Горно-добывающая отрасль

Похвала пресвятой богородицы. Пресвятая Дева Мария – Богородица

Вечерня Монтеверди

Вече́рня (греч. ὉἙσπερινός; лат.Vesperae) - богослужение суточного круга Западной и Восточной церкви. Традиционное время совершения - около девятого часа дня, считая от восхода солнца, то естьвечером (отсюда русское название), при заходе солнца. Символически связано с ожиданием пришествия Христа.

АРНОНКУР: Произведения во славу Богоматери с давних пор занимают исключительное место в истории искусств. В те времена, когда музыкальные инструменты еще не были официально допущены в церковь, фигуре Марии в религиозной живописи часто сопутствовали образы ангелов, играющих на них. Музыка во славу Марии была более «мирская», чем консервативная церковная музыка.

«Вечерня блаженной девы » («Вечерня Девы Марии»), (Vespro della Beata Vergine) - произведение для солистов, хора и инструментов; написано и опубликовано в Венеции 1610 году, в 1613 году Монтеверди представил его на конкурс на должностькапельмейстера в соборе Сан Марко в Венеции. Произведение было оценено по достоинству, и композитор получил желаемую должность.

Хотя произведение было сочинено еще в Мантуе, оно основано на традициях именно венецианской музыки и отлично подходило для исполнения в соборе Сан-Марко - Своеобразном «фокусе» всей жизни Венеции. Монтеверди был прекрасно знаком со всеми новациями своих венецианских коллег в области церковной музыки: ведь во время своих многочисленных путешествий с герцогской капеллой в 1590-х он имел возможность услышать, где и как музицируют.

Вечерня Монтеверди явилась настоящим учебником всех типов современной композитору церковной музыки. В ней представлены черты и первой (полифония в псалмовых частях ), и второй «практик» (сольная монодия с аккомпанементом, ансамбли, виртуозные арии, черты взволнованного стиля, инструментальная музыка, прогрессивная современная оперная музыка ).

Хотя эта музыка была передовой настолько, насколько это возможно, Монтеверди сделал её продолжением старинных традиций, использованием простых мелодий - древнейших литургических песней - как тематического материала для псалмов и магнификатов. Одним словом, эта музыка была не реформистской, в ней композитор использовал все средства, традиционные и новаторские, для достижения своей цели - максимального эмоционального воздействия на слушателя.

Полифонические пастиччо соседствуют здесь с театрально красочными интерпретациями псалмов; чувствуется, что многие страницы написаны рукой оперного композитора.

Структура представляет собойдвухъярусное строение:

    четные части - хоровые, псалмовые (обязательные, входящие в службу): 2, 4, 6, 8, 10, 12.

    нечетные - сольные (или дуэты и терцеты) мотеты: 1, 3, 5, 7, 9, 11, 13.

Оркестровка - использован красочный оркестр «Орфея».Две скрипки (violinidabrazzo), четыреviuoledabrazzo(общее название для разных струнных инструментов от альта до виолончели), контрабасовая гамба или виолоне, три корнета (цинка), две блокфлейты, дваpiffari(дискантовые шалмеи), три тромбона, орган. Плюс инструменты группыcontinuo: клавесин, вёрджинал, лютня, дульциан.

Важная особенность - расположение исполнителей в виде двух пространственно разделенных хоров. Согласно Арнонкуру, расположение оркестрантов также должно было поддерживать двухорность.

Лейтфраза Gloria parti - распевается в конце каждого псалма.

    Вступление (Увертюра). Открывается возгласом «Deus in adiutorium meum intende !» (Боже, в помощь мою вонми ). Далее - токката из Орфея (1607), на фоне которой звучит «Domine ad adjuvandum me festina » (Господи, поспеши на помощь мне ). Между двухдольными строфами хора - инструментальный ритурнель с ТРЕХдольной метрикой. В конце увертюры - раздел «Аллилуия » - своеобразный хоровой танец!

    Псалм Dixit Dominus (№109,Cказал Господь Господу моему: сиди одесную меня ). Шестиголосный хор и солисты (отдельные реплики:Virgam virtutis tuae ), шесть инструментов. Распевание отд.слов, богатая мелизматика. Есть орк.ритурнели. в конце -Gloria patri

    Мотет Nigra sum (из Песни Песней,Черна я, но красива ) - соло тенора с хором. Каденция в оперном духе.

    Псалм: Laudate pueri (№ 112,Хвалите имя Господне ) - восьмиголосный хор и орган. В конце словоamen распевается на двух страницах на пиано.

    Мотет Pulchra es (из Песни Песней,Прекрасна ты, подруга моя ) - дуэт сопрано. По стилю - двухголосный мадригал. Есть смена мензуры.

    Псалм: Laetatus sum (№ 122,Возрадовался я, как сказали мне: «В дом Господень пойдем!» ) - шестиголосный хор. Блестящая техника полифонического варьирования на основе рефренной формы. Рефрен - очень выразительный эпизод сbasso ostinato (workingbass- шагающий бас). Распевание словаJerusalem .

    Мотет Duo Seraphim (Исайя 6:2-3,Два ангела пели Свят, свят Господь Саваоф ) - вокальный дуэт, переходящий в трио (когда в тексте появляется троица:Pater, verbum et Spiritus Sanctus / Et hi tres unum sunt - Отец, Слово и Святый Дух / И эти три суть едино - поют в унисон эту фразу ). Единственный номер, по тексту не связанный с девой Марией (но этот текст в то время был очень популярен). Самый разработанный номер, детализация. Виртуозный стиль пения. Секундовые задержания.

    Псалм: Nisi Dominus (№ 127,Если дома не строит Господь / к чему строителей труды? / Если града не хранит Господь / к чему бодрствует страж?) - десятиголосный хор (2X5). Пример многохорного венецианского письма. Сначала канон (второй хор запаздывает на одну четверть), а потом - по очереди (респонсорный принцип).

    Мотет: Audi coelum («Слушай, небо, мои слова», аноним. литург. поэма) - два солирующих тенора, где второй имитирует первого в конце фраз (очень популярный прием ЭХО, который присутствовал и в Орфее). Единственный сольный мотет с непосредственным обращением к Деве Марии. Обыгрывание слов Мария и море(‘ maria и Ma ria ). Во второй части присоединяется хор (Omnes hanc ergo sequamur / Все Поэтому проследим, для которого с изяществом мы можем быть и жизнь вечную. Пойдем с ней!).

