Энергетика и электротехника

Звонкие и глухие звуки в английском языке. Английские звуки

В английском языке 24 согласных звука. Как и в русском языке, они делятся на глухие и звонкие, многие имеют соответствую­щие пары.

Звонкие согласные: [b] [d] [g] [v] [D] [z] [Z] [m] [n] [N] [r] [j] [w].

Глухие согласные: [p] [t] [k] [f] [T] [s] [S] [h].

В русском языке большинство согласных имеют два произно­шения: мягкое и твердое. Такое различие в произношении со­гласных несет словоразличительный характер. Сравните: мел - мель, кон - конь, вес - весь. В английском языке согласные не смягчаются, они всегда произносятся твердо.

Английские глухие согласные [p] [t] [k] [f] [s] произносятся более энергично, с большим мускульным напряжением речевых органов и с большей силой выдоха, чем сходные русские звуки. У смычных согласных [p] [t] [k] возникает благодаря этому при­дыхание, особенно сильное в ударных слогах перед гласными.

Звонкие согласные в английском языке в конце слова ослаб­ляются, но не оглушаются полностью, как в русском языке. Оглушение может повлечь за собой изменение смысла. Сравните:

bad - плохой, но: bat - летучая мышь

had - имел, но: hQt - шляпа

В отличие от русского языка, глухие согласные в позиции пе­ред звонкими не озвончаются, а звонкие в позиции перед глухи­ми не оглушаются, например: Dis "dei, hiz "tiz.

Ниже предлагается примерная сравнительная характеристика английских и русских согласных.

Соответствуют русским [т, д, л, н, с, з], но при произнесении английских кончик языка следует держать на альвеолах (бугорках над верхними зубами). Соответ­ствующие русские согласные являются дентальными.

Английские [t] и [d] произносятся значительно энергичнее, чем русские, и [t] - с придыханием. Между кончиком языка и альвеолами происходит смыкание с последующим быстрым "взрывом".

Английское [l] произносится мягче, чем в слове лук, но тверже, чем в слове люк, и не смягчается до [ль], как в слове мель.

[р, b, f, v , k, g, m] соответствуют русским [п, б, ф, в, к, г, м], но произносятся более энергично, что достигается некоторым на­пряжением губ для [b], [m], [f], [v] и языка для [k] и [g]. Англий­ские [р] и [k] произносятся с придыханием.

[w] - Аналогичного звука в русском языке нет. Этот губно-губной звук образуется работой обеих губ при вибрации голосо­вых связок. Напряженные губы ставятся в положение как при свисте, затем уголки рта быстро и энергично раздвигаются при­мерно так, как делается при произнесении русского [у] в сочета­нии уа.

[N] - носовой звук. При произнесении [N] задняя часть языка плотно смыкается с мягким небом, кончик языка опущен, и воз­дух выходит через носовую полость. Подобного звука в русском языке нет.

Примерно соответствуют русским [ш, ж], но произно­сятся более мягко.

Соответствует русскому [ч], но произносится тверже.

Соответствует русскому [дж] в слове джигит.

Являются межзубными щелевыми согласными. Звук [T] - глухой, [D] - звонкий. При их произнесении язык распла­стан и не напряжен, кончик языка находится между верхними и нижними зубами или прижат к внутренней поверхности верх­них резцов. Подобных звуков в русском языке нет.

[r] - звонкий согласный. Кончик языка поднят к заднему скату альвеол, где и образуется щель, более широкая, чем для шумных. При прохождении воздушной струи кончик языка не вибрирует, как при русском [р], он совершенно неподвижен. Произнося [r], нужно следить за тем, чтобы кончик языка не загибался назад, а губы не выдвигались вперед.

[h] - легкий, почти беззвучный выдох. Звук [h] собственной артикуляции не имеет. При произнесении звука [h] органы речи находятся в положении для последующего гласного. Подобного звука в русском языке нет.

[j] – звонкий согласный. Он напоминает русский [й], например, в слове ясный. Однако в английском [j] меньше шума, так как язык поднят к твердому небу не так высоко, как при русском [и]. Звук [j] встречается только перед гласным, представляя собой переход к нему.


Сводная таблица чтения гласных в четырех типах слога

Сводная таблица чтения гласных

В основе классификации звуков английской речи лежит анализ способов из произнесения. Так, при произнесении гласных звуков голосовые связки вибрируют, а струя воздуха из легких свободно проходит через весь речевой аппарат. Поэтому все гласные являются звонкими звуками музыкального тона. Различия между ними определяются особенностями речевого резонатора: губы могут быть округлены, нейтральны или растянуты, язык может быть продвинут вперед, оттянут назад, поднят вверх.

Согласные звуки английской речи формируются путем преодоления преград, создаваемых органами речи на пути воздушного потока, поэтому всем им в той или иной степени присуща шумовая составляющая. Это может быть, например, хлопок, возникший при резком размыкании губ, первоначально полностью перекрывавших воздуху выход. Пример звуки:

[p ] , [b ] , [п ] , [б ] .

Или шипение, возникающее при прохождении воздуха через создаваемую органами речи щель, звуки:

[ʃ ] , [ʒ ] , [ш ] , [с ] .

Классификация английских согласных звуков.

Закономерность произношения английских согласных удобно рассмотреть с помощью таблицы, представленной на рисунке 1.

