Нефтегазовая промышленность

Примеры из истории приведшие к массовым психозам. Массовые психозы в истории

Несмотря на усилия исследователей, человеческая психика продолжает оставаться одной из самых загадочных областей знаний. Многие психические болезни и даже эпидемии до сих пор не имеют четкого однозначного объяснения. Они словно выходят за рамки привычных представлений о человеческих недугах и многим кажутся абсолютно непонятными.

«ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ЧУМА»

Одно из самых известных массовых психических заболеваний произошло в 1374 году сразу в нескольких деревнях, расположенных возле реки Рейн. Сотни их жителей много суток подряд выходили на улицы и танцевали, при этом люди почти не спали и не принимали пищи.

Через несколько месяцев заболевание прекратилось, но случаи «танцевальной чумы» встречались еще несколько раз. В 1518 году вспышка этой непонятной болезни произошла в городе Страсбурге (ныне территория Франции, также возле Рейна). Одна из женщин вдруг стала танцевать на улице. К ней постепенно присоединились несколько десятков, а потом и сотен горожан.

Власти города не знали, что предпринять, - ведь танцующие не нарушали никаких законов. Местные врачи рекомендовали продолжать танцы, потому что посчитали, что только это занятие излечит больных от непонятного недуга. В городе специально открыли два больших зала, где для пляшущих играли музыканты.

Эпидемия также продолжалась несколько месяцев и привела к гибели десятков людей - от сердечных приступов и истощения. Потом она прошла так же неожиданно, как и появилась.

Всего в средневековых документах отмечено не менее семи случаев массового танцевального психоза, которые поразили десятки тысяч европейцев. Ученые назвали такую болезнь хореоманией (от греческих слов choreia - «танец» и mania -«страсть»), В 1952 году исследователь Юджин Бэкмэн выдвинул версию о том, что причиной мании могли быть галлюциногенные споры плесени, которая образуется в стогах непросохшей ржи и потом попадает в хлеб.

Но уже в наше время профессор Мичиганского университета Джон Уоллер оспорил эту точку зрения. Он указал на то, что танцующие не просто содрогались в конвульсиях, а целенаправленно исполняли танцевальные движения. Вызывающая галлюцинации плесень вряд ли могла оказать такое воздействие. При этом показания свидетелей отмечали, что танцующие словно не хотели плясать - а ведь действия человека в состоянии транса обычно приносят ему удовлетворение.

Уоллер предполагает, что массовая истерия связана прежде всего со стрессами. В Средние века регион Рейна возле Страсбурга переживал плохие времена. Неурожаи сменялись эпидемиями оспы и проказы, люди умирали от болезней и голода. Жители города и близлежащих деревень испытывали постоянный страх за себя и своих близких.

В это же время в регионе была популярна легенда про святого Витта - христианского мученика, перед статуей которого нужно танцевать, чтобы обрести здоровье. Но при этом, если человек вызовет неудовольствие святого, тот заставляет его танцевать снова и снова. То есть, по мнению Джона Уоллера, люди подсознательно искали в подобных танцах спасение от смерти.

ПСИХОЗ В ТАНГАНЬИКЕ

Зимой 1962 года в одной из школ Танганьики произошел случай другого массового психического заболевания. Началось с того, что несколько девочек-учениц в деревне Кашаша без всякой причины начали смеяться. Это явление оказалось настолько заразительным, что к концу дня в школе беспрерывно хохотали более половины учеников в возрасте от 12 до 18 лет. Занятия пришлось отменить, школу на несколько дней закрыли.

Но эпидемию такая мера не остановила - через несколько дней массовый психоз распространился среди подростков соседних поселений. Врачи предположили, что в связи с закрытием школы в деревне Кашаша родители отвозили некоторых подростков в другие учебные заведения - и те заражали здоровых детей.

Предположение об инфекционном характере заболевания не нашло никаких подтверждений: большинство непрерывно смеющихся подростков были обследованы, но никаких аномалий, как и следов присутствия в организме каких-либо психотропных препаратов, у них не выявили. Причина заболевания так и осталась неизвестной.

Приступы истерического смеха у детей продолжались от двух недель до нескольких месяцев. Иногда они сопровождались рыданиями и даже вспышками агрессии. Позже массовый психоз стал слабее и через какое-то время совсем прекратился.

Всего эпидемия смеха поразила более 1000 подростков, она продолжалась 18 месяцев - и никаких научных объяснений случившемуся до сих пор не найдено.

Охота к перемене мест

Еще одно психическое заболевание, свойственное подросткам, ученые называют дромоманией (от греческого dromos -«бег»). Эта тяга к бродяжничеству, одолевающая многих несовершеннолетних, широко описана в художественной литературе. Подросткам свойственно мечтать о приключениях, которые могут случиться вдали от родного дома, поэтому дети нередко покидают его в поисках таинственных сокровищ, новых друзей и т.п.

Но иногда такое неодолимое желание охватывает взрослых. Подобная эпидемия наблюдалась во Франции в течение 1881-1909 годов. Первый из обследованных случаев произошел со слесарем из Бордо Жаном-Альбертом Дада. В 1881 году, будучи призванным на армейскую службу, он в составе своего подразделения был направлен в Бельгию - и там вдруг почувствовал непреодолимое желание путешествовать. Жан-Альберт уехал из Бельгии в Прагу, потом в Берлин, затем в Восточную Пруссию, откуда перебрался в Москву.

В том же 1881 году произошло убийство российского императора Александра II, поэтому в России Дада арестовали и как подозрительное лицо выслали в Турцию. В Константинополе его через французское консульство отправили в Вену и помогли устроиться по специальности.

