Грузовые Автомобили

Какое значение имел храм для православного человека. Значение храма в жизни православного христианина

В настоящее время в современном мире усиливаются тенденции разобщения государств и отдельных граждан, нарастает социальная напряженность и проявляются прочие факторы нестабильности. Во многих странах возникает множество острых противоречий и кризисных проблем, в том числе связанных с потерей многими людьми нравственных ориентиров. Мир нуждается в мобилизации всего арсенала общественных ресурсов для утверждения реального гуманизма, действительного равноправия, подлинной свободы, материального благополучия и духовного богатства личности. Поэтому в настоящее время как никогда возрастает значимость и роль церкви в решение многих глобальных социальных и нравственных проблем.

Во все времена Православная Церковь являлась носителем духовных и нравственных ценностей, как в нашей стране, так и во всем мире. На современном этапе в мире все больше прослеживается тенденция отдаления мирового сообщества от своей духовной составляющей, поэтому Русская Православная Церковь, совместно с представителями других мировых религий, предпринимает множество попыток повлиять на данную ситуацию, исходя из собственных особенностей.

Анализируя роль церкви в современном мире, важно помнить, что церковь, как общественно-историческое образование, является одним из главнейших социальных институтов, представляющая собой сложную централизованную и иерархическую систему. В своей деятельности церковь опирается на устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, идей, принципов, ценностей и норм, регулирующих жизнедеятельность людей и организующих их в систему социальных статусов и ролей в зависимости от их отношений к Богу, дающим духовную опору.

Русская Православная церковь является одной из ряда автокефальных (самостоятельных) православных церквей. При этом православие является одним из трех основных (наряду с католицизмом и протестантизмом) христианских направлений. Для Русской Православной церкви, как и для всех православных церквей, общими являются вероучение, культ, каноническая деятельность. В частности, православная церковь утверждает, что христианство представляет собой божественное откровение, которое и составляет основу православной веры. Оно основывается на системе догматов - неизменных истин, также являющихся результатом божественного откровения.

Главнейшие из этих догматов следующие: догмат троичности Бога, догмат Боговоплощения и догмат искупления. При этом важной особенностью Русской Православной Церкви является то, что она очень строго относится к основам собственного вероучения, так как со времени первых семи вселенских соборов не добавила ни одного догмата к своему вероучению, в отличие от католической церкви, и не отказалась ни от одного их них, как это происходило в протестантизме. Именно это православная церковь считает одной из главных своих заслуг, свидетельствующих о верности первоначальному христианству, и именно на этом Русская Православная церковь выстраивает основу своей миссионерской и просветительской деятельности на мировой арене.

В настоящее время большинство церковных иерархов и рядовых священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных социально-экономических и общественно-политических проблем, возникающих в процессе развития и изменения всего мирового сообщества, поэтому иерархи ориентируют церковь на повышение нравственного потенциала как каждого человека, так и общества в целом, вне зависимости от границ стран и государств.

Русская Православная церковь выполняет на международной арене несколько важных ролей:

  • · Просветительская роль;
  • · Объединяющая роль;
  • · Миссионерская роль;
  • · Борьба с инославными религиозными объединениями.

В частности, за последние годы значительно возросла активность церкви, ее духовенства, а также околоцерковного актива в различных сферах мировой общественной жизни и культуры. Расширились международные связи с представителями различных религиозных конфессий, по вопросам решения наиболее острых социальных проблем, стоящих перед мировым сообществом, усилилась проповедническая, а также благотворительная деятельность Русской Православной церкви, возросло число церквей и монастырей, православных учебных заведений, открываемых за рубежом, активизировалась издательская деятельность церкви. Религиозные центры активизируют свою деятельность по повышению профессионального уровня духовенства, качественному обновлению подготовки священников в духовных учебных заведениях, строгой ориентации на рост моральных и духовных качеств и усиление пастырской деятельности. Все эта деятельность не только увеличивает авторитет Русской православной церкви за рубежом, но и способствует решению глобальных мировых общественных проблем.

Таким образом, в настоящее время роль церкви в нашей стране и мире неуклонно возрастает. Выполняя многие важные функции, а прежде всего, объединяя людей и воздействия на их духовный уровень, церковь помогает в решении многих глобальных социальных проблем, стоящих перед обществом.

Урок для учащихся средней возрастной группы

Тема : «О значении храма в жизни христиан»

Цель: формирование религиозного сознания

Задачи:

1. Познакомить с символикой храма.

2. Показать храм как центр религиозной жизни.

3. Уяснить цель посещения храма христианами.

Методы:

1. Беседа–диалог.

2. Работа с текстами проповедей свт. Феофана, Затворника Вышенского.

3. Использование видеоматериалов.

Ход урока

I . Учитель – На уроке мы будем многократно обращаться к проповедям свт. Феофана, Затворника Вышенского.

Слайд – Портрет свт. Феофана Затворника.

Слово о пребывании в затворе свт. Феофана.

Слово о свт. Феофане, Затворнике Вышенском, выдающемся богослове Х I Х века, христианском подвижнике, который в проповедях своих указывал путь спасения человека – путь православной нравственности.

Имя свт. Феофана во второй половине Х I Х в. было широко известно в православном мире. Его знали и как мудрого пастыря – проповедника, и как известного педагога, и как выдающегося ученого-богослова.

Много лет епископ Феофан возглавлял Тамбовскую, а затем Владимирскую епархии. Каждую свою службу в храме он завершал проповедью, в которой звучало четкое и ясное толкование Слова Божьего, мудрое наставление прихожан в Истине Божией и жизни по заветам Бога. Все очень любили эти проповеди, в которых находили участие и искреннюю заботу о судьбе каждого. Проповеди свт. Феофана собирали большое количество людей.

Находясь на преподавательской работе в Киеве, Новгороде, Петрозаводске, Санкт-Петербурге, он очень много внимания уделял воспитательной работе и к своим ученикам обращался с проповедями нравственного содержания. 28 последних лет своей жизни свт. Феофан провел в Вышенском Успенском монастыре. В Х I Х в. земли монастыря входили в состав Тамбовской губернии (ныне Шацкий район Рязанской области).