    Псалм: Lauda Jerusalem (№ 147,Восславь Господа, Иерусалим, Сион, восхвали Бога твоего!) - семь голосов (два хора по 3 и тенорcantusfirmus). Радостный до мажор.

    Sonata sopra : Sancta Maria , ora pro nobis (Святая Мария, молись за нас ) - инструменты и детский хор. Частая смена мензур. Пунктирный аккомпанемент.

    Гимн Ave maris stella (cantusplanus;Радуйтесь, звезды на море, / Любви Божией Матери ) - два хора и солисты. Вначале две хоровые группы исполняют тму гимна в четном размере, потом - в совершенном (на 3). Инструментальные ритурнели.

    Magnificat (Величит душа моя Господа, славословие Девы Марии из Евангелия от Луки, звучит по традиции в конце католической Вечерни) - семиголосный, чередование хоровых и сольных разделов.

    Magnificat

Песнь песней

Песнь Соломона, Песнь (всех) песней (ивр. שִׁיר הַשִּׁירִים‎, шир ha-ширим, греч.ᾆσμαᾀσμάτων,ὃἐστι Σαλώμων, лат. Canticum Canticorum Salomonis), Книга Песни Песней Соломона - 30-я часть Танаха, 4-я книга Ктувим, каноническая книга Ветхого Завета, приписываемая царю Соломону. Содержанием Песни Песней является противопоставление чистой любви девушки Суламиты к пастуху участи женщин в гареме Соломона

Интерпретация действующих лиц колеблется от двух (Соломон и Суламита) до трех (где появляется молодой пастух).

Центральная героиня Песни девушка Суламита. У нее смуглая кожа и красные волосы. Она одета в хитон (tunica) и сандалии. В нее влюблен царь Соломон, но она любит молодого пастуха, за что страдает от его стражников. По профессии Суламита крестьянка, она стережет виноград. В конце Песни песней она призывает своего возлюбленного бежать от гнева царя.

От трех лиц попеременно ведется повествование, причём явных границ между «партиями» не обозначено, поэтому местами трудно определить от чьего имени идёт текст.

У евреев существовал запрет на чтение Песни песней до достижения тридцатилетнего возраста, сторонником подобного запрета был и Лютер.

В еврейской традиции основным смыслом Песни песней считается отношение Бога и еврейского народа.

Подобная символика комментаторов Песни песней использована христианами, начиная с апостола Павла, говорящего о браке Христа и Церкви (Еф 5:32). Также невеста из Песни песней считается прообразом Богоматери. Многие эпитеты и выражения, заимствованные из Песни песней («Запечатленный Источник», «Заключенный Виноград», «порока нет в Тебе» и так далее), используются в богородичных песнопениях и текстах богослужений на богородичные праздники. В богослужении католической церкви чтение Песни песней обязательно в праздник посещения Марией Елизаветы. В своём всецерковном послании «Бог - это любовь» Папа Бенедикт XVI упоминает «Песнь всех Песней», используя её лирическое и прямое трактование в поддержку своего тезиса о том, что страсть и самопожертвование любящего - это две половины истинной любви, желающей получать и дарующей.

Псалти́рь, Псалты́рь (от греч. ψαλτήριον, по названию струнного щипкового музыкального инструмента псалтерия) - библейская книга Ветхого Завета, состоящая из 150 или 151 (в православных греческом и славянском вариантах Библии) песен (псалмов, греч. ψαλμός), излагающих благочестивые излияния восторженного сердца верующего при разных жизненных испытаниях. В Еврейской Библии (Танахе) называется תְּהִלִּים (тегилим) - буквально «восхваления», располагается в начале третьего раздела Танаха - Ктувим (Писания). В большинстве языков книга называется просто «псалмы» (греч. ψαλμοί, англ. psalms и т. д., причём это название отличается от еврейского, так как в Танахе греческому ψαλμός соответствуетמִזְמוֹר (мизмор).

Deus in adiutorium meum intende!

О Боже, приди мне на помощь

Domine ad adiuvandum me festina.

Gloria Patri et Filio et Spiritui Sancto.

Sicut erat in principio et nunc et semper

et in saecula saeculorum.

Господи, поспеши на помощь мне

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу.

Как это было в начале, и ныне и присно

должно быть, мир без конца.

Аллилуиа.

Dixit Dominus Domino meo:

Sede a dextris meis:

Donec ponam inimicos tuos

scabellum pedum tuorum.

Virgam virtutis tuae

emittet Dominus ex Sion:

Dominare in medio inimicorum tuorum.

Tecum principium in die virtutis tuae

in splendoribus sanctorum:

Ex utero ante luciferum

Iuravit Dominus,

et non poenitebit eum:

Tu es sacerdos in aeternum

secundum ordinem Melchisedech.

Dominus a dextris tuis confregit

in die irae suae reges.

Judicabit in nationibus,

implebit ruinas:

Conquassabit capita in terrae multorum.

De torrente in via bibet:

Propterea exaltabit caput.

Gloria Patri et Filio ...

Господь сказал Государю моему:

«Воссядь одесную Меня,

пока не повергну врагов Твоих

в подножие ног Твоих!»

Скипетр силы Твоей

от Сиона пошлет Господь:

владычествуй посреди врагов Твоих!

С Тобою власть в день силы Твоей

во свете святынь;

прежде денницы породил Я Тебя

из чрева Моего

Поклялся Господь

и не возьмет слова назад:

«Ты – Священник вовек,

Как был Мельхиседек встарь!»

Господь одесную Тебя,

в день гнева Своего

поразит Он царей,

свершит над народами суд,

многих насмерть поразит,

сокрушит главу пространной земли.

От потока в походе будет Он пить,

сего ради вознесет главу.

Nigra sum , sed formosa,

filiae Jerusalem.

Ideo dilexit me rex

et introduxit me in cubiculum suum

Surge, amica mea, et veni.

Iam hiems transiit,

imber abiit et recessit,

flores apparuerunt in terra nostra.

Tempus putationis advenit.

Черна я, но красива,

Дщери Иерусалимские.

