Трубы и трубопроводная арматура

Что такое стереотип. Виды, примеры и значение стереотипов в современном обществе

Изначально, стереотип – типографическое клише, которое применялось в печати. Если представить себе работу печатной машинки, станет понятно, почему понятие «стереотип» было перенесено из печатного дела в социальную сферу. Принятое в общественной системе клише, оставляя отпечаток на «чистом листе» человеческой души, запечатлевает определенную установку, устоявшееся мнение о чем-либо.

Стереотип – устойчивое мнение, выработанное поколениями людей либо индивидуально в процессе жизнедеятельности личности.

Есть стереотипы о мужчинах и женщинах, начальниках и подчиненных, людях определенной национальности и вероисповедания и так далее. Во всех сферах человеческой жизни выработаны клише-стереотипы.

Стереотипы, с одной стороны, помогают человеку, давая ориентиры действий и суждений, а с другой – мешают, так как могут быть ложными. Не стоит слепо доверять стереотипам, не осмыслив их.

Например, в мире моды приняты определенные, всем известные стандарты красоты, которые по большей части отредактированы при помощи косметической коррекции лица и тела моделей, а также при помощи коррекции их фотографий в специальных программах. На обложке журнала читатели видят прекрасного, но не существующего в реальности, человека. К удивлению, практически все женщины в мире стремятся к нереальным стандартам женской красоты. Стереотип о том, что истинная красота – это красота, пропагандируемая индустрией моды, обманчив и неверен.

Чтобы отличить стереотип от предубеждения или личного мнения, нужно ориентироваться на его признаки :

  • отображение реальности в схематичной, сокращенной форме,
  • искаженное, не подтвержденное фактами или ложное мнение о чем-либо,
  • мнение, выработанное обществом в целом или несколькими поколениями людей,
  • неоспоримость; для опровержения стереотипа требуется много времени.

Виды стереотипов

Классифицируют стереотипы по двум основаниям:

  1. В зависимости от субъекта восприятия выделяют автостереотипы и гетеростереотипы.

Автостереотип – мнение личности и себе, о том, каким человеком следует быть.

Гетеростереотип – стереотипное мнение личности о группе людей.

Второй вид стереотипов распространяется на мнения людей о целых народах, расах, странах и тому подобных социальных общностях. Пожалуй, у каждой страны есть такие «визитные карточки» – стереотипы, которые накладываются на восприятие ее граждан.

  1. В зависимости от индивидуальности выделяют индивидуальные и социальные стереотипы.

При накоплении личного жизненного опыта человек вырабатывает собственные мнения и взгляды, из них и формируются индивидуальные стереотипы. К примеру, если человека часто обманывали работодатели, он усвоит, что все работодатели – недобросовестные люди.

Социальных стереотипов очень много, они касаются всех социальных сфер: политики, экономики, образования, здравоохранения и так далее.

Власть стереотипов

Если бы обществом и самой личностью не вырабатывались стереотипы, человеку пришлось бы тратить много личного времени, своим умом осмысливая и оценивая каждое явление.

Стереотип помогает сориентироваться в жизненной ситуации, не допустить ошибки. В некоторых стереотипах содержится опыт многих поколений, что делает его априори верным. Но то, что может быть полезным в одной ситуации, вредит в другой. Одному человеку стереотип поможет, а другому – помешает .

К примеру, молодой женщине отказывают в приеме на работу, ссылаясь на то, что вскоре она может уйти в декретный отпуск. Руководствуясь стереотипом, что все женщины в определенном возрасте становятся матерью, руководитель может упустить ценный кадр и хорошего специалиста либо оградит себя от необходимости в ближайшее время снова искать сотрудника (в случае, если женщина действительно возьмет декретный отпуск).

Существуют различные виды стереотипов.

Они оказывают влияние на наше мышление, действия, социальное поведение.

Определение понятия

Что такое стереотип? Стереотип в широком понимании — устоявшийся шаблон поведения , штамп, предрассудок.

Нередко стереотипы не имеют никакого отношения к реальности, они созданы мышлением людей на основе поверхностных данных.

Слово состоит из двух: «стерео» — «твердый» и «типос» — «отпечаток», буквально отпечаток в нашем мозге определенного понятия.

Убеждения могут касаться определенной группы людей, например, наличие конкретного признака у расы, поведения, традиций. Нередко приводят к ошибочному восприятию.

Отличие от предрассудков

Эти два понятия схожи, но между тем имеют и отличия.

Первый термин, стереотип — некое обобщение, часто носит коллективный характер , то есть группа людей убеждена в наличии определенного явления.

Например: все русские лентяи. Человек может даже и не понимать, почему он соглашается с определенными стереотипами, но он верит и принимает их.

Предрассудки носят более личный характер , нередко появляются после того, как индивид прошел через сложные события.

Личность может осознавать наличие у нее конкретных предрассудков и критично относиться к ним.

