Конвейеры и транспортеры

Евангелие о покаявшемся закхее. История закхея

Именно с ней сравнивает паломническую поездку один из наших собеседников — иерей Сергий Ксенофонтов, клирик Духосошественского собора. Помните, зачем мытарь Закхей залез на смоковницу? Чтобы лучше видеть Спасителя (см.: Лк. 19, 4). А зачем собираемся в паломническую поездку мы? Этот вопрос лучше задать себе вовремя. Не там, а дома. Не накануне отъезда, а раньше.

Дело в том, что далеко не каждый пассажир паломнического автобуса и постоялец монастырской гостиницы — постоянный прихожанин храма, по-настоящему воцерковленный человек. По словам руководителя паломнического центра «Странник» при саратовском храме в честь Рождества Христова Дениса Лукьянова , таких в группе бывает хорошо если треть. Что же касается оставшихся двух третей — среди них, по словам Дениса, есть разные люди:

— Есть те, кто не перешагнул еще порога Церкви, но искренне интересуется историей и культурой России, значит, и историей Церкви тоже. Это очень благодарные слушатели и зрители; для многих из них такие поездки становятся началом воцерковления; через год-другой они, возможно, проделают тот же путь, но уже иначе, он станет для них духовным путем. Труднее с теми, кто едет «загадать желание», кто считает, что пребывание в Дивеево или в Оптиной пустыни должно способствовать разрешению каких-то его проблем. Такие люди зациклены на своей боли и не хотят подумать ни о чем, кроме нее. Им непременно нужно увезти домой что-то вещественное — воду из источника, землю — они уверены, что это должно им помочь, и легко впадают в обыкновенный магизм. А где магизм, там уже нет благоговения перед святыней, нет любви ко Христу.

— Но разве не бывает так, что человек поехал к преподобному Серафиму или к Александру Свирскому — от большой беды, от тяжелой скорби… и именно там осознал необходимость принадлежности к Церкви и больше от нее уже не отпадает?

— Бывает, но редко. Реже, чем в первом случае — с «чисто познавательным» интересом.

***

Беседу с отцом Сергием Ксенофонтовым мы начали с такого вопроса:

— Зачем вообще ехать в паломничество? Ведь молиться тем же святым можно и дома!

— Если мы желаем хотя бы в какой-то мере подражать святым угодникам, то именно атмосфера того места, где они спасались, поможет нам преодолеть временной разрыв и уже не просто узнать — сердцем почувствовать их подвиг. Так же и евангельские события мы по-особому переживаем, сердцем чувствуем — пребывая на Святой Земле. Паломничество делает нас соучастниками происходившего. Это дает нам возможность духовного изменения, сообщает особую напряженность нашей духовной жизни. И там же мы получаем помощь: человек, служивший миру проводником к Божией благодати, освятил то место, где пребывал и трудился, в месте этом — особая благодать, и мы, находясь там, получаем реальную, ощутимую помощь.

Законы духовной жизни таковы, что человек должен все время находиться в движении. Это все равно, что подниматься по эскалатору, идущему вниз: остановился — тут же съехал, и трудно опять подняться туда, где был. Паломничество — тот случай, когда духовное движение выражается в передвижении физическом, и здесь можно вспомнить начальника мытарей Закхея (см.: Лк. 19 , 4-9), внезапно влезшего на смоковницу: этим поступком закончилось его прежнее благополучие, началась иная жизнь. Паломничество — это отказ от самоуспокоенности, к которой часто приводит привычная, хорошо обустроенная жизнь, это труд, который человека изменяет. В старину это был настоящий подвиг: паломничество было сопряжено с огромными трудностями и опасностями. Сегодня мы путешествуем с комфортом, не подвергая себя лишениям, и все же паломничество остается лучшим способом собраться воедино, задействовать все — и ум, и душу, и тело — в необходимом человеку труде.

— Вы совершили немало паломнических поездок вместе с прихожанами; скажите, к каждому ли из них относимо то, что Вы сказали выше?

— Действительно, не каждый паломник осознает цель и смысл своего передвижения в пространстве. Многие ездят из года в год, но лучше как христиане от этого не становятся, это очень печально наблюдать. А кто-то, напротив, съездил один раз, и эта поездка сдвинула, изменила всю его жизнь.

