Весовое оборудование, весы

Славянский Бог Святовит — збручский идол. Бог свентовит

Путеводитель по славянской Вселенной
Збручский идол Святовита - наиболее насыщенный по композиции, является наиболее интересным из дошедших до нас изваяний славянских божеств. Сложность его композиции дает исследователям возможность делать выводы об отражении в ней представлений наших предков о строении мира. Поэтому со времени его находки в реке Збруч он постоянно находился в центре внимания историков и просто любителей славянской древности. Прежде всего бросается в глаза трехярусность изваяния, отражающая трехярусность мира в представлении славян.

В нижнем ярусе отображена Навь – нижний мир, оставивший свое имя в русском языке: навьяк – мертвец. В украинском языке навиженый – одержимый, т.е. находящийся под влиянием Нави. Однако Навь не царство зла - это смерть, которая предшествует жизни, как непроросшее зерно.

Изображенную там фигуру принято считать Велесом, богом подземного царства, однако вряд ли можно с этим согласиться. Велес имел огромное значение в пантеоне славян, из-за специфики его ритуалов, его идолы ставились на отдельных капищах, сложно предположить, что его изобразили на идоле другого бога – это неуважение к обоим. Вероятнее всего, что это души умерших предков, поддерживающие людей из своего нового жилья – Нави. В пользу такой трактовки говорит и отсутствие подобного изображения на одной из граней, что будет обосновано ниже. В среднем ярусе отображен мир людей – Явь, богато представленый в языках всех славянских народов: явный, наяву, проявить, появиться. Там изображены человеческие фигурки. И наконец в верхнем ярусе Правь – мир небесных богов (править, правильный, правый), мир, где находится тот, кому собственно и посвящено изваяние: Бог управляющий и небом, и людьми на земле, и душами умерших в подземном мире.

Невозможно согласиться с тем, что на идоле избражено четыре разных божества, лишь потому, что у идола четыре лица. Единство изображенных образов подчеркнуто тем, что на них надета одна шапка, кроме того имеется описание четырехликого Арконского идола Святовита, сделанное Саксоном-Грамматиком. Существуют и четырехликие Брама и Варуна, идущие из далекого индоевропейского прошлого, откуда пришел и Святовит. Наличие солярного знака на идоле дает возможность соотнести его с Солнцем, как источником света и жизни. Календарный годовой цикл наших предков имел четыре узловых точки, связанных с Солнцем: осеннее и весеннее равноденствия и летнее и зимнее солнцестояния. Эти узловые точки календаря легко отслеживались, сопровождались заметными изменениями в природе и неизбежно обрели мифологическое содержание, приобрели характер мистерий. Это отразилось в иранских гаханбарах, это послужило привязкой и для праздников других индоевропейских народов, особенно начиная с последней трети III тыс. до н. э., когда солнечные календари возобладали над более древними лунными. В соответствии с годовой мистерией Солнца, оно рождалось, мужало, взрослело и старилось.

Каждый этап сопровождался ритуалом, постепенно переродившимся в праздник, каждому этапу посвящена ипостась Солнца-Даждьбога-Святовита. Множественность имен славянских богов, вносящая путаницу в попытки воссоздать мировоззрение славян, вызвана тем, что мы не знаем истинных их имен. Истинные имена богов запретны у многих народов (не каждый христианин, например, знает, что и Иегова, и Саваоф – лишь эпитеты бога Эллахи), известны их прозвища-хейти. Например Перун – стрела, Велес – волосатый (вариант: властелин волов), Даждьбог – дающий бог (а не бог дождя, как многие думают) и т.д.. Рассмотрим первую ипостась Святовита.

Солнце рождается 25 декабря, когда зимнее солнцестояние закончилось, и день начинает приростать. Это Коляда. Праздновать его рождение начали задолго до христианства. Большая часть украинских колядок носит следы поздних христианских переделок, либо вообще не имеет отношения к христианству. « …Радуйся, ой радуйся, земле, Ясен Світ народився», - это до сих пор одна из наиболее популярных колядок в Украине.

