Пищевая промышленность

Царь Давид – краткая биография. Давид в библии

Еврейские пророки воспринимали его как предка будущего Мессии. В царь Давид упоминается как предок Иисуса.

Семья царя Давида

Жены царя Давида.

У царя Давида было множество жен. Посредством брака Давид укреплял свои отношения с различными политическими и национальными группами. Весьма вероятно, что у него было 8 жен:

  • Михаль, вторая дочь царя Саула;
  • Вирсавия, изначально жена одного из военачальников Давида6
  • Ахиноама;
  • Авигея Кармилитянка, ранее жена Навала;
  • Маахи, дочь Фалмая, царя Гессурского;
  • Аггифа;
  • Авитала;
  • Эгла.

Дети царя Давида.

Родословие царя Давида

Царствование царя Давида

Бог гневается, когда Саул, царь Израиля, не исполняет Его волю, а потому он посылает пророка Самуила помазать юного Давида, младшего сына Иессея из Вифлеема, на царство. Так Господь проявил Свое намерение.

…Он был белокур, с красивыми глазами и приятным лицем. И сказал Господь: встань, помажь его, ибо это он. И взял Самуил рог с елеем и помазал его среди братьев его, и почивал Дух Господень на Давиде с того дня и после…

После этого случая ничего не изменилось в жизни Давида, он все также пас скот и играл на лире своим стадам.

Дух Господень отступил от Саула, и возмущал его злой дух от Господа. Царедворцы Саула рекомендуют ему найти талантливого музыканта, чтобы тот музыкой своей успокаивал Саула. Так Давид, который прекрасно играл на лире, становится придворным музыкантом и музицирует, чтобы успокоить царя, которого время от времени беспокоит злой дух.

П.П. Рубенс Давид и Голиаф. 1616 год

Саул назначает Давида командующим над армией. Весь Израиль любит Давида, но его популярность вызывает у Саула страх и ненависть. Он планирует убийство Давида, однако сын Саула Ионафан предупреждает Давида о коварных планах своего отца и Давиду удается сбежать. Сначала он бежит в Номву, где ему помогает священник Ахимелех, затем бежит в филистимский город Геф, намереваясь искать убежища у царя Анхуса. Спустя некоторое время Давид понимает, что снова находится в опасности, и скрывается в пещере Одоллама со своей семьей.

Давид планировал искать убежище у царя Моава, но пророк Гад передает ему Божье веление отправиться в лес Херет, а затем в Кеиль, где Давид принимает участие в дальнейшей битве с Филистимлянами. Саул планирует завоевать Кеиль и захватить Давида, поэтому Давид покидает город, чтобы защитить его жителей. Давид укрывается в горах, а затем в пустыне Негев.


Местные жители рассказывают Саулу, где скрывается Давид. Саул входит в пещеру, где укрывался Давид со своими людьми. Давид понимает, что он имеет возможность убить Саула, но он этого не делает. Вместо этого он тайно срезает угол одежды Саула и, когда Саул вышел из пещеры, Давид вышел на поклон к Саулу и продемонстрировал кусок отрезанной одежды, тем самым дав Саулу понять, что не имеет претензий на Царство и не собирается воевать с Саулом. Таким образом, двое помирились, а Саул признал Давида в качестве своего преемника. Теолог Дональд Спенс-Джонс считает, что, «одна из самых красивых особенностей многогранной природы Давида – преданность Саулу и дому Саула».

Давид выходит из пещеры на поклон к Саулу

У Давида была возможность убить царя Саула и впоследствии, однако он ей также не воспользовался. Этот случай описан в . Давид застал Саула спящим, но не послушал совета Авесса и не стал поражать спящего Саула копьем и не дал этого сделать Авессе.

После смерти Саула и его сына, старейшины Израиля пришли в Хеврон к Давиду, считавшемуся Божьим помазанником. Вскоре Давид завоевывает Иерусалим и делает его своей столицей. Он переносит Ковчег Завета в Иерусалим, намереваясь построить здесь храм, но пророк Нафан (Натан) запрещает ему, пророчествуя, что Храм должен быть построен одним из сыновей Давида . На протяжении всей своей жизни, Давид готовил все необходимое для строительства Храма, чтобы упростить задачу своему сыну.