Рис. 1. Классификация английских согласных звуков и их русских аналогов

Основные принципы классификация английских монофтонгов отражены на схеме Рис. 2.

В зависимости от положения языка гласные звуки классифицируют на:
  1. Гласные переднего ряда
  2. Гласные заднего ряда
  3. Гласные смешанного ряда

Гласные переднего ряда: [i:, ɪ, e, æ ] , при произнесении которых тело языка продвинуто вперед, кончик языка упирается в нижние зубы.

Гласные заднего ряда: [ɔ, ɔ:, u:, u, ᴧ ] - тело языка оттянуто назад, кончик языка отходит от нижних зубов.

Гласные смешанного ряда: [ə:, ə ] - язык равномерно приподнят, и вся спинка языка лежит максимально плоско.

Среди гласных заднего ряда выделяют произносимые с округлением губ лабиализованные : [ɔ ] , [ɔ: ] , [u: ] , [u ] , [ou ] , [ɔɪ ]

Гласные: [i: ] , [ɪ ] , [e ] , [] , [ɪə ] произносятся с растянутыми губами. Для остальных гласных: [ʌ ] , [æ ] , [ɑ ] , [ə: ] , [ə ] , а также первых элементов дифтонгов [] , [au ] , [ɛə ] характерно нейтральное положение губ.

По степени подъема языка в ротовой полости монофтонги делятся на высокие, средние и низкие.

Для гласных высокого подъема [i: ] , [u: ] , [ɪ ] , [u ] , называемые еще закрытыми, и первых элементов дифтонгов [ɪə ] , [] основная масса языка поднимается высоко в ротовой полости.

Звук [u y ] . Губы чуть округляются, но не вытягиваются. Из-за оттянутого назад языка [u ] имеет как бы слабый отголосок [ы ] .

Для произнесения долгого звука [u: ] губы надо округлить сильнее, по сравнению с [u ] , но не вытягивать. Рот приоткрыть меньше, а язык оттянуть сильнее, чем для [u ] .

При произнесении звука [i: ] , долго, как в слове ивушка , губы растягиваются, как будто в улыбке. Кончик языка находится у нижних зубов. Средняя часть языка приподнята.

Звук [ɪ ] более краток, как безударное [и ] в слове игра . Кончик языка немного оттянут от нижних зубов. Губы растянуты меньше, чем для [i: ] , а рот приоткрыт шире.

При произнесении средних гласных: [e ] , [ə: ] , [ə ] , [ɔ: ] и первых элементов дифтонгов [] , [ou ] , [ɛə ] основная масса языка располагается в середине ротовой полости, средняя и задняя части языка равномерно подняты.

При произнесении звука [e ] кончик находится у основания нижних зубов, средняя спинка языка выгибается вперед и кверху, но не слишком высоко. Этот звук немоного похож на русский звук [э ] в словах этот, цель . Если язык будет касаться нижних зубов, [e ] и [ɪ ] превратятся в русские [и ] и [е ] , а если язык слишком оттянуть от нижних зубов, английские звуки [e ] и [ɪ ] будут похожи на звуки русской речи [ы ] и [э ]

При произнесении английского звука [ə: ] плоский язык слегка приподнят, кончик языка касается основания нижних зубов, губы напряжены и растянуты, чуть открывая зубы, особенно при произнесении этого звука после [w ] в словах типа world, work . В русском языке похожего звука нет. Англичане произносят звук [ə: ] в момент затруднения с ответом. Мы в таких случаях произносим звук [мм... ]

При произнесении звука [ə ] губы находятся в нейтральном положении. Он всегда безударный, самый короткий в английском языке, перед согласным [n ] и [l ] часто вообще исчезает. Может иметь оттенки в зависимости от влияния соседних звуков, в начале или середине слова часто напоминает очень краткий [ə: ] , на конце слова похож на [ʌ ] : colour , after .

Низкие гласные (открытые): [ʌ ] , [æ ] , [ɑ: ] , [ɔ ] и первые элементы дифтонгов [ɔɪ ] , [] , [au ] произносятся при низком положении языка в ротовой полости.

Звук [æ ] в отличие от [e ] произносится при максимально открытом положении рта, нижняя челюсть слегка опущена. По длительности звук [æ ] более долгий, чем [e ] . Он занимает промежуточное положение между долгими и краткими гласными.

Столь же открытое положение рта характерно и для звука [ɔ ] , напоминающего очень краткое русское [o ] , но гораздо более открытое. Губы слегка округлены, хотя вперед не вытягиваются. Кончик языка отодвинут от нижних зубов, а задняя спинка слегка приподнята.

При произнесении долгого гласного [ɔ: ] раствор рта уже, чем для [ɔ ] , губы округлены, но не выпячены. Задняя спинка языка поднимается выше, чем для [ɔ ] . Нельзя произносить этот звук с начальным призвуком [у ] , характерным для русского [о ] , поэтому язык надо оттянуть назад, а губы значительно округлить.

При произнесении звука [ɑ: ] корень языка оттянут назад и вниз, звук идет из глубины горла, напоминает звук, произносимый при осмотре горла врачом. Язык лежит очень низко во рту. кончик языка оттянут от нижних зубов.

