Финансы, экономика

Педагогические приемы по улучшению освоения учебного материала. Что такое методический прием? Виды и классификация методических приемов

ПРИЁМ ОБУЧЕНИЯ

конкретная операция взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации метода обучения. П. о. характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познават. деятельностью и обусловливаются целью применения. В пед. лит-ре П. о. часто трактуется как часть метода, отд. акт обучения, наименьшая структурная единица процесса обучения, цикл действий, направленных на решение элементарных уч. задач. Все эти характеристики верны, однако не выявляют сущностных признаков П. о.

Реальная обучения состоит из определённых приёмов. На уровне уч. предметов сочетания приёмов составляют методики и даже целостные метод. системы. Поскольку П. о. по каждому уч. предмету множество, то критерием определения их сущности, полноты и достаточности являются обще-дидактич. метод. конкретно воплощаемый данным П. о., и организуемая познават. деятельность. При этом одни П. о. способны служить осуществлению ряда методов, т.е. меняют свою пед. сущность, другие - обслуживают только один метод. Так, приём работы с учебником, картой, графиком может обслуживать объяснительно-иллюстративный, репродуктивный или исследоват. методы; приём неоднократного переформулирования учителем данного им объяснения явления обслуживает только объяснительно-иллюстративный метод и т. д. Но сколько бы ни было П. о., все они определяются общедидактич. методами обучения и не выходят за рамки этих методов. В частнопредметном методе обучения, т.е. методе, специфическом для каждого уч. предмета, наборы П. о. вариативны, зависят от конкретного содержания уч. материала и предполагаемого уровня усвоения. В рамках одной и той же цели конкретная методика обучения включает множество сочетаний разл. П. о., что создаёт условия для выбора учителем приёмов, их сочетания и конструирования новых. Правильный выбор П. о. и их сочетаний обусловлен особенностью содержания (готовые , навыки и умения, эмоционально-ценностное отношение к объекту изучения), способом и планируемым уровнем усвоения, имеющимися средствами реализации, степенью эффективности приёма. Учитываются также уровень подготовки учащихся и конкретная уч. ситуация.

Актуальной проблемой является создание системы П. о. по каждому уч. предмету, соответствующих дидактич. системе методов обучения. Эти системы вариативны и являются сферой неограниченной творческой инициативы методистов и учителей, характеризуя их индивидуальный облик и метод. почерк.

Лит.: Ительсон Е. И., Приемы и методы обучения, СП, 1972, №2; Харьковский 3. С., Чу раков а Р. Г., Методы и приемы обучения, в. 1-3, 1973-77; Выбор методов обучения в ср. школе, под ред. Ю. К. Бабанского, М., 1981. И. Я. Лернер


Российская педагогическая энциклопедия. - М: «Большая Российская Энциклопедия» . Под ред. В. Г. Панова . 1993 .

Смотреть что такое "ПРИЁМ ОБУЧЕНИЯ" в других словарях:

    ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ - ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ. Конкретные действия и операции преподавателя, цель которых – сообщать знания, формировать навыки и умения, стимулировать учебную деятельность учащихся для решения частных задач процесса обучения. В структуре каждого метода… …

    Приёмы обучения - конкретные операции взаимодействия учителя и учащегося в процессе реализации методов обучения. П.о. характеризуются предметным содержанием, организуемой ими познавательной деятельностью и обусловливаются целью применения. В педагогической… … Педагогический терминологический словарь

    приём - а; м. см. тж. приёмный, приёмчик 1) к принять принимать 1), 9), 11), 16) Приём заявлений. Приём и сдача дел. Приём на подгот … Словарь многих выражений

    ПРИЁМ - ПРИЁМ. Базисная категория методики, наименьшая обучающая единица в деятельности преподавателя, «элементарный методический поступок, направленный на решение конкретной задачи преподавателя на определенном этапе практического занятия» (Ляховицкий,… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    приём - ПРИЁМ, а, м Способ действий при выполнении, осуществлении чего л. Приемы обучения … Толковый словарь русских существительных

    Приём Хартманна - Эрих Хартманн нем. Erich Alfred Hartmann 19 апреля 1922 20 сентября 1993 Прозвище Bubi Белокурый рыцарь Черный Дьявол … Википедия

    При искусственном освещении - 11.16 При искусственном освещении в учебных помещениях должны обеспечиваться нормируемые уровни освещенности и показатели качества освещения (показатель дискомфорта и коэффициент пульсации освещенности) в соответствии с гигиеническими… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    Методы активного обучения - (МАО) совокупность педагогических действий и приёмов, направленных на организацию учебного процесса и создающего специальными средствами условия, мотивирующие обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала … Википедия

    Система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. М. о. характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения.… … Российская педагогическая энциклопедия

    Результаты обучения (I) (learning outcomes, I) - Комментарий редакторов. Как и в случае с трансперсональной психологией, эта тема, по нашему мнению, яв ся настолько важной и настолько широкой, что она представлена здесь в двух различных трактовках. Мы полагаем, что читатель, познакомившись с… … Психологическая энциклопедия

Книги

  • Английский язык. Happy English. 5 класс. 1-й год обучения. Учебник. ФГОС , Кауфман Клара Исааковна, Кауфман Марианна Юрьевна. УМК "Счастливый английский. ру" для 5-го класса (первый год обучения) входит в состав предметной линии" Happy English. ru" для 5-11 -х классов основного общего образования при начале обучения… Купить за 774 руб
  • Хрестоматия социо/игровых приёмов обучения на школьных уроках. Интерактивные технологии современного образования в начальных классах , В. М. Букатов, А. П. Ершова. Использование социо/игровых приёмов на занятиях пробуждает интерес детей друг к другу. Но оно помогает и учителям в их способности понимать своё и детское поведение. А следующим шагом - уметь…
  1. Методы убеждения
  2. Методы организации жизни и деятельности
  3. Стимулирующие (оценочные) методы
  4. Приемы педагогического воздействия

14.1. В арсенале педагогической науки существуют термины «педагогическое взаимодействие» и «педагогическое воздействие».

