Бизнес грузоперевозок

На дне горький краткое по главам. М


Пьеса содержит в себе как бы два параллельных действия. Первое - социально-бытовое и второе - философское. Оба действия развиваются параллельно, не переплетаясь. В пьесе существуют как бы два плана: внешний и внутренний.

Внешний план. В ночлежном доме, принадлежащем Михаилу Ивановичу Костылеву (51 года) и его жене Василисе Карловне (26 лет), живут, по определению автора, "бывшие люди", т.е. люди без твердого социального статуса, а также работающие, но бедняки. Это: Сатин и Актер (обоим под 40 лет), Васька Пепел, вор (28 лет), Андрей Митрич Клещ, слесарь (40 лет), его жена Анна (30 лет), Настя, проститутка (24 лет), Бубнов (45 лет), Барон (33 лет), Алешка (20 лет), Татарин и Кривой Зоб, крючники (возраст не назван). В доме появляются Квашня, торговка пельменями (под 40 лет) и Медведев, дядя Василисы, полицейский (50 лет). Между ними очень сложные отношения, часто завязываются скандалы. Василиса влюблена в Ваську и подговаривает его убить своего пожилого мужа, чтобы быть единоличной хозяйкой (во второй половине пьесы Васька бьет Костылева и случайно убивает его; Ваську арестовывают). Васька влюблен в Наталью, сестру Василисы (20 лет); Василиса из ревности нещадно бьет сестру. Сатин и Актер (бывший актер провинциальных театров по фамилии Сверчков-Заволжский) - полностью опустившиеся люди, пьяницы, картежники, Сатин ещё и шулер. Барон - бывший дворянин, промотавший все состояние и ныне один из наиболее жалких людей ночлежки. Клещ старается зарабатывать своим слесарным инструментом; его жена Анна заболевает и нуждается в лекарствах; в конце пьесы Анна умирает, а Клещ окончательно опускается "на дно".

В разгар пьянок и скандалов в ночлежке появляется странник Лука, жалеющий людей. Он обещает многим несбыточное светлое будущее. Анне он предрекает загробное счастье. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков. Ваське и Наташе советует уйти из дома и т.д. Но в самый напряженный момент Лука фактически сбегает, оставив обнадеженных людей. Актера это доводит до самоубийства. В финале ночлежники поют песню, и когда Сатин слышит о смерти Актера, то досадливо и с горечью говорит: "Эх... Испортил песню... дурак!"

Внутренний план. В пьесе сталкиваются две философские "правды": Луки и Сатина. Ночлежка - своего рода символ оказавшегося в тупике человечества, которое к началу XX в. потеряло веру в Бога, но ещё не обрело веры в самое себя. Отсюда всеобщее чувство безнадежности, отсутствия перспективы, которое, в частности, выражают Актер и Бубнов (резонер-пессимист) в словах: "А что же дальше" и "А ниточки-то гнилые..." Мир обветшал, обессилел, идет к концу. Сатин предпочитает принимать эту горькую правду и не лгать ни себе, ни людям. Клещу он предлагает бросить работать. Если все люди бросят работать, то, что будет? "С голоду сдохнут..." - отвечает Клещ, но тем самым он лишь раскрывает бессмысленную сущность труда, который направлен только на поддержание жизни, а не на привнесение в нее какого-либо смысла. Сатин - своего рода радикал-экзистенциалист, человек, принимающий абсурдность мироздания, в котором "Бог умер> (Ницше) и обнажилась Пустота, Ничто. Иного взгляда на мир придерживается Лука. Он считает, что именно страшная бессмыслица жизни должна вызывать особую жалость к человеку. Если для продолжения жизни человеку нужна ложь, надо ему лгать, его утешать. В противном случае человек не выдержит "правды" и погибнет. Так Лука рассказывает притчу об искателе праведной земли и ученом, который по карте показал ему, что никакой праведной земли нет. Обиженный человек ушел и повесился (параллель с будущей смертью Актера). Лука не просто обычный странник, утешитель, но и философ. По его мнению, человек обязан жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего, он только странник в мироздании, и даже земля наша в космосе странница. Лука и Сатин спорят. Но Сатин в чем-то приемлет "правду" Луки. Во всяком случае, именно появление Луки провоцирует Сатина на его монолог о Человеке, который он произносит, подражая голосу своего оппонента (принципиальная ремарка в пьесе). Сатин хочет не жалеть и утешать человека, но, сказав ему всю правду о бессмысленности жизни, подвигнуть его к самоуважению и бунту против мироздания. Человек, осознав трагедию своего существования, должен не отчаиваться, а, напротив, почувствовать свою ценность. Весь смысл мироздания - в нем одном. Другого смысла (например, христианского) - нет. "Человек - это звучит гордо!" "Все в человеке, все для человека".