Эффект стереотипизации

Стереотипизация — что это в психологии? Термин означает процесс формирования устойчивого представления или образа. Они касаются явлений, событий или людей.

Исходя из собственного опыта, человек оценивает события или явление, в итоге формируется определенное представление, которое закрепляется в мозгу. Стереотип — уже сформированное отношение к объекту или явлению.

Когда человек встречается с чем-то незнакомым, его мозг начинает сканировать и искать что-то знакомое . Полученный образ относится к определенной группе явлений, так намного легче классифицировать информацию и при необходимости вытаскивать ее из ячеек памяти.

Стереотипное мышление и поведение

Мыслить стереотипами — что это значит?

Такое мышление означает, что человек мыслит в основном шаблонами.

Он не ищет и не анализирует новую информацию, наполняя мозг опытом, а сравнивает с тем, что есть в его памяти .

Так проще, кажется, что мир подчинен некому порядку.

Программа может прививаться уже с детства. Это установки, правила поведения, реакция на события, оценка людей и событий.

Наличие преимущественно стереотипного мышления мешает полноценному развитию личности . Теряется независимость во взглядах и поведении.

Стереотипный способ поведения — что это? Это шаблонное поведение, поощряемое обществом. Личность живет, как все, не выделяется, старается слиться с общей массой. Ей так удобно и . Шаблонное поведение обеспечивает спокойствие, слияние с социумом.

Стереотипы позволяют доводить действия до автоматизма, но они же тормозят развитие и не позволяют посмотреть на ситуацию с иной стороны. При стереотипном поведении есть установка: делать только так и не иначе.

Стереотипный человек — какой он? Это совершенно обычный, типичный представитель общества. Его поведение обусловлено встроенными установками, навыками, традициями.

Такой личности сложно отклоняться от шаблонов, а нечто новое она воспринимает критически и даже агрессивно , так как это нарушает внутреннюю гармонию и спокойствие. У него есть модель поведения, и он действует и мыслит соответственно ей.

Плюсы и минусы

Плюсы :

Минусов стереотипного поведения больше:

  • отсутствие свободы действий и мышления;
  • низкий темп саморазвития;
  • действие по шаблонам, что мешает восприятию новой информации и обучению;
  • ошибки, если ситуация отклоняется от привычной, а личность не в состоянии отойти от шаблонов;
  • доверчивость к информации, отсутствие критического анализа, восприятие полученных данных, как есть, только потому, что так считает большинство.

Кто считается автором данной теории?

Термин был придуман в 20-х годах прошлого века. Автором считается журналист Уолтер Липпман .

Заимствовал он его из полиграфии. Изначально словом «стереотип» обозначали печатную форму. Он позволяла воспроизводить текст много раз.

Авто считал, что стереотипы:

  • не вырабатываются человеком, а навязываются извне;
  • они ложны;
  • упрощают восприятие реальности;
  • существуют долго, плотно закрепляясь в умах людей.

Виды и примеры

Какие бывают стереотипы? Исследователи, психологи и социологи выделяют различные виды стереотипов :

  • социальный стереотип;
  • этнические стереотипы;
  • стереотипы восприятия;
  • стереотипы в общении;
  • гендерные стереотипы в современном обществе;
  • гетеростереотипы;
  • возрастные стереотипы;
  • поло-ролевые стереотипы;
  • современные стереотипы;
  • распространенные стереотипы;
  • общественные стереотипы.

Стереотипы бывают поверхностные , сформированные внешней оценкой. Например, чопорность англичан, яркий нрав южных народов, лень русских людей.

Поверхностные стереотипы меняются в зависимости от международной ситуации, развития общества и других факторов.

Глубинные более устойчивы, передаются из поколения в поколение. Несколько веков обязательным спутником русских традиций считаются самовары, меха, матрешки.

Подобные стереотипы сложно разрушить.

Атрибуты, которые уже не являются частью социальной жизни, все равно могут использоваться в качестве примеров культурного наследия или коммерческих целях.

Глубинные стереотипы могут формироваться под действием исторических событий .

Особые условия происхождения Великобритании привели к созданию стереотипов, что народ этой страны обладает развитым логическим мышлением, расчетливостью, прагматизмом.

Примеры стереотипов:

  • бабы — зло;
  • успешная карьера возможна при наличии «блата»;
  • евреи — хитрый народ;
  • мужчина пообещал — обязан делать;
  • мальчикам плакать нельзя;
  • нельзя брать женщину на корабль — к беде;
  • высокая цена означает высокое качество;
  • по улицам России ходят медведи;
  • французы — отличные любовники.

Таких примеров в нашей жизни много, и часто мы даже не замечаем, что мыслим стереотипами, они становятся частью нашего восприятия окружающей действительности.

Как происходит их формирование?

Стереотипы передаются от одного поколения к другому , поэтому так сложно защититься от них.

Уже в раннем детстве взрослые закладывают в ребенке принципы поведения, внушают, как правильно действовать, реагировать, мыслить.

Велико влияние общества и конкретной страны проживания.