Прослужив 25 лет на различных должностях в Церкви, епископ Феофан подал прошение об отставке с правом поселиться в Вышенском монастыре. На свое прошение он получил положительный ответ. С весны 1866 г. свт. Феофан поселился в Вышенском монастыре, поэтому в его имени и присутствует слово Вышенский. Природа вокруг монастыря, тишина, покой, размеренный распорядок жизни нравились свт. Феофану, но он приехал сюда не для спокойной жизни, не для отдыха, а трудиться. Я хочу «предаться занятиям желаемым… Имею в мысли служить Церкви Божией, только иным образом служить», – так говорил свт. Феофан. И для того, чтобы сосредоточиться на этом труде и целиком посвятить ему свою жизнь, он принимает решение уйти в затвор. Затвор – это особый вид монашества, когда, по собственному решению прекращается общение с людьми. Свт. Феофан продолжал жить на территории монастыря в отведенном для него флигеле, специально обустроенной келье. Здесь был кабинет, библиотека, мастерская и Церковка, освященная во имя Богоявления Господня, – главная комната. Только три человека имели доступ к свт. Феофану: архимандрит Аркадий, игумен Тихон и келейник Евлампий. В затворе свт. Феофан прожил 22 года. Поэтому к его имени добавилось слово Затворник. Каждый день свт. Феофана был наполнен трудом. Владыка писал, находясь в затворе: «Я знаю одного человека, который всегда один, – сам никуда не выходит и других к себе не приглашает. Спрашиваю его: как тебе не скучно? Он отвечает: мне некогда, так много дела, что как открою глаза после сна, делаю–делаю и никак не успеваю переделать, пока не закрою их». Он работал над богословскими сочинениями, вел переписку (к нему приходило много писем от знакомых и незнакомых людей, стремящихся к общению с известным пастырем), рукодельничал в часы отдыха, а главное – молился в своей Церковке.

Слайды – Успенский Вышенский монастырь

Успенский храм

В целом ряде своих проповедей свт. Феофан говорит о значении храма в жизни христиан. Мы продолжим нашу беседу по плану, который написан на доске. Каждый пункт плана – это строки, взятые из проповедей свт. Феофана, произнесённых в разных местах его пастырского служения.

1. Храм – символ христианства.

2. Храм – жилище Божие.

3. Храм – дом молитвы.

4. Церковь Православная – мать наша.

5. Храм – Небо земное.

Как вы понимаете: «Храм – символ христианства»? Что означает слово «символ»?

Ответы – 1. Символ – это выражение в краткой форме какого–то большого, объёмного

понятия.

2. Символ – выражение самого главного.

3. Через символ можно изложить целое учение.

Учитель – Через символ можно выразить целую философию.

Храм – символ христианства. В нём выражено миропонимание христиан, истины, или догматы христианские: как создан мир, в котором мы живём, кто его Создатель, кто сотворил человека, какой путь жизни указал человеку его Создатель и много–много других очень важных истин. Столько мудрости заключено и во внешнем облике и во внутреннем устройстве и убранстве храма! Каждый христианин должен понимать символику своего храма.

Для этого нужно приложить усилия ума, души, усердие и старание. С этого урока вы можете начать этот труд.

Слайды – Рязанские храмы: Успенский, Христорождественский, Николо–Ямской, Иоанна Кронштадтского…

Учитель – Какие храмы узнали? Назовите. В каких храмах бывали? По какому поводу?

Слайд – В храме люди разных возрастов.

Учитель – Люди идут в храм, приходят со своими мыслями, ожиданиями. Здесь происходит что–то очень важное, может быть, самое важное для христиан уже много веков.

Вот как об этом говорит в своей проповеди свт. Феофан, Затворник Вышенский.

Работа с текстом проповеди

Ученики читают – учитель комментирует.

«…Печален кто – идет в храм петь параклисис ( молебен) Богородице; радость получил – идет туда же воспеть благодарное молебствие; дом надо строить – из храма берется благословение; колодец вырыть – то же; дождя нужно – храм ходит по полям, чтобы привлечь дождь с неба; болезнь постигла – Церковь приходит ходатайствовать о выздоровлении; родилось дитя – оно возрождается к новой жизни в храме; согрешит кто – очищается от скверны в храме; новая семья… сочетается в храме; в путь собирается кто – напутствуется молитвами в храме; умер кто – тело его провожается на покой… из храма, а о душе его возносится ходатайственная молитва в храме».

Учитель – С каким органом нашего организма сравнивает свт. Феофан храм?

Ответ – С сердцем.

Учитель – Очень точное сравнение. Сердце – самый главный орган в нашем организме. Вот такую же роль выполняет церковь в жизни христиан.

Слайд – «Нет ни одного значительного дела, которое бы совершалось, как следует по- христиански, помимо храма или без соприкосновения с ним».

Свт. Феофан Затворник

(Проповедь«На освящение храма » в с. Ольшанке

Учитель – С принятием христианства пришли на нашу землю и храмы. На русской земле стоят, устремляясь ввысь, во множестве святыни наши – храмы православные, и древние, и построенные совсем недавно, и величественные соборы, и маленькие деревенские церквушки. Идут и идут сюда люди.

Н. А. Некрасов. «Тишина».

…Храм Божий на горе мелькнул

Внезапно на душу пахнул.

Нет отрицанья, нет сомненья,

«Лови минуту умиленья,

Войди с открытой головой!»

Слайды – Храм Христа Спасителя, храмы Владимира, храмы в Кижах, храм Покрова на Нерли…

Комментарии учителя о символике внешнего вида храма: устремленность ввысь – к высшим началам; купола (количество, цвет); православный крест; форма здания храма (круглая – символ бесконечности; форма восьмиконечной звезды – звезда Вифлеемская, указывающая место рождения Спасителя; вытянутая форма – символ корабля, устремленного к высшему миру; кубическая форма – символ мироздания); цвет здания; архитектурные украшения; главный вход в храм с западной стороны; апсиды – на восточной стороне здания храма.

Учитель обращает внимание на храм Покрова на Нерли, жемчужину русского храмового зодчества XII века. Храм занесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Стихи о храме Покрова на Нерли

Луг, деревья, река, кусты.

Красноватый закатный пламень

Набежал – и зарделась ты.

И глядишь доступно и строго,

И слегка синеешь вдали…

Видно, предки верили в Бога,

Как в простую правду земли.