Пьеса «На дне» была задумана Горьким как одна из четырех пьес цикла, показывающего жизнь и мировоззрение людей из разных слоев общества. Это - одна из двух целей создания произведения. Глубинный смысл, который заложил в него автор - попытка ответить на главные вопросы человеческого существования: что есть человек и сохранит ли он свою личность, опустившись «на дно» нравственного и социального бытия.

История создания пьесы

Первые свидетельства о работе над пьесой относятся к 1900 году, когда Горький в разговоре со Станиславским упоминает о желании написать сцены из жизни ночлежки. Некоторые наброски появились в конце 1901 года. В письме к издателю К. П. Пятницкому, которому и посвятил произведение автор, Горький писал, что в задуманной пьесе для него ясны все персонажи, идея, мотивы действий, и «это будет страшно». Окончательный вариант произведения был готов 25 июля 1902 года, издан в Мюнхене и уже в конце года поступил в продажу.

Не так радужно обстояли дела с постановкой пьесы на сценах российских театров - она практически запрещена. Исключение сделано только для МХАТа, остальные театры должны были получать особое разрешение на постановку.

Название пьесы в процессе работы менялось, по крайней мере, четыре раза, а жанр автором так и не был определен - в издании значилось «На дне жизни: сцены». Укороченное и всем сегодня знакомое название впервые появилось в театральной афише при первой постановке в МХАТ.

Первыми исполнителями стал звездный состав Московского художественного академического театра: в роли Сатина выступил К. Станиславский, Барона - В. Качалов, Луки - И. Москвин, Насти - О. Книппер, Наташи - М. Андреева.

Основной сюжет произведения

Сюжет пьесы завязан на отношениях героев и в обстановке всеобщей ненависти, которая царит в ночлежке. Это - внешняя канва произведения. Параллельное действие исследует глубину падения человека «на дно», меру ничтожества социально и духовно опустившегося индивидуума.

Действие пьесы начинается и заканчивается сюжетной линией взаимоотношений двух персонажей: вора Васьки Пепла и жены владельца ночлежки Василисы. Пепел любит ее младшую сестру Наташу. Василиса ревнует, постоянно избивает сестру. Есть у нее и еще один интерес к любовнику - она хочет освободиться от мужа и подталкивает Пепла к убийству. В ходе пьесы Пепел действительно в ссоре убивает Костылева. В последнем же акте пьесы постояльцы ночлежки говорят, что Ваське придется идти на каторгу, а Василиса все равно «выкрутиться». Таким образом, действие закольцовывается судьбами двух героев, но далеко не ограничивается ими.

Временной промежуток пьесы - несколько недель ранней весны. Время года - важная составляющая пьесы. Одно из первых названий, данных автором произведению, «Без солнца». Действительно, вокруг весна, море солнечного света, а в ночлежке и в душах ее обитателей - мрак. Лучом солнца для ночлежников стал Лука, бродяга, которого в один из дней приводит Наташа. Лука приносит надежду на счастливый исход в сердца опустившихся и утративших веру в лучшее людей. Однако в конце пьесы Лука исчезает из ночлежки. Доверившиеся ему персонажи теряют веру в лучшее. Пьеса заканчивается самоубийством одного из них - Актера.

Анализ пьесы

Пьеса описывает жизнь московской ночлежки. Главными героями, соответственно, стали ее обитатели и хозяева заведения. Также в ней появляются лица, имеющие отношение к жизни заведения: полицейский, он же дядя хозяйки ночлежки, торговка пельменями, грузчики.

Сатин и Лука

Шулер, бывший каторжник Сатин и бродяга, странник Лука - носители двух противоборствующих идей: необходимости сострадания к человеку, спасительной лжи из любви к нему, и необходимости знать правду, как доказательство величия человека, как знак доверия к его силе духа. Для того, чтобы доказать ложность первого мировоззрения и истинность второго автором и выстроено действо пьесы.

