Пассажирский автотранспорт

8 самонаблюдения в опытах монтеня. Мишель Монтень: Опыты

К ЧИТАТЕЛЮ

Это искренняя книга, читатель. Она с самого начала предуведомляет тебя,
что я не ставил себе никаких иных целей, кроме семейных и частных. Я
нисколько не помышлял ни о твоей пользе, ни о своей славе. Силы мои
недостаточны для подобной задачи. Назначение этой книги - доставить
своеобразное удовольствие моей родне и друзьям: потеряв меня (а это
произойдет в близком будущем), они смогут разыскать в ней кое-какие следы
моего характера и моих мыслей и, благодаря этому, восполнить и оживить то
представление, которое у них создалось обо мне. Если бы я писал эту книгу,
чтобы снискать благоволение света, я бы принарядился и показал себя в полном
параде. Но я хочу, чтобы меня видели в моем простом, естественном и
обыденном виде, непринужденным и безыскусственным, ибо я рисую не кого-либо,
а себя самого. Мои недостатки предстанут здесь как живые, и весь облик мой
таким, каков он в действительности, насколько, разумеется, это совместимо с
моим уважением к публике. Если бы я жил между тех племен, которые, как
говорят, и по-сейчас еще наслаждаются сладостной свободою изначальных
законов природы, уверяю тебя, читатель, я с величайшей охотою нарисовал бы
себя во весь рост, и притом нагишом. Таким образом, содержание моей книги -
я сам, а это отнюдь не причина, чтобы ты отдавал свой досуг предмету столь
легковесному и ничтожному. Прощай же!

Де Монтень

Первого марта тысяча пятьсот восьмидесятого года.

КНИГА ПЕРВАЯ

РАЗЛИЧНЫМИ СРЕДСТВАМИ МОЖНО ДОСТИЧЬ ОДНОГО И ТОГО ЖЕ

Если мы оскорбили кого-нибудь и он, собираясь отметить нам, волен
поступить с нами по своему усмотрению, то самый обычный способ смягчить его
сердце - это растрогать его своею покорностью и вызвать в нем чувство
жалости и сострадания. И, однако, отвага и твердость - средства прямо
противоположные - оказывали порою то же самое действие.
Эдуард, принц Уэльский , тот самый, который столь долго держал в
своей власти нашу Гиень , человек, чей характер и чья судьба отмечены
многими чертами величия, будучи оскорблен лиможцами и захватив силой их
город, оставался глух к воплям народа, женщин и детей, обреченных на бойню,
моливших его о пощаде и валявшихся у него в ногах, пока, подвигаясь все
глубже в город, он не наткнулся на трех французов-дворян, которые с
невиданной храбростью, одни сдерживали натиск его победоносного войска.
Изумление, вызванное в нем зрелищем столь исключительной доблести, и
уважение к ней притупили острие его гнева и, начав с этих трех, он пощадил
затем и остальных горожан.

Мишель Монтень – это французский философ эпохи Возрождения. Но стали бы изучать очередного философа эпохи Возрождения, если бы он просто (или сложно) любил свою мудрость в богатом поместье, придворном салоне или столичном особняке? Наверное, он обогатил мир чем-то большим, нежели витиеватыми словопрениями. Это «что-то» теперь далековато от философии и знакомо нам со школьной скамьи. Первые муки слова, первый белый лист, зияющий пустотой, неразрывно связаны с эссе, которое у нас прозвали «сочинением-рассуждением». Его то и создал автор, написав сборник подобных произведений под названием «Опыты».

Начнем с того, что Мишель Монтень (а не Марсель, не путайте), вопреки расхожему мнению, не имеет отношения к художественной литературе. Он ввел в обиход жанр эссе, написав целый сборник эссеистики. «Опыты» - подробный дневник мысли философа, которая охватила и оценила многие явления, проблемы и события эпохи. Автор выказал свое личное отношение к происходящему.

