Грузовые Автомобили

История Российской империи, увиденная через её герб - Николай Стариков. Гербы древних русских городов - золотое кольцо - - предметы советской жизни

Вот такая фотография бродит с недавнего времени по интернету.

Давайте очередной раз вспомним подробнее, что это такое и чем тут можно гордиться …

Древнерусская народность или древнерусский этнос - единая этнокультурная и социальная общность, которая согласно распространённой историографической концепции сформировалась из восточнославянских племён в процессе этногенеза в Древнерусском государстве на протяжении X-XIII веков. В рамках этой концепции считается, что все три современных восточнославянских народа - белорусы, русские и украинцы - возникли в результате постепенного распада древнерусской народности после монгольского нашествия на Русь. Концепция древнерусской народности, говорившей на едином древнерусском языке, имеет как своих сторонников, так и противников.

Большой Серебрянник Ярослава Мудрого, в период княжения в Новгороде, новгородской чеканки

Древнерусское государство возникло как раз с 882 года (Киевская Русь)

Личные знаки князей дома Рюриковичей.

Зна́ки Рю́риковичей - геральдические знаки, которые использовали древнерусские князья для обозначения прав собственности на те или иные предметы. Изображались на клеймах, печатях, монетах Рюриковичей. В отличие от дворянских гербов такие эмблемы принадлежали не всей семье или роду, а были личными знаками: каждый князь имел свой собственный «герб».

Как правило, на монетах киевских князей встречаются фигуры, напоминающие перевёрнутую букву «П», к которым прибавлялись «отростки» снизу или посередине, а также точки, кресты и т. п. Одни и те же знаки могли выглядеть по-разному, в зависимости от предмета, на котором они изображались. Так, княжеские эмблемы на печатях изображались схематично, в максимально упрощённой форме, тогда как на монетах те же символы имели множество дополнительных орнаментальных элементов.

Оттиск с плинфы с руин Десятинной церкви в Киеве

Геральдические знаки древнерусских князей дошли до нас не только в виде изображений на монетах и печатях, но и на подвесках, перстнях, оружии и т. п. По этим находкам можно не только проследить эволюцию княжеских символов Древней Руси, но и попытаться восстановить их происхождение.

Использование изображений двузубца и трезубца сближает знаки Рюриковичей со сложными царскими гербами Боспорского царства, основными элементами которых также были эти символы. На связь боспорских и древнерусских княжеских эмблем указывает преимущественное употребление именно двузубца как основы композиции «герба».

Пикирующей сокол - символ Рюрика, основатель города Новгорода и родоначальник княжеской, ставшей впоследствии царской, династии Рюриковичей.

Другим моментом, сближающим эмблемы древнерусских князей с гербами боспорских царей, является наследственный характер их развития. Как уже было сказано выше, княжеские «гербы» Древней Руси были личными знаками, не передававшимися по наследству, но, как и символы Боспорского царства, имевшими единую базу в виде двузубца, к которому каждый правитель добавлял (или из которых изымал) элементы в виде разного рода «отростков», завитков и т. п.

Среди «гербов» древнерусских князей встречались и полные аналоги гербов боспорских правителей. Например, личный знак Ярослава Мудрого на поясных бляшках, найденных в Приладожье и в окрестностях Суздаля, практически полностью совпадает с изображённым на поясном наборе из Перещепинского клада Полтавской области, изготовленном в VII век-VIII веке в Среднем Причерноморье. И то, и другое изображение напоминает по форме трезубец.

Подобные знаки (двузубцы и трезубцы) широко использовались на территории Хазарского каганата в качестве символов верховной власти – они являлись тамгами правящих родов. Это являлось продолжением сармато-аланской традиции использования подобных знаков, восходящей ко временам Боспорского царства

Двузубые и трезубые тамги известны в VIII – IX вв. в хазарском мире на деталях поясной гарнитуры (Подгоровский могильник), в виде граффити на каменных блоках и кирпичах крепостей (Саркел, Маяцкое, Семикаракорское, Хумаринское городища), в виде гончарных клейм на сосудах (Дмитриевский могильник). Возможно в древнерусскую среду такие знаки попали именно из Хазарии, как и титул «каган», воспринятый первыми русскими князьями

В 1917 году после Октябрьской революции, когда на территории бывшей Российской империи начали создаваться новые государства, трезубец князя Владимира был предложен историком Михаилом Грушевским в качестве национального символа Украины. Статус малого герба Украинской Народной Республики личный знак Владимира получил 22 марта 1918 года в результате постановления Центральной Рады. В дальнейшем этот символ использовался с некоторыми изменениями и дополнениями украинскими государственными образованиями, созданными в период с 1918 по 1920 год. С установлением на Украине советской власти трезубец потерял свой государственный статус, но продолжал использоваться организациями украинских националистов, а также, с добавлением креста на зубец, как составляющая герба провозглашенной в 1939 году Карпатской Украины. В 1941 году он использовался Украинским государственным правлением

После ликвидации СССР в 1991 году, постановлением Верховного Совета Украины от 19 февраля 1992 года трезубец был утверждён в качестве малого государственного герба Украины. В соответствии со статьёй 20 конституции Украины 1996 года «главным элементом большого Государственного Герба Украины является Знак Княжеского Государства Владимира Великого (малый Государственный Герб Украины)» (что, несмотря на государственный статус этого решения, является некоторой исторической натяжкой: как было сказано выше, «герб» Владимира Святого был только личным символом, как и другие эмблемы Рюриковичей того времени).

Можно вспомнить в связи с этим и такое изображение:

Версия такая: на гербе Украины, как и на гербе Владимира изображена хазарская тамга, которая была в широком использовании в Хазарском каганате.

Открытию хазарской графики спсобствовали донские казаки. Добывая строительный материал для своих построек, они разбирали стены древних крепостей. Одни из первых находок Хазарской графики были обнаружены на нескольких из городищ левого берега Дона (Саркел, Правобережная Цимлянская, Маяцкая, Семикаракорская) в начале ХХ века.

Родовая тамга в древности была скаральным символом, связанным с покровителем рода (семьи). Символ рода ставился на кирпичах из которого возводились стены домов и крепостей. При укалдке кирпича в стену родовая печать скрывалась от глаз окончательно. Таким образом давая понять будущим поколениям истинного хозяина поселения (домовладения).

Таким образом Хахарская тамга есть не что иное как ПЕЧАТЬ. Так же встречается упоминание его как ТРЕЗУБЕЦ Ярослава Новгородского, но суть та же, самые первые упомининия о изображении принадлжат хазарам.

Хазарская подвеска со стилизованным трезубцем

Давать сегодня какое-либо толкование хазарскому двузубцу и трезубцу в лучшем случае бесперспективно. Как курьез рассматривали разные версии расшифровки оборотной стороны первых русских монет авторы многотомного труда о средневековых монетах - в отношении трезубца. Как писали они, предположения сменяют друг друга: от норманнской шапки до схематического голубя - Святого Духа.

Поэтому в настоящее время в научном мире утвердилось мнение, что знак может быть тамгой. Сам по себе факт подражания не является чем-то особенным. В ранних чеканах германских народов (например, у вандалов) монетные типы, обычно подражающие Риму (погрудное изображение в венке, Виктория, держащая корону), на оборотной стороне могут нести изображение головы лошади. На ранних англосаксонских можно видеть змею или дракона, объясняемых следствием древних местных верований, в которых чудовищный Вотан (Водан-Один) играл важную роль.

Затем, после принятия христианства на Руси, на монетах Владимира на хазарской тамге появляется крест, и мере того, как христианство укреплялось, а победа над Хазарией становилась историей, тамгообразные знаки исчезают из употребления на монетах Руси.

Это совпало со временем, когда и титул русского правителя «каган» перестал употребляться и был заменен на «Князь»; и по мере того как государство русов крепло и утверждалось на международной арене его перестали использовать. Во всяком случае, к началу XIII в. Система отпятнышей в знаках Игоревичей сходит на нет, что означает охлаждение князей к этим чуждым им знакам.

Вот такая монетка ….