По этой причине он любил меня, царь

И он привел меня в свою комнату

и сказал мне:

"Вставай, моя любовь, выйди.

Пока зима уже прошла,

Дождь пошел и пошел,

Цветы появились на нашей земле.

Время пения он принадлежит.

Laudate, pueri , Dominum,

laudate nomen Domini.

Sit nomen Domini benedictum,

ex hoc nunc et usque in saeculum.

A solis ortu usque ad occasum

laudabile nomen Domini.

Excelsus super omnes gentes Dominus,

et super coelos gloria eius.

Quis sicut Dominus Deus noster,

qui in altis habitat, et humilia respicit

in coelo et in terra?

Suscitans a terra inopem,

et de stercore erigens pauperem,

ut collocet eum cum principibus,

cum principibus populi sui.

Qui habitare facit sterilem in domo,

matrem filiorum laetantem.

Gloria Patri et Filio ...

Хвалите, рабы Господни, хвалите имя Господне.

Да будет имя Господне благословенно отныне и вовек.

От восхода солнца до запада да будет прославляемо имя Господне.

Высок над всеми народами Господь; над небесами слава Его.

Кто, как Господь, Бог наш, Который, обитая на высоте,

приклоняется, чтобы призирать на небо и на землю;

из праха поднимает бедного, из брения возвышает нищего,

чтобы посадить его с князьями, с князьями народа его;

неплодную вселяет в дом матерью, радующеюся о детях? Аллилуия!

Pulchra es , amica mea,

suavis et decora sicut Jerusalem,

terribilis ut castrorum acies ordinata.

Averte oculus tuos a me,

quia ipsi me avolare fecerunt.

Прекрасна ты, возлюбленная моя,

сладкие и любезна, как Иерусалим,

страшно, как огороженной лагерь, выстроенный к битве.

Отврати очи твои от меня,

потому что они сами сделали меня бежать.

Laetatus sum in his,

quae dicta sunt mihi:

in domum Domini ibimus.

Stantes erant pedes nostri

in atriis tuis,

Jerusalem, Jerusalem,

quae aedificatur ut civitas:

cuius participio eius in idipsum.

Illuc enim ascenderunt tribus,

testimonium Israel

ad confitendum nomini Domini,

quia illic sederunt sedes in iudicio,

sedes super domum David.

Rogate quae ad pacem sunt Jerusalem;

diligentibus te.

Fiat pax in virtute tua,

et abundantia in turris tuis.

Propter fratres meos et proximos meos,

loquebar pacem de te.

Propter domum Domini

quaesivi bona tibi.

Gloria Patri et Filio ...

Возрадовался я, как сказали мне:

«В дом Господень пойдем!»

Твердо стали наши стопы

во вратах твоих, Иерусалим!

Иерусалим, устроенный как град,

воедино слит, –

восходят туда племена,

колен Господних племена,

свидетельство Израилю принести,

имя Господне прославлять –

ибо там стоят престолы суда,

дома Давидова престол!

Испросите для Иерусалима мир!

Да благоденствуют, кто любят тебя,

Да будет мир в стенах твоих,

благоденствие – во дворцах твоих!

Ради братьев моих и ближних моих

говорю: мир тебе!

Ради дома Господа, Того, кто наш Бог,

желаю тебе добра!

Duo Seraphim clamabant alter ad alterum:

Tres sunt, qui testimonium dant in coelo:

Pater, verbum et Spiritus Sanctus.

Et hi tres unum sunt.

Sanctus Dominus Deus Sabaoth.

Plena est omnis terra gloria eius.

Два серафима кричали друг к другу:

Свят Господь Бог Саваоф.

Полна вся земля славы Его.

Есть три свидетельствуют на небе:

Отец, Слово и Святый Дух.

И эти три суть едино.

Свят Господь Бог Саваоф.

Полна вся земля славы Его.

Nisi Dominus aedificaverit domum,

in vanum laboraverunt

qui aedificant eam.

Nisi Dominus custodierit civitatem,

frustra vigilat qui custodit eam.

Vanum est vobis

ante lucem surgere;

surgite postquam sederitis,

qui manducatis panem doloris.

Cum dederit dilectis suis somnum.

Ecce, haereditas Domini filii,

merces, fructus ventris.

Sicut sagittae in manu potentis,

ita filii excussorum.

Beatus vir, qui implevit

desiderium suum ex ipsis,

non confundetur

inimicis suis in porta.

Если дома не строит Господь –

к чему строителей труды?

Если града не хранит Господь –

к чему бодрствует страж?

К чему вам рано вставать

и поздно отходить ко сну,

вкушать хлеб маяты?

Друга Он и во сне одарит.

Вот дар от Господа – сыны,

плод чрева – награда от Него;

как стрелы в сильной руке –

сыны юности твоей.

О, благо тому,

кто наполнит ими колчан!

Будет у него ответ,

Когда к воротам подступит враг.

Audi coelum , verba mea,

plena desiderio

et perfusa gaudio.

Dic, quaeso, mihi:

quae consurgens ut aurora rutilat,

Dic nam ista pulchra ut luna,

replet laetitia terras,

Maria virgo illa dulcis,

praedicta de propheta Ezechiel,

porta orientalis?

Illa sacra et felix porta,

per quam mors fuit expulsa,

introduxit autem vita?

Quae semper tutum est medium

inter homines et Deum,

pro culpis remedium?

Omnes hanc ergo sequamur,

qua cum gratia mereamur

vitam aeternam. Consequamur!

Praestet nobis Deus,

pater hoc et filius et mater

praestet nobis.

Pater hoc et filius et mater,

cuius nomen invocamus

dulce miseris solamen.

Benedicta es, virgo Maria,

in saeculorum saecula.

Слушай, небо, мои слова,

полный тоски

и проникнута радостью.

Я слышу....

Скажите, пожалуйста, ко мне:

которое это,

И, встав, как заря ярко-красным цветом,

что я могу благословить?

Я объясню.

Скажи мне, для этой дамы, прекрасной, как луна,

яркий, как солнце,

наполняет радость земли,

небо и море.

Мария.

Девы Марии, что сладкий,

предсказано пророка Иезекииля,

портал Востоке?

Такой человек.