Но из Вены Жан-Альберт тоже уехал. В 1886 году во Франции его поместили в госпиталь, после чего история необычного бродяги стала широко известной. В вышедшем через несколько лет сборнике статей «Безумный путешественник» медики попытались дать оценку его психическому состоянию. Отмечалось, что все свои перемещения Жан-Альберт Дада совершал, совершенно не помня, где он был и что делал.

Научные работы привлекли внимание к данной проблеме. Оказалось, что во Франции в это время было не менее десятка похожих путешественников. Признаки болезни удалось выявить и описать. Прежде всего, человек принимал решение сменить место жительства внезапно. Он забывал обо всех планах и обязательствах, в некоторых случаях даже поднимался из-за стола и уходил во время приема пищи.

Второй характерной деталью «взрослой» дромомании было полное отсутствие подготовки. Люди уезжали без денег, забывали документы, никак не беспокоились о своем багаже.

Ученые пришли к выводу, что такое психическое заболевание вызвано эмоциональным стрессом, под воздействием которого человек стремится изменить жизненное пространство. Сам Дада и некоторые его последователи говорили о своих ощущениях как о непреодолимом чувстве тревоги, пропадающем только во время перемещения. Такому человеку не важны цель и конечный пункт путешествия, для него главным становится непрерывная возможность менять место пребывания.

Иногда такого рода бродяги после нескольких лет скитаний возвращаются домой - и даже могут впоследствии осознать и осудить свой поступок. Но бывают случаи, когда скитания занимают всю оставшуюся жизнь и заканчиваются гибелью странника.

Ученые отмечают, что патологическое стремление к перемене мест нередко связано с нервными расстройствами или травмами головного мозга, но еще чаще оно проявляется у людей, которые любят фантазировать.

Считается, что дромоманией страдал известный писатель Максим Горький, причем страсть к побегам была свойственна также его матери и бабушке. Горький не мог долго жить на одном месте и, даже будучи респектабельным советским литератором, постоянно стремился покинуть жилище и куда-то уехать.

ДВИГАТЕЛЬНАЯ ИСТЕРИЯ

Начиная с 1400 года в разных документах зафиксированы случаи неожиданного массового безумия среди женщин, живущих в монастырях. Известно, что в одном из них послушницы вдруг вообразили себя кошками. Они мяукали и пытались забраться на деревья.

Такое необычное поведение продолжалось в течение нескольких дней, после чего священники были вынуждены провести обряд изгнания бесов. Другой похожий случай произошел в 1749 году в немецком городе Вюрцбурге, где у монахинь в массовом порядке наблюдались неожиданные обмороки с пеной изо рта, одну из них тогда обвинили в колдовстве и казнили.

Уже знакомый нам профессор Джон Уоллер, изучая возможные причины коллективного безумия монахинь, пришел к выводу, что они были вызваны массовым стрессом в сочетании с религиозным трансом. Как раз с 1400 года в европейских монастырях стали действовать строжайшие условия проживания, а женщин туда чаще всего отправляли насильно.

Католическая религия того времени активно занималась истреблением темных сил, причем считалось, что именно женщина является их носителем. Поэтому монахини и послушницы подсознательно ощущали себя орудиями дьявола и при религиозном экстазе могли почувствовать эту одержимость, которую выражали в совершенно неадекватных движениях.

Как видим, непонятные психические заболевания и эпидемии чаще всего связаны со стрессами, в условиях которых живет человек. Поэтому стремитесь к позитиву во всем - и пусть вас минуют как таинственные, так и известные недуги.

В учебниках психиатрии среди пышного разнообразия психических болезней есть одна, которая занимает особое место. Поскольку болезненные симптомы как бы есть, но сам пациент при этом здоров. Имя этого заболевания - индуцированный психоз.

Для примера представим семью из двух немолодых супругов. Они жили долго и счастливо, но вот в один прекрасный день один из супругов заболевает шизофренией. Заболевание протекает согласно классическим учебникам: у него начинаются небольшие проблемы, всякие там расстройства внимания, и на фоне этих мелких симптомов внутри головы все отчетливей начинает раздаваться голос.

Больной не знает, чей это голос. Но голос чужой, и раздается он не в ушах, а как бы внутри черепа. То есть, классический синдром Кандинского-Клерамбо. Голос говорит странные вещи. Поначалу больной в растерянности, даже осознает, что болен, просит помощи и не знает, как быть.

В попытках объяснить происходящее, больной выдумывает фабулу. В ней могут фигурировать радиоактивные лучи ЦРУ или невидимые ядовитые газы ФСБ, инопланетяне, рептилоиды, синдикат преступных гипнотизеров или древние духи майя.

Бред крепнет, обрастает подробностями, и вот уже больной убежденно рассказывает о восставших из пепла духах древних индейцев. Которые выбрали его в качестве проводника, чтобы сообщить через него человечеству о своем твердом решении испепелить землю, если человечество немедленно не прекратит войны, педофилию и браконьерский вылов байкальского омуля.

Через какое-то время в приемный покой городской психбольницы менты привозят человека, взятого в общественном месте за неадекват. Человек бросался на собеседников, спорил, требовал внимания и нес полный бред про духов майя, которые воскресли и пытаются в последний раз поговорить с человечеством.

Нюанс ситуации в том, что этот неадекватный человек - не больной, а его супруг. Просто у него индуцированный психоз, и он высказывает идеи, родившиеся в чужом больном разуме. Задача психиатра непроста. Он должен это определить и разобраться, с каким бредом имеет дело - классическим, либо индуцированным.


