Животноводство

Проблематика размышления у парадного подъезда. «Размышления у парадного подъезда», анализ стихотворения Некрасова

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» написано Некрасовым в 1858 году. Из воспоминаний Панаевой известно, что в один из дождливых осенних дней Некрасов видел из окна, как от подъезда, в котором жил министр государственных имуществ, дворник и городовой прогоняют крестьян, толкая их в спину. Через пару часов стихотворение было готово. Жанровая сценка, которая стала основой стихотворения, дополнилась сатирой и обобщениями.

Стихотворение было напечатано Герценом в журнале «Колокол» без подписи автора.

Литературное направление, жанр

Стихотворение реалистично описывает болезнь всего русского общества. Знать ленива и равнодушна, перед ней раболепствуют остальные, а крестьяне бесправны и покорны. Жанровая сценка у парадного подъезда – повод к размышлению о судьбе русского народа и русского общества. Это образец гражданской лирики.

Тема, основная мысль и композиция, сюжет

Стихотворение Некрасова сюжетное. Его можно условно поделить на 3 части.

Первая часть – описание обычного дня из жизни подъезда. По торжественным дням к важному лицу приезжают с визитами или просто оставить имя в книге. В будни приходят убогие, «старик и вдовица». Не все просители получают просимое.

Вторая часть посвящена «владельцу роскошных палат». Начинается она с обращения наблюдателя – лирического героя. Негативная характеристика вельможи завершается призывом пробудиться и воротить просителей. Далее описана предполагаемая жизнь и смерть вельможи.

Третья часть – это обобщение и возведение данного конкретного случая в типичный. Нет на родной земле такого места, где бы русский мужик, сеятель и хранитель этой земли, не страдал. В состоянии духовного сна находятся все сословия: и народ, и владельцы роскошных палат. Для народа есть выход - проснуться.

Тема размышлений – судьба русского народа, кормильца – русского крестьянства. Основная мысль состоит в том, что народ никогда не пробьётся к парадным подъездам господ, это жители разных непересекающихся миров. Единственный выход для народа – найти силы для пробуждения.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано разностопным анапестом с неупорядоченным чередованием трёхстопного и четырёхстопного. Женская и мужская рифмы чередуются, виды рифмовки тоже меняются: кольцевая, перекрёстная и смежная. Концовка стихотворения стала студенческой песней.

Тропы и образы

Стихотворение начинается с метонимии в сочетании с метафорой. Город одержим холопским недугом, то есть жители города раболепствуют, как холопы, перед вельможей. В начале стихотворения сухо перечисляются просители. Особое внимание рассказчик уделяет описанию мужиков и пользуется эпитетами: некрасивы, загорелые лица и руки, армячишко худой, спины согнуты, скудная лепта . Выражение «Пошли они, солнцем палимы » стало афоризмом. Сострадание вызывает пронзительная деталь: крестьяне, которых прогнали, идут с непокрытыми головами, проявляя почтение.

Вельможа описан с помощью высокопарных метафор. Он держит в руках земные громы, а небесные его не страшат. Жизнь его бежит вечным праздником. Слащавые эпитеты поэтов-романтиков описывают райскую жизнь вельможи: безмятежная аркадская идиллия, пленительное небо Сицилии, благовонная древесная тень, солнце пурпурное, море лазурное . Конец жизни вельможи описан с иронией и даже сарказмом. Герой будет втихомолку проклят отчизною, дорогая и любимая семья ждёт его смерти с нетерпением.

В третьей части снова используется метонимия. Лирический герой обращается к родной земле, то есть ко всем её обитателям. Он открывает для всех сословий жизнь стонущего народа. Глагол стонет повторяется как рефрен. Песня народа подобна стону (сравнение).

После обращения к русской земле, Некрасов обращается к Волге. Он сравнивает народную скорбь с разливающимися водами русской реки. В этой части Некрасов снова пользуется эпитетами весна многоводная, народ сердечный, стон бесконечный . Последнее обращение-вопрос к народу: проснётся ли он, или его духовный сон будет длиться вечно, согласно естественному ходу вещей? Для реалиста Некрасова этот вопрос не риторический. Выбор есть всегда, реальность непредсказуема.