…кстати, была продана за 181000 грн

Есть вот есть такое обсуждаемое мнение по поводу первой фотки:

Больше того, это фуфел. Даже не чеканка, а литье галимое. Вот эти маленькие углубления являются порами, при не качественном литье такое случается. (Я бы дал больше пруфов на у фотки маленькое разрешение). У меня кстати вольфрамовые негативы этой монеты есть, могу начеканить кому надо.

Ну и конечно же не будем забывать про версию:

Виктор Федорович Янукович. … Ну шутка, шутка …

А вообще у кого что есть еще добавить по этому вопросу?

История герба России со времен днепровских славян по наши дни. Георгий Победоносец, двуглавый орел, советский герб. Изменения в гербе. 22 изображения

В Древней Руси как такого герба, конечно, еще не было. У славян в VI-VIII веках нашей эры существовали затейливые орнаменты, символизировавшие ту или иную территорию. Об этом ученые узнали благодаря исследованию захоронений, в некоторых из которых сохранились фрагменты женской и мужской одежды с вышивками.

Во времена Киевской Руси у великих князей существовали свои княжеские печати, на которых помещались изображения атакующего сокола - родового знака Рюриковичей.

Во Владимирской Руси у Великого князя Александра Ярославовича Невского на княжеской печати появляется изображение Георгия Победоносца с копьем. В последствии этот знак копейщика появляется на лицевой стороне монеты (копейки) и его уже можно считать первым настоящим полноценным гербом Руси.

В Московской Руси , при Иване III, сочетавшемся династическим браком с племянницей последнего византийского императора Софьей Палеолог, появляется изображение двуглавого византийского орла. На царской печати Ивана III Георгий Победоносец и Двуглавый орел изображаются на равных. Великокняжеская печать Ивана III, скрепила в 1497 году его "меновую и отводную" грамоту на земельные владения удельных князей. С этого момента Двуглавый орел становится государственным гербом нашей страны.

Время правления великого князя Ивана III (1462-1505 гг.) - важнейший этап складывания единого Российского государства. Ивану III удалось окончательно ликвидировать зависимость от Золотой Орды, отразив в 1480 году поход монгольского хана против Москвы. В состав Великого княжества Московского вошли ярославские, новгородские, тверские, пермские земли. Страна стала активно развивать связи с другими государствами Европы, ее внешнеполитическое положение укрепилось. В 1497 году был принят первый общерусский Судебник - единый свод законов страны. Тогда же изображения вызолоченного двуглавого орла на красном поле появились на стенах Гранатовитой палаты в Кремле.

Середина XVI века

Начиная с 1539 года изменяется тип орла на печати великого князя Московского. В эпоху Ивана Грозного на золотой булле (государственной печати) 1562 года в центре двуглавого орла появилось изображение Георгия Победоносца - одного из древнейших символов княжеской власти на Руси. Георгий Победоносец помещен в щите на груди двуглавого орла, коронованного одной или двумя коронами, увенчанными крестом.

Конец XVI – начало XVII веков

В правление царя Федора Ивановича между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых – голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление голгофского креста в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России.

В XVII веке православный крест часто изображался на русских знаменах. Знамена иноземных полков, входивших в состав русского войска, имели собственные эмблемы и надписи; однако на них помещался и православных крест, который указывал, что полк, воюющий под этим знаменем, служит православному государю. До середины XVII века широко использовалась печать, на которой двуглавый орел с Георгием Победоносцем на груди коронован двумя коронами, а между голов орла возвышается православный восьмиконечный крест.

XVII век.

Закончилось Смутное время, Россия отразила претензии на престол польской и шведской династий. Были побеждены многочисленные самозванцы, подавлены полыхавшие в стране восстания. С 1613 года по решению Земского собора в России стала править династия Романовых. При первом царе этой династии – Михаиле Федоровиче - Государственный герб несколько меняется. В 1625 году впервые двуглавый орел изображается под тремя коронами . В 1645 году при втором царе династии – Алексее Михайловиче - появилась первая Большая государственная печать, на которой двуглавый орел с Георгием Победоносцем на груди коронован тремя коронами. С этого времени постоянно использовался именно такой тип изображения.

Следующий этап изменения Государственного герба наступил после Переяславской Рады, вхождения Украины в состав Российского государства. К жалованной грамоте царя Алексея Михайловича Богдану Хмельницкому от 27 марта 1654 года приложена печать, на которой впервые двуглавый орел под тремя коронами изображен держащим в когтях символы власти: скипетр и державу .

C этого момента орел стал изображаться с поднятыми крыльями .

В 1654 году кованый двуглавый орел был установлен на шпиле Спасской Башне Московского Кремля.

В 1663 году впервые в русской истории из-под печатного станка в Москве вышла Библия - главная книга христианства. Не случайно в ней был изображен Государственный герб России и давалось его стихотворное "объяснение":

Тремя венцами орел восточный сияет,

Веру, надежду, любовь к Богу являет,

Крыла простер, объемлет все мира конца,

Север, юг, от востока аж до запада солнца

Простертыми крыльями добро покрывает.

В 1667 году, после долгой войны России с Польшей из-за Украины, было заключено Андрусовское перемирие. Для скрепления этого договора была изготовлена Большая печать с двуглавым орлом под тремя коронами, со щитом с Георгием на груди, со скипетром и державой в лапах.

Петровское время

В годы правления Петра I в государственную геральдику России вошла новая эмблема - орденская цепь ордена Св. апостола Андрея Первозванного. Этот орден, утвержденный Петром в 1698 году, стал первым в системе высших государственных наград России. Святой апостол Андрей Первозванный, один из небесных патронов Петра Алексеевича, был объявлен покровителем России.

Синий косой Андреевский крест становится основным элементом знака ордена Святого Андрея Первозванного и символом военно-морского флота России. С 1699 года встречаются изображения двуглавого орла, окруженного цепью со знаком Андреевского ордена. А уже в следующем году Андреевский орден размещают на орле, вокруг щита с всадником.

Следует отметить, что уже с 1710 года (на десятилетие раньше, чем Петр I был провозглашен императором (1721 г.), а Россия - империей) - над орлом стали изображать императорские короны.

С первой четверти XVIII века цветами двуглавого орла стали коричневый (естественный) или черный.

Эпоха дворцовых переворотов, Екатерининское время

Указом императрицы Екатерины I от 11 марта 1726 года было закреплено описание герба: "Орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, на нем Георгий Победоносец в красном поле". Императрица Анна Иоановна в 1736 году пригласила швейцарского гравера, который к 1740 году выгравировал Государственную печать. Центральную часть матрицы этой печати с изображением двуглавого орла использовали до 1856 года. Таким образом, тип двуглавого орла на Государственной печати оставался неизменным более ста лет. Екатерина Великая не вносила изменений в государственный герб, предпочитая сохранять преемственность и традиционализм.

Павел Первый

Император Павел I Указом от 5 апреля 1797 года разрешил членам императорской фамилии использовать в качестве своего герба изображение двуглавого орла.

В короткое время правления императора Павла I (1796-1801 гг.) Россия вела активную внешнюю политику, столкнувшись с новым для себя противником - наполеоновской Францией. После того как французские войска заняли средиземноморский остров Мальту, Павел I взял Мальтийский орден под свое покровительство, став гроссмейстером ордена. 10 августа 1799 года Павлом I был подписан Указ о включении в состав государственного герба мальтийских креста и короны. На груди орла под мальтийской короной располагался щит со Святым Георгием (Павел толковал его как "коренной герб России"), наложенный на мальтийский крест.

Павел I сделал попытку ввести полный герб Российской империи. 16 декабря 1800 года он подписал Манифест, в котором описывался этот сложный проект. В многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. В центре находился вышеописанный герб в виде двуглавого орла с мальтийским крестом, большего, чем остальные размера. Щит с гербами наложен на мальтийский крест, а под ним опять появился знак ордена Святого Андрея Первозванного. Щитодержатели, архангелы Михаил и Гавриил, поддерживают императорскую корону над рыцарским шлемом и наметом (плащом). Вся композиция помещена на фоне сени-мантии с куполом - геральдического символа суверенитета. Из-за щита с гербами выходят два штандарта с двуглавым и одноглавым орлами. Этот проект не был окончательно утвержден.