Для лечения индуцированного бреда супругов будет достаточно разделить и полностью прекратить их взаимодействие. Вскоре здоровый супруг пойдет на поправку, а больной начнет долгий и непростой курс лечения шизофрении.

Индуцированный бред в психиатрии - не ахти какая редкость. Механизм его возникновения прост: если люди достаточно близки или даже родственники, если больной пользуется уважением и авторитетом у здорового, то его энергии убеждения порой вполне достаточно, чтобы затмить своим голосом реальность и здравый смысл - точно так же, как прежде это сделал голос болезни, раздавшийся внутри его головы.

Неужели так просто заставить человека поверить в очевидный бред? Увы, проще простого. Более того - индуцировать бредом можно не одного человека, а нескольких.

История знает случаи, когда правитель государства, страдающий паранойей или манией, индуцировал своим бредом целые народы: немцы бежали порабощать мир, поверив Гитлеру в превосходство своей нации, русские бросались расстреливать соседей и сотрудников, поверив Сталину в повсеместное засилие иностранных шпионов.


Индуцированный бред, распространившийся на большую толпу, имеет особое название - массовый психоз.

Не надо тешить себя надеждой, будто человеку от природы свойственно критическое восприятие реальности. Оно не свойственно человеку. Человек в своей массе - это всегда продукт веры. Большинство граждан любой страны способно поверить во что угодно.

В превосходство своей расы над остальными. В справедливость Октябрьской революции. В необходимость сжигать на костре молодых женщин, подозреваемых в колдовстве. В то, что КНДР - самая счастливая в мире страна, и все люди глобуса нам завидуют. В лечебные свойства магнита. В целебность воды, заряженной позитивными вибрациями экстрасенса. В паломничество к иконе Матрёнушки Московской, исцеляющее от бесплодия и простатита.

В то, что сосед слесарь Витя - оказывается, шпион британской разведки. И в великую пролетарскую справедливость, выраженную в расстреле шпиона Вити вместе с его женой Верочкой и детьми. В то, что Сталин самый человечный. И в то, что Гитлер самый человечный. Вопреки логике. Без доказательств. Несмотря на обратное.

А если возникнет потребность в логике - человек отыщет себе один подходящий "факт", который неопровержимо докажет, что Гитлер дарил детям конфеты, икона реально излечила сотрудницу, вода умеет запоминать музыку (ученый проверил!), а НЛО однажды сбили военные летчики, показали в телепередаче, инфа 100%.

Примерно 45% населения планеты верят в Бога, хотя это число мне кажется заниженным вдвое. Они верят в сотворение женщины из ребра мужчины. И Всемирный потоп. Хотя доказательств этому - как для тех духов майя, грозивших уничтожить человечество во имя омуля.

Остальная половина человечества верит в Теорию Струн и Большого Взрыва. Хотя и здесь доказательств не больше. 100% всех людей мира верят в то, что они верят в Настоящую Истину, а остальные - дураки, зомбаки и неверные.

Вся история человечества - это история искренней веры в очередной бред. Человечество болеет индуцированными психозами как гриппом - в массовом порядке, миллионными толпами и долгими десятилетиями без ремиссии.

Стоит ли удивляться, что какой-то там шизофреник заразил свою здоровую супругу шизофренической идеей? Это абсолютно нормальное состояние для большинства людей.

Каждый из нас живет среди больных самым разным индуцированным бредом (опаснее, если одинаковым), и сам тоже болен. Это абсолютно нормально.

Лишь далекие потомки сообразят, какие из наших сегодняшних верований и бытовых привычек являлись бредом. И удивятся, как мы верили в эти идеи вопреки логике, здравому смыслу и всей доступной статистике.

Тем не менее, логика и здравый смысл существуют, и некоторые идеи адекватны. Как разобраться, какие именно? Если мы предположим, что в мире, наполненном бредом, все-таки существует адекватное восприятие реальности (или хотя бы какой-то ее части), то как и по каким признакам это отличить от бреда и массового психоза?

Понятно, что основным критерием является внутренняя логика теории и ее непротиворечивость. Если возникают подозрения в наличии массового психоза, есть смысл отказаться от ТВ и прочих средств массового индуцирования, и вместо этого пользоваться принципиально разными источниками, постоянно сравнивая и оценивая достоверность информации.

Отдельный полезный навык - постоянное сопоставление теории с данными самой разной статистики. А не с единичным случаем, произошедшим с сотрудницей.

Человек, для которого образ двух погибших детей выглядит убедительней, чем все данные мировой статистики, - потенциальная жертва индуцированного бреда и готовый адепт массовой истерики по запрету велосипедистов, балконных лоджий и домашнего консервирования грибов.

Но также есть вспомогательный критерий, который позволяет с неплохой степенью вероятности предположить, что мы имеем дело с индуцированным бредом в форме массового психоза: это статистика его участников.

Потому что если мы имеем дело с индуцированным бредом, то он в первую очередь поразит те категории людей, которые склонны к этому более прочих. Даже Википедия с подкупающей откровенностью перечисляет категории лиц, наиболее подверженных массовым психозам: истеричность, внушаемость, низкий интеллект. Если теорию поддерживают в своей массе именно такие персонажи, это веский повод подозревать массовый психоз. Рассмотрим их подробнее.

1. Истеричность.

Истерика и агрессия - ценный диагностический критерий. Всем известно, что к агрессии прибегают, когда физическое подавление несогласных - последний способ доказать свою точку зрения.


Если сторонники некой идеи начинают в массовом (не единичном) порядке желать наказания для своих оппонентов - скорее всего, они больны.