На грани идола, соответствующей Коляде, бог не имеет в руках никаких атрибутов, только солярный знак на одежде. Солнечное колесо, символ зимнего солнцеворота, до сих пор присутствует на рождественских праздниках в Карпатах: колесо обвязывают горючим материалом, поджигают и пускают с горы. Обращает на себя внимание еще одна особенность этой грани: в подземном мире нет изображения душ предков. Это объясняется представлениями еще индоевропейскими. У иранцев фраваши – души предков - на зиму улетают к Ормазду, а возвращаются с весной; вполне можно допустить подобный улет предков в Ирий на зиму и у славян. Солнце растет, оно становится воином и побеждает тьму. День становится длиннее ночи.

Это отражено в праздновании Ярилина дня на весеннее равноденствие 21 марта. Многие именно этот день считают началом славянского года. Сейчас это начало года астрологического – первый градус Овна, управляемого богом-воином Марсом (отсюда название месяца – март). Возможно именно в этот день начинался тогда месяц березень, месяц бога-воина Ярилы. На грани идола, соответствующей Яриле изображены меч и конь – чисто воинские атрибуты. Именно Ярило, как ипостась Святовита, был особо почитаем в Арконе - городе воинов, во времена Саксона-Грамматика. Ярило взрослеет. После победы над Тьмой наступает благоденствие и он уступает место зрелому мужу – Купале. Купалу праздновали на летнее солнцестояние, проводив с почестями незадолго до того Ярилу. Это апогей света, самый длинный день в году…

Самая короткая ночь становилась ночью любви, наступающей после дневных состязаний. Эта Купальская ночь имела глубокий практический смысл для племени. Зачатые в эту ночь дети победителей состязаний появлялись на свет в районе весеннего равноденствия, получали достаточно теплого времени чтобы окрепнуть и, с точки зрения астрологии, рождались под знаком Овна, т.е. имели характер воинов, детей Ярилы.

На грани идола, соответствующей Купале, бог держит рог-ритон, символ богатства и радости, рядом с человеком в среднем ярусе изображен ребенок, как символ зачатия и продолжения рода. Выраженная грудь у бога в верхнем ярусе, воспринималась исследователями как аргумент в пользу обобщения идолом нескольких богов. На это можно заметить, что по-меньшей мере двое из известных славянских богов имели мужскую и женскую ипостаси. Это Купало-Купала (Лель-Леля) и Ладо-Лада. Такая двойственность имен, вызвана единеним мужского и женского начал в купальскую ночь и в осеннюю пору свадеб. Именно этим объясняется наличие у Солнца-Святовита признаков женского начала.
Проходит время и Солнце стареет, день начинает уступать ночи, приходит время подведения итогов, наступает время свадеб.

В это время, 22 сентября, праздновался Ладо-Овсень - лада в семье желали молодоженам. С точки зрения астрологии наступает время знака Весов, самого взвешеного, ладного в Зодиаке. У грани идола, соответствующей Ладу, как и у Купалы выражена грудь. В руке Ладо держит кольцо, символ супружества и одновременно символ завершения цикла. В этот день иранцы-зороастрийцы провожают улетающих к Ормазду Фравашей – души предков. Солнце постепенно умирает, все короче дни, все длиннее ночи. И, когда кажется, что зло победило, рождается новое Солнце, наступает зимний солнцеворот, начинается новый солнечный цикл.

Этот день, день рождения Коляды выбрали днем рождения спасителей и пророков во многих религиях мира. Таким образом на изваянии Святовита отражена годовая мистерия Солнца, находящая отклик во всех трех мирах: Яви, Нави и Прави. Она изображена по ходу Солнца – по часовой стрелке. Попытки связать идол с временами года, разумеется, уже были, но циклы Солнца пытались рассматривать против его хода, что вряд ли корректно. Четкая ориентация изваяния по сторонам света дала возможность некоторым исследователям исследователям высказывать предположения о поклонении славян сторонам света, особенно выделяя поклонение Югу.

Однако даже старинные названия сторон света (полдень, полночь, закат, восход), сохранившиеся до сих пор в украинском языке, неразрывно связывают их с циклами Солнца-Святовита. Збручский идол стоял на капище таким образом, что глядя в лицо Купале, молящиеся смотрели на полдень, Яриле – на восход солнца, Ладу – на закат. Чтобы взглянуть в лицо Коляде, надо было зайти к изваянию с полудня и посмотреть на полночь. Поэтому особое внимание Югу обусловлено почитанию Солнца в зените, в момент наивысшей его творящей силы – ипостаси Купала. На основании изучения Збручского идола, вырисовывается образ Святовита как всеобъемлющего, всепроникающего бога. В нем слиты четыре лица – четыре времени года - четыре возраста человека – четыре стороны света. Он объединяет мужскую и женскую сущность, имеет власть в трех мирах. Это выражение не многобожия, а почитания многоипостасного Бога.

