Водный транспорт

В корзинке растения изображенного на рисунке цветки. Соцветие цветов и ботаника

Ни для кого не секрет, что многие растения покрыты цветами, являющимися видоизмененными побегами. При этом некоторые растения обладают одиночными цветами, а некоторые целыми соцветиями. Что ж такое соцветие? Так вот, соцветие это не просто видоизменный побег, но целая система побегов, из которой впоследствии появляются плоды с семенами.

Классификация соцветий

В ботанике существует множество разных способов классификации видов соцветий: в зависимости от наличия на них листьев, в зависимости от их разветвления, по направлению раскрытия листьев и так далее. Но самым популярным методом является классификация соцветий по степени их разветвлений, согласно ей все соцветия, прежде всего, можно разделить на простые и сложные.

Простые соцветия

  • зонтик,
  • кисть,
  • колос,
  • щиток,
  • головка,
  • корзина.

На некоторых из них можно остановиться подробнее.

На картинке соцветие зонтик, на нем все цветоножки уходят от вершины оси соцветия. Примером соцветия зонтик может быть вишня.

Здесь у нас соцветие кисть, оно имеет отдельные цветки, расположенные друг за другом на хорошо заметных цветоножках. Примерами соцветия кисть могут быть ландыш (изображен на картинке), черемуха, капуста.

Соцветие колос – образует цветки, не имеющие цветоножек, они расположены на общей оси соцветия, как например, у подорожника.

Соцветие корзинка отличается тем, что в нем обычно многочисленные мелкие сидячие цветки расположены на толстом и широком ложе соцветия. Примерами соцветия корзинка могут быть соцветия подсолнечника, одуванчика, астры, осота и многих других растений.

Сложные соцветия

Сложные соцветия в свою очередь образуются из простых, как результат разветвления главной оси. Примерами сложных соцветий могут быть метелка, сложный колос, сложный зонтик и т. д.

Соцветие сложный колос на картинке отличаются тем, что на нем в общей оси сидят несколько колоском, каждый из которых образован несколькими цветами. Примером соцветия сложный колос является рожь.

Что делает соцветие

Какое же практическое применение и значения соцветий в биологии? Очень важное, ведь соцветия играют большую роль в опылении цветков, именно благодаря им повышается эффективность этого самого опыления. Насекомым куда легче и проще заметить весьма крупное соцветие, нежели мелкие цветки. Также благодаря соцветиям им удобнее перелетать с одного цветка на другой.

Соцветия, видео

И в завершение тематическое видео с подробным рассказом про соцветия.

Задание 1. «Размножение цветковых»



  1. Почему цветковые растения называют покрытосеменными?

Задание 2. «Голосеменные и цветковые»

Заполните таблицу:

Задание 3. «Цветковые. Общая характеристика»

Дайте ответ одним предложением:

  1. Какое количество видов объединяет отдел Покрытосеменные?

  2. Жизненные формы цветковых растений?

  3. Чем представлен спорофит цветковых?

  4. Чем представлен мужской гаметофит цветковых?

  5. Чем представлен женский гаметофит цветковых?

  6. Основные ароморфозы, которые привели к появлению цветковых?

  7. Чем представлены микроспорангии цветковых?

  8. Чем представлены мегаспорангии цветковых?

  9. Что из себя представляют гаметангии цветковых?

  10. Когда в жизненном цикле цветковых происходит мейоз – при образовании гамет или спор?

  11. Что развивается из микроспор и мегаспор цветковых?

  12. К какой группе относятся цветковых – равно- или разноспоровым растениям?

Задание 4. «Эволюция растений»

Р

**Задание 5. «Происхождение цветка»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:


  1. Первые цветковые растения появились (_).

  2. Цветковые произошли от (_).

  3. Эвантиевая, стробилярная гипотеза происхождения цветка предполагает, что цветок (_).

  4. Согласно псевдантиевой гипотезе цветок представляет собой (_).

**Задание 6. «Происхождение цветка»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:



  1. Как называются типы гинецеев, изображенные на рисунке?

  2. Как называется гинецей, образованный из одного плодолистика?

  3. Какие гинецеи можно назвать ценокарпными?

  4. Какой гинецей называется псевдомонокарпным?

Задание 7. «Двудольные и однодольные растения»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:


  1. Запишите, под какими цифрами нарисованы признаки, характерные для однодольных растений.

  2. Запишите, под какими цифрами нарисованы признаки, характерные для двудольных растений.

  3. Какие растения, двудольные или однодольные, более древние?

Задание 8. «Двудольные растения»



  1. Запасные питательные вещества в семени могут находятся в (_), в (_) или (_).


  2. Черешок у листа чаще (_).

  3. Камбий в стебле (_).


  4. Корневая система обычно (_).


  5. Жизненные формы – (_) и (_) растения.

  6. Количество частей цветков обычно кратно (_) или (_).

  7. Околоцветник чаще (_).

Задание 9. «Однодольные растения»

Запишите номера вопросов и пропущенные слова (или группы слов):

  1. Количество семядолей в зародыше семени – (_).

  2. Запасные питательные вещества в семени находятся в (_).

  3. Жилкование листьев обычно (_).

  4. Черешок у листа чаще (_).

  5. Камбий в стебле (_).

  6. Проводящие пучки в (_) типа, располагаются в стебле (_).

  7. Корневая система обычно (_).

  8. Вторичное утолщение стебля и корня (_).

  9. Жизненные формы – (_) растения.

  10. Количество частей цветков обычно кратно (_).

  11. Околоцветник чаще (_).

Задание 10. «Семейство Крестоцветные»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:



  1. Какое количество видов объединяет семейство Крестоцветные?


  2. Какова формула цветка крестоцветных?

  3. Какие плоды у крестоцветных?

  4. Какие листья у крестоцветных?

Задание 11. «Семейство Розоцветные»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:



  1. Какое количество видов объединяет семейство Розоцветные?

  2. Какими жизненными формами представлены растения семейства?

  3. Какова формула цветка розоцветных?

  4. Постарайтесь угадать: кто такие братьев пять, двое бородаты, двое безбороды, а последний пятый кажется уродом – только справа борода, слева нету и следа.

  5. Какие плоды у растений, изображенных на рисунке?

  6. Какие листья у розоцветных?

  7. Какие группы растений различают в семействе?

Задание 12. «Семейство Бобовые»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:



  1. Какое количество видов объединяет семейство Бобовые?

  2. Какими жизненными формами представлены растения семейства?

  3. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 8?

  4. Какова формула цветка бобовых?

  5. Какие соцветия характерны для бобовых?

