Грузовые Автомобили

Когда празднуют рождество в вифлееме.

Святой праздник в Вифлееме

Ныне праздник Рождества у всех православных христиан считается самым радостным и значительным; фактически, он является началом и основанием для прочих церковных торжеств и отмечается очень торжественно. В канун праздника Рождества Христова составляет пять дней – с 2 по 6 января; попразднество же продолжается шесть дней и завершается праздником Обрезания Господня. Празднику предшествует подготовительный Рождественский пост, называемый также Филиповым (так как начинается на другой день после дня памяти св. ап. Филиппа) или «малой четыредесятницей» (поскольку длится сорок дней, вплоть до навечерия Рождества Христова – 6 января). В Вифлееме празднование Рождества начинаются задолго до заката. В Палестине к христианским праздникам особое отношение: нередко арабы-мусульмане приезжают на Рождество в Вифлеем, чтобы высказать христианам свое уважение. Да и среди самих палестинцев христиан довольно много. Празднования,где расположена Церковь Рождества Христова, начинаются с музыки. Оркестры обходят несколько кварталов. Такие же мелодии в Средние века здесь исполняли рыцари-крестоносцы. Службу в храме правят сразу несколько священников на разных языках. Вокруг храма собираются несколько десятков тысяч человек.

Утром, 6 января, Иерусалимский Православный Патриарх в сопровождении архиереев и клириков выходит из тронного зала Греческой Патриархии. Процессия следует к Башне Давида у Яффских ворот Старого Города, где Патриарх в сопровождении кортежа автомобилей направляется в сторону Вифлеема. На улицы выходит арабоязычная православная молодежь, одетая в скаутскую форму. У каждой школы есть своя команда скаутов, так что 6-го числа сотни вифлеемских детей шествуют по городу с волынками и барабанами, жонглируют специальными палочками и веселятся. От мала до велика заполняют все прилегающие к базилике улицы, устраивают настоящий парад, маршируя и играя на различных духовых и ударных инструментах, виртуозно вертят и ловко подбрасывают в воздух длинные разукрашенные булавы. Волынки завезли на Святую Землю англичане, так что, можно сказать, это напоминание о временах британского мандата - 1917-1948 г.г.


Клирики Святогробского братства в красных праздничных облачениях встречают патриарха на площади Яслей

На площади Яслей в красных праздничных облачениях с иконой Рождества и Евангелием Предстоятеля Иерусалимской православной церкви,Блаженного патриарха Феофила встречают многочисленные клирики Иерусалимской Православной Церкви,члены Святогробского братства,православные паломники со всех частей света. Потому-что именно здесь в Вифлееме рождается Божественный первозданный свет самой яркой звезды рождения Спасителя.

Войдя на площадь Яслей Патриарх облачается в мантию и в сопровождении Губернатора и Мэра Вифлеема, крупных военноначальников и полицейских, старейшин, владельцев крупных магазинов и отелей, проходит по площади ко входу в храм, осеня крестом всю окружающую его бесчисленную арабскую паству, и паломников.

Через главную очень низкую дверь, которая называется «Вратами смирения», Патриарх входит в храм Рождества Христова, поклоняется к Вифлеемской звезде и яслям. Как только Предстоятель вступает на Патриарший трон начинаются Царские часы.


Царские часы в церкви Рождества в Вифлееме

Самая ранняя в православном мире рождественская служба. Патриарх восседает на троне справа от царских врат алтаря. Распевы греческие древнее и монотоннее российских праздничных тропарей, но суть едина - "Рождество твое, Христе Спасе наш, воссияй мир светом разума".

Процессия во главе с настоятелем иерусалимской православной церкви обходит храм. Праздник Рождества начинается. Сначала в Вифлееме, далее по всей православной земле.

На следующий день, в полночь Патриарх совершит здесь праздничную рождественскую Евхаристию, на которую обычно на короткое время посещает Глава Палестинской Национальной Администрации.


Православные паломники в церкви Рождества в Вифлееме

Рождественское богослужение в базилике - большое торжество. Приезжает телевидение, представители палестинской администрации. Самых почетных гостей усаживают на специальном подиуме перед алтарем, остальной народ стоит в храме. Приходят не только православные, но и католики: в Вифлееме много смешанных семей, и, например, мама может быть католичкой, а папа - православным. Так что они отмечают Рождество дважды.

Собор Рождества - самый древний христианский храм Святой земли. Сегодня его фасад утяжелен мощными опорами, удерживающими стены. Вход - низкий, но над ним можно разглядеть подкову входа времен крестоносцев, а еще выше - широкую притолоку входа византийской церкви. Одни говорят, что вход был частично заложен, чтобы всем пришлось поклониться, другие объясняют - чтобы грабители не могли украсть церковную утварь; но, скорее всего, это было сделано во избежание обвала..
Первый храм Рождества был маленьким - под стать размерам городка, но уже через сто лет, когда началось паломничество, его стали расширять и украшать. Сегодня это храм-базилика с густым лесом массивных розовых колонн, а на них едва угадываются полустертые временем восковые (в технике энкаустики) изображения святых.

Сердце храма - грот Рождества или пещера, где, по преданию, и произошло рождение Христа. Перед входом в пещеру - алтарь обрезания, где на восьмой день после рождения Богомладенец был обрезан по закону Израиля. Там находится икона улыбающейся Богоматери Вифлеемской - подарок русских царей.


