Двигатели

Икона пресвятой богородицы панагия сумела. Икона Пресвятой Богородицы «Одигитрия Сумельская (Панагия Сумела)

Примерно в 50 км. к югу от Трабзона на высоте 1200 м на склонах утеса находится (кажется, будто волшебным образом висит) исторический духовный центр православных христиан Понта – монастырь Панагия Сумела, частично вырубленный в скалах. Монастырь также широко известен всему миру как обитель Богородицы Черной горы.

Достаточно крутой подъем по каменистой тропинке среди отвесных скал занимает минимум 40-50 минут. Оно того стоит, ведь это своего рода путешествие во времени – переправа сразу в IV век. Именно тогда греческие монахи Варнава и Софроний основали здесь православный монастырь. Причем место указала им сама Матерь Божья.

Лик, написанный святым Лукой, стоял на голом скалистом уступе. Да еще на приличной высоте. Как тут затевать строительство?

Согласно древним источникам, в 385 году иноки Варнава и Софроний пришли в один из храмов Афин поклониться чудотворной иконе Богородицы, написанной, по преданию, евангелистом Лукой. Тут они неожиданно услышали голос Богородицы. Она велела монахам следовать за иконой до самого Понта, остановиться у горы Мела и основать там новую обитель.

Затем два ангела подняли бесценный лик, и потрясенные монахи двинулись за ним. После долгих скитаний Варнава и Софроний оказались у Черной горы. Там они обнаружили лик, написанный святым Лукой, он стоял на голом скалистом уступе. Да еще на приличной высоте. Как тут затевать строительство? Поблизости нет даже источника воды. Но вновь явилась Богородица и сказала, что вода будет. И действительно из скалы над пещерой вдруг забил живительный чудотворный источник. Он существует и поныне.

Камень за камнем – так и построили Варнава с Софронием храм, вокруг которого стал формироваться монастырь. В Понтийском царстве, а затем и в Трапезундской империи он всегда пользовался благосклонностью византийских монархов.

Впоследствии именно на горе Мела короновались на трон представители династии Комнинов. Даже после того как турки уничтожили христианскую державу, монастырь процветал! Такова была воля султана Османской империи Селима Великолепного в XVI веке. Есть легенда о том, как однажды во время охоты султан неожиданно оказался у подножия Черной горы и увидел на ней богато украшенный христианский монастырь и церковь с сияющим золотом крестом. В ярости повелитель велел верным янычарам немедленно сравнять с землей святыню «неверных».

Но не успел он произнести и последнее слово, как тут же свалился с коня и забился в предсмертных судорогах. Впрочем, небеса его пощадили, и едва ли не на следующий день султан был вынужден даровать Сумельскому монастырю все прежние привилегии и свою благосклонность.

В целом же обитель не знала больших бед вплоть до трагических событий насильственного переселения в Грецию. Икону Панагии Сумелы, равно как и другие ценности, турецкое правительство вывезти разрешило, но с тех времен об этом монастыре почти все забыли.… Пока честнее называть это святое место «культурными развалинами»…

Так и не возвращенная до сих пор к жизни обитель с ослепленными ликами святых объявлена национальным памятником Турции. Однако пока честнее называть это святое место «культурными развалинами», а потому не лучшим земным прибежищем ангелов с печальными глазами…

15 августа 2010 года в день празднования Успения Божией Матери (Константиноапольская Православная Церковь живёт по новому стилю) в монастыре впервые за 90 лет была отслужена Божественная литургия, на которую прибыли тысячи православных паломников из разных стран.

Одним из древнейших образов Богоматери считается икона Божией Матери «Оранта» (Молящаяся). Нередко встречается и другое название – икона Божией Матери «Панагия» (Всесвятая). По иконографическому типу икона «Великая Панагия» восходит к знаменитой Влахернской иконе Матери Божьей из Константинополя.

В России наиболее древним таким образом является икона «Ярославская Оранта» («Великая Панагия»), которую написал по преданию первый русский иконописец преподобный Алипий, монах Печерского монастыря в Киеве.