Эти эссе - нечто большее, чем рефлексия. Их автор - натура незаурядная, тонкая и образованная, мыслитель, усвоивший лучше иных гуманистов уроки античной философии. Он познает самого себя (подчеркивая, что миссия невыполнима) с целью познать весь мир. Движения своей души он обязательно проверяет аналитическим умом, мудростью, почерпнутой из ученых трудов, опытом, приобретенным с годами. Произведение стало одной из лучших книг о человеке позднего Возрождения и человеке вообще. Писатель утверждает, что люди воплощают в себе всю божественную природу. Это утверждение разительно отличается от средневековых взглядов на личность, согласно которым любимое творение Божие порочно и виновато перед ним (первородный грех). У каждого из нас, как считал эссеист, свой жизненный путь и возможность управлять им. Конечно же, в средние века считалось, что судьбы вершит божественное предопределение. Публицист пошел против условностей, не побоялся сказать новое слово.

Монтень удерживает себя от морализаторства (а это нелегко в условиях, когда господствуют средневековые нравы). Его мнение не выглядит как априорная истина, он всегда предоставляет читателю судить и размышлять. Он оказался прав: его книга понравилась даже французскому обывателю. Сборник приобрел широкую известность. Его новаторство проявляется в искренности рассказчика и бесстрашии его самонаблюдения. Читатель узнает писателя ближе, чем многих реальных знакомых.

Жанр

В творчестве Монтеня размываются жанровые границы: эссе стоит на стыке художественной литературы и документалистики. По сути, автор лишь размышляет, дает свои критерии оценки того или иного явления. Едва ли такой мыслительный процесс можно приравнять к фантазии, что составляет художественный вымысел. Философ не придумывает яркую оболочку для своих сентенций, не разыгрывает театральное действо, где один из героев говорит то, что, по мнению творца, нужно делать. Он пишет серьезно, но при этом так просто, так понятно, что читателю становится ясно: без магии творчества здесь не обошлось. Человек, написавший «Опыты» – не только мыслитель, но и писатель, и сегодня, наверное, он стал бы звездой нон-фикшна.

Он не только смело рассуждает, он рискнул выставить на всеобщее обозрение свой психологический портрет. Жанр «Опытов» Монтеня — эссе, что отличается от других форматов тем, что личность рассказчика выражена ярко, текст не обособлен от авторского «Я». Это очень эмоциональный вид литературного творчества. Публицист сделал гигантский скачок от средневековой безликости, анонимности к экспрессивной подаче своей точки зрения.

Композиция

Сборник «Опыты» состоит из 4 томов. Каждое эссе посвящено отдельной теме, поэтому ориентироваться в книге несложно. Её можно сравнить с творением Лукреция «О природе вещей». Просто, Монтень, в отличие от него, пишет понятным языком. Его сочинения воплощают жанровую свободу, характерную для «зари» эпохи Возрождения. Рассуждения состоят из двух частей:

  • изложение проблемы (теория)
  • пример, иллюстрирующий проблему (практика)

Тематика

По происхождению Монтень - дворянин, получил классическое образование, работал в парламенте. Однако в 38 лет он решил полностью изменить свой уклад жизни. Закончил все дела и уединился в родовом замке близ Бордо и прожил там до конца своих дней. Каждый день он писал небольшие заметки. Ему было, о чем поразмышлять, как-никак, за плечами был солидный жизненный опыт. Тематика сборника эссе «Опыты» самая широкая: от глубоких философских вопросов до бытовых неурядиц.

Новый взгляд на человека как на существо динамично развивающееся, о котором нельзя составить устойчивое и единообразное представление, рождает необходимость новых литературных форм, новых приемов изложения. Автор в себе самом акцентирует непостоянство, склонность к колебаниям, размышляет над зависимостью своих решений от внешних обстоятельств - короче, он подмечает такие душевные состояния, мимо которых проходила предшествующая литература. Утончается инструментарий психологического анализа, публицист как бы показывает внутренний мир личности, предельно крупным планом. Хотя к имени Бога он обращается достаточно часто, люди у него больше не руководствуются догматами церковной морали.