  • «Душно! Без счастья и воли…», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прощанье», анализ стихотворения Некрасова
  • «Надрывается сердце от муки», анализ стихотворения Некрасова
  • «Прости», анализ стихотворения Некрасова

«Размышления у парадного подъезда» Николай Некрасов

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь — в том их призванье!
А в обычные дни этот пышный подъезд
Осаждают убогие лица:
Прожектеры, искатели мест,
И преклонный старик, и вдовица.
От него и к нему то и знай по утрам
Всё курьеры с бумагами скачут.
Возвращаясь, иной напевает «трам-трам»,
А иные просители плачут.
Раз я видел, сюда мужики подошли,
Деревенские русские люди,
Помолились на церковь и стали вдали,
Свесив русые головы к груди;
Показался швейцар. «Допусти»,- говорят
С выраженьем надежды и муки.
Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых
(Знать, брели-то долгонько они
Из каких-нибудь дальних губерний).
Кто-то крикнул швейцару: «Гони!
Наш не любит оборванной черни!»
И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его бог!»,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами…

А владелец роскошных палат
Еще сном был глубоким объят…
Ты, считающий жизнью завидною
Упоение лестью бесстыдною,
Волокитство, обжорство, игру,
Пробудись! Есть еще наслаждение:
Вороти их! в тебе их спасение!
Но счастливые глухи к добру…

Не страшат тебя громы небесные,
А земные ты держишь в руках,
И несут эти люди безвестные
Неисходное горе в сердцах.

Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?
Вечным праздником быстро бегущая
Жизнь очнуться тебе не дает.
И к чему? Щелкоперов3 забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!
Безмятежней аркадской идиллии4
Закатятся преклонные дни.
Под пленительным небом Сицилии,
В благовонной древесной тени,
Созерцая, как солнце пурпурное
Погружается в море лазурное,
Полосами его золотя,-
Убаюканный ласковым пением
Средиземной волны,- как дитя
Ты уснешь, окружен попечением
Дорогой и любимой семьи
(Ждущей смерти твоей с нетерпением);
Привезут к нам останки твои,
Чтоб почтить похоронною тризною,
И сойдешь ты в могилу… герой,
Втихомолку проклятый отчизною,
Возвеличенный громкой хвалой!..

Впрочем, что ж мы такую особу
Беспокоим для мелких людей?
Не на них ли нам выместить злобу?-
Безопасней… Еще веселей
В чем-нибудь приискать утешенье…
Не беда, что потерпит мужик:
Так ведущее нас провиденье
Указало… да он же привык!
За заставой, в харчевне убогой
Всё пропьют бедняки до рубля
И пойдут, побираясь дорогой,
И застонут… Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?
Стонет он по полям, по дорогам,
Стонет он по тюрьмам, по острогам,
В рудниках, на железной цепи;
Стонет он под овином, под стогом,
Под телегой, ночуя в степи;
Стонет в собственном бедном домишке,
Свету божьего солнца не рад;
Стонет в каждом глухом городишке,
У подъезда судов и палат.
Выдь на Волгу: чей стон раздается
Над великою русской рекой?
Этот стон у нас песней зовется —
То бурлаки идут бечевой!..
Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля,-
Где народ, там и стон… Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Всё, что мог, ты уже совершил,-
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?..

Анализ стихотворения Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

Хрестоматийное стихотворение «Размышления у парадного подъезда» было написано Николаем Некрасовым в 1858 году, став одним из многочисленных произведений, которые автор посвятил простому народу. Поэт вырос в родовом имении, однако из-за жестокости собственного отца очень рано понял, что мир делится на богатых и бедных Некрасов и сам попал в число тех, кто вынужден был влачить полунищенское существование. Так как был лишен наследства и зарабатывал себе на жизнь самостоятельно с 16 лет. Понимая, каково приходится простым крестьянам в этом бездушном и несправедливом мире, поэт в своих произведениях регулярно обращался к социальной тематике. Больше всего его угнетал тот факт, что свои права крестьяне не умеют отстаивать и даже не знают, на что именно могут рассчитывать по закону. В итоге они вынуждены превращаться в просителей, судьба которых напрямую зависит даже не столько от прихоти высокопоставленной особы, сколько от настроения обычного швейцара.

