Строительный бизнес

 лень это что такое лень: определение — психология.нэс. Что такое лень и откуда она берется? Кто не знает что такое лень

Как же побороть лень? Люди часто задаются этим вопросом, когда нет ни капли желания что-либо делать, а делать все же нужно. Начинается поиск мотивации в форме книжек, видео и других источников, что абсолютно неверно. Мотивация — искусственно созданное понятие, скрывающее желание делать то, что Вам хочется. Как может показаться, ответ на этот вопрос можно свести к обычному инфантилизму или отсутствию силы воли. Но в реальности все совсем иначе. Более глубокий анализ подобного состояния показывает, что причина кроется совсем в другом.

Откуда же все-таки берется лень? Прежде чем ответить на этот вопрос, нужно определить реальную её причину. Психология этого явления лежит глубоко в сознании. Ни для кого не секрет, что человек, как эгоистическая машина выживания, всегда руководствовался своими желаниями и собственной выгодой. Мозг человека устроен таким образом, что ему абсолютно все равно совершаете ли Вы реальные действия или же пребываете в состоянии размышлений (вспомните Обломова, который будучи в горизонтальном положении, в полудреме проявлял потрясающие мысленные способности в управлении своим имением). Таким образом, истинная причина лени лежит в нежелании действовать и выходить из зоны собственного комфорта. Определив цель, в силу своего любопытства, мы склонны пытаться переключаться на сторонние цели. Подобные частые и затяжные колебания целеустановок в ту или иную сторону отнимают много энергетических ресурсов. Человеческий мозг, несмотря на свои небольшие по сравнению со всем остальным телом размеры, потребляет 25% всей энергии организма. Чтобы не допустить излишних энергетических трат необходимо следовать следующим простым правилам:

1. Необходимо точно определить свою цель. Расплывчатые формулировки могут увести от цели и дорога к ней затянется.

2. Планируйте дорогу к Вашей цели. Без плана невозможно добиться успеха. Отсутствие системы приводит к бессмысленному распылению сил, и шанс достичь успеха резко снижается.

3. Двигайтесь мелкими шажками. Не стоит строить грандиозных и долгосрочных планов. Психологически будет проще двигаться, если расстояние между целями будет короткое.

4. Не стоит переоценивать свои силы. Запас вашей энергии ограничен. Иногда стоит сделать шаг назад, чтобы потом сделать несколько шагов вперёд.

5. Старайтесь меньше пребывать в состоянии анализа. Анализ может привести к попыткам найти оправдания, которые помешают Вам выйти из зоны комфорта.

6. Как и у всех живых организмов ресурсы человека ограничены и для полноценного их восполнения нужен отдых. Постоянная работа в одном и том же режиме снижает эффективность и затягивает время на достижение цели.

Лень — это изобретение эволюции, формировавшееся на протяжении многих миллионов лет. Именно разумное управление своей ленью, а не беспощадная с ней борьба, поможет Вам достичь больших успехов.

Бывало с вами такое, что нужно что-то сделать, но не хочется. Лень.

Лень иногда настолько сильна, что человек сдаётся и подчиняется ей. Лень всевластна и вездесуща, говорят она родилась задолго до нас.

Лень часто называют самым большим пороком человека, но так ли она плоха на самом деле? Давайте разберёмся.

Итак, что же такое лень.

По определеню В.И. Даля это

«отвращение от труда, от дела, занятий; наклонность к праздности и тунеядству».

На самом деле лень это такое явление можно рассматривать значительно шире.

Рассмотрим несколько основных вариантов проявления лени:

Лень как отсутствие мотивации при непонимании своего предназначения

С литературной точки зрения это типичный Обломов, персонаж Ивана Гончарова из романа «Обломов», входящего в трилогию «Обыкновенная история». Для тех, кто не читал данного эпохального произведения немного расскажу о сюжете. Роман рассказывает о жизни Ильи Ильича Обломова. Он вместе со своим слугой живет в Петербурге, практически не выходит из дома и даже не поднимается с дивана. Он нигде не работает, не занимается никакой деятельности, а лишь мечтает об уютной и безмятежной жизни в родном имении Обломовка. Никакие проблемы не могут сдвинуть его с места.

Помните, как в песне «Распи**яй» группы Ленинград «А на работу не хожу и радио не слушаю, а что мне боженька подаст выпью и покушаю».

Мотивации на подсознательном уровне у человека нет, сознательной мотивации тоже нет. Иногда, в критических случаях, человек может себя заставить что-то сделать, но это бывает крайне редко.

Думаете, что это все какие-то приколы и намеренное преувеличение?

У меня есть друг, типичный Обломов. Вырос в богатой семье, жить хорошо, на широкую ногу его научили, а вот зарабатывать, увы, нет. Время прошло, мальчик вырос, закончил институт … и подал на подал на родителей в суд за то, что они его отказались обеспечивать и назвали его тунеядцем. После этого происходили такие истории, что хоть пиши «Обломов 2».

Он нигде официально не работает, только подрабатывает. На работу его официально брать не хотят потому что он не выполняет свои обещания и не соблюдает трудовую дисциплину. Если какие-то деньги перепадают, он их спускает в первый же день, даже если эта сумма 50 000-100 000 рублей. При этом очень рассеянный, может запросто где-то забыть крупную сумму денег или ценные вещи.

