Химия и пластмассы

Отец Геннадий Заридзе: «Путин обладает громадной силой духа, чтобы говорить правду. Священник Геннадий Урсов: в нашем селе и в советское время причащались все

Протоиерей Геннадий Фаст (Генрих Генрихович Фаст) родился в 1954 году в селе Чумаково Новосибирской области в глубоко верующей протестантской немецкой семье Генриха и Елены Фастов. В 1938 году Генриха Фаста арестовали, обвинив в создании контрреволюционной организации и после 10-летнего лагерного заключения он был отправлен в “вечную ссылку” в с. Чумаково, как “враг народа”, Елена Фаст последовала за супругом. После развенчания культа личности Сталина отец был реабилитирован, и семья переехала в Казахстан. Там, в верующей протестантской немецкой среде, прошли детство и юность будущего православного священника о. Геннадия Фаста.

«Из детских увлечений живописью, историей, точными науками победила физика и после школы я поступил на физический факультет Карагандинского университета, – вспоминает о. Геннадий. – Я очень любил теоретическую физику, удивительной красоты математическое описание законов мироздания, много и увлеченно занимался ею. Но параллельно шла другая жизнь…
…Вырос я в глубоко верующей протестантской немецкой семье и среде. Одно из ярких впечатлений детства – маленький карманный Новый Завет, который я получил в десять лет и жадно читал, прячась от шумных детских игр. С тех пор я навсегда полюбил Слово Божие. Тогда же, в десять лет, я впервые сознательно обратился к Богу. И позже, когда я занимался наукой, вера и наука жили во мне, порой пересекаясь и сливаясь, но большей частью раздельно, разделяя как бы и мою жизнь надвое…
В конце четвертого курса я был изгнан за веру и политическую неблагонадежность из университета. Однако в том же году восстановился в Томском университете, после окончания которого в 1978 году был оставлен сотрудником кафедры теоретической физики. Но через полгода вновь был изгнан за проповедь Евангелия…

Уже на старших курсах университета я соприкоснулся со Святым Православием и понял, что только в нем могу обрести спасение своей души. Передо мной открылся новый удивительный мир свято – отеческого учения, чистый источник благодати Божией в Таинствах церковных. Пятикурсником я принял святое крещение в Православной Церкви. Теперь уже не было той раздвоенности веры и науки. Душа желала и стремилась только к богопознанию и служению Христу. Поэтому после второго изгнания из университета я, оставив мир сей, пошел служить в Русскую Православную Церковь…».

Отец Геннадий Фаст прошел путь от церковного послушника, диакона до священника-протоиерея. Служил в разных приходах Тувинской республики, Кемеровской области, но основное служение нес на обширных просторах Красноярского края.

В Енисейске (небольшой старинный городок на Севере Красноярского края) – с 1983 года. Здесь он стал настоятелем старинного Успенского собора, а затем и благочинным православных церквей Красноярско-Енисейской епархии. В 1985-86 гг. подвергся новым гонениям от безбожной власти. Семь месяцев следствия, обысков, допросов могли бы завершиться плачевно для “политически неблагонадежного” священника, но грянуло время перемен, круто поменявшего судьбу России…

Неся служение приходского священника, и имея большую семью (у него и матушки Лидии пятеро детей) отец Геннадий заочно окончил в Троице-Сергиевой лавре духовную семинарию и Московскую Духовную Академию. Здесь же в 1995 году защитил диссертацию на степень кандидата богословия по кафедре Священного Писания Ветхого Завета. .

В 1994 году первым в епархии и вторым в России благочинный Геннадий Фаст открыл в Енисейске православную прогимназию свв. Кирилла и Мефодия. Следом за ним в этом же благочинии его воспитанником священником Андреем Юревичем была открыта в городе Лесосибирске (Красноярский край) православная гимназия св. Иоанна Кронштадтского. Уровень знаний гимназистов соответствует всем требованиям Закона «Об образовании», «только преподаватели в гимназиях чуть добрее и предметы школьного компонента не совсем обычны: каллиграфия, Закон Божий, старославянский, латинский.»…
Многие пришли к православной вере или утвердились в ней благодаря лекциям отца Геннадия в православном лектории при государственной универсальной научной библиотеке Красноярского края, который существует с 1991 года по настоящее время (2 лекции в месяц). За последние годы аудитория лектория значительно расширилась.

Всем годам его священнического пастырского служения в Русской Православной Церкви сопутствует труд богослова, работа над книгами не только богословского, но и исторического, духовно-просветительского содержания, некоторые из которых писались без всякой надежды быть опубликованными. Но падение тоталитарного атеистического режима изменило и судьбу этих книг.
Красноярским православным некоммерческим издательством «Енисейский благовест» (http://www.enisey.name.ru) изданы следующие книги о. Геннадия Фаста: «Ты воскресни, птица Феникс!» (1992), «Свет и тени Голгофы» (1993), «Небесная лествица» (1994), «Енисейск православный»(1994), «Семь дней на Святой Земле» (1997), «Зигзаг молнии в ненастный день» (2002), энциклопедические монографии: «Толкование на книгу Песнь Песней Соломона» (2000). «Толкование на Апокалипсис»(2004), «Этюды по Ветхому Завету», книга первая (2007), «Этюды по Ветхому Завету», книга вторая (2008), готовится к изданию в 2009 году книга «Толкование на Екклесиаст».


Книги протоиерея Геннадия Фаста разошлись по многим странам и материкам. Голос этого православного проповедника и богослова звучит из глубины России, раздвигая границы, территориальные и мировоззренческие, зовет к возрождению наших душ, к возрождению нашего православного Отечества, зовет ко Христу, к радости о Христе и приумножению веры на нашей земле.

В 2004 году известнейший теолог, проповедник и автор многих трудов церковных священнопротоиерей Геннадий Фаст архиепископом Красноярским и Енисейским Антонием представлен к высокой награде – Ордену Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского.

4 июля 2010 года указом Высокопреосвященнейшего Антония, архиепископа Красноярского и Енисейского протоиерей Геннадий Фаст был освобожден от должности председателя епархиального Отдела религиозного образования и катехизации, должности благочинного Енисейского церковного округа и с должности настоятеля Успенского храма, после двадцати семи лет настоятельства.

Председатель Объединения православных ученых, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы в Воронежской области протоиерей Геннадий Заридзе много лет занимается изучением чудес естественнонаучными методами. В апреле нынешнего года он приехал в Иерусалимский храм Воскресения Господня с пирометром — прибором, измеряющим температуру. Как и тысячи паломников, в канун Пасхи он ждал схождения Благодатного огня — не только чтобы принять благодать, но и для того, чтобы измерить температуру Благодатного огня. О полученных результатах и о роли науки в религиозной жизни православный ученый рассказал в интервью РИА Новости. Беседовал Виктор Хруль.

- Отец Геннадий, где вы родились и выросли? Когда начали заниматься наукой?

— Родился и вырос в Воронеже. Мой отец приехал учиться в аспирантуру в Воронеж из Грузии, он преподавал политэкономию в университете. Мать — учительница русского языка и литературы.

С детства меня все время волновал вопрос: зачем живу? Если все равно умрешь, то смысл какой? Господь мне дал тогда такое понимание: например, работает приемник на определенной длине волны и если он сломается, то волна все равно останется. Вот и моя душа — как длина волны — индивидуальная, личная, больше никому не принадлежит. И моя душа останется. Это доказательство, что она останется жить.

В юности я увлекался астрофизикой. А потом, когда поступал в университет, захотел изучать физиологию смерти, чтобы понять, действительно ли душа бессмертна. Работал на кафедре физиологии Воронежского университета, планировал написать диссертацию.