Описание иконы

Традиционно на иконе Божией Матери «Оранта» изображается Богоматерь с воздетыми и раскинутыми в стороны руками, с Христом Эммануилом в круге на груди, также раскинувшем руки в благословляющем жесте, что является редкостью: как правило, на иконах Богоматери Младенец или Отрок Христос благословляют одной рукой.

Имя «Эммануил» носит любое изображение Спасителя в отроческом возрасте, в том числе и на иконах Богоматери. Его взгляд исполнен недетской серьезности, а взгляд Богоматери – кротости и смирения перед Волей Божьей.

Впоследствии такой же тип иконографии стал характерен для икон Богородицы «Знамение», «Живоносный источник» и «Неупиваемая чаша».

К несколько иному иконографическому типу относится икона «Панагия Сумела», которая также причисляется к типу «Оранта» («Панагия»). Это поясное изображение Богоматери с Иисусом на коленях.

У этой иконы своя драматическая история. Предание гласит, что этот лик написал сам святой Лука. Чудесным образом икона оказалась на голом уступе скалы, и сама Богоматерь повелела двум греческим монахам возвести здесь православный монастырь, получивший название Сумела. Это произошло в IV веке, и с тех пор он приобрел широкую известность как обитель Богородицы Черной горы.

Значение иконы Божией Матери «Оранта»

В иконографии каждый элемент изображения имеет свое значение. Так, на иконе «Богородица Оранта» воздетые вверх руки Богоматери обращены ладонями к Небесам, что символизирует ее заступничество перед Создателем за каждую, даже грешную, душу.

На рукавах у Богоматери поручи в виде широких лент со шнурами, которые стягивают рукава у запястья.

Этот элемент богослужебного облачения священников символизирует покровительство и служение Православной Церкви

В представлении православных икона «Панагия» выражает основные христианские догматы, к которым относятся непорочное зачатие и две сути Иисуса Христа – Божественная и Человеческая. Здесь Христос Эммануил олицетворяет Евхаристию – главное церковное таинство приобщения к Телу и Крови Христовым.

В чем помогают иконы «Оранта» («Панагия»)

Богородица всегда была Небесной Заступницей, Покровительницей, за этим к Ней и обращаются, молясь о спасении души, об исцелении физических и душевных недугов, о поддержке в минуты тяжких жизненных испытаний, и она действительно помогает.

Иконы «Оранта»-«Панагия» обладают неимоверной силой воздействия: они помогают обрести ясное понимание пути истинного, даруют духовное просветление, защищают от злых помыслов недругов. Сила иконы «Оранта» настолько велика, что способна защищать целые страны от вражеского нападения, недаром Царица Небесная предстает на ней во всем Своем величии и могуществе.

Молитва иконе

О, прославленная заступница наша, Богородица Пресвятая! К Тебе молитвы свои возносим! На Тебя лишь надежда наша! Приди на помощь нам, грешникам, помоги справиться с горестью и печалями! Убереги от зла, защити родину от врагов и не дай нам пасть духом, о Святая Дева! Наставь на путь праведный, наполни души наши светом! Изгони тьму из сердец наших, и демонов, что поселились в наших телах! Ты одна защитница наша! В Тебе наше спасение! Помолись перед Господом за грехи наши, подари нам покаяние и прощение Свое! Будь рядом и не покидай нас, ибо восславим мы имя Твое, Царица Небесная! Да будет на все воля Божия. Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа. Аминь.

Македония — область на севере Греции, занимающая четверть территории страны. Это часть историко-географической области Македонии, освобождённая греческой армией в ходе Балканских войн 1912—1913 годов и закреплённая по Бухарестскому договору в составе Греции.

В двадцати километрах от городка Верии находится монастырь Панагия Сумела, где хранится знаменитый образ Богородицы Сумельской. Сюда он попал из Турции во время переселения понтийских греков в рамках о бмена населением в 1920-е годы . С этой иконой, считающейся творением апостола Луки, связано основание в горах Понта Сумельского монастыря, его развалины считаются национальным памятником Турции .