Натан также пророчествует, что Бог заключил Завет с домом Давида:

престол твой устоит во веки

Давид регулярно одерживал победы над Филистимлянами. Моавитяне, Идумеяне, Амаликитяне и Аммониты платили ему дань. Практически все войны, которые вел Давид, носили изначально оборонительный характер: Давид в первую очередь защищал свое Царство. Однако эти войны закончились созданием империи Давида, которая простиралась по обе стороны реки Иордан, аж до Средиземного моря.

Давид разделил страну на двенадцать округов, каждый со своими гражданскими, военными и религиозными институтами. Он также утвердил Иерусалим в качестве светского и религиозного центра двух Царств. Люди из других округов начали совершать паломничества в Иерусалим каждый год на праздники.

Давид и Вирсавия.

Марк Шагал. Давид и Вирсавия, 1956 год

Давид соблазняет Вирсавию, жену своего военачальника, и желает смерти ее мужу. В ответ, Натан пророчествует наказание, которое падет на Давида.

… этим поступком ты дал повод врагам Бога хулить Его, умрет родившийся у тебя сын…

Сын Давида Авессалом восстает против отца. Давид подавляет восстание, но приказывает воинам, которые преследовали Авессалома в лесу Ефремовом, сохранить жизнь его сыну. Авессалом цепляется за деревья своими длинными волосами и падает жертвой трех стрел Иоава. Давид долго оплакивает смерть своего любимого сына.

Греховная связь Давида с Вирсавией считается также причиной многих горестных событий в семье царя Давида. К примеру, изнасилования его дочери Фомарь его старшим сыном Амноном, а также убийства Амнона от руки его же брата Авессалома.

Старость и смерть царя Давида.

В старости Давид был прикован к постели. Он постоянно чувствовал холод и никак не мог согреться. Свой трон он завещал Соломону, сыну от Вирсавии. Адония, старший сын Давида, объявил себя царем. Однако в ответ на это Давид публично помазал на царство Соломона. Опасаясь возмездия, Адония бежал к жертвеннику в Иерусалиме, однако Соломон его помиловал. Давид умер в возрасте 70 лет после 40 лет правления. На смертном одре Давид наставляет Соломона ходить путями Бога и отомстить врагам.

Похоронен царь Давид был на горе Сион. Согласно Новому Завету, именно на этом месте проходила Тайная вечеря.

Царь Давид в истории и археологии

Вопрос о том, является ли царь Давид реальной исторической фигурой актуален до сих пор. До недавнего времени не было никаких подтверждений историчности Давида. Однако, некоторые, найденные не так давно, археологические артефакты говорят о том, что Давид, вероятно, действительно реальный исторический персонаж.


Стела Тель-Дан (покрытый надписями камень), воздвигнутая в Дамаск в конце 9 - начале 8 века до н. э. в ознаменование победы правителя над вражескими царями, содержит фразу bytdwd , которую большинство ученых переводят как «дом Давида». Вполне вероятно, что это отсылка к династии Иудейского Царства.

Стела Меша

Стела Меша из Моава, датируемая примерно тем же периодом, также содержит имя Давид в двух местах. Кроме двух стел, имя Давида также встречается на барельефе в Египте. Все остальные свидетельства о жизни и царствовании Давида исходят из библейской литературы. При этом многие библеисты считают, что библейское повествование о единой израильской монархии – есть всего лишь идеологическая пропаганда, созданная в VI век до н. э. и что фигура Давида не исторична.

Археологические данные свидетельствуют, что в 10 веке до нашей эры (во времена Давида), Иудея была мало населена, а Иерусалим был небольшой деревней. В следующем столетии наблюдался расцвет Иудейского Царства. Иудея постепенно переросла из места, населенного различными племенами, в небольшое государство. Эти факты не подтверждают, но и не опровергают возможность существования царя Давида как реальной исторической персоны.

