Крановое и подъемное оборудование

Как нельзя учить уроки с ребенком? Нужно ли делать уроки с ребёнком: мнение учителя Если не хочется делать уроки советы ребенку.

Школьная жизнь идет своим чередом: дети пишут первые контрольные, родительские чаты кипят. И многие благие намерения мам накануне учебного года - не собирать ребенку портфель, не отчитывать за плохие оценки - разбиваются в условиях постоянного , который приносит в семью школа. Но если и считают, что со школой что-то не так, психолог Михаил Лабковский убежден: бог с ней, со школой, - это не самое главное в жизни.

Теперь дозвольте пару слов без протокола.
Чему нас учат, так сказать, семья и школа? -
Что жизнь сама таких, как мы, накажет строго.
Тут мы согласны, - скажи, Серега!
Владимир Высоцкий

Первое и самое главное: делать уроки с ребенком не надо! Собирать с ним портфель не надо! Спрашивать "как там, в школе?" не надо. Вы и отношения портите, и результат только отрицательный. Вам что, с ним больше поговорить не о чем?

У ребенка обязательно должно быть личное свободное время, когда он ничего не делает: от двух до четырех часов в день. Тревожные амбициозные родители детей заорганизовывают. Кружки, секции, языки... И получают детские неврозы и все, что к ним прилагается.

В отношениях со школой и педагогами вы должны быть на стороне своего ребенка. Берегите детей. Не бойтесь плохих оценок. Бойтесь довести до отвращения к школе и учебе вообще.

Школьные оценки против отношений ребенка с родителями

Российские родители ориентированы на оценки в школе. Это еще с советских времен. Например, в моем классе учились два чеха и один поляк. После одной серьезной контрольной на собрании все "наши" родители спрашивали про оценки и только чехи и поляки спрашивали что-то вроде: "Как он себя чувствовал? Он волновался?". И это правильно.

Трудно сказать, у кого больше психологических проблем - у отличника или у двоечника. Отличники, которые берут усердием и "высиживают" свои пятерки, - тревожные дети с пониженной самооценкой.

Если ваш ребенок не может самостоятельно делать уроки, у этого всегда есть причина. Лень тут ни при чем. Такой категории, как "лень", в психологии вообще не существует. Лень всегда раскладывается на отсутствие мотивации и воли.

Среди причин, по которым ребенок не делает уроки сам, может быть что угодно: повышенное внутричерепное давление, гипертонус, психологические проблемы, (синдром дефицита внимания и гиперактивность). И вместо того, чтобы тратить вечера на совместное сидение над учебниками, лучше попробовать определить эту причину и работать над ее устранением.

Есть родители, которые хотят вырастить ответственных, самостоятельных, успешных детей.

И бывают родители, цель которых - тотальный контроль над ребенком, а уж каким он там вырастет, не так и важно - главное, чтобы не срывался с поводка.

Как часто из-за тревоги по поводу оценок буквально рушатся семьи, крушатся отношения, родители и дети оказываются разъединены, иногда навсегда.

Психика у подростков и без того обострена, а месяцы подготовки к ГИА и ЕГЭ становятся по-настоящему черными временами для семьи: всех преследуют неврозы и депрессии, они провоцируют истерики, болезни, чуть ли не суициды. Как избежать всего этого кошмара или хотя бы минимизировать последствия?

Я думаю, сосредоточиться на любви и вечных ценностях. Подумать о том, что довольно скоро, когда все оценки и экзамены сотрутся из памяти, будет важно только одно - не утратили ли вы близость, доверие, понимание, дружбу со своим ребенком...

Ведь можно получить пятерку и потерять дочь. Сдать ЕГЭ, "поступить сына в институт", но уже не восстановить отношений.

Лекции о воспитании детей, советы психологов и педагогов по поводу отношений в семье эффективны и имеют смысл исключительно в том случае, если и сами родители психологически благополучны или хотя бы стабильны.

