Вездеходы и снегоболотоходы

Изготовление гусениц для снегоходов. Гусеницы на авто или танк из нивы и уаз своими руками. какова цена переделки?

Гусеница своими руками может быть изготовлена любым мастером. Если вы давно задумывались над тем, как изготовить гусеницу, то вам стоит прочесть представленные рекомендации. Для проведения работ можно использовать самые разные инструменты и материалы. Допустимо, конечно, применить при необходимости гусеницу, которая была произведена в условиях завода. Но это обойдется гораздо дороже, чем если изготовлением вы займетесь самостоятельно. В статье будет представлено несколько вариантов изготовления гусениц, один из которых вы можете выбрать для себя.

Простой вариант изготовления гусеницы

Гусеница своими руками может быть выполнена по наиболее простой технологии. Это займет у вас минимальное количество времени. Гусеничный движитель можно изготовить на основе втулочно-роликовой цепи, а также транспортерной ленты. Для проведения работ нужно подготовить некоторый набор специальных инструментов или оснастку. Для того чтобы продлить срок эксплуатации ленты, рекомендуется прошить ее края с помощью лески, укрепляя ее на расстоянии, равном 1 см. Необходимо при этом использовать принцип, который применяют швеи для обметывания краев ткани, что позволит уберечь ленту от повреждений.

Гусеница своими руками может быть изготовлена методом сопряжения элементов в единое кольцо, это можно осуществить несколькими способами. Так, допустимо применить шарнир по типу рояльной петли, можно использовать и менее надежный способ, который предполагает нашивку торцов ленты. Важно учесть, что должна быть выбрана толщина ленты, которая соответствует мощности мотора. Если предполагается использовать двигатель от мотоцикла отечественного производства, то можно применить ленту, толщина которой равна 10 мм, по типу той, что используется на сельскохозяйственных транспортерах.

Если гусеница своими руками будет изготавливаться по такой технологии, то вам не придется потратить много сил. Несмотря на то, что такая модель гусеницы делается довольно просто, она имеет длительный срок службы и большой ресурс.

Изготовление гусеницы из автомобильных покрышек


Самостоятельно изготовить гусеницу можно с применением автомобильных покрышек. Для проведения работ необходимо подобрать покрышки, позаимствованные у грузовых автомобилей, рекомендуется использовать подходящий рисунок протектора, при этом вы потратите меньше сил при работе с шиной. Изготовление подобной гусеницы нужно производить методом выкраивания из покрышки бортов, при этом должно быть оставлено место для беговой дорожки. Стоит учесть, что эта работа достаточно трудоемкая и предполагает приложение большого количества терпения и сил, использовать при этом необходимо исключительно хорошо заточенный сапожный нож.

Для того чтобы при изготовлении гусеницы для автомобиля своими руками было затрачено меньшее количество сил, можно время от времени производить смачивание лезвия с использованием мыльного раствора. В качестве альтернативного решения можно использовать приспособление, предназначенное для резки, допустимо применить и электрический лобзик. На последний предварительно нужно закрепить пилку с мелкими зубчиками, пилка тоже должна быть предварительно смочена водой, в процессе работы такие манипуляции нужно производить периодически.

Технология проведения работ


Гусеницы для автомобиля своими руками должны быть изготовлены по технологии, которая предполагает первоначальное удаление бортов у покрышек, после, если есть необходимость, нужно удалить лишние слои, которые располагаются с изнаночной стороны образованного кольца, в этом есть необходимость, если дорожка имеет повышенную твердость. Если рисунок протектора не подходит, то нужно нарезать новую структуру, которая будет необходима для того, чтобы конструкция имела возможность цепляться за почву.

Гусеница для снегохода, своими руками выполненная по вышеописанной схеме, будет обладать множеством плюсов, даже если проводить сравнение с вышеописанным вариантом. Это обусловлено тем, что она имеет замкнутый контур, что указывает на надежность. Но есть и минусы, один из которых выражен в ограниченной ширине гусеницы, но если есть потребность, то можно применить сдвоенную ширину.

Изготовление гусеницы из ремней



Следующий вариант гусеницы особенно привлекателен тем, что в процессе проведения работ не придется тратить лишние силы. Перед началом необходимо подготовить ремни, которые имеют клиновидный профиль. Их предстоит соединить в одно целое, применяя зацепы для почвы, которые фиксируются винтами, в качестве альтернативного решения можно использовать заклепки. В итоге получится гусеница для снегохода, своими руками созданная, которая имеет отверстия, предназначенные для ведущей звездочки. Для того чтобы образовать отверстия, необходимо будет оставить некоторое пространство между ремнями.