Взаимодействие – это согласованная деятельность по достижению совместных целей и результатов, по решению участниками значимой для них проблемы и задачи, суть его – сотрудничество взрослого и ребенка в учебно-воспитательном процессе.

Педагогическое взаимодействие, сотрудничество выполняют развивающую роль для каждого участника. С одной стороны, педагог помогает детям в их развитии (умственном, нравственном, эмоциональном, физическом и т.п.), а с другой стороны, дети стимулируют самосовершенствование педагога в его профессионально-педагогических и общечеловеческих качествах.

Педагог, осуществляя педагогическое взаимодействие, должен осознать его суть, цели, принципы и содержание, которое реализуется в разнообразных формах воспитательной деятельности, выбрать способы, с помощью которых можно решить поставленные педагогические задачи. Для этого ему необходимо владеть всем арсеналом методов, приемов, средств педагогического воздействия.

Выделяют три основные группы методов воспитательного воздействия: 1) методы убеждения; 2) методы организации жизни и деятельности учащихся; 3) стимулирующие (оценочные) методы.

Методы убеждения , прежде всего, направлены на рациональную сферу формирующегося отношения. Убеждение – это процесс логического обоснования какого-либо суждения или умозаключения, оно предполагает наличие содержательной информации в сообщении педагога и осознанное отношение к ней воспитанника, воспринимающего информацию. Основное назначение методов убеждения – убедить учащихся в объективности, истинности, в жизненной необходимости овладения общественно ценными идеями, взглядами, нормами поведения, критериями оценки окружающего мира.

Разумеется, убеждение как метод воспитания надо рассматривать в единстве со всеми влияниями среды, которые испытывает на себе личность школьника, с его образом жизни, собственным опытом. Убеждающее воздействие призвано лишь помочь учащемуся самостоятельно разобраться и в окружающем мире, и в себе самом.

В науке предлагается следующая классификация методов убеждения [Гликман И.З.]:

Информационно-доказательный метод;

Поисковый метод;

Дискуссионный метод;

Самоубеждение через убеждение других.

Информационно-доказательный метод . Сущность его заключается в том, что педагог сообщает воспитанникам информацию, позволяющую сделать определенные выводы и сформулировать некоторые утверждения. Эти утверждения он стремится обосновать, доказать.

Чтобы сообщаемые сведения воспринимались лучше, он говорит доходчиво, понятно, ясно, показывая взаимосвязь явлений, иллюстрирует высказанные идеи примерами, отделяет главное от второстепенного, дополняет анализ и истолкование трудного материала элементами рассказа.

Наиболее сложной стороной этого метода является доказательство. В доказательстве можно выделить три основные части, которые в логике называются так:

Тезис – это утверждение, которое необходимо обосновать (например, основой общения является взаимное уважение людей);

Аргументы (доводы) – это те факты, теоретические положения или эксперимент, которые позволяют обосновать тезис;

Демонстрация – само рассуждение, которое позволяет связать тезис с аргументами.

Для того чтобы доказательство было убедительным, все его части должны удовлетворять некоторым требованиям.

Тезис должен быть правильным, точно установленным, соответствовать научным знаниям.

Факты , используемые в качестве аргументов, должны быть достоверные (точно установленные), типичные, яркие и убедительные.

Демонстрация – само рассуждение – должна быть логичной.

Хотя при убеждении речь идет о воздействии на область сознания детей, но нельзя при этом не учитывать состояния всей психики ребенка и, в частности, его эмоциональной сферы. Поэтому педагог должен использовать также средства внушения и заражения.

Заражение – это процесс передачи эмоционального состояния при контакте от одного человека к другому. Внушение – это воздействие на психику слушателей при сниженной сознательности и критичности к воспринимаемой информации. Педагог должен завоевать уважение и доверие своих воспитанников. В этом случае они будут слушать слова педагога, учитывать его советы и рекомендации.

Информационно-доказательное воздействие осуществляется в таких формах, как лекция, классный час, "разговор по душам", " круглый стол" и др.

Поисковый метод – это метод убеждения через организацию самостоятельного исследования воспитуемыми жизненных явлений, литературных и других источников информации. Педагог увлекает ребят самостоятельным поиском информации, чтением книг, журналов, организует сбор, систематизацию и оформление материала, помогает его осмыслить. И таким путем способствует усвоению и накоплению ценных сведений и формированию верных убеждений.

Дискуссионный метод представляет собой публичное обсуждение спорного вопроса с целью нахождения путей его решения. Дискуссия интересна и естественна для человека, она помогает ему лучше познать мир, глубже мыслить.

Организованная и направленная педагогом дискуссия превращается в метод формирования убеждений. Она позволяет более глубоко рассматривать и познавать различные жизненные проблемы, развивает способности и суждения, совершенствует интеллект и речь, формирует критичность и помогает развить у школьников всесторонний диалектический подход к явлениям жизни. То, что школьник слышит в высказываниях взрослых, педагогов, что он видит и с чем встречается в собственном опыте, что вычитывает в книге – все это, проверяясь в открытой борьбе мнений, более глубоко, широко, с разных сторон осознается и закрепляется в сознании. Поэтому в методике целенаправленного формирования убеждений дискуссия является необходимой составной частью. Воспитательный эффект ее зависит от тщательной подготовки и методически верного проведения.

Самоубеждение через убеждение других . Смысл этого метода в том, что чем больше убеждаешь других, тем лучше разбираешься в этих идеях сам, и тем прочнее становятся твои собственные убеждения.

При использовании этого метода процесс формирования убеждений принимает своеобразный вид. Во-первых, убеждая своих товарищей, школьник поддерживает, подкрепляет и расширяет ту работу, которую ведет среди них педагог. Во-вторых, убеждая других, он при этом упрочивает собственные убеждения.

Используя метод убеждений, педагог должен учитывать конкретную воспитательную ситуацию, возраст, особенности ребенка, его положение в системе межличностного общения в классе, в кругу друзей, условия воспитания в семье, его жизненный опыт, наличие собственной точки зрения по тому или иному вопросу, и в зависимости от этого строить свою тактику взаимодействия с ребенком.