В. Боков

Л. Гайвороновский

…Словно облако с неба

В поля опустилось,

Как прощение нам

От распятого Бога

Этот храм на лугах –

Покрова на Нерли!..

Учитель – Вот что говорил в своей проповеди «На устроение храма» в имении Ждановых Козловского уезда 18.09.1862 г. свт. Феофан, Затворник Вышенский.

Слайд – «Устроение храма есть великое благодеяние, и можно ли найти ему равное! Селение без храма то же, что дом без хозяина, что тело без души, что местность сухая, не имеющая рек и источников!»

«…Отныне у вас храм, и Господь среди вас…»

Свт. Феофан Затворник

Учитель – Как вы понимаете слова: «Отныне у вас храм, и Господь среди вас»?

Какому событию посвящена проповедь?

Ответ – Освящению храма.

Учитель – Освящение – обряд, который вводится Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через этот обряд на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие.

Слайд – «С этого момента в церкви незримо присутствует Бог, который обетовал, что очи Его здесь, чтоб видеть приходящих, и уши, чтоб внимать молитвам их» (3Цар. 9,3).

Свт. Феофан Затворник.

Учитель – Свт. Феофан напоминает:«Всякий раз, вступая благоговейно в храм сей, в простоте веры изливайте здесь души свои перед Господом и благовременно приимите всякую потребную вам помощь от Него» .

Учитель вновь обращает внимание учеников на план беседы.

1) Храм – символ христианства.

2) Храм – жилище Божие .

3) Храм – дом молитвы.

4) Церковь Православная – мать наша.

5) Храм – Небо земное.

Мы знаем, что значит первое определение «храм – символ христианства»; второе – тоже понятно «церковь – жилище (дом) Бога»: Он присутствует в каждом храме, а вместе с Ним и весь сонм святых, а также Ангелы – хранители всех присутствующих в храме.

«Приходя сюда, помните , – наставляет свт. Феофан Затворник,что Господь видит вас и готов услышать, о чем будете просить Его».

Как люди обращаются к Богу?

Ответы – Через молитву.

Учитель – О чём люди говорят в своих молитвах?

Ответ – О нуждах, о грехах, просят помощи, благодарят.

Учитель – Теперь понятно, почему «храм – дом молитвы».

Значит, люди приходят в «храм – жилище Божие» для общения с Ним через молитву. Поэтому «храм – дом молитвы».

II . Стихи – Лермонтов М.Ю. «Молитва»

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Учитель – Свт. Феофан советует:

Слайд – «Спешите же в храм охотно, стойте здесь благоговейно и молитесь с надеждою, что услышаны будете».

Свт. Феофан Затворник

Слайд Молящиеся люди.

Учитель – Христианин идёт в храм со всякой нуждой, с надеждой, с радостью, готовый к открытому, честному разговору, без всякой хитрости на душе, с мыслью, что здесь поймут, простят.

К кому так идут и даже стремятся люди?

Ответ – К родителям, в родной дом.

Учитель – Вот именно поэтому свт. Феофан называет Церковь Православную нашей матерью. Храм, по словам свт. Феофана Затворника, учит истине Божией, воспитывает христианина под руководством пастырей, врачует и восстанавливает наши духовные силы. То есть храм заботится о нас, как мать.

Работа с текстом проповедей «На освящение храма» в имении А.А. Колибова в с. Рыбном Моршанского уезда 26.08.1861 г. и «На освящение храма» в с. Ольшанке Борисоглебского уезда 7.09.1860 г.

Прочитаем в проповеди свт. Феофана Затворника.

Читает учитель – дети следят по рабочим материалам.

Слайд – Храм (внешний вид, внутренний вид).

«Все в душе переделывается тем, что действуется, читается, поется и внушается в храме».

«Внимательный найдет здесь решение всех вопросов, какие занимают ум человеческий, и обогатится самым утешительным познанием – о Боге, мире и человеке…»

«Храм Божий есть питомник, взращивающий и воспитывающий нас при свете истин, здесь проповедуемых».

Слайд «…Храм есть тень Неба, если смотреть на состав его, на действия, совершающиеся в нём, и на изображения, наполняющие его. Можно сказать, что он есть самое Небо на земле, – в котором благоволит вселяться Господь, а с Ним и… Ангелы, наши… Хранители, и святые».

Свт. Феофан Затворник

(Проповедь «На освящение храма» в имении А.А.

Колибова)

Учитель – Вы были в храме. Что вы видели внутри храма?

Ответы – Иконы, росписи на библейские темы.

Учитель – О символике внутреннего устройства храма (три части: притвор, основное пространство, алтарь – в восточной части; алтарь – главное место, где невидимо пребывает Бог; иконостас – ряды икон; подкупольное пространство – Спас Вседержитель, апостолы, евангелисты; росписи: мозаики, фрески; иконы; внутреннее устройство символизирует корабль, устремленный к высшим сферам).

Поэтому и говорит свт. Феофан: «Побывать в храме то же, что в видении побывать на родине Небесной». Храм есть училище, питомник, врачевательница, открывающий двери Царствия Небесного.

Слайд – «Все в душе переделывается тем, что действуется, читается, поется и внушается в храме».

«… Здесь какое богатство святых помышлений в слове!»

«Сколько примеров святости в изображениях!

Сколько разительных напоминаний в действиях!»

«Храм есть совмещение всего живоносного, Богом определенного к преобразованию нашего естества. Приходите же и питайтесь здесь хлебом Небесным. В храме преподается… наука о спасении души…»

Свт. Феофан Затворник

(Проповедь «На освящение храма» в с.

Ольшанке Борисоглебского уезда 7.09.1860 г.)

Слайд Портрет свт. Феофана, Затворника Вышенского.

Работа с текстом проповеди «На освящение Крестовоздвижеского храма» в с. Иванове Шуйского уезда 3.07.1864 г.

Читает учитель – ученики следят по рабочим материалам.

«Мудрость сия преподается здесь в чтении Божественных и отеческих писаний; в содержании и чине всякого служения, даже в форме и устройстве самого храма; преподаётся всякому…: и малому, и большому, и богатому, и бедному, и ученому, и неученому – для всякого в доступном для него образе и виде; преподается так внятно и впечатлительно, что внимательный без других способов обучения, посредством усвоения одного того, что преподаётся в церкви, становится крепким в разуме и ведающим…такие истины, кои нередко недоступны ведению усидчивых тружеников знания».