В одном из домов Санкт-Петербурга просители бывают особенно часто, ведь здесь живет губернатор. Но попасть к нему – задача не из легких, так как на пути просителей, обутых « в самодельные лапти», стоит грозный швейцар. Именно он решает, кто достоин встречи с чиновником, а кого следует гнать в шею, даже несмотря на скудное подношение. Подобное отношение к просителям является нормой, хотя крестьяне, наивно веря в миф про доброго барина, винят во всем его прислужников и уходят, так и не добившись справедливости. Однако Некрасов понимает, что проблема кроется не в швейцарах, а в самих представителях власти, для которых нет ничего слаще, чем «упоение властью бесстыдною». Таких людей не страшат «громы небесные», а все земные проблемы они легко решают силой собственной власти и денег. Нужды же простых людей подобных чиновников совершенно не интересуют, и на этом пот акцентирует внимание в своем стихотворении. Автор возмущен тем, что в обществе существует подобная градация, из-за которой добиться справедливости без денег и высокого социального статуса невозможно. Более того, русский мужик является для такого чинуши постоянным источником раздражения и поводом для гнева. Никто не задумывается над тем, что именно на крестьянах и держится все современное общество, которое не в состоянии обойтись без бесплатной рабочей силы. Тот факт, что все люди по определению рождаются свободными, умышленно утаивается, и Некрасов мечтает о том, что когда-нибудь справедливость все же восторжествует.

Стихотворение «Размышление у парадного подъезда» было написано Н.А. Некрасовым в 1858 году. Впервые оно было напечатано в газете «Колокол» в 1860 году под названием «У парадного подъезда». Имя автора указано не было. А.И. Герцен опубликовал его с таким примечанием: «Мы очень редко помещаем стихи, но такого рода стихотворение нет возможности не поместить» . В официальной печати появилось лишь спустя пять лет со дня написания. Сохранилось свидетельство жены Некрасова, А.Я. Панаевой, о том, как создавалось это произведение. Окна квартиры поэта на Литейном проспекте Петербурга смотрели на подъезд министра государственных имуществ М.Н. Муравьева, и Некрасов, вероятно, именно там мог наблюдать эти сцены. Вот как Панаева вспоминает об одном случае: «Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятиям, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая лестницу, прогнал их; они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, притаившись у стены и промокая на дожде. Я пошла к Некрасову и рассказала о виденной мной сцене. Он подошел к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошел от окна и улегся опять на диване. Через час он прочел мне стихотворение «У парадного подъезда» .
Стихотворение мы можем отнести к гражданской лирике. Основная тема его – трагическая судьба русского народа. Стихотворение включает в себя многочисленные обращения лирического героя – к одному из персонажей («владельцу роскошных палат»), к родной земле, к Волге, к русскому народу. Все они остаются без ответа, представляя собой лишь односторонний диалог, раздумья героя. Однако произведение синтезирует, кроме того, жанровые черты сатиры, оды, памфлета, элегии и песни.
В основе композиции произведения лежит принцип антитезы. В первой части дана картина парадного подъезда знатного вельможи «по торжественным дням». Это часть представляет собой сатирическое описание.


Вот парадный подъезд. По торжественным дням,
Одержимый холопским недугом,
Целый город с каким-то испугом
Подъезжает к заветным дверям;
Записав свое имя и званье,
Разъезжаются гости домой,
Так глубоко довольны собой,
Что подумаешь – в том их призванье!

Вторая часть рисует парадный подъезд «в обычные дни». Здесь уже тон лирического героя становится нейтральным, ирония уступает место спокойным интонациям. Просителями здесь выступают «прожектеры», «искатели мест», «преклонный старик», «вдовица», приходят и уходят «курьеры с бумагами». Далее герой рассказывает о том, как увидел там однажды иных просителей – русских мужиков, пришедших из каких-то дальних губерний. Помолившись на церковь, они обращаются к швейцару с просьбой пропустить их и предлагают ему «скудную лепту». Выражение «надежды и муки» запечатлено на их лицах. Вероятно, они проделали тяжелый, долгий путь, надеясь найти правду в Петербурге. Однако швейцар остается безучастным, ходоки кажутся ему жалкими оборванцами:


Он гостей оглядел: некрасивы на взгляд!
Загорелые лица и руки,
Армячишка худой на плечах,
По котомке на спинах согнутых,
Крест на шее и кровь на ногах,
В самодельные лапти обутых…

