Пассажирский автотранспорт

Скачать презентацию на тему художественная культура античности. Античная культура

Cлайд 1

АНТИЧНАЯ КУЛЬТУРА Античностью называется полуторатысячный период от возникновения в 1 тыс до н.э. Древней Греции до гибели Римской империи в V в. н.э. Античной культурой называют культуру Древней Греции Древнего Рима в соответствующий исторический период. Эгейская (крито-микенская культура) – III-II тыс. до н. э. Культура Древней Греции – XI-I вв до н.э. - гомеровский период – XI-VII вв до н.э. - архаический период – VII-VI вв до н.э. - классический период –V-IVвв до н.э. - эллинистический период – IV- I вв до н. э. 3. Культура этрусков - VIII-VI вв до н.э. 4. Культура Древнего Рима - V в. до н.э.- V в. н.э. - период республики V – I вв. до н.э. - период империи I в. до н.э. – V в. н.э.

Cлайд 2

Эгейская культура. Крит. Микены. Эгейское искусство, которое иногда называют крито-микенским, - плод культуры, возникшей в бронзовый век в бассейне Эгейского моря: на островах этого моря, в материковой Греции (на полуострове Пелопоннес) и на западном побережье Малой Азии. Главным центром его был Крит, а затем - Микены.

Cлайд 3

ЭГЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА КРИТСКАЯ МИКЕНСКАЯ (минойская) (ахейская) Остров Крит Материковая Греция Малая Азия Города Кносс, Фест города Микены, Тиринф город Троя д\з 1. Вам наверняка знакома фраза «Платон мне друг, но истина дороже». Кто и по какому поводу её произнёс? 2. В каких греческих легендах и мифах упоминается остров Крит?

Cлайд 4

Увлеченность его принесла успех делу, в которое, кроме него, долго никто не верил. Еще ребенком Генрих Шлиман объявил отцу: - Я не верю, что ничего не осталось от Трои. Я найду ее. И нашел... Но до этого он еще совершил много дел. Сын скромного пастора, оставшегося под конец жизни без всяких средств, Генрих Шлиман был вынужден бросить школу, чтобы зарабатывать на пропитание. Затем он мало-помалу преуспевает в коммерции, становится обеспеченным человеком и, наконец, наживает значительное состояние. Другим его достижением в это время было знание языков. По своей собственной системе он изучает язык за языком. Знание языков помогло Шлиману в его торговых операциях, а нажитые им миллионы позволили ему приступить к осуществлению заветной мечты: из-под пластов земли, нагроможденных тысячелетиями, открыть развалины великого города вместе с сокровищами его царя. Он приступил к раскопкам в месте, которое наиболее соответствовало описаниям Гомера. То был Гиссарлыкский холм на малоазиатском побережье Эгейского моря. Он нашел золотой клад, решил, что это сокровища царя Приама, и объявил, что нашёл Трою. Микены достигли наивысшего подъема между XVI и XIII в. до н. э., значит, процветали и после крушения Крита, где, по-видимому, возникло эгейское искусство. Но Микены были раскопаны до критских дворцов, и потому человека, открывшего Микены, следует считать первооткрывателем эгейского культурного мира. Этот человек -немец Генрих Шлиман (1822- 1890).

Cлайд 5

Впоследствии оказалось, что Шлиман ошибся: град Приама лежал выше того, который он принял за Трою. Но подлинную Трою, хоть и сильно попортив ее, он все же откопал. Найденный же Шлиманом клад принадлежал царю, жившему за тысячу лет до Приама. А затем Шлиман отправился на Пелопоннес, опять-таки следуя указаниям Гомера, чтобы открыть Микены, где царствовал некогда победитель троян, вождь ахейцев и предводитель союзного войска, «владыка мужей» Агамемнон. Шлиман откопал Микены и нашел там в царских могилах сокровищницу с грудой бесценных золотых украшений. Быть может, не самого Агамемнона, но Шлиман мог объявить с полным правом: «Я открыл для археологии совершенно новый мир, о котором никто даже и не подозревал». Славы Шлиман достиг беспримерной, можно сказать, что он был одним из самых знаменитых людей своего времени. А на Крите английский археолог Артур Эванс продолжил и завершил его дело.

Cлайд 6

Cлайд 7

Кносский дворец В начале II тыс. до н. э. на Крите строили много дворцов. Дворец представлял собой большую группу построек, возведенных вокруг внутреннего двора и предназначенных как для религиозных, так и для светских надобностей. Дворец мог служить резиденцией правителя и центром управления всей области. Он был одновременно и городом, и крепостью. Дворцы были в нескольких критских городах: Кноссе, Фесте, Гурнии, Мали и Като-Заро. Для всех критских дворцов характерен целый ряд общих черт. Внутренний двор представлял собой прямоугольник со сторонами 52 на 28 метров. Почти все дворцы ориентированы по сторонам света - их внутренний двор вытянут с севера на юг. Каждый дворец ориентирован на «священную гору», хорошо видимую из него.

Cлайд 8

Критское искусство избегает неподвижности, тяжелых опор, подчеркнуто стабильных конструкций. Несмотря на громадные размеры дворцов и кажущуюся простоту конструкций, эти сооружения довольно сложны. Разнообразные внутренние помещения соединяются между собой самым причудливым образом, а длинные коридоры неожиданно приводят в тупики. Этажи соединяются множеством лестниц. Путешествие посетителя по дворцу - с его контрастами света и тьмы, замкнутости и открытости, сумрака и звучных, сочных красок, беспрестанных подъемов и спусков - напоминает саму жизнь с ее непредсказуемостью и безостановочным движением.

Cлайд 9

Перед западным фасадом Кносского дворца располагалась театральная площадка для ритуальных сценических действ, там же устраивались многолюдные праздники. По всей вероятности, дворцы считались земным отражением мест обитания небожителей, к последним причисляли богинь, которым поклонялись в святилищах. В святилищах совершали жертвоприношения, обрядовые трапезы, богам преподносили дары в виде посуды и терракотовых статуэток. Хотя во дворцах жили цари, не исключено, что сооружения эти считались собственностью богинь. Правитель, происхождение которого мыслилось божественным, выступал в роли сына или супруга (а зачастую сына-супруга) богини. Жена правителя была жрицей и представляла богиню в важнейших ритуалах.