Такое казалось бы невероятным при традиционном взгляде на славянскую мифологию, когда делается попытка четко расписать функции богам, как это сделано с поздней греческой мифологией. Однако славянская языческая религия является наследницей ведической традиции. А в ведизме, чем древнее гимны, тем яснее проглядывает множественность проявлений единого Бога, хорошо описанная Ю.Миролюбовым и находящая отражение в Велесовой книге («…Сварог и Перун есть в тоже время и Свентовит…»), и в ведических книгах, где Вишну и Кришна, например, динамично меняются местами в пределах одной страницы. Из христианских источников известно, что до насильственного введения Владимиром культа Перуна, наши предки почитали Рода и Рожаниц.

При этом Род и Рожаницы как бы неразрывны, даже родство их имен указывает на теснейшую связь. В тоже время наличие двух женских божеств при одном мужском нарушало бы гармонию в пантеоне. Эта дисгармония - кажущаяся. Имена Рожаниц упоминаются редко – это Лада и Леля (Купала) – мать и дочь, семья и любовь, осенняя и летняя женские ипостаси Солнца-Святовита. Таким образом Святовит-Дажбог-Солнце, объединяющий в себе еще четырех богов и двух богинь, является не кем иным как Родом - отцом всего сущего, верховным божеством славянского пантеона.


Западные славяне называли Световитом (Свентовит, Световид) нашего Сварога, деда Богов. Русский исследователь фольклора Александр Афанасьев в книге «Древо жизни» писал: «...основа же имени (свят - свет) указывает в Световите божество, тождественное Сварогу: это только прозвания одного и того же высочайшего существа».

Действительно, от имени этого славянского бога происходит само название святости, всего святого, святых праведников (то есть людей, следующих по пути Прави) и божественного света, проливающегося на землю. Кроме того, любой праздник на многих славянских языках называется свято.

Словом, до наших дней Святовит, хотя его храм в Арконе на острове Руен уничтожен датчанами 15 июня 1168 года, представляет самую суть духовной жизни славяно-русов. Когда-то этот храм был одним из самых святых мест Европы, чудом света, не меньшим, чем храм Зевса в Олимпии. И потому возбуждал у соседей зависть и ненависть. В священный во всей Славии город Аркону (Яромарсбург. Германия.) стекались люди из самых дальних краев. Для многочисленных паломников было открыто множество странноприимных домов. Датский хронист Саксон Грамматик (1140 - 1208) оставил для нас описание храма Световита: «...на площади в центре города стоит мастерски изготовленный деревянный храм. Его почитают не только за красоту, но и за величие бога, которому здесь воздвигнут кумир».

Свентовит, Святовит, Световик, Светич - бог Белого света, верховный бог западно-славянского пантеона, бог-всадник, сражающийся с Тьмой. Упомянут в "Славянской хронике" Гельмольда, подробно описан у Саксона Грамматика в "Деянии данов", как главный бог, "бог богов", "самый убедительный в ответах". Именно он чаще всего подразумевается под именем Белобог у славян, функционально соотносим с Аполлоном, т.е. тем самым Атремидом- Артемидом, братом Артемиды- Роженицы. "Отсюда злого бога Дьяволом и Чернобогом, то есть Черным богом, доброго же Белбогом, то есть белым богом называли. Фигуру этого идола, высеченную в камне, можно поныне видеть на Руяне, на полуострове Виттов, в народе именуемую как Виттольд, как бы "Древний Вит".


Камень Свантевита в Альтенкирхен.

Изваяние Световита представляло собой могучую фигуру с четырьмя головами. Каждый лик, смотрящий в определенную сторону света, имел короткую бороду. В правой руке бог держал окованный металлом культовый рог с медом. Левой упирался в бок. Одежда достигала колен, а ступнями он стоял вровень с людьми - на земле. Это изображение было прикрыто багряной завесой. На стенах храма, среди рогов оленей, лосей и туров, висело украшенное самоцветами седло, уздечка и меч с серебренной гравированной рукоятью.