Монтеню-гуманисту наилучшим жизненным принципом представляется следование закону природы, соблюдение предписанной ею меры. Автор в духе Возрождения прославляет ценность повседневной жизни, а не загробной.

Главная мысль

Автор сборника «Опыты» – скептик. Он признает, что человеком движет эгоистическое стремление «жить в кайф», как поет небезызвестный Макс Корж. Он признает и…не порицает этого, а доказывает справедливость такой позиции. На формирование мировоззрения философа сильное влияние оказали античные мудрецы Эпикур, Сенека, Плутарх, которые полагали, что высшая цель – достижение счастья. Если в средние века за норму принималась аскеза, то в античности наслаждения являлись основополагающей ценностью. М. Монтень доказывает, что только эгоист может создать гармонию внутри себя, ведь невозможно одинаково остро воспринимать и свои беды, и чужие. Иначе печалям не будет конца, а ведь личность рождена, чтобы быть счастливой. Именно поэтому мыслитель отодвигает нравственность на второй план, полагая, что бесконечное следование навязанным нравственным установкам делает из последователя либо лицемера, либо раба. Всякое насилие над своей природой во имя отвлечённой идеи долга казалось ему лишенным смысла надругательством над собой.

Я живу со дня на день и, говоря по совести, живу только для самого себя

Так зачем же тогда познание, если оно несовершенно и «миссия не выполнима»? Надо просто наслаждаться и выбрать «жизнь в кайф», как подсказывают нам апологеты массовой культуры. Но де Монтень углубился в изучение феномена счастья и выяснил, что оно зависит от того, насколько человек преуспел в самокопании. Он должен знать, какой род деятельности приносит ему удовлетворение, какой образ жизни ему подходит, иначе говоря, что есть счастье конкретно для него? Надо определить не только свои склонности, но и антипатии, причины раздражения и печали, болевые точки и наиболее слабые стороны личности. Если стараться избегать их и выбрать максимально подходящую работу, симпатичное окружение, удобное жилье и так далее, то жизнь действительно «осчастливится». Хорошо будет не только такому эгоисту: общество тоже выиграет, когда его члены расположатся по своим местам.

Философия «Опытов» стала чуть ли не божественным откровением для целого поколения художников. Монтень высвободил их талант из-под гнета средневековых условностей и запретов. Многие исследователи отмечают, что в работах Шекспира есть множество отсылок к этому произведению. На них ссылались и гораздо позже: Бэкон, Гассенди, Мальбранш, Боссюэ, Бейль, Монтескье, Дидро, Руссо, Ламетри, Пушкин, Герцен, Толстой и другие мыслители, писатели и публицисты часто цитировали изобретателя эссе, полемизировали с ним или же соглашались с его суждениями.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Прочитав коментарии модус.Я все больше верю в переселение души в новое тело.Спасибо.Удачи Вам.

Оценка 5 из 5 звёзд от viktor 25.05.2017 19:40

модус травками не только лечится, но и курит их.))

Natka-nata 01.01.2016 05:01

опять МОДУС замудохал

Оценка 3 из 5 звёзд от Гость 31.12.2015 04:29

Однако, я не ко всем так категорична. И я знаю хороших лекарей! С одним лично знакома.
Здоровья и болезнь – они противоположны друг дружке между тем идут бок обок эти вечные спутники. Попеременно неся с собой, то наслаждение, то огорчение, сопряженное с известной мерой страдания.

