Машиностроение

Создание собственной библиотеки материалов в 3d max.

В процессе разработки сцены, создания своего проекта, легче пользоваться библиотекой материалов, чтобы брать готовые и часто используемые материалы, с последующей их корректировкой, чем создавать каждый раз новые. Именно для того разработчики 3ds макса и создали удобную систему библиотек материалов, которые физически расположены на вашем жестком диске в ввиде файла с расширением .mat . Когда вы инсталлируете первый раз 3ds Max, вместе с пакетом автоматически устанавливается готовая библиотека шаблонов под именем AecTemplates.mat , которая предназначенна для создания типовых материалов для архитектуры и стандартная библиотека материалов 3ds Max, которая содержит следующие необходимые категории:

- Backgrounds (фоновые изображения);
- Bricks (кирпичная кладка);
- Ground (земля);
- Metal (металлы);
- Sky (небо);
- Space (космос);
- Stones (камень);
- Wood (дерево).

Вместе с этими библиотеками при установке 3ds Max устанавливаются еще и библиотеки архитектурных материалов которые вы можете найти в установочной папке макс-а, в директории materiallibraries (в случае с 3ds max 2008) или в папке matlibs (в более ранних версиях макс-а).

Доступ к библиотеке материалов.

Чтобы открыть библиотеку материалов нужно:

1. Открыть редактор материалов в 3ds Max (Rendering -> Material Editor , или просто щелкнуть по горячей клавише M ).

2. В поле Browse From выберите кнопку Mlt Library .

3. Щелкнуть в редакторе материалов по кнопке Get Material , для открытия окна Material/Map Browser (навигатора по библиотекам, материалам, текстурам).

4. По умолчанию должна открыться стандартная библиотека макс-а, которая хранится в файле 3dsmax.mat, вы увидите список материалов из этой библиотеки.

5. Для того чтобы открыть другую библиотеку материалов нужно выбрать в поле File кнопку Open . Откроется окно Open Material Library (рис. 1 ).

6. В стандартном окне выбора файлов найдите на диске нужную вам библиотеку материалов и нажмите кнопку Открыть , далее вы увидите список материалов из выбранной библиотеки в окне Material/Map Browser .


рис. 1. Окно Material Library для открытия библиотек материалов.

Возможности библиотеки материалов

Работая с библиотекой, вы можете добавлять в нее свои материалы, удалять их, объединять с другими библиотеками:

- добавить нужный материал в библиотеку можно просто перетащив его из слота в окошко Material/Map Browser . Другой способ - при активированном нужном слоте с материалом нажать на кнопку Put Material to Library (Поместить материал в библиотеку);

- загрузить в текущую библиотеку все материалы из другой библиотеки можно нажав кнопку Merge (Объединить) и выбрать нужный файл библиотеки на диске;

- кликнув кнопку Delete From Library (Удалить из библиотеки) можно удалить ненужный материал. Все изменения будут сохранены только после нажатия кнопки Save (Сохранить);

- если вы хотите полностью освободить библиотеку от помещенных в нее материалов, нужно нажать кнопку Clear Material Library (Очистить библиотеку материалов). Этим методом можно создать пустую заготовку "под себя", заполнив ее в дальнейшем необходимыми материалами.

Создание библиотеки материалов

Для управления библиотеками существуют команды в поле File окна Material/Map Browser :

- Save (Сохранить) - сохраняет библиотеку на жесткий диск в виде файла с расширением.mat, с тем-же именем. Текстуры, используемые в материалах библиотеки НЕ сохраняются в этот файл. Будьте внимательны, чтобы не перезаписать стандартную библиотеку материалов 3ds Max.

- Save As (Сохранить как) соответственно позволяет указать имя файла, под каким нужно сохранить библиотеку.

Для создания своей библиотеки материалов, добавьте все нужные материалы из слотов в Material/Map Browser , затем с помощью кнопки Save As сохраните библиотеку на жесткий диск под нужным именем, например MyLib . Есть быстрый способ для сохранения всех материалов текущей сцены - выберите пнкт Scene в форме Browse From а после отображения всех материалов сохраните библиотеку нажатием кнопки Save As .