Рассмотрим возможности применения метода убеждения в разных ситуациях.

1. У ребенка нет точки зрения по какому-либо вопросу. Он не противостоит педагогу. В этом случае необходимо сообщить ему нечто новое, сформировать его мнение. Успех зависит от того, насколько понятны и убедительны будут для воспитанника слова воспитателя.

2. Ребенку уже известна точка зрения на предмет разговора, отличная от точки зрения педагога. Это может быть позиция его товарищей или кого-либо из взрослых. Задача педагога в этом случае заключается в том, чтобы школьник засомневался в этой позиции. Разговор может протекать в таком русле: "Хорошо, попробуем разобраться вместе". Проявляя доброжелательность, терпение, стимулируя собственные размышления, оценки ребенка, проявляя искренний интерес в его анализу событий, поступков, высказываниям, педагог делает ребенка более восприимчивым к своим собственным доводам. При этом он не должен навязывать свое мнение, а подводить воспитанника к своим собственным выводам.

3. Подросток полностью уверен в правоте своих взглядов. В этом случае нужно предложить ему самому обосновать свое мнение, найти убедительные аргументы в его защиту. При этом необходимо внимательно выслушать подростка, стараясь найти наиболее слабые, уязвимые, противоречивые места в его рассуждениях. В этой ситуации задача заключается в том, чтобы ученик увидел, что не все его доводы являются бесспорными. Хотя нельзя рассчитывать, что подросток тут же будет думать по-другому, изменит свое мнение или признает очевидное. Важнее здесь – заронить "зерно сомнений", заставить воспитанника хотя бы в душе сомневаться в некоторых своих позициях. А далее последовательно, методично, проявляя при этом уважение, педагогический такт, стремиться к изменению сознания воспитанника.

4. Налицо открытый конфликт. Все возражения и доводы отвергаются, что называется, с порога. Тут одни слова, какие бы они ни были, не помогут. В этом случае метод убеждения заключается в том, чтобы поставить ребенка в такие ситуации, включить в такую деятельность, дать возможность столкнуться с такими фактами, которые вынужденно заставляют его, даже против собственной воли, задуматься, самостоятельно понять хоть какую-то долю своей неправоты. Вот тогда уже можно призвать на помощь логику, слова и доказательства.

14.2. Методы организации жизни и деятельности учащихся . Они призваны воздействовать на поведенческо-деятельностную сферу формирующегося отношения. Их цель – научить школьника определенным навыкам, умениям и формам поведения от простейших действий до сознательных социальных актов. Этой цели служит богатая палитра методов воспитания, включающих воспитанников в многообразные виды практической деятельности. Охарактеризуем некоторые из них.

Педагогическое требование – это предъявление ребенку в процессе воспитания социокультурной нормы отношения и поведения . Основное назначение требования – вызвать и стимулировать или прекратить и притормозить те или иные действия детей, проявление у них тех или иных нравственных качеств. Можно рассмотреть технологические правила предъявления педагогического требования:

Должно быть педагогически целесообразно, соответствовать действительности и логике событий;

Должно быть позитивным, т.е. вызывать совершенно определенный поступок, а не просто запрещать, тормозить действия воспитанников;

Должно быть индивидуализировано с учетом не только возрастных особенностей детей, но и их социального и культурного уровня развития;

Предъявляться в этичной форме;

Подкрепляться четкой инструктивной программой действий;

Должно быть доведено до логического конца.

По форме предъявления требования могут быть прямыми (предписание, инструкция, приказ, распоряжение, указание...) и косвенные (просьба, совет, намек, рекомендация, подсказка...). При реализации косвенных требований педагогическая позиция является максимально скрытой.

Приучение как метод представляет собой организацию планомерного и регулярного выполнения учащимися определенных действий, превращающихся в привычные формы поведения. Одним из средств метода приучения является режим жизни и деятельности учащихся, другим – нормы и правила культуры поведения, выраженные в обычаях, традициях, правилах этикета...

Упражнение как метод воспитания является логическим продолжением приучения и предполагает многократное повторение, закрепление, упрочение и совершенствование социально ценных и личностно значимых действий и поступков нравственного поведения. Для освоения культурного поведения можно использовать игры, школьные праздники, посещения театров, выставок, экскурсии, походы и др.

Поручение – метод воспитания, дающий возможность школьнику пережить свою ответственность перед группой и обществом и получить опыт и привычки полезной общественной деятельности. Каждый школьник любит отвечать за какое-то дело и чем-то или кем-то руководить. Выполняя поручение, он тренируется в руководстве общественным делом, в ответственности перед своими товарищами, старается проявить ожидаемое от него поведение. Однако многообразная система общественных поручений может быть только там, где налажена многообразная деятельность детей.

Создание воспитывающих ситуаций – метод, предполагающий включение воспитанников в ситуации выбора определенного решения, варианта поведения. Педагогическую ситуацию можно определить как преднамеренно подготовленный воспитателем фрагмент деятельности детей, обеспечивающий возможность такого выбора. Примеры метода воспитывающих ситуаций: различные полезные поручения, акции милосердия и благотворительности, конкурсы, состязания, ситуации нравственного выбора, моральной ответственности, проявления заботы и чуткости, толерантности, доверия и т.д.

14.3. Стимулирующие (оценочные) методы: поощрение и наказание. Их назначение – регулировка через эмоционально-волевую сферу проявляющихся положительных и отрицательных качеств личности воспитанника: стимулирование положительных и торможение отрицательных.

В педагогическом наследии А.С. Макаренко, С.Т. Шацкого, Я.Корчака, В.А. Сухомлинского и других педагогов подробно разработана теория и выработаны педагогические правила и требования к поощрению и наказанию. Вот некоторые из них:

1. Нельзя переоценивать роль поощрения и наказания в воспитательном процессе. В хорошем слаженном детском коллективе можно вообще длительное время обходиться без них.

2. Использование поощрений и наказаний эффективно только в сочетании с методами убеждения и организации жизни и деятельности детей.