  6. Какие плоды у бобовых?

  7. Какие листья у бобовых, изображенных на рисунке?


  8. Почему бобовые называют «растительной телятиной»?

  9. Почему бобовые называют «живыми удобрениями»?

Задание 13. «Семейство Пасленовые»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:



  1. Какое количество видов объединяет семейство Пасленовые?

  2. Какими жизненными формами представлены растения семейства?

  3. Какова формула цветка пасленовых?

  4. Какие плоды у пасленовых?

  5. Какие листья у пасленовых?

  6. Каково значение растений семейства?

  7. Какие ядовитые растения семейства вам известны?

Задание 14. «Семейство Сложноцветные»

Р


ассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

  1. Какое количество видов объединяет семейство Сложноцветные?

  2. Какими жизненными формами представлены растения семейства?

  3. Какие цветы обозначены цифрами 1 – 4?

  4. Какое соцветие у всех растений семейства?

  5. Какие плоды (5) у сложноцветных?

  6. Каково значение растений семейства?

Задание 15. «Класс Однодольные. Семейство Лилейные»

Р


ассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

  1. Какое количество видов объединяет семейство Лилейные?

  2. Какими жизненными формами представлены растения семейства?

  3. Какова формула цветка лилейных?

  4. Какие плоды у лилейных?

  5. Какие подземные побеги характерны для лилейных?

  6. Каково значение растений семейства?

Задание 16. «Класс Однодольные. Семейство Злаки»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:



  1. Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 8?

  2. Какими жизненными формами представлены растения семейства?

  3. Каковы особенности строения цветка злаков?

  4. Какие соцветия встречаются у растений семейства?

  5. Какие плоды у злаков?

  6. Какие листья у злаков?

  7. Какие особенности у стебля злаков?

  8. Каково значение растений семейства?

Задание 17. «Диаграммы растений основных семейств»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:



  1. Какой цифрой обозначена диаграмма крестоцветных? Формула цветка? Плоды?

  2. Какой цифрой обозначена диаграмма розоцветных? Формула цветка? Плоды?

  3. Какой цифрой обозначена диаграмма бобовых? Формула цветка? Плоды?

  4. Какой цифрой обозначена диаграмма пасленовых? Формула цветка? Плоды?

  5. Какой цифрой обозначена диаграмма сложноцветных? Виды цветков? Соцветия? Плоды?

  6. Какими цифрами обозначены диаграммы однодольных? Формулы цветков? Плоды?
Ответы:

Задание 1. 1. 1 – семязачатки; 2 – зародышевый мешок; 3 – тычинка; 4 – опыление; 5 – прорастание пыльцевой трубки; 6 – двойное оплодотворение; 7 – семя; 8 – проросток, развивающийся спорофит. 2. Семена образуются внутри околоплодника.

Задание 2.


Признаки для сравнения

Голосеменные

Цветковые

  1. Количество видов

  2. Цветки

  3. Мужской гаметофит

  4. Женский гаметофит

  5. Оплодотворение

  6. Плоды

  7. Семязачатки

  8. Расположение семязачатков

  9. Семена

  10. Трахеиды в ксилеме

  11. Трахеи в ксилеме

  12. Ситовидные клетки в лубе

  13. Ситовидные трубки в лубе

  14. Жизненные формы

Около 700 видов

Отсутствуют

Пыльцевое зерно

Эндосперм с двумя архегониями

Спермий + яйцеклетка

Отсутствуют

Образуются

По два на чешуйке женской шишки

Образуются

Отсутствуют

Только древесные, деревья и кустарники


250 000 видов

Образуются

Пыльцевое зерно

Зародышевый мешок

Образуются

Образуются

Внутри завязи пестика

Образуются

Деревья, кустарники, травы


Задание 3. 1. Около 250 тыс. видов. 2. Деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники, лианы, травянистые растения. 3. Листостебельным растением. 4. Пыльцевым зерном. 5. Зародышевым мешком. 6. Появление цветка и плода. 7. Пыльцевыми гнездами пыльника. 8. Нуцеллусом в семязачатке. 9. Отсутствуют. 10. При образовании спор. 11. Гаметофиты. 12. Разноспоровые растения.

Задание 4. 1. Спорофиты у водорослей чаще отсутствуют, диплоидна зигота; у мхов – коробочкой на ножке; у плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и цветковых – листостебельным растением. 2. Гаметофиты у водорослей представлены чаще представлены слоевищем, образующем гаметы; у мхов – листостебельным растением; у плаунов, хвощей и папоротников – заростком, у голосеменных пыльцевым зерном и эндоспермом с двумя архегониями; у покрытосеменных – пыльцевым зерном и зародышевым мешком. 3. Происходит развитие спорофита и редукция гаметофита.

Задание 5. 1. В мезозойскую эру в меловой период. 2. От неспециализированных древних голосеменных. 3. Это видоизмененный укороченный спороносный побег, первоначально напоминавший шишку голосеменных. Мегаспорофиллы превратились в плодолистики, микроспорофиллы – в тычинки. 4. Собрание редуцированных разнополых стробилов, сросшихся между собой.

Задание 6. 1. 1 – апокарпный; 2 – синкарпный; 3 – лизикарпный (плодолистики срастаются боками, но их стенки затем разрушаются с сохранением центральной колонки, к которой и прикреплены семязачатки); 4 – паракарпный (возникает в результате срастания плодолистиков краями). 2. Монокарпный. 3. Синкарпные, лизикарпные, паракарпные. 4. Ценокарпный гинецей, в котором границы срастания незаметны, а единственное гнездо завязи несет только один семязачаток.

Задание 7. 1. Признаки однодольных: 2, 3, 4, 5, 9. 2. Признаки двудольных: 1, 6, 7, 8, 10. 3. Двудольные более древние.

Задание 8. 1. Две. 2. Эндосперме, перисперме или семядолях. 3. Сетчатое. 4. Присутствует. 5. Имеется. 6. Открытого; по кругу. 7. Стержневая. 8. Происходит. 9. Травянистые и древесные растения. 10. Четырем или пяти. 11. Двойной.

Задание 9. 1. Одна. 2. Эндосперме. 3. Дуговое или параллельное. 4. Отсутствует. 5. Отсутствует. 6. Закрытого; в два и большее количество колец. 7. Мочковатая. 8. Отсутствует. 9. Обычно травянистые растения. 10. Трем. 11. Простой.

Задание 10. 1. Около 3200 видов. 2. Преобладают травянистые растения. 3. *Ч 4 Л 4 Т 2+4 П 1 . 4. Стручки или стручочки. 5. Простые и сложные. 6. Овощные и декоративные растения.