Естественно, для экономии времени, дабы не создавать каждый раз одинаковые материалы, сделайте свою личную библиотеку материалов, которую вы будете постепенно наполнять и использовать в последующих проектах.

Библиотеки материалов

После того как материал готов, его требуется сохранить. Материалы хранятся в формате Material Libraries (*mat) (Библиотека материалов). Для собственных материалов желательно создать отдельную библиотеку. Это можно сделать следующим образом.

1. На панели инструментов окна редактора материалов нажмите кнопку Get Material (Выбрать материал)

В результате откроется диалоговое окно Material/Map Browser (Источник материалов и карт текстур).

2. Слева от списка новых материалов и карт текстур имеются области управления данным окном. В области Browse From (Взять из) установите переключатель в положение Mtl Library (Библиотека материалов).

3. В области File (Файл) нажмите кнопку Save As (Сохранить как). В появившемся диалоговом окне Save Material Library (Сохранить библиотеку материалов) укажите путь к нужной папке, задайте библиотеке имя и нажмите кнопку Сохранить.

4. Теперь в строке заголовка окна Material/Map Browser (Источник материалов и карт текстур) появится название библиотеки, и все материалы, которые вы захотите сохранить, будут помещены именно в нее.

Чтобы поместить материал в библиотеку, щелкните на кнопке Put to Library (Поместить в библиотеку)

В появившемся диалоговом окне подтвердите название материала и нажмите кнопку OK. Материал будет помещен в библиотеку.

В 3ds Max используется несколько различных библиотек материалов и карт текстур. Для открытия той или иной библиотеки нужно сделать следующее.

1. Нажмите кнопку Get Material (Выбрать материал). В результате откроется диалоговое окно Material/Map Browser (Источник материалов и карт текстур).

2. Установите переключатель Browse From (Взять из) в положение Mtl Library (Библиотека материалов).

3. Нажмите кнопку Open (Открыть) в области File (Файл). Появится диалоговое окно Open Material Library (Открыть библиотеку материалов). Укажите в нем папку, в которой хранится библиотека.

4. Выберите библиотеку и нажмите кнопку Open (Открыть). Библиотека материалов откроется.

Если вы хотите удалить материал из библиотеки, в окне Material/Map Browser (Источник материалов и карт текстур) выделите материал (щелкните на его названии) и нажмите кнопку Delete From Library (Удалить из библиотеки)

Назначить материал объекту можно двумя способами:

Удерживая нажатой левую кнопку мыши, перетащить созданный материал из ячейки окна Material Editor (Редактор материалов) на объект в окне проекции;

Активизировать ячейку с нужным материалом, выделить объект (объекты) в окне проекции и нажать кнопку Assign Material to Selection (Назначить материал выделенным объектам)

на панели инструментов окна Material Editor (Редактор материалов).

Для практического закрепления теоретического материала выполните упражнение «Упражнение 1. Создание простых материалов» из раздела «Практика» данной главы.

Из книги Процессы жизненного цикла программных средств автора Автор неизвестен

Из книги Информационная технология ПРОЦЕСС СОЗДАНИЯ ДОКУМЕНТАЦИИ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ ПРОГРАММНОГО СРЕДСТВА автора Автор неизвестен

Из книги Домашний архитектор. Подготовка к ремонту и строительству на компьютере автора Булат Виталий

Справочник работ и материалов Начнем изучение программы «Мини-Смета» с ознакомления с перечнем работ и материалов, которые могут быть использованы в сметах, а также возможностей их добавления в текущие сметы.Запустите программу и выполните команду меню Ремонт? Работы и

Из книги AutoCAD 2009 автора Орлов Андрей Александрович

Подключение материалов После того как необходимые материалы созданы и отредактированы, можно подключить их к объектам. Мы уже говорили о том, что для назначения материала какому-либо объекту достаточно переместить нужный образец с палитры на выбранный объект. Однако

Из книги 3ds Max 2008 автора Верстак Владимир Антонович

Ячейки образцов материалов По умолчанию при работе над новой сценой Material Editor (Редактор материалов) показывает шесть ячеек с образцами материалов. Щелчок на ячейке активизирует ее и изменяет цвет ее границы на белый. Если ячейка образца содержит материал, который