Будучи несчастными людьми, вы никак не сможете так выстроить отношения с ребенком, чтобы он был счастлив. А если счастливы родители, то специально и делать ничего не надо.

Многие считают, что у них, родителей, все нормально, а проблемы только у их детей. И удивляются, когда в одной семье вырастают два совершенно разных ребенка: один уверенный в себе, успешный, отличник боевой и политической, а другой - закомплексованный неудачник, вечно ноющий или агрессивный. А ведь это значит, что дети по-разному ощущали себя в семье и кому-то из них не хватило внимания. Кто-то был более чувствительным и больше нуждался в любви, а родители этого не заметили.

Как вы общаетесь с ребенком в его детстве, так он будет обращаться с вами в вашей старости.

Когда у вас рождается ребенок, вы считаете это чудом, вы счастливы, что стали родителями, делаете все, чтобы ребенку было хорошо, радуетесь общению с ним, восхищаетесь каждой мелочью... Но вот ему исполняется 6 или 7 лет, и между вами и ребенком встает школа.

Будто в дом приходит военком и выдергивает дитя из семьи. Хотя, что, собственно, происходит такого страшного? Ну, надо ему ходить в школу, получать знания по мере сил, общаться, взрослеть. Зачем же позволять этому естественному процессу разобщать вас? Школа меньше, чем жизнь, и ее надо вывести за рамки ваших отношений с ребенком.

Школа должна научить не столько математике и литературе, сколько самой жизни. От школы важно получить не столько теоретические знания, сколько практические навыки: умение общаться, строить отношения, отвечать за себя - свои слова и поступки, решать свои проблемы, договариваться, распоряжаться своим временем. Именно эти навыки позволяют уверенно чувствовать себя во взрослой жизни и зарабатывать себе на жизнь.

Чрезмерные переживания ребенка из-за плохих оценок - это только зеркало реакции взрослых. Если родители спокойно реагируют на двойку или неудачи в спорте, еще на какие-то сбои, если родители улыбаются, говорят "Мой хороший, не расстраивайся", то и ребенок спокоен, стабилен, обязательно выравнивается в учебе и находит дело, где у него все получается.

Вы постареете - как они жить-то будут?

Если в начальной школе ваш ребенок не справляется с программой (некоторые репетиторов нанимают уже в первом классе), если вам приходится подолгу сидеть с ребенком над уроками - проблема не в ребенке, а в школе, гимназии, лицее. Эти заведения работают исключительно на амбициях родителей и заботятся не о детях, а о собственном престиже и стоимости своих услуг. Сложнее - не значит лучше! Ребенок не должен переутомляться, пытаться догнать программу, составленную педагогами, которым непрерывно требуется помощь родителей, репетиторов, интернета и т.д.

В первом классе на подготовку домашнего задания должно уходить от 15 до 45 минут. Иначе вы все долго не выдержите.

Наказывать детей можно и иногда даже необходимо. Но нужно четко разделять ребенка и его поступок. Например, вы заранее договорились, что до вашего прихода с работы он сделает уроки, поест и уберет за собой. И вот вы приходите домой и видите картину: кастрюля с супом стоит нетронутая, учебники явно не открывались, на ковре бумажки какие-то валяются, а дите сидит носом в планшете.

Главное в этот момент не превращаться в фурию, не орать про то, что "у всех дети как дети", и про то, какой он бессовестный мучитель, безответственный урод и что из него вырастет ноль без палочки.

Без малейшей агрессии вы подходите к ребенку. Улыбаясь, обнимаете его и говорите: "Я тебя очень люблю, но планшета ты больше не получишь". Можно еще выдать телефон Nokia старого образца. Без всякого интернета.

А орать, оскорблять, обижаться и не разговаривать - вот этого не надо. Ребенок наказан отъемом гаджетов.

Не надо за детей проживать их жизнь, решать, что им делать и что нет, решать за них их проблемы, давить на них своими амбициями, ожиданиями, указаниями. Вы же постареете, как они сами жить-то будут?