После смерти апостола Луки (в возрасте 84 лет он принял мученический венец на севере Пелопонеса, в провинции Ахайя) икона оказалась у его ученика Анании. Со временем она была перевезена в Афины - в храм, возведенный в честь Богородицы, где оставалась до конца IV века.
Афинскому священнику по имени Василий однажды явилась Богородица и сказала, что ему и его племяннику нужно принять монашество. После пострига с именами Варнава и Софроний они пришли поклониться чудотворному образу Пресвятой Богородицы, написанному святым апостолом Лукой. Преклонив колена перед иконой, они опять услышали голос Матери Божией, которая велела им следовать на восток, к горе Мела. И тут на их глазах два ангела подняли в воздух икону и исчезли с ней в восточном направлении.
Иноки обошли все крупные монастырские центры, побывали на Афоне и отплыли в Малую Азию. Посетив Трапезунд, они отправились на поиски указанной Богородицей горы. Добравшись наконец до горы Мела, братия исполнились радости. После ночевки в лесу, проснувшись на рассвете, Варнава и Софроний заметили в скале расщелину, над которой кружились ласточки. Войдя в пещеру, монахи увидели в сиянии света икону Божьей Матери - ту самую, которую в последний раз видели в Афинах. Так они поняли, что это место было предназначено им.

фото из инета

Монастырь Панагии Сумельской, основанный иноками Варнавой и Софронием, пережил много бед, но знал времена расцвета и благоденствия. Монастырь был покинут в 1922 году во время обмена населением между Грецией и Турцией. Тогда и попал в Грецию чудотворный образ Богородицы.

(На протяжении нескольких веков монастырь Панагия Сумела был святыней не только для понтийских греков, но и христианства всего мира, однако турецкие власти враждебно относились к православному паломничеству. Впервые оно стало возможным только в 2007 году. В 2010 году Министерство культуры Турции по просьбе Вселенского патриарха дало согласие на проведение в монастыре Панагия Сумела первого с 1922 года богослужения. 15 августа 2010 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, Вселенский Патриарх Варфоломей I возглавил литургию в монастыре при стечении нескольких сотен паломников из разных стран.)

Но вернёмся в Грецию - в места, где построен современный монастырь, в который была перенесена Сумельская икона.

Немного кадров по дороге - переезд из Неа Макри (см.предыдущую запись) в Неа Сумела.









Отсюда начинается подъем к монастырю по горной дороге. По пути привлекают внимание мраморные карьеры.







Наконец - сам монастырь Панагия Сумела. Территория небольшая, и кадров у меня совсем немного.



Та самая древняя Сумельская икона Богородицы. А также крест с частицей Животворящего Креста Христова.



Обратная дорога.





















Приняв много веков назад христианскую веру, греки Малой Азии, и особенно Понта, бережно хранили ее, оставаясь верными ей на протяжении всего своего исторического пути.

Они любили свою благодатную землю, с трепетом и благоговением относились ко всему, что было создано на этой земле, и особенно, к христианским святыням, ставших символами их веры. Одна из таких святынь - знаменитый на весь христианский мир монастырь Панагия Сумела, где находилась икона Божьей Матери Панагия Сумела («Всесвятая с горы Мела»).

Панагия Сумела является символом веры греков Понта. Первое наименование Её чудотворного образа, написанного самим евангелистом Лукой , было Панаги́я Афинио́тисса , то есть Пресвятая Богородица Афинская.
Дело в том, что апостол Лука был не только евангелистом, но и первым иконописцем. Более того, его считают святым покровителем врачей и живописцев . Как отмечает в своих трудах греческий историк Неофит Кавсокаливит , апостол Лука сначала гравировал иконы на дереве твёрдой породы, а затем уже разрисовывал их. Согласно преданию, Лука создал три иконы Божией Матери, судьба каждой из которых сложилась по-разному: одну из них он передал храму на острове Кипр, другую — в храм на полуострове Пелопоннес, а третьей иконе пришлось пройти тернистый путь — из Греции на Понт, на гору Мела, а оттуда вновь в Грецию.
Материал об истории иконы Панагии , написанной Лукой, был опубликован в 1775 году архимандритом Парфением Метаксопулосом и историком Неофитом Кавсокаливитом . По их словам, Лука отдал написанную им икону в одну из церквейгорода Фивы . После его смерти его ученик по имени Ананий п ередал её в самый большой православный храм города Афины, откуда она и получила своё первое имя — «Панаги́я Афинио́тисса».
Дошедшие до наших дней исторические документы и имперские указы об основании в конце IV века Сумельского монастыря подтверждают факт пребывания святого апостола Луки в римской провинции Ахайя на севере полуострова Пелопоннес, его мученической кончины и погребения в соседней провинции Бетия в возрасте восьмидесяти четырех лет. Святой был похоронен в городе Фивы (ныне Фива), где и сегодня стоит его первая мраморная гробница. Мощи святого апостола Луки оставались там до середины IV века, а потом были перенесены в Константинополь.