Cлайд 10

В Кносском дворце главный вход, Коридор Процессий, был украшен росписью, на которой богине подносят дары и новое одеяние. Праздники, которые устраивались в связи с началом нового года, были весьма популярны в древности. В Кноссе в шествии дароносцев принимали участие, по большей части, юноши. Они несли драгоценные сосуды и специальный дар - критскую юбку-брюки для «новорожденной» богини. Жрица-богиня принимала дары стоя, держа в обеих руках критские символы власти - двойные секиры (лабрисы), от которых, видимо, и произошло название дворца - Лабиринт (Дворец Лабрисов).

Cлайд 11

Микенские города, больше напоминающие крепости, строились в уединенных местах, в горах. Обнесенные мощными стенами, они представляют собой настоящие твердыни. Таковы Микены и Тиринф на полуострове Пелопоннес, сложенные из огромных глыб природного камня. Такая кладка называется «циклопической». Микенские дворцы по своей структуре значительно отличаются от критских - их формы просты и строги. Дворцовое здание представляет собой мегарон - вытянутое в длину сооружение, ориентированное по сторонам света, не имеющее внутреннего двора. Здание состоит из трех основных помещений, нанизанных на основную ось. МИКЕНСКИЕ ДВОРЦЫ

Cлайд 12

. В XIV в. до н. э. вход в город был оформлен так называемыми «Львиными воротами», украшенными сценой поклонения львов божеству, воплощенному в критской колонне.

Cлайд 13

К числу величайших достижений микенского искусства принадлежат памятники погребального искусства. Рядом с микенским дворцом находился царский некрополь (гробница). Некрополь находился ниже уровня дороги и имел форму круга, обнесенного каменным кольцом. В этих некрополях, датируемых XVI в. до н. э., хранились все богатейшие сокровища микенских царей. В каждом «круге» имеется несколько глубоких шахтовых гробниц, где были погребены члены царского рода. Гробницы имеют прямоугольную форму, сделаны весьма грубо, не имеют даже внутренней обкладки стен камнем. В погребениях найдены золотые маски, сильно стилизованные, но ясно передающие черты микенских правителей. Ярко выраженные индоевропейские черты иногда по-настоящему благородны (маска Агамемнона). Купольная гробница царя Атрея Шахтовая гробница Агамемнона

Cлайд 14

Образы критян на фресках во дворцах соответствуют их представлениям о мире. Фигуры на изображениях всегда хрупкие, с осиными талиями, словно готовые переломиться. Участники священного шествия в Коридоре Процессий идут, гордо запрокинув головы и отклонив торс назад. Мужские фигуры покрашены в оттенки коричневого, женские – в белый. ШЕДЕВРЫ ЭГЕЙСКОЙ ЖИВОПИСИ

Cлайд 15

Cлайд 16

В жизни древних людей цветы играли огромную роль. Они также наделялись особой святостью, в них видели воплощения богов. В Святилище Дам, где был изображен обряд преподнесения богине нового платья, смежная комната была расписана цветами папируса - огромными, с белоснежными венчиками и удлиненными листьями, символизировавшими неприкосновенность богов. По преданию, как только Персефона сорвала цветок нарцисса, земля разверзлась, явился бог подземного мира Аид и похитил ее. Вероятно, с этой легендой был связан и ферейский ритуал.

Cлайд 17

В Западном Доме святилищем служили две смежные комнаты на втором этаже, богато украшенные фресками на морские темы, из-за чего первоначально здание получило название Дом Капитана. Здесь совершался торжественный обряд возрождения богини. В меньшей комнате была специальная расселина, похожая на трещину в скале, собственно, оттуда и выходила богиня, которую представляла жрица.

Cлайд 18

Богиня появлялась из подводного мира, где переживала временную смерть, о чем свидетельствуют изображенные в простенках срезанные лилии. Сама богиня изображена как бы в «переходном» состоянии - в простенке у двери, соединяющей комнаты. Жрица торжественно шествовала в угол комнаты, где на одном из восьми окон помещался алтарь, украшенный в критском стиле дельфинами, ныряющими среди коралловых рифов. Сюда же, к алтарю, юноши-жрецы несли связки рыб. соответствующий исторический период.

Cлайд 19

Особым очарованием дышит образ «Парижанки» - изящной девушки, изображенной в одном из помещений второго этажа Кносского дворца. Фреска представляла ритуальный пир, участники которого сидели друг против друга с чашами в руках.

Cлайд 20

На фреске, изображающей «Таврокатапсию» - ритуальный бой с быком - с быком сражаются не только мужчины, но и женщины. Богиня-женщина и была главным противником бога-быка, своего сына-супруга. Она ежегодно приносила его в жертву на подобном празднике - чтобы он, отживший годичный цикл, мог родиться вновь. Фреска с таврокатапсией показывает, насколько динамичным и живым было минойское искусство. Ему чужды застывшие позы, остановившиеся взгляды и самоуглубленность - т. е. все то, что было так дорого египтянам и обитателям древнего Двуречья. Для критского искусства важен момент, верно схваченное движение, трепет настоящего. Вот юноша делает сальто над спиной быка, вот бык уже пронзил рогом одну из своих противниц.

Cлайд 21

В III тыс. до н. э. высокого расцвета достигло искусство островов Эгейского моря и побережья Малой Азии. Всеобщую известность приобрели так называемые кикладские идолы («Арфист»). Это мраморные статуэтки, найденные в погребениях Киклад, а также на Крите и в Балканской Греции. Идолы - иногда миниатюрные, а порой достигавшие полутораметровой высоты - представляют собой фигуры обнаженных людей, стоящих в скованных позах («Великая богиня»). ЭГЕЙСКАЯ КИКЛАДСКАЯ СКУЛЬПТУРА Великая богиня. Кикладский идол. Сер. III тыс. до н. э. Эти боги должны были помочь умершим обрести новую жизнь. Статуэтки с соединенными ногами, слабо намеченными руками и грудью завершаются весьма условным изображением головы, на которой выделяется только нос. Исследователи предполагают, что остальные черты лица наносили красками, однако их следы не сохранились. Критские вазописцы достигли редких высот мастерства. Они изготовляли сосуды, различные по форме и размерам, от маленьких чашечек с тонкими, почти прозрачными стенками до громадных глиняных яйцевидных пифосов, достигавших двух метров в высоту. В пифосах хранили зерно, воду, вино. У минойских ваз нет широких тяжелых поддонов, они тяготеют к объемным, сферическим формам. Для большей устойчивости их иногда закапывали в землю, полностью или частично. ВАЗЫ СТИЛЯ «КАМАРЕС»