Образ крестьян – центральный образ этого стихотворения. Образ этот является собирательным, обобщенным. За группой мужиков предстает как бы вся деревенская Русь. В стихотворении появляются высокие, эпические интонации. Ирония, объективная описательность – все это уступает место горячему сочувствию, искренней симпатии. В крестьянах герой видит библейских паломников, ищущих правды. Эта тема усилена мотивом палящего солнца. И на первый план здесь уже выходит мотив греха и возмездия, подготавливая, таким образом, содержание третьей части стихотворения:


И захлопнулась дверь. Постояв,
Развязали кошли пилигримы,
Но швейцар не пустил, скудной лепты не взяв,
И пошли они, солнцем палимы,
Повторяя: «Суди его бог!»,
Разводя безнадежно руками,
И, покуда я видеть их мог,
С непокрытыми шли головами…

Образ «владельца роскошных палат» в третьей части противопоставлен образу страдальцев-крестьян. Персонаж этот изображен в сатирико-одической манере. Жизнь его представляет собой «вечный праздник», безмятежный сон, «аркадскую идиллию». Ценности его – волокитство, обжорство, игра. Судьба народа не волнует его:


Что тебе эта скорбь вопиющая?
Что тебе этот бедный народ?

По силе сатирического обличения, по гневным, возмущенным интонациям эта часть стихотворения напоминает нам памфлет:


И к чему? Щелкоперов забавою
Ты народное благо зовешь;
Без него проживешь ты со славою
И со славой умрешь!

В заключительной части Некрасов от образов измученных дорогой русских мужиков-просителей переходит к широкому, обобщенному образу – образу стонущей Руси, переполненной великой скорбью народной :


Родная земля!
Назови мне такую обитель,
Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель,
Где бы русский мужик не стонал?

Используя прием гиперболы, лирический герой Некрасова метафорически сравнивает скорбь народа с весенним разливом Волги:


Волга! Волга!.. Весной многоводной
Ты не так заливаешь поля,
Как великою скорбью народной
Переполнилась наша земля…

Все звучание этой части определяет песенная интонация. Здесь есть и повторы («стонет он… стонет он»), и внутренние рифмы, и многочисленные призывы лирического героя. Музыкальность определяется и самим выбором тем – «родная земля», «Волга».

Заканчивается стихотворение мучительным раздумьем о судьбе русского народа, о его возможностях:


Где народ, там и стон… Эх, сердечный!
Что же значит твой стон бесконечный?
Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль, судеб повинуясь закону,
Все, что мог, ты уже совершил -
Создал песню, подобную стону,
И духовно навеки почил?

Композиционно в произведении выделяются три части. Первая часть – описание парадного подъезда в торжественные дни. Вторая часть – описание парадного подъезда в обычные дни, изображение странников, русских мужиков-просителей. Третья часть включает в себя обрисовку образа знатного вельможи, а также обращения героя – к «владельцу роскошных палат», к родной земле, к Волге и к русскому народу.
В стихотворении сочетается трехстопный и четырехстопный анапест, рифмовка – перекрестная, кольцевая и парная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитет («убогие лица», «под пленительным небом», «солнце пурпурное»), метафору и антитезу («Не страшат тебя громы небесные, А земные ты держишь в руках»), анафору («Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал?»), риторические вопросы и обращения («Эй, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный?»), синтаксический параллелизм («Стонет он по полям, по дорогам, Стонет он по тюрьмам, по острогам…»), бессоюзие и ряды однородных членов («Упоение лестью бесстыдною, волокитство, обжорство, игру…»), фразеологизмы («аркадская идиллия», «Свету божьего солнца не рад»), афористическую фразу («Щелкоперов забавою Ты народное благо зовешь»). В стихотворении мы находим слова и выражения высокого стиля («пилигримы», «скудная лепта», «похоронная тризна», «отчизна», «почил»). Анализируя фонетический строй произведения, отметим наличие аллитерации («Записав свое имя и званье», «Волга! Волга! Весной многоводной…») и ассонанса («Стонет он по полям, по дорогам…»).
«Размышления у парадного подъезда» – это программное произведение поэта. Русский народ – это центральный образ всего его творчества. Критики отмечали, что отношение Некрасова к народной жизни было реальнее всех остальных поэтов. И это не реальность Пушкина, не реальность Кольцова, не реальность Мея. Это «нечто свое, совершенно особенное, чисто индивидуальное… – проникновение в самую сущность народной жизни со стороны ее насущных потребностей и затаенных, незримых страданий»

Поэтический подвиг Некрасова заключался в том, что он пел без прикрас о Руси, о народе; поэт никогда не мог смириться с тем, что народ бесправен, угнетен. Народу он посвятил свою лиру.

