Финансы, экономика

На заре человечестваНеизвестная история наших предков (Покет). На заре человечества

Переводчик Николай Мезин

Научный редактор Сергей Ястребов

Редактор Юлия Быстрова

Руководитель проекта И. Серёгина

Корректоры С. Чупахина, М. Миловидова

Компьютерная верстка A. Фоминов

Дизайн обложки Ю. Буга

Фото на обложке iStock

© Nicholas Wade, 2006

This edition is published by arrangement with Sterling Lord Literistic and The Van Lear Agency LLC

© Издание на русском языке, перевод, оформление. ООО «Альпина нон-фикшн», 2016

Все права защищены. Произведение предназначено исключительно для частного использования. Никакая часть электронного экземпляра данной книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для публичного или коллективного использования без письменного разрешения владельца авторских прав. За нарушение авторских прав законодательством предусмотрена выплата компенсации правообладателя в размере до 5 млн. рублей (ст. 49 ЗОАП), а также уголовная ответственность в виде лишения свободы на срок до 6 лет (ст. 146 УК РФ).

1. Генезис и генетика

Много раз высказывалось с уверенностью мнение, что происхождение человека никогда не будет узнано. Невежеству удается внушить доверие чаще, чем знанию, и обыкновенно не те, которые знают много, а те, которые знают мало, всего увереннее заявляют, что та или другая задача никогда не будет решена наукой.

Двигаясь вспять по ленте времен, мы видим, что в первые век-два истории человечества в свидетельствах его существования недостатка нет. Но затем все резко меняется. На рубеже 5000 лет исчезают письменные памятники, уступая место бессловесным артефактам, вырытым из земли. В следующие 10 000 лет мы и их встречаем все реже, и через 150 веков, в момент возникновения первых человеческих поселений, артефакты практически исчезают. До этого момента люди вели кочевую жизнь, кормились охотой и собирательством. Ничего не строили и не оставили по себе почти никаких долговечных творений, кроме нескольких каменных орудий и удивительных наскальных росписей в пещерах Европы.

Отмотав назад еще 35 000 лет, мы достигнем момента, когда предки человека еще не покинули пределов своей родины на северо-востоке Африки, но уже демонстрировали первые признаки современного поведения. Если считать, что оттуда и начинается история современного человека, то получается, что письменные источники освещают лишь последние 10 % ее протяженности, остальная история как будто растворилась во тьме.

Пойдем дальше вглубь времен к первым дням существования нашего биологического вида, на 5 млн лет назад, когда первые обезьяноподобные существа, далекие предки человечества, отделились от вида, также давшего начало шимпанзе. Единственный материальный след той эпохи, в которую совершилась эволюция от обезьяны к человеку, – несколько каменных орудий.

Казалось бы, узнать это время сколько-нибудь глубже не удастся: 5 млн лет человеческой эволюции и 50 000 лет доисторической эпохи скрыты во тьме. Однако в последние годы ученым открылся абсолютно новый архив данных. Это хроника, записанная в ДНК человеческого генома, в ее разных версиях, разбросанных по планете. Генетика давно помогает в изучении прошлого, но особенно успешно – с 2003 г., когда ученые закончили определение последовательности ДНК в человеческом геноме.

Но каким образом геном так много сообщает нам о прошлом? Как хранилище наследственной информации, пребывающей в постоянном изменении, геном подобен документу, который без конца переписывают. Но геном, изменяясь, сохраняет сведения обо всех «черновиках», которые содержат в себе хронику миллионов лет. Таким образом, геном может многое рассказать нам о разных временны́х пластах. В нем есть свидетельства, уходящие более чем на 50 000 лет назад, к генетическому Адаму, человеку, чья Y-хромосома есть у каждого мужчины, живущего сегодня на земле. В то же время геном способен дать ключ к загадкам всего лишь двухвековой давности (например, ответить на вопрос: были ли у Томаса Джефферсона незаконные дети от любовницы-рабыни Салли Хемингс).