Однажды, когда он попытался устроиться на хорошую работу с приличной зарплатой, у нас с ним произошел интересный диалог. Ему нужно было приезжать на работу в 8 утра, а он понятное дело, приезжал к обеду и то не каждый день. На мой вопрос зачем он согласился на такие условия, если не может приезжать так рано на работу (он живет в области и любит поспать), он мне отвечает:

«Я согласился на зарплату, а не на работу».

Существуют и противоположные примеры.

На человека очень влияет его окружение и то общество в котором он вырос. Человек, который вырос в семье с небольшим достатком считает такую жизнь нормой. В Советском союзе было такое понятие как «рабочий класс». Закончив 8 классов общеобразовательной школы он, шел на завод, каждый день вставал по заводскому гудку и так изо дня в день в течение всей жизни.

Сейчас таких историй тоже масса, в том числе и в Москве. У такого человека может быть жена (муж), дети, маленькая зарплата в государственной организации, комната в общежитии. Люди настолько привыкают к такой жизни, что не хотят ничего менять. Ни что так не портит людей, как стабильная маленькая зарплата, они находятся в зоне комфорта и не хотят ничего менять. А вдруг будет еще хуже?

Что здесь посоветовать? С Обломовами все понятно, тут как говорится «в мешок и шилом». Со второй категорией сложнее, у тех людей, кто вырос за чертой бедности, сиротой или в «плохом районе» часто есть сильная мотивация сделать свою жизнь или по крайней мере жизнь своих детей лучше. А кто вырос «в зоне комфорта» тем, сложнее.

Совет один:

Лень как защитный механизм

Лень - это очень эффективный механизм отказа от выполнения работы, которая не принесёт пользы. Как будто организм работает постоянно в режиме энергосбережения, мобилизуя эту энергию, когда это необходимо.

Вы никогда не увидите дикого кабана, который целый день бегал, а потом говорит: мне нужно присесть отдохнуть, я устал. Сегодня столько всего было.

Лень появляется тогда, когда вы не понимаете зачем делать ту или иную работу, когда поставленная цель не вдохновляет (см. мою предыдущую статью). Когда цель, которую вы пытаетесь достигнуть является важно именно вас, от лени нет и следа. Вы готовы работать часами, не прерываясь на еду и сон.

А если вы чувствуете, что надо бы сделать, но не хотите вставать с кровати ради этого, то пересмотрите цель этого мероприятия. Действительно ли оно важно для вас?

Другой аспект нежелания делать чего-то это когда нет четкого понимания того, что нужно делать. Так иногда откроешь таскменеджер где масса просроченных задач, посмотришь на него, вздохнешь и закроешь. Бывало с вами такое? Или пытаетесь сделать какую-то одну задачу и постоянно отвлекаетесь. Здесь дело в том, что мозг не понимает, что нужно сделать и пытается переключиться на другую, более понятную ему задачу.

В первом случае прекратите пользоваться таскменеджерами, если в них не заглядываете хотя бы раз в день. Огромное количество просроченных задач будет только огорчать вас и никак не будет способствовать продуктивной работе. Все люди разные, нельзя для всех создать одну универсальную методику. Если вам говорят, что составление списка дел, жесткий хронометраж, техника помидора (Pomodoro) и другие популярные штуки –это круто и мастхэв, не верьте! Попробуйте в течение месяца и поймете, подходит вам это или нет.

Если списки это не ваше, то хороший способ все-таки начать что-то делать, это вечером подумать и определить какие 5-6 задач завтра принесут Вам наибольший результат и утром сфокусироваться на них.

Во втором случае поможет декомпозиция цели. Нужно разбить цель на понятные вам и другим исполнителям этапы. Например, провести исследование рынка понятная цель? Для маркетолога безусловно, а для начинающего стартапера нужны дополнительные разъяснения, чек лист из необходимых действий.

Интересный пример приводит психотерапевт Н.В. Карягина

Представьте, что человеку лень спортом заняться. Чем больший вес он набирает, тем тяжелее ходить и меньше хочется двигаться. Что будет, если убрать такой «предохранитель», как лень? Он похудеет, станет симпатичнее, станет более сексуально привлекательным и к нему начнет проявлять интерес противоположный пол. Вот тут может быть проблема. Если он привлек внимание и начались отношения, то придется строить эти отношения, осваивать новые роли. А может так случиться, что отношения окажутся недолговечными, и надо иметь силы и устойчивость, чтобы пережить расставание. Многим настолько страшно переживать подобные ситуации, что не заводить отношений – намного более безопасное и комфортное состояние. А тут еще со своим спортом =)

Лень как признак гениальности.

Ленивый сотрудник - хороший сотрудник, согласны?

Многие, наверное, мне не проверят, но в этом есть большая доля правды.

Ричард Кох в своей книге «Менеджер 80/20» рассказывает историю про немецкого генерал-фельдмаршала Эриха фон Манштейна, участника Первой и Второй мировых войн. Он руководил блицкригом, быстро завоевавшим Францию, а затем командовал XI армией вермахта, чьи успешные действия в Крыму против Советской армии увенчались взятием Севастополя в июне 1942 г.

Манштейн разделял своих офицеров на четыре категории, в зависимости от их ума, глупости, трудолюбия и лени.

1. Первая группа

Это ленивые и глупые офицеры. Оставьте их в покое, они вреда не приносят.