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» (1858 г.) — один из лучших образцов гражданской лирики поэта.

История создания стихотворения «Размышления у парадного подъезда» такова. Однажды из окна своей квартиры на Литейном проспекте в Санкт-Петербурге Некрасов наблюдал сцену, как городовой и дворники отгоняли от подъезда дома, где жил министр государственных имуществ М.Н.Муравьев, группу крестьян-просителей. Городовой и дворники толкали их в спины. Те притаились за выступом подъезда, стояли, обдумывая дальнейшие шаги. По воспоминаниям А.Я.Панаевой, Некрасов нервно сжал губы, отошел от окна, и через некоторое время прочел ей стихотворение «Размышления у парадного подъезда».
.
Главная тема стихотворения – размышления о судьбе народа. Способен ли народ на борьбу за справедливое мироустройство или он «навеки духовно почил»?

Сюжетная линия стихотворения такова: к парадному подъезду (к дверям власти) подходят простые русские мужики. Они глубоко верят в то, что найдут у государева чиновника помощь и поддержку, что тот разберется с их жалобами. Но их не допускают даже до дверей вельможи. Ходоки искренне верят в добропорядочность царя и его окружения, поэтому и прошли долгий путь по Руси, об этом недвусмысленно свидетельствует то, что у них «кровь на ногах». Кульминация стихотворения представляет собой раздумья на тему «судьбы народа». Заканчивается произведение вопросом.

Композиционно стихотворение делится на пять строфоидов, в которых по 40, 8, 4, 25, 40 строк соответственно. Такое композиционное решение является довольно оригинальным.

Первая строка стихотворения очень конкретна: «Вот парадный подъезд…» Место действия определено – это парадный подъезд богатого дома. Именно к этому подъезду в торжественные дни подъезжают люди, чтобы засвидетельствовать своё почтение. Они оставляют записи в особой книге. Довольные собой они разъезжаются по домам.

А в будние дни у этого подъезда можно увидеть совсем другие лица – «убогие». Кто они? Прожектеры, искатели мест, глубокие старики…

Однажды к парадному подъезду подошли простые русские мужики. На них обратил внимание лирический герой, который впервые заявил о себе всего тремя словами: «Раз я видел…» Цель мужиков-ходоков – попасть на прием к влиятельному вельможе, но швейцар их не пропускает. Он оглядел подошедших – вид их непригляден. Кто-то подсказал швейцару решение: «Гони». И ходоки отправились ни с чем…

Второй строфоид отделен от первого многоточием. Начинается он с противительного союза «а». «А владелец роскошных палат…». Чем он занят? Он объят глубоким сном. Простые мужики ушли, «солнцем палимы», значит, солнце уже в зените, а вельможа всё ещё спит. Мотив сна — один из ключевых мотивов в стихотворении «Размышления у парадного подъезда». Жизнь «владельца роскошных палат» — сон. «Пробудись…», — призывает его автор.

В третьем, небольшом по объему строфоиде, автор вновь делает резкий разворот от мира богатства к миру бедности. От влиятельного вельможи, объятого крепким сном, к безвестным людям, несущим «горе в сердцах».

В следующей части стихотворения интонации резки, напористы, предельно конкретны. Идёт обращение к тому, кому принадлежат роскошные палаты:

«Что тебе эта скорбь вопиющая,
Что тебе этот бедный народ?..»

Обвинения, выдвигаемые в адрес обличаемого лица, серьёзны и суровы. Никогда не поймут простых людей те, кто ценят лесть, нескончаемые развлечения. К стону народа они глухи. Для них жизнь – вечный праздник. Прозреть, очнуться этот вечный праздник не дает.

В жанровом отношении третий и четвертый строфоиды — это инвектива. (Инвектива — форма литературного произведения, резко обличительного характера). Имеет место гневный пафос, прямое обращение к адресату обличения, строки, включающие проклятие:

«И сойдешь ты в могилу… герой,
Втихомолку проклятый отчизною…»

В заключительном строфоиде, пронзительном и откровенном, Некрасов, обращаясь к народу, вопрошает:

«Ты проснешься, ль, исполненный сил?..»