Если сторонники идеи одобряют заведомые зверства (пытки, казни, репрессии, высылки, концлагеря, длительные тюремные сроки), оправдывая их святыми целями, - они точно больны. Бред когда-нибудь закончится, а потомкам будет стыдно за эпоху.

2. Внушаемость.

Внушаемость, суеверность и религиозность - термины схожие, но не одинаковые. В любом случае меньше всего здесь мне хочется противопоставлять религию и атеизм - это настолько сложные вопросы, что я сам не разделяю ни одну из сторон, исповедуя собственную гибридную теорию Бога.

Но вот суеверность в самом широком смысле - это ценный диагностический критерий, показывающий готовность принимать самые разные бредовые теории, не требуя проверки фактов.

К суевериям относят самые разные верования, чья суть не подтверждается фактами и экспериментом: гадания, приметы, сонники, гороскопы, магия, непрофессиональные теории самолечения, а также, собственно, бытовые суеверия, вроде опасности черных кошек, перебежавших дорогу.

Если в толпе сторонников некой идеи во множестве встречаются именно такие персонажи - это четкий сигнал, что мы имеем дело с индуцированным бредом. Но, разумеется, таким же четким диагностическим критерием может служить толпа верующих, чье поведение противоречит собственному религиозному учению (даже не говоря о христианстве, любая религия отрицает хамство, насилие, агрессию, пытки, казни, погромы и преследования).

3. Низкий интеллект.

Интеллект, уровень образования и род занятий не синонимы, но сильно связаны друг с другом хотя бы просто по статистике. Поэтому если заметную часть сторонников идеи составляют студенты и академики - это вряд ли массовый психоз.

И наоборот: если идею подхватывают в основном рабочие и крестьяне, заявляя, что их враги - грамотное офицерское сословие, предприниматели и интеллигенция, то это явный признак бреда (который, впрочем, может затянуться на 70 лет, как показала история СССР).

И точно так же можно предположить, что общество поразил массовый психоз, когда на демонстрации выходят в основном служащие, безработные, рабочие и бюджетники, которые противопоставляют себя неопределенному кругу "врагов" с заведомо более высоким уровнем образования и интеллекта: креативный класс, предприниматели, музыканты, художники, литераторы, компьютерщики.

На лекции «Ведьмы и их силы» предложил сделать психологический обзор по теме «массовые психозы». Начав работу над обзором, я быстро обнаружил, что реальной серьёзной литературы по этому вопросу крайне мало. Зато очень много «попсовых» статей, смело кидающих в одну кучу ежа, ужа и трепетную лань. Ниже - моя попытка исследовать структуру вопроса с точки зрения современной психологии .

версия 3 от 24/05/2012

Возможно, у кого-то из читателей, идеи, изложенные в этой статье, вызовут разочарование. Особенно у тех, кто ищет какого-то универсального ответа, этакую Единую Теорию Массовых Психозов. Прежде всего необходимо обозначить: нет одного единственного заболевания под названием «массовый психоз», а есть совокупность разных явлений с разной этиологией.

Условно можно выделить четыре группы явлений:

  • Девиантное поведение толпы (вызванное влиянием момента).
  • Пролонгированное поведение больших групп, действующей в рамках сложившейся на тот момент системы убеждений и морали.
  • Копирование чужого девиантного поведения.
  • Пролонгированное поведение больших групп, выпадающее из действующей системы убеждений и морали.

Помня о том, что в чистом, выделенном виде они, встречаются крайне редко, нужно быть готовым к их проявлениям в более сложных комбинациях. Также следует учитывать, что существуют дополнительные факторы, облегчающие распространение и популяризацию тех или иных идей в массах. Часть из них будет упомянута ниже.

Первая группа явлений - поведение толпы - многократно описано и относительно понятно. Речь идёт о нестихийной толпе, имеющей общую цель и лидера(ов). В этих условиях (физическая теснота, общее направление движения, фокус внимания на лидера) в полной мере реализуются стадные инстинкты. Сознание отступает на второй план, присутствует высокий уровень стресса, легко индуцируется агрессия. У стадного поведения есть очень серьёзная биологическая основа: у обезьянки, которая не побежала за толпой соплеменниц, которые вдруг резко и без видимых причин сорвались с места, не было шанса оставить след в нашей родословной. Её история не имела продолжения, оборвавшись встречей с тигром.

Фактически, можно выделить два типа стадного поведения: собственно, стадное - слепое копирование поведения массы; и социальное - подчинение потоку толпы, ведомой лидером. Яркий пример социально обусловленного поведения - макаки. В их довольно крупных группах (насчитывающих сотни особей) лидеры сохраняют контроль как раз за счёт этих инстинктов: на кого укажет лидер, того и начинают «мочить» соплеменники. Подобное поведение называется этологами «моббинг» и встречается и у других млекопитающих кроме людей, например у псовых. Моббинг несомненно служит цементирующим фактором для больших сообществ, где лидер не может собственноручно применить физическую силу ко всем недовольным.

Как любое другое явление, «эффект толпы» имеет и позитивные и негативные проявления. Мы, люди, склонны называть нехорошими терминами то, что нам не нравится, и хорошими - то, с чем согласны. Так, в зависимости от наших политических пристрастий, мы называем ковровые бомбардировки или геноцидом и преступлением, или неизбежными жертвами при создании правильного справедливого общества. Между тем у любого индуцированного лидером поведения - схожий базис инстинктов. Единый порыв воодушевления под лозунгом «мы победили в этой войне, поднимем страну из руин» и погром на восточном рынке под крики «круши чёрных», по сути, имеют одну инстинктивную основу. Что, разумеется, ни в коей мере не делает эти вещи равноценными с морально-этической точки зрения.

