Крановое и подъемное оборудование

Когда ходят в церковь на рождество. Русская православная церковь празднует рождество христово

Христиане празднуют его 7 января, а если точнее, то празднование начинается 6го января в канун Рождества, этот день принято называть Сочельником.

Что делают в Рождество Христово в церкви: что за праздник, когда идти в церковь?

Рождество - особенный праздник. И служба в этот день особенная. Вернее, в ночь… Ведь во многих наших храмах Литургия (а бывает, что и великое повечерие, и утреня) служится именно в ночное время.

Литургия – это богослужение, которое практически не меняется в связи с праздниками. Основные богослужебные тексты, основные песнопения, которые объясняют вспоминаемое в этот день событие и настраивают нас на то, как правильно встретить праздник, поются и читаются в храме именно во время вечерни и утрени.

Церковные служители напоминают: «Если же говорить о рождественском богослужении, то это, если хотите, один из тех даров, который мы можем принести к яслям родившегося Спасителя. Да, самый главный подарок Богу – это исполнение Его заповедей любви к Нему и любви к ближнему, но все-таки ко Дню рождения подарки готовятся разнообразные, и одним из таких может стать длительная молитва на богослужении».

Те, кто хочет правильно по примеру наших предков – древних христиан, святых, встретить Рождество Христово, должен быть, если позволяет работа, накануне Рождества, 6 января, на утреннем богослужении. В само Рождество следует прийти на Великое повечерие и утреню и, естественно, на Божественную литургию.

Рождественский сочельник (Навечерие Рождества Христова) – это последний день Рождественского поста, канун Рождества Христова. Дата праздника 6 января.

В этот день православные христиане особенно готовятся к наступающему празднику, весь день наполнен особым праздничным настроением. Утром в Сочельник по окончании Литургии и следующей за ней вечерней в центр храма выносится свеча и священники поют перед ней тропарь Рождеству Христову. Службы и пост Сочельника имеют ряд особенностей.

Утром 6 января в храмах совершается рождественская вечерня. Странно звучит: утром - вечерня, но это является необходимым отступлением от устава Церкви. Раньше вечерня начиналась во второй половине дня и продолжалась Литургией Василия Великого, на которой люди причащались.

Весь день 6 января до этой службы был особенно строгий пост, люди не вкушали пищу вообще, готовясь причаститься. После обеда начиналась вечерня, и причащались уже при наступлении сумерек. И вскоре за этим наступала торжественная рождественская утреня, которую начинали служить в ночь на 7 января.

Если вы решите привести детей в храм ночью, то главным критерием посещения таких длительных служб должно быть желание самих детей прийти на эту службу. Недопустимо никакое насилие и принуждение!

Посетить ночную службу или утреннюю – это нужно смотреть по силам. Встретить праздник ночью – конечно, это особая радость: и духовная, и душевная.

Торжественные ночные службы способствуют более глубокому молитвенному переживанию и восприятию Праздника.

Что делают в Рождество Христово в церкви: как поститься, праздновать?

Если в канун Рождества вы по какой-то причине не попали на литургию, к примеру занимались уборкой, были на работе или готовили постные блюдау и так далее, тогда уже, будьте добры, вкушайте после «первой звезды». Раз не несли молитвенный подвиг, хотя бы понесите подвиг поста.

Мы помним, что, по русской пословице «Сытое брюхо к молитве глухо», поэтому и более строгий пост готовит нас к грядущей радости праздника.

Относительно того, как поститься перед Причастием, если оно будет на ночном богослужении, то по существующей практике, литургический пост (то есть, полное воздержание от пищи и воды) в таком случае составляет 6 часов, но это нигде прямо не сформулировано, и нет четких указаний в уставе, сколько часов до причащения нельзя есть.

В обычный воскресный день, когда человек готовится к Причастию, то принято не вкушать пищи после полуночи, но если вы собираетесь причащаться на ночной Рождественской службе, то правильно будет не вкушать пищу где-то после 21.00.

В любом случае, этот вопрос лучше согласовать с духовником.

Рождественский день, как и Крещенский Сочельник, является днем постным, причем, днем строгого поста. По уставу в этот день положена вареная пища без масла и вино.

Накануне Рождества в большом количестве появляются материалы, в которых внимание концентрируется на каких-то сомнительных предрождественских и построждественских традициях, вкушении тех или иных блюд, гаданиях, гуляниях, колядованиях и так далее – всей той шелухе, которая зачастую очень далека от истинного значения великого праздника пришествия в мир нашего Искупителя.

Если для кого-то приоритетно посидеть за богатым столом, то весь день накануне праздника, в том числе, и когда уже совершается праздничная вечерня, человек занимается приготовлением праздничных блюд.

Если для человека приоритетнее встретить родившегося Христа, то он, прежде всего, идет на богослужение, а уже в свободное время готовит то, на что у него хватит времени.

Вообще странно, что появилась традиция обязательно в день праздника сидеть и поглощать разнообразные обильные яства. Это ни с медицинской точки зрения неполезно, ни с духовной. Получается, мы весь пост постились, пропустили Рождественскую вечерню и Литургию Василия Великого – и все это ради того, чтобы просто сесть и наесться. Это ведь можно сделать в любое другое время…

К этому дню наши предки готовили то, что не требует особенных усилий при приготовлении, а уже днем готовилась трапеза более праздничная.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

В ночь с 6 на 7 января в православных церквях проходят рождественские богослужения. А как готовятся к Рождеству в православной церкви?

В Приходе Святого Архангела Михаила в Минске корреспондентов встречают настоятель прихода протоиерей Игорь Галак и диакон Дмитрий.

Рождественский сочельник, или Навечерие Рождества Христова, среди православных верующих принято отмечать 6 января. В этот день после утреннего богослужения в храме верующие воздерживаются от принятия пищи до появления на небе первой звезды, которая является символом звезды, взошедшей над Вифлеемом в момент рождения Христа.

Одно из главных мест в церкви - аналой (высокий узкий столик на которую кладут икону, крест или Евангелие) в центре храма. На нём - икона Рождества с изображением сакрального момента Рождения Христова.

По загоревшейся Вифлеемской звезде волхвы смоли определить, где родился Христос. Иудеи ждали рождения Царя мирского, который мог бы избавить их от рабства и помочь создать свое государство. Но родился не земной царь, а небесный. В дары ему волхвы принесли ладан, смирну и серебро – символы богатства и царствования. Божья Матерь Мария изображена с младенцем Иисусом в колыбели. Иосиф и Мария пошли на перепись и, так как им пришлось проделать долгий путь, они провели ночь в пещере в хлеву. Именно поэтому момент Рождения Христа изображен в хлеву среди животных.

