Вентиляция и кондиционирование

Психология жестов - наука о чтении мыслей и чувств. Вариации мимик человека

До сих пор в обществе крепко держится мнение, что физиогномика, графология, хиромантия, френология и тому подобные науки – наследие средневекового обскурантизма, что они не имеют ничего общего с истинной наукой и поэтому должны быть выброшены из современного знания как лишний и ни к чему не пригодный балласт.

И действительно, было время, когда такой суровый отзыв был отчасти справедлив – тогда эти науки, вместе с магией, астрологией, кабалистикой и другими, так называемыми оккультными знаниями, занимались предсказанием более или менее отдаленного будущего. Однако в наше время эти науки вошли в тесную связь с чисто положительными науками, каковы анатомия, физиология и антропология, и, пользуясь их данными, усвоили положительный метод исследования.

Особенно резко вырисовывается душа человека в его облике, или физиономии – недаром у народа сложилось представление о лице как о зеркале души. И в самом деле, наши привычки, наши стремления, наши страсти, словом все, что составляет нашу личность, наше «я» – все это отражается на лице, придавая ему ту или иную особенность, часто неуловимую, но бессознательно бросающуюся в глаза опытному наблюдателю.

Древнее искусство чтения по лицу зародилось тысячи лет назад во времена Желтого императора, когда оно применялось восточными целителями для диагностики болезней. Цель этой нетрадиционной медицины была – и есть – предупреждать проблемы со здоровьем и дать рекомендации в отношении питания, физических упражнений и медитации, с тем, чтобы остановить болезни, когда они едва проявились.

Это искусство просуществовало века, и его популярность основана на том факте, что оно способно помочь людям лучше понимать самих себя, коллег по работе, друзей и членов семьи.

Физиогномика

Физиогномика — это характерные черты и выражение лица человека. Лицо делится на три зоны –верхнюю, среднюю и нижнюю.

  • Интелектуальная — верхняя часть лица, она занимает весь лоб, начинается у линии волос и заканчивается линией бровей. Величина и форма лба определяют мыслительную деятельность и реальное понимание жизни.
  • Эмоциональная – средняя часть лица, включает в себя пространство ниже бровей до самого кончика носа, т.е. равна длине носа. Она отражает степень чувствительности, душевную глубину и внутреннее содержание.
  • Витальная нижняя часть лица. Она начинается от линии ноздрей, состоит из губ, подбородка и дает представление об энергии человека, его любви к наслаждению и низменным инстинктам.

Поэтому, чтобы понять человека по лицу, нужно разобрать, какая зона из трех более ярко выражена, а узнав это, мы сможем предположить, что движет личностью – инстинктивность, эмоции или интеллект.

Главная мимическая зона лица – это область глаз. Ее выразительность обуславливают сокращение трех главных мышц: лобного брюшка затылочно-лобной мышцы, мышцы, сморщивающей брови, и верхней части круговой мышцы глаза, т. е. надбровной мышцей. Работа этих мышц обеспечивает зажмуривание глаз, их открытие и моделирование положения бровей и век. Функциональный резерв мимики здесь очень велик: от выражения сильной воли до растерянности и огорчения. Но, пожалуй, рельефнее всего бывает выражена мимика внимания.

Внешнее проявление внимания, конечно, требует мобилизации всех органов чувств, но при этом наиболее резко выделяется выражение глаз. По ним оценивается степень эмоциональной настроенности, по ним прочитывается уровень понимания происходящего. Опущенные вниз наружные углы глаз и концы бровей выражают грусть, поднятые вверх – сообщают лицу выражение радости. Сосредоточенность, воля безошибочно узнаются у субъекта, у которого взор фиксирован, мышцы лица напряжены, брови сдвинуты к переносице.

Если брови приподняты и сближены, а поперечные морщины на лбу, соединившись с продольными в форме греческой буквы «омега», сигнализируют о мучительной попытке сосредоточиться, то однозначно можно говорить о выражении скорби. Такой рисунок морщин типичен для лица меланхоликов – «омега меланхоликов».

По движению глаз можно прочитать горе, удовольствие, ярость, симпатии, принуждение. Движения глаз участвуют в поддержании контакта с собеседником. По характеру взора можно судить о намерении собеседника, об этапах разговора, об уровне отношений. Глазами можно выразить одобрение, согласие, запрет, разрешение, поощрение.

При анализе выражения глаз учитываются их величина, направление взора, состояние век, складок вокруг глаз, положение бровей. В спокойной обстановке приподнятые брови, горизонтальные морщины на лбу и раскрытие глаз придают лицу удивленное выражение. Сведение бровей указывает на погруженность в размышления, в решение сложной задачи.

Пристальное внимание и полное понимание происходящего немыслимы без фиксированного сосредоточенного взгляда. Наоборот, блуждающий взор отмечается у людей, которых не интересует суть вопроса: такой взгляд свидетельствует также о нетерпении, равнодушии, разочаровании.

Неспособность сосредоточить взгляд на чем-то конкретном («бегающие глаза»), даже в ответ на призыв к вниманию, заставляет предполагать эмоциональную неуравновешенность, неподготовленность к последовательному, логическому мышлению. Очень темпераментных людей с сангвиническим характером отличает живой взгляд, гармонически сочетающийся с игрой мимических мышц. У сильно уставших людей взгляд тяжелый, вялый, подчас бессмысленный. То он обращен вдаль, то вниз, брови сведены, на лбу образуются вертикальные складки.

Для точного суждения об эмоциональном состоянии человека необходимо принимать во внимание все компоненты мимики. Так, при сильном возбуждении напряженные веки, расширенные зрачки сочетаются с растяжением крыльев носа и сжатием челюстей. Дальнейшая чрезмерная концентрация внимания может сопровождаться открытием рта. Человек как бы прислушивается к чему-то, в этом случае его больше устраивает дыхание через рот.

Органы, нагружаемые в большой степени и натренированные на определенную, специфическую мимику, отмечаются лучшей способностью выполнять привычные для них функции. Это относится в первую очередь к глазам, которыми управляют непроизвольные мышцы (радужки и цилиарного тела), и произвольные, подчиненные III, IV, VI и VII черепным нервам. Блеск и выразительность взгляда делают глаза важными детекторами жизнерадостности и дееспособности личности.

Эмоциональные нюансы улавливаются еще по направлению и стабильности взора. У человека в состоянии задумчивости взор обращен вдаль. Глубина восприятия согласуется с устойчивым взором в направлении изучаемого объекта. Представляется типичным твердый взгляд субъекта, оценивающего или проверяющего какой-либо предмет.

Направление взора зависит от сокращения мышц глазного яблока. При сокращении верхней прямой мышцы глаза на лице можно прочесть выражение гордости, удивления, благочестивого смирения. Выражение чувства стыда, печали, угнетения обусловлено сокращением нижней прямой мышцы глаза, когда глазные яблоки поворачиваются книзу. При сокращении наружной прямой мышцы глаза на лице появляется мимика презрения: взор отводится в сторону, сокращение медиальной прямой мышцы глаза способствует выражению вожделения.

Направление взора при общении людей нередко отражает субординацию. Лица, занимающие зависимое положение, часто прячут свой взгляд. Психологическая неуравновешенность порождает неустойчивость взора (стремление отводить взгляд, прятать глаза). Функциональные расстройства нервной системы также сопровождаются нестабильностью взора. Переменчивость взора – один из составных элементов мимики.

Мимика

Мимика – интегральный процесс. В нем участвуют реакции отдельных мышц, однако они связаны общим основанием, единой целенаправленностью. Если на лице у человека появляется естественная улыбка, то состояние удовлетворения, радости, восторга одновременно отражается и в других чертах лица. Они объединяются в единый комплекс по закону соответствия. Очевидно, что эмоциональное состояние человека не может получить отражения только в какой-либо одной зоне лица. Обязательно в выражение эмоций включается весь ансамбль лица.

Форма лица наследуется, она отражает генетические признаки, входит в комплекс конституциональных признаков. Генетическая обусловленность реакций лицевых мышц, выражающих эмоциональные переживания, подтверждается ранним созреванием их двигательных комплексов. Все мышцы лица, необходимые для выражения эмоций, формируются у плода уже к 15-18-й неделе жизни. А к 20-й неделе у эмбриона можно наблюдать мимические реакции. К моменту рождения ребенка механизм лицевой экспрессии уже полностью сформирован и может быть использован в общении. На врожденный характер мимики указывает и ее сходство у слепого и зрячего младенцев. Но с возрастом у слепорожденного ребенка реактивность лицевых мышц угасает.

В течение жизни человек приобретает новые черты лица под влиянием речи, восприятия, болезней, профессии. Мимический склад лица тоже изменяется, отражая признаки всех предшествующих мимических процессов. Условия жизни (климатические, материальные, социальные, семейные) значительно влияют на мимический облик личности.

Изменения мимики лица в течение жизни обусловлены особенностями мимической мускулатуры. В отличие от всех мышц тела человека, мимические мышцы по их анатомическому строению и функции являются уникальными и отличаются как от поперечнополосатой или скелетной мускулатуры, так и от гладкой. От скелетной они отличаются местами начала и прикрепления, а также тем, что они в комплексе, несмотря на внешние различия отдельных мышц, представляют собой единую интегративную систему, части которой локализованы вокруг естественных отверстий лица: рта, глаз, наружных носа и уха. К анатомическим особенностям мимических мышц относится также наличие ротового и глазничного сфинктеров, вообще не имеющих непосредственного начала на костях.

