «Трудно птицам зимовать»
Т. Евдошенко «Берегите птиц»
Ю.Никонова «Снегирь»
Л.Григорьева «Синица». Г. Скребицкий и В. Чаплина «Чем дятел зимой кормится», «Посмотри вокруг», «Появились синички»
Е.И.Чарушин «Воробей»
В.Зотов «Синица»

ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА "ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ"

Развитие мелкой моторики

Загибать пальчики и выполнять действия в соответствии с содержанием стихотворений.

Мимические упражнения

Изобразить птиц в морозный день: «Ой, холодно! Ой, как зябнут ножки!»

Выразить мимикой состояние голодных и замерзающих птиц. Передать эмоциональное состояние: вы сочувствуете птицам, жалеете их.

Изобразить воробья, попавшего в лапы к кошке. Показать: вы рассердились на кошку. Кошка отпустила воробья. Изобразить: вы пожалели воробья.

Упражнения для мышц шеи

Сонная сова. Опустить голову вниз. Почувствовать напряжение мышц шеи сзади.

Сова проснулась и вертит головой. Повороты головы влево-вправо.

Упражнения для жевательно - артикуляцнонных мышц

Голодные птенчики. Максимально широко открывать рот (язык лежит на дне ротовой полости, кончик упирается в нижние зубы) произносить слоги: «Ам-ам-ам-ам-ам».

«Птенчики глотают пищу». Сглатывание слюны.

Упражнения для щёк и губ

Клювы разных птиц. Медленно всасывать щеки в зазор между зубами. Губы плотно сомкнуты и вытянуты вперед.

Упражнения для языка

Птенчики ждут пищу. Сделать из языка «чашечку» и удерживать ее под счет до «шести».

Очень вкусная пища! Присасывать «широкий» язык к нёбу, тем произносить звук а.

Дятел

Я по дереву стучу,

Червяка добыть хочу.

Хоть и скрылся под корой,

Все равно он будет мой.

Поднять язык за верхние зубы и постучать произнося: «д-д-д-д-д-д».

Речевая зарядка

О чем поют воробушки?

О чем поют воробушки

В последний день зимы? -

Мы выжили!

Мы дожили!

Мы живы! Живы мы! В.Берестов

Воробей, чего ты ждешь?

Хлебных крошек не клюешь.

Я давно заметил крошки,

Да боюсь сердитой кошки.

А.Тараскин

Психогимнастика. Пластические этюды

Образно-пластическое творчество детей

Воробушек. Выполнять движения и действия по ходу чтения стихотворения.

У воробушка головушка болела.

Ох, как болела!

Ох, как болела!

(Обхватить голову обеими руками и покачать

ею из стороны в сторону, показывая,

как у воробья болит голова.)

У воробушка спинушка болела.

Ох, как болела!

Ох, как болела!

(Положить руки на спину и раскачиваться.)

У воробушка крылышко.

Ох, как болело!

Ох, как болело!

(Погладить левой рукой правую руку.)

Источник: Пожиленко Е.А.

ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ

Что не так?

Стаи воробьев и голубей улетают в теплые края.

У птиц по два крыла и по четыре лапы.

Королёк - самая большая птица Архангельской области.

Дятел - это лесной повар.

Хитрые вопросы

Чего больше – крыльев или птиц?

Чего больше – крыльев или лап?

Кто старше – птица или птенец?

Назови ласково

Птица – птичка.

Перо –... Птенец –... Крыло –... Хвост –...

Клюв –... Воробей –... Синица –... Снегирь –...

Сосчитай до пяти

Одна зимующая птица – две зимующие птицы,...

Одно лёгкое перо –...

Один красногрудый снегирь - ...

Одна желтогрудая синица - ...

Одна каркающая ворона - ...

Скажи наоборот

Летят высоко –...

Лететь быстро –...

Улетать –...

Вылетать из гнезда –...

Подлетать к озеру –...

Отгадай загадки

Не дровосек, не плотник,

А первый в лесу работник. (Дятел)

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют.

Не боится он простуды,

С первым снегом тут как тут! (Снегирь)

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая. (Сорока)

Кто зимой средь хвойных веток
В феврале выводит деток?
Необычный клюв - крестом,
Птичку ту зовут... (Клестом)

На кормушку к нам зимой
Прилетает птица
С жёлтой грудкой пуховой –
Шустрая … (Синица)

Подбери действие

Воробей – чирикает.

Ворона –...

Голубь –...

Сорока –...

Подбери парное слово

Человек – ребёнок, птица – ... (птенец).

Человек – нос, птица – ... (клюв).

Рыбы – плавники, птицы – ... (крылья).

Звери – шерсть, птицы – ... (перья).

Рыба – река, птица – ... (небо).

Измени по образцу

Перо воробья –воробьиное

Перо голубя –...

Перо вороны - ...