Задание 11. 1. Около 3000 видов. 2. Травянистые растения, кустарники и деревья. 3. *Ч 5 Л 5 Т ∞ П 1 , *Ч 5 Л 5 Т ∞ П ∞ ., или *Ч 5+5 Л 5 Т ∞ П ∞ 4. Чашелистики у шиповника (см. рисунок). 5. Шиповник – ложные плоды из вогнутого разросшегося цветоложа (цинародий) и внутри настоящие плоды – орешки; вишня – костянка; земляника – ложные плоды из выпуклого разросшегося цветоложа (фрага, или земляничина) и настоящие плоды орешки (многоорешек); ежевика – сборная костянка (многокостянка); яблоня и груша – яблоко. 6. Простые и сложные. 7. Плодово-ягодые, декоративные.

Задание 12. 1. Более 12000 видов. 2. Деревья, кустарники, травы. 3. 1 – чашелистики; 2 – парус; 3 – весла; 4 – лодочка; 5 – пестик; 6 – десять тычинок; 7 – плод боб; 8 – клубеньки на корнях гороха. Ч (5) Л 1+2+(2) Т (9)+1 П 1 или Ч (5) Л 1+2+(2) Т (10) П 1 . 5. Кисть, головка. 6. Бобы. 7. У гороха – перистосложные; у фасоли – тройчатые; у арахиса и желтой акации – перистосложные; у люпина – пальчатосложные. 8. Есть пищевые растения (горох, фасоль, соя), есть декоративные (карагана, или желтая акация, робиния, или белая акация, душистый горошек), кормовые (клевер, люцерна), лекарственные растения (донник). 9. Содержат очень много белка. 10. Вместе с корнями в почве остаются соединения азота, образованные клубеньковыми бактериями.

Задание 13. 1. Около 3000 видов. 2. Травы, кустарники, в тропических широтах – даже деревья. 3. *Ч (5) Л (5) Т 5 П 1 . 4. Ягода или коробочка. 5. Простые и сложные. 6. Пищевые растения (картофель, томаты, баклажаны, перец однолетний), декоративные (петуния, душистый табак). 7. Белена, дурман, красавка, табак.

Задание 14. 1. Около 25000 видов. 2. Травянистые растения, кустарники встречаются в тропических странах. 3. 1 – трубчатые, 2 – язычковые, 3 – ложноязычковые, 4 – воронковидные. 4. Корзинка. 5. Семянки. 6. Пищевые (подсолнечник, салат); декоративные (астры, георгины, хризантемы); много лекарственных растений (одуванчик лекарственный, ромашка лекарственная).

Задание 15. 1. Около 4000 видов. 2. Многолетние травянистые растения. 3. *О 3+3 Т 3+3 П 1 . 4. Ягода или коробочка. 5. Корневища и луковицы. 6. Овощные (спаржа, лук репчатый, чеснок); декоративные (лилии, тюльпаны, гиацинты, алоэ), лекарственные (вороний глаз, ландыш майский).

Задание 16. 1. 1 – колосковые чешуи; 2 – цветочные чешуи; 3 – пестик с двумя раздвоенными пушистыми рыльцами; 4 – тычинки; 5 – две цветковые пленки; 6 – стебель соломина; 7 – влагалище листа; 8 – плод зерновка. 2. Большинство – травянистые растения, но есть кустарники и древесные формы. 3. Цветки имеют по две цветковые чешуи, две цветковые пленки, три тычинки и один пестик, формула цветка – О (2)+2 Т 3 П 1 . 4. Сложный колос, метелка, початок, султан. 5. Зерновки. 6. Влагалищные, узкие, длинные с параллельным жилкованием. 7. У большинства злаков стебель соломина. 8. Зерновые культуры (пшеница, рожь, кукуруза, рис и другие) являются главным пищевым продуктом, содержащим белок.

Задание 17. 1. 2; *Ч 4 Л 4 Т 2+4 П 1 . Плоды стручки или стручочки. 2. 6; *Ч 5 Л 5 Т ∞ П 1 , *Ч 5 Л 5 Т ∞ П ∞ ., или *Ч 5+5 Л 5 Т ∞ П ∞ . Ложные плоды у шиповника из вогнутого разросшегося цветоложа (цинародий) и внутри настоящие плоды – орешки; ложные плоды из выпуклого разросшегося цветоложа (фрага, или земляничина) и настоящие плоды орешки (многоорешек); костянка; сборная костянка (многокостянка); яблоко. 3. 7; Ч (5) Л 1+2+(2) Т (9)+1 П 1 или Ч (5) Л 1+2+(2) Т (10) П 1 . Плоды – бобы. 4. 1; *Ч (5) Л (5) Т 5 П 1 . Плоды – ягода или коробочка. 5. 4; Цветки – трубчатые, язычковые, ложноязычковые, воронковидные. Соцветие – корзинка. Плоды – семянки. 6. 3 – лилейные; *О 3+3 Т 3+3 П 1 . Плоды – ягода или коробочка. 5 – злаки; О (2)+2 Т 3 П 1 . Плоды – зерновки.

Задание 1. «Размножение цветковых»

Задание 3. «Цветковые. Общая характеристика»

Дайте ответ одним предложением:

1. Какое количество видов объединяет отдел Покрытосеменные?

2. Жизненные формы цветковых растений?

3. Чем представлен спорофит цветковых?

4. Чем представлен мужской гаметофит цветковых?

5. Чем представлен женский гаметофит цветковых?

6. Основные ароморфозы, которые привели к появлению цветковых?

7. Чем представлены микроспорангии цветковых?

8. Чем представлены мегаспорангии цветковых?

9. Что из себя представляют гаметангии цветковых?

10. Когда в жизненном цикле цветковых происходит мейоз – при образовании гамет или спор?

11. Что развивается из микроспор и мегаспор цветковых?

12. К какой группе относятся цветковых – равно - или разноспоровым растениям?

Задание 4. «Эволюция растений»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

1. Первые цветковые растения появились (_).

2. Цветковые произошли от (_).

3. Эвантиевая, стробилярная гипотеза происхождения цветка предполагает, что цветок (_).

4. Согласно псевдантиевой гипотезе цветок представляет собой (_).

**Задание 6. «Происхождение цветка»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

1. Запишите, под какими цифрами нарисованы признаки, характерные для однодольных растений.

2. Запишите, под какими цифрами нарисованы признаки, характерные для двудольных растений.

3. Какие растения, двудольные или однодольные, более древние?