Аналой с иконой Рождества

Иисус Христос родился ночью поэтому и проводится ночная литургия с 6 на 7 января. Икона Рождества находится в храме с 6 января до 13 января и перед вечерней службой украшается еловым венком, символом вечнозеленого живого дерева.

Праздник Рождества Христова длится до Обрезания Господнего. После наступает период Крещения. Все эти праздники связаны с жизнью Господа Иисуса Христа и охватывают период с 7 по 18 января. В церкви они называются Святки. Одежда священников в период церковных праздников отличается от одежды во время обычной службы. Так, например, на Пасху она должна быть красного цвета, а в период рождественских богослужений, Крещения Господнего и святок черные одеяния заменяются белыми.

Одежда священника для Рождественского Богослужения: фелонь, поручи, пояс и епитрахиль

Есть в православной традиции и калядовщики, но они отличаются от привычных «языческих». В церкви таких людей называют Богославы. Они не наряжаются в такие костюмы, как колядовщики и приходят к своим знакомым, поют церковные песнопения в период святок.

Общий вид алтаря внутри храма, украшенного к Рождеству

В некоторых храмах к празднику ставят вертепы с фигурами младенца, ягнят и волхвов, символизирующие Рождение Христа.

Вечернее Рождественское Богослужение в храме начинается с 6 утра 6-ого января. Эта служба носит название Царские Часы. В сочельники служится особая литургия Василия Великого. Начиная с вечерней службы, наступает праздник Святого Рождества, так как в древнем Иерусалиме считалось, что день начинается с 6 вечера. До Рождества верующие следуют 40-дневному посту. 6 числа принято пить воду и не употреблять пищу. Вечером происходит помазание специальным маслом, освещение хлеба, пшена и вина.

Специальная посуда, инструменты для причастия и просфора, находящиеся в алтаре (фото из архива Прихода Святого Архангела Михаила)

Традиционно Рождественская служба проходит при открытых Царских вратах, чтобы все смогли увидеть, что происходит в алтаре. В алтаре в это время совершается Проскомидия, первая часть литургии, во время которой проходит подготовка к Богослужению: кладут специальную посуду, инструменты, вино, просфора, читают молитвы.

Богослужебные просфора с печатями и Рождественский хлеб

Хлеб, который принято использовать в церкви, называется просфора. Он заготавливается в специальной просфорне с помощью муки, крещенской воды и дрожжей. Сначала делается закваска, с молитвой замешивается тесто и пекутся специальные хлеба. Одна из просфор специально заготавливается для причастия.

В Рождество при храме пекут специальный круглый Рождественский хлеб. Выпечка такого особого хлеба – это очень долгий и кропотливый процесс, занимающий целый день. Готовят его, как говорят просфорщицы, по воле Божьей и со словом Божьим.

А что если постараться сказать себе об этом правду?

Каждый раз, когда ты в воскресенье или в праздничный день не идешь в церковь, ты принимаешь очень важное, может быть, самое главное в своей жизни решение. Оно относится не только к твоей сегодняшней жизни, но и к вечной.

Ты - крещеный человек. Слава Богу. Но если крещеный, это не значит, что место в раю тебе обеспечено. Такой взгляд — не православный, еретический. Ведь важно еще, как живешь, ходишь ли в храм, какие мысли тебя отводят от Церкви…

А ведь отводят именно мысли.

Это только кажется, что это твои мысли, ведь они в твоей голове. Но это не так. Мы говорим: «Мне пришла мысль». Вот именно — мысль пришла! Только вот - откуда? Есть мысли от Бога и есть мысли от лукавого. И те, и другие приходят в нашу голову, а мы говорим: «Я подумал».

Вот набор самых распространенных мыслей, преграждающих нам путь к Богу, в церковь.

«Но я же посещаю храм…»

Так зачастую, оправдывая себя, говорят люди, которые заходят в церковь время от времени — освятить куличи, запастись крещенской водой. Постоять на крестинах. Проводить покойника. Может быть, иногда поставить свечку, в каких-то особых случаях. И они искренне считают, что в церковь ходят.

Но сама Церковь так не считает.

Господь дал нам заповедь: Шесть дней работай, делай все дела твои, а день седьмой посвящай Богу.


День седьмой - это воскресенье.

Воскресение Христово - основа нашей веры. Только благодаря тому, что Спаситель пострадал за нас на Кресте и воскрес, мы, крещеные люди, имеем надежду на спасение.

А знаешь ли ты, брат, что существует правило святых отцов, по которому человек, который три воскресенья подряд не был на богослужении в храме, может быть отлучен от Церкви? Ведь он сам себя от Церкви отлучает.

Это понятно. Если у тебя по воскресеньям всегда есть какие-то дела помимо храма, это значит, что главная цель твоей жизни еще не в Церкви, а где-то в миру с его целями и ценностями, порой чуждыми делу твоего спасения.

Всё живое растет постепенно и постоянно. И у нас не иногда, а постоянно живет душа. Она нуждается в постоянном питании и очищении. Питается она благодатью Святого Духа, которая нам подается прежде всего в православном храме. Тогда мы живем духовно, растем.

На работу мы идем, не задумываясь: идти? не идти? Как рабочий день - так встаем по будильнику, спешим ко времени. Если бы мы заходили туда несколько раз в год, разве могли бы мы сказать, что ходим на работу? И что бы мы заработали? А ведь это всё - в основном для тела. Но человек - это, прежде всего, его душа.

Или, если бы школьники лишь время от времени заходили в школу, чему бы они научились?

Церковь - это и труд, и учение. И, как всякий труд, как всякое учение, здесь нужны и время, и усердие, и упорство. Тогда будет толк.


«У меня Бог в душе».

А следовательно, в церковь ходить не обязательно. Он, мол, и так в душе.

Но ведь это же неправда.

Если бы действительно в нашей душе был Бог! Тогда бы мы стремились туда, где всё говорит о Боге, где славится Его имя, где находятся Его изображения, где Его особое присутствие, Его благодать. Тогда бы мы старались жить так, как Бог велит. А это Его воля - чтобы мы ходили в храм.

Церковь учит нас, что дьявол особенно боится крестного знамения, крещенской воды и Тела и Крови Христовых, которых мы причащаемся в церкви.

Преподобный Серафим Саровский, духовник Земли Русской, говорил:

Кто причащается, на всяком месте спасен будет. А кто не причащается - не мню.