Паломническая поездка — не самоцель, ее нельзя воспринимать как нечто, действующее автоматически: «Вот, съезжу — и сам изменюсь, и все изменится». Паломничество — это один из способов, данных нам, чтобы изменить себя. Но изменять себя — это нелегкий труд, и не все к нему готовы. У многих появляется соблазн подменить его имитацией. Совершить некое действие и надеяться, что само это действие, без твоего глубокого участия, без твоей жертвы и труда, тебя изменит или даже даст тебе какие-то особые права. Даже право называться православным! Иной человек называет себя православным, а если спросишь его, почему он таковым себя считает, выясняется: во-первых, когда-то в детстве крещен, а во-вторых, в позапрошлом году ездил в Дивеево или в Санаксары.

Путешествие ко святым местам не может заменить постоянной церковной жизни, более того: оно обессмысливается, если человек не ведет и не намерен впредь таковую жизнь вести. Любое серьезное дело должно характеризоваться постоянством, иначе ему грош цена. А христианство — это самое серьезное дело, которым только можно заниматься, потому что цель его — спасение души и будущая жизнь вечная. Постоянная приходская жизнь — свидетельство развития христианина, а паломничество — часть этой жизни, причем даже и не самая важная. Самая важная — это Евхаристия, Причастие, самое тесное соединение человека с Богом из возможных в земной жизни. А паломничество — средство вспомогательное.

— Поговорим о других крайностях. Я знаю одну женщину, прихожанку саратовского храма, которая всю свою небольшую зарплату изводит на поездки, влезает в страшные долги, обделяет близких, но вновь куда-то едет и едет и твердит всем, что иначе нельзя спастись.

— Это искажение духовной жизни может быть связано еще и с постоянным чувством беспокойства, вины и страха: я что-то такое недоделал, и Господь меня теперь не помилует, а чтоб помиловал — надо немедленно куда-то бежать, ехать, словом, сделать рывок. В результате внутренняя жизнь человека превращается из спокойного, хотя и всегда трудного и совсем не быстрого восхождения, в какие-то рывки и прыжки.

— Отец Сергий, многие ведь едут в то же Дивеево или куда-то еще от чувства неудовлетворенности, недостаточности: «Здесь, в Саратове, в саратовских храмах, я не могу получить чего-то такого, что непременно получу там». Но разве это не от самого человека зависит — что именно он получит в ближайшем от его дома храме?

— Иные еще говорят, что никто из саратовских священников не может ответить на их вопросы. Но это самообман: они не ответов на свои вопросы таким образом ищут, а подтверждения собственным ответам, уже сложившимся. Такой паломник будет ездить до тех пор, пока не найдет подтверждения тому, что давно уже сам для себя решил. Чувство неудовлетворенности — оно ведь потому и возникает у человека, что никто не хочет встать на его сторону, поддержать его в сделанных уже выводах — о себе, о других, о жизни вообще и о жизни церковной. По сути, это поиск ложного самоуспокоения. И это именно соблазн! Потому что человек полностью подвержен своей воле и не допускает действия воли Божией, и в этом состоянии оказывается во власти искусителя. Как пишет апостол Иаков, Бог не искушается злом и сам не искушает никого, но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью (Иак. 1 , 13-14). Труд и расходы, связанные с паломничеством, оправдывают в глазах человека его собственные действия, и он не замечает, что ходит по краю. Это становится особенно опасным в связи с распространением лжестарчества и иных видов скороспелого духовного учительства, что, впрочем, отдельная тема.

— С чего, на Ваш взгляд, должно начинаться паломничество?

— Духовное путешествие начинается в душе человека, и начинается задолго до того, как он сел в автобус или в поезд. Это постановка цели: куда, зачем я еду, какую пользу мне это принесет. То есть как оно приблизит меня к Царству Божиему. Очень важно получить благословение Церкви в лице священника. Это приобщение благодати Божией. Приобщение заключается и в отслуженном молебне, и в молитвенном подвиге, о котором тоже лучше спросить священника: многие почему-то думают, что паломничество освобождает от повседневного молитвенного подвига и от поста даже: мы, дескать, путешествующие. А в старину богатые люди, даже цари, в паломничество шли пешком, босиком, ели по дороге одни сухари и пили только воду. Сегодня от нас этого не требуется, но ту тяготу, которая нам по силам, мы должны на себя взять — ради Того, Кого хотел видеть влезший на дерево Закхей.