«Тут будут просвещаться духовною мудростью, врачеваться в духовных немощах, питаться благодатию ( через Таинства) и общиться с Небом».

Слайд – Храм (внешний и внутренний вид).

III . Учитель – Так велико значение храма! Здесь просвящаются духовною мудростью, врачуются в духовных немощах, питаются благодатию (через Таинства Исповеди и Причастия) и общаются с Небом.

Слайд – «Храм сооружается для людей. Не забывайте же бывать в храме…всякое воскресенье и праздники, а кто может – и во всякий другой свободный день» .

«В храм приходят, чтобы получить силы; силы получаются, чтобы действовать ими; действовать же надобно по заповедям,… чтоб являться исполненными всякой добродетели и за порогом храма – быть кроткими, миролюбивыми,… трудолюбивыми, уступчивыми, смиренными – словом, украшенными всякой добродетелию».

Свт. Феофан Затворник

Учитель – Каково же значение храма в жизни православного христианина?

Ответы – Познать Божию мудрость.

Научиться жить по заповедям Божиим.

Получить помощь для преодоления грехов.

Получить помощь в решении проблем.

Научиться добродетелям.

Учитель – Это возможно. Но от вас потребуется соблюдение определённых правил. Каких?

Ответы – Ходить в церковь регулярно (в воскресение, в праздники).

Участвовать в службах, вникая в них.

Искренне молиться с верою и надеждою получить помощь.

Заслужить благодать Божию через Таинства Исповеди и Причастия, так как,

по словам свт. Феофана, «без благодати мы ничего не можем делать».

Учитель – Церковь создана для людей – мы должны её знать и любить, и верить ей.

Слайд – Дорога к храму.

Учитель – Сейчас строится много новых храмов, восстанавливаются старые. На службах много людей разных возрастов, в том числе и детей. Храмы нужны. Послушайте, что пишут ваши сверстники.

Чтение отрывков из конкурсных творческих работ учащихся.

Колесникова Юлия, 15 лет.

«…Жизнь нашего храма – это путь длиной почти в 150 лет… Одиннадцатый год мы восстанавливаем нашу церковь, и сейчас она поднимается. Поднимается навстречу новой жизни. Это символично: храм возрождается вместе с нами. Вместе с Россией».

Бочарова Мария, 14 лет.

«…В 1931 году началось „Церковное дело“. Разорили храм… С закрытием церкви началось забвение веры… Прошли годы. В 1991 году разрешили восстанавливать храмы. Замечательная подвижница благочестия Михеева Надежда Николаевна (в монашестве Серафима) возглавила работу по восстановлению нашего храма… И храм воскрес, открылся».

Рожкова Анна, 15 лет.

«…Сегодня на месте разрушенных прежде храмов растут новые церкви, часовни. И всякий новый купол с крестом, возносящийся в небо, являет собой не только религиозный символ, но и знак возрождения, обращения к истокам.

Храм Успения Пресвятой Богородицы села Огарёво–Почково в Сасовском районе был построен в 1750 году… В начале ХХ века храм был разорён… Но пришли иные времена. Стали восстанавливаться храмы… Мы все верили, что настанет день, когда колокола призовут нас на богослужение. Это случилось 28 августа 2006 года в храме Успения Божией Матери в день престольного праздника».

Слайд – В храм люди идут за единственной правдой – Правдой Христа, Бога нашего, чтобы по этой единственной Правде строить собственную жизнь и жизнь общества.

Кирилл, Патриарх Московский и Всея Руси

Учитель – Наш Патриарх Кирилл в проповеди на освящении храма в Ханты–Мансийске 28.09.2013 г. сказал, что «в храм люди идут за единственной правдой Правдой Христа, Бога нашего , чтобы по этой единственной Правде строить собственную жизнь и жизнь общества. Эта Правда – единственно верная».

Задание на дом: написать сочинение на тему «Храм, в который я хожу (мы ходим всей семьей)» .


МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

к уроку «О значении храма в жизни христиан»

Свт. Феофан Затворник. Слово веры. Слова и проповеди. – М.: Правило веры, 2002.

Проповедь «На освящение храма. О значении храма в жизни христиан» в с. Ольшанке Борисоглебского уезда 7.09.1860 г. С. 303–310.

Проповедь «На освящение храма. Храм – воспитатель духовной жизни» в с. Савватме Елатомского уезда 6.08.1861 г. С. 311–317.

Проповедь «На освящение храма. Храм – училище, питомник, врачебница, странноприемница»в имении А.А. Колибова в с. Рыбном Моршанского уезда 26.08.1861 г. С. 318–323.

Проповедь «На устроение храма. Как и чем почерпать духовные блага в храме и потом плод от них иметь» в имении Ждановых Козловского уезда 18.09.1862 г. С. 331–334.

Проповедь «На освящение теплого придела во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Как возлюбить хождение в храм и возжелать самих себя устроить в храм духовен» в г. Владимире 17.11.1863 г. С. 335–340.

Проповедь «На освящение Крестовоздвижеского храма. О созидании духовной жизни в храме, с соответственными уроками» в с. Иванове Шуйского уезда 3.07.1864 г. С. 350–356.

Стихи о храме.

Н. А. Некрасов. «Тишина»

…Храм Божий на горе мелькнул

И детски чистым чувством веры

Внезапно на душу пахнул.

Нет отрицанья, нет сомненья,

«Лови минуту умиленья,

Войди с открытой головой!»

Наум Коржавин. «Церковь покрова на Нерли»

…Среди зелени – белый камень,

Луг, деревья, река, кусты.

Красноватый закатный пламень

Набежал – и зарделась ты.

И глядишь доступно и строго,

И слегка синеешь вдали…

Видно, предки верили в Бога,

Как в простую правду земли.

В. Боков

…Когда возводили собор Покрова на Нерли,

Все самое лучшее в сердце своем берегли.

И каждый положенный камень был клятвой на верность,

Вот в чем красота и откуда ее несравненность.

Л. Гайвороновский

…Словно облако с неба

В поля опустилось,

И не будет такого еще на Руси.