Мимические мышцы отличаются от скелетных и своим развитием в фило- и онтогенезе. Если последние происходят, как правило, из мышечной части сомитов мезодермы, то мимические мышцы происходят из мезенхимы 2-й жаберной дуги (область подъязычной дуги). Эта мезенхима мигрирует краниально и тянет за собой ветви 7-го черепного нерва и наружную сонную артерию, которые вначале иннервировали и кровоснабжали гиоидную дугу.

Главным отличием мимических мышц от скелетных является их функция. Если назначение скелетных мышц – укрепление и перемещение частей скелета, то функция мимических мышц значительно сложнее. Первоначально, как и на предыдущих стадиях филогенеза, они дополняли функции пищеварительной и дыхательной систем. Однако в последующем, параллельно с развитием и усложнением строения и функции центральной нервной системы (ЦНС), они стали выполнять функции мимики, т.е. отражения на висцеральной (лицевой) части черепа эмоционального состояния ЦНС. По сути, мимические мышцы становятся средством общения между высокоразвитыми биологическими субъектами на уровне 1-й сигнальной системы. Какими же системами и путями осуществляется связь между состоянием и уровнем психоэмоциональной деятельности головного мозга и мимической мускулатурой? При выражении эмоционального состояния про исходит очень дифференцированная, порой разнонаправленная и в то же время слаженная работа одновременно нескольких мышц, обслуживающих разные вышеуказанные отверстия лица. Лицевая экспрессия, связанная с коррекцией активности разных мимических мышц, является отражением 6-ти основных эмоций, в основе которых лежат процессы, происходящие в головном мозге, в частности, в лимбической системе, начиная с гипоталамуса, где размещены первичные центры положительных и отрицательных эмоций, соответствующие эффектам действия симпатической и парасимпатической систем. Особая роль здесь отводится парасимпатическому отделу вегетативной нервной системы, который, в отличие от симпатического отдела, осуществляет преимущественно адресную иннервацию отдельных органов.В пользу этого свидетельствует ряд фактов. В начале своего хода лицевой нерв является смешанным, состоящим из эфферентных соматических, парасимпатических и эфферентных вкусовых волокон. Затем основная масса эфферентных волокон разделяется на две части и переключается на крылонебном и подчелюстных парасимпатических ганглиях. Известны связи промежуточного нерва с тройничным, преддверно-улитковым, языкоглоточным и блуждающим нервами, а также с соматической частью собственно лицевого нерва. Известно, что в ряде периферических соматических нервов всегда имеются эфферентные парасимпатические нервные волокна. Они имеются в глазодвигательной, ушно-височной ветви тройничного нерва. В пользу вегетативного компонента иннервации мимических мышц говорит также то, что мышечные ткани начальных отделов пищеварительной и дыхательных систем, к которым относится и мимическая мускулатура, развились из мезенхимы жаберных дуг, иннервация которых, как и для всех внутренних органов, осуществляется вегетативной нервной системой.

Участие нервной системы в механизме мимики доказано давно, хотя многое в этом вопросе остается еще не ясным. Филогенетическая древность внешнего выражения жизненных признаков, отражения эффекта реагирования в движениях мышц лица указывает на их непосредственную связь с теми отделами головного мозга, которые образовались раньше других. К ним относятся ядра ствола, ретикулярная формация, старая древняя кора головного мозга. Роль новой коры отчетливо прослеживается на этапе формирования внешней нервной деятельности, когда экспрессия лица и осознается, и направляется. Человеческая мимика достигла несравненного совершенства и стала важным инструментом общения, источником информации о духовной жизни человека.

Локализация анатомо-физиологических регуляторов мимики в коре головного мозга и подкорковых ядрах и их связь с мимической мускулатурой посредством системы лицевого нерва доказывается клиническими наблюдениями и экспериментами на животных. Совершенно очевидно, что филигранное сплетение ветвей лицевых нервов делает возможной чрезвычайно варьирующую игру мышц лица. Из нервных ветвей выделяются пучки нервных волокон, а за ними – и одиночные волокна, по которым распространяются эффекторные импульсы, заставляющие сокращаться отдельные части мышц. Одновременно с такими проводниками цереброспинальной (анимальной) нервной системы к сосудам лица подходят вегетативные нервные проводники. Они инициируют автоматические реакции сосудов глазных мышц, что проявляется расширением просвета этих сосудов и покраснением лица, например, при чувстве стыда. Кроме того, сокращение мимических мышц происходит во многих случаях вовсе не по сигналу от внешних нервных центров, а как бы непроизвольно. Таким образом, необходимо допускать возможность передачи возбуждения от ядер лицевого нерва в стволе головного мозга к мимическим мышцам в непредвиденных ситуациях.

Результаты экспериментальных исследований на животных приводят к выводу, что таламус, как важнейшее регуляторное звено промежуточного мозга, отвечает за непроизвольные, бессознательные движения мимических мышц при эмоциональных стрессах.

Мимическая выразительность воспроизводится как безусловный рефлекс. В образовании его необходимо участие: раздражителя (контактного, дистантного, ассоциативного), периферического конца анализатора (рецепторы) и центральных ядер анализаторов (подкорковые формации, кора), средств управления мышцами и самих мимических мышц, от сокращения или расслабления которых и зависит мимика. Независимо от сознания человека подкорковая иннервация мимических мышц обуславливает повышенный тонус мимических мышц и их групповое сокращение в определенных условиях.

Непроизвольные сокращения мимических мышц под влиянием эмоциональных стимулов являются моторной реакцией особого типа, характерной для лицевого отдела организма человека. Поперечная исчерченность мышцы еще не свидетельствует о ее абсолютном соответствии другим поперечнополосатым мышцам, что наблюдается, в частности, и в миокарде.

Особое положение мимических мышц не вызывает каких-либо разногласий. Причина автоматизма мимических реакций, трактуемых как экспрессивные, заключается, вероятно, в подчинении их иннервации диэнцефальным ядрам, которые входят в экстрапирамидную систему, ответственную за тонус мимических мышц. Автоматические сокращения последних в ответ на разнообразные раздражения вызываются эффекторными импульсами через таламус и полосатое тело.

Непроизвольная, подсознательная мимика лица человека сдерживается и тормозится. Она подчинена функциям коры полушарий большого мозга. Вполне естественно поэтому, что участие лица в различных видах экспрессии следует рассматривать не только с позиций мимической моторики, но также в свете высшей нервной деятельности. Полушария большого мозга, по И.П.Павлову, являются реактивнейшей и верховной частью ЦНС, в зависимости от состояния и деятельности которой выделены четыре психологических типа:

  • сангвиник – это сильный, уравновешенный, подвижный тип;
  • холерик – сильный, неуравновешенный (возбудимый), подвижный тип;
  • флегматик – сильный, уравновешенный, инертный тип;
  • меланхолик – слабый, неуравновешенный тип, нервные процессы малоподвижны.

Следовательно, по складу мимики, образцам движений можно сделать вывод о типе нервной деятельности.

Индентификация эмоций по выражению лица (FAST)

В 70-х годах прошлого столетия в Калифорнийском университете П.Экманом и его коллегами была разработана техника индентификации эмоций по выражению лица (Facial Affеct Sсoring Technique – FAST). FAST имеет атлас фотоэталонов лицевой экспрессии для каждой из шести эмоций – гнева, страха, печали, отвращения, удивления, радости – в статистической форме. Фотоэталон для каждой эмоции представлен тремя фотографиями для трех уровней лица: бровей – лба; глаз – век и нижней части лица. Кроме того, имеются варианты с учетом разной ориентации головы и направления взгляда. При пользовании FAST испытуемый ищет сходство эмоций с одним из фотоэталонов, подобно свидетелю, принимающему участие в составлении фоторобота преступника.

Cистема кодирования активности лицевых мышц (FACS)

Второй метод оценки эмоций разработан П.Экманом совместно с У.Фризеном (1978). Он получил название «система кодирования активности лицевых мышц» (Facial Action Coding System – FACS). Метод основан на детальном изучении анатомии лицевых мышц. В системе FACS выделена 41 двигательная единица, из которых составлено 24 паттерна реакций отдельных мышц лица и 20 паттернов, отражающих работу группы мышц, например, вовлеченных в кусание губ. Каждая единица имеет свой номер и описание не только в статистических, но и в динамических показателях. В системе зафиксировано также время начала и конца активности каждой мышцы.

П.Экману принадлежит нейрокультурная теория эмоций, которая учитывает как врожденный характер лицевой экспрессии, так и влияние культурных и национальных традиций на выражение и распознавание эмоций. Модель предполагает, что экспрессивное проявление шести основных (базовых) эмоций универсально и не зависит от культуры, национальности и расы. Все люди одинаково используют мышцы своего лица при выражении основных эмоций. Сходные с человеком отражения в мимике эмоций наблюдаются также у животных.

Древневосточная система «Инь и Ян»

Искусство чтения по лицам, как указывалось выше, уходит своими корнями в древневосточную диагностическую медицину. Врачи считали, что все существующие объекты и Вселенную связывает постоянный поток энергии. Эта энергия известна в Китае под названием «ци», в Японии – под названием «ки», В Индии – под названием «прана». Энергия существует в виде энергии – инь и энергии – ян. Инь описывается как более пассивный вид энергии, а ян – более активный. Инь и ян притягивают одна другую, подобно противоположным полюсам магнита. Инь и ян имеют отношение ко всему во Вселенной, и все, что нас окружает, состоит из сочетания этих двух качеств, хотя некоторые из предметов и явлений больше инь, в то время как другие – больше ян. Черты лица могут быть более «иневыми», либо «яневыми», как и эмоции, свойства характера, связанные с каждой чертой. Тонкие губы, например, считаются больше ян (и свойства характера, ассоциируемые с этой чертой, – упорная работа и ответственность), в то время как полные губы (и ассоциируемые с ними склонность расслабляться, получать удовольствие) считаются более «иневыми».