Геном помогает ученым увидеть новую, куда более отчетливую картину человеческой эволюции, природы и истории. Из кромешной тьмы выплывает ошеломляюще подробная картина.

Новое прочтение человеческой истории опирается на основание, заложенное палеоантропологией, археологией, антропологией и многими другими науками. Новым оно считается потому, что все эти традиционные области знания сегодня используют генетическую информацию и генетика постепенно собирает их воедино.

В этой книге описывается ряд аспектов человеческой эволюции, природы и древнейшей истории, высветившихся благодаря открытиям в генетике последних лет. Читателей, далеких от этой области знания, вероятно, удивит, сколько разнообразной информации содержит в себе новый исторический подход. Видеозаписи, на которой обезьяна постепенно превращается в человека, не существует, однако этот процесс можно реконструировать в виде последовательности знаковых событий. Нет карт, показывающих миграцию первых людей с их прародины, но ученые могут составить маршрут, которым наши предки вышли из Африки, и их дальнейшее движение по планете. Можно проследить даже зарождение каких-то общественных институтов, возникших у людей на переходе от кочевого образа жизни, основанного на охоте и собирательстве, к современным сложным социальным системам.

Информация из генома позволила палеоантропологам установить, когда человек лишился густого волосяного покрова на теле и когда обрел дар речи. Геном помог разрешить давнюю археологическую загадку сосуществования неандертальца и современного человека: жили ли они в мире и скрещивались или враждовали до полного уничтожения слабейшего? Генетика открыла антропологам данные о возникновении различных культурных практик, например стадного выпаса или каннибализма. И даже сравнительно-историческое языкознание обогатилось, хотя и косвенно, благодаря информации, которую дает нам ДНК: история языка сегодня реконструируется с применением методик построения родословного древа, разработанных биологами для картографирования генов.

В вопросе о популяции первобытных людей, существовавшей 50 000 лет назад и давшей начало всем народам, ныне населяющим Землю, методы палеоантропологии и археологии бессильны что-то открыть о наших предках, исчезнувших без следа. А вот генетики, исследуя человеческий геном, открывают самые удивительные факты. Они могут оценить численность этой группы первых людей. Могут сказать, где именно в Африке они, вероятнее всего, обитали. Могут назвать дату, хотя и весьма приблизительную, возникновения человеческого языка. И даже рано или поздно смогут восстановить звучание праязыка.

Первая рукотворная одежда

Немного найдется примеров, более наглядно показывающих способность генетики проникать в самые удивительные закоулки человеческого прошлого, чем недавнее открытие исторического периода, когда появилась первая сшитая одежда. Первобытные люди, вероятно, одевались в шкуры животных миллионы лет, покрываясь ими, как плащом, но рукотворная одежда – сравнительно недавнее изобретение. Археологи не могут установить, когда она возникла, поскольку и ткани, и костяные иглы, которыми она сшивалась, весьма недолговечны.

Осенью 1999 г. в Лейпциге сын антрополога Марка Стоункинга принес из школы записку, где сообщалось, что в классе один из учеников заразился вшами. Стоункинг, американский ученый, работавший в Институте эволюционной антропологии Общества Макса Планка, прочел записку со всем вниманием встревоженного родителя. Однако как генетик, давно интересующийся происхождением человека, он обратил внимание на то место в тексте, где говорилось, что вошь не может жить без тепла человеческого тела дольше 24 часов.