Вскоре после вступления на престол император Александр I Указом от 26 апреля 1801 года убрал мальтийские крест и корону с герба России.

Первая половина XIX века

Изображения двуглавого орла в это время очень разнообразны: он мог иметь и одну и, и три короны; в лапах - не только ставшие уже традиционными скипетр и державу, но и венок, молнии (перуны), факел. По-разному изображались крылья орла - поднятыми, опущенными, расправленными. В известной мере на изображение орла повлияла тогдашняя европейская мода, общая для эпохи ампира.

При императоре Николае Павловиче Первом официально было закреплено одновременное существование двух типов государственного орла.

Первый тип - орел с расправленными крыльями, под одной короной, с образом Святого Георгия на груди и со скипетром и державой в лапах. Второй тип представлял собой орла с поднятыми крыльями, на которых изображались титульные гербы: на правом - Казанский, Астраханский, Сибирский, на левом - Польский, Таврический, Финляндский. Некоторое время имела хождение и другая версия - с гербами трех "главных" древнерусских Великих Княжеств (Киевского, Владимирского и Новгородской земли) и трех царств - Казанского, Астраханского и Сибирского. Орел под тремя коронами, со Святым Георгием (как гербом Великого княжества Московского) в щитке на груди, с цепью ордена Святого Андрея Первозванного, со скипетром и державой в лапах.

Середина XIX века

В 1855-1857 годах в ходе геральдической реформы, тип государственного орла был изменен под влиянием германских образцов. Тогда же Святой Георгий на груди орла в соответствии с правилами западноевропейской геральдики стал смотреть влево. Рисунок Малого герба России, исполненный Александром Фадеевым, был высочайше утвержден 8 декабря 1856 года. Этот вариант герба отличался от предшествующих не только изображением орла, но и количеством "титульных" гербов на крыльях. На правом помещались щиты с гербами Казани, Польши, Херсонеса Таврического и объединенным гербом Великих Княжеств (Киевского, Владимирского, Новгородского), на левом - щиты с гербами Астрахани, Сибири, Грузии, Финляндии.

11 апреля 1857 года последовало Высочайшее утверждение всего комплекта государственных гербов. В него вошли: Большой, Средний и Малый, гербы членов императорской фамилии, а также "титульные" гербы. Одновременно были утверждены рисунки Большой, Средней и Малой государственных печатей, ковчегов (футляров) для печатей, а также печатей главных и низших присутственных мест и лиц. В общей сложности одним актом утвердили сто десять рисунков. 31 мая 1857 года Сенат опубликовал Указ с описанием новых гербов и норм их употребления.

Большой Государственный герб 1882 года.

24 июля 1882 года Император Александр III утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. Кроме того, императорские короны стали изображать наподобие реальных алмазных венцов, использовавшихся при коронации.

Окончательно рисунок Большого герба империи был утвержден 3 ноября 1882 года, когда к титульным гербам добавили герб Туркестана.

Малый Государственный герб 1883 года

23 февраля 1883 года были утверждены Средний и два варианта Малого герба. В январе 1895 года было высочайше повелено оставить без перемен рисунок государственного орла, выполненный академиком А. Шарлеманем.

Последний по времени акт - "Основные положения государственного устройства Российской империи" 1906 года - подтвердил все предшествующие законоположения, касающиеся Государственного герба.

Государственный герб Временного правительства

После Февральской революции 1917 года власть в России получили масонские организации, которые сформировали свое Временное правительство и, в том числе, комиссию по подготовке нового герба России. Одним из ведущих художников в комиссии был Н. К. Рерих (он же Сергей Макрановский), известный масон, впоследствии украсивший масонской символикой еще и дизайн американского доллара. Масоны общипали герб и лишили его вех державных атрибутов – короны, скипетра, державы, крылья орла были безвольно опущены вниз, что символизировало покорность русского государства масонским замыслам.. Впоследствии, после победы августовской революции 1991 года, когда масоны снова почувствовали силу, изображении Двуглавого орла, принятое в феврале 1917 года должно было снова стать официальным гербом России. Масонам удалось даже разместить изображение своего орла на аверсе современных российских монет, где его можно видеть по сей день. Изображение орла, образца февраля 1917 года, продолжали использовать в качестве официального и после Октябрьской революции, вплоть до принятия нового советского герба 24 июля 1918 года.

Государственный герб РСФСР 1918-1993 гг.

Летом 1918 года советское правительство окончательно решило порвать с исторической символикой России, и принятая 10 июля 1918 года новая Конституция провозгласила в государственном гербе не древние византийские, а политические, партийные символы: двуглавый орел был заменен красным щитом, на котором изображались перекрещенные серп и молот и восходящее солнце как знак перемен. С 1920 года вверху на щите помещалось сокращенное название государства - РСФСР. Щит окаймляли пшеничные колосья, закрепленные красной лентой с надписью "Пролетарии всех стран, соединяйтесь". Позднее это изображение герба было утверждено в Конституции РСФСР.

60 лет спустя, весной 1978 года, воинская звезда, ставшая к этому времени частью герба СССР и большинства республик, вошла в герб РСФСР.

В 1992 году вступило в силу последнее изменение герба: аббревиатура над серпом и молотом была заменена надписью "Российская Федерация". Но это решение почти не выполнялось, ибо советский герб с его партийной символикой уже не соответствовал политическому устройству России после крушения однопартийной системы правления, идеологию которой он воплощал.

Государственный герб СССР

После образования Союза ССР в 1924 году был принят Государственный герб СССР. Историческая суть России как державы перешла именно к СССР, а не к РСФСР, которая играла подчиненную роль, поэтому именно герб СССР следует рассматривать как новый герб России.

Конституция СССР, принятая II съездом Советов 31 января 1924 года, официально узаконила новый герб. Поначалу он имел по три витка красной ленты на каждой половине венка. На каждом витке помещался девиз "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" на русском, украинском, белорусском, грузинском, армянском, тюрко-татарском языках. В середине 1930-х годов добавился виток с девизом на латинизированном тюркском, а русский вариант перекочевал на центральную перевязь.

В 1937 году число девизов на гербе достигло 11. В 1946 году - 16. В 1956 году, после ликвидации шестнадцатой республики в составе СССР, Карело-финской, девиз на финском языке был удалён с герба, до конца существования СССР на гербе оставалось 15 лент с девизами (одна из них – русский вариант – на центральной перевязи).

Государственный герб Российской Федерации 1993 года.

5 ноября 1990 года Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. Для организации этой работы была создана Правительственная комиссия. После всестороннего обсуждения комиссия предложила рекомендовать Правительству бело-сине-красный флаг и герб - золотого двуглавого орла на красном поле. Окончательное восстановление этих символов произошло в 1993 году, когда Указами Президента Б. Ельцина они были утверждены в качестве государственных флага и герба.

8 декабря 2000 года Государственная Дума приняла Федеральный конституционный закон "о Государственном гербе Российской Федерации". Который был одобрен Советом Федерации и подписан Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным 20 декабря 2000 года.

Золотой двуглавый орел на красном поле сохраняет историческую преемственность в цветовой гамме гербов конца XV - XVII века. Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра Великого. Над головами орла изображены три исторические короны Петра Великого, символизирующие в новых условиях суверенитет как всей Российской Федерации, так и ее частей, субъектов Федерации; в лапах - скипетр и держава, олицетворяющие государственную власть и единое государство; на груди - изображение всадника, поражающего копьем дракона. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества.

Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России - это новый герб, но его составные части глубоко традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в третьем тысячелетии.

Русская Цивилизация

Позолоченная бронзовая пряжка с выразительным рельефным княжеским гербом заняла недавно свое место в геральдическом собрании музея Шереметьевых среди прочих экзотических раритетов. Классические пропорции литого овала - 120Х80 мм. - свидетельствують об изысканности вкуса заказчика и мастерстве исполнителя. Вещь сделана добротно, не века. И выражать она была призвана со всей очевидностью чрезвычайно высокий статус носителей пышного герба под княжеской мантией и короной.

Чей же это герб?