2. Вторая группа

Это умные и трудолюбивые офицеры. Из них получаются прекрасные офицеры штаба, от которых не ускользнут даже самые малейшие детали.

3. Третья группа

Трудолюбивые тупицы. Эти люди опасны, они нагружают всех совершенно не нужной работой. Их следует расстреливать на месте.

4. Четвертая группа

Умные бездельники. Эти люди достойны самых высоких должностей.

Таким образом, лень сама по себе не является достоинством, но она очень полезна в сочетании с высоким уровнем интеллекта.

Известный британский философ и общественный деятель Бертран Рассел сказал:

«Путь к счастью и процветанию лежит через организованное уменьшение работы»

Как же этого добиться? На самом деле времени у нас полно, его более, чем достаточно. Мы просто транжирим его на увлекательную борьбу с «проблемами» и бессмысленными совещаниями.

Вспомните матрицу Эзенхаура.

А. Важные срочные дела. Это горящие дела, когда нужно бросать все и начинать тушить пожар. Лучше не доводить дела до такого состояния. Когда успешно завершаешь важное и срочное дело, ощущаешь прилив сил и массу различных эмоций – радость, гордость, удовлетворение проделанной работой, но это отнимает очень много сил и долго работать в таком режиме невозможно.

B. Несрочные и важные дела. Текущая (плановая) работа, к этой категории так же относится планирование дел, обучение, развитие и все, что приближает вас к достижению цели. Если запустить дела в этой категории, то они могут перейти в квадрат А и их нужно будет выполнять в режиме цейтнота.

С. Срочное и неважное. В основном это какая-то рутинная и внеплановая работа или вас кто-то попросил сделать работу, которая не входит в круг ваших обязанностей. Это работа никоим образом не приводит вас к желаемой цели. Долгое пребывание в этом квадрате вредно. Крайне важно не путать делать в этом квадрате с делами в квадрате A (важные и срочные).

D. Несрочное и неважное. Это дела, от которых можно отказаться, так как они не принесут нужной отдачи. Это просмотр телепередач, пустые разговоры, бессмысленный интернет-серфинг, социальные сети (если вы не SMM специалист) оказание всевозможных услуг и выполнение дел, не связанных с вашими непосредственными целями.

Чтобы быть максимально продуктивным, постарайтесь сосредоточиться на квадрате B. У меня, например, лежит на рабочем столе бумажка, где нарисована эта матрица и я периодически спрашиваю себя: в каком квадрате я нахожусь?

Именно умные и ленивые обычно очень креативные люди. Дайте им волю, и они предложат массу нестандартных и оригинальных решений проблемы с одной единственной целью - сделать задачу максимально быстро и с минимальным количеством усилий.

Именно ленивым и умным людям мы обязаны за многие рационализаторские изобретения.

А если все-таки делать нужно, а не хочется?

Иногда бывает, что мы, умные лентяи становимся заложником своего ума. Не имея достаточной мотивации мозг начинает усиленно сопротивляться выходу из зоны контроля, ведь это грозит ему большими потерями энергии при освоении новых видов деятельности.

Важный момент, чем умнее человек, тем более искусно он оправдывается сам перед собой и перед другими. У меня бывало, что я ставил SMART цель, но затем оправдывался сам перед собой и отказывался от выполнения цели только потому что она не проходит по SMART, причем по такому экзотичному критерию как «органичность цели», её актуальности (relevant).

Бывает также, что мы не выполняем задачу, поставленную руководством, потому считаем, что задача поставлена не корректно или просто глупая. Здесь я не буду подробно останавливаться на этом, данная ситуация будет рассмотрена в следующих статьях.

Как преодолеть сопротивление?

2. Подумайте, что выполнение этой цели даст вам

3. Превратите работу в игру и придумайте себе поощрения за выполнение каждого этапа

4. Прочитайте предыдущую мою статью

5. Читайте мои следующие статьи

Статья была бы не полной, если бы я не рассказал о последнем типе лени.

Лень как внешнее проявление усталости.

Иногда, какая бы классная идея не была, нет желания ничего делать.

Это не значит, что данная цель не важна для нас, просто иногда нужно отдохнуть. Предлагаю небольшой экскурс в эзотерику, чтобы глубже разобраться с тем, почему иногда энергия покидает нас.

Отсутствие физической нагрузки

Даже если вы занимаетесь только интеллектуальной деятельностью, физические нагрузки нужны обязательно, хотя бы зарядка по утрам. Как говорится, «без физических нагрузок начинает разваливаться не только тело, но и дело». Снижается мышечный тонус, организм не справляется с накопившимися шлаками, в итоге синдром хронической усталости. Ты не напрягался, в итоге сил нет. Ни физических, ни эмоциональных, ни умственных.

Отсутствие эмоциональной нагрузки

Думаете мыльные оперы, ДОМ-2 и другие передачи смотрят только глупые женщины?

Спешу вас разочаровать, это не всегда так. Мы же (мужчины) смотрим чемпионат мира по футболу, не потому что не можем жить без мяча? В таком случае мы уже бегали бы по стадиону. Нам всем нужны эмоции, причем разные.

Иногда мы ругаемся от недостатка отрицательных эмоций, главное не изливать эти эмоции на других людей. Лучше посмотрите фильм или прочитайте книгу, вызывающую разнообразные сильные эмоции, только не примеривайте их на себя – это не ваша жизнь. Я обычно смотрю артхаус в кинотеатрах, авторское и фестивальное кино, в основном драмы. Сидишь, переживаешь, но при этом понимаешь, что к тебе это не имеет никакого отношения. Потом просто занимаешься своими делами и не вспоминаешь.