После кончины апостола Луки об иконе позаботился его ученик, и со временем она очутилась в Афинах, в одном из храмов в честь Божией Матери, где и оставалась до прихода к власти Императора Феодосия I (379-395 гг). В период его царствования к одному из афинских священников по имени Василий явилась Богородица и сказала, что ему и его племяннику диакону Сотирихию нужно принять монашество. После пострижения с именами Варнава и Софроний они отправились поклониться чудотворной иконе Матери Божией, которая хранилась в церкви неподалеку. Преклонив колена перед иконой, они услышали голос Пресвятой Богородицы:
«Я иду на Восток. Направляюсь на гору Мела. Следуйте за мной…». После этих слов икона осветилась и с помощью ангелов покинула храм, полетев в направлении к восточному побережью Эвксинского Понта (Чёрного моря). Монахи последовали за ней, совершив длинное путешествие: от скал Мете́ора до берегов полуострова Халкидики, а затем — на небольшом суденышке — до Маронии, находящейся в Западной Фракии. Из Маронии, снова пешим ходом, Варнава и Софроний направились в сторону столицы Византии — к городу Константинополю, откуда на корабле доплыли до Трапезунда , остановившись в селе Куспиди, где остались на ночлег. Утром, во время завтрака, хозяева дома поставили на стол жареную рыбу, белое вино и испечённый по-домашнему деревенский хлеб, при этом хозяин сказал монахам, что рыбу он поймал в реке Пикси́ти , берущей начало с горы Мела . Услышав о горе Мела, монахи обрадовались и начали расспрашивать его, как туда добраться. Воодушевлённые рассказанным, Варнава и Софроний продолжили свой путь, достигнув заветной горы, расположенной в Трапезундском районе, в 48 км от черноморского побережья.
Монахи вскарабкались по крутому горному склону, продираясь сквозь густо растущие деревья и кустарники. Неожиданно, на высоте 400 метров от подножия вертикальной скалы, из пещеры, к которой они подошли совсем близко, вылетели ласточки. Вход в пещеру загромождала крона высокой сосны. Изнутри пещеры сквозь зелень частых сосновых иголок проливался необычный свет, который, как оказалось, исходил от иконы Панагии Афиниотиссы…
Варнава и Софроний, войдя в пещеру, преклонили колени перед иконой Пресвятой Богородицы (Панагии), со слезами на глазах возблагодарив Бога за помощь в исполнении возложенной на них миссии. С тех пор икона получила своё второе имя — Сумела́, то есть с горы Мела (сту Мела́). Внутри пещеры монахи построили небольшую церковь Святой Варвары первую обитель иконы Панагии Афиниотиссы на земле Понта. Именно это место предназначила для них Богородица.
Поблизости не было никаких источников воды, и поэтому жить здесь представлялось очень трудным. Монахи молитвенно обратились к Богородице, умоляя о помощи. И произошло чудо, скала над пещерой раскололась, и из щели полилась свежая, прохладная вода. Так возник чудотворный источник «Колодец в небо», ставший одной из главных святынь будущего монастыря, который существует и сегодня, хотя с тех пор прошло уже 1600 лет.

Благодаря милости Божией Матери, у иноков Варнавы и Софрония, в первые, самые трудные месяцы существования их обители, была и пища и вода. Вскоре люди заговорили о двух монахах-подвижниках и чудотворной иконе Богородицы, появившейся на горе Мела, и в пещеру стали приходить паломники, преодолевая долгий и трудный подъем на вершину горы. Некоторые оставались и сами принимали монашество, и к моменту кончины его основателей, умерших в один день в 412 году, монастырь процветал. Высокие и недоступные стены монастыря в суровых скалах стали на века местом паломничества христиан. Монастырь имел 4 этажа с 72-мя кельями и пятый этаж-галерею, которая несла охранительную функцию.