3. Ведущим должен быть метод поощрения, вспомогательным – наказания.

4. Поощрения и наказания должны быть индивидуализированными, учитывать возрастные, половые особенности, сложившуюся психолого-педагогическую ситуацию.

Поощрение обладает колоссальной воспитательной силой, поэтому воспитателю необходимо изыскивать все возможности для применения этого метода. Для этого надо, прежде всего, очень внимательно приглядываться к деятельности и поведению детей, стремится найти и отметить у них каждый успех, каждое положительное качество личности.

Виды поощрения: одобрение, похвала, доверие, удовлетворение определенных интересов и потребностей, выражение положительного отношения.

Требования к поощрению: должно быть справедливым, поскольку каждый поступок требует от воспитанника разных волевых усилий; нужно соблюдать меру; сопровождаться объяснением, что именно достойно поощрения; поощрение должно сочетаться с предъявлением новых требований, способствующих развитию личности.

Противоположный поощрению метод педагогического воздействия – наказание.

Виды наказания: наказание-осуждение, наказание-ограничение, наказание-упражнение, наказание-условность, наказание изменением отношения.

Правила наказания: наказание не должно вредить здоровью – ни физическому, ни психическому; при наказании отрицательная оценка должна даваться не ученику вообще, не его личности в целом, даже не его поведению в полном объеме, а конкретному проступку; наказания должны быть лишь за преднамеренные проступки, за сознательное нарушение интересов других людей и общества; за один проступок – одно наказание; если проступков совершено сразу много, то одно наказание за все сразу; наказание не должно унижать человеческое достоинство; если воспитанник наказан, значит, прощен.

Таким образом, наказание – это не репрессия, не ущемление свободы личности, а указание на ошибку, средство ее осознания и исправления.

14.4. Методы педагогического воздействия часто реализуются через систему приемов.

Прием педагогического воздействия – это способ организации определенной педагогической ситуации, при которой на основе соответствующих закономерностей у школьника возникают новые мысли и чувства, побуждающие его к положительным поступкам. Это приемы, корректирующие поведение воспитанника, дополняющие методы воспитания. Для выбора приема необходимо предварительно определить характер и преобладающие мотивы поведения, душевное состояние воспитанника. Воспитатель должен глубоко продумать свои действия, направленные на выражение своего отношения к воспитаннику. Здесь важное значение приобретают не только слова, их содержание, но и интонация, мимика, поза воспитателя.

По существующей классификации насчитывается тридцать приемов педагогического воздействия, которые разделяют на две группы .

1.Созидающие приемы корректируют поведение учащихся на основе положительных чувств и соответственно способствуют развитию положительных качеств личности. К ним относятся: доброта, внимание, просьба, пробуждение гуманных чувств, проявление огорчения, моральная поддержка и укрепление веры в собственные силы, опосредование, организация ситуации успеха, вовлечение в интересную деятельность и др.

2. Тормозящие приемы способствуют преодолению отрицательных проявлений и качеств и представляют собой тормозящее педагогическое действие: ласковый упрек, намек, безразличие или недоверие, ирония, развенчание, проявление возмущения, предупреждение и др.

Рассмотрим такие приемы педагогического воздействия, как обходное движение, показ умений и превосходства педагога, опосредование, фланговый подход, параллельное педагогическое действие.

Прием обходное движение связан с защитой воспитанника от обвинений коллектива. Это происходит в тех случаях, когда педагог силой своего авторитета берет на себя право безоговорочной поддержки воспитанника, совершившего проступок.

Прием показ умений и превосходства педагога бывает необходим, когда педагогу, особенно молодому, требуется утвердить свой авторитет. При знакомстве с детским коллективом молодому педагогу очень важно не растеряться и показать свои знания, умения, особенно в той области, которая вызывает интерес ученической аудитории.

Прием опосредование реализуется за счет использования не прямого указания, а через так называемое промежуточное звено. Таким звеном является поставленное ученику условие, выполнив которое он получает возможность удовлетворить свои потребности, интересы, желания.

Прием фланговый подход заключается в переключении отрицательных действий воспитанника в положительное русло через включение в одобряемую деятельность на основе чувств, которые ранее провоцировали отрицательные поступки.

Прием параллельное педагогическое действие означает косвенное воздействие на воспитанника посредством классного коллектива, когда наказание адресуется не конкретному ученику, а всему классу. Этот прием эффективен при наличии сформированного коллектива.

Реализация описанных приемов требует от педагога акцентирования своего внимания на двух моментах: наличии подходящей ситуации и учете чувств, которые возникают у воспитанника в данной ситуации. Действенность каждого из приемов педагогического воздействия зависит от создания педагогом преднамеренной, новой ситуации. Другая педагогическая обстановка, в отличие от привычной, порождает удивление, производит сильное впечатление на воспитанника, и тем самым достигается эффект воздействия.

Приемы педагогического воздействия базируются на принципах педагогического оптимизма, уважения к воспитаннику, понимания его душевного состояния, раскрытия мотивов и внешних обстоятельств поступков воспитанников, заинтересованности в его судьбе.

Таким образом, мастерство педагогического взаимодействия и воздействия заключается:

В умении воспитателя анализировать жизнь своих воспитанников и педагогические результаты;

В знании методов и приемов педагогического воздействия и умении их использовать в соответствии с педагогической ситуацией;

Во владении воспитателей педагогической техникой, которая включает себя искусство общения с детьми, управление их вниманием, проникновение в их душевное состояние, выразительность чувств педагога, темп педагогических действий.

Методический прием в переводе с греческого языка означает «вариант достижения поставленной цели». Это определенная система взаимосвязанных последовательных действий воспитанников и педагога, благодаря которым происходит полноценное усвоение нового учебного материала.

Теоретические основы

Методический прием является многоаспектным и многомерным понятием. Педагогическая наука не содержит какого-то одного определенного подхода к выявлению методов. Разные авторы предлагают следующие обучающие методы:

  • рассказ;
  • дискуссия;
  • работа с учебником;
  • лабораторный практикум;
  • объяснение;
  • контрольная работа;
  • упражнение;
  • иллюстрация;
  • демонстрация;
  • разнообразные виды индивидуальный, письменный);
  • упражнение.