Некоторые любят смотреть новости и политику для того, чтобы пощекотать себе нервы. Однако все хорошо в меру, не перегните палку, иначе рискуете стать брюзгой и неудачником.

Отсутствие интеллектуальной нагрузки

Несмотря на то, что что мы ежедневно сталкиваемся с огромным количеством информации, отсутствие интеллектуальной нагрузки – это бич современного мира. Наш ум заполнен до отказа, перерабатывает огромный массив данных, но все это – холостой ход. Даже малейшие трудности вызывают сильное напряжение и раздражение.

Нам проще прочитать десяток пабликов или сайтов в интернете в поисках каких-то прикольных анекдотов, котиков, цитат, советов, чем применять какую-либо из техник или советов, предлагаемых на этих сайтах. Нужно привыкать учиться на основе своего опыта, а не по книжкам. Не путайте большое количество просматриваемой информации с мыслительной деятельностью. Нужно пользоваться такими инструментами, как анализ, синтез, аналогии. Перед чтением всегда себе задавайте вопросы: зачем я читаю эту информацию? как я могу использовать это в своей жизни?

Отсутствие интеллектуальной нагрузки уменьшает количество нейронных связей в мозге, что является одной из причин старения, болезней, депрессии, ослабления памяти и снижения воли.

Некоторые советуют заниматься шахматами, разгадывать кроссворды и сканворды. Это, безусловно, полезно, но в первом случает вы развиваете логику, а в другом случае память. Ни одной нейронной связи здесь не возникает. Новые связи возникают только с развитием новых навыков и решением нетривиальных задач. Все это с избытком предоставляется тем, кто пытается качественно изменить свою жизнь и выйти из зоны комфорта.

Не путайте лень и безделье.

Безделье не всегда вызвано ленью. Иногда у человека просто нет цели, он живёт бесцельно, не понимает цели своего существования. Целыми днями ничего не делает и его это устраивает.

Резюме.

Итак, подведем итоги. Лень очень классная штука, созданный сотни лет назад и отлично работающий механизм, но эффективен он только в сочетании с высоким коэффициентом интеллекта.

Иногда поведение человек выглядит как лень, но таковым не является. Умный человек вначале выберет наиболее разумный, адекватный и результативный способ выполнения, а потом уже приступит к выполнению задачи, так как он знает, что 80 % любой работы можно сделать за 20 % отведенного для этого времени. Мы не берем тут в расчет перфекционистов, о них пойдет речь тоже в следующих статьях.

-1

Всем привет, с вами Ольга Рышкова. Что такое лень? Это наследственное свойство или состояние, которое наступает вследствие какой-то болезни? Если так, есть ли лекарство от лени?

Никто не упрекает в лени часами лежащую кошку. Для неё, как и для других животных, лень – способ сбережения энергии. Особенно это касается животных, которые питаются низкокалорийной растительной пищей.

Человеческая лень продвигает наш прогресс – нас возят автомобили, за нас стирают стиральные машины, на заводах работают конвейеры и автопогрузчики. Но здесь речь идёт о талантливых изобретателях. А наше желание безделья, которое манит нас к дивану, откуда оно?

Если человек проспал 8-9 часов, просыпается разбитый и через 2-3 часа у него снова появляется сонливость и апатия, это должно заставить насторожиться. Приступы лени испытывают все, но мало кто задумывается о её источниках. Есть несколько медицинских причин, которые в быту называются простым словом «лень», а на самом деле имеют под собой научное обоснование.

Причина 1. Гормоны щитовидной железы.

Они влияют на функции человеческого организма и, в частности, на скорость биохимических реакций и обмена энергией между клетками. То, что мы расцениваем как лень, может оказаться нарушением в функционировании щитовидной железы. Если она синтезирует недостаточно гормонов, замедляется обмен веществ. Это называется гипотиреоз – сниженная функция щитовидной железы. Обнаружить его поможет анализ крови и УЗИ.

Причина 2. Гормоны надпочечников.

Так называемая лень, отсутствие интереса к жизни и удовольствия от вещей, которые ранее радовали человека, могут быть соматическими признаками стрессовых состояний.

Катехоламины (адреналин, норадреналин) и кортизол – это гормоны стресса, которые нужны нам для приспособления к любым ситуациям. Их вырабатывают надпочечники.

Во время стресса или интенсивной работы их уровень в крови повышается. Чем чаще и сильнее стресс, тем больше гормонов надпочечников в крови. Это внутренний механизм защиты от сильного физиологического стресса.

Но только в том случае, если гормональная система правильно работает. Если человек живёт в состоянии постоянного, хронического стресса, когда надпочечники вынуждены месяцами и годами гнать в кровь гормоны стресса, эти железы истощаются.

Больше надпочечники не могут при необходимости реагировать выбросом гормонов. Плюс тканевые рецепторы адаптируются к ним и перестают на них реагировать. Человек становится вялым, заторможенным, усталым. Каким? Правильно, ленивым.

Это та ситуация, которая требует нормализации образа жизни или даже профессиональной помощи врача, чтобы справиться с болезнями стресса и наладить жизнь.

Причина 3. Синдром хронической усталости (СХУ).