Если стереотипы сформированы на благо общества, то они являются моральными нормами, которых принято придерживаться. Шаблоны поведения помогают адаптироваться в социуме. Ребенка отправляют в школу, объясняя правила поведения, необходимость обучения.

Однако негармоничное развитие личности приводит к тому, что человеку проще и спокойнее действовать и мыслить стереотипами, чем идти на риск и создавать нечто новое.

Те же, кто отходят от правил, достигают гораздо большего.

Как они менялись с развитием общества?

С каждым поколением немного меняется гендерное поведение и стереотипы, с ним связанные. То, что раньше было не допустимо, теперь считается обыденным . Если раньше брак и его имели важное значение, то сейчас многие пары живут, не расписываясь, а разводы случаются гораздо чаще.

Изменилась и . Она все чаще стремится к карьере, занимает должности, ранее считавшиеся мужскими. Сильный пол при этом идет по противоположном развитию в сторону приобретения женских черт.

Раньше женщина была хранительницей очага, матерью, теперь она наравне с мужчиной обеспечивает семью. Более того, современное общество больше уважает работающих женщин , чем домохозяек.

Функции

Исследователи и психологи выделяют различные функции социальных стереотипов.

У. Квастгоф описывает следующие:

  1. . Возникает при необходимости упорядочить информацию. Если изучается что-то новое, например, культура другого народа, то одни стереотипы могут заменяться другими.
  2. Аффективная — выделение среди других людей «своего» и «чужого».
  3. Социальная . Образование социальных структур, выделение категорий.

Выделяют также другие функции социальных стереотипов :

  • установка коммуникации. При общении личности с незнакомым человеком, мозг считывает информацию, сравнивает с хранящейся в памяти и решает, каким образом продолжить общение. Например, разговаривать с генералом и нищим человек станет по-разному.
  • объединение в социальные группы, когда разделяются свои члены сообщества и чужаки:
  • упрощение анализа поступающей информации, сокращение времени ее обработки.

Роль в жизни человека

Человеку для эффективной деятельности необходимо анализировать информацию, систематизировать ее. Важно находиться и «среди своих» . Стереотипы позволяют отнести явления к одной группе.

Большое значение шаблоны поведения имеют при формировании общества, они объединяют социальную группу, закрепляют ее основные признаки.

Однако опасность в том, что стереотипы чаще всего образуются ложные, основываясь на первичных или поверхностных данных.

Они связаны с традициями , передаются от старших поколений к младшим, в некоторых случаях уже нельзя узнать источник их происхождения, однако они являются основой национального мышления.

К сожалению, стереотипное мышление значительно ограничивает возможности человека.

Поэтому для широты кругозора, необходимо научиться правильно анализировать поступающую информацию .

Если вы едете в другую страну и у вас сложился определенный шаблон восприятия и оценки нации и культуры, стоит лучше проверить информацию и более глубоко пообщаться с представителями национальности, чтобы развеять или укрепить в сознании наличие определенного стереотипа.

Поведение на основе шаблонов также упрощает жизнь, но часто становится причиной того, что человек упускает большие возможности, не видит перспектив, совершает ошибки в оценки ситуации и других людей.

Стереотипы — часть нашего общества , но не стоит им слепо следовать. Узость мышления, шаблонность приводят к тому, что человек останавливается в своем социальном, личностном и экономическом развитии.

Со стереотипами, однако, можно бороться, открыв сознание для поступления новой и интересной информации.

Гендерные стереотипы — что это? Узнайте об этом из видео:

Стереотипы. Ветряные мельницы нашего сознания. Мы для них и Дон Кихоты, и Санчо Пансы, и просто мимо пробегающие второстепенные персонажи. Откуда возникают стереотипы? Почему мы так стойко к ним привязаны? Каждый человек, положа руку на сердце при должном устремлении к “сотрудничеству со следствием” может найти в своей картине мира хотя бы один стереотип. Ведь их так много: национальные, гендерные, динамические, религиозные, социальные - да мало ли всякого добра создано руками и умами человечества.

Людям свойственно стереотипное мышление. Расслабься. Такова жизнь.

Комментарий психолога

Такова уж особенность человеческой природы, что рядом с каждым стереотипом рука об руку идут наши самые сокровенные страхи. Фишка в том, что всплеск любой психической энергии - это в 99% случаев страх, который жертва стереотипного мышления может и не осознавать. Он может быть как своим собственным, так и существенно более слабым, заимствованным.