При этом каждый методический прием обладает множеством разновидностей, помогающих успешно справляться с любыми дидактическими задачами.

Приемы обучения

Методические приемы на уроке используются педагогом с учетом индивидуальных особенностей класса, типа учебного занятия. Прием является составной частью метода. В педагогических колледжах и высших учебных заведениях будущие учителя овладевают всеми приемами обучения, разработанными ведущими представителями педагогической науки. Методические приемы в начальной школе предусматривают максимальное использование наглядных средств обучения, что необходимо в данном возрасте.

Работа с книгой

При чтении книги выделяют сразу несколько приемов:

  • чтение текста вслух;
  • составление плана по прочитанному тексту;
  • заполнение таблицы по прочитанному содержанию;
  • выделение логической схемы услышанного текста;
  • составление краткого конспекта;
  • выбор цитат.

В разных ситуациях методические приемы на уроке могут осуществляться путем использования разнообразных приемов.

К примеру, работая с книгой, на одном учебном занятии сочетают составление конспекта и чтение вслух, а на другом уроке к тексту подбирают цитаты и составляют логическую схему. Составляя ее, ребята пользуются объяснительно-иллюстративными методами. Педагог в процессе знакомства воспитанников с новым учебным материалом предлагаем им самостоятельную работу.

Что необходимо для использования приемов и методов

Педагогические методические приемы реализуются только при обеспечении учебного процесса необходимыми материальными средствами. Для лабораторного приема потребуется оборудование, для компьютерных технологий - персональный компьютер. Средствами обучения называют материальные объекты, которые необходимы для поддержки учебного процесса. Именно они становятся основным инструментом в работе современного учителя.

Материальные средства обучения

К ним относят иллюстрации, коллекции, муляжи; технические средства обучения, дидактический материал.

Материализованными средствами считают жесты и мимику, речь, коммуникативную, познавательную, трудовую деятельность.

Предназначение средств обучения определяется их дидактическими характеристиками. Например, при преподавании химии, учитель пользуется демонстрационным экспериментом на этапе изучения нового материала. Для закрепления полученных знаний и навыков, ребятам предлагаются практические и лабораторные работы.

Функции

Средства обучения, применяемые в современной школе, выполняют несколько функций.

  1. Компенсаторная способствует облегчению образовательного процесса, помощи в достижении поставленной цели с минимальными временными и физическими затратами.
  2. Адаптивная помогает педагогу соотнести содержание учебной дисциплины индивидуальным и возрастным особенностям школьников, получить благоприятные условия для гармонического развития детей, создания условий для организации самостоятельной работы школьников.
  3. Информативная подразумевает применение различных учебников, видеофильмов, проекционной аппаратуры, лабораторного оборудования.
  4. Интеграционная заключается в совокупности изучаемых явлений и предметов, выявлении сути и свойств процессов либо законов.

Прием «зигзаг»

Этот методический прием подходит для таких ситуаций, в которых необходимо за незначительный временной промежуток усвоить большой объем информации. В школьной программе во многих учебных дисциплинах на изучение конкретных тем отводится минимальное количество часов. Чтобы успеть за урок рассмотреть как можно больше параграфов, на помощь педагогу приходят именно такие методические приемы. В школе «зигзаг» позволяет за короткий промежуток времени запомнить детали большого объема информации. Материал усваивается в интерактивной форме, педагог не предлагает воспитанникам готовое решение, его поиском занимаются сами ученики. Этими методическими приемами являются навыки работы к группе. Происходит мобилизация всех учеников, Они учатся сообща искать в систематизировать информацию. К «зигзагу» подходят такие виды методических приемов, как «сводные таблицы», «эссе», «кластер».

Основная цель применения приема «зигзаг» - усвоение большого пласта нового материала. Изначально текст учителем делится на несколько отдельных частей. В классе выделяют несколько учебных групп, в каждой число ребят не превышает 5-6 человек. Они считаются «первичными» блоками. Новый материал делят на столько частей, сколько будет участников в каждом блоке.

При рассмотрении текста большого объема, можно увеличить число ребят в первичных группах до 6-7 человек. Предлагают ребятам один и тот же текст. Каждый член группы получает свой пронумерованный отрывок. Далее свою часть текста ученик прорабатывает индивидуально, составляет Основной его задачей является получение качественной «выжимки» из прочитанного отрывка. Методы и методические приемы для проведения подобной работы педагогом не ограничиваются. Можно составлять схему, делать таблицу, оформлять кластер.

На следующем этапе работы осуществляется групповая работа. Учащиеся переходят к «коллегам», формируются экспертные группы. В одном блоке будут собраны ребята, работающие с разными отрывками из одного текста. Осуществляется прием обсуждения. Ребята меняются своими мнениями, работами, выбирают оптимальный вариант для представления своего «куска» текста. В качестве дополнительного задания педагог предлагает составить по отрывку вопросы, чтобы остальным ребятам было понятно, усвоен ли материал. Далее школьники возвращаются в «исходные блоки», предполагается этап размышления. Он предполагает презентацию перед остальными школьниками той части текста, которая прорабатывалась ребятами индивидуально. В итоге каждый представитель мини-группы получает представление обо всем тексте. В качестве завершающего этапа методики «зигзаг» предполагается общая работа класса. Один из экспертов презентует свою часть текста, происходит повторное прослушивание текста. В случае необходимости «коллегу» дополняют другие «эксперты» из одной группы. На этапе рефлексии происходит выбор тех презентаций, которые оказались самыми доступными к запоминанию, понятными по изложению представляемого материала.

Подобные методические приемы в детском саду предлагаются в облегчённом варианте. Дошкольники также подразделяют на группы, но им предлагается не текст, а часть большого рисунка. Например, иллюстрация к «Сказке про репку» делится на несколько отдельных картинок. Один малыш получает изображение репки, второй деда, третий бабушки, четвертый внучки, пятый Жучки, шестой кошки. В итоге вместе они должны представить ребятам из другого блока готовый вариант известной всем сказочной истории.