Некоторые люди в целом могут быть слишком инь или слишком ян. Человек, который легко раздражается и впадает в гнев, становится «яневым». Чтобы устранить дисбаланс, такой человек должен внедрить больше энергии инь в свой образ жизни, потребляя продукты инь (легкие блюда, такие как салаты и фрукты, а также больше жидкости) и заниматься расслабляющими «иневыми» видами деятельность, такими как чтение, занятия йогой и прогулки.

По древневосточным представлениям считается, что левая и правая половины лица связаны с разными типами энергии ци. У большинства людей энергия ци в левой половине лица имеет тенденцию быть более активной и, соответственно, быть энергией ян, в то время как энергия ци в правой половине лица склонна быть более спокойной – более инь. Правая половина лица считается женской стороной и, как правило, отражает черты лица матери и бабушек, в то время как «яневая» левая половина представляет мужской аспект и связана с отцом и дедушками. Женская, правая половина лица ассоциируется с земной энергией ци и она, как правило, более выражена,чем левая, и представляет наши основные эмоции и точку зрения, а также наши личные, внутренние свойства характера и творческие способности. Мужская, левая половина лица ассоциируется с небесной энергией ци и представляет логическое мышление и принимаемые социальные маски. На ней отражаются контролируемые эмоции, и она представляет ту личность, какой мы желаем показаться для внешнего мира.

Действие функциональной асимметрии мозга на мимику человека

Чтобы лучше это увидеть, необходимо создать два образа с помощью фотографий правой и левой половины лица, на которых будет отмечаться заметная разница в мимике каждой из фотографий. Идеально симметричные лица практически не бывают. На асимметрию лица (мимики) указывает и анизокирия. По данным Е.С. Вельховера и Б.В. Вершинина, анизокория встречается у практически здоровых лиц в 19% случаев, у больных соматическими заболеваниями – в 37%, у лиц с патологией ЦНС – в 50-91% случаев. Причем, у подавляющего большинства соматических больных и здоровых людей правый зрачок шире левого.

В настоящее время различие в мимике правой и левой половины лица объясняется тем, что правое и левое полушария головного мозга выполняют различные функции. Особенно четко это доказали в 50-х годах ХХ века американские исследователи, которые достигли успехов в лечении непрерывно возникающих приступов эпилепсии разъединением правого и левого полушария головного мозга путем операции – разрушением моста между полушариями (мозолистого тела). Такая операция была произведена у нескольких больных, действительно облегчила их страдания и одновременно привела к крупнейшему открытию, удостоенному в 1980 г. Нобелевской премии. Ее получил Р. Сперри.

Хотя связи между двумя полушариями мозга были нарушены, человек ел, совершал повседневные поступки, ходил и беседовал с другими людьми без серьезных видимых отклонений в поведении. Правда, настораживали несколько наблюдений, сделанных вскоре после операции: один пациент пожаловался, что он странно ведет себя с женой и не в состоянии контролировать свое поведение – в то время как его правая рука обнимает жену, его левая рука ее отталкивает. Другой пациент обратил внимание на странное поведение своей левой руки перед посещением врача: в то время как с помощью правой руки он одевался и приводил себя в порядок, левая рука пыталась расстегнуть и снять одежду. Потом было отмечено, что правая рука не могла перерисовать самые простые геометрические фигуры, она не могла сложить простые конструкции из кубиков, она не могла найти на ощупь простые бытовые предметы. Левая рука прекрасно справлялась со всеми этими задачами, но не могла написать, даже очень коряво, ни одного слова.

Таким образом, правое полушарие, управляющее левой рукой, во всех действиях, за исключением письма, превосходило левое полушарие. Но зато правому полушарию оказалась недоступна, кроме письма, функция речи. Правое полушарие существенно превосходило левое в способности ориентироваться в пространстве, в восприятии музыки, опознании сложных образов, которые нельзя разложить на простые составные части – в частности, в опознании человеческих лиц и эмоциональных выражений на этих лицах.

В этом плане интересно следующее исследование. Группу архитекторов подключили к электроэнцефолографам (ЭЭГ). Архитекторы получили задание, в котором нужно было произвести арифметический расчет.

ЭЭГ показал повышение активности левого полушария, а когда надо было выполнить проект фасада здания, усилилась активность правого полушария. Следовательно, существуют различия в функциях правого и левого полушарий (функциональная асимметрия мозга). Функцией левого полушария является оперирование вербально-знаковой информацией (логические операции, чтение, счет). Функцией правого полушария – оперирование наглядными образами (распознавание объектов, образное мышление, интуиция).

В настоящее время накоплено большое число экспериментальных и клинических данных о различной роли полушарий головного мозга в регуляции психических способностей и эмоций. Изучение функций левого и правого полушария обнаружило существование эмоциональной асимметрии мозга, проявляющейся, в том числе, и в мимике лица. По данным В.Л. Деглина, временное выключение левого полушария электросудорожным ударом тока вызывает сдвиг в эмоциональной сфере «правополушарного человека» в сторону отрицательных эмоций. Настроение ухудшается, он пессимистически оценивает свое положение, жалуется на плохое самочувствие. Выключение правого полушария вызывает противоположный эффект – улучшение эмоционального состояния. Т.А. Доброхотова и Н.Н. Брагина установили, что больные с поражением в левом полушарии тревожны, озабочены. Правостороннее поражение сочетается с легкомыслием, беспечностью. Эмоциональное состояние благодушия, безответственности, беспечности, возникающее под влиянием алкоголя, связывают с его преимущественным воздействием на правое полушарие мозга.

Для гармонического сочетания человека с окружающим миром должна быть согласованность интуиции и логики, духа и ума, при которой человек своей логикой (функция левого полушария) может осознать свою интуицию, образы (функция правого полушария). С психологической точки зрения гармония человека соответствует степени его психологической защищенности от жизненных потрясений и болезней.

Следовательно, сложнейшие мимические реакции, отображающие подсознательную и сознательную реактивность соответствующих центров головного мозга, могут осуществляться только при наличии между всеми центральными и периферическими компонентами этой целостной системы многообразных анатомо-физиологических связей, осуществляемых нейропроводниками, как соматической, так и вегетативной частей нервной системы. В отличие от соматических волокон лицевого нерва, большинство из которых перекрещиваются в стволе головного мозга и при поражении корковых центров развивается гетеролатеральный паралич мимической мускулатуры преимущественно нижней части лица, эмоциональные реакции, связанные с вегетативной нервной системой, по отношению к полушариям головного мозга, в основном проявляются гомолатерально.

Часть двигательного ядра лицевого нерва, иннервирующая мимические мышцы верхней части лица (лобная, круговая мышца глаза), имеет корковую иннервацию из обоих полушарий головного мозга. В противоположность этому нижняя часть ядра, иннервирующая нижние мимические мышцы, получает корковую иннервацию преимущественно из противоположной прецентральной извилины. Поэтому при поражении прецентральной извилины на противоположной стороне возникает парез мимических мышц только нижней части лица, но не нарушается функция мимических мышц верхней части лица, имеющих двухстороннюю корковую иннервацию.

Таким образом, состояние правого полушария отражается на правой половине лица, а левого полушария – на левой. В особенности это важно для глаз. До сих пор считалось, что состояние двух полушарий головного мозга человека отражается на его лице «крест-накрест» – левого полушария на правой стороне лица, а правого полушария на левой стороне лица. Это обстоятельство не позволяло ученым разработать адекватную методику тестирования психотипов. Поэтому, например «Экспресс тест Джеймса» не является достоверным и не нашел успешного применения на практике.

У здоровых людей мимика левой стороны лица отражает эмоциональное состояние в большей степени, чем мимика правой половины. Более явная выраженность проявлений эмоций левой половины лица подтверждается в специальных модельных экспериментах, в которых было показано, что эмоции больше распознаются на фотографиях, составленных из двух левых половин лица.Для определения психического состояния нами используется метод видео-компьютерной диагностики. С помощью видеокамеры компьютер строит два новых лица человека. Один портрет составляется из правых половин лица (духовный, генетический портрет), другой – из левых (жизненный, социальный портрет).

На «генетическом портрете» видна решительность, готовность к действию этого человека, а на «социальном портрете» – усталость, депрессия, что проявляется опущением уголков глаз, бровей и т.д. Далее эти портреты сравниваются в компьютере по специальному алгоритму, и по этой программе компьютер относит данного человека к одному из 49 психологических типов и выдает в процентном отношении полную личностную характеристику, профессиональную характеристику и рекомендации по гармонизации личности, изменению образа жизни, эффективному взаимодействию с другими людьми, окружающим миром.

Видео-компьютерная диагностика, наряду с опросниками, используется для определения психического состояния у соматических больных (бронхиальная астма, артериальная гипертония, язвенная болезнь и др.), для более эффективного лечения этих больных с учетом психического статуса (тревожность, депрессия).

С помощью этого метода может происходить психофизическая саморегуляция человека на основе зрительной биологической обратной связи. Если человек смотрит на эти свои два портрета, то он начинает осознавать свои подсознательные (вытесненные из сознания) чувства. В результате такой биологической обратной связи, эмоции на двух портретах становятся положительными и выравниваются. Практически при этом происходит стабилизация психических процессов, выравнивание интуитивных и логических способностей человека, повышается степень гармонии личности. При этом лицо и глаза становятся более симметричными, уменьшаются психосоматические расстройства, происходит процесс омоложения (если старение произошло преждевременно), человек возвращается к своей жизненной программе, самому себе.

Одним их существенных преимуществ этого метода является возможность исследования человека в прошлом. Исследование ранних фотографий, начиная с самого раннего детства, позволяет выявить периоды психических травм и динамику развития расстройств. При психокоррекции, с помощью синтезированных из ранних фотографий портретов, происходит восстановление лучшего из прежних состояний.