Каждому крещеному человеку необходимо регулярно приступать к таинствам исповеди и причащения Святых Христовых Таин. Ведь мы же регулярно моемся - очищаем свое тело. Не менее регулярно нужно нам очищать и свою душу. Церковь так и называется: духовная баня.


«Я еще не созрел»

«Зрей! - говорит дьявол. - Зрей как можно дольше. Только ничего не делай для того, чтобы созреть». Не читай Евангелие, «Закон Божий», творения святых отцов. Не ходи в храм, не спрашивай ни о чем священников, хотя они поставлены Богом для того, чтобы помогать народу в его духовной жизни.

Этим приемом враг особенно любит ставить людям заслон на пути ко крещению и венчанию. «Я еще не пришел к этому».

Чтобы прийти, нужно идти. Ну, так иди.

А куда идти?

Конечно, в храм.

«Не хожу в церковь, потому что это стало просто модой»

Не так давно одна молодая женщина, юрист по профессии, сказала:

Я не хочу креститься, потому что это мода такая.

А почему же вы в узких брюках? Разве это не стало модным в последнее время? - пришлось спросить у нее. - А то, что делали люди у нас на Руси тысячу с лишним лет, вы считаете чем-то мимолетным и изменчивым?

Вы - юрист, ваша профессия построена на логике. И вот видите, она перестает действовать в духовных вопросах. Почему? Потому что в жизни идет лютая духовная борьба за каждую душу, за мысли каждого человека. И нужно делать усилие для того, чтобы вырваться из этого плена мыслей на свободу, прийти к Богу.

Было бы просто прекрасно, если бы модным было верить в Бога, честно трудиться, уважать старших, защищать Родину, хранить семейную верность… Еще лучше - если бы эта мода не менялась от сезона к сезону. Что плохого в такой моде?

«В церковь стало ходить много людей напоказ: политики стоят со свечками в руках, бандиты, я не хочу им уподобляться»

Правильно, не уподобляйся. Уподобляйся множеству других людей, которые всегда скромно ходили в церковь, рискуя даже своим положением в советское время, исповедовались, причащались… Уподобляйся полководцам Суворову и Кутузову, Пушкину и Достоевскому, академикам Павлову и Виноградову, святым благоверным князьям Александру Невскому и Даниилу Московскому, преподобным Сергию и Серафиму, миллионам православных русских людей - они ведь ходили в церковь. Уподобляйся множеству наших современников, которые сегодня искренне молятся Богу, проливая невидимые миру слезы (как писал Гоголь, который ходил в церковь) за наше страждущее Отечество и вымирающий без Бога, без молитвы народ.


«Нас не воспитывали в вере. Теперь уже поздно менять свое мировоззрение»

Нет, не поздно. Менять его все равно придется: когда душа покинет тело, и мы увидим совершенно точно, что всё, что сказано в Библии, это правда. Что есть иной мир, мир ангелов и бесов, в котором нам нужно только одно: то, что щедро предлагала нам Святая Церковь все годы нашей здешней жизни. В этой жизни можно еще всё изменить и спасти свою душу. В будущей — будет только вечное раскаяние. Но тогда уже действительно будет поздно.

Первым вошел в рай благоразумный разбойник, который перед самой смертью, страдая на кресте за свои преступления, покаялся, исповедовал Господа - и получил от Него прощение и вечное спасение.


«Я не знаю, как себя вести в церкви. А вдруг меня плохо встретят?»

Ничего страшного, это ненадолго. Потерпи. Улыбнись. Потрудись над собой (вот уже началась польза!) Скажи смиренно: «Простите, я тут еще ничего не знаю. Но я хочу узнать. Подскажите мне, пожалуйста...» Даже самые строгие бабушки от такого смирения, скорее всего, дрогнут, смягчатся - и замучают материнской заботой. Только не спеши во всем доверяться им, хотя это и покажется тебе более легким (легко - не всегда хорошо). По всем духовным вопросам обращайся к православному священнику. И очень скоро главное узнаешь.

Набирайся духовного опыта: любимый бесовской прием - делать из мухи слона. Тебе кто-то сказал одно какое-то слово (и сам, может, об этом уже пожалел), - а ты уже готов лишить себя постоянного, ничем не заменимого блага, дающего великую радость и пользу в этой жизни - и в будущем жизнь вечную. Разве это соизмеримо?


«Я не такой уж сильно верующий»

Ну, а тогда лучше места, чем церковь, тебе и не найти. Потому что здесь больше всего укрепляется вера. Мы все - в пути.

Нужно не жизнь подстраивать под свое маловерие, а веру свою укреплять.

«С кем поведешься, от того и наберешься», — говорит народ.

Поведешься с правдой, с истиной, с красотой, с чистотой, — станешь умнее и добрее, станешь чище и счастливее

Молись, проси евангельской молитвой: Верую, Господи, помози моему неверию (Мк.9,24).

Господь поможет, Господь даст.

А верующему - всё возможно. Это тоже евангельская истина.

«На Бога надейся, а сам не плошай»

Точно так! Сам не плошай, трудись: молись, постись, ходи в церковь, делай ради Христа добрые дела... У христианина, который надеется на Бога, дел - невпроворот. И прежде всего - с самим собой. С греховными мыслями, чувствами, со своими лютыми страстями - болезнями души: гордостью, ленью, маловерием, гневом, сребролюбием, унынием, блудом, чревоугодием… Только поворачивайся!

И, конечно, занимайся своими обычными делами - перекрестившись, помолившись.

Если Господь благословит твои труды, всё будет спориться, всё успеешь, и всё пойдет на пользу. А без Бога можно весь день прокрутиться на одном месте, вечером оглянуться: куда день ушел? Непонятно.

А если год?

А если жизнь?

Можно экономить минуты, а куда уходят десятилетия - не задумываться.

Когда ходишь в церковь, то не теряешь время, а экономишь его.


«А что в церкви делать?»

У каждого православного в церкви дел очень много.

Входя в храм (лучше - до начала службы), перекрестись, поклонись Господу, Матери Божией, всем святым. Поставь свечи: за здравие - перед иконами и за упокой - на канун, перед Крестом Спасителя. Подай записки с именами крещеных православных христиан - о здравии, о упокоении.

Выбери место в храме. Постарайся понять, куда и к Кому пришел, Кто тебя слушает, Кто тебя видит, в том числе все твои мысли.