Горько было видеть поэту покорность народа, который не смел даже роптать на свою участь. Глубокими раздумьями заканчивается стихотворение. Да, народ бесправен, но не раздавлен. Мысль о бесправном положении народа неотделима в стихотворении от мыслей о дремлющих, но подлинных силах народа. Некрасов был убежден, что настанет время, когда народ «проснется», сбросит с себя оковы рабства.

Главная мысль стихотворения
«Размышления у парадного подъезда» — мысль о несовместимости достойного человеческого существования и бесправия.

Темы , поднятые Некрасовым в стихотворении «Размышления у парадного подъезда», — темы сострадания, униженности народа, его забитости, долготерпения, произвола, пробуждения.

Контрасты в стихотворении:

— «владелец роскошных палат» и обездоленные бедняки, «мелкие люди»,
— богатый дом с парадным, пышным подъездом и бедный домишко, «харчевня убогая»,
— широкая Волга и широкое народное горе (даже могучая Волга не в таком масштабе заливает поля, сколь широко народное горе).

Проблематика произведения
Философские проблемы, поднятые в произведении – сущность национального характера, проблемы человеческого счастья.

Размер и рифма
Стихотворный размер «Размышления у парадного подъезда» – разностопный анапест. Схемы рифмовки варьируются: начинается произведение с кольцевой схемы (абба), затем следует перекрестная (абаб). Далее идут вариации смежной, перекрестной и кольцевой схемы рифмовки. В строках используется как мужская, так и женская рифмы.

Средства художественной выразительности

Эпитеты — «торжественным дням», «заветным дверям», «деревенские русские люди», «оборванная чернь», «харчевня убогая», «роскошных палат».

Метафоры — «Пышный подъезд», «худой армячишка», «убогие лица», «скорбь вопиющая», «преклонные дни».

Метонимия — «Целый город… подъезжает».

Простонародные выражения – «выдь», «кошли» (котомки), «покуда».

Риторические фигуры (риторические обращения) – «Волга! Волга!», «Родная земля!», «Эх, сердечный!».

Восклицания — «Гони!», «Пробудись!», «Вороти их!»

Стилистическая фигура — анафора
«Стонет он по полям…»
«Стонет он по тюрьмам…»
«Стонет он под овином…»

Многократная анафора (повторение в начале) «стонет» умножает восприятие жизни как непосильного груза.

Стихотворение «Размышления у парадного подъезда» мне понравилось тем , что оно написано на особом нерве. Оно не идеализирует русского мужика, но и не дает его в обиду. Некрасов ценит мужика, он понимает, что стараниями именно таких мужиков создается основа общественного благосостояния. Для детальной прорисовки картины классические жанровые рамки поэзии были Некрасову тесны. Поэтому он создал произведение «Размышления у парадного подъезда» , где органично сосуществуют разные жанры: элегия, песня, инвектива, философская ода («Эх, сердечный! Что же значит твой стон бесконечный?»). Произведение такого рода представляет особый интерес.

План анализа стихотворения «Размышления у парадного подъезда»
1. Вступление
2. К какому направлению в лирике принадлежит?
3. История создания стихотворения
4. Главная мысль стихотворения «Размышления у парадного подъезда»
5. Композиционное строение
6. Краткое содержание стихотворения «Размышления у парадного подъезда»
7. Главная мысль стихотворения
8. Темы, поднятые в стихотворении
9. Контрасты в стихотворении
10. Проблематика
11. Размер и рифма
12. Средства художественной выразительности
13. Чем понравилось стихотворение?

На уроке вы узнаете интересные и важные факты биографии поэта Н. А. Некрасова, которые повлияли на его творчество. На примере стихотворения «Размышления у парадного подъезда» вы рассмотрите тему обличения крепостничества в творчестве Н. А. Некрасова. Работая с текстом стихотворения, научитесь обращать внимание на особенность композиции, способы раскрытия центральных образов и выражения авторской гражданской позиции.

«Это было раненое сердце. Раз и на всю жизнь, - говорил Достоевский о Некрасове. - И не закрывшаяся рана эта и была источником всей его поэзии, всей страстной до мучения любви этого человека ко всему, что страдает от насилия, от жестокости необузданной воли, что гнетет нашу русскую женщину, нашего ребенка в русской семье, нашего простолюдина в горькой так часто доле его».

Одним из самых значительных моментов биографии Некрасова стало его участие в воссоздании журнала «Современник». Основателем "Современника" был А. С. Пушкин, привлекший к участию в журнале Н. В. Гоголя, П. А. Вяземского, В. Ф. Одоевского и др.