Познакомить детей с зимующими птицами: воробьями, сороками, синицами, снегирями, воронами, голубями; с особенностями их поведения (им зимой холодно и голодно, их надо подкармливать, для этого необходимо делать кормушки и каждый день насыпать туда корм). Развивать умение узнавать и называть части тела птиц (голова, туловище, крылья, лапы, хвост, тело покрыто перьями). Воспитывать у детей доброе, заботливое отношение к пернатым друзьям.

Нарисовать или вырезать картинки с изображением зимующих птиц и приклеить их в тетрадь. Называть, показывать птиц: воробей, синица, ворона, сорока, дятел, сова; части тела: голова, туловище, хвост, крылья, клюв, перья, лапки.

Расширение, уточнение словаря :

голубь, сорока, ворона, воробей, синица, сова, дятел, птица, кормушка, стайка, лес, гнездо, дерево, корм, ягоды; крылья, клюв, лапки, коготки, хвост, перья, большой, маленький, круглый, летать, кормить, прыгать, ходить, клевать, тепло, холодно, высоко, низко.

Игра с мячом «Кто что делает?». Взрослый бросает мяч ребенку и называет птицу, ребенок называет действие и возвращает мяч взрослому.

Ворона – сидит, воробей – скачет, голубь – ходит, синица – летит, дятел – стучит, сова – спит (ловит)

2. Упражнение «Кто кричит?»

Развитие речевого слуха (узнавание и различение звуковых сигналов)

Воробей – «Чик-чирик!», ворона – «Кар-кар!», синица – «Тень-тень!», дятел – «Тук-тук!», сова – «Ух-ух!», голубь – «Гру-гру!».

Предложить детям повторить звукоподражание. Взрослый показывает на птицу и просит изобразить, как птица кричит. Затем взрослый закрывает свое лицо руками и произносит звукоподражание, а ребенок показывает на картинку или называет птицу, которая так кричит.

3. Пальчиковая гимнастика

Прилетайте, птички! («зовущие» движения пальцев)

Сала дам синичке.

Приготовлю крошки (пальцы щепоткой – «крошим хлеб»,

тереть подушечки пальцев друг о друга)

Хлебушка немножко.

Эти крошки – голубям, (вытянуть вперёд правую руку)

Эти крошки – воробьям. (вытянуть вперёд левую руку)

Галки да вороны, (тереть ладонью о ладонь,

Ешьте макароны! «катая из хлеба макароны»)

Загадайте детям загадки:

***



На голом суку сидит,
На весь двор кричит:
"Кар-кар-кар!"
(Ворона)

Подвижная игра "Собачка и воробьи".

Цель - закрепить знания детей о характерных движениях птиц, научить имитировать их голоса.

Ход игры: Один ребенок — "собачка", все остальные - "воробьи".

Скачет, скачет воробей — Дети скачут – побуждать повторять слова:
Скок-поскок!
Скок-поскок!
Кличет маленьких детей: Повторяют: "Чив! Чив! Чив!"
Чив! Чив! Чив!
Чив! Чив! Чив!
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою:
Чик-чирик! Повторяют: "Чик-чирик!"
Чик-чирик!
Вдруг прибежала "собачка" и громко залаяла.
"Воробьи" разлетаются.

(Игра проводится 2—3 раза)

Игра «Один - много» (Формирование грамматического строя речи) – игра с мячом.

Ворона – вороны, воробей – воробьи, синица – синицы, голубь – голуби, сова – совы, сорока – сороки.

Игра «Четвертый лишний» - 3-дикие, 1 – домашняя или наоборот.

Прочитайте детям: А. Барто «Страшная птица», «Птичка». Л. Толстой «У Вари был Чиж…», «Птица свила гнездо…», В. Стоянов «Воробей». В. Сутеев «Ворона и яблоко».

· Юные следопыты. Наблюдения за зимующими птицами на прогулке.

Самое интересное для детей — это наблюдать за живыми птичками на прогулке. Часто у малышей появляются среди птичек свои любимцы, которым они дают имена и даже утверждают, что могут отличить их от всех других птичек двора.

Сделайте кормушку, насыпьте в нее корм. Очень скоро птицы привыкнут к тому, что здесь постоянно есть для них корм, и начнут прилетать на Вашу кормушку. Понаблюдайте с малышом за ними. Полезнее всего и интереснее всего провести целую серию таких наблюдений. Серия наблюдений даст малышу гораздо больше для его умственного и речевого развития, чем просто чтение рассказа о зимующих птицах или просмотр познавательного фильма. Ведь фильм скорее всего быстро забудется без закрепления и применения полученной информации.

В наблюдениях живой природы ребенок будет учиться сравнивать, делать выводы, задавать вопросы и искать на них ответы, описывать, находить точные слова для выражения своей мысли.

Что же мы можем увидеть в таких наблюдениях? На что обращать внимание детей?

