Агрохимия, удобрения

Ошибки начинающих фотографов. Ошибки фотографов или как не надо фотографировать

В эру Интернета, как многие заметили, началось повальное увлечение фотографией. Показать себя и свои работы миру стало легче простого, любительская линейка фототехники становится более доступной.

И, конечно, все мы хотим красивых фотографий для своего семейного фотоальбома. Разумеется, многие не упускают возможность и подзаработать на фотографии, дабы окупить свою "зеркалку". Блуждая по группам в социальных сетях часто встречаешь подобные предложения услуг новоявленных фотографов, некоторые из которых явно не догадываются как преувеличивают представление о своем таланте.

Конечно, не всем нам дано быть великими Эдвардами Стейхенами, но некоторых ошибок мы в силах избежать, проявив чуть больше внимания к казалось бы простому процессу "нажатия на кнопочку спуска".

Фотографии для статьи взяты из открытого портфолио обычного среднестатического фотографа. Уверен, в вашем городе таких найдется с два десятка.

Самая главная ошибка большинства начинающих фотографов - неправильный акцент. То, за что цепляется взгляд, то, что привлекает. Если мы снимаем портрет, но ЭТИМ должны быть глаза модели. К сожалению, современная система автофокуса "расхолаживает" фотографа. В итоге в фокусе оказывается... подбородок и поры кожи на плече:

Стены (бэк-фокус)

Но, в принципе, и сам акцент может быть выбран фотографом неверно. Тогда страдает идея снимка (Если такая вообще закладывается изначально). К примеру, фотографией ниже, приятной глазу на первый раз, непонятно что хотел сказать автор. От этого фотография полностью теряет смысл и, скажем, вряд ли обладает ценностью даже для какого-нибудь фотостока:

Отсутствие смысла, вообще, частый враг фотографа. Часть приведенных выше фотографий обработаны достаточно красиво и отчасти профессионально, однако без содержания форма, как говорят фотографы, ничто. И лишенные смысла фотографии, снятые с немалыми усилиями, навсегда останутся в архивах.

К сожалению, технический аспект - тоже поле для ошибок.

Это неудачно подобранный фон или освещение. Например, в фотографии снизу, где волосы девушки, сливаясь с фоном, представляются чем-то негативным, стоило устроить контровое освещение или сменить цвет фона на более светлый тон. К сожалению, подобные фотографии сразу идут в мусорное ведро:

"Грязь" в кадре в виде шума, пыли на матрице или объективе и других факторов - еще один часто встречаемый недостаток. Одно дело когда идет осторожная стилизация "под зерно, под пленку", но другое - когда шум полностью поглощает всю композицию. Такие фотографии выглядят мусорными. На примерах ниже, кроме всего прочего шум, как видим, искусственный (монохромный), что еще больше портит картину.

Обработка фотографии в Фотошопе - один из важнейших этапов в фотопроизводстве. Здесь простор для ошибок просто неограниченный. Как пример - обычная фотография, неграмотной ретушью фотографа превратившая девушку в пластилиновую куклу, у которой потек тональный крем:

Конечно, эксперименты всегда приветствуются, но фотограф, в первую очередь, должен обладать внутренним чутьем. К сожалению, обучить этому нельзя. Опыт в помощь!

Не допускайте ошибок, друзья! Удачных кадров!

Научиться делать отличные кадры может каждый. Для этого даже не надо ходить на курсы и покупать дорогое оборудование - достаточно освоить основные правила построения фотокомпозиции. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию подборку базовых ошибок, которые совершает каждый второй начинающий фотограф. Учтите эти простые моменты при создании своих работ, тогда вы в разы повысите свое мастерство фотосъёмки.

Ошибка первая. Нет сюжетного центра.

У каждого фотоснимка должен быть свой сюжетный центр. На крупном портрете - это глаза модели; на фотографии, сделанной в полный рост, - её лицо. В отдельных случаях сюжетный центр может быть разделен и расположен в разных местах снимка. Но даже здесь важно проследить за тем, чтобы все составляющие композиции взаимодействовали друг с другом. В противном случае фотография получится захламленной, и зритель не поймет вашей задумки, так как главный объект потеряется в кадре.


При изучении уже сделанной фотографии вы поняли, что на ней присутствует не один, а несколько сюжетных центров? Ситуацию можно исправить с помощью функции кадрирования. Чтобы ею воспользоваться, вам нужно . В программе перейдите в меню «Композиция» и выберите одноименную опцию. С помощью рамки обозначьте границы обрезки. Если на фотографии запечатлен объект в движении, то оставьте место для маневра.


Ошибка вторая. Объект в центре кадра.

Если вам хочется создать яркий и динамичный снимок, то постарайтесь не размещать главный объект в центре кадра. С вероятностью в 95% фотография получится неповоротливой и скучной.



При проведении съемки вспомните о правиле золотого сечения. Мысленно разделите будущий кадр двумя вертикальными и двумя горизонтальными линиями. Места, где они пересекаются - это сильные точки, которые всегда привлекают взгляд. Постарайтесь поместить все важные объекты рядом с ними, тогда успех будет гарантирован.