Звук [ʌ ] значительно короче русского [а ] и напоминает безударное [а ] в слове да ла . Произносится кратко и отрывисто, как бы сквозь зубы. Язык немного отодвинут назад. Расстояние между челюстями меньше, чем при произнесении [ɑ: ] .

Гласные звуки, как и согласные, подвержены влиянию со стороны ближайшею окружения. Например, звук [æ ] в словах hand и land звучит по-разному, поскольку, находясь во втором случае в окружении альвеолярных согласных, реально он тоже произносится с кончиком языка, находящимся в области альвеол, а не у нижних зубов.

Аналогично согласные звуки подвержены влиянию со стороны гласных. В словах two и tea звук [t ] имеет различные оттенки из-за последующих лабиализованного [u: ] и произносимого с растянутыми губами [i: ] .

Вопросы отработки нюансов произношения буквосочетаний выходят за рамки данною пособия, но нуждаются в своей доле внимания на протяжении всею процесса обучения. Кстати, дикция у многих небезупречна и на родном языке.


рис. 2. Классификация английских гласных звуков

Звуки английского языка - это непростая и довольно объемная тема, которая потребует от вас усидчивости и терпения. Для того чтобы вы смогли проще и быстрее освоить эту ступень, предлагаю вам поработать с английскими звуками в таблице . Если вы помните, то в британской системе произношения 44 звука, именно с ними мы и будем работать. С особенностями американского произношения можно ознакомиться в отдельной статье. Для удобства таблица разбита на отдельные теоретические блоки, в которых рассказывается как правильно произнести тот или иной звук.

Перед началом работы обязательно ознакомьтесь со следующей информацией:

В британском английском 44 звука:

24 согласных:

  • парные, звонкие и глухие:
    /b/-/p/, /z/-/s/, /d/-/t/, /v/-/f/, /dʒ/-/tʃ/, /ʒ/-/ʃ/, /ð/-/θ/, /g/-/k/
  • непарные, звонкие и глухие:
    /l/, /m/, /n/, /j/, /r/, /w/, /h/, /ŋ/

С согласными звуками все более или менее понятно: парные - непарные, звонкие - глухие. Из школьного курса фонетики русского языка мы знаем об этих категориях. Знаем также, что в русском языке согласные могут быть мягким и твердыми. В английском языке понятие мягкости и твердости согласных звуков отсутствует. Есть понятие палатализации - смягчения согласных в позиции перед некоторыми гласными, путем поднятия спинки языка к твёрдому нёбу. В чем же, собственно, разница? Все дело в том, что в русском языке мягкость и твёрдость согласных звуков влияет на смысловое значение слова. Сравните: "пуст" - "пусть", "вон" - "вонь", "вес" - "весь". В английском языке смягчение согласных звуков не влияет на смысл слов, а является лишь результатом механического изменения звука в потоке речи.

20 гласных:

  • закрытые, долгие и короткие:
    /iː/, /ɪ/, /uː/, /ʊ/
  • средне-открытые, долгие и короткие:
    /e/, /ɜː/, /ə/, /ɔː/
  • открытые, долгие и короткие:
    /æ/, /ʌ/, /ɑː/, /ɒ/
  • дифтонги:
    /eɪ/, /aɪ/, /ɔɪ/, /aʊ/, /əʊ/, /ɪə/, /eə/, /ʊə/

С гласными немного сложнее: закрытые, открытые, средне-открытые. О чем идет речь? О положении языка в ротовой полости. При произнесении открытых гласных язык лежит низко в ротовой полости и не касается нёба. Произнесите русский звук /а/, который является открытым и обратите внимание на то, что язык лежит низко в ротовой полости. При произнесении закрытых гласных язык расположен очень близко к нёбу. Произнесите русский звук /и/, который является закрытым и обратите внимание но то, что язык изгибает спинку, как котёнок и спинка почти касается твёрдого нёба. При произнесении средне-открытых, язык занимает промежуточную позицию. Произнесите русский звук /э/, который является средне-открытым и запомните положение языка. Долгие и короткие гласные. О чем идет речь? О длительности произнесения звука. Долгие звуки звучат более продолжительно, чем короткие. Долгота звука в английской транскрипции обозначается как знак двоеточия, за звуковым знаком /iː/, /ɜː/, /ɑː/, /ɔː/. Дифтонги. Что это? Это звук состоящий из двух гласных звуков, первый элемент дифтонга звучит ударно, а второй слабо. Ну а теперь можно приступать к работе над английскими звуками в таблице.

/æ/ Открываем рот, для того чтобы произнести русский звук /а/, но произносим при этом звук /э/. Чтобы избежать ошибки типа русского звука /э/, следует шире открывать рот, кончик языка остается у нижних зубов. В случае ошибки типа русского звука /а/ следует прижать кончик языка к нижним зубам и шире открыть рот. (открытый, короткий)
/ɪ/ Открываем рот, для того чтобы произнести русский звук /и/, но при этом пробуем произнести звук /ы/. Чтобы избежать ошибки типа русского звука /и/, не следует слишком высоко поднимать язык, необходимо слегка оттянуть его назад и сократить звук. При ошибке типа русского /ы/ язык следует продвинуть вперед, растянуть губы и максимально сократить звук. (закрытый, короткий)
/e/ Произносим русские слова "мел", "грел", "пень", "кедр". Запоминаем как буква "е" при произнесении звучит в этих словах и используем как звук /е/ в английском. При ошибке типа русского /э/ следует меньше раскрывать рот, губы слегка растянуть и продвинуть язык вперед. (средне-открытый, короткий)
/ɒ/ Произносим русский звук /о/, но при этом не вытягиваем губы вперед. В случае ошибки типа русского /о/ следует шире раскрыть рот, ниже опустить и отодвинуть язык, округляя губы, не вытягивать их вперед и несколько сократить звук. (открытый, короткий)
/ʊ/ Произносим русский звук /у/, но при этом выгибаем спинку языка, почти касаясь им твёрдого нёба и не вытягиваем губы вперед. Губы слегка округлены. В случае ошибки типа русского гласного /у/, который является открытым звуком, следим за положением языка, добиваясь закрытости звука и не вытягиваем губы вперед. (закрытый, короткий)
/b/