1. Чем отличаются птицы друг от друга по внешнему виду? Чем они похожи? (У них есть голова, глаза, клюв, чтобы клевать семена, крылья чтобы летать, лапки, хвост, туловище покрыто перьями)

Сравните, например, воробья и ворону – чем они отличаются, а чем похожи? (Вороны большие. А воробьи маленькие, серо-коричневые, прилетают стайкой, шустрые, прыгают на двух лапках. Вороны серо-черные, прилетает ворона одна. Ходит ворона вперевалочку, важно, медленно). Чем похожи и чем отличаются воробьи и голуби? (Воробей меньше голубя, он другого цвета. Воробей прыгает, а голубь ходит. Воробей чирикает, а голубь воркует)

2. Чем отличаются повадки разных птиц?..



(Первый год обучения)

Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зимующих птицах, их строении. Формировать понятие зимующие птицы.

Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.

Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, множественное число существительных, совершенствовать навыки слогового анализа слов.

Коррекционно-развивающие цели:

Развитие зрительного вни­мания и восприятия, речевого слуха и фонематического воспри­ятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, ко­ординации речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, само­стоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.

Оборудование: н аборное полотно, картинки с изображением зимующих птиц, мяч, цветные карандаши, тетради, макет дерева, птицы из картона, сюжетная картина «Птицы у кормушки».

1. Организационный момент

Логопед встречает детей и предлагает каждому взять по одной предметной картинке.

– Рассмотрите картинки и назовите.

– Как одним словом можно назвать эти картинки? Кто это?

2. Введение в тему

– Правильно.

– Как называются птицы, которые остаются зимовать?

– Кто догадался, о чем мы будем говорить на занятии?

– Поговорим мы сегодня о зимующих птицах. Рассмотрите картинки и назовите птиц.

3. Рассматривание картинок

выставляет на наборное полотно картинки с изображением зимующих птиц: голубь, синица, воробей, ворона, дятел, снегирь.

– Вы, конечно, знаете, что с наступлением холодов многие птицы улетают на юг. Но не все, есть и такие, что не улетают, а живут у нас круглый год (ворона, голубь, воробей).

– А есть и такие, которые прилетают к нам только зимовать (синицы, снегири).

– Снегирей зовут так потому, что они прилетают к нам с первым снегом. У снегиря красная грудка, голубовато-серая спинка и черная голова и крылья.

– У синичек грудки желтые, а головки и крылья черные.

– Расскажите мне про ворону. Какая она? (большая, черная, важная, хитрая).

– Эта птичка вам хорошо знакома. Кто это? Расскажите про воробья.

– Какой он? (маленький, серенький, шустрый, быстрый).

– Эту птичку можно встретить в лесу. Это дятел.

Он часто стучит по дереву, а вы знаете, зачем он это делает?

– Дятел лечит деревья, добывая из-под коры вредных жучков.

– Про эту птицу вы мне сами расскажете. Кто это? Какой он?

(Голубь большой, сизый, воркующий.)

– Какие это птицы?

– Почему их так называют?

4. Пальчиковое упражнение «Дятел»

– Пришло время поиграть с пальчиками.

Я по дереву стучу, Раскрытая ладонь – дерево, указательный палец
Червячка добыть хочу, другой руки – клюв дятла. На каждую строчку
Хоть он скрылся под корой, четыре удара пальца по ладони.
Все равно он будет мой.

5 . Упражнение «Спрячь слоги в ладошки»

– Давайте все вместе произнесем четко и прохлопаем слова:

Синица, снегирь, ворона, голубь.

– А теперь произнесите эти слова по очереди, прохлопывая его.

Дети по одному выполняют задание, называя, сколько слогов в этих словах.

6. Игра «Какой птички не стало?»

На доске - четыре – пять картинок с изображением зимующих птиц. Логопед незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает :

– Какой птички не стало?

7. Упражнение «Назови ласково» (с мячом)

– Сейчас поиграем в мяч в игру «Назови ласково».

Снегирь, синица, голубь, воробей

8. Составление предложений по картине

– Ребята, посмотрите внимательно на картину и попробуйте полным предложением сказать, что на ней изображено.

– Как называется домик с кормом для птиц?

– Как вы думаете, кто смастерил и повесил кормушку?

– Какие птицы прилетели к кормушке?

– Сколько птиц прилетело?

– Что едят синички?

– Какие птицы улетают?

– Почему нужно помогать птицам зимой?

9. Упражнение «Каких птиц много на дереве?»

Логопед прикрепляет на ковролин макет дерева и прикрепляет к нему разных птиц.

– Вы очень хорошие предложения придумали по картине, а теперь посмотрите – на дерево прилетело много птиц.

Давайте про них скажем так:

На дереве много… синиц.
На дереве много… дятлов.
На дереве много… ворон.

На дереве много… снегирей.

10. Упражнение «Посчитай-ка»

– Давайте теперь сосчитаем птичек, которые сидят на дереве.

Один снегирь, два снегиря, три снегиря, четыре снегиря, пять снегирей.

(Воробей, синица).

11 . Работа в тетрадях

Дети обводят по точкам снегиря и раскрашивают картинку.

12. Итог занятия

– Вспомните, о чём мы говорили на занятии?

– Что мы делали на занятии?

– Что понравилось?

Оценка детей.

Автору приятно, тебе не сложно - нажми "МНЕ НРАВИТСЯ"