Своевременно не задумались о расположении элементов в кадре? Не беда! Воспользуйтесь уже знакомой функцией кадрирования. В раскрывающем списке выберите подходящую сетку, а затем расположите ее на фото так, чтобы все важные элементы находились рядом с линиями.


Ошибка третья. Заваленный горизонт.

Этот досадный дефект периодически встречается в работах не только начинающих фотографов, но и профессионалов. Выявить его очень просто - линия горизонта на таких снимках расположена не параллельно нижней и верхней границе кадра, а уходит куда-то в сторону. Особенно ярко этот недостаток всегда виден на пейзажных фотографиях.



Предотвратить появление дефекта можно с помощью опции «Электронный уровень», которая встроена в большинство современных фотоаппаратов. Если же заваленный горизонт удалось обнаружить только постфактум при просмотре фотографий на ПК, то запустите «ФотоМАСТЕР». В меню «Композиция» выберите опцию «Геометрия». Включите сетку, а затем начните передвигать бегунок на шкале «Поворот» до тех пор, пока не выровняете горизонт.



При редактировании пейзажных фотографий проследите за тем, чтобы горизонт не находился точно посередине фото. Если небо выглядит эффектно, располагайте линию ниже, если же на фото выигрывает поле, то ее лучше сдвинуть вверх. Так вы сможете сделать акцент на более интересно части фотографии.

Ошибка четвертая. Невыгодные цветовые акценты.

Фотографии, на которых есть яркие цветные детали, всегда привлекают внимание. Но красочные элементы тоже могут сыграть с вами злую шутку. Удачным кадр можно назвать только в случае, если основные цвета контрастны друг другу. Например, на фото, сделанном на пляже, - это голубое небо и желтый песок. Если же на фотографии присутствуют нежелательные вещи других, более насыщенных цветов, то это может стать настоящей проблемой и очень сильно отвлекать внимание от вашей изначальной задумки.



В программе «ФотоМАСТЕР» вы можете приглушить или усилить любой оттенок. Для этого перейдите в меню «Улучшения» во вкладку «Цвета» > «Насыщенность». Для уменьшения насыщенности потяните бегунок на шкале нужно цвета влево, для усиления - вправо.



Если изменения затронули не только нежелательный предмет, то перейдите в меню «Ретушь» и воспользуйтесь инструментом «Корректор». Мышкой выделите предмет, а затем убавьте его насыщенность.


Конечно же, это далеко не полный список ошибок, которые могут испортить любую, даже, казалось бы, самую гениальную идею. Но учитывая эти простые моменты, вы сможете сделать ещё один шаг на пути к созданию профессиональных фотокадров, а «ФотоМАСТЕР» поможет вам в этом. Установите софт и убедитесь, и создание идеальных кадров - это проще, чем кажется на первый взгляд.

Когда я купил свой первый фотоаппарат, я сразу же принялся изучать руководство к его применению, я ни на минуту не расставался с этими листиками, я брал их с собой на фото прогулки, читал их перед сном. Не скажу, что мне очень нравилось это занятие, но у меня была цель стать , и я знал, что для этого мне надо многому научиться. Я призываю всех, кто желает преуспеть в фотоделе, изучать как можно больше информации, и помнить, что инструкция к фотокамере не должна быть единственным источником ваших познаний в фотографии. В процессе своего обучения я делал много нелепых ошибок, думаю, это типичные ошибки начинающих фотографов, вот с ними-то я и хочу ознакомить вас в этой статье, дабы в ходе своего самообучения вы могли заранее их предвидеть и успешно избегать.

Я отказался от вспышки

Если вы уже имели дело с выдвижной вспышкой pop-up, то вы, скорее всего, поймете, почему я сделал этот выбор. Всякий раз, когда кто-нибудь спрашивал меня об этом, я отвечал, что мне просто не нравятся вспышки. О, как я же ошибался. Позже я понял, почему мне так не нравилась моя вспышка - это был совершенно неправильный тип вспышки; неприятный, резкий и плоский свет сверху над самой камерой. Моя неприязнь к вспышкам продолжалась до тех пор, пока один мой хороший знакомый фотограф не настоял на том, чтобы я купил правильную вспышку, которую он уже давно мне советовал. И тогда в мой фото мир ворвались всевозможные виды и схемы освещения, открыв еще больше возможностей для творчества.

Неверный выбор режима фокусировки

При съемке событий, которые разворачиваются в непосредственной близости от вас, или когда вы хотите запечатлеть что-то уникальное и необычное, как правило, совсем нет времени на то, чтобы произвести все необходимые настройки. В таких случаях приходится идти на компромисс, надеясь, что потом при помощи фоторедактора можно будет исправить какие-то недочеты на снимке. Помните, что фокус относится к тем вещам, которые не поддаются .

Если вы выбрали неправильный режим фокусировки, то ваша камера будет, либо непрерывно пытаться перефокусироваться, либо же вовсе не будет отслеживать ни сам объект съемки, ни его движение.