Прием «коллекционер»

Такие методы и методические приемы обучения подходят для интерактивного образовательного процесса. «Коллекционер» хорош на этапе подготовки к усвоению нового учебного материала. Его считают универсальным методом, так как он одинаково хорош и для уроков технологии, и для химии. Основным переназначением такого метода является установление метапредметных и межпредметных связей, демонстрация возможности применения новых знаний для объяснения привычным явлений.

На первом этапе ученикам необходимо собрать коллекции. При подготовке к уроку они получают задание собрать максимальное количество разнообразных предметов, тесно связаны с тематикой урока. К примеру, при подготовке темы «Международные связи РФ» по географии, ребята собирают иностранные лейблы и этикетки. Их вклеивают в специальный альбом, а на контурной карте отмечают кружками все страны, из которых в Россию был завезен товар.

Для такого предмета, как литература, собирают коллекцию портретов поэтов и писателей либо героев, созданных ими. При подготовке к биологии ребята формируют коллекцию листьев различных деревьев, водорослей, перьев птиц и т. д.

На следующем этапе урока по определенному шаблону все найденные предметы формируются в один альбом. Каждый образец обязательно имеет описание. Если предметы связаны с химией, предполагается наименование продукта, его химическая формула, сферы применения, значимость для человека, отрицательные характеристики.

Третий этап заключается в работе с созданной ранее коллекцией в учебном процессе. Разработка методических приемов такого вида оптимальна для закрепления нового материала и обобщения знаний и навыков, полученных школьниками. Урок выстраивается в виде брейн-ринга, деловой игры, аукциона. Класс подразделяют на несколько групп, каждая делает презентацию части подготовленной коллекции. Учитель получает такой «бонус» при выборе данной методики как готовый справочник либо подробную коллекцию, ими он сможет воспользоваться при работе с другими школьниками.

Прием «интеллектуальный ринг»

Он широко применяется для репродукции знаний. С его помощью можно осуществлять опрос школьников, которые не просто воспроизводят усвоенный материал, но и обладают творческим ассоциативным мышлением, способны устанавливать логические цепочки между пройденным материалом и новыми знаниями. Проводить «интеллектуальный ринг» можно на любом уроке во время актуализации имеющихся навыков, подготовке к изучению нового материала, а также для обобщения темы. Его суть заключается в представлении ребенка в качестве «боксера». Он должен выдержать какое-то число «ударов», точнее, вопросов, задаваемых учителем и другими ребятами по рассматриваемой теме. Для обдумывания ответа у него всего 3-5 секунд. Предлагаемые «боксеру» вопросы подразумевают конкретный вариант ответа. Такая методика позволяет педагогу быстро провести опрос, проверить уровень подготовки ученика, поставить ему оценку. Вопросы могут иметь шутливую форму, тогда помимо механической памяти, педагог сможет выявить и степень понимания темы. Вопросы можно формировать в виде шарад, анаграмма, омонимов. На математике вопросы можно заменить шуточными задачками. На уроке химии детям предлагается исправить ошибки в формулах, определить авторов законов.

Прием «Бег ассоциаций»

Его считают активным С его помощью можно систематизировать приобретённые знания с помощью сравнения новой информации с уже приобретённым опытом. Прием основан на подключении в образовательный процесс подсознания, чувственной сферы. Результатом применения «бега ассоциаций» будет прочное усвоение информации, мотивации школьников к дальнейшему обучению. Для проблемных уроков с его помощью учитель ставить основную цель занятия. Учитель делит класс на пары. Затем задается основная тема урока. Ребенок называет 2-3 слова, ассоциирующиеся у него с тематикой занятия. Например, на математике «бег ассоциаций» подходит для изучения темы «круг». Учитель показывает ребятам круглые предметы. Основной задачей учащихся является дополнить логическую цепочку, начатую учителем. Если урок предполагает развитие речи воспитанников, метод «бег ассоциаций» также помогает учителю справиться с поставленными задачами. Коллектив класса делится на пары. Один ребенок называет два слова, несвязанных между собой. Задачей для второго школьника будет составление из них предложения, в котором слова будут логически связаны между собой.

Классификация методических приемов, применяемых в современном образовательном процессе, предлагалась разными педагогами. Основой для деления выбирают разные моменты, учитывая специфику предмета, тип учебного занятия. Методические приемы должны быть рационально и эффективно использованы в учебном процессе. Профессионалы считают, что на разных этапах урока степень усвоения материала резко меняется. Сначала ребята способны запомнить примерно 60 процентов, с 4 по 23 минуту занятия они усваивают 90 % информации, с 23 по 34 запоминают только половину знаний. Зная данную статистику, педагог может выстраивать свою методическую систему работы.

Заключение

Что необходимо учитывать при подборе методических приемов? Специалисты говорят о том, что уровень усвоения напрямую связан со временем суток. Например, сложную информацию ребята лучше всего усваивают с 11 до 13 часов. Некоторый подъем работоспособности у старшеклассников отмечается в субботу, ведь все с нетерпением ждут предстоящего выходного дня. Выбираемые методические приемы должны сопровождаться эффективными наглядными материалами, современными техническими средствами. Кроме того, должна быть полноценная обратная связь во время учебного занятия между ребятами и педагогом. Для максимальной результативности применяемых методических приемов, они должны сочетаться с педагогическими средствами. Подбирая методические приемы, педагог ищет те, которые помогут мотивировать школьников на усвоение нового материала. Например, для преподавателей химии и физики ближе будут проектные и исследовательские методы. Специфика данных предметов такова, что предполагает большой объем самостоятельной работы. Для учителей физической культуры подходят практически все методы обучения, на каждом этапе урока можно использовать фрагменты инновационных педагогических технологий.

Термин “метод” происходит от греческого слова “methodos”, что означает путь, способ продвижение к истине.