Оценка 5 из 5 звёзд от modus_2005 31.12.2015 01:35

Предмет рассмотрения 3)
Новые болезни возникают от нерадивости докторов.
К медикам следует обращаться в последнюю очередь, ибо, как показывает мой жизненный опыт, в момент лечения одного поставленного врачами диагноза доселе неведомой телу болезни появляются симптомы на новые недомогания.
Я уважаю медицину, как науку – она полезна человечеству, но я не питаю доверия к врачам, которые дают нам те или иные рекомендации к разного рода лекарственным средствам микстурам пилюлям и т.п. ибо их мнение, заверения, утверждение не тождественно и
несогласованно между собой. И даже простой сироп от кашля каждый трактует на свой лад.
Один говорит одно, второй декламирует другое, третий излагает свою теорию, по которой выходит, что он прав, а все вокруг несут полный бред!
У всякого лекаришки найдётся сотня доводов склонить страждущего на свою сторону, а если лекарство не подействовало, а что ещё хуже причинило большой вред организму, тогда виной всему сам пациент: мол, Вы неверно батюшка соблюдали предписания, не выполняли назначенные процедуры...
Врачам-людям надо ещё постичь азы медицинской науки, а не браться за практику не изучив все тонкости этого искусства.
Лично я приветствую лечение нетрадиционной медициной.
Мне по душе травками лечится, чем пичкать себя таблетками.
Отправляясь к врачу, больной доверяет ему, прежде всего свой недуг, чтобы после качественно проведённых манипуляций излечить пораженную область, дав организму естественным путём пойти на поправку.
Животные в этом деле преуспели гораздо больше и веками успешно занимаются «врачебной практикой»!
Кошкам, собакам дар целительства дан природой, заложено в их хрупких жилках благотворное «снадобье».
Моя кошка прелесть! Со мной Маша (так зовут кошку) сидит, столько сколько по её мнению считает нужным. Дозу целительных свойств она отдаёт мне со знанием профессионального лекаря, я ей доверяю гораздо больше, чем докторам-людям.
Маша отлично чувствует меня, моё настроение, где что болит, чувствует малейшее изменение. я на опыте знаю, что мысли материализуются и когда е5го-то захочешь, то постоянно думаешь, думаешь, думаешь об этом.
с животными то же самое - они ловят наши мысли и приходят на выручку. Моя Машутка тому подтверждение!
Когда у моей мамы заболели ноги – она Маша не отходила от них ни на шаг, ночами грела ноги ложилась своим телом на болевые точки. Перемещаясь по ноге, это чувствительно животное, отлично снимала боль, перенося её на себя. Как только боль утихла "грелочка" перестала проводить сеансы выгревания, потому что почувствовала, что всё что от неё зависело она сделала. Ибо, как выяснилось позже, болезнь оказалась не излечимой.
Вся многолетняя практика врачей основана на опытах над кем-то, но не над собой. Хоть раз примени они ново-ведённый метод лечения от какого-то заболевания на себе, то результат потряс бы всю медицинскую коллегию, а больные перестали быть «подопытными кроликами».
При моём состоянии (ДЦП) повышение мышечного тонуса явления не редкое, но причиняющее массу неудобств. Меня показывали ряду специалистов - все разводили руками. Годы шли, а тонус прогрессировал, дойдя до высшей своей точки. Мы обратились за советом к двум нервопатолагам местному и киевскому. Мне порекомендовали одно сильно действующие лекарство, в один голос уверяя: лучше вы не найдёте! Прочитав инструкцию, я пришла в ужас от количества побочных эффектов, однако выбирать не приходилось. Скрепя сердцем приняла первую дозу порошка… Результат на лицо! Улучшения, конечно, ни на грамм, зато через неделю полторы возникло явное ухудшение в области живота. Травя себя «супер» таблетками чуть не угробила себе желудок.
Только наивный верит тому будто бы и в аспирине не содержится вредоносной субстанции.