Если человек устал психологически (допустим, в стрессовой ситуации), у него ухудшаются умственные способности. СХУ внешне может выглядеть как простое переутомление, но сопровождается ухудшением иммунной защиты и нарушением доставки кислорода к тканям. Причиной развития СХУ учёные считают вирус герпеса (его формы – вирус Эпштейна-Барр, цитомегаловирус), я об этом подробно писала в статье « Вирус герпеса – причина синдрома хронической усталости ».

СХУ - это не обычная периодическая кратковременная усталость в зависимости от напряжённости работы. Это состояние продолжается длительные промежуток времени, полгода и больше без каких-либо просветлений с постоянным ощущением утомления, ухудшением памяти, раздражительностью. Синдромом хронической усталости и её спутником ленью можно заразиться как гриппом.

Причина 4. Защитные механизмы психики.

Такие механизмы подключаются тогда, когда человеку нужна защита от умственного и эмоционального перенапряжения и когда подсознание не хочет делать то, чем человек занимается осознанно. Это частая ситуация, когда человек выглядит ленивым, недостаточно трудолюбивым, но связано это не с тем, что ему не хочется ничего делать, а с тем, что то, чем он занимается ему не очень интересно. Это нормальное сопротивление, с которым не стоит бороться. Лучше узнать, что на самом деле интересно этому человеку.

За ленью может скрываться просто отсутствие желания, отсутствие мотивации, целей, неясные перспективы в будущем, а может скрываться избегание неудач. Такие проблемы поможет выявить общение с психотерапевтом.

Причина 5. Защитные механизмы нервной системы.

Такие механизмы запускаются при нарушении режима работы и отдыха, а также при длительной напряжённой работе мозга. Организм включает механизм лени, чтобы защитить себя от нервного истощения.

Работа допоздна и по ночам достаточно часто приводит к нарушению циркадных или суточных ритмов. Цикл сон-бодрствование должен соблюдаться и если человек продолжает бодрствовать ночью, организм это не принимает, он должен ночью спать.

Если в силу специфики работы ночная активность становится нормой в течение продолжительного времени, организм адаптируется к хроническому стрессу и теряет способность нормально отдыхать. Физическая выносливость нарушается.

Накопившаяся ситуация с нарушением сна приводит к истощению компенсаторных возможностей и быстро нарастает усталость, разбитость. Победить вялость и лень можно, если изменить образ жизни. Рекомендуется снижение нагрузки хотя бы небольшое, пересмотр циклов отдыха и обязательное внедрение в жизнь активных видов отдыха, в том числе физкультуры.

Причина 6. Гены.

Согласимся, что, кроме перечисленных причин, у кого-то есть и обыкновенная предрасположенность к безделью. Учёные выявили, что из 17 тысяч имеющихся у нас генов 36 имеют отношение к особенности характера, которое именуется ленью и эти гены передаются по наследству.

Но если в вашей родословной вы лентяев не обнаружили, а вас она преследует, подумайте о том, что ленью организм может сигнализировать о своих проблемах.

Но если врачи не обнаружат медицинских причин вашей лени, значит, пришло время браться за себя самому.

Я обещала написать о лени – и забыла.

А люди ждут.

В общем, если коротко, то в лень я не верю (дальше можно не читать).

Во-первых, у меня ощущение, что все забыли, что означает это слово. Оно означает «отсутствие желания действовать». Я не знаю, может быть, со мной что-то не так, я дважды протерла глаза и прочитала эту нехитрую фразу несколько раз, но ничего не изменилось. Я не вижу в ней состава преступления. Что в этом плохого? Вот спроси меня: «Маша, а хочешь ли ты сейчас посреди комнаты станцевать сальсу?» Да не хочу я танцевать вашу сальсу. Я, может, и текст-то писать не то чтобы сильно хочу, но он вроде хоть пишется. То есть, его мне писать не лень. Есть необходимый минимум внутреннего желания и ресурса для того, чтобы его написать. А про сальсу – извините, что-то никак.

Нет, я тоже не живу в стране единорогов и понимаю, что периодически возникает сложное слово «НАДО» – и тогда нежелание делать то, что надо, становится проблемой. С этим можно как-то обойтись: можно приложить усилие – и сделать, можно отменить «НАДО» – и не делать, можно обратиться за помощью к другим людям и попросить их либо сделать, либо помочь. А можно зависнуть между всем этим и протяженно прокрастинировать, проклиная одновременно и это «НАДО», и отсутствие желания делать «НАДО», т.е. лень, и неспособность принять какое-либо из решений.

*Лирическое отступление:

В прокрастинацию я тоже не верю. В каком-то фильме о живой природе видела то ли уток, то ли чаек, от которых жизнь требовала немедленных важных решений, а они начинали истерически чистить перья. Что это? Неспособность принять решение. Неготовность. Ну нет у уточки решения на данный момент, не готова уточка сказать «да» потенциальному отцу ее яиц, поэтому она наводит красоту, чтобы дать себе паузу. Понимаете?

Прокрастинация – это «ДАТЬ СЕБЕ НЕОБХОДИМУЮ ПАУЗУ». Если думать о ней в смысле «пауза», она, кстати, имеет хоть какой-то шанс закончиться до Второго Пришествия, в отличие от прокрастинации, которая в принципе бесконечна.
Вернемся к лени. Так вот, предположим, что во мне действительно не квартирует горячее желание мыть посуду, идти в налоговую инспекцию, играть в железную дорогу с ребенком, стоять в планке, купать престарелую родственницу и т.д. И это мое нежелание осложняет жизнь, потому что сталкивается лбом с объективной реальностью и предъявляемыми ею требованиями, т.е. с «НАДО». Хорошо. Но считать мое нежелание плохим? Считать его преступным? Непорядочным? Не заслуживающим никакого внимания?

Да, я не хочу действовать. Что плохого-то?!

Во-вторых, лень – это не ответ, это вопрос. Фраза: «Тебе просто лень» для меня не имеет никакого смысла, потому что за ней ничего не следует. Завязка не получает драматического развития. Что должно произойти после произнесения этого заклинания? Мне перестанет быть лень? Появится ресурс? Появится стыд, а после него все же ресурс?

Короче говоря, все это никуда не годится. Лень, как мы выяснили, – это всего лишь отсутствие желания действовать. И следующий вопрос, который разумно задавать в этой ситуации звучит так: «А почему ты не хочешь это делать?» И вот тут уже есть простор для огромной массы личных, иногда очень выстраданных ответов.

Для меня чаще всего лень – это про неуслышанные потребности. Не просто неудовлетворенные – неуслышанные.

Потребностей у нас очень много, и я уже один раз писала, что бывает, когда человек чаще и охотнее следует за своими желаниями, чем за потребностями, особенно если они здорово идут вразрез . Хотеть можно карьеру, пятерых детей и дом – полную чашу, а потребность иметь в ежедневном контакте с существами, которые испытывают страдания и нуждаются в помощи. Это может быть глубинная, колоссальная потребность, которая будет звать и тянуть жилы всю жизнь, пока вы там будете в муках планировать график рабочих встреч и кормлений. В то время как ваше счастье – работать в приюте для диких животных, проходящих реабилитацию после жизни в цирках.

Лень – это прекрасный полигон для наблюдений за собой. В процессе, к сожалению, приходится сталкиваться с информацией, развидеть которую или позабыть быстренько заново уже не получится, и это может оказаться болезненным, но выбор тут невелик: либо всю жизнь бороться с ленью и делать то, что должно, либо признаваться, что вам систематически лень совершать определенные действия, и, возможно, имеет смысл отказаться от их совершения.
Очень часто лень – это про общий низкий уровень энергии вообще. Некоторые мои клиенты удивляются, почему им лень делать домашние задания по английскому языку. Очень часто это свидетельство общей усталости и глубокой неудовлетворенности целого букета очень базовых человеческих потребностей. Давно не спали вволю, давно не гуляли на воздухе и не ели свежей простой еды, давно не испытывали душевного подъема и единения с миром, давно не качались на качелях (а кто будет кормить вестибулярный аппарат?), давно не играли. Танцы, музыка, отдых, общение с любимыми, тактильная и эмоциональная напитанность, насыщенность, богатство ощущений, впечатлений. Где это все?

А потом им лень. Да не лень вам, вам плохо.
И вы ни в чем, ни в чем не виноваты.
Но исправлять – только вам.

Другой вариант, когда лень – это знак непосильности стоящей перед нами задачи. Более распространенный сценарий реагирования на непосильность: страхи, паника, беспомощность, внезапная локальная тупость – весь этот спектр. Но бывает, что немыслимая сложность задачи повергает человека в состояние тяжелой сонливости, непреодолимой скуки, дикой лени, – такой, что аж руки-ноги не шевелятся, так тяжело. Это тоже физиологическая реакция, которую фразой: «Тебе просто лень» об колено не перешибешь. Это означает лишь, что подходы к задаче – например, в нашем случае, к изучению английского языка, – нужно делать крайне осторожно, очень небольшими порциями, с попутным вниманием к своему состоянию, с обязательным поиском мероприятий, которые будут работать на восстановление после полученного стресса, с непременной похвалой – не за результат, а за любые приложенные малейшие усилия.

Иногда это может разделяться: например, на уроках паники нет, преподавателя вы не боитесь, идет вроде все прекрасно, а в одиночестве заниматься страшно лень. Это может быть знаком нехватки поддержки (я не говорю, что это всегда так, я надеюсь, вы помните, что во всех моих рассуждениях действует базовая формула: «Одна причина может иметь разные проявления, и одно проявление может иметь разные причины »). Или другая конфигурация: паника охватывает тогда, когда нужно воспользоваться знаниями, полученными на уроках, т.е. в момент реального общения с реальными англоговорящими, но из-за этого на уроках бывает и лень, и скучно, и тяжело, и вообще отвратительно. Почему? Да потому что мозг отлично знает, зачем вы его сюда таскаете: чтобы потом выпихнуть его в ситуацию, где очень страшно, очень быстро, ужасно непонятно, да еще и все смотрят, и куда, будь его воля, он не пошел бы ни-ког-да. Вот он и не идет.

Он втайне надеется, что вы наконец все это бросите и оставите его в покое. У него нет никакого желания действовать. Ему невыносимо лень.

Как вы, наверное, уже догадались, особенно остро это все относится к детям. Детям никогда не бывает лень. У них все гораздо прямее и быстрее, чем у нас, и если детям лень, значит, в их жизни отсутствует что-то столь необходимое, без чего нет достаточной энергии на познание, исследование, эксперименты и поиск новых ощущений. Так что если вы родитель, формулу: «Тебе просто лень» лучше выбросить на помойку. Вопрос: «Почему ты не хочешь этого делать?» в попытке выяснить,чего же не хватает, тоже не очень хорош, потому что они еще не в состоянии связать одно с другим и назвать все это словами через рот. Это должны делать вы. Вы должны знать, что необходимо ребенку в каждом его возрасте, наблюдать за ним и делать выводы о дефицитах. Если не умеете – учитесь. Кто из вас взрослый, в конец концов.

Но вернемся к нам. Что же делать, если все-таки обстоятельства складываются так, что лень в еще не очень исследованной форме (т.е. мы не знаем, какую историю она пытается рассказать про нашу жизнь) постоянно вступает в конфликт с обступающим со всех сторон «НАДО»? Как справляться, когда английский нужен, но делать его лень-лень-лень и с каждым разом все больше лень, но он все равно, зараза, нужен?

Искать, чем уравновесить. Бороться с ленью довольно бессмысленно: она – не конечный продукт, она – фиговый листок, прикрывающий другие, куда более серьезные факторы повседневного существования. Ее можно только рассматривать и принимать во внимание как сигнал, но ожидать, что она вдруг исчезнет или бороться с ней целенаправленно – это все пустое. Выход, как обычно, с другой стороны.

Мы ведь не одноклеточные, у нас всегда присутствует несколько желаний, несколько чувств, целый спектр возможностей реагирования и принятия решений. Да, допустим, я не испытываю желания ухаживать за пожилым человеком, даже очень дорогим мне. Это объективно тяжело. Преступно ли испытывать такое нежелание? Стыдно ли это? Не думаю. Это нежелание естественно. Но могу я в этот же момент ощущать сострадание? Сочувствовать беспомощности другого? Осознавать, насколько мы вообще все хрупки? Думать, в конце концов, что ведь и я могу позже оказаться в таком же положении? Могу я чувствовать тонус и силу своих мышц, пока способных и приподнять, и повернуть, и уложить? Могу испытывать радость просто от того, что мне это вообще все по силам? Могу я опереться на свою ответственность, зрелость? Все, задача решена. Мне по-прежнему не хочется этим заниматься, но я нашла другие мотивы. Это не значит, что мне легко, но это значит, что я могу это сделать и сделаю. Без всякого желания.

Лень является противоположностью таких качеств человека, как трудолюбие, усердие. Синонимичны лени - праздность, тунеядство. В различных словарях, лень (леность) определяется сходным образом: в Словаре древнерусского языка - как нерадение, беспечность; в Словаре русского языка XI–XVII веков - как отсутствие желания; в Словаре В. И. Даля - как неохота работать, отвращение от труда, от дела, занятий, как наклонность к праздности, тунеядству; Д. Н. Ушаков рассматривает лень как отсутствие желания выполнять работу, а С. И. Ожегов пишет, что лень - это отсутствие желания действовать, работать, любовь к безделью. Лень в Психологическом словаре (1996) определяется как немотивированное уклонение от поручений. Сходные определения лени даются и в зарубежных словарях. Так, Оксфордский толковый словарь английского языка Хорнби трактует лень как нежелание работать или быть активным, делать как можно меньше, не затрачивать много энергии, демонстрировать недостаточные усилия.

У большинства людей отношение к труду положительное. Однако некоторая часть людей отлынивают от трудовой деятельности (так называемые тунеядцы ). Но понятие лени связано не только с этими людьми, но и с теми, кто ходит на работу, выполняет те или иные поручения. При этом представления о лености того или другого человека весьма субъективны. Например, трудоголикам нормальные работники кажутся лентяями, лодырями. Отсутствие работы воспринимается трудоголиком как безделье и лень.

В определениях лени можно выделить два аспекта: как мотивационное состояние и как свойство личности (любовь к безделью, наклонность к праздности, тунеядству).

Д.А. Богданова дает расширенное определение: «Лень - это реакция личности на несоответствие требований ситуации, деятельности субъективному смыслу этих требований, ситуаций, своей роли в ситуации, внешне проявляющаяся как отказ или уклонение от этой деятельности, взаимодействия с ситуацией, а внутренне - как переживание невозможности установить требуемое соответствие вследствие нарушения или недостаточной информированности механизмов саморегуляции». Это определение слишком сложное, а главное - под него можно подвести любой отказ от деятельности, обусловленный плохой информированностью человека о ее сути.

Е.Л. Михайлова выделяет три компонента лени (в отношении учебной деятельности):

  1. Мотивационный компонент: отсутствие мотивации или слабая мотивация к учебной деятельности;
  2. Поведенческий компонент: невыполнение необходимой деятельности;
  3. Эмоциональный компонент: равнодушие или положительные эмоции по поводу невыполнения требований в учебной деятельности.

Различное отношение к лени. Можно выделить четыре подхода к лени: отрицательное, положительное (защитный механизм), как к болезни и как к мифу.

C давних пор отношение к лени было сугубо отрицательным. А с появлением христианства лень была названа грехом. В Средневековье она рассматривалась как зло, а в последующие столетия - как отрицательная черта характера. Одни считают, что это недостаток, с которым нужно бороться, другие рассматривают лень как незначительную слабость, которую время от времени можно себе позволить.

Есть и такие мнения, согласно которым лень является двигателем прогресса, без нее не было бы никаких открытий. Лень, проявляемая в некоторые моменты жизни, считают некоторые авторы, необходима для отдыха. Поэтому лень является защитной реакцией организма, когда человек много работает, - организм сам начинает отказываться от работы (наблюдается у трудоголиков). М. Берендеева указывает и другую причину появления лени: когда на человека оказывается сильное давление (со стороны родителей, начальства), подавляющее его волю, желание, - тогда лень является защитой от психотравмирующих факторов.

В медицине лень рассматривается как многообразное, с не до конца выясненной этиологией заболевание. Выделяют три ее разновидности:

  1. Лень здоровая; она эпизодически поражает все население. Основной симптом - спячка, длящаяся от 12 часов и больше;
  2. Лень нездоровая, которая может перетекать из здоровой лени, но может возникать как самостоятельное заболевание. Страдающий нездоровой ленью полностью не адекватен окружающей действительности. Поведение такого больного приобретает циклически-агрессивный характер. Этот вид лени практически не поддается лечению;
  3. Лень хроническая; это конечная стадия нездоровой лени. У больных выражено стремление заставлять что-то делать других, велика страсть к сочинительству.

На вопрос: «На ваш взгляд, лень - качество отрицательное или положительное?» 60% опрошенных независимо от своей половой принадлежности ответили, что отрицательное, 20% - что положительное, остальные нашли его как положительным, так и отрицательным. Отрицательным качеством считают ее в основном люди до 30 лет, т. е. в возрасте, когда делается карьера и требуется активность. Ленивыми считают себя 1/3 опрошенных, мужчины с небольшим перевесом, среди остальных 1/3 - не ленивые (таких поровну мужчин и женщин) и 1/3 - и да и нет. По социальному статусу самый неленивый народ - служащие. Возрастной ценз одинаков для всех лентяев. Ругают себя за лень и борются с ней 70% респондентов, журят иногда - 8%, остальные благосклонны к своей слабости, особенно мужчины. Ругают себя за лень, как правило, до 30 лет, потом успокаиваются, особенно после 50 лет.

Лукьянова А.И. 2010. С. 172.

Наконец, существует точка зрения, что лень - это миф. Мел Левин утверждает, что человеку не присуще такое качество, как лень. Те, кого называют лентяями, страдают от дисфункции нейроразвития, такими как нарушение памяти, речи, внимания, моторики. Он выделяет восемь общих форм нарушения нейроразвития, которые отрицательно сказываются на активности человека: языковые дисфункции, дезорганизованность, недостаточный уровень умственной энергии, чрезмерная общительность, слабость управления продуктивной деятельностью, недостаточное развитие памяти, неэффективность моторных действий, недостаточные способности восприятия и генерирования идей. Кроме того, Левин отмечает роль родителей и педагогов, которые должны приучать детей к постоянному труду.

Следует различать лень как ситуативное проявление и как постоянное проявление, характеризующее наличие ее как личностное качество.

Ситуативное проявление лени определяется следующими ситуациями: отсутствием настроения; скукой; усталостью; болезнью; сонливостью; голодом; неинтересным, бессмысленным, неопределенным или трудным делом; перегрузками; внешним давлением; недостатком возможностей.

Причиной лености как личностного свойства обычно считается неправильное воспитание, когда у ребенка не формируется положительное отношение к труду, а, наоборот, вырабатывается потребительское отношение. Лень может развиваться и тогда, когда на ребенка возлагаются непосильные обязанности; ребенок убеждается, что с работой ему все равно не справиться, и поэтому либо стремится ее избежать, либо делает ее кое-как. То же будет, если цель ребенку неясна.

Однако, как уже говорилось выше, лень может быть обусловлена дисфункциями в развитии психических процессов, т. е. не только внешними, социальными факторами, но и внутренними биологическими факторами.

Исследования показывают, что для ленивых по сравнению с неленивыми более характерны следующие тенденции: низкая самооценка настойчивости; выраженное стремление к избеганию неудачи; низкая саморегуляция в деятельности; слабая нервная система; преобладание торможения по внутреннему балансу (последняя типологическая особенность свидетельствует о слабо выраженной потребности в активности); более низкая мотивация успеха.

Соответственно для неленивых более характерны: высокая самооценка настойчивости; высокий мотив достижения; высокая саморегуляция в деятельности; большая сила нервной системы; преобладание возбуждения по внутреннему балансу (что свидетельствует о высокой потребности в активности); более высокая мотивация успеха.

Таким образом, так называемая лень зависит и от мотивации, и от «силы воли», которые определяются наличием таких природных задатков, как сильная или слабая нервная система, преобладанием возбуждения или торможения по внутреннему балансу (выраженностью потребности в активности).

Ю.С. Ошемкова полагает, что лень является следствием отсутствия экзистенциальной мотивации. Автор полагает, что бытующее представление о лени как слабом развитии волевой сферы человека может быть расширено и пониматься как приверженность одним и тем же стереотипам в отсутствие изменений и развития. Такая интерпретация лени позволяет непосредственно противопоставить ее понятию самореализации: реализует себя не тот, кто постоянно делает одно и то же, а лишь тот, кто непрерывно развивается, движется вперед, что возможно только при наличии экзистенциальной мотивации. Отсюда борьба с ленью должна решаться путем психотерапии аутентификации, в ходе которой психолог помогает человеку освободиться от навязываемых ему обществом стереотипов и обрести подлинную экзистенциальную мотивацию - раскрыть неповторимость своей личности.