Здесь родился Спаситель

В пещеру ведут ступени, вход обрамлен двумя мраморными колоннами работы крестоносцев. В пещере обычно много людей и мало воздуха, но все искупает возможность припасть к звезде, на которой написано: «Здесь родился Спаситель». Из-за этой звезды, по народному поверию, и вспыхнула Крымская война: турки попытались передать звезду католикам, Россия вступилась за православных, англичане высадили десант в Крыму. После войны турки восстановили довоенный порядок. Этот порядок сохраняется по сей день: у православных, католиков, армян и сирийцев есть определенные часы, когда они могут пройти процессией, кадить, поклоняться и молиться в храме Рождества.

В пещере слева от входа - каменные ясли, куда был положен младенец Христос. Крестоносцы в свое время поставили было деревянные ясли, но со временем те исчезли - да, правду говоря, в Палестине ясли обычно каменные. В глубине - дверь, отделяющая грот Рождества от подземного лабиринта, куда можно попасть через стоящую рядом латинскую церковь Святой Екатерины, где хранится керамическая скульптура Младенца Христа. Ее приносят и кладут в ясли перед латинским Рождеством и уносят обратно после православного. У двери грота - отверстие колодца. Туда, по традиции, упала звезда, за которой шли волхвы, и чистые сердцем могут увидеть ее.


Собор Рождества

Древнее мозаичное изображение волхвов в «персидских одеждах» не сохранилось до наших дней. В каноническом понимании волхвы были царями восточных стран, но у путешественника Марко Поло есть о них своя история, достойная апокрифа. Как рассказали ему в Персии, волхвы были зороастрийскими магами-священниками, которые по звездам узнали о предстоящем Рождестве Спасителя. Они пришли в Вифлеем, неся с собой дары, предназначенные проверить, кто Он. Если родившийся Младенец возьмет смирну - значит, он врачеватель; возьмет ладан - значит, Бог; золото - быть ему царем. Но Младенец принял все три дара, потому что Он исцелял страждущих, был Богом, и Царем не от мира сего.

В Вифлееме. Воздвигнут он на месте рождения самого Спасителя. Ежегодно в этот древний город стекается множество паломников. Помимо пещеры, в которой по прибытии в Вифлеем остановились Мария и Иосиф, здесь можно осмотреть Поле Пастушков, Молочные грот и некоторые другие достопримечательности.

Евангельские события

Согласно Ветхому Завету, родился Христос в 5508 году от сотворения мира. Когда Мария носила Спасителя в своем чреве, они вместе с мужем Иосифом отправились из Назарета, в котором проживали, в город Вифлеем, расположенный неподалеку от Иерусалима. Сделали они это потому, что тогдашний римский император приказал провести перепись населения. Поэтому каждый гражданин страны должен был прибыть в тот город, где был рожден. Муж Марии же был из Вифлеема.

Прибыв в город, Богородица и Иосиф не нашли места в гостинице. Поэтому они были вынуждены остановиться в пещере на окраине, там, где пастухи укрывали от непогоды овец. Здесь и появился на свет Иисус Христос. Именно сюда пришли поклониться будущему спасителю сначала пастухи, а затем волхвы.

Римское святилище

Разумеется, католические и православные храмы начали строить в Иерусалиме и Вифлееме гораздо позже распятья и вознесения Христа. Во втором веке римляне возвели над местом его рождения храм, посвященный Адонису. Этот бог, наряду с Персефоной, считался олицетворением смены времен года. Конечно, языческий храм на месте рождения основателя новой религии, с точки зрения верующих христиан - это не очень хорошо. Однако именно благодаря этому сооружению, вифлеемская пещера была сохранена для потомков.

Строительство храма

Через пару веков над пещерой, в которой был рожден Спаситель, поставили небольшую христианскую базилику. Возвела ее в 339 году Елена, мать императора Византии Константина Великого, после того, как посетила эти места со святым паломничеством. Прямо над пещерой была сооружена небольшая постройка с конической крышей. Сверху в ней устроили проем. Через него паломники могли осматривать место рождения Христа.

История храма

Очень сильно первый храм пострадал во времена самаритянского восстания. Восстановлен он был примерно в 550 веке императором Юлианом. В ходе реконструкции он был значительно расширен. Помимо этого, в нем был устроен так называемый Святой вертеп - спуск в саму пещеру.

В 1717 году то место, где родился Иисус, было отмечено 14-лучевой звездой, ставшей символом Вифлеемской. Сверху нанесли надпись: «Здесь Дева Мария родила Христа». Над ней в наши дни каждый день совершается божественная литургия. Специально для этого здесь собран мраморный престол. Рядом с ним расположен спуск в ясли, в которые Мария положила Спасителя после рождения.

Храм Рождества Христова (Вифлеем), фото которого вы можете видеть на странице - древнейшее строение с очень интересной историей. Согласно этой легенде, во время вторжения персов (в 12 веке) в стране уцелела только эта небольшая церковь. Завоеватели не стали уничтожать ее из-за того, что на ее стенах были нарисованы волхвы. Они приняли их за жрецов зороастрийского бога солнца. Это случайное спасение храма считается одним из чудес христианства. На настоящий момент базилика над пещерой Спасителя является старейшей в Палестине церковью.

Историческая ценность

Храм Рождества Христова в Вифлееме представляет большой интерес не только для верующих, но и для историков. К примеру, здесь до сих пор сохранились фрагменты напольной византийской мозаики, а потолок поддерживают колонны времен Юстиниана. Последние изготовлены из песчаника и отполированы настолько искусно, что кажутся мраморными. Настенные мозаики и росписи на колоннах сделаны в 1143-1180 гг. Очень хорошо сохранились фрагменты 11

Установленный перед алтарем Амвон датируется временем крестоносцев (12-13 вв.). Имеет историческую ценность и иконостас этого древнего храма. Изготовили его в Греции в 18 веке. Паникадила были подарены храму русскими императорами Николаем Вторым и Александром Третьим. Колокола в церкви также российские.