Наши мимика и жесты ежедневно рассказывают окружающему миру о том, в каком настроении мы находимся и какой у нас характер. Очень часто нам хотелось бы скрыть наше истинное отношение к обсуждаемому предмету, но мимика выдает наши мысли. Как распознать врет ли вам партнер по бизнесу или близкий друг и как самим научиться управлять мимикой лица, чтобы оставаться загадкой для

окружающих? Попробуем ответить на эти вопросы и разобраться, что же означает мимика лица.

Физиогномика лица – наука не настолько простая как кажется. «Прочитать» на 90% истинные помыслы с помощью значений мимики лица человека способны только профессиональные психологи. Но нам достаточно знать несколько простых секретов. Для начала выделим ряд эмоций, которые просто различить на лице собеседника.

Удивление. Часто его можно спутать со страхом. Общими у этих двух эмоций являются приподнятые брови и расширенные зрачки. Далее появляются различия. При удивлении на лбу появляются складки. Рот либо выпрямляется, либо уголки рта приподнимаются вверх, образуя улыбку. Но если человек испуган, то его улыбка станет неестественной.

Боль или грусть. При боли слегка приподняты губы, лицо почти такое же как при физических болевых ощущениях. Брови лицо приподнимаются, либо приближены друг к другу делая складку между бровей. Если человек находится в печали, его брови будут опущены вниз, так что почти не будет видно глаз. Плечи будут сжаты, а голова опущена.

Пренебрежение, недоверие. У человека обладающего подобной мимикой лица будет приподнятый подбородок. Дополнением к нему может стать одна приподнятая бровь, как символ неискреннего удивления или скептицизма. Поджатые уголки рта, притянутые вовнутрь, тоже говорят о недоверии.

Радость. Эта эмоция проявляется в мимике лица человека легким напряжением всех мышц. Вокруг глаз могут образоваться морщинки. Губы растянуты в улыбке.

Гнев. Чаще всего сопровождается агрессией. Брови сдвинуты к переносице и мышцы между бровями напряжены. Взгляд при гневе будет направлен прямо на собеседника, а уголки губ опущены вниз.

Мимика лица - глаза

При чтении мимики лица человека глаза являются главным помощником. Запутаться вы сможете, только если изучаемый вами человек – левша. В таком случае изучать мимику его лица нужно зеркально.

  1. Если человек смотрит влево и вверх – он представляет в голове какой-то зрительный образ.
  2. Вправо и вверх - собеседник пытается вспомнить знакомый из прошлого зрительный образ.
  3. Если собеседник смотрит влево – значит, он создает звуковой образ в своем уме.
  4. Если собеседник смотрит вправо – это говорит о том, что он пытается вспомнить какую-то мелодию или звуковой ряд.
  5. Если вы видите положение глаз влево и вниз – значит человек пытается вспомнить кинетический образ (вкус, запах или ощущение). (исключение составляют звуки или картинки)
  6. Если человек смотрит вправо и вниз - это свидетельствует о внутреннем диалоге, происходящем в данную минуту. Либо ваш собеседник сильно о чем-то задумался.

Мимика лица - губы

С помощью область рта и губ в разные времена интерпретировали характера человека и состояние его здоровья. По форме и размеру выделяют 7 типов губ:

  1. Пухлые, сочные губы встречаются у разговорчивых людей с живым и открытым характером, которые отличаются легким темпераментом и дружелюбием.
  2. Тонкие маленькие губы с мягкими очертаниями бывают у великодушных, умных и честных людей.
  3. Губки «бантиком» показывают такие свойства характера, как кокетство, легкомыслие, а иногда и неискренность.
  4. Тонкими, но длинными губами обладают нежные натуры, а также красноречивые и остроумные люди.
  5. Гармоничные во всех отношениях губы говорят о гармоничной личности, сочетающей разные черты характера.
  6. Большая верхняя губа свойственна властной и сдержанной особе, подчиняющейся разуму и рациональности за счет эмоций.
  7. Толстыми губами обладают люди с твердым характером, контролирующие себя, но чувственные и любящие удовольствия.

Мимика лица при лжи

Если вы не хотите быть обманутым своим собеседником, то при чтении мимики его лица важно помнить: неискренность чувств – это всегда асимметрия лица. Человек, пытающийся вас обмануть, будет заставлять свои мышцы лица работать не так, как они хотят. Эта борьба с собственной мимикой вряд ли останется вами незамеченной. Сложнее всего потенциальному лгуну подделать свой взгляд. На практике сделать это оказывается невозможным. Поэтому при разговоре с собеседником важно смотреть в его глаза. Если взгляд беглый, либо человек смотрит исподлобья – вас пытаются обмануть. Правда если беглый взгляд направлен на вас не из-под бровей, то этот человек просто трусит. Если же ваш собеседник смотрит прямо на вас, не пытается увести взор и спрятать глаза вряд ли можно сомневаться в его искренности.

Чтобы оставаться загадкой для собеседника и уметь сохранять самообладание в достаточно нескольких упражнений в день. Главное – всегда держите при себе маленькое зеркальце и запомните несколько нехитрых приемов.

И напоследок. Не пытайтесь охарактеризовать малознакомого человека. Вероятность того, что вы сделаете ошибку и неверно интерпретируете характер и эмоции человека в этом случае слишком велика.

А если вы хотите остаться незаметным – старайтесь не испытывать видимых эмоций. Не смотрите никому в глаза, будьте спокойны и вас не заметят.

Не многие из нас знают, что такое физиогномика, так вот, это наука, точнее необоснованное учение, которое непосредственно ориентировано на определение характера человека и его душевных качеств исходя из анализа характерных черт лица, особенностей головы и выражения лица. Так вот в Китае и Японии это искусство было особо развито в эпоху средневековья. В этих странах создавались школы, где тщательно изучалось человеческое лицо, причем изучалось оно буквально по каждому миллиметру, обращая при этом внимание на каждый бугорок, покраснение или побледнение кожи. И уже после, исходя из накопленного материала, физиогномисты пытались определить характер человека и даже определить его судьбу.

План статьи:

Принципы физиогномики

Многие ученые пытались доказать тот факт, что физиогномику изучать необходимо, но, к сожалению, на сегодняшний день эта наука считается несерьезной. Но все же изучение связей между чертами характера человека и его мыслями, а так же выражением его лица, необходима в первую очередь художникам и актера, а также тем людям, работа которых непосредственно связанна с людьми, то есть , следователям, учителям, продавцам и т.д.

Четыре, из имеющихся пяти органов чувств непосредственно находятся в области лица, именно с их помощью мы и получаем информацию об окружающем нас мире. В качестве своеобразных антенн выступают глаза, уши, нос и рот, именно с их помощью мы воспринимаем происходящую вокруг нас информацию. В основном сильнее всего человек воспринимает данную информацию в возрасте до пяти или же до шести лет. Это даже хорошо видно по лицу ребенка, многие, скорее всего, обращали внимание на то, что у детей большие распахнутые глаза, иногда создается впечатление, что он хочет увидеть все сразу, ушки, которые слышат все на свете, нос, который старается почувствовать все запахи, даже самые тонкие, рот, куда он отправляет все, что только попадает под руки, именно эти органы чувств и помогают деткам позвать окружающую информацию.


К сожалению, со временем острота чувств проходит, притупляется, и взрослый человек уже теряет способность замечать все то, что раньше приносило ему столько радости и удивления, это в свою очередь результат того, что человек привыкает к окружающему миру, к его влиянию, и эти чувствительные антенны ему становятся не нужны. Что касается непосредственно психики человека, то она в свою очередь становится ригидной, и это непосредственно находит отражение на лице человека. То есть начинается процесс редукции, то есть глаза теряют свой блеск, становятся немного впалыми, им уже менее интересно происходящее вокруг, лицо теряет свою подвижность, а рот приобретает форму узкой щели. Характер человека становится замкнутым, и он постепенно уходит в себя. У каждого человека подобные изменения происходят с различной скоростью, независимо от возраста, у кого-то лицо начинает изменяться только к семидесяти годам, а у кого-то такие перемены произошли уже в двадцать.

Для человека, лицо которого довольно быстро утратило свою живость, характерен пессимизм, он уже со страхом относится ко всему новому, довольно болезненно переносит перемены. Для его характера свойственно проявление черт интроверта. Довольно сложно уговорить такого человека предпринять что-то, что могло бы . Такие люди склонны уже к сорока годам считать, что жизнь закончена и им осталось только дождаться своего часа. Но люди с таким типом характера встречаются довольно редко. В основном люди с подобным поведением страдают каким-то недугом, или страдает по какому-то поводу, но вот когда все плохое, происходящее с ним заканчивается, этот человек за довольно короткое время преображается прямо на глазах. Он молодеет, его антенны начинают работать с новой силой, принимая сигналы окружающего мира и ему снова интересно все новое.

Нередко можно встретить людей в престарелом возрасте, которые, не смотря на свою седину, . Лица таких людей зачастую не подвержены редукции и соответственно их антенны не закрываются до глубокой старости. По типу своего характера это люди экстраверты, в душе они всегда остаются большими детьми. Они довольно просто находят общий язык с окружающими, им легко завести новое знакомство, но в тоже время им очень просто бросить начатое дело, дабы заняться чем-нибудь более интересным и познавательным. Такие люди отличаются открытыми и блестящими глазами, благодаря чему они зачастую пользуются большой популярностью в обществе.