***

Мне хочется добавить кое-что к словам моих собеседников. Когда человек, даже и далекий от Церкви, вдруг ловит себя на странном, но настойчивом желании съездить на место подвигов великого святого, когда этот человек, неожиданно для себя самого, пытается искать у святого помощи — это ведь совершенно неслучайно, на самом деле. Душа — по природе христианка — чувствует, что ей надо, чувствует помимо сознания. Другой вопрос — чем продолжится этот первый контакт.

Фото с сайта www.photoukraine.com

Газета «Православная вера» №14 (490)

-… И именно здесь Закхей услышал от Господа те слова, услышать которые было бы великой честью и радостью для каждого из нас: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее», – заканчивает матушка Анисия рассказ о месте, на котором теперь трудится - об участке Русской Духовной Миссии в Иерихоне на месте дома мытаря .

Вход в трапезную на подворье святого Иоанна Предтечи в Иерихоне

Обитатель русского участка в Иерихоне

Этот небольшой кусочек земли приобрел в 1874 году начальник Русской Миссии архимандрит Антонин (Капустин), чтобы принимать паломников, следующих на гору Искушения Спасителя и на место Его Крещения на Иордане от Иоанна Крестителя. Поэтому здесь установлена часовня во имя святого Пророка и Предтечи Иоанна. По преданию, именно на этом месте и находился дом Закхея, и еще в VI веке прп. Савва Освященный построил здесь приют для паломников.

На участке

Впервые мы встречаемся с Иерихоном (древний город находился в полутора километрах от нынешнего) на страницах Ветхого Завета, в начале книги Иисуса Навина. Именно этот город был первым на пути следующих в обещанную Богом землю Ханаанскую древних израильтян. Все коренное языческое население было уничтожено в ходе войны, в живых осталась только укрывшая израильских разведчиков блудница Раав и ее семья.

Ветхий Завет - отражение Нового. Далекое эхо истории Раав слышится в Евангелии: как грешница-язычница вдруг каким-то чудом поняла, что чужеземцы - не просто захватчики, а народ Божий, и фактически отреклась от своего народа, так и грешник-мытарь вдруг встречает в странствующем Учителе своего Спасителя и отрекается от своего прошлого…

Иерихон сегодня - по-восточному шумный и грязный город, наполненный запахами пряностей и фруктов. Он находится на территории Палестинской автономии, большая часть населения - арабы-мусульмане, есть еще небольшое количество арабов-христиан (в основном являющихся прихожанами греческой церкви рядом со смоковницей, на которой Закхей ожидал Христа).

Совсем рядом с русским участком возвышается красивая мечеть с желтым куполом. Как раз сейчас слышно, как протяжно голосит мулла. Наслышанная об ужасах религиозных конфликтов на Святой Земле, спрашиваю у матушки:

– А с мусульманами не бывает проблем?

– Да нет, – улыбается она. – Здесь народ спокойный.

Мечеть за подворьем

Здесь народ, действительно, спокойный и мирный. Кажется, Иерихон существует для того, чтобы разрушать мифы о , как про-, так и антиизраильские. Первый гласит: «Есть бескультурные агрессивные палестинцы, умеющие только взрывать и грабить, и есть высококультурный Израиль, который пытается этому безобразию противостоять». Другой вторит: «Есть несчастные палестинцы, у которых ничего нет, а есть жадный и злой Израиль, который и то, что было, готов отнять».

Современное население Иерихона нельзя назвать ни несчастным, ни агрессивным.

В Иерихоне выращивают самые вкусные и дешевые фрукты, которыми питается весь Израиль, поэтому вопиющей нищеты тут не встретишь.

Знаменитые иерихонские фрукты

Лачуги, поначалу наводящие ужас на туристов, свидетельствуют не столько о бедности, сколько о традиционности: из-за облупившегося строения может как выйти ослик с поклажей, так и выехать очень недешевый автомобиль.