Практически соответствуют русскому звуку /b/, но при произнесении в конце слова, в отличие от русского звука практически не оглушается. Сравните "дуб" - /дуп/ и "Bob" - /bob/.

/p/

Похож на русский звук /п/, но произносится более глухо. Глухое звучание получается в результате придыхания. То есть размыкание губ как-бы выдыхается, а не происходит со взрывом. Звучание немного напоминает /пф/ или /пх/. Кроме того, в конце слов английский /p/ звучит сильно, а не слабеет как русский /п/.

/g/

Похож на русский звук /г/, но звучит менее звонко в начале слов и практически не оглушается в конце слов.

/k/

Похож на русский звук /к/, но звучит энергичнее и произносится с придыханием. Звучание немного напоминает /кф/или /кх/.

/d/ Произносим русский звук /д/, но при этом кончиком языка касаемся не верхних зубов, а помещаем его на альвеолы (бугорки на твёрдом нёбе, за верхними зубами). В отличие от русского согласного /д/ английский /d/ в конце слов оглушается частично.
/t/ Произносим русский звук /т/, но при этом кончиком языка касаемся не верхних зубов, а помещаем его на альвеолы (бугорки на твёрдом нёбе, за верхними зубами). Английский глухой согласный /t/ сильнее русского /т/ и произносится с придыханием. Звучание в итоге немного напоминает /тф/ или /тх/.
/n/ Произносим русский звук /н/, но при этом кончиком языка касаемся не верхних зубов, а помещаем его на альвеолы (бугорки на твёрдом нёбе, за верхними зубами).
/h/ Напоминает русский звук /х/, но произносится не энергично со взрывом, а представляет собой лишь легких выдох. Встречается только перед гласными. При ошибке типа русского /х/ сле­дует ослабить согласный до легкого выдоха.
pig, pet, put, pot, pan - /pɪɡ/, /pet/, /ˈpʊt/, /pɒt/, /pæn/

big, ben, book, bog, ban - /bɪɡ/, /ben/, /bʊk/, /bɒɡ/, /bæn/

dig, den, hood, dog, bad - /dɪɡ/, /den/, /hʊd/, /dɒɡ/, /bæd/

tip, ten, took, top, tap - /ˈtɪp/, /ten/, /tʊk/, /tɒp/, /tæp/

get, gig, good, god, gap - /ˈɡet/, /ɡɪɡ/, /ɡʊd/, /ɡɒd/, /ɡæp/

kit, Ken, cook, cod, cap - /kɪt/, /ken/, /kʊk/, /kɒd/, /kæp/

Nick, net, nook, not, Nat - /nɪk/, /net/, /nʊk/, /nɒt/, /næt/

hit, hen, hook, hot, ham - /hɪt/, /hen/, /hʊk/, /hɒt/, /hæm/

Не стремитесь проработать все сразу. Да у вас это и не получится, поскольку объем работы со звуками рассчитан на несколько астрономических часов, как минимум. Прорабатывайте теорию по блокам, обязательно выполняйте упражнения в конце блока. Главное в изучение языка - регулярность. Лучше работать по 15-20 минут каждый день, чем по 2-3 часа один раз в неделю.

Обратите внимание на произнесение долгих гласных звуков и произнесение согласных звуков, которые не имеют в русском языке аналогов.

/ɑː/ Произносим русский звук /а/, но при этом оттягиваем кончик языка от нижних зубов как можно дальше назад, губы не напрягаем. При ошибке типа русского /а/ следует оттянуть язык назад и несколько удлинить гласный и не открывать рот слишком широко. (открытый, долгий)
/ɔː/

Произносим русский звук /о/, но при этом оттягиваем кончик языка от нижних зубов как можно дальше назад, губы не напрягаем и не вытягиваем вперед. При ошибке типа русского /о/ следует добиваться более открытого произношения не вытягивать губы вперед. По сравнению с английским /ɑː/ звук /ɔː/ менее открытый. (открытый, долгий)

/uː/ Произносим русский звук /у/, но при этом не вытягиваем губы вперед, губы округляем, но не напрягаем. В процессе произнесения звука /u:/ оттягиваем кончик языка от нижних зубов как можно дальше назад. В случае ошибки типа русского /у/ следует в первую очередь следить за тем, чтобы губы были округлены, но не вытянуты вперед. (закрытый, долгий)
/l/

Произносим русский звук /л/, но при этом помещаем кончик языка на альвеолы (бугорки на твердом нёбе). Английский звук /l/ имеет два звучания:

  • твердое (в конце слов и перед согласными) звучит мягче твердого русского /л/
  • мягкое (перед гласными и перед согласным звуком /j/) звучит тверже мягкого русского /л"/
/m/ Произносим русский звук /м/, но при этом сильнее напрягаем губы.
/r/ Готовимся произнести русский звук /ж/, но при этом пробуем произнести русский звук /р/. Чтобы произнести звук правильно следим, чтобы кончик языка находился за альвеолами (бугорками на твердом нёбе), при этом не касался их, оставался напряженным и неподвижным.
/w/ Аналогичного звука в русском языке нет. Отдаленно похож на русское звучание /уа/. Чтобы правильно произнести это звук вытягиваем губы вперед как для произнесения русского звука /у/, при этом губы напряжены и округлены, в таком положении пробуем быстро произнести русский звук /в/. В случае ошибки типа русского /в/ следим за тем, чтобы нижняя губа не соприкасалась с верхними зубами и верхней губой. В случае ошибки типа русского /ы/ еще больше напрягаем и округляем губы.
/ŋ/ Аналогичного звука в русском языке нет. Чтобы правильно произнести этот звук, прижимаем заднюю часть языка к мягкому нёбу и пробуем произнести русский звук /н/. В случае ошибки типа русского /н/ шире открываем рот и следим, чтобы кончик языка не касался верхних зубов или альвеол, а находился у корней нижних зубов.
/v/ Практически соответствует русскому звуку /в/. Английский /v/ звучит слабее русского /в/, но в конце слов практически не оглушается.
/f/ Практически соответствует английскому звуку /ф/. Английский /f/ звучит сильнее русского /ф/, особенно в конце слов
/z/ Практически соответствует русскому звуку /з/. Но звучит слабее. В конце слов почти не оглушается.
/s/ Практически соответствует русскому звуку /с/. Но звучит гораздо энергичнее.
/ð/ Аналогичного звука в русском языке нет. Для того чтобы правильно произнести этот звук располагаем кончик языка между верхними и нижними передними зубами и пробуем произнести русский звук /з/. В конце слов этот английский звонкий согласный почти не оглушается. В случае ошибки типа русского /з/ следим за тем, чтобы кончик языка не прятался за зубы. В случае ошибки типа русского /д/ следим за тем, чтобы язык не прижимался к верхним зубам, между кончиком языка и верхними зубами должна оставаться небольшая щель. В случае ошибки типа русского /в/ следим за тем, чтобы нижняя губа была опущена.
/θ/ Аналогичного звука в русском языке нет. Для того чтобы правильно произнести этот звук располагаем кончик языка между верхними и нижними передними зубами и пробуем произнести русский звук /с/. В случае ошибки типа русского /с/ следим за тем, чтобы кончик языка не прятался за зубы. В случае ошибки типа русского /т/ следим за тем, чтобы язык не прижимался к верхним зубам, между кончиком языка и верхними зубами должна оставаться небольшая щель. В случае ошибки типа русского /ф/ следим за тем, чтобы нижняя губа была опущена.

lark, look, lips, last - /lɑːk/, /lʊk/, /lɪps/, /lɑːst/

mood, moon, mask, mast - /muːd/, /muːn/, /mɑːsk/, /mɑːst/
rude, red, rock, room - /ruːd/, /red/, /rɒk/, /ruːm/
what, when, well, wool - /ˈwɒt/, /wen/, /wel/, /wʊl/
sing, sink, wink, pink - /sɪŋ/, /sɪŋk/, /wɪŋk/, /pɪŋk/
zip, zink, zing, zoo - /zɪp/, /ˈzɪŋk/, /zɪŋ/, /zuː/
silky, swim, sick, soon - /ˈsɪlki/, /swɪm/, /sɪk/, /suːn/
vase, voodoo, vest, vast - /vɑːz/, /ˈvuː.duː/, /vest/, /vɑːst/
farm, fool, food, fast - /fɑːm/, /fuːl/, /fuːd/, /fɑːst/
thin, think, threat, theft - /θɪn/, /ˈθɪŋk/, /θret/, /θeft/
this, the, then, them - /ðɪs/, /ði:/, /ðen/, /ðəm/
four, store, fork, door - /fɔː/, /stɔː/, /fɔːk/, /dɔː/


Если вы читаете эти строки, значит вы проработали первые два блока и целых 50% этой трудной темы вами успешно усвоено. Примите мои поздравления и позвольте похвалить вас за усердие, трудолюбие и терпение! Ведь это именно те качества, которые приведут вас к триумфу на пути освоения английского языка. Приступая к работе над третьим блоком английских звуков в таблице , не забывайте, что "повторение - мать учения". Поэтому обязательно возвращайтесь к пройденным блокам и не ленитесь их повторять!

Обратите внимание на произнесение нейтрального звука /ə/, долгих гласных звуков, дифтонгов.

/ə/ Аналогичного звука в русском языке нет. Произносим русские слова "мята", "ребята", "Володя", звучание буквы "я" в этих словах отдаленно напоминает английский звук /ə/, только звучит безударно, слабо, нечетко, почти незаметно. В случае ошибки типа русского безударного /а/ как в слове "лето" - /л"`эта /, приподнимаем язык целиком к твёрдому нёбу. (средне-открытый, короткий)
/ɜː/ Аналогичного звука в русском языке нет. Произносим русские слова "плёл", "цвёл", "мёл", звучание буквы "ё" в этих словах отдаленно напоминает английский звук /з:/. При произнесении этого звука следим, чтобы кончик языка находился у нижних зубов, расстояние между верхними и нижними зубами сохранялось небольшое, губы не растягиваем, добиваемся их нейтрального положения. (средне-открытый, долгий)
/iː/ Отдаленно напоминает русское звучание "ий" в словах "крепкий", "меткий", "редкий". Двухуровневый звук, т.е. звучит неоднородно в начальной позиции и конечной. В начальной позиции язык находится в передней части полости рта, кончик языка касается нижних зубов, средняя часть языка поднята высоко к твердому нёбу, губы несколько растянуты. В процессе произнесения, язык от более низкого и отодвинутого назад положения переходит к более высокой и продвинутой вперед позиции. (закрытый, долгий)
/eɪ/ Немного напоминает русское звучание "эй" в словах "смелей", "веселей", "подогрей". Ядро дифтонга - средне-открытый, краткий гласный звук /е/. После произнесения ядра язык делает легкое движение вверх в направлении звука /ɪ/, не достигая, однако, его полного образования. Нельзя допускать произношения звука типа русского /й/. (дифтонг)
/aʊ/ Немного напоминает русское звучание "ау" в словах "раунд", "баунти". В случае ошибки типа русского
/ау/ следим за тем, чтобы второй элемент звучал безударно и ослабленно. (дифтонг)
/eə/ Ядро дифтонга - английский средне-открытый короткий гласный /e/, второй элемент - безударный английский гласный /ə/. (дифтонг)
/ʒ/ Произносим русский звук /ж/ но при это смягчаем его звучание.
/ʃ/ Произносим русский звук /ш/ но при это смягчаем его звучание.
/j/ Похож на русский звук /й/, но отличается более слабым произношением.
pleasure, treasure, measure, leisure - /ˈpleʒə/, /ˈtreʒə/, /ˈmeʒə/, /ˈleʒə/
should, shake, shame, shirt - /ʃʊd/, /ʃeɪk/, /ʃeɪm/, /ʃɜːt/
yes, yet, you, your - /jes/, /jet/, /ju/, /jə/
world, work, heard, word, bird - /wɜːld/, /ˈwɜːk/, /hɜːd/, /ˈwɜːd/, /bɜːd/
never, ever, fever, river - /ˈnevə/, /ˈevə/, /ˈfiːvə/, /ˈr.və/
sea, eat, beef, these, beans - /siː/, /iːt/, /biːf/, /ðiːz/, /biːnz/
stay, hey, play, hate, game - /steɪ/, /heɪ/, /ˈpleɪ/, /heɪt/, /ɡeɪm/
how, now, about, round, ground - /ˈhaʊ/, /naʊ/, /əˈbaʊt/, /ˈraʊnd/, /ɡraʊnd/
wear, hair, player, repair, theirs - /weə/, /heə/, /ˈpleɪə/, /rɪˈpeə/, /ðeəz/

Ура! Вам предстоит освоить последний блок английских звуков в таблице . А это значит, что совсем скоро вы начнете легко читать транскрипцию английских слов в словаре и начать с ними самостоятельную работу в нашей словотеке, которая создана для того, чтобы вы нарабатывали и расширяли свой словарный запас.

Обратите внимание на произнесение короткого звука /ʌ/, дифтонги, согласные звуки, которые не имеют в русском языке аналогов.

/dʒ/ Аналогичного звука в русском языке нет. Немного напоминает русское звучание "джь". Чтобы не допустить ошибки типа русского "дж", следим за тем, чтобы оба компонента звучали слитно, а не раздельно как в словах "джем", "джаз". Приготовьтесь к произношению русского звука /ч/, но при этом произнесите "джь".
/tʃ/ Напоминает русский звук /ч/, но звучит тверже.
/ʌ/ Произнесите русский звук /а/, но при этом оттяните язык назад, держите рот полуоткрытым, а губы нейтральными. В случае ошибки типа русского /а/ язык следует назад. Английский /ʌ/ звучит более кратко чем русский /а/. (открытый, короткий)
/aɪ/ Немного напоминает русское звучание "ай" в словах "рай", "байкот". В случае ошибки типа русского /ай/ следим за тем, чтобы второй элемент звучал безударно и ослабленно. (дифтонг)
/ɔɪ/ Немного напоминает русское звучание "ой" в словах "бой", "герой". Ядро дифтонга представляет собой нечто среднее между долгим
/ɔː/ и коротким /ɒ/. В случае ошибки типа /ой/ следует сделать первый элемент дифтонга более открытым, а второй элемент ослабить. (дифтонг)
/əʊ/ Аналогичного звука в русском языке нет. Ядро дифтонга близко по звучанию к английскому /з:/. После произнесения ядра язык делает легкое движение вверх и отходит назад в направлении артикуляции [ʊ]. В случае ошибки типа русского /оу/ не вытягиваем губы вперед. При ошибке типа русского /эу/ не растягиваем губы, округляем их. (дифтонг)
/ɪə/ Аналогичного звука в русском языке нет. Ядро дифтонга - короткий гласный /ɪ/. После произнесения ядра язык движется к центру в направлении /ə/. Чтобы избежать ошибки типа русского /иа/ следим, чтобы второй элемент дифтонга звучал ослабленно. (дифтонг)
/ʊə/ Аналогичного звука в русском языке нет. Ядро дифтонга - короткий гласный /ʊ/. После произнесения ядра язык движется к центру в направлении /ə/. Чтобы избежать ошибки типа русского /уа/ не округляем и не выпячиваем губы вперед, следим за тем, чтобы второй элемент дифтонга звучал ослабленно. (дифтонг)

jug, jog, gem, general, jeep - /dʒʌɡ/, /dʒɒɡ/, /dʒem/, /ˈdʒenrəl/, /dʒiːp/
chest, chair, chain, choose, cheap - /tʃest/, /tʃeə/, /tʃeɪn/, /tʃuːz/, /tʃiːp/
why, tie, buy, fly - /waɪ/, /taɪ/, /baɪ/, /flaɪ/
boy, toy, joy, voice, employ - /ˌbɔɪ/, /tɔɪ/, /dʒɔɪ/, /vɔɪs/, /ɪmˈplo.ɪ/
near, dear, beer, here, gear - /nɪə/, /dɪə/, /bɪə/, /hɪə/, /ɡɪə/
pure, sure, tour, cure, lure - /pjʊə/, /ʃʊə/, /tʊə/, /kjʊə/, /lʊə/
cup, nut, mug, sun, bud - /kʌp/, /nʌt/, /mʌɡ/, /sʌn/, /bʌd/


Поздравляю вас с успешным освоением английских звуков в таблице ! Теперь вы можете переходить к освоению второй ступени в изучении английской фонетики. А именно, выучить правила словесного ударения, правила связки и редукции звуков, о которых будет рассказано в нашей следующей статье

Согласные английского языка классифицируют по следующим принципам:

  • место и активный орган артикуляции
  • тип преграды
  • способ образования шума
  • количество шумообразующих преград
  • работа голосовых связок
  • сила произнесения.

Губные согласные

В зависимости от того, какие подвижные и неподвижные органы речи участвуют в артикуляции звука речи, согласные делятся на губные, язычные и гортанные.

Губные согласные могут быть

  • губно-губными , артикулируемыми обеими губами – [w], [m], [p], [b] и
  • губно-зубными , произносимыми нижней губой и верхними зубами – [f], [v].

Язычные согласные

Язычные согласные распадаются на переднеязычные, среднеязычные и заднеязычные.

Переднеязычные согласные могут быть

  • межзубными (предорсально-зубными) – [θ], [ð] (поверхность передней части языка образует неполную преграду с верхними зубами);
  • апикально-альвеолярными – [t], [d], [n], [l], [s], [z], [∫], [ʒ], , (передний край языка поднят к альвеолярной дуге);
  • какуминально-заальвеолярными – [r] (передний край языка поднят вверх и слегка загнут к заднему скату альвеол).

В среднеязычных согласных преграда образуется поднятием средней части языка к твёрдому нёбу. Так артикулируется единственный в английском дорсально-палатальный звук [j].

Заднеязычные согласные артикулируются поднятием задней части языка к мягкому нёбу – [k], [g], [ŋ]. Это дорсально-велярные звуки.

Гортанный согласный

Единственный в английском языке гортанный звук [h] образуется в гортани: выдыхаемый поток воздуха с лёгким шумом трения проходит через суженную голосовую щель, голосовые связки не вибрируют, органы речи в надгортанных полостях занимают положение, необходимое для произнесения следующего за гортанным согласным гласного звука.

Смычные/щелевые согласные

По типу шумообразующей преграды согласные подразделяются на смычные, при произнесении которых в ротовой полости образуется полная преграда, и щелевые, при артикуляции которых в ротовой полости образуется неполная преграда.

Смычные согласные: [p], [b], [t], [d], [k], [g], [m], [n], [ŋ], , .

Щелевые согласные: [f], [v], [θ], [ð], [s], [z], [∫], [ʒ], [h], [w], [l], [r], [j].

Шумные согласные

Как смычные, так и щелевые согласные могут быть шумными и сонантами.

Смычные шумные согласные подразделяются на взрывные и аффрикаты . При произнесении взрывных согласных полная преграда размыкается, воздух выходит из ротовой полости, производя шум взрыва: [p], [b], [t], [d], [k], [g]. Аффрикаты представляют собой звуки, в которых происходит тесное слияние смычного начала с фрикативным отступом. Размыкание органов речи, образующих полную преграду, происходит плавно, звуки артикулируются 1 усилием: , .

Фрикативные согласные

При артикуляции щелевых шумных согласных (фрикативных) воздух выходит через узкую щель, при этом создаёт шум трения. Форма щели может быть плоской, как в [f], [v], или круглой, как в [s], [z]. Фрикативные согласные: [f], [v], [θ], [ð], [s], [z], [∫], [ʒ], [h].

Носовые сонанты

Смычные сонанты являются носовыми. В ротовой полости образуется полная преграда, мягкое нёбо опускается, и воздух выходит через носовую полость. Носовые сонанты: [m], [n], [ŋ].

Ртовые сонанты

Щелевые сонанты являются ртовыми. Они подразделяются на срединные сонанты, при образовании которых боковые края языка подняты и касаются боковых зубов, а воздух выходит вдоль центральной части языка – [w], [r], [j], и боковые , при произнесении которых передний край языка поднят к альвеолам и касается их, а боковые края опущены, воздух выходит через боковые проходы – [l].

1/2-фокусные согласные

Большинство английских согласных – 1-фокусные, так как имеют одно место образования, т.е. 1 шумообразующий фокус. Однако в ряде случаев в дополнения к главной, шумообразующей преграде наблюдается вторая преграда, придающая звуку дополнительный оттенок. Такие согласные – 2-фокусные. Второстепенная или дополнительная преграда может быть образована поднятием средней части языка к твёрдому нёбу. В таком случае звук приобретает мягкий оттенок. Это второй средний фокус в звуках [∫], [ʒ], , и в так называемом «светлом» варианте звука [l]. Если вторичная преграда образуется поднятием задней части языка к мягкому нёбу, то создаётся акустический эффект веляризации, звук приобретает твёрдый, несмягчённый оттенок. Это второй задний фокус, наблюдаемым в звуках [w], [r] и в так называемом «тёмном» варианте звука [ł].

Звонкие/глухие согласные

По наличию/отсутствию вибраций голосовых связок согласные бывают звонкие, сопровождаемые колебаниями голосовых связок, и глухие, при произнесении которых голосовые связки пассивны и не вибрируют. К первым относятся звонкие шумные согласные и сонанты, ко вторым – глухие шумные согласные.

Сильные/слабые согласные

В английском языке глухие согласные произносятся энергично, они называются сильными. Звонкие английские согласные сопровождаются слабой мышечной напряжённостью, они называются слабыми. В русском эти различия несущественны.

English Joke

Mrs. Herman from London was visiting some friends in Florida when she saw a little old man rocking merrily away on his front porch. He had a lovely smile on his face. She just had to go over to him.
«I couldn’t help noticing how happy you look. I would love to know your secret for a long and happy life.»
«I smoke four packets of cigarettes a day, drink five bottles of scotch whiskey a week, eat lots and lots of fatty food and I never, I mean never exercise.»
«Why, that’s absolutely amazing. I’ve never heard anything like this before. How old are you?»
«I’m twenty six,» he replied.

Привет всем заботливым педагогам и родителям!

Как я и обещала, выкладываю таблички по правилам чтения согласных в английском языке (Первая часть — правила чтения гласных — находится ) . К каждой таблице приложена аудио запись с озвучиванием, а также комментарий по правилам.

Изучайте и обучайте с удовольствием!

Чтение согласных букв Cc-Gg-Rr-Ss

Комментарий к таблице: Буква C может читаться двумя способами — и все зависит от того, какая буква за ней следует. Из таблицы можно заметить, что перед гласными i, y, e она читается по алфавитному . В остальных случаях — как [k] .

Буква G также имеет 2 варианта чтения: как в алфавите (перед i, y, e ) и как [g] — во всех остальных случаях . НО! Здесь нужно обратить внимание ребенка на исключения , которыми являются очень ходовые слова (они идут в третьей колонке!) . Их правильное чтение необходимо просто запомнить.

Буква R может читаться, а может не читаться в словах. И здесь можно вывести такую закономерность: в начальной позиции и в позиции после согласной она читается. В остальных случаях она является слогообразующей и попросту не произносится — это позиции в конце слова, перед немой e и перед согласной.

Буква S имеет 3 способа чтения в английском языке. Как [s] — в начале слов, перед согласными, после глухих согласных в конце слов. Как [z] — в позиции между гласными или после звонких согласных в конце слов. Как шипящая — в двух словах, которые стоит запомнить.

Чтение согласных букв Ww-Hh-Kk

Комментарий к таблице: Буква W может как читаться, так и не читаться в английском языке. Будет читаться — перед различными гласными (первый столбец) и в сочетании с буквой h перед разными гласными кроме o (третий столбец). Не будет читаться — в начальной позиции перед согласной r и в сочетании с буквой h перед гласной o (средний столбец).

Буква H читается в большинстве английских слов. Но есть некоторые исключения (их я привела в правом столбце), которые просто необходимо запомнить.

Буква K тоже читается в большей части английских слов. Но слова в правой колонке (где она не читается) стоит запомнить.

Имейте в виду, что данные правила чтения адаптированы для детей, поэтому они урезаны (например, здесь нет правил чтения сочетания согласных, но я просто не стала повторяться, так как их уже упоминала ). Но даже такие правила могут показаться ребенку сложными и трудными к запоминанию.

Мой совет:

  1. Выучите слова из данных таблиц — ведь я выбрала самые ходовые!
  2. Просто больше читайте с ребенком!
  3. Пройдите мой . Он полон ярких картинок, озвучен, и его можно скачать и распечатать для удобства.

Практика. Буквы Cc-Gg-Rr-Ss

Практика. Буквы Ww-Hh-Kk

Надеюсь, вам понравились материалы, дорогие мои посетители и постоянные читатели.

P.S. Пожалуйста, делитесь ими в своих любимых социальных сетях: Чем большему количеству людей я смогу помочь ⇒ тем довольнее я буду ⇒ тем больше новых и полезных материалов смогу создавать для вас ⇒ тем успешнее станете вы!!!

По-моему, неплохая идея, да?))