Cлайд 24

Вазы раскрашивали в яркие цвета, применяя красную, белую, синюю и черную краску. Композиции включали в себя как геометризованные формы, так и образы живой природы. Часто на вазах изображали моллюсков, коралловые рифы и осьминогов, оплетающих щупальцами весь сосуд. Особой любовью у критских художников пользовались цветы - лилии, тюльпаны, крокусы. Цветы изображались как в вазонах, так и растущими на клумбах. Замечательны композиции, представляющие цветы, склонившие свои головки под порывами сильного ветра. Самые красивые вазы минойской эпохи найдены в пещере Камарес близ Фесты, откуда и произошло их название - вазы «камарес».

https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Термин "античность" происходит от латинского слова antiquus - древний. Им принято называть особый период развития древней Греции и Рима, а также тех земель и народов, которые находились под их культурным влиянием. Хронологические рамки этого периода, как и любого другого культурно-исторического явления, не могут быть точно определены, но они в значительной мере совпадают со временем Идеальная реконструкция Римского форума существования самих античных государств: с XI-IX вв. до н.э., времени становления античного общества в Греции и до V вв. н.э. - гибели римской империи под ударами варваров.

Одним из самых замечательных явлений древнегреческой культуры является театр. Он возник на основе народных песен и плясок во время праздников в честь бога Диониса. Из обрядовых песен, которые пели, облачаясь в козлиные шкуры, родилась трагедия (трагос - козёл, ода - песня); из озорных и весёлых песен родилась комедия. Театр Древней Греции Театральные представления считались школой воспитания, и государство уделяло им большое внимание. Представления шли несколько раз в год по большим праздникам и продолжались несколько дней подряд. Ставились 3 трагедии и 2 комедии. В период расцвета греческой культуры (VI - V вв. до н.э.) в Афинах жили и творили самые выдающиеся греческие трагические поэты, классики не только греческой, но и мировой литературы.

Ведущими архитектурными сооружениями классической Греции были храмы, театры, общественные здания. Но главным архитектурным сооружением является храм. Самые знаменитые образцы, сохранившиеся до нашего времени в афинском Акрополе - храмы Парфенон и Эрехтейон. Стили в древнегреческой архитектуре сменялись последовательно: дорический, ионический коринфский. Отличительной особенностью этих стилей является форма колонн - непременного атрибута древнегреческих сооружений. Главный храм Древних Афин - Парфенон

Греческая скульптура первоначально уступала скульптуре древнего Востока. Но с V в. до н.э. достигла небывалого расцвета. В ней передаётся не только фигура и лицо, но и движение и даже чувства изображаемых людей. Особой известностью и славой пользовались скульпторы: Мирон, Поликлет, Фидий, Пракситель, Скопас, Лисипп. Мирон. «Дискобол» Скульптура ранней классики

Живопись была широко распространена в древней Греции в виде фресок и мозаик, которыми украшают храмы и здания, но они почти не сохранились до нашего времени. К образцам сохранившейся живописи относятся знаменитые греческие чернофигурные и краснофигурные вазы. Древнегреческая живопись. Чернофигурные вазы

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Древнеримская культура прошла сложный путь развития от культуры римской общины, впитав культурные традиции древней Греции, попав под влияние этрусской, эллинистической культур и культур народов древнего Востока. Римская культура стала питательной почвой для культуры романо-германских народов Европы. Колизей или Амфитеатр Флавиев

Римская культура, как и греческая, теснейшим образом связана с религиозными представлениями населения Древнего Рима. В представлении римлянина каждый предмет, каждое явление имели своего духа, своё божество. Каждый дом имел свою Весту – богиню домашнего очага. Боги ведали каждым движением и вздохом человека от рождения до смерти. Другая любопытная черта ранней римской религии и мировоззрения людей – отсутствие определённых образов богов.

Рим и другие города империи украшались великолепными зданиями – храмами, дворцами, театрами, амфитеатрами, цирками. Амфитеатры и цирки, в которых травили животных, устраивали бои гладиаторов и публичные казни, - особенность культурной жизни Рима. Римский форум Площади Рима и других городов украшались триумфальными арками в честь военных побед, статуями императоров и выдающихся общественных людей государства. Во многих городах возводились дома в 3 - 6 этажей. Арка на площади Рима

Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и картинами, главным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской мифологии, а также изображение воды и зелени. В период империи особое внимание получила портретная скульптура, характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в передаче черт изображаемого лица. Многие произведения скульптуры представляли прекрасно выполненные копии греческих и эллинистических произведений искусства. Особенно распространённым видом искусства была мозаика, обработка драгоценных металлов и бронзы.

Античная культура - уникальное явление, оказавшее огромное влияние на развитие всей европейской цивилизации. Достижения греческого искусства частично легли в основу эстетических представлений последующих эпох. Римская культура с её развитыми представлениями о целесообразности вещей и поступков, справедливости в жизни общества смогла дополнить греческую культуру. Синтез этих двух культур и создал неповторимую античную культуру, ставшую основой европейской культуры.


Периоды культуры
Древней Греции
1.Эгейская культура (2800-1100 гг. до н.э.)
2.Гомеровский период (XI-IX века до
н.э.)
3.Период архаики (VIII-VI века до н.э.)
4.Классический период (V-IV века до н.э.)
5.Эпоха эллинизма (323-146 гг. до н.э.)

Одновременно с Египтом и Месопотамией на островах
Эгейского моря в III-II тыс. до н.э. процветала одна из
самых загадочных цивилизаций, получившая название
Крито-микенской или Эгейской.
На о. Крит Зевс, в образе
золотого быка, привез
похищенную у
финикийского царя дочь –
Европу.
Серов «Похищение Европы»

Особенности эгейской культуры

1. Центры – остров Крит и г.Микены
2. Экономическая основа – сельское хозяйство,
скотоводство. Высокий уровень развития ремёсел
(выплавка бронзы, изготовление керамики)
3. Наиболее известный памятник культуры –
Кносский дворец («Лабиринт»).
4. Развитие скульптуры малых форм
5. Развитие живописи в росписях дворцов.

Мастер Дедал создал для Миноса
дворец и лабиринт для Минотавра
Он не имел четкой планировки и
напоминал запутанный лабиринт.