В VI веке на монастырь напали и разрушили его критские арабы, промышлявшие грабежом даже в причерноморском Трапезунде. Но уже в 664 году монастырь был восстановлен крестьянином по имени Христофор по предстательству Богородицы. В монастырь стали снова приходить паломники, некоторые из них принимали постриг, и к моменту своей кончины преподобный Христофор уже был духовником большой общины.

Монастырь Панагии Сумела разрастался, богател и приобретал все более широкую известность, и стал самым влиятельным и богатым в Понтийской земле. Сами императоры Византийской империи, а затем Трапезундской, из династии Комниных, покровительствовали ему и делали богатые пожертвования. Известно, что драгоценный, искуснейшей резьбы крест с инкрустированной в него крупными частицами Креста Распятия Господа нашего Иисуса Христа, был подарен Мануилом Комниным III. Другой император, Алексей Комнин III, в знак благодарности Панагии Сумела за чудесное спасение во время бури выделил огромные средства на обновление всех строений Монастыря и на возведение новых защитных башен. Также в монастыре находились мощи преподобных Варнавы, Софрония и Христофора. Монастырь Панагии Сумела был самоуправляем и имел большие привилегии.

После захвата в 1461 году Трапезунда и оккупации Понта турками, дела у монастыря продолжали идти на удивление хорошо. Известна легенда о монастыре Панагия Сумела. Однажды султан Селим (1512-1520 гг.) случайно забрел сюда во время охоты. Его восхитили необычное расположение на склоне скалы и красота обители. Но религиозный фанатизм оказался сильнее, и он приказал сжечь христианскую святыню. Но отдав этот приказ, он тотчас упал с коня, забился в судорогах, на губах у него выступила пена. Слуги султана стали умолять его отменить столь жестокое решение, и как только он это сделал, мгновенно получил исцеление. С тех пор вошел в силу указ о привилегиях монастыря, которому следовало не одно поколение турецких правителей. И действительно, на протяжении долгих лет османского владычества монастырь никто не осмеливался трогать. Более того, он не облагался налогами. Жители близлежащих греческих поселений районов Мацу́ка, Са́нта и Су́рмена снабжали монастырь необходимыми продуктами, а в случае опасности с оружием в руках вставали на защиту православного храма.

За 16 веков своего существования Монастырь Панагии Сумела приобрел известность не только религиозного, но и крупного культурно-просветительского центра. В его библиотеке хранились и переписывались редчайшие древние манускрипты. Достаточно сказать, что из 52 греческих рукописей, хранящихся в музее Анкары, 34 изъяты из библиотеки Монастыря Панагии Сумела. Благодаря кропотливому труду переплетчиков были сохранены для истории произведения многих древних философов и писателей.

В 1922 году был совершен геноцид Православного Понтийского Эллинизма. Ослепленные религиозным фанатизмом турки вырезали Христиан. Жертвами этого ужасного геноцида стали 350 тысяч ни в чем неповинных Понтийских греков, а оставшиеся в живых были насильно выселены и развеяны по многим странам. Большая часть беженцев была принята Россией, основная же часть переселенцев оказалась в северной Греции. Многострадальные понтийские греки с нуля стали обживать новую родину, никогда не забывая о своей покровительнице Панагии Сумела.

Перед исходом с мученического Понта, монахи спрятали в часовне Святой Варвары чудотворную икону Панагия Сумела вместе с евангелием Святого Христофора и крестом императора Трапезундского Мануила Комнина.