Рядом с выглядящими древними хижинами - современные автомобили

В Иерихоне никто не кинет в вас камнем из-за отсутствия хиджаба или выпущенного наружу креста. В Иерихоне не пишут на стенах «Free Palestine!» и не рисуют карикатур на евреев. В Иерихоне мирно сосуществуют восточная и западная цивилизация, и совершенно невозможно поверить, что десять или чуть меньше лет назад сюда с огромным трудом, если вообще пускали туристов, а израильский и палестинский солдаты на границе придирчиво разглядывали каждого въезжающего и выезжающего, сверяясь с паспортами.

Находиться здесь было опасно. Например, если паломников пропускали на гору Искушений, то с балкончика греческого монастыря Сарантариу высовываться запрещали - обстрелять могли с любой стороны…

Сегодня Иерихон - гостеприимен и дружелюбен, ему не до политики и не до цивилизационных конфликтов.

Сад на подворье

Прогуливаясь по аккуратным дорожкам русского участка, греясь на выглянувшем из-за зимних облаков солнышке, хорошо понимаешь местных жителей. Какие конфликты, какие войны? Все уже отгромыхало задолго до Рождества Христова, когда стены Иерихона чудесным образом сокрушались перед древними евреями, и все позднейшие войны кажутся неумным подражанием, если не кровавой пародией на Священную Историю.

Над участком Русской Духовной Миссии в Иерихоне развевается российский флаг

То ли промыслом Божьим, то ли по какому-то заранее продуманному плану архимандрит Антонин (Капустин) выкупил несколько участков, связанных с гостеприимством. Горненский монастырь находится на месте дома родителей Иоанна Предтечи, где праведная Елисавета с радостью приняла в дом Пречистую Деву Марию. Возле храма святой Троицы в Хевроне находится дуб Мамврийский - под ним произошла встреча Авраама с Пресвятой Троицей, чему посвящен известный иконописный сюжет «Гостеприимство Авраама» (в т.ч. и «Троица» прп. Андрея Рублева). Здесь, в Иерихоне, как уже было сказано, находился дом мытаря Закхея. Тут останавливаются передохнуть уставшие паломники, и нехитрая трапеза из чая, конфет и фруктов, выращенных на этом же участке, кажется уместнее богато накрытого стола.

Матушка Анисия

– Подлить еще чаю? – заботливо спрашивают матушка Анисия и трудницы, обходя трапезную. Конечно, подлить! И не потому даже, что хочется пить, а просто отсюда совсем не хочется уходить. Здесь как будто вечно продолжается этот радостный прием («и принял Его с радостью» (Лк.19:6) - наверное, вместе с учениками принял? По крайней мере, предыдущая глава повествует о том, что Господь двигается в Иерусалим с учениками - и дорога лежит через Иерихон).

И в этой живой иллюстрации к Евангелию открывается очевидный и вечно новый смысл - только с нетерпением дожидаясь, прыгнув выше головы в самом буквальном смысле («взобраться на смоковницу») и с радостью встретив Христа в своем сердце, можно услышать Его голос: «Ныне пришло спасение дому сему…».

Библейская смоковница — дерево Закхея в Иерихоне

В 2010 году Императорское Православное Палестинское Общество завершило комплекс мероприятий по спасению христианской святыни — библейской смоковницы или дерева Закхея в Иерихоне

9 июня 2008 года состоялась торжественная церемония передачи в собственность Российской Федерации земельного участка на территории Палестины, в г. Иерихоне, на котором растет библейская смоковница, или дерево Закхея, получившее такое название в память о мытаре Закхее, который залез на него, чтобы увидеть, как в город входит Иисус Христос.

По евангельскому преданию, мытарь Закхей, в современном понимании налоговый инспектор, взимал налоги в пользу римских поработителей Иудейского государства, да еще и с лихвой, что никак не вязалось с его именем, которое переводится как «милость, благость». Человек, неправедно наживший богатство, презираемый, низкого роста, он не надеялся пробиться через толпу к Спасителю, поэтому и залез на дерево в надежде, что сможет хотя бы издали увидеть Учителя, совершающего чудеса. Каково же было удивление грешного мытаря и возмущение толпы, когда Иисус не только остановился под смоковницей и обратился к Закхею, но и выразил желание прийти в его дом. Это событие перевернуло сознание Закхея, он открыл свое сердце Христу, покаялся за свою жизнь и во всеуслышание сказал: «Господи! половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо». В ответ Господь произнес: «Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама, ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее». После этой встречи Закхей никогда не расставался с Христом, а уже после Воскресения Христа Спасителя и Его Вознесения бывший мытарь был рукоположен апостолами во епископа и посвятил всю свою жизнь служению Господу.