Неправильно настроенная светочувствительность - ISO

У меня было 2 проблемы со светочувствительностью, во-первых, я знал, и не хотел особо с этим возиться, поэтому установил уровень 100 и больше его не менял. Как вы уже, наверное, догадались, из-за этого мои фотографии были очень темными и недоэкспонированными, что явно не прибавляло им качества. Другая моя ошибка заключалась в том, что временами я менял уровень ISO, например, на 1600, а потом, забывая об этом, фотографировал с той же настройкой при ярком солнечном освещении, поэтому снимки получались с большим уровнем шума. Такие мелочи легко упустить из виду, особенно если вы только начинаете заниматься фотографией, но постоянная практика поможет вам выработать привычку всегда проверять настройки фотоаппарата перед съемкой. Сейчас я пользуюсь ISO 1000, даже когда фотографирую со вспышкой, так мне удается получить больше фоновых деталей, например, как на фото снизу.


Снимал только в формате JPG

Даже, несмотря на то, что формат RAW открывает гораздо больше возможностей, я не стану агитировать вас полностью отказываться от формата JPG. Конечно же удобно, когда, снимая в JPG, камера сама выбирает нужные настройки баланса белого, резкости, насыщенности и контраста, но здесь есть один недостаток - при этом настолько сильно сжимается изображение, что внести в него какие-либо изменения при обработке довольно сложно. И хотя я не большой любитель постобработки снимков, ибо не нахожу в этом ничего забавного, но потеря качества при сжатии и пересохранении файлов меня серьезно обеспокоила - сделав в одно и то же время снимки в режиме RAW и JPG, вы можете увидеть реальную разницу между 2 фотографиями.

Я ничего не знал о режиме Bulb

Возможно, для большинства моих читателей этот момент не покажется столь важным, каким он был для меня. Ведь не все же помешаны на ночной съемке. Раньше меня очень разочаровывал тот факт, что максимальное составляет всего 30 секунд, тогда я еще не понимал, что поставив камеру в режим «выдержка от руки», я могу держать затвор открытым столько, сколько мне нужно. Кроме того, это мое новое открытие очень пригодилось мне и для съемки с медленной синхронизацией вспышки, позволяя настраивать продолжительность экспонирования по моему желанию. Но до меня все это дошло не сразу, а только когда я снова стал фотографировать на плёнку и заметил на ручке настройки выдержки установку ‘B’.


Я никогда не делал резервных копий

Стыдно признаться, но я принадлежу к числу тех недоумков, которые из-за обычного отказа жесткого диска потеряли все свои фотографии. И хотя мои первые снимки значительно уступали по качеству и всем остальным параметрам моим теперешним «шедеврам», и, оглядываясь назад, я уже совсем не переживаю по этому поводу, но в глубинах моего подсознания все же осталась некая досада от той потери.

Теперь я делаю резервные копии сразу же при импорте фотографий, а потом каждый месяц удаляю их, перенося оригинальные файлы на 2 внешних диска, таким образом, я освобождаю место на диске своего компьютера и при этом ничего не теряю.

Я выбрал не тот объектив

Помню, когда я впервые увидел рекламу 18-250 мм объектива от компании Sigma, я подумал, что это именно то, что мне нужно, то, что я искал, ведь теперь отпадает необходимость постоянно менять объективы, есть один на все случаи съемки, - здорово! Но, как же я ошибался! Самый простой объектив с фиксированным фокусным расстоянием 50 мм кому-то может показаться необычным выбором, но если вы ищите качество и разбираетесь в настройках камеры, то это будет именно то, что вам действительно нужно, то о чем вы никогда не пожалеете. Казалось бы, что хорошего может быть в средненьком непримечательном «полтиннике», но я уверен, он непременно вас очарует своей простотой, компактностью, большой светосилой и просто изумительным качеством снимков.


Я скидывал фото на компьютер через USB-кабель

Я на самом деле не понимал, что терял, пока не купил картридер CF - разница в скорости передачи меня просто шокировала. До этого я скидывал фото на компьютер, пользуясь обычным кабелем USB, но весь процесс длился настолько долго, что я просто попусту тратил кучу времени, заряд батареи, и постоянно сталкивался со сбоями при передаче. С тех пор, как у меня появился картридер, в сторону USB я даже и не смотрю.

Если у вас новая модель зеркального фотоаппарата, то, скорее всего, там есть слот для SD-карт, а в ноутбуке встроен для них картридер, и нет вам никаких оправданий, если вы им не пользуетесь.

Баланс белого был на автоматическом режиме

Одна из самых больших ошибок начинающих фотографов. В свое время, пытаясь понять, что такое баланс белого, я нигде не мог найти вразумительного объяснения; все имеющиеся на тот момент руководства предлагали ту же информацию, что и инструкции к фотоаппарату и в пояснениях использовались слова, значения которых для меня были не понятны. Поэтому почти всегда на моей камере был установлен режим AWB (автоматический баланс белого). Но потом я стал замечать, что при съемке внутри помещения автоматический режим не всегда срабатывал, и некоторые снимки получались довольно паршивого качества с нереальным оранжевым оттенком. Как только вы начнете сами устанавливать правильный баланс белого, а не будете доверять это автомату, то вскоре увидите огромную разницу в цвете, что непременно отразится на общем качестве ваших фотографий, и они больше не будут похожи на снимки любителя-дилетанта.