В 1930 году премьер-министр Греции Элефтериос Венизелос обратился к посетившему Афины премьер-министру Турции, с просьбой позволить греческой делегации отправиться на Понт и привезти в Грецию символы Православия. Миссию привезти в Грецию понтийские реликвии возложили на уроженца Понта, монаха Амвросия Сумельотиса (Сумельского), который, заручившись письмом к турецким властям от посольства Турции в Греции, 14 октября отправился в Константинополь, а оттуда – на Понт. Несмотря на то, что местоположение скрытых сокровищ Православия ему было известно, отыскать их оказалось непросто. За прошедшие годы двор часовни сильно зарос растительностью, но, как рассказал Амвросий Сумельотис, ему вновь помогла Панагия: заступ, казалось, сам нашел зарытый сундук, и сокровища в целости и сохранности вернулись в Грецию. Их поместили в Афинский Византийский музей, сокровищницу православных реликвий.

Так икона Панагии Сумела вернулась в Афины через 16 веков и хранилась в Музее Византийского искусства города Афины до 1952 года, когда на собранные Понтийцами пожертвования всего за год был возведен новый Храм в честь Успения Богородицы для чудотворной иконы Панагии Сумела в деревне Кастанья́ (Верия), на склонах горы Вермион .Чудотворная икона опять собирает вокруг себя Понтийских греков со всех концов света.

Сегодня знаменитый образ Богородицы Панагия Сумела, привезенный из Турции, находится в на склоне горы Вермиос в Вермийском районе северной Греции в двадцати километрах от Верии, в деревне Кастанья по пути в Козани. Понтийцы, обосновавшиеся в Греции, построили здесь храм в честь Успения Богородицы, и образ Панагии был торжественно перенесен в него из Верии. Формально этот храм имеет статус монастыря, но там нет насельников. Икона заключена в серебряный оклад с изображением пророков Давида, Моисея, Исайи и Аарона. Линии и краски на иконе стерлись от времени, и сейчас лики уже неразличимы. Единственное, что еще возможно увидеть - это очертания одного глаза Богородицы.

Лишенный своих святынь, сегодня монастырь Сумела – это полуразрушенные стены, внутри которых остался уникальный скальный храм. Многие образы, выведенные на стенах, еще сохраняемы, хотя время не щадит их. Развалины Сумельского монастыря причислены к национальным достояниям Турции, но турецкое правительство ничего не делает для восстановления уникального памятника христианства, посмотреть на который съезжаются туристы со всего мира. Для многих из них это всего лишь познавательная экскурсия. Для православных греков, потомков тех, кто некогда строил монастырь, веками молился в нем, для кого эта земля, эти горы когда-то были родными, побывать в Панагия Сумела, поклониться его стенам, зажечь свечи в память о предках - это поступок, который стремится сделать в своей жизни каждый понтийский грек.

В 2010 году, по разрешению министерства культуры Турции, при энергичном содействии Ивана Саввиди , в Панагия Сумела, спустя 88 лет после искоренения греков Понта с ихисторической родины , состоялась первая литургия в день Успения Пресвятой Богородицы, в честь Панагии Сумельотиссы, Госпожи Понта…

С расщелины в скале внутри монастыря, как и много веков назад падают капли воды. Сложилось поверие, если загадав желание, поймаешь своей ладонью каплю, то желание непременно сбудется. И каждый грек, побывавший у этого святого места, призывая Божию Матерь, обязательно загадывает, чтобы священная христианская обитель, построенная и намоленная предками в самом центре исторического Понта, вновь обрела былую силу и стала процветать. 15 августа по ст.с. в день Успения Пресвятой Богородицы православные христиане, и прежде всего греки, предки которых проживали на благодатных землях Понта, отмечают память иконы Божией Матери Панагия Сумела.

В Греции отмечается день Успения Божией матери не как печальный факт, а для того, чтобы боготворить и ценить Мать Христа, которая является символом надежды и успокоения человеческой боли, матери всего живого. Многие люди постятся до 15 августа. Во всех церквях и монастырях Св. Богоматери осуществляются пышные торжества. Наиболее известные из таких мест - это Панагия тис Тину в Кикладах и монастырь Панагия Сумела в Вермио. Места эти посещают тысячи людей, даже греки с отдалённой Австралии, Америки, Канады для того, чтобы поклониться Пресвятой Богородице.