Задание 8. «Двудольные растения»

Количество семядолей в зародыше семени – (_). Запасные питательные вещества в семени могут находятся в (_), в (_) или (_).

Черешок у листа чаще (_). Камбий в стебле (_). Проводящие пучки в (_) типа, располагаются в стебле (_). Корневая система обычно (_). Вторичное утолщение стебля и корня (_). Жизненные формы – (_) и (_) растения. Количество частей цветков обычно кратно (_) или (_). Околоцветник чаще (_).

Задание 9. «Однодольные растения»

Запишите номера вопросов и пропущенные слова (или группы слов):

1. Количество семядолей в зародыше семени – (_).

2. Запасные питательные вещества в семени находятся в (_).

3. Жилкование листьев обычно (_).

4. Черешок у листа чаще (_).

5. Камбий в стебле (_).

6. Проводящие пучки в (_) типа, располагаются в стебле (_).

7. Корневая система обычно (_).

8. Вторичное утолщение стебля и корня (_).

9. Жизненные формы – (_) растения.

10. Количество частей цветков обычно кратно (_).

11. Околоцветник чаще (_).

Задание 10. «Семейство Крестоцветные»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:


Какое количество видов объединяет семейство Розоцветные? Какими жизненными формами представлены растения семейства? Какова формула цветка розоцветных? Постарайтесь угадать: кто такие братьев пять, двое бородаты, двое безбороды, а последний пятый кажется уродом – только справа борода, слева нету и следа. Какие плоды у растений, изображенных на рисунке? Какие листья у розоцветных? Какие группы растений различают в семействе?

Задание 12. «Семейство Бобовые»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:


Какое количество видов объединяет семейство Бобовые? Какими жизненными формами представлены растения семейства? Что обозначено на рисунке цифрами 1 – 8? Какова формула цветка бобовых? Какие соцветия характерны для бобовых? Какие плоды у бобовых? Какие листья у бобовых, изображенных на рисунке? Каково значение растений семейства? Почему бобовые называют «растительной телятиной»? Почему бобовые называют «живыми удобрениями»?

Задание 13. «Семейство Пасленовые»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:


Какое количество видов объединяет семейство Пасленовые? Какими жизненными формами представлены растения семейства? Какова формула цветка пасленовых? Какие плоды у пасленовых? Какие листья у пасленовых? Каково значение растений семейства? Какие ядовитые растения семейства вам известны?

Задание 14. «Семейство Сложноцветные»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Какое количество видов объединяет семейство Сложноцветные? Какими жизненными формами представлены растения семейства? Какие цветы обозначены цифрами 1 – 4? Какое соцветие у всех растений семейства? Какие плоды (5) у сложноцветных? Каково значение растений семейства?

Задание 15. «Класс Однодольные. Семейство Лилейные»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

Какое количество видов объединяет семейство Лилейные? Какими жизненными формами представлены растения семейства? Какова формула цветка лилейных? Какие плоды у лилейных? Какие подземные побеги характерны для лилейных? Каково значение растений семейства?

Задание 16. «Класс Однодольные. Семейство Злаки»

Рассмотрите рисунок и ответьте на вопросы:

1. Какой цифрой обозначена диаграмма крестоцветных? Формула цветка? Плоды?

2. Какой цифрой обозначена диаграмма розоцветных? Формула цветка? Плоды?

3. Какой цифрой обозначена диаграмма бобовых? Формула цветка? Плоды?

4. Какой цифрой обозначена диаграмма пасленовых? Формула цветка? Плоды?

5. Какой цифрой обозначена диаграмма сложноцветных? Виды цветков? Соцветия? Плоды?

6. Какими цифрами обозначены диаграммы однодольных? Формулы цветков? Плоды?

Ответы:

Задание 1. 1. 1 – семязачатки; 2 – зародышевый мешок; 3 – тычинка; 4 – опыление; 5 – прорастание пыльцевой трубки; 6 – двойное оплодотворение; 7 – семя; 8 – проросток, развивающийся спорофит. 2. Семена образуются внутри околоплодника.

Задание 2.

Цветковые

1. Количество видов

3. Мужской гаметофит

4. Женский гаметофит

5. Оплодотворение

7. Семязачатки

8. Расположение семязачатков

10. Трахеиды в ксилеме

11. Трахеи в ксилеме

12. Ситовидные клетки в лубе

13. Ситовидные трубки в лубе

14. Жизненные формы

Около 700 видов

Отсутствуют

Пыльцевое зерно

Эндосперм с двумя архегониями

Спермий + яйцеклетка

Отсутствуют

Образуются

По два на чешуйке женской шишки

Образуются

Отсутствуют

Только древесные, деревья и кустарники

Образуются

Пыльцевое зерно

Зародышевый мешок

Образуются

Образуются

Внутри завязи пестика

Образуются

Деревья, кустарники, травы

Задание 3. 1. Около 250 тыс. видов. 2. Деревья, кустарники, кустарнички, полукустарники, лианы, травянистые растения. 3. Листостебельным растением. 4. Пыльцевым зерном. 5. Зародышевым мешком. 6. Появление цветка и плода. 7. Пыльцевыми гнездами пыльника. 8. Нуцеллусом в семязачатке. 9. Отсутствуют. 10. При образовании спор. 11. Гаметофиты. 12. Разноспоровые растения.

Задание 4. 1. Спорофиты у водорослей чаще отсутствуют, диплоидна зигота; у мхов – коробочкой на ножке; у плаунов, хвощей, папоротников, голосеменных и цветковых – листостебельным растением. 2. Гаметофиты у водорослей представлены чаще представлены слоевищем, образующем гаметы; у мхов – листостебельным растением; у плаунов, хвощей и папоротников – заростком, у голосеменных пыльцевым зерном и эндоспермом с двумя архегониями; у покрытосеменных – пыльцевым зерном и зародышевым мешком. 3. Происходит развитие спорофита и редукция гаметофита.

Задание 5. 1. В мезозойскую эру в меловой период. 2. От неспециализированных древних голосеменных. 3. Это видоизмененный укороченный спороносный побег, первоначально напоминавший шишку голосеменных. Мегаспорофиллы превратились в плодолистики, микроспорофиллы – в тычинки. 4. Собрание редуцированных разнополых стробилов, сросшихся между собой.

Задание 6. 1. 1 – апокарпный; 2 – синкарпный; 3 – лизикарпный (плодолистики срастаются боками, но их стенки затем разрушаются с сохранением центральной колонки, к которой и прикреплены семязачатки); 4 – паракарпный (возникает в результате срастания плодолистиков краями). 2. Монокарпный. 3. Синкарпные, лизикарпные, паракарпные. 4. Ценокарпный гинецей, в котором границы срастания незаметны, а единственное гнездо завязи несет только один семязачаток.