Я пользовался бесплатным фоторедактором

В мире фотографии это своего рода преступление. Раньше я управлял своей фотобиблиотекой с помощью iPhoto, но это приложение практически уничтожало фотографии при попытке их редактировать. Самой большой проблемой для меня было то, что при обработке, снимки теряли свою резкость, поскольку программа довольно плохо справлялась со своими задачами. Поэтому обязательно обзаведитесь надежной программой для работы и сделайте резервное копирование прямо сейчас, так вы не повторите моих ошибок.

Как же здорово ощущать в руках приятную тяжесть только что купленной (или еще лучше - подаренной) новенькой дорогой цифровой зеркальной фотокамеры, которая имеет огромное количество самых разнообразных функций! Согласитесь, в этот момент у любого человека сразу же появляется непреодолимое желание заняться фотоискусством. Причем, заняться серьезно, а не абы как! Но поумерьте, поумерьте свой пыл, друзья! Не всё сразу. Не станете вы в одночасье великим мастером фотографии! В первые не то чтобы дни, а даже месяцы, а, порой, и годы вы будете допускать огромное количество ошибок в фотографировании!

Эта статья адресована тем счастливым обладателем новеньких зеркалок, которые прежде никогда не держали их в руках. Сегодня мы постараемся рассказать вам о самых распространенных ошибках новичков в фотографии. Итак, давайте начнем.

Ошибка первая

Самая первая, и, пожалуй, самая часто встречающаяся ошибка новичков - это постоянное использование встроенной вспышки при фотографировании объектов, которые расположены на достаточно большом расстоянии от фотографа. Никто не спорит, что вспышка, в том числе и встроенная в фотоаппарат, штука весьма полезная. Особенно хорошо ее использовать для подсветки теней при съемке на улице в яркий солнечный день (настоятельно рекомендуем использовать встроенную вспышку при съемке портретов в таких условиях!). Но вот если объект, который вы решили сфотографировать, находится от вас на расстоянии около сотни или даже больше метров - то от вспышки, даже внешней, а они, как известно, намного мощнее встроенных, не будет совершенно никакого толку. Представьте, например, что вы решили в сумерках сфотографировать панораму городской улицы. Вспышка, даже самая сильная, осветит только то, что находится от нее в паре десятков метров… И не снимайте со вспышкой в театре, цирке или на концертах. На сцене или на манеже всегда достаточно света, чтобы сделать качественный кадр. Это в зале может быть темно. А там где артист - светло. Если даже и существуют в спектакле темные сцены, то это оправдано режиссерской задумкой, и блиц вашей вспышки может запросто разрушить все состояние мизансцены. Более того, вы не просто «разрушите» спектакль, вы вообще ничего не добьетесь! На вашем снимке будет совсем не то, что хотел показать режиссер. А в цирке снимать со вспышкой так вообще опасно. Думается, нет особой нужды объяснять, почему. Цирковой артист и так работает с большим риском, а если его ослепит неожиданный луч света - это может закончиться трагедией. Да и животные в цирке на вспышку могут среагировать неадекватно и наброситься на зрителей.

Ошибка вторая

И тоже весьма распространенная среди новичков в фотографии. Речь о неведанном звере по имени ISO. Что это за штука такая, как правильно выбрать этот параметр при съемке в том или ином случае, что зависит от неправильного выбора ISO, как будут себя вести другие настройки после его изменения - это лишь малая часть вопросов и проблем, встающих перед новичками в фотографии. Они могут запросто поставить в тупик неопытного фотографа. Вот поэтому мы и рекомендуем вам на первых порах довериться автоматике вашего замечательного фотоаппарата и перед началом сложной съемки установить опцию AUTO ISO. Даже если автоматика вдруг даст сбой и подведет вас, это будет не так страшно, как может показаться сначала. Не знавши дела, вы сами можете совершить ошибку намного более грубую. Такую, которую, возможно, даже нельзя будет исправить в процессе постоброаботки картинки на компьютере.

Ошибка третья

Настоятельно рекомендуем самым тщательнейшим образом изучать инструкцию своего фотоаппарата. Незнание всего того, что умеет делать ваш фотоаппарат можно даже назвать своего рода преступлением. И наказание за это ваше преступление неотвратимо. Долго себя ждать оно не заставит, уверяем вас! Не зная всех функций и возможностей фотокамеры, которую вы держите в руках, вряд ли вы сможете получить тот результат, который ожидаете получить. А ожидаете вы, смеем предположить, красивых, четких и качественных картинок, которые все мы видим на страницах глянцевых журналов. Изучайте технические возможности своего фотоаппарата! Это поможет вам достичь неплохих результатов.

Любой фотограф, в том числе и начинающий, обязательно должен уметь ориентироваться в выборе режимов фотографирования. Внимательно изучите все рычаги, кнопочки и прочие узлы и органы управления, расположенные на вашем фотоаппарате. Самым тщательнейшим образом изучите все символы и знаки, изображенные около их. Для тех, кто знает, что означает тот или иной символ на фотокамере, никаких загадок и неразрешимых вопросов во время съемки не останется. Ну, например, согласитесь, совершенно нетрудно запомнить, что значком Р обозначается так называемы программный режим, в котором может работать ваш фотоаппарат. Значок S или Tv - это режим приоритета выдержки. А или Аv - режим приоритета диафрагмы. Полное ручное управление фотокамерой включается установление органа управления на значок М. Некоторые, более совершенные фотокамеры имеют также ряд других режимов съемки, которые обозначаются символами С1, С2 или ЕТХ.