Это виртуозное исследование о том, как изменения в ДНК на протяжении поколений дают возможность проследить путь человека от древнейшего охотника и собирателя до полезного члена современного общества.
Джеймс Уотсон, американский биолог, лауреат Нобелевской премии

Николас Уэйд написал смелую, безупречную, глубокую книгу, в которой обобщены все самые последние и актуальные научные данные о происхождении человека.
Лайонел Тайгер, профессор антропологии, Ратгерский университет

Лучшая из тех, что я читал, ни с чем не сравнимая книга об истоках человечества.
Эдвард Уилсон, почетный профессор Гарвардского университета, автор книги «Существование смысла»

Это замечательная работа, которая обобщает все самые важные и актуальные исследования в сфере генетики и антропологии. Еще и отлично написанная.
The Scientist

О чем книга «На заре человечества: Неизвестная история наших предков»

Книга помогает современному человеку понять себя, восстановив историю происхождения нашего вида с самого начала, от единого общего предка. Известно, что еще совсем недавно первые шаги человечества были покрыты мраком — 5 млн лет человеческой эволюции и 50 000 лет доисторической эпохи оставались для всех загадкой. Лишь в последнее десятилетие силами ученых-генетиков открылись абсолютно новые данные. Это стало возможным в первую очередь благодаря завершению работы по определению последовательности ДНК в человеческом геноме.

Научный эксперт журналист Николас Уэйд делится с читателями уникальной информацией, записанной в ДНК человеческого генома, которая помогает нам в изучении нашего общего прошлого.

Книга будет интересна всем тем, кто интересуется антропологией, исследованиями в области генетики и историей.

Почему книга «На заре человечества: Неизвестная история наших предков» достойна прочтения

  • Николас Уэйд следует по тропе эволюции и знакомит читателя с историческими событиями и фктами: когда человеческая ветвь отделилась от ветви шимпанзе, появление языка, исход первых современных людей из Африки, война с неандертальцами, оседлость и одомашнивание, возникновение общества и религии.
  • В книге автор описывает находки, сделанные в самые последние годы, приводит результаты научных исследований и открытий, ставших несомненными научными прорывами.
  • Книга занимает 12-е место в разделе «Палеонтология», а также входит в сотню книг по антропологии на Amazon.

Об авторе

Николас Уэйд научный журналист , получил степень бакалавра естественных наук в Королевском колледже Кембриджского университета. Пишет для Nature, Science, New York Times на темы обороны, космических исследований, медицины, техники, генетики, молекулярной биологии, экологии и политики. Автор нескольких книг. Лауреат премии Национального общества писателей — популяризаторов науки «Наука в общественно-политической журналистике».

Где и когда, при каких обстоятельствах началась история человечества? Эти вопросы интересуют каждого.

Начало правильному, научному объяснению происхождения человека было положено около ста лет назад. Много сил затратили ученые, чтобы развеять религиозный миф о сотворении человека богом и доказать, что люди на ранней ступени развития выделились из животного мира.

Предками людей были человекообразные обезьяны, которые существенно отличались от других животных и от современных обезьян: они ходили на двух ногах и, добывая пищу, пользовались камнями и палками - выкапывали ими съедобные коренья, убивали птиц и мелких животных. Употребление палок и камней давало этим предкам человека большое преимущество в борьбе за существование. Им уже не был так страшен самый лютый враг животных - голод; они успешно боролись и с другим врагом - хищниками, потому что жили не в одиночку, а небольшими группами - стадами - и всегда были готовы прийти на помощь ДРУГ другу. Такая взаимопомощь была для них жизненно необходимой. Благодаря употреблению палок и камней и взаимной поддержке предки человека, или предлюди, как называют их ученые, становились все многочисленнее и сильнее. В конце концов они стали главенствовать в животном мире.

Жизнь в среде «себе подобных» имела и другие важные последствия. Совместная деятельность вызывала у предлюдей потребность общаться друг с другом при помощи выразительных жестов, мимики, гортанных звуков. Это требовало сосредоточенной и напряженной работы головного мозга.

Когда же предки человека стали людьми?

Ученые так отвечают на этот вопрос: когда они начали изготовлять орудия из камня и труд стал основным условием их жизни. С этого момента и возникло человечество.