Во всем мире учиться в университеты поступают только самые умные и самые богатые. Остальные идут работать, искать себя и зарабатывать на высшее образование. А у нас что?

Если ребенка постоянно опекают, он не знает, что такое нести ответственность за свои поступки, остается инфантильным и падким на любую возможность нарушить запрет.

Я против постоянного пристального контроля. Ребенок должен быть уверен, что в семье его любят, уважают, с ним считаются и ему доверяют. Вот в этом случае он не свяжется с "плохой компанией" и избежит многих соблазнов, перед которыми не могут устоять сверстники с напряженной ситуацией в семье.

Когда я работал в школе, то в День знаний говорил, что учиться надо хотя бы потому, что за работу головой платят во много раз больше, чем за физический труд. И что, выучившись, вы сможете работать и получать деньги за то, что сами любите делать.

Бардак в комнате подростка соответствует его внутреннему состоянию. Так внешне выражается хаос в его душевном мире. Хорошо еще, если он моется... Требовать "навести порядок" можно, только если вещи ребенка валяются за пределами его комнаты.

Воспитывать - не значит объяснять, как надо жить. Это не работает. Дети развиваются только по аналогии. Что можно, а что нельзя, как надо и как лучше не поступать, дети понимают не из слов родителей, а исключительно из их поступков. Проще говоря, если отец говорит, что пить вредно, а сам не просыхает - существует много шансов, что сын станет алкоголиком. Это самый яркий пример, но более тонкие вещи дети улавливают и перенимают не менее чутко.

Если ребенок пытается манипулировать взрослыми - у него просто невроз. И надо искать его причину. Здоровые люди не манипулируют - они решают свои проблемы, действуя прямолинейно.

Ребенок должен ощущать, что родители - это добрые, но сильные люди. Которые могут его защитить, могут ему в чем-то отказать, но всегда действуют в его интересах и, главное, очень его любят.

Родители первоклассников в один голос признают, что первого сентября и сами становятся школьниками: садятся за парту с детьми и вместе выполняют домашние задания. Смотрят, правильно ли ребенок держит ручку, умеет ли отсчитывать две клеточки, не пропускает строку, выполняет все по образцу.

Но бывает, что совместная учеба затягивается на долгие годы. И вот уже ребенок учится в третьем классе, в пятом, в седьмом, а вопрос «когда начнешь делать уроки?» остается главным на повестке дня. В иной семье к концу первого класса ученик сам выполняет домашние задания, родителям остается их лишь проверить. А у других без напоминаний и крика не обходится ни один вечер.

Дети 6-7 лет еще не в ладах со временем, не всегда могут себя организовать, им больше хочется поиграть, отвлечься – ведь они и так отсидели на уроках полдня. Но в большинстве школ задания на дом все-таки задают. Проблем не бывает, когда дети изначально заинтересованы в учебе и имеют здоровые амбиции – быть первыми, выполнить задания на отлично. А что, если с мотивацией пока сложно? Как родителям найти золотую середину между «Папа решает, а Вася сдает» и «Уроки – это дело детей, а не взрослых»?

Ушло время гувернеров, готовивших будущих гимназистов к сдаче экзаменов и занимавшихся с ними базовыми предметами в индивидуальном порядке. У современного учителя в классе 25-30 человек, и помогать каждому и проявлять индивидуальный подход он просто не успевает. Поэтому педагоги и психологи рекомендуют родителям на первых порах обязательно помогать детям с уроками. Но для этого вовсе не нужно сидеть за одним столом и контролировать каждую букву.