Поле Пастушков

Разумеется, Храм Рождества представляет поистине огромный интерес для православных верующих. Однако не менее популярны и некоторые другие достопримечательности Вифлеема. Недалеко от храма находится еще одна довольно-таки интересная церквушка. На том месте, где когда-то пастухи увидели сияющих ангелов, возвестивших о рождении божественного младенца, та же царица Елена построила небольшую церковь. Однако впоследствии она была разрушена. Подземный же храм остался нетронутым и действует и в наши дни. На поле рядом с ним растут деревья, некоторые из которых сохранились здесь, по преданию, со времен Христа.

Подземелье младенцев

Посещают паломники не только храм в Вифлееме, но и еще одну очень интересную христианскую святыню. Рядом с южным входом в базилику находится лестница, ведущая в пещеру, в которой захоронены кости младенцев. По легенде, убить их приказал царь Ирод, прогневавшийся на мудрецов, которые сообщили ему о рождении Христа, но не сказали, где именно это произошло. Когда-то эти дети были захоронены в Вифлееме. Для того чтобы узнать, где находится их могила, Елена послала вифлеемскому раввину вышитое одеяние. Благодарный священник показал ей место захоронения. Узнав о том, где могила детей, Елена поставила над ней гробницу.

Молочный грот

Рядом с храмом находится также так называемый Молочный грот. Принадлежит он католической церкви. По преданию, именно на этом месте Богородица кормила грудью Христа. Одна капля молока упала на землю, и скала в ту же минуту приобрела белый цвет. Это второе, широко известное чудо храма в Вифлееме. В Молочном гроте, помимо всего прочего, можно посмотреть на икону Божьей Матери, кормящей Иисуса.

Врата смирения

На данный момент Храм Рождества Христова в Вифлееме относится к греко-православной конфессии. Как и все патриархата, убран он очень красиво. Главный вход в него назван Вратами смирения. Во времена Средневековья два входа в храм были замурованы, а главный сильно уменьшен по высоте. Сделано это было для того, чтобы внутрь не могли попасть вражеские всадники. С тех пор при входе в храм верующие вынуждены наклоняться. Отсюда и название главных врат.

Чудо спасения от арабов

Храм Рождества Христова в Вифлееме - исторический памятник, о котором существует еще одна очень На одной из колонн в этой церкви имеется несколько углублений, образующих крест. Считается, что это следы чуда, произошедшего в храме много веков назад. Однажды, во время одного из своих внезапных набегов, арабы ворвались в храм. Ждать помощи находящимся в нем людям было неоткуда. И тогда они начали молиться. И просьбы их были услышаны. Из одной из колонн вдруг вылетел рой ос и начал жалить арабов и их лошадей. В результате захватчикам пришлось покинуть храм и оставить в покое находящихся в нем людей.

Православные храмы имеются во многих странах мира. И повсюду они поражают своим великолепным убранством и явленными людям чудесами. Вифлеемский храм в этом плане исключением не является. Эта древняя базилика, безусловно, представляет большой интерес как для верующих, так и для историков.

ВИФЛЕЕМ, 24 дек - РИА Новости . Над мощеным белым камнем центром Вифлеема стоит запах свежей стружки и разносится визг столярных станков, вплетаясь в перезвон церковных колоколов и песнь муэдзинов. В небольших семейных мастерских режут поделки из оливкового дерева в расчете на паломников и туристов, которые в рождественскую пору тысячами стекаются на родину Иисуса Христа.

В расположенных тут же лавках христианские распятия, разнокалиберные вертепы с фигурками святого семейства соседствуют с мусульманскими четками и клетчатыми головными платками, еврейскими подсвечниками-менорами и вполне космополитичными статуэтками верблюдов. Вифлеемцы очень ждут гостей, от щедрости которых зависит благосостояние города, и довольны тем, что в нынешнем году их надежды оправдываются.

"Это хороший год, один из лучших за последнее время. Каждый день к нам в Вифлеем приезжают по 5-10 тысяч человек. В октябре и ноябре вообще доходило до того, что было трудно пробиться в Церковь Рождества", - рассказывает управляющий одним из таких предприятий Исса Джакаман - представитель старинной фамилии, красующейся на вывесках по всему городу.

С ним согласна и официальная палестинская статистика, по подсчетам которой Западный берег реки Иордан с начала года посетили 2,8 миллиона туристов против 2,5 миллионов за весь 2017-й. Если раньше палестинцы сетовали на то, что туризм носит "однодневный" характер и гости предпочитают ночевать в Израиле, то сейчас гостиницы Вифлеема заполняются больше, чем на 70%, и это еще не предел.

В магазине Джакамана среди традиционных библейских сюжетов, выполненных мастерами-резчиками, стоит деревянная композиция с новейшим политическим подтекстом: трое волхвов, пришедших с дарами к младенцу Иисусу, упираются в стену, которую воздвигли израильтяне вокруг Вифлеема.

Восьмиметровая бетонная лента, ощерившаяся сторожевыми башнями и стальными воротами, успела стать своеобразной городской достопримечательностью, которая соперничает в узнаваемости с самим Храмом Рождества. Ее палестинскую сторону облюбовали мастера граффити, включая таинственного британца Бэнкси, чьи репродукции тут тиражируют в виде открыток и магнитов на холодильник.