Национальные стереотипы

Прекрасный показательный пример - национальные стереотипы. Психологи давно исследуют причины, благодаря которым формируются этнические стереотипы. Их довольно много и далеко не все они безобидны:

  1. Все китайцы и немцы отчаянные трудоголики
  2. Все русские носят шапки ушанки, постоянно играют на балалайке и пьют водку
  3. Выходцы из средней Азии безграмотные и готовые работать за еду люди
  4. Все американцы - огромные улыбчивые дирижабли, мечтающие захватить вселенную
  5. Все англичане - высокомерные снобы
  6. Все итальянцы - сангвиники
  7. Все французы - галантные Д’Артаньяны

Для людей консервативного склада ума, в особенности тех, чьи представления о жизни давно сформировалась - все те, кто находятся вне устойчивой модели мировоззренческой системы - непонятны и чужеродны. Хуже того, идеальная почва для конфликтов - это миграционные процессы в обществе. Чужаки, да еще на собственной территории - многих людей это заметно раздражает. Таким образом, данные индивиды имеют только два пути построить отношения с чужаками: либо признать их равными, а то и превосходящими по возможностям конкурентами либо всячески дискриминировать вызывающий раздражение объект по отличительному и обязательно несвойственному дискриминатору признаку. Соответственно, стереотипы и дискриминация - довольно часто сопутствуют друг-другу.

Если уж совсем честно, то подобная бомба с часовым механизмом, тикает в психической структуре практически каждого взрослого индивида. И это нормально! Разумеется, если человек умеет достигать внутренней договоренности и взаимодействовать со своими страхами в приемлемом с точки зрения современной этики поведенческом русле. Гибкость ума - свойство не врожденное, но легко приобретаемое, было бы желание и мотивация.

Борьба со стереотипами

Ни для кого ни секрет, что сегодня модно бороться со всевозможными предрассудками и стереотипами. Особенно ярко эта тенденция проявляется в странах западной Европы. Модно опровергать основы основ. Еще более модно выбирать нечто исключительное, выходящее за рамки общепринятых правил. Особенно ярко данный тренд проявляет себя в вопросах, касающихся норм морали и этики. Кто знает, к чему все это приведет. Вполне возможно, что вчерашние предрассудки превратятся в норму, а стереотипы - мы на пороге новой вехи развития человечества. Клиповое мышление и клиповые стандарты - уже сами по себе являются неким возведенным в абсолютную догму стереотипом.

Гендерные стереотипы

Верить стереотипам или нет - личное дело каждого человека, но что делать, если вы лично попали под раздачу? О, тут просто невероятное раздолье! Пожалуй, самые популярные в России стереотипы - это гендерные роли, как в семье, так и на профессиональном поприще. Они настолько устойчивы, что их не смогли вытравить из славянофильских голов семьдесят с лишним лет активного строительства коммунизма. Хуже того - восстановленная буквально из пепла всего за несколько лет послевоенная советская экономика. И все это в условиях тотального гендерного дисбаланса!

Сегодня, если не лень, вы отыщете огромную плеяду модных течений и ортодоксальных мировоззрений, обозначающих место женщине в семье и обществе. Да, это всем известные исламисты, славянисты - домостроевцы (иже с ними родноверы). Это что касается бытовых аспектов и семейных отношений. Гораздо интереснее дела обстоят с так называемыми гендерными критериями профессиональной пригодности. В данном случае под раздачу рискуют угодить как женщины, так и мужчины. Бородатый анекдот, про кошку - программиста и вакансию в цирке, наверняка, слышали все. А вот дискриминация мужчин, работающих внутри “женских” профессий встречается не в пример реже, но также бывает.

Кстати говоря, все вышеперечисленное происходит в стране, где 85% населения выросло в однополой семье (из мамы и бабушки, а вы о чем?). Казалось бы - надежная прививка от каких бы то ни было стереотипов. Ан нет, тренд последних лет - коллекции бородатых мальчиков, с пафосом вещающих о роли женщин в семье, обществе, в бизнесе и даже искусстве.

Социальные стереотипы

В отличие от прочих данные стереотипы - самые недолговечные и легко внушаемые. По сути это болячка не отдельного человека, а социальных общностей, между которыми в течение всей жизни так либо иначе перемещается индивид. Какие же они, социальные стереотипы?

Вот самые характерные примеры:

  1. Дети богатых людей - бездарные бездельники
  2. Все старики ворчливы
  3. Все богатые люди злые и жадные
  4. Современная молодежь ничего не хочет и не умеет
  5. И т.д.

Профессиональные стереотипы

Стереотипы, так либо иначе связанные с трудовой деятельностью человека относят к профессиональным. Самые популярные среди них:

  1. Все программисты - тщедушные ботаники, обязательно в очках и с кривыми зубами. И да, каждый программист просто обязан прекрасно разбираться не только в математике, но и ремонте компьютеров.
  2. Все бухгалтеры - очень принципиальные и серьезные люди, умеющие складывать и перемножать в уме трехзначные числа
  3. Все политики продажны
  4. Все предприниматели бессовестные торгаши
  5. Все военные высокого роста
  6. Все продажники - обязательно сверхобщительные экстраверты
  7. Все юристы дотошные зануды, читающие и соблюдающие абсолютно все правила, даже технические инструкции к бытовым приборам
  8. Все художники и поэты - необязательные и неопрятные разгильдяи
  9. Все писатели - любят курить трубку и рассуждать о высоких материях

Исконно русский вопрос

Жертвой стереотипа может быть как ретранслятор заблуждения, так и принимающая, казалось бы не заинтересованная сторона. Забавно, но есть на просторах нашей необъятной родины бродячие уникумы - два в одном. Подобное часто встречается среди подростков, которые сознательно выбирают социально правильную профессию, закидывая в самый дальний угол самого темного мировоззренческого чулана свои природные данные и способности.