Тронный зал
В центре прямоугольный двор с
пристройками разных времен.

Архитектура дворца представлена
лестницами, коридорами,
поворачивающимися под углом 90
градусов.
Главным украшением дворца
были деревянные колонны,
сужающиеся к низу.

Многочисленные фрески украшают дворец

Живопись крито-микенская

Игры с быком
Микенская женщина

В одной из пещер у селения КАМАРЕС
были обнаружены разнообразные по
форме вазы с росписью светлой
краской по темному фону
ПИФОС. Яйцевидные вазы до 2-х
метров в высоту. В них хранили
зерно, вино, воду.

Особенности античной науки

1) попытка целостного охвата и объяснения действительности;
2) создание умозрительных конструкций (не связанных с
практическими задачами);
3) не было дифференцированости
наук (только в XVIII в. самостоятельными областями науки
стали механика, математика, астрономия и физика; химия,
биология и геология – только начали формироваться);
4) отрывочность знаний об объектах природы (оставалось
место для вымышленных связей).
В античной науке формируются умозрительные догадки,
обоснованные в более поздние времена: атомизм,
гелиоцентрическое устройство мира и др.
Формируются формы существования научных школ (Академия
Платона и Ликей Аристотеля).

Линейное письмо

Развитие техники

Зарождается строительное дело,
благоустройство городов требовало создания
системы водоснабжения и
канализации, строительство бань, цирков, теат
ров;
Механика, промышленное производство металлов
способствовало изготовлению инструментов и
оружия. На этой основе формируется знание в
области химии.

Критская культура погибла в середине II
тыс. до н.э. после сильнейшего извержения
вулкана на о. Санторин. Ослабило Крит и
нашествие ахейцев с материка.
Под натиском греков – дорийцев погибли в
XII в. до н.э. и очаги микенской культуры.

Особенности древнегреческой культуры

Главными, стержневыми доминантами в
античной
культуре были религия и мифология.
Мифология была для древних греков содержанием и
формой их мировоззрения, их мировосприятия, она была
неотделима от жизни этого общества.
Античная (или древняя) Греция была колыбелью
европейской цивилизации и культуры. Именно здесь были
заложены те материальные, духовные, эстетические
ценности, которые в той или иной мере нашли своё
развитие почти у всех европейских народов.

Боги Греции

Основными
богами
греческого
пантеона являются: Зевс, Гера, Посейдон,
Афина, Артемида,
Аполлон, Гермес,
Дионис, Асклепий, Пан, Афродита, Арес,
Гефест, Гестия – богиня семейного очага.
Характерной чертой древнегреческой
религии
был
антропоморфизм
представление о богах, как о сильных,
прекрасных людях, которые бессмертны и
обладают вечной молодостью. Жили боги,
по представлениям греков, на горе Олимп.
Боги Олимпа

Мифология

Греческая мифология - это не только мир религиозных представлений,
это мир греков, это сложное и обширное целое, куда входят и исторические
легенды, предания, сказочные сюжеты, литературные новеллы, свободные
вариации на мифологические темы.
Важное значение принадлежало
мифологическим
олицетворениям
элементов земной природы.
Греки
населили всю природу божественными
существами: в рощах жили дриады,
нимфы, козлоногие сатиры; в море наяды и сирены (птицы с головами
женщин).

12 подвигов Геракла

Геракл и
Немейский лев
Образы культурных героев
занимали в мифологии важное
место.
В качестве культурных героев
выступают боги,
титаны и
полубоги-герои, происходившие,
по мнению греков, от браков
богов с людьми. Особенно
известен и почитался Геракл,
совершивший 12 подвигов.
Это образ благородного героя,
борющегося
со
злом
и
побеждающего его.
Статуя Геракла

«Илиада»

Гомер
«Илиа́да» - эпическая поэма, приписываемая Гомеру,
древнейший из сохранившихся памятников греческой
литературы. Основой для неё послужили многочисленные
сказания Древней Греции о подвигах древних героев.
Именование «Илиада» дано по названию столицы
Троянского царства - Илиона.
Действие происходит в десятом году осады Трои
(Илиона) соединённым ополчением греческих
вождей. Сказания о предшествующих событиях
(похищение Елены Парисом, выступление греков
(ахейцев) под верховным начальством Агамемнона,
фигуры главных вождей (Агамемнон, Менелай,
Ахилл, Одиссей, Нестор, Диомед, Аякс Малый, Аякс
Великий, Идоменей и др., троянский царь Приам,
его сыновья Гектор, Парис и т. д.), равно как и исход
войны (гибель Трои), предполагаются в Илиаде
известными. Илиада охватывает незначительный
промежуток времени, эпизод из истории осады Трои.
.
Рукопись «Илиады»
V век

«Одиссея»

«Одиссе́я» - вторая (после «Илиады») классическая поэма,
приписываемая древнегреческому поэту Гомеру. Создана в VIII в.
до н. э. Рассказывает о приключениях мифического героя по
имени Одиссей (Улисс) во время его возвращения на родину по
окончании Троянской войны, а также о приключениях его
жены Пенелопы, ожидавшей Одиссея на Итаке.
Одиссей со спутниками
выкалывают глаз Полифему.
Роспись чернофигурного килика
Одиссей в пещере Полифема

Семь чудес света

Список относился к понятиям, обязательным для запоминания (имена учёных, вождей,
городов и т.п.) Первоначальный автор списка Геродот, потом он менялся. Классический
список выглядит так:
Галикарнасский мавзолей,
храм Артемиды в Эфесе,
Статуя Зевса в Олимпии,
пирамиды в Гизе
висячие сады Семирамиды,
Александрийский маяк.
Колосс Родосский.

Древнегреческая скульптура

С V в. до н.э. достигла небывалого
расцвета. В ней передаётся не только
фигура и лицо, но движение и даже
чувства изображаемых людей.
Мирон (середина V века до н.э.).
«Дискобол»
Скульптура ранней классики
Особой известностью и славой
пользовались скульпторы:
Мирон
(середина V века до н.э.), Фидий, (ок. 490
до н. э. - ок. 430 до н. э.), Поликлет (род.
ок. 480 г. до н.э.), Пракситель (ок. 390 г.
до н. э.-ок. 334 г. до н. э.) Скопас (ок. 395
до н. э.- 350 до н. э, Лисипп (ок.390 г.
до н.э дата смерти неизвестна).