Это священное и радостным является воротами,

Через которую смерти был изгнан и,

и жизнь принес?

То, что мы всегда проверенного посредника

между Богом и человеком,

лечение за наши грехи?

Середине.

Все Поэтому проследим,

Для которого с изяществом мы можем быть

и жизнь вечную. Пойдем с ней!

Давайте следовать.

И один Бог сказал:

Отец об этом, и мать и сын

был выше нас.

И сын отца, и мать твою,

Чье имя мы призываем,

сладостное утешение для обездоленных.

Ответ,.

Благословен Ты, Дева Мария,

во веки веков.

Как соты 19 из Правильное distilans ваши губы,

и сладкий запах твоих одежд,

А запах ладана.

Lauda, Jerusalem , Dominum,

lauda Deum tuum, Sion.

Quoniam confortavit

seras portarum tuarum:

benedixit filiis tuis in te.

Qui posuit fines tuos pacem

et adipe frumenti satiat te.

Qui emittet eloquium suum terrae:

Velociter currit sermo eius.

Qui dat nivem sicut lanam,

nebulam sicut cinerem spargit.

Mittit crystallum suam sicut buccellas.

Ante faciem frigoris eius quis sustinebit?

Emittet verbum suum

et liquefaciet ea,

flabit spiritus eius

et fluent aquae.

Qui annuntiat verbum suum Jacob,

iustitias et iudicia sua Israel.

Non fecit taliter omni nationi,

et iudicia sua non manifestavit eis.

Gloria Patri et Filio ...

Восславь Господа, Иерусалим,

Сион, восхвали Бога твоего!

Крепит Он вереи ворот твоих,

благословляет посреди тебя сынов твоих,

водворяет мир в пределах твоих,

обилием злака насыщает тебя.

Шлет Он на землю глагол Свой,

скоро долетает слово Его;

подает Он снег, как волну,

рассыпает иней, как золу,

кусками мечет Он град,

перед морозом Его кто устоит?

Пошлет слово Свое, и тает всё,

повеет ветром Своим, и воды текут.

Возвестил Он Иакову слово Свое,

Израилю – уставы и законы Свои.

Не с каждым народом поступил Он так,

и законов Его не знают они.

Sonata sopra „Sancta Maria“

Sancta Maria, ora pro nobis.

Святая Мария, молись за нас.

Magnificat anima mea Dominum,

et exsultavit spiritus meus in Deo salvatore meo,

quia respexit humilitatem ancillae suae.

Ecce enim ex hoc beatam me dicent omnes generationes,

quia fecit mihi magna,

qui potens est,

et sanctum nomen eius,

et misericordia eius in progenies et progenies

timentibus eum.

Fecit potentiam in brachio suo,

dispersit superbos mente cordis sui;

deposuit potentes de sede

et exaltavit humiles;

esurientes implevit bonis

et divites dimisit inanes.

Suscepit Israel puerum suum,

recordatus misericordiae,

sicut locutus est ad patres nostros,

Abraham et semini eius in saecula.

Величит душа Моя Господа,

И возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем,

Что призрел Он на смирение рабы Своей, ибо отныне будут ублажать Меня все роды;

Что сотворил Мне величие Сильный, и свято имя Его;

И милость Его в роды родов к боящимся Его;

Явил силу мышцы Своей;

Рассеял надменных помышлениями сердца их;

Низложил сильных с престолов, и вознес смиренных;

Алчущих исполнил благ, а богатящихся отпустил ни с чем;

Воспринял Израиля, отрока Своего, воспомянув милость,

Как говорил отцам нашим, к Аврааму и семени его до века.

Несомненно то, что молитва является центральной частью духовной жизни верующего человека. В молитве человек обращается к Высшей Сущности, в которую верит, это обращение может быть направлено к богам, святым, ангелам, духам, персонифицированным силам природы. Это не просто предполагает, а совершенно четко определяет веру человека в неоднозначность реального мира, его спорность, и существование невидимого мира, чьи представители призваны, так или иначе, помогать человеку.

Опираясь на эту веру, религиозный человек обращается в , благодарением или прославлением.

Примером тому является церковная молитва Деве Марии умиление

Деву Марию в христианстве почитают, как величайшую из святых. Ее именуют Пресвятой Девой, Богородицей, Царицей Небесной, Матерью Господа Бога Нашего Иисуса Христа. Согласно Евангелию, Мария была еврейкой из Назарета, обрученной Иосифу, которая, оставаясь девственницей, зачала первенца Иисуса бессемянно от Святого Духа.

Сильная молитва прославление Девы Марии

«Богородица Дева, радуйся, Благодатная Мария, Господь с Тобою. Благословенна Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, ибо родила Ты Спасителя душ наших. Аминь».

В христианстве молитва Деве Марии о помощи считается наиболее сильной и действенной. Ей молятся, когда требуется защита и помощь, молитвы возносятся вслух или мысленно, часто перед иконами, изображающими Богородицу. Любые так называемые намоленные иконы являются предметами, аккумулирующими парапсихическую энергию, вот почему молящимся кажется, что рядом с иконами с ними самими происходят некие изменения.

Православных молитв Деве Марии много, они разнообразны и годятся для разных случаев жизни. Они могут различаться по содержанию, могут быть хвалебными, благодарственными, просительными, покаянными. Интересно, что впервые Богородицей Дева Мария была названа лишь в середине III века н.э. епископом Александрии Дионисием.

Правильная молитва Деве Марии Пресвятой Богородице

«Царица моя Небесная, Преблагая, Надежда моя и упование мое, Богородица, Заступница несчастных и странников, Радость скорбящих, Покровительница обидимых и терпящих бедствие! Видишь мою беду, видишь скорбь мою. Помоги мне, ибо немощен я, приюти меня, как странника. Обиду мою разреши, ибо в твоей власти! Как не имею я иной помощи, разве не приду я к Тебе, Пресвятая Богородица, Предстательница, благая Утешительница, только к Тебе, о Богоматерь! Ибо ты сохранишь меня и укроешь во веки веков. Аминь».


Служба субботы пятой седмицы Великого поста носит название «Похвала Пресвятой Богородицы».