Родительская помощь состоит в том, чтобы научить детей учиться – сформировать обязательность, выработать ежедневную привычку делать уроки. Несложно объяснить детям, что мы многое делаем каждый день: чистим зубы, заправляем постель, убираем игрушки перед сном, днем взрослые ходят на работу, а дети выполняют домашние задания. Желательно приучать будущих школьников к систематическим занятиям еще в дошкольном возрасте, занимаясь с ними по развивающим пособиям и выполняя дома задания, выданные на подготовительных курсах. Дошкольники способны заниматься одним делом в течение 15-20 минут, и, если обучение проходит в доброжелательной атмосфере, у детей вырабатывается положительное отношение к урокам, и они учатся сохранять концентрацию в течение больших отрезков времени. В этой связи важна и физическая и психологическая готовность детей к школе. Ребенок, которого не отдают в первый класс слишком рано, как правило, может легко научиться делать уроки самостоятельно, без родительского надзора.
Когда в семье относятся к школе как к естественной части жизни, то и домашняя работа воспринимается нормально и дети отлично понимают, что «есть такое слово – надо». В такой семье интересуются делами друг друга. Дети знают, что по вечерам мама готовит ужин, а папа помогает ей мыть посуду. Взрослые в курсе, что сейчас проходят в школе и что задают на дом, а дети понимают, что уроки – их ответственность, но, если возникнет проблема, они всегда могут обратиться к родителям.

Лучшим временем для приготовления уроков считается 15-17 часов дня. Удобно, если эти часы приходятся на группу продленного дня, где ребенок успевает сделать домашнюю работу и вечером может быть свободным. Но если продленка в школе не предусмотрена, стоит закрепить это время как начало приготовления уроков дома, пусть оно станет важным пунктом в режиме дня школьника. Взрослые могут спросить ребенка, что ему задали, в какой очередности он бы хотел приготовить задания, помочь организовать на столе порядок и напомнить, что, если будут какие-то вопросы, он без сомнения может звать на помощь. Родители, бабушка, дедушка или няня могут быть поблизости, но совсем не обязательно стоять у ребенка над душой и следить за написанием каждой палочки. Оптимально, если сделанную работу ребенок дает взрослым лишь для проверки. Конечно, это получится далеко не с первого дня учебы, но все-таки к этому нужно стремиться.

Проверяя чтение текста или решенную задачу, взрослые видят, хорошо ли дети усваивают материал, а также могут повторить или объяснить то, что дети недослышали или не поняли на уроке. Занимаясь своими делами, но находясь рядом и зная, какие задания ребенок сегодня выполняет, родители могут заметить проблемы, из-за которых он отстает в учебе. Может быть, ребенок медлителен, выполняет все тщательно и аккуратно, но позже всех, и, когда учитель начинает объяснять следующую тему, ему приходится бросать то, что не закончено, и ребенок из-за этого расстраивается.

Зная о проблеме, родители могут помочь ускорить темп выполнения уроков. Ребенок отвлекается и задает не относящиеся к учебе вопросы – мягко скажите ему «Сначала закончи упражнение, а потом поговорим», напомните о пословице «Делу время – потехе час», мотивируйте скорым приготовлением его любимого печенья, перед которым нужно собраться и закончить задание. Потренируйте быстроту реакции и умение концентрироваться в играх на скорость и ловкость.

Зная особенности своих детей, родители могут посоветовать им, как лучше готовить уроки. Некоторым ученикам необходимо два-три часа отдыха после школы, чтобы взяться за домашнюю работу с новыми силами. А кому-то важно закончить школьные дела побыстрее, чтобы вечер был полностью свободен. Один ребенок предпочитает начинать со сложных заданий и заканчивать легкими, а другой перемежает простое со сложным.

Хорошо, если с домашними заданиями школьнику помогает взрослый, наименее склонный к раздражительности. Дети теряют интерес к учебе, если их ругают, придираются к мелким помаркам, заставляют по много раз переписывать задание до достижения идеального вида. Когда родитель чувствует, что готов сорваться, лучше объявить перерыв, устроить физкультминутку и выпустить пар в спортивной игре, но не на ребенка. А вот хвалить лучше почаще – спокойно и объективно, за маленькие достижения и большие победы.