В наше время, очень много внимания придается языку мимики и жестов. Данный способ информации считается естественным. Все мы довольно часто обращаем внимание на телодвижения других людей, и в данном случае стоит отметить, что они не только несут в себе информацию, которую воспринимает наш разум, но и способны влиять на другого человека. Именно за счет этого язык жестов получил довольно широкое распространение в области политики и бизнеса. Используют жесты и мимику люди гораздо больше заинтересовывают людей в том или ином деле, что в свою очередь помогает гораздо эффективнее проводить презентации, увлекать публику своей речью и т.д.

Что же касается непосредственного восприятия жестов и мимики окружающих людей, то именно они и определяют нашу реакцию и отношение к тем людям. Необходимо научиться лучше понимать подаваемые телесные сигналы и правильно использовать данное знание, применяя это для более эффективного взаимодействия с людьми.

При общении, кроме произнесенных фраз, человек делает много малозаметных или заметных жестов, которые также не производятся бессмысленно, они тоже выражают его точку зрения на данные обстоятельства. Каждый из собеседников воспринимает эти жесты на подсознательном уровне, но в основном наше сознание не поддает их рациональному анализу. Изучив такой скрытый язык, можно читать всю скрытую информацию.

Ученые считают, что данная способность читать чужие мысли по мимике и жестам свойственна всем людям. За счет внешних признаков, начиная от выражения лица и вплоть до принятой позы, поможет догадаться о намерениях и чувствах того или иного человека.

Читать информацию, о которой говорят жесты и мимика возможно за счет того, что независимо от культурного уровня людей и конкретно какого-то человека слова и соответственно сопровождающие их движения совпадают с такой степенью предсказуемости, что хорошо подготовленный человек, даже по голосу сможет определить, какое движение сделает его собеседник во время произнесения той или иной фразы.

Умение общаться с другими людьми, понимание их психологии, намерений и интересов главенствует в любом общении. Человек, который умеет и может поставить себя на место другого человека и понять его всегда будет удачлив в жизни.


О характере человека многое говорит уже сама форма его лица. В основном она классифицируется на четыре вида: 1) круглая; 2) квадратная; 3) треугольная; 4) прямоугольная; 5) трапециевидная.

Типы лиц и их характеристики

Для круглого типа лица характерно расширение в средней части, в области скул и шеи. Размеры лица в таком случае очень близкие как по горизонтали, так и непосредственно по вертикали. В области нижней челюсти, подбородка и височных впадин наблюдается округлость.

Форма лица такого типа характеризует людей с тяжелым весом. Если при этом человек имеет маленький нос, то это характеризует его как натуру беззаботную, которая любит жизненный комфорт. Человек с такими чертами большой гурман и любовник, по своей натуре он очень мягок и миролюбив, нежен. Люди с круглой формой лица не стремятся к высокому положению или славе, потому что они в большей степени они являются материалистами. В основном они не честолюбивы. Люди с круглым лицом, проницательными глазами, с выдающимися скулами и высокой переносицей являются мыслителями, с характерным упорядоченным умом.

Квадратное лицо само по себе широкое в средней части и области скул, нижняя челюсть гораздо тяжелее, шире, и резко выражены углы нижней челюсти. Квадратная форма лица характерна для мужественного, грубоватого, худощавого типа людей, которые имеют довольно вспыльчивый характер. Такой человек по своей натуре великий боец, лидер. Как правило, они упрямы, настойчивы, тугодумы, решительны как в делах, так и в любви, имею непосредственное стремление к успеху и хорошие исполнители. Если такой формой лица наделена женщина, то она в свою очередь является упорным соперником в любом деле, в семейной жизни занимает доминирующее положение.

Трапециевидное лицо имеет форму сжатой верхней частью, в области висков, нижняя же часть лица более тяжелая, а углы нижней челюсти резко выражены и развернуты.

Такая форма лица говорит о том, что этот человек довольно артистичен, умен и восприимчив, но, к сожалению, у него отсутствует боевой дух. Женщины с таким типом лица в основном очень любящие, их семейная жизнь всегда счастлива.

Треугольное лицо имеет форму заостренного подбородка, области нижней челюсти.

Такая форма говорит о том, что человек занят собой и сверхчувствителен. Такая форма лица встречается у интеллектуальных людей, умных, изворотливых, хитрых, лишенных привязанности и преданности, ревнивых. Люди с треугольным лицом могут стать прекрасными научными сотрудниками, философами или заняться искусством, но также они могут быть и беззастенчивыми бизнесменами, изменниками и шпионами.

Для удлиненного лица характерен удлиненный подбородок и высокий лоб, в данном случае вертикальные размеры выигрывают, в отличие от горизонтальных.

Удлиненная или прямоугольная форма лица нуждается в одинаковой ширине челюсти и лба. Ее еще называют аристократической формой лица. Такое лицо характерно для чувствительного, интеллигентного, дальновидного и предусмотрительного, спокойного и справедливого человека. Люди с таким типом лица наделены прекрасными организаторскими талантами и прекрасно умеют работать с другими людьми, дабы достичь поставленных целей. В основном эти люди добиваются успеха в жизни.

Комбинированные формы лиц

Овальное лицо – имеет плавные очертания, особенно это касается подбородка, скул и нижней челюсти. Такое лицо принято называть классическим или идеальным.

Ромбовое лицо – для такого типа лица характерны сильно выступающие скулы, которые в свою очередь очерчены подскуловыми впадинами, узкий лоб. В верхней области у висков и нижней – подбородка и челюсти, частей лица сужается, а вот в области скул расширяется.

Что же касается непосредственно мышц лица, то они тоже могут рассказать не мало, в зависимости от того какие они расслабленные или же натянутые. У людей, для которых характерен гипертонус мимики, или другими словами большая напряженность мышц, которая в свою очередь может находить свое проявление во всевозможных подергиваниях и тиках, как правило, множество проблем, которые его тревожат. Эти проблемы могут быть как настоящими, так и надуманными, это уже не важно, главное в данном случае то, что они не дают ни на минуточку о себе забыть.

Из-за этого часто такие страхи не дают человеку возможности принимать новые, полностью меняющие ситуацию решения, он боится того, что все-то, что он строил с таким трудом, возьмет и рухнет, и в следствии ему придется начинать все заново. Но, не смотря на это, такие люди довольно энергичны, в том случае, когда они уверены в успехе нового дела, берутся за него с большим энтузиазмом, довольно легки на подъем, помимо этого у них гораздо сильнее выражена способность к принятию разного рода решений, и они гораздо больше нуждаются в общении.

И абсолютно по-другому ведет себя человек, который имеет расслабленную мускулатуру, то есть с гипотонусом лица. Для такого типа лица характерно в некоторой степени выраженное обвисание щёк, сонные, полуприкрытые глаза, немного приоткрытый рот, а на лице в основном выражение полного равнодушия. Мысли у таких людей текут медленнее, а действия лишены энтузиазма и энергии, если они что-то делают то только потому, что это так надо, если бы на то была их воля, то они врядли бы что-то предпринимали вообще.

Они не хотят решать какие-то проблемы, да и тех, по сути, у них нет. Они все пускают на самотек, дабы оно само собой рассосалось. Стоит также отметить, что мышечный гипотонус и гипертонус является только отражением состояния нервной системы человека, ее непосредственной устойчивости и возбудимости. Соответственно, чем выше мышечный тонус, тем гораздо легче возбуждается нервная система, и чем быстрее гипертонус сменяется гипотонусом, тем меньше она устойчива. Такие перепады в основном наблюдаются у людей с аффективным типом лица.

Для аффективного типа лица характерно в некоторой степени грубое лицо, слишком неровное, со впалыми щеками, выступающими скулами, и со множеством выступов и впадин, которые оставлены непосредственно сильными эмоциями, которые возникают довольно часто. Человек с таким типом лица довольно легко входит в состояние аффекта, а именно, тогда когда появляется сильное эмоциональное возбуждение, у него оно случается достаточно часто, он не может его контролировать.

Такой тип лица непосредственно может принадлежать как интроверту, так и экстраверту, причем в равной степени. Проявляется это у экстравертов с открытыми лицами, и у интровертов с редуцированными, аффекты, конечно же, проявляются по-разному. К примеру, если у экстраверта злость, гнев и обида очень эмоционально и бурно выплескивается наружу, то для интроверта отрицательные эмоции находят свои проявления в душевных переживаниях, продолжительное время, разъедая ему душу.

У физиогномистов принято мысленно разделять человеческие лица на три части, первая называется – витальной, происходит от слова vita – жизнь, она показывает, как сильно человек отстаивает своё право на существование. В эту часть непосредственно входит подбородок, который прекрасно дает понять, в какой степени человек использует свои волевые качества, дабы достичь поставленной цели. Хорошо видно, что когда человеку необходимо отстоять свою точку зрения, он неосознанно начинает напрягать мышцы нижней части лица, следовательно, чем чаще и успешней человек отстаивает свои права, тем более развит его подбородок.

А вот гармонично развитой подбородок уже может многое рассказать о своем хозяине, а именно то, что этот человек в основном добивается поставленных целей, хотя и способен отказаться от цели, в том случае, если видит, что она нецелесообразна. Человек, у которого хорошо развит подбородок, зачастую имеет квадратную форму, любыми путями добивается поставленной цели, прёт на пролом как танк, этого человека мало волнует то, что останется после того как он достигнет намеченного. Для него характерно штурмовать новые и новые высоты. А вот что касается непосредственно маленького подбородка, можно сказать в некоторой степени мягкого, то такой человек может с легкостью отступить от задуманного, всего лишь представив себе какие могут быть связаны с этим трудности и препятствия. Но этого может и не случиться, особенно в том случае, если человеком правит сильное желание, или же, наоборот, нежелание добиться чего-нибудь.