Ошибка четвертая

Эта ошибка - совершенное невнимание начинающих фотографов к такому замечательному аксессуару, как бленда. Ну почему, почему вы боитесь ее использовать?! Ведь придумали ее еще на заре фотографии именно для нас с вами, фотографов! Да, для того, чтобы бленду было удобнее хранить и транспортировать, конструкторы фотоаппаратуры придумали устанавливать ее на объектив, так сказать, в обратном положении (кстати, она в этом случае служит неплохой защитой и для самого объективу). Но во время работы, то есть непосредственно фотосъемки, установите бленду в правильное, свойственное ей положение! Или вы забыли, для чего бленда вообще существует? Правильно. Для того, чтобы на переднюю линзу объектива не попадал нежелательный в том или ином случае свет и не влиял пагубно на изображение, которое объектив рисует на матрице. Так и до разных бликов, рефлексов и пятен на картинке недалеко.

Ошибка пятая

Никогда не забывайте про баланс белого. Если вы не научились правильно пользоваться балансом белого, вы никогда не добьетесь правильной цветопередачи в кадре. Цвета на вашей фотографии будут неизбежно искажены. То, что в реальной жизни было белым, на ваших снимках может оказаться розовым, желтым или голубым. Да и вообще каким угодно.

Ошибка шестая

Помните так же и про такую замечательную функцию вашей фотокамеры, как возможность ручной фокусировки объектива путем вращения фокусировочного кольца. Таким образом вы можете идеально точно настроить резкость изображения именно на ту точку в кадре, которая вам необходима. Режим автофокуса AF (Auto Focus) отключается очень легко - обычно это делается легким перемещением специального рычажка в то или иное положение.

Ошибка седьмая

Хоть это и покажется кому-то смешным и нелепым, тем не менее, у новичков это случается достаточно часто. Да-да, не смейтесь! Некоторые порой попросту забывают вставить в фотоаппарат карту памяти! Ну, например, придя домой с очередной съемки, вы, для того чтобы скинуть отснятый материал на свой компьютер, извлекаете из фотокамеры карту памяти. А после того, как скинули всё что нужно - самым элементарнейшим образом забываете вытащить карту памяти из компьютера и обратно возвратить ее в фотоаппарат! А представьте, что на следующий день вы приходите на ответственную съемку, включаете фотокамеру, и у вас на дисплее высвечивается надпись об отсутствии карты памяти… Всё. Это фиаско. Полный провал. Хорошо, если вы сможете по-быстрому сбегать в ближайший магазин, купить новую карту памяти и еще успеть кое-что отснять. А если вам предстоит работать в таком месте, где поблизости нет нужных магазинов? Ну, например, в лесу, в горах, в глухой деревне… Шансы на успех будут полностью упущены. Вот поэтому помните про память. В смысле, не забывайте про карту памяти. А еще лучше, положите в свою рабочую сумку запасную карту. Много места эта штучка не займет, сумку не утяжелит. А пригодиться может всегда. Ведь первая, основная, рабочая карта памяти иногда может оказаться полностью заполненной.

Ошибка восьмая

Эта ошибка заключается в игнорировании правильного подбора объектива для съемки. Представьте, собрались вы, например, на съемку пейзажей. А в свою походную рабочую сумку положили фотокамеру, в которую вставлен длиннофокусный объектив. Приехали на место. Увидели перед собой роскошную панораму гор. Ну и как всю эту красоту передать на снимке длиннофокусником? Не, попытаться сделать это, конечно же, можно. Но под силу это только очень опытному мастеру фотографии. Или, например, вы пришли на съемку к знаменитому ювелиру, а в аппарате у вас установлен широкоугольник. Панораму мастерской вы, конечно же, снимете, и, причем сделаете это довольно легко и без особых проблем. Но вот сфотографировать руки самого мастера за работой, крупным планом, у вас, скорее всего, не получится. Для этих целей нужен совершенно другой объектив.

Ошибка девятая

На некоторые виды работы не забывайте брать с собой штатив. Это касается тех видов съемки, когда приходится фотографировать на длинных выдержках, то есть на медленных скоростях срабатывания затвора. В первую очередь так снимать приходится в условиях плохой освещенности. Ну, например, вечером или ночью на улице. Для того, чтобы изображение не получилось у вас смазанным, снимая на длинных выдержках, фотокамеру нужно надежно фиксировать. Это исключит ее шевеление при срабатывании затвора. Для этого и нужен штатив, или, как его еще иногда называют, трипод. Раньше, кстати, штатив называли еще проще - тренога. Наряду с триподами, существуют так же еще и моноподы. Монопод - это своего рода одноногий штатив. У камеры, установленной на штатив, возможности при съемке расширяются в довольно значительной степени. Если вы собираетесь на вечернюю или ночную съемку - постарайтесь не забыть захватить с собой этот весьма необходимый аксессуар.