Из книги AutoCAD 2009 для студента. Самоучитель автора Соколова Татьяна Юрьевна

Создание сложных материалов Хотя материал Standard (Стандартный) применяется наиболее часто, 3ds Max предоставляет возможность создавать различные сложные материалы, состоящие из двух или более стандартных материалов. В этом случае материал Standard (Стандартный) предназначен

Из книги AutoCAD 2009. Начали! автора Соколова Татьяна Юрьевна

Из книги AutoCAD 2010 автора Орлов Андрей Александрович

Назначение материалов Чтобы сделать тонированные изображения более правдоподобными, можно придать поверхностям объектов оптические свойства различных материалов. Материалы могут быть как реальными, так и не существующими в природе.Материалы обычно объединяют в

Из книги Photoshop. Лучшие фильтры автора Бондаренко Сергей

Подключение материалов После того как необходимые материалы созданы и отредактированы, можно подключить их к объектам. Для назначения материала какому-либо объекту достаточно переместить нужный образец с палитры на выбранный объект. Однако можно назначить материал

Из книги Приемы создания интерьеров различных стилей автора Тимофеев С. М.

KPT Materializer (Создатель материалов) Данный фильтр заинтересует прежде всего тех, кто занимается трехмерной графикой. Основное предназначение KPT Materializer (Создатель материалов) – создание рисунка, имитирующего поверхность металла или пластика (рис. 8.26). Рис. 8.26. Исходное

Из книги 3ds Max 2008 на 100 % автора Верстак Владимир Антонович

Редактор материалов Работа над текстурами в 3ds Max происходит в специальном Редакторе материалов (Material Editor). Редактор материалов представляет собой отдельную панель, на которой собраны все инструменты создания и редактирования текстур, а также сами текстуры. Для вызова

Из книги AutoCAD 2009. Учебный курс автора Соколова Татьяна Юрьевна

4.3. Создание сложных материалов Хотя материал Standard (Стандартный) применяется наиболее часто, 3ds Max предоставляет возможность создавать различные сложные материалы, состоящие из двух или более стандартных материалов. В этом случае материал Standard (Стандартный) предназначен

Из книги AutoCAD 2008 для студента: популярный самоучитель автора Соколова Татьяна Юрьевна

Назначение материалов Чтобы сделать тонированные изображения более правдоподобными, можно придать поверхностям объектов оптические свойства различных материалов. Материалы могут быть как реальными, так и не существующими в природе; в первом случае подбирают

Из книги 1С: Бухгалтерия 8.2. Понятный самоучитель для начинающих автора Гладкий Алексей Анатольевич

Назначение материалов Чтобы сделать тонированные изображения более правдоподобными, можно придать поверхностям объектов оптические свойства различных материалов. Материалы могут быть как реальными, так и не существующими в природе; в первом случае подбирают

Из книги Все секреты Minecraft автора Миллер Меган

Из книги автора

Окраска материалов В Minecraft существует шестнадцать красителей. Их используют для окрашивания шерсти, овец, обожженной глины, кожаной брони и стекла. Некоторые красители можно создать, поместив на верстак соответствующий цветок. Чтобы получить красный краситель,

В процессе разработки сцены, создания своего проекта, легче пользоваться библиотекой материалов, чтобы брать готовые и часто используемые материалы, с последующей их корректировкой, чем создавать каждый раз новые. Именно для того разработчики 3ds макса и создали удобную систему библиотек материалов, которые физически расположены на вашем жестком диске в ввиде файла с расширением .mat . Когда вы инсталлируете первый раз 3ds Max, вместе с пакетом автоматически устанавливается готовая библиотека шаблонов под именем AecTemplates.mat , которая предназначенна для создания типовых материалов для архитектуры и стандартная библиотека материалов 3ds Max, которая содержит следующие необходимые категории:

- Backgrounds (фоновые изображения);
- Bricks (кирпичная кладка);
- Ground (земля);
- Metal (металлы);
- Sky (небо);
- Space (космос);
- Stones (камень);
- Wood (дерево).