Древнейшие люди, которых ученые назвали обезьянолюдьми, жили в Европе, Азии и Африке. Из обезьянолюдей достаточно хорошо изучены питекантропы с острова Ява и синантропы из Китая. По костным остаткам и орудиям труда обезьянолюдей можно многое узнать об их жизни.

Заглянем на минутку в пещеру синантропов, побываем «в гостях» у древнейших представителей человечества, уже изготовлявших каменные орудия и пользовавшихся огнем.

Почти у самого входа, как бы сторожа его, сидит на камне мужчина постарше других, прикорнувших у огня. В левой руке на полураскрытой ладони он держит еще не обработанный камень, в правой - тоже камень со следами ударов. Мастер как бы пронизывает взглядом камень, лежащий в левой руке, стараясь наметить форму будущего орудия. Он ставит перед собой задачу - убрать лишние выступы и заострить край: ведь этим камнем придется вырубать дубину, разделывать звериную тушу, выкапывать съедобные коренья. Около мастера лежат уже готовые орудия - небольшие кремни со слабыми следами искусственной доработки природной формы. Но есть здесь орудия и побольше - это своеобразные топоры: топорищем к ним служила рука.

Рядом с мастером вертятся дети. Они заглядывают ему в глаза, подают то один, то другой камень, стараясь понять, чего он добивается.

У древнейших людей, заимствовавших друг у друга опыт, повседневно упражнявших мозг и руки, постепенно развивались новые черты приспособленности к труду. Изменялось строение мозга, руки, органов чувств, менялся наклон лица, увеличивая поле зрения для глаз. Труд изменял физический тип человека и развивал способность мозга к мышлению.

В процессе труда устанавливались и взаимоотношения людей. Более опытные в изготовлении орудий и наиболее искусные в их применении становились «мастерами» и вожаками. Одновременно намечалось разделение труда между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми. Наиболее полезным членом общества все чаще оказывался не самый сильный, а наиболее сообразительный и инициативный труженик.

Древнейшие люди - питекантропы, синантропы и даже их потомки неандертальцы - еще сильно напоминали своих предков - обезьян. Жили они стадами. Это было первобытное человеческое стадо, отношения между его членами строились на взаимопомощи, покровительстве слабым, заботе о малышах.

Но чем сложнее становилась трудовая деятельность людей, тем дальше уходили они от обезьян и по своему физическому типу, и по умственным способностям, и по характеру взаимоотношений. У людей постепенно формировалась словесная, или членораздельная, речь.

К концу эпохи древнекаменного века - палеолита, - первого и самого продолжительного периода в истории человечества (он длился около 800 тыс. лет) - у людей усовершенствовалась прямая походка, руки в процессе труда уже могли выполнять сложные и точные движения. Люди стали объединяться в более организованные группы, чем первобытное стадо. Так появился род.

Род - это прежде всего группа людей, связанных тесным кровным родством. Род - это также и единая хозяйственная организация. Члены рода совместно добывали и делили на равных началах пищу. По существу у родича не было ничего своего - все принадлежало родовой общине, хотя оружие, одежда и украшения находились в его личном пользовании. Земля и охотничья территория принадлежали общине, своих постоянных владений у членов общины не было.

Зачем понадобилось такое обобществление? Оно не придумано людьми, а сложилось само собой в те далекие времена, когда люди были еще беззащитны перед лицом природы, которая угрожала им голодом, холодом, страшными зверями, стихийными бедствиями. Что сталось бы с людьми, если бы они захотели жить каждый по-своему? Они бы погибли. Люди были сильны благодаря коллективному труду и полному равенству. Все, чем пользовался член рода, принадлежало общине, все, что он добывал, шло в общий «котел», но зато и все, чем располагал род, было к его услугам.

Тех, кто нарушал исстари сложившиеся обычаи, укрощали силой, а непокорных изгоняли. В те времена это было равносильно смертному приговору. «Один за всех, и все за одного» - было законом жизни, и нарушивший этот закон погибал.