Драматизм внутриличностного противоречия - активное наложение собственной самокритичности на жесткие родительские стереотипы. Критерии успешности, правильности, актуальности - вообще явления очень так многозначные, а тут еще и внешнее давление. Совсем беда-беда! Ведь в современном мире таких людей рано или поздно прибивает к “родным” берегам, но сколько времени потрачено впустую!?

Пока не слишком поздно поищем ответ на пресловутый вопрос классика. Что делать со всем этим безобразием? Что делать, если среди всего вышеперечисленного вы отыскали и свой портрет либо пример из собственной жизни?

Естественно, что самый первый шаг - это осознание проблемы .
Второй - создание новой модели мира . Той модели, которая станет вашей путеводной звездой, новой картой, с помощью которой вы сможете достичь мира и гармонии в собственной душе.

И финальный, заключительный и, пожалуй, самый трудный шаг - принятие себя новой, на пока еще старой карте мира . Вашему мозгу, психике, душе и даже телу потребуется какое-то время на адаптацию. Несколько механическая формулировка, но любой процесс обучения и принятия нововведений имеет биологическую природу. Даже в таких, казалось бы, достаточно абстрактных вещах. Это отнюдь не пятиминутный процесс. Проявите терпение и границы вашего мира станут шире 🙂

Как часто мы оцениваем людей по их принадлежности к полу, считаем, что подростки не могут судить о жизни, а люди из разных культур все как один имеют определенные особенности?

При этом выясняется, что немец – не обязательно педант, блондинка может оказаться доктором наук, а семнадцатилетний юноша иногда имеет больше знаний, чем тридцатипятилетний мужчина. Только стереотипы от этого не исчезают, такова их природа – встретив исключение, человек его отметает, а подтверждения, наоборот, складирует, тем самым укрепляя стереотипное представление. Что такое стереотип и зачем нам столько предубеждений насчет разных групп людей?

Стереотипом в социальной психологии называют фиксированное, обобщенное убеждение о конкретной группе или классе людей, как правило, окрашенное эмоциями, хотя бывают и нейтральные. Значение слова «стереотип» в переводе с древнегреческого – «объемный отпечаток». Раньше слово использовали для обозначения монолитных печатных форм.

Существуют и другие варианты использования слова, сходные по первоначальному смыслу. По мысли Павлова и его последователей, динамический стереотип – сложная система условных и безусловных рефлексов, которая образуется благодаря воздействию повторяющегося комплекса раздражителей. А в психиатрии слово «стереотипия» означает отклоняющееся от нормы поведение при расстройствах интеллектуальной деятельности – это сложные или простые действия и фразы, которые бессмысленно повторяются.

История и основные моменты

Понятие стереотип, в том виде, в каком мы его теперь используем, ввел Липман в 1922 году. Именно с этого момента начинается история изучения в социальной психологии стереотипов современного общества. Сейчас почти все знают, какое стереотипы имеют значение и как сильно они распространены, но не все догадываются об их подспудном влиянии на людей.

Причины возникновения стереотипов лежат в социальном научении. Групповые нормы, взгляды близких, СМИ, анекдоты, рассказы, а иногда и реальный опыт находятся в основе их укоренения и развития. Нам сообщают много информации о мире, прежде чем мы получим возможность с ним сами познакомиться. Поэтому Липман утверждает, что мы сначала знаем, а потом наблюдаем.

Функции стереотипов разнообразны. Вот некоторые из них, заслужившие особое внимание ученых:

  • Осуществлять контроль социального поведения (привычки, отношения с родителями, членами семьи, стариками и детьми, традиции, обычаи, вероисповедание и многое другое).
  • Оказывать помощь в идентификации себя с группой или отказе от принадлежности к какой-то группе.
  • Упрощать и мышление (экономия ресурсов).

Поведенческие стереотипы живучи, возникают спонтанно, и их крайне трудно искоренить. Даже результаты тестов на наличие предубеждений тех людей, которые, как они утверждают, не придерживаются стереотипов, показывают, что неосознанно они все же их разделяют.

На вопрос, какие бывают стереотипы, высказывались многие психологи. Почебут обращает внимание на следующие виды стереотипов: восприятия, толкования поведения и самого поведения. Можно также выделить расовые или этнонациональные, социально-статусные, ролевые, эстетические (к примеру, оценка личности по «красоте» человека), вербально-поведенческие, гендерные и возрастные стереотипы.