Грандиозную систему разделительных сооружений, которая с 2002 года строится на границах Западного берега реки Иордан, в Израиле считают одним из самых действенных средств борьбы с терроризмом. Палестинцы называют ее "стеной апартеида" и инструментом оккупации.

Перманентная ближневосточная нестабильность не испугала жизнерадостную пилигримку из Новой Зеландии, охотно пообщавшуюся с российскими журналистами на Ясельной площади - в самом сердце Вифлеема и центре рождественских торжеств.

"Фантастика, просто потрясающе. Эта энергетика, эти люди вокруг. Такое только раз в жизни бывает", - восторгается девушка по имени Шиха, приехавшая в компании полусотни соотечественников.

На площади у Храма Рождества высится многометровая ель, увенчанная пятиконечной звездой. Под лучами солнца, которое периодически выглядывает из-за туч, маршируют шеренги скаутов с волынками и барабанами. В толпе зрителей раздают воздушные шары, торгуют красными колпаками, разносят кофе. Политические активисты предлагают всем желающим сфотографироваться для социальных сетей в рамках с хэштегом "Свободная Палестина".

"Я ощущаю себя в полной безопасности. Все отлично", - говорит Шиха, смеясь над определением "гостья с противоположной стороны глобуса" и прощаясь новозеландским "Киа ора".

Особое место на карте мира занимает город Вифлеем. Небольшой городок на Святой Земле привлекает к себе внимание событием огромного значения для сердца каждого христианина и всего человечества. Более 2 тысячи лет назад в Вифлееме родился Иисус Христос.

Библейный Евангелие (Лк.2:4-7, Мф.2:1-11) изложенный на бумаге, повествует о том что в Вифлееме родился Христос Спаситель. Храм Рождества Христова наиглавнейшее место в городе Вифлеем. Торжество христианского праздника Рождества Христова посвящен воспоминанию о Рождении, и с временем явления на свет Иисуса Христа.

Праздник Рождества был отмечен Иерусалимским Патриархатом в четверг 7-го января 2016 года по его древнему уставу в городе и месте по плоти Рождества Господа нашего Иисуса Христа, в городе Вифлееме и Пещере Рождества находящийся под амвоном Базилики Рождества Христова.


Праздник накануне Рождества Христова

Накануне праздника в среду 6-го января 2016 в 9.00 часов утра Израильская полиция прибыла в резиденцию Иерусалимского Патриарха и нанесла визит по обряду, положенному в праздник, к Отцу нашему и Патриарху Иерусалимскому Феофилу. В конце этого визита Блаженнейший Патриарх вышел сопровождаемый полицией, Архиереями Святогробцами и иеромонахами Святогробской Братии и направился к воротам Давида.

Далее Патриаршее сопровождение на автомобилях направилось к святому монастырю пророка Илии, расположенном между Иерусалимом и Вифлеемом. Там перед входом в монастырь Блаженнейшего Патриарха встретили представители трех городов, Вифлеема, Бейт-Сахура и Бейт-Джалы, израильская военная и политическая администрация и члены общины Иерусалима. Последовало поклонение в храме и угощение в игуменском здании настоятелем монастыря архимандритом о. Паисием.

В конце угощения Блаженнейший Патриарх, в сопровождении пяти израильских конных полицейских прибыл к Гробнице Рахели расположенные там, где, согласно традиции, была погребена праматерь Рахель. Находится севернее Вифлеема, в нескольких сотнях метров от южной части современного Иерусалима. На протяжении многих веков является местом паломничества евреев, а также святым местом для христиан и мусульман.

Из железных ворот гробницы Рахили Блаженнейший Патриарх направился в Вифлеем, в сопровождении Палестинских сил безопасности.По всей дороге в Вифлеем патриарха приветствовали христианские семьи,прося благословения Блаженнейшего. В такой атмосфере радости и веселья для праздника Блаженнейший Патриарх дошел до площади города Вифлеема. Там его встретил Патриарший Местоблюститель в Вифлееме его Высокопреосвященство Архиепископ Иорданский Феофилакт, приветствовав его словами “Добро пожаловать”, префект, мэр города, директор Палестинской полиции, иеромонахи, члены Святогробской Братией, арабоязычное духовенство и много паломников.

С площади Патриаршее сопровождение шествием и пением аполитикия “Рождество Твое, Христе Боже наш, возсия мирови свет разума” на греческом языке первым певцом Пресвятого Храма Воскресения Архимандритом Аристовулом и на арабском хором Храма Рождества под руководством г-на Лоренса Самура вошли в Базилику Рождества.

Патриаршее Сопровождение при входе прошло через Базилику, право которое имеют только Греко-Православные, прошли перед иконостасом, откуда спустилось через южную дверь часовни святого Николая в Пещеру Рождества и поклонилось Вифлеемской Звезде(из серебра нанесена на пол пещеры, где родился Иисус. Небесное светило стало предвестником его появления на свет) и Яслям и вышли через северные ворота и поднялись на место перед иконостасом. Там Блаженнейший Патриарх Благословил всех, и начал Последование часов певаемых в навечерии Рождества Христова в каждом часу по Уставу. Последовали Вечерня с благословением хлебов, Божественная Литургия Василия Великого, Отпуст которой состоялся по Уставу в 15.30.

