Вездеходы и снегоболотоходы

Правописание не и ни презентация. Правописание Не и Ни.Презентация к уроку презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему


Полное отрицание

Усиливает утверждение

Не = нет

Ни = да

Он не шутит и не улыбается. (Шутит? – нет. Улыбается? – нет.)

Усиливает отрицание

За что ни возьмётся, всё получается. (Возьмётся? – да.)

Ни = даже = и

Не нельзя опустить без нарушения смысла.

Ни сабля, ни пуля его не берёт.

Ни можно опустить.

И (даже) сабля, и (даже) пуля его не берет.

Ни можно опустить.


Ни жив ни мертв

Не один а много

Ни один = даже = и

Ни свет ни заря фразеологизм

Ни рыба ни мясо


"не кто иной, как"; "не что иное, как";

"никто иной"; "ничто иное"

В сочетаниях не кто иной, как

не что иное, как

НЕ ( частица) пишется раздельно,

так как в них возможно изменить

порядок следования слов.

Сочетания никто иной, ничто иное

пишутся с НИ (приставкой) слитно.


  • Кроме тебя, (н?) кто иной не
  • (Н?) кто иной, как ты, можешь

выполнить эту работу хорошо.

  • Кроме неудачи с опытом, (н?) что иное

не беспокоит брата.

  • (Н?) что иное, как неудача с опытом,

Проверь себя.

  • Кроме тебя, никто иной не

выполнит эту работу так хорошо.

  • Не кто иной, как ты, можешь

выполнить эту работу хорошо.

  • Кроме неудачи с опытом, ничто иное не беспокоит брата.
  • Не что иное, как неудача с опытом,

волнует брата в данный момент.


Объяснительный диктант.

Не знал ни правил ни формул; ничуть не удивился; в хлеве ни скотинки; куда ни кинь, всюду разруха; вести себя как ни в чем не бывало; где ни появлялся, везде ему были рады; не пролито ни слезинки; ни разу не был на море; ни разу не покаялся; на небе ни

облачка; о нем ни слуху ни духу;

ни разу не ответил.


О нём (н..) слуху, (н..) духу; (н..) разу (н..) был в лесу; (н..) знал (н..) правил, (н..) орфограмм; (н..) пролито (н..) слезинки; (н..) тут-то было; (н..) раз мы были в горах; (н..) чего (н..) получалось; (н..) разу (н..) ответил; нет покоя (н..) днем (н..) ночью;

все равно (н..) поверю; что (н..) говори,

а он хорош; (н..) рыбешки (н..) поймал;

(н..) дам (н..) глоточка; едва (н..)

попали под дождь.


Упр. 288. Спишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки. Объясните значение отрицательной частицы в каждом случае.

О нём ни слуху, ни духу; ни разу не был в лесу; не знал ни правил, ни орфограмм; не пролито ни слезинки; не тут-то было; не раз мы были в горах; ничего не получалось; ни разу не ответил; нет покоя ни днем ни ночью; все равно не поверю; что ни

говори, а он хорош; ни рыбешки не

поймал; не дам ни глоточка; едва не

попали под дождь.


Тест. Укажите номера предложений, в которых пропущена буква И

  • Он все делает хорошо, что (н..)поручи.
  • Плеск воды (н..) умолкает (н..)днём (н..)ночью.
  • На ясном небе (н..)облачка.
  • (Н..)кто иной сделать этого не мог.
  • Это был (н..)кто иной, как мой дядя.
  • Им всё (н..)когда прийти.
  • Борис (н..) о чём не думал, (н..) на что

не обращал внимания.

8. Печаль беде (н..)помощник.

9. Байкал не связан (н..) с одним водоёмом.

10. (Н..)работая, сыт не будешь. Ключ


Задание на дом:

Выучить правила;

упр. 290, стр. 132.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Правописание НЕ и Ни.

Списать, раскрыв скобки, объяснить выбор НЕ или НИ. И где бы (не, ни)бывали мы, Тебя (не, ни) забывали мы, Как мать (не, ни) забывают сыновья. Лев Ошанин.

Проверь себя. И где бы ни бывали мы, Тебя не забывали мы, Как мать не забывают сыновья. Лев Ошанин.

Различие написаний "не кто иной, как"; "не что иное, как"; "никто иной"; "ничто иное" В сочетаниях не кто иной, как … не что иное, как … НЕ (частица) пишется раздельно, так как в них возможно изменить порядок следования слов. Сочетания никто иной, ничто иное пишутся с НИ (приставкой) слитно.