ЛИТУРГИЯ В ДРЕВНЕМ МОНАСТЫРЕ ТУРЦИИ

Впервые с 1922 года состоялась православная литургия на праздник Успения Пресвятой Богородицы (15 августа по новому стилю) в древнем монастыре Панагия Сумела близ Трабзона (историческое название – Трапезунд) на территории Турецкой республики. Богослужение возглавил Вселенский Патриарх Варфоломей I, которому сослужили иерархи из Русской и Элладской Церквей. На литургии присутствовали тысячи паломников – в том числе потомки понтийских греков, выселенных из этих мест 87 лет назад.

Турецкие власти предприняли в связи с историческим богослужением повышенные меры безопасности. Примечательно, что оно стало первой за 1600-летнюю историю Сумелы патриаршей литургией.

Группу паломников из России возглавил епископ Подольский Тихон, председатель финансово-хозяйственного управления Московского патриархата, Отдел внешних церковных связей Московского патриархата представлял секретарь по межправославным отношениям священник Игорь Якимчук. Паломников Элладской Церкви возглавлял митрополит Драмский Павел.

По окончании богослужения Патриарх Варфоломей, митрополит Павел и епископ Тихон обменялись приветствиями.

Богослужение в монастыре Панагия Сумела стало возможным в результате договоренностей, заключенных с министерством культуры и туризма Турецкой республики и руководством провинции Трабзон. Важнейшую роль в переговорах сыграл видный российский политик, предприниматель и общественный деятель Иван Саввиди, глава Международной конфедерации понтийских греков.

Монастырь Панагия Сумела был основан в конце IV – начале V века на высоте 1300 метров над уровнем моря на меловой скале близ Трапезунда. Его основателем принято считать преп. Варнаву. С конца IV века в монастыре хранилась чудотворная икона Богородицы Панагия Сумела, написанная, по преданию, св. апостолом Лукой. В византийскую эпоху монастырь пользовался благосклонностью нескольких поколений императоров и стал самым влиятельным и богатым на территории Понта в эпоху Трапезундской империи (1204-1461 годы). После падения империи все привилегии монастыря были подтверждены султаном Селимом и всеми последующими османскими правителями, пишет Википедия.

Наибольшего расцвета монастырь достиг в XVIII-XIX веках. Однако после греко-турецкой войны 1919-1922 и последовавшим за ней обменом населения монашеская жизнь в Сумеле оборвалась. Святыни монастыря, в том числе чудотворная икона Панагия Сумела были сначала спасены понтийскими греками, а позже перевезены в Грецию в 1931 году, где и хранились в Афинском музее Бенаки. Икона Панагия Сумела стала храмовой в поселке Кастания, основанном переселенными в Грецию понтийцами.

После длительного перерыва организованное православное паломничество в Панагию Сумелу стало возможно только в 2007 году. 22 ноября 2009 года в Москве состоялась встреча председателя Великого национального собрания Турции Мехмета Али Шахина и Ивана Саввиди, депутата Государственной думы РФ, координатора межпарламентской депутатской группы по связям с парламентом Греции, в ходе которой также обсуждался вопрос паломничества.

8 июня 2010 года министерство культуры Турции по просьбе Вселенского Патриарха дало согласие на проведение в монастыре Панагия Сумела первой с 1922 года Божественной литургии.

2 августа в Константинопольской патриархии в Стамбуле состоялась встреча Ивана Саввиди с Патриархом Варфоломеем, в ходе которой были обсуждены детали предстоящего богослужения.

Текст: Благовест-инфо, фотографии Reuters, AP





Крестный ход с чудотворной иконой Божией Матери Панагия Сумела


Η εικόνα της Παναγίας Παναγιά Σουμελά / Сумельская икона Божией Матери

15 августа 2013 года в Успения Пресвятой Богородицы в четвертый раз после почти 90-летнего перерыва в понтийском монастыре Панагия Сумела прошла Божественная литургия, которую отслужил Вселенский Патриарх Варфоломей. Такое событие происходит раз в год с 2010 года, когда турецкое правительство по просьбе Вселенского Патриархата и благодаря многочисленным дипломатическим усилиям милостиво согласилось дозволить понтийским грекам помолиться и совершить богослужение на своей Родине.