Скульптуры Поликлета

Статуя Аполлона
Дорифор

Раненые амазонки

Слева-
Работы
Поликлета,
Справа –
Фидия

Скульптуры Фидия

Афина Парфенос (копия),
Фидий, 447-438 гг до н

Статуя Зевса работы Фидия (копия)

Скульптура Праксителя

Статуя Гермеса.
Сочетание спокойствия и
движения, необходимость
опоры для статуи,
непринуждённость поз.

Скульптуры Лисиппа

Афродита Книдская. Лисипп.
Геракл, борющийся со львом. Лисипп

Основную массу произведений Лисиппа
составляли бронзовые статуи, изображающие
богов, Геракла, атлетов и других современников,
а также лошадей и собак. Лисипп был
придворным скульптором Александра
Македонского.

Апоксиомен

Апоксиомен, атлет, соскребающий с себя масло
после борьбы (в античности борцы намазывались
маслом перед поединком, чтобы усложнить
задачу противника). Статуя была впоследствии
поставлен императором Агриппой перед термами
в Риме.
Скребком, зажатым в левой руке, атлет очищает
вытянутую вперед правую руку. Левая рука
пересекает тело, что было первым случаем
воспроизведения движения в третьем измерении,
с которым мы встречаемся в древнегреческой
скульптуре. Голова статуи меньше, чем было
принято в более ранней скульптуре, черты лица
нервные, тонкие; с большой живостью
воспроизведены растрепавшиеся от борьбы
волосы.

Скульптуры Скопаса

Менада.
Представлена в
буре дионисийской
пляски, тело
выгнуто, подобно
луку. Движение
передаёт бурю
чувств.

Живопись Древней Греции

Древнегреческая живопись.
Краснофигурные вазы
Живопись была широко распространена в древней Греции в
виде фресок и мозаик, которыми украшают храмы и здания, но
они почти не сохранились до нашего времени.
К образцам сохранившейся живописи относятся знаменитые
греческие чернофигурные и краснофигурные вазы.

Живопись Аполлодора

Похищение
сабинянок

Мозаика Битва Александра Македонского с Дарием

Театр

Одним из самых замечательных явлений древнегреческой культуры является театр.
Он возник на основе народных песен и плясок во время праздников в честь бога
Диониса.
Из обрядовых песен, которые пели, облачаясь в козлиные шкуры, родилась трагедия
(трагос - козёл, ода - песня); из озорных и весёлых песен родилась комедия.
Театр Древней Греции
Театральные
представления
считались школой воспитания, и
государство уделяло им большое
внимание.
Представления
шли
несколько раз в год по большим
праздникам и продолжались несколько
дней подряд. Ставились 3 трагедии и 2
комедии.
В период расцвета греческой
культуры (VI - V вв. до н.э.) в Афинах
жили и творили самые выдающиеся
греческие трагические поэты, классики
не только греческой, но и мировой
литературы.

Классики комедии и трагедии

Эсхил по праву считается отцом всей
европейской трагедии за его бессмертные
произведения («Семь вождей», «Прометей»,
«Орестея», «Персы»).
Эсхил
Софокл
Софокл – главный создатель трагедий для
греческого театра («Царь Эдип», «Электра», и
др.)
Еврипид – древнегреческий драматург,
автор «Медеи», «Ипполита», «Ифигении в
Авлиде».
Аристофан
Еврипид
Классиком и «отцом» греческой комедии
является Аристофан, написавший комедии:
«Мир», «Женщины в народном собрании»,
«Всадники» и др.

Древнегреческие геммы

Горгона на древнегреческой
гемме V в. до н.э. Бестиарий.

Древнегреческая гемма со слоном

Торевтика

ТОРЕ́ ВТИКА (франц. toreutique, от греч. toreuto -
«вырезаю, выдалбливаю») - выколачивание объемных
фигур из листов бронзы и меди. В современном
производстве называется - выколотка. В Древней Греции
торевтика была синонимом сфиротехники (от греч. sphyron
- «молоток, пятка молотка» и techne - «ремесло,
умение»). Так в Древней Греции изготавливали большие,
составные, полые внутри статуи, которые невозможно
было отлить из бронзы из-за их
гигантских размеров. Техника античной торевтики
использовалась для декора металлических сосудов. В
русском языке есть близкий термин: ковка (родств. лат.
cudo - «бью, колочу»). Сейчас термин торевтика
используется для обозначения всех техник холодной
обработки металла.

Обратная сторона зеркала

Геракл и Авге. Золочение по серебру.

Древнегреческая архитектура

Ведущими архитектурными сооружениями классической Греции были
храмы, театры, общественные здания. Но главным архитектурным
сооружением является храм. Самые знаменитые образцы, сохранившиеся до
нашего времени в афинском Акрополе - храмы Парфенон и Эрехтейон.
Стили в древнегреческой архитектуре
сменялись последовательно:
дорический,
ионический
коринфский.
Отличительной особенностью этих
стилей является форма колонн непременного атрибута древнегреческих
сооружений.
Главный храм Древних Афин - Парфенон

Колонны различных ордеров

А-дорический
Б–
ионический
В- коринфский

Составные части античной колонны

База - нижняя часть, которая переносит
нагрузку на основание. Необязательная,
например в классическом дорическом ордере
её нет.
Ствол - собственно основная часть колонны. В
классической архитектуре часто украшался
канеллюрами - желобками.
Капитель - верхняя часть, распределяющая
нагрузку с верхних элементов, тоже, как и база,
может отсутствовать. Является самым
выразительным элементом ордера.

Опорные части крыши здания

Древнеримская культура

прошла сложный путь развития от
культуры римской общины, впитав культурные традиции древней
Греции,
попав
под
влияние
этрусской,
эллинистической
культур и культур народов древнего Востока.
Колизей или Амфитеатр Флавиев
Римская культура стала питательной почвой для культуры
романо-германских народов Европы.

История Римской цивилизации

Религия Древнего Рима

Римская культура, как и греческая, теснейшим образом
связана с
религиозными
представлениями населения
Древнего Рима.
В представлении римлянина каждый предмет, каждое
явление имели своего духа, своё божество. Каждый дом имел
свою Весту – богиню домашнего очага. Боги ведали каждым
движением и вздохом человека от рождения до смерти.
Другая любопытная черта ранней римской религии и
мировоззрения людей – отсутствие определённых образов
богов.