Символом возможности подняться над толпой, загораживающей Господа, возможности духовного и нравственного перерождения для любого грешника выступает живой свидетель тех событий — смоковница, на которую залез мытарь Закхей, и которая до сих пор сохранилась на историческом участке Императорского Православного Палестинского Общества.

Этот участок был приобретен в 1886 году иеромонахом Иоасафом (Плехановым) на деньги русской благотворительницы крестьянки Елены Резниченко. Когда отец Иоасаф был вынужден покинуть Святую Землю, он подарил участок Палестинскому обществу. Участок был оформлен на председателя ИППО великого князя Сергея Александровича Романова.
Выяснено, что «смоковница Закхея» представляет собой сикомору (Фикус сикомора — (Ficus sycomorus L.) семейство Тутовые (Moraceae)), имеет высоту 15 метров при диаметре кроны в 25 метров и окружности ствола (на высоте 130 см) в 5,5 метра. У основания ствола имеется открытое конусовидное дупло естественного происхождения, свидетельствующее о начале разделения общего ствола на несколько самостоятельных стволов, что свойственно представителям рода фикус. Наличие дупла и характерное оплывание наружных слоев древесины ствола в его нижней части свидетельствует о древности дерева.

Упоминание в Библии

История, связанная с Закхеем упоминается только в Евангелии от Луки . Согласно Библии , Закхей - богатый человек, начальник мытарей, обладал небольшим ростом, жил в Иерихоне . Когда Иисус Христос проходил через город, где жил Закхей, то последний, желая хоть издали увидеть Мессию, влез на смоковницу . Там его заметил Христос, и сказал:

Закхей поспешно сошел и принял Иисуса с радостью. Глубоко тронутый Закхей дал обещание вчетверо воздать всем, кого только он когда-нибудь обидел при сборе пошлин и податей. В доме Закхея Христос ввиду народного ропота сказал знаменательные слова:

По церковному преданию, Закхей впоследствии стал первым епископом христианской церкви в Кесарии Палестинской .

На месте, где по преданию находился дом Закхея, в настоящее время расположено Подворье Иоанна Предтечи в Иерихоне Русской духовной миссии в Иерусалиме Русской православной церкви .

Христианское толкование

В святоотеческой литературе толкование истории Закхея ведётся двумя основными путями. Первый - буквалистское толкование, второй - аллегорическое, Феофилакт Болгарский называет его нравственным толкованием . При буквалистском толковании более подробно разбирается жизнь Закхея, его действия, к примеру, разбирается вопрос - Почему Закхей обещал воздать тем кого обидел именно вчетверо? Согласно закону Моисееву, так должен поступать человек совершивший воровство (Исх.22:1), а Закхей, вероятно, при сборе налогов брал с людей больше, чем должен был . Аллегорическое толкование истории о Закхее - своеобразная попытка приблизить историю о Закхее к жизни современного христианина. Например:

В «Толковой Библии под редакцией Лопухина» примечателен акцент, сделанный автором на том эпизоде, где Иисус Христос обращается к вроде-бы незнакомому Закхею по имени. Александр Лопухин предполагает, что Иисус Христос и Закхей либо встречались ранее, либо Христос услышал имя мытаря из толпы, удивившейся необычным положением Закхея на дереве.

Смоковница Закхея

Считается, что та самая смоковница, на которую залез Закхей сохранилась до наших дней. Знаменитое дерево находится в центральной части Иерихона . «Смоковница Закхея» представляет собой сикомору (Фикус сикомора - (Ficus sycomorus L.) семейство Тутовые (Moraceae)), имеет высоту 15 метров при диаметре кроны в 25 метров и окружности ствола (на высоте 130 см) в 5,5 метра. На высоте 4 метров единственный ствол с четырьмя контрфорсами разделяется на несколько стволов. Единственный ствол имеет внутри открытое конусовидное дупло естественного происхождения, свидетельствующее о начале разделения единственного ствола на несколько самостоятельных стволов, что свойственно представителям рода фикус. Отмечается массовое отмирание скелетных и обрастающих веток. Наличие дупла и характерное оплывание наружных слоев древесины ствола в его нижней части свидетельствует о древности данного дерева.