Это удивительно теплый, добрый и радостный праздник, словно первая весть о грядущей Пасхе, о конце Великого поста и начале торжества Воскресения Христова. В этот день Церковь «восписует похвальное пение» Владычице, в память троекратного избавления царствующего града Константинополя от нападения врагов всесильным Ее заступлением (авары - в 626, персы - в 677, арабы - в 717 годах).

Поводом к установлению праздника послужило случившееся нападение на Константинополь неприятельского флота. Когда точно это произошло, сказать затруднительно. Историки расходятся во мнениях, указывая различные даты периода с VI по IX век. Положение православных греков на тот момент было отчаянное. Чувствуя слабость сил своих, греки обратились с молитвой к Богу и Заступнице усердной за род христианский – Божией Матери. Был совершен крестный ход вокруг города, а когда процессия подошла к морю, патриарх погрузил в воду ризу Божией Матери. Море, дотоле тихое и спокойное, вдруг сильно заволновалось, поднялась страшная буря и потопила корабли врагов.


Тогда во всю эту ночь благодарный народ, пребывавший во Влахернском храме, возгласил Защитнице града победную, всенощную и неседальную (акафист - греч. букв. неседальный) песнь: «Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои, Богородице ". С тех пор постановили ежегодно в этот день, т.е. в субботу 5-й седмицы Великого поста совершать особенно торжественное богослужение в честь Пречистой Девы.

Во Влахернском храме хранилась чудотворная Влахернская икона Божией Матери, написанная святым евангелистом Лукой, и предметы, связанные с её земной жизнью - риза и пояс. Император Константин Великий, основатель Константинополя, посвятил его Божией Матери. Он почитал Пресвятую Деву покровительницею своею и своей новой столицы, воздвигнув в Ее честь множество храмов.

Сначала праздник акафиста совершался в Константинополе во Влахернском храме, но позднее праздник был внесен в типиконы (уставы) монастырей святого Саввы Студийского и потом в церковные богослужебные книги, и с того времени сделался общим для всей Восточной Церкви.

Это самый древний Акафист Богородице и он единственный предназначен церковным уставом к богослужению. Акафист написан в половине VII века, по мнению многих, дьяконом великой Константинопольской церкви Георгием Писидийским, и послужил образцом для всех последующих акафистов, написанных в честь Господа, Пресвятой Девы, святых и церковных праздников. Впоследствии Иосиф Студит написал канон в субботу акафиста, а другие прибавили к сему благодарственные молитвы в воспоминание того же всесильного воеводства Божией Матери.

Свое название «Акафист» получил от того, что в ту ночь люди стоя воспевали песнь Матери Бога-Слова; и в то время как на других (службах) по уставу можно сидеть, в настоящий праздник Богоматери мы все слушаем (похвалу) стоя.

Акафист состоит из 24 гимнов, или песней: 12 кондаков и 12 икосов, расположенных сообразно 24 буквам греческой азбуки. Каждая песнь начинается соответствующею ей по счету буквою, каждый кондак оканчивается псаломским "Аллилуия", каждый икос - приветствием архангела "Радуйся…». Основной темой акафиста является Благовещение Пресвятой Богородицы и Воплощение Сына Божия. Считается, что Суббота Акафиста являлась своего рода предпразднством Благовещения Пресвятой Богородицы. Существует другое его название - "Акафист Благовещения», хотя позднее Благовещению будет написан еще один.

На праздничной утрене весь акафист прочитывается в четыре приема, каждый раз по 3 икоса и 3 кондака. Каждое чтение начинается и заключается пением кондака Взбранной Воеводе. На каждое чтение священнослужители выходят через царские врата на середину храма в облачениях голубого цвета. Существует приходская традиция читать акафист поочередно перед чтимыми богородичными иконами храма.

Икона Похвала Пресвятой Богородицы (Киевская)

На тему Акафиста написаны иконы "Похвала Богородице", главной темой которых является прославление Девы Марии, ставшей, согласно ветхозаветным пророчествам, матерью воплотившегося Бога. В основу иконографии положены слова песни канона пророкам, составленного в VIII веке константинопольским патриархом Германом: «Свыше пророцы тя предвозвестиша, Отроковице: стамну, жезл, скрижаль, кивот, свещник, трапезу, гору несекомую, златую кадильницу и скинию, дверь непроходимую, палату, и лествицу, и престол Царев». На основе этой песни на иконах изображают следующих ветхозаветных пророков, держащих в руках определённые предметы: Иакова с лестницей, Моисея с Неопалимой Купиной, Валаама со звездой, Гедеона с руном, Иезекииля с вратами, Иеремию со скрижалью, Исаию с клещами и углём, Иессея и Аарона с процветшими жезлами, Давида и Соломона с макетами Иерусалимского Храма, Даниила и Аввакума с горами.

Древнейшей иконой Похвалы Богоматери в России является икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из московского Успенского собора, созданная греческим мастером во второй половине XIV века.


В день Похвалы в похвальскую субботу Святой князь Александр Невский одержал победу над немецкими рыцарями на льду Чудского озера. Об этом сообщается в летописях, в том году 5 апреля - совпало с днем субботы Похвалы Божией Матери.

В честь Похвалы Божией Матери построены "Похвальские церкви".
Храм Христа Спасителя и церковь Похвалы Пресвятой Богородицы (1912-1915гг.)

Похвала Владимирской иконе Божией Матери - Древо государства Российского

В Богоявленском кафедральном соборе г. Москвы стало благочестивой традицией ежегодно на Похвалу Божией Матери выносить для поклонения чудотворную икону Божией Матери «Умиление», ту самую перед которой молился в своей келье батюшка Серафим. Последний российский император, страстотерпец Николай II, глубоко чтивший преподобного Серафима, пожертвовал на чудотворный образ Божией Матери золотой оклад, украшенный драгоценными камнями, работы знаменитого ювелира Фаберже. В годы гонения на Церковь она была сохранена верующими, а ныне находится в Патриаршей ризнице.

Похвала Богородице, апостолы; XVI в.; Критская школа; местонахождение: Италия. Венеция. Музей Греческого института византийских и поствизантийских исследований; 87 x 68 см

КЛИКАБЕЛЬНО

Какое же значение имеет в духовной жизни православного христианина Похвала Божией Матери?