Поклонение богам

Римляне почитали богов судьбы,
городов, духов-покровителей каждого
человека.
Особое место в их верованиях занимали
боги домашнего очага.
Для отправления обрядов в честь
домашних богов римская семья
собиралась вокруг домашнего алтаря.
В домах сооружали ларарии - что-то
вроде маленькой часовни, где
находились восковые статуэтки Ларов
(покровителей дома) и Пенатов
(хранителей очага и запасов
продовольствия). Глава семьи ставил
перед алтарем медовые лепешки, вино,
цветы или бросал предназначенную
богам часть обеда в пламя очага.
Общегосударственное значение имел
культ Гения, покровителя императора и
всех мужчин.
Женщинам покровительствовала
Юнона.

Архитектура Древнего Рима

Рим и другие города империи
украшались великолепными зданиями –
храмами,
дворцами,
театрами,
амфитеатрами, цирками. Амфитеатры и
цирки, в которых травили животных,
устраивали бои гладиаторов и публичные
казни, - особенность культурной жизни
Рима.
Римский форум
Арка на площади Рима
Площади Рима
и других городов
украшались триумфальными арками в
честь военных побед,
статуями
императоров
и
выдающихся
общественных людей государства.
Во многих городах возводились дома в
3 - 6 этажей.

Рим

В эпоху расцвета Империи
распространился римский тип
городской планировки: город
состоял из жилых кварталов,
общественных зданий, площадей
(форумов) и районов
ремесленников.
Римляне научились делать из
известкового раствора, щебня и
вулканического песка материал
типа бетона, что позволило
возводить массивные и прочные
сооружения.
У этрусков римляне взяли такие
архитектурные элементы, как арку
и свод
У греков римляне позаимствовали
архитектурные ордера

Римский Форум

Центром жизни Рима, столицы империи, была площадь, лежащая
между двумя холмами - Капитолием и Палатином. Она называлась «Форум
Романум». 3десь проходили народные собрания, на которых обсуждали
законы, решали вопросы войны и мира, заключали торговые сделки. На
площади стояли здания, украшенные мраморными и бронзовыми
статуями, колонны и арки, которые воздвигались в честь побед римских
императоров и полководцев.

Акведуки и виадуки

Постепенно Рим становится наиболее богатым водой городом мира.
Мощные мосты и акведуки (акведук Аппия Клавдия, 311 г. до н. э., акведук
Марция, 144 г. до н. э.), пробегающие десятки километров, заняли видное
место в архитектуре города, в облике его живописных окрестностей
АКВЕДУК (лат., от «вода» и «веду») - мост с желобочным водопроводом и
арочными пролётами, иногда в несколько ярусов в местах понижения
земной поверхности.
ВИАДУК (лат., от «путь, дорога» и «веду») - мост, по которому проходит
участок дороги в месте пересечения ее с оврагом, ущельем, другой дорогой
и т. п.

Термы

Общественные бани (термы)
оборудовались гимнастическим
залом, площадками для игр,
бассейнами с горячей, теплой и
холодной водой.
Бани были излюбленным
местом отдыха римлян. Там они
занимались физическими
упражнениями, обменивались
новостями. Вместо мыла в кожу
втирали оливковое масло. После
парной погружались в бассейн с
холодной водой. Потом делали
массаж и шли домой обедать.

Колонна Траяна

Кроме арок, в Риме строили и колонны-памятники.
Такова колонна Траяна (архитектор Аполллодор),
возведенная в 113 г. в честь победы римлян над даками.
Колонна, сложенная из 17 барабанов каррарского мрамора,
возвышалась на 30 м и была увенчана бронзовой статуей
императора Траяна.
Снаружи колонна была отделана мраморными плитами с
рельефами важнейших эпизодов войны с даками. Эта
скульптурная лента длиной около 22 метров опоясывает
всю колонну

Пантеон – храм всех богов

На протяжении многих веков этот храм был непревзойденным образцом постройки,
увенчанной куполом. Грандиозное круглое пространство храма перекрыто сферической
чашей купола диаметром 43,2 м. В центре купола - окно диаметром 9 м, сквозь которое
льются потоки солнечного света.
Всю тяжесть огромного купола держат восемь массивных опор-пилонов, скрытых в
стене. Они соединены друг с другом системой кирпичных арок.
Широкий каменный фронтон портика опирается на 8 колонн
Пантеон считается самым совершенным образцом римской архитектуры и в
техническом, и в художественном отношении.

Колизей

Во времена императорской династии Флавиев в
75-80 гг. в центре Рима был построен
грандиозный амфитеатр. В средние века он
получил название «Колизей» - от латинского
слова «колоссеус» - колоссальный. Колизей - это
огромная овальная чаша размером 188х156 м с
рядами сидений, которые спускаются к центру арене. Здесь проходили поединки гладиаторов,
бои людей с животными. Их могли наблюдать до
56 тысяч зрителей. Сооружение опоясывает
мощная стена. Она делится на 4 яруса, состоящие
из столбов и арок. Каждый ярус украшали
колонны различного типа: нижний – дорические,
второй – ионические, третий - коринфские.
Четвертый ярус представлял собой глухую стену,
расчлененную коринфскими пилястрами выступами. Так римский архитектор умело и посвоему использовал греческую ордерную систему,
дополнив ее римскими элементами - аркой и
сводом.

Живопись и скульптура Древнего Рима

Дворцы и общественные здания украшались настенными росписями и
картинами, главным сюжетом которых были эпизоды греческой и римской
мифологии, а также изображение воды и зелени.
В период империи особое внимание получила портретная скульптура,
характерной особенностью которой являлся исключительный реализм в
передаче черт изображаемого лица. Многие произведения скульптуры
представляли прекрасно выполненные копии греческих и эллинистических
произведений искусства.
Особенно распространённым видом искусства была мозаика, обработка
драгоценных металлов и бронзы.

Скульптурный портрет

Римляне заимствовали у этрусков
обычай почитания умерших
предков.
С лица покойного снимали
гипсовую или восковую маску и
выставляли в парадной комнате.
Во время погребальной процессии
за гробом несли маски не только
умершего, но и предков.
Этот обычай приучил римлян
видеть в портрете не идеального
героя, а реальную личность, ценить
достоверность скульптурного
портрета.