Участок земли с «деревом Закхея» площадью 1,1 га был приобретен в 1886 году иеромонахом Иоасафом (Плехановым) на деньги русской благотворительницы Елены Резниченко. Однако позднее у отца Иоасафа испортились отношения с Иерусалимским патриархом, и он был вынужден срочно покинуть Палестину. Перед отъездом он подарил участок Императорскому православному палестинскому обществу . Участок был оформлен на председателя ИППО великого князя Сергея Александровича. На участке остался разведенный отцом Иоасафом апельсиновый сад и несколько построенных им глинобитных зданий. Однако до конца этот участок не был освоен и постепенно пришел в запустение. После 1917 года внимания к этому, как и к другим объектам российской недвижимости в Палестине, практически не было. В 1995 году глава ПНА Ясир Арафат своим указом передал участок в собственность правительства России. 18 января 2011 года был открыт новый музейно-парковый комплекс в Иерихоне на участке, принадлежащем Российской Федерации.

Упоминание истории о Закхее в современности

История о Закхее фигурировала в неприятном эпизоде с фреской «Входа Господня в Иерусалим» в Иоанно-Богословском кафедральном соборе города Рудного . На фреске среди людей, встречающих Иисуса можно было обнаружить человека, похожего на Сергея Кулагина . Отец Иоанн, протоиерей рудненского собора, пояснил, что Кулагина на фреске можно сравнить с Закхеем , видимо имея в виду глубочайшее смирение Закхея.

Протодиакон Андрей Кураев заметил, что параллель между Закхеем и Сергеем Кулагиным весьма смелая , так как если сопоставить Закхея с Кулагиным, то придётся последнего обвинить в воровстве (Закхей обещал воздать тем кого обидел вчетверо, а вчетверо, согласно закону Моисееву (Исх.22:1), воздают именно те, кто совершил воровство).

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Закхей" в других словарях:

    Я, муж. Стар. редк.Отч.: Закхеевич, Закхеевна.Именины: 15 янв., 3 мая, 1 дек. Словарь личных имён. Закхей Праведный (евр.). 15 (2) января – мученик 3акхей. 3 мая (20 апреля) – апостол 3акхей. 1 декабря (18 ноября) – мученик 3акхей, диакон… … Словарь личных имен

    - (1 в.) апостол от 70 ти, первый епископ Кесарии Палестинской, бывший мытарь (Евангелие от Луки 19:2 9). Память в Православной церкви 4 (17) января … Большой Энциклопедический словарь

    - (греч. Закхайос, ф ма евр. имени Заккай, в свою очередь, видимо, представляющего собой кр. ф му от Захарии), начальник мытарей в Иерихоне. Он хотел увидеть проходившего через город Иисуса но не мог из за малого роста и для этого взобрался на… … Библейская энциклопедия Брокгауза

    - (то же, что Закхай чистый) имя двух лиц: а) (2Мак.10:19) один из военачальников Иуды Маккавея, о котором упоминается только в означенной цитате. б) (Лук.19:5 ,8, 11) богатый Иудей, живший в Иерихоне и бывший начальником мытарей, т.е. сборщиков… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

    Закхей - Закай, евр. достойный. Закхей, богатый начальник мытарей в Иерихоне, который во время последнего путешествия Иисуса в Иерусалим, будучи мал ростом, влез на смоковницу, чтобы увидеть Иисуса. Христос, проходя мимо, сказал ему, чтобы он слез с… … Словарь библейских имен

    Закхей - богатый иудей из Иерихона, начальник мытарей и великий грешник. Его желание увидеть Спасителя было столь велико, что он, несмотря на свое общественное положение, влез на смоковницу, так как был маленького роста. Иисус Христос, видя движения… … Православная энциклопедия

    Закхей - Сборщик податей, живший в Иерихоне. Закхей был маленького роста. Чтобы увидеть окруженного толпой Иисуса Христа, он влез на дерево. Иисус заметил Закхея и спросил разрешения прийти к нему в дом. Встреча с Иисусом изменила всю жизнь Закхея.… … Подробный словарь библейских имен