Недостатки

Стереотипы поведения и мышления стали одной из ведущих тем в . Ключевым недостатком стереотипов является игнорирование различий между конкретными людьми. На их основе может возникать дискриминация. По мнению Почебут, предубеждения и предрассудки – стереотипы ложной интерпретации поведения, а дискриминация – устойчивый стереотип поведения, основанный на предубеждениях и предрассудках.

Большинство стереотипов говорят о негативных чертах. Впрочем, есть примеры и положительных: о добродушии полных людей, об аккуратности и дисциплинированности военных и т. д.

Позитивная стереотипизация может быть ничуть не лучше отрицательной. Красивых людей многие воспринимают как добрых, приятных, умных, целеустремленных (по результатам исследования Миллера). Так же оценивают и их достижения, способности.

Реан приводит пример эксперимента, в котором преподаватели должны были оценить студентов по личным делам. К одним делам прилагалась фотография симпатичного и серьезного молодого человека, к другим – юноши малопривлекательного и фатоватого того же возраста.

Соль была в том, что личное дело было всего одно. И в том, и в другом случае и у всех преподавателей. Но характеристики, которые были даны по личному делу, в корне отличались. Те преподаватели, что видели дело с симпатичным молодым человеком, оценивали студента позитивно; вторая фотография вела к негативным характеристикам.

Когда вы нанимаете кого-то на работу или говорите о профессиональных качествах коллеги, точно ли вы уверены, что не смотрите в первую очередь на внешность? Возможно, тот, кто воспринимается эталоном трудолюбия, симпатичный лентяй?

Дамоклов меч: угроза подтверждения предрассудков

Опасность стереотипов не ограничивается тем, что мы относимся к людям с предубеждением. Кроме этого они могут существенно вредить развитию личности и её самосознанию, добавлять к действиям человека тревожность и ожидание провала, в целом снижать производительность. Даже если человек не верит в то, что ему, как представителю конкретной группы, приписывает стереотипное мышление, он все равно испытывает влияние стереотипов, даже когда просто знает о них.

Последнее утверждение было доказано целым рядом экспериментов, после чего само явление стало называться «стереотипной угрозой». Стереотипная угроза – это феномен, отражающий влияние стереотипов на обучение и уровень достижений. Как же он действует?

Человек слышит или знает о том, что его воспринимают как представителя группы; если социальные убеждения относительно этой группы негативные, то человек начинает тревожиться, как бы своими действиями не подтвердить мнение общества. По результатам тестов у людей в состоянии угрозы подтверждения стереотипа увеличивается артериальное давление и частота сердечных сокращений, повышается уровень кортизола.

К примеру, гендерные стереотипы указывают на то, что у женщин меньше способностей к математике, чем у мужчин. Если девушкам перед тем, как они сядут решать задачи, связанные с математикой или логикой, напомнить распространенные стереотипы о женщинах, они хуже справятся с задачами, чем те девушки, которых на эти мысли не наводили.

Этнические стереотипы оказывают такое же негативное влияние, что было доказано Стилом и Аронсом в 1995 году. Если при информировании о целях исследования темнокожим студентам сообщали, что оно направлено на измерение интеллекта, они справлялись с ним хуже, чем в случаях, когда просто решали задачу. Реан подчеркивает, что именно этнонациональные предубеждения чаще всего беспочвенны и вредны, они ничего не дают для понимания человека.

Негативные социальные стереотипы и их действие на производительность людей, которые подпадают под их влияние, активно исследуется. Так, исходя из результатов 2007 года, полученных Gupta и Bhawe, стереотипы о мужчинах и женщинах оказывали сильное влияние на женщин относительно предпринимательства. Когда предпринимательство было представлено в профессиях, считающихся нейтральными (подходящих и для мужчин, и для женщин), заинтересованность женщин возрастала.

Стереотипы в обществе настолько распространены, что дети уже в первом классе знают свое место, как показало исследование, проведенное в 2008 году Desert, Preaux и Jund. Дети из семей с низким социально-экономическим статусом показывали разные результаты в тестах на измерение интеллектуальных способностей в зависимости от того, сообщали ли детям при инструктаже о том, что их будут оценивать. Напротив, результаты тестов детей из семей с высоким социальным статусом не зависели от содержания инструкций.

Последствия и борьба

Последствия переживания угрозы многочисленно подтверждены. Люди отказываются от тех областей деятельности, которые, согласно предрассудкам, им не подходят как представителям конкретных групп.

Каждый раз, переживая тревогу и получая в итоге низкие результаты, они отстраняются от этих видов деятельности. Более того, у людей, часто сталкивающихся с этим феноменом, возрастает вероятность депрессии.

Как избавиться от стереотипов и их пагубного влияния? Поможет вдумчивое и открытое общение с другими людьми, хотя от укоренившихся предубеждений избавляться придется очень долго, постепенно: узнавая людей, получая опыт, не боясь его принимать, мы можем приблизиться к лучшему их пониманию, и стереотипы уже не понадобятся.