Скульптурный портрет

Во II-I вв. до н. э. римской
высшей знати было
предоставлено право воздвигать
в общественных местах свои
статvи. Они изображали
конкретных людей, и скульпторы
стремились передать внешнее
сходство, но без идеализации

Реконструкция раскраски статуи Октавиана

Фаюмские портреты

Фаюмские портреты представляют собой изображения
жителей римского Египта 1-4 веков н. э. - египтян, греков,
нубийцев, евреев, сирийцев, римлян. В 1887 г. английский
археолог У. Питри Флиндерс обнаружил в некрополе
римского города Хавары (также близ Фаюма) 90 мумий с
фаюмскими портретами. Кроме того, портреты были
обнаружены и в других городах около Фаюмского оазиса -
Арсиное, Каранисе, Фаг-эль-Гамусе, Тебтунисе. В целом в
музеях мира хранится более 700 «фаюмских портретов».
Это название закрепилось за ними, хотя аналогичные
экземпляры были найдены южнее: в Фивах, Антиное,
Ахмиме, Ассуане.

Под античностью понимают период древней истории Греции и Рима. Именно эти государства оказали наибольшее влияние на развитие европейской и мировой культуры, оставили богатое культурно-историческое наследие

Слайд 3: Хронология

Чтобы понять значение и масштабы всего происшедшего в Средиземноморье в древний период истории, следует представить развитие античного мира как последовательную смену трех периодов: Первый связан с культурным развитием Греции (его начало относят условно к 1500-1200 г. до н.э.). Второй период с захватническими войнами македонских царей - Филиппа и Александра, созданием обширной империи Александра Македонского (400-ые годы до н.э.). Третий период относится ко времени расцвета Римской республики и империи и создании огромной сверхдержавы поглотившей и Грецию.

Слайд 4: 1 Духовная культура

Слайд 5: 1.1 Мифология

Мир - «космос» - понимался древними греками как одушевлённое, прекрасное сферическое тело, населённое людьми и богами. Основу мировосприятия составляла мифология, которая прошла длительный путь развития.

Слайд 6

У римлян первоначально отсутствовали ясные представления о богах как о неких определенных, индивидуализированных персонажах. Они считали, что в мире существуют безличные вредоносные или благодетельные силы - нумина, свойственные отдельным предметам, живым существам, действиям. Существовала неопределенность пола древних божеств, отразившаяся в наличии мужских и женских ипостасей у некоторых из них, в форме обращения к божеству - "бог или богиня", "муж или женщина".

Слайд 7: 1.2 Религия

Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм, но и представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки зрения грека, не было непреодолимой грани между миром людей и миром богов, посредствующим звеном между ними выступали герои. Такие герои, как Геракл, за свои подвиги приобщались к миру богов

Слайд 8

Иначе развивалась религия в Древнем Риме. Римляне, так же как и все народы древности, обожествляли непонятные им явления природы и общественной жизни. Римская религия зародилась еще в недрах родового строя и к концу республиканского периода прошла длительный путь развития. В римской религии долгое время сохранялись остатки религиозных первобытных представлений: тотемизма, фетишизма, анимизма.

Слайд 9: 1.3 Философия

Греки стали создателями философии, осмысливающей и сводящей воедино различные представления о мире и человеке.

10

Слайд 10

Римская философия развивалась под определяющим влиянием греческой. Среди философских направлений наибольшее распространение получили стоицизм (Сенека, Эпиктет), скептицизм (Секст), эпикуреизм (Тит Лукреций Кар). Тит Лукреций Кар был последователем и продолжателем атомистического учения Демокрита и Эпикура. В поэме Тита Лукреция Кара «О природе вещей» рассматриваются вопросы космогонии, сущности мира

11

Слайд 11: 2.Социальная культура

12

Слайд 12: 2.1 Нравственность

Предпосылки античной этики создавались на протяжении многих столетий в устном народном творчестве, в пословицах и поговорках, мифах и сказках. Моральное учение формировалось как житейская мудрость, требовавшая определенной гармонии, порядка, меры.

13

Слайд 13

Характерными чертами античного мировоззрения являются: 1. Преобладание эвдемонистических мотивов в нравственных исканиях античных мыслителей (по их мнению, добродетельный человек должен быть счастлив). 2. Идея гармонии, частным случаем которой является гармония духовного и телесного. Аскетизм и монашество не относятся к отличительным чертам классической античности, хотя они ей и известны. Она не стремится радикальным путем избавиться от иллюзорной материальной оболочки для слияния с Абсолютом. Наоборот, античность демонстрирует малознакомый другим культурам асексуальный культ тела. 3. Социальная ориентированность этического мышления, взаимосвязь этики и политики. Гражданские добродетели высоко ценятся как в Древней Греции, так и в Древнем Риме. Важную роль играют демократические ценности. Однако государство для античности не самоцель. Это подтверждает и определенная эволюция социально-этических идей. В ранней античности распространено представление о единстве индивида и государства, в поздней возникает противопоставление внутреннего мира человека и его социального бытия.

14

Слайд 14

4. Главной характеристикой античного этического мировоззрения является его рациональность. Для соединения с высшим Благом, с трансцендентным, потусторонним миром античному человеку не надо было преодолевать материю или создавать совершенное об­щество: он осуществлял это при помощи разума. Трансцендентный мир для античности умопостигаем, носит название «умного» места. Человек в состоянии достигнуть этого места самостоятельно, что утверждает ценность человека как такового в античной эти­ке, его нравственную самодостаточность и автономность. Отсюда представление о добродетельном человеке, как человеке знающем, а о нравственном поведении - как поведении разумном. Существует определенная связь между самопознанием и самосовершенствованием, счастьем и интеллектуальным удовольствием. 5. Античность подарила мировой культуре такую форму общественного знания, как наука. Эмпирические знания о природе, обществе и человеке существовали и в странах Древнего Востока: Египте, Индии, Китае и т.д. Однако только в Древней Греции благодаря общей рационалистической установке эти знания были отделены от мифологии, систематизированы, обобщены в форме теории. Теоретическое обоснование получила и нравственность, именно в Греции возникает наука о морали - этика.

15

Слайд 15: 2.2 Право

В Греции обширная законодательная деятельность связывается с именами Драконта и Солона. Законы, приписываемые Драконту, были изданы в 621 году до н.э. До нас законы Драконта не дошли, но из сообщений древних авторов известно, что они санкционировали ряд религиозных установлений и обычаев, вводя жестокие наказания. Так, смертной казнью карались не только святотатство и умышленное убийство, но и кража овощей, праздность. Законодательство Солона, относящееся к 594 году до н.э., затрагивало круг вопросов, связанных с организацией государственной власти и регулированием гражданско-правовых отношений. Однако основные институты гражданского и уголовного права не были разработаны с достаточной полнотой.