Задание 7. 1. Признаки однодольных: 2, 3, 4, 5,Признаки двудольных: 1, 6, 7, 8, Двудольные более древние.

Задание 8. 1. Две. 2. Эндосперме, перисперме или семядолях. 3. Сетчатое. 4. Присутствует. 5. Имеется. 6. Открытого; по кругу. 7. Стержневая. 8. Происходит. 9. Травянистые и древесные растения. 10. Четырем или пяти. 11. Двойной.

Задание 9. 1. Одна. 2. Эндосперме. 3. Дуговое или параллельное. 4. Отсутствует. 5. Отсутствует. 6. Закрытого; в два и большее количество колец. 7. Мочковатая. 8. Отсутствует. 9. Обычно травянистые растения. 10. Трем. 11. Простой.

Задание 10. 1. Около 3200 видов. 2. Преобладают травянистые растения. 3. *Ч4Л4Т2+4П1. 4. Стручки или стручочки. 5. Простые и сложные. 6. Овощные и декоративные растения.

Задание 11. 1. Около 3000 видов. 2. Травянистые растения, кустарники и деревья. 3. *Ч5Л5Т∞П1, *Ч5Л5Т∞П∞., или *Ч5+5Л5Т∞П∞ 4. Чашелистики у шиповника (см. рисунок). 5. Шиповник – ложные плоды из вогнутого разросшегося цветоложа (цинародий) и внутри настоящие плоды – орешки; вишня – костянка; земляника – ложные плоды из выпуклого разросшегося цветоложа (фрага, или земляничина) и настоящие плоды орешки (многоорешек); ежевика – сборная костянка (многокостянка); яблоня и груша – яблоко. 6. Простые и сложные. 7. Плодово-ягодые, декоративные.

Задание 12. 1. Более 12000 видов. 2. Деревья, кустарники, травы. 3. 1 – чашелистики; 2 – парус; 3 – весла; 4 – лодочка; 5 – пестик; 6 – десять тычинок; 7 – плод боб; 8 – клубеньки на корнях гороха. Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1 или Ч(5)Л1+2+(2)Т(10)П1. 5. Кисть, головка. 6. Бобы. 7. У гороха – перистосложные; у фасоли – тройчатые; у арахиса и желтой акации – перистосложные; у люпина – пальчатосложные. 8. Есть пищевые растения (горох, фасоль, соя), есть декоративные (карагана, или желтая акация, робиния, или белая акация, душистый горошек), кормовые (клевер, люцерна), лекарственные растения (донник). 9. Содержат очень много белка. 10. Вместе с корнями в почве остаются соединения азота , образованные клубеньковыми бактериями.

Задание 13. 1. Около 3000 видов. 2. Травы, кустарники, в тропических широтах – даже деревья. 3. *Ч(5)Л(5)Т5П1. 4. Ягода или коробочка. 5. Простые и сложные. 6. Пищевые растения (картофель, томаты, баклажаны, перец однолетний), декоративные (петуния, душистый табак). 7. Белена, дурман, красавка, табак.

Задание 14. 1. Около 25000 видов. 2. Травянистые растения, кустарники встречаются в тропических странах. 3. 1 – трубчатые, 2 – язычковые, 3 – ложноязычковые, 4 – воронковидные. 4. Корзинка. 5. Семянки. 6. Пищевые (подсолнечник, салат); декоративные (астры, георгины, хризантемы); много лекарственных растений (одуванчик лекарственный, ромашка лекарственная).

Задание 15. 1. Около 4000 видов. 2. Многолетние травянистые растения. 3. *О3+3Т3+3П1. 4. Ягода или коробочка. 5. Корневища и луковицы. 6. Овощные (спаржа, лук репчатый, чеснок); декоративные (лилии, тюльпаны, гиацинты, алоэ), лекарственные (вороний глаз, ландыш майский).

Задание 16. 1. 1 – колосковые чешуи; 2 – цветочные чешуи; 3 – пестик с двумя раздвоенными пушистыми рыльцами; 4 – тычинки; 5 – две цветковые пленки; 6 – стебель соломина; 7 – влагалище листа; 8 – плод зерновка. 2. Большинство – травянистые растения, но есть кустарники и древесные формы. 3. Цветки имеют по две цветковые чешуи, две цветковые пленки, три тычинки и один пестик, формула цветка – О(2)+2Т3П1. 4. Сложный колос, метелка, початок, султан. 5. Зерновки. 6. Влагалищные, узкие, длинные с параллельным жилкованием. 7. У большинства злаков стебель соломина. 8. Зерновые культуры (пшеница, рожь, кукуруза, рис и другие) являются главным пищевым продуктом, содержащим белок.

Задание 17. 1. 2; *Ч4Л4Т2+4П1. Плоды стручки или стручочки. 2. 6; *Ч5Л5Т∞П1, *Ч5Л5Т∞П∞., или *Ч5+5Л5Т∞П∞. Ложные плоды у шиповника из вогнутого разросшегося цветоложа (цинародий) и внутри настоящие плоды – орешки; ложные плоды из выпуклого разросшегося цветоложа (фрага, или земляничина) и настоящие плоды орешки (многоорешек); костянка; сборная костянка (многокостянка); яблоко. 3. 7; Ч(5)Л1+2+(2)Т(9)+1П1 или Ч(5)Л1+2+(2)Т(10)П1. Плоды – бобы. 4. 1; *Ч(5)Л(5)Т5П1. Плоды – ягода или коробочка. 5. 4; Цветки – трубчатые, язычковые, ложноязычковые, воронковидные. Соцветие – корзинка. Плоды – семянки. 6. 3 – лилейные; *О3+3Т3+3П1. Плоды – ягода или коробочка. 5 – злаки; О(2)+2Т3П1. Плоды – зерновки.

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 8 КЛАССЫ Часть первая. На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Необходимо выбрать только один правильный и внести его в таблицу на бланке работы. 1. Микобактерии являются возбудителями: а) сифилиса; б) желтухи; в) туберкулёза; г) микозов. 2. Кукушкин лён размножается: а) зооспорами; б) семенами при неблагоприятных условиях; в) спорами; г) апланоспорами. 3. Красные водоросли отличаются от зелёных и бурых водорослей тем, что: а) красные водоросли не образуют хлорофилл a; б) у красных водорослей нет полового процесса; в) одноклеточных красных водорослей не обнаружено; г) в жизненном цикле красных водорослей отсутствуют клетки со жгутиками. 4. Из перечисленных водорослей способны поглощать органические вещества из окружающей среды: а) спирогира и фукус; б) спирогира и улотрикс; в) хламидомонада и хлорелла; г) ламинария и фукус. 5. В корзинке растения, изображённого на рисунке, цветки: а) язычковые; б) ложноязычковые; в) трубчатые и ложноязычковые; г) язычковые и трубчатые.