    ЗАКХЕЙ - [греч. Ζακχαῖος от евр. , лат. Zacchaeus], начальник мытарей в Иерихоне, встреча к рого с Иисусом Христом привела к покаянию и изменению жизни (Лк 19. 1 10) (пам. греч. 20 апр.). Словом «мытарь» (τελώνης) в рим. период называли сборщиков пошлин,… … Православная энциклопедия

Город Иерихон расположен на дне Иорданской долины в глубокой впадине, приблизительно на 250 метров ниже уровня мирового океана. По данным археологов, это один из самых древних городов мира, в нем обнаружены строения, датируемые VIII веком до Р.Х. Современный Иерихон находится на расстоянии примерно двух километров от древнего города. Древний Иерихон был расположен на главной дороге, пересекающей всю Иорданскую долину от Галилейского озера до Мертвого моря, а также на центральной дороге, соединявшей восточный берег Иордана с Иерусалимом. Помимо удобного географического положения, Иерихон также богат плодородными землями, здесь много воды.

В Иерихоне и его окрестностях есть места, связанные с деятельностью пророков Илии и Елиссея. Так, в Иерихоне пророк Елисей исцелил воды источника , непригодные ранее для питья. Этот источник сохранился и поныне.


Господь неоднократно проходил через Иерихон, следуя из Галилеи в Иерусалим и обратно. И сейчас современная Иерихонская дорога, соединяющая Иерусалим с Иерихоном, проходит по тому же пути, что и во времена Спасителя. Евангелие упоминает о нескольких чудесах, совершенных Спасителем в этих местах. Здесь Он исцелил слепого , который взывал ко Господу словами: "Иисусе, сыне Давидов, помилуй мя!". В этом крике Иерихонского слепца толкователи Священного Писания видят указание на молитву Иисусову, ее прообраз. В Иерихоне к Спасителю подошел богатый благочестивый юноша, спросив, что ему нужно делать, чтобы иметь жизнь вечную.

Дерево Закхея

Еще одно известное Евангельское событие, которому посвящен один из воскресных дней, подготовительных к Великому Посту - встреча Господа с Закхеем - произошло тоже в Иерихоне. Закхей был очень богатым человеком, начальником мытарей, т.е. сборщиков налогов для римлян. Народ ненавидел и презирал мытарей, поскольку они были сребролюбивы, корыстолюбивы, и часто грабили народ, собирая больше, чем требовалось отдавать римским властям. Иисус проходил через Иерихон. И вот Закхей, грешный человек, движимый внутренней потребностью в духовном возрождении, пробудившейся в сердце жаждой спасения, настолько захотел увидеть Христа, что, теснимый толпой, влез на дерево, так как был мал ростом. Он забыл о своем положении, о своем достоинстве, им двигало только неудержимое желание хоть издали видеть Иисуса. А Господь знал, какой перелом произошел в душе Закхея и сказал ему: "Закхей! Сойди скорее, ибо сегодня мне надобно быть у тебя в доме" . Мытарь поспешно слез с дерева, чтобы принять в своем доме Спасителя. И настолько глубокое действие на душу Закхея оказало это Божественное посещение, что он сказал: "Господи, половину имения моего я отдам нищим, и если кого чем обидел, воздам вчетверо" (Лк. 19, 8). Это означало раздать практически все свое имение, но покаяние Закхея было столь глубоким, что он стремительно решается на этот поступок. Что же ответил Господь? "Ныне пришло спасение дому сему, потому что и он сын Авраама; ибо Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее" (Лк. 19, 9). Господь отвечал не только Закхею, но и народу, роптавшему на то, что Он вошел в дом к грешному человеку, к мытарю. И для нас, чтобы мы всегда помнили, что Господь "пришел взыскать и спасти погибшее"

"Дерево Закхея", т.е. дерево, на которое он влез, называется сикомóр (иногда его называют еще сикомора или сикимора). Это не смоковница, а другое плодовое дерево (тоже из рода фикусов, как и смоковница). От него сейчас остался пенечек, который можно увидеть во дворе греческого храма, посвященного пророку Елисею (по преданию, на этом месте был дом пророка Елисея).

Также в Иерихоне есть участок Русской Духовной Миссии , на котором сейчас подвизаются сестры Горненской обители. На этом участке есть небольшой храм, посвященный святому Иоанну Предтече, ибо здесь неподалеку он крестил народ.