Время образования родового общества ученые обычно связывают с появлением людей, имевших большое сходство с современными. Этих людей принято называть кроманьонцами- по месту первой находки их костных остатков во Франции, в пещере близ деревни Кро-Маньон. Их также называют «людьми позднего палеолита».

Родовая община - это уже настоящее человеческое общество.

Каждый член родовой общины принимал посильное участие в труде всего коллектива. Археологи нашли много самых разнообразных каменных орудий, изготовленных при помощи новых, более совершенных технических приемов. Отсюда сделали вывод, что у кроманьонцев началось уже разделение труда по специальности. В это время наряду с каменными появились и костяные орудия.

Пищу добывали в основном охотой. Она обеспечивала людей также одеждой, а кости животных иногда служили топливом. Охотой обычно занималось большинство членов рода. О высоком уровне их искусства говорит многочисленное оружие для добывания зверя и рыбы, в том числе костяные гарпуны и крючки.

Среди орудий труда найдены костяные иглы с ушками, шила, маленькие ножички. Значит, кроманьонцы умели уже искусно шить одежду, выделывать шкуры и кожи.

Наконец, само обилие и разнообразие оружия и орудий говорит о том, что были люди, специально занимавшиеся их изготовлением. Кроманьонцы жили обычно не в пещерах, а в шатрах из кож, подобных вигвамам индейцев, или в землянках. Очевидно, среди них были и строители этих своеобразных «домов».

Велика роль женщины в жизни древних родов. Мать и хозяйка, она кормила всех в дни ненастья и неудачной охоты заготовленной впрок пищей, особенно плодами и кореньями; шила одежду, хранила огонь и имущество рода; растила детей и ухаживала за больными и стариками.

Нередко плечом к плечу с мужьями и братьями женщины шли добивать загнанного в ловушку мамонта или вступали в смертельную схватку со свирепыми хищниками, иногда нападавшими на жилища людей.

При раскопках были найдены фигурки женщин, вырезанные из кости. Этими фигурками - их ученые назвали «кроманьонскими Венерами» - древние люди выражали, возможно, особое уважение к прародительнице рода. В те времена родство считалось только по женской линии.

Изучив «план» кроманьонского жилища, в котором жил весь род, ученые узнали, что родовая община делилась на семьи, каждая ютилась вокруг своего «семейного» очага. В больших родах было до десяти и более семей. Трудно сказать, кто правил родом. Но, изучая жизнь современных нам народов, сохранивших пережитки родового строя, ученые пришли к выводу, что главой рода был старый, вероятно, самый опытный и энергичный человек.

О сравнительно высоком уровне мышления кроманьонцев свидетельствуют образцы их искусства: рисунки и скульптура из кости и камня, изображающие обычно животных. В длинных извилистых лабиринтах пещер, как бы хоронясь от постороннего взгляда, при свете факелов художники расписывали каменные стены фигурами животных. Вероятно, это были «магические» изображения: здесь колдуны рода творили заклинания над изображением живой «пищи», чтобы охота была удачной. Быть может, здесь же происходило посвящение юношей в охотники и собирались советы старейших по особо важным делам. Не исключено, что в этих пещерах хранилась пища и укрывались люди при нашествии врагов.

Преданность родичам проявлялась в отношении к умершим. Тела их не бросали на растерзание птицам и зверям, а хоронили в пещерах, засыпая вход камнями, или прямо в земле, если смерть настигала охотника в поле.

Высшего развития родовой строй достиг в новом каменном веке - неолите. Неолит отделен от палеолита «переходным» периодом - мезолитом (по-гречески «мезос» - средний, промежуточный). В это время усиливается процесс расселения человечества по Земле. Через Берингов пролив люди проникли в Америку. Под влиянием разных условий жизни появились различия физических типов людей, которые ученые называют расовыми (см. ст. «Происхождение рас «).