Ошибка десятая

И самая, не удивляйтесь, необычная. Собираясь на съемку, проверьте, Положили ли вы в сумку фотокамеру. Поверьте, бывает, что иногда и забывают…

Если честно, я хотел разбить статью на две части, но в конце концов решил выдать материал полностью для лучшего усвоения. Поэтому приготовьтесь впитывать в себя горы полезной информации. Ведь любой более или менее опытный фотограф назовет огромный список ошибок, которые в свое время он совершал: потерянная крышка объектива, отсутствие резкости, «заваленный» горизонт в кадре, разбитая оптика, загубленная фотосессия и так далее. Некоторые советы начинающим фотографам я уже давал в этой статье , советую ее прочитать! Итак, поехали.

Ошибки начинающих фотографов и рецепты их исправления

Об изучении скучной инструкции

Это один из фундаментальных пунктов, вынесенный на первое место! Все возможности вашей камеры прописаны в этом «техническом талмуде». Изучайте инструкцию с камерой в руках и на практике пробуйте следовать всем указаниям. Ищущий обязательно найдет в ней ответы практически на все вопросы.

Эксперимент в настройках

Отличный способ создания креативных фотографий – экспериментирование с великими возможностями вашей камеры. Довольно частая ошибка начинающих фотографов – в боязни использования различных творческих режимов и функций. Дерзайте, не бойтесь, побудьте испытателями! Меняя настройки, есть, конечно, риск создать затемненные или засвеченные фотографии. Но это не катастрофа и вполне поправимое дело.

В худшем случае, оно означает пропуск одного-двух важных кадров. Но, делая последующие фото, вы будете знать, как настроить фототехнику. А совершенству нет предела!

Отмените старые настройки

Еще одна из ошибок начинающих фотографов – оставлять прежние настройки для новой серии кадров. Приучите себя аннулировать все настройки после каждого фотосета. Это наилучший способ избежать проблем.

Перед очередной съемкой настраивайте фотоаппарат по-новому. Кроме самой настройки, обращайте внимание на «отладку» вспышки и других фотографических атрибутов техники, которые могут понадобиться.

Установка точечного замера экспозиции

При съемке и частом перемещении фотокамеры из светлого пространства в темное и наоборот, экспозиция может резко меняться от кадра к кадру. Если вы это заметили – поставьте точечный экспозамер.

Пятна и пыль на изображениях

Заметив странные пятна на своих фото, следует проверить фотокамеру. Это явление довольно распространенное. Грязной может быть и матрица, и объектив. Если нет возможности избавиться от загрязнения сразу, а съемка еще продолжается, то лучше снимать с прикрытой диафрагмой, примерно от f/11 и выше. До полной очистки техники избегайте фотографировать однотонные пространства. Пощелкайте что-то более разноцветное.

В крайнем случае можно, конечно, посидеть на минут двадцать подольше в фотошопе.

Режим ручной фокусировки на объективе

Пытаетесь сфотографировать красоту, находящуюся на позволительном расстоянии для съемки, и ничего не выходит? Проверьте режим объектива. Частенько причиной является установка оптики на ручной режим фокуса. Исправьте оплошность и чудесный кадр окажется в вашей копилке!

Установка режима непрерывной съемки

Одной из ошибок начинающих фотографов является некачественная съемка быстроменяющихся сюжетов. Установите настройку фотоаппарата в режим серийной съемки . В данном случае техника будет создавать несколько кадров в секунду. В противном – вы можете упустить важный «кадровый» момент.

Очень маленькое или слишком большое значение ISO

Забывчивость убрать настройки ISO после ночной или вечерней фотосессии чревата «зернистыми» фотографиями при последующей работе в условиях с хорошей освещенностью. От неприятности можно избавиться, изменив настройку ISO в наименьшую сторону.

Также, работая в помещении с недостаточным освещением, новички упускают из виду необходимость увеличения значения светочувствительности. В результате – на снимках очень темно.

О форматировании карты памяти

Перед важной фотосъемкой проверьте заполненность карты памяти фотоаппарата. Обидно, если для главного момента не останется места. Желательно очищать карту памяти после переноса отснятых фотографий непосредственно на компьютер. Это значительно улучшит эффективность работы фотокамеры.

Вспышка при дневной съемке

О полезности вспышки в темное время суток спорить никто не станет. А вот днем, при ярком свете, профпригодность ее значительно отличается от ночной. Дневная фотосессия со вспышкой может значительно уменьшить общий контраст изображений или выглядеть на фото в виде ярких следов. Учитывайте это. Единственное исключение - использовать вспышку желательно только против солнца, чтобы смягчить тени на модели.

Компенсация экспозиции

Компенсация экспозиции – лучший способ, предотвращающий ошибки в большинстве режимов. В зависимости от ситуации ее всегда можно откорректировать, поставив значения в «+» или в «–».

На голове растут деревья

Весьма распространенная фотографическая сцена. Нередкой ошибкой начинающих фотографов являются фото, когда у человека на голове «вырастают» столбы или деревья, а линия горизонта или какая-нибудь палка «выходит» из ушей.