После смерти Пушкина журнал пришёл в упадок, и в 1847 году перешел в управление Н. А. Некрасову и И. И. Панаеву. Некрасов привлек в "Современник" И. С. Тургенева, Л.Н. Толстого, И. А. Гончарова, А. И. Герцена, Н. П. Огарева, чьи произведения в нем печатались; также в журнале печатались переводы произведений Ч. Диккенса, Ж. Санд и др. западноевропейских писателей.

Идейным руководителем «Современника» стал известный критик В. Г. Белинский, статьи которого определяли программу журнала: критика современной действительности, пропаганда революционно-демократических идей, борьба за реалистическое искусство .

Общение с передовыми людьми в "Современнике" помогло окончательно сложиться убеждениям Некрасова. Именно в этот период открылось дарование Некрасова как народного поэта, сатирика, обличителя власть имущих, заступника угнетённой деревни.

Одним из ярких примеров гражданской лирики Некрасова стало стихотворение «Размышления у парадного подъезда».

Стихотворение было написано в 1858 году. Впервые оно было напечатано за границей в газете «Колокол» в 1860 году под названием «У парадного подъезда». Имя автора указано не было. Газета «Колокол» была первой русской революционной газетой, издававшейся А. И. Герценом в эмиграции.

Рис. 2. Некрасова З. Н. (жена поэта) ()

Сохранилось свидетельство жены Некрасова о том, как создавалось это произведение.

Окна квартиры поэта на Литейном проспекте Петербурга смотрели на подъезд министра государственных имуществ М. Н. Муравьева, в ведомстве которого находились земли. Поэтому совершенно не удивительно, что к дому этого министра частенько приходили делегации от крестьян. Именно такую сцену довелось наблюдать Некрасову

Вот как жена поэта вспоминает об этом случае: «Была глубокая осень, утро было холодное и дождливое. По всем вероятиям, крестьяне желали подать какое-нибудь прошение и спозаранку явились к дому. Швейцар, выметая лестницу, прогнал их; они укрылись за выступом подъезда и переминались с ноги на ногу, притаившись у стены и промокая на дожде. Я пошла к Некрасову и рассказала о виденной мной сцене. Он подошел к окну в тот момент, когда дворники дома и городовой гнали крестьян прочь, толкая их в спину. Некрасов сжал губы и нервно пощипывал усы; потом быстро отошел от окна и улегся опять на диване. Через час он прочел мне стихотворение «У парадного подъезда».

Таким образом, тема стихотворения - сатирическое обличение общественно-социального устройства российского общества и тяжёлое положение крестьянства.

Сатира (лат. satira) — комическое проявление в искусстве, представляющее собой поэтическое обличение явлений при помощи различных комических средств: сарказма, иронии, гиперболы, гротеска, аллегории, пародии и др.

Композиция стихотворения Н. А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда»

1. Парадный подъезд (по торжественным и будничным дням).

3. Владелец роскошных палат.

4. Мужицкая доля.

Анализ стихотворения.

Часть 1.

С первых строк стихотворения гневно звучит голос поэта. Автор использует свой излюбленный сатирический прием - сарказм.

Сарказм (греч. sarkasmós, от sarkázo, буквально — рву мясо), вид комического, суждение, содержащее уничтожающую насмешку. Высшая степень иронии.

Вот парадный подъезд. По торжественным дням,

Одержимый холопским недугом,

Целый город с каким-то испугом

Подъезжает к заветным дверям;

Записав свое имя и званье,

Разъезжаются гости домой,

Так глубоко довольны собой,

Что подумаешь - в том их призванье!

Слово «холопский » использовано здесь в переносном значении.

Холоп (пренебр.) - несамостоятельный, раболепный человек, прислужник, приспешник кого-либо.

В будние дни у подъезда появляется публика иного рода. Это просители разного толка:

Прожектеры, искатели мест,

И преклонный старик, и вдовица.

ПРОЖЕКТЕР (фр., от projeter) - насмешливое название лица, занимающегося придумыванием различных предприятий и спекуляций, в действительности неосуществимых или невыгодных.

«пышный подъезд» - «убогие лица».

Часть 2.