Вторая зона называется эмоциональной, к ней непосредственно относятся скулы, нос, щеки, рот. Наиболее подвижной частью человеческого лица является именно рот, так как он первым реагирует на различные изменения эмоционального фона, отражая те эмоции, которые в данный момент испытывает человек, даже если это длиться только пару секунд.

Такие эмоции как радость, гнев, обида, презрение и прочее, выражает изгиб губ, даже в том случае, когда их владелец хорошо владеет собой, и пытается скрыть от окружающих свое настроение, все равно любая эмоция на одно мгновение отразится на его лице, по большей части в области рта, поэтому стоит быть очень внимательными и не упустить это мгновение. Если Вы увидели, что Ваш собеседник слегка обкусывает губы, то в таком случае, это означает, что в этот момент он что-то обдумывает, причем довольно напряженно, а вот прервать его размышления или нет, уже зависит непосредственно от Вас.

В том случае, когда человек находится в какой-то критической ситуации, он может закусывать не только губу, но и язык. Также очень хорошо передает чувства человека его нос. Во время возбуждения, причем любого происхождения, крылья носа начинают раздуваться. Если человек видит что-то, что его раздражает, то нос в таком случае морщится.

Ко рту, помимо губ, относятся еще и две носогубные борозды, подбородочная борозда и углы рта.

В зависимости от того, каков разрез ротовой щели, рот может быть маленьким или большим, а что касается непосредственно уголков рта, то они могут быть опущенными или приподнятыми.

Если у человека широкий рот и квадратное лицо, то это говорит о том, личность авторитетна и имеет талант организатора.

Если рот большой и не закрывается плотно, то это в свою очередь говорит о том, что это нерешительный и беспечный человек.

Если женщина имеет большой рот, то у нее больше проявляются большие способности к служебной карьере, чем к домашней работе.

При наличии широкого рта на полной твердой основе у людей с крупной костной структурой, говорит о том, что личность агрессивная и честолюбивая, авантюристичная, равнодушная к своим поражениям и успехам.

О человеке с маленьким ртом можно сказать, что он постоянно занят борьбой за существование, имеет слабый застенчивый характер, который не решается принять на себя ответственность. Выступающий рот (рассматривается рот человека в профиль при сомкнутых губах) – говорит о том, что человек активный и решительный, обладает быстрым умом.

Характеристика человека по его губам

Если нижняя и верхняя губа перекрываются одна другой и нижняя губа выступающая, то это говорит о том, что человек по своей натуре эгоистичен, может быть неудачен в браке.

В том случае, когда верхняя и нижняя губа перекрываются одна другой и выступающей губой является верхняя губа, то это говорит о том, что человек тщеславен и нерешителен, имеющий ненасытное либидо и часто заводит внебрачные связи.

Если линия между губами изгибается к низу, то это характеризует человека как упрямого и эгоцентричного, который поддается на расположение к себе только с помощью похвалы и лести.

Наличие тонких губ, плохо закрывающихся и соответствующих друг другу, говорит о человеке, что он не имеет особых деловых амбиций, ему характерны преступные наклонности.

В том случае, когда линия между губами изгибается вверх посередине, то это говорит о том, что человек проворный и изобретательный.

Широкая, грубая длинная верхняя губа и заостренная или маленькая нижняя губа, говорит о том, что эти люди плохие дельцы, которые довольно легко могут стать жертвами.

Что нам расскажет нос?

А говорит он следующее:
  • Как ни странно, но нос управляет судьбой человека приблизительно с 41 до 50 лет, именно в этот период жизни и решается вопрос успеха или же провала личности.
  • Так вот, у обладателя длинного носа, проявляются следующие основные черты характера – непригодность для деловых предприятий и консервативность. У них просматриваются элементы презрительно-высокомерного поведения, имеется способность к интеллектуальным достижениям (в области науки или техники).
  • Для обладателя сверх длинного носа характерно: консервативная духовность, довольно часто нереалистичная и капризно-спекулятивная личность.
  • Короткий нос, характеризует своего хозяина как человека с открытым характером, оптимистичного и дружелюбного, имеющего свободную сексуальную мораль, он может легко раздражаться по мелочам, хорошим мотивом для выполнения работы, являются эмоциональные импульсы, поэтому его необходимо постоянно похлопывать по плечу.
  • Костлявый нос с небольшой горбинкой и высоким перегибом говорит о своем хозяине, что он гордый индивидуум, упрямый, агрессивный и решительный.
  • Высокий и очень костлявый нос говорит, что человек живет в жизненном одиночестве. А если нос к тому же имеет заостренный кончик и выглядит достаточно полным и плоским, то в таком случае можно сказать, что личность наделена довольно предприимчивым духом и импульсивностью, которая в свою очередь довольно часто отталкивает родственников и друзей, тем самым обрекая себя на полное одиночество.
  • Тощий костлявый нос говорит о том, что человеку очень сложно сконцентрироваться. В том случае, когда нос расположен довольно высоко в соответствии с лицом в целом, то о таком человеке можно сказать, что он личность очень гордая, трудная в общении и надменная. Если такой человек наделен властью, то проблемы с подчиненными неизбежны, иногда даже в семейных отношениях он не заходит дальше простой терпимости.
  • Если спинка носа хорошо закругленная, то этот человек довольно артистичен и счастлив в браке.
  • Если площадка носа имеет излом, впадину и горизонтальные линии пересекающие спинку носа, то этот человек наделен плохим здоровьем, даже возможна ранняя смертность.
  • Если нос имеет высокую крохотную площадку между глазами, то этот человек имеет тесные семейные узы, лоялен и долгую продолжительность жизни. В том случае, когда площадка полная и плоская, то это в свою очередь говорит, что человек имеет горячее сердце и довольно счастлив в браке.
  • Если нос имеет изломанную спинку с множеством мелких гребней, то для такого человека свойственна нищета и лишения.
  • Если нос узкий и выглядит, словно кромка меча, то у такого человека жизнь полна тяжелого и изнурительного труда.
  • Если спинка носа слегка приплюснутая и к тому же пересекается горизонтальными линиями, то такого человека ждет несчастье.
  • Когда спинка носа плоская, хорошо уравновешенна обоими крыльями носа и большая, то этот человек сам по себе натура расчетливая, имеющая прогноз на богатство.
  • Если у человека нос имеет слабую спинку, то этот человек наделен шансами на ранний успех и, к сожалению, поздний провал в жизни.
  • Нос, у которого спинка расширяется посередине и только слегка покрыта плотью в сочетании с маленькими ноздрями и низкими скулами, то это в свою очередь говорит, что у человека в какой-то степени банальная и скучная жизнь, полная тяжелого труда и практически не вознаграждаемая.
  • Если спинка носа имеет наклон в сторону, то это говорит о том, что, скорее всего, человека будут преследовать неудачи.
  • Нос, у которого спинка пересечена глубокими линиями говорит, что судьба такого человека будет в какой-то степени связана с бедствиями.
  • У женщин такой нос является свидетельством тяжелого брака и скорого развода.
  • Если на спинке такого носа будут видны вены, то это возможность того, что он будет иметь .
  • Если кончик носа свисает как орешек, то этот человек будет занимать довольно прочное положение в обществе, и процветание в бизнесе.
  • Если кончик носа сильно отвисает, то это свидетельствует о сверхсексуальности человека. Если кончик носа заостренный и не мясистый, то это говорит о том, что личность склонна к предательствам и вероломству.
  • Если кончик носа, имеет форму клюва орла, то это мстительный человек, можно сказать, что в какой-то степени он одержим манией, что ему постоянно все мешают. В том случае, когда кончик носа имеет слегка красноватый оттенок, говорит о том, что его хозяин ленив и нетвердый, карьерист из него не получится, но он довольно проницателен и одарен дальновидностью.
  • В том случае, когда спинка носа высокая, при наличии слабых скул и челюстей, то это говорит о том, что человек рожден в семье с высоким социальным положением, в среднем возрасте его ожидают бедствия, а в старости – лишения.
  • Когда нос имеет отвисающую форму и тощий кончик, который в свою очередь закрывает собой большую часть верхней губы, то это вероломная и предательская натура.
  • Если кончик носа расщеплен, то этот человек подозрительный, мстительный, застенчивый, отдающий предпочтение решать свои проблемы самостоятельно, с помощью своего оригинального ума.
  • Если у носа полный, большой, выпуклый кончик, то это говорит что человек душевный, добросердечный, всегда готов к самопожертвованию, если имеется управляемый блеск глаз.
  • Нос, имеющий круглый и полный кончик, который прикрывает собой определенную часть желобка над серединой верхней губы, то этот человек обладает необычайной энергией, неограниченной деловой сообразительностью и проницательным умом.

Идеальным носом – принято считать нос нормальной длины, сбалансированный со ртом, глазами и подбородком. Обязательно должны быть две глубокие линии по обе стороны рта. Такой нос говорит о человеке, что он честен, темпераментен, сексуально активен, горд, деятелен и имеющий большой авторитет.


Третья зона лица непосредственно включает в себя верхнюю часть лица, брови, лоб и глаза, называется эта часть интеллектуальной. В глазах человека всегда довольно четко отображаются мыслительные процессы, происходящие в голове человека, их скорость и направление. Блестящие глаза и оживленный взгляд говорят о том, что их обладатель полон энтузиазмом и увлечен какой-то идеей. И, соответственно, полуприкрытые глаза с потухшим взглядом говорят о том, что человек подавлен или находится в депрессии. Американскими учеными было установлено, что люди в основном смотрят в шести разных направлениях, это непосредственно зависит от того, что происходит в данный момент в их мозгу.

