Строительные технологии

Посадили огород, посмотрите, что растет! Рекомендации по созданию "огорода на подоконнике" консультация Название огорода на окне.

Когда звучит словосочетание «детский сад», у каждого человека сразу же всплывают свои воспоминания, связанные с воспитателями, детсадовскими друзьями, праздниками. И действительно, как только ребенок начинает посещать ДОУ, его жизнь кардинально меняется. И насколько каждый ребенок будет успешен и любознателен, во многом зависит от воспитателей, от их заинтересованности в развитии детей. Сейчас в рамках программы развития детей воспитателям предлагается создание под названием «огород на окне в ДОУ».

Зачем нужен «огород на окне»?

Целью данного проекта является воспитание детей, развитие познавательных интересов, а также формирование эстетических чувств дошкольников. Безусловно, для достижения поставленной цели двигаться нужно от простого к более сложному, опираясь на возрастные возможности детей.

Самыми оптимальными для реализации данного проекта считаются:

  • средняя группа (4-5 лет);
  • старшая группа (5-6 лет);
  • подготовительная группа (6-7 лет).

Основные требования проекта

Для создания проекта «Огород на окне в саду», главным требованием которого является безопасность детей, необходимо помнить следующее:

  • размеры создаваемых мини-грядок не должны превышать размеров подоконника;
  • огород на окне должен быть расположен в безопасной для детей зоне;
  • использование удобрений в детском саду запрещено.

Следующие требования можно рассматривать скорее как рекомендации по созданию огорода на окне:

  1. Достаточное освещение. Лучше всего расположить огород на окне с солнечной стороны. Если такого окна нет, то нужно создать дополнительное освещение.
  2. Для комфортного роста растений необходима температура не ниже + 17 градусов.
  3. Почва. На основании того, что удобрениями пользоваться в детском саду нельзя, лучше всего будет купить уже готовый грунт в специализированных магазинах по садоводству.

Соблюдение всех этих требований поможет в создании безопасного и плодотворного огорода на окне.

Как создать огород для детей 4-5 лет?

Возрастные возможности детей еще не очень велики, и здесь, конечно, основная деятельность лежит на воспитателе. Огород на окне средняя группа может оформить наиболее примитивно - это деревянные ящики по размеру подоконника, окрашенные в яркие цвета, чтобы привлекать внимание детей. Лучше всего в данном возрасте использовать не более двух грядок, потому что сравнивать несколько объектов дети только еще начинают учиться. Семена нужно выбирать для посадки крупные (лук, горох, бобы), мелкая моторика развита в этом возрасте слабо, и посеять семена огурцов или укропа дети просто не смогут, а значит, не получат положительных эмоций.

Огород на окне в детском саду, оформление которого является процессом творческим и эстетическим, предусматривает привлечение детей к данной работе. Например, они могут раскрасить солнышко, которое будет согревать их грядки.

Огород на окне для детей 5-6 лет

Данная возрастная категория отличается от предыдущей тем, что у детей уже есть накопленный опыт по созданию огорода и сформированы азы по уходу за ним. Огород на окне старшая группа может создать уже с более разнообразным видом культур, тут могут быть знакомые детям лук, бобы, горох и новые овощные культуры, такие как комнатные огурцы. Выращивание будет требовать большего внимания со стороны детей, кроме знакомой поливки нужно будет правильно взрыхлять землю вокруг побегов, сделать и правильно разместить сетку для плетения огурца по окну.

Часть обязанностей по уходу за огородом на окне перекладывается с воспитателя на детей — это, например, следить за температурным режимом и освещением. Огород на окне, оформление которого частично ложится уже на плечи воспитанников детского сада, принесет детям массу новых впечатлений и невероятных для их возраста открытий.

Огород на окне для детей 6-7 лет

Огород на окне подготовительная группа уже создает по всем правилам ведения огородной деятельности. Детям в возрасте 6-7 лет можно доверить уже очень многое, на воспитателя здесь возлагается контроль за процессом. Дети самостоятельно могут посеять семена, поливать огород согласно графику дежурств, вести календарь наблюдений. Здесь уже воспитателю нужно разделить коллектив на группы и за каждой группой закрепить определенный участок огорода. Это необходимо для того, чтобы дети не просто учились ухаживать за растениями, но и приобретали опыт общения друг с другом с целью передачи информации по накопленному ими опыту. Каждый ребенок должен быть включен в проект «Огород на окне в детском саду». Оформление тоже возлагается на детей.