Рис. 3. Делегация крестьян ()

Раз я видел, сюда мужики подошли,

Деревенские русские люди,

Помолились на церковь и стали вдали,

Свесив русые головы к груди;

Показался швейцар. "Допусти",- говорят

С выраженьем надежды и муки.

Здесь саркастический тон автора сменяется на торжественный и печальный. Рядом с простыми русскими словами, такими как: загорелые лица, самодельные лапти, согнутые спины, - поэт использует слова торжественного стиля: пилигрим, скудная лепта.

И пошли они, солнцем палимы,

Повторяя: "Суди его бог!",

Разводя безнадежно руками,

И, покуда я видеть их мог,

С непокрытыми шли головами...

У читателей крестьяне вызывают сочувствие, сострадание. Однако для обитателей особняка это всего лишь «оборванная чернь ».

Что тебе эта скорбь вопиющая,

Что тебе этот бедный народ?

Вечным праздником быстро бегущая

Жизнь очнуться тебе не дает.

В этой части поэт использует побудительные предложения, пытаясь достучаться до холодного сердца властителя человеческих судеб:

Пробудись! Есть еще наслаждение:

Вороти их! в тебе их спасение!

Сам поэт не ждет ответа, ведь «счастливые глухи к добру». Больше всего возмущает автора, что вельможа совершенно незаслуженно окружен ореолом славы и геройства:

Щелкоперов забавою

Ты народное благо зовешь;

Без него проживешь ты со славою

И со славой умрешь!

И сойдешь ты в могилу... герой,

Втихомолку проклятый отчизною,

Возвеличенный громкой хвалой!..

Часть 4.

После описания всех благ, которыми пользуются вельможи, в четвертой части убийственным контрастом поэт рисует жизнь крестьян. Достаточно сравнить 2 отрывка:

Таким образом, мы видим, что в композиции используется антитеза . Она помогает усилить трагический пафос стихотворения и придать большую силу авторской сатире.

Внимательно перечитайте правый фрагмент таблицы, в котором описана народная доля. Заметили вы, что стихотворный ритм напоминает народную песню? Создается этот особый песенный ритм благодаря единоначатию (анафоре) . Также автор использует синтаксический параллелизм (одинаковое синтаксическое построение строф, например, использование однородности).

Стихотворение Некрасова заканчивается обращением к народу-страдальцу:

Эх, сердечный!

Что же значит твой стон бесконечный?

Ты проснешься ль, исполненный сил,

Иль, судеб повинуясь закону,

Всё, что мог, ты уже совершил, -

Создал песню, подобную стону,

И духовно навеки почил?..

На этот вопрос нет ответа. Но такая постановка самого главного, решающего вопроса русской жизни не могла оставить равнодушным человека, в котором живет патриотическое чувство. Стихотворение достигло цели: запрещенное цензурой, оно сделалось известным буквально всей России.

Современники по достоинству оценили смелость Некрасова. Так, например, Д. И. Писарев отмечал: «Некрасова как поэта я уважаю за его горячее сочувствие к страданиям простого человека, за „честное слово“, которое он всегда готов замолвить за бедняка и угнетенного»

  1. Дидактические материалы по литературе 7 класс. Автор - Коровина В.Я. - 2008 год
  2. Домашняя работа по литературе за 7 класс (Коровина). Автор - Тищенко О.А. - 2012 год
  3. Уроки литературы в 7 классе. Автор - Кутейникова Н.Е. - 2009 год
  4. Учебник по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Коровина В.Я. - 2012 год
  5. Учебник по литературе 7 класс. Часть 2. Автор - Коровина В.Я. - 2009 год
  6. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Авторы: Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. - 2012 год
  7. Учебник-хрестоматия по литературе 7 класс. Часть 1. Автор - Курдюмова Т.Ф. - 2011 год
  8. Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
  1. ФЭБ: Словарь литературных терминов. ()
  2. Словари. Литературные термины и понятия. ()
  3. Н. А. Некрасов. Размышления у парадного подъезда. ()
  4. Некрасов Н. А. Биография, история жизни, творчество. ()
  5. Н. А. Некрасов. Страницы биографии. ()
  6. Толковый словарь русского языка. ()
  1. Найти в тексте стихотворения примеры антитезы, сарказма. Какую роль они играют в произведении?
  2. Выписать из текста торжественную лексику. Какую задачу она выполняет в стихотворении?
  3. Какой перед вами предстала личность Н. А. Некрасова после знакомство с его творчеством?