Работа водителем и машинистом

Автодром как правильно делать упражнения экзаменационные. Заезд задним ходом в бокс (гараж) на автодроме

В этой статье мы рассмотрим один из способов выполнения экзаменационного упражнения Заезд задним ходом в бокс (гараж).

Порядок выполнения упражнения заезд задним ходом в бокс (гараж)

1. Начинаем упражнение от линии СТАРТ, двигаемся параллельно линии стоек АВ по возможности ближе к ней.

Когда стойка А поравняется с первой третью окна (на другом автомобиле ориентиром может быть зеркало), останавливаемся (как и на упражнении , при достижении определённой сноровки, на промежуточных этапах выполнения можно не останавливаться).


2. Поворачиваем руль в крайнее левое положение, двигаемся с малой скоростью, не пересекая линию конусов EF , останавливаемся.


3. Смотрим в боковые зеркала заднего вида, определяем, с какой стороны расстояние от боковой линии автомобиля до первых стоек больше. В сторону большего расстояния необходимо будет повернуть колёса.


В нашем случае расстояние от правой стойки В больше, стойку А в левом зеркале мы совсем не видим.


4. Поворачиваем руль в крайнее правое положение, медленно двигаемся назад, когда расстояния от боковых линий автомобиля до первых стоек справа и слева будут одинаковы, останавливаемся.


Рис. 5

Если начальная позиция, показанная на рис.2 была удачной, то линия стоек АС (и BD ) будет параллельна линии кузова.


Делаем колёса прямо, двигаемся назад, пока передний габарит автомобиля не пересечёт линию стоек АВ , останавливаемся (вспомогательный ориентир — стойка G на уровне кромки окна). Поставить на нейтральную передачу и на ручник.


Рис. 6

Если начальная позиция оказалась, например, такой,


то при движении в сторону конусов EF , автомобиль окажется в таком положении:


Рис. 8

Расстояние справа больше, значит поворачиваем руль вправо, начинаем движение назад, когда L1 будет равно L2 , останавливаемся.


Рис. 9

Делаем колёса прямо, двигаемся назад, пока заднее колесо не окажется на линии стоек АВ , останавливаемся.


Рис. 10

Смотрим в зеркала, определяем, с какой стороны расстояние от боковин автомобиля до последних стоек С и D , больше в ту сторону и поворачиваем колёса, в нашем случае вправо. Двигаемся назад, пока автомобиль не окажется параллельно линии стоек АС ,


Рис. 11

делаем колёса прямо, заканчиваем упражнение.

С другой стороны, упражнение Заезд задним ходом в бокс (гараж) выполняется аналогично.
Если видите, что не вписываетесь в бокс, можно вернуться к конусам EF и повторить заезд.

Экзаменационные ошибки на упражнении Заезд задним ходом в бокс (гараж)

Грубые ошибки - 5 штрафных баллов

  • Сбил элементы разметочного оборудования или пересёк линию горизонтальной разметки площадки.
  • Не пересёк линию «СТОП» (по проекции переднего габарита ТС).

Средние ошибки — 3 штрафных балла

  • Не смог въехать в бокс при одноразовом включении передачи заднего хода.
  • Не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе.
  • Не включил стояночный тормоз после остановки перед линией «СТОП».

Мелкие ошибки- 1 штрафной балл

  • При выполнении упражнения двигатель заглох.

1.1. Экзамен проводится с целью проверки у кандидатов в водители навыков управления ТС конкретной категории и определения возможности допуска к экзамену в условиях реального дорожного движения либо в случаях, предусмотренных Правилами, вынесения решения о возможности выдачи водительского удостоверения.

1.2. При проведении первого этапа практического экзамена у кандидата в водители проверяются соответствующие действия, умение и навыки:

    пользования органами управления ТС, зеркалами заднего вида;

    трогания с места;

    маневрирования в ограниченном пространстве передним и задним ходом;

    построения оптимальной траектории маневра;

    оценки дистанции, интервала, габаритных параметров ТС;

    переключения передач;

    остановки в обозначенном месте;

    постановки ТС на стоянку параллельно краю проезжей части;

    въезда в бокс задним ходом;

    разворота на 1800 передним и задним ходом в ограниченном пространстве;

    управления одной рукой мотоциклом;

    движения мотоцикла по колейной доске;

    управления мотоциклом на малой скорости;

    движения автопоезда по прямой задним ходом;

    постановки автопоезда задним бортом к платформе.

1.3. Первый этап практического экзамена проводится на закрытой от движения площадке или автодроме (далее - площадка) по комплексам испытательных упражнений для конкретной категории ТС (приложение к Методике проведения первого этапа практического экзамена).

1.4. Комплексы испытательных упражнений содержат:

1.4.1. Для кандидатов в водители ТС категории "А" 3 упражнения:

    упражнение № 1 - "габаритный коридор", "габаритный полукруг", "разгон-торможение";

    упражнение № 2 - "змейка", "колейная доска", "управление на малой скорости";

    упражнение № 3 - "габаритная восьмерка";

Примечание. При приеме экзамена на мотоцикле с боковым прицепом выполняется одно испытательное упражнение, включающее следующие элементы:

    "змейка" (шаг: 5 м, ширина коридора: 5 м);

    "габаритная восьмерка" (наружный диаметр кольца: 8 м, расстояние между центрами колец: 6,5 м);

    "разгон-торможение".

1.4.2. Для кандидатов в водители ТС категорий "В", "С" и "D" 3 упражнения:

а) вариант 1:

    упражнение № 4

    упражнение № 5

    упражнение № 6 - "змейка";

б) вариант 2:

    упражнение № 4 - "остановка и трогание на подъеме";

    упражнение № 5 - "параллельная парковка задним ходом";

    упражнение № 7 - "разворот";

в) вариант 3:

    упражнение № 4 - "остановка и трогание на подъеме";

    упражнение № 6 - "змейка";

    упражнение № 8 - "въезд в бокс".

Вариант, по которому будет проводиться экзамен, устанавливается ежедневно начальником экзаменационного подразделения и объявляется кандидатам в водители непосредственно перед началом практического экзамена.

В случае, когда размеры и оборудование площадки позволяют организовать прием экзамена по всем трем вариантам одновременно, рекомендуется давать возможность кандидату в водители самому определять вариант, по которому будет проводиться экзамен, путем выбора случайным образом одной из трех карточек, на которых указаны номера соответствующих вариантов.

1.4.3. Для кандидатов в водители ТС категории "Е" ("В+Е", "С+Е", "D+Е") 2 упражнения:

    упражнение № 9 - "постановка к платформе задним бортом";

    упражнение № 10 - "прямолинейное движение задним ходом".

1.5. Для адаптации к экзаменационному ТС (в случае, если подготовка проводилась на другом ТС) кандидату в водители предоставляется право осуществить пробную поездку в пределах площадки продолжительностью не более 2 мин. При этом в экзаменационном ТС должен присутствовать его владелец (за исключением ТС категории "А"). Ошибки, допущенные в ходе пробной поездки, не протоколируются и не влияют на результат экзамена.

После выполнения пробной поездки кандидат в водители может заявить о своей неготовности и отказаться от сдачи экзамена.

2. Организация проведения экзамена

2.1. Форма проведения экзамена - индивидуальная. Экзамен может приниматься как от одного, так и от нескольких кандидатов в водители одновременно.

2.2. Первый этап практического экзамена проводится одним из двух методов:

а) один кандидат в водители выполняет в определенной последовательности все упражнения, предусмотренные комплексом. В этом случае кандидат в водители, не останавливая двигатель и не покидая ТС, информирует экзаменатора об окончании выполнения одного упражнения и о готовности к выполнению следующего;

б) несколько кандидатов в водители поочередно выполняют одно упражнение, предусмотренное комплексом, и затем приступают к выполнению следующего упражнения.

Метод проведения экзамена выбирается в зависимости от материально-технического оснащения экзаменационного подразделения, обустроенности и размеров площадки, количества экзаменаторов, экзаменуемых и используемых экзаменационных ТС.

2.3. Последовательность выполнения упражнений, предусмотренных комплексом для конкретной категории ТС, определяется экзаменатором.

2.4. Упражнения №№ 1 - 4 выполняются только на ТС с механической трансмиссией.

Примечание. При проведении экзамена на получение права на управление ТС категории "D" допускается выполнение упражнения № 4 на ТС с автоматической трансмиссией.

2.5. ТС должно соответствовать требованиям ПДД и Основных положений по допуску ТС к эксплуатации.

Исправное техническое состояние ТС должно быть подтверждено соответствующим документом о прохождении государственного технического осмотра.

Перед началом выполнения упражнения ТС должно быть установлено в предстартовой зоне, двигатель - прогрет и остановлен, рычаг коробки переключения передач - в нейтральном положении, стояночный тормоз - включен.

2.6. Экзамен проводится на площадке, удовлетворяющей следующим требованиям:

    площадка должна быть обустроена в соответствии со схемами упражнений (приложение к Методике проведения первого этапа практического экзамена);

    для упражнения № 4 "Остановка и трогание на подъеме" использование колейной эстакады не допускается; наклонный участок должен иметь продольный уклон в пределах 8-16 % включительно;

    покрытие площадки должно быть ровным и однородным;

    коэффициент сцепления колеса с покрытием площадки (в том числе наклонного участка) должен быть не ниже 0,4;

    в случае проведения экзамена в темное время суток освещенность площадки должна быть не менее 20 лк.

2.7. Не допускается проведение экзамена:

    в случае, если ТС не отвечает требованиям, изложенным в пункте 2.5 настоящей Методики;

    в случае, если площадка не отвечает требованиям, изложенным в пункте 2.6 настоящей Методики.

2.8. Контроль при выполнении упражнений осуществляется экзаменатором визуально или с помощью технических средств.

Для оказания помощи при проведении экзамена могут привлекаться представители образовательных, автотранспортных учреждений (предприятий), военных комиссариатов и других организаций (далее - помощник).

3. Порядок проведения экзамена

3.1. Экзаменатор знакомит кандидата в водители с формой, методом, порядком проведения экзамена, системой оценки и предлагает выполнить в определенной последовательности упражнения, предусмотренные комплексом для конкретной категории ТС.

3.2. По командам экзаменатора кандидат в водители занимает место в экзаменационном ТС, осуществляет подготовку к движению и выполняет упражнение.

3.3. При проведении экзамена экзаменатор контролирует ход выполнения задания, ведет хронометраж времени, подает команды кандидату в водители, классифицирует с помощью контрольной таблицы и фиксирует в экзаменационном листе ошибки, суммирует количество набранных кандидатом в водители штрафных баллов и выставляет оценку за выполнение каждого упражнения и экзамена в целом. Экзаменатор обеспечивает соблюдение общих требований безопасности на площадке при проведении экзамена.

Команды кандидату в водители должны подаваться четко и своевременно. При отсутствии возможности подачи команд голосом (нахождение экзаменатора вне зоны старта) экзаменатор может использовать систему условных жестов, значения которых предварительно доводятся до сведения кандидата в водители.

3.4. Экзаменационный лист с результатами экзамена подписывается экзаменатором, а затем - кандидатом в водители.

4. Система оценки

4.1. Итоговая оценка выставляется на основании оценок за выполнение всех упражнений, предусмотренных комплексом для конкретной категории ТС.

4.2. Правильность выполнения задания каждого упражнения оценивается по системе: положительная оценка "ВЫПОЛНИЛ", отрицательная - "НЕ ВЫПОЛНИЛ".

Для каждого упражнения определен перечень типичных ошибок, которые делятся на грубые, средние и мелкие. В соответствии с этой классификацией за совершение каждой ошибки кандидату в водители начисляются штрафные баллы: за грубую - 5, за среднюю - 3, за мелкую - 1.

Контрольные таблицы, включающие перечни типичных ошибок и шкалы штрафных баллов за допущенные ошибки, приведены в приложении к Методике проведения первого этапа практического экзамена.

Оценка "ВЫПОЛНИЛ" выставляется, когда кандидат в водители при выполнении упражнения не допустил ошибок или сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет менее 5.

Оценка "НЕ ВЫПОЛНИЛ" выставляется, когда сумма штрафных баллов за допущенные ошибки составляет 5 или более.

4.3. Итоговая оценка "СДАЛ" за первый этап практического экзамена выставляется, если кандидат в водители получил оценку "ВЫПОЛНИЛ" за все упражнения, предусмотренные комплексом для конкретной категории ТС.

4.4. Итоговая оценка "НЕ СДАЛ" выставляется, если кандидат в водители отказался от выполнения упражнения или получил оценку "НЕ ВЫПОЛНИЛ" за два упражнения из всех, предусмотренных комплексом.

4.5. В случае, если кандидат в водители получил оценку "НЕ ВЫПОЛНИЛ" за одно упражнение из всех, предусмотренных комплексом, ему предоставляется однократная возможность повторно выполнить это упражнение. Номер упражнения, выполняемого повторно, указывается в экзаменационном листе.

При положительном результате повторного выполнения упражнения за первый этап практического экзамена кандидату в водители выставляется итоговая оценка "СДАЛ", при отрицательном - "НЕ СДАЛ".

Приложение к методике проведения первого этапа практического экзамена

Испытательные упражнения для проведения первого этапа практического экзамена

Список условных обозначениий

1. Упражнение № 1 ""Габаритный коридор", "габаритный полукруг", разгон-торможение"

1.1. Содержание.

Движение в "габаритном коридоре", подача рукой сигнала левого поворота (разворота), движение по траектории "габаритный полукруг", переключение передач при движении по прямой с низшей на высшую и с высшей на низшую, подача рукой сигнала торможения, остановка перед линией "СТОП" (рис. 1).

1.2.

1.2.1.

    подготовиться к движению;

    запустить двигатель;

    включить ближний свет фары.

1.2.2.

    движение в "габаритном коридоре", заблаговременную (до проезда середины коридора) подачу рукой сигнала левого поворота (разворота);

    движение по траектории "габаритный полукруг";

    движение по прямой, переключение передач с низшей на высшую и с высшей на низшую;

    подачу рукой сигнала торможения, плавное торможение, остановку на расстоянии не более 0,4 м перед линией "СТОП".

1.2.3.

    выключить свет фары;

    заглушить двигатель;

    спешиться с мотоцикла;

1.3. Действия экзаменаторов.

Экзаменатор контролирует правильность выполнения задания с использованием контрольной таблицы № 1 и выставляет оценку за упражнение.

В ходе выполнения упражнения экзаменатор контролирует зоны старта, разгона, торможения, остановки, а его помощник - зону "габаритного коридора" и "габаритного полукруга".

Рис. 1. Упражнение № 1 "Габаритный коридор", "габаритный полукруг", разгон-торможение" Контрольная таблица № 1

Типичные ошибки

А. Грубые

не подал рукой сигнал левого поворота (разворота) -

остановился на расстоянии более 0,4 м перед линией "СТОП" или пересек ее -

Б. Средние

подал рукой сигнал левого поворота (разворота) после проезда середины "габаритного коридора" -

не переключил передачу с низшей на высшую или с высшей на низшую -

В. Мелкие

не подал рукой сигнал торможения -

произвел резкое торможение (допустил блокировку колеса) перед линией "СТОП" -

2. Упражнение № 2 ""Змейка", "колейная доска", движение с малой скоростью"

2.1. Содержание.

Движение по траектории "змейка", движение по "колейной доске", движение на малой скорости (рис. 2).

2.2. Задание кандидату в водители.

2.2.1. По команде экзаменатора кандидат в водители должен:

    занять место на мотоцикле в предстартовой зоне;

    подготовиться к движению;

    запустить двигатель;

    занять исходную позицию перед линией "СТАРТ";

    включить ближний свет фары.

2.2.2. По команде экзаменатора кандидат в водители должен выполнить

    трогание с места в стартовых воротах;

    движение по траектории "змейка", объезжая первый конус справа;

    движение по "колейной доске";

    движение в "габаритном коридоре" с малой скоростью за время не менее 5 с;

2.2.3. После остановки мотоцикла кандидат в водители должен:

    включить нейтральную передачу;

    выключить свет фары;

    заглушить двигатель;

    спешиться с мотоцикла;

    установить мотоцикл в предстартовую зону.

2.3. Действия экзаменаторов.

Экзаменатор контролирует правильность выполнения задания с использованием контрольной таблицы № 2 и выставляет оценку за упражнение.

В ходе выполнения упражнения экзаменатор контролирует зоны старта, "габаритного коридора" для движения с малой скоростью, остановки, хронометрирует время движения в "габаритном коридоре", а его помощник - зону "габаритной змейки", "колейной доски", подает сигнал к началу хронометража времени.



Рис.2. Упражнение № 2 <"Змейка", "колейная доска", движение с малой скоростью> Контрольная таблица № 2

Типичные ошибки

Шкала штрафных баллов за ошибку

А. Грубые

отклонился от заданной траектории движения -

сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки -

коснулся ногой поверхности площадки при выполнении упражнения -

пересек линию "СТОП" -

Б. Средние

при трогании с места в стартовых воротах двигатель заглох -

не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе -

В. Мелкие

не включил ближний свет фары -

3. Упражнение № 3 "Габаритная восьмерка"

3.1. Содержание.

Движение по траектории "габаритная восьмерка" (рис. 3).

3.2. Задание кандидату в водители.

3.2.1. По команде экзаменатора кандидат в водители должен:

    занять место на мотоцикле в предстартовой зоне;

    подготовиться к движению;

    запустить двигатель;

    занять исходную позицию перед линией "СТАРТ";

    включить ближний свет фар.

3.2.2. По команде экзаменатора кандидат в водители должен выполнить:

    трогание с места в стартовых воротах;

    движение по траектории "габаритная восьмерка";

    остановку перед линией "СТОП".

3.2.3. После остановки мотоцикла кандидат в водители должен:

    включить нейтральную передачу;

    выключить свет фары;

    заглушить двигатель;

    спешиться с мотоцикла;

    установить мотоцикл в предстартовую зону.

3.3. Действия экзаменатора.

Экзаменатор контролирует правильность выполнения задания с использованием контрольной таблицы № 3 и выставляет оценку за упражнение.

В ходе выполнения упражнения экзаменатор контролирует зоны остановки, "габаритной восьмерки", а его помощник - зону старта.



Рис. 3. Упражнение № 3 "Габаритная восьмерка" Контрольная таблица № 3

Типичные ошибки

Шкала штрафных баллов за ошибку

А. Грубые

отклонился от заданной траектории движения -

сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки -

коснулся ногой поверхности площадки при выполнении упражнения -

пересек линию "СТОП" -

Б. Средние

при трогании с места в стартовых воротах двигатель заглох -

не выполнил временной норматив при движении в "габаритном коридоре" с малой скоростью -

не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе -

В. Мелкие

не включил ближний свет фары -

4. Упражнение № 4 "Остановка и трогание на подъеме"

4.1. Содержание.

Движение по наклонному участку, остановка на наклонном участке перед линией "СТОП-1", трогание с места на наклонном участке, остановка перед линией "СТОП" (рис. 4).

4.2. Задание кандидату в водители.

4.2.1. По команде экзаменатора кандидат в водители должен:

    занять место в ТС;

    подготовиться к движению;

    запустить двигатель.

4.2.2. По команде экзаменатора кандидат в водители должен выполнить:

    трогание с места в стартовых воротах;

    движение по наклонному участку;

    остановку перед линией "СТОП-1" (вешкой) таким образом, чтобы все колеса ТС находились на наклонном участке;

    фиксацию ТС в неподвижном состоянии (стояночным или рабочим тормозом);

    трогание с места на наклонном участке, не допуская отката ТС назад на величину, превышающую контрольный интервал ;

    остановку перед линией "СТОП".

4.2.3.

    включить нейтральную передачу;

    включить стояночный тормоз;

    заглушить двигатель;

4.3. Действия экзаменаторов.

Экзаменатор контролирует правильность выполнения задания с использованием контрольной таблицы № 4 и выставляет оценку за упражнение.

В ходе выполнения упражнения экзаменатор контролирует зоны старта, остановки перед линией "СТОП-1", фиксирует откат, а его помощник - зону остановки перед линией "СТОП".



Рис. 4. Упражнение № 4 "Остановка и трогание на подъеме"

Типичные ошибки

Шкала штрафных баллов за ошибку

А. Грубые

сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки -

не зафиксировал ТС в неподвижном состоянии при остановке на наклонном участке -

допустил откат ТС при трогании на наклонном участке более величины L -

Б. Средние

пересек линию "СТОП-1" (по проекции переднего габарита ТС) при остановке на наклонном участке -

не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе -

Превышение допустимой величины отката фиксируется следующим образом: после остановки ТС у линии "СТОП-1" на расстоянии L от заднего бампера (борта) устанавливается контрольная стойка. Если при трогании ТС на наклонном участке величина отката превысит допустимую, стойка будет сбита.

Величина контрольного интервала L (в метрах) определяется по формуле: L=0,0125a+0,1, где a - величина продольного уклона (в процентах).

5. Упражнение № 5 "Параллельная парковка задним ходом"

5.1. Содержание.

Постановка ТС на стоянку задним ходом параллельно воображаемому краю проезжей части (рис. 5).

5.2. Задание кандидату в водители.

5.2.1. По команде экзаменатора кандидат в водители должен:

    занять место в ТС;

    подготовиться к движению;

    запустить двигатель.

5.2.2. По команде экзаменатора кандидат в водители должен выполнить:

    трогание с места в стартовых воротах;

    въезд в зону стоянки по заданной траектории;

    остановку в зоне стоянки перед линией "СТОП".

Примечание. После остановки ТС должно полностью оказаться в зоне стоянки, ограниченной стойками и прерывистой линией разметки.

5.2.3. После остановки ТС кандидат в водители должен:

    включить нейтральную передачу;

    включить стояночный тормоз;

    заглушить двигатель;

    покинуть транспортное средство.

5.3. Действия экзаменатора.

Экзаменатор контролирует правильность выполнения задания с использованием контрольной таблицы № 5 и выставляет оценку за упражнение.



Рис. 5. Упражнение № 5 "Параллельная парковка задним ходом Контрольная таблица № 5

Типичные ошибки

Шкала штрафных баллов за ошибку

А. Грубые

сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки -

не пересек прерывистую линию (по проекции бокового габарита ТС) -

Б. Средние

не смог въехать в зону стоянки при одноразовом включении передачи заднего хода -

не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе -

не включил стояночный тормоз после остановки в зоне стоянки -

В. Мелкие

при выполнении упражнения двигатель заглох -

6. Упражнение № 6 "Змейка"

6.1. Содержание.

Проезд по траектории "змейка" (рис. 6).

6.2. Задание кандидату в водители.

6.2.1. По команде экзаменатора кандидат в водители должен:

    занять место в ТС;

    подготовиться к движению;

    запустить двигатель.

6.2.2. По команде экзаменатора кандидат в водители должен выполнить:

    трогание с места в стартовых воротах;

    движение по заданной траектории;

    остановку перед линией "СТОП".

6.2.3. После остановки ТС кандидат в водители должен:

    включить нейтральную передачу;

    включить стояночный тормоз;

    заглушить двигатель;

    покинуть транспортное средство.

6.3. Действия экзаменаторов.

Экзаменатор контролирует правильность выполнения задания с использованием контрольной таблицы № 6 и выставляет оценку за упражнение.

В ходе выполнения упражнения экзаменатор контролирует зоны "змейки" и остановки, а его помощник - зону старта.



Рис. 6. Упражнение № 6 "Змейка" Контрольная таблица № 6

7. Упражнение № 7 "Разворот"

7.1. Содержание.

Разворот ТС на 180° в ограниченном по ширине пространстве, остановка перед линией "СТОП" (рис. 7).

7.2. Задание кандидату в водители.

7.2.1. По команде экзаменатора кандидат в водители должен:

    занять место в ТС;

    подготовиться к движению;

    запустить двигатель.

7.2.2. По команде экзаменатора кандидат в водители должен выполнить:

    трогание с места в стартовых воротах;

    разворот по заданной траектории при одноразовом включении передачи заднего хода;

    остановку перед линией "СТОП".

7.2.3. После остановки ТС кандидат в водители должен:

    включить нейтральную передачу;

    включить стояночный тормоз;

    заглушить двигатель;

    покинуть транспортное средство.

7.3. Действия экзаменатора.

Экзаменатор контролирует правильность выполнения задания с использованием контрольной таблицы № 7 и выставляет оценку за упражнение.



Рис. 7. Упражнение № 7 "Разворот" Контрольная таблица № 7

Типичные ошибки

Шкала штрафных баллов за ошибку

А. Грубые

сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки -

пересек линию "СТОП" (по проекции переднего габарита ТС) -

Б. Средние

не смог развернуться при одноразовом включении передачи заднего хода -

не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе -

не включил стояночный тормоз после остановки перед линией "СТОП" -

В. Мелкие

при выполнении упражнения двигатель заглох -

8. Упражнение № 8 "Въезд в бокс"

8.1. Содержание.

Въезд в бокс задним ходом (рис. 8).

8.2. Задание кандидату в водители.

8.2.1. По команде экзаменатора кандидат в водители должен:

    занять место в ТС;

    подготовиться к движению;

    запустить двигатель.

8.2.2. По команде экзаменатора кандидат в водители должен выполнить:

    трогание с места в стартовых воротах;

    въезд в бокс по заданной траектории;

    остановку перед линией "СТОП".

8.2.3. После остановки ТС кандидат в водители должен:

    включить нейтральную передачу;

    включить стояночный тормоз;

    заглушить двигатель;

    покинуть транспортное средство.

Примечание. Въезд в бокс может осуществляться из исходного положения, как с правой, так и с левой стороны от бокса по выбору кандидата в водители.

8.3. Действия экзаменаторов.

Экзаменатор контролирует правильность выполнения задания с использованием контрольной таблицы № 8 и выставляет оценку за упражнение.

В ходе выполнения упражнения экзаменатор контролирует зону остановки перед линией "СТОП", положение ТС в боксе, а его помощник - зону старта.



Рис. 8. Упражнение № 8 "Въезд в бокс" Контрольная таблица № 8

Типичные ошибки

Шкала штрафных баллов за ошибку

А. Грубые

сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки -

пересек линию "СТОП" (по проекции переднего габарита ТС) -

Б. Средние

не смог въехать в бокс при одноразовом включении передачи заднего хода -

не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе -

не включил стояночный тормоз после остановки перед линией "СТОП" -

В. Мелкие

при выполнении упражнения двигатель заглох -

9. Упражнение № 9 "Постановка к платформе задним бортом"

9.1. Содержание.

Постановка прицепа задним бортом к имитатору погрузочной платформы (рис. 9).

9.2. Задание кандидату в водители.

9.2.1. По команде экзаменатора кандидат в водители должен:

    занять место в ТС;

    подготовиться к движению;

    запустить двигатель.

9.2.2. По команде экзаменатора кандидат в водители должен выполнить:

    въезд в "габаритный коридор" задним ходом;

    подъезд задним бортом к имитатору погрузочной платформы (ряд стоек);

    остановку на расстоянии не более 5 % длины автопоезда перед имитатором погрузочной платформы.

9.2.3. После остановки ТС кандидат в водители должен:

    включить нейтральную передачу;

    включить стояночный тормоз;

    заглушить двигатель;

    покинуть транспортное средство.

9.3. Действия экзаменаторов.

Экзаменатор контролирует правильность выполнения задания с использованием контрольной таблицы № 9 и выставляет оценку за упражнение.

В ходе выполнения упражнения экзаменатор контролирует зоны "габаритного коридора", остановки перед имитатором погрузочной платформы, а его помощник - зону



Рис. 9. Упражнение № 9. "Постановка к платформе задним бортом" Контрольная таблица № 9

Типичные ошибки

Шкала штрафных баллов за ошибку

А. Грубые

сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки -

остановился на расстоянии более 1,5 м перед имитатором погрузочной платформы -

Б. Средние

не смог въехать в коридор при одноразовом включении передачи заднего хода -

остановился на расстоянии более 5 % длины автопоезда, но не более 1,5 м перед имитатором погрузочной платформы -

не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе -

не включил стояночный тормоз после остановки перед линией "СТОП" -

В. Мелкие

при выполнении упражнения двигатель заглох -

10. Упражнение № 10 "Прямолинейное движение задним ходом"

10.1. Содержание.

Движение в "габаритном коридоре" задним ходом, остановка перед линией "СТОП" (рис. 10).

10.2. Задание кандидату в водители.

10.2.1. По команде экзаменатора кандидат в водители должен:

    занять место в ТС;

    подготовиться к движению;

    запустить двигатель.

10.2.2. По команде экзаменатора кандидат в водители должен выполнить:

    трогание с места задним ходом в стартовых воротах;

    движение по прямой в "габаритном коридоре" задним ходом;

    остановку перед линией "СТОП".

10.2.3. После остановки ТС кандидат в водители должен:

    включить нейтральную передачу;

    включить стояночный тормоз;

    заглушить двигатель;

    покинуть транспортное средство.

10.3. Действия экзаменатора.

Экзаменатор контролирует правильность выполнения задания с использованием контрольной таблицы № 10 и выставляет оценку за упражнение.

В ходе выполнения упражнения экзаменатор контролирует зоны "габаритного коридора", остановки перед линией "СТОП", а его помощник - зону старта.



Рис. 10. Упражнение № 10 "Прямолинейное движение задним ходом" Контрольная таблица № 10

Типичные ошибки

Шкала штрафных баллов за ошибку

А. Грубые

сбил элементы разметочного оборудования или пересек линию горизонтальной разметки площадки -

не смог проехать габаритный коридор при одноразовом включении передачи заднего хода -

не пересек линию "СТОП" (по проекции переднего габарита ТС) -

Б. Средние

не включил нейтральную передачу после остановки при работающем двигателе -

не включил стояночный тормоз после остановки перед линией "СТОП" -

В. Мелкие

при выполнении упражнения двигатель заглох -

3. Методика проведения первого этапа практического экзамена (на автодроме)

Упражнение «Змейка» на автодроме - это задание не самого высокого уровня сложности, однако, далеко не все , которые только пытаются научиться уверенной езде, могут сдать его с первого раза. Иногда случается и так, что человек, сидящий за рулём учебного автомобиля, сам не способен ощутить момент совершения грубой ошибки. Ввиду этого, отправляясь на автодром, будущему автолюбителю не помешает специально разработанная инструкция, которая позволит сделать манёвр правильно и безошибочно.

Схема выполнения упражнения «змейка»

Итак, место проведения подобного упражнения - отдельная площадка автодрома, имеющая вид обыкновенного прямоугольника, который условно разделён 4 секциями, каждая из которых в 1,5 раза длиннее кузова машины. Ширина этой площадки не превышает длины автомобиля. Смысл упражнения заключается в необходимости аккуратного объезда всех установленных конусов, которые нельзя сбивать. Кроме того, водитель не должен пересекать сплошные линии, нарисованные по бокам.

Правила выполнения упражнения

Чтобы правильно сделать «змейку», необходимо знать теоретические основы, которые помогут водителю. В первую очередь необходимо приблизить авто к линии «Старт» и притормозить. Пересекать площадку следует соответственно определённой траектории, аккуратно объезжая все . Подъехав к финишной линии «Стоп», притормозить и остановить авто.

За каждое неверное движение будут насчитываться штрафные баллы, поэтому змейку лучше выполнять поэтапно. Например, за сбитый элемент разметки или пересечение горизонтальных линий горе-водитель получает 5 штрафных балов. Если авто пересекло финишную линию только проекцией переднего габарита - 5 дополнительных баллов. По три штрафных очка начисляется:

  • за заглохший во время выполнения упражнения силовой агрегат;
  • за забывчивость (после остановки автомобиля на работающем моторе не была включена «нейтралка»);
  • за выключенный стояночный тормоз, который должен быть приведён в рабочее положение сразу после остановки машины перед финишной линией.

Пошаговая инструкция правильного выполнения змейки

Как проехать змейку на автодроме так, чтобы не заработать ни одного дополнительного штрафного балла, - нужно помнить всего один ценный совет, способный существенно упростить сдачу упражнения. Водитель, которому необходимо двигаться по «змейке», ни в коем случае не должен использовать . Движение будет плавным и равномерным, если педаль сцепления аккуратно отпустить во время подъезда к линии «Старт», и повторно нажать на неё непосредственно перед подъездом к финишной линии «Стоп».

Именно такой подход подскажет водителю, как правильно выполнить упражнение, машина при этом будет идти стабильно, ввиду чего езда по змейке не вызовет излишних усилий и зазря потраченных нервов. Главной задачей автолюбителя станет только правильное управление рулевым устройством. Единственный недостаток, который может помешать пройти змейку - отсутствие возможности двигаться на сцеплении, эта особенность может быть обусловлена только техническими характеристиками автомобиля.


Пошаговая инструкция правильного выполнения упражнения змейка:

  • машину следует плавно подвести к начальной линии «Старт», с которой начинается площадка и приостановиться. Автовладельцы со стажем и инструктора школы вождения советуют совершать подобный подъезд только под прямым углом, что помогает значительно упростить объезд первого разметочного препятствия;
  • затем нужно аккуратно до конца отпустить педаль сцепления и начать движение, при этом руль поворачивать не следует;
  • в тот момент, когда первая фишка будет располагаться приблизительно посередине передней двери машины со стороны водителя, рулевое устройство целесообразно повернуть до конца в левую сторону, причём сделать это нужно максимально быстро;
  • достигнув правым передним углом машины объезжаемой фишки, руль необходимо также быстро вывернуть до конца в противоположную (правую) сторону;
  • поэтапно, при достижении левым передним углом машины объезжаемой фишки, руль следует повернуть до предела в другую (левую) сторону;
  • подобным образом необходимо объехать все имеющиеся препятствия. Чтобы максимально аккуратно подъехать к финишной линии, нужно повернуть руль влево и нажать на сцепление, при этом машина сможет достигнуть линии «Стоп» благодаря только инерции.
  • в конце упражнения автомобиль необходимо остановить у финишной прямой со словом «Стоп».

Движение по змейке задом

Чтобы выполнить упражнение змейка задним ходом, следует знать правильный принцип движения автомобиля:

  • при подъезде к первой вешке следует приблизиться задним левым колесом максимально близко, затем быстро повернуть руль влево и обойти препятствие;
  • глядя , при виде следующей вешки, нужно выровнять рулевое устройство и подъехать к очередной фишке правым задним колесом;
  • принцип подобного движения необходимо соблюдать до окончания змейки.

Водитель должен помнить, что поворачивать руль и начинать манёвр нужно не раньше того момента, когда препятствие возникнет в поле видимости, точнее, объезжаемая фишка должна появиться в зеркале около одного из задних колёс машины.