Хотя дальнейшая судьба «поселенцев» во многом определялась климатом и составом растительного и животного мира, они успешно приспосабливались с помощью самого мощного «орудия» - труда - к жизни в непривычной для них среде. Преодолеть любые трудности людям помогало то, что жили они сплоченной родовой общиной. Постепенно все материки, кроме Антарктического, стали обитаемы.

В мезолите развилась особая техника выделки каменных орудий-микролитов. Тонкие ножевидные кремневые пластинки раскалывали на кусочки в форме треугольников и трапеций. Микролиты использовались как наконечники стрел и лезвия режущих орудий.

Мезолит считают временем изобретения лука и стрел. Это было выдающимся техническим достижением. Охотиться стало намного легче, и охота приносила больше добычи.

Там, где охота не могла прокормить разросшийся род, развились новые способы добывания пищи - земледелие и скотоводство. Одновременно шагнула вперед и техника изготовления каменных орудий - топоров, долот, наконечников копий. Камень стали шлифовать, пилить, сверлить. Возникло гончарное мастерство: начали лепить глиняную посуду. Время развития новых технических приемов обработки камня ученые назвали новым каменным веком - неолитом.

В отличие от кроманьонцев, часто менявших места охотничьих стоянок, в неолите люди стали жить оседло, в родовых селениях. Это способствовало развитию земледелия и скотоводства. Появились также и кочевники-скотоводы, кочевавшие целыми родами с места на место в поисках лучших пастбищ.

Как же люди перешли к занятию земледелием?

Еще в очень далекие времена древние люди не могли обеспечить себя круглый год мясной пищей и занимались сбором кореньев и плодов. Сменилось много поколений, постепенно развивалось человеческое сознание. Люди стали замечать сезонность в созревании плодов и злаков, места скопления плодоносящих деревьев, кустарников и трав.

Со временем люди заметили, что из семени, попавшего в землю, вырастают новые травы и деревья. Они догадались, что, зарывая семена в землю, можно получать урожай. Так, шаг за шагом люди дошли до примитивного земледелия: рыхлили землю мотыгой и бросали в нее семена.

Сначала земледелие развивалось по берегам полноводных рек и в орошаемых горными потоками предгорьях, где мягкую плодородную почву можно было обрабатывать самыми примитивными орудиями. Позже земледелием стали заниматься и в лесных областях.

Приручать животных люди начали раньше, чем заниматься земледелием.

В мезолите человек приручил собаку, позже и других животных. Вначале их держали при себе как живые запасы пищи. Убив на охоте матку, детенышей брали живьем, выращивали их и съедали, когда охота становилась менее добычливой. Со временем люди увидели, что животные привыкают к ним и даже размножаются в неволе. Рожденные в неволе телята, ягнята и козлята становились совсем домашними, и их можно было пасти вблизи от селения, перегоняя с места на место. Домашние животные давали людям не только мясо, но и молоко, из которого можно было получать сыр и масло, из шкур изготовляли одежду, шкурами покрывали жилища.

Для прирученных животных нужно было заготовлять корм на зиму, приходилось увеличивать пашни, чтобы прокормить и людей, и животных. Потребовалась дополнительная рабочая сила, и люди стали использовать животных для обработки полей. Изобрели упряжь и плуг. Хлебопашество и скотоводство стали развиваться, как бы помогая друг другу.

Между племенами издавна существовал обмен разными продуктами и изделиями: оружием, посудой, украшениями. Теперь появилась возможность обменивать в большом количестве излишки продуктов земледелия и скотоводства. Обмен стал источником обогащения общинного хозяйства. Чтобы получить больше излишков, люди начали увеличивать стада и запахивать все новые земли. Понадобились хозяйственные постройки, инвентарь, посуда для хранения запасов пищи, оружие для охраны большого родового селения. Особенно быстро стал развиваться рыбный промысел, и потребовались сети, грузила, поплавки, веревки. Снаряжение охотников пополнили капканы, самострелы, силки. Стали выделяться группы людей и даже целые семьи, которые снабжали общину различными видами изделий. Так возникло ремесло.