Оценка 5 из 5 звёзд от modus_2005 31.12.2015 01:34

Предмет рассмотрения 2)
Мы на Земле всего лишь гости...
***
Земля – чудесная страна!
Земля – восторгами полна!
Земля! Как сказка наяву!
Земля – на ней теперь живу!
Земля! Не уходи, постой!
Земля! Побудь ещё со мной!
Земля! Кричу, зову, но нет!
Увы! Земли уж следа нет...
В иные берега отправилась душа моя...
________________________________________________________
Я люблю жизнь и хочу жить вечно не этой планете, увы - это невозможно.
Я бы хотела, чтобы жизнь не кончалась, чтоб всегда продолжалась для тех, кто хочет жизни вечной на Земле, как я.
Отбросим в сторону все анатомические хитрости, которые раскрывают тайны человеческого тела и оно показано, как на ладони, говоря медицинским языком под рентгеном. Пойдем дальше.
В детстве меня занимал вопрос: кто и как управляет нашим телом? Неужто, части тела сами приходят в движения, ходят, разговаривают, думают… Позже окунаясь в упоительную страну знаний я нашла ответы на многие, многие вопросы. Узнала также про анатомическую сторону человеческого естества, но научные объяснения не полностью удовлетворили моё естественное любопытство. И не мудрено! Пытливость присуща нам от рождения.
Ибо такова потребность разумных существ – тяга к познанию, от досужих сплетен до чего-то глубокого, высокого, вечного.
Что до меня, то мне чужды сплети, я не любопытна, но я любознательная.
Зарождение и развитие различных форс жизни претерпела ряд этапов эволюции, все они прямым или косвенным путём обозначились на наземных цивилизациях. Не говоря уже о подземных отдельно взятых мирах.
Предела чего-либо нет. Понятия «предел» есть ни что, иное, как ограничение в чем-либо, за грань которого не позволяет ступить малый потенциал, воспитание, скромность, недостаточное накопление материальных средств… Те, кто всё же осмелился выйти за пределы мыслимого, приобрёли статус гениев-изобретателей. Осуществляя свои дерзновенные мечты – они внесли существенный вклад в развитие и культуру человечества. Корабли, велосипед, паровоз, машина, телефон, холодильник и т.д. и т.п. Все эти вещи в известной степени улучшили и украсили житие-бытие человеческого детёныша.
Прискорбно, что наравне с полезным в руках людей стали появляться совершено не нужные ужасные, губительные, убийственные орудия – одно их таких носит название атомная бомба.
Однако не всё подвластно нашему разумению, не все катастрофы способны мы отвратить от себя или хотя бы, не впасть под их наплыв. Несомненно, и то, что существует великое множество вещей, которые нам не понятны и с точки зрения науки необъяснимы. То, что наука не в состоянии пояснить – она обозначает такими понятиями как «аномалия», «феномен», «фантом». Духовный мир – эту почти невесомую материю, что находится, в нас нельзя измерить простой аномалией. Тонкая божественная нить, связывающая телесное и духовное говорит о том, что – она душа управляет телом. Когда ткани стареют, отмирая, не порождают более молодые и здоровые, то душе незачем оставаться подле. Она покидает телесную оболочку, в которой пребывала ровно положенный ей срок. Тот, Кто вселяет в живой организм душу, Тот насыщает его разумом. В сущности, душа есть уникальная форма разума.
Жизнь после смерти не останавливается – она переходит в новый этап.
Завершая на Земле миссию свою, душа человека покидает бренное тело и отправляется в дальнее странствие
Жизнь же на Земле продолжатся для новых и новых поколений людей, но для одного человека она рано или поздно заканчивается, но его душа живёт вечно.