Некоторые исследователи верят в историчность Давида, однако не в его статус. К примеру, Барух Халперн считает, что Давид был пожизненным вассалом Анхуса, Филистимского царя. Израиль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман описывают Дэвида, как харизматичного лидера шайки разбойников, которые захватили Иерусалим и сделали его своей столицей. Израиль Финкельштейн и Нил Ашер Зильберман отвергают идею о том, что Давид правил двумя Царставами. Они предполагают, что он был небольшим вождем Южного Царства (Иудеи). При этом они подчеркивают, что во времена Давида Иудея была политеистическим государством, а библейские сюжеты о Давиде были созданы по легендам намного позже и являются попыткой изобразить прошлое как золотой век монотеистической монархии лишь для того, чтобы утвердить современные им интересы.

Стивен Маккензи, автор биографии царя Давида, полагает, что Давид на самом деле происходил из богатой семьи и был «амбициозным и безжалостным» тираном, который на пути к власти убил своих противников, включая собственных сыновей.

Псалмопевец Давид

Давид считается автором всех или большинства псалмов Псалтыри. По другой версии, он он только редактировал Псалтырь. Многие псалмы связаны с конкретными событиями в жизни Давида (напр., псалмы 3, 7, 18, 34, 51, 52, 54, 56, 57, 59, 60, 63 и 142).

Фигура Давида в Христианстве

Концепция Мессии - главная в христианстве. Первым земным царем, правящим по божественному назначению («помазанником») был царь Давида. История Давида является предысторией к понятию Мессианства в раннем христианстве. Так Давид в качестве лидера и царя был посредником между Богом и народом. В ранней Церкви считали, что жизнь Давида предвещала жизнь Христа: они родились в одном месте, Давид был пастухом, что указывает на Христа.

Память Давида.

В Римско-католической церкви и лютеранской церкви память Давида празднуют 29 декабря. В Восточной Православной Церкви отмечают День Святого праведного пророка и царя Давида в воскресенье святых Праотцев (за два воскресенья перед великим праздником Рождества Христова). Память Давида также отмечают в воскресенье после Рождества Христова, вместе с Иосифом и Иаковом, братом Господа.

Второй царь Израильский

Жизнь святого пророка и царя Давида описана в Библии , в 1 книге Царств , 2 книге Царств и 1 книге Паралипоменон .

Давид был восьмым и последним сыном Иессея , старейшины города Вифлеема из колена Иудина . В отроческом возрасте Давид пас стада отца. В часы досуга он упражнялся в пении и игре на гуслях. Данную от Бога способность к этому искусству он обратил на служение Богу: воспевал премудрость и благость Царя Небесного.

В 18 лет он прославился и заслужил всеобщую любовь народа. На землю Израилеву напали филистимляне . Великан Голиаф вызывал на поединок израильтянина. Давид, принесший на поле брани еду братьям-воинам, без оружия победил Голиафа: камень, метко пущенный из пращи Давидом, ударил в лоб великана с такой силой, что Голиаф упал и не встал. Обрадованный Саул , царь Израиля, поставил Давида тысяченачальником. И в этой должности Давид поступал во всех делах благоразумно, чем и заслужил еще большую любовь народа.

Первые семь лет своего царствования он жил в Хевроне . Царство было сильно расстроено внутри и ослаблено извне. Для упрочения своего положения и укрепления царства Давиду нужна была столица, которая бы не принадлежала никакому колену в отдельности. На рубеже между коленами Иудиным и Вениаминовым стоял принадлежавший храброму горному племени иевусеев г. Иерусалим , возвышавшийся на 2010 фт. над ур. м. и сильно укрепленный. Давид овладел им и основал в нем свою столицу. Иерусалим начал быстро стягивать к себе иудейское население. С целью возвысить его значение, Давид перенес сюда Ковчег Завета и ввел при нем правильное богослужение.

В делах гражданского управления Давид обратил особенное внимание на восстановление правого суда, поколебленного во время Саулова царствования. Под его личным председательством заседал совет, составленный из наиболее преданных ему лиц: Иоава, начальника войска; Иосафата, дееписателя; Садока и Авимелеха, главных священников; Суса, писца и т. д.

Вскоре Давид предпринял целый ряд победоносных войн с беспокойными соседями. Злейшие враги Израиля, филистимляне , были разбиты и обессилены навсегда: граница Давидова царства пришла в соприкосновение с Египтом ; поражены были также моавитяне , сирийцы и идумеяне , с захватом земли и городов которых (в том числе Дамаска) царство Израильское расширилось до р. Евфрата к востоку и до Черного моря к югу.

Одним из результатов этих походов и войн было обогащение столицы и всей страны. Столица украсилась великолепными дворцами, и Давид предполагал даже построить великолепный Храм Иегове. Однако он не удержался от искушений восточной расслабляющей роскоши и на вершине своего благосостояния совершил тяжкий грех.

Незаконная связь с женой доблестного воина Урии , Вирсавией , повлекла за собою целый ряд зол, омрачивших последние годы царствования Давида. Он далеко не отличался умеренностыо и, вопреки по становлению Моисеева закона, запрещавшего царю "умножать себе жен" (Втор. 27, 17), еще в Хевроне имел семь жен и десять наложниц, а затем увеличил это число еще несколькими женами, к которым прибавилась и красавица Вирсавия.

Многочисленное поколение сыновей Давида сделалось источником всевозможных преступлений и смут. Наибольшею известностью пользовались три его сына: старший, Амнон , третий, Авессалом , и четвертый, Адония . Они соперничали между собою, и это соперничество завершилось смертью Амнона, которого убил Авессалом в отмщение за бесчестие, нанесенное его кровной сестре Фамари. Сам Авессалом поднял восстание и хотел овладеть престолом. Восстание это не удалось, и он погиб трагическою смертью.

Последние годы царствования Давида были омрачены еще страшной моровой язвой, посетившей Иерусалим. Давид остаток своей жизни посвятил главным образом собиранию материалов и подготовительным работам для построения храма. Он успел собрать для этой цели громадные богатства, 100 тыс. талантов золота и млн. талантов серебра (1 тал. зол. = 125000 руб.; 1 тал. сер. = 2400 руб. зол.). Со всей страны были собраны искусные рабочие и камнетесы; наготовлено было железа и меди без весу и кедровых брусьев без счету. Само построение храма Давид предоставил своему преемнику, сыну Вирсавии - Соломону .

Умер царь Давид в глубокой старости с непоколебимой верой в пришествие в мир обещанного Богом Искупителя - Мессии, Господа нашего Иисуса Христа .

В годы испытаний, с особым рассуждением вникая в пути Промысла, Давид изливал перед Богом глубокую скорбь свою и просил Его помощи. При этом нередко от изображения собственных страданий гонимый псалмопевец в пророческом духе переносился в песнопениях своих в отдаленное будущее и созерцал страдания Христа Спасителя мира. Боговдохновенные повествования Давида впоследствии собраны были в одну

О святый угодниче Божий, царю и пророче Давиде! Подвигом добрым подвизався на земли, восприял еси на Небесех венец правды, егоже уготовал есть Господь всем любящим Его. Темже взирающе на святый твой образ, радуемся о преславнем скончании жительства твоего и чтем святую память твою. Ты же, предстоя Престолу Божию, приими моления наша и ко Всемилостивому Богу принеси, о еже простити нам всякое прегрешение и помощи нам стати противу кознем диавольским, да избавльшеся от скорбей, болезней, бед и напастей и всякаго зла, благочестно и праведно поживем в нынешнем веце и сподобимся предстательством твоим, аще и недостойни есмы, видети благая на земли живых, славяще Единаго во святых Своих славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и во веки веков. Аминь.

Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Царь Давид – израильский и иудейский правитель XI – X веков до нашей эры, второй царь израильского народа после Саула.

Согласно Библии, правил сорок лет. Для религиозных людей этот персонаж весьма важен по двум причинам:

  • во-первых, он олицетворяет идеального правителя («добрый и справедливый царь»);
  • во-вторых, из его рода должен выйти «мессия» - спаситель рода человеческого.

По верованиям христиан, мессия уже давно пришёл под именем Иисуса Христа, а согласно иудаизму, он только должен прийти в будущем.

Между тем историчность царя Давида (ок 1035 - 965г до н.э.) , как и многих других библейских персонажей, является дискуссионным вопросом.

Ранние годы

Давид был младшим сыном Иессея – жителя Вифлеема. Всего у Иессея было восемь детей. Молодой Давид был высок, красив, беокур, физически силён, прекрасно играл на музыкальных инструментах и обладал даром красноречия. Его имя переводится как «возлюбленный».

Иессей владел большим стадом, и Давид с юных лет помогал ему в хозяйстве – пас скот. К своему делу он относился с усердием: оберегая скот, он защитил его от нападения льва и медведя.

В это время народом израильским правил царь Саул. Своим поведением он не устроил израильскую общественность, а согласно Библии – ещё и Бога. Поэтому «по велению Бога» пророк Самуил отправился к Давиду и помазал его как будущего царя.

При дворе Саула Помазанник явился во дворец Саула, где начал свою службу. Вначале он был придворным музыкантом и играл специально для царя. Его братья в это время стали военными.

Давид пришёл навестить своих братьев. В то время царь задумал бороться с филистимлянами, и тут будущий преемник решил проявить себя, благо сила у него была большая. Когда филистимлянский гигант Голиаф предложил израильтянам побороться с ним, на бой вышел Давид. Он сразил великана пращой, и Саул окончательно убедился, что такого человека стоит взять во дворец насовсем.

Саул отдал в жены Давиду свою дочь Мелхолу. Народ уважал Давида за силу и бесстрашие, а он продолжал совершать военные подвиги, из-за чего его слава стала больше, чем слава самого Саула. Тогда царь возненавидел его, несколько раз пытался убить, а затем устроил для него гибельное испытание. Давиду пришлось бежать к Самуилу, который укрыл его в пещере.

Затем Давид с мечом Голиафа бежал к филистимлянам. Там он прикинулся безумным, чтобы избежать ареста царских властей. Саул ещё долго преследовал своего соперника, но тот постоянно ускользал. А у Давида несколько раз была возможность убить Саула, но он постоянно отказывался.

Давид – разбойник

Поселившись у филистимлян, он с разрешения их правителя Анхуса занял город Циклаг в пустыне Негев, который превратил в разбойничий притон. Анхус был злейшим врагом израильтян, а взяв на службу Давида, надеется, что новый подданный будет совершать разбои и набеги на израильские племена. Но Давид грабил южные народы амаликитян и, даже, убивал их, чтобы обман не открылся. Часть награбленного отсылал Анхусу.

Давид - царь

Вскоре свершилась война, филистимляне одерживают победу. Убит Саул и его сын Ионофан. Заметим, что Давид дружил с царским сыном и Ионофан не раз прикрывал и спасал его от Саула. Отправившись затем с Анхусом в поход на Израиль, Давид занял город Хеврон, столицу Иудеи, и там местные вожди провозгласили его царём.

Так Иудея отделилась от Израильского царства, в котором новым правителем стал сын Саула Иевосфей. После очередной войны Давид захватил Иерусалим и перенёс свою столицу туда. Новый царь расширял и объединял свое государство довольно успешно. Правил Давид с 1005 по 965г до нашей эры.

Религиозные реформы Давида

Заняв Иерусалим, Давид превратил его в религиозный центр евреев. Однако долгая жизнь в земле филистимлян привели к тому, что новая религиозная традиция отличалась от ортодоксальных еврейских обрядов того времени, что приводило народ в недоумение.

  • На горе Сион Давид поставил Ковчег Завета.
  • Саул учредил музыку и танцы во время богослужений. Будучи музыкантом и поэтом, он сам писал тексты и музыку к обрядам.
  • Духовная власть была подчинена светской; священники были определены судьями и писцами, дабы приносить пользу государству, и два раза в день должны были устраивать богослужения.
  • Он намеревался также построить для «ковчега» специальный дом – Храм, но эту задумку довёл до конца лишь его сын Соломон, поскольку Давид много времени уделял военным походам.

Таким образом, израильская религия обрела первый в своей истории настоящий храм, он же является единственным иудейским храмом вплоть до нашего времени. Ортодоксальные иудеи поначалу подозревали Давида в идолопоклонничестве и человеческих жертвоприношениях, однако, судя по всему, царь до этого не снизошёл и ограничился чисто эстетическими нововведениями.

Царь Давид – великий царь Израиля и Иудеи, пророк и создатель псалмов, вошедших в «Псалтирь» и ставших важной частью православного богослужения. Его также называют Давидом Псалмопевцем.

Когда Давид был совсем юным, предсказал, что он станет царем Израиля, и благословил на царство. В те времена шла война с племенем филистимлян, среди которых самым сильным был богатырь Голиаф. Давид, без доспехов, вооруженный только палкой и пращой, победил его в поединке. Юного воина приблизил к себе царь Саул, но вскоре Давид впал в немилость, и царь попытался его убить. После этого Давид с 600 своими сторонниками отправился в изгнание.

Во время очередной войны погиб царь Саул, и Давид стал царем Иудеи (южного царства со столицей в Хевроне), а затем и объединенного царства Иудеи и Израиля. Вскоре он захватил город Иерусалим, принадлежавший племени иевусеев, и сделал его столицей. Туда же царь приказал доставить великую святыню израильтян – ковчег завета со скрижалями, на которые нанес , полученных им от на Синае. Царь Давид задумал построить в Иерусалиме храм, но Бог не дал ему благословения на это, так как Давид за свою жизнь пролил слишком много крови. Храм построил сын Давида – премудрый царь Соломон .

Однажды царь, уже имея несколько жен, влюбился в Вирсавию – жену одного из своих наемников. Он приказал привести ее во дворец, а ее мужа отправить на войну на верную смерть. Это злодеяние обличил пророк Нафан, который предрек Давиду смерть. Давид признал свой грех и раскаялся, и наказание было смягчено: Давид остался жив, но умер их с Вирсавией первенец. Зато второй их сын, Соломон, стал наследником престола.
Память царя и пророка Давида отмечается в православной церкви в 1-е воскресенье после Рождества Христова.

    Саул был первым царем Иудеи, но вскоре стал тираном, за что Господь лишил его благословения. После этого царя стал мучить злой дух, отогнать которого мог только юный Давид своей игрой на кинноре (древневосточный музыкальный инструмент, похожий на лиру).

    Давид был женат на дочери царя Саула Мелхоле и дружен с его сыном Ионафаном. Мелхола спасла Давида, когда Саул хотел его убить, и помогла ему бежать. Пока Давид был в изгнании, отец выдал ее за другого, но Давид вернул ее себе, когда стал царем

    Ковчег завета на некоторое время был захвачен филистимлянами, но Бог поразил их тяжелыми болезнями, и филистимляне сами вернули его евреям. Когда ковчег был принесен в Иерусалим, Давид стал при всем народе плясать от радости, не боясь, что это унизит его царское достоинство.

    Будучи обличен пророком Нафаном, царь сочинил покаянный псалом: «Помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей…» (50-й псалом) - который и поныне является одним из самых известных церковных покаянных песнопений.

    Под конец жизни Давида в царстве начались мятежи. Его старший сын Амнон обесчестил свою сестру Фамарь, за что был убит братом Авессаломом. Затем Авессалом объявил себя царем и пошел против отца войной, в ходе которой также был убит. Еще один сын Давида, Адония, был убит по приказу только что воцарившегося Соломона.

ДАВИД (с евр. "возлюбленный") - второй и величайший царь еврейский, по общепринятому летосчислению царствовавший с 1055 по 1015 г. до Р. Хр. Будучи младшим (восьмым) сыном вифлеемского жителя Иессея, он в отрочестве пас овец своего зажиточного отца. Это не подавило в нем богатых духовных дарований, которые напротив нашли себе в красотах природы сильнейшее побуждение к развитию. Вместе с тем развивались его физические силы, он встречал с пращей в руке львов и медведей. Свои душевные настроения он изливал в игре на арфе. Между тем Самуил нашел необходимым помазать на царство вместо Саула новое лицо, и его выбор пал на Давида. Помазание сохранялось в тайне; однако сама судьба влекла Давида к центру государственной жизни. Благодаря искусной игре на арфе, он был приглашен ко двору, чтобы музыкой разгонять тоску Саула. Знаменитый подвиг в единоборств с филистимским исполином Голиафом (1Цар. 17) сделал его народным героем и поставил в враждебные отношения к подозрительному царю, который, после неоднократных неудачных попыток убить его, начал систематически его преследовать. Скрываясь от преследований царя, Дав. несколько лет вел бедственную жизнь, заставлявшую его спуститься до положения атамана вольницы. Когда Саул пал, вместе с сыновьями, в битве с филистимлянами, царство перешло в руки его соперника. Давид сделался сначала царем израильским в колене Иудином, а затем над другими коленами. - Первые семь лет своего царствования он жил в Хевроне. Царство было сильно расстроено внутри и ослаблено извне. Для упрочения своего положения и укрепления царства Давиду нужна была столица, которая бы не принадлежала никакому колену в отдельности. На рубеже между коленами Иудиным и Вениаминовым стоял принадлежавший храброму горному племени иевуссеев г. Иерусалим, возвышавшийся на 2010 фут. над уровнем моря и сильно укрепленный. Дав. овладел им и основал в нем свою столицу. Иерусалим начал быстро стягивать к себе иудейское население. С целию возвысить его значение Дав. перенес сюда Ковчег Завета и ввел при нем правильное богослужение. В делах гражданского управления Дав. обратил особенное внимание на восстановление правого суда, поколебленного во время Саулова царствования. Под его личным председательством заседал совет, составленный из наиболее преданных ему лиц: Иоава, начальника войска; Иосафата, дееписателя; Садока и Авимелеха, главных священников; Суса, писца и т. д. Вскоре Дав. предпринял целый ряд победоносных войн с беспокойными соседями, злейшие враги Израиля, филистимляне, были разбиты и обессилены навсегда; граница Давидова царства пришла в соприкосновение с Египтом; поражены были также моавитяне, сирийцы и идумеяне, с захватом земли и городов которых (в том числе Дамаска) царство Израильское расширилось до р. Евфрата к востоку и до Чермного моря к югу. Одним из результатов этих походов и войн было обогащение столицы и всей страны. Столица украсилась великолепными дворцами и Дав. предполагал даже построить великолепный храм Иегове. Однако, он не удержался от искушений восточной расслабляющей роскоши и на вершине своего благосостояния совершил тяжкий грех. Незаконная связь с женой доблестного воина Урии, Вирсавией, повлекла за собою целый ряд зол, омрачивших последние годы царствования Давида. Он далеко не отличался умеренностью и, вопреки постановлению Моисеева закона, воспрещавшего царю умножать жен (Второзак. 17, 17), еще в Хевроне имел семь жен и десять наложниц, а затем увеличил это число еще несколькими женами, к которым прибавилась и красавица Вирсавия. Многочисленное поколение сыновей от этих жен сделалось источником всевозможных преступлений и смут. Наибольшею известностью пользовались три его сына: старший Амнон, третий Авессалом и четвертый Адония, которого убил Авессалом в отмщение за бесчестие, нанесенное его кровной сестре Фамари. Сам Авессалом поднял восстание и хотел овладеть престолом. Восстание это не удалось, и он погиб трагическою смертию. Последние годы царствования Давида были омрачены еще страшной моровой язвой, посетившей Иерусалим. Дав. остаток своей жизни посвятил главным образом собиранию материалов и подготовительным работам для построения храма. Он успел собрать для этой дели громадные богатства: 100 тысяч талантов золота и милл. талантов серебра (1 тал. зол. = 12,500 р.; 1 тал. сер. = 2,400 р. зол.). Со всей страны были собраны искусные рабочие и каменотесы; изготовлено было железа и меди без весу и кедровых брусьев без счету. Само построение храма Дав. предоставил своему преемнику, сыну Вирсавии - Соломону. Чувствуя приближение кончины, Дав. созвал большое государственное собрание, на котором формально объявил Соломона своим преемником. При этом он еще раз увещевал их не ослабевать в ревности при создании великой святыни, именно храма Божия, который "должен быть весьма величествен, на славу и украшение пред всеми землями". Тут же Давид передал Соломону все чертежи будущего храма и его принадлежностей с описью материалов и богатств, которые увеличены были приношениями начальников и князей народа. В подтверждение воли царя принесены были жертвы, Соломон окончательно провозглашен царем, а преданный ему священник Садок помазан в первосвященника. В этом торжественном собрании народа и священнослужителей Дав. между прочим сделал подробные распоряжения о порядке служения колена Левиина при будущем храме, а также и последние распоряжения касательно войска и всех других государственных дел. Но вот приблизилась и кончина, когда должен был угаснуть "светильник Израилев" (3 Дар. 2, 1 - 11). Чувствуя приближение смерти, Давид еще раз призвал своего наследника и со своего смертного одра еще раз увещевал его исполнять заповеди Божии и законы Моисеевы, дав ему в то же время несколько мудрых советов касательно приближенных, из которых Соломон одних должен был удалить (и между ними беспокойного Иоава), а других приблизить и наградить. И затем, вознеся последнюю пламенную молитву о благоденствии своего сына - преемника, Давид умер «в доброй старости, насыщенный жизнию, богатством и славою». Всего царствования его было сорок лет, из которых семь в Хевроне и тридцать три в Иерусалиме, «городе Давидовом», где он и погребен был. Гробница его сделалась общей усыпальницей и для последующих царей иудейских.