Богослужение рождественского сочельника начинается, как и в другие дни предпразднства, с вечерни, малого повечерия и утрени. Читаемый на повечерии канон по своему содержанию приближается к песнопениям самого праздника. Сосредоточенное на содержании праздника и несколько грустное настроение, характеризующее трипеснцы и каноны других дней предпразднства, постепенно уступает место радости и ликованию. Ликование и радость связаны с ожиданием вочеловечения Сына Божия: "Радуйся, вся земле, се Христос приближается, в Вифлееме ражда́яйся: море, возвеселися: пророческий сонм, взыграй, сбытие́ зря днесь твоих словес, и вси радуйтеся, праведнии". Святая Церковь, в предшествующие дни раскрывшая пред духовным взором верующих тайну нисхождения Бога на землю, теперь обращает внимание на земные обстоятельства празднуемого события: на время и место, в которые оно должно совершиться, и на его участников. Земля, готовящаяся к принятию Богомладенца Христа, становится для нас небом: "Небо мне показася днесь земля: на ней бо раждается Творец и в яслех восклоняется в Вифлееме Иудейстем".

Последовала монашеская трапеза, организованная Патриаршим Местоблюстителем в Вифлееме Его Высокопреосвященством Архиепископом Иорданским Феофилактом. Накануне вечером в 7:00 часов вечера Его Божественное Блаженство наш Отец и Патриарх Иерусалимский Феофил организовал трапезу в честь Президента Палестинской Автономии Махмуда Аббаса Абу Мазена, а также чиновников палестинского правительства и членов нашей паствы.

Во время этого ужина Блаженнейший Патриарх обратился к г-ну Президенту с речью на арабском языке и вручил Ему рождественский подарок. Так завершилось Навечерие Рождества Христова.

В день праздника

Праздник дня Рождества состоялся во бдении с Утреней и Божественной Литургией в базилике и в пещере Рождества Христова.

В 22:30 в среду, накануне Рождества, 6 января 2016, началось Последование входом Православных через южную лестницу в пещеру Рождества, построенной в период крестоносцев. Вошел Его Высокопреосвященство Митрополит Капитольядский Исихий и впоследствии он возглавил Последование Утрени в Кафоликоне базилики Рождества перед иконостасом.

Далее возглавил Утреню Его Божественное Блаженство наш Отец и Патриарх Иерусалимский Феофил, к которому пришли и взяли благословение священники, чтобы облачиться. Впоследствии Блаженнейший помолился перед иконостасом, вошел в Священный Алтарь и поцеловал Святых Архиереев. Потом Блаженнейший и Архиереи облачились и пришли перед Царскими вратами Священного Алтаря.

Оттуда начался спуск к Святой Пещере, во главе с Блаженнейшим Патриархом. Справа от него были Президент Палестинского государства, Его Высокопревосходительство г-н Махмуд Аббас-Абу Мазен и чиновники его Правительства, по другую сторону Консул Греции в Иерусалиме г-н Георгий Захариудакис и представители короля Иордании, министр туризма и другие.

При спуске в Пещеру был прочитан отрывок, посвященный Рождеству из Евангелия от Луки на греческом и арабском языках, потом было оглашено Рождественское обращение Блаженнейшего Патриарха Архиепископом Константинским Аристархом на греческом языке:

Днесь восприемлет Вифлеем седящаго присно со Отцем,

днесь Ангели Младенца, рожденнаго боголепно, славословят:

слава в Вышних Богу, и на земли мир,

в человецех благоволение.

(Стихира Утрени Рождества).

В концах мира Единая, Святая, Соборная и Апостольская Православная Церковь Христова живет празднично сегодня, проповедует ее членам пастырски и свидетельствует миру мирно возвышенное и сверхъестественное событие, событие превышающее весь человеческий смысл, восприятие и силу.

Это событие является исполнением ветхозаветных пророчеств. Является осуществлением ожидания народов. Бог в Его бесконечной любви презрел времена невежества человека, простил ему предсовершенные грехи и нарушения и призвал в божественную в Нем новую жизнь, для которой он сначала был сотворен “Избавление посла людем своим” (Пс. 110 , 9).

Этим избавлением является Тот же самый Единородный Сын и Слово Божие. Это произошло, “Егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына своего единороднаго, раждаемаго от жены, бываема под законом, да подзаконныя искупит, да всыновление восприимем” (Гал. 4, 4) по небоходящему апостолу Павлу. “Слово плоть бысть и вселися в ны и от исполнения его мы вси прияхом и благодать воз благодать” (Ин. 1, 14 и 16) по евангелисту любви.

Воплощение Слова, восприятие человеческой плоти Им, совершилось не по законам природы - “когда же благоволит Бог, побеждается порядок, как написано” - но по благоволению Отца Святой Дух спустился на Деву Марию из Назарета, и она зачала Сына Божия как человека. Сын Божий стал и Сыном Человеческим, воплотился, вочеловечился. Мариам вынашивала и родила по плоти ожидаемого Мессию, Христа. Это произошло в месте и времени. Произошло в этом городе Вифлееме и в этой смиренной пещере при римском императоре Цезаре Августе Октавиане.

“Зримое это странное и преславное таинство” является действительно полным любви исцеляющим снисхождением Бога к человеку. Бог через Иисуса Христа снизошел, “сниде в долнейшыя страны земли” (Еф. 4, 9), чтобы человек восстановился в богоподобную красоту до по его падения и поднялся в небо. По святому Кириллу Александрийскому: “Бог, будучи за пределами Вселенной, вошел, пришел в нее, и усвоил человеческую душу, чтобы сделать ее выше греха. Он соединился с человеской природой, чтобы сделать человека гражданином неба“.