С самого начала службы мы слышим призыв: Миром Господу помолимся. То есть, внутренним миром, тишиной души. Постарайся умирить свои мысли и чувства. Ты пришел говорить с Самой Любовью, с Богом. Не так давно почивший старец протоиерей Николай Гурьянов говорил:

Какие вы счастливые, что вы верующие… Ласково разговаривайте с Господом, когда стоите на молитве.

Старайся ни с кем не беседовать - вслушиваться, вдумываться в то, что читают и поют. Со словами и песнопениями богослужения соединять свою мольбу, вливая ее в общую просьбу молящихся - от всея души и от всего помышления нашего, как призывает нас Святая Церковь.

Можно молиться и своими словами - о самом важном, самом сокровенном. У всех есть такие сердечные просьбы.

О чем мы говорим с Богом?

Прежде всего, мы Бога благодарим.

Вот для чего мы ходим в церковь - в первую очередь.

А что касается болезней и всяких бед, которые тоже совершаются в жизни, то это - не от Бога, это от нашей греховности и от дьявола.

Если бы не Господь, было бы неизмеримо больше горя. Мир бы захлебнулся в нем.

Господь старается обратить всякое зло нам во благо. И мы можем Ему в этом способствовать, если не будем роптать, злиться, искать виноватых, унывать, а будем смиряться, каяться в своих грехах, терпеть, укрепляться в добре и благодарить Бога.

Никакое добро не бывает «само собой разумеющимся». Это всё - победа над злом в главной битве, которая и есть - жизнь.

«Слава Богу за всё», — сказал в конце своей жизни, среди скорбей, великий вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст.

Вторая наша просьба к Богу - о прощении грехов.

Все мы - грешные. И только Господь может нам прощать грехи, очищать наши души.

Третья просьба - о помощи Божией.

Все наши вопросы решаются прежде всего в церкви: государственные, семейные, медицинские, педагогические, финансовые, военные...

Генералиссимус А.В. Суворов учил своих солдат: «Молись Богу - от Него победа!»

У него не было ни одного поражения.

Мы ходим в церковь и просим помощи Божией не только для себя. Как и живем и всё делаем не только для себя, и не только своими силами. Мы молимся в церкви со всеми вместе о мире всего мира. О Богохранимой стране нашей, о ее властях и воинстве. О своем городе или селе, и верою живущих в них. О изобилии плодов земных. О плавающих в море, путешествующих, недугующих, страждущих, плененных. О всех прежде почивших православных христианах.

«Я такой грешный, куда мне еще в церковь?»

Представьте себе человека, который скажет: «Я такой грязный, куда мне еще в баню?»

А куда же тебе еще?

Вот только в церковь вам и надо, драгоценные грешники! Нагрешили с три короба - пора очищаться, омываться, набираться сил для борьбы с грехом, учиться, как это делать. Церковь - школа борьбы с грехом. А хуже греха ничего нет. От него все беды, все слезы. Грех хуже смерти. Смерти никому из нас не избежать, а вот умирать с нераскаянными грехами - не приведи Господь. Уж больно тяжко будет потом. Пока есть возможность, пока еще не поздно - надо бежать в церковь, не откладывать ни дня.

Вот тут и подстерегает еще один прием.


«У меня нет времени. Мне некогда»

Если перевести эти слова на язык честный, то получится: «Я считаю, что у меня есть дела поважнее».

Но это не так. Более важного дела, чем спасение души, у нас нет.

Если же быть еще честнее, то придется признать, что мы, к сожалению, предпочитаем хождению в церковь не только дела, но даже их отсутствие.

Разве мы не уделяем часы и дни телевизору, интернету, чтению газет, телефонным разговорам? Мы ведь не отказываемся от этого, потому что на это нет времени. А это, может, и не приносит никакой пользы.

Сколько у нас ежедневных не только бесполезных, но даже вредных занятий: мы осуждаем, обсуждаем других людей, перемываем косточки начальству, от чего оно нисколько не становится лучше, и нам не прибавляется. Более того, мы духовно беднеем: набираем себе грехов, делаем более строгим к нам Суд Божий. Ведь Господь сказал: Не судите, да не судими будете (Мф.7,2).

А есть занятие, которое всегда меняет и жизнь, и нас самих к лучшему - это молитва.

«Я не понимаю, что в церкви говорят»

Пришел, допустим, первоклассник в школу, посидел, послушал, что говорят на уроках, сказал: «Мне непонятно!» — собрал ранец и пошел домой: «Лучше останусь дошкольником».

В первом классе нам многое было непонятно из программы десятилетки. Но в школу мы ходили. Каждый день вставали по будильнику. Преодолевали свою лень. (Вот еще что маскируется под всеми этими вескими якобы «причинами»).

Изучать английский язык мы не бросаем, сказав: «Слишком много непонятных слов».

Так же и здесь. Начни ходить в церковь - с каждый разом будет понятнее.

Да ведь уже многое понятно. Господи, помилуй - понятно. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу - понятно. Пресвятая Богородице, спаси нас - понятно. В молитве Отче наш… всё понятно. А ведь это - главные молитвы. Если вслушиваться, будет понятно и многое другое, всё больше и больше.

Язык Богослужения - церковно-славянский язык - это особый язык. На нем легче всего говорить с Богом. Это великое наше сокровище. Полностью он непереводим, незаменим русским языком.

Богослужение воспринимается не только разумом. Богослужение - это благодать. Это особая красота. Богослужение обращено ко всей душе человека. Оно и для глаза, и для уха, и для обоняния. Всё это вместе питает душу человека, и душа меняется, очищается, возвышается, хотя разум и не понимает, что с ней происходит.

Никто не выходит из храма таким же, каким в него вошел.

Купи Евангелие, читай дома. На современном русском языке, современным русским шрифтом. Всё это сегодня, слава Богу, доступно.

Один молодой человек как-то сказал батюшке, что не может ходить в церковь, пока не поймет, что там происходит.

Батюшка спросил его:

А ты понимаешь, как у тебя в животе пища переваривается?

Нет, — чистосердечно признался молодой человек.

Ну, тогда пока не поймешь, не ешь, — посоветовал ему батюшка.

Каждый раз, когда ты в воскресенье или в праздничный день не идешь в церковь, ты принимаешь очень важное, может быть, самое главное в своей жизни решение. Оно относится не только к твоей сегодняшней жизни, но и к вечной.