Только служители бога, в белых одеяниях, могли входить в святилище, при этом они задерживали дыхание, чтобы не осквернить им Световита. Они же содержали белых коней бога, на которых тот выезжал по ночам, чтобы сокрушить врагов славян. 300 всадников в красных одеждах сторожили обитель бога.


Идол Святовита установленный в Арконе польскими язычниками в 90-ых годах.

Сопоставляя Черного и Белого богов Петр Альбин в "Миснейской Хронике" (1590 г.) свидетельствует еще об ином имени бога света: "XI. Чернобог был черный бог; подобно как Ютробог - бог зари. Hесомненно, почитался и подобный бог, который, вероятно, означал утреннюю зарю."

Свентовит - предсказатель и податель земных благ - урожаев, святилище Арконы знаменито тем, что жрецы предсказывают будущее (гадая по поступи коня и рогу). Святовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамена, главное из которых называлось Станица.

Итак, кумир бога Света - четырехликий (возможно, что две головы при этом женские), символами Световита являются меч, рог и, возможно, лук, как показано на ряде средневековых польских гравюр. Требы Световиту и/или Белобогу приносились в виде высокого пирога, который резался на четыре части, а возможно, и разносился затем на все четыре стороны, в согласии с направлением взора Световита. Одним из главных праздников Световита-Белобога можно считать календарный Таусень - осенний солнцеворот, когда урожай собран, и надо заботиться о благополучном новом - в следующем году.

Существовало несколько способов гадания служителями Световита о грядущем. Одни из них - с помощью священного белого коня бога. Перед входом в храм втыкали в землю три ряда скрещенных копий. Через них проводили коня. Если он начинал движение с правой ноги, то будущее обещало быть счастливым. Если с левой, то все могло сложиться плохо. И до сих пор существует поверье, что встать утром с левой ноги - плохая примета.

«На белой Руси не без добрых людей», - издревле говорили в народе, именуя белым и Отечество свое, и царя, и веру. А белый свет всегда был воплощением мира, земли и небес, всей необъятной
Вселенной. Живая память о древнем Белбоге и доныне сохраняется в преданиях о Белуне.


Ольга Ершова. Белобог.

Особо почитали этого бога в Белоруссии. Здесь верили, что заблудившегося в лесу человека обязательно приведет домой седобородый старец, похожий на волхва. В счастливую минуту белорусы говорили: «Словно подружился с Белуном». Или: «Темно в лесу без Белуна». Недаром в стародавние времена парни и девушки, собираясь с приходом осени на посиделках, распевали: Хоть и светит в небесах луна - Ох, темно в лесу без Белуна!

Его почитают также подателем богатства и плодородия. Во время жатвы Белун приходит на нивы и помогает жнецам в их работе. Чаще всего он показывается в колосистой ржи с сумою денег на носу, манит какого-нибудь бедняка и просит утереть себе нос: если тот исполнит просьбу, то из сумы посыплются деньги, а Белун исчезнет.

Олицетворяющих космическое мужское родовое начало, мужское семя, живой свет. Бог, дающий свет, тепло и жизнь, оживляющий и оплодотворяющий природу. Световид всегда юн, Молод. Каждое утро он на солнечных конях, охраняемых Полканом (Полуконем), приезжает в свой небесный дом, врата в который ему отворяет также всегда юная Мерцана — богиня зари.
Световид вооружен: в левой руке у него лук, на бедре в серебряных ножнах висит огромный меч, а в стороне висят, также непомерной величины, седло и уздечка его коня. Световиду посвящался белый конь, на которого никто не смел садиться, кроме главного жреца храма. Идол Световида устанавливался в храме и ограждался пурпурными занавесями. Световид связан с красным цветом — красной была и крыша храма.
Четыре лица Световида символизировали его Власть над всеми сторонами света и всеми временами года; рог в руке знаменовал изобилие, Порождаемое теплом и светом; лук и стрелы означали лучи солнца, а меч — защиту и покровительство. Белый конь, посвященный Световиду, символизировал его солнечных коней. Считалось также, что на этом коне Световид с войнами выезжает на битвы с врагами. По утрам смотрели, насколько конь выглядит уставшим, и на основании этого делался вывод о победах Световида над супостатами.
Световид - вездесущий Дух. Энергия Рода, пронизывающая все сущее. За легендами Род, родившийся однажды из яйца, выдохнул из себя Дух, который, отдаляясь от него, сотворил Всемирье.