Среди княжеских гербов Российской империи подобного не встретить. Многочастный герб, составленный из большого количества эмблем и символов на щите - это европейский, конкретнее - германский признак. Маленькие княжества и их исполненные самомнения суверены обзаводились нередко весьма замысловатыми собственными родовыми и земельными гербами.

Вот к примеру, как выглядят гербы Великого герцегства Мекленбург-Шверин и Саксен-Веймар-Эйзенах.

Гербовник Австро-Венгерской империи помогает определить, что на нашей же пряжке изображен родовой герб одного из богатейший родов Австрии немецкого происхождения, владевшего в свое время практически всей Южной Чехией, и сыгравшего значителдьную роль в истории Европы.


Это герб рода ШВАРЦЕНБЕРГ.


Первое документально подтвержденное упоминание предков рода Шварценберг датируется 1172 годом. Правда тогда фамилия будущих князей была Зайнсхайм (под этим именем они действовали на европейской арене вплоть до XV века). С XIII века представители семейства начинают активно участвовать в европейской истории. Постепенно семья, происходящая из баварского Шайнсфельда, расширила свои владения в Австрии, Чехии и Швейцарии.

Эркингер из рода Зайнсхайм (1362-1437) получил во владение имение Шварценберг (в переводе с немецкого - Черная гора) и начал именовать себя Зайнсхайм из Шварценберга. Время стерло первую часть имени. В 1420-21 годах сей владелец Черной Горы участвовал в военном походе против гуситов. От императора Сигизмунда за службу получил города Жатец, Кадань и Бероун. В 1429 году Эркингер Зайнсхайм стал «свободным господином из Шварценберга», иначе говоря, получил баронство. Первый барон Шварценберг был дважды женат, имел 14 детей. Все ныне живущие Шварценберги ведут свой род от него.

Родовым гербом тогда служил простой рыцарский щит с бело-серебряными полосами.


Герб рода Зайнсхайм

Этот древний геральдический элемент до сих пор сохранился на всех гербах рода в правой верхней части щита.

В 1599 году его потомок Адольф Шварценберг получил за победу над турками в битве у Раба (сегодняшнего венгерского города Дьор) титул имперского графа; он также обрел право добавить в фамильный герб поле с головой мертвого турка, которому ворон выклевывает глаза. То были времена активного гербового творчества: на родовом знаке уже появился и чисто шварценберговский символ: половина щита с башней на черной горе и тремя золотыми снопами.

Через год, в 1600 году первый граф Шварценберг погиб при осаде Будина. Ландскнехты, которые страдали от недостатка еды и денег, решили сдаться туркам. Адольф воспротивился и был убит. Император Рудольф II организовал Адольфу Шварценбергу пышные похороны в Вене.


Графский титул перешел по наследству к Адаму Шварценбергу (1583-1641), сыну Адольфа. Ему тогда было 17 лет. В 1613 году Адам Шварценберг женился на Маргарите фон Паллант, которая умерла два года спустя, рожая графу второго сына, Иоганна Адольфа. Граф не стал жениться вторично, а вместо этого вступил в рыцарский монашеский орден иоаннитов (Мальтийский орден) и в 1625 году стал его Великим Магистром.

Адам Шварценберг сделал политическую карьеру сначала при дворе герцога Клевского, а после смерти герцога - в качестве советника при дворе Георга Вильгельма, курфюрста Бранденбургского, и даже правил Бранденбургом в должности штатгальтера в 1638-1640 годов в отсутствие Георга Вильгельма. Католик Шварценберг защищал имперские интересы австрийской монархии Габсбургов в лютеранском Бранденбурге, в чем его неоднократно обвиняли политические противники, в частности кальвинист фон Гётцен.

Адам Шварценберг

Внук Адольфа, Ян Адольф (1615-83), был известным дипломатом, служившим в Вене и Голландии. Ян Адольф Шварценберг был весьма образованным, знал несколько языков; ему удалось собрать богатые коллекции произведений искусства, которые стали основой богатства рода. Первым постоянным владением рода в Чехии стало имение Тржебонь (1660); потом последовали Крживоклат и Крушовице, а в 1661 году - Глубока-над-Влтавой. Ян Адольф был хорошим хозяйственником, свои имения модернизировал, ввел выращивание новых культур и поддерживал развитие ремесел. Он также занимался решением социальных проблем и основывал приюты для бедных.
В 1670 году граф Ян Адольф Шварценберг стал имперским князем. Был женат на Марии Жюстине фон Штархемберг, имел от нее семерых детей.

Дочь Яна Адольфа Мария Эрнестина

вышла замуж за Иоганна Кристиана Эггенберга, владельца Чески Крумлова: так Шварценберги породнились с Эггенбергами, что позволило впоследствии претендовать на наследство угасшего рода.

Иоганн Адольф Шварценберг


В 1688 году герб Шварценбергов выглядел следующим образом

Серебряные и голубые полосы в правой верхней четверти герба достались от давнего герба Эркингера из Зайнсхайма, от которого Шварценберги ведут свой род. В левой нижней части герба ворон выклевывает глаз турка в память о победах Адольфа Шварценберга. Три красных острия в левой верхней части герба символизируют доминион (вотчину) Шульц, полученный в качестве приданого в результате женитьбы Фердинанда, 2-го князя Шварценберга, на Марии Анне фон Шульц. И, наконец, в правой нижней части герба расположена горящая ветка, символизирующая доминион Брандыс. В центре герба находятся маленькие изображения еще двух доминионов: справа замок Шварценберг (белая башня на черной горе), слева город Клеггау (три золотых снопа). Княжеская корона над гербом символизирует княжеский титул Шварценбергов.
Скупая имения и концентрируя в своих руках наследство родственников Эггенбергов, в первой четверти XVIII века Шварценберги создали обширную собственную державу в южной Чехии (включая Чески Крумлов, Глубоку-над-Влтавой, Нетолице, Прахатице, Волары, Вимперк, Орлик, Звиков и т.д.), присоединив ее к земельным владениям в Баварии, Австрии и Штирии. В 1723 году Шварценберги обзавелись еще и титулом герцогов крумловских.


Карта владений Шварценбергов составленная в 1710 году.


Знаменательное событие имело место в правление Адама Франтишека (Франца) Шварценберга (1680-1732), внука Яна Адольфа Шварценберга, женатого на Элеоноре Лобковиц. Супруги были заядлыми охотниками, Глубока-над-Влтавой была отличным местом для охотничьих увеселений. Адам Франтишек заботился о процветании своих охотничьих угодий, жестко преследовал браконьеров, издавал различные предписания о ведении лесного хозяйства, что позволило значительно увеличить поголовье оленей в районе Глубоки.
На пятьдесят втором году жизни князь Адам Франтишек погиб в результате несчастного случая на охоте - был застрелен императором Карлом VI. Комиссия по расследованию происшествия выяснила, что несчастный случай произошел из-за того, что охотники по ошибке расположились друг напротив друга, и когда олень выбежал на луг, император сделал выстрел, промахнулся, и пуля попала князю в правую почку. Охота была тотчас же прекращена, князя перенесли в расположенный неподалеку замок Брандыс, и раненым занялся императорский хирург Антонин Хойзингер, однако рана оказалась смертельной, и спустя 12 часов после происшествия князь скончался.