В это таинство Бог пригласил сотрудников, помощников и свидетелей. В качестве сотрудника он пригласил приснодеву Марию, чтобы она одалжала свою плоть Его Сыну. В качестве помощника и защитника он пригласил Иосифа Обручника, сопровождающего Богородицу из Назарета в Вифлеем и сопровождающего ее и Божественного Младенца Иисуса из Вифлеема в Египет. В качестве свидетелей пригласил с земли волхвов, мудрых царей Персидских, водимых звездой, и простых пастушков, бодрствующих в ближном селе Пастушков. Свидетелей пригласил и с небес, ангелов, провозглашающих тайну небесной песней “Слава в вышних Богу, и на земли мир, во человецех благоволение” (Лк. 2, 14).

Эта ангельская песня объявила благоволение Бога людям, чтобы “примирити всяческая к себе” (Кол. 1, 20) и “возглавити всяческая о Христе” (Еф. 1, 10), воплотившемся и вочеловечившемся, “в том живет всяко исполнение Божества телесне” (Кол. 2, 9), чтобы они были “в нем исполнени” (Кол. 2, 10) и уже не “странни и пришелцы, но сожителе святым и приснии Богу” (Еф. 2, 19) в теле Церкви, которой Он “есть глава” (Кол. 1, 18).

К этой тайне в лице вочеловечившегося Иисуса Христа восприятия, по благодати обожения и “сопрославления” человека (Рим. 8, 17) люди с самого начала до сегодняшнего дня по-разному относились. Одни, как волхвы и пастушки, радуются ангельским объявлением и гнут и поклоняются рожденному младенцу. Другие, как Ирод неистовый подражатель дьявола, который есть человекоубийца, сомневаются и не доверяют, и безрассудно и без дискриминации изгоняют из родных очагов и перемещая насильно людей и массово и отдельно преследуют и убивают, невинных детей, невинную молодежь, невинных старцев, таким образом презирая и унижая Богом сотворенную жизнь. Ярость Ирода избегая, Христос Божественным побуждением ушел в Египет, указывая этим бегством, что Его тело страдает безукоризненно; впрочем Он также принял и честную страсть Креста “и через Его Воскресение из мертвых Он оставил страдательность” по святому Софронию Патриарху Иерусалимскому.

Отвратительные явления насилия сегодняшние против христиан и других невинных их солюдей в регионе Ближнего Востока и во всем мире денонсирует Церковь Христова, следуя за ее Основателем. Она денонсирует войну и всякое насилие, благовествуя мир дальним и близким. Преследуемая не преследует, но молится за ее гонителей. Она принимает человека через Крещение в ее тело, которое есть Тело Христово, и освящает его, и возделывает, и сформулирует в мирное лицо, считая, что “Блажени миротворцы: яко тии сынове Божии нарекутся” (Мф. 5, 9).

Слово мира, справедливости, примирения и начала Царства Божьего в мире, которое уже Церковь живет, провозглашает сегодня в мировом празднике христианства Мать Церквей из богопринявшей пещеры и святых яслей и базилики Рождества Константина и Юстиниана над ними, которую она сохранила как зеницу ока на протяжении веков, и желает ее стаду в ее территории и везде на земле и приезжающим из концов земли благочестивым паломникам благословения, силу и благодать Князя мира и правды, Ангела великого совета Божия, воплотившегося, вочеловечившегося и во плоти от Девы родившегося Бога нашего Господа Иисуса Христа.

В святом городе Вифлееме, РОЖДЕСТВО 2015

Пламенный молитвенник Господу,

ФЕОФИЛ III

Патриарх Иерусалимский

После этого удалился Президент Палестинского Государства г-н Махмуд Аббас-Абу Мазен, и продолжалось Последование с песенным восхождением, ектенией, поклонением Звезде и Яслям Блаженнейшим Патриархом и Архиереями в присутствии Консула Греции в Иерусалиме г-на Георгия Захариудакиса.

По завершении Последования в Пещере Патриаршее Сопровождение во главе Блаженнейшим вышло через северные ворота Пещеры по прямой линии без остановки через часовню, используемую армянами, и начали крестный ход вокруг базилики по её периметру и завершилось, в то время как пелись первым певцом Пресвятого Храма Воскресения архимандритом Аристовулом Катавасии “Христос раждается - славите” на греческом языке и хором Священного Храма Рождества под руководством г-на Лоренса Самура на арабском.

В середине базилики в конце вознеслась ектения, а затем продолжалась Утреня из Катавасий “Христос рождается” и “Спасе люди чудодействуяй Владыка, мокрую моря волну оземленив древле” во главе с Блаженнейшим Патриархом.

После того как было завершено Последование Утрени, началась Божественная Литургия в Священном Алтаре базилики Рождества во главе с Блаженнейшим. Ему сослужили Их Высокопреосвященства Архиереи, Митрополит Капитольядский Исихий, Архиепископ Авилонский Дорофей, Архиепископ Константинский Аристарх, Генеральный Секретарь и Архиепископ Пелльский Филумен, Патриарший Местоблюститель в Ирбете Иордании, иеромонахи Святогробские и прибывшие священнослужители других Православных Церквей, архидиакон Евлогий и иеродиакон Марк и иеродиакон Анастасий. Пел на греческом языке первый певец Пресвятого Храма Воскресения архимандрит Аристовул и хор Храма Рождества под руководством г-на Лоренса Самура на арабском в присутствии Консула Греции и при участии многих верующих из местного народа и паломников из Греции, России, Румынии и других Православных стран.

Праздник завершился Святым Причастием и раздачей Антидора в 3:30 утра.

В Богопринявшей Пещере была совершена Божественная Литургия Митрополитом бывшим Замбийским Иоакимом.