Фотограф: Leszek Kowalski.

Отойдите чуть в сторону и деревья возвратятся на землю, столбы обретут основание, а линия горизонта встанет на место. Постарайтесь обращать внимание на фон , тем самым подобные ляпы можно пресечь на корню.

Кадровые обрезки

На снимках новичков часто получаются «обрезанные» краем кадра локти, кисти, ступни, одежда . А на заднем плане виднеется чье-то наполовину обрезанное лицо или конечность. Создавая портрет , уберите из кадра все лишние детали, которые мешают созданию гармоничной композиции.

Не обрезайте ноги-руки человеку по суставам! Если возникла насущная необходимость обрезки, то не стоит делать из человека инвалида - обрежьте кадр выше колен или, соответственно, выше локтей. Но не в районе ступни или кисти.

Об эффекте красных глаз

Подобное явление возникает из-за использования вспышки в условиях недостаточной освещенности. Это случается, потому что свет от фотовспышки отражается сетчаткой человеческого глаза. Неприятность, портящая снимок. Как с ней бороться?

Первая мысль, приходящая на ум – отказаться от фотовспышки. Решение вполне разумное! Но некоторые условия освещения не позволяют этого сделать. Попросите человека не смотреть прямо в объектив, либо установите вспышку так, чтобы световой поток не «бил в лоб». Хорошим вариантом будет комбинирование естественного света и внешней вспышки.

Фотограф: Олег Линник.

Избежать нежелательного эффекта «глаз вампира» можно, используя функцию под названием «красные глаза», которая присутствует во многих современных фотоаппаратах.

Очень далеко

Поймать настроение, выражения лиц, эмоции – вполне естественное стремление при групповой съемке. Ошибка начинающих фотографов в том, что такие фотографии делаются на большом отдалении. Стоит приблизиться, оптимально используя в кадре пространство вокруг. Также неплохо бы пользоваться и зум-объективом, если таковой имеется.

Все и сразу!

Много – не всегда хорошо. Не нужно заполнять кадр бесчисленным количеством объектов. Ищите способ привлечь внимание к наиболее важным деталям. Одно из средств – выбор фона, который не позволит отвлечься от главного объекта.

Помните об освещении

Светочувствительность современной фототехники сегодня такова, что съемку можно проводить в любых условиях. Но при очень ярком освещении обилие резких теней или бликов часто разочаровывает. Хотя фотоаппарат сам правильно определяет общий уровень освещенности, он все же иногда неправильно устанавливает необходимую экспозицию.

Фотограф: Анна Алексеенко.

Чтобы избавиться от резких теней пользуйтесь рефлектором (отражателем).

Выглянуло солнышко

И появилась засветка. Избыток света, который направлен прямо в объектив, является причиной бликов даже в том случае, если солнце и вовсе не попадает в кадр. Избавиться от кругов и пятен, отражающихся от внутренних линз объектива довольно легко. Измените положение фотоаппарата, либо используйте отличный инструмент под названием «бленда».

Держи ровнее

Важным моментом горизонтальной линии в композиции является ее ровное расположение! В противном случае вид объекта, скатывающегося с горы, вам обеспечен. заключаются именно в этих, казалось бы, мелочах. Горизонт очень легко «заваливается», особенно при съемках на море. Для правильности воспользуйтесь индикатором видоискателя или ЖК-экраном. Незначительный угол наклона практически незаметен при съемке, но хорошо обозрим в напечатанных фотографиях.

Проверка на резкость

Нужно заранее убедиться, что обозначенная на экране видоискателя область фокусировки наведена точно на объект съемки.

Работа автофокуса затруднена в тумане или в тени. Чуть больше внимания в таких условиях и у вас получится отличное резкое фото.

Пересвет и провал в черноту

Качественный снимок не содержит совершенно белых или совершенно черных пятен. Даже если один из возможных трех цветовых каналов оказался засвеченным, это тоже считается пересветом. Если, конечно, такой маневр не предусмотрен творческим замыслом. Например, портретная съемка на черном или белом фоне.

Постарайтесь, чтобы при ночной съемке фонари и освещенные здания не выглядели белыми пятнами. При дневной – таким пятном может оказаться небо. Анализируйте свои фотоизыскания, сразу после съемки просматривая гистограмму. Если камера позволяет, сохраняйте снимки в RAW формате. Это очень важный момент. Никогда не снимайте в JPG, если в камере есть RAW - за этим вы ее и покупали!

Шум – маленькая мелочь

А доставляет неприятности. Шумы на фото могут выглядеть словно мелкий цветной песок. Появление шумов связано с высокой светочувствительностью. Это особенно актуально в цифровой фототехнике с матрицей маленькой площади. Но в некоторых случаях шум наоборот дополняет художественную задумку.

Подправить этот недочет можно средствами фотошопа (как вариант, фильтром Reduce Noise). Но лучше позаботиться об этом заранее, уменьшив ISO или чуть более осветив предмет съемки. О других дефектах на фото и .

Горизонт посредине

Желательно, чтобы линия горизонта находилась не посредине, а в первой или третьей плоскости кадра. Следите за тем, чтобы он не был «завален».