Адам Франтишек Шварценберг

Элеонора Шварценберг с сыном Йозефом Адамом

десятилетний кавалер ордена Золотого Руна Йозеф I Адам Шварценберг

После того, как Карл VI в 1732 году по ошибке смертельно ранил во время охоты князя Адама Франтишка из Шварценберга, он удостоил его сына десятилетнего Йозефа I Адама (1722 - 1782) самой высокой наградой Габсбургов. Переживавший глубокое чувство вины император послал осиротевшему принцу орден Золотого руна. Присвоение Золотого руна ребенку этого возраста и аристократического звания было в то время чем-то из ряда вон выходящим. Обо всех этих событиях в крумловском замке напоминает портрет несовершеннолетнего князя Йозефа, исполняющего интересный символический жест. Награжденный княжеский сын с орденом Золотого руна и в орденском облачении указывает рукой на находящееся на заднем плане пирамидальное надгробие, чем символически дает понять зрителю, что эта огромная почесть должна искупить скорбь о покойном отце

Этот мальчик с картины стал впоследствии четвертым князем Шварценбергом и был женат на Марии Терезе фон Лихтенштейн, тем самым укрепив связи Шварценбергов с родом Лихтенштейн. Князь Йозеф Адам Шварценберг служил тайным советником и гофмаршалом, а затем и главным распорядителем двора императрицы Марии Терезии и ее наследника императора Йозефа II.
Как и многие Шварценберги до него, князь Йозеф Адам заботился о своих слугах и работниках: в 1765 году им был учрежден фонд для выплаты пенсий престарелым служащим, который действовал вплоть до 1950 года, когда средства фонда были переданы в систему государственного пенсионного обеспечения.
При Йозефе Адаме была проведена реконструкция Чески Крумлова в стиле барокко, расписан знаменитый Маскарадный зал, перестроена часовня св. Георгия.

Йозеф Адам Шварценберг

После смерти Иозефа Адама Шварценберга главой рода стал его старший сын Ян Непомук Шварценберг (1742-89). Он велел прокопать канал между Влтавой и Дунаем, чтобы г транспортировать древесину из своих крумловских и вимперкских лесов в Линц и Вену. Совместно с иными аристократами он стоял у истоков возникновения коммерческого банка для стимулирования торговли и промышленности в стране.
В конце XVIII века герб рода Шварценбергов выглядел так

Видимо, княжеских владений и заслуг стало так много, что не представлялось возможным уместить их все на гербе, поэтому герб упростили.


Сыновья Яна Непомука Шварценберга Йозеф Ян Непомук (1769-1833) и Карл Филипп Ян Непомук (1771-1820) разделили род на две ветви - майораты глубокский и орлицкий.

Карл Фи́липп цу Шва́рценберг - Ландграф Клетгау, граф Зульц, князь, австрийский фельдмаршал и генералиссимус времен наполеоновских войн.

В 1787-ом в чине лейтенанта вступил в пехотный полк Брауншвейг-Вольфенбюттеля (позже 10-й пехотный). Участвовал в войне с Турцией, отличился при штурме Шабаца (1788) и был произведен в капитаны. Служил под знаменами Лаудона. В 1789 находился при Главной квартире, проявил большую отвагу в сражениях при Бербире и Белграде. В 1790 воевал на Нижнем Рейне и в Нидерландах, был произведен в майоры. В 1791 переведен в Валлонский полк Латура (позже 14-й драгунский). За отличия в сражении при Жемаппе и Неервиндене 18 марта 1793 произведён в подполковники. После сражения возглавил часть авангарда войск принца Саксен-Кобург-Готтского. В том же году переведен в дислоцированный в Галиции уланский корпус (позже 2-й уланский полк).

С 1794 полковник и командир кирасирского полка Цешвица, 26 апреля 1794 у Шато-Шамбре, действуя на левом фланге, провел знаменитую кавалерийскую атаку, прорвал расположения противника. В этот день австрийцы взяли 3 тыс. пленных и 32 орудия. Отличился в сражении при Флерюсе. В 1795—96 в составе войск Вурмзера и эрцгерцога Карла воевал на Рейне и в Италии. В 1796 отличился при Амберге.

За победу при Вюрцбурге (3 сентября 1796) был произведен в генерал-майоры. В 1797 вновь воевал на Рейне, где командовал армейским авангардом. В 1799 во главе дивизии в авангарде армии эрцгерцога Карла успешно действовал в Германии и Швейцарии. В сражении при Гейдельберге успешно противостоял войскам французского генерала Нея и в сентябре 1800 за отвагу получил чин фельдмаршал-лейтенантa.

С 1800 шеф 2-го уланского полка (который стал именоваться уланским полком Шварценберга). В 1800 в битве при Гогенлиндене против французов командовал дивизией и 1-й линией правого крыла армии, а после поражения прикрывал отход австрийской армии за Энс. В 1805 назначен вице-президентом Гофкригсрата.

В кампанию 1805 во главе дивизии успешно сражался при Ульме, а 14—15 октября 1805 возглавлял правое крыло австрийской армии. После разгрома армии во главе большей части кавалерии (6—8 тыс. чел.) в полном порядке отошел к Эгеру. После Тильзитского мира 1807 назначен послом в Петербурге. Целью было ведение переговоров о поддержке Австрии в будущей войне с Францией.

Вернулся к армии за 2 дня до сражения при Ваграме. За отличия при Ваграме, где он командовал частью кавалерии на левом крыле (а при отступлении австрийской армии командовал арьергардом), произведен в генералы от кавалерии. После заключения Венского мира назначен австрийским посланником в Париже. Вел переговоры о свадьбе Наполеона и австрийской эрцгерцогини Марии Луизы.

Во время Русской кампании Наполеона командовал австрийским вспомогательным корпусом (ок. 30 тыс. человек) в составе Великой армии. Со своими войсками форсировал Буг и остановился в районе Пинска. 12 августа вместе с корпусом ген. Жан Ренье атаковал у Городечно части 3-й армии ген. Тормасова (ок. 18 тыс. чел.), причем ограничился главным образом артиллерийским обстрелом. В России Шварценберг действовал крайне осторожно и сумел избежать больших сражений с русскими войсками.

По политическим причинам Наполеон 2 декабря 1812 исходатайствовал у императора Франца I для Шварценберга маршальский жезл.

В сентябре оттеснен войсками П.В. Чичагова за пределы Российской империи. После разгрома Наполеона в России в активных боевых действиях не участвовал, но прикрывал тыл отступающего французского корпуса Ренье.

В качестве австрийского посла 17 апреля 1813 прибыл во Францию, где пробовал стать посредником в заключении мира между Россией и Францией. После провала миссии покинул Париж и был назначен командующим войсками в Богемии. После присоединения Австрии к антифранцузской коалиции в августе 1813 назначен главнокомандующим союзной Богемской армией (ок. 230 тыс. чел.), которая наполовину состояла из австрийцев, а другую половину составляла русско-прусская армия под командованием Барклая-де-Толли.

В августе 1813 в сражении при Дрездене с Наполеоном Богемская армия потерпела поражение и отступила в Богемию, где оставалась до начала октября.

В «Битве народов» при Лейпциге (16—19 октября 1813) объединенные союзные войска (основная часть которых входила в состав бывшей армии Шварценберга, а сам он продолжал считаться главнокомандующим союзными армиями) нанесли решительное поражение Наполеону. Награждён российским орденом Св.Георгия 1-го класса 8 (20) октября 1813 «за поражение Наполеона в трех дневном бою под Лейпцигом 4-го, 6-го и 7-го октября 1813 года».

В кампанию 1814 он создал себе репутацию слишком осторожного полководца. В феврале атаковал Ножан, но был отбит гарнизоном силой всего в 1 200 чел. Предприняв ряд неудачных маневров, Шварценберг упустил инициативу и 17 февраля запросил перемирия, уверяя, что на переговорах в Шатийоне были достигнуты некие договоренности (что не соответствовало действительности). 18 февраля Наполеон разбил при Монтрё войска кронпринца Вюртембергского (потери союзников составили 6 тыс. чел. и 15 орудий). Шварценберг решил отойти к Труа и одновременно приказал Г. Блюхеру идти на соединение с ним к Мери-сюр-Сен.

21 февраля соединение произошло, а на следующий день Шварценберг на военном совете добился решения продолжить отступление (при этом он почти в 3 раза преувеличивал силы противника). При этом 22 февраля он вновь разделил Богемскую и Силезскую армии. Только 26 февраля, уступив давлению императора Александра I и короля Фридриха Вильгельма III, Шварценберг начал осторожное наступление на Бар-сюр-Об и отбросил Ш. Удино.

После удачи Наполеона при Реймсе Шварценберг немедленно остановил наступление на Сену и 17 марта начал отход на Труа. Успешно провел сражение при Арси-сюр-Об и, несмотря на первоначальную неудачу, тем не менее смог выгодно развернуть армию. Его медлительность спасла французскую армию от полного уничтожения.