Збручский идол Световида разделен на три сегмента. Они символизируют собой Великий Триглав - три мира: Правь (Сварга) - высший мир (небо), обитель Богов; Явь - проявленый мир живых существ; Навь - нижний (подземный) мир, обитель метрвых. В каждом сегменте видно изображение богов, которые скорее всего есть Владыки этих миров. В Велесовой книге описан Великий Триглав, который состоит из Сварога, Перуна и Святовида. Некоторые исследователи провели паралели этого Триглава с христианской Святой Троицей: Бог отец (Сварог), Бог сын (Перун), Бог Дух Святой (Святовид). Но если есть отец и сын, то где же тогда мать? Я считаю по другому. Если взять Збручского идола, где изображен Великий Триглав, то видно три мира и три владыки в них. Владыка Сварги (Прави) - Сварог, Владыка Яви - Перун, а владыка Нави - Велес. Световид на эту роль никак не подходит, так как он не есть одним из трех сегментов в Збручском идоле. Разделение збручского идола на три сегмента говорит о том, что Световид присутствует в трех мирах одновременно. А также, проводя паралель с индийским Ведическим Триглавом, в котором Брахма связан с созиданием (Правь, рождение, развитие), Вишну с сохранением сотворенного Брахмой (поддержание жизни), а Шива с разрушением (Навь, смерть), можно реконструировать cлавянский Триглав: Брахма - Сварог, Вишну здесь - Перун, Шива - Велес. (Его уже реконструировал волхв Велеслав, и я полностью с ним согласна в этом.) Ведические знания в Индию принесли арии, поэтому здесь уместно смело проводить парралели.
Также Световид четырехглавый. Я предполагаю, что это деление на четыре головы, которые смотрят по разным сторонам света (мира), скорее всего связанно с четырьмя сезонами года и с четырьмя состояниями солнца, известными нам как зимнее и летнее сонлцестояния, весеннее и осеннее равноденствие. А также это четыре стороны света: восток, юг, запад и север; четыре времени суток: утро, день, вечер, ночь и четыре возраста: детство, юность, зрелость и старость. Таким образом Световид охватывает все и стоит во главе всего. С помощью четырех голов он весь Свет Видит, потому он и Световид.
А еще Световида можно расматривать как Свет Рода. В человеке он присутствует в виде истинного сознания "Азъ Есмь" - ощущение истинного "Я", ощущение того что "Я Есть!" Наше истинное сознание часто сокрыто от нас разными шорами ложного "Я", когда мы считаем, что Я - это тело, Я - это эмоции или чувства, Я - это мои мысли или мой ум, Я - это мое имя, Я - инженер, Я - студент, Я - панк (накладывания на себя социальных образов)... Но в процессе духовной эволюции, когда человек снимает с себя шоры ложного "Я" - не тело или чувства убивает, а представление о себе как о теле или чувствах, он обнаруживает, что он и есть этот Свет Рода Всевышнего - сам Световид, которому подвласно видеть всю Вселенную такой, какая она есть на самом деле без искривлений.
Некоторые утверждают, что Световид - это Род. Я считаю это верным утверждением. А разделение присутсвуют здесь лишь для удобства понимания. На самом деле Род и Световид Суть одно. Ведь дух, дыхание человека это же и есть сам человек, это нельзя отделить от него. Так же и Дух Рода - это и есть сам Род. Тем более на Руси слово "дыхание" и "дух" имели одно и то же значение. Мы дышим воздухом. А воздух - это ВОЗ ДУХа. Именно через дыхание в нас поступает энергия жизни. Человек без воздуха не проживет ни минуты. Йогическая система дыхательных упражнений Пранаяма, с помощью которой человек накачивает себя энергией, еще раз доказывает это. Посредством своего духа Род взаимодействует с нами и Духом его мы связаны с ним. Дух его питает нас и дает нам жизнь и через дух его, который присутствует в нас, мы способны познать Его.
Фаллоподобная форма Световида дает еще одно сравнение его с Родом. Так как мужской фаллос в состоянии эрекции - это символ Рода. Это говорит о том, что во главе всего стоит сексуальная сила - сила любви и созидания. Под этой силой наши предки понимали не только соитие между самцом и самкой (кстати, это очень примитивное понимание сексуальной энергии), а глобальную силу Высшего Рода-Творца, которая оплодотворяет всю Природу-Роженицу и она родит. Небо оплодотворяет Землю дождями, солнечным теплом и плодится урожай. Сексуальная энергия и аграрное дело было у наших предков неразделимо. Без этой всевышней силы творения небыло бы вообще ничего живого. Многим это сложно понять, так как воспитанные христианством, мы научились отбрасывать от себя жизнь, как проявление чего то бренного, низменного, погрузшего в грязи и грехопадении. Отрекаясь от сексуальной природы, мы отрекаемся от жизни, ведь именно с ее помощью мы появились на свет и благодаря ей мы сейчас живы. Сексуальная энергия творит жизнь. И Род творит жизнь во Всемирье сексуальной энергией. Христианство - это религия смерти, она отреклась от священного творения жизни, значит и от жизни вообще и повесила труп Бога на кресте, который символизирует смерть.(инф. от ведического инфопортала)