Среди понтийских греков монастырь Панагия Сумела является самым почитаемым святым местом. Он был основан в конце IV века монахами Варнавой и Софрониосом в честь иконы Божьей матери, написанной по преданию самим Святым Лукой, который был первым иконописцем. По преданию он передал написанную им икону церкви в Фивах. После смерти апостола ее передали в православный храм города Афин и с тех пор икону стали называть Панагия Афинская. Монах Варнава увидел сон, в котором Бог велел ему и его племяннику Софрониосу прийти в храм и поклониться иконе Панагии Афинской. Во время поклонения иконе монахи услышали голос, исходящий из самой иконы: «Сопровождайте меня на Восток до горы Мела.» После этих слов икона осветилась, ее подхватили ангелы и унесли в направлении Черного моря. Монахи проделали долгий путь через всю Македонию, Халкидики, Константинополь, оттуда морским путем достигли Трапезунда. Там они продолжили поиски иконы и дошли до селения Куспиди, где один человек пригласил их пообедать в свой дом. Он угостил их рыбой и сказал, что рыбу поймал в реке Пикситис, которая берет свое начало с горы Мела. Услышав о горе Мела, монахи обрадовались и, расспросив хозяина, как ее найти, отправились в путь. Достигнув горы, они стали на нее взбираться, и тут их внимание привлекла пещера, из которой сквозь зелень покрывавшего гору леса лился свет, исходящий от иконы. Монахи преклонили колени и возблагодарили Бога за помощь в исполнении возложенной на них миссии. После чего в они стали строить церковь в этом месте. А икона стала называться Панагия Сумела. В строительстве церкви им помогали монахи Вазелонского монастыря Святого Иоанна Предтечи, находящегося неподалеку. Уже позже в XIII веке был построен большой монастырь.

С монастырем Панагия Сумела связана еще одна легенда. Однажды охотившийся здесь турецкий султан увидел великолепный монастырь и был поражен его красотой. Тогда в ярости он приказал разрушить монастырь. И в тот же момент его охватили приступы удушья. Упав на землю в страхе перед смертью султан отменил свой приказ, и мучения его тотчас же прекратились. Отойдя от охватившего его ужаса, султан велел всем туркам во все века проявлять уважение и оберегать монастырь, и после этого никто не осмеливался его трогать.

В 1923 году после геноцида понтийских греков, в связи с депортацией уцелевших монастырь покинули последние монахи, один из них спрятал икону, рукописное Евангелие VI века и драгоценный крест, подаренный монастырю Трапезундским императором Мануилом III в тайнике в монастыре, где она оставалась до 1931 года, когда при установлении дипломатических отношений с Грецией удовлетворенные своей победой турки добровольно согласились возвратить икону и другие реликвии грекам. Удивительно в этой ситуации поведение в остальном всегда враждебно настроенных турок, как в связи с возвратом иконы, так и с разрешением на проведение литургии в монастыре. Возможно, это как-то связано с особой святостью иконы и этого места, оберегаемого Богом, что даже оказало такое смягчающее влияние на турок.

В этом году на Божественной литургии присутствовал и я. В связи с ограниченным пространством монастыря турецкие власти выдают всего 500 разрешений на посещение литургии. Мне такое разрешение сделали мои понтийские друзья, за что огромное им Спасибо.

В монастырь мы ехали, как будто в зону военных действий. Начиная от Мацуки, всю дорогу стояли военные. Нас остановили для проверки наличия разрешения четыре или пять раз. Приехали мы туда к 9 часам утра.

У монастыря было многолюдно. Там уже собирались понтийцы, приехавшие со всех концов света, куда раскидала их судьба: из Греции, России, Украины, Грузии, даже Австралии. Парень играет на лире - народном понтийском инструменте:

Перед литургией. Потихоньку собирается народ.

Везде те же самые следы турецкого вандализма, который они называют «случайным пожаром».

Верхние фрески, куда не смогли дотянуться руки вандалов, пострадали меньше.

Копия той самой иконы Богородицы Сумельской.

Служить Литургию прибыл Его Святейшество Вселенский Патриарх Варфоломей.

Литургия:




На Литургии в качестве почетного гостя присутствовал Каталикос всех армян Гарегин II.

Патриарх обратился с речью к собравшимся: