Деревообработка и заготовка

Когда можно нарушать правила дорожного движения. Можно ли нарушать правила из-за «крайней необходимости»

Ответ эксперта

Правила строги, но всегда есть исключения. Порой водитель может пронестись через сплошную по встречке или встать под «крестиком» и не получить штраф. О том, как это возможно, рассказывает член Ассоциации юристов России Дмитрий Игошин .

Ежегодно в России тысячи водителей привлекаются к административной ответственности. Кого-то штрафуют, кого то лишают прав на управление транспортными средствами, а другим и вовсе назначают административный арест. Однако бывают случаи, когда можно нарушить ПДД и не понести наказания.

Например, уехать с места ДТП при необходимости получения срочной медицинской помощи; грубо нарушить ПДД для избежания ДТП или смягчения его последствий; выехать на встречную полосу для объезда непреодолимого препятствия (например, вырытого котлована или упавшего с грузовика тяжелого предмета).

Все перечисленное (и не только) допустимо, если произошло в условиях «крайней необходимости». При этом нужно выяснить, что это такое.

Что такое «крайняя необходимость»?

Понятие «крайняя необходимость» встречается в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), а также в Уголовном кодексе Российской Федерации. Но нас как участников дорожного движения прежде всего интересуют положения КоАП РФ.

Вот определение из ст. 2.7 КоАП РФ: «Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред».

Таким образом, крайняя необходимость имеет следующие признаки:

  • опасность, угрожающая лицу или нескольким лицам, интересам общества или государства в целом;
  • эта опасность не могла быть устранена иными средствами;
  • причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Как отличить «крайнюю необходимость» от «хотелки»?

При «крайней необходимости» допускается нарушение требований ПДД. Однако установить, имела ли место «крайняя необходимость», может должностное лицо, уполномоченное привлекать к административной ответственности (например, инспектор ГИБДД) или суд.

То есть в каждом конкретном случае необходимо оценивать те обстоятельства, которые имели место при нарушении ПДД, и если будет установлено, что участник дорожного движения действовал в условиях «крайней необходимости», то за подобные действия не может наступать административная ответственность.

На практике же не все так просто. Зачастую должностные лица или суды предпочитают не замечать обстоятельства крайней необходимости и необоснованно привлекают граждан к ответственности. К примеру, перед машиной на дорогу выскочил ребенок, и водитель для избежания столкновения бьет по тормозам, а затем отворачивает в сторону и бьет припаркованный автомобиль. Порой в этой ситуации, несмотря на спасенную жизнь ребенка, водитель оказывается крайним и виноватым.

Как доказать невиновность?

Чтобы такого не случилось, нужно быть готовым отстаивать свои права в суде. Для этого не помешает подробно в протоколе описать ситуацию. Если в бланке не хватает места в графе «Объяснение лица...», надо потребовать дополнительный лист, чтобы закончить свое повествование.

Не помешает также прямо на месте проконтролировать составление схемы ДТП, где должно быть указано, как двигался автомобиль, с обязательным указанием причины, вынудившей совершить нарушение ПДД. Схему желательно подписать у инспектора ГИБДД и затем требовать ее приобщения к делу.

Следует непременно сфотографировать место нарушения ПДД. В кадр должны попасть объекты, доказывающие, что фотография сделана именно там, где составлялся протокол. Зафиксируйте номера домов, а на дорогах вне населенного пункта — километровые столбы, узнаваемые объекты и машину ГИБДД.

Если необходимо из-за угрозы здоровью пострадавших покинуть место ДТП, обязательно оставьте свои контакты другим участникам, сообщите об этом хотя бы по телефону инспекторам ГИБДД или полиции и при первой же возможности вернитесь обратно.

Если там никого уже не осталось, самостоятельно проследуйте в ГИБДД для дачи пояснений об обстоятельствах, из-за которых вы были вынуждены уехать до приезда сотрудников ГИБДД.

Подобные действия обезопасят вас и при необходимости помогут доказать свою правоту в судах и избежать ответственности.

Правила строги, но всегда есть исключения.

Порой водитель может пронестись через сплошную по встречке или встать под «крестиком» и не получить штраф. О том, как это возможно, рассказывает член Ассоциации юристов России Дмитрий Игошин .

Ежегодно в России тысячи водителей привлекаются к административной ответственности. Кого-то штрафуют, кого то лишают прав на управление транспортными средствами, а другим и вовсе назначают административный арест. Однако, бывают случаи, когда можно нарушить ПДД и не понести наказания.

Например, уехать с места ДТП при необходимости получения срочной медицинской помощи; грубо нарушить ПДД для избежания ДТП или смягчения его последствий; выехать на встречную полосу для объезда непреодолимого препятствия (например, вырытого котлована или упавшего с грузовика тяжелого предмета).

Все перечисленное (и не только) допустимо, если произошло в условиях «крайней необходимости». При этом нужно выяснить, что это такое.

Что такое «крайняя необходимость»?

Понятие «крайняя необходимость» встречается в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), а также в Уголовном кодексе Российской Федерации. Но нас, как участников дорожного движения, прежде всего интересуют положения КоАП РФ.

Согласно ст. 2.7 КоАП РФ «Не является административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости, то есть для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред».

Таким образом, крайняя необходимость имеет следующие признаки:

  • опасность, угрожающая лицу или нескольким лицам, интересам общества или государства в целом;
  • эта опасность не могла быть устранена иными средствами;
  • причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред.

Как отличить «крайнюю необходимость» от «хотелки»?

При «крайней необходимости» допускается нарушение требований ПДД. Однако, установить, имела ли место крайняя необходимость, должны либо должностное лицо, уполномоченное привлекать к административной ответственности (например, инспектор ГИБДД) или суд.

То есть, в каждом конкретном случае необходимо оценивать те обстоятельства, которые имели место при нарушении ПДД, и если будет установлено, что участник дорожного движения действовал в условиях «крайней необходимости», то за подобные действия не может наступать административная ответственность.

На практике же не все так просто. Зачастую, должностные лица или суды предпочитают не замечать обстоятельства крайней необходимости, и необоснованно привлекают граждан к ответственности. К примеру, перед машиной на дорогу выскочил ребенок, и водитель для избежания столкновения бьет по тормозам, а затем отворачивает в сторону и бьет припаркованный автомобиль. Порой в этой ситуации, несмотря на спасенную жизнь ребенка, водитель оказывается крайним и виноватым.

Как доказать невиновность?

Чтобы такого не случилось, нужно быть готовым отстаивать права в суде. Для этого не помешает подробно в протоколе описать ситуацию. Если в бланке не хватает места в графе «Объяснение лица...», надо потребовать дополнительный лист, чтобы закончить свое повествование.

Не помешает так же прямо на месте проконтролировать составление схемы ДТП, где должно быть указано, как двигался автомобиль, с обязательным указанием причины, вынудившей совершить нарушение ПДД. Схему желательно подписать у инспектора ГИБДД и затем требовать ее приобщения к делу.

— следует непременно сфотографировать место нарушения ПДД. В кадр должны попасть объекты, доказывающие, что фотография сделана именно там, где составлялся протокол. Зафиксируйте номера домов, а на дорогах вне населенного пункта — километровые столбы, узнаваемые объекты и машину ГИБДД.

Если необходимо из-за угрозы здоровью пострадавших покинуть место ДТП, обязательно оставьте свои контакты другим участникам, сообщите об этом хотя бы по телефону инспекторам ГИБДД или полиции, и при первой же возможности вернитесь обратно.

Если там никого уже не осталось, самостоятельно проследуйте в ГИБДД для дачи пояснений об обстоятельствах, из-за которых Вы были вынуждены уехать до приезда сотрудников ГИБДД.

Подобные действия обезопасят Вас, и при необходимости помогут доказать свою правоту в судах и избежать ответственности.

Представьте ситуацию, когда инспектор ГИБДД требует, чтобы вы припарковали машину под знаком «Остановка запрещена» или на на остановке общественного транспорта, обозначенной соответствующим указателем и дорожной разметкой желтого цвета. Что делать водителю, когда с одной стороны - нельзя игнорировать указания гаишника, а с другой - нарушать ПДД?