Световид - бог плодородия, к нему слали молитвы об изобилии плодов земных.
В честь Световида на протяжении всего года устраивались пышные праздники.
Во время зимнего поворота солнца отмечался праздник, посвященный грядущему торжеству Сварога-Световида над нечистой силой. Это время получило название «святок». Святки начинались от Солнцеворота и шли вплоть до Велесова дня.
Еще в честь Световида праздновался весенний праздник, который посвящался пробуждению природы, появлению молниеносных облаков и дождевых ливней - он получил название святой, или светлой, недели.

Вторник находится во власти Световида - бога, «аккумулятора» лучших деловых качеств людей. Присутствие красного цвета в вашей одежде либо любой предмет, которым вы часто пользуетесь, того же цвета - необходимое условие вторника, так как красное притягивает Световида. Он поможет вам избежать денежных

афер, оградит от покушений на ваш кошелек, банковский счет и т. п., поддержит в осуществлении давно начатого денежного предприятия. Другое условие получения помощи этого бога - совершение финансовых операций с постоянным присутствием цифры 4, которая убережет вас от оплошностей, убыточное дело превратит в прибыльное, облегчит денежные переговоры.
Например, во время заключения договора повторите 4 раза его главную идею или выделите 4 наиболее важных пункта. Устройте так, чтобы в важной деловой встрече участвовали 4 человека. А рассчитываясь, отдайте 4 купюры (или кратное 4 число - 8,12, 16 и т.д.), получайте деньги таким же образом. Постарайтесь деловые переговоры и денежные дела завершить к 4 часам дня, тогда результаты будут лучше, а прибыль выше.
Для приумножения капитала вечером во вторник проведите обряд; начертите круг диаметром 25см, нарисуйте в его середине жирную точку. Слева от точки напишите «запад», справа - «восток», сверху - «север», снизу - «юг». Затем на эти отметки поставьте по рюмке, чашке или другой емкости красных тонов и налейте в каждую по 4 чайных ложки воды. Сядьте поудобнее и глядя на воду, загадайте желания. «Запад» - желание о денежном успехе; «восток» - желание узнать тайны, которые от вас скрывают; «север» - желание на любовь; «юг» - исполнение своего давнего сокровенного желания.
Проделав это, слейте воду в одну посуду (тоже красного цвета) и выпейте со словами:
Как эта водица быстрая, водица чистая, так и мои желания скоро явь довеку.

Богъ Святовитъ — Бог-Покровитель Духа нашего, Родов наших и Отцов наших.

Богъ Святовитъ — Небесный Бог-Покровитель Великого Духа нашего, всех древних Родов наших и всех Многомудрых Отцов и Предков наших. Он помогает сохранять в Родах наших все древние Предания, сказания, былины и Веды.

Святовит наставляет все Роды Великой Расы и потомков Рода Небесного на Благостную, Созидательную и Святую Жизнь, в коих чистая Совесть мерилом всех деяний является.