Роды богатели, разрастались, расширялась территория общинных земель и угодий. Далеко вперед продвинулась техника обработки камня - шлифование, пиление и сверление. Орудия стали более совершенными, и труда на их изготовление затрачивалось теперь гораздо меньше.

Развилось и гончарное ремесло. Много ли глиняной посуды можно было вылепить от руки, да и получалась она неказистая. С изобретением гончарного круга, который вращали ногами, из-под рук мастеров стало появляться множество тонкостенных стройных кувшинов, разнообразных блюд, огромных сосудов для хранения запасов. Готовые изделия стали украшать скульптурным и расписным орнаментом. Люди научились изготовлять ткани из растительных волокон, и более удобная матерчатая одежда стала вытеснять звериные шкуры. Научились делать и шерстяную одежду, войлок для подстилок и стен передвижных жилищ - кибиток.

Развитие земледелия, скотоводства, ремесел, обмен излишками-все это улучшило и облегчило жизнь людей. Но вместе с тем изменились и отношения между членами рода. Теперь каждая семья могла производить достаточно продуктов, чтобы существовать самостоятельно, и родственные связи между отдельными семьями ослабли. У каждой семьи появилась своя собственность, независимая от общинной. Земледельцы стали присваивать себе урожай с полей, которые из поколения в поколение обрабатывались их семьями; скотоводы оставляли себе выращенных животных; ремесленники сами распоряжались изготовленными вещами. Более сильные, многочисленные семьи притесняли и обделяли более слабые, что приводило к имущественному неравенству. Появились бедные и богатые семьи. Особенно выделялась родовая «старшина», образовавшаяся из потомков влиятельных членов рода - старейшин, главных охотников, предводителей. К имуществу, уже накопленному дедами и отцами, присоединялось все новое в виде «львиной доли» общественного дохода и военной добычи - рабов, скота, оружия, захваченных при набегах на соседние племена. Земля, скот, общественное хозяйство в целом хотя и считались по-прежнему общими, на самом же деле ими распоряжались немногие - вожди, старейшины и их родичи. Так постепенно появилась частная собственность. Особенно возросла роль мужчины, хозяина, владельца имущества, ставшего теперь полновластным главой семьи. Женщина стала целиком зависеть от мужа и отца.

В более древние времена пленников, захваченных при вооруженных столкновениях между племенами, убивали. Держать их было невыгодно, так как пищи не хватало и кормить лишние рты было нечем. Но когда хозяйство общины выросло, появились излишки продуктов, а рабочих рук недоставало, и пленников стали сохранять, превращать в даровую рабочую силу. Так возникло рабство. Развитие рабовладения особенно ускорилось с распространением металлов.

Вначале металлические изделия были предметами роскоши. Из металла делалось оружие знатных и богатых членов рода, украшения для женщин, знаки отличия военачальников и старейшин. Но все чаще дымились примитивные «домны» и раздавался стук молотов у пылающих горнов, все быстрее металлы вытесняли камень.

Бронзовые мечи и медные доспехи появились и у простых воинов. Железные стрелы легче поражали противника. Войны приносили все больше рабов.

Металл произвел революцию в производстве. Острым лемехом было намного легче взрезать пласты земли, а металлическим резцом - обрабатывать древесину и камень. Металлические инструменты как бы удесятеряли силу рук.

Постепенно каменный век сменился веком металла - меди, бронзы, железа. Менялась техника, совершенствовалось производство, улучшалось качество и росло многообразие изделий. Увеличивались потребности рабовладельцев, и они стремились получать больше доходов, все шире и шире используя труд рабов. Среди рабов появились охотники, ремесленники.