16

Слайд 16

Важнейшие культурные новации римской античности связаны с развитием права. Древний Рим - родина юриспруденции.

17

Слайд 17: 2.3 Политика

18

Слайд 18

На протяжении всего периода своего существования Греция представляла собой конгломерат городов-государств, которые время от времени объединялись в некрепкие союзы. Греция дала миру многие формы государственного правления: рабовладельческую демократию; тиранию - единоличное правление; олигархию и др.

19

Слайд 19: 3.Техническая культура

20

Слайд 20: Экономика

Экономическая деятельность Древней Греции основывалась на натуральном хозяйстве, при котором каждая греческая семья обеспечивала себя всем необходимым. Семья трудилась в поле или в ремесленной мастерской вместе с рабами, с той разницей, что наиболее тяжелая часть труда приходилась на рабов, которых называли "говорящими орудиями".

21

Слайд 21

В отличие от греков, римляне считали труд унизительным, предпочитая труду производительному - труд военный. Социальная дифференциация римлян порождала разный уровень потребления.

22

Слайд 22: Наука

Наука как систематизированный опыт и целенаправленное исследование закономерностей природы и общества была основана греками. Первые естественнонаучные сведения дали греческие философы. Так, например, Фалес был основоположником математики, астрономии и ряда конкретных наук.

23

Слайд 23

Рим имел своих учёных, но их труды носили обобщающий и компилятивный характер. Хотя римская наука не достигла уровня греческой науки, но у неё имеется немало крупных достижений.

24

Слайд 24: Техника

При господстве ручных орудий труда и накопленных в процессе практики ремесленных приемов в технике древнего ремесла отмечаются и изменения. В Греции и Риме вводятся новые орудия труда: токарный станок для обработки дерева, коловорот. У римских авторов встречается первое определение машины, еще очень далекое от нынешнего.

25

Слайд 25: 4.Художественная культура

26

Слайд 26: 4.1 Архитектура

Архаическая эпоха - время становления греческой архитектуры. В классическую эпоху в греческом градостроительстве хорошо прослеживаются новые тенденции. Основным типом общественного здания по-прежнему оставался храм.

27

Слайд 27

Развитие же римской архитектуры было тесно связано с ходом римской истории, усложнением общественных отношений, ростом римского города; оно происходило под греческим и этрусским влиянием.

28

Слайд 28: 4.2 Литература

В классическую эпоху греческая литература переживала расцвет. С начала VI века уже наблюдается начало упадка литературы. Большое развитие в этот период получают те литературные жанры, которые непосредственно отвечали на вопросы, выдвигаемые частным и общественным бытом: продолжает развиваться красноречие и создается философский диалог.

29

Слайд 29

У римлян литературному творчеству отдельных писателей предшествовало устное народное творчество. К сожалению, произведения римского народного творчества не были записаны и не сохранились, за исключением маленьких отрывков. На этом случайном основании некоторые ученые считали римлян неспособными к поэтическому творчеству.

30

Слайд 30: 4.3 Искусство

V век до н. э. - время расцвета греческого искусства. Из всех жанров бурный рост переживала трагедия, сюжетами которой служили мифы о богах и героях, и комедия, чаще всего политическая. Наиболее острым в политическом отношении жанром являлась аттическая комедия, которая по происхождению и по социальным симпатиям была наиболее близка крестьянству.

31

Слайд 31

Искусство Рима считают завершением художественного творчества античного общества. Искусство древнего Рима - явление самостоятельное, определявшееся ходом исторических событий, условиями жизни, и своеобразием религиозных воззрений

32

Слайд 32: Вывод

Основой древнегреческой культуры, как и античной культуры в целом, был полис. Благодаря своим небольшим масштабам, полис, бывший в общем-то полноценным государством, интенсифицировал развитие античной культуры. В период «золотого века» Афин наметились два основных решения проблемы человека. К ним относятся философско-личностное решение, связанное с именем Сократа, повлиявшее на возникновение различных философских направлений, а также научно-рациональное, представлявшее собой мировоззрение, соответствовавшее демократизации полисной жизни.

33

Слайд 33

К числу самых выдающихся достижений римлян относится созданная ими правовая система, сыгравшая решающую роль в дальнейшем развитии юридической мысли. Политика дала образцы государственного устройства, принципов демократии, форм управления государством. В праве заложила основы общего и частного права всех европейских государств. В науке античность оставила множество базовых знаний, оснастила языком науку, дала терминологию. Сформировала теоретическую базу многих областей научного знания, в том числе философии, логики, филологии и др.

34

Слайд 34

Периоды Духовная культура Социальная культура Техническая культура Художественная культура Мифология Религия Фило-софия Нрав-ствен-ность Право Поли- тика Эко-но-мика Наука Тех-ника Архи-тек-тура Лите-ратура Искус-ство II тыс. – 5 в. до н.э. 5 -4 вв. до н.э. 4 в. до н. э. -1 в н.э. Хаос и Кос мос Пан теон Богов Тоте мизм фети шизм ани мизм Христианство Появ ление фило софии Протагор и т.д. Софизм, стое цизм, Этика Культура тела Труд Формирование ДраконтСо он Право Ри ма Демократия Тирания Олигархия Ремесло Торговля Фермерство Матема тика Астрономия Психология Ору дия труда и воен. орудия Усовершенствование ору дий труда Сталева рение Хаос ная заст ройка горо да Дорийское зодчество Акро поль Эпос Лири ка Драма Театр скульптура живо пись Разви тие скульптуры и живо писи Скульптура

35

Слайд 35

ХАОС и КОСМОС Духовная Художест венная Социальная Техническая Философия Религия Мифология Нравственность Право Политика Архитектура Литература Искусство Экономика Наука Техника Софизм Стоецизм Скептицизм Космос Пантеон Богов Христианство Титаны Ремесло Торговля Фермерство Э тика Культура тела Т руд Тирания О лигархия Демократия Римское Солонское Драконтово Математика Астрономия Психология Сталеварение Стекловарение Орудия труда Ионический ордер Коринфский ордер Дорический ордер Живопись Скульптура Театр Драма Эпос Лирика Анимизм Тотемизм