Другие персонажи

Все остальные персонажи составляют фон для этой битвы идей. Кроме того, они призваны показать, измерить глубину падения, до которой способен опуститься человек. Пьяница Актер и смертельно больная Анна, люди, совершенно потерявшие веру в свои силы, подпадают под власть чудесной сказки, в которую уводит их Лука. Они наиболее зависимы от него. С его уходом они физически не могут жить и умирают. Остальные обитатели ночлежки воспринимают появление и уход Луки, как игру солнечного весеннего луча - появился и исчез.

Настя, продающая свое тело «на бульваре», верит в то, что есть светлая любовь, и она была в ее жизни. Клещ, муж умирающей Анны, верит, что он поднимется со дна и вновь станет зарабатывать на жизнь трудом. Ниточкой, которая связывает его с рабочим прошлым, остается ящик с инструментами. В конце пьесы он вынужден их продать, чтобы похоронить жену. Наташа надеется, что Василиса изменится и перестанет ее мучить. После очередных побоев, выйдя из больницы, она больше не появится в ночлежке. Васька Пепел стремится остаться с Натальей, но не может выпутаться из сетей властной Василисы. Последняя, в свою очередь, ждет, что смерть мужа развяжет ей руки и даст долгожданную свободу. Барон живет своим аристократическим прошлым. Картежник Бубнов, разрушитель «иллюзий», идеолог человеконенавистничества, считает, что «все люди лишние».

Произведение создавалось в условиях, когда после экономического кризиса 90-х годов XIX века в России встали заводы, население стремительно беднело, многие оказались на нижней ступени социальной лестницы, в подвале. Каждый из героев пьесы в прошлом пережили падение «на дно», социальное и нравственное. Сейчас они живут воспоминанием об этом, но подняться «на свет» не могут: не умеют, нет сил, стыдятся своего ничтожества.

Главные герои

Светом для некоторых стал Лука. Горький дал Луке «говорящее» имя. Оно отсылает и к образу святого Луки, и к понятию «лукавство». Очевидно, что автор стремится показать несостоятельность идей Луки о благотворной ценности Веры для человека. Горький практически низводит сострадательный гуманизм Луки к понятию предательства - по сюжету пьесы бродяга уходит из ночлежки как раз тогда, когда те, которые ему доверились, нуждаются в его поддержке.

Сатин - фигура, призванная озвучить мировоззрение автора. Как писал Горький, Сатин не совсем подходящий для этого персонаж, но другого со столь же мощной харизмой в пьесе просто нет. Сатин является идейным антиподом Луки: он ни во что не верит, видит безжалостную суть жизни и того положения, в котором оказался он и остальные обитатели ночлежки. Верит ли Сатин в Человека и его силу над властью обстоятельств и совершенных ошибок? Страстный монолог, который он произносит, заочно споря с ушедшим Лукой, оставляет сильное, но противоречивое впечатление.

Есть в произведении и носитель «третьей» правды - Бубнов. Этот герой, как и Сатин, «стоит за истину», только она у него как-то очень страшна. Он человеконенавистник, но, по сути, убийца. Только гибнут не от ножа в его руках, а от ненависти, которую питает он к каждому.

Драматизм пьесы возрастает от акта к акту. Связующей канвой становятся утешительные разговоры Луки со страждущими его сострадания и редкие реплики Сатина, говорящие о том, что он внимательно слушает речи бродяги. Кульминация пьесы - монолог Сатина, произнесенный после ухода-бегства Луки. Фразы из него часто цитируют, поскольку они имеют вид афоризмов; «Все в человеке - все для человека!», «Ложь - религия рабов и хозяев… Правда - бог свободного человека!», «Человек - это звучит гордо!».

Заключение

Горьким итогом пьесы становится торжество свободы падшего человека погибнуть, исчезнуть, уйти, не оставив после себя ни следа, ни воспоминаний. Обитатели ночлежки свободны от общества, норм морали, от семьи и средств к существованию. По большому счету, они свободны от жизни.

Пьеса «На дне» живет уже более века и продолжает оставаться одним из наиболее сильных произведений русской классики. Пьеса заставляет задуматься о месте веры и любви в жизни человека, о природе правды и лжи, о способности человека противостоять нравственному и социальному падению.


В пьесе «На дне» раскрываются два параллельных контекста: социально-бытовой и философский. Эти два плана: внутренний и внешний - не переплетаются в тексте пьесы.