В лице Давида религиозно-нравственный дух избранного народа нашел всестороннее и высшее свое выражение. В разнообразных событиях своей жизни Дав. выступает пред нами как пастух, воин, псалмопевец, мудрый правитель, пророк и царь, объединяя в себе лучшие качества своего народа - простоту, великодушие, благоразумие и сильный религиозно-нравственный смысл. Его религиозно-нравственные песни или псалмы, в которых он, смотря по обстоятельствам своей богатой приключениями и всевозможными испытаниями жизни, вдохновенно выражал свои чувства веры и упования на Бога, благодарности и славословия, радости и скорби, ликования и покаянного сокрушения, по силе и нежности выражения, равно как и по возвышенности и пламенности религиозного чувства не имеют ничего себе подобного не только в священной поэзии других, народов, но и в книгах ветхого завета. Содержащаяся в них истины ближе всего подходят к истинам НовогоЗавета , и потому Псалтирь является и у христианских народов самою любимою книгою, в которой миллионы ищут и находят утешение и мир для своей борющейся с искушениями и невзгодами души. Как по своей жизни, так и особенно по своему духу Дав. более, чем кто-либо в ветхом завете, был истинным прообразом Христа, который поэтому с особенною выразительностью называется «сыном Давидовым». Самое имя Давид сделалось историческим именем, и увековечено в таких названиях, как «город Давидов», «престол Давидов», «семя Давидово»; оно считалось столь высоким, что уже никто не осмеливался носить его потом, вследствие чего мы уже и не встречаем его в библейской истории последующего времени. Высшей похвалой для Дав. служит то, что в нем Сам Бог нашел «Себе мужа по сердцу Своему» (1 Цар. 13, 14) и что высотою его религиозно-нравственной жизни измерялась жизнь лучших из его преемников, похвалою для которых было выражение: «он ходил правыми путями Давида, отца своего». Как и всякий человек, он нередко падал с высоты своего религиозно-нравственного идеала, и падал глубоко; но и в этом падении он преподал нам величайший пример покаянного сокрушения, дававшего ему возможность и силу вновь сбрасывать с себя бремя греховности и восставать для новой духовной жизни. Дав. есть величайший образец нравственно-доброго и одушевленного возвышенными чувствами человека, который всеми силами стремится к добру и мужественно борется с одолевающими его искушениями. В этой борьбе он может падать и падать глубоко, но он никогда не оставит этой борьбы, и после всякого падения - со слезами и сокрушением вновь начнет эту нескончаемую, ожесточенную борьбу, и в конце концов восторжествует в ней над всеми темными силами зла. Поэтому-то Псалтирь (см.), как боговдохновенная летопись испытаний духовной жизни великого псалмопевца, и поражает своею изумительною жизненною правдою, и в ней всякий находит боговдохновенное выражение тех самых чувств, которые может испытывать каждый человек, при различных обстоятельствах и превратностях жизни.