Еще один вариант изготовления гусеницы

Перед тем как сделать гусеницу своими руками, нужно выбрать технологию проведения работ. Допустимо использовать и методику, представленную ниже. Каркас движителей можно сварить с использованием труб, которые имеют прямоугольное сечение. Рекомендуется соединить их, используя раму, это позволит сделать конструкцию разборной. Шлицевая часть может быть позаимствована от «Бурана», это позволит сделать приводные валы, к ним нужно приварить шлицевую часть валов, которые позаимствованы от «Оки». Будет необходимо использовать и тормозные диски. Работая над передними валами, нужно на них установить тормозные механизмы. Некоторую часть от кожуха коробки передач нужно отрезать. Изготовление гусеницы своими руками позволит не только сэкономить, но и передвигаться по заснеженной территории без особых проблем. Такую конструкцию можно будет использовать в течение длительного времени без необходимости проведения ремонта.

Многие любители самодельной техники занимаются разработкой и изготовлением вездеходов на гусеничном ходу.

Применяются самые разные решения при воплощении задумок в жизнь, но самой большой проблемой энтузиастов этого вида транспорта были и остаются гусеницы. Конечно, никто не запрещает использовать в своих образцах движители заводского изготовления, но хочется, чтобы вездеход (или снегоход), сделанный своими руками, имел и самодельные гусеницы. Давайте рассмотрим некоторые способы изготовления гусениц, которые показали достаточно хорошие эксплуатационные характеристики.

Простейший вариант

Гусеничный движитель для снегоходов и легких вездеходов можно сделать на основе обыкновенной втулочно – роликовой цепи и транспортерной ленты. Для изготовления такой гусеницы нет необходимости иметь специальные инструменты или оснастку, все делается “на коленке”.

Гусеница из транспортной ленты

Для продления срока службы ленты, желательно прошить ее края леской с шагом около сантиметра (точно так же как швеи делают обметывание краев ткани), это убережет ленту от разлохмачивания. Соединение ленты в кольцо можно выполнить любым доступным способом, например, использовать шарнир по типу рояльной петли, или сшить торцы ленты (менее надежный способ).

Толщину ленты следует подбирать исходя из мощности двигателя. При использовании двигателей от мотоциклов отечественного производства, хорошие результаты показывает лента толщиной 8 – 10 миллиметров, которая используется на сельскохозяйственных транспортерах.

Не смотря на простоту изготовления, такая самодельная гусеница для снегохода имеет приличный ресурс и к тому же легко поддается ремонту в случае необходимости.

Гусеницы из покрышек

Довольно распространено среди самодельщиков изготовление гусениц из автомобильных покрышек. Для этой цели подбираются покрышки от грузовых автомобилей, желательно с подходящим рисунком протектора (будет меньше работы с шиной в дальнейшем).

Гусеница из покрышки

Для изготовления такой гусеницы необходимо вырезать из покрышки борта, оставив только беговую дорожку. Работа эта достаточно трудоемкая и требует большого терпения, поскольку из инструментов применяется только хорошо заточенный сапожный нож.

Для упрощения работы можно время от времени смачивать лезвие в мыльном растворе, тогда резина легче разрезается. Как вариант, можно рассматривать применение самодельных приспособлений для резки, либо воспользоваться электролобзиком, на котором закреплена пилка с мелким зубом (пилку тоже лучше смачивать мыльной водой).

Сначала от покрышки отрезаются борта, затем при необходимости, снимаются лишние слои с изнаночной стороны получившегося кольца (если дорожка слишком твердая). После этого, если рисунок протектора не удовлетворяет требованиям конструктора, нарезается новая структура грунтозацепов.

Самодельная гусеница из покрышки обладает несомненным преимуществом перед вышеописанным образцом, так как она имеет изначально замкнутый контур, а значит и надежность ее будет в разы выше. Минусом является ограниченная ширина готовой гусеницы, однако при необходимости можно использовать сдвоенный и строенный по ширине вариант.

Гусеницы из ремней

Привлекательный из-за своей относительной простоты вариант изготовления гусеницы своими руками.

Ремни с клиновидным профилем соединяются в единое целое с помощью грунтозацепов прикрепленных к ремням с помощью заклепок или винтов.

Таким образом, получается гусеничное полотно с уже имеющимися отверстиями под ведущую звездочку (для этого потребуется лишь оставить промежутки между ремнями).

Способов изготовления гусениц много – главное иметь желание и терпение, и тогда все получится.

С наступлением зимнего периода двухколесные транспортные средства теряют свою актуальность. Использование автомобиля для преодоления небольших дистанций с высокой заснеженностью является не особо практичным, а в большинстве случаев – невозможным процессом. Куда лучше с данной задачей справляется снегоход.

Зимнее механическое транспортное средство в большинстве случаев оснащается гусеничным задним приводом и передними рулевыми лыжами. Высокая проходимость, универсальность и простота использования делают снегоход на сегодняшний день наиболее популярным средством передвижения в зимнее время года.

Особенности самодельных снегоходов

Купить снегоход в наше время можно в любом мотосалоне, как крупного мегаполиса, так и небольшого города, однако цены данной техники вынуждают многих любителей зимней езды изготавливать самодельный снегоход на гусеницах своими руками.

Можно выделить четыре важных преимущества самостоятельно выполненного ТС над заводским:

  1. Цена – важнейший для большинства фактор. Стоимость некоторых агрегатов ведущих производителей мототехники может превышать стоимость собранных из подручных материалов в 5-10 раз.
  2. Параметры – возможность собрать средство передвижения желаемой конфигурации. Это касается как внешнего вида, так и запаса мощности, типа ходовой части и пр.
  3. Надежность – тот пункт, которым не всегда могут похвастаться изделия даже известных производителей. При самостоятельном изготовлении человек использует наиболее качественные материалы и уделяет особое внимание важнейшим узлам механизма.
  4. Польза – возможность задействовать завалявшиеся в гаражах и подсобках материалы, детали и приспособления с других устройств.

При этом самодельные снегоходы находят свое применение, как на улицах населенных пунктов, так и на бездорожных участках загородных раздолий и горнолыжных курортов.

Самодельный снегоход на гусеницах своими руками: с чего начать?

1 — задний фонарь; 2 — прицепное устройство; 3 — кузов (фанера, s16); 4 — боковые катафоты; 5 — задний амортизатор (от мотоцикла «Днепр», 2 шт.); 6 — бензобак (от пускача трактора Т-150); 7 — сиденье; 8 — основная рама; 9 — коммутатор электронного зажигания (от мотоцикла «Восход»); 10 — катушка зажигания (от мотоцикла «Восход»); 11 — силовая установка (от мотоколяски, 14 л.с.); 12 — глушитель (от мотоколяски); 13 — рулевая колонка; 14 — рулевой шарнир в кожаном чехле, заполненном смазкой (шарнир от «УАЗа»); 15 — ограничитель вертикального перемещения рулевой лыжи (цепочка); 16 — ограничитель поворота рулевой лыжи; 17 — рулевая лыжа; 18 — боковая лыжа (2 шт.); 19 — генератор; 20 — рычаг сцепления (от мотоколяски); 21 — щиток цепи привода; 22 — подножка; 23 — цепь привода ведущего вала; 24 — ведущий вал гусеницы; 25 — нижняя направляющая цепи гусеницы (полиэтилен, s10, 2 шт.); 26 — цепь гусеницы (от жатки кормоуборочного комбайна, 2 шт.); 27, 31 — верхние передняя и задняя направляющие цепи (полиэтилен s10, по 2 шт.); 28 — амортизатор шарнирной рамы движителя (укороченные задние амортизаторы мотоцикла «Днепр», 2 комп.); 29 — опорная лыжа; 30 — задняя рама проставки; 32 — задний мост.

Чертеж самодельного снегохода является важнейшим этапом на подготовительной стадии изготовления. Здесь в помощь пригодятся инженерные навыки , а в случае отсутствия таковых – производятся поверхностные наброски, создающие общий образ будущего механизма.

Перед созданием чертежа необходимо определить перечень требуемых компонентов. Основу снегохода стандартной конфигурации составляют:

Движители в виде гусениц для снегоходов обеспечивают уверенное движение по снегу, льду, грязи, включая пересечённую местность. Ведь эта техника из-за большой опорной площади взаимодействия со снегом оказывает малое давление (0,3 кг/см 2), что не даёт машине зарываться и делает её устойчивей даже на косогорах.

Конструктивно гусеницы для снегоходов представляют собой компромисс из-за множества предъявляемых к ним противоречивых требований – быть лёгкими и прочными, обеспечивать манёвренность и устойчивость и т. д. Из-за этого до сих пор не удалось сделать универсальное изделие, отвечающее всем условиям езды. Поэтому, выбирая гусеницы к снегоходам, надо вначале как можно точнее определять условия их движения.

Помимо гусеничного движителя применяются шнеки и колёса с низким давлением в шинах для повышения проходимости.

Виды снегоходных гусениц

Многие снегоходы оснащены гусеницами в виде кольцевой ленты, состоящей из траков и усиленной окантовкой из металла. Изнутри она гладкая, а снаружи имеет грунтозацепы различной высоты, зависящей от типа машины. Вдоль движителя расположены отверстия с окантовкой из металлических колец, взаимодействующие с зубьями приводной звёздочки.

Ленту удерживают опорные, поддерживающие катки и пластиковые склизы. Хотя по конструкции гусеницы для снегоходов подобны, они отличаются:

  • длиной;
  • шириной;
  • высотой грунтозацепов;
  • шагом.

Короткий и узкий движитель способствует манёвренности и управляемости машины, но не проходимости. Обычно гусеница опирается на снег только 1/3 общей своей длины. Чем грунтозацепы выше, тем устойчивее движение техники на склонах, в горах, но меньше скорость, быстрее изнашиваются грунтозацепы и узел в целом. И с этим ничего не сделать.

Шаг – это расстояние между отверстиями под ведущие звёздочки приводной системы. В основном используется шаг 64 мм, который постепенно заменяется на 72,6 мм.

Поскольку для спортивных машин важна высокая манёвренность и управляемость, они оснащаются узкими и короткими движителями. Высота грунтозацепов при этом равна 19,05–25,4 мм. Свойства же туристических снегоходов должны быть универсальными, что может обеспечить только движитель средней длины и ширины. Его грунтозацепы по высоте равны 31,75–44,45 мм при движении по рыхлому снегу и 44,45–57,15 мм – по пересечённой местности.

Так как на утилитарных снегоходах перевозят грузы, ездят по топям и лесам, их гусеницы должны способствовать высокой проходимости, что возможно только при длинных и широких (от 0,5 м) движителях. Высота грунтозацепов у этих моделей – от 38,1 до 57,15 мм. Очень длинные и узкие движители – у горных моделей для обеспечения отличной управляемости и устойчивости при езде по склонам. Также у них самые высокие грунтозацепы – до 76,2 мм.

Ремонтопригодность, доступность и взаимозаменяемость

Поскольку гусеница снегохода испытывает большие нагрузки и постоянно контактирует с разными поверхностями, разрыв трака не исключён. Но сделать ремонт в походе почти невозможно, а возить запаску – накладно. Поэтому нужно следить за ней, учитывая, что пробег нового изделия равен 3–5 тыс. км. К этим советам стоит прислушаться – ведь они исходят от специалистов канадской компании Camoplast, гусеницами которых оснащены 80% снегоходов, производимых в мире.

Но российские владельцы снежных машин научились ремонтировать эти детали своими руками, особенно если они «обуты» в импортные изделия, которое в 6–10 раз дороже местных. Сделать ремонт хода своими руками можно наклеиванием заплаты из резинокорда на место повреждения вулканизацией. Так чинится как отслаивание резины от корда, так и надрывы.

Для ремонта мелких дефектов своими руками подойдут кордовые заплаты, для крупных повреждений – куски транспортерной ленты и особые клеи. Также можно склеить изделие своими руками, укороченное после вырезания фрагмента. Иногда наклеенный слой укрепляется заклёпками.

Эти изделия для снегоходов сегодня не в дефиците. Но отечественная продукция не отличается высоким качеством, хотя стоит в разы дешевле высококачественного импорта. О полной взаимозаменяемости таких деталей пока речи нет (см. таблицу ниже), хотя производители стремятся к этому.

Таблица характеристик движителей для некоторых машин


Изготовление гусеницы самому

Учитывая, что импортные изделия стоят дорого и не всегда отвечают условиям эксплуатации, их можно изготовить своими руками при соблюдении некоторых условий. Во-первых, они должны быть равноценными по габаритам, чтобы не повредить детали подвески и обеспечивать ход. Во-вторых, самодельная обнова по прочности не должна уступать заводской. Причём при выборе материалов предпочтение надо отдавать доступным и недорогим видам.

Заводские изделия делают из специальной резины или кевларовых композитов. Но умельцы создают конструкции гусениц для снегоходов из самых разных материалов. Лучше всего её сделать из грузовых автошин, т. к. они по устройству и свойствам более всего подходят для этого.

Нередко её делают из транспортерной ленты, плоских и клиновидных приводных ремней, соединяемых между собой с помощью грунтозацепов, в качестве которых вполне пригодны деревянные планки, металлические профили, пластиковые трубы. Соединительными элементами служат винты с широкой шляпкой, болты в сборе М6 или М8. В качестве слайдеров подойдут пластиковые или деревянные бруски.

Известен способ изготовления гусеницы к снегоходу своими руками из транспортерной ленты, пластиковой водопроводной трубы и болтов с гайками и шайбами. Из инструментов нужны:

  • острый сапожный нож;
  • ножницы по толстому материалу;
  • дрель или пробойник;
  • два гаечных ключа;
  • электрический лобзик с мелкозубчатой пилкой.

Сначала лента разрезается на две равные по ширине полосы. В них с точным шагом надо сделать сквозные отверстия. Затем пластиковая труба режется на равные отрезки, которые разрезаются вдоль на две одинаковые части – будущие грунтозацепы. На некотором расстоянии от торцов заготовок сверлятся или пробиваются отверстия.

Теперь остаётся с помощью болтов и гаек собрать грунтозацепы с двумя параллельно расположенными полосами транспортерной ленты, концы которых также можно соединить болтами.

Как самому присоединить гусеницу к снегоходу

Для установки гусеницы на снегоход понадобятся два домкрата или подъёмники, набор головок и ключей. Вначале надо подтянуть деталь под снегоход, вставив в неё приводной вал. После того как вал встал в редуктор, его нужно закрепить на раме в подшипник и закончить сборку редуктора. Теперь можно переходить к установке и монтажу подвески к раме машины в нескольких точках крепления.

Замену гусеницы на снегоходе своими руками, особенно в отсутствие нужного инструмента и опыта, лучше поручить специалистам. Это сэкономит время и деньги.

Гусеницы кажутся, а может быть и являются наиболее сложным в изготовлении компонентом самодельной гусеничной техники. Абсолютно неважно для чего вы хотите сделать гусеницы – небольшой вездеход для охоты, мотобуксировщик для рыбалки или мотоблок на гусеничном ходу для работы по хозяйству. Во всех случая нужна легкая и простая в изготовлении самодельная гусеница, которая бы потом еще и служила долго и не требовала к себе пристального внимания во время эксплуатации.

Кто может себе позволить купить серийные гусеницы в одном из онлайн-магазинов – делают это и не задумываются. Но у большинства умелых мастеров бюджет строительства техники для домашнего пользования не позволяет этого сделать. На помощь им приходит смекалка или интернет!

Есть несколько способов сделать их и одним из самых распространенных среди гаражных мастеров является изготовление гусениц из автомобильных покрышек грузовиков. Сапожным ножом, периодически смачивая его в обычном мыльном растворе для более легкого скольжения по резине, вырезаете борта автопокрышки, оставляя только беговую дорожку. Это только тут в статье можно описать этот процесс одним предложением. На самом деле это очень трудоемкая и травмоопасная работа, требующая терпения и внимательности. Результатом этого кропотливого процесса станет качественный и не разлохмаченный рез.


Для тех, кто хочет более быстрых результатов есть другой вариант – взять электролобзик с мелкой пилкой.
Помните! Вне зависимости от выбранного способа реза, результат всегда зависит от вас. Один может ножом провозится, нанести себе травму и изрезать все криво, а другой лобзиком все сделает быстро и аккуратно. Все зависит от ваших навыков, умений и опыта – выбирайте способ исходя из них.

После того как вы вырезали борта у покрышки, нужно проверить получившееся кольцо на эластичность и при необходимости снять лишние, внутренние слои резины. Далее нужно прикинуть, подойдет ли вам существующий рисунок протектора, и если нет, то нарезать новый, ведь гусеницам в зависимости от условий эксплуатации могут потребоваться хорошие грунтозацепы. Кому-то может потребоваться регулярный длительный переезд по трассе и вносить изменения ему не нужно, а вот рыбакам и охотникам, ездящим по болотам и глубокому бездорожью, не помешало бы хорошее сцепление с поверхностью.

Самодельные гусеницы из автомобильных покрышек могут использоваться на различной технике, они достаточно надежны и недороги в изготовлении. Конечно же у них есть плюсы и минусы, да и вообще несомненно у каждого найдется, что добавить к описанному процессу изготовления.

Видео небольшого трактора с самодельными гусеницами из автопокрышек:

Внести поправки в статью или дополнить ее, а также высказать свое мнение, вы можете в комментарии к ней без регистрации.