Для правшей характерно при каком-то воспоминании или если они что-то представляют, направлять взор вверх вправо, а для левшей соответственно вверх влево. При воспоминании, какого-то звучания музыки, правша направит свой взор вправо, а если он воображает какой-то звук, то влево. Правша смотрит вниз влево в тех случаях, когда хочет вспомнить ощущение, вкус, запах, а в противоположном направлении смотрит тогда, когда ведет внутренний диалог. Что касается левши, то у него происходит все то же самое, только в противоположном направлении.

Если Вы хотите проверить, кто находится перед Вами, то можно попросить того человека вспомнить какой-то образ или звук и соответственно посмотреть на движение его глаз. Стоит отметить, что в китайской физиогномике, морщинки, которые непосредственно возникают в уголках глаз, при смехе, называются – хвост золотой рыбки. И чем больше и пышнее этот хвост, значит, этот человек отзывчив и добр. На лице человека не редко можно заметить над глазами, два небольших свода, они особенно заметны у людей с большой наблюдательностью. Принято считать, что они означают желание помочь и повышенную внимательность.

Довольно часто, но не во всех случаях, большой лоб является признаком большого ума, но иногда обстоятельства складываются таким образом, что человек не может развить свой интеллектуальный потенциал. Но случается и так, что довольно умный человек, в области знаний, совершенно не разбирается в другой области. Поэтому, что касается оценки ума, то здесь с каждым человеком необходимо быть довольно осторожными. У взрослых людей может быть отчетливо видна борозда посередине лба, которая в свою очередь говорит о том, что он интроверт и обладает высокой степенью самоанализа. В том случае, когда человек концентрируется довольно часто, сосредотачиваясь на чем-то, у него соответственно образуются несколько вертикальных складок над переносицей.

Глаза как открытая книга, по ним можно читать многое

Если человек обладает большими сбалансированными глазами с радужными оболочками, значит это человек консервативен, спокоен и добр.

Соразмерные глаза, но меньше обычных, говорят о том, что человек по своей натуре скромен, старается не привлекать к себе внимания, личность неяркая, упрямая и внутренне самодовольная. Для женщин с такими глазами характерна чистота и неприступность, замужние женщины остаются преданными и верными, но очень ревнивыми.

Соразмерные глаза, но больше чем нормальные, говорят о человеке, что он чувственная и восприимчивая натура, властвующая и мужественная. Для женщин с такими глазами характерно эстетическое лицо и наклонности.

Маленькие глаза с маленькими радужными оболочками, присущи людям, которые не удовлетворены своим положением в жизни, они ворчливы, и не желают принимать существующий порядок, для них свойственно проявление жестокости и применение силы для достижения своих целей.

Глаза подняты вверх, значит человек чувствительный, смелый, алчный и решительный. Если при этом у человека нос крючком и низкий лоб, то эти черты отрицательные. Для женщин с такой внешностью характерно неразумие, ревность и буйность.

В том случае, когда внешний уголок глаз (тот который находится у виска) острый и длинный, то такой человек наделен сильным умом и проницательностью, безжалостен и артистичен.

Глаза, скошенные к низу, говорят о том, что человек оптимистичен, добродушен, умеющий снискать расположение.

Если уголки глаз смотрят вниз, то этот человек по своей натуре спокоен, пессимистичен и имеет покорный характер.

Казалось бы, брови просто мелочь, но и они также многое говорят о характере того или иного человека. Они непосредственно бывают тонкие, широкие, сросшиеся на переносице. Если бровь короткая и тонкая, то это говорит о том, что человек одинок в борьбе за жизнь. Если же короткие брови имеют неровную или грубую структуру, то это означает переменчивую карьеру. Слишком тонкие и практически невидимые брови – характеризует своего владельца как распутного и хитрого. Что касается общей характеристики, то тонкая бровь является в первую очередь признаком влюбчивой натуры и счастливой жизни в браке.

Если человек имеет форму бровей, которая напоминает бумеранг, то по своей натуре он человек изобретателен и довольно силен, способен давать ход своим идеям и перевоплощать их в действия, это самоуверенная и сексуальная натура. Женщина с такими бровями старается взять инициативу в любовных отношениях на себя, в браке доминирует, имеет довольно сильную физическую привлекательность.

В том случае, когда брови тесно соединены и образуют горизонтальную линию, иногда бывают настолько жестки, что могут сбиться кучей на их внешних концах. Для человека с таким типом бровей характерно находчивость и решительность.

Если брови расположены наискосок, и практически сходятся на середине лба, то в таком случае это человек обладает прекрасным воображением, мужеством, предвидением. Для женщины характерно сначала некоторое нарушение красоты, а вот попозже она будет преуспевать в карьере.

Когда обе брови и соответственно глаза находятся на одном уровне, хорошо сбалансированы и пропорциональны, то этого говорит о том, что человек по своей натуре очень добродушен, честен, серьезен, удачлив, добросовестен, и находится в прекрасных взаимоотношениях с обществом.

В том случае, если часть бровей идет в противоположном направлении, говорит о том, что это довольно упрямый человек, лишенный гибкости, в отношениях с людьми бескомпромиссен.

Брови соединяются и образуют тяжелую и густую полосу, характерно для прямолинейного человека, который не считается с мнением других. Женщина с такого типа бровями наделена довольно сильным характером, у нее нет склонности к ведению домашнего хозяйства, скорее всего ее замужество закончится разводом, а вот, что касается, непосредственно карьеры и профессиональной деятельности то здесь все удачно.

По чертам лица человека, а также по его мимике можно сказать очень много, какое настроение у человека, о чем он думает, как он себя поведет в дальнейшем, но что бы иметь возможность читать это по лицу, необходимо хорошо изучить черты лица и возможное дальнейшее поведение.

Мимика благоговения (0,01) характеризуется обращением лица вверх, глаза чаще закрыты, сопровождается поднятыми вверх руками. Несколько отличается мимика моления, при которой лицо обращено к объекту, вытянуто, сопровождается протянутыми вперед руками, глаза открыты.
Мимика внимания (0,20), наблюдавшаяся чаще всего, характеризуется взглядом, обращенным на объект, нахмуренными в большей или меньшей степени бровями, закрытым ртом.

Мимика задумчивости (0,12) - остановившийся взгляд фиксирован не на собеседнике, брови нахмурены, но в меньшей степени, чем при мимике внимания, рот закрыт.
Мимика решимости (мимика борца) (0,12)-брови нахмурены, углы рта опущены вниз, возможен оскал; взгляд напряженный и направлен в сторону объекта действия, голова опущена с демонстрацией теменной части.

Мимика удивления (0,0) - глаза широко раскрыты, нижнее веко расслаблено, брови подняты, поперечные морщины на лбу, рот открыт, нижняя челюсть опущена. При удивлении глаза более широко раскрыты, чем при страхе, в связи с расслаблением нижнего века.

Мимика радости (градации - восхищение, удовольствие, приподнятое настроение) (0,15)-брови подняты вверх, поперечные морщины на лбу, блеск глаз, взгляд в лицо, губы в улыбке, часто рот при восхищении открыт. Восхищение от удивления отличается характером взгляда, состоянием глазных яблок, углов рта. При удивлении взгляд менее пристальный, чем при восхищении.
Мимика гордости (0,01) отличается положением головы, которая приподнята, и мимическим комплексом радости.

Мимика хитрости (0,08)-лицо ориентировано к объекту боком, глаза прищурены и отведены, брови опущены, рот в иронической улыбке. Мимика отражает старания скрыть свои намерения.
Мимика беспомощности (0,0) -углы рта опущены, рот открыт, брови приподняты или нахмурены, взгляд по сторонам, могут быть приподняты плечи.

Мимика безразличия (0,01)-взгляд устремлен вниз, углы рта опущены, рот приоткрыт, глаза тусклые, на лбу вертикальные морщины, плечи опущены.
Мимика страха (градации - ужас, изумление, тревога, ожидание, настороженность) (0,08) - брови почти прямые или несколько приподняты, внутренние углы бровей рдвинуты, горизонтальные морщины занимают 2/3 или 3/4 лба. Если только приподняты брови и отсутствуют морщины, то это - предчувствие страха или контролируемый страх. Нижнее веко напряжено. Рот открыт, дыхание учащено, углы рта опущены. В градациях страха могут присутствовать отдельные компоненты страха или в целом мимическое выражение менее выражено. При изумлении брови приподняты в большей мере и характерно отстранение. При ожидании и настороженности проявления экспрессии минимальны.

Мимика гнева (0,0) - брови нахмурены, лобная мышца сокращена, ноздри расширены, крылья носа приподняты, губы раздвинуты и оттянуты назад, прямоугольной формы, зубы обнажены, лицо часто краснеет, взгляд направлен на объект гнева.

Мимика отвращения (градации - презрение, пренебрежение) (0,01)-лицо отвернуто от объекта, а взгляд направлен на него. Кинематика носа при презрении и пренебрежении менее выражена, при отвращении ноздри расширены. Губы оттянуты вверх и назад, нередко асимметричны.

Мимика стыда (0,0) (градации - вина, застенчивость) (0,0) - взгляд отведен, не фиксирован, лицо повернуто в сторону, голова опущена, брови вниз, веки приподняты, иногда закрыты, лицо покрасневшее, иногда прикрыто руками, плечи приподняты. С. Е. Izard (1982) считает, что стыд, робость и вина являются акцентами одной эмоции. Для мимики застенчивости характерно уменьшение движения глаз после инициального контакта.

Мимика страдания (0,09) (градации - депрессия, страдание, боль, горе) - внутренний край бровей приподнят, горизонтальные морщины, складки Верагута на верхнем веке, углы рта опущены, обозначены носогубные складки, глаза тусклые и печальные.