В педагогике имеется множество определений понятия “метод обучен ия ”. К ним можно отнести следующие: “методы обучения – это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учеников, направленные на решение комплекса задач учебного процесса (Ю.К. Бабанский); “под методами понимают совокупность путей и способов достижения целей, решение задач образования” (И.П. Подласый); “метод обучения – это опробованная и систематически функционирующая структура деятельности учителей и учащихся, сознательно реализуемая с целью осуществления запрограммированных изменений в личности учащихся” (В. Оконь). Методу обучения можно дать и такое определение: это способ упорядоченной деятельности субъекта и объекта учебного процесса, направленный на достижение поставленных целей обучения, развития, воспитания. Уже в этих определениях метод выступает как многомерное явление, как сердцевина учебного процесса. Он выступает механизмом реализации поставленных целей, во многом определяет конечные результаты учебного процесса.

Каждый метод обучения характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения; способ усвоения; характер взаимодействия субъектов обучения.

Прием – это составная часть или отдельная сторона метода, т.е. частное понятие по отношению к общему понятию “метод”. Отдельные приемы могут входить в состав различных методов.

В процессе обучения методы и приемы находятся в различных сочетаниях. Один и тот же способ деятельности учащихся в одних случаях выступает как самостоятельный метод, а в другом – как прием обучения. Например, объяснение, беседа являются самостоятельными методами обучения. Если же они эпизодически используются преподавателем в ходе практической работы для привлечения внимания учащихся, исправления ошибок, то объяснение и беседа выступают как приемы обучения, входящие в метод упражнения.

Методы обучения – категория историческая. Уровень развития производительных сил и характер производственных отношений оказывают влияние на общие цели обучения. С изменением целей меняются и методы обучения. Так, в древние времена преобладали методы обучения, основывавшиеся на подражании. С момента организации школ появились словесные методы обучения. Словесные методы обучения доминировали в средние века.

В педагогической литературе называется разное количество методов обучения – от двадцати до ста и более. К числу наиболее употребительных, используемых методов относятся: 1) рассказ; 2) беседа; 3) лекция; 4) показ иллюстраций; 5) показ демонстраций; 6) упражнения; 7) самостоятельная работа с книгой; 8) контрольные работы; 9) методы программированного контроля и т.д.

В психолого-педагогической литературе выделено немало причин, влияющих на выбор методов обучения:

Цель обучения;

Уровень мотивации обучения;

Реализация принципов, закономерностей обучения;

Количество и сложность учебного материала;

Уровень подготовленности учащихся;

Возраст учащихся;

Время обучения;

Материально-технические, организационные условия обучения;

Применение методов на предыдущих уроках;

Тип и структура занятий;

Взаимоотношения между учителем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда;

Уровень подготовленности учителя.

Ни один из методов не является универсальным, хороших результатов в дидактической работе можно достигнуть только при использовании многих методов.

Средствами обучения являются все приспособления и источники, которые помогают учителю учить, а ученику учиться, т.е. то, что помогает ему организовать познавательную деятельность учащихся. К средствам обучения могут быть отнесены: учителя, учебники, учебные пособия, книги, радио, телевидение, компьютеры, наглядные пособия и т.д.

В педагогике нет единого подхода к классификации методов обучения. Существует около десяти классификаций методов. Наличие различных точек зрения на проблему классификации отражает естественный процесс дифференциации и интеграции знаний о них. В связи с тем, что разные авторы в основу подразделения методов обучения на группы и подгруппы кладут разные признаки, существует ряд классификаций.

Одна из первых классификаций относится к концу 20-х годов ХХ века и связана с именем Б.В. Всесвятского, который описал две категории методов – методы передачи готовых знаний и методы искания (исследования).

Назовем наиболее обоснованные классификации методов обучения в дидактике.

1. Традиционная классификация по источнику знаний. Сначала выделялись практические, наглядные, словесные методы (Д.О. Лордкипанидзе, Е.Я. Голант), затем эта система дополнилась и другими – современными, связанными, например, с техническими средствами обучения.

2. Классификация методов по назначению (М.А. Данилов, Б.П. Есипов).

В качестве общего признака классификации выступают последовательные этапы, через которые проходит процесс обучения на уроке. Выделяются следующие методы:

Приобретение знаний;

Формирование умений и навыков;

Применение знаний;

Творческая деятельность;

Закрепление;

Проверка знаний, умений, навыков.

3. Классификация методов обучения по характеру познавательной деятельности учеников (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Поскольку успех обучения в решающей степени зависит от направленности и внутренней активности обучаемых, то именно характер деятельности, степень самостоятельности и творчества учащихся должны служить важным критерием выбора. Ученые выделили пять методов обучения, причем в каждом из последующих степень активности и самостоятельности в деятельности обучаемых нарастает:

Объяснительно-иллюстративный;

Репродуктивный;

Проблемное изложение;

Частично-поисковый;

Исследовательский.

4. По дидактическим целям выделяется две большие группы методов обучения:

– методы, способствующие первичному усвоению учебного материала;

– методы, способствующие закреплению и совершенствованию приобретенных знаний (Г.И. Щукина, И.Т. Огородников и др.)

5. Ю.К. Бабанский в основу классификации методов обучения кладет теорию деятельности человека, основными элементами которой являются: а) организация действий; б) регулирование деятельности личности прежде всего разнообразными способами ее стимулирования и в) контроль за ходом деятельности. На этой основе Ю.К. Бабанский выделяет три группы методов:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности;

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности;

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

Каждая из этих классификаций имеет определенное основание и позволяет с различных сторон осмысливать сущность методов обучения. Однако в дидактическом отношении наиболее практичной представляется классификация известного белорусского педагога И.Ф. Харламова. Он выделяет пять групп методов обучения:

Методы устного изложения знаний учителем и активизации познавательной деятельности учащихся: рассказ, объяснение, школьная лекция, беседа; иллюстрации и демонстрации при устном изложении изучаемого материала;

Методы закрепления изучаемого материала: беседа, работа с учебником;

Методы самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению нового материала: работа с учебником, лабораторная работа;

Методы учебной работы по применению знаний на практике и выработке умений и навыков: упражнения, лабораторные работы;

Методы проверки и оценки знаний, умений и навыков учащихся: повседневное наблюдение за работой учащихся, устный опрос (индивидуальный, фронтальный, уплотненный), выставление поурочного балла, контрольные работы, проверка домашних работ, программированный контроль, тестирование.