С развитием рабовладения и ростом частной собственности родовая община распадалась. Появились классы - рабовладельцев и рабов. Первым принадлежало все имущество, в том числе и рабы. Рабы же не владели ничем и были лишены права даже иметь семью. Раба можно было убить, обменять, подарить, он был «вещью» в хозяйстве своего господина. Но и среди свободных тоже не было равенства, как мы уже говорили. Шаг за шагом на смену доклассовому обществу шел новый, рабовладельческий общественный строй.

Итак, сделаем вывод.

История человечества - это история развития его трудовой деятельности. Труд создал человека. Коллективный труд стал законом жизни людей, которые не могли бы в одиночку бороться с суровой природой. Именно в труде сформировался первобытнообщинный строй - первая, наиболее простая форма общественных отношений. Благодаря труду развилась техника, улучшились условия жизни людей. Но вместе с тем изменились отношения между людьми, появились классы и государство, началась классовая борьба эксплуатируемых против эксплуататоров, которая заполнила собой, всю историю человечества до эпохи социализма.

Законы общественного развития одинаковы для всех стран и народов, но условия жизни иногда ускоряют, а иногда и замедляют это развитие, и поэтому общинно-родовой строй сохранялся у некоторых народов до недавнего времени. Это дало возможность ученым проследить все фазы развития и распада родовой общины, пользуясь не только археологическими памятниками, но и прямыми наблюдениями.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

НА ЗАРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Работа ученика 4а класса, ГБОУ СОШ № 491 Краснокутского Александра Санкт-Петербург

КОГДА ПОЯВИЛИСЬ ДРЕВНИЕ ЛЮДИ Первобытные люди появились на Земле около 2 миллионов лет назад

ГРУППЫ ДРЕВНИХ ЛЮДЕЙ В суровых и опасных условиях в те времена невозможно было выжить в одиночку, и первобытные люди жили небольшими группами. У каждого человека были свои обязанности и права, вся добытая еда была общей, люди вместе защищались от хищников, вместе решали спорные вопросы.

ПЕРВЫЕ ОРУДИЯ ТРУДА Первые орудия труда (острый камень и палка) помогали улучшать нелегкий быт: с помощью камня можно было разделывать убитую добычу, а заостренная палка применялась на охоте, и ей можно было выкапывать корешки.

ПРОПИТАНИЕ Вопрос пропитания стоял всегда очень остро, люди зависели от природы. Ведь при засухе нельзя найти ягод, а пожары могут отогнать от стоянок всех животных. Древний человек часто менял место обитания, племя переходило с места на место в поисках еды. Первобытные люди старались устраивать стоянки поближе к воде, ведь так проще нападать на стада животных, пришедших на водопой.

ПРОЖИВАНИЕ С помощью примитивных орудий труда еще невозможно было построить жилище самостоятельно, поэтому древние люди выбирали уже созданные природой – пещеры и ущелья. От сырости в пещерах не спасал даже огонь, прирученный человеком и заботливо охраняемый днем и ночью. Но, несмотря на такие сложные условия жизни, древние люди болели гораздо меньше, чем наши современники.

УВАЖЕНИЕ Чтобы вместе охотиться защищаться от хищников, люди жили племенами. Внутри каждого племени складывались определённые обычаи и правила поведения. Люди стали заботиться о детях, не обижали слабых. Так были заложены первые нормы морали-основы человеческого общества. Однако на членов других племён эти нормы не распространялись.

РАЗУМ С тех пор как у предков человека появился разум, успешный опыт каждого становился достоянием всего общества. Общественный опыт стал главным условием развития человека


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку окружающего мира "На заре человечества" 4 класс

Данная презентация разработана для учащихся начальной школы и была представлена в рамках общешкольной недели истории....

Клуб "Ключ и Заря". Работа с фрагментом картины Я. Бассано «Бог гневается на Адама».

Аудиторное (4 часа) практическое занятие, игра. Работа в Музейном Доме. Работа с фрагментом картины Я. Бассано «Бог гневается на Адама». Чтение слов по слогам. Звукоподражание....