Вместе с этими библиотеками при установке 3ds Max устанавливаются еще и библиотеки архитектурных материалов которые вы можете найти в установочной папке макс-а, в директории materiallibraries (в случае с 3ds max 2008) или в папке matlibs (в более ранних версиях макс-а).

Доступ к библиотеке материалов.

Чтобы открыть библиотеку материалов нужно:

1. Открыть редактор материалов в 3ds Max (Rendering -> Material Editor , или просто щелкнуть по горячей клавише M ).

2. В поле Browse From выберите кнопку Mlt Library .

3. Щелкнуть в редакторе материалов по кнопке Get Material , для открытия окна Material/Map Browser (навигатора по библиотекам, материалам, текстурам).

4. По умолчанию должна открыться стандартная библиотека макс-а, которая хранится в файле 3dsmax.mat, вы увидите список материалов из этой библиотеки.

5. Для того чтобы открыть другую библиотеку материалов нужно выбрать в поле File кнопку Open . Откроется окно Open Material Library (рис. 1 ).

6. В стандартном окне выбора файлов найдите на диске нужную вам библиотеку материалов и нажмите кнопку Открыть , далее вы увидите список материалов из выбранной библиотеки в окне Material/Map Browser .


рис. 1. Окно Material Library для открытия библиотек материалов.

Возможности библиотеки материалов

Работая с библиотекой, вы можете добавлять в нее свои материалы, удалять их, объединять с другими библиотеками:

- добавить нужный материал в библиотеку можно просто перетащив его из слота в окошко Material/Map Browser . Другой способ - при активированном нужном слоте с материалом нажать на кнопку Put Material to Library (Поместить материал в библиотеку);

- загрузить в текущую библиотеку все материалы из другой библиотеки можно нажав кнопку Merge (Объединить) и выбрать нужный файл библиотеки на диске;

- кликнув кнопку Delete From Library (Удалить из библиотеки) можно удалить ненужный материал. Все изменения будут сохранены только после нажатия кнопки Save (Сохранить);

- если вы хотите полностью освободить библиотеку от помещенных в нее материалов, нужно нажать кнопку Clear Material Library (Очистить библиотеку материалов). Этим методом можно создать пустую заготовку "под себя", заполнив ее в дальнейшем необходимыми материалами.

Создание библиотеки материалов

Для управления библиотеками существуют команды в поле File окна Material/Map Browser :

- Save (Сохранить) - сохраняет библиотеку на жесткий диск в виде файла с расширением.mat, с тем-же именем. Текстуры, используемые в материалах библиотеки НЕ сохраняются в этот файл. Будьте внимательны, чтобы не перезаписать стандартную библиотеку материалов 3ds Max.

- Save As (Сохранить как) соответственно позволяет указать имя файла, под каким нужно сохранить библиотеку.

Для создания своей библиотеки материалов, добавьте все нужные материалы из слотов в Material/Map Browser , затем с помощью кнопки Save As сохраните библиотеку на жесткий диск под нужным именем, например MyLib . Есть быстрый способ для сохранения всех материалов текущей сцены - выберите пнкт Scene в форме Browse From а после отображения всех материалов сохраните библиотеку нажатием кнопки Save As .

Естественно, для экономии времени, дабы не создавать каждый раз одинаковые материалы, сделайте свою личную библиотеку материалов, которую вы будете постепенно наполнять и использовать в последующих проектах.

Новичкам проще работать с уже готовыми шейдерами (материалами ) в 3ds max. В интернете легко найти множество качественных материалов в свободном доступе. В уроке мы рассмотрим, как добавить готовый шейдер на объект. Также самостоятельно создадим материал паркета.

В уроке мы будем работать в полной версии Material Editor. Она более наглядная, чем компактная версия, где вы видите слоты и шарики для работы с текстурами. Кнопкой «М» на клавиатуре вызываем редактор материалов. Переключаем вид во вкладке Models.

Используем готовые материалы Vray

Возьмем модель лимона. Скачиваем уже готовый материал для Vray. Чтобы добавить новый материал в библиотеку материалов, жмем на стрелку вверху → Open Material Library. Ищем нужный материал. Жмем Open.