Ни одна из рассмотренных классификаций методов не свободна от недостатков. Практика богаче и сложнее любых самых искусных построений и абстрактных схем. Поэтому поиски более совершенных классификаций, которые внесли бы ясность в противоречивую теорию методов и помогали бы педагогам совершенствовать практику, продолжается.

Характеристику методов обучения необходимо осуществлять по следующему плану: сущность метода, требования к его применению, методика (система приемов, при помощи которых реализуется данный метод). В качестве примера раскроем суть беседы как метода обучения.

Беседа является диалогическим методом изложения учебного материала (от греч. dialogos – разговор между двумя или несколькими лицами), что уже само по себе говорит о существенной специфике этого метода. Сущность беседы заключается в том, что учитель путем умело поставленных вопросов побуждает учащихся к рассуждению и анализу в определенной логической последовательности изучаемых фактов и явлений и самостоятельному формулированию соответствующих теоретических выводов и обобщений.

При проведении беседы по осмыслению нового материала необходимо ставить вопросы так, чтобы они требовали не односложных утвердительных или отрицательных ответов, а развернутых рассуждений, определенных доводов и сравнений, в результате которых учащиеся вычленяют существенные признаки и свойства изучаемых предметов и явлений и таким путем приобретают новые знания.

Вопросы должны иметь четкую последовательность и направленность, что позволит учащимся осмысливать внутреннюю логику усваиваемых знаний.

Беседа как метод обучения не может обеспечить достижения всех дидактических целей, в частности формирования практических умений и навыков. Поэтому целесообразно применять ее в сочетании с другими методами.

Беседа при сообщении новых знаний может идти индуктивным (т.е. от частных известных наблюдаемых явлений к общим выводам) или дедуктивным путем (от общего положения к частным случаям).

По назначению в учебном процессе выделяют следующие виды беседы: вводные или вступительные (организующие); сообщения новых знаний; закрепляющие; контрольно-коррекционные.

Вводная беседа проводится в начале урока или другого учебного занятия. С ее помощью обеспечивается подготовка учащихся к восприятию и усвоению нового учебного материала. Такого вида беседа способствует пониманию значения предстоящей работы, формирует представления о ее содержании, специфике и особенностях.

При сообщении новых знаний беседа строится в форме вопросов и ответов преимущественно при анализе прочитанных текстов, запоминании ответов (катехизическая). Она способствует подведению учащихся за счет умело поставленных вопросов, имеющихся у них знаний и жизненного опыта к усвоению новых знаний, определению понятий, поиску метода решения задачи. Грамотно организованная беседа создает субъективное впечатление, что ученик сам сделал “открытие”, проделал сложный путь к научной истине.

Закрепляющие беседы применяются для углубления, обобщения и систематизации знаний. Они, как правило, проводятся в конце урока изучения нового материала.

Контрольно-коррекционные беседы могут быть организованы как фронтальные или индивидуальные. Применяются с целью определения уровня усвоения знаний у учащихся, их коррекции, уточнения, дополнения, конкретизации.

Эффективность беседы зависит от тщательной подготовки учителя, продуманности вопросов, их логической последовательности. Вопросы должны развивать все виды мышления, соответствовать уровню развития учащихся. Со стороны учащихся ответы должны быть осознанными, аргументированными и правильно сформулированными.

Педагогическая функция беседы состоит в том, чтобы использовать знания и личный опыт учащихся в целях активизации их познавательной деятельности. Беседа требует продуманности и четкости постановки вопроса. Развивающий эффект беседы проявляется в формировании у учащихся умений четко и быстро мыслить, анализировать и обобщать, ставить точные вопросы, кратко говорить и ясно выражать свою мысль. Беседа наиболее эффективна:

– для подготовки учащихся к работе на уроке;

– ознакомления их с новым материалом;

– систематизации и закрепления знаний;

– текущего контроля и диагностики усвоения знаний.

Основные особенности приемов и методов обучения

Одной из основных особенностей учебного процесса является двусторонняя активность, которая проявляется и со стороны педагога, и со стороны учащихся. На развитие этого процесса во многих аспектах влияние оказывают приемы и методы обучения .

Такие способы взаимодействия обучающего и обучаемых, которые направлены на совместное решение образовательных задач, называются методами обучения. Прием представляет собой одну из отдельных сторон метода или одну из его составляющих. Поэтому приемы и методы обучения пребывают в постоянном взаимодействии, влияя один на другой. Как пример можно рассмотреть метод работы учащихся с учебной литературой. Он предусматривает применение таких приемов, как конспектирование, составление тезисов, плана и тематического словаря, цитирование, написание рецензии.

О том, как приемы и методы обучения могут оказывать взаимовлияние, свидетельствует и тот факт, что методы включают отдельные приемы. Например, построение схематической модели является элементом метода работы с учебной литературой и в то же время составной частью подачи материала преподавателем, когда перед учащимися ставится задание создать опорный конспект на основе нового изучаемого материала.

В отдельных случаях применяемый способ обучения может выступать то как отдельный метод, то как прием. Так, объяснение материала является методом обучения, но если в процессе анализа ошибок или практической работы педагог прибегает к объяснению, то это уже прием, из которого состоит метод практической работы.

Впрочем, приемы и методы обучения иногда могут быть взаимозаменяемыми. Так, если во время урока учитель использует метод подачи нового материала и обращается к чертежам, графикам, рисункам в учебнике для большей наглядности и лучшего усвоения изучаемого, это будет являться приемом. Если же во время занятия используется метод работы с учебной литературой, и преподавателю необходимо дать объяснение какого-то отдельного понятия или термина, то такой способ уже будет выступать в качестве дополнительного приема.

Таким образом, методы, используемые во время обучения, состоят из двух видов методов -- преподавания и обучения.

Виды педагогических приемов в обучении