Строительные материалы

Литературно-исторические заметки юного техника. Граф Николай Петрович Шереметев: биография

9 июля (28 июня по старому стилю) 1751 родился Николай Петрович Шереметев (Шереметьев) - представитель одного из знатнейших российских родов, сын графа Петра Борисовича Шереметева, высокообразованный придворный, фаворит Павла I, обер-гофмаршал высочайшего двора. Женился на крепостной актрисе Прасковье Ковалёвой-Жемчуговой, в память о ней построил в Москве Странноприимный дом (ныне – здание НИИ скорой помощи им. Н.В.Склифософского). Вошёл в историю отечественной культуры как незаурядный театральный деятель, покровитель искусств, коллекционер, музыкант, меценат и благотворитель.

Семья и ранние годы

Отец Николая Шереметева, граф Пётр Борисович Шереметев, также славился своей любовью к искусству, музыке и театральным постановкам. У него была большая коллекция живописи и предметов искусства, свой домашний театр, который в качестве зрителей посещали и монаршие особы. Шереметев-младший с детства воспитывался при дворе Екатерины II, вместе с будущим императором Павлом I. Будучи товарищем по детским играм, он остался дружен с наследником на всю жизнь, и благодаря этому впоследствии имел много привилегий, но также и страдал от причуд этого неуравновешенного человека. Николай Шереметев одним из последних видел Павла I живым накануне убийства (разделил с ним его последний ужин в Михайловском замке) и впоследствии искренне горевал о его кончине.

С детства молодой Шереметев выступал в домашнем театре отца. В возрасте 14 лет он исполнил партию бога Гиминея, которую до этого исполнял цесаревич Павел.

В 1769 году молодой граф Шереметев отправился получать образование в одном из наиболее престижных учебных заведений – Лейденском университете в Голландии. Помимо учёбы он осваивает театральное дело, сценическое, декорационное и балетное искусства, вращается в высших кругах европейского общества, знакомится с Моцартом и Генделем. Граф Шереметев был представлен дворам Англии, Франции и Пруссии. Среди его талантов есть и ещё и профессиональная игра на таких музыкальных инструментах, как скрипка, виолончель, фортепиано. Он умел читать партитуры, управлять оркестром и в юности мечтал быть дирижёром.

«Жизнь – театр…»

Екатерина II, как известно, не благоволила людям, близким наследнику Павлу Петровичу. Опасаясь нового дворцового переворота, императрица стремилась удалить от двора тех вельмож, которым Павел мог доверять и на поддержку которых мог бы рассчитывать в своём стремлении создать оппозицию державной маменьке. Поэтому, по возвращении в Россию, Николай Шереметев сразу получил должность директора Московского банка и «осел» подальше от Петербурга - в провинциальной, патриархальной Москве.

Однако графа это ничуть не огорчило. Верный поклонник Мельпомены, он тут же развернул строительство нового театра в своём подмосковном имении Кусково. Пристройка к дому Шереметевых на Никольской улице, где ранее располагался крепостной театр Петра Борисовича, оказалась мала для грандиозных планов его наследника. Первоначально представления давались на двух сценах: на Никольской и в Кусково, но вскоре Николай Петрович полностью перебрался в имение. В Кусково он создал театр, конкурировать с которым не мог ни один из известных крепостных театров того времени. Театр Шереметева отличался правильно подобранными декорациями, отличным оркестром и, конечно же, актёрами. Наспех набранную его отцом труппу из крепостных крестьян Николай Петрович пополняет новыми «народными» талантами. Он отдаёт своих актёров на обучение специально выписанным для этой цели артистам Петровского театра. Многие актёры проходят обучение в Москве и Петербурге, получая на деньги барина-мецената самое разностороннее образование: помимо сценического искусства, уроков вокала и музыки, они обучаются иностранным языкам, литературе, стихосложению. Сам Шереметев создаёт собственный театральный оркестр, покупает богатые декорации, заказывает костюмы, приглашает лучших музыкантов.



Усадьба Кусково. Дворец.

Новый Кусковский театр был официально открыт в 1787 году и пользовался огромной популярностью. На его спектакли съезжалась вся знать Москвы, а на некоторые представления специально прибывали высокопоставленные зрители из Петербурга. Содержатели частных театров жаловались городскому голове, что граф Шереметев (и без того богатый человек), ради своей забавы отбивает у них публику. Но для Шереметева театр не был забавой. Театральное дело постепенно превратилось в дело всей его жизни.

Помимо музыки и театра, Николай Петрович слыл известным знатоком архитектуры. За два десятилетия на его средства были сооружены театрально-дворцовый комплекс в Останкине, театральные здания в Кускове и Маркове, дома в Павловске и Гатчине, мыза Шампетр, Фонтанный дом в Петербурге и Странноприимный дом в Москве. Не менее важна роль Шереметева и в возведении храмов: церкви Знамения Богородицы в Новоспасском монастыре, церкви Троицы при Странноприимном доме, храма во имя Дмитрия Ростовского в Ростове Великом и других.

Поражает умение графа не гоняться за модными европейскими архитекторами и художниками, а открывать таланты в своих крепостных. Знаменитое здание театрально-дворцового комплекса в Останкино было построено крепостными архитекторами графа А. Мироновом и П. Аргуновым по проектам Кампорези, Бренны и Старова.

Художник Н. Аргунов впоследствии увековечил память Шереметева, написав портреты его самого и Прасковьи Ковалёвой (Жемчуговой). Кстати, одним из крепостных талантов Шереметевых был и скрипичных дел мастер И. А. Батов, чьи инструменты по праву сравнивают с произведениями таких мастеров как Гварнери и Страдивари.

Дворец в Останкине был открыт уже летом 1795 года. Премьера состоялась 22 июля. Для открытия была подготовлена героическая опера «Взятие Измаила». Труппа Шереметева становится лучшей среди крепостных на то время, затмевая даже знаменитый театр графа Воронцова. Оригинальная планировка зала Останкинского театра позволяла легко (буквально в течение часа) превращать его в бальный. На сегодняшний день, Останкинский театр - это единственный театр в России, сохранивший технику сцены 18 века - сцену, зрительный зал, гримировочные комнаты и часть механизмов машинного отделения. По своим акустическим качествам он является лучшим залом Москвы.

В 1796 году в биографии графа Шереметева наступают значительные перемены. На престол восходит его друг детства - Павел I. Николай Петрович в мгновение ока становится обер-гофмаршалом и одним из самых влиятельных людей в стране. Говорят, что первым приказом новоявленного императора был приказ срочно разыскать и возвратить ко двору его наперсника – графа Николая Шереметьева. И надо сказать, такой поворот фортуны Николая Петровича не обрадовал. По характеру своему он был добрый московский барин – театрал, хлебосол, созерцатель. Служил, но карьеру делать не старался и суеты придворной не любил. А тут он вновь превратился в игрушку в руках своенравного и взбалмошного самодержца, оказался буквально прикован к брегам Невы, не имея возможности заниматься любимым делом, приезжать в Останкино и Кусково, ставить новые спектакли, лично контролировать свою труппу. Лишь в 1799 году Шереметева назначили директором императорских театров, а затем директором Пажеского корпуса. Милости и почести сыпались на придворного, как из рога изобилия. За свою многогранную деятельность при дворе граф не раз награждался русскими и иностранными орденами, ему жаловались звания, имения, различные привилегии. Но не почестей и славы жаждал Николай Петрович от своего государя. Как это ни парадоксально, самым горячим желанием императорского фаворита в эти годы было устроить свою личную, семейную жизнь…

Ковалёва-Жемчугова

Граф Николай Петрович Шереметев прославил своё имя также и известной всему миру любовной историей, в которой он выступил в качестве прекрасного, но несчастного принца. Ведь любовь всей его жизни – крепостная актриса Прасковья Ковалёва (по сцене - Жемчугова) - по всем параметрам, числилась в «золушках»…

Фамилию Жемчугова она получила по прихоти самого Николая Петровича. Отыскивая драгоценные таланты среди толп крепостной детворы, граф предпочитал именовать их соответствующе: Гранатова, Алмазов, Бирюзова…

На самом же деле Прасковья была дочкой горбатого кузнеца – «коваля», и в графский театр она попала семилетней Парашкой Ковалёвой. Голосистую девчушку приметила родственница Шереметева - княгиня Марфа Михайловна Долгорукая, которая взяла её в воспитанницы и дала крепостной недурное образование. Параша знала итальянский и французский языки, брала уроки пения у лучших мастеров, умела играть на арфе и клавесине. Уже в 13 лет она блистала на сцене, исполняя глубоко трогательную партию Луизы из драмы Седена «Беглый солдат». С 16-и лет Ковалёва-Жемчугова заслуженно считалась примой Шереметевского театра, гипнотизируя зрителей проникновенной драматической игрой, необыкновенной для столь юной девушки, и гибким лирико-драматическим сопрано. Жемчугова с лёгкостью перевоплощалась из трагедийной героини в комедийную болтушку, или в юношу-пажа – стройная хрупкая фигурка ей это позволяла. И всегда срывала бурные овации. Граф Шереметев, едва увидев Прасковью на сцене, влюбился в неё до безумия.

Несмотря на протесты родственников, Николай Петрович дал обет: если он не может жениться на возлюбленной, то не женится ни на ком. После смерти отца он открыто перебрался в специально построенный для Прасковьи дом в Кусковском парке. Все знали об их отношениях – в те времена влюбленности помещиков в молоденьких крепостных никого не удивляли. Однако после своего неожиданного возвышения при дворе, графу Шереметеву пришлось изменить свой «деревенский» образ жизни. Вместе с Жемчуговой он переехал в столицу, и высшее общество разволновалось. Николаю Петровичу уже исполнилось 45 лет, он был холост, да к тому же баснословно богат и хорош собой. Многие красавицы знатных родов сгорали от зависти и ненависти к бедной крепостной актрисе. Ведь такой перспективный жених уходил из их рук! Это в Кускове Прасковью Жемчугову возносили на Олимп – в расчётливом Петербурге, где бал правили связи и происхождение, свет отзывался о ней не иначе как о дворовой девке.

Граф страшно тяготился осознанием вины перед своей любимой. Он не раз обращался к Павлу I с просьбой разрешить, в виде исключения, официальный брак с Жемчуговой. Император прямо не отказывал Шереметеву, но смотрел на связь своего фаворита с актриской, как на странное чудачество. Он искренне восхищался игрой Прасковьи на сцене, однако создать прецедент, поставив актёрку, дочь крепостного кузнеца, в один ряд с представительницами родовитых фамилий, так и не позволил.

Северные ветры Петербурга, постоянные переезды из столицы в Москву и обратно вскоре подорвали здоровье актрисы. Прасковья простудилась и потеряла свой великолепный голос. К тому же, у неё обострился наследственный туберкулёз. Давно получившая от графа вольную, Жемчугова жила в Петербурге простой содержанкой – и горечь этого положения убивала её.

Только после смерти Павла I граф Николай Петрович решился на уловку с подделкой документов. Он сочиняет легенду о происхождении Прасковьи Ивановны Ковалёвой из рода польских шляхтичей Ковалевских, которые якобы когда-то жили в его имении Кусково. В 1801 году пятидесятилетний граф Шереметев получает от молодого императора Александра I воистину царский подарок – специальный эдикт, давший ему право жениться на польской дворянке Параскеве Ковалевской. Возможно, здесь не обошлось без шантажа: граф Шереметев не мог не знать о готовящемся заговоре против Павла I, а также и об участии в нём самого наследника. Шереметев в заговоре не участвовал, но и Павла о грозящей ему опасности не предупредил, хотя был едва ли не последним, кто говорил с ним накануне убийства. Фактически предав своего государя и благодетеля, обер-гофмаршал, скорее всего, рассчитывал на благодарность Александра I. Вскоре он её получил.

Влюблённые тайно обвенчались 8 ноября 1801 года. По семейному преданию Шереметевых, обряд состоялся в московской церкви Симеона Столпника на Поварской улице. Лишь недавно нашлась запись о венчании в церковной книге храма Николы Чудотворца, стоявшего когда-то на Сапожковской площади близ Троицких ворот Кремля. Там, скорее всего, и совершилось таинство сего брака.

Никому, даже своим родным братьям и сёстрам, Николай Петрович не сказал, что женат. Несмотря на императорское одобрение, Прасковью Шереметеву не приняли бы в высшем свете – звание актрисы было ничуть не лучше статуса бывшей крепостной, ведь в то время даже хоронили актёров за кладбищенской оградой.

В 1803 году в семействе Шереметевых родился сын, граф Дмитрий. Естественно, такой непредвиденный поворот ошеломил всю алчную родню, радостно смирившуюся с тем, что Николай Петрович уже не оставит после себя прямого наследника. «Отменный штукарь наш старший родственник», – злобно заметила в мемуарах Анна Семеновна Шереметева – одна из претенденток на немалое наследство графа Николая Петровича.

Своим браком Шереметев окончательно закрепил за собой звание безумца, которого он удостаивался за глаза всю жизнь. Но это его более не волновало. Через двадцать дней после рождения сына умерла и Прасковья Шереметева-Жемчугова.

Жизнь графа потеряла смысл. В 1804 году он окончательно распустил свой крепостной театр и занялся благотворительностью.

Странноприимный дом

В память о жене Шереметев основал Странноприимный дом (богадельню) в Москве (ныне здание Московского института скорой помощи им. Н.В. Склифосовского).

Строить здание приюта граф начал ещё в 1792 году. Место близ Сухаревой башни называлось Черкасские огороды и когда-то принадлежало его матери. За постройку здания первоначально взялся архитектор Елевзой Назаров, из шереметевских крепостных, ученик Баженова. Но после смерти Прасковьи Жемчуговой довершал проект великий зодчий Джакомо Кваренги – большой поклонник творчества покойной актрисы. Под его гениальным карандашом рождались дивная ротонда церкви, высокая белая колоннада, уверенный размах дворцовых крыльев. Снаружи – дворец; внутри – убежище для больных, бездомных, увечных. Дом состоял из больницы на 50 "страждущих от недугов", богадельни на 100 "призреваемых"(50 мужчин и 50 женщин) и приюта на 25 девочек-сирот. Была также организована библиотека с читальным залом. В боковых галереях устроены палаты для немощных, а наверху - особое отделение для бедных, не имевших средств к существованию и живших здесь на иждивении этого дома.

Потратив на постройку здания огромный капитал - более полутора миллиона рублей, Шереметев положил на содержание богадельни ещё 500 тысяч рублей и завещал ей «в вечность» село Молодой Туд с деревнями в Тверской губернии – восемь тысяч душ. Из этих средств следовало кормить и обихаживать призреваемых, помогать семьям, попавшим в беду, давать приданое бедным невестам. Приданое присуждалось каждый год - 23 февраля, в день смерти графини Прасковьи Ивановны.

Потом, уже за чертой земной жизни графа, в Странноприимном доме будут лечиться раненые – герои 1812 года, сражений на Шипке и у Плевны, защитники Порт-Артура.

Здание Странноприимного дома Шереметева считается шедевром русского зодчества, прекрасным образцом русского классицизма конца XVIII - XIX веков. Это единственное благотворительное учреждение в России, которое было построено и содержалось на средства одного частного лица.

Память и потомки

Николай Петрович пережил супругу всего на шесть лет. Последние годы он провёл в Петербурге, в своём дворце на Фонтанке (Фонтанный дом). Скончался 1 января 1809 года. Похоронили графа рядом с женой, в Шереметевской усыпальнице Александро-Невской лавры, в простом дощатом гробу – все деньги, положенные на богатые похороны высочайших особ, граф Шереметев завещал раздать бедным.

«В жизни у меня было всё. Слава, богатство, роскошь. Но ни в чем этом не нашел я упокоения. Помни же, что жизнь быстротечна, и лишь благие дела сможем мы взять с собой за двери гроба», - сказано в его завещании сыну.

Сын Николая Петровича Шереметева - Дмитрий Николаевич - не просто продолжил традиции меценатства, заложенные отцом, но и многократно развил их. В его время в народе появилась поговорка «жить на шереметевский счёт», поскольку граф, являясь попечителем Странноприимного дома, тратил не только на него, но и на другие учреждения, огромные суммы. За счёт графа Шереметева существовали московские храмы, обители, гимназии, приюты и, отчасти, Петербургский университет. Помощь графа сыграла решающую роль в преображении Лазаревской церкви в Александро-Невской лавре. Дмитрий Николаевич в течение всей жизни оказывал материальную поддержку художникам, певцам и музыкантам, часто отдавая залы Фонтанного дома в Петербурге под мастерские как знаменитых, так и безвестных живописцев.

Известными меценатами стали и внуки Николая Петровича - старший сын Дмитрия Николаевича Сергей и младший - Александр. Сергей Дмитриевич Шереметев был видным государственным деятелем, коллекционером и историком, а также состоял во множестве обществ, в том числе в Российском обществе покровительства животным.

Граф Александр Дмитриевич Шереметев (1859-1931) основал в 1882-м году частный оркестр, с которым с 1898-го года начал давать народные (общедоступные) симфонические концерты. В 1908-м году он пожертвовал 20 тысяч золотых рублей на учреждение стипендии Н.А. Римского-Корсакова в Петербургской консерватории. По его инициативе в Петербурге были установлены мемориальные доски Александру Даргомыжскому, Милию Балакиреву, Александру Серову и Модесту Мусоргскому, а также проводился всероссийский сбор средств на памятник Чайковскому. С 1910 года общедоступные концерты оркестра Шереметева стали бесплатными. Их посещала преимущественно малоимущая публика - та, что впоследствии составила аудиторию Ленинградской Филармонии, Театра оперы и балета им. Кирова, МАЛЕГОТа.

В начале XX столетия род Шереметевых по-прежнему оставался богатейшим в России, но случился 1917 год. Младший внук знаменитого мецената Н.П.Шереметева - Александр Дмитриевич - оказался в Европе, где решил переждать «смутное время», как и многие другие русские аристократы. Ожидание затянулось, в Россию он так и не вернулся. За границей представителю богатейшего рода Шереметевых не на что было жить. Внук человека, чьё богатство одно время превосходило императорское, закончил свои дни во Франции в приюте для неимущих русских эмигрантов и был похоронен в общей могиле, за неимением средств на более достойное погребение. Увы, так проходит слава мира!

Девиз дворянского рода Шереметевых гласил: «Бог сохраняет все». Но сегодня лишь архивные документы позволяют восстановить события двухвековой давности и отдать дань уважения людям, движимым благородными идеями просвещения общества, помощи несчастным и обездоленным. Представителям графской ветви старинного рода Шереметевых в наивысшей степени была присуща потребность бескорыстного служения отечественной культуре - как творения блага, благородных деяний, которыми будут гордиться соотечественники и потомки.

Корни рода Шереметьевых уходят в глубь истории России. Вместе с Голицыными Шереметевы в 1612 году возвели на престол юного Михаила Романова. Все мы из истории помним Бориса Петровича Шереметева - знаменитого фельдмаршала, сподвижника Петра Первого. Но в этой статье мы расскажем не о нём, и даже не о его сыне, - Петре Борисовиче Шереметеве - генерале, сенаторе, камергере, много сил и средств потратившем на создание в подмосковном Кусково уникального дворцового ансамбля. Расскажем о внуке Бориса Петровича и сыне Петра Борисовича - графе Николае Петровиче Шереметьеве.

Граф Николай Петрович Шереметев родился в Петербурге. Юный Николай Шереметев, как и все его знаменитые предки, был тесно связан с правящей династией - он рос и воспитывался вместе с будущим императором Павлом I, был с ним в большой дружбе. Граф получил отличное образование. План воспитания предусматривал изучение многих дисциплин: от Закона Божьего до международной коммерции. Шереметев изучал историю, математику, географию, биологию, астрономию, инженерное дело, фортификацию, артиллерию, военные уставы, геральдику, церемониальное искусство, учился танцам, музыке, выездке. Он профессионально играл на фортепиано, скрипке, виолончели, читал партитуры, управлял оркестром, участвовал в любительских спектаклях во дворце и в своих усадьбах.

Николай Петрович слыл известным знатоком архитектуры и являлся крупным заказчиком-строителем. За два десятилетия с его участием и на его средства были сооружены театрально-дворцовый комплекс в Останкино, театральные здания в Кускове и Маркове, дома в Павловске и Гатчине, мыза Шампетр и Фонтанный дом в Петербурге. Не менее важна роль Шереметева и в возведении храмов: церкви Знамения Богородицы в Новоспасском монастыре, церкви Троицы при Странноприимном доме, храма во имя Дмитрия Ростовского в Ростове Великом и других.

Граф Шереметев вошел в историю отечественной культуры и как выдающийся театральный деятель, создатель одного из лучших театров в России. В своем имении, в Кускове, граф создал театр-школу, где обучал своих крепостных актерскому мастерству. Благодаря ему выросли целые поколения талантливых крепостных актеров, музыкантов и композиторов, а Кусковский театр стал одним из лучших в России. Главной актрисой театра, "виновницей" его небывалой славы была Прасковья Ковалева-Жемчугова, дочь обыкновенного деревенского кузнеца. Зная о невозможности брака с собственной крепостной актрисой, граф Шереметев, полюбивший ее с первого взгляда, навсегда для себя решит: "Никогда и ни на ком не женюсь". Долгое время Шереметеву действительно не давали жениться на простолюдинке, и только император Александр I дал согласие на этот брак. Венчание состоялось в 1801 году. В 1803 году Параша Жемчугова - великая крепостная актриса, а затем графиня Шереметева - подарила мужу сына Дмитрия. Спустя три недели она скончалась от туберкулеза.

В память о любимой жене граф построил в Москве Странноприимный дом. Ещё в конце 80-х годов Николай Петрович и Прасковья Ивановна "во взаимном и тайном согласии" задумали и начали устройство этого дома, чтобы "облегчить страждущих", тяжелую жизнь которых слишком хорошо знала графиня. Для застройки был выбран участок земли (тогда глухая окраина Москвы) на "Черкасских огородах" близ Спасской улицы.

Первоначальный проект Странноприимного дома выполнял талантливый русский архитектор из бывших крепостных Елизвой Назаров. Николай Петрович Шереметев хотел создать совершенно уникальное на пестром фоне российских благотворительных заведений и обществ учреждение. В апреле 1804 года состоялась закладка четырёх флигелей. Необычным в здании стало расположение внутри него церкви Святой Троицы - в Доме должны были заботиться не только о телах, но и о душах призреваемых. В росписи купола, среди ангелов, был изображен младенец Дмитрий - маленький сын Шереметева. Помещение церкви было отделано с особой пышностью. По грандиозности планов средства от графа потребовались фантастические - 2,5 миллиона рублей. И ещё 500 тысяч он внёс в Сохранную казну на содержание дома. Эта безмерная щедрость поразила современников.

К и без того знаменитой фамилии графа прибавилась теперь и другая - Милосердое. Николай Петрович пережил супругу всего на шесть лет. Последние годы он провёл в Петербурге, в Фонтанном доме. 1 января 1809 года Николай Петрович скончался.

Торжественное открытие Странноприимного дома состоялось полтора года спустя после смерти учредителя и было приурочено ко дню его рождения. К 1838 году в доме было 140 призреваемых. Благотворения Дома не ограничивались стенами богадельни и больницы. Ежегодные суммы отпускались на приданое невестам - "неимущим и осиротевшим", ежегодно проводилась беспроигрышная лотерея в пользу ста неимущих невест, которые при выходе замуж получали с шереметевского счёта от 50 до 200 рублей, на помощь обедневшим ремесленникам, на пособия на воспитание сирот и так далее.

Больница Странноприимного дома (Шереметевская больница) внесла весомый вклад в развитие клинической медицины России. В начале XIX века здесь базируется Московское отделение Медико-хирургической академии. С 1884 года Шереметевская больница становится клинической базой университета. Ведущие ученые России не только внедряют передовые методы лечения больных, но и создают основательный научный фундамент. В годы войн и революций Шереметевская больница превращалась в госпиталь: она принимала в своих стенах и первых раненых Бородинского сражения (в музее больницы хранится история болезни князя П.И. Багратиона), и пострадавших участников революций 1905 и 1917 годов.

На посту попечителя Странноприимного дома сына Николая Шереметева, Дмитрия Николаевича, в свою очередь, сменил его сын - Сергей Дмитриевич Шереметев. Он также продолжил традиции благотворительности шереметевского рода. В течение четверти века главным смотрителем Странноприимного дома был Борис Сергеевич Шереметев, который скончался в этом же доме в глубокой старости в 1906 году.

В июне 1918 года было ликвидировано само название Странноприимного дома. Храм при больнице был закрыт, деревянные иконостасы разобраны, сняты иконы. Дом превратился в обычную больницу. В 1919 году в помещении бывшего Странноприимного дома была организована Московская городская станция скорой помощи, а с 1923 года и по сей день здесь размещается один из корпусов НИИ скорой помощи имени Н.В. Склифософского. На гербе Шереметевых начертано: "Бог сохраняет всё". Под этим девизом Шереметевы творили добро.

С давних времён среди представителей высшей российской аристократии находились меценаты, способствовавшие развитию отечественного искусства. Их деятельность дала возможность раскрыться многим народным талантам, способствовавшим подъёму на новый уровень духовной жизни страны. Среди них был и граф Николай Петрович Шереметев, биография которого стала основой для написания этой статьи.

Наследник несметных богатств

Николай Петрович Шереметев родился 9 июля 1751 года. Волею судьбы он стал наследником одного из богатейших и знатнейших дворянских родов России. Его отец - Пётр Борисович, глава рода Шереметевых - стал обладателем одного из самых больших состояний в стране, выгодно женившись на дочери видного государственного деятеля, канцлера России - князя А. М. Черкасского.

В своё время он был широко известен как меценат и покровитель искусства. В принадлежавших Петру Борисовичу и Москвы хранились ценнейшие коллекции живописи, фарфора и ювелирных изделий. Однако его главную славу составлял домашний театр, представления которого не гнушались посещать порой даже члены царствовавшего Дома.

Воспитываясь в семье, где сценическое искусство воспринималось как одно из высших проявлений духовности, его сын Николай с ранних лет полюбил сцену и в возрасте 14 лет уже дебютировал, исполняя партию бога Гименея. Вместе с ним в спектаклях отцовского театра принимал участие и его друг - наследник престола цесаревич Павел.

Заграничный вояж молодого графа

В 1769 году Николай Петрович Шереметев отправился в Европу, где, как представитель знатнейшего и богатейшего российского рода, был представлен при дворах Франции, Пруссии и Англии. Завершил он своё путешествие в Голландии, где поступил в одно из наиболее престижных учебных заведений того времени - Лейденский университет.

Но не одним академическим дисциплинам посвящал своё время молодой граф. Вращаясь в высших кругах европейского общества, он лично познакомился со многими передовыми людьми той эпохи, среди которых были знаменитые композиторы Гендель и Моцарт. Кроме того, воспользовавшись случаем, Николай Петрович основательно изучил театральное и балетное искусство, а также усовершенствовался в игре на фортепиано, виолончели и скрипке - инструментах, владению которыми обучался с детства.

Отъезд в Москву

По возвращении в Россию Николай Петрович Шереметев был назначен директором Московского банка и был вынужден сменить парадный Санкт-Петербург на тихую и патриархальную Москву. Известно, что императрица Екатерина II, опасаясь возможности государственного переворота, под благовидными предлогами удаляла из столицы всех друзей и возможных сообщников своего сына, цесаревича Павла. Поскольку с наследником престола Шереметева связывала давняя дружба, он также попал в число нежелательных при дворе персон.

Оказавшись в этой «почётной ссылке», Николай Петрович не счёл себя обделённым судьбой, а, воспользовавшись случаем, приступил к строительству нового помещения театра в подмосковном родовом имении Кусково. С этого времени крепостной театр Шереметевых стал давать представления на двух сценах - в ранее возведённой пристройке к их дому на Никольской улице и во вновь отстроенном здании в Кусково (фото последнего помещено ниже).

Крепостной театр графа Шереметева

По свидетельству современников, с уровнем постановок шереметевской труппы не могли конкурировать спектакли ни одного крепостного театра России тех лет. Благодаря знаниям, приобретённым за границей, Николай Петрович умел обеспечить высокое художественное оформление представлений, а также создать профессиональный оркестр. Особое же внимание уделялось составу труппы, набранной из принадлежавших ему крепостных.

Набрав артистов из числа наиболее одарённых крестьян, граф не жалел сил и средств на обучение их сценическому мастерству. В качестве педагогов выписывались профессиональные актёры императорского Петровского театра. Кроме того, новоявленных актёров граф Николай Петрович Шереметев отправлял учиться за свой счёт не только в Москву, но и в Санкт-Петербург, где они, помимо основных дисциплин, занимались иностранными языками, литературой и стихосложением.

В результате на спектакли Кусковского театра, открывшегося в 1787 году, съезжалась вся аристократическая Москва, а также столичные гости, включая членов царствовавшей семьи. Популярность его труппы была столь велика, что владельцы прочих частных московских театров жаловались городскому голове на то, что ради своей забавы граф - человек и без того сказочно богатый - отбивает у них зрителей и лишает дохода. Между тем для Николая Петровича служение Мельпомене никогда не было забавой. Теперь же театр стал главным делом всей его жизни.

Архитектурное наследие графа

Ещё одним увлечением графа Шереметева была архитектура. Располагая достаточными средствами, за два десятилетия он построил много сооружений, признанных истинными шедеврами русского зодчества. Среди них театрально-дворцовые комплексы в Останкино и Кусково, дома в Гатчине и Павловске, Странноприимный дом в Москве (фото выше), Фонтанный дом в Санкт-Петербурге и целый ряд иных сооружений, включая несколько православных храмов.

Период царских милостей

Крутой поворот в жизни графа наступил в 1796 году, когда после смерти Екатерины II российский престол занял её сын Павел. Ощущая к Шереметеву, как к другу своего детства, искреннюю привязанность, он одним из первых своих указов пожаловал ему чин обер-гофмаршала и ввёл его, таким образом, в число наиболее влиятельных государственных сановников.

С этих пор ордена, звания, привилегии, дарственные имения и прочие царские милости сыпались на него одна за другой. С 1799 года он - директор императорских театров, а ещё через некоторое время - начальник Пажеского корпуса. Однако в эти годы совсем иного пытался добиться от императора Шереметев, и как раз об этом пойдёт дальнейший рассказ.

Любовь к крепостной актрисе

Дело в том, что к своим 45 годам граф Шереметев Николай Петрович был не женат. Обладая колоссальным состоянием, которое делало его богаче самого императора, и отменной внешностью, граф являлся самым завидным женихом в России, о браке с которым мечтали многие невесты из высших слоёв общества.

Однако сердце графа прочно заняла крепостная актриса его театра Прасковья Жемчугова. Обладавшая удивительной природной красотой и замечательным голосом, она тем не менее в глазах общества оставалась всего лишь крепостной девкой - дочерью сельского кузнеца.

Когда-то в детстве граф заметил эту голосистую девчушку и, дав ей достойное воспитание, сделал первоклассной актрисой, таланту которой без устали рукоплескали самые взыскательные зрители. Её настоящая фамилия - Ковалёва, Жемчуговой же её сделал сам граф, сочтя такой сценический псевдоним более звучным.

Препятствия на пути к браку

Однако существовавшие традиции не позволяли им узаконить отношения. С точки зрения аристократии, одно дело - наслаждаться пением крепостной актрисы, и совсем другое - позволить ей войти в высший свет, признав в ней ровню. Немаловажную роль сыграли и протесты многочисленной родни графа, видевшей в Прасковье претендентку на наследство. Любопытно отметить, что в ту эпоху люди актёрской профессии вообще имели настолько низкий статус, что их даже было запрещено хоронить в церковной ограде.

Разумеется, в такой обстановке брак был невозможен. Единственный выход из сложившейся ситуации могло бы дать высочайшее дозволение, с просьбой о котором Шереметев обратился лично к императору, надеясь на то, что Павел I сделает для него исключение из общего правила. Однако даже память о детской дружбе не заставила самодержца нарушить порядок, устоявшийся веками.

Желанный, но недолгий брак

Лишь после убийства заговорщиками Павла I граф сумел осуществить задуманное, подделав документы своей невесты, в результате чего Прасковья Жемчугова стала значиться польской дворянкой Параскевой Ковалевской. Александр I, сменивший на престоле своего отца, дал Шереметеву согласие на брак, но и в этом случае венчание было тайным, состоявшимся 8 ноября 1801 года в одной из небольших московских церквей.

В 1803 году в семье Шереметевых родился сын, получивший во святом крещении имя Дмитрия. Однако радость отца скоро обернулась скорбью: через двенадцать дней после появления на свет ребёнка скончалась его жена Прасковья, так и не сумевшая оправиться после родов.

Постройка Странноприимного дома

С давних времён на православной Руси бытовал такой обычай: когда умирал близкий человек, во упокоение его души тратиться на богоугодные дела. Добровольные пожертвования могли быть разными - всё зависело от материальных возможностей. Шереметев же в память о почившей супруге построил в Москве Странноприимный дом, в помещении которого сегодня располагается НИИ скорой помощи им. Склифосовского (фото № 4).

Работы по сооружению этого хорошо известного москвичам здания проводились под руководством выдающегося архитектора итальянского происхождения - Джакомо Кваренги, являвшегося страстным поклонником и ценителем таланта покойной актрисы. Созданный исключительно для неимущих и обездоленных людей, Странноприимный дом был рассчитан на содержание в нём 50 больных, получавших стационарное лечение, а также 100 «призреваемых», то есть нищих, не имевших средств к существованию. Кроме того, там же располагался приют для 25 девочек-сирот.

Чтобы обеспечить финансирование этого заведения, граф положил в банк на его счёт достаточный по тем временам капитал, а также отписал на содержание Странноприимного дома несколько сёл с крепостными душами. Кроме прямых расходов, из этих средств, согласно завещанию графа, следовало помогать попавшим в беду семьям и ежегодно выделять определённые суммы на приданое для малоимущих невест.

Конец жизни графа

Скончался Николай Петрович 1 января 1809 года, лишь на шесть лет пережив свою супругу. Последние годы жизни он провёл в своём петербургском дворце, известном как Фонтанный дом (фото, завершающее статью). Его прах, покоящийся в Шереметевской усыпальнице Александро-Невской лавры, был предан земле в простом дощатом гробу, поскольку все деньги, отпущенные на похороны, граф завещал раздать бедным.

Сенатор. Сын генерал-фельдмаршала, графа Бориса Петровича Шереметева и второй его супруги Анны Петровны Нарышкиной (урожденной Салтыковой), граф Петр Борисович Шереметев родился 26 февраля 1713 года, в Прилуках. Крестным отцом его был гетман Скоропадский. Великий Петр почтил своего любимого соратника зачислением его новорожденного сына л.-гв. в Преображенский полк прапорщиком.

Граф П. Б. Шереметев был товарищем детства Императора Петра II, с которым вместе рос и учился.

30 ноября 1726 года Императрица Екатерина I произвела тринадцатилетнего П. Шереметева в подпоручики гвардии, а Петр II пожаловал его, на другой день своей коронации, 25 февраля 1728 года - в поручики и 17 декабря 1729 года - в капитан-поручики того же лейб-гвардии Преображенского полка. Граф Петр Борисович не ладил с временщиком, князем Иваном Алексеевичем Долгоруким, а потому держал себя далеко от двора и, сколько мог, противился браку своей сестры, графини Наталии Борисовны, с царским любимцем, но брак этот состоялся.

Находясь в полку на действительной службе, граф Шереметев был произведен Императрицей Анной Иоанновной, 30 января 1738 года, в капитаны.

Еще в 1732 году прибыла в Россию родная племянница Государыни, принцесса Мекленбургская Елизавета-Екатерина-Христина, окрещенная в православие с именем Анны Леопольдовны. Когда решено было ее бракосочетание с принцем Брауншвейг-Люнебургским Антоном-Ульрихом, то Императрица Анна Иоанновна устроила ей особый придворный штат и 30 марта 1739 года назначила, между прочим, в камергеры комнаты принцессы л.-гв. капитана графа П. Шереметева.

В регенство принцессы Анны Леопольдовны он был пожалован, 1 января 1741 года, в действительные камергеры Императорского двора, с жалованьем по 1500 руб. в год.

Вступившая, 25 ноября 1741 года, на российский престол Императрица Елизавета Петровна, указом от 25 января 1742 года, повелела графу П. Шереметеву быть по-прежнему действительным камергером Императорского двора.

По прибытии, 5 февраля 1742 года, в С.-Петербург вызванного Государыней родного племянника ее, принца Шлезвиг-Голштинского Карла-Петра-Ульриха, избранного ей в наследники русского престола, герцог, жалуя некоторых придворных голштинским орденом Св. Анны, 25 апреля 1742 года, в день Священного коронования Императрицы Елизаветы, дал таковой и действительному камергеру графу П. Б. Шереметеву.

15 июля 1744 года, в день торжественного празднования мира с короной шведской, графу Шереметеву был пожалован орден Св. Благоверного Великого князя Александра Невского. 5 сентября 1754 года действительный камергер граф П. Шереметев был произведен в генерал-лейтенанты, с оставлением в придворном звании. В 1758 году ему Высочайше дозволено было принять для ношения, данный ему королем польским орден Белого Орла, а 30 августа 1760 года он был пожалован в полные генералы и генерал-адъютанты Ее Императорского Величества.

По кончине, 25 декабря 1761 года, Императрицы Елизаветы Петровны, вступивший на престол Император Петр III пожаловал 25 декабря, генерал-аншефу графу П. Б. Шереметеву орден Св. Андрея Первозванного, а на другой день, 28-го того же декабря - назначил его обер-камергером Императорского двора. В день воцарения Императрицы Екатерины II 28 июня 1762 года , обнародован был следующий указ Правительствующему Сенату: - "Господа Сенаторы! Я теперь выхожу с войском, чтобы утвердить и обнадежить Престол. Оставляю вам, яко верховному моему правительству, с полной доверенностью под стражу отечество, народ и сына Моего Графу Скавронскому и графу Шереметеву, генерал-аншефу Корфу и подполковнику Ушакову, присутствовать с вами, и им, так как и действительному тайному советнику Неплюеву, жить во дворце при Моем Сыне".

Пред отправлением своим в Москву, для Священного коронования, Императрица Екатерина Алексеевна собственноручно наметила, 19 июля 1762 года. список сенаторов, которые должны были оставаться в С.-Петербурге и присутствовать в Сенатской конторе, а также и назначенных сопровождать Государыню в древнюю столицу. Граф Петр Борисович был помещен в числе последних и участвовал в Москве на всех коронационных торжествах. 4 апреля 1763 года граф П. Б. Шереметев был уволен, согласно желанию, в годовой отпуск.

По разделении Правительствующего Сената на департаменты, граф Шереметев 23 января 1764 года был назначен к присутствованию в 4-м департаменте Сената.

Вследствие предположенного открытия в 1767 году, в Москве, комиссии составления нового уложения, из депутатов от всех учреждений, сословий и народонаселений России, 19 января 1767 г. граф П. Б. Шереметев был избран в поверенные для выбора головы и депутата от города С.-Петербурга.

Участвуя в заседаниях означенной комиссии, граф Петр Борисович выразил свою полную готовность освободить своих крестьян из крепостной зависимости.

С 1743 года граф Петр Борисович был женат на дочери великого канцлера князя Алексея Михайловича Черкасского, княжне Варваре Алексеевне, угасающее здоровье которой заставило супругов обратиться 2 октября 1767 года к Монархине со всеподданнейшим ходатайством об утверждении предположенного ими раздела некоторых имений между сыном их, графом Николаем, и дочерьми Анной и Варварой. План такого раздела удостоился 22 октября 1767 года собственноручной конфирмации Императрицы Екатерины.

Одновременно с этим скончалась графиня Варвара Алексеевна, утрата которой, после 24-летнего мирного и согласного супружества, тяжело подействовала на графа Петра Борисовича, еще более сраженного судьбой в следующем году смертью любимой его дочери, графини Анны (ум. 27 мая 1768 г.), бывшей невестой приятеля его отца, графа Никиты Ивановича Панина. Это семейное горе заставило графа Петра Борисовича просить у Государыни полного удаления от всяких дел и обязанностей.

По таковому ходатайству, Императрица Екатерина подписала 29 июля 1768 года следующий указ Прав. Сенату: "Генерал-аншеф, двора Нашего обер-камергер и сенатор граф Шереметев всеподданнейше просил Нас об увольнении его от всех военных и гражданских дел. Мы чрез все время службы его долговременной предкам Нашим и Нам самим, бывши всегда довольны его верностию и усердием, всемилостивейше снисходим на его прошение и увольняем его вечно от службы Нашей военной и гражданской".

В 1776 году граф Шереметев был избран в начальники уланского московского корпуса дворовых и городских людей, а в 1780 году он избран в Московские губернские предводители дворянства.

Унаследовав после отца своего громадное состояние (более 60 т. душ крестьян), которое почти удвоилось с женитьбой на не менее богатой княжне Черкасской, граф Петр Борисович владел в разных губерниях 140 тысячами душ крестьян.

Этот широкий достаток ставил его в возможность жить пышно и открыто, собирая к себе и в С.-Петербурге, и в Москве все высшее русское общество и устраивать великолепные празднества для удостаивавшей его нередко своими посещениями Государыни, а также и для иных именитых лиц Европы, которые являлись по временам в России, для свидания, или сближения с двором Великой Екатерины.

Проживая преимущественно в Москве, и в роскошных дворцах дач своих в окрестностях столицы, где преимущественно устраивались многолюдные собрания, граф Петр Борисович удивлял не только соотечественников, но и всех иностранцев своей изящной жизнью и самыми разнообразными, роскошно обставленными увеселениями. В Кускове, где - по свидетельству H. M. Карамзина - отдыхал некогда на лаврах герой-сподвижник Великого Петра - граф Борис Петрович Шереметев, там гостеприимный сын его угощал впоследствии римского императора Иосифа, путешествовавшего под именем графа Фалкенштейна и неизменно благоволившую к нему Императрицу Екатерину. Вот как описывает французский посол граф Сегюр один из праздников, устроенный для Государыни в 1787 году графом П. Б. Шереметевым.

- "Хотя я и небольшой охотник до увеселений, но не могу умолчать о празднестве, происходившем в подмосковной графа Шереметева, угощавшего там Императрицу Екатерину. Вся дорога от города до Кускова была освещена самым великолепным образом. Обширный сад графа и зверинец, убранные с большим вкусом множеством картин-транспарантов, волшебно красовались при освещении их разноцветными огнями. В прелестно выстроенном театре была представлена большая опера; не зная языка русского, я мог только судить о музыке и балете; первая изумила меня своей приятной гармонией; балет же - поражал изящным богатством одежд, красотой, искусством танцовщиц и легкостью мужчин. Более всего мне казалось непостижимым, что стихотворец и музыкант, составившие оперу, архитектор, воздвигнувший театр, живописец его разукрасивший, певцы, актеры и актрисы, танцоры и балерины в балете, музыканты, составлявшие оркестр - все, без исключения, были крепостными людьми графа Шереметева, который тщательно сам заботился о воспитании и обучении каждого, сообразно дарованиям и наклонностям природным. Та же пышная роскошь явилась и за происходившим ужином; я никогда не видел у частных лиц такого громадного количества всяких золотых и серебряных сосудов, фарфора, алебастра и порфира, которым изобиловали столовые залы графа. Но всего удивительнее было то, что все это несметное число хрустальной посуды, покрывавшей стол, за которым сидело около ста человек, было разукрашено вделанными в каждую вещь дорогими, неподдельными драгоценными каменьями разнообразнейших цветов и пород".

Оставаясь вне всякой служебной деятельности, граф П. Б. Шереметев скончался 30 ноября 1787 года и погребен в Невской Лавре.

Узнав о смерти графа П. Б. Шереметева, Императрица выразилась: "Очень, очень его жаль; он много был ко мне привязан".

По свидетельству современников, граф П. Б. Шереметев отличался всегда благотворительностью. Всякий день являлось к столу его неопределенное число знакомых, приятелей, но большей частью бедных служащих и отставных чиновников, которые сверх того получали от него пенсию. В Рождество, Новый год, Светлое Христово Воскресенье и прочие праздники рассылались по знакомым подарки, а к бедным - вспомоществования деньгами и провизией. Летом граф живал в Кускове. Всякое воскресенье выезжала туда половина Москвы, и, не говоря о гостях у графа, приезжие угощались в японском домике и других беседках чаем, булками и прочим, а простому народу приносилось от гостеприимного хозяина вино и пиво.

Источники: 1. Высочайшие указы Сенатского Архива, кн. 102, л. 45; кн. 106, л. 43-46; кн. 109, л. 70; 2. Российский Гербовник, т. II, № 10; 3. Росс. Родословная Книга князя Долгорукова, т. III, стр. 494-502; 4. Бантыш-Каменский - Словарь достопамятных людей России, изд. Ширяева, 1836 г., т. V, стр. 318; 5. Его же - Списки кавалеров, стр. 108, 197, 290; 6. Вейдемейер - Замечательные люди в России XVIII столетия, ч. II, стр. 44; 7. Записки В. А. Нащокина, изд. 1842 г., стр. V; 8. Дневник А. В. Храповицкого, изд. Н. П. Барсуковым в 1874 г., стр. 605; 9. Род Шереметевых, составл. А. П. Барсуковым, изд. 1881 г., т. I, стр. 1-14; 10. Сборник Императорского Русского Исторического Общества, т. IV, стр. 13; т. VII, стр. 101, 150-151, 340; 11. Дела Московского Архива М―ва юстиции; 12. Русская Старина, 1870 г., т. II, стр. 489.

П. И. Баранов.

{Половцов}

Шереметев, граф Петр Борисович

сын фельдмаршала, полн. генерал, обер-камергер при Петре III и Екатерине II, сенатор; р. 26 февр. 1713 г., † 1788 г. 30 ноября.

{Половцов}


. 2009 .

Смотреть что такое "Шереметев, граф Петр Борисович" в других словарях:

    - (1713 1788), граф, генерал аншеф (1760), обер камергер (1761). Сын Б. П. Шереметева. С 1780 московский губернский предводитель дворянства. Владелец усадеб Кусково, Останкино. Создал балетную и живописную школы, крепостной театр. * * * ШЕРЕМЕТЕВ… … Энциклопедический словарь

    - (1713 88) граф, генерал аншеф (1760), обер камергегер (1761). Сын Б. П. Шереметева. С 1780 московский губернский предводитель дворянства. Владелец усадеб Кусково, Останкино. Создал балетную и живописную школы, крепостной театр … Большой Энциклопедический словарь

    - (род. в 1859 г.) любитель и знаток музыки. Еще в середине XVIII в. при графе Петре Борисовиче существовал хор певчих под управлением композитора Степана Дегтерева. Церковный хор его отца графа Д. Н. Шереметева, состоявший под управлением Ламакина … Большая биографическая энциклопедия

    Пётр Борисович Шереметев (1713 1788) граф, генерал аншеф (1760), обер камергер, сын фельдмаршала Б. П. Шереметева. С детства рос и воспитывался вместе с будущим императором Петром II. Сделал успешную карьеру, на которой не отразились… … Википедия

    Пётр Борисович Шереметев (1713 1788) граф, генерал аншеф (1760), обер камергер, сын фельдмаршала Б. П. Шереметева. С детства рос и воспитывался вместе с будущим императором Петром II. Сделал успешную карьеру, на которой не отразились… … Википедия

    ШЕРЕМЕТЕВ - Александр Дмитриевич, граф, род. 1859, просвещенный музыкальный деятель. Еще предок Ш., Петр Борисович Ш., содержал в 17 м в. хор певчих под управл. С. Дегтерева (См.); большой известностью пользовался и церковный хор отца Ш а, Дмитрия Н. Ш ва,… … Музыкальный словарь Римана

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шереметев. Борис Петрович Шереметев … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Бутурлин. Александр Борисович Бутурлин … Википедия

    Александр Борисович Бутурлин (18 (28) июля 1694 30 августа (10 сентября) 1767, Москва) русский военачальник, граф (1760), генерал фельдмаршал (1756). Граф А. Б. Бутурлин Сын капитана гвардии. В 1714 был записан солдатом в гвардию, с 1716 по… … Википедия

Гофмейстер Высочайшего Двора, попечитель Странноприимного Дома гр. Шереметевых в Москве, известный благотворитель.

Родился в Петербурге 3-го января 1803 года и был единственным сыном обер-камергера действительного тайного советника гр. Николая Петровича Шереметева, основателя Странноприимного Дома в Москве.

Через три недели после рождения гр. Д. Н. скончалась его мать гр. Прасковья Ивановна, урожденная Ковалевская, а спустя шесть лет скончался и его отец. Опекунами малолетнего гр. Дм. Н., по завещанию его отца, были Д. П. Трощинский, Ф. А. Голубцов, И. С. Ананьевский и П. М. Духовницкий, а попечителем Донауров.

Получив прекрасное домашнее воспитание, гр. Дм. II. в 1820 году был пожалован в камер-пажи и, представляясь по этому случаю императору Александру I, он между прочим высказал, что "имеет усердное желание не только охранять во всей неприкосновенности памятник человеколюбия, родителем его воздвигнутый, Странноприимный Дом в Москве, но и усугубить благотворительность заведения сего на пользу общую". Действительно, уже в том же году он дал новые средства, чтобы расширить деятельность больницы и богадельни, а также, чтобы увеличить число и размеры пособий и содержание служащим.

Этим добрым делом началось его служение на поприще благотворительности или, как он сам говорил, это были "первые опыты его усердия к отечеству при самом начале гражданской жизни". Действительно, с этого времени его благотворительность принимает все более и более широкие размеры.

В 1823 году гр. Дм. Н. был произведен в корнеты и назначен в Кавалергардский полк, в котором прослужил более пятнадцати лет. Во время беспорядков 14-го декабря 1825 г. ему с Кавалергардским полком пришлось принимать участие в подавлении мятежа и в очищении Дворцовой и Исаакиевской площадей.

Спустя два года, гр. Шереметев был произведен в поручики, а в 1830 году в штабс-ротмистры.

В следующем году, во время первого Польского восстания, он вместе со своим полком совершил поход в Польшу, где участвовал во взятии г. Варшавы и за оказанную в этом деле храбрость получил орден св. Владимира 4-ой степени с бантом, а по возвращении из похода, в 1833 году, был назначен флигель-адъютантом, спустя же год был произведен в ротмистры.

После этого в военной службе оставался он еще четыре года и в 1838 году вышел в отставку, был пожалован в камергеры и зачислен по Министерству внутренних дел. В том же году гр. Дм. Н. женился на фрейлине императрицы Александры Феодоровны Анне Сергеевне Шереметевой, дочери своего дальнего родственника С. В. Шереметева.

В следующем году гр. Дм. Н. был назначен присутствующим в Департаменте врачебных казенных заготовлений, а вскоре после того избран был почетным попечителем С.-Петербургской гимназии.

На последнюю должность его избирали дважды, и за усердие, оказанное на пользу учебных заведений, он был произведен в статские советники. 11-го июня 1849 года скончалась жена его, гр. Анна Сергеевна, и вскоре после этого он вышел в отставку, оставаясь лишь попечителем Странноприимного дома. По вступлении на престол императора Александра II, последний вместе с императрицей Марией Александровной провел у гр. Дм. H. в с. Останкине целую неделю и говел там перед коронацией, во время которой гр. Шереметев был пожалован гофмейстером и награжден орденом св. Станислава 1-й степени.

В следующем году он вторично женился на Александре Григорьевне Мельниковой.

Жертвуя огромные суммы на разные благотворительные учреждения, помогая всем, кто только обращался к нему с истинной нуждой, гр. Дм. Н., однако, любил делать все это без посторонней указки, и чужое вмешательство в его дела всегда возбуждало у него неудовольствие.

В течение первых шестидесяти лет существования Странноприимный дом в Москве сыграл видную роль в деле помощи бедным: в нем лечилось более 50000 человек, несколько десятков тысяч человек получили пособие, причем несколько тысяч бедных невест получило приданное; кроме того, в богадельне Странноприимного дома ежегодно призревалось от 100 до 170 человек престарелых или больных неизлечимыми болезнями.

Давая ежегодно большие суммы денег на нужды Странноприимного дома, гр. Дм. Н. постоянно заботился и о том, чтобы после его смерти это учреждение не принуждено было бы сократить свои расходы, почему постоянно увеличивал и неприкосновенный капитал Дома. Но не на один только Странноприимный дом гр. Шереметев жертвовал много: жертвовал он также по тысячам, десяткам и сотням тысяч на построение церквей, на учебные заведения и на разные благотворительные учреждения.

Владея около 150000 душ крестьян и несколькими сотнями тысяч десятин земли, он весь получаемый доход тратил преимущественно на добрые дела. Когда же, с освобождением крестьян, доходы его уменьшились и пришлось сокращать вследствие этого расходы, он первым делом сократил расходы на личную свою жизнь, всячески стараясь делу благотворения отдавать прежние суммы. Самая широкая его благотворительность не прекращалась до самой его смерти.

В 1871 году гр. Дм. Н. был награжден орденом св. Владимира 2-й степени и вскоре после того, а именно 12-го сентября того же года скончался в подмосковном своем имении.

Тело гр. Дм. Н. Шереметева погребено в Александро-Невской Лавре, рядом с могилой его отца. "Русский Мир" за 1871 г. № 22, сообщение о погребении, № 23, ст. "Воспоминания о гр. Дм. Н. Шереметьеве"; "Странник" за 1871 г. т. IV, некролог, стр. 59-62; "Рижский Вестник" за 1871 г. № 217 некролог (фельетон; "Московские Ведомости" за 1881 г. № 203, некролог; "Иллюстрированная Газета" за 1871 г. № 38, некролог; "Всемирная Иллюстрация" за 1871 г. т. 6, № 149, некролог, стр. 294; "Голос" за 1871 г. № 263, ст. К. В. М., некролог; "Современный Русский Календарь", на 1873 г. некролог; "Харьковские Губернские Ведомости" за 1852 г. № 7. ст. Л. Черторижского, стр. 54-57; "Современность" за 1871 г. № 36, некролог "Чтения в Императорском Обществе Истории и древностей Российских за 1872 г. кн. 2, стр. 222-228; "Картинная Галерея Европы" за 1863 г. № 5, стр. 91-98; Д. В. Тарасенков "Историческая записка о Странноприимном Доме графа Шереметьева" М. 1860 г.; П. Плетнев "Отчеты Университета", СПб. 1842 г. стр. 38. Е. Ястребцев. {Половцов} Шереметев, граф Дмитрий Николаевич гофмейстер, известный благотворитель; род. 3 февр. 1803 г., † 12 сент. 1871 г. {Половцов}