2 6. Листья земляники: а) непарноперистосложные; б) тройчатосложные; в) пальчатосложные; г) сложные однолисточковые. 7. На поперечном срезе стебля 3-летней липы можно увидеть: а) камбий, внутрь от него сердцевина, а наружу кора; б) камбий, внутрь от него древесина, а наружу кора; в) прокамбий, наружу от него кора, а внутрь древесина; г) прокамбий, наружу от него центральный цилиндр, а внутрь древесина. 8. В одной клетке мякоти зрелого плода рябины под микроскопом можно увидеть пластиды: а) лейкопласты, хлоропласты и хромопласты; б) лейкопласты и хлоропласты; в) лейкопласты и хромопласты; г) хромопласты. 9. Подземное прорастание семян характерно для: а) клещевины; б) липы; в) тыквы; г) дуба черешчатого. 10. Смоляные ходы характерны для: а) хвойных; б) сложноцветных; в) зонтичных; г) всех перечисленных растений. 11. Какая кровь находится в сердце беззубки: венозная (с низким содержанием кислорода) или артериальная (насыщенная кислородом)? а) венозная; б) артериальная; в) в предсердиях венозная, а в желудочке артериальная; г) в левом предсердии артериальная, в правом предсердии венозная, в желудочке смешанная. 2

4 18. Для кого из млекопитающих характерно отсутствие клыков в зубной системе? а) рыжая вечерница; б) заяц-беляк; в) волк; г) крот. 19. Представителями какого класса являются червяги? а) круглоротые; б) млекопитающие; в) рептилии; г) амфибии. 20. У воробьиных птиц короткий мощный клюв связан с питанием: а) семенами; б) фруктами; в) крупной животной пищей; г) насекомыми. 4

5 Часть вторая. Вам предлагаются тестовые задания с множественными вариантами ответа (от 0 до 5). Индексы верных ответов/да (д) и неверных ответов/нет (н) укажите в таблице на бланке работы знаком «Х». Образец заполнения таблицы: 1 да/нет да нет а Х б Х в Х г Х д Х 1. Для цветковых растений, произрастающих в воде, характерно: а) плохое развитие или отсутствие механической ткани; б) хорошее развитие механической ткани; в) хорошее развитие древесины, обеспечивающей передвижение воды по растению; г) наличие крупных межклетников в тканях корней, листьев и стебля; д) преобладание в пучках ксилемы и плохое развитие флоэмы. 2. В составе жилки листа можно обнаружить: а) ситовидные трубки с клетками-спутницами; б) сосуды; в) склеренхиму; г) уголковую колленхиму; д) паренхиму. 3. У плаунов, хвощей и папоротников образуются корни: а) главный с боковыми; б) главный; в) придаточные; г) боковые; д) главный с придаточными. 4. Бесполое размножение путём почкования или отрыва частей тела встречается у: а) круглых червей; б) кольчатых червей; в) кишечнополостных; г) моллюсков; д) иглокожих. 5. Органы боковой линии у рыб служат для: а) определения направления и скорости течения; б) определения химического состава воды; в) обнаружения приближения хищника или добычи; г) обнаружения подводных препятствий; д) ориентировки в пространстве по линиям магнитного поля. 5

6 6 Часть третья. Задание на определение правильности суждений. Номера правильных суждений внесите в таблицу на бланке работы. 1. Тело низших растений всегда представлено слоевищем с крупными листьями. 2. Колючки боярышника являются видоизменёнными побегами. 3. Зародыш семени на самых ранних этапах прорастания гетеротрофен. 4. Двоякодышащие рыбы вымершая группа рыб, от которой произошли первые земноводные. 5. Миксины не имеют в цикле развития личиночной стадии. 6. Все представители типа Хордовые раздельнополые животные. 7. Регенерация у полипов происходит благодаря делению кожномускульных клеток. 8. Все беспозвоночные используют внешнее оплодотворение. 9. Основная масса мышц у птиц располагается на брюшной стороне. 10. К группе кожных желёз млекопитающих относятся потовые, сальные и молочные.

7 7 Часть четвёртая. Заполните таблицы на бланке работы в соответствии с требованиями заданий. 1. На рисунке изображён поперечный срез проводящего пучка кукурузы (Zea mays). Соотнесите основные структуры проводящего пучка (А Д) с их обозначениями: А древесинная паренхима; Б склеренхима; В воздушная полость; Г сосуды; Д флоэма.

8 8 2. На рисунке изображён поперечный разрез хвоинки ели. Соотнесите обозначения на рисунке (1 5) с названиями элементов строения: А эпидерма; Б смоляной ход; В устьице; Г проводящий пучок; Д мезофилл.


1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ 2014 2015 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС Часть первая. На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Необходимо выбрать только один правильный и внести

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 8 классы Часть I На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Необходимо выбрать только один правильный и внести его в матрицу.

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ 2014 2015 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 10 КЛАСС Часть первая. На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Необходимо выбрать только один правильный и внести

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ 2014 2015 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС Часть первая. На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Необходимо выбрать только один правильный и внести

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ. 2014-2015 ГОД ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7-8 КЛАССЫ Часть первая 1 На каждый вопрос даны четыре варианта ответов. Необходимо выбрать только один правильный и внести

Демонстрационный вариант переводной промежуточной аттестации по биологии в 6 «А», 6 «В» классах в 2016-2017 учебном году. Инструкция по выполнению работы Материалы для переводной промежуточной аттестации

Материалы для подготовки к поступлению в 8-й класс химико-биологического направления 1.Форма работы: Тесты БИОЛОГИЯ 2. Время на выполнение: 45 минут. 3. Спецификация работы Тема Живые организмы Клетка

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ЭРУДИТ» 410000, г. Саратов, а/я 91, E-mail: [email protected], http://erudyt.ru, http://эрудит.рус V Международная дистанционная олимпиада по биологии «Растения» Для учеников

Министерство образования и культуры Кыргызской Республики Кыргызский Аграрный Университет имени Скрябина Практикум по ботанике Составила: к. с.-х. н. Яковлева Н.В. Бишкек - 2006 Тема 1 Клетка как основная

Задания 4. Царство Растения 1. Какова главная функция хлорофилла в растениях? 1) выделение углекислого газа 2) поглощение энергии света 3) защита растений от грибковых и вирусных болезней 4) превращение

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по биологии (школьный этап) 2016-2017 учебный год 7 класс Максимальное количество баллов 41 балл Задание 1. (15

Школьный этап всероссийской олимпиады школьников 2015-2016 учебного года по биологии 7 класс Время выполнения-120 минут Максимальное количество баллов- 38 Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие

ПОДГОТОВКА К ШКОЛЬНОМУ ЭТАПУ ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ ТРЕНИРОВОЧНЫЙ ВАРИАНТ 7 8 классы Часть первая На каждый вопрос даны четыре варианта ответов. Необходимо выбрать только один правильный

Контрольно- измерительный материал для проведения промежуточной аттестации (в новой форме) по БИОЛОГИИ обучающихся 5 классов Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по биологии даётся 40 минут.