«Среди множества славянских божеств главным является Святовит, бог земли ранской, так как он — самый убедительный в ответах. Рядом с ним всех остальных они как бы полубогами почитают. Поэтому в знак особого уважения они имеют обыкновение ежегодно приносить ему в жертву человека — христианина, на какого укажет жребий. Из всех славянских земель присылаются установленные пожертвования Святовиту».

(А.Ф. Гильфердинг («История балтийских славян», СПБ, 1974, с.109) , сами балтийские славяне называли его: Свантовит.)

«Святовит, бог земли руянской, занял первое место среди всех божеств славянских, светлейший в победах, самый убедительный в ответах. Поэтому в наше время не только вагрская земля, но и все другие славянские земли посылали сюда ежегодно приношения, почитая его богом богов. Король же находится у них в меньшем по сравнению со жрецами почете. Ибо тот тщательно разведывает ответы [божества] и толкует узнаваемое в гаданиях. Он от указаний гадания, а король и народ от его указаний зависят». «Войско они направляют, куда покажет гадание, а, одержав победу, золото и серебро относят в сокровищницу своего бога, остальное же делят между собой».

«Среди различных жертв жрец имеет обыкновение приносить иногда в жертву и людей — христиан, уверяя, что такого рода кровь доставляет особое наслаждение богам».

Что интересно, в храмах, кумирах (богах) и ритуалах Арконы ученые видят нечто общее с религией кельтов (в том числе то, что и у кельтов и у руян жрец почитался больше, чем король).

Впрочем, это совсем не значит, что король у руян почитался мало. Напротив, Саксон Грамматик пишет, что во время одной битвы «двое славян бросились в лодку и искали спасения от неприятеля; за ними пустился в погоню Яромир, государь ранский, и пронзил одного из них копьем; другой обернулся и хотел отомстить за товарища; но увидав, что поднимает руку на ранского царя, благоговейно отбросил копье в сторону и пал ниц» . Как видим, даже угроза неминуемой смерти не могла заставить славянина преступить свой долг повиновения правителю ран, носившего, судя по благоговейному поведению воина, даже не только политический, но и, опять же, религиозный характер. Можно представить, по сравнению с этим, каким было почитание руянского жреца.

Как понятно из уже сказанного, руяне исповедовали языческое многобожие и главным их богом был Святовит или Свантовит (его же могут называть в литературе: (Световид, Свентовид, Свантевит), которого, видимо, иначе называли еще Белбогом.

Саксон Грамматик так описывает идол Святовита в Арконе: «В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир, (Свентовита) с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две - к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая - налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян. В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука уподоблялась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов деревьев и так искусно были соединены с коленами, что только при внимательном рассматривании можно было различить фуги. Ноги стояли наравне с землёй, их фундамент сделан был под полом. В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями. Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины, ножны, чёрен которого, помимо красивых резных форм отличались серебряной отделкой… Кроме того этот бог имел также храмы в многих других местах, управляемые жрецами меньшей важности. … Святовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамёна, главное из которых называлось Станица… Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской».

Четыре головы, по-видимому, символизировали власть бога над четырьмя сторонами света (как четырьмя ветрами) и четырьмя сезонами времени, то есть были символами космического бога пространства-времени (сходного с римским Янусом).

Рог в руке Святовита символизировал власть бога над урожайностью и плодородием, что означает почитание Святовита как бога плодородия, жизненной и растительной силы.

Меч, тем более «огромной величины», или «огромной длины», как говорится в другом варианте перевода, – атрибут бога войны.

Святовит (Световит) [зап.-слав. Svantavit, Szuentevit, Zwantevit (h) в латинской передаче от слав. *svet - «святой, священный»], в западнославянской мифологии «бог богов», упоминаемый Гельмольдом и Саксоном Грамматикой. Световит - высший бог, связан с войной и победами и потому считался божеством войны и победы, его часто представляли в образе воина - всадника; его атрибуты - меч, знамя, боевые значки, в т. ч. изображавшие орла, и копья.