24 марта под давлением Александра I Шварценберг был вынужден согласиться на немедленное наступление на Париж. 25 марта французы были разбиты при Фер-Шампенуаз, а 28 марта обе союзные армии соединились под Парижем.

31 марта 1814 союзные войска вступили в Париж, а 5 мая 1814 Шварценберг сложил с себя обязанности главнокомандующего.

После возвращения Наполеона во Францию Шварценбергу поручено командование союзными войсками на Верхнем Рейне. Во главе 210 тыс. чел. он должен был выступить из Шварцвальда. Когда его войска начали переправляться через Рейн, они были задержаны у Ле-Суффеля небольшим отрядом генерала Ж. Раппа, а вскоре последовало второе отречение Наполеона. По возвращении в Австрию назначен президентом Гофкригсрата, австрийского Совета по вопросам войны.

В январе 1817 вышел в отставку после инсульта. Во время визита в Лейпциг в октябре 1820 скончался от второго инсульта.

ШВАРЦЕНБЕРГ, Феликс (1800-1852)

Князь - австрийский государственный деятель и дипломат.

В 1824-39 Шварценберг занимал младшие дипломатические посты в Петербурге, Лондоне, Париже и Берлине, с 1839 был посланником в Турине и Парме, с 1844 по 1848 - в Неаполе, а в ноябре 1848 был назначен председателем Совета министров и министром иностранных дел Австрии.

Победа во второй австро-итальянской войне (весной 1849) дала возможность Шварценбергу. совместно с Луи Бонапартом подавить итальянскую революцию, вернуть изгнанных итальянских монархов в их владения и оккупировать, под предлогом охраны папских владений, Болонью и Анкону, то есть проникнуть в глубь центральной Италии.

В Германии Шварценберг пытался использовать стремление к единству для объединения страны под главенством Австрии. В начале 1849 он предложил разделить Германию на шесть округов, управляемых Австрией, Пруссией и четырьмя королевствами (Баварией, Саксонией, Вюртембергом и Ганновером). Франкфуртский парламент, созданный в результате революции 1848 года, Шварценберг предлагал распустить, а в Вене образовать всегерманский военный комитет. План Шварценберга был отвергнут в Берлине, Франкфурте и в мелких германских государствах. В марте 1849 года Франкфуртский парламент принял имперскую конституцию, исключившую Австрию из состава Германии. В ответ на это Шварценберг заявил, что Австрия не признаёт конституции и сохраняет за собой все права, вытекающие из предреволюционных договоров об устройстве Германии.

После подавления венгерской революции политика IIIварценберга в Германии приобрела более активный характер. Когда созванный Пруссией т. н. Эрфуртский парламент принял конституцию, устанавливавшую в Германии прусское господство, Шварценберг пригласил все германские государства прислать к 10-му мая 1850 года во Франкфурт своих представителей на чрезвычайный пленум союзного сейма для выработки проекта всегерманской конституции. Прусское правительство назначило на тот же день, 10-го мая собрание членов прусской унии в Берлине. Многие германские государства порвали с прусской унией и послали своих представителей во Франкфурт .

В сентябре 1850 открылся созванный по инициативе Шварценберга Франкфуртский союзный сейм, немедленно признанный Николаем I. К внешнеполитической изоляции Пруссии Шварценберг угрожал добавить коалицию внутри Германии. Во время варшавского свидания руководителей русского, австрийского и прусского правительств в октябре 1850 Николай I поддержал Австрию. После этого Шварценберг направил Пруссии ультиматум, повлекший за собой подписание Ольмюцского соглашения , по которому Пруссия капитулировала перед Австрией по всем спорным вопросам, касающимся германских дел.

Этот успех Шварценберга был обусловлен прежде всего позицией России. Николай I оказывал Шварценбергу поддержку постольку, поскольку речь шла о реставрации дореволюционных порядков в Германии. Однако великогерманские стремления Шварценберга не встречали у русского императора никакого сочувствия.

January 23rd, 2013

"Знак Рюриковичей" - герб, причем монархический и христианский.

Вот так они примерно выглядят, уже систематизированные.

Генеалогия знаков Рюриковичей 9 - 11 веков по С.Белецкому "Древнейшая геральдика Руси".

1. Гербы Рюриковичей - не родовые знаки, а именно гербы. Первый вывод, который можно сделать на основе этой таблицы.
Доказательством этому является то, что:

а/ все гербы имеют одну основу, это - герб Ольги, и дополнения в виде креста, птички,"третьего зуба" и маленького треугольника в нижней части основы. То есть это - нормальные личные гербы. Так они обычно и выглядят.
Личный герб отображает все владетельные права данного лица. Права как реализованные(земли и народы), так и нереализованные права. Имеется ввиду, что все владетельные династии состоят в родстве друг с другом и, члены династий в порядке наследования, имеют вполне реальную возможность получить какую-то землю по наследству. Гербы этих стран - земель тоже отражаются в личном гербе. В нем отражена также очередь престолонаследия;
Рассмотрим в качестве примера личный герб императора Александра 2.

Родовой герб Его Императорского Величества

Щит рассеченный. Вправо - герб рода Романовых: в серебряном поле красный гриф, держащий золотые меч и тарч, увенчанный малым орлом; на черной кайме восемь оторванных львиных голов, четыре золотые и четыре серебряные. Влево - герб Шлезвйг-Голштейнский: щит четверочастный с оконечностью и малым щитком в середине; в первой части - герб Норвежский: в красном поле золотой коронованный лев с серебряной алебардой; во второй части - герб Шлезвигский: в золотом поле два голубых леопардовых льва; в третьей части - герб Голштейнский: в красном поле пересеченный малый щит, серебряный и красный; вокруг щита серебряный, разрезанный на три части, лист крапивы и три серебряных гвоздя с концами к углам щита; в четвертой части - герб Стормарнский: в красном поле серебряный лебедь с черными лапами и золотой короной на шее; в оконечности - герб Дитмарсенский: в красном поле золотой, с поднятым мечом, всадник на серебряном коне, покрытом черной тканью; средний малый щит также рассеченный: в правой половине герб Ольденбургский: в золотом поле два красных пояса; в левой - герб Дельменгорстский: в голубом поле золотой, с острым внизу концом, крест. Этот малый щит увенчан великогерцогской короной, а главный - королевской короной.

Герб наглядно отображает информацию, содержащуюся в титуле. Каждому слову соответствует символ. Можете сверить сами.

Титул имп. Александра II :
Божиею поспешествующею милостию, Мы, Александр Вторый, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврического, Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский, Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новагорода Низовския земли, Черниговский. Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский и всея Северныя страны, Повелитель и Государь Иверския. Карталинския, Грузинския и Кабардинския земли и Армянския области, Черкасских и Горских Князей и иных наследный Государь и Обладатель, Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голстинский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский и прочая, и прочая, и прочая

б/ гербы Рюриковичей исчезают к середине 13 века. То есть именно тогда, когда Рюриковичи теряют владетельные права и получают в Орде ярлык на княжение. Теперь они - вассалы.
Иван 3 Васильевич вернул себе владетельные права и взял герб Палеологов, последней византийской династии. На каком основании? Очевидно, такова была его "очередь в престолонаследии" Палеологов - результат многих династических браков с членами византийских династий.
Герб страны может не совпадать с личным гербом. Даже скорее не совпадает, чем совпадает.

2. "Герб Рюриковичей" - монархический герб. Это так потому, что Рюриковичи -княжеская династия, имеющая владетельные права .
Одновременно с появлением семьи, частной собственности и государства возникают права царей на земли и народы, их населяющие. То есть, на престолы.
Как в Библии: " и Господь дал тебе эту землю и роду твоему".

Владетельные права принадлежат суверенам, тем, кто не является никому вассалом.
В пределах своего владения власть может быть ограничена в какой-то мере. Например, вече или парламентом. Но ниоткуда извне, кроме как от Господа Бога, владетельный господин не имеет ограничения своих прав. Каждый владетельный господин абсолютно суверенен от другого. Независимо от размеров его владения. Можно ли всех Рюриковичей считать владетельными или некоторые из них - вассалы Великого князя, и как это отразилось в их гербах, это - отдельный вопрос. Позже мы к нему вернемся.
Следовательно , Герб Рюриковичей - это монархический герб, наглядно-образное выражение их владетельных прав.
Мне приходилось встречать у некоторых исследователей определение гербов как:
- символа власти;
- символа собственности;
- светско-воинской эмблемы.
И то, что главный признак герба то, что он передается по наследству.
Всё это - глубочайшие заблуждения.