Вторая группа явлений - пролонгированное поведение больших групп. Общество называет нечто массовым психозом, если это поведение основано на некорректных с его точки зрения установках и системах приоритетов. Здесь ключевая фраза «с точки зрения этого общества». Потому что, с точки зрения носителей этого поведения, оно скорее всего вполне адекватно и оправданно. Это соображение сразу же выводит рассматриваемое явление за рамки медицинских определений психоза. Если обобщить определения из разных источников (начиная с MedlinePlus 001553), можно сказать, что психоз - явно выраженное нарушение психической деятельности, при котором психические реакции грубо противоречат реальной ситуации, что отражается в расстройстве восприятия реального мира и дезорганизации.

Возьмем в качестве примера один из самых мрачных случаев «массового психоза» в истории человечества - хунвейбинов. Нашим обществом и современными китайцами эти события воспринимаются как ужасные. В рамках же системы морали и убеждений того времени и в рамках самой социальной группы хунвейбинов их действия имели четкие обоснования, считались адекватными и оправданными. В первый год своей «работы» хунвейбины получили четкие цели от Мао, полномочия от партии и поддержку от общества. В какой же момент «всё пошло не так» в этой истории и начало называться массовым психозом? Скорее всего, это случилось в том момент, когда общество столкнулось с тем, что порожденная система стала сильной, самоподдерживающейся и защищенной от внешнего воздействия. Партия поняла, что потеряла рычаги влияния на эту группу, вплоть до невозможности её уничтожить. Еще почти десятилетие система разрасталась, пока не самоуничтожилась, спустя полвека мы называем это «массовый психоз».

Чтобы более полно проанализировать похожий тип явлений важно понимать механизм формирования убеждений и индуцирования отдельных идей в общественное сознание. Процесс формирования убеждений в реальности имеет мало связи с «научным подходом» и логикой. Убеждения формируются как генерализация сходного опыта в разных контекстах. Подробней можно посмотреть в работах нейробиологов и нейролингвистов. В достаточно хорошей научно-популярной манере одна из моделей этого процесса описана в работах Роберта Дилтса, например в «Фокусах языка». Научный подход заключается здесь в том, чтобы отложить в сторону идею о существовании некоей «единой истины», абсолютной и вневременной. Пользуясь таким подходом, можно объяснить, каким образом, в определенное время, в определенном историческом, культуральном и социальном контексте зародилась и была распространена та или иная система убеждений.

Третья группа явлений, которые могут объяснять зарождение «массовых психозов» - копирование чужого поведения. Разумеется, речь идет о персональном девиантном (плохом с точки зрения окружающих) поведении вроде одержимости . Копирования адаптивного (вписанного в текущую систему социальных установок) поведения не вызывает такого пристального внимания. Я думаю, психологические корни у явления те же, что и у ипохондрии: страх заболеть вызывает повышенное внимание к возможным симптомам и, как следствие, их индуцирование. Отчасти от того, что бессознательное не воспринимает отрицаний, и чтобы проверить отсутствие симптомов, их сперва надо представить, почувствовать. Хороший весёлый пример есть у Джерома, в «Трое в лодке, не считая собаки». Вы можете проверить эту штуку на себе, попробовав заставить себя в течение часа ни разу не подумать, например, об этой статье. И учтите, что у средневекового гражданина страх обнаружить, что в него вселились бесы, был куда больше, чем у вас в этом маленьком эксперименте.

Другая возможная причина - демонстративность, стремление привлечь к себе внимание хоть таким способом.

Четвёртая группа явлений - пролонгированное девиантное поведение, которое воспринимается как алогичное даже его носителями. Это наименее очевидный вариант, на первый взгляд редко встречающийся на практике. И, тем не менее, у него есть основы - механизм импринтирования. Полученные от родителей и воспитателей идеи и внушения, дети воспринимают как данность, как законы мира, не осмысливая их критически.

И вот мы получаем ситуацию, когда «в нашей деревне, заведено плевать через плечо и искать ведьм каждый второе полнолуние. И через костер в ежегодный праздник мы прыгаем. Голыми. Парни вперемешку с молодыми девицами». А в остальное время, вполне себе такая патриархальная деревня, со строгими нравами. «Отцы так делали, деды делали, и мы будем».

Фактически, это пример самоиндуцирования симптома, когда девиантное поведение диктуется некритично впитанными убеждениями и идентичностью. В чем то это вариант шизофрении. Как доктор Джекилл и Хайд, с той разницей, что Джекилл просыпается и ужасается сделанному своим злым альтер-эго, а большинство людей воспринимает такие свои «превращения» как норму.

Корни у подобных явлений глубокие, зачастую в момент своего зарождения такое поведение было оправдано конкретными обстоятельствами и целями, но знанием об этом уже стерлись, а поведение закрепилось. Подобные явления встречаются и у приматов.

Широко известен эксперимент, в котором обезьянам в клетку повесили связку бананов, но при малейшей попытке зверушек до этих бананов добраться, их всех (включая непричастных) жестоко окатывали ледяной водой из брандспойта. Через какое-то время обезьяны прекратили попытки, и грустно смотрели на вкусные фрукты издалека. Тогда исследователи заменили одну из обезьян новенькой. Та сразу же двинулась в сторону пищи, но окружающие, предчувствуя водные процедуры, её с криками не пустили. Та, хоть и не понимая причины, сильно настаивать не стала: окружающие были очень агрессивны. Исследователи заменили ещё одного «старожила» на новичка, и история повторилась. Снова попытка получить банан наталкивалась на сопротивление группы. Прошло какое-то время, и в клетке не осталось ни одной обезьяны, реально испытавшей на себе обливание. Но любую подсаженную к ним новенькую за устремление к бананам колотили. «Так здесь принято, сынок!»