С решением данной задачи помогают справиться детское воображение и фантазия. Здесь уже можно смастерить изгородь из картона, поставить пугало в центре огорода, сделать пчелок из цветной бумаги и прикрепить их к сетке для плетения огурцов… В общем, чем ярче и многообразнее будет огород, тем больше информации смогут почерпнуть ваши воспитанники.

«Огород на окне» — его роль в образовательном процессе

Ни для кого не секрет, что создание любого проекта в детском саду должно способствовать образовательному процессу. Огород на окне не является исключением. При правильном использовании данного проекта дети не просто учатся ухаживать за ним, но и расширяют словарный запас при помощи:

  • знакомства с новыми словами (лейка, посадить, взрыхлить, семена);
  • использования стишков, поговорок, загадок про выращиваемые культуры.

Это положительно сказывается на развитии речи.

На занятиях по математике тоже можно использовать огород. Например, предложить детям в подготовительной группе следующее задание: «Нами было посажено 10 луковиц, 8 из них проросли и дали зеленое перо. Сколько луковиц не проросло?». Ребенок, который не смог сделать вычитание в уме, может подойти к грядке с луком и произвести расчет.

Кроме того, на любое ваше занятие может прийти Чиполлино или сеньор Помидор и попросить ребят помочь решить ту или иную проблему. Ведь именно игровая форма обучения является главной в ДОУ.

Дневник наблюдений «Огород на окне в детском саду» (оформление) воспитывает в детях чувство ответственности за выполнение поставленных задач. А также расширяет их кругозор, они знакомятся с такими понятиями, как ясная погода, облачно, дождливо, температурный режим.

Огород на окне как основоположник исследовательской деятельности ребенка

Каждый ребенок, который принимает участие в творческом проекте, сам того не понимая, становится маленьким исследователем. Сначала ему любопытен процесс прорастания семечки и появления побега. Затем с помощью воспитателя задача усложняется, ребенок начинает искать ответы на следующие вопросы:

  • Почему одно растение имеет ярко-зеленый окрас, а другое бледное, местами даже желтое?
  • Почему поливая растения с разной периодичностью, мы заметили, что одно из них засохло?

Несомненно, чтобы правильно ответить на эти вопросы, нужно учить детей наблюдать. А чтобы не забыть свои наблюдения их нужно где-то записывать. Здесь помощником им будет дневник наблюдений «Огород на окне в детском саду», оформление которого сначала будет вести воспитатель, а затем сами воспитанники.

Дети, которые занимаются исследовательской деятельностью с самого раннего возраста, становятся хорошими аналитиками. У них хорошо развито мышление с установлением причинно-следственных связей.

Роль родителей в проекте «Огород на окне»

Безусловно, все делятся с родителями своими впечатлениями, независимо от того хорошие они или плохие. Здесь главное для родителей — проявить заинтересованность, помочь педагогу-воспитателю и своему ребенку в создании творческого проекта «Огород на окне в детском саду», оформление которого требует:

  • понимания протекающих процессов;
  • свежих художественных взглядов;
  • возможностей передачи своего опыта.

Если дети будут видеть участие своих родителей в их детсадовских проблемах, они никогда не станут замкнутыми в себе людьми.

Итог

Казалось бы, простой проект «Огород на окне», а сколько сразу задач образовательного процесса позволяет решить. Экспериментируйте, ставьте новые задачи, и ваши семена обязательно одарят вас прекрасными всходами.

Конкурс "ОГОРОД НА ОКНЕ"

"У ворот шумит народ.

Где тут зимний огород?

Говорят, что там растет.

Огуречная рассада.

И укропчик и лучок.

Смотрят все на огород,

И уходят открыв рот".

В МДОУ "Детский сад №9 комбинированного вида" прошёл смотр-конкурс «Огород на окне», в котором приняли участие воспитатели, дети и родители всех возрастных групп.

Цель конкурса: обобщение и расширение знаний дошкольников о том, как ухаживать за растениями в комнатных условиях; привлечение к работе как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей. Выращивание овощей и цветов в жилых помещениях полезно тем, что оно способствует развитию любознательности и наблюдательности у детей, это помогает лучше познать растительную жизнь. Воспитатели продумали сюжет будущего огорода, схему посадки, посильное участие детей и родителей. С удовольствием дети делали лунки, сеяли семена, поливали их, с нетерпением ждали всходов. Ребята наблюдали за ростом растений, с большим желанием помогали воспитателям ухаживать за ними. Постепенно посадки превратились в «сказки». Каждая возрастная группа продумала оригинальность названия огородной сказки. Во всех группах можно увидеть разнообразие мини огородов на подоконнике. Богата фантазия воспитателей, ну просто загляденье. Не просто сажается рассада и ведется наблюдение за ней, а развиваются целые сюжеты. Здесь присутствовало и разнообразие овощных культур. На веселых «огородиках» есть все, что должно быть на настоящем огороде: домик, забор, огородное пугало и ветряные вертушки, водоём. И неизменные посетители овощных грядок: насекомые (изготовленные детьми из природного материала), ежи, домашние животные.