Набор самых распространенных мыслей, преграждающих нам путь к Богу, в церковь

Совершенно верно. И это тоже говорит о том, что дело это нужное. Это не развлечение, которое бывает легким. Мы видим в жизни: всё настоящее, всё полезное связано с трудом, с усилием. Вырастить хлеб, приготовить вкусный обед, родить и воспитать ребенка, построить дом, получить образование - разве это не требует труда? Но мы идем на это, потому что хотим видеть результат. Результаты всякого духовного труда: чтения Слова Божия, молитвы, хождения в храм, поста, участия в таинствах Церкви, борьбы с грехом (своим! это труднее всего), — самые великие. Результаты эти — любовь, терпение, чистая совесть, мир в душе и мир с людьми - уже здесь. А там, в будущей жизни, — вечная радость с Господом. Никакие наши обычные труды таких великих результатов не дают.

О том, как спасти свою бессмертную душу для жизни вечной, как нам жить по любви, без которой жизнь не имеет смысла, и написана книга Евангелие.

«Но мы же светские люди, мы же не монахи»

Конечно, не монахи. У нас совершенно иные, светские нормы жизни, в том числе и духовной, церковной. Мы можем жениться и выходить замуж, создавать православную семью - малую церковь. Можем есть мясо в те дни, когда церковный устав нам позволяет. Можем ходить, ездить, куда нам вздумается. Монахи всего этого не могут. У монахов — полное послушание игумену (игуменье). У них - свое церковное, келейное молитвенное правило, положенные им ежедневные молитвы, поклоны, а у мирян - свое.


«Можно и дома молиться»

Не только можно, но и нужно.

Дома мы молимся каждый день по «Молитвослову», читаем прежде всего утренние и вечерние молитвы. Это наше домашнее молитвенное правило. А в субботу вечером, в воскресенье утром, в праздники и накануне их вечером, в любой день, когда душа пожелает, когда почувствует, что ей нужна помощь Божия, идем в храм. Церковная молитва сильнее, чем домашняя. Блаженная Матрона Анемнясевская, исповедница советского времени, говорила:

Дома-то нужно триста раз поклониться, а в церкви-то - три раза.

Дома мы молимся сами, а в церкви - сообща, и эта молитва особенно угодна Богу. В церкви с нами - Сам Господь.

Литургия в переводе на русский язык значит «общее дело».


«Все так живут»

Но даже если бы действительно случилось такое, что все люди на свете вдруг совершили какой-то грех, то все равно он бы остался грехом. Отвечать же будет каждый за себя.

И если мы оправдываем себя тем, что что-то сделали из-за кого-то, из-за чего-то: или время было такое, или еще какие-то были обстоятельства, — то это не перестает быть грехом. Грешили-то мы.

Если будем смотреть на тех, кто лучше нас, станем сами лучше. А если будем смотреть на наших современников, погрязших в грехах, то так и застрянем в них тоже.

Смысл нашей жизни здесь в том, чтобы, несмотря ни на что, ни на кого, стать лучше. И если это будет вопреки обстоятельствам, то перед Богом это будет еще выше.


«Но если начинать ходить в церковь, тогда ведь надо будет жить по-другому»

«Если я покрещусь, обвенчаюсь, тогда грешить уже будет нельзя, жене изменять…»

Да этого и сейчас делать нельзя! В грехе и сейчас нет ничего хорошего. Последствия его и сейчас нисколько не лучше.

«Нельзя» — это не значит, что всё зло греха в нарушении правил церковных. Главное зло - в самом грехе, в том, что он губит нас, наши души. В прибавлении зла в мире, от которого мы все страдаем.

Дьявол предлагает свои способы успокоения: «Волнуешься - закури. Плохое настроение - выпей. Следуй своим желаниям, даже блудным, низким. Живи легче!»

Живешь вот так, легко - а тебе становится всё тяжелее и тяжелее. А потом приходит и настоящая скорбь - то, чего вовсе не хотел.

У Бога - наоборот. Он говорит: «Потрудись. Помолись. Потерпи. Покайся. Попостись. Сходи в храм». А становится всё легче и легче.

У Бога - бремя, но оно - легкое.

А у дьявола - всё вроде бы легко, но эта его «легкость» — тяжкая.

Сколько слез-то в миру!

И все равно рано или поздно люди приходят со своими скорбями в церковь, не могут с ними сами справиться.


«Как я могу совершенно незнакомому человеку открывать свою душу?»

Вообще-то незнакомому человеку открывать душу как раз легче, чем знакомому. Так бывает в поезде: люди видят друг друга первый раз и бывают совершенно откровенны.

Ну, а когда приходишь к незнакомому врачу? Разве не открываешь ему свое тело? Хотя видишь его, может быть, первый раз. Ты же не скажешь: «Пусть через одежду меня слушает. Пусть с закрытым ртом мне зубы лечит».

Но так же и душу нужно полностью открыть Богу. Ни в чем не лукавя, не оставляя никаких темных закоулков, о которых бы нам не хотелось и самим думать. Иначе душа не исцелится.

Страшно, может быть, идти на исповедь. Но еще страшнее - жить с грехами на совести.

Когда душа покидает тело, человек умирает. Тело без души - это труп. Следовательно, душа важнее, чем тело. И болезни у нее серьезнее, потому что смерть души - вечная.

Церковь - это врачебница. В ней врачуются и душа, и тело, страдающее от недугов души.

На исповеди мы стоим прежде всего перед Богом. Мы Его не видим, но Он видит нас насквозь - как на рентгене. А батюшка - только свидетель того, в чем мы каемся Богу.

У монахов есть ежедневное откровение помыслов. А ну-ка, скажи, о чем греховном думал сегодня? И это - великая помощь человеку. Когда мы выносим наружу, на свет свои дурные помыслы, нам легче их побеждать

Когда мы живем от исповеди к исповеди, то начинаем жить перед Богом с прозрачной душой. Начинаем сами себя лучше видеть. Становимся более искренними, более честными перед своей совестью, перед Богом и людьми. Ведь нет никакого смысла прятать что-либо от Бога: Он всё равно всё знает, от Него ни одна мысль наша не ускользнет. (Поэтому мы не можем думать, что Он каких-то наших молитв не слышит).

Так же, как ни врачей, ни медсестер не удивят наши болезни, так же и священника не удивят наши грехи. Если у больного какой-то серьезный недуг, то это вызывает лишь большее сочувствие врачей, заставляет их быть к нему внимательнее.

Господь говорит каждому из нас: «Покайся. Постарайся больше этого не делать. Я любой грех прощу. А если забыл что-то, не заметил, — прощу в таинстве соборования».

Такова милость Божия к роду человеческому.

Соборуемся мы обычно раз в год, Великим постом. Соборование - это таинство Церкви для больных душой и телом, при котором священники помазывают их с молитвой освященным маслом.