Благочестивые христиане проводят время поста в молитвенных подвигах воздержания и борьбы с своими страстями и похотями, с искушениями дьявола. Нетрудно в столь продолжительное время пасть духом, изнемочь телом. И вот Святая Церковь, желая поддержать своих верных чад, напоминает им о чудной помощи и предстательстве за нас грешных Божией Матери.

Песнопения Субботы Акафиста

Тропарь, глас 8: Повеленное тайно прием в разуме, в крове Иосифове тщанием предста безплотный, глаголя Неискусобрачней: Приклонивый схождением небеса, вмещается неизменно весь в Тя. Егоже и видя в ложеснах Твоих приемша рабий зрак, ужасаюся звати Тебе: радуйся Невесто Неневестная.

Перевод: Уразумев таинственный смысл повеления Божия, поспешно явился бесплотный [Архангел] в доме Иосифа и сказал Непознавшей брака: “Приклонивший [Своим] сошествием небеса, не изменяясь, весь вмещается в Тебя. И видя Его в Твоих недрах принявшим вид раба, я в изумлении восклицаю: радуйся, Дева, в брак не вступившая»!

Кондак, глас 8: Взбранной Воеводе победительная, яко избавльшеся от злых, благодарственная восписуем Ти раби Твои Богородице: но яко имущая державу непобедимую, от всяких нас бед свободи, да зовем Ти: Радуйся Невесто Неневестная.

Перевод: Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, как имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе радуйся (древнее приветствие, нынешнее "здравствуй"), Невеста, в брак не вступившая!

Из "Библиологического словаря"
священника Александра Меня
(Мень закончил работу над текстом к 1985 г.; словарь оп. в трех томах фондом Меня (СПб., 2002))

ПЕСНЬ БОГОРОДИЦЫ , славословие, произнесенное Девой Марией в ответ на приветствие Елисаветы (Лк 1: 46-55). Поскольку П.Б. принадлежит к немногим словам Богородицы, приведенным в Евангелиях, она издавна привлекала пристальное внимание проповедников и толкователей.

В нек-рых древних *рукописях библейских слово "Мария" в ст.46 отсутствует, и славословие т.о. вкладывается в уста Елисаветы. Однако большинство библеистов считает этот пропуск ошибкой переписчиков и отдает предпочтение церк. *Преданию, согласно к-рому молитву произнесла именно Дева Мария. В П.Б. есть много отголосков ветхозав. гимнов и псалмов, в частн., молитвы Анны, матери прор.Самуила (1 Цар 2:1 сл.). П.Б. носит мессианский характер; она выражает радость о наступающем дне спасения. Главная тема ее - торжество Божьей правды, возносящей смиренных и низлагающей сильных мира сего. *Желен указывал на тесную связь между П.Б. и воззрениями "бедняков Израилевых" (см. ст. Социальные интерпретации Библии). Возможно, славословие было сложено Самой Девой Марией на основе ветхозав. молитв. *Бенуа видит в нем "дохристианский псалом, вышедший из среды бедняков и воспринятый иерусалимской первообщиной до того, как он был использован Лукой". Иначе говоря, Богоматерь молилась словами гимна, хорошо ей известного. Много дискуссий вызвало слово tape…nwsij, переведенное в *синодальной Библии как "смирение". Ставился вопрос: могла ли смиренная Дева говорить о Своем "смирении"? Ряд толкователей считает, что это слово следует передать как незаметность, уничиженность. В переводе Кассиана (*Безобразова) в данном случае принято слово "малость". П.Б. входит в состав христ. богослужения. В Правосл. Церкви она поется за Всенощным бдением. В России и на Западе ее многократно перелагали на музыку (см. ст. Музыка и Библия).

l *Б о г о с л о в с к и й М.И., Детство Господа нашего Иисуса Христа и Его Предтечи по Евангелиям св. апостолов Матфея и Луки, Каз., 1893; *Г е й к и К., Жизнь и учение Христа, М., 1893, вып.1; архиеп. *И н н о к е н т и й (Борисов), Чтение евангел. сказаний об обстоятельствах земной жизни Иисуса Христа до выступления Его в открытое служение спасению рода человеческого, Соч., СПб.-М., 1877, т.11; *Р о з а н о в Н.П., Ев. от Луки, ТБ, т.9; проч. рус. библиогр. см. в кн.: Б а р с о в М., Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Четвероевангелия, Симбирск, 1890, т.1, с.133; *G a l o J., Marie dans l’Evangile, P., 1958; G e l i n A., Les pauvres de Yahv№, P., 1956 (англ. пер.: "The poor of Jahweh", Collegeville, 1964); *K o v ? r F., Poc? tek Evangelia Luk? sova, P., 1945.

История праздника Похвалы Пресвятой Богородицы

В конце июля 626 года при императоре Ираклии I (610–641) персидские и скифские войска начали усиленный штурм городских стен Царь-града, применяя при этом тяжелую технику. Тогда по благословению Византийского патриарха Сергия I (610–638) народ собрался на ночную молитву во Влахернскую церковь Пресвятой Богородицы, где хранилась святая икона Ее, написанная, по преданию, св. евангелистом Лукой. Потом, выйдя из церкви с чудотворной Влахернской иконой, все люди обошли крестным ходом по стенам города, прося помощи и заступничества Пречистой Девы. И тогда на море поднялась великая буря, которая разбила и потопила корабли противников. Это событие имеет подробное описание в Синаксаре на 5-ю субботу Великого поста:

«Патриарх же со всем множеством народа, Божественныя иконы Богоматере носяще, обхождаше по стенам града выше, и оттуду крепость себе собирая. Яко убо Сарвар от востока, Каган же от запада идяху, и огнем паляще ближняя Царя града… Каган же скифянин от земных стран, к стенам Константина града подходит, со множеством бесчисленным воинством, крепко зело оружии утвержени. Толико бо множество бяше, елико единому гречину, с десятьми скифяны братися. Обаче же непобедимая Предстательница, с малыми зело воины, обретшимися в храме Ея, нарицаемем Пигии, многия от них погуби. Отсудуже грецы дерзновение приемше, от Воеводы не победимыя Божия Матере, онех крепко зело побеждаху. Возревше же на смирение граждане, не прияти быша.

Отвеща бо им Каган, не прельщайтеся Богом, в Онь же веруете. Утре бо веде ваш град прияти имам.