Как прощение нам

От распятого Бога

Этот храм на лугах –

Покрова на Нерли!..

Лермонтов М.Ю. «Молитва»

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

к уроку «О значении храма в жизни христиан »

«На освящение храма» в с. Ольшанке Борисоглебского уезда 7.09.1860 г.

«Храм – символ христианства и место благодатных средств Божиих».

«Что значит для нас храм? Храм для нас есть то же, что сердце для тела.

В сердце живо отражается всякое движение, состояние и действие нашего тела… Все вообще отражается в сердце и вызывает с нашей стороны соответственные тому действия.

Не то же ли самое есть между нами и храмом? Всякая наша нужда духовная не отзывается ли в храме и не вызывает ли из него соответственных действий».

«…Печален кто – идет в храм петь параклисис (молебен) Богородице; радость получил – идет туда же воспеть благодарное молебствие; дом надо строить – из храма берется благословение; колодец вырыть – то же; дождя нужно – храм ходит по полям, чтобы привлечь дождь с неба; болезнь постигла – Церковь приходит ходатайствовать о выздоровлении; родилось дитя – оно возрождается к новой жизни в храме; согрешит кто – очищается от скверны в храме; новая семья… сочетается в храме; в путь собирается кто – напутствуется молитвами в храме; умер кто – тело его провожается на покой… из храма, а о душе его возносится ходатайственная молитва в храме».

«… Нет ни одного значительного дела, которое бы совершалось, как следует по–христиански, помимо храма или без соприкосновения с ним».

Стихи о храме.

Н. А. Некрасов. «Тишина».

…Храм Божий на горе мелькнул

И детски чистым чувством веры

Внезапно на душу пахнул.

Нет отрицанья, нет сомненья,

«Лови минуту умиленья,

Войди с открытой головой!»

Наум Коржавин «Церковь покрова на Нерли»

…Среди зелени – белый камень,

Луг, деревья, река, кусты.

Красноватый закатный пламень

Набежал – и зарделась ты.

И глядишь доступно и строго,

И слегка синеешь вдали…

Видно, предки верили в Бога,

Как в простую правду земли.

В. Боков

…Когда возводили собор Покрова на Нерли,

Все самое лучшее в сердце своем берегли.

И каждый положенный камень был клятвой на верность,

Вот в чем красота и откуда ее несравненность.

Л. Гайвороновский

…Словно облако с неба

В поля опустилось,

И не будет такого еще на Руси.

Как прощение нам

От распятого Бога

Этот храм на лугах –

Покрова на Нерли!..

Лермонтов М. Ю. «Молитва»

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так легко, легко…

Из проповеди свт. Феофана, Затворника Вышенского «На освящение храма» в имении А.А. Колибова в с. Рыбном Моршанского уезда 26.08.1861 г.

«Храм Божий есть училище – именно училище Божественной премудрости».

«Здесь все учит: истины Божии предлагаются здесь в чтении Слова Божия, в песнях церковных и в поучениях, истины Божии составляют содержание всех священнодействий, совершающихся здесь; истины Божии выражаются самым устроением и расположением всех частей храма, – так что довольно иметь очи и слух, чтобы принимать в себя преподаваемую здесь премудрость, единую истинную».

Всё в душе переделывается тем, что действуется, читается, поется и внушается в храме.

«Внимательный найдет здесь решение всех вопросов, какие занимают ум человеческий и обогатится самым утешительным познанием – о Боге, мире и человеке».

Храм Божий есть питомник, взращивающий и воспитывающий нас при свете истин, здесь проповедуемых.

Из Проповеди святителя Феофана Затворника Вышенского «На освящение Крестовоздвиженского храма» в с. Иванове Шуйского уезда 3.07.1864 г.

«Храм есть училище и училище Небесной мудрости».

«Мудрость сия преподаётся здесь в чтении Божественных и отеческих писаний;

преподаётся всякому…: и малому, и большому, и богатому, и бедному, и ученому, и неученому – для всякого в доступном для него образе и виде;

преподаётся так внятно и впечатлительно, что внимательный без других способов обучения, посредством усвоения одного того, что преподаётся в церкви, становится крепким в разуме и ведающим…такие истины, кои нередко недоступны ведению усидчивых тружеников знания».

«Тут будут просвещаться духовною мудростью, врачеваться в духовных немощах, питаться благодатию (через Таинства) и общиться с Небом».

«В храм приходят, чтобы получить силы; силы получаются, чтобы действовать ими; действовать же надобно по заповедям,… чтоб являться исполненными всякой добродетели и за порогом храма – быть кроткими, миролюбивыми,… трудолюбивыми, уступчивыми, смиренными – словом, украшенными всякой добродетелию ».

ПРАВОСЛАВНЫЙ СЛОВАРЬ

БЛАГОГОВЕЙНО – благочестиво, со страхом Божиим, с глубоким уважением.

БЛАГОДАТЬ – действенное снисхождение Бога к человеку, действие Бога, изменяющее сердце человека, и само свойство Бога, указывающее на Его доброту и милосердие. Благодать дарует спасение и освящение человека.

ГОРНИЙ МИР – высший мир; духовный мир; мир, в котором пребывают Бог, апостолы, Ангелы, святые.

ДОГМАТЫ – официально признанные основные положения религии, непреложные истины.

ЗАТВОРНИК – монах, совершавший подвиги своего спасения в уединении – в затворе. Затворничество является одним из видов отшельничества, отличительной особенностью затвора является то, что подвижник укрывается не в далеких пустынях, но затворяется ото всех среди монастыря, на окраине города и т.п.

ОБЕТОВАНИЕ –Божественное обещание какого-либо дара человеку, заключающее в себе Божественное провозвестие этого дара и Божественную гарантию его осуществления.

ОСВЯЩЕНИЕ – обряд, который вводится Церковью в храмовую и личную жизнь человека, чтобы через этот обряд на его жизнь, на всю его деятельность и все окружение его жизни нисходило благословение Божие.

ПАСТЫРСКОЕ СЛУЖЕНИЕ – служение, помогающее пастырю – священнику – церкви заботиться о людях.

ПРОПОВЕДЬ – церковное наставление, преподаваемое в храме (за литургией) с целью разъяснения христианам церковного учения.

СОНМ – собрание кого-либо.

ХРАМ – архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов. В христианстве храмом является только то сооружение, в котором есть алтарь и совершается евхаристия.

ХРИСТИАНИН – человек верующий, исповедующий христианское учение и старающийся уподобиться Христу.

ЦЕРКОВЬ – духовная организация, в которую человек может вступить, приняв крещение и живя праведно.

Значение храма в православии

Храм для православного христианина, в отличие от протестанта, имеет особое мистическое значение. Протестанту свойственно осмысливать церковное здание как место собрания христиан, а храмом считать самого человека, как вместилище Духа Божия (1Кор.3:16,17).

В православии же храмом является не просто культовое здание, а сосредоточие мистического единства Церкви земной, отдельного христианина и небесной, торжествующей Церкви, т.е. то, что в полном смысле называется в православии Телом Христовым. «Каждый верующих и все вместе – суть храм». (Иоанн Златоуст).

В православии нет противопоставления «места» и «человека» в понимании храма, наоборот, храм это место их мистического единения. Как говорил о. Сергий Булгаков: «православию присуще освящение быта».

Замечательно описал значение храма протопресвитер Александр Шмеман: «Как в начале, в первохристианскую эпоху, так и сейчас, в своих лучших, византийских и русских воплощениях, храм переживается и ощущается как собор, как собрание воедино – во Христе – неба и земли и всей твари, в чем и состоит сущность и назначение Церкви.… Об этом свидетельствует и форма храма и иконопись». (4, с.17)

Архитектурная форма храма

Значение формы.

Говоря о форме храма прот. Фома Хопко замечает: «В течение долгой истории Православной Церкви выработалась особая церковная архитектура, которая выражает основной опыт и убеждение христианской веры: С нами Бог». (5, с.75) Ему вторит прот. В. Федоров: «Уже в самой архитектуре закладывалась определенная идея. Храм понимался как начало, которое должно господствовать в мире. И храм олицетворяет собой иную действительность, то небесное будущее, которого человечество еще не достигло, но стремится к нему». (7, с.349)

Корабль.

Часто церковь строилась в форме корабля (продолговатого четырехугольника). Это является символом ветхозаветнего Ноева ковчега. В связи с эти до раскола епископа называли кормчим. «Храм – это малая область, посвященная Богу, - говорит митр. Антоний Сурожский, - которая действительно была как корабль. Это место, где они с Богом были спокойны, уверенны в своей судьбе. Вот почему так дорого это название корабля». (6, с.54)

Круг.

Храм в форме ротонды своей формой напоминает «вечность Церкви Христовой». (8, с.610)

Крест.

Встречается так же крестообразная форма храма. Храм в такой форме означает «что благодать спасения в Церкви приобретена нам крестными страданиями». (9, с.6) А так же то, что сам храм посвящен «распятому за нас на кресте Господу и что крестом Господь Иисус избавил нас от власти диавола». (8, с.610)

Восьмиугольник.

Иногда эту конструкцию называют восьмиугольной звездой. Подобная форма символизирует Вифлеемскую звезду, возвестившую о рождении Спасителя, а так же является образом Церкви, ведущей человечество ко спасению.

По свидетельству Евсевия, Константин Великий построил собор именно такой формы.

Внешнее устройство храма

Купола.

Обычно храм венчается куполом или куполами. («купол» от греч. sku/foj – чаша, и лат. cupula от cupa . ) Купол обычно венчается главою и крестом. Количество имеет символическое значение:


  • 1 купол – Иисус Христос наш Спаситель

  • 2 купола – Божественная и человеческая природа Христа

  • 3 купола – три Лица Святой Троицы

  • 5 куполов – Иисус Христос и четыре евангелиста

  • 7 куполов – семь таинств или семь вселенских соборов

  • 9 куполов – девять чинов ангельских 1

  • 13 куполов – Христос и двенадцать апостолов
Купол символически изображает «твердь небесную». (А. Мень, Прав. Богослуж., с.14).

Колокола.

Слово колокол происходит от выражения «кол о кол». Ибо раньше било выглядело как два кола, которые ударяли друг о друга.

Колокола помещаются в специальных башнях, колокольнях, которые размещаются рядом с храмом или пристроены к нему.

Впервые колокола появились в 8 веке в Риме. В конце 9 века они начали применяться в Константинополе, но закрепились на Востоке лишь в 12 веке. До этого колокол считался принадлежностью латинской Церкви.

Способ звона различен на Востоке и Западе. В Католической и Протестантских Церквях при звоне раскачивается колокол, а на Востоке язык колокола, что позволяет создавать колокола больших размеров.

Колокола обычно делаются из меди, с бронзовой, серебряной и золотой примесью, но в древней Руси они делались даже из глины.

Виды колокольных звонов.

Благовест – звон, при котором ритмично ударяют в один колокол, созывая верующих к богослужению.

Трезвон – звон, при котором ударяют в разные колокола одновременно, или во все колокола («во все тяжкие») в три приема (поэтому «трезвон») с паузами между ними. Часто бывает перед началом праздничного богослужения после благовеста.

Перезвон - звон, при котором ударяют в несколько колоколов, но не одновременно, а поочередно. Применяется, так же как и трезвон во времена торжественных молебнов, водосвятий, крестного хода.

Звон колокольный – когда одновременно ударяют в два или несколько колоколов.

Часовня.

Часовня – это маленькая церковь без алтаря. Она предназначена для общественных молений. В Греции их часто называли молитвенными домами.

Апсида.

Это самая важная часть храма. Апсида – это пристройка в виде сводчатого полукруга, в которой располагается алтарь. Как правило храм расположен апсидой на восток. «Еще в некоторых ветхозаветных общинах, - пишет А. Мень, (например у ессеев, живших в Египте) существовал обычай молиться лицом на восток. Обычай этот усвоен и христианами. С очень ранних времен стало принято совершать крещение стоя лицом к востоку. Когда же возвели первые церкви, их стали ориентировать алтарем к востоку». (11, с.16)

Хотя были случаи и иной практики. По свидетельству Сократа Схоластика, в Антиохии Сирийской церкви строились алтарем на запад, а не на восток. (с.230) Но это лишь является исключением из правил.