Муниципальное образование «Гурьевский городской округ» Всероссийская олимпиада школьников по биологии (школьный этап) 2017-2018 учебный год 7 класс Максимальное количество баллов 40 Задание 1. (15 баллов)

Итоговая контрольная работа по учебному материалу разработанного по новым стандартам ФГОС, по учебнику автора: Пасечник 5 класс Биология: Бактерии, Грибы, Растения. Пояснительная записка В работе содержатся

Биология 11 класс. Демонстрационный вариант 4 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 4 по подготовке к ЕГЭ по БИОЛОГИИ по темам «Эволюционное учение», «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники»,

Всероссийская олимпиада школьников по биологии МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 2014/2015 уч. г. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР 7 класс Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех

Шифр 30 ноября 2016 МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ 2016/2017 УЧЕБНОГО ГОДА Комплект заданий для учеников 7 классов Номер задания Максимальное количество баллов Полученные

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ 2015 2016 г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 9 класс Часть I На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Необходимо выбрать только один правильный и внести его в матрицу.

Четвер тая третья вторая перва я Четверти Тематическое планирование по биологии (экстерны) 2017-2018 учебный год 6 класс Учебник: Биология. 6 класс И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова Изд. «Вентана-Граф», 2012-2015гг.

МОРФОЛОГИЯ И АНАТОМИЯ ВЫСШИХ РАСТЕНИЙ Атлас микрофотографий Оболочка Цитоплазма Ядро Фото 1. Клетки эпидермиса мясистой чешуи лука Ядро в интерфазе Метафаза Профаза Телофаза Анафаза Закладывающаяся клеточная

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП БИОЛОГИЯ 8 класс Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов,

Работа 1 Вариант 1 Подцарство Простейшие 1. Верны ли следующие суждения? А. Инфузория-туфелька передвигается с помощью ложноножек. Б. Малярийный комар является возбудителем малярии. 1) верно только А 3)

ЗАДАНИЯ ДЛЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ТУРА ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ. 7 КЛАСС. 2016-2017 уч. год Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного варианта ответа их

Срезы стебля различных растений (однодольные, двудольные, засухоустойчивые, водные и т.д.) Выполнила: Гостева Дарья 10 класс Срез стебля однодольного растения Срез стебля однодольного растения Поперечный

Итоговая контрольная работа по биологии в 6 классе. Пояснительная записка Тест состоит из частей А, В, С. На выполнение отводится 40 минут. Задания рекомендуется выполнять по порядку, не пропуская ни одного,

Органы и ткани растений 1. Приведены следующие данные о высоте стебля одного из сортов ржи: Высота стебля, см 95 105 125 75 80 85 98 88 Количество растений, экземпляров 22 4 0 3 12 25 14 35 Составьте вариационный

Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники 6 класс. (35 ч, 1 ч в неделю) Разработано на основе программы Биология. Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники. 6 класс. Авторы: Пономарева И.Н и др. / Биология

МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа 5» Итоговая аттестация по БИОЛОГИИ для учащихся 5 классов проводится в два этапа: 1 этап 2 этап теоретическая часть (устный ответ по вопросам программного

Контрольная работа по биологии 6 класса 1 вариант (1-16) 0.25 б. 1. Хлорофилл содержится в: 1. Хлоропластах 2. Цитоплазме 3. Клеточном соке 4. Вакуоле 2. Тубус это: 1. Увеличительный прибор 2. Часть микроскопа,

Экзаменационные билеты по биологии по программе основного общего образования (7 класс) 2015-2016 учебный год Билет 1 1. Зоология как наука. Признаки и многообразие животных. Роль зоологии в жизни и практической

НАУЧНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНТР «ЭРУДИТ» 410000, г. Саратов, а/я 91, E-mail: [email protected], http://erudyt.ru, http://эрудит.рус IV Международная дистанционная олимпиада по биологии «Растения» Для учеников

Всероссийская олимпиада школьников по биологии МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 2017/2018 уч. г. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ТУР 7 класс Часть I. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех

Демонстрационный вариант переводной аттестации по биологии за курс 7 класса Часть А. Выберите один правильный ответ 1. Переваривание пищи начинается вне пищеварительного канала у 1) моллюсков 3) пауков

Демоверсия стартового контроля знаний по биологии 7 класс Выбрать один верный ответ. 1. Для питания животные организмы... А) используют готовые органические вещества Б) поглощают углекислый газ В) образуют

Четвер тая третья вторая первая Четверти Тематическое планирование по биологии (экстерны) 2017-2018 учебный год 7 класс Учебник: Биология. 7 класс В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко, Изд. «Вентана-Граф»,

ЗАДАНИЯ муниципального этапа XXXIII Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2016-2017 учебный год Алтайский край 7 класс Поздравляем вас с участием в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады

Наименование раздела/темы МАТЕРИАЛЫ для подготовки по биологии 6 класс. Погружение 2 Знать Уметь Раздел 3: Основные процессы жизнедеятел ьности растений. Раздел 4: Многообраз ие и развитие растительно

Программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования с использованием программы авторов В.Б. Захарова, Н.И. Сонина, Е.Т. Захаровой М.: Дрофа, 2011

Задания муниципального этапа Всероссийской олимпиады школьников по биологии 2013 года для 8 класса Задание 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных.