Резюмируя, у нас есть 4 группы явлений, связанных с «массовыми психозами» - «безумие толпы»; растянутое во времени поведение больших групп; самоиндуцирование симптома из страха его получить, и некритически воспринятая система убеждений. Для всех этих групп существуют схожие факторы, которые позволяют индуцировать те или иные убеждения, и превращать индивидуальное девиантное поведение в общественное поведение.

Итак, почему же девиантное поведение зачастую так легко подхватывается все новыми и новыми носителями вплоть до того, что явление приобретает признаки массового психоза?

Общественные группы представляют собой сложную систему, а значит, что лучше всего говорить не о первопричинах того или иного явления, а об «аттракторах» - факторах, склоняющих чашу весов в ту или иную сторону. Итоговое поведение системы - равнодействующая всех её аттракторов. Для всех вышеописанных групп явлений можно выделить следующие (взаимопересекающиеся) поддерживающие факторы:

  • Снижение критичности и качества логического, независимого мышления
  • Снижение качества жизни
  • Неспецифическая агрессивность
  • Угроза потерь на высоком ценностном уровне
  • Позитивное подкрепление
  • Персонификация проблемы
  • Общий враг
  • Коллективная безответственность
  • Простота предлагаемых рецептов
  • Минимизация усилий для получения результата
  • Усилия лидеров мнений по формированию нужных поведенческих паттернов и ценностно-убежденческого профиля
  • Самозащита убеждений
  • Боязнь выхода из отношений

Снижение критичности - когда мышление перестаёт быть регулятором действий человека. Например, критичность снижается под воздействием физиологических ограничений - в сне, в еде, под воздействием химических веществ. Широко известно, что это достаточно активно используется в религиозных группах (бдения и молебны, введение жестких пищевых ограничений). Лишение сна использовалось и в силовых структурах - не только как пытка, но и как способ получить необходимые сведения на допросе, запутав и запугав пленника.

Снижение качества логического, независимого мышления может быть вызвано и социальными факторами. Для этого не обязательно недоедать или недосыпать: как сложная психическая функция, мышление очень уязвимо. Достаточно тем или иным образом ограничить образование, сделать инициативу и самостоятельность наказуемыми, и через небольшой промежуток времени получить «нужные» результаты. Страх стать «отверженным» - мощный механизм, формирующий необходимое поведение. Он базируется на инстинктах - в древние времена отвергнутый племенем был обречен на смерть.

Проблемы, кризис, снижение качество жизни - косвенно ведут к повышению уровня агрессивности в обществе - борьба за выживание формирует более агрессивные и соревновательные формы поведения. Кроме того, согласно недавним исследованиям, чем тяжелее ситуация, тем больше люди склонны отказываться от самостоятельного анализа ситуации и поиска выхода, и тем больше возрастает авторитет лидера и некритичное доверие к его решениям.

Неспецифическая агрессивность. Существуют экзотические гипотезы, связывающие рост неспецифической агрессивности с солнечной активностью, климатическими изменениями, структурой питания. Они выглядят несколько спекулятивно и их сложно проверить, но нельзя отрицать, что человек подвержен тому или иному влиянию больших систем, следовательно какое-то влияние наверное возможно.

Угроза потерь на высоком ценностном уровне - когда неподчинение грозит потерей души, попаданием в ад, риском плохого перерождения и т.п.

Позитивное подкрепление девиантного поведения. Сколько-нибудь лительные действия нуждаются в подкреплении. Но не обязательно подкреплять каждый поведенческий акт. Как показывают эксперименты, «непостоянное подкрепление» действует сильнее, хотя требуется больше времени на закрепление. Если долго жечь ведьм, борясь с засухой, то дождь рано или поздно пойдёт. Он пошёл бы и без ведьм, но история не имеет сослагательного наклонения, и участники процесса вполне могут ссылаться на дождь, как на «установленный факт». Если сжечь ведьму, наславшую болезнь на соседа она вполне может и пройти. Термина «психосоматика» еще никто не знает, а явление есть. Психосоматическая болезнь вполне может исчезнуть вместе с ведьмой. А может и не исчезнуть. Тогда отсутствие результата будет объяснятся недостаточностью усилий - мало сожгли ведьм, плохо молились, недостаточно верили.

Персонификация проблемы. Как говорил Сталин, каждая катастрофа имеет имя и фамилию. Но как быть с засухой, чумой, похолоданием? Ответ простой: назначить виновного. Человек изначально склонен к «стихийной телеологии» и антропизации любых явлений. Поэтому так легко воспринимаются «очеловеченные» объяснения. Наверняка легче, чем непонятный рассказ о движениях воздушных масс и малом ледниковом периоде. Отголоски этого мы видим и сейчас: дискуссии о глобальном потеплении в бытовом сознании превращаются в «ОНИ выбрасывают в атмосферу что-то плохое, поэтому у НАС нет нормальных зимы и осени, ату ИХ!» Не отвергая антропный вклад в потепление, нельзя не отметить, что дискуссии на тему естественноприродных причин и циклов ведутся на много порядков реже, и с куда меньшим накалом.