Внутреннее устройство храма

Традиционно «новозаветный православный храм устроен по образцу ветхозаветнего». (8, с.609) А. Мень писал, что «Внутренний план христианского храма имеет два источника в ВЗ. Подобно храму Иерусалимскому, который делился на святое Святых, святилище и притвор, все церковные здания делятся на алтарное пространство …и притвор. …по образцу синагог храм имеет амвон». (А. Мень, Прав. Богослуж., с.16). Т.е. параллельно храму ВЗ, православный храм устроен следующим образом:
Святилище Ветхого Завета Православный Храм

1. Двор 1. Притвор
2. Святое 2. Средняя часть храма
3. Святое Святых 3. Алтарь
Алтарь.

Это святое святых православного храма. Так его и называл Евсевий (кн.10, 4:22; 4:44).

1 Имеется в виду градация иерархии ангелов в труде Дионисия Ареопагита (5-6в.) «О небесной иерархии». Согласно ему существуют три иерархии ангелов, каждая из которых делится на три чина. Первая – серафимы, херувимы и престолы; вторая – господства, силы и власти; третья – начальства, архангелы и ангелы.

В жизни людей храмам принадлежит особое место. Каждое поколение возвышало свои храмы. Храм – это символ веры, причем символ видимый, осязаемый. Веру искоренить сложно, она в душе человека, а вот храм стереть с земли куда как просто. Если убрать храм – разрушишь символ, а вера исчезнет сама по себе – так, рассуждали, принимая решения об уничтожении церквей.

В дореволюционное время в Мариинске мирно уживались представители различных религиозных концессий: православные, католики, иудеи, мусульмане. Они имели свои храмы (за исключением мусульман, мечети не было в городе).

Православные имели: Никольский собор, церковь «Во имя всех святых», в тюремном деревянном замке приписную церковь «Утоли мои печали», была часовня святого Пантейлемона.

Католики Римско-Католический храм, иудеи синагогу.

Храмы были не только украшением города, представляли собой большую ценность, как памятники архитектуры и культуры. К сожалению, их не сохранили для потомков.

Никольский собор

Построенный в 1824 году в селе Кийском, которое в 1857 году обрело статус города и названо Мариинском, храм во имя Николая Чудотворца можно смело назвать народным достоянием – сооружен он исключительно на деньги прихожан. Стоял он близ берега Кии, на углу Большой Московской и Никольской улиц. Это был очень красивый, белокаменный, с куполами храм. На нем было 8 колоколов и их перезвон, особенно в большие религиозные праздники, слышался не только в городе, но и далеко за его пределами. Никольский собор занимал важное место в жизни мариинцев – здесь они принимали крещение, здесь венчались, здесь их отпевали, когда они покидали земную юдоль

Новая власть некоторое время не трогала собор, но в 1934 году, после выхода постановления о запрещении колокольного звона, начался его терновый путь. Причина – звон колоколов мешает работать учреждениям. Старожилы рассказывают, как однажды на площади перед собором появились мужички с лестницами и веревками и стали деловито снимать колокола. Народ окружил храм, из конца в конец по толпе шел шепоток о Божьей каре богоухольникам, старушки крестились, но никто не протестовал. А лишь говорили, что Христова вера учит терпению, послал Господь испытание, значит, грехи велики. Снятие колоколов, по сути, означало начало конца – 14 августа 1936 года собор превратили в зернохранилище. Рассказывают, что власти не разрешили верующим снять иконы, и святые лики, покрывались пылью и грязью, казалось, вопрошали: ведаете ли что творите? Но, думаем, ответа на этот вопрос нет и до сих пор

Куда девалось все имущество собора – неизвестно. Судьба служителей храма такая же, как и многих других. Настоятель собора Иосиф Долматов был репрессирован.

В качестве зерносклада храм использовали недолго – очень уж не приспособлено его помещение для таких целей. И сооружение оставили на поругание – всяк, греха не боявшийся, тащил из собора все, что приглянулось или в хозяйстве годное. Перед войной здание, а вернее то, что от него осталось, передали Мариинской МТС. Старожилы помнят эпопею по разборке стен храма. Сколько положено было трудов, чтобы оторвать хотя бы кусок кладки! Сколько требовалось усилий, чтобы отделить от него отдельные кирпичи! Не раствор держит, передавалось из уст в уста по Мариинску, Господь предостерегает!

Но, как известно, что одним человеком содеяно, другим может быть разрушено. И часть храма унесли по кирпичику к месту постройки мастерских, начали возводить стены. Но едва подвели здание под крышу, кладка стала расползаться. Пытались установить стяжки, не помогло, все равно трескалось. Рассказывают, как однажды подошел к рабочим, который ликвидировал трещины, пожилой мужчина и сказал» «Зря стараетесь, все равно ничего у вас не получится. И будет вам кара Божья за надругательство над святыми камнями». То ли предостережение напугало, то ли нерентабельно стало заниматься добыванием храмовых кирпичей, но собор оставили в покое. На развалинах его играли ребятишки, которые рассказывали матерям, что в этих руинах кто-то часто и жалобно плачет.

Так не стало в нашем городе каменного красивого по своей архитектуре собора как исторического, религиозного памятника. Храм – символ веры – был разрушен, на его месте возвели управление Сиблага.

Кладбищенская церковь

Кроме Никольского собора, в нашем городе был еще один православный храм – церковь «Во имя всех святых», прозванная в народе кладбищенской, поскольку находилась она около погоста и там большей частью отпевали православных. Было у нее еще одно неофициальное название – солдатская. Дело в том, что невдалеке, возле тюремного замка стояли казармы охранной роты, солдаты которой составляли большее число прихожан церкви.

Своим появлением храм обязан иркутскому мещанину Василию Шпочину – именно он, как свидетельствуют документы Томской епархии, внес средства на сооружение кладбищенской церкви в Мариинском Уезде. Почему иркутянин воспылал любовью к Мариинску – неясно. Однако в 1862 году был заложен первый камень, а уже в 1865 году специально посетивший Мариинск епископ Томский Порфирий освятил новопостроенный храм.

А какая красивая была церковь! Само здание – деревянное, с деревянной колокольней, фундамент каменный. Оно гармонично вписывалась в архитектуру тогдашнего Мариинска, большинство зданий которого строилось в стиле русского барокко.