Затем Патриаршее Сопровождение вышло из базилики через ворота баптистерия и пришло в трапезу скоромную, радостную, поданную реставратором монастыря базилики Рождества Его Высокопреосвященством Архиепископом Иорданским Феофилактом.

Заполнена была Церковь Иерусалимская пищей, прежде всего, духовной, но и материальной на этой трапезе; благодаря Бога за совершения праздника Рождества в Вифлееме, священство направилось в Иерусалим.

Подготовка к Рождеству Христову начинается на Святой Земле задолго до наступления самого праздника. В городах, где живет много христиан (в Вифлееме, Назарете, Хайфе и Яффе, а также в христианском квартале старого Иерусалима), уже с конца ноября на улицах, в магазинах, торговых центрах и кафе устанавливаются елки. В остальных городах и селениях Израиля вы не встретите никаких признаков приближающегося Нового года и Рождества Христова: елка здесь вне закона как явное свидетельство и напоминание о пришествии в мир Спасителя.

С новым… Сильвестром

В еврейских ортодоксальных СМИ постоянно звучат призывы к местному населению ни в коем случае не праздновать этот день как языческий, не устанавливать елки и прочие украшения. В последние десятилетия советские репатрианты завезли в Израиль светские обычаи празднования Нового года. Но широко ни этот праздник, ни тем более Рождество не отмечаются. Первый январский день в Израиле называется «Сильвестр». Разумеется, не в честь актера Сталлоне, а в память святого, которую совершает в этот день Католическая церковь (Православная – днем позднее). Православные же арабы и греки Новолетие празднуют по церковному календарю, то есть 1 сентября.

Главная подготовка к Рождеству начинается с праздника Николы зимнего – 19 декабря. В тот день дети из православных семей непременно получают в храмах подарки – как бы из рук самого святителя Николая, которого тут очень почитают. А в течение последующей недели Вифлеем и окрестности объезжают «волхвы» – наряженные в старинные одежды всадники на верблюдах.

Икона, известная как «Богородица улыбающаяся», из пещерного Храма Рождества Христова в Вифлееме.
Это единственный образ Божией Матери с улыбкой на лице

Православные христиане – арабы, русские, украинцы – как правило, соблюдают Рождественский пост, причем миряне постятся не менее строго, чем монашествующие. Если в это время зайти в какой-либо дом арабской православной семьи и случайно заметить скоромную пищу на столе, то хозяева будут в смущении страшно извиняться и оправдываться, что они, конечно же, постятся, но просят прощения: у них, мол, либо кто-то сильно болящий, либо беременная, либо кормящая мать.

В целом христиан на Святой Земле осталось не так много: в прошлом веке арабы активно эмигрировали. Поэтому оставшиеся стараются держаться вместе. И, поскольку католиков все же больше, православные охотно принимают участие в праздновании католического Рождества – 25 декабря.

При этом характерно уважение, которое выказывают католики к православным: у вас пост, поэтому примите от нас постное угощение.

Незадолго до Рождества Христова в Вифлеем на свой фестиваль собираются православные скауты. Их отряды есть при каждом приходе и каждой православной школе, и различают они друг друга по цвету формы (юбки, брюки, рубашки, галстуки и головные уборы – как правило, береты). В некоторых отрядах в память о временах британского правления 1917–1948 годов юноши надевают килты – подобие юбок шотландских воинов.

Конечно же, на общественных мероприятиях православные скауты «вооружены» музыкальными инструментами. На скаутский смотр-парад в Вифлеем могут собираться до двух тысяч молодых людей, их родители и друзья-прихожане. В это время в городе перекрывают движение автотранспорта.

В дни Святок проходят многочисленные праздничные мероприятия. Обязательно посещают стариков, детские дома и приюты в эти дни. В православных храмах собираются приходские благотворительные комиссии и распределяют пожертвования – для малоимущих, на основные нужды или, например, кому-то постановляют оплатить обучение в школе.

Генеральная уборка в Вифлееме

На Рождество православные христиане на Святой Земле обычно оставляют свои приходы и съезжаются в вифлеемский храм Рождества Христова на продолжительные службы сочельника и ночную Литургию.

В приходских храмах праздничная служба не отменяется, но совершается тихо и скоро, как правило, безлюдно, чтобы не оставить храм в этот день без богослужения.

В монастырях служат по уставу без особых изменений. На праздник братия обычно остается в обители, а настоятель или его представитель выезжает на Патриаршее богослужение.

Также традиционно незадолго до праздника члены Русской Духовной Миссии в Иерусалиме совершают соборное богослужение в пещере Рождества Христова, куда собираются наши паломники, монахини и трудники Горненского монастыря.

Заслуживает внимания еще одна местная традиция – генеральная уборка храма Рождества Христова в Вифлееме, куда по возможности собираются все клирики и монашествующие Иерусалимского Патриархата 28 декабря каждого года. После уборки священники совместно трапезничают и общаются в предвкушении предстоящего праздника.

По свидетельству местных жителей, сама по себе уборка остается как бы на втором плане, ведь главное – братское общение.

Иногда, правда, радостное греческое духовенство может устроить незлобную драку с армянскими священниками, которые также владеют частью этого храма. Но не со зла, а больше из «священного озорства» ради утверждения Православия.

Восток – дело тонкое, и люди здесь совсем другие. Но Христос – един для всех, и Рождество Его все равно помирит всех!

Отмечу еще одну особенность Святой Земли. Как подчеркивают местные православные, есть определенная милость Божия в том, что разные конфессии отмечают Рождество Христово в разные дни: католики – 25 декабря по новому стилю, православные – почти через 2 недели, 7 января (25 декабря, но по старому стилю), а армяне по древней традиции – 19 января, в один день с праздником Богоявления.