Общий враг, как частный случай персонификации, является хорошим объединяющим фактором. Вдобавок, позволяющий лидерам (см. ниже) отвлечь внимание от внутренних проблем. Нужно только осторожно выбирать кандидата на роль такого врага, он должен быть достаточно сильным и неуязвимым. Если его слишком легко устранить, то после победы над ним, люди столкнутся с неприятной ситуацией: врага уже нет, а проблемы остались.

Коллективная безответственность . Чем больше в действие или бездействие вовлечено народу, тем меньше шансов, что кто-то пойдёт против течения, даже при том, что каждый по отдельности может осознавать, что поступает неправильно. Этот паттерн исследован в основном в рамках социальной психологии: описательно, без анализа причин. Мне кажется, дело может быть в сочетании двух мотивов. С одной стороны, действие требует усилий и может привести к неприятностям. С другой, кажется, что чем больше народу, тем больше шансов, что кто-то кроме тебя возьмёт на себя ответственность. На практике однако нередки случаи, когда даже в большой группе людей такого смельчака не находится.

Простота рецептов . Чем проще связки «причина-следствие», тем большее распространение они получат. «Засуха - голод - ведьмы» лучше, чем «засуха - необходимость в системном изменении земледелия, совершенствовании системы ирригации, распределения ресурсов». В первом случае меньше неопределённости и независимых переменных, требующих отдельного анализа и вероятного изменения образа жизни. Разумеется подразумевается, что людям на этот момент неизвестен какой-либо другой очевидный и менее жесткий вариант действий.

Минимизация усилий для получения результата. Aka халява. При прочих равных, предпочтение будет отдано такому решению, при котором требуется минимум собственных усилий. В этом плане всевозможные пояса Богородицы, амулеты и заговоры имеют неоспоримое преимущество например перед здоровым образом жизни, требующим ежедневных усилий.

Соответствие поведения лидеров чьим-то менее очевидным интересам. Примером могут служить информационные кампании, для военных действий, целью которых является, скажем, нефть, а идеологическим оправданием - борьба за свободу. В этом случае заинтересованная сторона, имеющая возможности влиять на формирование общественного мнения, активно их использует и поддерживает нужных лидеров. В отсутствие явных лидеров, но при наличии других причин, поведение всё равно может формироваться, но дольше и более стихийно. Лидер же выступает в качестве катализатора и того, кто задает вектор движения.

Самозащита убеждений . Как правило в форме «ты выступаешь против, значит тебя прижучило, значит мы всё правильно делаем, значит ты сам враг, значит тебя надо наказать». Есть огромное число примеров, как из древних времён («ведьму может защищать только или еретик, или другой ведьмак»), так и из современности («ты хочешь остановить хунвейбинов, значит ты против Революции и китайского народа», «ты выступаешь против мультикультурности, значит ты расист», «ты выступаешь против РПЦ, значит ты против возрождения России»). После таких заявлений обсуждение быстро перетекает в плоскость эмоций, и любые попытки аргументации со стороны критика наталкиваются на игнорирование или воспринимаются в качестве подтверждения того, что он - враг.

Боязнь выхода из отношений. Также следует принять во внимание эффект, описанный Вацлавиком в «Межличностной теории коммуникации»: люди могут находиться в откровенно неприятных отношениях, осознавать это, но всё равно не делать попытки из них выйти. Потому что в отношениях есть не только плохое, но и хорошее. А страх рисков от попытки ухода перевешивает постоянное недовольство от привычной ситуации.

Подводя итог, хочу ещё раз подчеркнуть основную мысль: «массовый психоз» в большинстве случае таковым, по сути, не является. Это лишь оборотная сторона вполне успешно действующих механизмов социальной организации и адаптации, необходимых человеку и человеческим сообществам. Фактически, массовый психоз - это непроизвольный или вызванный в чьих-либо интересах сбой в системе социальной адаптации.

Большое спасибо

Массовый истерический психоз

Крайней формой проявления массового психоза является массовая истерия . Термин «массовая истерия» используют, как правило, для определения того, что пострадавшие ощущают фактически не существующие физические симптомы .

Истории известны такие массовые психические эпидемии истерии, как:

  • пляска св. Витта, тарантизм, эпидемии неистовой пляски;
  • эпидемии конвульсионеров, эпидемии судорог, икоты и тика;
  • эпидемии кликушества, бесоодержимость, звероодержимость;
  • самобичевание;
  • эпидемии массовых самосожжений и массовый суицид;
  • эпидемия политического поклонения лидерам государств и ощущение присутствия внешнего врага.

З. Фрейд выдвинул весьма продуктивную идею для описания феномена толпы . Он рассматривал толпу как человеческую массу, находящуюся под гипнозом. Самое опасное и самое существенное в психологии толпы - это её восприимчивость к внушению . Всякое мнение, идею или верование, внушенные толпе, она принимает или отвергает целиком и относится к ним либо как к абсолютным истинам, либо как к абсолютным заблуждениям. Во всех случаях источником внушения в толпе выступает иллюзия, рожденная у одного какого-нибудь индивида благодаря более или менее смутным воспоминаниям. Вызванное представление становится ядром для дальнейшей кристаллизации, заполняющей всю область разума и парализующей всякие критические способности.