Граждане же слышавше, руце к Богу простираху. Совещашабося купно, Каган и Сарвар, от суши и от моря приити, и хитротворными браньми град прияти хотяше… Лодии же исполнь оружник, обходом моря, еже рог пазухи нарицается, противу храма Божия Матере Влахерне нарицаема. И абие бури силне морю припадше, и разделивши сие на разделение. С корабли бо всеми купно врази вси погибоша».

В Русской истории также известны многочисленные случаи, когда Богоматерь подавала Свою благодатную помощь на поле брани православным воинам, защищавшим родную землю от нашествия супостатов. Примечательно, что, согласно русским летописям, святой князь Александр Невский одержал победу над немецкими рыцарями на льду Чудского озера именно в день Похвалы Непобедимой Воеводе: в 1242 году 5 апреля совпало с 5-ой субботой Великого поста, т.е. с церковным чтением Акафиста. В помощи от монголо-татарских захватчиков и в годы польско-литовской интервенции особенно прославились и иконы Пресвятой Богородицы.

Похвала Пресвятой Богородицы. Богослужение

Служба благодарственной Похвалы в честь Пресвятой Госпожи Богородицы имеет свой отличительный уставной порядок. В этот день, единственный раз в году, в старообрядческих церквях за богослужением поэтапно вычитывается Акафист Богородице (неседальное моление), составленный из 24-х гимнов, или песней: 12-ти кондаков и 12-ти икосов, которые расположены соответственно 24-м буквам греческой азбуки. Каждая новая песнь начинается со следующей ей по счету буквы, кондаки оканчиваются псаломским «Аллилуйя», икосы - приветствием архангела «Радуйся Невесто Неневестная».

Первое время праздник Акафиста совершался в Константинополе в том Влахернском храме, где хранились чудотворная икона Божией Матери и священные предметы земной Ее жизни - риза и пояс Ее; но затем он был внесен в уставы монастырей святого Савы Студийского и в церковные богослужебные книги и сделался общим для всей Восточной Церкви. Тогда же свт. Иосиф Солунский (брат прп. Феодора Студита) составил праздничный канон Похвалы Пресвятой Богородицы.

Пощади Боже наследия Твоего, грехи наша вся презрев ныне. На се имея Молящую Тебе, иже на земли без семени Рождьшую Тя, - поем мы в девятой песне канона Похвалы Богородицы.

Ведь Пресвятая Богородица - главная наша Помощница не только в борьбе с явными супостатами, но также еще и в никогда не прекращающейся невидимой, духовной брани, победа в которой является самой важной в жизни для спасения души человека. Ей молимся в час напасти и уныния, в трудных жизненных обстоятельствах: известно, что благодаря предстательству Богоматери могут получить прощение грехов и самые отчаянные грешники. «Радуйтесь, Я всегда буду вашей Молитвенницею перед Богом! » - так, явившись в неизреченной Своей славе, обещала Пресвятая Дева Христовым апостолам, когда они пребывали в печали по поводу недавнего Ее Успения. «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас! » - взываем мы на каждой церковной службе, с любовью и великой верой обращаясь к Небесной своей Покровительнице.

Акафист Пресвятой Богородице

Авторство Акафиста церковное Предание относит в основном к Византийскому патриарху Сергию I.«Ангел предстатель с небесе…» Первый икос Акафиста начинается Архангельским приветствием Пречистой Деве, далее, до средней его части, следует последовательное повествование Евангельских событий: встреча Пресвятой Богородицы с Елисаветой, разрешение сомнений не ведущего Тайны Боговоплощения св. Иосифа, Рожество Христово, поклонение пастухов и волхвов, упоминание о св. Симеоне Богоприимце, бегство в Египет. К сожалению, мы не так много знаем о земной жизни Пресвятой Богородицы: церковное Предание сохранило здесь относительно краткие сведения. Одним из самых замечательных исторических документов, особенно подробно рассказывающим об отроческих годах и Успении Богоматери, является « » (Лицевой Свод, Всемирная История, книга 3). Редакция «Жития» была составлена на основе ранневизантийского «Слова о родстве Пресвятой Богородицы» греческим иноком Епифанием, подвизавшимся в середине IХ века в монастыре св. Каллистрата. Чтобы лучше понять богослужебный текст Акафиста, хорошо бы со вниманием прочитать и вспомнить о том, как проводила годы Своей земной жизни Пресвятая Дева - «Лествица небесная, по Нейже сниде Бог».

--------
Библиотека Русской веры

В начале «Жития» указана родословная Богоматери, происходившей из колена Иудова и царского рода царя Давыда. Далее сообщается о видении, бывшем в храме св. Иоакиму - отцу Богородицы, когда во время молитвы он услышал чудесный голос: «Будет тебе Дитя, и тем прославишься». До глубокой старости ждал св. Иаков разрешения пророчества, по исполнении которого Благословенную свою Дочь родители назвали Марией, в честь сестры св. праведной Анны. Говоря в своем повествовании о Введении во храм Пречистой Отроковицы, монах Епифаний раскрывает подробности этого события. Так, он пишет, что родители приводили в храм Пресвятую Деву не один, как принято считать, а два раза: первый - когда трехлетняя Мария была с торжеством допущена во Святая Святых. Родители привели Ее со многими дарами, которые принял от них иерей Варахия - отец св. Захарии и праотец св. Иоанна Предотечи. Однако Младенца Марию не оставили тогда на постоянное жительство в храме, но вместе с родителями Она возвратилась обратно домой. По достижении же семилетнего возраста Св. Отроковица была уже полностью вверена попечению иереев для жизни и служения при храме, обучению грамоте и рукоделию.