Культовый центр Световита - четырёхстопный храм в балтийски-славянском городе Аркона. Оно описано в многочисленных хрониках, в которых говориться, что святилище представляло собой каменный храм, выкрашенный в красный цвет. Там находилось изображение бога в виде четырехликого идола. Кроме того, в храме хранились и военные атрибуты Святовита: меч, знамя и копье. При храме жил белый священный конь. Считалось, что по ночам бог выезжает на нем, чтобы принять участие в сражениях с врагами. Поскольку подобные идолы обнаружены и на территории России, следует считать, что в глубокой древности Святовита почитали у всех славянских народов. Символический цвет Световита - красный: его храм был увенчан красной кровлей, в капище был пурпурный занавес, в сундуках - множество пурпурных одежд. Белый священный конь при храме Святовита после ночи оказывался покрытым грязью: верили, что ночью он выезжал для борьбы с врагами. При гаданиях коня подводили к трём рядам копий, и если он спотыкался на левую ногу, это считалось дурным предзнаменованием, если же ступал с правой ноги - добрым. Ответы оракула Святовита считались наиболее весомыми. Идол Святовита имел четыре головы, расположенные справа, спереди и сзади (это описание сопоставляется с четырёхглавым Збручским идолом), что позволяет соотнести Святовита и его четырёх-столпный храм с четырёхчленной (север - юг - запад - восток) моделью мира в славянской мифологии. Четырёхчленность Святовита находит многочисленные параллели в других традициях с четырёхглавыми божествами или четвёрками богов, охранителей стран света. Имя Святовит (Световит), очевидно, представляет собой эпитет. Есть основания думать о глубинной связи Святовита с первоначальным громовержцем (см. Перун) , в образе которого особенно подчеркнута воинская функция (эпитет «святой» относится, в частности, к балт. Перкунасу).

Саксон Грамматик пишет: "Город Аркона лежит на вершине высокой скалы; с севера, востока и юга огражден природною защитой... с западной стороны защищает его высокая насыпь в 50 локтей... Посреди города лежит открытая площадь, на которой возвышается деревянный храм, прекрасной работы, но почтенный не столько по великолепию зодчества, сколько по величию бога, которому здесь воздвигнут кумир. Вся внешняя сторона здания блистала искусно сделанными барельефами различных фигур, но безобразно и грубо раскрашенными. Только один вход был во внутренность храма, окруженного двойной оградою... В самом храме стоял большой, превосходящий рост человеческий, кумир, с четырьмя головами, на стольких же шеях, из которых две выходили из груди и две - к хребту, но так, что из обеих передних и обеих задних голов одна смотрела направо, а другая - налево. Волосы и борода были подстрижены коротко, и в этом, казалось, художник сообразовывался с обыкновением руян. В правой руке кумир держал рог из различных металлов, который каждый год обыкновенно наполнялся вином из рук жреца для гадания о плодородии следующего года; левая рука уподоблялась луку. Верхняя одежда спускалась до берцов, которые составлены были из различных сортов деревьев и так искусно были соединены с коленами, что только при внимательном рассматривании можно было различить фуги. Ноги стояли наравне с землей, из фундамент сделан был под полом. В небольшом отдалении видны были узда и седло кумира с другими принадлежностями. Рассматривающего более всего поражал меч огромной величины, ножны, черен которого, помимо красивых резных форм отличались серебряной отделкой... Кроме того этот бог имел также храмы в многих других местах, управляемые жрецами меньшей важности. Кроме того при нем был конь, совершенно белый, у которого выдернуть волос из гривы или хвоста почиталось нечестием... Святовита символизировали разные знаки, в частности, резные орлы и знамена, главное из которых называлось Станица... Власть этого небольшого куска полотна была сильнее власти княжеской."
Итак, кумир бога Света - четырехликий (возможно, что две головы при этом женские), символами Световита являются меч, рог и, возможно, лук, как показано на ряде средневековых польских гравюр. Требы Световиту и/или Белобогу приносились в виде высокого пирога, который резался на четыре части, а возможно, и разносился затем на все четыре стороны, в согласии с направлением взора Световита. Вино было сладким, потому что на его терпкий запах слетались насекомые - свидетели верований утверждают, что кумир Белобога был облеплен мухами. Из-за этого его отождествляли с Вельзевулом. На самом деле речь идет только лишь о том, что требы приносились сладким, вероятно совершались возлияния непосредственно в уста кумира или они мазались жертвенным медом.
Одним из главных праздников Световита-Белобога можно считать календарный Таусень - осенний солнцеворот, когда урожай собран, и надо заботиться о благополучном новом - в следующем году.