Не гербы передаются по наследству, а владетельные права. А гербы только наглядно эти права демонстрируют. По гербам возможно отследить переход владетельных прав от одного представителя династии к другому.
Рюриковичи - династия. И как всякая династия она строится на основе родственных (кровных) связей. И там, где имеет место быть листвечное право, тоже.
Необходимо различать гербы государств и личные гербы монархов и членов владетельных домов.

3. Гербы Рюриковичей - гербы с христианской символикой.

Некоторые антинорманисты уверены, что эти гербы являются символическим изображением сокола, нападающего на добычу.
Однако, изображение сокола может быть только родовым знаком, по сути своей принадлежащим дохристианской культуре.
Рапов упоминает, что датский родовой знак "ворон" не может быть на гербе христианского правителя. . А против сокола не возражает. Что - странно.
Вывод: сокол не может присутствовать на гербе христианского правителя.
И еще: если кто-то видит изображение сокола в гербе Святослава, он должен видеть его и в гербе Владимира Красное Солнышко, того князя, который сделал христианство государственной религией. И в гербе Ярослава Мудрого и т.д.
А это невозможно по определению. Ведь вы не считаете, что в этих гербах крест или "средний зуб" является изображением сокола? Значит, сокол присутствует в основе всех гербов Рюриковичей? То есть они все - язычники? Или все - христиане? Начиная с первого!
Письменные источники, как русские, так и иностранные дают нам разный ответ на этот вопрос.
А гербы, напротив, свидетельствуют однозначно: все эти князья были христианами.

На гербе монарха - христианина могут быть изображены только христианские символы и сюжеты.
Все они хорошо известны.
Изменения в гос. гербах происходят, когда меняются границы государства: присоединяются новые земли или теряются ранее принадлежавшие.
Личные гербы тоже могут меняться по этим же причинам и ещё в тех случаях, когда меняются перспективы наследования других земель.


Христианские символы:

  • якорь образ надежды (якорь является опорой корабля в море, надежда выступает опорой души в христианстве). Данный образ присутствует уже в Послании к Евреям апостола Павла (Евр. );
  • голубь символ Святого Духа ;
  • феникс символ воскресения;
  • орёл символ юности («обновится яко орл а юность твоя» (Пс. ));
  • павлин символ бессмертия (по мнению древних его тело не подвергалось разложению);
  • петух символ воскресения (крик петуха пробуждает от сна, а пробуждение по мнению христиан должно напоминать верующим о Страшном суде и всеобщем воскресении мёртвых);
  • агнец символ Иисуса Христа;
  • лев символ силы и могущества;
  • оливковая ветвь символ вечного мира;
  • лилия символ чистоты (распространено из-за влияния апокрифических историй о вручении архангелом Гавриилом Деве Марии при Благовещения цветка лилии);
  • виноградная лоза и корзина с хлебом символы евхаристии .
крест - г лавный христианский символ
И никакого сокола! И не было! Если бы был, в эпоху христианизации он не превратился бы в
голубя, а был бы изменен на другой символ. Шутить такими вещами могут только очень романтические патриоты из числа "украинских хлопцев".
Монархический герб, особенно в эпоху христианизации страны, не может нести в себе языческую символику! Категорически!
Так что выбирайте из птиц. Голубь, орел, феникс.
Очень возможно, что это - голубь, символ Святого Духа. А также - символ КРЕЩЕНИЯ.
Почему он на голубя не очень похож? Да потому, что это - символ! Выполнен ли он на подвеске руками умелого ювелира или процарапан на гребне- это все равно СВЯТОЙ ДУХ. Изображен он вниз головой или вверх. Даже просто мазок, галочка - тоже Святой Дух. И Византийские иконописные сравнения здесь не нужны.
Вы говорите, что в русской традиции нет изображения СХОЖДЕНИЯ СВЯТОГО ДУХА до 13 века? Икон, может быть, и нет. Но что изображено на монетах, подвесках и прочем? И в разных

вариантах! Почему должны быть только иконы?
Гербы Рюриковичей (если считать их христианскими гербами) включают в себя несколько христианских символов: Крест, Святой дух и Сошествие Святого Духа (отсюда третий зубец,как поднятый хвост голубя, значит, что голова голубя - опущена), птица устремлена вниз). Да, примитивно!. Но это - символы!
То есть. выражаясь вашим языком, двузубец - это Святой Дух, а трезубец - Сошествие
Святого Духа.
Рискую надоесть вам, но Святой Дух и Сошествие Святого Духа это - два разных сюжета. Герб Судислава Владимировича как раз и содержит в себе оба эти сюжета. Здесь и голубь, спокойно сидящий в центре герба, и Сошествие Святого Духа - в виде основы герба.

Возможно, что не голубь, а орел (двуглавый) изображен на гербе Рюриковичей.

А крест, копье, голубь на гербе Судислава и держава просто наложены на него.
Из всего вышеизложенного я могу сделать вводы:
1. Знаки Рюриковичей - личные монаршии гербы.
2. Все эти гербы принадлежат монархам - христианам.

А это означает, что Рюриковичи были ВЛАДЕТЕЛЬНОЙ ДИНАСТИЕЙ, по крайней мере с 9 века до середины 13века, и они были ХРИСТИАНСКОЙ династией.

Поэтому утверждение о том, что сокол был геральдическим знаком Рюриковичей
ошибочно.

Гербы в России появились давно, но это были лишь рисунки, которые не подчинялись геральдическим правилам. Из-за отсутствия рыцарства на Руси гербы были мало распространены. В самом своем начале (вплоть до XVI века) Россия была разрозненным государством, поэтому и речи о государственном гербе России идти не могло. Однако, несмотря на то, что окончательной датой объединения Руси считают XVI век, государственный герб в России появляется уже при Иване III (1462-1505). Именно ему приписывается учреждение государственного герба, как такового. В качестве герба в то время выступала его печать. На ее лицевой стороне изображен всадник, протыкающий копьем змия, на оборотной - двуглавый орел.

Происхождение двуглавого орла уходит своими корнями далеко в прошлое. Первые, известные нам, его изображения, датируются XIII веком до н.э. Это наскальное изображение двуглавого орла, схватившего двух зайцев. Он служил гербом хеттских царей.

Затем двуглавый орел обнаруживается в Мидийском царстве - древней державе, раскинувшейся на территории Передней Азии,- во времена правления мидийского царя Киаксара (625-585 года до н.э.). Шли столетия. И вот мы уже видим двуглавого орла на эмблемах Рима. Здесь он появился при Константине Великом. Им в 326 году двуглавый орел был выбран в качестве своей эмблемы. После основания новой столицы - Константинополя - в 330 году двуглавый орел стал государственной эмблемой Римской империи. На Руси двуглавый орел появился после брака Иоанна III Васильевича и Софьи Палеолог, племяннице последнего Византийского императора Константина XII Палеолога. История взаимоотношений Руси и Византии очень глубока и интересна и является темой для отдельной работы. Однако, обратимся вкратце к этому вопросу. Первые исторические упоминания об отношениях России и Византии датируются 957 годом - годом когда княгиня Ольга совершила путешествие в Царьград и приняла христианство. Но далее отношения с Византией у Руси ухудшаются. Так в 969-972 между ними развязалась война за Болгарию, которая была завоевана Святославом.

Позднее, в 988 году Владимир Святой крестил Русь.

"Принятие Русью христианства из Византии широко открыло двери влиянию византийской культуры, византийских идей и учреждений. Это влияние сказалось существенным образом в области политической. Вместе с христианством стала проникать на Русь струя новых политических понятий и отношений. На киевского князя пришлое духовенство переносило византийское понятие о государе, поставленном от бога не для внешней только защиты страны, но и для установления и поддержания внутреннего общественного порядка...”