Внешний план раскрывает жизнь главных героев в ночлежке, которая принадлежит 54-летнему Михаилу Ивановичу Костылеву и его жене, 26-летней Василисе Карповне. Проживают в ночлежном доме «бывшие люди», как их называет автор, - люди, не имеющие твердого социального статуса или же имеющие работу, но бедняки. Этими жильцами являются: 40-летние Сатин и Актер, 28-летний вор Васька Пепел, 40-летний слесарь Андрей Митрич Клещ, его 30-летняя жена Анна, 24-летняя проститутка Настя, 45-летний Бубнов, 33-летний Барон, 20-летний Алешка, крючники Татарин и Кривой Зоб. Появляются в доме 40-летняя торговка пельменями Квашня и дядя Василисы Карповны - 50-летний полицейский Медведев.

Отношения между жильцами очень сложные, нередко случаются скандалы. Василиса, хозяйка дома, влюблена в вора Ваську и уговаривает его убить мужа, желая стать единоличной владелицей ночлежки. Позже, во второй части пьесы Васька Пепел бьет Костылева и убивает его случайно; Ваську берут под арест. Васька, в свою очередь, влюблен в сестру Василисы 20-летнюю Наталью. Зная это и ревнуя, Василиса нещадно бьет свою сестру. Полностью опустившимися людьми, картежниками и пьяницами являются Сатин – притом еще и шулер - и Актер, который некогда в самом деле был актером провинциальных театров, тогда его еще называли по фамилии Сверчков-Заволжский.

Бывший дворянин Барон промотал все свое состояние и теперь является одним из самых жалких жильцов ночлежки.

Пожалуй, один Клещ еще пытается что-то заработать при помощи своего слесарного инструмента, но его жена Анна болеет, и ей требуются лекарства. В конце пьесы, когда Анна умирает, Клещ опускается «на дно» окончательно.

Обычным делом в ночлежке являются пьянки и скандалы. И вот однажды в разгар одного из скандалов в доме появляется странник Лука, который испытывает к людям жалость. Многим он обещает несбыточное светлое будущее. Анна, по его словам, получит загробное счастье. Актер узнает от Луки о бесплатной лечебнице для алкоголиков. Уйти из дома он советует Ваське и Наташе. Обнадежив людей, Лука сбегает в самый напряженный момент. Это доводит Актера до самоубийства. В финале пьесы жильцы поют песню. Услышав о смерти Актера, Сатин с горечью и досадой бросает: «Эх... Испортил песню... дурак!»

Внутренний план показывает столкновение двух философских «правд»: Луки и Сатина. Ночлежный дом является своеобразным символом человечества, попавшего в тупик. К началу XX века оно утратило веру в Бога, а веры в себя еще не обрело. Следствием этого стало всеобщее чувство безнадежности, отсутствие перспективы, выражаемое Актером и Бубновым (резонером-пессимистом). Об этом свидетельствуют слова героев: «А ниточки-то гнилые...», «А что же дальше». Обветшал мир, обессилел и приближается к концу. Сатин принимает эту горькую правду и не хочет обманывать ни себя, ни людей. Он предлагает Клещу оставить работу. Что будет, если все люди перестанут работать? Ответ Клеща: «С голоду сдохнут...», - свидетельствует о бессмысленности труда, направленного лишь на поддержание жизни, а не на наделение ее каким-либо смыслом. Сатин является своеобразным радикалом-экзистенциалистом, принимающим абсурдность мироздания, в котором нет бога, а есть лишь Пустота. Лука придерживается другого взгляда на мир. По его мнению, ужасающая бессмыслица жизни вызывает особую жалость к человеку. Чтобы продолжать эту жизнь, человеку нужна ложь, поэтому его надо утешать, ему надо лгать. Иначе человек может не выдержать этой «правды» и погибнуть. Лука рассказывает жителям ночлежки притчу о несчастном искателе праведной земли и равнодушном ученом, показавшим на карте, что праведной земли не существует. Искатель повесился. Здесь проводится параллель с будущей гибелью Актера. Лука в пьесе представлен не просто как обычный странник и утешитель людских душ, но и как философ. Он считает, что человек должен иметь силы жить, несмотря на бессмыслицу жизни, поскольку ему неведомо его будущее, в мироздании он всего лишь странник, и даже сама наша земля - странница во Вселенной. Между Лукой и Сатиным возникает спор. В чем-то Сатин согласен с «правдой» Луки. Ведь именно появление странника побуждает Сатина произнести монолог о Человеке. При этом он подражает голосу Луки, о чем говорит в пьесе принципиальная ремарка. По мнению Сатина, человека надо не жалеть и утешать, а надо сказать ему правду о бессмысленности жизни, научить его уважать себя и побудить к бунту против мироздания. Поняв трагедию своего существования, человек не должен отчаиваться, он должен почувствовать свою ценность. Только в нем и есть весь смысл мироздания. И нет никакого другого смысла, в том числе и христианского. «Все в человеке, все для человека», «Человек - это звучит гордо!»

/ / / «На дне»

Пьеса Максима Горького «На дне» была написана в начале 20 века. В своем произведении Горький показал читателю весь ужас жизни людей, которые по различным причинам скатились «на дно» общества. В 1904 году пьеса была удостоена Грибоедовской премии.

Основной конфликт произведения заключается в борьбе «сладкой лжи» и «горькой правды». Наиболее точно конфликт пьесы раскрывается в образах двух главных героев Луки и Сатина.

В произведении присутствуют две сюжетные линии, которые развиваются параллельно: бытовая и философская. Пьеса состоит из четырех действий.

Основные события произведения происходят в ночлежке, хозяином которой был Костылев Михаил Иванович. У него была жена Василиса, вдвое моложе своего мужа. Основная масса людей проживающих в ночлежки уже были людьми без определенного социального статуса, они смирились со своей участью и просто волочили жалкое существование.

Главными героями, квартирантами в ночлежке были: сестра Василисы Наташа, вор Васька Пепел, слесарь Андрей Клещ и его больная жена Анна, проститутка Настя, бывший дворянин Барон, карточный шулер Сатин, бывший служитель театра Актер, картузник Бубнов, торговка пельменями Квашня, позже к ним присоединяется старик Лука.

Отношения между главными героями натянутые, они постоянно ругаются, иногда дело доходит до драки.

Василиса влюблена в Ваську Пепла, он же, в свою очередь, мечтает жениться на ее сестре Наташе. По ходу развития событий пьесы, Василиса подстрекает Пепла убить своего ненавистного мужа. За этот поступок Васька был сослан на каторгу в Сибирь.

Клещ мечтает после смерти своей супруги разбогатеть. Он думает, что будет много работать и сможет себя обеспечить. В конечном итоге, ему пришлось продать все свои инструменты, чтобы собрать деньги на похороны Анны.

Актер, уйдя из театра, превратился в горького пьяницу. В алкоголе он нашел решение всех своих проблем и объяснения жизненных неудач.

Сатин, человек, обладающий острым умом, был очень ленив по своей натуре. Ему было удобно и уютно жить в ночлежке. Именно лень не давала подняться ему с этого дна.

Проститутка Настя мечтает о чистой любви, постоянно читая любовные романы.

Так вот и жили обитатели ночлежки.

Но в один из дней жизнь главных героев встряхнулась. Это произошло тогда, когда в ночлежке появляется старик Лука. О нем мы практически ничего не знаем. Нам известно только то, что пришел он издалека, а куда идет не известно. Философия жизни Луки заключалась в умении утешить людей, подарить им надежду на лучшее будущее. Так, умирающей Анне он вселяет надежду о лучше жизни после смерти, Актеру сообщает о бесплатной клинике, где его вылечат от алкоголизма. Ваське Пеплу и Наташе он советует бежать из ночлежки, тем самым избавиться от власти Василисы. Но в самый кульминационный момент старик Лука куда-то исчезает.

После этого жизнь героев произведения, лишенная надежды, катится по наклонной. Анна умирает, Актер кончает жизнь самоубийством, узнав, что нет никакой лечебницы, Ваську Пепла отправляют на каторгу.

В финале пьесы Сатин делает вывод о том, что все беды героев произведения в том, что они не свободны. Только свободный человек, который верит в свои силы и смотрит правде в глаза, сможет вырваться из плена ночлежки и снова найти путь наверх.

Пьеса содержит в себе как бы два параллельных действия. Первое - социально-бытовое и второе - философское. Оба действия развиваются параллельно, не переплетаясь. В пьесе существуют как бы два плана: внешний и внутренний.

Внешний план. В ночлежном доме, принадлежащем Михаилу Ивановичу Костылеву (51 года) и его жене Василисе Карловне (26 лет), живут, по определению автора, «бывшие люди», т. е. люди без твердого социального статуса, а также работающие, но бедняки. Это: Сатин и Актер (обоим под 40 лет), Васька Пепел, вор (28 лет), Андрей Митрич Клещ, слесарь (40 лет), его жена Анна (30 лет), Настя, проститутка (24 лет), Бубнов (45 лет), Барон (33 лет), Алешка (20 лет), Татарин и Кривой Зоб, крючники (возраст не назван). В доме появляются Квашня, торговка пельменями (под 40 лет) и Медведев, дядя Василисы, полицейский (50 лет). Между ними очень сложные отношения, часто завязываются скандалы. Василиса влюблена в Ваську и подговаривает его убить своего пожилого мужа, чтобы быть единоличной хозяйкой (во второй половине пьесы Васька бьет Костылева и случайно убивает его; Ваську арестовывают). Васька влюблен в Наталью, сестру Василисы (20 лет); Василиса из ревности нещадно бьет сестру. Сатин и Актер (бывший актер провинциальных театров по фамилии Сверчков-Заволжский) - полностью опустившиеся люди, пьяницы, картежники, Сатин еще и шулер. Барон - бывший дворянин, промотавший все состояние и ныне один из наиболее жалких людей ночлежки. Клещ старается зарабатывать своим слесарным инструментом; его жена Анна заболевает и нуждается в лекарствах; в конце пьесы Анна умирает, а Клещ окончательно опускается «на дно».

В разгар пьянок и скандалов в ночлежке появляется странник Лука, жалеющий людей. Он обещает многим несбыточное светлое будущее. Анне он предрекает загробное счастье. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков. Ваське и Наташе советует уйти из дома и т. д. Но в самый напряженный момент Лука фактически сбегает, оставив обнадеженных людей. Актера это доводит до самоубийства. В финале ночлежники поют песню, и когда Сатин слышит о смерти Актера, то досадливо и с горечью говорит: «Эх... Испортил песню... дурак!» Внутренний план. В пьесе сталкиваются две философские «правды»: Луки и Сатина. Ночлежка - своего рода символ оказавшегося в тупике человечества, которое к началу XX в. потеряло веру в Бога, но еще не обрело веры в самое себя. Отсюда всеобщее чувство безнадежности, отсутствия перспективы, которое, в частности, выражают Актер и Бубнов (резонер-пессимист) в словах: «А что же дальше» и «А ниточки-то гнилые...» Мир обветшал, обессилел, идет к концу. Сатин предпочитает принимать эту горькую правду и не лгать ни себе, ни людям. Клещу он предлагает бросить работать. Если все люди бросят работать, то что будет? «С голоду сдохнут...» - отвечает Клещ, но тем самым он лишь раскрывает бессмысленную сущность труда, который направлен только на поддержание жизни, а не на привнесение в нее какого-либо смысла. Сатин - своего рода радикал-экзистенциалист, человек, принимающий абсурдность мироздания, в котором «Бог умер> (Ницше) и обнажилась Пустота, Ничто. Иного взгляда на мир придерживается Лука. Он считает, что именно страшная бессмыслица жизни должна вызывать особую жалость к человеку. Если для продолжения жизни человеку нужна ложь, надо ему лгать, его утешать. В противном случае человек не выдержит «правды» и погибнет. Так Лука рассказывает притчу об искателе праведной земли и ученом, который по карте показал ему, что никакой праведной земли нет. Обиженный человек ушел и повесился (параллель с будущей смертью Актера). Лука не просто обычный странник, утешитель, но и философ. По его мнению, человек обязан жить вопреки бессмыслице жизни, ибо он не знает своего будущего, он только странник в мироздании, и даже земля наша в космосе странница. Лука и Сатин спорят. Но Сатин в чем-то приемлет «правду» Луки. Во всяком случае, именно появление Луки провоцирует Сатина на его монолог о Человеке, который он произносит, подражая голосу своего оппонента (принципиальная ремарка в пьесе). Сатин хочет не жалеть и утешать человека, но, сказав ему всю правду о бессмысленности жизни, подвигнуть его к самоуважению и бунту против мироздания. Человек, осознав трагедию своего существования, должен не отчаиваться, а, напротив, почувствовать свою ценность. Весь смысл мироздания - в нем одном. Другого смысла (например, христианского) - нет. «Человек - это звучит гордо!» «Все в человеке, все для человека».