Подбадривать: «Ты обязательно справишься!». Уверить в том, что взрослые придут на помощь: «Не получается перевести диалог? Отложи это задание до моего возвращения с работы, и мы попробуем сделать его вместе». Задавать вопросы: «Значит завтра у тебя диктант. Как ты хочешь учить словарные слова? Прочитать их или записать на листок?» Это будет наводить ребенка на принятие оптимальных решений.

К началу средней школы дети, как правило, уже готовы не только к самостоятельному выполнению уроков, но и к самопроверке. Но до того как это произойдет, важно, чтобы взрослые своим участием и интересом к школьной жизни научили их быть самостоятельными. Как говорится в одной пословице: «Хочешь накормить человека один раз - дай ему рыбу. Хочешь накормить его на всю жизнь - научи его рыбачить».

Начался учебный год и тот период, когда родители каждый вечер часами просиживают с ребёнком, выполняя с ним домашние задания. Родители полностью включаются в этот процесс: они узнают, что задано ребёнку, вместе готовят презентацию, и мастерят поделки, когда он уже спит.

Школа - зона ответственности ребенка

Родители уже давно окончили школу, теперь учатся дети. Школа - это зона их ответственности. В каком бы классе ни учился ребёнок, начало учебного года - это период, когда необходимо перестать воспринимать его как малыша и делегировать ему право самому собирать рюкзак и делать домашнюю работу. Конечно, в первое время возможны и замечания, и двойки. Но рано или поздно ребёнок поймет, что учится он сам, а не мама или бабушка.

Учёба - не вся жизнь. Берегите здоровье и нервы

Сколько семейных драм происходит из-за учёбы! Но школа - это всего лишь один из этапов жизни. И она не должна становиться между родителями и детьми. Если же все 11 лет стоять над ребёнком, то этим ему не привить интерес к знаниям. Таким способом можно только отбить у детей желание учиться и нарушить с ними отношения.

Вы растите безответственного исполнителя

Тотальный контроль за домашними заданиями поможет вырастить несамостоятельную личность, которая делает всё по указке, которой легко манипулировать. Такой ребёнок будет хорошим исполнителем, но не научится принимать решения и брать на себя ответственность, в том числе и за невыученный урок. Не делать за него домашние задания - не значит полностью самоустраниться. Можно и нужно проверить выполненное, помочь разобраться в сложном вопросе.

Лучше в детстве научиться распределять время и нагрузку

У современных детей часто складываются сложные отношения со временем: они его «не чувствуют», ведь расписание составлено учителями и родителями. Взрослые же и следят, чтобы оно выполнялось. В итоге ребёнок не учится правильно распределять время. Чтобы он этому научился, нужны не «надзирающие» родители, а стол, стул и будильник. На домашнее задание по каждому предмету отводится не более получаса. Не успел - всё равно переходит к следующему заданию. Так школьник постепенно научится распределять время. Если же эта проблема возникает у всего класса, значит, нужно обратиться к педагогу, либо к директору - чтобы они пересмотрели нагрузку.

Вы сэкономите время для себя

Когда ребёнок самостоятельно делает уроки, у родителей больше свободного времени. Со временем при правильной организации домашней работы освободятся вечера и у школьника. Появится время на прогулки. А вопрос: «Ты сделал уроки?» останется в прошлом. Всё же важны не оценки, а знания. Оценки зачастую бывают субъективными. Можно ходить с ребёнком в музеи, на выставки, покупать настольные игры - это покажет, что каких-то знаний ему не хватает, и воспитает желание узнавать новое.

В книгах и в интернете можно найти много противоречивых околопсихологических статей, в которых обсуждается, нужно ли делать с ребёнком уроки или же нет, и если нужно, то до какого возраста, а если не нужно, то как бороться с двойками, которые, с точки зрения родителей, неминуемо появятся. «О!» решил посмотреть на тему с разных точек зрения и задал этот вопрос сначала учителю, а потом психологу. В сегодняшнем материале наш эксперт — педагог, а колонку психолога ищите на «О!» уже завтра.