Банк примерных заданий по Биология 6класс П1 база Задание 1 Верны ли следующие утверждения: Укажите истинность или ложность вариантов ответа: Все живые растения состоят из клеток. Цитоплазма внутренняя

Задания теоретического тура 8 класс. Демонстрационный вариант (максимальное количество баллов 45) Время выполнения 60 минут Часть 1. Выбрать один ответ. Максимальное количество баллов, которое можно набрать

6 класс. 1 вариант 1. Задача 1* Какая часть растения изображена на срезе? 1 лист 2 стебель 3 корень 4 слоевище 2. Задача 2* Какую функцию выполняют клетки, показанные стрелкой? 1 газообмен, транспирация,

Систематика. Основные отделы растений. Классы цветковых растений. 1. Самой крупной из перечисленных систематических групп является 1) вид 3) семейство 2) род 4) класс 2. В каком случае систематические

Г.москва ГБОУ Школа 329 Альбом микрофотографий «Растительные ткани» Растительные ткани Клетки растительного организма различаются по строению и выполняемым функциям. Одни из них плоские, бесцветные, с

Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа 52 имени Ф.Д.Безрукова» Рабочая программа по предмету «Биологии» для 7 класса на 2016/2017 учебный

Рубежная контрольная работа по биологии (6 класс) Задание А. Выберите один верный ответ Ва ри ан т 1 1. В процессе дыхания растение 1. Поглощает кислород 2. Выделяет кислород 3. Поглощает углекислый газ

МБОУ «Кингисеппская средняя общеобразовательная школа 5» Итоговая аттестация по БИОЛОГИИ для учащихся 7 классов проводится в два этапа: 1 этап 2 этап теоретическая часть (устный ответ по вопросам программного

Требования к уровню подготовки учащихся (7 класс) В результате изучения биологии ученик должен: знать/понимать: - признаки биологических объектов: живых организмов; клеток и организмов растений, животных,

Дорогие ребята! Поздравляем вас с участием в муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по биологии! Отвечая на вопросы и выполняя задания, не спешите, так как ответы не всегда очевидны и требуют

ЗАДАНИЯ ПОВЫШЕННОГО УРОВНЯ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ БИОЛОГИЯ 6.6 КЛАСС (УГЛУБЛЕННОЕ ИЗУЧЕНИЕ) ТЕМА: Устройство увеличительных приборов Вопрос 1. Что представляет собой лупа и какое увеличение она дает? Вопрос

Требования к уровню подготовки обучающихся В результате изучения предмета «Биология. Многообразие живых организмов» учащиеся 7 классов должны: знать/понимать - строение и функционирование биологических

Тренировочная работа по биологии. Растения. 7 класс Часть 1. При выполнении заданий с выбором ответа (1-40) обведите кружком номер правильного ответа в тренировочной работе или впишите в ответ пропущенный

6класс. Биология П2 Задание 1 Органы растений Цветок это орган растения, который обеспечивает: Выберите один из 3 вариантов ответа: семенное размножение вегетативное размножение оба размножения Задание

Итоговая контрольная работа по биологии за курс 7 класса 1. У ланцетника и других бесчерепных животных скелет 1)отсутствует 2)наружный 3)внутренний хрящевой или костный 4)в течение всей жизни представлен

Описание контрольных измерительных материалов для проведения промежуточной аттестации 7 класс 1. Документы, определяющие содержание проверочной работы Содержание и структура проверочной работы определяются

Министерство образования и науки Российской Федерации ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет им. Иммануила Канта» Олимпиада школьников «Будущее с нами» 2015-2016 уч.г. Задания очного (заключительного)

Время выполнения задания 60 минут, 1 попытка Задание 1. Задание включает 22 вопроса, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ п/п Тема урока Измерители Сроки Содержание Требования к уровню подготовки Введение (3 часа) 1 Мир живых организмов. Уровни организации живого. 2 Ч.Дарвин и происхождение

Биология 10 класс. Демонстрационный вариант 1 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 1 по подготовке к ЕГЭ по БИОЛОГИИ по темам «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные», «Человек и

БЛОК 4 Систематика и многообразие живых организмов. 1. Установите последовательность развития систематических групп А) цветковые Б) голосеменные В) водоросли Г) псилофиты Д) мхи В Г Д Б А 2. Укажите способ

Биология 8 класс. Демонстрационный вариант 1 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 1 по подготовке к ОГЭ-9 по БИОЛОГИИ по темам «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные» Инструкция

ТЕМА «Эволюция. Основные направления» 1. Сокращение численности и ареала уссурийского тигра в современную эпоху пример 1) биологического прогресса 2) биологического регресса 3) идиоадаптации 4) ароморфоза

Шифр Олимпиада по биологии 9 класс Школьный этап Задание 1. На каждый вопрос выберите только один правильный ответ, который вы считаете наиболее полным. (1 балл за каждый правильный ответ) А1. Белки в

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО БИОЛОГИИ. 2017 2018 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 8 КЛАССЫ Часть 1 На каждый вопрос даны четыре варианта ответа. Необходимо выбрать только один правильный ответ и внести

1. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их. 1. Амёба обыкновенная представитель подцарства Простейшие, обитает в морской воде. 2. Передвигается

Рабочая программа по биологии (базовый уровень) 7 «А», 7 «Б», 7 «В» классы Составитель: Носачёва Лилия Григорьевна, учитель биологии высшей категории 2017 год 1 Рабочая программа по биологии для 7 класса

41. На рисунке подпишите названия частей цветка

1 - рыльце пестика

2 - столбик

3 - завязь

4 - семязачатки

5 - цветоложе

6 - цветоножка

7 - чашелистик

8 - тычинка

9 - лепесток

10 - околоцветник

42. Сравните изображенные на рисунке цветки вишни и тюльпана. Подпишите их основные части. В чем сходство строения этих цветков? В чем различие?

1 - лепесток

2 - тычинка

3 - пестик

4 - цветоножка

Сходство: цветки обоеполые, правильные, с околоцветником и цветоножкой, венчик свободнолепесной

Различие: у вишни тычинок много, у тюльпана кратно 3. У вишни двойной околоцветник, у тюльпана - простой. У вишни завязь нижняя, у тюльпана - верхняя

43. Выполните лабораторную работу "Строение цветка". Зарисуйте части цветка и подпишите их названия

44. Подумайте, на основании чего можно утверждать, что цветок-это видоизмененный побег. Дайте обоснованный ответ

Цветок - видоизмененный побег, так как развивается из почки. Стеблевая часть у него представлена цветоножкой и цветоложем, а чашечка, венчик, тычинки и пестики - видоизмененные листья

45. Сравните изображенные на рисунке цветки капусты и виолы. В чем их различие?: Подпишите, как называют такие цветки

Правильный - капуста, неправильный - виола. Через правильный цветок можно провести несколько плоскостей симметрии, через неправильный - одну

46. Впишите пропущенные слова

Обоеполыми

Тычиночный, пестик, пестичный

Однодомным