Факторы развития массового психоза

См. также

Примечания

  1. Психозы // Философская энциклопедия
  2. Массовые психозы и истерии
  3. Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни
  4. Мокшанцев Р., Мокшанцева А. Психология толпы
  5. Фрит К. Мозг и душа: Как нервная деятельность формирует наш внутренний мир. - М.: Астрель: Corpus, 2011. - C. 272-277.
  6. Пять мифов, составляющих основное содержание манипуляции сознанием // Шиллер Г. Манипуляторы сознанием. - М., 1980
  7. Жмуров Д. В. Теленасилие (Манипуляции на российских телеканалах) // Пси-фактор, 2004

О БРЕДОВЫХ РАССТРОЙСТВАХ – ИНДУЦИРОВАННЫХ И МАССОВЫХ

Бредовое расстройство (или психоз) – это четко определяемое нарушение психической деятельности человека, при котором его поведенческие реакции противоречат реальной ситуации. Существует весьма обширная их классификация по различным критериям. В этой статье мы обсудим один из типов – а именно – индуцированный психоз (индуцированное бредовое расстройство).
Визитной карточкой индуцированного психоза является наличие симптомов душевного расстройства у вполне психически здорового человека. Откуда берутся эти симптомы? Давайте разбираться.

Представьте себе семью, состоящую из пожилой матери и немолодой уже дочери, которые в силу обстоятельств вынуждены жить под одной крышей. У матери ввиду преклонного возраста прослеживаются явные признаки начинающейся паранойи – ей мерещатся коварные заговоры социальных работников, продавцов она постоянно обвиняет в попытках ее обвесить или обсчитать, женщина убеждена, что сосед - подросток однажды ночью обязательно взломает дверь и украдет все ее сбережения. Подобных бредовых идей день ото дня становится все больше и, конечно же, она регулярно делится своими переживаниями с дочерью.

Спустя какое - то время в психиатрическое отделение больницы доставляют женщину средних лет, которая неадекватно вела себя в общественном месте – продуктовом магазине – набросилась с кулаками на кассира, обвиняла всех работников торговли в тайном сговоре против покупателей.
Перед специалистами клиники стоит непростая задача – они должны распознать истинный ли это психоз либо индуцированный. Ведь на самом деле больна в нашей истории мать – она и является индуктором симптомов, а дочь просто - напросто реципиент материнских бредовых идей. Для исцеления индуцированного пациента достаточно всего лишь полностью прервать его связь с индуктором. Последнему же необходим соответствующий курс лечения.

Стать жертвой индуцированного бреда деле гораздо проще, чем кажется на первый взгляд. Если донор психоза и реципиент находятся в достаточно близких отношениях и первый пользуется авторитетом у второго, то рано или поздно бредовые идеи получат шанс затмить голос разума психически здорового человека, вызывая тем самым состояние психоза.

Кроме того жертвами индуктора могут стать одновременно несколько человек и даже целые толпы. В истории множество примеров, когда психически неуравновешенный правитель заражал своим бредом преимущественное большинство жителей своей страны. Ярчайшие из них – диктатура Иосифа Сталина и теория о превосходстве арийской расы Адольфа Гитлера.

Индуцированный бред, распространенный на большое количество людей именуется массовым психозом. Под этим понятием подразумевается состояние толпы людей, находящихся под влиянием любой общей идеи, веры.

Все человечество веками живет в состоянии то одного, то другого массового психоза.

Человек, по сути, продукт своей среды обитания, ему проще мыслить так, как большинство.

Вот почему мы верим в силу заряженной экстрасенсом по телевизору воды, в похудение с помощью гипноза и волшебного блина из белой глины и в то, что кто - то где - то когда - то видел НЛО. Распространению массового бредового состояния немало способствуют Интернет и телевидение. Кто из нас не получал по электронной почте писем от неизвестного автора, повествующих о найденных в детском питании осколках стекла или о яде, который специально добавляют в некоторые продукты питания?

Однако, наряду с идеями бредовыми, существуют и нормальные, адекватные теории. Как же их распознать? Во - первых, стоит отказаться от влияния всех средств массового индуцирования (радио, ТВ). Во - вторых, сопоставить данные из разных источников информации, оценить их достоверность и логичность. Стоит пользоваться обширными данными, а не брать на веру какой - нибудь единичный случай. Истинная теория всегда будет логичной, не имеющей внутренних противоречий.
Еще один признак, по которому можно распознать массовый психоз – это характеристика его участников.

Существуют определенные категории людей, подверженных индукции более других. Качества, присущие жертвам массовых бредовых состояний – агрессия, внушаемость и фанатичность, низкий уровень интеллекта. Рассмотрим каждое из них отдельно.

Агрессия
К ней прибегают в тех случаях, когда угроза физического насилия становится единственным способом доказать свою правоту. Если толпа требует расправы с оппонентами (войны, пыток, лишения свободы), оправдываясь некой высшей целью – это однозначно массовый психоз.

Внушаемость и фанатичность
А также суеверие и религиозность. Понятия эти по - своему схожи, но разница есть. Если в толпе «идейных» встречаются персонажи, которые верят в гадания, гороскопы, силу рассыпанной соли и опасность черных кошек, то вы имеете дело с жертвами массового бреда. То же самое можно сказать о сообществе религиозных фанатиков, требующих расправы с «неверными» - ни одна религия не поощряет насилие, преследования и неуважение к ближнему – то есть люди сами противоречат исповедуемой вере.

Низкий уровень интеллекта
Примером могут послужить демонстрации безработных, бездомных, которые противопоставляют себя кругу людей с более высоким уровнем интеллекта. Примечательно, что работники культурной сферы, успешные предприниматели, ученые и даже студенты ВУЗов менее подвержены массовым состояниям, чем представители рабочего класса, не говоря уж о люмпенизированных слоях населения.

Итак, если участникам каких - либо масштабных действий присущи все или некоторые из перечисленных качеств, то вы стали свидетелем явления массового психоза. И только критическое осмысление происходящего поможет вам избежать его пагубного воздействия.

Статья для обсуждения. Ваше мнение?