Несмотря на догматические расхождения, в отношении взаимных поздравлений и приветствий с торжеством Рождества Христова никаких затруднений не возникает.

Рождество для местных жителей – очень живой и семейный праздник.

Все ходят друг к другу в гости, собираются целыми семьями в доме матери семейства (а семьи бывают очень большие – до сотни человек). В течение двух-трех праздничных дней считается необходимым посетить всех родственников.

Колядки и василопита с запеченными монетками

Дети, особенно учащиеся школы Греческой Патриархии на Сионе, в святочные дни обходят кельи насельников и дома прихожан с пением колядок, собирая угощение. Колядки здесь в основном западного толка – переводные с английского и немецкого языков рождественские carols.

В русских храмах поют наши привычные колядки, чаще по-украински. Ведь большую часть прихожан храмов Русской Духовной Миссии составляют переехавшие на постоянное жительство в Израиль украинцы.

У арабов же и греков существуют колядки разные: рождественские отличаются от богоявленских. С последними духовенство местных православных храмов по традиции обходит дома прихожан после праздника Богоявления для окропления домов святой водой.
Обычно священство определяет очередность и время, когда и кто идет по домам, уделяя этому занятию первую половину дня.

В течение Святок по обычаю Православного Востока главный праздник – память святителя Василия Великого, которая отмечается очень торжественно. В этот день в храмах совершается освящение василопиты. Это новогодний греческий пирог, который по традиции запекается с монеткой на счастье.

Как Рождество празднуют в Иерусалимском Патриархате

Накануне праздника в Храме Гроба Господня в Иерусалиме совершаются царские часы. После богослужения от Храма движется большой крестный ход во главе с Иерусалимским Патриархом, вместе с которым идут духовенство и многочисленные верующие, в том числе скауты. Процессия останавливается у Яффских ворот. Здесь Патриарх и духовенство садятся в автомобили и проезжают 10 километров до Вифлеема. По всей дороге останавливается движение, на каждом перекрестке в почетном карауле стоят израильские полицейские (среди них немало православных христиан – как арабов, так и русско­язычных). Кортеж останавливается около монастыря Пророка Илии за пару километров от Вифлеема. Здесь Патриарха встречают старейшины арабских православных приходов и общин. В монастырском соборе совершается непродолжительный молебен. После трапезы Патриарх направляется дальше в Вифлеем. От монастыря его сопровождает конный квартет всадников израильской полиции. Около гробницы праматери Рахили на границе, где Израиль и территорию Палестинской автономии разделяет шестиметровая бетонная стена, Патриарха встречают палестинские джигиты, тоже на лошадях. Духовенство в это время объезжает город по окружной дороге, чтобы заранее прибыть в храм ко встрече Предстоятеля.

На площади перед храмом Рождества Христова Патриарха приветствуют вифлеемский губернатор, духовенство и верующие. Начинается парад скаутов, который может продолжаться пару часов. После него Патриарх с сопровождающими входит в храм с пением рождественского тропаря. Начинается вечерня и Литургия Святителя Василия Великого. Служит ее только один священник, все остальные вместе с Патриархом молятся в храме. Прихожане (обычно их немного) причащаются Святых Таин. Как правило, после начала богослужения большинство простых верующих расходится до ночной службы.

Литургия заканчивается примерно к четырем часам дня. После нее в Тронном зале всем предлагается постное угощение – обычно традиционный для сочельника фасолевый суп с рисом без масла.

Около 22.30 в храм снова прибывает Патриарх. Вместе с Предстоятелем Иерусалимской Церкви в крестном ходе по давней традиции участвует местный англиканский епископ. Утреня совершается в верхнем храме над пещерой Рождества, а ирмосы рождественского канона «Христос раждается, славите» Патриарх с духовенством спускаются петь в вертеп к Вифлеемской звезде – месту, где Матерь Божия родила Спасителя мира. Во время пения в вертепе рядом с Патриархом ставят красивое кресло для руководителя Палестинской автономии, который «заочно присутствует» на богослужении.

После утрени сразу совершается Литургия, причем Патриарх служит в верхнем храме. В пещере Рождества в это же время на престоле над местом Рождения Спасителя Литургию совершает один из епископов Иерусалимского Патриархата. Он заканчивает службу раньше Патриаршей и присоединяется к духовенству в верхнем храме.

Затем в Патриаршем зале всем священнослужителям и почетным гостям предлагается довольно скромное угощение: немного вина, кофе и сладости. И все разъезжаются по домам поздравлять свои семьи и славить родившегося Богомладенца Христа.

Рецепт

Чечевичный (фасолевый) арабский суп для Рождественского сочельника

На стакан коричневой чечевицы или мелкой фасоли – 2 литра воды, лук, морковь, соль, перец, зира, зелень петрушки по вкусу.

Бобы сварить до мягкости. Лук и морковь мелко натереть на терке, при желании обжарить в масле. Овощи добавить к бобам и варить до полного размягчения чечевицы или фасоли. (В Израиле, бывает, бобовые супы нарочно томят на маленьком огне до 18 часов. Следовать ли этой традиции, зависит от ваших возможностей и наличия свободного времени.) Добавить соль, перец, зиру, зелень петрушки. Готовый суп при помощи блендера довести до консистенции пюре. Подавать в Рождественский сочельник с хлебными сухариками.

Протоиерей Игорь Пчелинцев , ключарь подворья Праведной Тавифы в Яффе