Оценка 5 из 5 звёзд от modus_2005 31.12.2015 01:32

Одаренность этого человека не подлежит сомнению, его скромность достойна его самого, а стиль письма его заставляет вникнуть, постичь и переосмыслить самые волнующие моменты нашей жизни.
Писать может любой из нас, но создавать, что-то поистине гениальное и в тоже время постое, близкое и понятно каждому из нас, дано не всем, но лишь избранным.
Автор сих трудов пребывал в полной уверенности в том, что его Опыты просуществуют недолго и в скором времени о них не вспомнят даже те, кто был в приятельских отношениях с их создателем..
Но вопреки скептическим прогнозам последнего гуманиста предсказание его не сбылись.
И по сей день «Опыты» издаваемы и читаемы!
Проходят дни сменяются нравы, обычаи, устои народов и целых держав. Старые правители государств уходят, на их смену приходят более современные, более дерзкие, более амбициозные, более алчные приемники. Но в суматохе не счисленных стремительных часов «Опыты» Монтеня не устаревают, не утрачивают своей целостности своей мудрости, ибо написаны они исходя из собственных наблюдений, и касаются вещей, с которыми, так или иначе, сталкивает нас судьба
Вода камень точит. Ум же упражняет мысль, оттачивая и совершенствуя её.
Монтеневские произведения, как нельзя более подходят для развития и продолжения мысли как для людей сведущих в различных сферах знаний, так и для тех, кто не занимается бурной научной деятельностью. Это книга для различного типа населения от высокопоставленного чиновника, до простого и уважаемого гражданина.
Что касается меня, то я придерживаюсь такого правила: знай изречения мудрецов стародавних, но имей своё суждение обо всём.
Во время чтения мысленно я вела «беседу» с книгой, вернее сказать «диалог» с Монтенем. Прочитанный материал дал мне почву для собственных измышлений и воззрений, по сути – они и составляют мой ответ на философские изречения Мишеля Эйкема де Монтеня обращённые к читателям.
Разумеется, свои размышления я не считаю умудрёнными, я лишь описываю то, что скопилось в душе.
Для меня нет ничего лучше, как открыть чистый лист бумаги и на нём излагать сложившееся мнение о том, или ином обстоятельстве.
Предмет рассмотрения 1)
Мученические ощущения.
Боль сама по себе злом не является, ибо она есть состояние физическое или душевное. Войдя в болезненное состояние существа, переносят его по-разному, каждый старается избавить себя от болевого дискомфорта.
Страдания исходят исключительно от племя под названием человек.
Телесные недуги, бичевания путём принуждения, всяческого рода истязания и прочие виды боли человек сносить покуда хватает сил. В категорию «невыносимой» боль попадает лишь в двух случаях: первый случай, когда стерпеть её выше сил при этом человек падает в обморок, обострённость чувств исчезает на короткий период времени. Второй более печальный случай, когда тело не выдерживает подобных мук и душа его отлетает на небеса.
Всякое нанесенное негативное влияние, любое отрицательное давление обернётся против тебя. Остаётся пожелать: будьте благоразумны в поступках своих, люди! Докажите, что вы самые разумные существа на планете Земля. Увы! «агитировать» разум людской пропагандистскими речами и уговорами не причинять вред, а вместе с ним и боль ни себе, ни другим занятие бесполезное и обречено на провал.
Нет, никто меня не слышит, но если кто услышал отдельные фразы, берутся за животики и хохочут до упадка сил, до того весёлым кажется им мой призыв. Что ж убеждать не стану. У меня нет намерения
кого-то убеждать, моё дело рассказать о своей точке зрения. Продолжу. Ах, человек, человек – он вечно стремится к высотам. Оседлав честолюбие, но, не удержавшись в седле самодовольства, выпустив удила эгоизма – он под оглушающие звуки какофонии приземляется на осколки разбитых чаяний.

Все хуже и хуже обстоят дела с раскрываемостью преступлений в Арастенском королевстве. Катастрофически не хватает судебных магов! В такой ситуации Флоссия Наррен, потомственный судебный маг, просто не может остаться в стороне. Десять лет назад она была вынуждена покинуть Арастен. Ведь тогда речь шла о безопасности близких людей. Но теперь не время думать о личных проблемах – нужно выполнять долг! И Флоссия с головой погружается в раскрытие множества запутанных преступлений, еще не зная, что ей предстоит встретиться с грозным противником, отыскать потерянную любовь, и наконец избавить королевство от безумного злодея, который… Впрочем, это пока секрет!

Случай из практики. Возвращение

Глава 1. Возвращение

Зима в этом году выдалась снежная и морозная. Путешествие мое вместо предполагаемых десяти дней растянулось на две дюжины. Я, впрочем, никуда особенно не торопилась.