Однако далее исторических подтверждений отношений Руси и Византии не имеется вплоть до 1469 года, когда римский папа Павел II предложил дочь Фомы Палеолога Софью в жены русскому государю Иоанну III Васильвичу, свадьба которых состоялась в 1472 году. Брак этот не привел Москву к религиозному соединению с Римом, но имел важные последствия для возвышения монархической власти в Москве. Как супруг последней византийской царевны, великий князь Московский становится как бы преемником византийского императора, почитавшегося главою всего православного Востока. По желанию и по советам Софии в Московском Кремле при дворе великого князя стал заводиться пышный, сложный и строгий церемониал по образцам византийского двора. С конца XV века постепенно прекращается господствовавшая ранее простота отношений и непосредственное обращение государя со своими подданными, и он поднимается над ними на недосягаемую высоту. Вместо прежнего простого и “домашнего” титула “великий князь Иван Васильевич” Иван III принимает пышный титул: “Иоанн, Божиею милостью Государь всея Руси и Великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской и Югорский и Пермский и Болгарский и иных”.

В отношениях с малыми соседними землями появляется уже титул царя всея Руси. Другой титул, принятый московскими государями, “самодержец” представляет собой перевод византийского императорского титула autocrator; титул этот означал первоначально самостоятельного государя, не подчиненного никакой внешней власти, но Иван Грозный придал ему значение абсолютной, неограниченной власти монарха над своими подданными. С конца XV века на печатях московского государя появляется византийский герб - двуглавый орел (который комбинируется с прежним московским гербом - изображением Георгия Победоносца). Так Русь обозначила свою преемственность от Византии, что является первым отражением ее развития на гербе...

Становление Российского герба от Ивана III до Петра I

Уже в самом начале развития российского герба мы видим его переплетение с историей Руси. Интересен тот факт, что орел на печатях Иоанна III изображался с закрытым клювом и больше походил на орленка, нежели на орла. Если же посмотреть на Россию того периода, то можно увидеть, что она является молодым государством, которое только начинает формироваться как централизованное. Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте 1497 с племянниками его, князьями Федором и Иваном Борисовичами Волоцкими.

В царствование Василия III Иоанновича (1505-1533) двуглавый орел изображается уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. Об этом, например, свидетельствует печать, приложенная в 1523 году к записи государя и великого князя Василия Иоанновича при отбытии его с войском в Казань. Вкратце, если подойти с чисто художественной точки, то можно сказать, что орел начинает злиться. В то же время, рассмотрев Россию того времени, заметим, что она укрепляет свои позиции, становится новым центром православия. Этот факт нашел свое воплощение в теории монаха Филофея ”Москва - Третий Рим”, известную из послания монаха Василию III.

В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь одержала решающие победы над Казанским и Астраханским царствами, присоединила Сибирь. Рост могущества русского государства отразился и на его гербе. Двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней. На лицевой стороне печати на груди орла изображен щит вырезанной, или “германской”, формы с единорогом - личным знаком царя. Дело в том, что все символы, используемые в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыря, что свидетельствует об укоренении христианства на Руси. На оборотной стороне печати на груди орла - щит с изображением святого Георгия, побивающим змея. Впоследствии эта сторона печати сыграет важную роль в формировании российского герба. Изображение московского герба на груди орла становится традиционным. Однако, в соответствии с древнерусской иконописной традицией святой Георгий обращен в правую от зрителя сторону, что противоречит геральдическим правилам.

21 февраля 1613 года Земский собор избрал на царство Михаила Федоровича Романова. Это положило конец Смутам, которые в период между кончиной Ивана Грозного и взошествием на престол Михаила Романова подорвали дух русского народа и чуть не искоренили русскую государственность. Россия выходила на путь процветания и величия. В этот период орел на гербе “встрепенулся” и впервые распустил крылья, что могло означать “пробуждение” России после длительного сна, и начало новой эры в истории государства. К этому периоду Россия полностью окончила свое объединение и уже сумела стать единым и довольно прочным государством. И этот факт символично отразился в государственном гербе. Над орлом вместо осьмиконечного креста появилась третья корона, что означало Святую Троицу, однако трактовалось многими как символ единства великорусов, малороссов и белорусов.

Алексей Михайлович Романов (1645-1676) сумел завершить русско-польский конфликт, установив Андрусовское перемирие с Польшей (1667), при нем Россия смогла “показать себя” всей Европе. Российское государство занимает довольно значительное место рядом с европейскими государствами. В период царствования Алексея Романова отмечено также появление нового изображения гербового орла. Это связано с тем, что по просьбе царя, император Священной Римской империи Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича, который в 1673 году написал сочинение “О родословии российских великих князей и государей, с показанием имевшегося, посредством браков, сродства между Россией и восемью европейскими державами, то есть Цезарем римским, королями английским, датским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в середине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича”.

Она явилась отправной точкой для развития российской геральдики. Государственный орел Алексея Михайловича явился прототипом последующих официальных изображений русского гербового орла. У орла высоко подняты вверх и полностью раскрыты крылья, что символизировало собой полное утверждение России, как солидного и мощного государства; главы его венчают три царские короны, на груди помещен щит с московским гербом, в лапах - скипетр и держава. Интересен тот факт, что до появления в лапах орла атрибутов монархической власти когти орла, начиная от орла на мраморной плите Ксиропотамского монастыря в Афоне (Византия. 451-453 гг), постепенно разжимались, как бы в надежде что-нибудь схватить, пока не взяли державу и скипетр, символизировав тем самым утверждение абсолютной монархии на Руси.

В 1667 году при помощи Лаврентия Хурелевича впервые было дано официальное разъяснение российского герба: “Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его Царского Величества Российского царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великия Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повелению... на персях изображение наследника; в пазонктех скипетр и яблоко, и являют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя”. Как видим, описание дает новое толкование элементов гербового орла. Оно продиктовано дипломатическими соображениями и должно свидетельствовать о величии России.

"От Руси Древней до Империи Российской". Шишкин Сергей Петрович, г. Уфа.

Полное собрание законов Российской империи” Cобрание 1. СПб, 1830
“Собрание государственных грамот и договоров” часть 1. М, 1813
Брокгауз и Эфрон “Хронология всеобщей и русской истории”. СПб, 1905
Брокгауз и Эфрон “Энциклопедия” т.17. СПб, 1893
Фон Винклер П.П. “Государственный орел”. СПб: тип. Э.Гоппе, 1892
“Хрестоматия по истории СССР XVI - XVII в.в.”. М,1962
Вилинбахов Г.В. “Государственная геральдика России конца XVII - первой четверти XVIII в. (к вопросу становления абсолютизма в России)” //Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук. Л, 1982
“Геральдика” //Материалы и исследования Государственного Эрмитажа. Л: ГЭ, 1987 (1988)
Дворянские роды Российской империи”. СПб, 1993
“История России в лицах и датах” Словарь-справочник. СПб, 1995
Каменцев Е.И., Устюгов Н.В. “Русская сфрагистика и геральдика”. М, 1974
Н.М. Карамзин “Предания веков”. М., 1988
Лакиер А.Б. “Русская геральдика”. М: Книга, 1990
Лебедев В. “Державный орел России”. М: Родина, 1995
Лукомский В.К. “Герб как исторический источник” //Краткие сообщения о докладах и полевых исследованиях института истории материальной культуры. М, 1947; вып. 17.
Лукомский В.К. “Гербовая экспертиза (случаи и способы применения)” //”Архивное дело” 1939 N 1(49).
Лукомский В.К. “О геральдическом художестве в России”. СПб, 1911.
“Новый герб, утвержденный императором Павлом”. 1799 г., Б. М. и Г.
Пушкарев С.Г. “Обзор русской истории”. Ставрополь, 1993.
Хорошкевич А.А. “Символы русской государственности”. М., 1989
Г. Вилинбахов “Родословная российского герба” //”Родина” 1993 N1
Шиланов В., Семенович Н. “Флаги Русского флота” // “Советский музей”, 1990. N 3(113), с.59
Конов А. “Геральдика российская” //”Нева” 1985 N2.