Есть несколько эффективных приемов, которые в совокупности понизят негативные последствия феномена угрозы стереотипа у человека:

  • Помочь человеку в переориентации внимания, идентификации с другой группой.
  • Не упоминать о стереотипах, убрать все возможные ссылки на них, атмосфера должна быть в целом нейтральной.
  • Отвлечь внимание. Для того чтобы негативные предубеждения меньше действовали на человека, можно включить его в деятельность, где он на время сможет о них не беспокоиться.
  • Рассказать о самом существовании «стереотипной угрозы».
  • Развенчивать стереотипы и предрассудки путем апелляции к научным источникам.
  • Приводить примеры, которые опровергают предрассудки (девушкам, сдающим математические тесты, демонстрируют женщин, добившихся больших успехов в математике), устранить деление на сугубо мужские и женские сферы деятельности.
  • Подчеркивать роль не групповых, а индивидуальных особенностей, необходимых для успеха в обсуждаемой деятельности. Особенно актуально это для учителей и воспитателей: гендерный стереотип часто приводит к отсутствию мотивации у девочек или мальчиков в сфере деятельности, которая маркирована в обществе сугубо как «мальчишечья» или «девчачья».
  • Объяснить, что каждая наша способность может быть развита больше, а всему, что мы пока не умеем и не знаем, можно научиться, тем самым повышая свои успехи в любой области деятельности.

Используя стереотипы, мы упрощаем социальный мир. Стереотипы мышления или привычки мыслить шаблонно приводят к тому, что мы не можем творчески подходить к действительности и воспринимаем лишь общие схемы, выискивая повод использовать стереотипную реакцию. Открытость новому, способность принять и осознать свою ошибку, не бояться столкновения с неизвестным – все это делает жизнь увлекательнее, а предубеждения слабее, и позволяет общаться с людьми, а не с нашими представлениями о них. Автор: Екатерина Волкова

Стереотип – вариант личностной установки. Установка – своеобразная призма, через которую в определенных условиях или по отношению к определенному объекту человек воспринимает мир и ведет себя только одним образом. Наш мир пропитан стереотипами. От них не уйти, так как это продукт общественного сознания. Стереотипы приносят как пользу, так и вред.

Термин «стереотип» был введен в 1922 году социологом Вальтером Липпманом. Автор трактовал его как «картинку у нас в голове».

Социальная установка включает 3 компонента:

  • знания об объекте (когнитивный элемент);
  • эмоции и оценка в отношении объекта (аффективный компонент);
  • готовность поступать конкретным образом (поведенческий компонент).

Стереотип – социальная установка с недостатком когнитивного компонента (недостаток знаний, ложная информация, устаревшие данные). Как установка стереотип предопределяет наше поведение.

Стереотипное мышление часто ограничено. Оно нередко руководствуется устаревшими, неточными, узкими, ошибочными представлениями о человеке, социальном феномене, природном явлении и особенностях взаимодействия с ним.

У стереотипов есть свои плюсы и минусы:

  • С одной стороны, такое ограничивает , препятствует раскрытию или просто вредит там, где объект стереотипа изменился (минус).
  • Но с другой стороны, стереотипы позволяют экономить время и силы там, где объекты, ситуации и действия в их отношении просты и неизменны (плюс).
  • Стереотипы опасны тем, что могут формировать одно ожидание, а человеку придется столкнуться совсем с другой реальностью (минус). Хорошо, если реальность окажется лучше. Если наоборот, то личность рискует оказаться в состоянии фрустрации и дезадаптации.
  • Стереотипы помогают экономить нервную энергию, позволяя по инерции действовать в похожих ситуациях (плюс).

У каждой личности существует внутренняя иерархия стереотипов. Например, популярный стереотип о том, что женщина в первую очередь должна реализоваться как хозяйка, мать, жена, может стоять на первом месте у одного человека и на пятом у другого.

Стереотипы формируются и закрепляются на уровне психики. В мозгу возникают когнитивные схемы, или комплекс нейронных связей, которые и обеспечивают одну и ту же реакцию на повторяющиеся ситуации. Например, всю личности можно рассматривать как когнитивную схему, схему нашей личности.

Чаще всего стереотипы возникают в отношении каких-то групп, дифференцированных по полу, возрасту, нации, статусу, роли. Например, известное утверждение о том, что все женщины – слабый пол. Но стереотипы могут говорить о нормах поведения, развития, жизни. Тогда они переплетаются с ценностями.

Большая часть стереотипов формируется в детстве. Влияние оказывает , окружение, любые значимые люди. То есть стереотипы – последствия научения в ходе социализации личности. Уверена, у вас или вашего окружения найдется пара-тройка утверждений о какой-либо нации, с представителями которой вы даже не общались лично.

Стереотипы бывают как позитивными, так и негативными, но очень часто в них встречается ошибочное обобщение.