То, что установлено Богом - врачом душ и телес наших — всегда нам на пользу. Так же, как всякое отступление от Бога - всякий грех - это рана. Так учат нас наши проповедники.

Грех - это рана, как всякая рана на здоровом теле человека. Как ее ни припудривай. Эта рана может даже и не болеть. Но врачи знают, что это еще опаснее.

Любой грех вреден и для души, и для тела.

Понятие греха очень нужно нам в жизни. Особенно - в воспитании детей. Оно ясно говорит, что хорошо, а что плохо и чего не должно быть в жизни. Оно всё ставит на свои места.


«Есть и недостойные священники. А вдруг к такому попадешь?»

Есть. Да, это горькая правда. Про одного из них могу точно сказать - это пишущий эти строки. Уж очень высокое у нас служение. Очень трудно быть его достойным. Помолитесь за нас. И лучше всего - в церкви.

Но то, что мы недостойны, не значит, что лучше в церковь не ходить. Без Церкви не спасешься.

Все священники, архиереи, даже сам Патриарх - люди грешные. И даже святые, которым мы молимся, были людьми грешными. Мы знаем из их житий, что некоторые великие святые когда-то совершили тяжкие, смертные грехи. Но Господь принял их покаянную жизнь. Один Господь только без греха.

Для того Господь и основал на земле Свою Церковь, чтобы мы, люди грешные, с Божьей помощью, благодатью Святого Духа, которая изливается на нас в церкви, очищались от грехов и спасались.

В бане могут быть и не очень благочестивые банщики. Но что же нам, не мыться?

Даже и через недостойного священника на нас изливается благодать Божия.

Кто еще, кроме священника, отпустит нам грехи? Именно священнику дана от Бога такая власть. А с грехами, без покаяния, как нам, грешным людям, спастись?

Священнику еще дана от Бога власть причащать верующих, крестить, помазывать святым миром, венчать супругов, соборовать больных, освящать воду, иконы, нательные кресты, жилища, автомобили, самолеты; служить молебны, панихиды, отпевать умерших…

«Священство есть спасение для мира», — говорят святые отцы.

«А что люди скажут?»

А что Бог скажет?

Это поважнее.

Мы ведь перед Ним одним будем отвечать за всю нашу жизнь. Все: и верующие, и неверующие, и сомневающиеся, ищущие, за что бы ухватиться, чтобы сохранить «свою постылую свободу», как признавался пушкинский Евгений Онегин.

Николай Васильевич Гоголь советовал:

«Да погибнет у нас такая философия: соизмеряться с тем, что скажут люди, а не Бог. С ней и Богу не угодишь, и людям не угодишь».

Богу угодишь - точно польза будет. А людям, как известно, угодить невозможно. Сам Господь очень многим не угодил. Потому что мы грешные. Но совершил дело нашего спасения.


«Главное - быть хорошим человеком и делать добрые дела»

Если бы это было так просто - быть хорошим человеком…

Все как один хотят быть хорошими людьми, все собираются быть счастливыми и приносить счастье другим, никто не планирует быть несчастным. А что происходит в жизни, мы видим.

Почему?

Наш главный враг - гордыня. Она нам больше всего мешает быть хорошими людьми: любящими, добрыми, скромными, чуткими, отзывчивыми, верующими… Это она нам и говорит: «Ты сам, без Бога, без Церкви можешь быть хорошим человеком. И добрые дела ты ведь делаешь. Да ты уже лучше многих - даже тех, кто в церковь ходят».

Однако, добрые внешне дела, которые мы делаем без Бога, — уже не добрые, потому что мы приписываем их себе, питая тем самым нашу гордыню.Преподобный Серафим Саровский говорил, что только те добрые дела приносят пользу, которые мы делаем ради Христа.


«Я ходил в церковь, молился, ставил свечи, а все равно ничего не изменилось. Бог меня не услышал»

Это так кажется - что ничего не изменилось. Если бы мы не молились, было бы еще хуже. Господь, может быть, сохранил нас от каких-то бед. Ни одна молитва не бывает без последствий - мы просто можем их не видеть.

Когда мы обращаемся к Богу, когда мы общаемся с Ним, мы уже меняемся. А это - главное изменение, которого хочет Господь, самое нужное для нас.

Мы хотим, чтобы менялись обстоятельства вокруг нас. А Господь хочет, чтобы менялись мы. Для Него главное обстоятельство - это сам человек, его душа.

Господь иногда медлит исполнять наши просьбы не потому, что к нам равнодушен, а потому что мы не того просим, что нам действительно нужно. Или потому что хочет укрепить нас в молитве, в терпении, в постоянстве веры в Него. Или потому, что ждет нашего покаяния, хочет, чтобы мы почувствовали свою вину за те скорби, которые с нами случаются, наше недостоинство получить от Него новые милости, чтобы мы ощутили ценность добра.

В любом случае от Бога может исходить одно только благо.

Когда мы обращаемся к Богу, мы хотим, чтобы Он тут же исполнил все наши просьбы. А ведь сами мы так не делаем.

Господь дал нам заповеди, дал Евангелие, дал церковный Устав, дал наставления святых отцов, дал проповедников Его истины - всё для нашего блага. Он доказал нам Свою безмерную Любовь, пострадав за нас на Кресте. Это мы Его не слушаем.

Заболит тело — обратимся к врачу, специалисту, желательно к профессору. А душа наша гораздо сложнее и гораздо ответственнее.

Все духовные вопросы нужно решать только в Православной Церкви, с православным священником.

А если ошибались - двери храма всегда открыты, как бы мы далеко ни отходили от Матери-Церкви, от Бога, Он по Своей безмерной любви всегда нас примет, если покаемся, если вернемся к Нему. Святые отцы говорят: «Нет греха непрощаемого, кроме нераскаянного».

«А кто знает, что все это - правда? Я не могу верить на слово. Если бы я сам увидел какое-то чудо…»

Безбожники в ХХ веке в России пытались полностью покончить с верой, с Церковью. Убивали священнослужителей, верующих, изымали малейшее упоминание о Боге из всех книг, изо всей жизни, воспитывали детей в полном безбожии с детского сада, разрушили, кажется, всё религиозное, что можно было разрушить. Казалось, вера, Церковь - всё это уже в прошлом. Но, с Божьей помощью, всё воскресло в еще большей красе: и монастыри, совершенно разоренные, и храмы, и книг стало выходить православных еще больше, чем прежде, и фильмы появились, и радио-, телепередачи…

И вера в народе живет, и в Церковь приходят всё новые и новые люди. Разве это - не великое чудо Божие?

«Но ведь и у тех, кто в церковь ходит, бывают и несчастья, и болезни»

Бывают. А сколько бывает исцелений - по горячим молитвам верующих!

Один из списков с иконы Божией Матери «Всецарица» находится в московском Ново-Спасском монастыре, возле метро «Пролетарская». Перед этой иконой особенно много молятся о раковых больных. И весь образ увешан золотыми крестами. Люди принесли их в благодарность Матери Божией за исцеления. Они бывали и в таких случаях, которые врачи признавали безнадежными. Врачи иногда так сами и говорят: «Это чудо. Мы не надеялись на выздоровление».

А рядом - монастырь Покрова Божией Матери, в котором находится рака со святыми мощами блаженной Матроны Московской. И на ее иконе - тоже множество пожертвованных крестов. Люди часами стоят в очереди, чтобы приложиться к ее святым мощам, попросить помощи в скорбях и болезнях. И половина пришедших стоит с букетами цветов в руках: в благодарность за полученную помощь.

Господь не избавляет нас от всех трудностей, от всех болезней, даже от смерти. Церковь Божия помогает человеку избавиться от главной беды - от вечной гибели души. Со смертью жизнь наша не кончается, а начинается главная наша жизнь - вечная. И только в Церкви возможно вечное спасение.

«Пока живем, надо жить, а не думать о смерти»

Для верующего человека смерть тела - это не конец жизни. Душа продолжает жить и по разлучении с телом. Она переходит в другую жизнь, жизнь безсмертную. Значит, только жизнь в Церкви и может дать нам настоящую, нескончаемую, вечную жизнь, семена которой мы сеем здесь, на земле, во время этой нашей быстро летящей временной жизни.

А мы считаем, что суета, которая наполняет нашу нынешнюю жизнь, и есть ее смысл, и есть вся наша жизнь. Всё куда-то несемся… Куда?..

В будущей жизни уже не будем ни о чем об этом думать, переживать. Не будем жить по своей воле.

Если, не приведи Господь, в ад попадем, там нас точно никто не будет спрашивать, чего мы хотим.

Одна раба Божия, прожив эту жизнь и оглянувшись на всё прошедшее, сказала:

Только и нужно было - ходить в церковь да делать добрые дела.

Еще ни один человек не избежал смерти оттого, что старался о ней не думать.

Нужно готовиться к будущей жизни. Нужно здесь так соединиться со Христом, чтобы не расстаться с Ним никогда.

Нынешняя жизнь тогда и станет жизнью истинной, исполненной великого смысла и наибольшей - пасхальной - радости.

Потому мы и празднуем так торжественно наш главный и любимый русский праздник - ПАСХУ ХРИСТОВУ.

В России праздник Рождества Христова отмечается ежегодно 7 января и является официальным выходным днем. Этот церковный религиозный праздник прочно укоренился в семьях россиян, и они отмечают его со всеми почестями и традициями. Карьерист.ру поздравляет всех граждан со светлым праздником Рождества, желает каждой семье достатка, радости и безграничного счастья. Пусть горе обходит Ваш дом стороной и каждый новый Богом подаренный день приносит только приятные моменты.

С праздником Рождества Христова, дороги россияне! Живите мирно, и пусть удача всегда будет на Вашей стороне.

История возникновения праздника Рождества

Отмечать его начинают, когда на небе появится первая звезда, являющаяся символом Вифлеемской звезды, которая и привела волхвов к новорожденному младенцу-Исусу.

Христиане в далеких II-IV веках праздновали Рождество 6 января, и носил этот праздник название Богоявление, наши предки связывали с праздником Крещения. Уже в IV столетии праздновать Рождество стали 25 декабря. В 1918 после того как христианская церковь перешла с юлианского на григорианский календарь, а православная нет празднование Рождества у православных христиан перенесли на 7 января.

После 1918 года советская власть вовсе запретила праздновать Рождество. Все обычаи и традиции этого празднечства соблюдались только в узком кругу семей, особенно в деревнях и небольших поселках. Нередко случалось так, что приверженцы празднования Рождества преследовались властями. Только в 1935 году советская власть возобновила традиции празднования Рождества, но, елки, застолья и праздничные традиции стали теперь не рождественскими, а новогодними. Только в 90-х годах прошлого века в России Рождество стали отмечать активней, соблюдая почти все церковные традиции этого праздника.

Традиции празднования Рождества

Праздновать Рождество хоть и начинают вечером 6 января, но обычно его началу предшествует Большой пост, который длится 40 дней – с 28 ноября до 6 января. Те верующие, которые соблюдают пост, не употребляют мясной пищи, читают молитвы, посещают службы в церкви, духовно очищаются.

Вечером 6 января, когда на небе появится первая звезда, семья начинает праздничный ужин. Рождество в России считается семейным праздником, в этот вечер принято ужинать в тесном семейном кругу, а приглашать друзей и ходить в гости уже 7 января. После того как семья отужинала, верующие отправляются в церковь на литургию, которая длится до самого утра.

Традиционным рождественским блюдом у православных христиан считается кутя. Готовят ее из риса или пшеницы с добавлением орехов, меда, мака, изюма или кураги. Также праздничный стол принято накрывать 12 постными блюдами, которые олицетворяют 12 апостолов Христа. Из напитков на праздничном столе обязательно должен присутствовать узвар – компот, сваренный из сухофруктов и шиповника. Традиционно на столе должна быть и пустая тарелка с приборами, ее ставят для трапезы усопшим родственникам.

В некоторых регионах России распространена традиция колядок.

Молодежь ходит от дома к дому с вертепом, распевает традиционные колядки, прославляет хозяев дома, а они, в свою очередь, дают колядовальщикам сладости или деньги. Традиционным атрибутом колядования является звезда, которая вырезается из картона или любого другого грубого материала, украшается лентами, а в центре размещается образ Божьей Матери.

Существует также и традиция, когда крестники приносят своим крестным кутю, а крестные дарят игрушки, конфеты и деньги на богатство и процветание.

На Рождество не принято дарить подарки, эта традиция соблюдается на Новый год.

Рождественские украшения и гадания

Поскольку Рождество наступает после Нового года, то к этому празднику дом уже украшен. В семьях принято ставить елку, сосну или ель, которую наряжают в игрушечное убранство и гирлянды, а на ее макушке традиционно красуется звезда. Хотя во многих российских семьях уже не используют звезду в качестве завершающего штриха для украшения елки.