Два дня пришлось провести на постоялом дворе – ехать дальше не было никакой возможности, поскольку снежная буря разыгралась не на шутку. Кого-то другого бессмысленное сидение на одном месте буквально в нескольких вессах от цели, возможно, вывело бы из себя, но, повторюсь, я не торопилась. На постоялом дворе было тепло, кормили отлично, а кроме того, сыскались попутчики. Небольшой торговый обоз также направлялся в столицу. Впрочем, обоз – это громко сказано, в нем было всего-то три груженые повозки, трое же возчиков, пятеро охранников, ну и сам хозяин, разумеется. Он не возражал против того, чтобы я присоединилась к ним, ну а мне хотелось въехать в город незамеченной. А скрываться, как известно, удобнее всего в толпе. Положим, девять человек, не считая меня, не такая уж большая толпа, но обоз обычно вызывает меньше интереса, чем одинокий путник без багажа.

Сидеть наверху было скучно, я спускалась в общий зал, курила, прислушивалась к разговорам: в основном возчики и купеческие подручные рассказывали о своих похождениях, но иногда это бывало забавно.

В этот раз я, кажется, задремала, а разбудил меня громкий разговор.

– А тут я ему и говорю – я один сделаю! – услышала я краем уха. Около соседнего стола собралось несколько человек, молодой парень что-то воодушевленно рассказывал, бурно жестикулируя. – А он мне – делай, тогда заплачу втрое! Ну, я пошел…

– Ну, всё, – хмыкнул бородатый мужчина, сидевший рядом со мной, – погнал вороного…

– Это вы к чему? – лениво поинтересовалась я из вежливости. Все, запертые в этих стенах бураном, отчаянно скучали, отчего же не поговорить?

– Да присказка такая, госпожа, – хмыкнул он. – Значит, врать взялся. В наших краях так говорят.

– Это в каких же? – спросила я.

– Да в Азоле, – ответил мужчина. – Я-то уж давно в Арастене, а присказки – дело живучее, никак не избавишься!

– И за что же вороные так пострадали? – фыркнула я. Азоль? Ах да, маленькое княжество на восточном рубеже Арастена. Говор у моего собеседника в самом деле казался непривычным – раскатистое "р", долгое "а". Акцент был не слишком явно выраженным (впрочем, он ведь сказал, что давно в Арастене), но явным.

– Сам не знаю, – пожал плечами мужчина и со вкусом затянулся. Трубка у него была знатная – длинная, изогнутая, на юге такие в большой моде. – Примета вроде такая еще есть: рыжие кони к радости снятся, белые – к печали, а вороные – к обману. Это старух надо спрашивать, а я-то что знаю? Ну вот, и говорят, если кто враками увлекся – "вороного погнал". А если кого облапошили – тот "вороного оседлал".

– Надо же, как забавно, – улыбнулась я, и беседа наша на этом прекратилась сама собою. Мужчина нашел себе более словоохотливого собеседника, а я решила, что пора ложиться спать.

Люблю такие случайные разговоры: нет-нет, а узнаешь что-нибудь любопытное. Хотя присказка мне эта вовсе ни к чему…

Назавтра буран немного утих, и стало возможно отправиться в дорогу. Моя лошадь плелась нога за ногу, утопая в снегу, повозки тоже еле тащились. Ветер хлестал в лицо ледяной крошкой, так что я вынуждена была замотать голову длинным шарфом. Моему примеру вскоре последовали и попутчики, так что все мы стали неотличимы от жителей северных островов. Я в особенности, поскольку направлялась в столицу прямиком оттуда и даже не сочла нужным сменить тамошнюю одежду на принятую в здешних краях.

После полудня, когда до столицы оставалось не более пары часов езды, ветер немного унялся, снег прекратился. Впрочем, разматывать шарф я не стала – лицо совсем обветрится… К тому же, так меньше была вероятность, что моя запоминающаяся физиономия привлечет чье-то внимание в городе. Мне не хотелось бы, чтобы о моем прибытии узнали раньше, чем я сама захочу о нем сообщить, а всем глаза не отведешь.