Восьмидесятилетний старец Иоаким вскоре после этого преставился, св. Анна покинула Назарет и перешла на жительство в Иеросалим, но через два года преставилась и она. Осиротев, Пресвятая Мария выходила только к родственнице Своей св. Елисавете, проживавшей в городе Вифлееме, быстро выучилась грамоте и глубоко вникала в Святое Писание. Среди всех прочих девиц, удивительны были премудрость Ее и высокая добродетель. Как пишет монах Епифаний:

«Было место в церкви слева у алтаря, там пребывала Мария, трудясь у жертвенника в церкви, служа иереям только. Обычай Ее таков: чиста во всем, малоглаголива, скоропослушлива, благоименита, не дерзновенна ко всякому человеку, так что все дивились Ее разуму и глаголам Ее. Делом ее было: прядение шерсти и льна и виссона. Роста была среднего, другие говорят, что невысокого, русая, с золотистыми волосами, очи черные благозрачные, длинные руки, округлое лицо, длинные персты, благодати Божией исполнена и красоты, нелегкомысленна, стыдлива, постоянна, смирение непреложное имела: потому и призрел на Нее Бог, как Та сказала, величая Господа. Одежду же темную любила и носила, как о том свидетельствует Святой Покров Ее. Верили Ей иереи церкви Господней, и питалась в церкви, пребывая в молитве и чтении, в бдении и рукоделии и во всякой добродетели ().

Первое откровение об имевшем совершиться над Ней великом Таинстве Пресвятая Дева получила, будучи еще двенадцати лет от роду: однажды ночью, «когда Она молилась пред дверьми жертвенника, в полуночи свет воссиял более сияния солнечного. И глас от святилища пришел к Ней, глаголя: «Родишь Сына Моего». Она же умолчала, никому же поведав тайны сей, пока Христос не вознесся» ().


Когда Пресвятой Марии исполнилось 14 лет, св. Захария, отец Иоанна Крестителя, помолившись о Ней, взял 12 жезлов от иереев и от родственников других девиц и положил их в алтаре, чтобы узнать от Господа, чья будет Девица. В ответ на его молитвенное прошение пророс жезл св. старца Иосифа, которому было тогда около 70 лет и который приходился двоюродным братом Пресвятой Богородице. Первосвященник с честью поручил ему Пресвятую Деву, но не на брак, а на сохранение и соблюдение непорочного девства. Св. Мария стала жить в дому Иосифа, воспитывая двух его младших дочерей и пребывая, по обычаю, в посте и молитве. По прошествии шести месяцев, в лето 5499 и в 36 лето царствования Августа, месяца дустра (марта) в 25 день недельный, при девятом часе дня, послан был Гавриил к Богородице. Сей месяц, как повествует инок Епифаний, есть «первый среди месяцев в году, в который Бог прогнал тьму и сказал Бог: «да будет свет» - и стал свет» ().

В Божественном Промысле о нашем спасении не бывает случайностей, но все события имеют свой сокровенный смысл. В то же время, когда по Библейской Истории начиналось творение мира и был сотворен свет, сошел и Небесный, Нетварный Свет на землю и воплотился во утробе Пресвятой Богородицы, Которую, по церковной традиции, называем мы «Матерью Света». «Радуйся Светило незаходимаго Света», - так поем на 11-ом икосе Акафиста, вторая половина которого посвящена похвальному славословию Пресвятой Богородице: «радуйся, двери спасения», «радуйся Селение Бога Слова», «радуйся Еяже ради воздвижутся победы»…

Оканчивается Акафист трехкратным пением с земными поклонами 13-го кондака, не имеющего своего икоса, и повторением начального икоса и кондака «Взбранной Воеводе »:

В збрaнной воев0дэ побэди1тельнаz, ћко и3збaвльшесz t ѕлhхъ, бlгодaрьственаz восписu1емъ ти раби2 твои2 бцdе. но ћкw и3мu1щи держaву не побэди1мую, t всsкихъ нaсъ бёдъ свободи2, да зовeмъ ти, рaдуисz невёсто неневёстнаz.

Похвала Пресвятой Богородицы. Иконы

В основу иконографии «Похвалы Богородицы» положены слова ветхозаветных пророчеств, по которым Богородица является «Стамной», «Жезлом», «Свещником», «Горою несекомую», «Златою кадильницей», «Лествицей», «Престолом Царевым» и пр. Здесь иконописный образ очень богат по содержанию и показывает множество древних пророков, которые с почтением окружают Богоматерь и видимыми предметами поясняют свои о Ней изречения. Так, св. праотец Иаков изображается с лестницей, св. пророк Моисей - с Неопалимой Купиной, Валаам - со звездой, Гедеон - с руном, Иессей и Аарон - с процветшими жезлами, Давыд и Соломон - с макетами Иеросалимского Храма, Исаия - с клещами и углём, Иеремия – со скрижалью, Иезекииль - с вратами, Даниил и Аввакум - с горами. Древнейшей иконой Похвалы Богоматери на Руси является икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из московского Успенского собора, созданная греческим мастером во второй половине XIV века.

Храмы в честь Похвалы Пресвятой Богородицы

В XV веке в честь Похвалы Пресвятой Богородицы была освящена церковь в Москве, на углу Всехсвятского проезда и Пречистенской набережной. Впервые упоминается в 1475 году. Храм был единственным в Москве, освященным в честь праздника Похвалы Богородицы. В нем находилась чудотворная икона святителя Николы. В старину этот храм имел еще одно имя - «старая проща», потому что человека, получившего исцеление от иконы, называли «прощенником». В 1629 году деревянная церковь сгорела и была заново выстроена в камне. Старое название этой местности «Башмаки» связано с фамилией думного дворянина, который еще раз перестроил каменную церковь в конце XVII века - Дементия Башмакова. В 1932 году здание храма было снесено с целью освобождения территории для строительства Дворца Советов.

В честь Похвалы Пресвятой Богородицы освящена церковь Троицкого Данилова монастыря в Переславле-Залесском . Каменный храм был построен в 1695 году.

В конце XVI века в честь Похвалы Пресвятой Богородицы была освящена церковь на Димитровском погосте , что под Медным (Тверская область, Новоторжский район, погост Димитровский). Каменная церковь в стиле барокко построена вместо прежней деревянной (1652 г.) на средства И.П. Рожнова. В трапезной размещались теплые приделы: Димитровский и Никольский. Закрыта в 1930-х, разорена. В основном объеме частично сохранились внутренние росписи в стиле академизма. В 1991 возвращена РПЦ, медленно восстанавливается, освящен только главный престол.

О старообрядческих храмах в честь Похвалы Пресвятой Богородицы информации нет.

1. «Слово Епифания монаха о житии Богородицы». Лицевой летописный свод, Всемирная История, книга 3
2. Там же
3. Там же