  • Например, что большинство людей представляют, если слышат, что женщина называет себя домохозяйкой? Полную даму с бигудями на голове, в сальном фартуке, с измученным видом, не работающую. На деле же каждую женщину можно назвать домохозяйкой, а эра интернета многим позволяет работать в стенах дома.
  • Или почему рождение ребенка у многих людей ассоциируется с неизбежным крахом фигуры и «запуском себя». На самом деле это индивидуальный выбор каждой женщины.
  • Популярно мнение, что старость = мудрость, ум. Нет, это не синонимы. Как и уважать человека за один возраст нельзя. Старики, как и подростки, молодежь, взрослые люди бывают разными. Среди них так же встречаются неприятные, эгоистичные, асоциальные личности.

Можно сказать, что в личностных стереотипах собраны , предубеждения предыдущих поколений, общества в котором личность воспитывалась.

Особенности стереотипного восприятия

Мышление через стереотипы отличается следующими особенностями:

  • Эффект проекции, суть которого в том, что при общении мы наделяем своими недостатками неприятных нам людей, а своими достоинствами – приятных.
  • Эффект средней ошибки, подразумевающий усреднение ярко выраженных особенностей другого человека.
  • Эффект порядка, при котором в общении с малознакомым человеком больше доверия мы отдаем первичной информации, а при общении со старым знакомым – свежим данным.
  • Эффект ореола, или суждение человека по одному из его поступков (хорошему или плохому).
  • Эффект стереотипизации, или наделение человека характерными (стереотипными) чертами для какой-то группы, например, ориентируясь на профессию человека.

Виды и формы стереотипов

Стереотипы характеризуют как индивидуально-личностные особенности, так и внешние признаки людей. Например, жив стереотип об эмоциональности женщин и рациональности мужчин (индивидуально-личностные особенности). Также популярен стереотип, что татуировки наносят только неблагополучные или социально опасные люди, либо несерьезные (внешние стереотипы). Или стереотип о том, что черный цвет в одежде – признак депрессии и внутреннего разлада.

Единой классификации стереотипов нет:

  • В одной выделяют такие виды (В. Н. Панферов): антропологические, социальные, эмоционально-экспрессивные.
  • Отечественный психолог Артур Александрович Реан выделил антропологические, этнонациональные, социально-статусные, социально-ролевые, экспрессивно-эстетические, вербально-поведенческие стереотипы.
  • О. Г. Комарова обозначила 3 вида стереотипов: этнические, профессиональные, полоролевые.

Таким образом, рассматривать феномен стереотипов можно с нескольких позиций:

  • содержания;
  • адекватности (часто в основе все-таки лежит правдивый факт);
  • происхождения стереотипов (условия и факторы возникновения);
  • роли стереотипов в жизни человека, восприятии других людей и функционировании общества.

Адекватные, то есть правдивые стереотипы полезны и необходимы, так как нашему тоже нужно отдыхать. А вот влияние неадекватных стереотипов стоит ограничивать. Адекватный стереотип становится неадекватным, когда правдивые данные устаревают в силу изменения объекта стереотипа.

Как избавиться от стереотипов

Мы не можем контролировать процесс формирования стереотипов, но в наших силах сознательно уменьшать их влияние на наше поведение и восприятие людей. Полностью избавиться от стереотипов нельзя.

Исходя из того, что стереотип – это устойчивое и категоричное, упрощенное представление, суждение о чем-либо, распространенное в среде обитания личности, придерживающейся его, можно утверждать, что скорректировать влияние стереотипов позволит:

  • смена окружения;
  • расширение знаний об объекте стереотипа.

С первым все понятно: уехать из страны, обзавестись новыми друзьями и так далее. А как насчет второго пункта?

Стереотипы – это штампы, ярлыки. Как от них избавиться? Быть критичным и избирательным к поступающей информации. Как минимум, не принимать какой-либо факт, пока лично с ним не столкнешься. Важно не поддаваться на и провокации СМИ, давление общества (даже родителей и старших товарищей). Учитесь перепроверять информацию. Это вопрос практики. Услышали какой-то факт, усомнились в нем, нашли несколько источников, если информация не расходится, то можно верить.

Найти источник

Послесловие

Таким образом, ломать стереотипы можно с двух позиций:

  • чужие убеждения через личный пример и действия, поиск внутренней гармонии;
  • свои убеждения через активность познания внешнего мира.

Например, в молодом возрасте тоже может быть плохое здоровье. Если вы это примите в себе и других, то уже минус один стереотип. В выходной не обязательно сбегать из дома в кафе или клуб, можно насладиться домашним уютом. Вот и второй стереотип сломан. В браке обязательно должны быть дети, но вы еще не достигли своих планов по самореализации, не готовы заниматься детьми, хотя брак ваш крепок и проверен годами? Значит, не нужно пока рожать детей. Познавайте себя и формируйте соответствующие условия вокруг.

Составьте список самых популярных для вас стереотипов и вперед к разрушениям. Проверяйте их лично. Самопознание и познание – основа избавления от стереотипов. В обоих случаях вы найдете себя и сможете контролировать стереотипное поведение и мышление, а не наоборот.