В лихие 1990-е «оборотни в погонах» в такой ситуации частенько зарабатывали на водителях деньги. На участках, где все парковочные места заняты, страж порядка останавливал автомобиль на автобусной остановке, либо предельно вежливо просил заехать на ближайший газон или тротуар. Пока доверчивый гражданин в неположенном месте ждал пропавшего из виду полицейского, появлялся другой страж порядка и окучивал беднягу по полной программе, игнорируя все его объяснения и оправдания.Еще один случай из той же серии, но уже из современной жизни.

Инспектор ГИБДД останавливает вас за какое-либо нарушение, и вы паркуетесь по его требованию в единственно возможном месте - на выделенной полосе общественного транспорта. Пока сотрудник оформляет протокол, расположение вашего автомобиля благополучно фиксируется камерами, которые вы даже не заметили. Спустя время вам приходит «письмо счастья» с еще одним штрафом.

Конечно, если момент остановки гаишником автомобиля в запрещенном месте снят на камеру, доказать свою невиновность еще можно, но, увы, для этого придется потратить силы, время и нервы…

Как бы там ни было, пункт 6.15 ПДД обязывает водителей и пешеходов выполнять все распоряжения регулировщика, даже если они противоречат сигналам светофора, требованиям дорожных знаков или разметки. Как известно, «регулировщик» - это лицо, наделенное в установленном порядке полномочиями по регулированию дорожного движения. То есть таковым можно считать любого инспектора ГИБДД, который требует водителя остановиться с помощью «жеста руки, направленной на транспортное средство».


В свою очередь инспекторы ГИБДД должны строго соблюдать свой Административный регламент, который в пункте 87 предписывает им останавливать транспортные средства с учетом требований ПДД и соблюдением мер, направленных на обеспечение безопасности участников дорожного движения.

Но следующий пункт 88 говорит об исключениях, позволяющих гаишникам тормозить машины где попало: если остановка связана с необходимостью пресечения преступления или административного правонарушения, при осуществлении распорядительно-регулировочных действий, а также для предотвращения реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью или имуществу участников дорожного движения.

Так что, если инспектор ГИБДД требует от вас остановиться в запрещенном месте, вы обязательно должны это сделать. Но, прежде чем пердъявить документы, лучше вежливо напомнить ему, что по его указанию вы нарушили ПДД, и что это может быть небезопасно.

В связи с вышесказанным, портал «АвтоВзгляд» в очередной раз напомниает: лучший способ обезопасить себя от всяческих недоразумений, неприятностей и разночтений, связанных с законом - это установка в машину видеорегистратора, который зафиксирует все происходящее на дороге и при необходимости станет важной уликой в вашу пользу.

Можно ли нарушать Правила дорожного движения? Удивительно, но при возникновении нестандартной ситуации можно. Разберемся в причинах правомерного нарушения ПДД.

Статья 2.7 КоАП Российской Федерации описывает крайнюю необходимость. Но не все могут разобраться в казуальном сухом описании этого сложного термина. Изложим простым языком непростые истины для водителей.

Безусловно, нарушать ПДД нельзя, но когда возникает ситуации угрозы жизни для окружающих и риска для их здоровья, подобные нарушения не могут считаться нарушением. То есть иными словами, если нет другой возможности, и возникшая ситуация имеет риск для жизни окружающих, то нарушать можно.

Допустим, перед вами неожиданно вырулил автомобиль с второстепенной улицы и чтобы избежать столкновения, возникает необходимость пересечь сплошную линию, резко повернув для выезда на встречную сторону.

Бывают случаи, когда приходится превышать допустимую скорость движения из-за возникновения экстренных ситуаций. Например, необходимости быстро помочь родственнику. Превышение скорости можно оправдать спасением жизни человеку.

Реальный случай произошел в деревне. Мужчине пришлось на большой скорости выехать в город для доставки в больницу тещи с приступом инсульта. Полицейские, остановившие машину узнав причину, сразу же разрешили выезд и предложили сопровождение.

Еще одна ситуация произошла с врачом. Находясь за рулем, он увидел, как человеку стало плохо. Для того чтобы оказать помощь человеку ему пришлось сделать остановку в неположенном месте, тем самым нарушив правила. Очень важно быстро оказать медицинскую помощь человеку при приступе инфаркта или инсульта.

Так же может возникнуть вариант, когда необходимо срочно доставить человека в больницу. Если при этом машина попадает в аварию, но остается на ходу. Для сохранения жизни человеку приходится нарушить правила и уезжать с места ДТП.

Важно иметь понятие о том, что нанесенный вред может быть причиненным и предотвращенным. Причиненный вред наступает, когда закон нарушается во время ДТП, а предотвращенный вред наступает при нарушениях ПДД для спасения жизни человека.

Основным показателем крайней необходимости является, когда предотвращенный вред превышает причиненный.

Важно понимать, что крайняя необходимость это спасение человеческой жизни, а не лазейка для избегания наказания.

Если вам пришлось нарушить ПДД вследствие крайней необходимости важно, чтобы в протоколе полицейского было это указано. Но прежде чем нарушить ПДД, хорошенько все взвесьте и решите, действительно ли имеет место крайняя необходимость.

Хочу обратиться к тем, кто мог подумать, что при перечисленных и иных схожих ситуациях можно сесть за руль в состоянии опьянения. НЕТ! Этого делать не следует. В таком состоянии вы можете навредить куда больше, чем стремились действовать в условиях крайней необходимости. Да и в суде себя защитить вам не удастся, даже если воспользуетесь услугами квалифицированного юриста. Управление автомобилем в состоянии опьянения — недопустимо ни при каких обстоятельствах!

Наша ключевая ценность

Мы помогаем водителям, которые готовы лично участвовать в процессе, в короткий срок отстоять свои права в суде и сэкономить на защите до 50% денег. Без юридических сложностей, без излишних переживаний и потери времени. Будем работать до результата или вернем вам деньги.

Звоните, пишите, мы обязательно поможем!

Телефон Электронная почта Адрес

7 (910) 940 — 0005

300016, г.Тула, ул. М.Мазая, д.11

Обсуждение: 4 комментария

    Правильно, исключение можно сделать из любого правила, главное чтобы это было не во вред, а в пользу. И нарушение правил дорожного движения в определенных жизненных ситуациях является тому прямым примером

    Ответить

    Интересно, а как обжаловать штраф за превышение допустимой скорости из-за возникновения экстренной ситуации, если тебя остановил не инспектор, а камера зафиксировала нарушение?

    Ответить

    1. Доказать то, что ты нарушил правила для избежания аварии, очень трудно. Тем более, если была фиксация правонарушения цифровым устройством. Но, думаю, лучше все таки пересечь двойную сплошную и заплатить штраф, чем врезаться в летящую на тебя машину.

      Ответить

    Я — мама молодого и ещё малоопытного автоводителя. Стаж дочери за рулём — чуть более года. Многое ещё предстоит узнать. Материал, рассказывающий о возможности нарушения правил ДТП в особых случаях, прочитала внимательно и посоветую дочери учесть эти моменты. Ведь за рулём (впрочем и пешеход) не застрахован ни от чего, даже при уверенном знании правил и чётком их соблюдении.

    Ответить

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. .

Только вернулась из Дании. Была замужем за иностранцем. Согласилась на его условие при переезде туда: жить отдельно каждую вторую неделю с ним - так как его дочери-подростки живут по правилам после развода одну неделю с папой, одну с мамой. Они не были довольны браком своего отца, хотя до этого были милые и дружелюбные девочки. Так вот через месяц празднования нашей годовщины он с расстроенным видом сообщил мне что мы должны развестись...из за того что "его девочки" чувствуют себя несчастными, потому что папа женат.
И это несмотря на то, что никто не вмешивался в их личную территорию, не говоря уже о воспитании, ведь мы не жили вместе. Я объясняла моему мужу, что таким образом (разводом) решать проблему нельзя: что они не смогут не вернуться к своему отцу, так как любят его и конечно подарки и деньги, которые он им дает.) И что не следует было слушать его старшего брата, который развивал эту тему (тем самым запугивая его), который до сих пор не женат в 57 лет и все что у него есть - это младший брат и племянницы. И что мы потратили много сил и времени на переезд и адаптирование (интеграцию) меня и сынули. И что мы должны придумать что то другое, - ведь мы любим друг друга.
Я не стала создавать помехи ему - оставила согласие на развод после его заявления на развод. И он проводил нас в аэропорт. Он говорил: что будет любить и помнить меня как чудесную женщину и хотел бы видеться со мной, как с семьей, по прежнему и по мере возможности, пока его дочки не подрастут и будут иметь собственное жилье и бойфренда, и что мы сможем иметь шанс тогда снова быть реально вместе. А я написала ему через несколько дней по прибытии в мою страну: что ему следует вернуться к своей бывшей жене, так как его дочки скорее всего были настроены на воссоединение родителей...и может и она сама/ либо просто так избалованы и эгоистки. И я буду молиться за них и также за него, чтобы он нашел истину, понял чего он хочет. Чтобы нашел путь и решительность (силу воли) чтобы правильно воспитывать детей и показать им - что он тоже заслуживает право на личную жизнь и счастье. И что...мы не будем видеться с ним, как он хотел...потому как я не могу больше верить ему и с его безответственностью и страхами и зависимостью от других.

Добрый день всем! Меня зовут Ирина. Я только вчера попала на ваш сайт, много интересного и нового тут, поэтому и зарегистрировалась сегодня.))) Я обладатель 888, начав изучать нумерологию самостоятельно полтора года назад и по тренингу Мары Борониной с декабря 2018 года, - считала что 8- это чувство долга, а 7 отвечает за удачу (исполнение желаний). Действительно, есть такое чувство - хочется помогать людям, хоть что-то сделать чтобы кто-то стал радостнее, счастливее...хотя бы теплыми словами, поддержкой. Стараюсь показать людям - что жизнь прекрасна, каждый день уникален, нужно только постараться ВЕРИТЬ в лучшее, в свои достоинства.
Не отвечаю злом на зло, но не потому что боюсь невежественных, наглых и/или пустых (заботящихся лишь о материальном) людей. Избегаю просто конфликтов с такими. Не даю расстраиваться себе из-за неприятностей - знаю что у других бывает намного хуже. Также довольно легко могу сказать о недостатке человеку или что я думаю, если особенно присутствует несправедливость. Но спокойно, без накала страстей и агрессивных эмоций. Для многих людей честна и открыта. Чувствую хорошо состояние человека, эмоции и не всегда понимаю их суть - пятерок нет. Как и у JaneS.))

Добрый вечер. Я и не знала, что у меня в тесте 888 , я и понятия не имела, что можно как то их вычислить,пока не наткнулась совершенно случайно на видео с Анастасией. Но я всегда любила это число, оно со мной по жизни.В моей дате рождения 08.08, в моем имени и фамилии 8 букв, все значительные даты у нас с мужем связаны с цифрой 8. Муж рожден тоже 8 числа и между нами разница в возрасте, 8 месяцев. Мы живем в доме 8. Несколько лет назад я сделала себе маленькую татушку, тройную восьмерку, где то прочитала, что это на счастье и не ошиблась с 888. Теперь я знаю, что это было интуитивно. Вот такие факты из жизни.

Я безчетверешник, и честно говоря думала что качество 4, давно наработала, ведь работаю юристом больше 15 лет и профессию выбирала по зову души. А недавно произошла ситуация, которая показала, что у меня действительно существуют « мои законы», те которые мне выгодны, а именно: пришло предложение о приобретении товара со скидкой, НО в определенные дни, которые меня не устраивали по определенным обстоятельствам, и моя первая реакция была позвонить и договориться о приобретения этого товар с предложенной скидкой, но в другие- удобные для меня дни. И тут же я вспомнила про отсутствие своей четверки в тесте, и подчинилась предложенным условиям, хоть желанный товар и не купила))))