В апреле 1982 года неожиданно оказался при смерти. Когда меня привезли в реанимацию, сердце перестало биться, тело стало серым и недвижимым. Жене моей посоветовали готовить гроб, потому что надежды на то, что выживу, не было. На следующие сутки я пришел в сознание и отчетливо понимал, что Бог меня пожалел и оставил на покаяние, поэтому и живу до сих пор.

Когда выжил, в душе появилась невероятная радость, что я — помилованный грешник, возникло желание исповедать все грехи, попросить у Бога прощения за них. После недолгих поисков встретил священника Николая Седых, глубокого искреннего батюшку, которому решил исповедоваться. Когда пришел на исповедь, он спросил: "А где крест?" — "Нет. А что, нужен?" — "Ты же в церковь пришел". Он на меня надел маленький крестик и стал исповедовать. Книг о православии не было в то время, стал логически думать, что я сделал против совести? Когда покаялся от всего сердца, священник прочел разрешительную молитву, и тогда я физически почувствовал, будто бетонная плита свалилась с моих плеч.

- А вы были крещены к тому времени?

— Да, крещен был с детства: у меня бабушка верующая была, она меня крестила потихоньку, прабабушка была монахиня, жила в Почаевской лавре. А папа был коммунист.

После исповеди стал постоянно ходить в храм, причащался, решил жить так, чтобы помочь своей душе спастись и помочь всем, кто в этом нуждается. Сначала был певчим в храме, потом псаломщиком, поступил на заочное обучение в духовную семинарию, в 1988 году рукоположен в диакона, потом в священника.

В первую очередь я являюсь священником, пастырем, настоятелем храма. И научная деятельность, как форма проповеди о Боге, направлена главным образом на то, чтобы содействовать воцерковлению, укреплению в вере интеллигенции, попытаться возродить духовно-нравственные принципы в науке.

- Почему вы решили создать объединение православных ученых?

— В наш рационалистический век все более весомый статус приобретают слова "наука доказала", в прессе все чаще употребляют выражение "ученые доказали". То есть современные люди, подобно апостолу Фоме, требуют доказательств того или иного феномена. В чудо легче поверить, если оно подтверждается наукой.

В таком контексте наука может сделать много для распространения веры. Между наукой и религией нет противоречия — это просто два разных инструмента познания мира, который нас окружает. Поэтому по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия была создана межрегиональная просветительская общественная организация "Объединение православных ученых", которая объединяет уже более 500 исследователей. Отделения организации есть в Воронеже, Москве, Санкт-Петербурге, Орле — всего 20 филиалов в России и еще 10 за рубежом. Среди членов объединения более 130 российских докторов наук и ряд видных зарубежных исследователей. В прошлом году мы провели научную конференцию в Греции, в нынешнем — в Польше и Белоруссии.

- Какие же чудеса были подтверждены научными методами?

— Интересна история, связанная с исследованиями Туринской плащаницы. Ведь ее стали исследовать, чтобы научно доказать, что это подделка, а в результате получилось, что она настоящая. Оказалось, что все соответствует тому времени: пыльца реликтовых растений, которых сейчас уже нет на Земле, а тогда, в первом веке, они росли на горе Голгофа, и ткань плащаницы также изготовлена в первом веке, после такую ткань больше никогда не делали. Туринскую плащаницу еще называют "Пятым Евангелием", потому что она доказывает все евангельские события, связанные со смертью и воскресением Христа. Более того, неверующие ученые — исследователи плащаницы — приняли крещение.

Подобное было с исследованием Ланчанского чуда, произошедшего в VIII веке, когда в момент совершения Божественной литургии священник усомнился и подумал: "А вдруг только в первые века благодать превращала хлеб и вино в Тело и Кровь Христа? Может быть, сейчас этого нет?" И ему, и тем, кто был с ним вместе в алтаре, было явлено со всей очевидностью, что в чаше для причастия находятся Святые Дары — истинные Тело и Кровь Господа Иисуса Христа.

С тех пор в городе Ланчано Святые Дары хранятся в хрустальном кубке, без консервантов и специальной защиты, не портясь. Прошли века, и чудесные Дары стали объектом внимания ученых, поскольку с точки зрения науки они давно должны были бы превратиться в пыль. Согласно результатам биохимических исследований, проведенных доктором Одоардо Линоли в начале 1970-х годов, это оказалась кровь четвертой группы и по своему минеральному и органическому составу идентична крови, которую нашли на Туринской плащанице. Кроме того, кровь была свежа и готова к переливанию. Это потрясающий момент.

Научные исследования чудес позволяют людям с рациональным мышлением понять то, что Божия сила — благодать Святого Духа есть на самом деле, она присутствует в мире и созидает жизнь во Вселенной.

Христос дал возможность людям совершенствоваться и восстанавливать поврежденную грехом человеческую природу посредством Его милости — принятия Святых Даров и благодати Святого Духа. Люди, к сожалению, не знают или не понимают, что надо восполнять утраченную благодать, чтобы она соединяла в единое целое дух, душу и тело, чтобы человек был полноценным. Например, некоторые ученые считают, что у нас работает только 3% коры головного мозга. Для того чтобы работало все остальное, необходима Божия благодать. Представьте себе, что вы купили в магазине радиоприемник, принесли его домой, а дома выключили электричество. В таком случае у приемника работает только детектор, который ловит волну без всякого дополнительного источника энергии. Вот и у нас без энергии работает только детектор, эти самые 3%, а остальное не работает. Благодать Святого Духа качественно меняет состояние человеческого существования.

- Расскажите, пожалуйста, подробнее, о вашем исследовании Благодатного огня.

— В мае нынешнего года, благодаря Фонду апостола Андрея Первозванного и по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия, вместе с российской делегацией в Великую субботу я стал свидетелем чуда схождения Благодатного огня в Иерусалиме. У меня нет сомнений, что Благодатный огонь — это явление Божией благодати, что он является определенной милостью Божьей грешному миру для поддержания и укрепления веры. Известны даже случаи исцеления во время схождения Благодатного огня.

© Фото: фото предоставлено приходом храма Покрова Пресвятой Богородицы

© Фото: фото предоставлено приходом храма Покрова Пресвятой Богородицы

В наше время люди начинают оспаривать это чудо и говорить, что Благодатный огонь якобы добывают с помощью зажигалки или других приспособлений. К сожалению, среди этих людей есть и православные журналисты. Это беда, потому что они своими публикациями на самом деле многих уводят от Христа, от понимания истины и действия благодати Святого Духа, от того чуда, которое нам Бог дает для нашего же спасения, для укрепления в вере. Ведь есть историческая хронология ежегодного схождения огня на Гробе Господнем накануне православной Пасхи, есть множество свидетельств, которые говорят о том, что огонь на самом деле не обжигает примерно первые 10 минут, а потом становится горячим.

Насколько мне известно, измерения температуры Благодатного огня в первые минуты после его схождения не проводились. В 2008 году ученый из РНЦ "Курчатовский институт" Андрей Волков приехал на схождение огня и привез с собой прибор, который фиксировал разные спектры электромагнитного излучения. И он первым, еще до того, как патриарх вышел с Благодатным огнем к народу, узнал по показаниям приборов о том, что он сошел. Приборы зафиксировали мощнейший всплеск — электроразряд, а через минуту патриарх вышел с Благодатным огнем… Это подробно описано в статье "Измерение огня" на сайте "Православие.Ru".

Но температуру Благодатного огня еще не мерили. Поэтому по благословению митрополита Сергия со мной был специальный прибор, пирометр, который при помощи бесконтактного инфракрасного термометра измеряет температуру поверхности объекта. Объектом стала серебряная пластина шириной пять миллиметров и толщиной один миллиметр. Один конец обмотан изолятором, чтобы можно было держать пластину в огне и не обжечься. Поскольку серебро — это один из самых теплопроводных металлов, пластина, помещенная в огонь, мгновенно приобретает температуру пламени.

С помощью пирометра я зафиксировал температуру Благодатного огня сразу же после схождения: этим огнем умылся (не опаляет!) и сразу же замерил его температуру у себя и у соседей, которые были с огнем рядом, — и среднестатистическая температура была 42 градуса Цельсия. Когда через 15 минут я вновь измерил температуру, она была уже 320 градусов Цельсия. 42 и 320 градусов — это же колоссальная разница! Это говорит о том, что сразу после схождения огонь реально не опаляет, это холодная плазма в условиях земной атмосферы. С точки зрения физики этого быть не может, потому что у нас в атмосфере много кислорода — холодная плазма не может здесь существовать. Ее можно создать в инертных газах, например криптоновых, аргоновых и неоновых, в специальных установках (с использованием ионизаторов, генераторов, трансформаторов). В наше время ведутся научные разработки по использованию холодной плазмы в медицине (хирургии, заживлении ран и другое).

Что происходит при схождении Благодатного огня? Холодная плазма появляется мгновенно, независимо от погодных и иных природных факторов, а через некоторое время она становится горячей. Но мы знаем, что создать холодную плазму в условиях земной атмосферы невозможно. Нет таких ученых, которые могли бы документально это подтвердить. Поэтому никто не может объяснить чудо схождения Благодатного огня.

Когда говорят о том, что Благодатный огонь зажигают зажигалкой или еще как-нибудь, они просто не понимают, что говорят. Надо почитать физику и понять, что происходит нарушение закона сохранения энергии. Просто Божья благодать нам дает этот огонь для вразумления, исцеления и укрепления в вере.

Если с научной точки зрения ваш эксперимент валиден, то каждый, кто захочет, может его повторить и получить такие же результаты? Например, при схождении Благодатного огня в будущем году?

— Без сомнения, сколько угодно.

- Где вы собираетесь публиковать результаты, полученные в Иерусалиме?

— На сайте "Объединение православных ученых", а также полагаю сделать научный доклад и написать статью.

- Есть ли у вас в планах другие исследования, которые подтверждали бы чудеса?

— Мы в паломнической поездке побывали на острове Кефалония в Греции. Там существует такое явление: на Благовещение Пресвятой Богородицы люди приносят в храм лилии, а когда цветы высыхают, служители открывают створку у иконы Богородицы, ставят туда сухие стебельки и закрывают створку. К празднику Успения Пресвятой Богородицы на сухих стеблях появляются живые стебли, бутоны и расцветают лилии. Я это видел своими глазами, более того, нам дали эти сухие стебли с живыми лилиями, мы привезли их в Россию. У Объединения православных ученых есть отделение в Мурманске, там ученые работают в научно-исследовательском институте Российской академии наук. С помощью методов спектроскопии интактных тканей, физических методов определения влажности были сделаны выводы о том, что это явление — чудо, поскольку сухая часть стебля не имеет ни воды, ни питательных веществ, он не может дать живой росток и тем более — расцвести. Статья об этом уже опубликована.

Еще один пример. На острове Кефалония в день Успения Пресвятой Богородицы ядовитые змеи сползаются в одно место, на котором когда-то был женский монастырь, но никого не кусают. Сохранилось предание о том, что однажды к этому острову причалили пираты и хотели ограбить монастырь, сестры стали в испуге молиться Богородице у иконы, на которой также изображены змеи. Когда пираты подошли к колокольне этого монастыря, оттуда выползли змеи и кинулись на них. Пираты убежали на корабль и в испуге уплыли. С тех пор в праздник Успения змеи собираются на месте бывшего монастыря. А в те годы, когда этого не происходит, случаются землетрясения и стихийные бедствия. Но дело даже не в этих совпадениях, а в том, что эти змеи теплокровные! С биологической точки зрения не бывает теплокровных змей. Поэтому мы хотим пригласить на Кефалонию авторитетного серпентолога из Москвы, чтобы он описал этих змей и измерил их температуру.

Еще один любопытный факт: температура святых мощей Спиридона Тримифунтского — 36,6 градуса. А он умер в IV веке. Как это можно объяснить в рамках существующих естественнонаучных теорий?

Через осмысление таких фактов ученый — если он последователен и честен — приходит к вере, как апостол Фома, вложивший персты в раны воскресшего Спасителя.

Геннадий Ильич Свирин. Родился 19 сентября 1937 года в Москве. Его отец - Илья Ильич - крестьянин, после службы в армии работал на заводе. Мать - Варвара Анисимовна - работала на заводе, позже - воспитателем и директором в детском саду. У Геннадия Ильича было три брата: Иван, Валерий и Владимир. Окончив семилетку, в 1954 году Геннадий Свирин поступил в Московский архитектурно-строительный техникум, по окончании которого в 1958 году - в Московское областное художественное педагогическое училище изобразительных искусств памяти восстания 1905 года. Особое влияние на формирование Геннадия Свирина как художника имел Михаил Владимирович Добросердов, преподававший в училище около тридцати лет. Он умел передать своим ученикам любовь к Родине, умение видеть прекрасное в обыденном. Добросердов никогда не подавлял своих учеников, не навязывал своего мнения, но помогал раскрытию собственного дара подопечных. Геннадий Свирин унаследовал традиции русской живописи, но пошёл своим путём.

После окончания училища Геннадий Свирин в 1963 году поступил в Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова. Художник старался систематически выезжать летом на пленэр в Смоленскую и Ярославскую области, на Вологодчину и под Рязань. Много времени Геннадий Ильич проводил в селе Подвислово Ряжского района Рязанской области на этюдах. Певец русской природы, он старается детально отобразить красоту Рязанщины, пусть неброскую, но до боли родную. В 1971 г. Г. И. Свирин был принят в Союз художников СССР. В это время он – художник-график Комбината графического искусства Московского отделения художественного фонда СССР. Начиная с 1963 года картины Свирина регулярно экспонируются на Московских и Всероссийских выставках.


Первой зарубежной выставкой для Г. И. Свирина стала выставка советской живописи в г. Осака (Япония) в 1975 г. Много раз картины отправлялись на выставки-продажи, организованные художественным салоном по экспорту художественного фонда СССР в Англии, Швеции, Дании, Германии, Монголии, Венесуэле, Японии, Польши, Швейцарии, Франции, Финляндии.
Семь лет понадобилось художнику Геннадию Свирину после того, как в 1990 году митрополит Симон предложил ему стать священником. В 1997 году живописец уже был рукоположен в сан. Сейчас отец Геннадий – настоятель церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы с. Троица-Лесуново Кораблинского района.
Произведения мастера находятся в коллекциях нескольких музеев, а его имя входит в «Реестр русских художников 18-21 веков».












«Если человек реализует талант вне Бога –
он себя обкрадывает…»

«Кто ищет славы человеческой –
Тот Божьей славы не найдёт…

Творчество воронежского священника Геннадия Заридзе – настоящее открытие для слушателей. До сих пор его песен выходили в Воронеже под псевдонимом «Странник».

Биолог по образованию, он долгие годы искал смысл жизни, изучал нейрофизиологию смерти, вместе с другими исследователями пытался доказать, что душа живёт после смерти. Работал на кафедре физиологии Воронежского университета, планировал написать диссертацию.

После тяжелейшей болезни, казалось бы, не оставлявшей шанса на жизнь, он понял: служение Богу, Который его помиловал и оставил на земле для покаяния, выше всего остального на свете. Став священником, старается жить с ощущением, что каждый день – подарок от Бога. Его духовный отец схиархимандрит Серафим (Мирчук) благословил его не оставлять творчество.

Песни отца Геннадия затрагивают самые сокровенные струны души современного человека, заблудившегося в грехах. Они просты и глубоки, как беседы, которые священник проводит в Покровском храме села Отрадное под Воронежем. Многим людям они подсказывают выход, необходимый человеку в трудной жизненной ситуации.

Тайна псевдонима «Странник»

– Отец Геннадий, вы давно пишете песни, ваше творчество очень хорошо знают в Воронеже. В этом городе у вас вышло шесть дисков песен под псевдонимом «Странник». Но под вашим настоящим именем – священник Геннадий Заридзе – читатели и слушатели узн а ́ ют вас впервые. Расскажите, как вы пришли к творчеству? Были ли какие-то особые обстоятельства в вашей жизни, которые подвигли вас стать бардом такого необычного направления.

– Бардом я бы называться не хотел, хотя в молодости слушал, безусловно, бардовские песни и считал что это, в общем-то, вполне нормально. Ведь они так сильно отличались от обыденной социалистической культуры, которая господствовала в то время.

Ну, а к смыслу того, чем сейчас занимаюсь и живу, я пришёл так. Ещё в школе, учась в старших классах, я увлекался астрофизикой, сам делал телескопы и по ночам смотрел на звёздное небо. И когда видишь, например, галактику в созвездии Андромеды, самую близкую к нам, когда осознаёшь, что только свет от неё миллионы лет до нас летит, то начинаешь понимать: ты вообще – ничто, жизнь твоя не мгновение даже, а маленькая точка в пространстве, которая скоро исчезнет.

Вот тогда и стала возникать мысль: а, собственно, зачем в таком случае всё это нужно? Ведь всё пройдёт, всё закончится, в конце концов, всё равно я умру. Хоть сто лет проживу, а умирать всё равно придётся. Перспектива-то определена каждому.

«О таланте и смысле жизни»
В чём тайна одарённости

Что такое талант? Как он связан со смыслом нашей жизни? Делятся ли люди изначально на избранников, «поцелованных» Богом, и на «серую толпу» или же по своей воле отвергают дар свыше? Может ли талант быть опасным для человека? Надо ли его развивать, и если надо – то для чего? Что означают слова «зарыть свой талант в землю» применительно к сегодняшнему человеку? Мешает ли талант молитве? Как человек может стать «соавтором» дьявола?

В наши дни подобные вопросы стоят особенно остро. В эпоху культа «успеха» понятие о даре Божьем нередко искажается и подменяется суррогатами, что может привести к нравственной катастрофе. На эти и многие другие темы в книге рассуждают такие известные авторы, как , игумен Пётр (Мещеринов). Интересен читателю будет и анализ демонических обольщений «сверхспособностями» в материале .

Настоящим открытием для читателей (и слушателей!) будет творчество воронежского священника Геннадия Заридзе, выпустившего 6 дисков песен под псевдонимом Странник. В нашем сборнике представлены его избранные песни с аккордами. А в качестве приложения к книге вышел диск с песнями о. Геннадия .

Я стал усиленно думать об этом, хоть как-то пытался осознать смысл своего существования на земле. Отец у меня преподавал политэкономию и научный коммунизм в университете, и поэтому, естественно, о Боге у нас в доме речи не было. Мама преподавала русский язык и литературу. Иконы у неё были, но она прятала их в шкафу, в белье, чтобы никто из учеников и соседей не увидел. Если бы кто-нибудь написал жалобу, то её бы выгнали с работы. Это стало бы настоящей катастрофой, потому что, когда мне исполнилось 8 лет, отец нас оставил, и мама нас с сестрой воспитывала, растила, кормила одна.

Короче говоря, никакого представления о Боге у меня тогда просто не было, и жизнь казалась бессмысленной. Но в какой-то момент я понял, что душа всё-таки живёт после смерти, как, например, волна, на которой работает радиоприёмник: приёмник сломался, а волна существует. Точно так же – тело умрёт, а моё «я» продолжит существовать дальше.

Я очень хотел доказать научно, как именно душа живёт после смерти, поэтому поступил в университет на биофак. Профессор поначалу от меня отмахивался, но, в конце концов, допустил меня к научной деятельности в области нейрофизиологии, к операциям, где мы вживляли электроды бедным котам и считывали электромагнитные импульсы головного мозга под действием разных внешних раздражителей.

Но поскольку физиологию нервных импульсов в университете изучали недостаточно, я поехал в Питер, где в Институте мозга хотел найти хоть что-нибудь связанное с нейрофизиологией смерти. Познакомился с людьми, которые пытались доказать, что душа живёт после смерти. Эти исследования известны: в высокочастотных разрядах фотографировали умирающих людей, и в момент клинической смерти фиксировалось на плёнке, как от тела отделялась шарообразная структура диаметром в 10 сантиметров (учёные её называли информационно-энергетической) – и уходила вверх, существуя автономно.

Для меня тогда это представлялось очень важным и даже революционным, поскольку на фоне коммунистической идеологии вдруг услышать от кого-то, что «душа живёт после смерти» – было очень здорово! По окончании университета работал на кафедре физиологии, планировал написать диссертацию.

В детстве меня окрестили, но православной вере не научили. И когда начался поиск смысла жизни и по своей научной работе я начал общаться с сотрудниками питерского Института мозга, они подсказали, что существует множество теорий и представлений о жизни души после смерти. Это и область парапсихологии, и многие восточные учения. С их подачи я начал искать перспективу человеческой жизни в этой сфере. Но произошёл случай, перевернувший всю мою жизнь.

Каждый день – подарок от Бога

В одной из поездок (это случилось в апреле 1982 года) в поезде Воронеж–Москва я сильно застыл – до такой степени, что, когда возвратился в Воронеж, мне было уже совсем плохо, невыносимая головная боль не прекращалась ни на миг, её невозможно было ничем ослабить. Через неделю состояние ухудшилось, и меня повезли в реанимацию. В машине «скорой помощи» отключилось сознание, прекратились конвульсии. Когда меня привезли в больницу, тело было как бревно. Ничего из того, что происходило потом, я не помню и о случившемся со мной знаю по рассказу реанимационной медсестры.

А было так. Жене моей сказали, что надо готовить гроб, потому что по всем медицинским показателям выжить в такой ситуации человеку невозможно. Когда моё тело завезли на каталке в реанимационную палату, оно почти не подавало признаков жизни. Санитарам велели вывезти лежавший рядом на кровати окоченевший труп в морг, но вместо него они увезли меня.

Когда вернулась медсестра, заполнявшая документы, она расстроилась: нельзя увозить не остывшее ещё тело, надо было попытаться провести реанимацию. По её настоянию из морга меня вернули обратно. Прокололи спинной мозг, обнаружили пневмококковый менингоэнцефалит. В общем, разговора о дальнейшей моей жизни вообще не было. В качестве реанимационных процедур поставили капельницу с пенициллином, вывели катетер, привязали, как принято, к спинке койки, чтобы тело не билось.

Но… Вопреки всем прогнозам, на следующие сутки под утро я пришёл в сознание – в полной, стопроцентной уверенности, что «тот мир» есть! То, что Бог есть, я понял ещё будучи в сознании! Кроме того, я знал теперь совершенно точно, что «там» Бог решал вопрос: оставить меня на земле или не оставить. Конечно же, Господь сделал это по Своей великой милости, а не потому, что, как говорится, ты что-то там значишь. Нет, просто Он – любящий Отец – пожалел окаянного грешника и оставил на покаяние. Дал шанс.

– Батюшка, а почему появилась такая уверенность? Как вы ощутили, что Бог есть? Вам были даны какие-то откровения в предсмертном состоянии?

– Что Бог есть, я понял ещё до этого, когда искал смысл жизни, когда понял, что душа живёт после смерти. Но именно в этот момент у меня появилось абсолютное знание этого. Как именно всё это происходило, как «там» решали вопрос, оставить меня на земле или не оставить, я не могу объяснить словами. Почти всё случившееся для меня закрыто, осталось только чувство уверенности, что происходило нечто чрезвычайно важное… Вернулся я с ощущением огромной, непередаваемой радости на душе. Бог меня пожалел. Оставил на земле для покаяния! Знаете, вот так – открыли дверь и выпустили. И вот я тут – ура! – я жив, и головной боли больше нет вообще.

После «возвращения» организм стремительно восстановился, несмотря ни на что. Врачи ходили на меня смотреть как на какой-то «экспонат», им было удивительно: как это – я живой?

Я поработал на кафедре ещё немного, около года, потом ушёл, потому что уже не видел смысла в диссертации, она стала мне просто неинтересна. Не потому, что я был настроен против научной работы, а потому, что в тот момент понял: служение Богу, Который меня помиловал, выше всего остального на свете.

Хроматограф на кафедре появился, слава Богу.

Там не один десяток диссертаций написали с помощью этого оборудования. Ну, а я ушёл певчим в Казанский храм и стал подрабатывать художником-оформителем. Надо было как-то жить. Если бы я умер тогда, жена осталась бы одна с двумя детьми, но милостью Божией я живу после этого события уже 26 лет. Каждый день – подарок от Бога, потому что этого не заслуживаю, я знаю, что это просто милость Божия…

Когда исповедовался в первый раз, меня это потрясло. Исповедовал меня протоиерей Николай Седых, очень хороший священник, глубоко верующий человек, искренний перед Богом. Тогда я ничего не знал, да и книг никаких не было. Просто понимал, что надо покаяться перед Богом – и в том, что восточные учения, парапсихологию и всё подобное изучал, и во всём остальном, что мне подсказала совесть.

Когда священник меня разрешил от греха, ощущение было такое, будто бетонная плита свалилась с моих плеч. Мне стало так здорово, появилась лёгкость на душе. Когда я причащался, то тоже не понимал, что это – соединение с Богом, но знал, что происходит что-то самое важное, высшее, но что – до конца не мог осознать. После Причастия было ощущение, как будто маленький огонёк загорелся в сердце, сознание постепенно стало просветляться, и я начал понимать, что происходит в Церкви и зачем она нужна.

Отодвинув в сторону всё, что изучал до того, пытался с чистого листа осознать смысл бытия, то есть суть православной веры. Потихонечку, поэтапно, с помощью Святых Отцов, с помощью старцев. Слава Богу, отец Николай познакомил меня со схиархимандритом Макарием и со схиархимандритом Серафимом (Мирчуком), которые помогали мне на духовном пути и были моими духовными отцами.

Схиархимандрит Макарий (Болотов) служил в Виннице, позже жил под Оптиной пустынью. Он был прозорливым, вымаливал людей. У него было несколько тысяч духовных детей, за советом к нему приезжал даже член ЦК КПСС Яковлев, многие другие высокопоставленные лица. Вместе со схиархимандритом Серафимом в молодости он был изгнан из Почаевского монастыря (во время хрущёвских гонений на Церковь), они были духовные братья. Отец Серафим служил в Липецкой области, в селе Ожога, молитвенник был, человек очень любящий, очень опытный и высокий в духовной жизни, многие архиереи у него руководствовались – это я знаю точно.

Для того чтобы решиться идти служить Богу, я поехал по благословению отца Николая в Тбилиси, где жили моя бабушка и дедушка – на соседней улице с Александро-Невским храмом, в котором тогда служил владыка Зиновий, в схиме – схимитрополит Серафим (Мажуга). Это был старец из старцев, у него руководствовались глинские старцы, он был человек великой жизни. Именно он благословил меня на духовный путь, на священство. Именно от владыки я услышал, что надо учиться в семинарии. Но как? Ведь тогда «пробиться» в семинарию было почти невозможно: с высшим образованием не принимали – такое было жёсткое время. Но владыка Мефодий настоял, и я смог учиться в семинарии – все преграды словно рухнули после благословения старца.

В 1988 году на Покров был рукоположен в диаконы, а на Вербное Воскресение стал священником. Вот уже 20 лет в сане. До 1995 года служил в Покровском кафедральном соборе Воронежа. Владыка Мефодий благословил поработать зав. издательским отделом. Он сумел добиться разрешения на издание газеты «Воронежский епархиальный вестник», а потом в типографии «Московской правды» стали печатать его в виде журнала. На цветной обложке мы помещали икону, чтобы люди могли вырезать её и молиться – ведь икон тогда практически не было. Благословили заниматься и телепрограммами: «Православный собеседник» по 40 минут в прямом эфире, в записи на 41-м канале по 15 минут – «Слово, обращённое к душе». По субботам готовили десятиминутные радиопередачи в программе «Панорама». Тогда я и начал беседы проводить в разных аудиториях по православной антропологии.

А после инфаркта, в январе 1995 года, всю эту деятельность пришлось оставить. Позже, когда стало лучше со здоровьем, митрополит Мефодий дал мне благословение служить в Покровском храме села Отрадное, за окружной дорогой города. В тот храм мало кто ходил, а мне было спокойнее, потому что после болезни я большой нагрузки понести не мог... Ну, а сейчас в наш Покровский храм приходят те, кто меня помнят, знают, кому надо просто побеседовать. Время для этого стараюсь находить во что бы то ни стало – это очень важно. До шестидесяти человек в день иногда бывает. Приходят и домой побеседовать. Борщ для них готовлю, чай.

– Вы сами готовите борщ?

– После инфаркта поехал к отцу Макарию. Он меня благословил и говорит: «У меня послушание было на кухне в своё время в монастыре, вот и ты вари борщ» . Ну, что ж – и варю. Бывает, по 10–12 литров. Говорят, что съедобно.

Некоторые думают, что я старчествую. Они ошибаются, я не старец и старца из себя не изображаю. Просто беседую с теми, кто спрашивает меня, просто служу, как могу, Богу. Стараюсь говорить обычным языком, от души, даже в проповедях, чтобы слово было понятным и легло на сердце.

Ещё занимаюсь стройкой. Схиархимандрит Серафим, мой духовный отец, всё время строил храмы, ну и мне приходится. Вернее, строит Господь, а я только стрелочник. Недавно митрополит Воронежский и Борисоглебский Сергий (Фомин) освятил, слава Богу, небольшой храм (человек на 500) Рождества Пресвятой Богородицы в селе Бабяково, построенный за 5 лет. Сам храм – в стиле XIV века, а иконы написаны в афонском стиле.

Теперь планируем устроить приют для беспризорных детей. Это нужно, прежде всего, нам самим. Задумайтесь – мы нормально едим? Да. Спим на постелях? Конечно. А эти детки живут на помойках, спят в подвалах, кушать им нечего. Это нечестно. Поэтому, я думаю, мы просто обязаны устроить для них приют.

Сначала я долго не решался начать, понимая, какие проблемы возникнут в дальнейшем: и строительные, и душевные, и духовные. Год думал. Потом поехал к одной схимнице. Но не успел спросить её, как она ответила:

– Раньше дети беспризорные жили около храмов…

После этого все вопросы отпали сами собой. Взял благословение у митрополита Сергия. Сейчас уже заканчиваем строительство 4-го этажа будущего приюта семейного типа: планируется, что при каждой патронажной маме будут находиться 5–6 детей. Именно такая структура наиболее подходит для того, чтобы дети росли без дедовщины и всяких глупостей, распространённых в детдомах. А то, что дети около храма будут расти, даёт нам надежду, что из будущих воспитанников выйдет толк.

Столбовая дорога человечества сплошь заставлена крестами, на которых распяты его пророки.
Фёдор Абрамов

Может быть, даже мастерские для детей создадим, чтобы ремеслу учились.

Случается, конечно, что ни денег, ни материалов нет. Но в какой-то момент Господь посылает и людей, и всё необходимое. Вот уже и храм Георгия Победоносца возведён для деток. Осталось полы и иконостас доделать. Это опять же не моя заслуга, это только Господь может, потому что человек не в силах такое сделать сам, я это по своему опыту знаю.

Кому нужны песни?

– Батюшка, а песни вы начали писать уже будучи свя щенником?

– Нет, намного раньше, когда ещё учился в университете. И произошло это так. После первого курса у меня возникла идея повезти однокурсников на Урал и пройти там пешеходным маршрутом вдоль рек Яйвы и Косьвы. Сейчас я прекрасно понимаю: это была безумная идея – тайга в тех местах совершенно непроходимая.

Но тогда я, подогреваемый юношеским энтузиазмом, пришёл в городской клуб туристов и потребовал маршрутную книжку. Опытные туристы посоветовали мне прежде куда-нибудь сходить для тренировки. И с группой спелеологов я поехал в Абхазию, в горы. Там научился спускаться по верёвкам в пещеры, прошли мы несколько пещер. Спелеологи на категорию сдавали, а я просто вместе с ними везде ходил – мне было интересно. И в одной из пещер я застрял – верёвка попала в щель. Пещера эта имела вид огромной колбы глубиной 32 метра и называлась «Кабаний провал». Верёвка застряла в тот момент, когда я спускался через узкую горловину, – и вот завис в воздухе.

В таком состоянии хорошо переосмысливается жизнь. Тогда я и написал первую песню. Помню только начальные её строчки: «Это вовсе не дождь, это бьётся в пещере вода, по провалам сочится, в скале вырезая узор, лишь страховка и Бог могут знать, оборвутся когда и верёвка, и жизнь – и с пещерой начавшийся спор». Потом были и другие песни – менее пессимистические, я их практически не помню, они все утрачены. Но писать я продолжал и после того, как побывал при смерти.

Когда в 1988 году меня рукоположили, я поехал к схиархимандриту Серафиму:

– Батюшка, благословите, – я перестану писать песни. Кому это нужно? Всё-таки я в священном сане – и буду на гитаре бренчать…

Он помолчал, помолился и говорит:

– Нет, пиши.

Я заспорил было:

– Батюшка, зачем «пиши-то»?
– Нет, пиши – и всё.

Странно это мне было. Не хотелось писать, я и не писал ничего лет десять – с 1988 года. Ну, а где-то году в 1999-м ко мне привели одного человека, который во мне, скажем так, что-то всколыхнул. Был он неоязычник, и на «Радио-101» в прямом эфире хулил Христа. Очень мне не понравилось его появление.

У него же было желание поговорить со священником, но не потому, что он хотел обратиться к вере, к Богу – нет, для того лишь, чтобы «приватизировать» одну молодую барышню. Ему было за 40 лет, а знакомая его была 18-летней девочкой, и она сказала, что согласна только на венчание. А он-то – не верит, он отрёкся от Христа: как же он вдруг пойдёт венчаться?! Вот у него и возник вопрос: может ли он, оставаясь язычником, повенчаться с той девушкой. Мой ответ был, что венчание его возможно только после покаяния и обращения к Христу.

Ну, меня это очень, конечно, разозлило, я расстроился и написал по этому поводу песню. После чего они начали писаться.

Одну из песен я написал по рассказу моего духовного отца Макария – о том, как его постригали в схиму глинские старцы во главе с владыкой Зиновием. Это произошло в Тбилиси, ему тогда ещё не было и тридцати лет. Старцы привели его в алтарь, поставили около престола на колени и говорят: «Теперь проси у Бога...» О том, что он просил, я написал песню «Постриг в схиму».

Собрались старцы у престола для постриженья молодого
И, Бога возблагодаря, учили в стенах алтаря:
Пока пребудешь в мире грешном, не осуди его, конечно,
Проси даров у Бога Сил, чтоб ты побольше слёз пролил.
Проси гоненья и хулы, и поношенья без вины,
Проси восстания врагов, проси обидных горьких слов.
Проси, чтоб предали друзья, чтоб оплевали, да зазря.
За коих Бога умолил, пускай клевещут, что есть сил.
И за твоих духовных чад пусть на тебя восстанет ад,
Пускай болезни посетят и до земли тебя склонят
За то, что борешься со злом, пусть называют колдуном,
За девство кличут любодеем, а за молитву – ворожеем.
Пусть скажут, что в гробу летаешь, что золото в мешках таскаешь,
Пускай побьют и подожгут, пусть мусор на тебя метут.
Когда пройдёшь все испытанья, получишь слёзы покаянья,
Любовь к Небесному Отцу – Он приведёт тебя к венцу.

– И вот теперь у вас шесть дисков… Вы рассматриваете их как часть пастырского служения?

– Я снова и снова задавал себе вопрос – надо ли писать? Переспрашивал у одной старицы:

– Может, всё-таки не стоит писать?
– Нет, надо, – получил ответ.
– Благословите…
Недавно ещё раз переспросил у одного схимника и снова услышал:
– Надо.

– Ну, а сами-то вы, батюшка, когда к вам приходят творческие люди, благословляете их продолжать заниматься творчеством?

– Человек должен сам ощутить, осознать, зачем он пишет. Как говорится, если можешь не писать – не пиши. В этом есть смысл. Когда ты творишь от избытка сердца – это одно, и совсем другое дело, когда не от сердца, тогда начинается «горе от ума»: песню (пусть даже на православную тему) вымучиваешь, выкручиваешь, делаешь из неё какое-то чучело. Она уже не живая, она от рождения мёртвая, это не песня, это манекен, такую лучше не писать.

Ко мне разные музыканты приходят. Была в своё время такая группа «Скорая помощь». Её лидер, автор и солист Володя Скрябин, бывший афганец, написал много песен на эту тему. Одевался как «металлист», ездил с группой по всей России. Пришёл как-то раз с одним с вопросом – и Господь начал ему открываться. Слава Богу, сейчас он православный христианин, прихожанин нашего храма, и вся его семья верующая.

В своё время ко мне приезжал Александр Непомнящий. Он пел бард-рок, начинал с песен, «украшенных» матом. Но был очень хорошим человеком, искренним, и весь негатив был у него по молодости, по духовной неопытности. Именно в нашем храме он в первый раз причастился, считал меня своим духовным отцом. Я его благословил учиться в Тихоновском богословском институте. Он начал писать православные песни – так что даже некоторые его прежние поклонники удивлялись.

Не так давно он умер от опухоли мозга. Многие его очень жалели. Но это был его путь, на котором он выкристаллизовал свою веру, глубоко утвердился в Православии. Одна из его последних песен была про грядущее время антихриста. Тяжёлая для восприятия песня, но очень правдивая.

Приезжала на исповедь известная актриса Марина Звонарёва.

Господь видит искренность человека и, несмотря на его трудные поиски себя, даёт ему возможность преобразить жизнь….

– Батюшка, а вы выступаете иногда перед публикой?

– Нет, не выступаю. Один раз только по благословению владыки Сергия я пел без фонограммы на площади в день Славянской письменности и культуры. Это была песня «Весенний шум неугомонных птиц с весенним ветром к жизни призывает…»

Иногда пою что-то своим духовным чадам. Вообще-то я не люблю это дело – публичность. Всегда чувствую себя странником, стараюсь быть в тени. Но раз уж архиерей благословил, то надо исполнять послушание. Вы настаивали на размещении моей фотографии в книге издательства «Даниловский благовестник» и на диске, хотели раскрыть, кто скрывается под псевдонимом «Странник». Желания на это у меня не было, но, чтобы не творить свою волю, спросил, как поступить, у нашего правящего архиерея – митрополита Сергия, а он благословил и фотографии печатать, и фамилию, имя и отчество написать. Вот – исполняю благословение Владыки.

Искусство должно таить в своей глубине молитву о преображении твари…
Протоиерей Сергий Булгаков

Творчество – это тоже молитва

– Батюшка, а что такое талант, по-вашему?

– Я думаю, что каждому человеку даётся от Бога возможность развить себя изнутри. Но кто-то этого хочет, а кто-то нет. Могут быть, конечно, генетические задатки, но Господь может открыть сердце человеческое – и оно начнёт менее искажённо воспринимать благодать, радость и знание, которые даёт Господь для того, чтобы люди, по-русски говоря, не оскотинились здесь, на земле.

Талант, конечно же, есть у каждого. Притчу о талантах помните в Евангелии? Там всё сказано. У кого-то один, а у кого-то и пять – по возможности понести эти дары.

– Талант обязательно должен быть посвящён Богу?

– Понимаете, если у человека есть какой-то талант, а он его реализует вне Бога, он себя обкрадывает, потому что не понимает, откуда это на самом деле, для чего.

Люди могут по-разному себя проявлять, это всё вполне понятно. Нашу свободную волю Бог никогда не уничижает. Но талант всё же – это дар Божий. Можно направить его в разные стороны, как сказано в Священном Писании: человек из доброго сердца выносит доброе сокровище, а из злого сердца выносит злое сокровище. Заметьте: тоже сокровище, только злое. Бывают люди очень умные, но с абсолютно холодным и злым сердцем.

– А есть такое расхожее мнение, что талантливому человеку труднее прийти к Богу, если он не воспитан в вере. Из-за гордости труднее. Это так?

– Гордость – штука дьявольская. Это та самая зараза, которая инфицировала всё человечество при грехопадении и уничтожает его до сих пор. Потому и конец света произойдёт, что гордость возрастёт и иссякнет в людях любовь – по мере умножения греха. Поэтому любовь – это антагонизм гордости. Если у человека есть гордость, то любви нет, чем бы он ни прикрывался.

Когда человек понимает, что талант – это не его достоинство, когда он не выпячивается, не пытается из себя что-то строить, тогда – это нормально. Когда же он на волне таланта пытается показать себя, как в народе говорят, «на рубль дороже», чем другие, тогда – трагедия. Человек деградирует, у него, кстати, пропадает творческое начало, и он начинает писать схематичные вещи, совершенно неживые. Хотя при этом он может плескаться на волнах своей славы.

У меня есть песня об этом. «Кто ищет славы человеческой, тот славы Божьей не найдёт. Кто по стихиям мира мечется, посеет страсть и смерть пожнёт…»

– Батюшка, а насколько молитва помогает вам творить?

Отвечу одной из песен, написанной в 1984 году:

Тихо теплится лампада пред иконою моей,
Нет ни копоти, ни смрада, нет ни шума, ни людей.
Тихо теплится молитва, мой сердечный огонёк,
Раскроила жизни бритва тишину на сто дорог.
Я иду своей дорогой, путь во мраке, мир во зле.
Дай мне, Боже, в этой драке оказаться на седле.
Сердца высвети подвалы, дай любовь Твою понять,
Озаряет все завалы Воскресенья благодать.
В этой маленькой молитве весь я, Боже, пред Тобой.
Помоги в житейской битве – впереди нелёгкий бой.

Молюсь ли я перед тем, как взять в руки гитару? Стараюсь молиться. Господь как нам говорит? Непрестанно молитесь и за всё благодарите. Если ты не молишься и не благодаришь Бога – то нет смысла вообще что-то писать, потому что всё становится пустым, мертвенным, духовно несостоятельным…

– А мне кажется, что творчество, внутренне обращённое к Богу, – это тоже молитва. Есть, правда, среди ревнителей не по разуму предрассудок, что культура, дескать, от беса.

– Нет, не всякая культура от беса. Талант – это дар Божий. Как он может помешать молитве, если человек прославляет своего Творца?

О Боже, Боже, Свет Святой,
О Боже дивный, милосердный!
Неиссякаемой рукой
Ты щедро даруешь безмерно
С Небесной длани тем, кто ждёт
Небесных и земных щедрот.
Ты никого не забываешь
И всех всегда благословляешь
На жизни добрые года.
Ты – весь для всех
И навсегда!

Молитва это или не молитва?

Бывает, конечно, дьявольское извращение таланта, но это уже не культура.

– Батюшка, а как рождаются темы ваших песен? Многие из них направлены как раз против бесовщины в культуре, например, песни про «душегубы-города», про театр.

– Да, есть такая песня – про театр, и есть те, кто меня за неё осуждает, хотя некоторые мне говорили, что пришли к Богу именно через неё. Говорят, что они вдруг почувствовали: фальшь и ложь не должны быть рядом с искренним отношением к Богу. В театре же иногда игра заменяет жизнь. Нет, я не противник театральной культуры – в ней есть очень хорошие вещи, но есть такие (и их много, к сожалению), что людей соблазняют и делают их как бы мёртвыми: те выходят из театральных стен наполненные страстями, которые их просто губят. Об этом написана песня: «Вы любите театр, где вычурно и страстно на сцене обезьянничают жизнь» . Человек может при этом быть артистичным, изъясняться витиевато и даже красиво, но часто в этом нет любви, а там, где нет любви, там нет Бога, нет живого чувства. Ценности подменяются. Искусство гибнет.

Песня «Эх, война-война, поле мёртвое» – это не только о земной войне, но и той, о которой писал Достоевский: дьявол с Богом борется, и поле битвы – сердце человеческое.

Разные люди приходят в наш храм: и те, кто попал в секту, и экстрасенсы всякие, и колдуны приходят каяться иногда... Жалко каждого человека, невозможно жалко. «Сколько обречённо одиноких…» – пою об этих людях. Им, «без вести пропавшим» в сектах, им, «не нашедшим брода» , посвящена песня «Кораблекрушение». Ну и нам всем, конечно. Потому что все мы спасаемся на обломках корабля.

Должен сказать, что многие песни у меня невесёлые. Но не потому, что я хочу ввести кого-то в грусть и безысходность. Мне кажется, порой через это можно увидеть выход, необходимый человеку в трудной жизненной ситуации. Мне люди говорят: вот послушали песню – и вроде легче стало, ободрились немного, свет в конце тоннеля забрезжил… Кто-то покается, кто-то захочет образ жизни поменять. Мои духовные отцы благословили меня утешать людей.

В песне «В преддверье войны всё так же заботливы птицы» есть страшные слова: «И солнце так светит, как будто успело умыться слезами и потом всех тех, кто погибнет потом» . Но есть ведь и смысл этих скорбей: «И дело не в том, кому выгодно грязное дело, а в том, что России нельзя от Христа отступать».

Очень люблю Святую землю, «по которой ходил Господь и Собой её освятил» . У меня несколько песен об Иерусалиме, о Христе, «не любимом вельможами за искренность и простоту» .

– А вы смотрели фильм «Страсти Христовы»?

– Нет. Не смотрел.

– Слишком больно?

– Я думаю – не очень полезно. Как я понял из рассказов тех, кто его видел, там страдание показано на чисто телесном уровне, фильм просто оглушает человека, а духовный подвиг там не показан. Может быть, я несовременный, но я не могу такое смотреть.

– А какая музыка, поэзия находят отклик в вашей душе?

– Бах. Токката и фуга ре-минор – это очень глубокая вещь, в ней отражается бесконечность мироздания. Нравятся произведения Чайковского, Рахманинова, Вивальди. Нравятся стихи и проза Майкова, Лермонтова, Пушкина, Чехова, Достоевского, написанные единым дыханием. Нравится всё, что пробуждает душу, в том числе и современное. А более конкретно? Знаете, у меня, наверное, какое-то отвлечённое восприятие. Я почему-то, к сожалению, не запоминаю авторов. Так же, как никогда не замечаю, во что одет человек, какая у него причёска, как он выглядит. Я помню душу, чувствую её – и всё. Не могу объяснить этого. Просто душа мне как-то интересней, чем остальное.

– Батюшка, на исповеди у вас бывает довольно много людей. Как вам кажется, какие самые главные проблемы у современного человека?

– Люди зациклены на себе. На своём пьянстве, эгоизме, отсутствии любви и боязни поверить в Бога до конца, предать себя в руки Божии. Если бы не это, всё было бы хорошо. Но как трудно разглядеть внутри себя маленькую «пружинку» самости, которая мешает человеку развернуться всем сердцем к Богу.

– И что вы советуете таким людям?

– Почти все мои советы – в песнях. Да и в беседах говорю почти то же самое. Как поётся в одной из песен, «надо сердце чисто вымести для Божественной любви…» Не могу оторвать одно от другого. Это такое состояние души. Хоть я и говорил, что у каждой песни своя преамбула, – я не «делаю» их специально. Просто так думаю, просто это у меня в сердце.

– Батюшка, певица Елена Камбурова была в Воронеже и встречалась с вами. Вас с ней связывает какое-то духовное родство?

– Да, приезжала она ко мне в гости. Борщом её кормил, было дело. Она просто послушала песни, некоторые ей понравились, захотела их спеть. Несколько текстов взяла.

Я не был в её театре песни, но думаю, что это очень искренний театр. По состоянию её души можно понять это. Она сама – человек искренний, очень скромный. Мне очень понравилось то, что она простая, ничего из себя не строит, не выпячивается ничем – она какая есть, такая и есть. Это так здорово!

– А что именно понравилось Камбуровой?

– «Несомненно, что скоро закончится дождь и мороз,
И, конечно, сквозь серость прорежется солнечный луч…»

– Батюшка, спаси вас Господь. Думается, эти строки можно воспринять как напутствие. А вам – дай Бог сил для такой миссионерской работы. Дай Бог много песен на всю Россию!

– Пусть воля Божия будет! Как угодно Богу, пусть так и будет.

Потом стал священником, но связь с наукой не потерял. Настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы, что в посёлке Отрадное Воронежской области, протоиерей Геннадий Заридзе возглавляет Объединение православных учёных. И он считает, что…

«…вселенная имеет идею и смысл»

Дмитрий Писаренко, «АиФ»: Отец Геннадий, «православный учёный» - разве такое может быть? Разве наука и религия не противоречат друг другу?

Геннадий Заридзе: Никакого противоречия нет. Во все времена (включая и настоящее) многие учёные были и остаются людьми религиозными. Наука и религия - просто разные методы познания окружающего мира. Наука постигает законы мироздания. Религия исследует те же процессы, но с другой стороны. Они могут соприкасаться, пересекаться, но не противоборст-вовать. Более того - наука может быть одним из средств познания Бога и его творения - окружающего мира.

- Вот как раз про творение. Наука утверждает, что Вселенная возникла в результате Большого взрыва.

Полностью согласен! Вопрос в том, отчего он возник. Что взорвалось согласно теории? Пустота! Из пустоты возникли материальные частицы, потом они сложились в более сложные структуры, а те - в звёзды и планеты. Всё правильно, но как пустота может взорваться?

Очевидно, что Вселенная должна иметь идею своего возникновения и смысл существования. И они были даны Богом.

Я в юности занимался астрофизикой. Когда смотришь в звёздную бездну, поневоле задумываешься: для чего всё это? А следом: зачем я вообще живу? Жизнь человека быстротечна, и за повседневной суетой и беготнёй мы забываем фундаментальный смысл каждого дня, который нам дан. А ведь если каждый из нас начнёт понимать, зачем он живёт, ему сразу станет видно всё то зло, которое творилось на Земле с момента, когда человек отпал от Бога.

- И то зло, которое творится сейчас?

Конечно. Зло постоянно стучится в сердце каждого из нас. Но за любую мерзость придётся отвечать. Это тоже закон мироздания.

А зло пытается взять реванш. Современная геополитика базируется на тех же принципах, что сто и тысячи лет назад. Люди, которые когда-то потеряли связь с Богом и оказались во власти тёмных сил, думали лишь о том, как причинить боль другому, заставить его страдать, поработить и подчинить. Они развязывали войны, изобретали новые виды оружия, чтобы было проще и эффективнее убивать. Апофеозом этой идеи стал фашизм.

И хотя после окончания Второй мировой прошло семь десятилетий, фашизм никуда не делся. Он затаился, но его сатанинская идеология по-прежнему лежит в основе геополитики. Что мы и увидели на примере Украины, Сирии.

Мы стоим на пороге серьёзного преобразования мира, которое пытаются осуществить силы зла. Они стремятся уничтожить христианскую цивилизацию навсегда, чтобы люди просто перестали думать о Боге и развитии собственной души. Почему Россия для них главный враг, почему её ненавидят? Потому что русские говорят о духовных принципах. О том, что надо быть добрым и бороться со злом.

«Благодать - это вид энергии»

- А чем занимается Объединение православных учёных?

Мы оказываем адресную помощь учёным, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Ищем и поддерживаем одарённых детей, склонных к научной деятельности. Ведём миссионерскую работу, рассказываем о научных достижениях в свете православного мировоззрения, разъясняем православные духовные ценности…

- Среди учёных?

В том числе. Наука не может быть независима от нравственных принципов. Учёные также подвержены страстям, прежде всего тщеславию, гордости. Со-временные достижения в различных областях науки показывают, что это обоюдоострый меч, он способен не только принести человеку благо, но и отнять жизнь. Технологический уровень цивилизации таков, что преступные действия небольшой группы людей могут в течение нескольких часов вызвать глобальную катастрофу, в которой погибнут все высшие формы жизни.

А исследования проводите? Ведь людям хочется узнать, откуда, например, появляется Благодатный огонь. Не зажигают ли его спрятанной зажигалкой? Или взять мироточение икон…

На схождение Благодатного огня в Иерусалим дважды ездил научный сотрудник Курчатовского института Андрей Волков. Он в храме Гроба Господня поставил прибор, фиксирующий электромагнитные волны разной длины. И этот учёный первым узнал, что огонь сошёл. Прибор показал сильнейший электромагнитный импульс в длинноволновом диапазоне! И тут же из Кувуклии Иерусалимский патриарх передал горящие свечи. Волков описал свой эксперимент в научных статьях.

В этом году по благословению митрополита Воронежского и Лискинского Сергия на схождении Благодатного огня побывал и я. С собою взял тепловизор - прибор, с помощью которого замерял температуру огня. Ведь известно, что в первые минуты он не опаляет, холодное пламя лишь потом становится горячим. Откуда берётся эта энергия? Ведь это нарушение закона её сохранения!

- Может, из кислорода в воздухе?

Нет! С точки зрения науки такой огонь - холодная плазма. А в условиях земной атмосферы она не может существовать. Она возможна только в инертных газах, в люминесцентных лампах. Её нельзя создать на открытом воздухе. Кто сделает это (да ещё с помощью зажигалки), получит три Нобелевские премии!

Когда Благодатный огонь сошёл, я умылся им, затем нагрел специально предназначенную для этого пластину и измерил её температуру. Было всего 42°C. Через 15-20 минут повторил замеры. Прибор показал 320°C! Говорю вам, это самое настоящее чудо, наукой не объяснимое! Бог даёт эту энергию, по-другому быть не может. Благодать Святого Духа - основной вид энергии, который есть во Вселенной. Но её приборами не измеришь, она нематериальна.

Что касается других чудес. Недавно мы исследовали лилии с греческого острова Кефалония. Там каждый год на Успение Богородицы в киоте чудотворной иконы на засохших стеблях распускаются живые цветы. Наши исследования подтвердили: это действительно живые цветки лилии, непонятно как расцветшие без воды и минеральных веществ на сухих стеблях!

Мироточение - ещё одно чудо. Мироточат не только иконы, но и мощи святых угодников. Некоторые учёные считают: если бы такое вещество участвовало в обменных процессах человеческого организма, наше тело не умирало бы. И, кстати, это органическое соединение тоже невозможно создать в лабораторных условиях.