Большую помощь в оформлении огорода оказали и родители. Они помогали с землей, горшками, приносили семена различных растений, участвовали в эстетическом оформлении «огородов».

По итогам конкурса победителям награждены грамотами и подарками.




Оформление группы в весенний период

Каждый год мы в своей группе создаем уголок для экологической работы с детьми в весенний период. Совместно с детьми мы оформляем подоконники: сажаем растения, закрепляем навыки ухода за растениями, ведем дневники наблюдений, радуемся каждому успеху. Ведь выращенные нами цветочки будут радовать нас летом на участке детского сада, а укроп, петрушка, салат и лук отлично гармонируют в нашем рационе питания. Предлагая Вашему вниманию примерный образец оформления: "Огорода на окне" .
Цель работы: создание благоприятных условий для экологической работы с детьми в весенний период.
Задачи:
- способствовать формированию у детей представление о росте и развитии растений;
- закрепление навыков ухода за растениями;
- выявление творческого потенциала педагогов;

Обогащение развивающей среды групп.
Требования в оформлении:
- декоративно-художественное оформление: оригинальность,разнообразие, состояние растений;
- участие детей в оформлении;
- безопасность, доступность в развитии трудовых навыков детей;
- наличие дневника наблюдений.
1. Схематично показали "рост растений", в фото у нас подсолнух.

2. В оформлении мы использовали и "альпийскую горку", сказку "репка", и цеплята из киндер сюрприза и даже старую сушилку.


3. Отделили зону для трех поросят, сделали их лужайку из пряжи и поставили домик, огородили все это шишками, дали вторую жизнь самосвалу.


4. В нашем оформлении помогают и наши игрушки.


Благодарю за внимание, буду рада если я Вам смогла дать идею в будущем оформлении группы в весенний период.

«Что за чудо-огород?»
На окошечке растёт
Лук, чеснок, фасоль, горох –
Урожай у нас неплох!
Посмотрите, изучайте,
Опыт наш перенимайте!»

Все мы без исключения любим всё живое. Чтобы создать необычный интерьер можно воспользоваться идей создания в детском саду огорода на окне. Совместными усилиями детворы и воспитателей можно создать красивый и вкусный урожай на окне. В конце зимы на подоконниках нашего ДОУ появляется яркое разнообразие для огорода.

Сколько радости приносит он детям, сколько волнений и ожиданий воспитателям и родителям! Каждый год приносит что-то новое и интересное. Дети всех дошкольных групп вместе с воспитателями сеяли семена, своевременно поливали у ухаживали за ними. Постепенно посадки превратились в «сказки» . Каждая возрастная группа продумала оригинальность названия огородной сказки: «Огород в царстве Огородников», «Огород- круглый год», «Во саду ли, в огороде» и т.д. Во всех группах можно увидеть разнообразие мини-огородов на подоконнике. И какой только фантазии нет у воспитателей, ну просто загляденье, не просто сажают рассаду и наблюдают за ней, а развивают сюжеты: стрекозы, бабочки поселились на цветочных полянках, дед с бабой пололи грядки с зеленью, белые барашки с удовольствием пожевывали сочную зелень.

Дети вместе с воспитателями проводят опыты, эксперименты наблюдения. Здесь и домик, и прудик, и колодец, дворик с домашними животными. Кто капает, другой загребает, а внучка поливает.

Педагоги ухаживают за грядками, а дети им помогают в этом. Они не просто выполняют поручения воспитателя по уходу за растениями, но и ведут наблюдения, которые отражают в календаре наблюдений, который развивает наблюдательность, приучает внимательно всматриваться в окружающую природу, устанавливать последовательность и связь явлений, их причины. Выращивая, ухаживая за растениями, ребята наблюдают за тем, какие из них растут быстрее, сравнивают форму и цвет листьев, рассматривают их через лупу, определяют условия, необходимые для роста и развития растений, поэтому это ещё и великолепный последовательный материал.

Огород на окне стал хорошим подспорьем и помощником в воспитании у детей экологической культуры, создание правильного отношения к живой природе. Он способен расширить представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развивать этическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда.