Теперь в списке материалов у нас появился материал Lemon. ЛКМ перетягиваем его в рабочее окно.

Видим, что не все текстуры подгрузились (черные окна map). Такое бывает часто, поэтому приходится добавлять текстуры вручную. На верхней панели жмем Customase → Configure User Paths. В появившемся окне переходим во вкладку External Files, жмем Add. Находим папку с нашим материалом. В ней выбираем один из файлов и жмем Use Path. Теперь материалы добавились.

Перетаскиваем материал на нашу модель. Текстура наложилась.


Создаем новый материал

Открываем редактор материалов. Во вкладке Materials жмем Vray → VrayMtl. Перетягиваем в рабочее окно.

Два раза щелкаем на созданный материал. Справа появляются параметры.

  • Deffuse - цвет материала;
  • Reflect - отражение материала (черный цвет - абсолютно не отражает, белый цвет - зеркало );
  • Refl.Glossiness - матовость\полированность материала (значение 1 задает зеркальную поверхность);
  • Refract - прозрачность;
  • Glossiness - четкость рефракции (значение 1 у стекла );
  • Subdivs - качество визуализации (уменьшаем шум, чем выше значения, тем качественнее картинка);
  • IOR - коэффициент преломления. У каждого материала свое значение IOR. Ищите их в специальных таблицах.

Создадим материал паркета. Вместо цвета мы будем использовать текстуру. Просто перетягиваем ее в окно редактора материалов и устанавливаем на Diffuse Map (1).

Загружаем карту отражений. В щелях паркет не отражает, на карте такие места обозначены черным. Перетаскиваем карту в редактор материалов. Устанавливаем ее на Reflect Map (2). Ставим галочку Fresnel reflection (3) (зависимость отражения от угла зрения ).

Загружаем карту шероховатостей. Применяем к Bump (4). Ставим Subdivs больше, чтобы убрать шум.

У нас получился вот такой материал паркета.

Чтобы создавать более сложные и реалистичные шейдеры нужно понимать физические особенности материалов. Опыт и более глубокое изучение вопроса со временем даст хороший результат. А лучше всего получить структурированную информацию и пройти обучение по видеокурсу: Секреты VRay-материалов. Там очень много полезного и можно скачать сцену готового интерьера с настройками и освещением, чтобы по инструкции начать назначать материалы.

В 3ds Max 2017 существует большой набор уже готовых материалов, но в основном все они для рендера mental ray.
Чтобы добраться до библиотеки материалов, щелкните на кнопке Get Material (Получить материал). В открывшемся окне Material/Map Browser разверните свиток Autodesk Material Library. Здесь хранятся несколько сотен материалов, распределенных по категориям (рис. 1).

Если вы не видите свиток Autodesk Material Library, то выберите в качестве активного рендера Mental ray.

Чтобы библиотеки показывались более крупными значками, - щелкните по свитку с названием библиотеки правой кнопкой мыши и выберите команду Display Group (and Subgroups) — As Large Icons .

Можно создать свою библиотеку материалов для любого рендера и добавлять в неё материалы из разных проектов. Для этого в окне Material/Map Browser в раскрывающемся списке выберите вариант New Material Library (Новая библиотека материалов), как показано на рис. 2. Введите имя новой библиотеки и сохраните её на диск. Обратите внимание, что файлы библиотеки имеют расширение.mat и, по-умолчанию, хранятся в папке 3ds Max/materiallibraries. Можно пополнять эту папку дополнительными библиотеками, например, добавляя их из предыдущих версий 3ds Max.

После создания новой библиотеки - её нужно заполнить материалами. Это можно сделать простым перетаскиванием материалов из слотов в библиотеку (рис.3). Периодически сохраняйте библиотеку щелкнув по её названию правой кнопкой мыши и выбрав команду Save.

Для того, чтобы в новом файле открыть библиотеку материалов щелкните на кнопке Get Material (Взять материал). Откроется окно Material/Map Browser . В раскрывающемся списке выберите вариант Open Material Library (Открыть библиотеку материалов).

Можно подгружать материалы из любого max-файла. Для этого в окне выбора в качестве типа файла укажите вариант.max.