Кроме тебя, (н?) кто иной не выполнит эту работу так хорошо. (Н?) кто иной, как ты, можешь выполнить эту работу хорошо. Кроме неудачи с опытом, (н?) что иное не беспокоит брата. (Н?) что иное, как неудача с опытом, волнует брата в данный момент.

Проверь себя. Кроме тебя, никто иной не выполнит эту работу так хорошо. Не кто иной, как ты, можешь выполнить эту работу хорошо. Кроме неудачи с опытом, ничто иное не беспокоит брата. Не что иное, как неудача с опытом, волнует брата в данный момент.

Лексическая зарядка. Объяснить значение фразеологизмов.

Во что бы то ни стало не пременно Ни свет ни заря очень рано Ни два ни полтора не достаточно Ни днём ни ночью ни когда Ни к селу ни к городу не кстати Ни так ни сяк ни как

Ни там ни сям ни где Ни туда ни сюда ни куда Ни стать ни сесть очень тесно Ни тот ни другой ни кто Ни рыба ни мясо нечто неопределённое Ни то ни сё

Запомни! Во что бы то ни стало Как ни в чём не бывало Как бы то ни было Кто бы то ни был Откуда ни возьмись Всё ни почём

Сочинение по опорным словам. Неразлучные друзья. Душа в душу Изо дня в день Ни свет ни заря Ни тот ни другой Как бы то ни было Во что бы то ни стало


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка для 6 класса "Правописание сложных имен прилагательных"

В презентации представлен урок изучения нового материала по теме "Правописание сложных имен прилагательных" для 6 класса (по учебнику М.М.Разумовской). Для закрепления изученного учебного материала пр...

Презентация к уроку руского языка в 6 классе правописание букв ч-щ в суффиксах существительных -чик-щик-.

Презентация к уроку иллюстрирует возможность построить урок объяснения нового материала с использованием ИКТ....

Конспект урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-." Презентация к уроку.

Данный материал содержит конспект урока русского языка в 6 классе "Правописание приставок при- и пре-. Приложение к уроку - презентация....

1 слайд

2 слайд

Проверка д/з. Кто никогда (мест) не был (глагол) на вершине Ивана Великого, кому никогда (мест) не случалось (гл) окинуть одним взглядом всю нашу древнюю столицу с конца в конец, кто ни (усиление отрицания) разу не любовался (гл) этой величественной, почти необозримой панорамой, тот не имеет понятия о Москве, ибо Москва не есть (глагол) обыкновенный большой город, каких тысяча; Москва не безмолвная громада (подразумевается противопоставление) камней холодных, составленных в симметрическом порядке... нет! у нее есть своя душа, своя жизнь.

3 слайд

Цели урока: продолжить знакомство с правописанием частиц; продолжить знакомство с понятием «синквейн»; воспитывать любознательность и сообразительность.

4 слайд

Соедини фразеологизмы. Комар носу Палец в рот Палец о палец Н… рыба Н… свет Нельзя н… проехать

5 слайд

Проверьте себя. Комар носу не подточит. Палец в рот не клади. Палец о палец не ударит. Ни рыба ни мясо. Ни свет ни заря. Нельзя ни проехать ни пройти.

6 слайд

Выполним упр.361. 1. Не нужно для меня ни блага богачей, Ни почестей правителей (прАвил) мОгучих (мОчь); Отдайте только мне спокойствие полей И глушь лесов дремучих. 2. Без чтения нет настоящего обрАзования, нет и не может быть ни вкуса, ни слога, ни многосторонней шири понИмания. 3. Ужель ни бранный шум, ни ратные труды, ни ропот гордой славы, ничто не заглушит моих привычных дум? 4) Чем нравом кто дурней, Тем более кричит и ропщет на людей: Не видит добрых он, куда ни обернется, А первый сам ни с кем (мест) не уживется.

7 слайд

Задание 3. Бранный шум - звуки ругани. Ратные труды - очень упорный труд. Ропот гордой славы - невнятный и заунывный шум известности. Крылов хочет сказать своему читателю, что часто люди видят чужие недостатки и не замечают своих.

8 слайд

9 слайд

10 слайд

Тест Не или ни. 1. Поезд шёл Н… медленно, а быстро. 2. Он был Н… рыба Н… мясо. 3. Чего он только Н… читал! 4. Кого Н… приглашали на вечер, все явились. 5. Где он только Н… плавал! 6. Где Н… был я, всюду видел громадное строительство. 7. Кто Н… смотрел нашу школьную ёлку, тем советую посмотреть. 8. Она встаёт Н… свет Н… заря. 9. Не видно Н… улиц, Н… хат. 10. Где Н… плавал капитан Петров, там он будет плавать в следующую навигацию.