Мимика плача (0,0). Возможны амимичный плач, плач с жестовой экспрессией - с закрытым руками лицом, тереблением или разрыванием одежды, вырыванием волос, заламыванием рук, плач со смехом, плач при мимике смеха.
Мимика тупости (0,0) -сложное мимическое выражение, включающее элементы напряженности, безразличия и гипомимии.

Мимика непонимания (0,0) - сложное мимическое выражение, включающее элементы удивления, безразличия, внимания, т. е. внешне противоположные мимические выражения.
Мимика кокетства - вначале продолжительный взгляд, потом он отводится, лицо удлиняется, голова опускается, возможно надувание губ (инфантильный признак) как прообраз хоботка. Экспрессия направлена на побуждение симпатии.

Нередко случается так, что доверие к людям исчезает при подозрении на их неискренность. Когда собеседник в ходе общения начинает «увиливать» от правды, разглядеть это могут только люди, имеющие некоторые познания об особенностях передачи информации. Ведь мимика лица невербальным методом сообщает о своем истинном состоянии другому человеку.

Психология человеческого поведения безгранична. Для полноценного изучения секретов мимики как одного из ее разделов потребуется не один год. Между тем научиться понимать своего собеседника по взгляду или скрытой ухмылке можно, если знать о некоторых нюансах.

Во-первых, залогом правильного понимания того, что хотел бы сказать человек, является объективная оценка всего воспроизведенного им с учетом взаимосвязи между речью и мимикой. Во-вторых, эмоции, зарождающиеся в душе, люди способны выразить двумя способами:

  • конвенциально;
  • спонтанно.

Это значит, что при желании партнера не выдавать истинного отношения к сообщаемым сведениям, он может ограничить себя простейшим намеком. Но чаще этот метод является, скорее, дезориентирующим, чем действенным.

Как определить по мимике истинность информации?

Прежде чем что-то сказать, в большинстве случаев человек обдумывает свои слова и пытается максимально держать под контролем мимику. При этом уследить сразу за несколькими реакциями собеседнику бывает крайне сложно. На помощь придет психология, которая научит, как правильно развивать способность мимического «языка» или выявлять искреннее отношение к чему-либо по мимике лица.

Реакции, появившиеся у собеседника спонтанно или непроизвольно, могут быть корректно прочитаны лишь при наличии длительных отношений с партнером. Если не брать во внимание этот момент всегда будет присутствовать вероятность критичного самообмана в процессе глубокого узнавания партнера.

Определить по мимическому выражению человеческого лица степень персональной экспрессии несложно, но крайне важно учитывать множество сопутствующих факторов. Оказывается, женщинам намного сложнее совладать со своими эмоциями, чем мужчинам. Представительницам прекрасного пола сложно скрывать свои наличествующие переживания, поэтому их лицо отчетливее выдает свою обладательницу в той или иной ситуации. Кроме половой принадлежности в удачливости утаивания информации, играют роль и другие факторы:

  • темперамент (флегматику проще уберечь от постороннего взгляда свои чувства, чем, например, холерику);
  • дополнительные сопряженные обстоятельства;
  • опыт воспринимающей стороны.

Как научиться понимать жесты лица?

Выражение лица, как говорит психология, предопределено воздействием испытываемых чувств, которые провоцируют контролируемые сокращения и расслабления мускулатуры. Многие желают овладеть способностью управления своих эмоций, выполняя специальные мимические упражнения. Однако все предпринятые меры по обучению тонкостям мимики не будут иметь успеха, если не знать о других важных моментах.

Например, симметричность лица в отображении чувств помогает намного быстрее распознать ложь. Кроме того, выдать стремление человека в маскировании могут губы.

Например, усиленная мимика лица в районе рта позволяет сделать вывод о том, что говорящий чем-то обеспокоен. Губы, искривленные в одну сторону, свидетельствуют о скептическом или насмехательском отношении к происходящему.

Мимика в актерской деятельности

Особенно важна правильная и красивая мимика для актера. Профессионал в данной сфере перед выходом на сцену обязательно выполняет привычные для него упражнения, направленные на разминку лицевых мышц. Самая простая и распространенная схема тренировки занимает не более 5 минут, однако, результаты ее влияния на мимические способности человека, колоссальны. Чтобы сделать разминку, необходимо следовать пошаговой инструкции:

  • Перед зеркалом предельно сконцентрировать свое внимание на всех подвижных лицевых элементах.
  • Поочередно (с бровями, глазами, щеками, губами) проделать простые упражнения с каждой частью лица, опуская и поднимая вверх.
  • Спустя несколько минут по завершении выполнения простого комплекса занятий обратить внимание на подвижность всех лицевых мышц.

Психология человека подтверждает, что зритель во время представления сможет вникнуть в происходящее и заинтересуется сюжетом даже самого неинтересного спектакля только в том случае, если обнаружит явную выраженность эмоций на лице актера. Четко читаемая мимика служит средством дополнительного эффективного посыла к аудитории. Благодаря ей суть происходящего на сцене доходит к зрителям.

Тренировки по совершенствованию мимики

У опытного актера зачастую не возникает никаких проблем с обладанием собственной мимикой. Выученная и освоенная им психология мимического общения позволяет не следить за работой мускулатуры. Его лицо в минуты злости, печали или радости однозначно передает внутренние наигранные переживания и эмоциональный настрой. Но для того чтобы правильно воспринимать актерскую игру на сцене, необходимо сначала подробно изучить жесты своего лица.

  • Групповые занятия по контролю и управлению над мимикой особенно актуальны в творческих кругах. Упражнения, которые выполняются участниками подобных тренировок, координируются ведущим. Он занимает центральное место в кругу обучающихся. Таким образом, учителю удается отследить качество и соответствие правилам каждого выполняемого упражнения.
  • В ходе выстраивания учениками группы мимической «картины» ведущий должен вовремя сориентировать каждого из них в случае необходимости поправок: кому-то для завершения образа нужно сильнее прищурить глаз, а кому-то – расслабить уголки рта и не хмурить брови. Намного быстрее поддается освоению психология мимики при групповом обсуждении каждого упражнения.

Годы творчества и кропотливой работы над собой позволяют актеру не сомневаться в том, как выглядит его лицо в конкретный момент. Не прибегая к помощи зеркала, изобразить тот или иной чувственный настрой сможет человек, прошедший длительные тренировки по контролю над личной мимикой.

Мимические проявления в соответствии с чувствами

Психология выражений лица постигается поэтапно. Для начала важно узнать о том, как меняется внешний вид человека, испытывающего различные эмоции:

  • при радостных окрыляющих чувствах губы искривляются, их уголки тяготеют назад, а вокруг линии глаз возникает мелкая морщинистость;
  • удивление или интерес проявляется на лице приподнятыми бровями и слегка расширенными глазами, рот может быть округлен и приоткрыт;
  • отвращение и презрение отражаются на внешнем виде человека по-разному: в первом случае можно наблюдать сморщенный нос и опущенные брови, нижняя губа слегка выпячена, создается впечатление, будто человек чем-то подавился; во втором случае лицо у собеседника будет вытянутым, брови приподняты, характерен взгляд «свысока»;
  • определить страшно человеку или нет, легко по его расширенным глазам и сдвинутым вовнутрь бровям; кроме того, приоткрытый рот и оттянутые уголки назад свидетельствуют о внутреннем напряжении и скованности;
  • гнев и злость проявляются однотипно: лоб нахмурен, выражение глаз угрожающее, ноздри расширены, губы стиснуты, кожа может краснеть;
  • ощущения стыда отражаются на внешности отведенным взглядом, устремленными вниз или бегающими глазами, слегка прикрытыми веками.

Упражнения для развития мимики важно выполнять регулярно – только тогда психология общения и выражений лица станет верным помощником. Продолжительность тренировок индивидуальна, но чаще всего их выполняют от 10 до 15 минут в день. Разделить комплекс занятий можно на утренний и вечерний сеанс. К тому же проводить гимнастику строго по графику нет острой необходимости.

Выполнение любого упражнения, направленного на овладение мимикой, должно происходить перед зеркалом. Крайне важно занять правильное положение тела. Максимально удобно тренировать лицевые мышцы, сидя, сохраняя спину и шею прямой. Стоит учесть, что упражнения являются немалой нагрузкой для мускулатуры и могут негативно сказываться в дальнейшем на упругости кожных покровов. Соответствующий уход и увлажнение лица помогут предотвратить возникновение морщин.

Упражнения для красивой и контролируемой мимики

Развитие мимики происходит стремительно: через пару недель занятий при усердном и настойчивом подходе к обучению перемены станут заметными и ощутимыми не только обучающемуся, но и членам его круга общения. Несложные упражнения выглядят так:

  • Губы следует сомкнуть, но не сжимать. Весь мышечный аппарат лица должен быть максимально расслабленным. К уголкам рта приложить средние пальцы и немного надавать. Главной задачей этого упражнения является вытягивание губ «в трубочку» с попыткой поцеловать воздух. В напряжении носогубной треугольник должен быть не менее 10 секунд, после чего расслабить мышцы и повторить 5–6 раз.
  • С широко открытым ртом необходимо поднять вверх глаза и на протяжении 30–40 секунд постоянно моргать. Такое упражнение позволит не только привести мускулатуру лица в тонус, но и дать отдых глазам.
  • Щеки следует обхватить руками таким образом, чтобы в уголках губ оказались мизинцы. Нужно сделать широкую улыбку, не размыкая рта, и сохранить ее в течение некоторого времени (10–15 секунд). Постепенно, возвращаясь в исходное положение, расслабиться на 10 секунд и повторить упражнение 5–6 раз.

Овладеть совершенным уровнем контроля над выражением лица намного проще, чем может показаться на первый взгляд. Психология мимики научит управлять своими эмоциями и определять степень их правдивости у собеседника.