Золотое сечение - вот наше все! Многие великие фотографы пользуются им испокон веков, пользуйтесь и вы, не забывайте.

О параллельных линиях

Очередная ошибка начинающих фотографов – допуск рядом с границами фотографии параллельных линий. Мостовой бордюр или даже обычный ствол дерева могут испортить красивую задумку. Такой дефект скрывают, подумав о кадрировании или используя виньетирование.

Вспышка в лоб

Не делайте портретных съемок со встроенной вспышкой ! Вообще не делайте. Забудьте ее, как страшный сон. Представьте, что ее не существует. Отражатели, рассеиватели, экраны и прочие атрибуты – подспорье для качественного создания портрета . К тому же целые тома написаны о науках правильной постановки света. Почитайте некоторые из этих полезно-поучительных фолиантов.

Если все же очень хочется сделать портрет, не имея вообще никакого осветительного оборудования - создайте простейшую осветительную конструкцию из мощной лампы и зонтика, выложенного изнутри фольгой. При этом направьте на модель рассеянный свет от парочки картонок, оклеенных все той же фольгой. Постарайтесь избежать броских бликов и резких теней на лице. Свет должен подчеркивать объем!

Что и зачем?

Два важных вопроса, которые должен задать себе любой фотограф. Первый: «Что я снимаю?». Второй: «Зачем я это снимаю?». На выигрышных снимках всегда присутствует как минимум один интересный объект. Это является ключевым элементом, вокруг которого обустраивается вся композиция.

Нечто, зацепившее ваш взгляд и захватившее внимание, в первую очередь должно способствовать притяжению внимания зрителя.

Объект посередине кадра

К ошибкам начинающих фотографов относится и стремление расположить объект съемки строго посредине. Это зачастую приводит к неживому, статичному изображению. Вспомните «золотое сечение»: прицеливаясь для снимка и глядя в объектив, зрительно нарисуйте сетку из 9 квадратов (состоит из двух горизонтальных и двух вертикальных линий) и разместите главные детали кадра на месте пересечений этих линий или рядом.

К примеру, в портрете самая важная деталь – это глаза фотографируемого. Если снимаете пейзаж , то существенной деталью может быть лодка, скользящая по реке. Поместите судно рядом с пересечениями. Не забывайте, что линия горизонта должна располагаться рядом с одной из воображаемых горизонтальных линий.

Конфликтующие детали оставьте за бортом

При любой съемке убедитесь, что в кадре вокруг главного объекта нет предметов, которые могли бы переключить внимание зрителя. Нет того, что «уводит взгляд». Обычно отвлекающие взгляд вещи превосходят объект съемки по цвету, форме, размеру, насыщенности.

Одно из условий красивых и качественных фото – не включать в фотосессию сопутствующие аксессуары, конфликтующие с объектом съемки. Подумайте, действительно ли нужны в кадре провода, пересекающие фасад красивого здания?

Без карикатур

Искажение формы снимаемых объектов не менее известная ошибка начинающих фотографов . Такие огрехи (ракурсные искажения) появляются, если снимать модель снизу или сверху при значительно приближении. Если эффект падающих зданий, непропорциональной фигуры, нарушения параллельности линий и вертикалей не входит в планы и не является авторской задумкой, то «карикатуризм» совершенно неуместен.

О плоских снимках и передаче пространства

Так, почти закончили. Снимки могут выглядеть плоскими при выстраивании в кадре линий, параллельных границам фотографии. В этом случае передача пространства будет показана лишь за счет разных планов. Боковое направление съемки усиливает ощущение пространства. Используйте разные ракурсы и различные фокусные расстояния. Этим вы измените перспективу кадра. Творите красоту, делая кадры не только с передним планом – не забывайте и про средний, а также задний план!

Не сильно увлекайтесь редактированием

Обработка снимков, сделанных современной цифровой камерой, так же необходима, как и проявка пленки или, например, печать снимков. Художник же не приносит на выставку или не выставляет на продажу недописанную картину. Известный фотограф Dave Hill в фотошопе проводит часы напролет.

Нынешние технологии называют цифровым негативом формат RAW, а проявкой – процесс конвертации. Снимайте в формате RAW, правьте яркость и контраст, корректируйте цвет в конвертере (Lightroom или Camera RAW, можно еще это делать в Capture One Pro). Но не увлекайтесь чрезмерной обработкой.

Фотограф: Сергей Филимонов.

Никакая, даже самая профессиональная «шлифовка» не сделает шедевром плохой снимок. Ядовитые и чересчур насыщенные цвета, переконтраст или полное отсутствие контраста вообще, неестественная фактура кожи у людей – такие снимки стали обыденным явлением, но не следствием высокого профессионализма и красоты.

И напоследок. Не следуйте за толпой, ищите свой индивидуальный стиль, стремитесь к гармонии цвета, которая наиболее живо передаст сюжет ваших съемочных задумок и творческих идей. постепенно обращаются в знания и мастерство профессионала.

Надеюсь, что статья была вам полезна. Оставляйте, пожалуйста, комментарии – для меня это очень важно. Чуть ниже я добавил видео, которое поможет вам закрепить прочитанный материал.