Весь дом украшается новогодне-рождественскими атрибутами – снежинками, венками с ленточками и иллюминацией. В Рождество праздничный стол принято застилать новой скатертью. Некоторые хозяйки, которые соблюдают все традиции празднества, кладут под скатерть зубчики чеснока, отгоняющие от дома и его жителей злых духов и монетки, которые привлекают богатство, являются символом благополучия, достатка и здоровья.

Существует также и традиция на Рождество под стол класть топор, если все члены семьи во время ужина поставят на него ноги, то в нынешнем году они укрепят свое здоровье и дух. Эта традиция на сегодняшний день немного позабыта и придерживаются ее не во всех регионах, а многие даже и не знают о ее существовании.

Что касается гаданий, то эта традиция особенно интересна молодым незамужним девушкам. Начинается период рождественских гаданий в ночь с 6 на 7 января и длится до 19 января – праздника Крещения. Этот время, когда многие ищут ответы на свои вопросы, стараются приоткрыть тайны своего будущего, хотят узнать, сбудутся ли загаданные ими желания. Молодые девушки гадают на суженного и всячески пытаются узнать, когда им суждено выйти замуж. Чаще всего гадают на зеркалах, имени молодого человека, свечах.

Что нельзя делать в Рождество

В Рождество женскому полу нельзя шить, стирать, убирать и гладить, мужчинам запрещено охотиться.

Если поссориться с кем-то 7 января, то нынешний год пройдет в разногласиях и ссорах. Лучше всего если 6 и 7 января к гаданиям не обратятся незамужние девушки, иначе целый год их может сопровождать неудача в личной жизни. В праздник Рождества также не принято иметь плохие помыслы и намерения.

Что касается рынка труда, то в новогодние и рождественские праздники он традиционно замирает. Работа есть у аниматоров, таксистов, ведущих корпоративных вечеринок и торжеств, а также у работников сферы обслуживания. Приступать к поиску нового места работы лучше с середины января, в это время у многих компаний бюджет на текущий год уже готов, что открывает возможность поиска новых сотрудников.

Светлый праздник Рождества имеет много традиций, но две основные из них - это ужин в кругу семьи в сочельник и посещение ночной службы в храме. В церковь с собой брать ничего не нужно. Женщинам важно не забыть платок, чтобы прикрыть голову. Рождество считается одним из 12 основных праздников у православных. Поэтому к нему долго и тщательно готовятся.

Чего нужно делать на Рождество 7 января 2019 года после возвращения из церкви

Согласно церковной традиции, 7 января можно завтракать только после того, как семья возвращается из церкви. Первую ложку должен съесть глава семьи и благословить трапезу. Только после этого другие члены семьи могут приступать к угощению.

Рождество считают праздником милосердия, поэтому нельзя отказывать нуждающимся в милостыни. Своеобразной милостыней есть и благодарность колядовщикам, поэтому не реагировать на это пение также нельзя. Также в этот день запрещено сквернословить и ругаться.

Как и в большинство православных праздников в Рождество запрещается шить, стирать, убирать, работать в доме и делать другую физическую работу. Ну, и рождение Христа следует встречать опрятными, нельзя праздновать в старом, грязном одежде. И все же лучшая традиция и ценность Рождества – проводить время с семьей.

Что разрешается делать в Рождество 7 января 2019 года

В Рождество 7 января 2018 года можно мыться и расчёсываться. Также можно вести повседневные дела, но в том случае, если они являются необходимым условием для удовлетворения ваших нужд и потребностей, а не направлены на развлечения. Работа тоже не запрещается, если этот заработок необходим вам для приобретения жизненно важных вещей.

Кропотливая работа, такая как, шитье, вязание, вышивание, тоже разрешена. Но лишь в том случае, если это не развлечение, а работа либо подарок для дорогого вам человека. Такое дело считается Богоугодным, а потому им можно заниматься в Рождество Христово 7 января 2018 года. Ведь труд всегда был и остается в почете.

Не запрещаются церковью в Рождество Христово 7 января 2019 года близкие супружеские отношения, если семья стремится к продолжению рода. В Рождество Христово 7 января 2019 года можно ходить в магазины и совершать покупки. Народная примета гласит, что в Рождество покупки привлекают в вашу жизнь достаток и финансовое благополучие. Также в этот день можно подать милостыню, чтобы просящие люди помолились о вашем здравии.

Запреты в работе в Рождество 7 января 2019 года

В этот великий церковный праздник нельзя ругаться, браниться, сквернословить, вступать в споры и конфликты. Вообще любой негатив в светлый праздник Рождества Христова 7 января 2019 года находится под запретом. Считается, что в столь светлый праздничный день не нужно одевать черные одежды, поскольку они ассоциируются с трауром. Лучше в этот день выбрать одежду спокойных светлых тонов.

Запрещены в Рождество Христово 7 января 2019 года всякого рода увеселительные мероприятия. Категорически нельзя злоупотреблять спиртными напитками. Ходить на кладбище в Рождество тоже не стоит. Ведь в этот день во всех храмах читаются молитвы о здравии, христиане прославляют Иисуса Христа и Пресвятую Богородицу.

Многие любят гадать на Рождество. Однако православная церковь оккультизм не одобряет, она не советует увлекаться подобными занятиями и заглядывать туда, куда не следует, то есть в будущее.

Традиции празднования Рождество 7 января 2019 года

Главным рождественским блюдом считается кутья — пшеничная или рисовая каша, смешанная с изюмом, маком, медом, орехами. Также на столе обязательно должен быть узвар – компот из сухофруктов. Также на Рождество Христово принято колядовать, а колядников одаривать деньгами и сладостями. На этот праздник в каждом доме также выпекали пироги, пряники, колядки — изделия из ржаного пресного теста с начинкой, которыми угощали колядников.

На Рождество принято поздравлять близких людей. Зачастую подарки носят более символический характер, нежели те, что мы привыкли дарить на Новый год.
Традиционным подарком на Рождество являются свечи – символ света, тепла и веры, которые принято зажигать на сам праздник. А уж какие именно выбрать из существующего многообразия – решать каждому.

Не менее традиционными являются символы веры – фигурки ангелов, иконы, Библия или другие духовные книги. Правда, духовную литературу, как и иконы, лучше выбирать в церковных лавках. Разумеется, нужно быть уверенным, что человек, которому готовится подобный подарок, близок к вере.

Сладости – всегда удачный подарок. Для Рождества же можно выбрать соответствующие лакомства вроде имбирных пряников, печенья, конфет, леденцов. Для особенных людей можно испечь рождественский кекс или пирог.