Судя по всему, приход был не из богатых – на солдатские пятаки не очень-то поддержишь великолепие храма. К тому же деревянное здание по прошествии полувека требовало вложений средств на ремонт, а их не находилось. А когда власть переменилась, храмом и вовсе заниматься стало не кому.

В 30-х годах кладбищенскую церковь закрыли, причем тихо, спокойно, не оскверняя принародно лики святых и не разрушая стены. Потом сняли с куполов кресты, а в помещении открыли Дом культуры, просуществовавший в нем до 1958 года.

Почти вековой давности постройка совсем обветшала, но еще держалась, и там разместили спортивный клуб «Динамо». Запахи мира и ладана полностью перебили табачный дым и вонь пота от тел, разгоряченных тренировками спортсменов Долго им пребывать там не удалось – по невыясненным причинам бывший храм загорелся, и в одночасье от него осталось пепелище. В этом «самовозгорании» верующие усмотрели кару небесную за все прегрешения, не мог больше терпеть храм надругательства над своими святыми стенами

Так это или нет, но еще один дом Божий оказался стертым с лица земли. Память о нем сохраняют лишь старожилы, у которых на прицерковном кладбище были похоронены близкие. Правда, сейчас и не догадаться, что тут было кладбище, поскольку место его ныне занято городским садом с развлекательными аттракционами

Кладбищенская церковь канула в Лету, недалеко от места ее расположения планируется возвести Спасо-Преображенский храм. Высокопреосвященнейший Софроний, архиепископ Кемеровский и Новокузнецкий, освятил закладной камень, но строительство все не начато – нет средств, и когда они найдутся, неизвестно. Разве что опять какой-нибудь иркутянин воспылает любовью к нашему городу и подарит ему храм

В нашем краеведческом музее можно увидеть фотографии кладбищенской церкви и Никольского собора.

Кроме них в Мариинске была часовня святого Пантейлемона. Каждое лето от Никольского собора проходило шествие с хоругвями и молитвами к часовне.

Польский костел

Как и православные храмы, католический так же был построен на пожертвования католиков, проживавших в Мариинске.

О закрытии католического костела было принято решение Запсибкрая в 1931 году. В нем говорилось: «Учитывая отказ римско-католического религиозного общества от пользования в дальнейшем католическим костелом в Мариинске и уплаты налогов и сборов, считать молитвенный пункт в католическом костеле ликвидированным, здание костела передать горсовету для использования под культурно-просветительные цели».

Согласно решению, польский костел был закрыт, а впоследствии разобран.

Из него была сделана пристройка к городскому Дому культуры в городском саду (бывшей кладбищенской церкви).

Так Мариинск потерял еще один архитектурный памятник, который украшал наш родной город.

Иудейская синагога.

Кроме христианских, в городе был и иудейский храм-синагога. Евреи имели свой храм, где совершались культовые обряды. Это единственное сохранившееся здание храма, все горожане его прекрасно знают – здесь находился почтамт.

По архивным материалам установлено, что синагога была построена в 1896 году на пожертвования евреев, проживавших в городе Мариинске. В городе в те времена было много торговцев и домовладельцев – евреев. синагога представляла собой двухэтажное каменное здание. На фронтоне и сейчас можно рассмотреть силуэт шестиугольной звезды – иудейского символа – он находится в круге на самом верху. В 1931 году, учитывая добровольный отказ иудейского религиозного общества от использования синагоги считать ее ликвидированной. Здание передали для использования на культурно-просветительские и учебные цели. Был ли это добровольный отказ евреев от синагоги или нет, сейчас трудно судить.

С недавних пор церкви и храмы начали возрождать: строить новые, реставрировать разрушенные временем и людьми памятники, появился интерес к наследию прошлого.

Сегодня в Мариинске снова есть Никольский храм – маленький, вдали от центра города. Будет ли когда-нибудь церковь, похожая на Никольский собор, такая же белокаменная, с тремя алтарями, сказать трудно. А может, все же будет!

Никольский храм

В Мариинске жителям он был больше известен, как польский костел. Он находился на углу улиц М. Горького и Гоголя (кстати, раньше ул. М. Горького и называлась Костельной).

Костел был деревянным, характерной архитектуры готического стиля, построен в 1913 году. На фотографии отчетливо видны посредине здания сплошные снизу доверху окна, а по сторонам по два окна – одно под другим, как бы на первом этаже и на втором этаже. На самом деле здание одноэтажное с очень высоким потолком. На верху здания высокий купол в виде шпиля и на нем крест.

Храм - это здание, посвященное Богу и предназначенное для богослужений. В храме невидимо присутствует Господь и принимает наши молитвы: Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я среди них (Мф. 18, 20). Здесь «Силы Небесные с нами невидимо служат», поэтому можно сказать, что храм - это кусочек Неба на земле или островок Небесного Царства. Храмы иначе называются церквами, потому что верующие, собирающиеся здесь на молитву, составляют Церковь (т.е. собрание или общество).

Храм - это центр нашей духовной жизни. В нем совершается наше духовное рождение и преображение, здесь мы принимаем Причастие, дающее жизнь вечную, получаем благословение на семейную жизнь (в Таинстве брака), здесь же нас провожают в путь вечной жизни (отпевание). В храме особенно чувствуется благодать Божия. Помолившись в церкви, верующий человек выходит очищенным, утешенным, укрепленным духовно.

Влекомые благодатью Божией, верующие люди всегда стремились прийти в храм. Господи, возлюбил я обитель дома Твоего и место жилища славы Твоей ... Возрадовался я, когда сказали мне: пойдем в дом Господень, - говорил древний праведник (Пс. 25, 8; 121,1).

Храмы освящаются архиереем или, с его разрешения, священниками. Все храмы посвящены Богу и в них Господь невидимо присутствует Своею Благодатью. Каждая церковь имеет свое частное название, в зависимости от того священного события или лица, в память которых она освящена, например, церковь Рождества Христова, храм, в честь Св. Троицы, во имя св. равноапостольных Константина и Елены. Если в городе несколько храмов, то главный из них называется «собором»: сюда в торжественные дни собирается духовенство различных церквей, и богослужение совершается соборне. Тот собор, при котором находится кафедра епископа, называется «кафедральным».