Надо ли говорить о том, как приятно подать к столу блюда, украшенные зелёными веточками петрушки, укропа, лука. И красиво и вкусно, и полезно! А главное – это доступно всем, и это вырастили дети.

Вот в такой игровой форме педагоги детского сада воспитывают в детях трудолюбие, любознательность, бережное отношение к растениям, желание вырастить овощи своими руками.

Полезные советы:

  • Сейте семена любимых культур равномерно.
  • Уход за огородом на окне не представляет большой сложности, главное, систематически поливайте его.
  • Температура для растений должна быть выше 17 градусов, в противном случае растение будет гнить.
  • Если на подоконнике, где вы хотите установить огород недостаточно света, то можно создать искусственный свет с помощью лампы.
  • Для вьющихся растений необходимо создать особую конструкцию, так например, рядом с ящиками, где посажены огурцы, рекомендуется соорудить специальные решетки, чтобы направлять рост растения.
  • Выбирайте такие растения для огорода на окне, чтобы они были адаптированы к помещению и небыли слишком прихотливы.

Выращивайте огород вместе с детьми и кушайте плоды с удовольствием! Дерзайте!

Старший воспитатель: Калягина Е.А.


Выращивание с воспитанниками детского сада мини-огородов на подоконниках помогает легко, удачно и в занимательной форме моделировать познавательные, эстетические и экологические навыки. Малыши приобретают новые знания и умения, у них формируются мелкая моторика и дисциплина. Дети учатся быть внимательными и заботливыми, замечать красоту в обыденных вещах. Создать в любом ДОУ миниатюрные оазисы свежих витаминов совсем не сложно.

Основные условия воплощения замыслов

В этом проекте особое внимание следует уделить правилам безопасности:

  • выбрать надежное месторасположение, чтобы не причинить вреда активности малышей в комнате;
  • грядки должны полностью помещаться в отведенной зоне подоконников;
  • поскольку удобрения использовать нельзя, необходимо приобрести готовую почву в садоводческих магазинах.

Надо побеспокоиться о достаточном потоке света. Самый лучший вариант – окна, выходящие на юг или юго-восток. Дополнительное освещение создается с помощью разнообразных, в том числе и специальных, ламп.

Для успешного проведения эксперимента следует придерживаться комфортного для растений температурного режима. Зелень будет буйно развиваться в постоянном тепле, допустимый минимум – +17 градусов.


Игра и полезная деятельность

Привлечение детей к работе с огородами на подоконниках имеет возрастные особенности.

  • В младшей группе малыши больше наблюдают, что здесь делают взрослые. Они могут подержать в ручках луковицу или зубок чеснока, а потом посмотреть, как их сажают. Самый оптимальный вариант для комнат с такими малышами – два небольших, но ярких контейнера с луковичными. Их перышки появляются довольно быстро, что способствует фиксации внимания на них.
  • Средняя группа отличается любознательностью и творчеством. Малыши могут сначала участвовать в оформлении ящиков, посадке семян, а потом — в украшении своих садиков. Кроме луковичных сеют бобовые. Только такие крупные семена могут удержать пальцами 4-5-летние малыши из-за особенностей развития мелкой моторики. Но они уже понимают, что за огородом надо ухаживать, поливать растения, и помогают воспитателю, получая массу положительных эмоций.
  • Дети старшей группы сажают уже больше разных семян, включая салат, огурцы и . Если в детском саду есть участок на улице, можно рассадой высаживать свеклу, морковь, цветы в стаканчиках. Теперь дети не только поливают растения, но и учатся разрыхлять землю вокруг всходов, помогают установить сетку-поддержку для огурцов. Они следят за показаниями огородного термометра, включением освещения над побегами. В процессе выращивания их ждут невероятные открытия и радостные впечатления. Энергия детей направляется на развитие воображения, когда они узнают этапы роста проклюнувшихся семян, украшают свой ящичек различными стикерами, делятся между собой потрясающими наблюдениями за своими «питомцами».

Практический бесценный опыт

Этот проект способствует образовательному процессу, развитию детских навыков, прививает вкус к исследованию, содействует привычке к коллективной работе. Забота о зеленых питомцах под соответствующим направлением воспитателей приносит обильные плоды:

  • обогащается активный словарный запас и развивается речь;
  • усовершенствуется память, ведь дети учат стишки, поговорки и загадки, где упоминаются знакомые овощные культуры;
  • накапливаются математические занятия, когда примеры составляются на основе количества растений;
  • расширяется кругозор воспитанников;
  • приобретается опыт по обмену информацией.

Маленькие огородники надолго запомнят увлекательную и полезную деятельность.