У меня есть знакомая учительница, которая на родительском собрании откровенно говорит: «Меня раздражает неправильно выполненная домашняя работа. Уважаемые родители, домашнее задание не только для детей, но и для вас!» То есть она считает, что родители обязаны помогать детям в выполнении . Вот такая позиция учителя и приводит к тому, что родители делают поделки и презентации, пишут стихи и сочиняют рассказы. Творчество — это замечательно. Но не тогда, когда вы делаете это вместо ребёнка.

На мой взгляд, родители делают задание за ребёнка по 3 причинам:

    Родители — перфекционисты, «отличники в душе». Такие мамы и папы не могут смириться с тем, что ребёнок делает всё не так хорошо и аккуратно, как им бы хотелось: «Дай покажу, как надо!»

    У родителей просто нет времени. Папа пришёл с работы, устал, скоро начнётся сериал или футбол, а тут сын с уроками: «Давай я быстрее сделаю, а ты перепишешь».

    Родители боятся учителя. Да, такое бывает.

Учителя прекрасно видят, сам ли школьник выполнил работу или ему помогли. Мне об этом даже спрашивать не надо, я прекрасно знаю, на что способен каждый ученик. Но я работаю в маленькой частной школе, где количество ребят в классе позволяет на каждом уроке проконтролировать, усвоена ли тема. Самый главный принцип, которым должен руководствоваться учитель: задаём только то, чему научили. Потому что домашнее задание — это проверка, как ученик понял пройденный материал. Вот в этом самый главный смысл домашнего задания, а не в том, похвалит ли учитель, поставит «5» или «3». Выполнять «домашку» за ребёнка, значит вредить ему и мешать учителю.

Как помочь ребёнку справиться с домашним заданием?

Мой совет: терпение. Терпение и наблюдение. Если ребёнок , не просит помощи, если учитель не выходит с вами на связь по поводу домашней работы, то и вопрос о помощи отпадает. Иногда достаточно проверить само наличие выполненных уроков. Учителя обычно комментируют работы учеников. Помните такие записи красной ручкой: «Нет работы над ошибками», «Где упр. 14?», «Пиши аккуратнее!» и так далее. Конечно, на это надо обращать внимание. Но опять — терпение. Понаблюдайте и просто подскажите ребёнку, если заметили, что он что-то забыл или неправильно оформил работу.

Оформление работы, как и аккуратность, очень важно. Хотим мы этого или нет, но у нас есть ЕГЭ, ОГЭ и ВПР, выполнение которых требует предельной внимательности, поэтому не помешает приучать детей с первого класса к определённым формальностям. Вот как раз с этим и должны помочь родители: сколько клеточек пропустить, какие скобочки поставить. «Повторение — мать учения» и, конечно, ребёнок сам скоро всё запомнит.

Буду ли я снижать оценку, если работа выполнена правильно, но плохо оформлена и неаккуратно написана? Не буду, но замечание напишу, особенно, тому ребёнку, который может писать лучше, но не старается. Родителей не должны пугать записи учителя. Это не характеристика ученика и его родителей. Это работа, процесс обучения. Он не может получиться сразу.

Что делать, если у ребёнка не получается выполнить домашнее задание?

Эту ситуацию, конечно, не надо игнорировать. Если сами понимаете тему, объясните, но постарайтесь не показывать готового решения, а вопросами подведите к нему. Лучше даже найти другое аналогичное задание. Оно вполне может быть в этой же тетрадке в классной работе. Исключите все книжки и пособия с готовыми домашними заданиями. Открою вам секрет: там очень много ошибок. В формальном выполнении домашнего задания, особенно, в начальной школе, когда закладываются основы знаний, от них намного больше вреда, чем пользы. Если совсем , лучше честно сказать об этом учителю и попросить объяснить, как надо было выполнить это задание.
Чтобы смириться с неизбежностью выполнения домашнего задания, надо понять, что это важный этап в обучении. Это повторение и закрепление пройденного материала. И ещё. Есть дети, которые категорически отказываются от какой-либо помощи. И не навязывайтесь! Может, вам просто повезло!