– Кто это там? – привстал вдруг в стременах один из охранников.

– Успокойся ты, – остановил его второй, постарше. – Чтобы кто в двух шагах от города орудовал, такого не бывало. Да ты посмотри внимательно, это ж военные…

– Иные военные сами почище разбойников будут, – проворчал первый, но дергаться перестал.

Я прищурилась на неожиданных попутчиков. С ответвления дороги на тракт свернуло около десятка всадников. Точно, военные, причем не простые солдаты, а королевские гвардейцы, форма их мне отлично знакома. Выглядели они изрядно потрепанными, а лошади их – очень усталыми. Любопытно, откуда это едут сии достойные представители племени вояк? Усмиряли кого-то? Но почему тогда королевские гвардейцы, а не просто армейцы, да еще в столь малом количестве? Или выполняли какое-то особое поручение? Вполне может быть…

Один из гвардейцев, предводитель, привлек мое внимание. Вернее, я обратила внимание на его уверенную посадку и манеру управлять лошадью: одними коленями, почти не прикасаясь к поводьям. Таких всадников я всегда уважала. Его рослый буланый жеребец чарремской породы выглядел не таким заморенным, как лошади остальных гвардейцев, и довольно бодро рысил вперед.

Гвардейцы, против ожидания, дождались нас, придержав лошадей. Хозяин обоза, представительный пожилой мужчина с окладистой бородой, выехал вперед и, поравнявшись с гвардейцами, весьма учтиво приветствовал их предводителя. Я, из вечного своего любопытства, пришпорила лошадь, чтобы оказаться поблизости.

– Вы направляетесь в столицу или проездом в наших краях? – поинтересовался гвардеец на буланом жеребце. Из-за снега было не разобрать знаков отличия.

– В столицу, – важно кивнул купец. – Вот, кое-что на продажу имеется, господин.

– Хорошо, – коротко кивнул гвардеец. Голос у него оказался хриплый и простуженный, лицо, как у всех остальных, скрыто шарфом. Я, наконец, разглядела нашивки – капитан, надо же. Не такой уж малый чин для гвардии! – Надеюсь, вы не будете возражать против нашего общества?

– Ни в коем случае, – поспешил заверить купец. – Это большая честь для нас, господин. Мои люди, я уверен, будут рады, что наш скромный обоз будут сопровождать славные гвардейцы Его величества…

Книга «Опыты» Мишеля де Монтеня представляет собой своеобразный сборник философских размышлений. Автор излагает свои мысли о самых разных темах, которые тревожили его разум. Он будто хочет увидеть всё, что происходит в глубине человеческой души, разобрать её по частям и каждой части дать название и объяснить всё то, что в ней происходит.

В книге затронуты такие темы, как душа и тело человека, отношения с самим собой, отношения мужчины и женщины. Монтень рассуждает также о дружбе и любви, воспитании, положительных качествах и чувствах. Не обходит стороной он и пороки, страсти, которым постоянно подвергается человек и идёт у них на поводу. Философ размышляет о знаниях и получении определённого объёма информации. Говорит о богатстве и власти, рассуждает о государстве. Также он задумывается о жизни и смерти, а эта тема также волнует очень многих.

Когда читаешь книгу, кажется, что сам автор не смог создать определённую структуру повествования. Он будто просто писал заметки, иногда что-то добавляя спустя некоторое время. Автор размышлял и приходил к каким-то выводам, а уже чуть позже находил для себя иной ответ. Монтень приводит не только свои мысли, но и цитирует труды античных философов, подкрепляя свои суждения. Примечательно то, что несмотря на огромную разницу во времени, это всё остаётся значимым и сейчас. Темы, которые тревожили античных мыслителей, а затем Монтеня, жившего в 16 веке, и по сей день остаются волнующими и популярными. Во время чтения создаётся ощущение, что ты беседуешь с близким другом, который даёт тебе пищу для размышлений и обогащает душу.

На нашем сайте вы можете скачать книгу "Опыты" Мишель де Монтень бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.